В одной семье росла девочка по имени Догбе. У нее было много братьев и сестер. Все дети помогали родителям в работе на поле и дома. Только одна Догбе ничего не умела делать и ничему не хотела учиться. Так и выросла она лентяйкой.

Выросла и превратилась в очень красивую девушку. Один юноша полюбил Догбе за красоту и пришел к ней свататься. Но родители Догбе отказали ему, говоря, что не будет ему счастья с такой женой. Ведь она не сможет приготовить ему даже акассу — руки у Догбе совсем неумелые.

Юноша ушел, а оскорбленная Догбе стала горько плакать. Проплакала она целый день и спать легла в слезах. А наутро стала просить мать помочь ей — хочется ей быть работящей да умелой.

— Научись сперва готовить, дочка. Вот хотя бы акасса. Приготовлять его совсем не трудно. Возьми кукурузу, залей на день водой, затем потолки. Получившуюся муку опять залей водой. Отруби всплывут наверх, удали их от остальной муки, а тесто поставь варить. Пока варится, добавляй в него воды и мешай все время. Всплывет тесто наверх — значит, сварилось. Можешь делать из него хлебцы. Потом заворачивай их в листья и неси на рынок.

На следующий день Догбе, едва только проснулась, взяла у отца денег, купила кукурузы и стала приготовлять хлебцы, как ее учила мать. А затем понесла на рынок продавать.

Юный любитель литературы, мы твердо убеждены, в том, что тебе будет приятно читать сказку "Лентяйка (Сказка фон)" и ты сможешь извлечь из нее урок и пользу. Сюжет прост и стар как мир, но каждое новое поколение находит для себя в нем нечто актуальное для себя и полезное. Удивительно легко и естественно сочетается текст, написанный в прошлом тысячелетии, с нашей современностью, актуальность его нисколько не уменьшилась. Увенчано успехом желание передать глубокую моральную оценку действий основного персонажа, побуждающее переосмыслить и себя. Очарование, восхищение и неописуемую внутреннюю радость производят картины рисуемые нашим воображением при прочтении подобных произведений. Зачастую в детских произведениях, центральным становятся личностные качества героя, его противление злу, постоянно пытающегося сбить добра-молодца с верного пути. Здесь во всем чувствуется гармония, даже негативные персонажи они, словно являются неотъемлемой частью бытийности, хотя, конечно выйдя за границы приемлемого. Сказка "Лентяйка (Сказка фон)" читать бесплатно онлайн нужно вдумчиво, разъясняя юным читателям или слушателям непонятные им и новые для них детали и слова.

В одной семье росла девочка по имени Догбе. У нее было много братьев и сестер. Все дети помогали родителям в работе на поле и дома. Только одна Догбе ничего не умела делать и ничему не хотела учиться. Так и выросла она лентяйкой.
Выросла и превратилась в очень красивую девушку. Один юноша полюбил Догбе за красоту и пришел к ней свататься. Но родители Догбе отказали ему, говоря, что не будет ему счастья с такой женой. Ведь она не сможет приготовить ему даже акассу — руки у Догбе совсем неумелые.
Юноша ушел, а оскорбленная Догбе стала горько плакать. Проплакала она целый день и спать легла в слезах. А наутро стала просить мать помочь ей — хочется ей быть работящей да умелой.
— Научись сперва готовить, дочка. Вот хотя бы акасса. Приготовлять его совсем не трудно. Возьми кукурузу, залей на день водой, затем потолки. Получившуюся муку опять залей водой. Отруби всплывут наверх, удали их от остальной муки, а тесто поставь варить. Пока варится, добавляй в него воды и мешай все время. Всплывет тесто наверх — значит, сварилось. Можешь делать из него хлебцы. Потом заворачивай их в листья и неси на рынок.
На следующий день Догбе, едва только проснулась, взяла у отца денег, купила кукурузы и стала приготовлять хлебцы, как ее учила мать. А затем понесла на рынок продавать.
Так она делала каждый день и заработала немало денег.
Как-то пошел юноша, сватавшийся за Догбе, на рынок и купил там несколько хлебцев. Понравились они ему. Стал он спрашивать, кто же приготовил такие вкусные хлебцы, и очень обрадовался, когда узнал, что это хлебцы Догбе. Вскоре он женился на Догбе.
Молодые были очень счастливы, и муж не мог нарадоваться на свою трудолюбивую жену.


«

Африканская сказка «Лентяйка».

Цель урока : учить находить главную мысль произведения; совершенствовать навык правильного, выразительного, сознательного чтения; развивать устную монологическую речь учащихся, творческое воображение, интерес к чтению

Ход урока

1. Организационный момент

Пусть книги друзьями заходят в дома,

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.

Книга – верный друг детей,

С ней живется веселей!

2. Речевая разминка. (презентация)

3. Проверка домашнего задания.

– Какие мудрые мысли, крылатые слова из басен Крылова вы хотите прочитать (сказать)? Из какой они басни?

4. Сообщение темы урока

Сегодня мы с вами совершим виртуальное путешествие на один материк. А вот, что это за материк, вы должны догадаться сами.

Что же это за страна?
Очень жаркая она.
Солнце, лето круглый год
Море, пальмы и песок.
Тут пустыни жаркие,
Звёзды ночью яркие.
Есть леса дремучие,
Растения колючие.
Что же это за страна?
Очень жаркая она.
(Африка)

Ребята, а что вы знаете об Африке?

Африка – это самый жаркий материк в мире. Летом там всегда светит солнце, а зимой идут дожди. Но есть там также страны, в которых вообще не бывает зимы, а лето стоит круглый год. Больше половины территории Африки занимают пустыни и саванны. В пустынях все покрыто песком, растения встречаются очень редко. Днем там жарко, но ночью становится холодно. Иногда дует сильный ветер и бывают песчаные бури, во время которых находиться в пустынях опасно и для зверей, и для человека. Люди передвигаются там на верблюдах, эти животные очень выносливы и могут обходиться без пищи и воды много дней.

В саванне не так жарко, как в пустыне, но все равно лето там засушливое. Зато зимой идут дожди, благодаря им растут травы, кустарники и деревья. Все это является пищей для животных, поэтому их в саванне много. Это антилопы, жирафы, зебры, водятся там и страусы. На них охотятся львы и леопарды. Есть в саванне и более крупные животные, это слоны и носороги.

В Африке много тропических лесов, их называют джунглями. Там тепло и влажно, много травы и высоких деревьев. Между ними растут лианы, это вьющиеся растения, которые цепляются за ветки и стволы и тянутся вверх, к солнцу. В джунглях много непроходимых мест, где растения стоят сплошной стеной, через которую не может пройти ни человек, ни зверь. Поэтому многие животные Африки селятся прямо на деревьях, например, обезьяны, их в джунглях очень много. Здесь же живут различные птицы, а также змеи. В густых зарослях прячутся антилопы, кабаны, газели, на них постоянно ведут охоту хищники – леопарды, дикие кошки, пантеры.

В Африке есть также горы, реки и озера. В воде живут крокодилы и бегемоты, множество рыб и других обитателей, сюда приходят на водопой и те животные, что обитают на суше.
Этот материк населяет множество различных народов, всего там проживает около одного миллиарда человек. В Африке находится 55 стран.

Вы уже догадались из какой страны наше произведение?

5. Подготовка к восприятию.

– Познакомьтесь с названием следующего произведения.

Что вы можете сказать о нем до чтения?

К какому жанру относится это произведение?

Докажите, почему это народная сказка?

Сказки каких народов вы знаете?

6. Актуализация изученного материала.

Игра « перевертыши»

7. Знакомство с текстом проводится в виде чтения про себя.

8. Обсуждение прочитанного, перечитывание и работа с текстом.

Найдите в тексте объяснение африканского слова «акассу».

(Хлебцы из кукурузной муки.)

– С чего начинаются события сказки?

– Почему Догбе названа в сказке лентяйкой? Подтвердите

словами текста. («Только одна Догбе ничего не умела делать и ничему не хотела учиться».)

Читая начало сказки, вы сочувствуете героине или осуждаете ее? Почему?

– Какое событие в сказке вы считаете главным?

– Что заставило Догбе измениться?

– За что юноша полюбил Догбе?

– Разве этого мало – быть красивой?

– Чем закончилась сказка?

– Какова главная мысль сказки?

ФИЗМИНУТКА

9. Работа по теме урока.

Рабочая тетрадь с. 25 № 4-5

Как вы понимаете смысл пословиц:

Всяк кузнец своего счастья;

Кто любит труд, того и люди чтут;

Собирай по ягодке – наберешь кузовок;

Чему научишься в молодости, пригодится в старости;

Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть?

– Какие из этих русских пословиц совпадают с главной мыслью африканской сказки?

10. Итог урока.

Со сказкой какой страны мы познакомились?

Что вы запомнили об этой стране?

Какая главная мысль этой сказки?

Как вы думаете, а как бы закончилась сказка, если бы Догбе не изменилась?

11. Рефлексия. Слайд

12.Домашнее задание

Учащиеся готовятся к творческому пересказу: девочки – от лица Догбе, мальчики – от лица жениха.

В одной семье росла девочка по имени Догбе. У нее было много братьев и сестер. Все дети помогали родителям в работе на поле и дома. Только одна Догбе ничего не умела делать и ничему не хотела учиться. Так и выросла она лентяйкой.

Выросла и превратилась в очень красивую девушку. Один юноша полюбил Догбе за красоту и пришел к ней свататься. Но родители Догбе отказали ему, говоря, что не будет ему счастья с такой женой. Ведь она не сможет приготовить ему даже акассу - руки у Догбе совсем неумелые.

Юноша ушел, а оскорбленная Догбе стала горько плакать. Проплакала она целый день и спать легла в слезах. А наутро стала просить мать помочь ей - хочется ей быть работящей да умелой.

Научись сперва готовить, дочка. Вот хотя бы акасса. Приготовлять его совсем не трудно. Возьми кукурузу, залей на день водой, затем потолки. Получившуюся муку опять залей водой. Отруби всплывут наверх, удали их от остальной муки, а тесто поставь варить. Пока варится, добавляй в него воды и мешай все время. Всплывет тесто наверх - значит, сварилось. Можешь делать из него хлебцы.

Потом заворачивай их в листья и неси на рынок.

На следующий день Догбе, едва только проснулась, взяла у отца денег, купила кукурузы и стала приготовлять хлебцы, как ее учила мать. А затем понесла на рынок продавать.

Так она делала каждый день и заработала немало денег.

Как-то пошел юноша, сватавшийся за Догбе, на рынок и купил там несколько хлебцев. Понравились они ему. Стал он спрашивать, кто же приготовил такие вкусные хлебцы, и очень обрадовался, когда узнал, что это хлебцы Догбе. Вскоре он женился на Догбе.

Молодые были очень счастливы, и муж не мог нарадоваться на свою трудолюбивую жену.


Рассказывают, жил где-то парень. Женили его. Стали молодые жить в мире и согласии, только жена оказалась очень ленивая. Как случится работа потяжелей, так она сразу больная, подняться не может с постели. Больше всего она охала в жаркую летнюю пору. Дождется, пока все на работу уйдут, сразу поднимется, выскребет весь рис, какой есть в горшке, и давай его уписывать, а если вареного не осталось, сама себе сварит.

Вот раз свекор и говорит:

– Приведу-ка я знахарей, пусть они ей руки пощупают. Непонятная немочь у нашей невестки. Пусть они натолкут ей лекарства, а не поправится – отошлем ее назад в отчий дом, да там и оставим.

Он и вправду пошел за знахарями. Привел их и просит:

– Пощупайте руки у нашей невестки и скажите, какой недуг ее мучит. Сами мы ума не приложим, что с ней. А то ведь люди скажут, да и сват тоже: «Гляньте, они ей и помочь не хотят».

Один знахарь взял ее за руку, подержал и улыбнулся. Потом другой взял и тоже усмехнулся легонько. Сели и не говорят ничего.

Хозяин их спрашивает:

– Что с ней, почтенные? Что вы нашли? Скажите, сделайте милость. Лечить-то чем ее будем?

– Недуг у нее тяжкий и застарелый,– говорят знахари. – Постарайтесь найти целебных корней, растолките их и дайте ей выпить.

– Я не понимаю в целебных корнях,– отвечает хозяин. – Я вас прошу: принесите такое снадобье, чтобы ее на ноги поставить. А если лекарство надо купить и самим ей давать, объясните, как это делать. Назовите мне все, что может помочь, а то нам ее не вылечить.

А разговор-то идет рядом с больной, и она все слышит. Вот знахари и говорят:

– Все так, почтенный. Раз ты нас позвал, мы найдем средство. Только мы вот что хотим сказать: чтобы леченье ей помогло, нам надо сперва заклинанья прочесть, а то паше средство пользы не принесет.

– Ладно,– отвечает хозяин. – Делайте все, что нужно, чтобы ее вылечить. Коли начнем, так надо и кончить.

– Хорошо,– говорят знахари,– договорились. Мы пойдем за нашим средством, а как достанем его, мы ее заговорим, а потом уж снадобье станем давать.

– Поторопитесь, сделайте милость, – просит хозяин. – Принесите лекарство сегодня или – крайний срок – завтра. Пора-то рабочая, а больную одну оставлять тоже неладно. Нужно бы к пей приставить кого-нибудь, да у нас и так рук не хватает. Сделайте милость, достаньте лекарство поскорее, не медлите.

– Хорошо,– говорят,– мы его найдем и доставим сегодня. А завтра дадим ей.

Сказали так знахари и пошли вон из дома. На пороге они задержались и объяснили хозяину, что его невестка страдает ленивой лихорадкой.

– Как же нам тогда ее вылечить? – всполошился тот.

– Подожди,– говорят. – Никому ни словечка. У нас есть средство и на такой случай. А ты будь спокоен.

И вот, правду сказать, оба знахаря пошли в лес, выкопали два клубня тирры, больших, словно тыквы, и принесли их с собой. Вечером они пришли в дом к больной и сказали:

– Мы достали лекарство. Сегодня мы лечить ее им не будем, а завтра, как станет светать, мы его ей дадим.

Только знайте, прежде всего мы вон там, в дальнем конце улицы у перекрестка, заговорим вас всех, и больную тоже, а уж потом средство наше применим. Мы вам это сейчас для того говорим, чтобы с утра никто из вас никуда не ушел.

– Ладно,– те говорят. – Это годится.

– Значит, договорились,– сказали знахари. – Ждите, мы завтра рано придем.

Тут знахарям поужинать дали. Те поели и ушли.

На другой день они поднялись с петухами. Первым делом взяли клубни тирры, отнесли в конец улицы и там оставили. Потом пошли в дом к больной и всех там на ноги подняли. Попросили медную чашку с водой, щепотку сурьмы и старое решето. Собрали что нужно и повели всех в конец улицы к перекрестку. Там усадили больную на решето и помазали ее свиным пометом. Потом взяли оба клубня тирры, повесили ей на шею и сказали:

– Ты, невестка, пройди три раза вверх и три раза вниз по улице, а мы тебя тут будем ждать. Три раза пройдешь и тем снимешь помехи, что творят нам темные силы, тогда и мы сможем с этого места сойти. Ты уж не медли и иди поскорей три раза в оба конца.

Сказать по правде, эта невестка так и пошла в таком виде по улице, и народ весь глазел на нее и громко смеялся, а ребятишки толпой бежали следом, били в ладоши, хлопали себя по ягодицам, подпрыгивали и визжали от радости. Даже родные, что остались стоять в конце улицы, надрывались от смеха. Прошла она раз, знахари ей говорят:

– Запомни, носи на себе это лекарство, пока не поправишься. Ну, а как будешь совсем здорова, отвяжешь и выбросишь.

Пошла невестка во второй раз по улице, а народ над ней так смеется, что она стыда не стерпела, сорвала с себя прочь «лекарство» — и со всех ног домой. Смеху вслед еще больше.

Как она убежала, вся семья тоже вернулась домой, и знахари ее спросили:

– Скажи-ка, невестка, ты не потому ль отвязала и бросила наше лекарство, что сразу поправилась?

Тут она сама над собой рассмеялась, а знахари ей говорят:

– Смотри, никогда больше так не болей, а то мы опять принесем это лекарство. Мы ведь любой недуг распознаем.

С того дня невестка выздоровела, никогда больше больной не прикидывалась и прилежно работала. Вот как ленивая невестка исправилась – отучили ее лениться.