Детство

Родной деревни Александра Сокурова сейчас нет на карте России. В 1956 году населенный пункт был затоплен при пуске Иркутской гидроэлектростанции.

Кинорежиссер рос в семье военнослужащего, участника Великой Отечественной войны. Папа был вынужден постоянно ездить по командировкам к разным местам службы. Поэтому семья колесила по городам вместе с главой семейства. Александр пошел в школу в Польской Народной республике, а получил аттестат зрелости в Туркмении.

В 1968 году Сокуров поступил в Горьковский государственный университет на исторический факультет. А во время учебы молодой человек трудился в редакции художественного вещания местного телевидения. Свои первые телепрограммы студент выпустил уже в 19 лет. Тогда в эфир вышло несколько телефильмов под его руководством, телепрограммы прямого эфира, в частности спортивные. В 1974 году Сокуров выпустился из ВУЗа и получил диплом историка.

Спустя год, Сокуров поступил во Всероссийский государственный институт кинематографии на режиссерский факультет. Он учился в мастерской режиссуры научно-популярных фильмов под руководством А. Згуриди. Александр так хорошо учился, что ему дали именную стипендию С. Эйзенштейна. К слову, во время учебы он познакомился с Юрием Арабовым, это сценарист, а так же главный соратник и союзник в творчестве Сокурова.

Режиссерские работы

В 1979 году Александр Сокуров сдал экзамены экстерном. Начинающий режиссер был вынужден заранее окончить ВУЗ из-за нарастающего конфликта с руководителями Госкино и администрацией института.

Молодого человека обвинили в формализме, а так же в антисоветских настроениях. Из-за этого все студенческие работы студента отвергались.

Поэтому первый художественны фильм режиссера под названием «Одинокий голос человека», который был снят по произведениям Андрея Платонова (немногим позже картина получила ряд престижных наград на фестивалях) не была засчитана руководством института как дипломная работа. Ленту должны были уничтожить, но спасло кадры банальное воровство: Арабов и Сокуров взломали архив, украли бобину, а на ее место положили другую, не такую значимую.

Кстати, именно в это время Александра Сокурова морально и профессионально поддерживал режиссер Андрей Тарковский. Он довольно высоко оценил первую работу начинающего режиссера.

«Посмотри фильм под названием «Одинокий голос человека». У режиссера играют в картине не актеры и не любителя, а простые люди с улицы. Притом в этом есть некий странный стиль, срез, то есть какие-то странные аспекты, присутствуют куски, который я, не скрываю, завидую. Мне так не снять. Могу сказать, что других сценах я смог бы и выше подняться, но я такого не делал никогда. В фильме есть черно-белый кусок, который был снят рапидом и немой. И это не один кадр.


В ленте гениальных четыре кадра. И это только за одну картину. Стоит вспомнить Виго. У него всего два фильма, но он уже стал гением, остался в веках. У Сокурова есть несколько странных вещей, необъяснимых, порой глупых, несвязных, но он гений. И это рука гения!», - говорил коллега Александра Сокурова.

Александр хотел работать на «Мосфильме», но его категорически не устраивали там условия работы. А по рекомендации Тарковского в 1980 году режиссера зачислили на киностудию «Ленфильм». Там то Сокуров и снял свои первые игровые фильмы. Одновременно режиссер сотрудничал со студией документальных картин в Ленинграде. И в разное время там выпустил все свои документальные ленты.

Первые картины, которые снял Александр Сокуров в Ленинграде, кстати, вызвали негативную реакцию в Госкино и от партийных органов. Мужчина много раз заявлял, что ему предназначили место в сыктывкарском лагере. И в течение довольно долгого времени, до конца 1980 года, ни одного фильма Сокурова не допустили к прокату.

Даже в самые тяжелые времена, когда режиссер был на грани физической гибели, Тарковский два раза организовывал Александру выезд за рубеж. Но Сокуров, по собственным словам, не смог покинуть страну из-за русского языка и духовных сокровищ Эрмитажа. Со всем этим ему не хотелось расставаться.

Александр Сокуров на видео

В конце 80-х годов прошлого века фильмы, которые были ранее сняты Сокуровым, вышли в прокат. Более того, ленты с большим успехом представляли Россию на международных кинофестивалях. Такие победы воодушевили режиссера и начал активно работать. В 80-х и 90-х годах Сокуров снимал сразу по несколько картин в год. И у него остается время на благотворительные программы на радио для молодежи. Одновременно с этим занимался с группой молодых режиссеров при «Ленфильме». Накануне наступления нового века он вел на питерском телевидении передачи «Остров Сокурова». В телепередачах обсуждали вопросы места кинематографа в культуре.

Кстати, с середины 90-х Александр Сокуров вместе со своими коллегами осваивал технологии видео. Этим он продолжает заниматься до сих пор.

Группа Сокурова сняла несколько документальных фильмов, некоторые были сделаны по заказу японских телеканалов, при поддержке японских друзей.

Режиссер снял порядка 20 художественных картин, среди которых «Дни затмения», «Мать и сын», «Молох», «Телец». А так же документальные фильмы, которых значительно больше, к примеру, «Московская элегия», «Петербургская элегия», «Советская элегия».

Награды и признание

Режиссер Сокуров был участником и лауреатом многочисленных международных фестивалей. В ряде стран мира почти каждых год организовываются ретроспективы фильмов Александра.

В копилке мастера награды международных кинофестивалей, премии имени Тарковского, ФИПРЕССИ. Александр Сокуров стал лауреатом Госпремии России в 1997 году, а так же Премии Ватикана в 1998 году «Премия Третье тысячелетие». 43 раза режиссера номинировали на призы разных киноконкурсов, 26 раз побеждал.

В Мурманске

В 1995 году Александра Сокурова, по решению Европейской Киноакадемии, вписали в сотню лучших режиссеров мирового кино.

В 2010 году в Кабардино-Балкарском госуниверситете имени Бербекова открыли мастерскую Сокурова. Тут же набрали 15 студентов.

Личная жизнь Александра Сокурова

Александр Сокуров живет в Санкт-Петербурге и не только реализует свои творческие начинания. Режиссер стоит у руля общественной группы активистов-градозащитников, это «Группа Сокурова», которая разговаривает с властью и защищает от разрушения старый Петербург.

В 2011 году Сокуров, на Венецианском фестивале, получил премию «Золотой лев» и премию Экуменического жюри. Такой чести он удостоился за картину «Фауст», это итоговый фильм тетралогии о власти. Во время вручения приза председатель жюри премии Даррен Аронофски сказал, что «этот фильм меняет жизнь каждого, кто посмотрит картину».

Родился 14 июня 1951 года в деревне Подорвиха Иркутской области (в 1956 году затоплена при пуске Иркутской ГЭС) в семье военнослужащего, участника Великой Отечественной войны. В связи с тем, что отец Сокурова часто командировался к различным местам службы, семья вынуждена была переезжать вместе с ним. А. Сокуров начал учиться в школе в Польской Народной Республике, а закончил в Туркмении. В 1968 году поступил на исторический факультет Горьковского государственного университета. Во время учёбы работал в редакции художественного вещания Горьковского телевидения, где уже в возрасте 19 лет выпустил свои первые телевизионные программы: несколько телевизионных фильмов, телевизионных программ прямого эфира, в том числе и спортивные передачи. В 1974 году Сокуров защитил диплом историка и завершил обучение в университете.

В 1975 году поступил на режиссёрский факультет Всероссийского государственного института кинематографии (мастерская режиссуры научно-популярного фильма под руководством А. М. Згуриди). За отличную учёбу получал именную стипендию С. Эйзенштейна. В период обучения Сокуров знакомится с Юрием Арабовым, сценаристом, главным его союзником и соратником в творчестве. В 1979 году, сдав экзамены экстерном, режиссёр на год раньше срока был вынужден закончить обучение из-за нарастающего конфликта с администрацией института и руководителями Госкино: его обвинили в формализме и в антисоветских настроениях, из-за чего его студенческие работы категорически отвергались. В итоге первая художественная картина «Одинокий голос человека» по повести Андрея Платонова (позже получившая несколько престижных фестивальных наград) не была засчитана руководством института в качестве дипломной работы. Картина подлежала уничтожению, но спасло её банальное воровство - Сокуров и Арабов взломали архив, выкрали бобину, подложив на её место другую - менее значимую.. Именно это время для Сокурова ознаменовано моральной и профессиональной поддержкой режиссёра Андрея Тарковского, высоко оценившего первый фильм молодого режиссёра:

Сокуров хотел работать на «Мосфильме», однако условия работы там его не устраивали. По рекомендации А. Тарковского в 1980 году Сокуров был зачислен на киностудию «Ленфильм», где снял свои первые игровые картины. Одновременно сотрудничал с Ленинградской студией документальных фильмов, где в разное время выпустил все свои документальные работы.

Первые фильмы, снятые режиссёром в Ленинграде, вызвали негативную реакцию как Госкино, так и партийных органов. Сокуров многократно заявлял, что ему предназначено место в лагере под Сыктывкаром. В течение долгого времени, вплоть до конца 1980-х годов, ни один из его фильмов не был допущен к прокату. В тяжёлые времена, когда Сокурову угрожала физическая гибель, Тарковский дважды организовывал ему выезд за рубеж, однако режиссёра, по его словам, удержали русский язык и духовные сокровища Эрмитажа, с которым ему более всего не хотелось расставаться.

В конце 1980-х годов снятые Сокуровым ранее фильмы не только вышли в прокат, но и с большим успехом представляли русское кино на международных кинофестивалях. В 1980-1990 годы режиссёр интенсивно работает, снимая часто по несколько картин в год. Одновременно он принимает участие в работе благотворительных программ для молодежи на радио, занимается с группой молодых начинающих режиссёров при киностудии «Ленфильм». В 1998-1999 годах ведёт на Петербургском телевидении цикл передач «Остров Сокурова», в которых обсуждаются вопросы места кинематографа в современной культуре. С середины 1990-х годов Сокуров со своими коллегами начал освоение технологии видео, которое продолжается до сих пор. Группой Сокурова снято несколько документальных видеофильмов, в том числе по заказу японских телевизионных каналов, благодаря энтузиазму и участию японских друзей.

Режиссёр становился участником и лауреатом многих международных фестивалей, в разных странах мира почти ежегодно проходят ретроспективы его фильмов. Он неоднократно получал награды международных кинофестивалей, премии ФИПРЕССИ, премии имени Тарковского, является лауреатом Государственной Премии России (1997) и лауреатом Премии Ватикана - «Премия Третье тысячелетие» (1998). Сокуров 43 раза номинировался на призы самых престижных киноконкурсов, из которых 26 раз одерживал победу.

В 1995 году по решению Европейской Киноакадемии имя Александра Сокурова включено в число ста лучших режиссёров мирового кино.

В 2010 году открыта мастерская Сокурова в КБГУ (Кабардино-Балкарский государственный университет имени Х. М. Бербекова), в г. Нальчик. Набрано 15 студентов. Режиссёр живёт в Санкт-Петербурге, где, кроме реализации творческих начинаний, возглавляет общественную группу активистов-градозащитников - так называемую «Группу Сокурова», ведущую диалог с городской властью на тему защиты от разрушения старого Петербурга.

10 сентября 2011 года на церемонии закрытия 68-го Венецианского кинофестиваля Александр Сокуров получил «Золотого льва» и премию Экуменического жюри за картину «Фауст», завершающую цикл, названный им тетралогией о власти. На вручении главного приза председатель жюри Даррен Аронофски отметил, что «решение было единодушным: это тот фильм, который меняет жизнь каждого, кто его увидит».

В декабре 2011 года генеральный консул Японии в Санкт-Петербурге от имени японской императорской семьи вручил Сокурову почётный Орден Восходящего солнца с золотыми лучами. На церемонии режиссёр признался в особом отношении к Японии и высказался за возврат Россией «земель, принадлежавших японскому народу».

Награды

  • 1987 - Бронзовый Леопард Кинофестиваля в Локарно за фильм «Одинокий голос человека»;
  • 1987 - Московский кинофестиваль - приз внеконкурсной программы;
  • 1987 - номинация на Золотого Медведя Берлинского кинофестиваля за фильм «Скорбное бесчувствие»;
  • 1988 - номинация на премию «Ника» за фильм «Одинокий голос человека»;
  • 1988 - номинация на первом вручении European Film Awards за фильм «Дни затмения»;
  • 1989 - приз Берлинского кинофестиваля в рамках форума нового кинематографа за фильм «Дни затмения»;
  • 1991 - Роттердамский кинофестиваль: приз FIPRESCI за фильм «Круг второй» и KNF Award за фильмы «Элегия» и «Простая элегия»;
  • 1995 - решением Европейской киноакадемии Александр Сокуров признан одним из ста лучших режиссёров мирового кино;
  • 1997 - Государственная премия России;
  • 1997 - премии Московского кинофестиваля имени А. Тарковского, кинокритиков России и специальный приз жюри за фильм «Мать и сын»;
  • 1997 - Заслуженный деятель искусств России;
  • 1998 - Лауреат Премии Ватикана - «Премия „Третье тысячелетие“». Вручена Иоанном Павлом II;
  • 1999 - МКФ в Каннах: приз за лучший сценарий к фильму «Молох»;
  • 1999 - номинация на Золотую пальмовую ветвь МКФ в Каннах за фильм «Молох»;
  • 1999 - номинация на European Film Awards за фильм «Молох»;
  • 2001 - Государственная премия России (За фильмы «Молох» и «Телец»);
  • 2001 - премии Гильдии киноведов и кинокритиков России за лучшую операторскую работу и лучшую режиссуру фильма «Телец»;
  • 2001 - номинация на Золотую пальмовую ветвь МКФ в Каннах за фильм «Телец»;
  • 2001 - номинация на European Film Awards за фильм «Элегия дороги»;
  • 2002 - Приз за изобразительное решение за фильм Русский ковчег на МКФ в Торонто;
  • 2002 - премия «Ника» за лучший фильм, лучшую операторскую работу и режиссуру фильма «Телец»;
  • 2002 - Специальный приз МКФ в Сан-Паулу за общий вклад в кинематограф;
  • 2002 - Кинофестиваль в Торонто: приз за фильм «Русский ковчег»;
  • 2002 - номинация на Золотую пальмовую ветвь МКФ в Каннах за фильм «Русский ковчег»;
  • 2002 - номинация на European Film Awards за фильм «Русский ковчег»;
  • 2003 - Приз FIPRESCI на МКФ в Каннах за фильм «Отец и сын»;
  • 2003 - «Премия Свободы», учреждённая польским режиссёром Анджеем Вайдой и компанией «Филип Моррис»;
  • 2004 - Народный артист России;
  • 2004 - премия «Ника» за фильм «Русский ковчег»;
  • 2004 - Себряный Кондор, приз Аргентинской ассоциации кинокритиков за фильм «Русский ковчег»;
  • 2005 - номинация на Золотого Медведя Берлинского кинофестиваля за фильм «Солнце»;
  • 2005 - Ереванский кинофестиваль, лучший фильм конкурса - «Солнце»;
  • 2006 - Почётный Леопард Кинофестиваля в Локарно за особый вклад в кинематограф;
  • 2007 - номинация на Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля за фильм «Александра»;
  • 2007 - Премия имени Робера Брессона «За духовные искания в кино» на МКФ в Венеции;
  • 2007 - Обладатель премии имени Тарковского;
  • 2010 - Всероссийская премия «Хранители наследия» (г. Псков). Номинация: «Подвиг»;
  • 2010 - Мексиканская премия цифрового кино «Эль Почoте»;
  • 2010 - «Небесная линия» (премия за общественную деятельность в сфере градозащиты Петербурга);
  • 2011 - «Золотой лев» (главный приз) 68-го Венецианского кинофестиваля за фильм «Фауст».
  • 2011 - Орден Восходящего солнца (Япония)

Фильмография

Художественные фильмы

  • 1978-1987 - Одинокий голос человека
  • 1980 - Разжалованный
  • 1986 - Ампир
  • 1983-1987 - Скорбное бесчувствие
  • 1988 - Дни затмения
  • 1989 - Спаси и сохрани
  • 1990 - Круг второй
  • 1992 - Камень
  • 1993 - Тихие страницы
  • 1997 - Мать и сын
  • 1999 - Молох
  • 2000 - Телец
  • 2002 - Русский ковчег
  • 2003 - Отец и сын
  • 2004 - Солнце
  • 2007 - Александра
  • 2011 - Фауст

Документальные фильмы

  • 1974 - Самые земные заботы
  • 1975 - Лето Марии Войновой
  • 1978 - Последний день ненастного лета
  • 1978-1988 - Мария
  • 1979 - Соната для Гитлера
  • 1981 - Альтовая соната. Дмитрий Шостакович
  • 1982 - И ничего больше
  • 1984 - Жертва вечерняя
  • 1985 - Терпение труд
  • 1986 - Элегия
  • 1986 - Московская элегия
  • 1990 - Петербургская элегия
  • 1990 - Советская элегия
  • 1990 - К событиям в Закавказье
  • 1991 - Простая элегия
  • 1991 - Ленинградская ретроспектива (1957-1990)
  • 1991 - Пример интонации
  • 1992 - Элегия из России
  • 1995 - Солдатский сон
  • 1995 - Духовные голоса
  • 1996 - Восточная элегия
  • 1996 - Робер. Счастливая жизнь
  • 1997 - Смиренная жизнь
  • 1997 - Петербургский дневник. Открытие памятника Достоевскому
  • 1998 - Петербургский дневник. Квартира Козинцева
  • 1998 - Повинность
  • 1998 - Узел. Беседы с Солженицыным
  • 1999 - dolce… (нежно)
  • 2001 - Элегия дороги
  • 2004 - Петербургский дневник. Моцарт. Реквием
  • 2006 - Элегия жизни: Ростропович, Вишневская
  • 2009 - Интонации
  • 2009 - Читаем блокадную книгу

Александр Сокур, о личной жизни, жене и детях которого поговорим в статье, стал узнаваемым благодаря съемкам фильмов, которые популярны и сейчас.

Александр Николаевич Сокуров — великий советский и российский кинорежиссёр и сценарист. Это человек, который непременно с душой вкладывается в каждую свою картину, который умеет подсказывать актёрам, как сделать их персонажей на 100% живыми и настоящими.

Александр Сокуров в молодости

За плечами Александра не только почетные звания, которые стали для него формальностью, за его плечами мировое признание и свой вклад в мировой кинематограф. Современная личная жизнь Александра Сокурова никаким образом не связана с детьми, так как он так и не смог найти себе жену.

Родился 14 июня 1951 года. Тогда ещё ребёнок и далеко не режиссёр рос в деревне Подорвиха, что в Иркутской области. Если учиться Александр начал в Польше, то закончил обучение только в Туркмении — это случилось из-за работы отца, который был военным и часто командировался от места к месту. Александр Сокуров с раннего детства понимал, что личная жизнь и дети имеют для него самое большое значение, но найти вою любимую ему таки не удалось.

Режиссер Александр Сокуров

Выбранный Александром факультет вряд ли мог стать основанием для того, чтобы в будущем он стал великим режиссёром — начинал он с исторического факультета. В процессе обучения, что особенно интересно, он попал в коллектив, занимавшийся телевизионными трансляциями, и очень увлёкся соответствующими процессами. Как потом напишет сам Сокуров, атмосфера творчества здесь была многократно выше, чем при изучении истории, где ты знакомишься с тем, что уже прошло.

Тут впервые Александр Сокуров почувствовал острое желание творить самому, создавать формы и принимать полезные решения. В итоге впервые он приступит к созданию полноценной телевизионной программы ещё в 19 лет.

Затем последуют телевизионные фильмы, программы прямого эфира и многое другое, что позволит ему набираться знаний и опыта в очень серьёзном коллективе.

Александр Сокуров — первые пробы съемок кино

Что примечательно, Александр всё-таки не бросил заниматься историей и в 1974 году получил долгожданный диплом. Но наладить в то время Александру Сокурову свою личную жизнь не удалось, он не смог найти жену, обзавестись детьми, а отдал себя полностью кино.

Становление режиссёром

Профессиональное обучение на режиссёра начинается для Сокурова в 1975 году. Он поступает в распоряжение А. М. Згуриди, который тогда занимался научными картинами и смог многому научить Александра. С учёбой Сокуров справлялся идеально, в результате чего получил стипендию Эйзенштейна.

Именно во время этого обучения Сокуров познакомился с Юрием Арабовым, который на долгое время стал его другом и штатным сценаристом. Из-за обвинения в антисоветских настроениях Александру пришлось срочно экстерном завершать обучение в институте, с чем он тоже успешно справился.

Александр Сокуров за работой

В итоге была создана очень талантливая работа «Одинокий голос человека», которая в результате получила несколько почётных наград, но при этом не была принята руководством учебного заведения и были проблемы с зачётом по дипломной работе.

Дошло даже до того, что данная картина подлежала уничтожению, но Сокуров и Арабов, как два верных товарища, взломали архив и смогли спасти плёнку.

Именно в этот момент, когда Сокуров мог надломиться и опустить руки, увидев это невероятную машину, которая готова стирать всё и вся, ему моральную и профессиональную помощь оказал сам Андрей Тарковский, который высоко оценил труды юного дарования.

Александр Сокуров и Борис Ельцин

Александр Сокуров и его личная жизнь всегда стояли в стороне, он не мог найти жену, завести детей, так как постоянно работал. Разнообразные поездки по миру, работа с кинопроектами и множество других направлений его работы мешали ему достичь той цели, о которой он все время мечтал. На сегодня получить более подробные сведения о его жизни можно на различных биографических сайтах.

Поиск своего места

С поиском места под солнцем у Сокурова начались проблемы. Предполагается, что именно после негативных мнений о нём в институте за подозрения на нелюбовь к Советскому Союзу, ему создали невыносимые условия работы на «Мосфильме». Лишь рекомендация Андрея Тарковского помогла Александру занять место в киностудии «Ленфильм», где он и начал снимать по-настоящему хорошее, качественное игровое кино. Помимо этого, оставалось время и силы для того, чтобы снимать качественное документальное кино.

Александр Сокуров на съемках фильма «Франкофония»

Жены и детей у Александра Сокурова не было, как и личной жизни, все это создало определённые сложности. В средствах массовой информации не раз появлялись сведения о его связях с женами других знаменитостей, но все факты опровергались. Таким образом, он до сих пор остается завидным холостяком.

Всё было далеко не так просто, как, быть может, хотелось бы. Уже первые его работы вызывают бурное негодование со стороны партийных органов. Помимо этого, Сокуров начинает подозревать, что от него хотят избавиться совершенно основательно, отправив «в лагерь под Сыктывкаром». Очень долгое время Сокурова проверяли на прочность.

Кадр из фильма «Фауст»

Позже Александр скажет, что переезд был остановлен из-за любви к русскому и Эрмитажу — две вещи, потери которых он не мог перенести.

Воздух свободы

В конце 1980-х откровенная тюрьма, в которой оказался Сокуров, завершается. Теперь его фильмы выходят в прокат, собирают полные залы и поражают великолепными достижениями и уровнем. Мир открывает для себя Сокурова, а он наконец-то ощущает, что оказался услышанным.

На рубеже эпох Сокуров начинает снимать несколько картин в год и выдаёт все идеи, все задумки, всё, что наболело за последние годы. Картины получаются интересными, нестандартными, чувственными. Именно в этот период становится, очевидно, что Сокуров не тянется к кому-то, а создаёт свой уникальный стиль, который идёт изнутри.

Александр Сокуров получил «Золотого льва» в Германии за фильм «Фауст»

В 1995 году мировое признание было закреплено окончательно — Сокурова назвали одним из 100 лучших мировых режиссёров, когда-либо живших.

Такого признания добиваются, на самом-то деле, единицы, а для человека, которого десятки лет подряд пыталась сломать государственная машина, это настоящее достижение.

Теперь Сокуров становится почётным гостем любого мирового кинофестиваля, теперь он попадает в число судей, его мнение слушают, на него ориентируются, ему уделяется много внимания. Из 43 номинаций в различных кинофестивалях он получил 26 призов.

Общественная позиция

Как человека Сокурова очень хорошо характеризует не только его кино, неповторимый стиль и умение не сдаваться, но и общественная позиция. Он был одним из первых, кто ещё в 2008 году почувствовал, что возможен конфликт России и Украины.

Великий режиссер и сценарист Александр Сокуров

Он был одним из тех, кто первым понял, что политики и активные деятели России продолжают провоцировать, продолжают искажать факты и настраивать народы друг против друга. Всегда бросалось в глаза то, что Александр Сокуров не терпел чрезмерной роли государства в жизни человека при Советском Союзе, не терпит и в Российской Федерации.

Это делает его настоящим режиссёром, который не находится в вакууме, Александр не говорит о том, что мы отдельно, а он отдельно, но который стремится к тому, чтобы в этом мире, в каждой его детали действительно был баланс.

Планы на будущее

Александр с большим удовольствием продолжает говорить о том, что всегда готов продолжать работу, стремиться к большему и, конечно же, полностью отвечать за сделанное. Действительно, это именно тот человек, который полностью отдаётся работе. Мы видим, что Сокуров способен на многое.

В свободное от съемок времени Александр Сокуров посещает Лувр во Франции

Несмотря на то, что современный мир кино переполнен релизами, ведь снимать стало просто, никто не может чувствовать дух времени так тонко, никто не может так легко возвращаться в прошлое, забегать в будущее и учить нас в настоящем. Это великий режиссёр и живое наследие целой эпохи, этот человек и его работа принадлежат всему миру.

Для самого Александра Сокурова личная жизнь, семья, жена, дети всегда стояли на втором плане. Конечно же, он хочет найти именно ту, с которой сможет провести остаток своих дней.

Александр Сокуров и Владимир Путин

Каждый актер, который по некоторым обстоятельствам не смог обзавестись близким человеком или даже детьми, пытается изменить свою жизнь. Может быть, в скором времени о Сокурове появятся совершенно новые новости и информация.

Кинообозреватель «КП» Стас Тыркин беседует с выдающимся российским режиссером на фестивале в Локарно.

Я уже семь лет занимаюсь судьбой своих учеников, я их очень люблю, но это слишком много для жизни отдельного человека. За семь лет я сделал всего два фильма, - качает головой Сокуров. Как настоящий русский художник, он всегда найдет за что себя укорить. - Это большая моя ошибка - то, что я решительно снизил свое профессиональное напряжение и ничего не снимаю сам. В мастерской у нас было 12 человек, и каждым надо заниматься. Мы мало говорили с ними об «искусстве», просто занимались формированием умения. И задания все были на пропорциональность сознания. На курсе было запрещено снимать об агрессии, о войне, что-то такое с кинжалами, с саблезубыми всякого рода джигитами. Учебные работы были о том, как дочь любит мать, как сын любит отца или сестру. Только о душевных взаимоотношениях между людьми.

- В кино сложнее этого ничего нет.

Да, это самое сложное. Потому что мы в России ничего не знаем о Кавказе, кроме плохого. Мы не знаем, как живет кабардинская, чеченская, осетинская семья. Мы ничего не знаем о людях, рядом с которыми мы столетия живем вместе. Я просил своих учеников показать кто они такие, просил их быть критичными к своему народу: разбирайтесь, копайтесь, берите пример с русских. Уж кто, как не русские писатели умели анализировать пороки русского человека. Я удивлен тому, что мне понравились все 12 дипломных работ. Я сам не ожидал такого результата. Сейчас четверо моих учеников либо закончили, либо готовятся закончить полнометражные картины.

До работ ваших студентов мы ничего не знали про город Нальчик, и сейчас открыли для себя не просто фильмы, а какую-то целую невиданную нами картину мира. При этом тот же Кантемир Балагов говорит о том, что он никакой не самородок, он сам называет себя «овощем» - но вот вы приехали в Нальчик, и вырастили там из «овоща» молодого режиссера европейского уровня. Если бы вы приехали в другой город, результаты были бы теми же?

Не обязательно. Я не очень верю, что русские молодые люди пойдут ко мне учиться. Я наивно полагал, что на Кавказе есть некое изначальное уважение к человеку другого возраста, к статусу учителя и т.д. До Нальчика у меня был опыт ведения занятий в Польше, в киношколе Анджея Вайды, немного в Японии, но представить себе, что я наберу курс в России, я не мог. Согласился после того, как ректор университа Барасби Карамурзов и Альберт Саральп, представитель Кабардино-Балкарии в Санкт-Петербурге, ответили «да» на все мои условия. Это не касалось зарплаты, это даже не обсуждалось - все работники высшей школы в Закавказье получают гроши. Это касалось создания инфраструктуры. Трудно, конечно, было. Потому что изначальная база у поступивших была нулевая. На приемных экзаменах я спрашивал, кто такой Эйзенштейн, - этого никто не знал, за исключением одного парня, которому было 36 лет… Хотя педагоги Москвы и Петербурга говорят, что и там уровень поступающих почти такой же. Но на Северном Кавказе вообще нет филармонической деятельности, нет серьезных театров, нет картинных галерей. Вывески, магазины, рестораны - да, а всего остального нет.

- А это важно? В Италии культура на каждом шагу, а кино сейчас тоже почти нет.

Давайте я наберу в Италии группу студентов - уверен, что получится десяток лучших режиссеров мира. Надо только внимательно понимать, кто у тебя учится, в каждом поддерживать его специфические способности, не требовать универсализма и быть жестоким, настойчивым.

- Вам самому этот педагогический опыт что-то дал?

Нет. И очень много разочарований. В характере национальном. Я понимаю, что никакой традиции внутри уже нет. Хотя нас все время убеждали, что в кавказском регионе это не так. Я этого уже не увидел. Не увидел воспитания внутри семьи, за редчайшим исключением. Был поражен тем, что нет навыка настойчиво трудиться. Тем, что в домах почти нет библиотек. Родители были растеряны перед уровнем тех задач, которые ставились перед их детьми. Я же встречался с родителями всех, кто ко мне поступил, ежегодно! Рассказывал каждому из них, что происходит с их дочерью или сыном.

Как вы отнеслись к сцене в «Тесноте», которая разозлила членов жюри на Каннском фестивале - с показом подлинных кадров казни российских солдат?

Эта сцена была продолжительнее. Мы договорились, что она будет короче. У меня была большая борьба с Кантемиром за решительное сокращение фильма. Он и сейчас в недостаточной степени сжат, уплотнен. Вообще в этом фильме много профессиональных задач не выполнено. У Кантемира есть внутреннее самомнение, которое не позволяло ему это сделать. Надеюсь, что у него это постепенно пройдет. Но я его предупреждал, что у этого фильма будет «звон» в силу еврейского материала. Если бы русская семья уезжала из Нальчика в 1990-х, никто бы не обратил на этот фильм внимания. Я вообще не люблю кино на еврейскую тему, потому что мне неизвестны фильмы, где авторы относятся к этой теме честно, серьезно. Все, что я видел, включая фильмы больших режиссеров, - это использование кошмарной трагедии.

Я оцениваю «Тесноту» на твердую «четверку». У меня как художественного руководителя, была полная власть делать все, что я считаю нужным при завершении работы над фильмом. Но я никогда не пользуюсь этой властью. Моя задача - сказать, что я думаю, показать, как это можно сделать профессионально. Но «Тесноту» сгубила гордыня ее автора. Теперь все будет зависеть от того, что он снимет дальше. Я вообще к первым работам отношусь очень спокойно и считаю, что и моя первая работа была переоценена, у нее очень много недостатков - по объективным причинам. Мне нужно 40 секунд, чтобы понять в чем проблема любой картины, потому что я сам проходил через это, я сам совершаю много ошибок. Помимо, может быть, Бергмана, Феллини, Муратовой или Хамдамова я не знаю других имен, которые могут создать в кино великие произведения. Только у них были шансы рождать в кино то, что мы могли бы положить на полочку рядом с великими литературными произведениями - Томасом Манном, например.

Конечно. Я просто силовым образом заставлял их читать. Я стремился показать, что первыми режиссерами были писатели. Как они раскадровывали сцены, как выстраивали эстетику, как они умели не договаривать все до конца. Сейчас каждый второй режиссер стремится всё разжевать, договорить до конца. Такая буквальность возникает, что нецензурная лексика звучит даже из уст женщин, что в русской культуре как-то нехорошо.

- Насколько я знаю, вам мат в кино никогда не был нужен.

Совершенно не нужен. При том что я бывал в ситуациях, когда люди погибали, были на грани жизни и смерти, я слышал, как они разговаривают между собой. Употребление мата русскими женщинами (а сейчас каждая вторая говорит на этом языке) говорит о деградации мужского начала в обществе. Мат - это только мужской язык, сугубо мужской способ общения. Таковым он и должен оставаться.

- Но ведь режиссер должны отображать то, что происходит в жизни - в том числе с женщинами.

Если он это считает нужным, если это вдруг стало входить в его задачу (раньше не входило), то Бог ему судья. Конечно, это должен решать для себя каждый режиссер. Я считаю, что у всего, что существует публично, должна быть своя строгая задача, за всем стоять своя мера ответственности. Если мы внедряем в театре, кинематографе нецензурную лексику, то ждите, пожалуйста, когда ваш сын или дочка пошлют вас по известному адресу. Причем они даже не будут понимать, почему это плохо.

- А если вы снимаете драму из гущи народной жизни?

Так я и снимал - и на войне, и солдат снимал, и матросскую среду снимал, и всякую. И никогда ни у меня, ни у тех, кто у меня снимался, не было ни малейшей потребности, так выражаться - даже в боевых условиях.

- Сейчас, когда вы уже многое сделали для своих ребят, вы собираетесь вернуться в кино?

Есть идея, которая медленно начинает оживать. Это история периода 1935-45-го годов, с очень сложным для меня киноязыком, я на таком языке еще не работал. И монтаж, и драматургия будет абсолютно для меня не характерны. Я не могу ничего больше сказать, очень боюсь делиться не до конца сформулированными идеями.

- Это российская история?

История европейская. Будет один персонаж из Советского Союза, все остальные герои - европейцы. Российских денег в фильме тоже не будет. Зрителя в России у меня практически нет. В кино, то, что я делаю, не показывается. На телевидении существует запрет на показы моих фильмов - и игровых, и документальных. В том числе на «Фауста» и «Русский ковчег». Даже «Блокадную книгу» по Гранину не разрешают показывать. Шансов на родине у меня сейчас почти нет. Хотя я совершенно не экспортный и не импортный человек, я российский человек. Я получил образование на родине, овладел профессией не с помощью европейских киношкол, я всему сам учился.

- Вы сейчас в большей степени, чем раньше, комментируете какие-то общественные события.

Потому что я в тревоге за то, что происходит в стране. Я был свидетелем, когда гнобили Ростроповича и Вишневскую, Солженицына, диссидентов, наших выдающихся людей, я все это помню. Я ничего не сделал в их защиту, даже осмыслить по-настоящему это не мог. Это потом уже наградой моей жизни было то, что однажды раздался звонок от Александра Исаевича, звонок от Ростроповича. Я не понимал вообще, за что мне это, при той моей вине перед ними - как это может быть, что они мне звонят, предлагают встречу? Сегодняшнее общественное положение я не воспринимаю как трагедию, я воспринимаю его как беду. Но думаю, что никакого значения для общественной жизни страны я не имею. На церемонии вручения премии «Ника» я сказал то, что не мог не сказать. У меня не было другой возможности высказаться. У меня ведь один паспорт. У меня нет сбережений, нет дачи, я не защищен так же, как и все остальные мои соотечественники. И когда я вижу, как ОМОН ведет себя с девчонками на митингах, я закипаю. Я не мог тогда промолчать.

- Что будет происходить с «Матильдой», по вашему мнению?

Все будет нормально. Фильм будет показан, а ситуация вокруг него свидетельствует лишь об одном: количество больных людей умножается. А еще о том, что абсолютно никто не гарантирует действие Конституции Российской Федерации. Силы, которые могли бы его гарантировать, иссякают. А самое неприятное, что может произойти, - это начало работы над ее изменением... Самое печальное для меня, что я ничего не могу сделать для облегчения ситуации в стране. Хотя я понимаю, что надо менять - это настолько просто и очевидно, что даже я это вижу, не являясь профессионалом в политике или в политэкономии.

Как вы относитесь к новым технологиям? Не хотели бы снять кино в формате «виртуальной реальности», используя пространство на 360 градусов?

Это всё пока игрушки. Так же, как все эти 3D и фокусы со звуком. Лично для меня этот технический прием мало что открывает. Это все равно, что пытаться уничтожить в театре сцену. А я очень не люблю, когда актер спрыгивает со сцены и начинает играть рядом с тобой, хватать тебя за руки, за уши. Потому что есть мир условности, который для человека очень важен. Вообще визуальное творчество - это оружие, которое может наносить человеку глубокие, не заживающие раны. И это гораздо опаснее, чем идеологическая война и экологические проблемы. Вы сами видите, как с помощью телевидения, узко- и остронаправленного, можно управлять миллионами людей. А когда вы внедрите везде инструмент «виртуальной реальности», то вообще надежды не будет. Человека убить очень просто, и в кино нам показывают миллион разных способов. Особенно это умеют делать скуластые американские режиссеры - они покажут вам как человек кричит, мучается, объяснят, что убивать человека нестрашно. Мы живем в условиях неуправляемого прогресса. Не прогресса, а хаоса. Стив Джобс повел нас туда, куда и сам не знал. В этом будущем мы не были, оттуда никто не вернулся. Вот Лев Толстой сходил на войну в своем романе, вернулся к своим читателям-современникам и рассказал им, что он там увидел. Но Толстого сейчас нет, и сходить в будущее или прошлое некому. Поэтому нам остается только хаос.

В июне в рамках проекта "Открытая лекция" в Израиль приезжает российский режиссер Александр Сокуров, имя которого внесено в список ста лучших режиссеров мира. За долгую режиссерскую карьеру Сокуров снял более сорока игровых и документальных картин. Самыми известными его работами является тетралогия по сценариям Юрия Арабова "Молох", "Телец", "Солнце" и "Фауст".

На лекции Сокурова в Тель-Авиве будет показана последняя работа режиссера, французский документально-игровой фильм "Франкофония". В центре сюжета – Лувр в период оккупации Франции нацистами.

Александр Николаевич, в фильме "Франкофония" один из героев должен сделать выбор – выбросить за борт ящики с предметами искусства или сохранить их на корабле, рискуя утонуть. При этом, одной из мыслей, на которые наводят фильм, является мысль о том, что культура – это именно то, что держит нас на плаву. Как вы решаете для себя эту дилемму?

Вы усложнили вопрос, который задается в фильме. Там совершенно конкретный человек должен сделать выбор, к которому должен быть готов каждый из нас. Он должен решить, что ценнее – человеческая жизнь или вещественные предметы. Для меня ответ однозначен – нет ничего более ценного, чем человеческая жизнь.

Во время просмотра "Франкофонии" невозможно не вспомнить скандальный опрос "Дождя". А как вы отвечаете для себя на вопрос о том, надо ли было сдать Ленинград, чтобы спасти сотни тысяч жизней?

Дело в том, что вопрос не совсем корректен, потому что я не верю, что сдача Ленинграда действительно спасла бы людей. Я думаю, что это была такая особая ситуация, когда сдача города спасла бы как раз сам город, здания, но не людей. Я знаю, что Астафьев придерживался другого мнения, и уважаю его как писателя и фронтовика, но сам в это не верю.

При этом я твердо убежден, что такой вопрос не только легитимный, но и очень важный, и что нам необходимо задавать вопросы о нашем прошлом и о войне, и необходимо знать об этом как можно больше.

Вы говорили в нескольких интервью, что считаете религию одним из самых больших зол общества. Вы имели в виду какие-то определенные аспекты религии?

Церковь, если она не отделена от государства, всегда становится на сторону государства, а не на сторону прихожан. И у религии в таком случае всегда имеются свои, не духовные, а материальные интересы. Это очень хорошо видно по православной церкви в России, часто противопоставляющей себя мусульманской части населения.

Государства и культуры – по своей природе довольно нейтральные, открытые понятия. А религиозный интерес всегда скрытый. И именно религиозные контексты, как правило, порождают самые серьезные конфликты. Вспомните историю и то, как часто политическое функционирование церкви приводило к страшным трагедиям.

Большевики ведь совершенно правильно сделали, отделив церковь от государства. Они знали, что народ в течение длительного времени наблюдал за соединением интересов церкви и николаевской России. Священный синод всегда являлся одним из департаментов государственной власти и вместе с императором привел Россию к тому состоянию, в котором она оказалась в 1917 году. Священники благословляли русскую армию воевать на фронтах Первой мировой войны, которая была совершенно не нужна России.

Возвращаясь к "Франкофонии" – глядя на портреты старых мастеров, вы задаете в фильме вопрос "Как же ислам без лиц"? Почему вы придаете этому значение?

Именно через развитие изобразительного искусства мы в состоянии постигнуть свою культуру и национальные особенности. Без портретов мы многого не знаем о наших предках – об их характере и эмоциях. Если нет портретирования, нет знания психологии. Мы очень многое пониманием о себе, угадывая что-то в портретах своих предков.

И я задаюсь вопросом о том, почему в мусульманском мире нет желания зафиксировать, сохранить лица? Есть кое-что в иранском искусстве, но почти в иконописном виде, когда, глядя на портреты шахов, очень трудно понять их психологию. А нам важно понять психологию персонажа.

Посмотрите, мы и теперь почти ничего не знаем о том, как живут мусульманские семьи. Мы в России живем с мусульманами в одном государстве, а ничего не знаем о том, как живут на Кавказе, в Чечне, где происходят, на мой взгляд, страшные вещи.

Они нам не открываются, они живут закрытым миром. Наверное, для этого есть основания, но мне их ни разу не объяснили. Мне говорят о традиции, но ведь традиция была бы иной, будь у них потребность в контакте и обмене художественной, психологической и прочей жизнью. Однако у них этой потребности нет, а мы навязываем им свой, европейский мир и стилистику. Потому что мы устроены так, что не можем не рассказывать о себе. Вспомните, сколько о русском народе и православии в свое время рассказал Достоевский. Да его одного хватит для того, чтобы перевернуть все представление о России и смотреть на нее не только с восторгом, но и с презрением. Разве в мусульманском мире есть писатели, которые так же искренне рассказывают о внутреннем состоянии мусульманина?

Вы, живя в Израиле, должны гораздо лучше знать ответы на эти вопросы и знать мусульман.

В Израиле неизбежно слишком многое рассматривается в контексте конфликта.

Мне кажется, что конфликт у вас от того, что вы одновременно и очень похожи, и очень разные. У вас одна земля, одно пространство, одни страсти. Но один народ очень цивилизован и организован, а второй живет как будто в другое время. И какие у двух разных цивилизаций могут быть общие интересы? Только жить на дистанции.

Я осматривал страну, встречался с молодыми режиссерами. Я смотрел в Иране фильмы, которые произвели на меня огромное впечатление – очень качественные работы молодых людей. Кино в Иране производят в два раза больше, чем в современной России, хотя Россия гораздо больше по масштабам.

Почему? Это вопрос финансирования или потребностей?

Это вопрос энергии людей. Там живут энергичные молодые люди, которые готовы снимать кино на любых условиях, которым интересна жизнь своего народа и которые совершенно спокойно уживаются с совсем непростыми цензурными условиями, и создают социальные, серьезные произведения, с прекрасными актерскими работами и с великолепным художественно-гражданским балансом.

Я был поражен, потому что не думал, что увижу такое количество просвещенных молодых людей, у которых совершенно нет никакого агрессивного настроя, которые прекрасно знают английский язык и смотрели все мои фильмы, в отличие от российских студентов.

И вообще настроение в стране мне показалось не таким простым и однозначным, как это освещают в прессе.

Не таким агрессивным, вы имеете в виду?

Да, я говорил с общественными деятелями и молодыми кинематографистами, я любовался мечетями, которые, на фоне утопающих в золоте православных церквей, поражают своей скромностью.

Поездка в Иран натолкнула меня на множество размышлений о развитии и силе мусульманского мира – на множество непростых размышлений.

На этот мир надо обратить серьезное внимание. Он энергичен, и уже не готов оставаться в рамках своего пространства. Мы должны понимать, что он будет переходить границы и расширяться, он будет к нам все ближе и ближе. Старый Свет нанес по мусульманскому миру столько ударов, что с этим могут сравниться только крестовые походы. Мы живем в мире дегуманизированных политиков, которые понимают, что нельзя прикасаться к чужим гуманитарным ценностям. Надо учиться жить на дистанции. Нельзя трактором наезжать на муравейник, потому что это целая цивилизация. Нельзя вводить войска, нельзя бомбить страну с другим укладом, вообще нельзя решать какие-то проблемы общежития на земле с помощью оружия – за исключением самообороны, конечно. Я считаю, что все, что делается в этом плане приблизительно с 2004-2005 годов, преступлениями европейской и американской цивилизаций. Эти преступления привели к таким осложнениям, которые будут стоить страшных компромиссов Германии, Франции, скандинавским странам, британцам.

Вы говорите о компромиссах ценностей?

Именно. Европейская цивилизация больше не в состоянии защитить христианские ценности, потому что сама нарушила уважительную дистанцию.

И нынешняя ситуация в Европе…

Является следствием дегуманизации пришедшего к власти поколения политиков – американских и европейских.

Какое место в этом процессе занимает Россия?

Россия не несет за это ответственности, потому что, какие бы претензии ни были у меня к Путину, но в решении вопросов на Ближнем Востоке и в северной Африке он не совершил, как ни странно, почти ни одной ошибки. Когда США и Европа осуществляли экспансию на Ближнем Востоке, Россия говорила, что с этим не согласна.

В том числе в Сирии?

Я не считаю это ошибкой. Я помню, как несколько лет назад Путин предупреждал, что сирийскую проблему нужно решать осторожно, но его не послушали, и началась вся эта история. Путин говорил о том, что сирийской проблемой нужно заниматься сообща, и не заводить ее в тупик. А то, что делает Запад, – это цивилизационное высокомерие, за которое мы еще долго будем расплачиваться.

Вы сказали, что в России снимают крайне мало фильмов, а также что российские студенты, в отличие от иранских, плохо знают ваши работы. Как вы это объясняете?

Я не пересекаюсь интересами и вкусами с большинством моих соотечественников, но у меня и нет претензии быть национальным режиссером и выражать национальные интересы.

Чтобы найти трех-четырех режиссеров, в России нужно производить 100 фильмов дебютантов в год. Для этого нужна помощь государства, а все государственные деньги уходят крупным коммерческим проектам. Я предлагал своим ровесникам-режиссерам хотя бы на год прекратить кинематографическую деятельность и отдать все выделенные государством средства молодым режиссерам. Отклика я не получил. И дело тут не в Путине, а в бесстыдстве людей и замшелости умов.

Однако я не считаю это положение безвыходным. Пока есть молодежь, есть несгораемое решение что-то делать. Вот когда все молодые люди встанут и уедут из России, никто ничего не будет требовать и можно будет ничего не делать. А пока этого не произошло, нужно вкладываться в просвещение и образование. К сожалению, кинорежиссеры во всем мире являются наименее образованными деятелями культуры. А ведь человек, который потом будет обращаться с тем, что создал, к сотням тысяч зрителей, должен иметь на это моральное право, которое прежде всего дает уровень просвещения – интеллектуального и этического.

Беседуя с режиссером тетралогии, хочется задать избитый вопрос о том, какова роль личности в истории. Являются ли личности основной движущей силой или просто появляются в удобный момент на благодатной почве?

Роль личности, безо всякого сомнения, вторична. Личность ведет массы за собой, но массы должны этого хотеть.

Почему вы не стали снимать фильм про Сталина?

Я не записывался в биографы советского строя, а фильма про Ленина вполне достаточно. Ленин был учителем Сталина, и вот какой у него получился ученик. Надо понять учителя, а остальное думайте сами. Сталин и все остальные ученики Ленина восприняли главное, что у него было, – экспансию и агрессию. Ленин ведь, в отличие от Сталина, был неплохим экономистом. Те, кто читал его "Развитие капитализма в России", могли бы сказать, что он неплохо изучил Россию того периода становления капитализма и смог ответить на многие вопросы. Но ему этого оказалось мало, и он решил заняться государственным строительством. А его ученики шаг за шагом следователи всем его принципам, но не было столь злодейски одарены, как он.

Когда я смотрела "Фауста", у меня было ощущение, что это фильм в основном о том, что дна нет.

Да, вы правильно поняли. У человека, в отличие от дьявола, нет дна. У дьявола оно есть, он чего-то боится, у него есть границы. А вот границ фанаберии, мужского высокомерия и слабостей – нет. Мужчины ведь очень слабы, особенно военные. Слабые, уязвленные, капризные, истеричные. Как только мужчина берет в руки оружие, он становится истеричкой. Кстати, не забывайте, что мой фильм – это не экранизация Гете, а четвертая, завершающая часть тетралогии.

Когда мы предупреждены, мы сильнее. Мы должны знать, как опасны люди. И помнить, что они не несут наказание за свои действия. Нам могут все, что угодно, говорить о божьей каре, но с небес никто еще не возвращался с отрезанными руками и следами ремня на теле. Мы не знаем, что нас ожидает. И ненаказуемость человеческого поведения очень важна и является предостережением. Ведь как только мы выпустили в мир нацизм, его уже не уничтожить. Он будет бегать от нас по миру, как бешеный пес. И даже если мы его усыпим, он к тому времени уже успеет покусать миллионы других собак и людей. Поэтому мы теперь вечно будем преследовать нацизм. Хорошо, что какое-то время израильская разведка охотилась на нацистов. Это единственный случай, когда я оправдываю расправу без суда. Но нацизм продолжает высовывать голову то тут, то там. А это те люди, которые были покусаны гитлерами и геббельсами. Не надо порождать, не надо выпускать – об этом и "Фауст", и вся тетралогия. Ведь посмотрите на них. Какие они все несчастные, сомневающиеся, бедные. И подумайте, почему они сели вам на загривок. Почему этот закомплексованный Адольф сел на загривок нации, породившей гигантское искусство? Почему его гномы продолжают сидеть у нас на шее?

Почему?

Да не буду я вам это говорить! Должны же ведь вы о чем-то размышлять! Я все, что знаю, рассказал в своих фильмах. И не могу ничего добавить к тому, что уже есть на экране.


На земле весь род людской
Чтит один кумир священный,
Он царит над всей вселенной,
Тот кумир — телец златой!

В умилении сердечном
Прославляя истукан
Люди разных каст и стран
Пляшут в круге бесконечном
Окружая пьедестал,
Окружая пьедестал!

Сатана там правит бал,
Там правит бал!
Сатана там правит бал,
Там правит бал!
Но нечистая сила без наместника на земле быть не может.

Джошуа Трахтенберг в книге «Дьявол и евреи» пишет: «В системе традиционной народной культуры отношение к представителям других народов во многом определяется понятием этноцентризма. Основную роль играет здесь инстинктивное отрицание чужого, как непонятного (неприемлемого, греховного); всякий представитель иноэтнической группы соотносится с понятием опасного, потустороннего… У инородцев (иноверцев) нет души и потому они причисляются к разряду «нелюдей», выступая как возможные представители нечистой силы».

У Гете нечистая сила выступает в роли собаки или студента. У режиссера Александра Сокурова – это ростовщик и, конечно же. еврей в отличном исполнении еврея же Антона Адосинского. У дьявола в фильме Сокурова, которому доктор Фауст должен продать душу, на причинном месте нет ничего, зато сзади имеется хвостик.

У того же Трахтенберга читаю: «О нечеловеческой природе «чужих» могут свидетельствовать и незаметные на первый взгляд физические особенности… Так, в Подлесье считали, что евреи имеют маленькие хвостики».

Судя по всему, это самое Подлесье – родина А. Сокурова. Замечательно пишет об этом Михаил Горелик: «Вся эта вивисекция — прощание с христианским миром, вышел вон и тут же попал в объятия к еврею-ростовщику, сниженному образу Мефистофеля. Кем должен быть еврей в средневековом мифе? Ну конечно ростовщиком, кем же еще. Проклятый жид, почтенный Соломон. Большой средневековый миф о еврее, где сам миф и рефлексия Сокурова нераздельны. Еврей противен, физически омерзителен, бесстыден, без члена, то есть совсем, гладкое место, но с напоминающим член хвостиком».

Дальше происходят вещи странные, но закономерные. Спознавшись с нечистой силой, сам режиссер вынужден продавать душу по частям и оптом дьяволу юдофобии. Обычная история с талантливым человеком в России. Впрочем, и сам Фауст был талантлив, но подмахнул договор с Сатаной.