Авиационные войска. Военно-воздушные силы Российской Федерации: их структура и общая характеристика. Вооружение и военная техника Военно-воздушных сил
Во всём мире всем хорошо известно, что российская армия - одна из самых мощных на нашей планете. И она считается таковой по праву. Военно-воздушные входят в состав ВС РФ и являются одним из ключевых звеньев нашей армии. Потому о ВВС надо рассказать более подробно.
Немного истории
История в современном понимании начинается с 1998 года. Именно тогда и сформировались ВВС, которые известны нам сегодня. А образовались они в результате слияния так называемых войск и ВВС. Правда, и сейчас их как таковых уже нет. С прошлого, 2015 года, существует ВКС - Воздушно-космические силы. Соединив подразделения космических и воздушных войск, удалось сплотить потенциал и ресурсы, а также сконцентрировать командование в одних руках - за счет чего увеличилась и эффективность сил. Во всяком случае, именно так и обосновывалась необходимость образовать ВКС.
Эти войска выполняют немало задач. Они отражают агрессию в воздушной и космической сфере, защищают землю, людей, страну и важные объекты от ударов, поступающих оттуда же, и обеспечивают авиационную поддержку боевых действий других военных подразделений России.
Структура
Российской Федерации (всё-таки многим привычнее называть их пока по-старому, чем ВКС), включают в себя немало подразделений. Это авиация, а также радиотехнические и зенитные в первую очередь. Это роды сил ВВС. Ещё в структуру входят специальные войска. К ним относятся разведывательные, а также связи автоматизированных систем управления и радиотехнического обеспечения. Без этого Военно-воздушные силы России не могут существовать.
К специальным войскам также входят метеорологические, топогеодезические, инженерные, РХБЗ, воздухоплавательные, а ещё инженерные. Но и это ещё не полный список. Он дополняется также обеспечения, поиска и спасания, а еще метеорологическими. Но, помимо перечисленного, есть подразделения, главная задача которых заключается в охране органов военного управления.
Другие особенности структуры
Следует отметить, что структура, которой отличаются военно-воздушные силы Российской Федерации, имеет ещё и подразделения. Первая - это дальняя авиация (ДА). Вторая - военно-транспортная (ВТА). Третья - оперативно тактическая (ОТА) и, наконец, четвертая - армейская (АА). Но и это ещё не всё. Подразделения могут в своем составе иметь специальную, транспортную, разведывательную, истребительную авиацию, а ещё штурмовую и бомбардировочную. И у каждой - свои задачи, которые их обязуют осуществлять Военно-воздушные силы.
Состав же всё равно имеет определенную основу, на которой держится вся структура. Естественно, это авиационные базы и бригады, относящиеся к Войскам воздушно-космической обороны.
Ситуация в XXI веке
Каждый человек, хоть немного разбирающийся в данной теме, прекрасно знает, что в 90-х годах военно-воздушные силы Российской Федерации активно деградировали. А все из-за того, что численность личного состава войск и уровень их подготовки был очень мал. Плюс ко всему, техника не отличалась особой новизной, а аэродромов не хватало. К тому же структура не финансировалась, в связи с чем практически не было полётов. Но в 2000-х ситуация стала налаживаться. Если быть точнее, то прогрессировать всё начало в 2009-м. Именно тогда начались плодотворные и капитальные работы, касающиеся ремонта и модернизации всего парка российских ВВС.
Возможно, толчком для этого послужило заявление главнокомандующего войск - А. Н. Зелина. В 2008-м он сказал, что воздушно-космическая оборона нашего государства находится в катастрофическом состоянии. Потому стала производиться закупка техники и совершенствование всей системы в целом.
Символика
Флаг Военно-воздушных сил очень яркий и приметный. Это полотнище голубого цвета, по центру которого располагается изображение двух серебристых пропеллеров. Они между собой будто бы перекрещиваются. Вместе с ними изображена и зенитная пушка. А фон им составляют серебристые крылья. В общем, довольно-таки оригинально и символично. Ещё с центра полотнища будто бы расходятся золотистые лучи (их количество - 14 штук). К слову, расположение их строго регламентировано - это не хаотичный выбор. Если включить фантазию и воображение, то начинает казаться, словно эта эмблема находится посредине солнца, перекрывая его - оттого и лучи.
А если заглянуть в историю, то можно понять, что так и есть. Потому что в советское время флаг представлял собой голубое полотнище с солнцем золотистого цвета, посреди которого изображалась красная звезда с серпом и молотом по центру. А чуть ниже - серебристые крылья, которые будто крепятся на черном кольце пропеллера.
Стоит отметить, что Федерации вместе с ВВС США в 2008 году планировали проведение совместных антитеррористических учений. Это должно было произойти на Дальнем Востоке. Сценарий планировался такой: террористы захватывают в аэропорту самолет, а войска предотвращают последствия. Российская сторона должна была привести к действиям четыре истребителя, поисковые спасательные службы и самолёт дальнего радиолокационного обнаружения. От ВВС США требовалось участие гражданского лайнера и истребителей. Плюс пресловутый самолёт. Однако незадолго до запланированного события, буквально за неделю, сообщилось, что учения решено отметить. Многие считают, что причиной послужили обострившиеся отношения между НАТО и Россией.
Предназначенный для защиты центров, районов страны (административных, промышленно-экономических), группировок войск и важных объектов от ударов противника с воздуха и космоса, обеспечения действий Сухопутных войск и , нанесения ударов по авиационным, сухопутным и морским группировкам противника, его административно-политическим и военно-экономическим центрам.
Основными задачами ВВС в современных условиях являются:
- вскрытие начала нападения воздушного противника;
- оповещение главных штабов Вооруженных Сил, штабов военных округов, флотов, органов гражданской обороны о начале воздушного нападения противника;
- завоевание и удержание господства в воздухе;
- прикрытие войск и объектов тыла от воздушной разведки, ударов с воздуха и космоса;
- авиационная поддержка Сухопутных войск и сил Флота;
- поражение объектов военно-экономического потенциала противника;
- нарушение военного и государственного управления противника;
- поражение ракетно-ядерных, противовоздушных и авиационных группировок противника и его резервов, а также воздушных и морских десантов;
- поражение корабельных группировок противника в море, океане, на военно-морских базах, в портах и пунктах базирования;
- выброска боевой техники и высадка войск;
- перевозка по воздуху войск и боевой техники;
- ведение стратегической, оперативной и тактической воздушных разведок;
- контроль за использованием воздушного пространства в приграничной полосе.
В мирное время Военно-воздушные силы выполняют задачи по охране государственной границы России в воздушном пространстве, оповещают о полетах иностранных разведывательных аппаратов в приграничной полосе.
Военно-воздушные силы включают в себя воздушные армии Верховного Главного командования стратегического назначения и Верховного Главного командования военно-транспортной авиации; Московский округ ВВС и ПВО; армии ВВС и ПВО: отдельные корпуса ВВС и ПВО.
В состав ВВС входят следующие рода войск (рис. 1):
- авиация (рода авиации — бомбардировочная, штурмовая, истребительная, противовоздушной обороны, разведывательная, транспортная и специальная);
- зенитные ракетные войска;
- радиотехнические войска;
- специальные войска;
- части и учреждения тыла.
Бомбардировочная авиация имеет на вооружении дальние (стратегические) и фронтовые (тактические) бомбардировщики различного типа. Она предназначена для поражения группировок войск, разрушения важных военных, энергетических объектов и узлов коммуникаций преимущественно в стратегической и оперативной глубине обороны противника. Бомбардировщик может нести бомбы различных калибров, как обычные, так и ядерные, а также управляемые ракеты класса «воздух-поверхность».
Штурмовая авиация предназначена для авиационной поддержки войск, поражения живой силы и объектов преимущественно на переднем крае, в тактической и ближайшей оперативной глубине противника, а также веления борьбы с летательными аппаратами противника в воздухе.
Рис. 1. Структура Военно-воздушных сил
Одно из основных требований к штурмовику — высокая точность поражения наземных объектов. Вооружение: крупнокалиберные пушки, бомбы, реактивные снаряды.
Истребительная авиация противовоздушной обороны является основной маневренной силой системы ПВО и предназначена для прикрытия важнейших направлений и объектов от воздушного нападения противника. Она способна уничтожать противника на максимальных дальностях от обороняемых объектов.
На вооружении авиации противовоздушной обороны состоят самолеты-истребители противовоздушной обороны, боевые вертолеты, специальные и транспортные самолеты и вертолеты.
Разведывательная авиация предназначена для ведения воздушной разведки противника, местности и погоды, может уничтожать скрытые объекты противника.
Разведывательные полеты могут выполняться также самолетами бомбардировочной, истребительно-бомбардировочной, штурмовой и истребительной авиации. Для этого они специально оборудуются фотоаппаратурой дневной и ночной съемки в различных масштабах, радио- и радиолокационными станциями с высокой разрешающей способностью, теплопеленгаторами, звукозаписывающей и телевизионной аппарату рой, магнитометрами.
Разведывательная авиация подразделяется на авиацию тактической, оперативной и стратегической разведки.
Транспортная авиация предназначена для перевозки войск, боевой техники, вооружения, боеприпасов, горючего, продовольствия, высадки воздушных десантов, эвакуации раненых, больных и др.
Специальная авиация предназначена для дальнего радиолокационного обнаружения и наведения, дозаправки самолетов в воздухе, ведения радиоэлектронной борьбы, радиационной, химической и биологической защиты, обеспечения управления и связи, метеорологического и технического обеспечения, спасения экипажей, терпящих бедствие, эвакуации раненых и больных.
Зенитные ракетные войска предназначены для защиты важнейших объектов страны и группировок войск от ударов воздушного противника.
Они составляют основную огневую силу системы противовоздушной обороны (ПВО) и вооружены зенитными ракетными комплексами и зенитными ракетными системами различного назначения, обладающими большой огневой мощью и высокой точностью поражения средств воздушного нападения противника.
Радиотехнические войска — основной источник информации о воздушном противнике и предназначены для ведения его радиолокационной разведки, контроля за полетами своей авиации и соблюдения летательными аппаратами всех ведомств правил использования воздушного пространства.
Они выдают информацию о начале воздушного нападения, боевую информацию для зенитных ракетных войск и авиации противовоздушной обороны, а также информацию для управления соединениями, частями и подразделениями противовоздушной обороны.
Радиотехнические войска вооружены радиолокационными станциями и радиолокационными комплексами, способными в любое время года и суток, независимо от метеорологических условий и помех, обнаруживать не только воздушные, но и надводные цели.
Части и подразделения связи предназначены для развертывания и эксплуатации систем связи в целях обеспечения управления войсками во всех видах боевой деятельности.
Части и подразделения радиоэлектронной борьбы предназначены для постановки помех бортовым радиолокаторам, бомбовым прицелам, средствам связи и радионавигации средств воздушного нападения противника.
Части и подразделения связи и радиотехнического обеспечения предназначены для обеспечения управления авиационными частями и подразделениями, самолетовождения, взлета и посадки самолетов и вертолетов.
Части и подразделения инженерных войск, а также части и подразделения радиационной, химической и биологической защиты предназначены для выполнения наиболее сложных задач инженерного и химического обеспечения соответственно.
На вооружении ВВС состоят самолеты Ту-160 (рис. 2), Ту-22МЗ, Ту-95МС, Су-24, Су-34, МиГ-29, МиГ-27, МиГ-31 разных модификаций (рис. 3), Су-25, Су-27, Су-39 (рис. 4), МиГ-25Р, Су-24MP, А-50 (рис. 5), Ан-12, Ан-22, Ан-26, Ан-124, Ил-76, Ил-78; вертолеты Ми-8, Ми-24, Ми-17, Ми-26, Ка-31, Ка-52 (рис. 6), Ка-62; зенитные ракетные системы С-200, С-300, С-300ПМ (рис. 7), С-400 «Триумф», радиолокационные станции и комплексы «Противник-Г», «Небо-У», «Гам- ма-ДЕ», «Гамма-С1», «Каста-2».
Рис. 2. Стратегический сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик Ту-160: размах крыльев — 35.6/55,7 м; длина — 54,1 м; высота — 13.1 м; масса максимальная взлетная — 275 т; максимальная боевая нагрузка — 45 т; крейсерская скорость — 960 км/ч; дальность действия — 7300 км; потолок — 18000 м; вооружение — ракеты, бомбы (в том числе ядерные); экипаж — 4 человека
Рис. 3. Многоцелевой истребитель МиГ-31Ф/ФЗ: размах крыла — 13,46 м; длина — 22,67 м; высота — 6,15 м; масса максимальная взлетная — 50 000 кг; крейсерская скорость — 2450 км/ч; дальность — 3000 км; боевой радиус действия — 650 км; потолок — 20 000 м; вооружение — 23-мм шестиствольная пушка (260 патронов, скорострельность — 8000 выстрелов/мин); боевая нагрузка — 9000 кг (УР, бомбы); экипаж — 2 человека
Рис. 4. Штурмовик Су-39: размах крыла — 14,52 м; длина — 15,33 м; высота — 5.2 м; максимальная скорость у земли — 2450 км/ч; дальность — 1850 км; потолок — 18 000 м; вооружение — 30-мм пушка; боевая нагрузка — 4500 кг (ПТРК с ПТУР. ПКР, НУР, У Р. бомбы — обычные, наводимые, кассетные, ядерные)
Рис. 5. Самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50: размах крыла — 50,5 м; длина — 46,59 м; высота — 14,8 м; масса нормальная взлетная — 190 000 кг; максимальная крейсерская скорость — 800 км/ч; дальность — 7500 км; потолок — 12000 м; дальность обнаружения целей: воздушных — 240 км, надводных — 380 км; экипаж — 5 человек + 10 человек тактический расчет
Рис. 6. Боевой ударный вертолет Ка-52 «Аллигатор»: диаметр несущего винта — 14,50 м; длина с вращающимися винтами — 15,90 м; масса максимальная — 10 400 кг; потолок — 5500 м; дальность действия — 520 км; вооружение — 30-мм пушка с боезапасом в 500 патронов; боевая нагрузка — 2000 кг на 4 узлах подвески (ПТУР, унифицированные контейнеры с пулеметным и пушечным вооружением, НУР, УР); экипаж — 2 человека
Рис. 7. Зенитная ракетная система С-300-ПМ: поражаемые цели — самолеты, крылатые и тактические ракеты всех типов; зона поражения — дальность 5-150 км, высота 0,025-28 км; число одновременно поражаемых целей — до 6; число одновременно наводимых ракет на цель — 12; время готовности к боевой работе с марша — 5 мин
В состав ВВС входят следующие рода войск:
- авиация (рода авиации – бомбардировочная, штурмовая, истребительная авиация противовоздушной обороны, разведывательная, транспортная и специальная),
- зенитные ракетные войска,
- радиотехнические войска,
- специальные войска,
- части и учреждения тыла.
Бомбардировочная авиация имеет на вооружении дальние (стратегические) и фронтовые (тактические) бомбардировщики различного типа. Она предназначена для поражения группировок войск, разрушения важных военных, энергетических объектов и узлов коммуникаций преимущественно в стратегической и оперативной глубине обороны противника. Бомбардировщик может нести бомбы различных калибров, как обычные, так и ядерные, а также управляемые ракеты класса “воздух-поверхность”.
Штурмовая авиация предназначена для авиационной поддержки войск, поражения живой силы и объектов преимущественно на переднем крае, в тактической и ближайшей оперативной глубине противника, а также ведения борьбы с летательными аппаратами противника в воздухе.
Одно из основных требований к штурмовику - высокая точность поражения наземных объектов. Вооружение: крупнокалиберные пушки, бомбы, реактивные снаряды.
Истребительная авиация противовоздушной обороны является основной маневренной силой системы ПВО и предназначена для прикрытия важнейших направлений и объектов от воздушного нападения противника. Она способна уничтожать противника на максимальных дальностях от обороняемых объектов.
На вооружении авиации противовоздушной обороны состоят самолеты-истребители противовоздушной обороны, боевые вертолеты, специальные и транспортные самолеты и вертолеты.
Разведывательная авиация предназначена для ведения воздушной разведки противника, местности и погоды, может уничтожать скрытые объекты противника.
Разведывательные полеты могут выполняться также самолетами бомбардировочной, истребительно-бомбардировочной, штурмовой и истребительной авиации. Для этого они специально оборудуются фотоаппаратурой дневной и ночной съемки в различных масштабах, радио- и радиолокационными станциями с высокой разрешающей способностью, теплопеленгаторами, звукозаписывающей и телевизионной аппаратурой, магнитометрами.
Разведывательная авиация подразделяется на авиацию тактической, оперативной и стратегической разведки.
Транспортная авиация предназначена для перевозки войск, боевой техники, вооружения, боеприпасов, горючего, продовольствия, высадки воздушных десантов, эвакуации раненых, больных и др.
Специальная авиация предназначена для дальнего радиолокационного обнаружения и наведения, дозаправки самолетов в воздухе, ведения радиоэлектронной борьбы, радиационной, химической и биологической защиты, обеспечения управления и связи, метеорологического и технического обеспечения, спасения экипажей, терпящих бедствие, эвакуации раненых и больных.
Зенитные ракетные войска предназначены для защиты важнейших объектов страны и группировок войск от ударов воздушного противника.
Они составляют основную огневую силу системы противовоздушной обороны (ПВО) и вооружены зенитными ракетными комплексами и зенитными ракетными системами различного назначения, обладающими большой огневой мощью и высокой точностью поражения средств воздушного нападения противника.
Радиотехнические войска - основной источник информации о воздушном противнике и предназначены для ведения его радиолокационной разведки, контроля за полетами своей авиации и соблюдения летательными аппаратами всех ведомств правил использования воздушного пространства.
Они выдают информацию о начале воздушного нападения, боевую информацию для зенитных ракетных войск и авиации противовоздушной обороны, а также информацию для управления соединениями, частями и подразделениями противовоздушной обороны.
Радиотехнические войска вооружены радиолокационными станциями и радиолокационными комплексами, способными в любое время года и суток, независимо от метеорологических условий и помех, обнаруживать не только воздушные, но и надводные цели.
Части и подразделения связи предназначены для развертывания и эксплуатации систем связи в целях обеспечения управления войсками во всех видах боевой деятельности.
Части и подразделения радиоэлектронной борьбы предназначены для постановки помех бортовым радиолокаторам, бомбовым прицелам, средствам связи и радионавигации средств воздушного нападения противника.
Части и подразделения связи и радиотехнического обеспечения предназначены для обеспечения управления авиационными частями и подразделениями, самолетовождения, взлета и посадки самолетов и вертолетов.
Части и подразделения инженерных войск , а также части и подразделения радиационной, химической и биологической защиты предназначены для выполнения наиболее сложных задач инженерного и химического обеспечения соответственно.
ВВС России по размеру флота уступает только ВВС США.
По состоянию на 2010 год, численность личного состава ВВС России составляет около 148 000 человек. В эксплуатации Военно-воздушных сил находятся более 4 000 единиц военной техники, а также 833 на хранении.
После реформы, авиаполки были сведены в авиабазы, общим количеством 60 АБ.
Тактическая авиация имеет в своём составе следующие эскадрильи:
- 38 истребительных аэ)
- 14 бомбардировочных аэ,
- 14 штурмовых аэ,
- 9 разведывательных аэ,
- учебные и испытательные - 13 аэ.
Дислокация авиабаз тактической авиации:
- КОР - 2 АБ
- ГВЗ - 1 АБ
- ЗВО - 6 АБ
- ЮВО - 5 АБ
- ЦВО - 4 АБ
- ВВО - 7 АБ
В конце 2003 года, генерал-лейтенант Виктор Николаевич Сокерин, подав в отставку с должности Командующего ВВС и ПВО Балтийского флота так охарактеризовал ситуацию в ВВС на тот момент: «ВС испытывают неконтролируемый распад своей боевой авиации». «…Авиационные полки укомплектованы офицерами, которые на протяжении пяти лет обучения имели всего несколько часов учебного налёта, причем главным образом с инструктором. Только 3 процента лётчиков 1-го и 2-го классов имеют возраст моложе 36 лет и только 1 процент штурманов 1 класса ВВС БФ моложе 40 лет. 60 процентов командиров экипажей старше 35 лет, половина из них старше 40 лет.»
По итогам 2006 года средний налёт в ВВС России составил 40 часов. Показатель налёта зависит от вида авиации. В военно-транспортной авиации он был 60 часов, тогда как в истребительной и фронтовой авиации составил 20-25 часов. Для сравнения, за тот же год данный показатель в США составил 189, Франции 180, Румынии 120 часов. В 2007 году в результате улучшения снабжения авиатопливом и активизации боевой подготовки, среднегодовой налёт увеличился: в Дальней авиации он составил 80-100 часов, в авиации ПВО - примерно 55 часов. Молодые лётчики нередко имеют налёт свыше 100 часов.
Помимо ВВС, имеется военная авиация и в других видах и родах войск Вооружённых Сил России: ВМФ, РВСН. Авиация ПВО и авиация сухопутных войск входят в состав ВВС. Авиация Ракетных войск стратегического назначения к 1 апреля 2011 года будет передана в состав Военно-воздушных сил РФ.
План по сокращению численности баз предусматривает уменьшение до 33 авиабаз, и списание около 1000 ЛА, до 2000 ЛА.
Точный количественный и качественный состав ВВС ВС России является секретной информацией. Приведённые ниже данные собраны по открытым источникам и могут содержать существенные неточности.
Источники
МиГ-31 - тяжёлый скоростной перехватчик
МиГ-29 - лёгкий многоцелевой истребитель
Су-35БМ - тяжёлый многоцелевой истребитель поколения 4++
Ту-22М3 - средний бомбардировщик-ракетоносец
Ту-160 - тяжёлый стратегический бомбардировщик-ракетоносец и Су-27 - истребитель-перехватчик
Ил-78 - воздушный танкер и пара Су-24 - фронтовых бомбардировщиков
Ка-50 - ударный вертолёт
Назначение, наименование | Количество в регулярных ВВС | Количество в резерве ВВС | Общее количество | Количество поставленных машин |
---|---|---|---|---|
Стратегическая и дальняя авиация: | 204 | 90 | 294 | |
Ту-22М3 | 124 | 90 | 214 | |
Ту-95МС6/Ту-95МС16 | 32/32 | 64 | ||
Ту-160 | 16 | 16 | ||
Фронтовая авиация: | 655 | 301 | 956 | 39 |
Су-25 / Су-25СМ | 241/40 | 100 | 381 | |
Су-24 / Су-24М / Су-24М2 | 0/335/30 | 201/0/0 | 566 | 0 |
Су-34 | 9 | 9 | 23 | |
Истребительная авиация: | 782 | 600 | 1382 | 66 |
МиГ-29 / МиГ-29СМТ/УБТ | 242/34 | 300 | 570 | |
МиГ-31 / МиГ-31БМ | 178/10 | 200 | 388 | |
Су-27 / Су-27СМ / Су-27СМ2/СМ3 | 252/55/4 | 100 | 406 | 0/0/8 |
Су-30 / Су-30М2 | 5/4 | 9 | ||
Су-35С | 0 | 0 | 48 | |
Боевые вертолёты: | 1328 | 1328 | 130 | |
Ка-50 | 8 | 8 | 5 | |
Ка-52 | 8 | 8 | 31 | |
Ми-24П/Ми-24ПН/Ми-24ВП-М | 592/28/0 | 620 | 0/0/22 | |
Ми-28Н | 38 | 38 | 59 | |
Ми-8/Ми-8АМТШ/Ми-8МТВ-5 | 600/22/12 | 610 | 0/12/18 | |
Ми-26 | 35 | 35 | ||
Ка-60 | 7 | 7 | ||
Разведывательная авиация: | 150 | 150 | ||
Су-24МР | 100 | 100 | ||
МиГ-25РБ | 30 | 30 | ||
A-50/A-50У | 11/1 | 8 | 20 | |
Транспортная авиация и танкеры: | 284 | 284 | 60 | |
Ил-76 | 210 | 210 | ||
Ан-22 | 12 | 12 | ||
Ан-72 | 20 | 20 | ||
Ан-70 | 0 | 60 | ||
Ан-124 | 22 | 22 | ||
Ил-78 | 20 | 20 | ||
Зенитно-ракетные войска: | 304 | 304 | 19 | |
С-300ПС | 70 | 70 | ||
С-300ПМ | 30 | 30 | ||
С-300В/С-300В4 | 200 ПУ | 200 ПУ | 0/? | |
С-400 | 4 | 4 | 48 | |
Учебно-тренировочная и учебно-боевая авиация: | >980 | 980 | 12 | |
МиГ-29УБ/ МиГ-29УБТ | ?/6 | |||
Су-27УБ | ||||
Су-25УБ/ Су-25УБМ | 0/16 | |||
Ту-134УБЛ | ||||
Л-39 | 336 | 336 | ||
Як-130 | 8 | 8 | 3 | |
Ансат-У | 15 | 15 | ||
Ка-226 | 0 | 6 |
Перевооружение
В 2010 году Министерству обороны России российской авиационной промышленностью был поставлен 21 самолёт и 57 вертолётов.
В 2011 году Министерство обороны России получит от промышленности минимум 28 самолётов и более 100 вертолётов. Также в этом году продолжится модернизация парка штурмовиков Су-25 до стандарта «СМ».
На май 2011 года на вооружение поступило 8 серийных вертолётов Ка-52. В месяц завод может собирать до 2 Ка-52
По данным МО России в 2011 году будет закуплено 35 самолётов, 109 вертолётов и 21 зенитно-ракетная система.
По состоянию на начало 2011 года, 8 из 38 авиационных эскадрилий истребительной авиации были перевооружены на новые и модернизированные самолёты; штурмовой авиации - 3 из 14 аэ; бомбардировочной авиации - 2 из 14 аэ. В этом же году на Су-34 будет перевооружена одна бомбардировочная аэ авиабазы Балтимор под Воронежом.
Стало известно о заказе МО РФ 100 вертолётов Ка-60 со сроком начала поставок в 2015 году.
Стало известно, о том, что на авиасалоне МАКС-2011, планируется подписать контракт на поставку дополнительной партии Як-130 в объеме 60 машин.Контракт по модернизации МиГ-31 в вариант МиГ-31БМ в объеме 30 машин.Контракт на поставку МиГ-29К в объеме 24 машины для Авиации ВМФ РФ.
Количество авиатехники поступившей в ВВС за последние годы в рамках программы перевооружения:
Наименование | Количество |
---|---|
Истребительная авиация: | 107 |
МиГ-29СМТ | 28 |
МиГ-29УБТ | 6 |
МиГ-31БМ | 10 |
Су-27СМ | 55 |
Су-27СМ3 | 4 |
Су-30М2 | 4 |
Штурмовая/бомбардировочная авиация: | 87 |
Су-25СМ | 40 |
Су-25УБМ | 1 |
Су-24М2 | 30 |
Су-34 | 13 |
Учебно-тренировочная авиация: | 6 |
Як-130 | 9 |
Вертолётная авиация: | 92 |
Ка-50 | 8 |
Ка-52 | 11 |
Ми-28Н | 38 |
Ми-8АМТШ | 32 |
Ми-8МТВ5 | 19 |
Ансат-У | 15 |
Заключенные контракты на поставку авиатехники для ВВС и ВМФ РФ:
Наименование | Количество | Справка |
---|---|---|
МиГ-29К | 24 | планируется подписание контракта на МАКС-2011 |
Су-27СМ3 | 12 | выполнен на треть, последние 8 бортов поступят в 2011 |
Су-30М2 | 4 | выполнен |
Су-35С | 48 | первые два борта поступят в 2011, срок выполнения до 2015 года |
Су-34 | 32 | 4 бортов поставлено, в 2011 поступят ещё 6, в дальнейшем по 10-12 машин ежегодно |
Су-25УБМ | 16 | |
Ка-52 | 36 | 8 серийных борта поставлено, в 2011 поступят ещё 10 |
Ми-28Н | 97 | 38 бортов поставлено, включая 15 в 2010, в 2011 поступят ещё 15 |
Ми-26Т | ? | 4 до конца 2011 года |
Як-130 | 62 | 9 серийных борта поставлено, летом поступят ещё 3 |
Ан-140-100 | 11 | Будут поставлены в течении 3-х лет |
Ка-226 | 36 | 6 в 2011 |
Ка-60 | 100 | поставки с 2014-2015 года, возможна часть в корабельном исполнении |
Беспилотные летательные аппараты
В составе ВВС России имеются два полка БПЛА, исследовательская эскадрилья и Центр боевого применения БПЛА в Егорьевске. В то же время, развитие БПЛА в России значительно отстаёт от аналогичных программ стран НАТО. В 2010 году МО РФ заказало у Израиля 3 вида разведовательных беспилотных самолёта для нужд своей армии. Общее количество аппаратов оценивается в 63 единицы. В России планируется открыть совместное с Израилем предприятие по производству БПЛА.
Виды закупленных БЛА:
- IAI Bird-Eye 400
- IAI I-View
- IAI Searcher 2
Из отечественных БЛA на вооружении доподлинно известно находятся:
- ZALA 421-08
- Пчела-1Т
- Типчак
- Ту-243
Учебные заведения
Учебные заведения, осуществляющие подготовку специалистов для Военно-воздушных сил России:
- Военно-воздушная академия имени проф. Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина
- Военная академия воздушно-космической обороны имени Маршала Советского Союза Г. К. Жукова
- Краснодарский филиал ВУНЦ ВВС «ВВА»
- Военный авиационный инженерный университет г. Воронеж
Военно-воздушные силы (ВВС) - вид Вооружённых Сил, предназначенный для защиты органов высшего государственного и военного управления, стратегических ядерных сил, группировок войск, важных административно-промышленных центров и районов страны от разведки и ударов с воздуха, для завоевания господства в воздухе, огневого и ядерного поражения противника с воздуха, повышения мобильности и обеспечения действий формирований разных видов Вооружённых Сил, ведения комплексной разведки и выполнения специальных задач.
ВВС России состоят из объединений, соединений и воинских частей и включают рода авиации: дальнюю, военно-транспортную; фронтовую (в её состав входит бомбардировочная, штурмовая, истребительная, разведывательная авиация), армейскую, а также рода противовоздушных войск: зенитно-ракетные войска, радиотехнические войска.
Дальняя авиация - главная ударная сила ВВС, способная эффективно поражать важные объекты авиационных группировок, корабли-носители крылатых ракет морского базирования (КРМБ), энергетические объекты и объекты высшего военного и государственного управления, узлы железнодорожных, автомобильных и морских коммуникаций.
Военно-транспортная авиация - основное средство десантирования войск и боевой техники в интересах операций на континентальных и океанских театрах войны, она является самым мобильным средством доставки в заданные районы материальных средств, боевой техники, продовольствия, частей и подразделений.
Фронтовая бомбардировочная и штурмовая авиация предназначена прежде всего для осуществления авиационной поддержки Сухопутных войск во всех видах военных действий.
Фронтовая разведывательная авиация предназначена для ведения воздушной разведки в интересах всех видов и родов войск.
Фронтовая истребительная авиация предназначена для уничтожения средств воздушного нападения противника при решении задач прикрытия группировок, экономических районов, административно-политических центров, военных и других объектов.
Армейская авиация предназначена для огневой поддержки Сухопутных войск. На неё также возлагаются задачи боевого и тылового обеспечения. В ходе боя армейская авиация наносит удары по войскам противника, уничтожает его воздушные десанты, рейдовые, передовые и обходящие отряды, обеспечивает высадку и поддержку с воздуха своих десантов, ведёт борьбу с вертолётами противника, уничтожает его ракетно-ядерные средства, танки и другую бронированную технику.
Зенитно-ракетные войска предназначены для прикрытия войск и объектов от ударов средств воздушного нападения противника.
Радиотехнические войска предназначены для обнаружения средств воздушного нападения противника в воздухе, опознания их, сопровождения, оповещения о них командования, войск и органов гражданской обороны, для осуществления контроля за полётами своей авиации.
Вооружение и военная техника Военно-воздушных сил
Стратегический сверхзвуковой бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла Ту-160 - предназначен для поражения ядерным и обычным оружием наиболее важных целей в удалённых военно-географических районах и глубоком тылу континентальных театров военных действий.
Стратегический ракетоносец Ту-95МС - предназначен для решения ударных задач по поражению наиболее важных целей в удалённых военно-географических районах и в глубоком тылу континентальных театров военных действий.
Тяжёлый военно-транспортный самолёт Ан-22 («Антей») - предназначен для перевозки на большие расстояния тяжёлой и крупногабаритной боевой техники и войск, а также для десантирования парашютным и посадочным способом.
Тяжёлый дальний военно-транспортный самолёт Ан-124 («Руслан») - предназначен для доставки войск со штатной боевой техникой и вооружением из глубокого тыла страны на театры военных действий (ТВД), перевозки войск между ТВД и внутри тыловых зон, усиления воздушных десантов тяжёлой боевой техникой, доставки грузов силам флотов на океанские ТВД, перевозки тяжёлых и крупногабаритных народно-хозяйственных грузов.
Фронтовой бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла Су-24М - Предназначен для уничтожения наземных и надводных целей в любых метеоусловиях днём и ночью, в тактической и ближайшей оперативной глубине территории противника.
Самолёт-штурмовик Су-25 - предназначен для уничтожения малоразмерных подвижных и неподвижных наземных объектов в условиях визуальной видимости днём и ночью, а также малоскоростных воздушных целей на переднем крае в тактической и ближайшей оперативной глубине.
Выводы
- ВВС состоят из дальней и военно-транспортной авиации, фронтовой бомбардировочной и штурмовой авиации, фронтовой разведывательной авиации, фронтовой истребительной авиации, армейской авиации, зенитно-ракетных и радиотехнических войск.
- Военно-воздушные силы предназначены для воздушных ударов по группировкам противника, его тылу и транспорту.
- Военно-воздушные силы ведут воздушную разведку и организуют воздушные перевозки.
- Военно-транспортная авиация Военно-воздушных сил способна осуществлять высадку и выброску воздушных десантов, перевозку войск и военной техники на большие расстояния.
Вопросы
- Какие рода авиации входят в состав Военно-воздушных сил?
- Какие рода противовоздушных войск входят в состав Военно-воздушных сил?
- Какие основные самолёты состоят на вооружении дальней авиации?
- В какой разновидности фронтовой авиации служили легендарные герои Великой Отечественной войны Александр Покрышкин и Иван Кожедуб?
Задания
- Подготовьте краткое сообщение о предназначении противовоздушных войск и их вооружении и военной технике.
- Подготовьте сообщение о героических подвигах и рекордах знаменитого русского лётчика Первой мировой войны Петра Нестерова.
- Используя историческую литературу, напишите реферат на тему «Главный маршал авиации А. А. Новиков - командующий Военно-воздушными силами в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.».
- Используя специальные материалы и Интернет, подготовьте сообщение об одном из современных военных лётчиков.