Подмосковная деревня Коломенское некогда была вотчиной русских царей. Сейчас это место является территорией Государственного архитектурного заповедника. На огромной площади в почти четыреста гектаров расположены загородные монастыри и церкви, а также дворцы: домик Петра Великого, перевезенный сюда из Архангельска, и, собственно, хоромы русских царей - Алексея Михайловича, прозванного Тишайшим, и Фёдора Алексеевича. Большая часть заповедника - это парк и нетронутая человеком природа: овраги, лес. В юго-восточной части он выходит к Так что во дворец царя в Коломенском можно приплыть на прогулочном теплоходе. Хорошо заглянуть сюда во время народных гуляний на Рождество или Масленицу. Тогда в Коломенском проходят театрализованные представления, катание на санях и другие увеселительные забавы. На территории заповедника находятся и несколько старинных церквей. Но в данной статье мы сосредоточимся именно на дворце русских царей.

Немного истории

Русские князья любили Коломенское. Дворец стоял в этом месте еще в четырнадцатом веке. Поэтому окрестности деревни украшали церкви «столичного масштаба». Например, Василий III возвел в 1532 году Вознесения. Жил в Коломенском и Иван Грозный. Хроники сообщают, что здесь, в своем дворце, он праздновал именины. Но особенно полюбилось это место царю Михаилу Фёдоровичу. Он приказал расширить хоромы, фактически, построить на старом месте новый дворец. 17 сентября 1640 года царь отпраздновал с боярами новоселье. Полюбилось это место и наследнику, Алексею Михайловичу. Заядлый охотник, он неоднократно наведывался в эту загородную резиденцию. По восшествии на престол он затеял новое строительство.

Коломенское: дворец Алексея Михайловича

Еще в 1649-1650, а также 1657 годах царь пристраивал к старым новые помещения - по случаю рождения детей. Но это все было не то. Царю хотелось создать целостный ансамбль, а не систему изб, соединенных переходами. В 1667 году был заложен первый камень в строительство того, что позже современники назовут «восьмым чудом света». Следует отметить, что строили дворец Алексея Михайловича в Коломенском простые люди - плотники Семен Петров и Иван Михайлов. Уже через год началась отделка деревянных стен, оконниц и фасадов искусной резьбой. Весной 1669 года были выписаны из-за границы материалы для отделки и краски), да и сам мастер - армянин из Персии Богдан Салтанов. Руководил отделочными работами иконописец Симеон Ушаков. и стен, золочение шатров продолжалось около двух лет. Наконец, в 1673 году мастером Оружейной палаты Петром Высоцким были установлены часы на предвратную башню и устроена механика рычащих львов.

Перестройки Фёдора Алексеевича

После смерти Тишайшего новый царь взялся за Коломенское. Дворец снова был перестроен. Федор Алексеевич приказал построить новую трапезную, которая соединялась с личными покоями царя галереей. Эту столовую строил крепостной боярина Шереметьева Семен Дементьев. Были также возведены «Золочёные ворота», которые в отсутствие царя в Коломенском завешивались тканью, чтобы не потускнели. Был проведен ремонт рыкающих львов у трона, внешних украшений и интерьера. Реставрация завершилась весной 1682 года. Еще около двух лет шли работы по ремонту хозяйственных пристроек, оформлению кровель и росписи помещений. Вследствие бунта стрельцов были возведены казармы для личной охраны - всего шестнадцать изб. В 1685 году были усилены английским оловом и железом, водружены новые часы.

Эпоха и Коломенское

Дворец, с переносом столицы в Санкт-Петербург, стал постепенно приходить в упадок. Дерево - не очень стойкий материал. Последующие императрицы также не уделяли этой загородной резиденции достаточного внимания. Анна Иоанновна, правда, повелела держать ее «в добром призрении», однако средств на это выделить не соизволила. Осенью 1762 года в Коломенское наведалась Екатерина II. Она приказала составить смету ремонта. Документ представили в 1764 году. Но императрица вместо реконструкции приказала возвести новый дворец на месте разрушившихся хозяйственных пристроек. В мае 1767 года Екатерине доложили, что в старых хоромах начали рушиться лестницы и кровли. Тогда императрица приказала разобрать дворец Алексея Михайловича в Коломенском, а место - очистить. Точная дата разрушения неизвестна. Карамзин в «Бедной Лизе» (1792 год) упоминает деревню Коломенское с высоким дворцом. На месте деревянных хором возвели четырехэтажное строение в стиле классицизма. Но и оно спустя столетие было разрушено.

Музей «Коломенское»

Восстановление исторического места началось с инициативы известного художника-реставратора П. Барановского. Он предложил в 1923 году устроить на территории бывшей усадьбы русских царей музей под открытым небом, посвященный деревянной архитектуре России. Вот чем объясняется присутствие в Коломенском В нем царь-реформатор прожил на острове Маркове около двух месяцев, лично следя за возведением оборонительной крепости Архангельска. Барановский отреставрировал интерьер домика, Моховую башню Сумского острога, проездные врата Николо-Корельского монастыря, церковь Георгия Победоносца и другие памятки деревянного зодчества. Постепенно стали реконструировать и другие постройки, относящиеся уже непосредственно к Коломенскому: Водовзводную башню, Фряжский погреб и храм Святого Георгия с колокольней. А в 1990 году появилась идея воссоздать и летний дворец Алексея Михайловича.

Реконструкция

Хотя царские хоромы семнадцатого века были полностью стерты с лица земли, осталось множество литографий и рисунков, на которых подробно изображены интерьеры и внешнее убранство этого «восьмого чуда света». К тому же, сохранились чертежи самих строителей Поскольку на месте дворца уже выросли вековые дубы и липы, решено было реконструировать постройку в другом месте, неподалеку, в селе Дьяковское. Возведение было закончено в 2010 году. Деревянный дворец Алексея Михайловича сменила железобетонная конструкция, облицованная бревнами. Несмотря на то что она изменила первоначальную ориентацию по сторонам света, туристы могут увидеть палаты царя и государыни, покои царевича и принцесс. Особенное впечатление оставляет парадная столовая, в которую из разных крыльев дворца ведут крытые галереи.

Музей: часы работы, стоимость

Несмотря на то что весь дворец был построен в первых годах нашего столетия, экскурсия в Коломенское никого не разочарует. Ведь все интерьеры были воссозданы с чрезвычайной тщательностью, полностью копируя сохранившиеся рисунки чертежи. Палаты оснащены уникальными светильниками, слюдяными оконницами и мебелью. В двадцати четырех интерьерах дворца перед глазами туристов предстает личная жизнь и официоз русских государей допетровской эпохи.

Вход на территорию парка свободный. А вот на выставки - за отдельную плату. Если вы приехали в Коломенское на целый день, лучше приобрести единый билет - он стоит 400 рублей и дает право посещать различные помещения. Экспозиция работает ежедневно, кроме понедельника. Вход во дворец стоит 250 рублей.

Дворец Алексея Михайловича Романова находится на территории московского музея-заповедника «Коломенское» . Музей состоит из большого живописного парка, в нем располагаются сохранившиеся исторические архитектурные постройки и, конечно, воссозданный дворец. Он похож на сказочный терем, его окна украшены затейливыми наличниками, башенки обшиты тесом, имитирующим камень. Симметрия и величие практически никого не оставляют равнодушным. Совсем недавно не было этого дворца — не щадит время шедевры деревянного зодчества, какими бы совершенными они ни были.

В 1990-е годы правительство Москвы приняло решение о воссоздании хором самодержца. Строительные работы начались в 2007 году, кропотливый и неустанный труд строителей, реставраторов, историков и искусствоведов смог сотворить за 3 года чудесный дворец, который мы сейчас имеем возможность видеть своими глазами.

История дворца

Издревле подмосковное село Коломенское было вотчиной московских князей. Летописи сообщают о наличии дворца уже в XIV веке, жил здесь и Иван Грозный. Даже когда царствующая династия сменилась, первый Романов — Михаил Федорович — продолжил традицию предшественников. Хоромы были расширены, дворец реконструирован по разумению нового царя. Полюбилось это место и наследнику — Алексею Михайловичу, прозванному Тишайшим. Он использовал его как загородную резиденцию. Но новому царю уже было мало того, что создал его отец и деятельный молодой государь решился не просто на реконструкцию, а на сооружение полностью нового дворца.

Строительство продвигалось весьма быстрыми для того времени темпами, отделочными работами руководил известный иконописец Симон Ушаков. Сусальное золото и краски, которые использовались для отделки, закупались за рубежом. Недолго прожил Алексей Михайлович в новом дворце, после его смерти власть перешла к его сыну — Федору Алексеевичу, последний несколько перестроил здание. Однако после восшествия на престол Петра Великого столица была перенесена в Санкт-Петербург. Дворец стал постепенно приходить в упадок, так как последующие венценосные особы не уделяли этой загородной резиденции внимания. Спустя много лет Коломенское посетила Екатерина II, энергичная императрица приказала составить смету ремонта, однако состояние хором в то время уже оставляло желать лучшего, в связи с этим было решено вместо реконструкции построить новый дворец. Но перед тем как разобрать хоромы, специалисты сделали его чертежи, благодаря которым и стало возможно последующее восстановление.

Воссоздание дворца стало возможным не только благодаря чертежам — история сохранила рисунки, литографии, описания, ставшие теми драгоценными крупицами, которые использовали в своей работе историки и реставраторы. Нынешний дворец стоит не на том месте, где был прежде. Дело в том, что к тому времени, когда было принято решение о реставрации, вековые деревья уже возвышались на месте восьмого чуда света — так называли современники царскую резиденцию. И хотя здание построено совсем недавно, его интерьеры, украшения и прочие детали были выполнены с особой тщательностью. Это проявляется в любой мелочи, например, в XVII веке еще не было привычных нам стекол, вместо них в то время применяли слюду и реставраторы воссоздали слюдяные оконницы. Фасады дворца украшены великолепными фигурными композициями, необычными наличниками и многоцветными резными деталями. Однако есть и отступления — нынешний дворец не полностью деревянный, он построен из железобетонных конструкций, которые покрыты бревнами.

Экспозиции дворца

Основная экспозиция — историко-художественная реконструкция, представленная 24-мя интерьерами, которые позволяют окунуться в жизнь и быт государственных особ той эпохи.

Царский дворец в Коломенском делится на две половины — мужскую и женскую, имеющие отдельные входы, здесь можно осмотреть хоромы царя, царицы и царевичей.

В Столовой палате дворца можно увидеть, как проходил настоящий царский пир с его размахом и величием. Посетители знакомятся с традиционными яствами и роскошным убранством стола. В Думной палате проходили совещания боярской Думы. Глядя на царский трон и расположенные по бокам от него лавки, на которых сидели бояре, можно почувствовать, какие судьбоносные решения принимались в стенах царской резиденции. Так как царь был очень набожным, то каждое утро он начинал с молитвы, которую он совершал в Крестовой палате. На мужской половине множество залов, которые знакомят с бытом и нравами той эпохи.

На женской половине помимо интерьеров также представляет интерес выставка подлинных предметов, относящихся к XVII веку — икон, кованых изделий, фрагментов изразцовых печей — все это передает уровень мастерства и фантазии умельцев того времени.

Кроме того, в музее есть и временные выставки, к примеру, посвященные народным художественным промыслам.

Сильной чертой музея является интерактивность, которая погружает посетителей в историческое прошлое и делает их участниками событий, происходивших в хоромах в давние времена. Для детей в стенах дворца проводятся разнообразные по сюжету игры-путешествия, которые в развлекательной форме помогают узнать много интересного об истории страны. За участие в некоторых даже дарят грамоты и небольшие сувениры.

Жизнь дворца насыщена и культурной программой — в «Театральной хоромине» проходят музыкальные концерты и спектакли для детей.

Хоромы доступны для самостоятельного осмотра, в залах размещена информация, дающая представление об истории, жизни и быте царских особ. Для составления более полного впечатления можно воспользоваться аудиогидом или приобрести билет на экскурсию для сборных групп. Сотрудники музея разработали множество тематических экскурсий (в том числе театрализованных) в зависимости от возраста и интересов посетителей.

Цены на билеты во дворец в Коломенском

Вход на территорию парка «Коломенское» бесплатный.

  • Вход на женскую половину дворца: взрослые — 250 руб., пенсионеры — 100 руб.
  • Экспозиция «Сокровища русского искусства»: взрослые — 150 руб., пенсионеры — 50 руб.
  • Комплексный билет на посещение мужской половины и сменной выставки в Галерее у Хором царевичей: взрослые — 300 руб., пенсионеры — 100 руб.
  • Комплексный билет, позволяющий посетить мужскую и женскую половины, а также сменную выставку в Галерее у Хором царевичей: семейный (в выходные для группы до 4 чел.) — 850 руб., взрослые — 400 руб., пенсионеры — 100 руб.

Приобрести билеты можно как в кассе музея, так и на официальном сайте объединенного музея-заповедника .

Как добраться до дворца Алексея Михайловича в Коломенском

Ближайшая к музею «Коломенское» станция метро — «Каширская», после выхода из вагона стоит посмотреть на указатели выхода из метро. Нужное направление — музей «Коломенское». Выйдя из метро, необходимо дойти до проспекта Андропова и перейти его по подземному переходу. Дорога от метро до парка занимает примерно 5-7 минут.

До дворца можно дойти и от метро «Коломенская», но это займет больше времени. Нужно найти на указателях в метро выход к музею «Коломенское», затем пройти вдоль проспекта Андропова до входа в парк.

Также до музея можно добраться на машине или воспользоваться услугами такси: Яндекс. Такси, Uber, Gett и другими.

Видеообзор дворца с высоты

Бывшая царская резиденция Коломенское располагается вдоль правого берега Москвы-реки между станциями метро «Коломенская» и «Каширская». Это самая известная достопримечательность Москвы, находящаяся за пределами её центра. Село Коломенское было основано жителями города Коломна, бежавшими от хана Батыя. Во времена правления царя Алексея Михайловича Коломенское стало царской резиденцией. В 1660 году здесь был построен деревянный дворец. Бывавшие во дворце иностранцы неустанно восхищались его богатым убранством. Современники называли Коломенский дворец «Восьмым чудом света». Несмотря на то, что изначально дворец планировался только как летняя резиденция, он стал любимым имением не только царя Алексея Михайловича, но и его преемников. Будущая императрица Елизавета Петровна родилась в Коломенском в 1709 году. Царь Пётр I провёл в имении часть своей юности.
Дворец просуществовал до прихода к власти императрицы Екатерины II, которая приказала его разобрать. Современный деревянный дворец в Коломенском является макетом, построенным по оригинальным чертежам.
Деревянный дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском. Гравюра.
Во время своего правления царь Алексей Михайлович снёс все деревянные постройки в Коломенском и возвёл на их месте новый деревянный дворец, который прославился своими диковинными, будто сказочными кровлями. Дворец был выдающимся образцом русского деревянного зодчества и поражал своей красотой всех, кто его видел. Дворец, состоявший из около 250 комнат и лабиринта из коридоров, был украшен резьбой по дереву и различными декоративными элементами, такими, как шатровая кровля и другие надстройки на крыше необычных форм, флюгеры и позолоченные фигурки двуглавых орлов.
После переноса столицы в Санкт-Петербург деревянный дворец пришел в упадок, и Екатерина II отказалась сделать его своей московской резиденцией. Императрица предприняла попытку отреставрировать дворец и приказала составить смету, однако, впоследствии она передумала.
В 1768 году деревянный терем был разобран по указу императрицы Екатерины II, а вместо него был построен более современный каменный дворец.
Построенный Екатериной дворец, в свою очередь, был разрушен в 1872 году.
К счастью, оригинальные чертежи, по которым строился деревянный дворец Алексея Михайловича, сохранились, и в 2010 году правительство Москвы смогло построить реплику дворца в натуральную величину.
Современная реплика располагается приблизительно в километре к югу от того места, где стоял деревянный дворец Алексея Михайловича, возле каменной церкви 16 века. Воссозданный дворец построен из бетона и облицован деревянными брёвнами.
Кроме макета дворца Алексея Михайловича, на территории музея-заповедника Коломенское также можно увидеть множество старых деревянных построек, привезённых из разных уголков бывшего СССР.





Оригинальный деревянный дворец, построенный в 1667 -1672 годах и поражавший своим великолепием вельмож и иноземных послов, прозвали "восьмым чудом света". К сожалению, через 100 лет после начала его строительства из-за ветхости дворец был разобран, и только благодаря повелению императрицы Екатерины II перед его разборкой предварительно были сделаны все замеры и создан деревянный макет дворца, по которому стало возможно его восстановление в наши дни.
Коломенский дворец царя Алексея Михайловича - когда-то считавшийся "восьмым чудом света", а ныне обзываемый "лужковским новоделом" - открыл свои двери для посетителей 04 сентября 2010 года. Я до него добралась только пару недель назад и предлагаю вместе со мной его осмотреть. Забегая вперед скажу, что воссозданные интерьеры очень понравились, а внешний облик дворца практически идентичен тому, что можно видеть на его "старых" изображениях.


Немного из истории. Основной объем работ по строительству "старого дворца" уже к 1668 году выполнила артель плотников под руководством Сеньки Петрова и Ивашки Михайлова. На всех этапах строительных работ были задействованы лучшие мастера Москвы и других городов. Росписи интерьеров дворца создавались мастерами Оружейной палаты.


Созданный в 17 веке деревянный дворец был призван, прежде всего, показать русским подданым и иностранным гостям величие царя и мощь его власти. Патриарх Кирилл, присутствовавший на открытии нового дворца, отметил в свойственной ему манере, что Россия и до Петра I была великим государством, о чем многие забывают.


"Современный" дворец как и оригинальный имеет 270 помещений площадью 7 239 кв. м. (это вам не однокомнатная квартирка в 40 кв. метров!). На настоящее время интерьеры воссозданы только в 24 помещениях. В работах по созданию интерьеров во дворце в наши дни было задействовано 226 человек 20-ти разных специальностей.


Во времена Алексея Михайловича дворец был не только местом отдыха, но и главной загородной резиденцией российского государя. Здесь проходили заседания Боярской думы, "истребленной" впоследствии Петром I, советы с главами приказов (прообразами министерств), дипломатические приемы и войсковые смотры.


К сожалению, когда я гуляла в Коломенском, клумбы вокруг дворца еще не были засажены цветами. Удалось сфотографировать только этот куст.


"Современный" дворец не является полностью деревянным в отличие от его оригинального образца. Все конструкции теперь монолитные, железобетонные, которые затем обложены бревнами. Ориентация нового дворца относительно сторон света тоже нарушена, сейчас дворец повернут вокруг вертикальной оси на 90 градусов, что нарушило его, в том числе, сакральное назначение.


Дворец Алексея Михайловича представляет собой сложный лабиринт помещений, соединенных переходами. Сейчас можно осмотреть покои царя и царицы, а также царевичей и царевен.


Лес для строительства нового дворца был привезен из Красноярского края, затем обрабатывался мастерами под Владимиром, а потом уже доставлялся в Москву.


Дворец делился на 2 части: мужскую и женскую. Соответственно женщинам нельзя было заходить на мужскую половину, и даже царь заходил на женскую половину к царице только по супружеской надобности.


Удивительно, но факт: женская половина царской семьи, по сути, сидела в заперти и даже царице никуда не дозволено было выходить. Единственные занятия - рукоделие и молитвы. На женскую половину не заходили мужчины и только по праздникам царица, например, могла пригласить в гости отца.


У Алексея Михайловича было 2 жены: Мария Ильинична Милославская, родившая ему 13! детей (умерла через несколько дней после последних родов) и Наталья Кирилловна Нарышкина, родившая всего 3 детей, старшим из которых был не кто иной как будущий император Всероссийский Петр I. Есть даже версия, что Петр родился не в Теремном дворце Московского Кремля, а в Коломенском дворце.


У царя, царицы, царевичей и царевен были отдельные покои во дворце с отдельными входами и выходами и дополнительными помещениями для прислужников/прислужниц и мамок/нянек.. Надо сказать, что из 16 детей царя Алексея Михайловича - больше половины умерли либо в младенчестве, либо в детском возрасте.


Наверняка вы спросите про черепицу. Она деревянная, материал - липа.


Что еще? Дворец воссоздан не на его первоначальном месте. Посчитали, что строительство дворца неподалеку от шатровой церкви Вознесения приведет к жуткому наплыву людей в Коломенском в одном месте.





А теперь пойдемте внутрь. Сразу обозначу некоторые нюансы:
вход во дворец естественно платный, но цену в 400 рублей с человека я никак не ожидала. Да, я понимаю, что во дворец вложено много денег (надеюсь, что хотя бы большая их часть была использована по целевому назначению!), но 400 рублей, мне кажется, дороговато.
Для детей, студентов и пенсионеров - 200 рублей + 100 рублей, если хотите присоединиться к экскурсионной группе, что я рекомендую сделать.
Но это еще не все. В одной из частей дворца проходит выставка "Сокровища русского искусства 17 века" - билет туда 250 рублей. Мы сначала не поняли, где вход собственно во дворец и заплатили по 250 рэ. Потом осознали, что, заплатив уже 500 рублей (нет, я люблю русское искусство!) нам надо заплатить за двоих еще 800! Да, вы правильно все посчитали, дорогие мои френды! Прогулка по дворцу обошлась на двоих в итоге в 1300 рублей!

Сокровищами русского искусства 17 века я вас мучать не буду, а вот интерьеры дворца покажу. Заходим?

Богатое убранство загородной резиденции когда-то поражало воображение знатных вельмож и иноземных послов. Сейчас, чтобы зайти внутрь, надо одеть бахилы как в больнице. За чистотой очень следят, ковры, устилающие полы, тщательно пылесосятся.


В интерьерах дворца было соединено высокое искусство Московского царства второй половины 17 века с передовыми строительными технологиями того времени и умением мастеров. Во дворце было все продумано до мелочей: от отделки полов и росписи потолков до малейших деталей мебели.


Роспись одного из потолков


Это парадные сени, где иностранные послы дожидались приема государя.




Это также роспись одного из потолков. Алексей Михайлович уподоблял себя Солнцу, царицу - Луне, а своих детей - планетам и звездам, что должно было свидетельствовать о космическом величии государя.


Это приемные покои и трапезная, где Алексей Михайлович принимал гостей.




Мебель в царском дворце была разнообразной: русская мебель, привозная западноевропейская и русская, сделанная по европейским образцам. Русская мебель - это, прежде всего, лавки и скамьи. Привозная европейская мебель - кровати, кресла и стулья.



Государь восседал вот на этом троне. Заметили внизу двух золотых львов? Они с секретом!
Алексей Михайлович был большим любителем механики и по его приказу для потехи гостей около трона установили механических львов, которые мотали головами и сверкали глазами, чем приводили в "легкое" удивление иностранцев к великому удовольствию русского царя.
Если вы присоединитесь к экскурсии - для вас этих самых львов включат. Ваши дети будут в восторге! Гарантировано! Кстати, детям разрешается сидеть на полу на коврах, что тоже им очень нравится во время экскурсии.


Помимо солнца Алексей Михайлович сопоставлял себя с царями Давидом и Соломоном, а также императорами Александром Македонским и Юлием Цезарем. На это фото виден фрагмен расписанного потолка с изображением царя Соломона.


А вот и портреты самого Алексея Михайловича.


Нашлось место и портрету царевича Петра, правление которого превратило государство Российское в Российскую империю.

Это кабинет Алексея Михайловича, где царь работал и собственноручно правил государственные бумаги.

Так выглядела царская Опочивальня. Как и положено кровати в те времена - она была очень короткой, так как спали сидя, чтобы кровь не приливала к голове (а это считалось опасным для жизни), и из-за париков, которые накладывали на несколько дней.




Во всех покоях царской семьи были иконы и молельни для богослужений и молитвы. В покоях царя молельня имела название Крестовой палаты.





Это, если я не ошибаюсь, учительная палата, где обучали царевичей.




Самое интересное, но, на мой взгляд, очень современно выглядящее помещение - это мыльня. Вы тоже подумали, что это, скорее, финская сауна? Ну да ладно! Поверим, что мыльня, т.е. баня, при царе Алексее Михайловиче выглядела именно так! Царь-то был прогрессивный, и дворец построен по последнему слову техники.


Воду для мыльни брали из Москва-реки, и царь обязательно тут мылся перед и после совершения греховных дел, к которым относил посещение царицы и посещение театра.


Это прообраз ванны, на дно корыта (или как это назвать?) клали раскаленные камни, чтобы вода не остывала, и царь мог попарить ножки.


Пойдемте на женскую половину. К сожалению, мне там показалось не так интересно, как на мужской, и фотографировала мало. Но все равно давайте посмотрим некоторые картинки.









Пожалуй, самым интересным местом женской части является воссозданная голубая гостинная императрицы Елизаветы Петровны.




А вот и ее портрет.






Завершу портретом Екатерины II, по чьему приказу дворец Алексея Михайловича был разобран после донесения ей о том, что реставрация дворца невозможна, и у деревянного строения уже началось обрушение перекрытий. Именно благодаря ей, как я писала выше, стало возможным воссоздание дворца в наше время, так как императрица повелела сделать замеры и точные описания дворца, а также его деревянный макет.

Описание дворца

Воссоздание дворца

Дворец царя Алексея Михайловича - деревянный царский дворец, построенный в подмосковном селе Коломенском во второй половине XVII века. Представлял собой весьма сложную систему отдельных деревянных помещений (клетей), соединённых переходами. Своим богатым и экзотическим декором неизменно вызывал восхищение у видевших его иностранцев. Разобран не ранее 1767 года, при этом фундаменты дворца сохранились (равно, как и каменные постройки хозяйственных служб при дворце). В 2010 году на незастроенной территории музея-заповедника «Коломенское» возведён с использованием современных технологий гипотетический экстерьерный макет дворца в натуральную величину (2-я улица Дьяково Городище, 27).

История

Василий III построил в подмосковном селе Коломенском в 1528-1532 годах шатровую церковь Вознесения. В это же время в Коломенском уже существовали монаршие хоромы. И. Забелин сообщает, что Иван Грозный в Коломенском дворце праздновал свои именины (29 августа).

В 1640 году Михаил Фёдорович построил новые хоромы на старом месте. Обычно новые строения ставили на месте старых. 17 сентября царь с боярами в передней избе праздновал окончание строительства.

Алексей Михайлович в молодости увлекался охотой и регулярно приезжал в Коломенский дворец. В 1649 и 1650 годах он строил в Коломенском новые хоромы. В 1657 году были пристроены новые хоромы по случаю рождения детей в царской семье.

В 1667 году завершился черновой этап строительства дворца Алексея Михайловича. Строили дворец плотничий староста Сенька Петров и стрелец-плотник Ивашка Михайлов. Зимой 1667 - 1668 года велось украшение дворца резьбой. В мае 1669 года из-за границы были доставлены краски и сусальное золото для отделки дворца. В мае была расписана зеленью чешуйчатая кровля. В июне началась роспись внутренних помещений. Росписью руководил иконописец Симон Ушаков и выписанный из Персии армянин Богдан Салтанов. Расписывали стены и подволоки (потолки) по грунтованным холстам. Роспись и золочение продолжалось два года. Иностранные современники, посещавшие Коломенский дворец называли его восьмым чудом света.

В 1673 году часовой мастер Оружейной палаты Пётр Высоцкий установил часы на башню перед воротами и устроил механику рыкающих львов.

После смерти Алексея Михайловича дворец был перестроен. Весной 1681 года Фёдор Алексеевич приказал разобрать старую повалушу (столовую) и на её месте построить новую столовую. Столовую перестраивал крестьянин боярина П. В. Шереметева Сенька Дементьев. Столовая соединялась с хоромами царя новыми сенями. Под сенями построили золочёные ворота, названные передними. Когда царя не было в Коломенском, ворота завешивали тканью для сохранения позолоты. Также был проведён ремонт деталей внешних украшений и механизм рыкающих львов, которые стояли у трона. Механика львов располагалась в особом чулане. Ремонт дворца завершился весной 1682 года. После стрелецкого бунта охрана дворца была усилена - было построено 16 изб.

В 1684 году были отремонтированы государевы хоромы и хозяйственные постройки; обновлены роспись помещений и зелень кровель. В 1685 году устроены боевые часы, передние ворота украшены железом и английским оловом. Это был последний ремонт дворца.

В первой половине XVIII века дворец стоял заброшенным, и редко посещался. Анна Иоанновна повелела содержать дворец в «добром призрении», но ремонтных работ практически не проводилось.

4 октября 1762 года Коломенский дворец осматривала императрица Екатерина II. Екатерина повелела создать планы фасадов дворца и составить сметы ремонта. Смета была представлена 11 мая 1764 года. В 1766 году императрица повелела выстроить небольшой дворец на месте скотного и конюшенного двора Коломенского дворца.

31 мая 1767 года «Коломенские управительские дела» сообщили, что в старом дворце начали обрушиваться кровли и лестницы. 16 июля 1767 года было получено повеление Коломенский дворец и его фундамент разобрать, и место очистить. Когда был разобран дворец - неизвестно. Выполненная перед разборкой деревянная модель дворца хранится в музее-заповеднике.

Описание дворца

С восточной стороны дворца располагались передние хоромы царя. В северной части большая столовая, крытая кровлей в куб (на рисунке справа). На вершине был установлен глобус с изображением льва и инрога. Столовая соединялась с другими помещениями столовыми сенями.

Кровля двух передних комнат была крыта в бочку (в центре рисунка). Над четвёртой и пятой комнатами стоял терем с шатровой кровлей. Вершина шатра украшена двуглавым орлом. Все кровли дворца крыты в чешую. Высота башен от 7 до 15 сажень.

В подклетах размещались: хозяйственные службы, кладовые, жильё дворовых людей. В двух подклетах располагались стрелецкие караулы: под столовой и под передними комнатами.

За комнатами царя, вглубь двора, располагались хоромы царевича. За хоромами царевича стояли государева мыльня, оружейная и стряпущие избы. Фасадом к северу стояли хоромы царицы.

В задней части дворца располагались хоромы больших и меньших царевен (на рисунке слева). Хоромы были покрыты шатровыми кровлями. Хоромы царевен соединялись длинными крытыми переходами с хоромами царя и царицы.

На шести воротах дворца висели иконы: Вознесения Христова, Богородицы Смоленской, Богородицы Казанской, Спаса Нерукотворенного, Иоанна Предтечи, Московских Чудотворцев.

Воссоздание дворца

Идея воссоздания дворца возникла в музее-заповеднике ещё в 1990-е годы, и в итоге была поддержана Правительством Москвы. Были проведены археологические работы и исследованы сохранившиеся фундаменты. Но поскольку за прошедшее время на месте бывшего дворца сформировался природный комплекс и уже выросли многовековые дубы и липы, было принято решение о переносе строительства на территорию бывшей деревни Дьяковское, за Голосов овраг.

Нынешнее строение представляет собой макет Дворца Алексея Михайловича в натуральную величину. Строительство велось по чертежам, сделанным по велению Екатерины II. Однако новое строение не является полностью деревянным: все конструкции монолитные, железобетонные, покрытые затем брёвнами. Ориентация относительно сторон света также не сохранена - макет был повёрнут вокруг вертикальной оси на 90 градусов, что полностью нарушило сакральный смысл первоначального строения.

По словам Юрия Лужкова, строительство предполагалось завершить в 2010 году. 4 сентября 2010 года Юрий Лужков открыл воссозданный дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском.

Виды заново построенного сооружения