Православная Церковь - структура иерархичная и консервативная. Функции управления в ней всегда принадлежали мужчинам - прежде всего епископату и духовенству. И тем не менее, в жизни Русской Православной Церкви женщины играли и играют вполне определенную роль.

В преддверии 8 марта мы попытались составить что-то вроде списка тех женщин, которые если и не принимают участие в процессе принятия решений в Русской Церкви, то, по крайней мере, выполняют некоторые управленческие функции.

Данный материал составлен по данным открытых источников и не учитывает целый ряд факторов, которые отражаются на степени влиятельности той или иной кандидатуры. Мы сознательно не употребляем слово «рейтинг» как термин, противоречащий церковному пониманию идей иерархичности и служения, которое опирается на слова апостола Павла: «Каждый оставайся в том звании, в котором призван» (1 Кор. 7, 20).

Кроме этого, мы сознательно уходим от анализа влиятельности в церковных кругах женщин - супруг видных государственных чиновников, которые принимают активное участие в работе различных благотворительных организаций, оказывают поддержку церковным социальным проектам и т. д. Ярким примером такого влияния может служить, например, супруга главы российского правительства Светлана Медведева.

За рамками нашего внимания также останутся женщины, несомненно влияющие на повестку дня в церковном сообществе, но не принадлежащие к официальным церковным структурам. К таким персонам можно отнести, например, известных журналисток Елену Дорофееву (ИТАР-ТАСС) и Ольгу Липич (РИА «Новости»), специализирующихся на религиозной тематике, главного редактора сайта «Православие и мир» Анну Данилову, бывшего главного редактора «Татьянина дня», журналистку Ксению Лученко, а также Олесю Николаеву - поэтессу, писателя, лауреата Патриаршей литературной премии.

Сюда же можно было бы отнести руководителей «Союза православных женщин» - общественной организации, учрежденной в 2010 году: Нину Жукову и Галину Ананьеву, входящих также в состав Бюро Всемирного русского народного собора, а также Марину Белогубову, начальника Департамента аппарата Полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе.

Мы сознательно ограничим себя рамками официальных церковных органов управления и рассмотрим кандидатуры тех женщин, которые в этих органах состоят.

Вообще, степень влияния той или иной женщины в структурах церковного управления можно оценивать с двух точек зрения. Во-первых, с позиций строго иерархических. Для женщины-монахини высшее карьерное достижение - это игуменство в ставропигиальном (находящимся в непосредственном подчинении Патриарху) монастыре. Поэтому автоматически все настоятельницы ставропигиальных монастырей вошли в наш список. Во-вторых (и данный подход представляется более правильным), эту оценку можно производить с позиций сугубо функциональных, то есть с точки зрения причастности женщины к актуальной деятельности управленческих или совещательных структур Русской Православной Церкви. И именно по этой причине список не ограничивается игумениями крупных обителей.

Возможность лично посоветоваться с Патриархом в том или ином вопросе - привилегия, которой пользуются только наиболее авторитетные женщины в Церкви.
Фото Патриархия.ru .

В последнем случае главным показателем будет являться участие женщин в работе Межсоборного присутствия - «совещательного органа, содействующего высшей церковной власти Русской Православной Церкви в подготовке решений, касающихся наиболее важных вопросов внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви» (см. Положение).

В соответствии с Положением, «Межсоборное присутствие призвано к обсуждению актуальных вопросов церковного бытия, в частности относящихся к сфере богословия, церковного управления, церковного права, богослужения, пастырства, миссии, духовного образования, религиозного просвещения, диаконии, взаимоотношений Церкви и общества, Церкви и государства, Церкви и иных конфессий и религий». То есть в круг обсуждаемых вопросов входят практически все аспекты жизнедеятельности РПЦ.

В свете шагов по реорганизации системы церковного управления, инициированных в последние годы Патриархом Кириллом, именно участие в реальном процессе обсуждения актуальных вопросов церковной жизни (который, по замыслу Патриарха, и должен протекать в рамках деятельности Межсоборного присутствия) может являться показателем действительного влияния той или иной персоны.

Заметим еще раз, что далеко не всегда результаты выборки по этим двум параметрам совпадают, т.е. настоятельницы крупнейших ставропигиальных монастырей совсем не обязательно являются членами Межсоборного присутствия. Среди 11 женщин, входящих на сегодняшний день в состав этого органа, пятеро - настоятельницы монастырей (и лишь трое из них управляют ставропигиальными обителями), одна монахиня и пятеро мирянок.

Стоит отметить, что кроме Межсоборного присутствия - структуры, созданной не так давно, в настоящее время в Русской Церкви сохраняется система синодальных отделов. По понятной светскому читателю аналогии синодальные отделы, комитеты и комиссии принято приравнивать к «гражданским» министерствам. В структурах этих отделов также присутствуют женщины - преимущественно настоятельницы монастырей. Сложившаяся за последние годы практика - когда комиссии Межсоборного присутствия и синодальные отделы занимаются одними и теми же вопросами церковной жизни, а порой и называются почти идентично - вносит небольшую путаницу в данное исследование. Например, несколько женщин-настоятельниц монастырей входит в состав «профильной» комиссии Межсоборного присутствия, которая называется «Комиссия по вопросам организации жизни монастырей и монашества»; и параллельно почти все они плюс еще несколько игумений состоят членами Коллегии при Синодальном отделе по монастырям и монашеству.

Но даже поверхностный взгляд на состав тех и других структур свидетельствует о том, что участие женщин в работе Межсоборного присутствия, несомненно, гораздо более представительное и активное, нежели их работа в церковных «министерствах». Поэтому мы и будем отталкиваться прежде всего от этого показателя.

По формальному статусу в рамках деятельности Межсоборного присутствия наибольший вес имеет игумения Иулиания (Каледа), настоятельница московского Зачатьевского монастыря: она единственная монахиня - член Президиума Межсоборного присутствия. Кроме того, она исполняет обязанности секретаря Комиссии по вопросам организации жизни монастырей и монашества, а также входит в состав Коллегии при Синодальном отделе по монастырям и монашеству.

Игумения Иулиания (Каледа)

В миру - Каледа Мария Глебовна. Родилась в 1961 г. в семье ученого-геолога Глеба Каледы, впоследствии священника, и Лидии Каледы (в девичестве Амбарцумовой), дочери священномученика Владимира (Амбарцумова). Принадлежит к известному священническому роду, двое ее братьев - священники.

Решением Священного Синода от 5 мая 1995 г. назначена настоятельницей Зачатьевского женского монастыря г. Москвы.

Особое место с учетом возложенных на нее служебных функций занимает Маргарита Нелюбова - секретарь Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации церковной социальной деятельности и благотворительности и член сразу четырех Комиссий: по вопросам духовного образования и религиозного просвещения, по вопросам организации церковной миссии, по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества, по вопросам отношения к инославию и другим религиям.

Маргарита Нелюбова на протяжении долгих лет является сотрудником Отдела внешних церковных связей и руководителем программы «Круглый стол по религиозному образованию и диаконии (социальному служению) Русской Православной Церкви». Фактически она ведущий церковный специалист в области социального проектирования, причем она очень хорошо знакома и с зарубежным опытом организации церковного социального служения.

Маргарита Нелюбова

Родилась в 1962 г. в Москве. В 1984 г. окончила Московский государственный педагогический институт. С 1992 г. руководит программой «Круглый стол по религиозному образованию и диаконии (социальному служению) в Русской Православной Церкви». С 2001 г. координирует программу участия Русской Православной Церкви в профилактике и борьбе с распространением ВИЧ/СПИДа.

Членом четырех комиссий Межсоборного Присутствия также является игумения Серафима (Шевчик), настоятельница одесского Свято-Архангело-Михайловского монастыря. Стоит отметить: игумения Серафима - несомненно, яркая и разносторонняя личность. Она - единственная в Московском Патриархате женщина, возглавляющая синодальный отдел. Это, правда, синодальный отдел Украинской Православной Церкви - «Церковь и культура», но в любом случае пока это единичный прецедент подобного рода. Кроме того, игумения Серафима - депутат Одесского городского совета.

Заметим, что общепринятый для Русской Церкви запрет для священнослужителей на участие в работе государственных органов и политических партий в данном случае не имеет значения, поскольку игумения - это не священный сан, а должность, занимаемая монахиней.

Игумения Серафима входит в состав Комиссий Межсоборного присутствия по вопросам богослужения и церковного искусства, по вопросам организации жизни монастырей и монашества, по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества, по вопросам информационной деятельности Церкви и отношений со СМИ. При этом одесский монастырь не является ставропигиальным, и в формальной табели и рангах настоятельство в этой обители не слишком выделяло бы тамошнюю игумению из ряда других, если бы не изрядная загруженность в церковных управленческих органах.

Игумения Серафима (Шевчик)

Родилась 25 марта 1963 г. в Черкасской области. В монастырь Серафима пришла в 17-летнем возрасте. С 1995 г. - настоятельница Свято-Архангело-Михайловского женского монастыря.

Депутат Одесского городского совета, занимает должность зампредседателя комиссии по духовности и культуре.

В 2007 г. игумения удостоена премии «Женщина третьего тысячелетия». Годом раньше - «Лучший христианский журналист 2006 года». Автор 15 книг (в основном по истории православия и духовной культуры Украины). Своим главным трудом считает исследование истории Киево-Печерской лавры. При этом, как сама признаётся, не имеет высшего образования.

Игумения Серафима - один из основателей всеукраинской общественной организации «Путь православных имени Святого равноапостольного князя Владимира». Основала единственный на Украине музей - «Христианская Одесса».

Особняком в нашем списке стоит инокиня Ксения (Чернега). Она не является членом Межсоборного присутствия и не участвует в работе синодальных учреждений, но в силу занимаемой должности - она руководитель Юридической службы Московской Патриархии и одновременно руководитель Юридической службы Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества - имеет существенный вес в управленческих структурах Церкви. Кроме того, она входит в состав Ревизионной комиссии при Епархиальном совете г. Москвы.

Инокиня Ксения (Чернега)

Еще до принятия иноческого пострига исполнявшая обязанности юрисконсульта Московской Патриархии К. Чернега принимала участие в разработке многих документов, с которыми Церковь выступала в диалоге с государственной властью. Здесь были и имущественные вопросы, и проблемы, связанные с правовым регулированием статуса религиозных организаций в России, касающиеся системы церковного образования, вопросов взаимодействия Церкви и музеев, а также множества других.

В состав двух комиссий входит единственная среди одиннадцати женщин-членов Межсоборного присутствия монахиня - не настоятельница монастыря: монахиня Фотиния (Братченко). Мать Фотиния - член Комиссии по вопросам организации жизни монастырей и монашества, а также Комиссии по вопросам церковного управления и механизмов осуществления соборности в Церкви. В первые годы патриаршества Патриарха Кирилла монахиня Фотиния занимала должность руководителя службы делопроизводства, являясь личным помощником Патриарха (распоряжение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 1 апреля 2009 года).

3.

Еще четыре игумении входят в состав «профильной» Комиссии по вопросам организации жизни монастырей и монашества: игумения Сергия (Конкова), настоятельница Серафимо-Дивеевского женского монастыря, игумения Елисавета (Жегалова), настоятельница Стефано-Махрищского монастыря (Владимирская область), игумения Моисея (Бубнова), настоятельница Елеонского Спасо-Вознесенского монастыря в Иерусалиме, и игумения Феофила (Лепешинская), настоятельница Богородице-Рождественской пустыни в селе Барятино Калужской области.

При этом лишь первые две игумении являются настоятельницами ставропигиальных женских монастырей.

Игумения Сергия (Конкова), настоятельница Серафимо-Дивеевского ставропигиального женского монастыря - несомненно влиятельная и авторитетная фигура. Дивеевская обитель в настоящее является одной из неофициальных «кузниц кадров» для женских монастырей в России. Игумения Сергия управляет крупнейшим на сегодняшний день женским монастырем Русской Церкви: в обители насчитывается около 500 насельниц.

Игумения Сергия также входит в состав Коллегии при Синодальном отделе по монастырям и монашеству.

Игумения Сергия (Конкова)

В миру - Александра Георгиевна Конкова. Родилась 26 мая 1946 г. Окончила стоматологический институт, работала заведующей зубоврачебным отделением больницы. В 1981 г. она поступила в Рижский Троице-Сергиев монастырь, через год была пострижена в рясофор, а в 1984 г. - в мантию с именем Сергия в честь преп. Сергия Радонежского. Вскоре была переведена на послушание благочинной в скит Рижской обители - Спасо-Преображенскую пустынь. 17 ноября 1991 г. поставлена игуменией возрожденного Дивеевского монастыря.

Игумения Елисавета (Жегалова) - настоятельница Свято-Троицкого Стефано-Махрищского женского монастыря. В обители - с первых дней возрождения в 1993 году. Возведена в сан игумении в 1997 году. В 2004 году монастырю придан статус ставропигии. Игумения Елисавета также член Коллегии при Синодальном отделе по монастырям и монашеству.

Игумения Елисавета (Жегалова)

Родилась в г. Дмитрове Московской области. Воспитанница Пюхтицкого Успенского женского монастыря. 25 ноября 1997 г. Патриархом Алексием II возведена в сан игумении Свято-Троицкого Стефано-Махрищского женского монастыря.

Игумения Моисея (Бубнова) - настоятельница Вознесенского Елеонского монастыря в Иерусалиме. В обители располагается Духовная миссия Русской Православной Церкви заграницей.

Игумения Моисея (Бубнова)

Родилась в Германии во время Второй мировой войны, выросла в Бельгии. Воспитывалась под влиянием архиепископа Иоанна (Максимовича), с девяти лет пела и читала на клиросе. С 1975 г. на послушании в Гефсиманском монастыре в Иерусалиме. В 1977 г. пострижена в иночество, в 1992 г. - в мантию. С 1997 г. настоятельница Вознесенского Елеонского монастыря в Иерусалиме.

Игумения Феофила (Лепешинская) известна своими литературными дарованиями, она автор известных книг «Дерзай, дщерь!», «Плач третьей птицы» и «Рифмуется с радостью».

Игумения Феофила (Лепешинская)

В состав Межсоборного присутствия также вошли известный публицист и общественно-политический деятель, президент Фонда изучения исторической перспективы Наталия Нарочницкая и президент Всероссийской ассоциации общественных объединений «Национальный Антинаркотический Союз» Юлия Павлюченкова.

Наталия Нарочницкая, как сказано на ее официальном сайте, - «православный идеолог». Тем не менее, для церковных управленческих структур она - «внешний» человек, независимый эксперт, не принадлежащий синодальным или патриархийным кругам. Хотя, разумеется, к ее голосу в Межсоборном присутствии не могут не прислушиваться: мало кто из членов Присутствия может сравниться с Наталией Нарочницкой, доктором исторических наук, автором множества серьезных научных работ, в плане интеллектуального багажа и научного базиса.

Наталия Нарочницкая

Н.А. Нарочницкая внесла весомый вклад в создание и деятельность значимых научных и общественно-политических движений, организованных при непосредственном участии РПЦ и оказывающих существенное влияние на общественную жизнь, - Всемирного русского собора, Императорского православного Палестинского общества, Фонда единства православных народов, Фонда «Русский мир».

Юлия Павлюченкова окончила Московский гуманитарный университет (бывшая ВКШ). Кандидат политических наук. Президент Всероссийской ассоциации общественных объединений «Национальный антинаркотический союз», председатель правления благотворительного Фонда поддержки православных инициатив, молодежных программ и проектов. Мать шестерых детей.

Юлия Павлюченкова

Екатерина Орлова- вторая, наряду с игуменией Иулианией (Каледа), женщина - член Президиума Межсоборного присутствия. Она входит в состав трех комиссий: по вопросам организации церковной миссии, по вопросам информационной деятельности Церкви и отношений со СМИ и по вопросам противодействия церковным расколам и их преодоления. Несмотря на то, что Екатерина Орлова вошла в состав Президиума Межсоборного присутствия, по всей видимости, ее участие в работе этого органа достаточно формальное: редактор издательства «Даниловский благовестник» Московского Данилова монастыря - фигура не столь известная в масштабах всей Церкви.

Екатерина Орлова

Большинство из представленных в списке женщин-монахинь можно увидеть в дни больших праздников на патриарших богослужениях в храме Христа Спасителя. Если место справа на солее отведено для светских V.I.P. персон, то левую сторону на подобных службах традиционно занимают обладательницы игуменских крестов.

На богослужении в храме Христа Спасителя. Фото Патриархия.ru .

Игумения Георгия (Щукина), настоятельница Горненского монастыря в Эйн-Кареме (близ Иерусалима). Пользуется большим духовным авторитетом, уже более 20 лет управляет Горненской обителью.

Игумения Георгия (Щукина)

Родилась 14 ноября 1931 г. в Ленинграде. В Великую Отечественную войну пережила блокаду, потерю родителей. В 1949 г. поступила в Свято-Успенский Пюхтицкий монастырь, где исполняла послушания казначея, регента хора.

В 1955-1968 гг. - насельница Виленского монастыря в Литве. Монашеский постриг приняла 7 апреля 1968 г. в Пюхтицах, где подвизалась до 1989 г. В 1989 г. получила назначение на восстановление монастыря святого праведного Иоанна Кронштадтского на Карповке в Санкт-Петербурге.

24 марта 1991 г. возведена в сан игумении. В 1992 г. направлена на игуменское послушание в Иерусалимский Горненский монастырь.

Игумения Рафаила (Хильчук), настоятельница Свято-Троицкого Корецкого монастыря (Ровенская епархия УПЦ) - член Коллегии при Синодальном отделе по монастырям и монашеству. Это вторая представительница Украинской Православной Церкви в нашем списке. Корецкий монастырь ведет свою историю с XVI века. Статус ставропигиального монастырь получил в 1984 году, еще во времена государственного атеизма.

Игумения Рафаила (Хильчук)

В миру - Хильчук Любовь Ивановна. Родилась в мае 1953 г. в с. Когильно Владимир-Волынского района Волынской области. В возрасте 22 лет в 1975 г. поступила в Корецкий монастырь послушницей. В 1978 г. пострижена в рясофор, в 1983 г. окончила регентское отделение при Ленинградской духовной семинарии. В 1991 г. пострижена в мантию. Возведена в сан игумении 26 июля 2006 г.

Игумения Филарета (Калачева), настоятельница ставропигиального Свято-Успенского Пюхтицкого монастыря (Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата). Она входит в состав Коллегии при Синодальном отделе по монастырям и монашеству.

Игумения Филарета (Калачева)

Пюхтицы были на особом счету у покойного Патриарха Алексия II - с обителью Патриарха связывали воспоминания молодости. В советское время Пюхтицы - один из немногих не закрывавшихся женских монастырей - поставляли настоятельниц для женских обителей для всей РПЦ.

Выпускница Самарского университета, игумения Филарета - также женщина разнообразных талантов: так, например, в сентябре прошлого года в Таллине прошла выставка ее фотографий «Монастырь».

Игумения Серафима (Волошина), настоятельница ставропигиального Иоанновского монастыря (СПб). Монастырь на Карповке - единственная ставропигиальная женская обитель в Санкт-Петербурге. Причем ставропигию монастырь получил едва ли не первым среди остальных женских обителей, открывшихся или возобновленных в постсоветское время - в декабре 1991 года.

Игумения Серафима (Волошина)

Родилась в 1956 г. Начало своей монашеской жизни положила в Пюхтицах. С 29 апреля 1992 г. - игумения Иоанновского ставропигиального женского монастыря.

Игумения Феофания (Мискина), настоятельница ставропигиального Покровского женского монастыря (Москва). Покровский монастырь можно без всякого преувеличения назвать самым посещаемым монастырем столицы: здесь хранятся мощи святой блаженной Матроны Московской, пользующейся огромным почитанием в народе.

Игумения Феофания (Мискина)

В миру Мискина Ольга Дмитриевна. Воспитанница Свято-Троицкой Дивеевской обители. Настоятельницей возобновленного в 1994 г. Покровского монастыря назначена 22 февраля 1995 г. Возведена в сан игумении 4 апреля 1998 г.

Игумения Афанасия (Грошева), настоятельница ставропигиального Иоанно-Предтеченского женского монастыря (Москва).

Игумения Афанасия (Грошева)

Родилась 28 июля 1939 года в городе Щербинка Московской области, в 1973 году поступила в Свято-Успенский Пюхтицкий женский монастырь, с 1998 года благочинная Свято-Успенского Пюхтицкого женского монастыря, с 2001 года настоятельница Иоанно-Предтеченского монастыря.

Игумения Викторина (Перминова), настоятельница ставропигиального Богородице-Рождественского монастыря - одного из древнейших женских монастырей Москвы (основан в XIV в.).

Игумения Викторина (Перминова)

В миру Перминова Елена Павловна. Родилась в 1954 г.

Игумения Екатерина (Чайникова), настоятельница ставропигиального Кресто-Воздвиженского Иерусалимского монастыря (Москва).

Игумения Екатерина (Чайникова)

В миру - Чайникова Екатерина Алексеевна. Родилась в Красноярском крае, с. Таштып. В 1976 г. семья переехала в Псковскую область, в город Печоры. В 1986 г. поступила послушницей в Пюхтицкий Свято-Успенский женский монастырь.

В 1990 г. в числе других сестер направлена в Москву нести послушание в патриаршей резиденции в Чистом переулке. Назначена на должность коменданта Московской Патриархии. Руководила реставрацией и строительными работами в патриаршей резиденции.

В 1991 г. приняла иноческий постриг. В 2001 г. принимает монашество с именем Екатерина.

С 2001 г. назначена настоятельницей Кресто-Воздвиженского Иерусалимского ставропигиального женского монастыря.

С 2006 года в дополнение к несомому послушанию назначена настоятельницей Подворья при храме Иерусалимской иконы Божией Матери за Покровской заставой г. Москвы с поручением забот по скорейшему воссозданию разрушенного храма.

Игумения Олимпиада (Баранова), настоятельница ставропигиального Покровского Хотькова монастыря (Московская область).

Игумения Олимпиада (Баранова)

В миру - Баранова Наталия Владимировна.

Игумения Фаина (Кулешова), настоятельница ставропигиального монастыря Троице-Одигитриевой Зосимовой пустыни (Москва).

Игумения Фаина (Кулешова)

В миру - Кулешова Светлана Владимировна. Родилась 1 апреля 1968 г. в поселке Мебельный Стерлитамакского района Башкирской АССР. В 1995 г. поступила послушницей в Свято-Троицкий Белопесоцкий женский монастырь города Ступино Московской области.

8 апреля 2008 г. пострижена в монашество. 8 июня 2011 г. назначена исполняющей обязанности настоятельницы Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни п/о Кузнецово Наро-Фоминского района Московской области.

Постановлением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. назначена настоятельницей Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни. 16 октября 2011 г. возведена в сан игумении.

Игумения Мария (Солодовникова), настоятельница ставропигиального Борисо-Глебского Аносина монастыря (Московская область).

Игумения Мария (Солодовникова)

Игумения Антония (Корнеева), настоятельница ставропигиального Николо-Вяжищского монастыря (Новгород).

Воспитанница Пюхтицкой обители. С 30 июня 1990 г. настоятельница Николо-Вяжищского монастыря. Статус ставропигии обитель получила в октябре 1995 г. Монастырь небольшой, на сегодняшний день в нем числится полтора десятка насельниц.

В марте 2012 г. определением Синода при Синодальном отделе по монастырям и монашеству учреждена коллегия, в состав которой входят еще несколько игумений женских монастырей.

Игумения Варвара (Третьяк), настоятельница Введенского Толгского женского монастыря.

Игумения Варвара (Третьяк)

Игумения Евдокия (Левшук), настоятельница Полоцкого Спасо-Ефросиниевского женского монастыря (Белорусский экзархат).

Игумения Евдокия (Левшук)

Игумения Маргарита (Феоктистова), настоятельница Богородице-Смоленского Новодевичьего женского монастыря г. Москвы. Монастырь не является ставропигиальным, в нем располагается резиденция Патриаршего наместника Московской епархии митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия.

Игумения Маргарита (Феоктистова)

Игумения Параскева (Казаку), настоятельница Параскевинского Хынковского женского монастыря, представительница Молдовы.

Игумения София (Силина), настоятельница Воскресенского Новодевичьего монастыря г. Санкт-Петербурга.

Игумения София (Силина)

В списке отсутствует настоятельница ставропигиального монастыря Казанской Амвросиевской женской пустыни, потому что после кончины в 2012 г. игумении Никоны (Перетягиной) в обители пока есть лишь исполняющая обязанности настоятельницы монахиня.

К нашему списку можно отнести еще несколько персон.

Игумения Николая (Ильина), настоятельница Никольского Черноостровского женского монастыря. Обитель в Малоярославце известна своей работой с детьми: с 1993 г. при монастыре действует приют-пансион «Отрада» для девочек из семей с наркотической и алкогольной зависимостью. В нем проживает 58 воспитанниц. Приют «Отрада» стал своего рода образцово-показательным социальным проектом, реализованным монастырем при государственной поддержке и активном участии крупных благотворителей.

Редкий случай для епархиального монастыря: его посещали не только оба последних Предстоятеля Русской Церкви - Патриарх Алексий II (дважды: в июле 1999 г. и в августе 2005 г.) и Патриарх Кирилл (в октябре 2012 г.), но даже Патриарх Болгарский Максим - в 1998 г.

Игумения Николая (Ильина)

В миру - Ильина Людмила Дмитриевна. В мае 2012 г. указом президента РФ за большой вклад в благотворительную и общественную деятельность первой в стране награждена вновь учрежденным орденом Святой великомученицы Екатерины.

Согласно статуту ордена, им «награждаются известные своей высокой духовно-нравственной позицией и милосердием граждане Российской Федерации и граждане иностранных государств за выдающийся вклад в миротворческую, гуманитарную и благотворительную деятельность, сохранение культурного наследия».

Инокиня Ольга (Гобзева) . В прошлом известная актриса советского кино в настоящее время является председателем координационного совета женских благотворительных организаций при отделе по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата.

Инокиня Ольга (Гобзева)

Елена Жосул - советник председателя Синодального информационного отдела, заведующая кафедрой журналистики и PR Российского православного университета апостола Иоанна Богослова. Профессиональный журналист, Е. Жосул долгое время являлась корреспондентом ИА «Интерфакс », специализируясь на религиозной тематике. Перейдя на работу в церковные структуры, активно участвует в формировании информационной политики РПЦ, руководит программой региональных обучающих семинаров для сотрудников епархиальных пресс-служб.

Елена Жосул

За последние годы существенно активизировалась деятельность Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению. Поэтому в наш список вошли несколько его сотрудниц, находящихся на ключевых постах и так или иначе координирующих социальную деятельность в масштабах Русской Православной Церкви.

Марина Васильева - заместитель председателя отдела, координатор и один из организаторов православной службы добровольцев «Милосердие».

Марина Васильева

Юлия Данилова - руководитель Издательско-информационного сектора в ведомстве епископа Пантелеимона (Шатова) и главный редактор сайта «Милосердие».

Юлия Данилова

Полина Юферева - руководитель направления организации помощи в чрезвычайных ситуациях Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, координатор службы «Милосердие». После событий в Крымске, где Церковь приняла активное участие в оказании помощи пострадавшим, Полина Юферева была награждена медалью МЧС России «За содружество во имя спасения» - «за вклад сестер милосердия в оказание гуманитарной помощи населению, попавшему в чрезвычайные ситуации, а также популяризацию профессии спасателей и пожарных».

Полина Юферева

Евгения Жуковская - специалист контрольно-аналитической службы Управления делами Московской Патриархии. Окончила отделение церковной журналистики Российского православного университета ап. Иоанна Богослова, в настоящее время учится в аспирантуре МГИМО. В Управделами работает с 2009 года, координирует целый комплекс вопросов, связанных со взаимодействием с епархиями РПЦ, в том числе, во взаимодействии с Синодальным информационным отделом - вопросы информационной деятельности епархий. Член Союза журналистов России.

Евгения Жуковская

Подводя некий итог нашему исследованию, повторимся: оно не всеохватное и достаточно формальное. Например, в расчет не принимался такой фактор, как медийность персоны. В нашем случае этот параметр в подавляющем большинстве случаев стремится к нулю, т. к. преобладающие в списке монахини и настоятельницы монастырей не ищут пиара, не пытаются лишний раз попасть в кадр, выступая на первый план лишь тогда, когда этого требует необходимость. Впрочем, то же самое в полной мере можно отнести и к женщинам-мирянкам, поименованным в списке.

Да, женщины в Церкви находятся на вторых ролях. Но эти свои роли они исполняют достойно. Остается пожелать им сохранять и приумножать тот багаж опыта, знаний и талантов, который и позволил им занять то место, где каждая из них совершает свое служение.

В день великомученицы Маргариты протоиерей Максим Козлов — о настоятельнице Новодевичьего монастыря и своем духовном чаде, игумении Маргарите (Феоктистовой).

Игумения Маргарита (Феоктистова), которую мы с глубокой радостью и с искренним почтением поздравляем с Днем тезоименитства, во время подобно была прихожанкой нашего храма.

Мы знали ее как усердную молитвенницу на богослужениях, как очень отзывчивого, внимательного человека. Будучи медиком высокой квалификации, она никогда не отказывала в помощи тем, кто этой помощи и поддержки взыскивал. А самое главное, мы помним ее как человека, для которого понятие «духовная жизнь» было не абстрактным словосочетанием, а центром существования, тем, что определяло ее как личность, а не находилось где-то на периферии.

Когда мы узнали матушку, она уже прошла не самый простой жизненный путь, и поэтому тем удивительнее то, как Господь направил ее дальнейшую судьбу. Однажды она взяла у меня благословение помогать восстанавливать один из храмов Егорьевского района, с церковной точки зрения - благочиния. Через какое-то время, оказавшись там фактически единственным деятельным, ответственным и достаточно молодым человеком, она стала старостой церковной общины. А потом у священноначалия стало вызревать намерение о возрождении там монастыря. Говорю о Колычевском Казанском монастыре Егорьевского благочиния Московской епархии.

Так шаг за шагом, месяц за месяцем вместо рабы Божией Елены Феоктистовой появилась инокиня Елена, а потом и монахиня Маргарита, именины которой в сегодняшний день мы и празднуем.

Сначала в Колычево не было монастыря, но матушка уже была в иноческом достоинстве, потом решением Священного Синода он был создан, и матушка стала настоятельницей самого маленького в Подмосковье монастыря. Но и самого непростого с точки зрения местоположения - основную территорию, некогда принадлежавшую обители, там занимает психоневрологический диспансер. Монастырь был немногочислен по количеству сестер, но удивительно притягателен. Многие и многие прихожане нашего - и не только - храма приезжали тогда в Колычево не только организованно (с миссионерскими или паломническими поездками), но и тогда, когда хотели укрепиться душой в минуту скорби или прикоснуться к несуетному течению богослужения и нерассеянной в житейских попечениях благодатной монастырской жизни.

Те, кто помнит Колычево в 2005-2007 годах, вспоминают о том времени с большим теплом и благодарностью.

А потом оказалось так, что настоятельница самого маленького московского монастыря решением правящего архиерея, утвержденным Священным Синодом, была назначена игуменией самого большого и самого центрального женского монастыря Москвы - Новодевичьего. Возникли совершенно новые задачи и по монастырю, и по епархиальным послушаниям, и по сохранению и определению статуса обители как мирового памятника культуры. И здесь потребовались все многообразные (и человеческие, и монашеские, и дипломатические, и где-то даже медицинские) таланты матушки, чтобы все это соединять. Чтобы монастырь был прежде всего монастырем, но при этом оставался центром культурной жизни. Новодевичий — монастырь, где расположены центральные учреждения московской епархии, что несет для его настоятельницы определенные обязанности и нагрузки. Знаю, что с чрезвычайным перенапряжением сил это матушке удается, и за это мы Бога благодарим.

Пожелать хочется прежде всего здоровья телесного. Матушка нужна многим и многим людям на многие и многие годы церковного служения.

Также пожелаю соразмерять человеческие силы, даже умноженные благодатной помощью. Знаю, что хочется успеть сделать многое как можно скорее и в самом лучшем виде, но при этом нельзя надорваться! Я не сомневаюсь, что матушка никогда не оступится в духовном плане, но чтобы и телесных человеческих сил (ибо монах хоть и небесный человек и земной ангел, но плоти и ее немощей не лишен) хватало, чтобы мудрость умножалась. Чтобы высыпаться иногда! В каком-то смысле - помнить о себе. Помнить, что заповедь Божия учит нас любить ближнего, как самого себя, то есть себя в некотором смысле не забывать.

А мы, как можем, будем молиться за матушку и радоваться ее благословенным успехам.

Записала Пелагея Тюренкова

В подарок дорогой матушке - фотографии из поездки прихожан Татианинского храма в Колычево в 2006 году




Биография:

В миру Феоктистова Елена Юрьевна родилась 31 декабря 1963 года в городе Егорьевске Московской области в семье служащих. Отец - Феоктистов Юрий Федорович 1939 г.р., мать - Феоктистова Лидия Георгиевна 1939 г.р.

С 1971 по 1981 годы обучалась в средней общеобразовательной школе № 10 города Егорьевска. В 1982 году вышла замуж за Кокенова Бориса Ивановича 1956 г.р. В 1996 году разведена. Имеет двоих детей: сын - Феоктистов Сергей Борисович 1983 г.р., дочь - Кокенова Виктория Борисовна 1989 г.р.

В 1981 году поступила, а в 1987 году окончила санитарно-гигиенический факультет I-го Московского медицинского института им. И.М. Сеченова. С 1987 по 1992 год работала в лаборатории легионеллеза НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Н.Ф. Гамалеи Министерства здравоохранения СССР в Москве.

С 1994 по 1995 годы работала заведующей клинико-диагностической лабораторией комплекса детства и родовспоможения Егорьевского районного территориально-медицинского объединения.

С 1995 по 1997 годы - врач лаборатории экспресс-диагностики НИИ урологии в Москве.

С 1997 по 1999 годы - врач лаборатории клинической иммунологии, лаборатории ксенотрансплантации, СПИД-лаборатории в НИИ трансплантологии и искусственных органов в Москве.

С 1999 по 2004 годы - врач вирусодиагностической лаборатории Медицинского центра Управления делами Президента РФ в Москве.

С 2002 года являлась председателем приходского совета Казанского храма села Колычево Егорьевского района Московской области.

27 августа 2003 года была пострижена в рясофор с наречением в честь преподобной Елены Московской (Девочкиной) в Троицком храме города Егорьевска Московской области. 13 сентября 2005 года была пострижена в мантию с именем в честь великомученицы Маргариты Антиохийской. Оба пострига совершил иеромонах Никодим (Лунев).

6 октября 2005 года была назначена настоятельницей преобразованного из прихода Казанского храма Казанского женского монастыря села Колычево Егорьевского района Московской области. 7 октября того же года, в связи с назначением настоятельницей монастыря, на неё был возложен наперсный крест в надвратном крестовом храме Московского Новодевичьего монастыря митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием (Поярковым)

27 декабря 2007 года назначена настоятельницей Московского Новодевичьего Богородице-Смоленского монастыря с возведением в сан игумении и освобождением от занимаемой должности настоятельницы Колычевского Казанского монастыря. 28 декабря того же года возведена в сан игумении в Успенском храме Новодевичьего монастыря митрополитом Крутицким Ювеналием.

Награды:

медаль "1020-лет Крещения Руси" (2008),

благодарственная грамота митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия (2010),

орден прп. Ефросинии Московской 3-й степени (31 декабря 2013, за труды на благо Церкви и в связи с 50-летием,

медаль "В память 200-летия победы в Отечественной войне 1812 года" (2012).

Пре-по-доб-но-му-че-ни-ца Мар-га-ри-та (Гу-на-ро-ну-ло Ма-рия Ми-хай-лов-на) - по про-ис-хож-де-нию гре-чан-ка, ро-ди-лась при-мер-но в 1865-1866 гг. До при-ня-тия ино-че-ства Ма-рия Ми-хай-лов-на про-жи-ва-ла в Ки-е-ве. Ду-хов-ни-ком ее был про-то-и-е-рей Алек-сандр Кор-са-ков-ский, на-сто-я-тель Ки-е-во-Ге-ор-ги-ев-ской церк-ви, в при-хо-де ко-то-ро-го она жи-ла.
В сво-их вос-по-ми-на-ни-ях князь Н.Д. Же-ва-х-ов, знав-ший ма-туш-ку за-дол-го до при-ня-тия ею мо-на-ше-ства пи-сал: "Я ви-дел в ли-це Ма-рии Ми-хай-лов-ны во-пло-ще-ние пла-мен-ной ве-ры и го-ря-чей люб-ви к Бо-гу. Ма-лень-кая, тще-душ-ная, по-чти уже ста-руш-ка, она го-ре-ла как све-ча пред Бо-гом: все, кто ее знал, зна-ли и то, что она ро-ди-лась точ-но для то-го, чтобы со-гре-вать дру-гих сво-ей лю-бо-вью. Про-то-и-е-рей о. Алек-сандр Кор-са-ков-ский по-ни-мал на-стро-е-ние Ма-рии Ми-хай-лов-ны, стра-дав-шей и тос-ко-вав-шей в ми-ру... У нее не бы-ло по-ло-вин-ча-то-сти, не бы-ло ни-ка-ких ко-мпро-мис-сов с со-ве-стью... По каж-до-му во-про-су она об-ра-ща-лась за со-ве-том к сво-е-му ду-хов-ни-ку. Ее без-мер-ная, рвав-ша-я-ся на-ру-жу лю-бовь к ближ-не-му, ис-кав-шая слу-чая про-явить се-бя, ее без-гра-нич-ная снис-хо-ди-тель-ность к че-ло-ве-че-ским немо-щам не рож-да-ли ком-про-мис-сов с со-ве-стью, не рож-да-ли двой-ствен-но-сти, ни все-го то-го, что обыч-но при-кры-ва-ет-ся бла-го-че-сти-ем, а в дей-стви-тель-но-сти вы-ра-жа-ет толь-ко рав-но-ду-шие к хри-сти-ан-ско-му дол-гу... Та-кие лю-ди, все от-да-ю-щие дру-гим и ни-чем не поль-зу-ю-щи-е-ся со сто-ро-ны дру-гих, все-гда оди-но-ки... Ни-кто ни-ко-гда не спро-сит у них - мо-жет быть и им что-ни-будь нуж-но, мо-жет быть, и они нуж-да-ют-ся в под-держ-ке и в том, чтобы по-лу-чить от-вет-ную лас-ку. К ним шли, ко-гда бы-ло нуж-но, но не за-ме-ча-ли, ко-гда нуж-да в них про-хо-ди-ла...».
По-сле ино-че-ско-го по-стри-га мо-на-хи-ня Мар-га-ри-та ста-ла на-сель-ни-цей жен-ской мо-на-ше-ской об-щи-ны "От-ра-да и Уте-ше-ние" (ст. Ло-пас-ня, Сер-пу-хов-ский уезд, Мос-ков-ская гу-бер-ния), где игу-ме-ни-ей бы-ла пре-ста-ре-лая гра-фи-ня Ор-ло-ва-Да-вы-до-ва. Этот пе-ри-од жиз-ни явил-ся для нее тя-же-лым ис-пы-та-ни-ем, по-тре-бо-вав-шим боль-шо-го му-же-ства, тер-пе-ния и сми-ре-ния.
Ука-зом Св. Си-но-да от 18 ян-ва-ря 1917 г. за N 685 мо-на-хи-ня Мар-га-ри-та бы-ла на-зна-че-на на ва-кан-сию на-сто-я-тель-ни-цы Мен-зе-лин-ско-го Про-ро-ко-Ильин-ско-го жен-ско-го мо-на-сты-ря Уфим-ской гу-бер-нии с воз-ве-де-ни-ем ее в сан игу-ме-нии. Это на-зна-че-ние со-сто-я-лось бла-го-да-ря ста-ра-ни-ям кня-зя Н.Д.Же-ва-х-о-ва, быв-ше-го к то-му вре-ме-ни то-ва-ри-щем обер-про-ку-ро-ра Св. Си-но-да. Воз-ве-де-ние в игу-мен-ский сан про-ис-хо-ди-ло в Москве, в при-сут-ствии Ве-ли-кой Кня-ги-ни Ели-за-ве-ты Фе-о-до-ров-ны, чрез-вы-чай-но (по вос-по-ми-на-ни-ям кня-зя) по-лю-бив-шей ма-туш-ку Мар-га-ри-ту.
Пе-ре-езд в Мен-зе-линск был дли-те-лен и чрез-вы-чай-но тру-ден. При-бы-ла на-сто-я-тель-ни-ца игу-ме-ния в оби-тель в кон-це зи-мы 1917 г. Про-ро-ко-Ильин-ский нештат-ный об-ще-жи-тель-ный мо-на-стырь был од-ной из круп-ней-ших жен-ских оби-те-лей Уфим-ской епар-хии. В ней бы-ло три хра-ма: Ильин-ский, Воз-не-сен-ский и трех-пре-столь-ный ка-мен-ный со-бор-ный храм Тих-вин-ской ико-ны Бо-жи-ей Ма-те-ри. Дей-ство-ва-ла мо-на-стыр-ская цер-ков-но-при-ход-ская шко-ла. Име-лось на-ла-жен-ное мо-на-стыр-ское хо-зяй-ство с фрук-то-вы-ми са-да-ми, ого-ро-да-ми, па-се-ка-ми. Мо-на-хи-ни тру-ди-лись в го-сти-ни-це для па-лом-ни-ков, в ико-но-пис-ной, зо-ло-то-швей-ной, сто-ляр-ной, порт-няж-ной, че-бо-тар-ной и пе-ре-плет-ной ма-стер-ских, а так-же в просфор-ной, тра-пез-ной, хлеб-ной. В мо-на-сты-ре име-лась да-же соб-ствен-ная фо-то-гра-фия.
Все-го к 1917 г. в мо-на-сты-ре про-жи-ва-ло 50 мо-на-хинь и 248 по-слуш-ниц. Ум-ная и об-ра-зо-ван-ная игу-ме-ния сла-ви-лась сво-ей стро-гой ас-ке-ти-че-ской жиз-нью и устро-е-ни-ем жиз-ни мо-на-стыр-ской в ду-хе древ-не-го бла-го-че-стия. Она рав-но за-бо-ти-лась и о внеш-нем бла-го-устро-е-нии оби-те-ли, и о внут-рен-нем ду-хов-ном ми-ре на-сель-ниц мо-на-сты-ря.
Слу-же-ние ма-туш-ки Мар-га-ри-ты на-ча-лось в смут-ное вре-мя. В ап-ре-ле 1917 г. ре-во-лю-ци-он-ная вол-на до-ка-ти-лась до Ильин-ско-го мо-на-сты-ря. Во вре-мя граж-дан-ской вой-ны тер-ри-то-рия Уфим-ской губ. мно-го раз пе-ре-хо-ди-ла от крас-ных к бе-лым и об-рат-но. По по-ста-нов-ле-нию Вре-мен-но-го пра-ви-тель-ства цер-ков-но-при-ход-ские шко-лы долж-ны бы-ли пе-рей-ти в ве-де-ние Ми-ни-стер-ства на-род-но-го про-све-ще-ния. Игу-ме-нии Мар-га-ри-те уда-лось за-щи-тить мо-на-стыр-скую шко-лу от этой пе-ре-да-чи.
Из де-кабрь-ской га-зе-ты (1917 г.) "Уфим-ские епар-хи-аль-ные ве-до-мо-сти": "На-сто-я-тель-ни-ца Мен-зе-лин-ско-го Про-ро-ко-Ильин-ско-го мо-на-сты-ря игу-ме-ния Мар-га-ри-та на при-гла-ше-ние го-род-ско-го го-ло-вы явить-ся на со-бра-ние по по-во-ду пе-ре-да-чи го-ро-ду цер-ков-но-при-ход-ских школ - пись-мен-но от-ве-ти-ла, что мо-на-стыр-ская шко-ла долж-на остать-ся при мо-на-сты-ре, так как иму-ще-ство и зда-ние шко-лы при-над-ле-жат мо-на-сты-рю, и учи-тель-ни-ца-ми со-сто-ят по-слуш-ни-цы мо-на-сты-ря. Игу-ме-ния за-яви-ла, что со-дер-жа-ние шко-лы впредь бу-дет про-из-во-дить-ся на мо-на-стыр-ские сред-ства (до то-го жа-ло-ва-нье учи-те-лям пла-ти-ло го-су-дар-ство). Непо-ко-ле-би-мая во-ля игу-ме-нии со-хра-нить связь школь-но-го об-ра-зо-ва-ния с вос-пи-та-ни-ем де-тей в Пра-во-слав-ной ве-ре при-ве-ла к неожи-дан-но-му ре-зуль-та-ту: мо-на-стыр-ская шко-ла бы-ла го-ро-дом остав-ле-на за мо-на-сты-рем, при-чем вви-ду то-го, что в этой шко-ле учат-ся го-род-ские де-воч-ки, го-род ре-шил пла-тить учи-тель-ни-цам... и вы-да-вать тре-бу-е-мые при обу-че-нии по-со-бия... ".
18 ап-ре-ля 1918 г. игу-ме-ния Мар-га-ри-та бы-ла из-бра-на в со-став Епар-хи-аль-но-го со-ве-та. В мае 1918 г. на-чал-ся че-хо-сло-вац-кий мя-теж. К се-ре-дине июля вся гу-бер-ния бы-ла осво-бож-де-на от вла-сти боль-ше-ви-ков. Од-на-ко на за-пад-ных гра-ни-цах гу-бер-нии бои про-дол-жа-лись, и г. Мен-зе-линск неод-но-крат-но пе-ре-хо-дил из рук в ру-ки.
По рас-ска-зу быв-шей на-сель-ни-цы Про-ро-ко-Ильин-ско-го мо-на-сты-ря мо-на-хи-ни Алев-ти-ны, игу-ме-ния Мар-га-ри-та в ка-кой-то мо-мент ре-ши-ла уй-ти с бе-лы-ми и не оста-вать-ся при вла-сти боль-ше-ви-ков: "Она уже бы-ла на при-ста-ни, ко-гда ей явил-ся об-раз Свя-ти-те-ля Ни-ко-лая, про-из-нес-ший: "За-чем ты бе-жишь от сво-е-го вен-ца?". По-тря-сен-ная ви-де-ни-ем, игу-ме-ния вер-ну-лась в мо-на-стырь и по-ве-да-ла о про-ис-шед-шем мо-на-стыр-ско-му свя-щен-ни-ку. Она по-про-си-ла это-го свя-щен-ни-ка за-ра-нее за-го-то-вить для нее гроб, а по-сле от-пе-ва-ния по-хо-ро-нить ее в тот же день".
В ночь с 10-го на 11-е ав-гу-ста 1918 г. (н. ст.) боль-ше-ви-ки вне-зап-но по-ки-ну-ли г. Мен-зе-линск. Жи-те-ли со-зда-ли доб-ро-воль-че-ский от-ряд по охране го-ро-да и уста-но-ви-ли связь с от-ря-да-ми На-род-ной (Бе-лой) ар-мии. 21 ав-гу-ста боль-ше-ви-ки сно-ва по-ве-ли на-ступ-ле-ние на Мен-зе-линск. От-ряд На-род-ной Ар-мии и от-ряд по охране го-ро-да в те-че-ние 4-х ча-сов вы-дер-жи-ва-ли на-тиск про-тив-ни-ка, но боль-ше-ви-ки во-рва-лись в го-род и устро-и-ли фор-мен-ную рез-ню... Чис-ло рас-стре-лян-ных в Мен-зе-лин-ске 21-22 ав-гу-ста до-сти-га-ло 150-200 че-ло-век. В той кро-ва-вой рас-пра-ве по-гиб-ла и игу-ме-ния Мар-га-ри-та. По дру-гим све-де-ни-ям, игу-ме-ния Мар-га-ри-та бы-ла аре-сто-ва-на во вре-мя служ-бы.
По сви-де-тель-ству участ-ни-ка граж-дан-ской вой-ны (на сто-роне крас-ных) Я.Ф. Ост-ро-умо-ва, по-во-дом к убий-ству игу-ме-нии яви-лась по-пыт-ка мо-на-хинь за-щи-тить от рас-пра-вы ко-го-то из офи-це-ров (ве-ро-ят-но, ра-не-ных, не имев-ших сил уй-ти из го-ро-да): " ...Несколь-ко бе-лых офи-це-ров, остав-ших-ся в мо-на-сты-ре, скры-лись в ке-льях жен-ско-го мо-на-сты-ря и бы-ли... рас-стре-ля-ны во дво-ре мо-на-сты-ря, так-же бы-ла рас-стре-ля-на игу-ме-ния мо-на-сты-ря... за укры-ва-тель-ство бе-лых офи-це-ров в ке-льях мо-на-сты-ря".
Через ли-нии фрон-тов Граж-дан-ской вой-ны до кня-зя Н. Же-ва-х-о-ва до-шли сле-ду-ю-щие по-дроб-но-сти убий-ства ма-туш-ки: "В на-ча-ле ок-тяб-ря 1918 г. во-рвав-шись в мо-на-стыр-скую огра-ду, боль-ше-ви-ки по-же-ла-ли осквер-нить храм, но игу-ме-ния не пу-сти-ла их ту-да. Ма-туш-ка без-бо-яз-нен-но вы-шла к тол-пе пья-ных и во-ору-жен-ных до зу-бов боль-ше-ви-ков и крот-ко ска-за-ла им: "Смер-ти я не бо-юсь, ибо толь-ко по-сле смер-ти я яв-люсь ко Гос-по-ду Иису-су Хри-сту, к Ко-то-ро-му всю жизнь свою стре-ми-лась. Вы толь-ко уско-ри-те мою встре-чу с Гос-по-дом... Но я хо-чу тер-петь и стра-дать в этой жиз-ни без кон-ца, лишь бы толь-ко вы спас-ли свои ду-ши... Уби-вая мое те-ло, вы уби-ва-е-те свою ду-шу... По-ду-май-те над этим".
В от-вет на эти сло-ва по-сы-па-лись пло-щад-ная брань и тре-бо-ва-ния от-крыть храм. Игу-ме-ния на-от-рез от-ка-за-ла, а боль-ше-ви-ки ска-за-ли ей: "Так смот-ри же: зав-тра ра-но утром мы убьем те-бя"... С эти-ми сло-ва-ми они ушли. По-сле их ухо-да, за-пе-рев на за-по-ры цер-ков-ную огра-ду, игу-ме-ния Мар-га-ри-та вме-сте с сест-ра-ми от-пра-ви-лась в храм Бо-жий, где про-ве-ла всю ночь в мо-лит-ве, а за ран-ней обед-ней при-ча-сти-лась. Не успе-ла игу-ме-ния вый-ти из хра-ма, как боль-ше-ви-ки, ви-дя ма-туш-ку схо-дя-щей с ам-во-на, взя-ли ее на при-цел и в упор вы-стре-ли-ли. "Сла-ва Те-бе, Бо-же!" - гром-ко ска-за-ла игу-ме-ния Мар-га-ри-та, уви-дя боль-ше-ви-ков с уста-нов-лен-ны-ми про-тив нее ру-жья-ми, и... за-мерт-во упа-ла на пол, прон-зен-ная ру-жей-ны-ми пу-ля-ми из-вер-гов".
Игу-ме-ния Мар-га-ри-та бы-ла рас-стре-ля-на 9/22 ав-гу-ста 1918 г.
Со-хра-ни-лось сви-де-тель-ство о му-че-ни-че-ской кон-чине игу-ме-нии Мар-га-ри-ты из уст на-сель-ни-цы мо-на-сты-ря мо-на-хи-ни Алев-ти-ны: "На сле-ду-ю-щий день [по-сле остав-ле-ния Мен-зе-лин-ска бе-лы-ми] игу-ме-нию Мар-га-ри-ту как яко-бы "контр-ре-во-лю-ци-о-нер-ку" аре-сто-ва-ли пря-мо во вре-мя служ-бы, вы-ве-ли на па-перть со-бор-но-го хра-ма и, не дав ей при-об-щить-ся Св.Та-ин, несмот-ря на ее об этом прось-бы, рас-стре-ля-ли".
Сест-ры мо-на-сты-ря по-сле от-пе-ва-ния по-хо-ро-ни-ли игу-ме-нию-му-че-ни-цу под-ле ал-та-ря со-бор-но-го Воз-не-сен-ско-го хра-ма, где она бы-ла каз-не-на.
Из вос-по-ми-на-ний М.В. Ми-хай-ло-вой, до-че-ри мен-зе-лин-ско-го свя-щен-ни-ка: "Рас-ска-зы-ва-ли, что в 1970-е го-ды око-ло за-кры-то-го то-гда со-бо-ра Мен-зе-лин-ско-го мо-на-сты-ря ре-ши-ли ко-пать яму за са-мым ал-та-рем и вне-зап-но на-толк-ну-лись на гроб. В нем ока-за-лись нетлен-ные остан-ки мо-на-хи-ни с кре-стом на гру-ди. Гроб сей не по-тре-во-жи-ли, за-рыв эту мо-ги-лу, а для ямы на-шли дру-гое ме-сто. По-ви-ди-мо-му, это и бы-ла игу-ме-ния Мар-га-ри-та. Го-во-рят еще, что бы-ло пред-ска-за-ние од-но-го ве-ли-ко-го рус-ско-го свя-то-го [ка-жет-ся, ] о Мен-зе-лин-ском мо-на-сты-ре, что при од-ной на-сто-я-тель-ни-це храм по-ста-вят, дру-гая бу-дет му-че-ни-цей, а при тре-тьей - ко-ло-ко-ла па-дут. Так и слу-чи-лось. Игу-ме-ния Мар-га-ри-та ста-ла му-че-ни-цей, а при по-след-ней на-сто-я-тель-ни-це сня-ли с церк-ви ко-ло-ко-ла и мо-на-стырь за-кры-ли...".
26.10.1999 го-да игу-ме-ния Мар-га-ри-та бы-ла ка-но-ни-зи-ро-ван как мест-но-чти-мая свя-тая Уфим-ской епар-хии. По пред-став-ле-нию Ар-хи-епи-ско-па Уфим-ско-го и Стер-ли-та-мак-ско-го Ни-ко-на Юби-лей-ным Ар-хи-ерей-ским Со-бо-ром Рус-ской Пра-во-слав-ной Церк-ви (13-16 ав-гу-ста 2000 г.) игу-ме-ния Мар-га-ри-та бы-ла при-чис-лен к Со-бо-ру но-во-му-че-ни-ков и ис-по-вед-ни-ков Рос-сий-ских для об-ще-цер-ков-но-го по-чи-та-ния с да-той па-мя-ти - пер-вое вос-кре-се-нье, на-чи-ная с 25.01/07.02

6 мая 2012 года древнейший на Руси список Иверского образа Божией Матери, принесенный с Афона в 1648 году, в . О том, как стало возможным возвращение иконы из Государственного Исторического музея в обитель, рассказывает настоятельница Новодевичьего монастыря игумения Маргарита (Феоктистова).

— Матушка Маргарита, как удалось договориться о передаче Иверской иконы?

— Никто ни о чем не договаривался, это было единоличное решение . Конечно, вопрос о возможности передачи иконы обсуждался в СМИ, но никаких целенаправленных переговоров по поводу ее возвращения в обитель мы не вели.

На протяжении нескольких последних лет Владимир Путин неоднократно встречался с . Владыка рассказывал ему об истории обители и ее святынях и, может быть, тогда Владимир Владимирович запомнил, что икона Божией Матери «Иверская» пребывала у нас в монастыре и что это такая великая святыня, которую непременно нужно вернуть. И вот на днях он принял соответствующее решение. Для всех нас эта новость стала большой неожиданностью, и до того, как икону привезли в монастырь, я не могла поверить, что ее действительно нам возвращают.

— Икона всегда пребывала в монастыре?

— Да, с тех пор, как царь Алексей Михайлович поставил ее в Смоленском соборе монастыря, она всегда была здесь. Только один раз, в 1913 году, по случаю празднования 300-летия Дома Романовых, ее вынесли для всеобщего поклонения в Митрополичьи палаты Чудова монастыря в Московском Кремле.

— А после революции?

— Икону вместе с другими монастырскими ценностями передали в филиал Государственного Исторического музея, который находился тут же.

— После возрождения монашеской жизни насельницам обители разрешали приходить к ней?

Нет! Она просто находилась в музейных фондах. В последнее время, уже когда я стала настоятельницей, икону дважды в год передавали для поклонения верующим в Успенский храм Новодевичьего монастыря. И поскольку в музее она находилась в самых обычных условиях, а не в каком-то специальном музейном климате, во время передачи в храм условия ее содержания практически не изменялись.

— А когда музей вывели из монастырских помещений?

— Это был очень парадоксально: с одной стороны, нам вернули здания, с другой стороны, нашу святыню, икону Божией Матери «Иверская», которая даже как музейная единица всегда оставалась в монастырских зданиях, увезли в Государственный Исторический музей на Красной площади! Мы все очень переживали, казалось, что вернуть ее в монастырь в этой ситуации просто нереально. Произошло просто невероятное!

— Но каким образом?

— Невозможное человеку возможно Богу. Единственное, что тут можно сказать, что Пресвятая Богородица Сама захотела, чтобы Ее образ вернулся в нашу обитель, и вот так быстро все устроила именно через Владимира Владимировича. А почему — кто из людей может сказать? Бог знает.

— Икона будет храниться, как и раньше, в Смоленском соборе?

— Нет. Сначала ее принесут в Смоленский собор, и Патриарх Кирилл вместе с владыкой Ювеналием в сослужении духовенства совершат перед образом молебен, а потом священники перенесут его в Успенский собор нашего монастыря, и Иверская икона останется там навсегда. В этот же день будет совершено всенощное бдение в честь этого святого образа, а утром — Божественная литургия.

— Икона была написана в XVII веке, а в соборе ведь совсем не музейный климат. Вы не боитесь, что икона разрушится?

— За сохранность этой иконы, как и икон из иконостасов, которые были переданы монастырю ранее, будет отвечать Московская епархия, а оказывать помощь в реставрационных работах и обеспечении ее сохранности будет Министерство культуры. Иверская икона будет помещена в специальный ковчег с системой климат-контроля, а следить за ее состоянием будут специалисты.

— Что для Вас значит это возвращение иконы?

— Когда входишь в Смоленский собор и поднимаешь глаза вверх, видишь надпись: «Дом Мой». И вот завтра Она возвращается в Свой дом. Слава Богу!

Беседовала Ольга Богданова

«Татьянин день» /Патриархия.ru

Материалы по теме

Святейший Патриарх Кирилл совершил великое освящение Успенского собора Саровской пустыни

Святейший Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения Успенского собора Саровской пустыни

Святейший Патриарх Кирилл посетит Саров и Дивеево