Помимо таинств в Церкви существуют многочисленные священнодейственные обряды (говоря о них во множественном числе, можно использовать также слово “сакраменталии ”). Согласно определению Конституции II Ватиканского собора “О богослужении” (ст. 60) священнодейственные обряды - “священные знамения, которыми по некоему подобию таинств обозначаются и по молитве верных воспринимаются главным образом духовные плоды. Через них люди получают расположение к принятию главнейшего действия таинств, и освящаются различные жизненные обстоятельства”. В отличие от таинств сакраменталии установлены не Христом, а Церковью; кроме того, в них не подается так же непосредственно, как в таинствах, благодать Святого Духа, но церковной молитвой они подготавливают человека к ее принятию и располагают к сотрудничеству с нею.


Предстоятельствовать при совершении некоторых священнодейственных обрядов может не только рукоположенный служитель, но и мирянин.


По словам той же Конституции “О богослужении” (ст. 61) “у верующих, имеющих должное расположение, почти каждое жизненное событие освящено божественной благодатью, проистекающей из Пасхальной тайны страстей, смерти и воскресения Христа, от Которого черпают свою силу все таинства и сакраменталии; почти всякое достойное использование материальных вещей может быть направлено к освящению человека и прославлению Бога”. Поэтому среди сакраменталий важное место принадлежит различным освящениям и благословениям , посредством которых молитвенно испрашивается благословение Божие на людей или на различные материальные вещи (предметы, вещества и т.п.) для их дальнейшего плодотворного использования во славу Божию и для блага людей - либо в церковном культе, либо в повседневной жизни верующих; благословляемые предметы могут быть как культового назначения (кресты, иконы, медальоны), так и чисто бытового (дом, транспортное средство, семена, пища).


Применительно к освящениям в русском языке используется глагол освящать что-либо (совершенный вид - освятить ), а к благословениям - благословлять/благословить кого-либо/что-либо ; страдательное причастие совершенного вида от глагола благословлять - благословенный (и в ни коем случае не “благословлённый”!!!); сам момент, когда кто-то кого-либо или что-либо благословляет, равно как и само производимое при этом действие не следует именовать иначе, нежели благословение (а не “благословление”!!!).


К числу освящений относится, в частности, освящение храма , освящение алтаря , освящение воды (оно называется также водосвятием ; воду, над которой был совершен этот обряд, следует называть освящённой водой ), освящение мира для использования его в таинстве миропомазания и некоторых других обрядах, совершаемое епископом перед Пасхой, освящение креста , освящение иконы .


В числе благословений - благословение епископом елея оглашаемых и елея больных , благословение пепла в Пепельную Среду (за которым следует возложение пепла (пепел возлагается на головы верным, посыпается на головы: существует глагол “посыпать голову пеплом”), благословение пасхальной пищи , многочисленные виды благословений людей в различных жизненных ситуациях, благословений предметов культа, предметов труда и повседневного быта, а также домашних животных и сельскохозяйственных растений.


В некоторых случаях между благословением и освящением отсутствует строгая грань, и применительно к одному и тому же обряду может быть использован и тот и другой термин.


К числу наиболее важных элементов при совершении обрядов различных благословений и освящений относится, помимо молитвы, крестное знамение (предстоятель осеняет крестным знамением то, что освящается, того, на кого призывается благословение, или то, на что призывается благословение). Зачастую при благословениях совершается окропление освященной водой (предстоятель окропляет освященной водой благословляемых людей или благословляемые предметы).


К сакраменталиям относятся также различные посвящения людей Богу, а также посвящения людей для того или иного служения.


К числу первых относится обряды, связанные с монашеством или иными формами посвященной жизни: это, в частности, обряды посвящения дев , а также обряды принесения обетов . (Применительно к монашеству Латинской Церкви не вполне корректно использовать термины “постриг” и “пострижение”, поскольку зачастую никакое пострижение волос не имеет места. Поэтому в отношении принимающего монашество правильнее говорить “принесение обетов ”: применительно к обетам используются глаголы принести , дать обет/обеты . В отношении церковной власти в таких случаях говорится о “принятии обетов ” с ее стороны: принять обеты ). Принесение монашеских обетов может называться также принятием монашества . Принятию монашества предшествует вступление в новициат , или поступление в послушничество . Следующей ступенью оказывается принесение временных монашеских обетов , а затем, по прошествии какого-то времени - принесение постоянных монашеских обетов . (Среди других обрядов, связанных с принесением монашеских обетов, следует отметить торжественные обеты , а также периодическое обновление обетов , подобное обновлению верными обетов крещения в Пасхальную ночь или обновления священниками перед Пасхой обетов, данных ими при рукоположении). На определенных ступенях подготовки к принятию монашества важную роль имеет во многих монашеских орденах и конгрегациях обряд облачения в монашеские одеяния ; в женских монашеских институтах это может дополняться обрядом возложения покрова .


К числу обрядов посвящения людей для различных церковных служений относятся, в частности, поставление во чтеца и поставление во аколита , совершаемое епископом.


Среди сакраменталий важное место принадлежит также различным экзорцизмам - обрядам изгнания злых духов. Торжественный обряд изгнания бесов с целью освободить человека от одержимости темными силами, именуемый великим экзорцизмом , может совершаться только священником с разрешения епископа, при строгом соблюдении установленных Церковью правил. Малые экзорцизмы входят в некоторые обряды подготовки к таинству Крещения (традиционно они входили также в обряды освящения и благословения различных материй: воды, елея и др.).


К сакраменталиям относятся, наконец, различные заупокойные обряды , посредством которых Церковь препоручает Богу своих умерших (усопших ) чад и молится о спасении их душ. Церковный обряд молитвы над телом усопшего и прощания с ним в храме называется отпеванием , а последние обряды, совершаемые на кладбище - погребением . Совокупность этих обрядов именуется Чином Погребения . Помимо этого существуют обряды поминовения усопших (поминальные обряды ).

Мировые культы и ритуалы. Могущество и сила древних Матюхина Юлия Алексеевна

Католические ордена и их ритуалы

Один из самых известных католических орденов, «Божье дело» является хранителем древних тайн, дающих власть над миром. Этот орден, основанный в 928 г. и показанный в известном фильме «Код да Винчи», так озвучивает свой девиз: «К цели, несмотря на тернии».

Многие считают, что этот орден по праву можно называть «святой мафией», так как его характер таинственен, культы жестоки и, по всей вероятности, связаны с делами католической власти. Основателем этого закрытого католического ордена был испанский монах Эскрива де Балагуэр, очень быстро официально принятый под покровительство официальной католической церкви. Ритуалы ордена были изложены в книге монаха под названием «Путь» – 999 духовных принципов, являющихся программой развития ордена.

Орден поддерживал Франко и правительства некоторых стран, включая Венесуэлу и Ватикан.

Центром ордена являются 20 % избранных, дающих обет безбрачия и часто сохраняющих анонимность. Члены ордена связаны особым ритуалом: при встрече они обращаются друг к другу со словами «Pax» и «In Alternum» («мир» и «вечность»). К распространенным ритуалам ордена относятся кровавые самоистязания с помощью обрядовой металлической цепочки с острыми шипами, которую следует носить на ноге ежедневно по 2 часа. К ритуальным предметам причисляется веревочная плетка с 8 узловатыми концами для истязания плоти. Режим всеобщего контроля и полного послушания во имя достижения «особой святости» соединяет все известные обряды и мистерии католических орденов в единое целое.

Из книги Книга 16. Каббалистический форум (старое издание) автора Лайтман Михаэль

Из книги КАББАЛИСТИЧЕСКИЙ ФОРУМ. Книга 16(старое издание). автора Лайтман Михаэль

Ордена и ритуалы В мире существует много различных Орденов, использующих магию, что так или иначе, идейно или ритуально, связано с Каббалой. Эти обряды имеют влияние на мир?Никак с Каббалой это не связано. Даже представить себе невозможно, сколько в мире верований, религий,

Из книги Толковый Типикон. Часть II автора Скабалланович Михаил

Римско-католические и протестантские воскресные литургийные чтения Система воскресных литургийных чтений в Римско-католической Церкви:Нед. Пасхи_1 Кор. 5, 6–8 (совосстание со Христом); Мк. 16, 1–8 (воскресение).Нед. 2 по Пасхе_1 Ин. 5, 4–10 (вера, побеждающая мир); Ин. 20, 19- 31

Из книги Очерк православного догматического богословия. Часть I автора Малиновский Николай Платонович

§ 8. Р.-католические и протестантские вероизложения и символические книги Западные христианские исповедания содержат частью унаследованные от древне-Вселенской Церкви вероизложения, частью имеют каждое свои собственные, т. е. т. н. символические книги.I. К первым

Из книги У истоков христианства (от зарождения до Юстиниана) автора Донини Амброджо

КАТОЛИЧЕСКИЕ ПОСЛАНИЯ Приписанное Павлу эпистолярное наследие, отредактированное в соответствии с достаточно распространенными в ту эпоху формальными литературными правилами, содержит главным образом послания отдельным общинам: Фесса-лоник, Коринфа, Эфеса, Филипп,

Из книги Католицизм автора Рашкова Раиса Тимофеевна

Литургический год и католические праздники Литургический, то есть церковный год – это годовой богослужебный круг, в котором определены места религиозных праздников, постов и богослужений. Круг, в котором нет ни начала, ни конца, является символом вечности. Но начало все

Из книги Апостольское христианство (1–100 г. по Р.Х.) автора Шафф Филип

Из книги Криминальная история христианства. Поздняя античность. Книга 2 автора Дешнер Карлхайнц

Из книги Христианство и китайская культура автора

Из книги Догмат и мистика в Православии, Католичестве и Протестантстве автора Новоселов Михаил Александрович

ГЛАВА 1 КАТОЛИЧЕСКИЕ «ДЕТИ-ИМПЕРАТОРЫ» «Эти правители следовали примеру великого Феодосия». Историк Церкви кардинал Гергенретер1 «Императоры тоже были благочестивыми католиками». Петер Браун2 «Мир гибнет». Св. Иероним3 РАЗДЕЛ ИМПЕРИИ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДВУХ

Из книги Праздники, обряды и таинства в жизни христиан Беларуси автора Верещагина Александра Владимировна

Глава 3. «Спор об именах и ритуалах» и католические миссии в Китае (XVII - начало XVIII

Из книги Религия и этика в изречениях и цитатах. Справочник автора Душенко Константин Васильевич

Католические святые: Маргарита, Гертруда и Тереза «Не желай видеть чувственно ангелов, или силы, или Христа, чтобы с ума не сойти, приняв волка за пастыря и поклонившись врагам демонам… Если желаешь молиться в духе, ничего не заимствуй от плоти». Св. Нил Синайский,

Из книги Православие, инославие, иноверие [Очерки по истории религиозного разнообразия Российской империи] автора Верт Пол В.

Из книги Церковное Право автора Цыпин Владислав Александрович

2. Богослужебные и ритуальные тексты (католические) 28 Больше грехов не помню.Заключительная формула католической исповеди. ? Markiewicz, s. 502.29 Вечный покой даруй им, Господи, и вечный свет да осияет их! // Requiem aeternam dona eis, Domine, et lux perpetua luceat eis (лат.).Часть заупокойной мессы. Восходит к

Из книги автора

Из книги автора

Средневековые католические сборники канонического права В средневековье основу кодификации римско-католического церковного права составил труд болонского монаха Грациана, предпринятый в середине XII века, - «Concordantia discordantum canonum» (Согласование несогласованных канонов).

Обновлено: 18.09.2012 - 23:02

3.3. Особенности католического церковного обряда.

Католические церковные обряды имеют ряд особенностей, отличающих их от православных и протестантских обрядов. Священники и епископы латинского обряда обязательно дают обет безбрачия (целибат). В православии обет безбрачия даёт только монашество.

В XX веке был восстановлен институт постоянного диаканата; для постоянных диаконов целибат не обязателен, но такие диаконы священниками стать уже не смогут. В восточных католических обрядах безбрачие обязательно только для епископов.

Наиболее распространённым обрядом в Католической Церкви является латинский или римский . Другие западные обряды используются только на территории того или иного монашеского ордена или города. Например, определённые отличия от латинского (римского) обряда имеются в амвросианском (западная Ломбардия), брагском (г. Брага в Португалии), а также в мосарабском (г. Толедо в Испании) обрядах. Восточные обряды используются в богослужении восточнокатолических церквей . Например, грекокатолический обряд используется в восточнокатолических церквях Белоруссии, Словакии, Венгрии, Румынии, Украины, в церквях русинов, а также в незначительном количестве среди греков, болгар, хорватов и русских.

Богослужение в латинском обряде до Второго Ватиканского собора (1962-1965) по традиции совершалось на латинском языке. В дальнейшем богослужение стало совершаться также и на национальных языках. Литургия латинского обряда или месса - главное богослужебное действие, в котором совершается таинство евхаристии (причащения). Месса состоит из Литургии Слова , главным элементом которой является чтение Библии, и Евхаристической Литургии .

Литургический год начинается с Адвента , т.е. с рождественского поста и делится на несколько периодов: два постных периода - Адвент и Великий пост , два праздничных - рождественское и пасхальное время . Прочие периоды литургического года объединены под общим названием «рядовое время».

Церковные праздники подразделяются по трём рангам: «память» (святого или события), «праздник» и «торжество».

Главными праздниками католического литургического года считаются Пасха и Рождество . Оба эти праздника имеют октавы , т.е. празднуются в течение восьми дней после даты праздника. Апогеем годового богослужебного цикла является Пасхальное триденствие . Так называются три дня, предшествующие пасхальному воскресенью - Великий четверг, Великая пятница и Великая суббота.

Для священнослужителей и монашествующих обязателен бревиарий , т.е. ежедневное чтение молитв. Миряне совершают бревиарий по своему усмотрению, по личному распорядку дня.

Внутреннее убранство Барселонского собора.

Для католического обряда характерна большая торжественность богослужения, сопровождающегося пением псалмов. В больших костёлах пение обычно сопровождается органной музыкой. Верующие при чтении молитв обычно сидят - в католических храмах, в отличие от православных, для этого имеются специальные скамьи. Убранству храма придаётся большое значение: живописные и скульптурные изображения Богоматери, Распятия, святых, огонь лампад, отражающийся в дорогих оправах икон и картин, запах ладана, звуки органа и даже соответствующая интонация голоса священника - всё должно воздействовать на воображение и чувства верующих. Немалое значение при этом имеет прекрасная акустика больших костёлов.

Кроме литургических богослужений проводятся так называемые пассийные службы : Крёстный путь, поклонение Святым Дарам, молитвенные процессии и др.

В католический клир входят только мужчины. Белым духовенством считаются священники, служащие в храмах. Монахи считаются чёрным духовенством. В духовенстве различают три степени священства: диакон, священник (иерей) и епископ (архиерей).

Не имеющие духовного сана служители церкви - аколиты, чтецы, певцы и другой вспомогательный персонал к клиру не относятся.

Иерархия клира по должностям достаточно длинная: кардинал - архиепископ - примас - митрополит - прелат - аббат - настоятель и др.

Католическая церковь (как и православная) признаёт семь таинств: крещение, бракосочетание (венчание), миропомазание (конфирмация), евхаристия (причащение), исповедь, елеосвящение и священство.

В отправлении этих таинств у католиков и православных имеются некоторые различия. Например, крещение в католической церкви совершается не погружением ребёнка в воду, а обливанием. Миропомазание (конфирмация) совершается не одновременно с крещением ребёнка, а по достижении им 8-летнего возраста. Миропомазание совершается епископом и лишь в исключительных случаях - священником.

Причащение (евхаристия) для мирян совершается под одним видом (т.е. только хлебом), или под двумя видами (т.е. и хлебом, и вином) - и то, и другое считается полным причастием. Для священства причастие совершается только под двумя видами. До Второго Ватиканского собора (1962-1965) это было привилегией духовенства. Для причастия католики используют пресный хлеб (т.н. гостию), а в православных церквях - квасный. Хлеб и вино в христианских обрядах символизируют соответственно тело и кровь Христа. Вот почему такое большое значение придаётся качеству, вернее, технологии изготовления хлеба. В XII-XIII веках в некоторых христианских сектах объявлялась смертная казнь тем, кто не верил словам Священного Писания о том, что Христос пребывает в гости под видом хлеба.

Венчание играет важнейшую роль в жизни представителей католической церкви. Этот христианский обряд известен с IV века нашей эры. Понятия «брак» и «свадьба», в отличие от православной традиции, фактически тождественны церемонии венчания, поэтому наряду с высокой ответственностью тех, кто решил пройти через обручение в церкви, большой строгостью отличается и подготовка к торжеству.

С точки зрения католической церкви, таинству присущи:

  • святость — связывание двух людей с Богом;
  • единство — соединение супругов в одно целое;
  • нерасторжимость — вечность брачного союза даже в загробной жизни; развод возможен в очень редких случаях.

Интересно! В христианстве семья, то есть церковный союз мужчины и женщины, называется «малой» или «домашней церковью».

Правила и условия

Чтобы достойно подготовиться к церемонии венчания, будущие супруги должны соответствовать нескольким условиям:

  • обратиться за 3 месяца до венчания к священнослужителю того прихода, где они намереваются провести брачный обряд;
  • находиться в официально зарегистрированном браке;
  • пройти специальную предбрачную подготовку.


Необходимо знать основные молитвы и обряды католической церкви:

  • «Отче наш»;
  • «Символ Веры»;
  • «К Деве Марии»;
  • евангельские заповеди;
  • 6 истин веры;
  • 5 церковных заповедей;
  • «Ангел Господень»;
  • святой Розарий;
  • порядок крещения;
  • церковные таинства;
  • приготовление дома к таинству больных;
  • 5 условий таинства примирения.

Подготовка

На первой встрече со священником молодые (их еще называют нареченными) договариваются о порядке прохождения специальных предбрачных курсов для знакомства с католическими основами брака, семьи, роли супругов в воспитании детей.

Так, католическая церковь категорически против использования любых противозачаточных средств и считает это большим грехом. Допустимым является только физиологический метод планирования рождения ребенка.

Обсуждается необходимость активного участия в жизни церкви, соблюдения христианских заповедей, приобщения детей к вере. Обычно проходит 10 таких бесед.

Интересно! В католической традиции существует обычай , то есть оповещения молодыми своих родных и близких о намерении вступить в брак.

Жених и невеста должны подготовиться и пройти таинства исповеди и евхаристии (причастия), которым предшествует соблюдение поста.

Обручение молодых разной веры

Наиболее частой является ситуация, когда оба супруга принадлежат к католической церкви. В этом случае для брака нет никаких канонических препятствий. Но бывает, что один из них является представителем другой религии. В таком случае при венчании существует ряд особенностей.

Католика и православной или протестантки

Если один из нареченных принадлежит к другой христианской конфессии (православию, протестантизму), то разрешение на такой брак дает епископ соответствующей епархии.

Важно! Католицизм также признает законным брак, совершенный в православной церкви.

Молодожены дают обещание о воспитании будущих детей в католической вере. Сведения о супружеской паре и подписи супругов под таким обещанием заносятся в специальный формуляр.

Венчание с некрещеным

Если один из супругов является некрещеным (атеистом, иудеем, мусульманином, буддистом), то есть не принадлежит к христианству, то получить разрешение епископа становится намного труднее.

Канонического запрета к такому браку не существует, но каждый случай рассматривается индивидуально.
С нареченными священнослужитель беседует о разнице культур и о возможных сложностях подобного союза. Окончательное решение остается за епископом.

Подходящее время

Таинство венчания по католическому обряду совершается практически круглый год. Сами супруги обычно предпочитают венчаться вне постных дней, однако прямого запрета на это не существует.

При вступлении в брак во время поста не следует устраивать после церемонии громкого празднования с множеством и шумным застольем.

Запреты на венчание в церкви

Совершение таинства венчания запрещено в следующих случаях:

  1. намеревающиеся вступить в церковный брак являются родственниками (отец и дочь, брат и сестра) или сводными братом и сестрой;
  2. один из возможных супругов уже состоит в церковном браке;
  3. физическая невозможность одного из супругов к выполнению супружеских обязанностей, но бесплодие не является препятствием для участия в венчании;
  4. совершение одним из супругов убийства мужа или жены ради вступления в новый брак;
  5. нареченные являются двоюродным братом и сестрой (теоретически такой союз возможен с разрешения епископа, но на практике оно выдается в исключительных случаях);
  6. один из желающих вступить в брак – священнослужитель или монах (монашка).

Даже если таинство венчания было проведено, а позже выяснились перечисленные выше обстоятельства, обряд считается недействительным.


С точки зрения католической церкви, брак нерасторжим. Отменить супружеский союз может только смерть одного из супругов. В католической церкви, в отличие от православной, не существует возможности развенчания. После развода (без проведенного ранее венчания) необходимо предоставить свидетельство о расторжении брака.

Документы

На первую встречу со священнослужителем перед подготовкой к церемонии будущие супруги должны принести следующие документы:

  • паспорт;
  • свидетельство о крещении;
  • свидетельство о браке.

Последним документом, который выдается после завершения подготовки, является свидетельство о прохождении специальных курсов для новобрачных.

Церемония в костеле

Не существует строго регламентированного порядка обряда, единого для всех епархий. Он может отличаться в зависимости от местности и священника, который проводит венчание. Однако ряд характерных деталей все же существует.

Обряд проводит священнослужитель. В особенных случаях его может заменить благочестивый мирянин.

Начало

Обычно церемония венчания проводится в костеле. Как правило, невесту к алтарю подводит отец или другой мужчина, взявший на себя обязанность заботы о ней (дядя, старший брат). За ними идут маленькие девочки, которые разбрасывают цветочные лепестки из корзины. В это время жених со свидетелями и остальными гостями ожидает свою будущую супругу в храме.

Реже молодожены заходят в костел вместе, держась за руки. Невеста не обязана надевать свадебное платье, а жених – костюм. Требуется лишь соблюдение опрятности, соответствующей торжественности таинства. У алтаря нареченные стоят или сидят на специальных стульях с подушечками.

Католическая традиция предполагает обязательное участие свидетелей (до трех человек с каждой стороны). Свидетели могут принадлежать к любой христианской конфессии. Подружки невесты часто одеты в одинаковые платья. Особая роль отводится маленькой девочке из числа приглашенных, которую наряжают в свадебное платье. Она символизирует чистоту, непорочность и духовность будущего брачного союза.

Литургия


Церемонии венчания предшествует литургия, после которой священник читает небольшие фрагменты из Библии и произносит проповедь, посвященную важности церковного брака, роли каждого из супругов в семье, необходимости внимательного воспитания детей.

Затем происходит беседа венчающихся со священнослужителем, во время которой он задает будущим супругам вопросы о наличии каких-либо препятствий для вступления в брак:

  • Пришли ли вы в храм добровольно, и является ли ваше желание вступить в законный брак искренним и свободным?
  • Готовы ли вы хранить верность друг другу в болезни и здравии, в счастье и в несчастии, до конца своей жизни?
  • Имеете ли вы намерение с любовью и благодарностью принимать детей, которых пошлет вам Бог, и воспитывать их согласно учению церкви?

Эти вопросы позволяют удостовериться в искреннем и свободном желании молодых, их христианском взгляде на таинство венчания и семейные узы.

Клятвы и обручение


Если молодые ответили на все вопросы утвердительно, священник просит Святого Духа снизойти на супругов. Они подают друг другу руки, которые священник связывает между собой ленточкой. Затем молодожены, стоя лицом к лицу, читают супружеские клятвы, дают обет верности. Сначала это совершает жених, следом за ним – невеста. Часто они дополняют их своими словами о любви, благодарности родным и близким.

Интересно! Ранее в католической церкви существовал обычай украшать ворота храма металлическими звенящими предметами для привлечения удачи будущей семье.

После клятвы главный свидетель жениха подает ему обручальные кольца, жених надевает кольцо на безымянный палец невесте, а она – жениху. Священник произносит молитву «Отче наш», Заступническую молитву и благословляет новобрачных. Новоиспеченные супруги расписываются в учетной церковной книге.


Обручальные кольца не являются обязательным атрибутом венчания в католичестве. При их наличии священнослужитель проводит обряд освящения. Кольца – это дополнение к самой церемонии, которое символизируют верность молодоженов и получение ими благодати.

В большинстве католических стран: Франции, Словении, Хорватии, Чехии, Италии, Словакии, — кольцо традиционно принято носить на безымянном пальце левой руки. На правой руке обручальное кольцо носят в Польше, Австрии, Испании, Аргентине.

Все таинство венчания занимает по продолжительности около получаса.

Полезное видео

— одно из самых красивых, важных и нежных таинств. Чтобы наглядно представить себе всю красоту католического обряда, посмотрите короткое видео:

Заключение

Церемония венчания в жизни верующих католиков занимает особое место, ведь она проводится единственный раз в жизни. Знание всех принятых традиций позволяет провести это таинство в соответствии с церковным каноном и сделать его особенным. В католичестве также принято торжественно отмечать первую годовщину брака. Супруги принимают участие в литургии, совершают таинство евхаристии и заново произносят свои обеты.

Существенные отличия от православия имеются в Римской католической церкви и в области культа.

Западная церковь признает те же таинства, что и православная, монофиситская и несторианская: крещение, миропомазание, причащение (евхаристия), покаяние (исповедь), священство, брак, соборование (елеосвящение). Причем данный состав первоначально оформился именно на Западе: уже в XII в. мы встречаем указание на перечисленные выше таинства в сочинениях Петра Ломбардского, тогда как у восточных богословов вплоть до XIII в. к таинствам относили и посвящение в монашество. Католики не считают все таинства равнозначными и придерживаются несколько отличных от православной церкви правил в их совершении.

Крещение производится не троекратным погружением, а окроплением. Миропомазание совершается не вслед за крещением, как в православной церкви, а в возрасте 7- 12 лет. Данному таинству, называемому в католицизме конфирмацией , придается особое значение, а потому - его совершение признается исключительной прерогативой епископа. Для причащения католики используют в отличие от православных незаквашенный, пресный хлеб (облатки ), что по их представлениям символизирует чистоту и непорочность природы Христа. При этом начиная с XIII в. на Западе стали практиковать причащение одним лишь хлебом, в отличие от клира, причащавшегося и хлебом и вином. В этом проявляется характерное для католицизма представление о наличии значительной дистанции между церковью и обществом, несовершенстве и ущербности мирского существования. Не случайно поэтому одним из лозунгов ранних реформационных движений, требовавших равноправия прихожан и клириков было причащение «под обоими видами» (sub utraque specie - отсюда название данного течения в Реформации: «утраквисты»). Хотя Второй Ватиканский собор (1962-1965) разрешил причащение мирян хлебом и вином, во многих католических церквах оно до сих пор совершается «под обоими видами». Для совершения таинства покаяния католики используют особую исповедальную камеру, в которой священник отделен от прихожанина непрозрачной тканью. То, что исповедуемый и исповедующий не видят друг друга, снимает, по мысли католиков, известное психологическое напряжение, неизбежное в процессе покаяния. Совершение остальных таинств, помимо незначительных сугубо ритуальных отличий, происходит примерно так же, как и в православной церкви.

К числу прочих, менее значимых культовых отличий католицизма следует отнести:

признание единственным литургическим языком латыни (хотя Второй Ватиканский собор разрешил использование национальных языков);

совершение крестного знамения открытой ладонью слева направо;

использование при богослужении органной музыки;

допущение в интерьере храма объемных изображений;

позволение прихожанам сидеть во время богослужения.