В этой связи отметим, что Елена после смерти Ивана Молодого оказалась во вражеском окружении, но пока государь был на стороне внука, все шло нормально, однако под конец жизни он переходит на сторону Софьи Палеолог. Почему? Здесь и начинается самая интересная часть нашего повествования; та, что ведет нас к ответу, какие идеи питали сознание Елены и, следовательно, с какими идеями она пришла в Московию. Ведь ее идеи - это идеи ее отца, Штефана Великого, а понять его можно, лишь поняв воззрения молдавской княжны.

А идеи там были нерядовые. Мы должны их знать, ибо в фильме «София» наша великая соотечественница показана в искаженном виде, в виде умной, но коварной интриганки, женщины, готовой на все ради свершения своих эгоистических целей, женщины, которой противостоит добрая и мудрая Софья Палеолог, представительница цивилизованного и культурного мира. Если просто сказать, что все не так, это ничего не сказать. Все, что сказано в этом фильме о Елене Волошанке - не просто искажение фактов, но чистейшая ложь, отражающая бездумное поклонение авторов этого фильма перед Западом в ущерб интересам своей страны и братских православных народов.

Так что же мы знаем о Елене Волошанке в действительности? Конечно, сегодня, спустя долгие века, трудно во всей полноте представить ее славный облик. Однако мы попытаемся это сделать в этой и последующих статьях. Это будет целый цикл исследований жизни и деятельности нашей княгини, цикл, на который мы решились, ибо не согласны с трактовкой жизни нашей соотечественницы в сериале «София».

Напомним, что «Софи́я» — российский исторический телесериал режиссёра Алексея Андрианова, созданный кинокомпанией «Москино» при финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации. Сериал безумно дорогой. Однако что касается нашей темы, то это тенденциозный и однобокий сериал, где греческая принцесса есть воплощенное добро, а наша великая княгиня Елена — воплощение зла. Но так ли это было в действительности? Русские ученые пишут, насколько изумительным человеком была Елена Волошанка. Многие авторы считают, что знаменитая по русским народным сказкам Елена Прекрасная и есть легендарная Елена Волошанка. Народное сознание Московии за долгие века мифологизировало образ Елены. Она в сознании народа стала сказочной героиней, чудесной защитницей добра и справедливости. Человек превратился в легенду, и способствовали тому десятки народных сказок, где в разных образах был зашифрован лик страждущей и гонимой, справедливой правительницы . Русский народ - это страдалец на теле Европы, и более всего он страдал от своих деспотичных правителей. Этот народ оценил Елену и сохранил о ней память в легендах и мифах, ибо русский человек всегда сострадал гонимому и поверженному. Конечно, я понимаю Александру Хашдеу, что лил слезы у могилы Елены в Москве, но он должен был бы уточнить, что власть погубила эту принцессу, а не народ. И та Московия, что «пьет кровь Молдовы», - это в первую очередь власть жестоких, поломавших свое сознание в эпоху монгольской орды Рюриковичей, дополненная интригами византийской принцессы, но не простой русский человек, который веками складывал сказки в память об этой царевне, восхищаясь ее умом, знаниями и удивительной красотой, ставшей воистину сказочной в сознании простого человека. Завершая вступительную часть цикла статей, посвященных анализу фильма «София» и мифологии, связанной с княгиней Еленой, приведем слова одного из крупнейших писателей и мыслителей Молдовы из стихотворения «Могила Волошанки в Москве».*

Ввек не забыть Кремля. Он рассказал мне быль

О жизни и судьбе Стефановой Елены…

Опальный гроб её я оросил слезою,

И рассказал моей души мечтою,

Как Русь для счастия Молдавии льёт кровь.

Большинство исследователей, когда речь заходит о достоинствах Штефана III Великого, отмечают словесный портрет, сделанный Гр. Уреке, упуская из виду другие качества великого молдавского воеводы. Молдавское народное творчество дополняет этот образ, изображая не только Штефана Господаря, Штефана Воина, но и Штефана Человека - рассудительного, мудрого, дальновидного: «Штефан воевода был человеком невысокого роста, с быстрым взглядом, вспыльчивый во гневе, большой смелости в войне, но и очень рассудительный, одолевая супостатов не только войсками, но и расчетливым умением...

Насколько был суровым во время войны, настолько мягкосердечным и справедливым был в мирное время». Упускается, что Штефан был очень набожным человеком: все годы правления он глубоко почитал и благочестиво поминал своих предков. Так, в грамоте, подписанной в Сучаве 9 июля 1466 года, Штефан III, Господарь Земли Молдавской постановил: «Яко да утвердим и укрепим наш монастир от Побрате, идеже ест храм святого отца нашего Николы... и учиним есмо за душу и за спасение светопочившаго дида нашего старого Александра воеводи (=Александра Доброго), и за душу и за спасение матери нашей Мария... и за душу и за спасение усих святопочившых предков нашых, дали и подтвердили тому святому монастиру от Побрате, да имеют на каждый год от нас по десять бочкы вина и два мажи рыбы, една мажа морун а другая от коропина (=карп), и половина камен воску от Красного Торгу (= Тыргул Фрумос), и усы бербеницы (=бочонки) меду от десетину що будет от селах их людый у Ботне, и озеро от устья Быка и с усимы гырлами, и пасика Давидова на Бицы, и против устиа Быка на Днистри да учинет соби две сетникы».

Во времена своего беспримерного правления Штефан Благочестивый преподнес не только многочисленные дары и богатые пожертвования «за душу и спасение святопочивших» его ближних. По его поручению был установлен надгробный камень - композиция из белого мрамора с каймою, обрамляющей надпись (на славянском языке): «Се есть гроб рабы Божия Олте, матери господина Ио Стефана воеводы, иже и престави се в лето 6973 (=1465) ноемвриа 4».

По воле господаря был установлен надгробный камень на могиле митрополита Теоктиста с надписью: «Благочестивый господарь Земли Молдавской Ио Стефан воевода, сын Богдана воевода, оукраси гроб сей отцоу нашему митрополиту Сучавскому преосвященному кир Феоктисту иже престави ся в лето 6986 (=1478) месеца ноемвриа 18». Надгробными камнями - произведениями искусства того времени, содержащими схожие надписи «Благочестивый и Христолюбивый Ио Стефан воевода, Господарь Земли Молдавской», украсил «гроб се своему предеду Ио Роману воеводе, господарю Земли Молдавской», «гроб се деду своему Ио Богдану воеводе, брата Александра воеводы», «гроб се своему предеду, старому Богдану воеводе» - Богдану I, основателю Страны Молдавской, «гроб се своего предеда Ио Лацка воеводы», «гроб се своему предеду, Ио Стефану воеводе (Штефану I) иже поби угры на Хиндове...».

Тем же благочестивым почитанием предков и родителей пронизана надпись на фронтоне церкви в Борзешть, воздвигнутой Штефаном III Великим и сыном его Александром в период между июлем 1493 года и октябрем 1494 года. Надпись-посвящение, свидетельствующая о том, что сей святой храм был воздвигнут Штефаном III Великим и сыном его Александром «за моление и поминание святопочивших их дедов и родителей», подтверждает устную традицию о том, что Штефан, сын Богдана II и внук Александра Доброго, родился в Борзешть, что на реке Тротуш, которая до слияния с Сиретом протекает через цинуты Путна и Бакэу.

Акты Господарской канцелярии Молдовы, а также Анонимная летопись (до недавнего времени называемая «Быстрицкой») Страны Молдавской свидетельствуют о том, что Штефан III был женат три раза. Из вышеупомянутой Летописи узнаем, что «в лето 6970 (1463 г.) июля прият Стефан воевода себе господжда княгиня Еудокия от Киева, сестра Семена царе». Речь идет о сестре киевского князя Симиона Олельковича.

Княгиня, ставшая государыней Молдовы, впервые засвидетельствована 9 июля 1466 года в упомянутой уже господарской грамоте, в которой говорится также о том, что Штефан III преподнес множество пожертвований монастырю Побрата, в том числе «за душу и за здравие нашего господства, и за душу и за здравие кнегины господства ми Овдотиа...» Овдотия-Евдокия умерла в 1467 году. Из той же Летописи узнаем, что «В лето 6980 (1472) месеца септемврия 14 прият Стефан воевода себе госпожда княгине Марие из Мангопа» (княжества на юго-западе Крыма). Но и эта женитьба не была продолжительной - Мария из Мангопа умерла 19 декабря 1477 года и была погребена в монастыре Путна.

Третья супруга Штефана Воеводы была пленницей. Разбив в 1473 году валашскую (мунтянскую) армию и завоевав Бухарест, изгнав унгровалашского господаря Раду Красивого, Штефан III захватил казну Унгровлахии (Валахии или, по-другому, Мунтении), вернулся в Молдову, взяв в плен супругу этого валашского господаря и его дочь - Марию (Войкицу). «Позволив ей подрасти», Штефан сочетался с этой Марией браком, вероятно, в 1478 году, так как в одной из грамот, 9.03.1479 года, уже упоминается Богдан-Влад - плод этой женитьбы. Мария скончалась в 1511 году и так же была захоронена в монастыре Путна.

Итак, констатируем, что Штефан III Великий , воевода и господарь всей Земли Молдавской, уважал традицию государей тех времен - брать себе жен из княжеских или королевских семей: одна из них Евдокия - княгиня русско-украинского происхождения, другая - из византийского рода, Мария из Мангопа, третья - валашка (мунтянка), Мария из Валахии.

Елена Стефановна или как ее еще называли Елена Волошанка — дочь молдавского господаря Штефана чел Маре и киевской княжны Евдокии Олельковны. Елена Волошанка была женой старшего сына Ивана III Ивана Молодого, в этом качестве — княгиня тверская.

Венчание Елены Волошанки и Ивана Ивановича Молодого

Родилась Елена Волошанка примерно в 1464 или 1466 году в Сучаве.

В 1479 году Штефан чел Маре начал переговоры о заключении брака между своей дочерью и наследником Московского престола Иваном Ивановичем.
Для скрепления этого союза Елена должна была выйти замуж за старшего сына Ивана III Васильевича — Ивана Ивановича Молодого. Великий князь Московский Иван III отправил в Сучаву послов просить руки княжны Елены для Ивана Молодого.

В Молдову прибыл посланник князя, Андрей Плещеев, с многочисленной свитой московских бояр и с полномочием совершить обручение по доверенности. После торжеств и пиров Елена через Польшу отправилась в Москву. Штефан чел Маре поручил сопроводить ее трех бояр: Лашку, Сынжера и Герасима с боярынями.

Княжна Елена прибыла в Москву в Филипповский (Рождественский) пост. Молодая княжна была доставлена в монастырь, где она познакомилась со своим женихом. Венчание было совершено 12 января 1483 года. Вскоре, 10 октября того же года, Елена родила сына Дмитрия.

Елена Волошанка

Счастье ее казалось обеспеченным. Она была любимицей государя Ивана, своего свекра, который после рождения внука Дмитрия, увидев продолжение династии, был очень благосклонным к Елене. В Москве Елену называли «Волошанка».

Придворные интриги серьезно затронули не только положение княжны Елены, но и ее судьбу. Великий князь Иван к старости женился на Софии Палеолог (византийского императорского рода, дочь последнего деспота Пелопоннеса).

В этом браке родился сын Василий. София Палеолог начала плести интриги с целью устранения от наследования престола Ивана Молодого, супруга Елены.

7 марта 1490 года Иван Молодой умер, возможно, в результате отравления врачом, прибывшим из Венеции для ухода за ним. С этого времени София Палеолог начала активные действия, чтобы обеспечить наследование престола своему сыну Василию.

Таким образом, развязался кризис московской династии 1497 -1502 гг.

София готовит заговор, замыслив не только убийство сына своей соперницы, но и, предположительно, совершить государственный переворот, свергнуть с престола великого князя Ивана III по причине его старости и неспособности управлять государством.

Заговор был раскрыт, и всем его участникам было определено в наказание заключение в монастыри.

Коронование князя Дмитрия, сына Елены Волошанки и Ивана Ивановича Молодого

4 февраля 1498 года в Успенском соборе с большой пышностью состоялось коронование 15-летнего князя Дмитрия с участием митрополитов и архиереев, бояр и членов царствующей семьи. Иван III Великий благословил своего внука Дмитрия, князя Владимирского, Московского и Новгородского.

Радость Елены была столь велика, что в ее мастерской золотыми и серебряными нитями было соткано полотно «Церковная церемония», которое должно было увековечить торжественный акт 1498 года. Спустя два месяца оно было готово и установлено в Успенском соборе. Это первая светская картина в России.

Заключение в тюрьму Елены Волошанки и князя Дмитрия

Но через четыре года Софии удалось одержать победу, убедив Ивана III, что невестка хочет его убить, чтобы поскорее увидеть своего сына великим князем Московским.

Иван III аннулировал решение о назначении Дмитрия наследником и 11 апреля 1502 г. приказал заключить невестку и бывшего наследника в тюрьму и объявил своего сына Василия наследником престола.

Конфликт между Иваном III и Штефаном чел Маре по поводу заключения Елены существенно не отразился на русско-молдавских отношениях, хотя и вызвал некоторые трения. Оба правителя ставили политические интересы на первое место, поэтому семейная ссора дальнейших политических последствий не имела.

Штефан чел Маре зная о том, что происходит с его дочерью, просит у литовского князя свободного проезда для своих послов в Москву и получает дружеский ответ:

«… если на этот раз захочет отправить послов к своему свату, великому князю Ивану Васильевичу, чтобы убедиться в добром здравии своей дочери, великой княгини, и своего внука, мы дадим его послам свободный проход через нашу страну в Москву и оттуда обратно на родину».

Но в июле 1504 году Штефан чел Маре умирает, и вместе с ним гаснет и последняя надежда его дочери на спасение.

Смерть Елены Волошанки и князя Дмитрия

Княжна Елена скончалась в тюрьме 18 января 1505 года и была похоронена в Вознесенском монастыре.
Сын Елены, Дмитрий, умер в тюрьме 14 февраля в 1509 году и похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля.
Русский народ сохранил память о Елене Волошанке, увековечив её в образе Елены Премудрой в народных сказках.

Наследие Елены Волошанки

При дворе Елены Стефановны, по предложению С. М. Каштанова, в 1495 году возник летописный свод, отразивший характерные черты политики протверской группировки.

В окружении Елены Волошанки возник и памятник древнерусского художественного шитья — пелена, на которой изображён торжественный выход Ивана III Великого с семейством во время коронации Дмитрия.

В ней, наряду с церковными мотивами, прослеживаются и светские, сочетающие приёмы русского и молдавского искусства.

Повторение...

Главная заслуга Стефана III — централизация власти в Молдавии. Только так княжество могло сохранить свою независимость в окружении более сильных соседей — Османской империи, Венгрии, Польши и Крымского ханства. Первые пять лет правления господарь (таким был его титул) не вел никаких войн, а занимался только внутренними делами, укреплял государственную власть, боролся с боярскими группировками и увеличивал владения своего домена. Именно земля была главным молдавским ресурсом. Из-за длительной чехарды у трона аристократы стали крупнейшими собственниками в стране.

Территория Молдавского княжества при Стефане Великом на фоне современных границ. Изображение: carsa. rs

Причиной междоусобиц была запутанность в порядке наследования престола. Новый господарь мог оказаться сыном предыдущего, но при этом его кандидатуру должны были одобрить бояре. Магнаты пользовались своим влиянием, заключали сделки с многочисленными претендентами, вокруг которых складывались придворные партии. Стефан покончил с этой гибельной для княжества традицией.

Молдавские господари избирались влиятельными боярами

На протяжении своего долгого правления молдавский господарь не раз делал крутые дипломатические повороты, заключая союзы то с одним, то с другим соседом. Например, первое время он платил дань туркам, но позже призвал оттоманов на помощь во время войны с поляками. Лавируя между сильными соседями, молдавский государь хотел лишь оградить собственную страну от лишних разрушений и крови.


Изображение: regnum.ru

В числе побед Стефана на поле боя особенно яркими стали сражение у Байи в 1467-м (провалилась последняя венгерская попытка завоевать Молдавию, король Матвей Корвин получил три ранения и только чудом не погиб); сражение при Липнике в 1470-м (остановлен набег татар); Васлуйская битва в 1475-м (разгром османов, потерявших 40 — 50 тыс человек); сражение в Косминском лесу в 1497-м (поражение польского короля Яна I). На фоне десятков успешных кампаний — лишь два поражения туркам, когда те владели численным превосходством.


Знамя Стефана Великого. Изображение: descopera. ro

После победы около Васлуя папа римский Сикст IV в своем поздравлении назвал Стефана Великого «атлетом Христа». Европейские государи и папская курия восхваляли Стефана и обещали ему помощь в борьбе против мусульман, но о всеобщем крестовом походе никто всерьез не помышлял. Оставленный один на один против грозной империи молдавский государь в конце концов опять согласился платить султану Магомеду II дань (харач), при этом оставшись самодержавным правителем, которому удалось уберечь своих подданных от новых карательных вторжений. Окончательно Молдавия стала вассалом Турции гораздо позже — в начале XVIII века.


Васлуйская битва. Изображение: cunoastelumea. ro

Население княжества придерживалось православия. При этом там жили и католики (венгры и немецкие колонисты). Стефан не разрешал католическим священникам распространять свою веру среди православных. Поэтому неудивительно, что в конце концов господарь сблизился с Великим князем Московским Иваном III. Правители поддерживали активную переписку. Дочь Стефана Елена вышла замуж за наследника Ивана III Ивана Молодого. В 1497 году московский князь вмешался в польско-молдавский конфликт и остановил вторжение литовских войск, спешивших на помощь полякам.

Дочь молдавского князя вышла замуж за наследника московского престола

Правда, дружба охладела после того, как Елена угодила в темницу. Смерть Ивана Молодого поставила Ивана III перед выбором — сделать наследником другого сына Василия (будущего Василия III) или внука Дмитрия (который также приходился внуком Стефану). Поначалу князь склонялся к кандидатуре Дмитрия. Мальчик даже был объявлен соправителем. Однако вскоре Елена все-таки потерпела поражение в придворной борьбе и вместе с сыном угодила в тюрьму. Елена умерла в заключении в 1505-м, Дмитрий — в 1509-м.


Внук Стефана Молдавского мог стать московским князем. Изображение: rufabula.com

При Стефане Великом Молдавия превратилась в транзитную торговую зону между Западной и Восточной Европой. Когда страна стала безопасной для иностранных купцов, те с удовольствием повезли через нее свои товары. Закипела деловая жизнь в черноморском порту Четатя Албэ (современный Белгород-Днестровский, Украина). Молдавия также продавала свои излишки: продукты сельского хозяйства, вино, мед. Активизировались связи с валашскими городами. Сохранились документы, подписанные Стефаном, которые свидетельствуют о льготах для купцов Львова. Разрабатывались соляные копи. В столице княжества Сучаве начали чеканить серебряную монету высокой пробы. Чтобы обезопасить внутренние предела княжества, была создана система из девяти крепостей, опоясавших территорию страны со всех четырех сторон.


Изображение: newsland.com

Лучниками Стефана называли себя члены антисоветского подполья

После смерти Стефана Великого появилась молдавская народная песня, заканчивавшаяся строчкой: «Кому оставляешь нас, Хозяин?» Его 47-летнее правление, несмотря на внешние вызовы, благотворно сказалось на стране. Княжество пережило свой средневековый расцвет, а имя господаря стало легендарным. Даже сегодня Стефан — герой литературы, кино и фольклора. На северо-востоке современной Молдавии до сих пор сохранился 700-летний дуб, который местные жители называют Дубом Стефана Великого — согласно преданиям, он отдыхал под его кроной после одного из своих сражений. Лучниками Стефана называли себя члены возникшей после Второй мировой войны подпольной антисоветской организации, мечтавшие о воссоединении Молдавии с независимой Румынией.

Источники:
М. Садовяну. Жизнь Штефана Великого
В. Стати. История Молдовы

Изображение анонса: adevarul. ro
Изображение лида: e-news.su

Молдова на протяжении веков находилась в тесных отношениях с Россией, и только в союзе с Россией Молдавское государство способно выжить и начать развиваться.

Сегодня только Россия может сохранить Молдову. С политической точки зрения, пока Россия признаёт нейтралитет Молдовы, Румыния как член НАТО просто так взять и аннексировать Молдову не осмелится. С другой стороны, без российского рынка молдавская экономика изначально является банкротом.

Поэтому абсолютно все, кто сегодня являются сторонниками сохранения молдавского государства, выступают за сохранение молдавского нейтралитета и сближения с Российской Федерацией.

Подобный подход вполне оправдан исторически.

К сожалению, первый текст из цикла “Разговоры о молдавской государственности” был подвержен необъективной критике, и из за него автор подвергся оскорблениям и нападкам личного характера. Люди, которые почерпнули свои знания об историю Молдовы из популярных околонаучных брошюр, пришли в страшное негодование, когда прочитали что первый молдаван, который понял, что Молдова сможет выжить лишь в союзе с Москвой, был ни кто иной, как Штефан чел Маре.

Румынская и часть молдавской аудитории были шокированы и осмеяли этот тезис. Дескать, это всё кремлёвская пропаганда, не может такого быть. Ведь в результате соц. опросов, проведённых в Румынии, на вопрос “Кого вы считаете самым великим из румын“ , большинство назвало молдавского господаря Штефана. А Штефан чел Маре, оказывается, был первым молдавским государственным деятелем начавшим проводить про-российскую политику.


Потому что румыны и молдавские унионисты, рассматривающие историю Молдовы через призму румынского национализма 19 века считают, что Штефан был истинным румыном и врагом России.

И когда кто-то открывает столь малограмотным людям правду на ложь, в которую они свято верят, вместо того чтобы обратится к первоисточникам и изучить документы, они переходят к оскорблениям. Рассказывать им, как из-за преданности валахов туркам Штефан неоднократно сжигал Бухарест не буду, это и так общеизвестно. Лучше расскажу об истории молдавско-русских отношений.

Правда такова, что Штефан Мушатин в тяжелейших условиях положил начало союзу Молдовы и Русского Государства. А его сыновья и внуки, бывшие на троне после него, продолжили проводить политику сближения Молдовы с Москвой.

Штефан чел Маре - первый молдаван, который понял, что Молдова сможет выжить лишь в союзе с Москвой. Вся его политика была направлена на сближение с Московским Княжеством, которое тогда только ещё набирало силу. Находясь в окружении католических Венгрии и Польши и перед угрозой турецких полчищ, Штефан видел в Москве природного союзника Молдовы.

Женившись на Евдокии из рода киевских князей Олельковичей, а затем на Марии Мангупской, Штефан породнился с Рюриковичами и положил начало молдавско-русскому союзу.

После того как Мушатин весь народ поднял на войну с турками, от католической Европы, заинтересованной в ослаблении военной и экономической мощи Молдавии, в виде помощи он получил лишь поздравления и похвальные грамоты…

Штефан ясно понимал, что единственным православным государством, сильном в военном плане, способным помочь Молдове войском, была Москва. И от того, как скоро эта помощь подоспеет, зависит судьба Молдовы.

Помощь запозднилась, потому что Москву и Сучаву разделяла степь, в которой хозяйничал Крымский Юрт, вассал турецкого султана. Москва могла помогать Штефану лишь дипломатически. Первые территориальные потери Молдова понесла ещё при жизни Штефана - османы отобрали у молдаван города-порты Килию и Белгород и уничтожили молдавский военный флот, отрезав этим Молдову от торговых путей и лишив её основной части дохода.

Понимая, что в будущем его внуки и правнуки лишь с помощью Москвы смогут отвоевать выход Молдовы к морю, Штефан выдал родную дочку замуж за московского князя Ивана.

Уже во время польско-молдавской войны в 1497, московская дипломатия спасла Молдову.

Польский король Ян Альбрехт решил тогда, что пришло время включить ослабленную после многих битв с турками Молдову в состав Польско-Литовского Королевства. Но после вмешательства Ивана III, который в ультимативной форме потребовал от князя литовского Александра воздержаться от похода на Молдову, литовские полки не перешли через Днестр. А польское войско, которое вторглось в Молдову, Штефан сам разбил наголову.

Сын Штефана Петру Рареш продолжил линию своего отца и так же с помощью Русского государства попытался сбросить турецкое иго.

Согласно русско-молдавскому договору, российская дипломатия десять лет (1520-1530) сдерживала татар от набегов на Молдову и не позволяла полякам напасть на Рареша с севера. Накопив силы, Рареш вырезал турецкие гарнизоны. И только вынудив Польшу и Крым напасть на Молдову одновременно с ним, в 1538 Сулейман во главе 200 тысячного войска разбил упрямого молдаванина.

Политику сближения с русским государством продолжил и внук Штефана чел Маре, Ион Вода Лютый .
Есть основания считать, что после того, как в 1572 турецко-татарские войска,сжигая всё на своём пути, дошли до самой Москвы, Иван Грозный втайне профинансировал организацию молдавского войска Иона Водэ Лютого, женатого на Марии, дочери князя Ростовского.

Потому что спустя 2 года после похода Девлет-Гирея на Москву, внук Штефана чел Маре Ион Вода Лютый, во главе немногочисленного, но вооружённого по последнему слову техники войска, (снаряжённого на «личные деньги» воеводы), разбил крымских татар, вырезал турецкие гарнизоны на территории Молдовы, опять сжёг дотла Бухарест, и занял соседнюю Валахию. Так же российская дипломатия способствовала тому, что на помощь Иону Лютому пришли полки Войска Запорожского.