Junkers

В 1942 году командование "Люфтваффе" осознало недостаточную эффективность стандартных бомб против постоянно усиливающейся танковои брони. И если в начале войны эффективность обычных бомб была вполне приемлемой, то к началу 1943 года против возрастающего количества средних танков Т-34 они оказались практически бесполезны. Необходимо было прямое попадание бомбы в танк. Но пикировать на каждый отдельный танк с 250-кг бомбой не представлялось возможным. И бомб не хватит, и попасть трудно. Требовалось противопоставить возникшей угрозе какое-то новое более совершенное оружие. Было предложено использовать в этом качестве модернизированную зенитную 37-мм пушку Flak 18. Переделка орудия свелась к смене дульного тормоза, сокращению длины ствола и изменению механизмов отката и затвора. Всю эту конструкцию поместили в обтекаемый контейнер. Так на свет появилась авиационная пушка ВК 3,7 sm. Боекомплект орудия составлял 12 снарядов (как правило, бронебойных) в узких коробчатых магазинах.

Это противотанковое оружие получили только две модификации «Штуки» - Ju 87G-1, переделанные из D-3 (всего выпущено около 100 экземпляров) и Ju 87G-2, созданной на базе D-5 (174 машины). На некоторых «Густавах» сохранили обычное наступательное вооружение, которое использовалось для пристрелки.

Новую версию в декабре 1942 года испытали на полигоне в Рехлине и... остались довольны. Никто особо не озаботился ответом на вопрос, как пилоту «Густава» воевать на машине, под крылом которой торчат громоздкие «железяки», каждая из которых весила более 300 кг. Новый штурмовик имел настолько низкую скорость, что едва обгонял старенький самолет-разведчик Hs 126 презрительно именуемый в Красной армии - «костыль», новый Ju 87 тоже заслужил немало прозвищ: «Пушечная птичка» (Kanonenvogel) или «Штука с длинными палками» (Stuka mil den Langen Stangen).

Характеристики Ju-87
Ju-87H-1 Ju-87R-2
Экипаж, чел. 2 2 2
Геометрия
Длина самолета, м 11,50 11,50 11,10
Высота, м 3,88 3,88 4,01
Размах крыла, м 15,00 15,00 13,80
Площадь крыла, м² 33.68 33.68 31.90
195 156,1 177,2
Массы, кг
Вес пустого 3930 2750
Взлетный вес 5960 5000 4350
Силовая установка
Мотор Jumo 210J-1 Jumo 211J-1 Jumo 211Da
Мощность, л.с./kW 1420/1044 1420/1044 1200/883
Лётные данные
Максимальная скорость км/ч 380 380 410
на высоте, м 4090 4090 4100
Время набора высоты мин 12 13.4 19
м 4000 3000 5000
Практический потолок, м 8000 8000 7285
Дальность полета, max км 790 1160 1535
Вооружение
Число пулеметов 3 3 3
500

Техническое описание самолета Junkers 87 D-1

Самолет Junkers 87 D-l был одномоторным двухместным пикирующим бомбардировщиком, низкопланом цельнометаллической конструкции с классическим неубирающимся шасси.

ФЮЗЕЛЯЖ овального сечения, полумонокок, цельнометаллический, собирался из двух половин - верхней и нижней.

Несущие поверхности выполнены из гладких дюралюминиевых листов, крепящихся полукруглыми заклепками в местах с большим напряжением и потайными - с меньшим напряжением. Конструктивно фюзеляж состоял из 16 шпангоутов, соединенными перпендикулярными стрингерами и четырьмя лонжеронами (в передней части фюзеляжа до 7 шпангоута включительно). Сплошной шпангоут N 1 одновременно являлся противопожарной перегородкой двигателя. В передней части фюзеляжа дополнительно размещались вспомогательные шпангоуты для усиления набора. Кабина экипажа с большим фонарем обеспечивала хорошую видимость во все стороны. Фонарь состоял из четырех частей, покрытых ламинированным или органическим стеклом. Посередине кабины была смонтирована противокапотажная ферма с закрепленной на ней бронеплитой. Козырек кабины защищался бронестеклом толщиной 25 мм. Дополнительной защитой пилота служило кресло с бронеплитой толщиной 4–8 мм, а также 10-мм бронированный подголовник и 5-мм стальные листы, вмонтированные в пол кабины. Подобную защиту имел и стрелок-радист, прикрытый двумя бронеплитами: одна толщиной 5 мм была вмонтирована в пол, а другая - между шпангоутами N 5 и N 6. Дополнительной защитой служил забронированный лафет GSL-K 81 пулемета MG 81 Z. Под креслом пилота в пол было встроено окошко с металлическим жалюзи. За шпангоутом N 8 по левому борту находилась - доступная только снаружи - медицинская аптечка первой помощи.

КРЫЛО полностью металлической конструкции имело характерную форму сплющенной буквы W. Абрис консолей трапециевидный, с закругленными оконцовками. Имелось два лонжерона. Крыло в целом состояло из трех частей: центроплана с обратным V и двух консолей с положительным V. Несущие поверхности выполнены из дюралюминиевых листов. Центроплан составлял одно целое с фюзеляжем. В центроплан вмонтированы два подкрыльевых радиатора. Консоли крепились к центроплану с помощью четырех шаровых соединений по патенту Юнкерса. Ниже задней кромки крыла, вне главного профиля, располагались закрылки. Они крепились на специальных держателях, также по патенту Юнкерса. Закрылки были щелевые и приводились в движение как на центроплане, так и на консолях с помощью гидравлики. Элероны, снабженные триммерами, приводились в движение механическим приводом, а крепились аналогично закрылкам. Как элероны, так и закрылки покрывались дюралюминиевыми листами. Эта система, запатентованная Юнкерсом, носила название «Doppelflugel» (двойное крыло). Кроме высокой эффективности, достигаемой благодаря щелевой конструкции, она отличалась простотой технологии. На нижней поверхности крыльев, вблизи переднего лонжерона, находились щелевые автоматически управляемые аэродинамические тормоза, помогающие выводить самолет из пикирования.

ОПЕРЕНИЕ полностью металлической конструкции, покрытое дюралюминиевыми листами. Вертикальный стабилизатор трапециевидной формы, со стальным тросовым приводом руля направления. Горизонтальный стабилизатор переустанавливающийся, с нулевым V, прямоугольной формы, поддерживаемый вилообразными подкосами из стальных труб, обтянутыми профилированными дюралюминиевыми листами. Положение руля высоты изменялось толкателями. Рули направления и высоты регулировались по весу и аэродинамике, будучи оснащены весовыми компенсаторами и триммерами.

ШАССИ классическое, свободнонесущее, неубирающееся, с хвостовым колесом. Основное шасси одностоечное, со стойками, прикрепленными к переднему лонжерону в месте соединения центроплана и консоли крыла. Стойки KPZ (продукция фирмы Kronprinz) с вилочным креплением колеса, с масляно-пружинной амортизацией. Основное шасси закрыто профилированными обтекателями из дюралюминиевого листа характерной формы, служащими одним из определяющих признаков самолетов «штука». Некоторые машины первой производственной серии версии D-1 получили стойки с обтекателями старого типа, применявшиеся в версиях В и R. Колеса размерами 840x300 мм имели резиновые покрышки, рассчитанные на среднее давление 0,25 МРа, и оснащены гидравлическими барабанными тормозами. Для последних использовалась тормозная жидкость «Fl-Druckol». Неубирающееся хвостовое колесо (стойка производства фирмы Kronprinz KPZ) с вилочным креплением, с пружинной амортизацией, крепилось снизу к стрингеру между вертикальными шпангоутами N 15 и N 16. Вилочное крепление фиксировалось в специальном гнезде с возможностью поворота на 360 гр. Использовалась покрышка размерами 380x150 мм (давление 3–3,5 атм.). Во время старта, полета и приземления существовала возможность управления хвостовым колесом из кабины пилота с помощью тросового привода. После каждых пятисот взлетов рекомендовалось проведение общей проверки технического состояния шасси. Для сохранности задней части фюзеляжа в случае вынужденной посадки была смонтирована аварийный полоз. Для использования в зимних условиях предусматривалось лыжное шасси, состоящее из трех лыж с обтекателями, установленными на месте колес основного шасси и хвостового колеса. Основные лыжи, обклееные фанерой, имели длину 3780 мм, ширину 1025 мм и толщину 519 мм; хвостовая - соответственно 1005, 440 и 200 мм.

ДВИГАТЕЛЬ фирмы Junkers Motoren Werke AG типа Junkers Jumo 211J мощностью 1400 л.с. (1030 кВт), двенадцатицилиндровый, V-образный перевернутый, жидкостного охлаждения, с двухступенчатым компрессором и впрыском топлива. Угол расхождения цилиндров 60? рабочий объем цилиндров 35 литров, диаметр цилиндра 150 мм, ход поршня 165 мм, степень сжатия 6,5:1. Общая масса сухого двигателя 660 кг. Двигатель создавал вращение влево, а винт переменного шага типа Junkers VS 11 вращался вправо; диаметр винта составлял 3260 мм, шаг изменялся в диапазоне 20 гр. Двигатель размещался на мотораме, прикрепленной в четырех местах к лонжеронам на противопожарной перегородке. Запуск двигателя производился с помощью инерционного стартера, вручную (пусковой рукояткой, вращаемой механиком) или от самолетной аккумуляторной батареи. Двигатель охлаждался смесью воды и этиленгликоля в пропорции 1:1 с добавлением 1,5-процентного раствора антикоррозийного препарата «Schutzol 39». Уравнительный бачок объемом 18л находился с левой стороны моторамы под редуктором. Циркуляцию охлаждающей жидкости обеспечивали две помпы. Два подкрыльевых радиатора размещались у задней кромки центроплана.

Конструкция фюзеляжа: 1.Бронеплиты защиты маслобака 2.Лобовое стекло 3.Отверстие ракетницы 4.Наружный замок фонаря пилотской кабины 5. Сдвижная часть фонаря пилотской кабины 6.Неподвижная часть фонаря кабины экипажа 7. Фонарь кабины стрелка 8. Наружный замок фонаря кабины стрелка 9.Штуцер подключения внешней кислородной системы 10.Разъем подключения внешней электрической системы 11.Прикрытие из плексигласа антенны радиопеленгатора 12.Аптечка 13.Крепления для подъема самолета 14.Крепления для подмостков обслуживания 15.Ручки для посадки в кабину 16.Рукоятка демонтажа 17.Шаровые узлы подвески моторамы 18. Узлы крепления бомбодержателя 19.Горловина для охлаждающей жидкости 20.Крыльевая «дорожка» 21. Панель доступа к системе предупреждения о низком уровне топлива 22.Крышка топливной горловины 23. Узел крепления стойки шасси 24.Шаровые узлы крепления консоли крыла 25. Силовой шпангоут 26. Узел крепления внутреннего закрылка 27.Подножка 28.Крышка аварийной антенны 29. Узел для подъема хвостовой части фюзеляжа 30. Узел крепления подкосов горизонтального оперения 31.Хвостовой костыль

ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА состояла из четырех протестированных топливных баков для этилированного бензина марки В4 с октановым числом 87, находящихся в крыльях. Два основных бака объемом по 250 л были встроены в центроплан, а два дополнительных, по 160 л, размещались в консолях крыла. Заливка топлива производилась в каждый бак по отдельности. Подачу горючего обеспечивал топливный насос с помощью двух дополнительных электрических помп типа KNP 16A, вмонтированных в основные баки. На месте подкрыльевой подвески бомб на бомбодержателях можно было разместить два дополнительных сбрасываемых топливных бака типа Junkers объемом по 300 л. Обычно эти баки наполнялись до объема 295 л. В передней части фюзеляжа имелся бачок с эфирной смесью, предназначенной для запуска двигателя в зимних условиях.

МАСЛОСИСТЕМА состояла из масляного радиатора, объединенного с воздушным радиатором компрессора, смонтированного в нижней части капота двигателя. Основной масляный бак теоретическим объемом 55 л (практически наполнялся только до 35 л) находился в передней нижней части фюзеляжа за шпангоутом N 1; два дополнительных бака находились: объемом 31 л - в верхней части фюзеляжа за шпангоутом N 1, объемом 27 л - над двигателем. Циркуляцию масла обеспечивала зубчатая помпа, работающая от двигателя. Применялись следующие марки масел: Stanavo 100, Aero-Shell Mittel, Intava-Rotring.

ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ СИСТЕМА работала под напряжением 24 вольта. Источником тока служил генератор «Bosch» мощностью 2000 ватт, работающий от двигателя или от свинцового аккумулятора емкостью 7,5 ампер-часов. Электроэнергия использовалась для освещения прицела и кабины, подсветки и работы бортовых приборов и указателей, позиционных огней и прожектора, размещенного между нервюрами Id и IIа левого крыла, а также для работы радиооборудования. Вся сеть была снабжена автоматическими предохранителями, сагрегатированными на распределительном щитке, расположенном по правому борту пилотской кабины.

РАДИООБОРУДОВАНИЕ состояло из коротковолновой приемопередающей радиостанции FuG Vila, размещенной кабине стрелка-радиста. В ее комплект входили передатчик S 6Ь, приемник Е 5а, а также питающий трансформатор U 4Ь 24. Тросовая антенна из медной проволоки была натянута между вертикальным стабилизатором и антенной мачтой на кабине. Внутриэкипажная связь обеспечивало телефонное устройство EiV la. В состав радиооборудования входили также ответчик «свой-чужой» типа FuG 25 (с небольшой штыревой антенной под фюзеляжем) и радиополукомпас Peil G IV (использовавший плоскую вращающуюся гониометрическую антенну PRE 4, размещенную в верхней части фюзеляжа за кабиной бортстрелка в нише, прикрытой плексигласовым экраном).

КИСЛОРОДНАЯ СИСТЕМА состояла из кислородных аппаратов для обоих членов экипажа, подававших дыхательную смесь, соответствующую высоте полета. В систему входили вмонтированные в левое крыло шаровидные кислородные баллоны - шесть комплектов по три баллона (всего 18 баллонов), снабженные редукторами. Давление полностью заряженных баллонов составляло 15 Мра.

Баллоны заправлялись через общий штуцер, расположенный в нижней части крыла.

ОБОРУДОВАНИЕ состояло из комплекта навигационных приборов контроля полета, а также приборов контроля работы двигателя, размещенных на приборной доске и на обеих стенках кабины. По левому борту под передней частью фонаря кабины находилась рукоятка сигнального пистолета «Вальтер». Самолеты, предназначенные для действий в тропических условиях, обозначенные как Ju 87 D-1/trop., получили специальное оснащение, препятствующее проникновению песчаной пыли, например, особый воздушный фильтр, уплотнение крыльевых пулеметов MG 17 и дополнительное снаряжение, помогающее экипажу выжить в случае вынужденной посадки в пустынных районах (емкость с водой, продовольствие и карабин). Самолеты, действовавшие над морем, снабжались надувными спасательными плотами. В верхней части фонаря кабины устанавливались противосолнечные жалюзи. Самым известным оборудованием самолетов Ju 87 StuKa были две сирены (на части машин имелась только одна сирена), издающие пронзительный вой, используемый как элемент психологической войны. Сирены монтировались на верхних частях обтекателей основного шасси, приводились в действие небольшими пропеллерами, которые вращались набегающим воздушным потоком при пикировании. Включались они с помощью электропневматической системы.

СТРЕЛКОВОЕ ВООРУЖЕНИЕ составляли два встроенных пулеметов Rheinmetall-Borsig MG 17 калибра 7,92 мм, размещенные в крыльях, с боезапасом 1000 патронов на ствол. Один MG 17 весил 10,2 кг, имел теоретическую скорострельность 1200 выстрелов в минуту, начальная скорость пули составляла 755 м/сек, перезарядка производилась с помощью электропневматической системы. Сжатый воздух поступал из баллонов емкостью по 1 дм? под давлением 15 МРа. Для наводки служил зеркальный прицел Revi С/12 D, подсвечиваемый лампочкой мощностью 15 ватт. Оборонительное вооружение - поворотный спаренный пулемет Mauser MG 81 Z (Zwilling - двойник) калибра 7,92 мм с прицелом VE 42, обслуживаемый стрелком-радистом. Пулемет устанавливался на подвижном лафете типа GSL-K 81 Z. Боезапас составлял 1000 патронов на ствол. MG 81 Z весил 12,9 кг, начальная скорость пули составляла 705–875 м/сек, теоретическая скорострельность версии Z - 3200 выстрелов в минуту. Один такой пулемет стоил 960 марок.

Дополнительно существовала возможность подвешивания под крыльями контейнеров WB 81 А или WB 81 В (WB - Waffenbehalter, контейнер оружия). В таких контейнерах размещалось по три пулемета MG 81 Z, боезапас составлял 1500 патронов на каждый контейнер. Угол наклона ствола -15 гр вниз для WB 81 А и 0 гр для WB 81В. На армейском жаргоне эти контейнеры назывались «Gieskanne» (лейка). Их чистый вес -140 кг, полностью снаряженный - 180 кг.

БОМБАРДИРОВОЧНОЕ ВООРУЖЕНИЕ размещалось на трех узлах подвески. Основной находился под фюзеляжем и включал бомбодержатель 500/XIIс для бомб весом 250 или 500 кг или бомбодержатель 2000 XII, предназначенный для бомб весом 1000 или 1800 кг; оба бомбодержателя монтировались на общем лафете типа 1000/500/IXb. Для сброса подфюзеляжной бомбы применялось специальное устройство (трапеция или «вилка»), выводящее траекторию полета бомбы за пределы площади, ометаемой винтом. Два дополнительных узла подвески вооружения находились под крыльями и включали лафеты 1000/500/IXb с бомбодержателями 500/XIIс. Учитывая прочность крыла, на них нельзя было подвешивать бомбы калибра больше 250 кг. По обе стороны лафета монтировались бомбодержатели ETC 50/ VHId Tp, рассчитанные на одну 50-кг бомбу каждый. Вместо обычных бомб существовала возможность подвешивания двух контейнеров из проклеенной фанеры, содержащих по 94 бомбы SD 2 весом по 2 кг. Максимальная бомбовая нагрузка составляла 1800 кг.

В качестве бомбовой нагрузки применялись, например, бомба PC 1000 - цилиндрическая бронебойная бомба; ее корпус изготавливался из одного листа кованой стали, хвостовая часть - из магниевого сплава, общая длина - 217 см, длина корпуса -149 см, диаметр корпуса - 50 см, вес заряда - 160 кг. Другими бомбами были SC 50 Bi - цилиндрическая осколочная бомба общего назначения; ее корпус изготавливался из одного листа литой стали, хвостовая часть состояла из четырех стабилизаторов из стального листа, приваренных к корпусу, общая длина - 117 см, диаметр корпуса - 20 см, вес заряда - 24,4 кг.

Оборонительный пулемет MG 15 ранних «Штук»

Тактико-технические характеристики основных версий Ju 87 Stuka

Ju 87 А-1 Ju 87 B-1 Ju 87 B-2 Ju 87 C-1 Ju 87 D-1
Размеры:
Размах крыльев, м 13,80 13,80 13,80 13,20 13,80
Длина, м 10,78 11,10 11,10 11,00 11,50
Высота, м 3,89 4,01 4,01 3,77 3,88
Несущая поверхность, м? 31,90 31,90 31,90 31,30 31,90
106,6 136 136 141 206,9
Масса:
Собственная, кг 2300 2710 2750 2900 3900
Взлетная, кг 3400* 4250 4250 4510 6600
Двигатель:
Тип Jumo 210 D Jumo211 A-l Jumo211 Da Jumo211 Da Jumo210J-l
Максимальная мощность, л.с. (квт) 680 (500) 1000 (736) 1200 (883) 1200 (883) 1420(1044)
Винт Jumo-Hamilton НРА Jumo-Hamilton HPA III VS 5 (затем VS 11) Jumo-Hamilton VS 11
Летные данные:
320/4000 383/4090 380/4090 380/4090 410/4100
275/2700 336/3700 336/3700 306/5000 310/5100
Посадочная скорость, км/час 100 108 108 100 110
450 650 650 650 650
3000/23 4000/12 4000/12 3000/13,4 5000/19
Потолок, м 7000 8000 8000 8000 7285
Дальность нормальная, км X 600 600 X x
Дальность максимальная, км 1000 790 790 1160 1535
Вооружение 1 MG 17 х 7,9 мм, 2 MG 17 x 7,9 мм, 2 MG 17 x 7,9 мм, 2 MG 17 x 7,9 мм, 2 MG 17 x 7,9 мм,
1 MG 15 х 7,9 мм. 1 MG 15 x 7,9 мм, 1 MG 15 x 7,9 мм, 1 MG 15 x 7,9 мм, 1 MG 81Z x 7,9 мм,
250 кг бомб (500 кг) 500 кг бомб 700 кг бомб 700 кг бомб 1000 кг бомб
Ju 87 D-5 Ju 87 D-8 Ju 87 G-2 Ju 87 H-l Ju 87 R-2
Размеры:
Размах крыльев, м 15,00 15,00 15,00 15,00 13,80
Длина, м 11,50 11,50 11,50 11,50 11,10
Высота, м 3,88 3,88 3,88 3,88 4,01
Несущая поверхность, м? 33,68 33,68 33,68 33,68 31,90
196 197 195 156,1 177,2
Масса:
Собственная, кг 3940 3938 3930 X 2750
Взлетная, кг 6580 6607 5960 5000 4350
Двигатель:
Тип Jumo 211J-1 Jumo 211 P Jumo211J-1 Jumo211J-1 Jumo211 Da
Максимальная, мощность, л.с. (квт) 1420(1044) 1500(1104) 1420(1044) 1420 (1044) 1200 (883)
Винт VS 11 VS 11 VS 11 VS 11 VS 11
Летные данные:
Скорость максимальная на высоте, км/час / м 400/4100 383/4090 380/4090 380/4090 410/4100
Крейсерская скорость на высоте, км/час / м 318/5000 336/3700 336/3700 306/5000 310/5100
Посадочная скорость, км/час 110 108 108 100 110
Скорость максимальная при пикировании, км/час 650 650 650 650 650
Время подъема на высоту, м/мин 5000/20 4000/12 4000/12 3000/13,4 5000/19
Потолок, м 7500 8000 8000 8000 7285
Дальность нормальная, км X 600 600 X X
Дальность максимальная, км 1530 790 790 1160 1535
Вооружение 2 MG 151/20 x 20 мм, 2 MG 151/20 x 20 мм, 2 BK 37 x 37 мм, 2 MG 17 x 7,9 мм, 2 MG 17 x 7,9 мм,
1 MG 81Z x 7,9 мм, 1 MG81ZX 7,9 мм, 1 MG 81Z x 7,9 мм, 1 MG 81Z x 7,9 мм,
1000 кг бомб 1000 кг бомб 500 кг бомб

Примечания:

* - с одним членом экипажа и бомбой 500 кг.

х - нет данных.

Ju 87A-1 из St.G. 167, 1937-38 г.

Ju 87B-1 из St.G. 1,1939 г.

Учебный. Ju 87В-1 из Le.St.G. 1, Франция, 1940 г.

Ju 87B-1 из St.G. 77, операция «Марита», Греция, апрель 1941 г.

Ju 87В-2/Тгор из St.G. 1, Северная Африка, 1941 г.

Ju 87B-2 из St.G. 77, Восточный фронт, 1941 г.

Ранний Ju 87D-1 из St.G. 2, Восточный фронт, январь- февраль 1942 г.

Ju 87D-l/Trop из St.G. 3, Северная Африка, ноябрь 1942 г.

Ju 87D-5 из St.G. 3, Восточный фронт, 1944 г.

Ju 87G-2 подполковника Ганса-Ульриха Рюделя, St.G. 2, Восточный фронт, 1944-45 г. В последние месяцы войны Рюдель летал как и на Ju 87, так и на Fw 190.

Ju 87B-2/Trop из 1. Staffel I Gruppe/Stukageschvvader 3 во время полета на средиземноморском ЕВД, 1941 г.

Ночной Ju 87D-8 в небе над Чехословакией, 1945 г.

Из книги Hs 129 истребитель советских танков автора Иванов С. В.

Техническое описание самолета Хеншель Hs-129 Самолет Хеншель Hs-129 представлял собой двухмоторный низкоплан с убираемым трехопорным шасси.Сечение фюзеляжа близко к треугольному, фюзеляж состоял из трех секций: передней бронирован­ной; средней заодно с которой вы­полнялся

Из книги D3A «Val» B5N «Kate» ударные самолеты японского флота автора Иванов С. В.

Техническое описание самолета aichi D3A «Val» Одномоторный палубный пикирующий бомбардировщик по схеме свободнонесущего низкоплана. Шасси не убирающееся, закрытое обтекателями. Конструкция цельнометаллическая, обшивка рулей и элеронов матерчатая. Крыло состоит из трех

Из книги Як-1/3/7/9 во второй мировой войне Часть 3 автора Иванов С. В.

Техническое описание самолета Як-9П Фюзеляж состоял из сварной стальной фермы, окруженной каркасом из дюралевых стрингеров и дужек-шнангоутов. Обшивка фюзеляжа дюралевая, причем перед кабиной она состояла из шести легкосъемных крышек-люков, которые обеспечивали доступ

Из книги Ла-7 автора Иванов С. В.

Техническое описание самолета Ла-7 Истребитель Ла-7 является одноместным однодвигательным низкопланом смешанной конструкции с убираемым трехопорным шасси с хвостовой стойкой. Фюзеляж овального сечения представляет собой деревянную полумонококовую конструкцию,

Из книги F6F «Hellcat» часть 2 автора Иванов С. В.

Техническое описание самолета F6F-5 «Hellcat» Самолет F6F-5 представлял собой одноместный одномоторный среднеплан с трехточечным шасси по классической схеме, убирающимся в полете. Самолет предназначался для действий с палубы авианосцев. Истребитель имел цельнометаллическую

Из книги Nortrop P-61 BLack Widow. Тяжелый ночной истребитель США автора Иванов С. В.

Техническое описание самолета Нортроп P-61 Самолеты P-61A и P-61B представляют собой двухмоторные 2-3-местные ночные истребители с фюзеляжем-гондолой и мотогондолами, переходящими в хвостовые балки с вертикальным оперением на концах. Шасси - убираемое с носовой опорой.

Из книги Су-25 «Грач» автора Иванов С. В.

Из книги Итальянские истребители Reggiane во Второй мировой войне автора Иванов С. В.

Техническое описание самолета Re.2002 Реджиане Re.2002 Ариете был одномоторным одноместным цельнометаллическим истребителем - бомбардировщиком низкопланной схемы.Фюзеляж - был развитием конструкции Re.2000–2001 и имел схему полумонокок. Кабина пилота закрывалась открываемым

Из книги МиГ-29 автора Иванов С. В.

Техническое описание самолета Re.2005 Reggiane Re.2005 Sagittario был одноместным одномоторным истребителем, выполненным по схеме цельнометаллического свободнонесущего низкоплана.Фюзеляж - монокок, такой же конструкции, как и у Re.2001. Открываемая вправо сдвижная часть фонаря имела

Из книги Ar 234 «Blitz» автора Иванов С. В.

Техническое описание самолета МиГ-29 («изделие 9-12А») Истребитель МиГ-29 – одноместный двухдвигательный всепогодный фронтовой истребитель. Самолет оптимизирован для завоевания превосходства в воздухе в районе линии фронта, обладает ограниченными возможностями по

Из книги Реактивные первенцы СССР – МиГ-9, Як-15, Су-9, Ла-150, Ту-12, Ил-22 и др. автора Якубович Николай Васильевич

Техническое описание самолета Arado 234 В-2 Arado Ar-234 В-2 был одноместным, двухдвигательным, реактивным самолетом бомбардировочным и разведывательным, построенным по схеме свободнонесущего высокоплана с трехопорным шасси с передним колесом, убираемым в полете.Фюзеляж – имел

Из книги Дальний бомбардировщик Ер-2. Самолет несбывшихся надежд автора Хазанов Дмитрий Борисович

Краткое техническое описание самолета Як-15 Истребитель Як-15 - классический однодвигательный низкоплан с убирающимся шасси с хвостовой опорой.Крыло - аналогично несущей поверхности самолета Як-3 с мотором ВК-107А, но центральная часть переднего лонжерона выполнена в

Из книги автора

Краткое техническое описание самолета МиГ-9 Одноместный цельнометаллический двухдвигательный моноплан с низкорасположенным крылом, выполненный по реданной схеме, и с убирающимся трехколесным шасси.Фюзеляж типа полумонокок с гладкой работающей обшивкой. Силовой

Из книги автора

Техническое описание самолета Ер-2 2М-105 Самолет представлял собой двухмоторный четырехместный цельнометаллический моноплан с крылом типа «обратная чайка» и разнесенным вертикальным оперением.Каркас фюзеляжа был набран из 40 шпангоутов, 36 неразрезных стрингеров и

Среди довольно обширного авиапарка гитлеровской Германии периода Второй мировой войны пикирующий бомбардировщик Junkers Ju-87 является, пожалуй, самым известным и примечательным. Этот самолет давно уже стал таким же символом той великой войны, как и танк Т-34, штурмовик Ил-2 или американский тяжелый бомбардировщик В-17.

Пикирующий бомбардировщик Ю-87 прочно ассоциируется с первыми годами и месяцами Второй мировой войны, он тесно связан с победами Германии в 1939-1942 гг., с реализацией немецкой концепции блицкрига. Но для сотен тысяч граждан Испании, Польши, Франции, Балкан и Советского Союза этот самолет стал символом горя, страха и разрушений.

Леденящий душу вой сирены Ю-87 – это одно из самых ярких воспоминаний людей, переживших ту страшную войну. Кто хотя бы раз слышал его, вряд ли сможет забыть до самой смерти. За неубирающееся в полете шасси советские солдаты называли пикировщик Ю-87 «лаптежником» или «лапотником». В Германии этот самолет получил обозначение Ju-87 Stuka (от немецкого слова Sturzkampfflugzeug, что означает пикирующий бомбардировщик).

Несмотря на весьма посредственные летно-технические характеристики, этот самолет был одной из самых эффективных боевых машин Люфтваффе. В самом облике бомбардировщика было что-то зловещее, напоминающее хищную птицу: неубирающиеся стойки шасси были похожи на выпущенные когти, а широкий радиатор машины – на разинутую пасть. Все это вместе со знаменитым воем сирены производило сильнейший психологический эффект солдат противника, на головы которых Ю-87 с убийственной точностью сбрасывал свои бомбы.

Первый полет Ю-87 «Штука» совершил в сентябре 1935 года, самолет был принят в эксплуатацию в 1936 году, его серийное производство продолжалось практически до самого конца войны. Всего было изготовлено около 6,5 тыс. единиц этого самолета.

Боевой дебют Ю-87 состоялся во время гражданской войны в Испании, этот самолет участвовал во всех сражениях Второй мировой войны, происходивших на европейском театре военных действий. Однако эффективность применения пикировщиков на завершающем этапе войны резко упала: немцы потеряли господство в воздухе и тихоходный Ju-87 Stuka становился легкой добычей истребителей союзников. В конце войны немцы стали заменять «Штуки» штурмовыми модификациями истребителя Fw-190A.

Ю-87 постоянно совершенствовался: за годы серийного производства было создано около десяти модификаций этого пикировщика. На основе пикировщика Ju-87 было разработано несколько вариантов самолетов-штурмовиков. Кроме Германии, эта машина стояла на вооружении ВВС Италии, Болгарии, Венгрии, Хорватии, Румынии, Японии и Югославии (после войны).

История создания

Гитлеровцы практически сразу после своего прихода к власти занялись созданием полноценных вооруженных сил, и возрождение ВВС стало одним из главных их приоритетов. Проблема была в том, что после Первой мировой войны на Германию было наложены серьезные ограничения.

Нацистские лидеры поначалу опасались открыто нарушать их, поэтому до 1935 года разработки новых боевых самолетов держались в секрете. После официального объявления о создании ВВС Германия стала стремительно наращивать мощь своего воздушного флота.

Перед военным руководством Третьего Рейха встал вопрос, как сделать фронтовую авиацию наиболее эффективной. Непосредственная авиационная поддержка сухопутных войск на поле боя играла весьма важную роль в реализации концепции блицкрига, поэтому этому вопросу уделялось много внимания. В СССР еще с начала 30-х годов для этих целей разрабатывали бронированный штурмовик, что привело впоследствии к созданию знаменитого «летающего танка» Ил-2. В Германии и США пошли несколько иным путем, они занялись созданием пикирующих бомбардировщиков.

Еще с момента своего зарождения основной проблемой бомбардировочной авиации была точность бомбометания. Даже создание тяжелых машин типа «Илья Муромец » не слишком изменило ситуацию: из-за невысокой точности бомбардировщики нередко наносили противнику лишь моральный урон. Однако летчиками было подмечено, что бомбовые удары с пикирования обеспечивают гораздо большую точность, чем обычное горизонтальное бомбометание. После войны на этот тактический прием обратили внимание военные теоретики ведущих авиационных держав того времени.

Однако создание эффективного пикирующего бомбардировщика было весьма непростой задачей. Во время выхода из пикирования конструкция самолета подвергалась значительным перегрузкам (до 5g), выдержать которые могла только очень прочная машина. Для выполнения своих функций пикировщик должен быть оснащен мощной механизацией крыла и воздушными тормозами. Также конструкторам необходимо было подумать об автоматической системе вывода бомбардировщика из пике и устройствах, которые бы отклоняли бомбы от плоскости винта самолета на больших углах пикирования. Так как пикировщик чаще всего действует на малых высотах, его экипаж нуждался в надежной броневой защите.

Важнейшую роль в создании немецкой пикирующей авиации сыграл летчик-ас (62 победы) Первой мировой войны Эрнст Удет. Он был командиром эскадрильи в полку легендарного Манфреда фон Рихтгофена и закадычным другом министра авиации Третьего Рейха Германа Геринга. Именно последнее обстоятельство позволило Удету активно влиять на развитие немецкой авиационной промышленности в 30-40-е годы.

Удет познакомился в США с новейшим пикирующим бомбардировщиком и в частном порядке купил две машины. Позже он лично продемонстрировал руководству люфтваффе возможности бомбометания с пикирования. У новой тактики было много противников, самым ярым из которых был Вольфрам фон Рихтгофен – племянник знаменитого аса и будущий главнокомандующий немецкого воздушного флота.

Удет был приглашен на службу в Люфтваффе, получил чин полковника и практически сразу занялся продвижением проекта пикирующего бомбардировщика для немецкой армии.

Еще в 1932 году немецкое министерство авиации объявило конкурс на создание пикирующего бомбардировщика, который должен был проходить в два этапа. На первом из них (так называемая немедленная программа) немецкие производители должны были разработать биплан-пикировщик, который бы сменил устаревший самолет Не-50. От нового самолета не требовали выдающихся характеристик, но от конструкторов ожидали быстрых результатов. На следующем этапе конкурса (он начался в январе 1935 года) его участники должны были предложить заказчику современный самолет-пикировщик, с высокими характеристиками, оснащенные воздушными тормозами.

В основном конкурсе участвовали наиболее именитые немецкие авиационные производители: «Арадо», «Хенкель», «Блом и Фос» и «Юнкерс». Среди претендентов в наиболее выигрышном положении находилась компания «Юнкерс», которая начала разрабатывать штурмовик еще в 1933 году. Некоторые историки даже считают, что конкурс был обычной формальностью, так как задание практически было разработано под будущий Ju-87.

Работы над будущим Ю-87 велись группой конструкторов под руководством Германа Польмана. Пикировщик впервые поднялся в небо уже в сентябре 1935 года.

Прототип Ю-87 в целом не слишком отличался от машины, которая позже была запущена в серию: это был цельнометаллический двухместный моноплан, оснащенный крылом с характерным изломом типа «перевернутая чайка». Чтобы не ослаблять его конструкцию Польман решил отказаться от вырезов для уборки шасси и сделал его неубирающимся. А для улучшения аэродинамики машины шасси были заключены в обтекатели.

У конструкторов «Юнкерса» получился очень неплохой самолет: крепкий, надежный, с хорошей управляемостью и отличным обзором из кабины. Пикировщик имел мощную механизацию крыла, чтобы избежать попадания бомб в винт самолет на него была установлена простая и надежная рамная конструкция, отводящая бомбы на безопасное расстояние от машины.

Первый самолет был оснащен двухкилевым оперением и на нем был установлен британский двигатель «Роллс-Ройс» Кестрел. Но следующие прототипы уже были оснащены гораздо более мощными немецкими моторами Jumo 210А. Во время одного из первых полетов при выходе из пике хвостовое оперение бомбардировщика не выдержало нагрузок и разрушилось, в результате катастрофы экипаж погиб.

В марте 1936 года на аэродроме Рехлине начались сравнительные испытания пикирующих бомбардировщиков, представленных компаниями-участницами конкурса. В их финальную часть вышли самолеты, разработанные «Юнкерсом» и «Хенкелем».

Победителем был признан Ju-87, хотя по основным параметрам он уступал Не-118. Начальник технического управления фон Рихтгофен приказал прекратить работы над Ju-87, но буквально на следующий день был отстранен от должности и на его место был назначен Эрнст Удет. Но и это не стало завершением этой интригующей истории. Через несколько дней Удет (уже начальник технического управления Люфтваффе) сам поднял в небо Не-118. Во время пикирования началась сильнейшая вибрация, которая полностью разрушила хвостовую часть самолета. Удет чудом остался жив, он спасся, выпрыгнув с парашютом. Естественно, что этот эпизод поставил крест на многообещающей карьере Не-118 и стал началом головокружительного взлета Ju-87.

Летные испытания Ju-87 продолжались до конца 1936 года. В том же году с конвейера сошел первые предсерийный пикировщик, а в начале 1937 года компания «Юнкерс» наконец-то получила долгожданный заказ на первую партия серийных самолетов.

Описание конструкции

Пикирующий бомбардировщик Ju-87 – это цельнометаллический одномоторный низкоплан с неубирающимся шасси. Фюзеляж Ju-87 типа полумонокок овального сечения. Экипаж самолета состоял из двух человек: пилота и стрелка-радиста.

Кабины пилотов находились в центральной части самолета, они были закрыты общим фонарем, который мог быть сброшен аварийно. В задней части кабины находилась пулеметная установка (MG 15). В фюзеляже пикировщика находился застекленный люк, сверху закрытый металлической крышкой. Через него пилот мог выбирать цели и точно определять момент начала пикирования. Между кабинами пилота и стрелка-радиста располагалась коротковолновая радиостанция.

Ju-87 имел трапециевидное крыло с закругленными краями, состоящее из центроплана и двух консолей. Его силовой каркас состоял из нервюр, лонжеронов и работающей обшивки. Крыло Ju-87 было выполнено по схеме «обратная чайка», что позволило уменьшить массу и размеры неубирающегося шасси.

Механизация крыла состояла из щелевых элеронов и закрылков. Под каждой из консолей крыла устанавливался аэродинамический тормоз, который использовался для уменьшения скорости пикирования самолета. Он представлял собой металлическую пластину со щелью посередине. Управление тормозными щитками происходило с помощью автомата пикирования Ahfanggerat. Управление тормозными щитками и закрылками осуществлялось с помощью гидравлической системы.

В центроплане крыла также располагались весьма объемные топливные баки.

Пикировщик Ju-87 был оснащен двигателем водяного охлаждения Jumo 211, который в зависимости от модификации машины имел разную мощность. Самолет имел деревянный трехлопастный винт с изменяемым шагом (на поздних модификациях установили металлический). Автомат управлением шагом винта и управления мотором были объединены в одну систему с автоматом пикирования, который также управлял подачей топлива, открытием и закрытием створок радиаторов. Автомат пикирования стал важнейшим новшеством Ju-87, во многом обеспечившей ее эффективность. Он значительно упрощал работу пилотов, позволяя полностью сосредоточиться на бомбометании. Позже в схему был включен высокомер, поэтому «штука» выводилась из пикирования, независимо от того, была ли сброшена бомба.

Ю-87 имел одинарное цельнометаллическое хвостовое оперение с подкостным стабилизатором. Каждый руль высоты имел по два триммера, которые соединялись с автоматом пикирования. Регулировка стабилизаторов была возможна только вместе с закрылками.

Бомбардировщик имел трехопорное неубирающееся шасси с масляно-пневматической амортизацией. Его конструкция позволяла пикировщику использовать аэродромы с грунтовым покрытием, находящиеся рядом с линией фронта. На Ju-87 можно было установить лыжи.

Топливная система состояла из двух протектированных баков, расположенных в центроплане крыла, емкостью по 250 литров.

Радиатор водяного охлаждения располагался в носовой части машины, в туннеле под двигателем.

Пикирующий бомбардировщик Ju-87 был вооружен тремя 7,92-мм пулеметами: два неподвижных MG-17 размещались в консолях крыла, еще один MG-17 устанавливался в кабине стрелка и использовался для защиты задней полусферы и обстрела земли во время выхода из пикирования.

Бомбовая нагрузка пикировщика составляла 1 тыс. кг, машина имела три точки подвески: под фюзеляжем и под консолями крыла. Во время пикирования специальная вилка Н-образной формы отводила центральную бомбу от винта самолета.

Состав вооружения Ju-87 несколько изменялся у разных модификаций. Так, например, штурмовик Ю-87 (модификация Ju-87G) имел на вооружении две 37-мм пушки.

Модификации

За период серийного производства было разработано более десяти модификаций пикировщика Ju-87. Обычно в исторической литературе к первому поколению пикировщиков относят модификации от А до B и R. Второе представлено самолетами серий D и F, а к третьему причисляют Ю-87 модификаций G.

Ju-87A. Это первая модификация самолета, оснащенная двигателем Jumo-210 (680 л. с.). Подобная мощность двигателя была явно недостаточной, самолет мог принимать на борт только одну 500-килограммовую бомбу и то только в случае отсутствия в кабине стрелка-радиста. Дальность полета с полной боевой нагрузкой была минимальной. Пикировщики серии А принимали участие в гражданской войне в Испании, эти самолеты стояли на вооружении легиона «Кондор». Производство Ю-87 серии А было прекращено уже в начале 1938 года.

Ju-87B. Эта модификация самолета была оснащена двигателем Jumo-211 (1140 л. с.). Пикировщик мог брать на борт бомбу калибром 1 тыс. кг, но без стрелка-радиста и на небольшие дистанции. На самолете было улучшено радиооборудование, установлен третий пулемет в левую консоль крыла. Данная модификация считается основной для начального периода войны.

Ju-87C. Палубная модификация пикировщика, разрабатывалась для немецкого авианосца «Граф Цеппелин», который так и не был построен. Самолеты этой серии имели складывающееся крыло, тормозной гак, водило для катапульты и спасательную лодку. На случай аварийной посадки на воду их шасси могло отстреливаться. Всего было построено 10 машин этой серии. После начала польской кампании все они были переоборудованы в модификацию В и отправлены на Восточный фронт.

Ju-87D. Данная модификация самолета появилась уже после года войны, в ее конструкции был учтен опыт, полученные немецкими пилотами в Польше, Франции, во время битвы за Британию и в первые месяцы войны с Советским Союзом. Производство самолетов серии D началось в сентябре 1941 года. Руководство Люфтваффе поняло, что установленное на Ю-87 оборонительное вооружение недостаточно для защиты самолета от истребителей, а существующее бронирование не может эффективно противостоять зенитному огню. Не соответствовала требованиям времени и мощность силовой установки.

Поэтому пикирующий бомбардировщик подвергся значительной модернизации. На машину был установлен новый двигатель с мощностью 1420 л. с., бронирование самолета было значительно усилено. Пулемет MG-15 в задней турельной установке был заменен на двухствольный MG-81. Позже самолеты серии D получили новое, более совершенное шасси.

Деревянный винт плохо подходил для условий русской зимы, от мороза он растрескивался. Поэтому его заменили на металлический, также на самолет был установлен новый прицел Revi C/12C, переделана конструкция фонаря кабины, увеличены запасы топлива.

Модификация пикировщика Ju-87D является самой многочисленной. Боевое крещение этой машины произошло в начале 1942 года под Ленинградом, ее производство продолжалось до конца 1944 года. Обычно ее делят на несколько серий: D-1, D-3, D-4 и D-5, D-6 и D-7.

Уже к 1943 году стало понятно, что для поддержки сухопутных войск необходим штурмовик. Он был создан на базе модификации Ju-87D. Для этого была усилена броневая защита кабины и двигателя, с самолета были сняты знаменитые сирены. На ночной вариант самолета были установлены пламегасители и оборудование для полетов в темное время суток.

Довольно интересной является серия Ju-87D-4, это был самолет-торпедоносец берегового базирования. Машина так и не нашла своего применения, была переоборудована в штурмовик и отправлена на Восточный фронт.

Ju 87D-5 – это еще одна «штурмовая» модификация, созданная в начале 1943 года. Самолеты этой серии имели больший размах крыла и более мощное стрелковое вооружение: в консолях крыла вместо пулеметов были установлены пушки MG 151/20. Серия D-5 была довольно массовой, до сентября 1944 года было выпущено почти 1,5 тыс. машин.

Также существовали две специализированные «ночные» версии модификации Ju 87 — D-7 и D-8. В их основе лежала «штурмовая» серия D-3. На эти самолеты устанавливался пламегаситель, а также дополнительное радиооборудование.

Ju-87E. Это палубная модификация пикировщика, она так и не пошла в серию.

Ju-87G. «Штурмовая» модификация самолета, созданная специально для борьбы с бронетехникой противника.

Со временем ситуация на Восточном фронте сильно изменилась и немецкое командование уже не могло так эффективно использовать Ju 87, как это было в первые годы войны. Начиная с 1942 года для немцев наибольшую проблему стали составлять советские танки, количество которых постоянно увеличивалось. Поэтому на базе пикировщика был создан штурмовик, основной задачей которого стало уничтожение советской бронетехники.

Бомбы были малоэффективны против советских средних и тяжелых танков (Т-34 и КВ), поэтому на самолет были установлены мощные авиационные пушки BK 37 (37 мм). Они были установлены под консолями крыла. Магазин каждой пушки вмещал шесть бронебойных снарядов с сердечником из карбида вольфрама.

Массовое переоборудование самолетов модификаций D-3 и D-5 в противотанковый штурмовик началось в конце 1943 года. Самолеты серии G были весьма эффективным средством борьбы против танков: мощное вооружение, хорошая управляемость самолета и его невысокая скорость позволяли немецким летчикам атаковать бронированные машины с наименее защищенной стороны. На счету 4-й авиагруппы под командованием знаменитого немецкого аса Ганса-Ульриха Руделя числилось более пятисот уничтоженных советских танков. 37-мм пушка также позволяла Ju-87G успешно бороться с советскими бронированными штурмовиками Ил-2.

Ju-87R. Модификация с увеличенным радиусом действия. На эти самолеты были установлены дополнительные баки по 150 литров каждый. Они располагались в крыльях. Также была предусмотрена возможность использования подвесных баков. Увеличенный запас топлива уменьшил боевую нагрузку самолета до 250 кг. Пикировщики модификации R планировали использовать в качестве дальнего противокорабельного самолета.

Ju-87H. Учебно-тренировочная модификация пикирующего бомбардировщика, она не имела вооружения.

Как пикировала «Штука»

Пикирование на цель начиналось на высоте 4600 метров. Пилот выбирал цель, используя для этого наблюдательный застекленный люк, находящийся в полу кабины. Затем он убавлял газ, выпускал аэродинамические тормоза и, переворачивая машину на 180 градусов, отправлял ее в пике под углом 60-90 градусов. С помощью специальной шкалы, нанесенной на фонарь кабины, пилот мог контролировать угол пикирования.

На высоте 400-450 метров происходил сброс бомб, после чего в действие вступал автомат пикирования, выводивший самолет в нормальный горизонтальный полет. Во время бомбометания летчик мог испытывать перегрузки до 6g.

Затем убирались воздушные тормоза, шаг винта приводился в режим горизонтального полета, дроссель открывался и пилот принимал управление на себя. В точности бомбометания с пикирования Ju-87 превосходил советский пикировщик Пе-2 . Немецкий самолет сбрасывал бомбы с меньшей высоты (менее 600 метров), Пе-2 обычно производил бомбометание примерно на километровой отметке. Кроме того, Ju-87, обладая меньшей скоростью, давал пилоту больше времени на прицеливание. Хотя, главной причиной высокой эффективности «штуки» был отличный уровень подготовки немецких пилотов.

Итальянские пилоты Ju-87 для нанесения ударов по кораблям противника использовали несколько другую тактику: они пикировали под меньшими углами (40-50 градусов), но при этом не использовали воздушные тормоза. В этом случае машина постоянно набирала скорость, что усложняло работу вражеских зенитчиков.

Эффективность и боевое применение

Мало какой самолет периода Второй мировой войны вызывал столько ожесточенных дискуссий, как немецкий бомбардировщик Ju-87 Stuka. Этот пикировщик нередко называют самым эффективным оружием Люфтваффе, другие же авторы нещадно критикуют его за тихоходность и высокую уязвимость для истребителей противника.

В советской историографии чаще всего придерживались последнего мнения: Ю-87 нещадно ругали, зато всячески превозносили достоинства советского «летающего танка» Ил-2. Немецкую машину обычно описывали, как самолет чистого неба, эффективный только там, где нет зенитного огня. Подчеркивался тот факт, что «лаптежники» быстро растеряли весь свой смертоносный шарм, после того как в Красной армии появилось достаточно средств ПВО и истребителей.

Действительно, потери Ju-87 во второй половине войны значительно возросли, однако они не были так катастрофичны, как описывают советские учебники. Вот, например, данные о потерях 2-й и 77-й пикировочных эскадр во время операции «Цитадель» (битва на Курской дуге). Источник информации – отчет о потерях службы генерал-квартирмейстера Люфтваффе.

За первый день операции (5 июля), совершив 1071 вылетов, оба подразделения потеряли всего лишь четыре самолета. 7 июля немецкими пилотами было сделано 746 вылетов, что привело к потере одного бомбардировщика. Правда, затем потери стали выше: на один сбитый самолет приходилось 116-117, а потом и 74-75 вылетов.

В среднем же во время операции «Цитадель» на один потерянный пикировщик Ju-87 приходилось примерно 153 боевых вылетов. Тогда как на один сбитый советский штурмовик Ил-2 из состава 2-й воздушной армии, которая находилась на этом же участке фронта, приходилось всего лишь 16-17 вылетов. Получается, что уровень потерь советских самолетов был почти на порядок выше. Следует отметить, что части Воронежского фронта, против которых действовали немецкие подразделения, были достаточно насыщены зенитными орудиями и прикрыты истребительной авиацией.

Ju-87 блистал в начальный период войны: он показал себя как суперэффективное оружие во время вторжения гитлеровцев в Польшу, Францию и Норвегию. Во время польской кампании немцы потеряли всего лишь 31 самолет. Битва за Британию впервые показала немцам уязвимость этой машины для истребителей противника: из-за слишком больших потерь использование пикировщиков в этой операции было приостановлено.

В южной части европейского ТВД в сражениях с теми же англичанами за Крит и Мальту «штука» оказалась куда более эффективна, потому что здесь ей не противостояло такое количество истребителей.

Ju-87 прекрасно показал себя на Восточном фронте в первые годы войны. В этот период применение пикировщиков часто решало исход тех или иных операций. «Лаптежники» сыграли решающую роль в окружении советской группировки под Вязьмой и ее последующем разгроме. Огромный вклад Ju-87 внесли в катастрофический для Красной армии исход Харьковской операции в 1942 году. Непрерывные удары пикировщиков срывали атаки советских войск под Ленинградом и Ржевом.

Пикировщик Ju-87 был довольно эффективным противотанковым средством. Самым результативным пилотом «штуки» в годы Второй мировой войны был Ганс-Ульрих Рудель. На его счету около 2 тыс. единиц уничтоженной бронетехники противника (в основном советской), в том числе и более пятисот танков (правда, много историков сомневается в этих цифрах). Кроме того, Рудель уничтожил несколько кораблей, включая и линкор «Марат» на рейде Кронштадта.

Однако с ростом мощи советских ВВС он стал нести слишком большие потери и, в конце концов, был заменен штурмовиком Fw-190A.

Характеристики

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Модификация Ju-87А
Размах крыла, м 13,6
Длина, м 10,78
Высота, м 3,89
Площадь крыла, м2 31,9
Масса, кг
пустого самолета 2300
нормальная взлетная 3402
Тип двигателя Junkers Jumo-210D
Мощность, л.с. 680
Макс. скорость, км/ч 320
Крейсерская скорость, км/ч 275
Макс. скорость пикирования, км/ч 450
Практическая дальность, км 1000
Практический потолок, м

Я вырос из 72-ого масштаба. И, к сожалению, говорю это не в переносном смысле, а в самом прямом. Руки-крюки не позволяют работать со столь мелкими деталями, а глаза не всегда готовы уловить те дефекты, которые потом обязательно пролезут при макросъемке. Недавно я "избавился" от всех моделей в 72-ом и стараюсь больше не смотреть в их сторону. Однако, при выходе Ju-87 от фирмы "Звезда" в этом масштабе, я не смог удержаться.

Почему-то часто не стесняются заявить, что этот самолет "сложно назвать красивым", однако, с тех пор как еще в школе я разглядывал на уроке под партой чертежи этого крайне необычного самолета Ju-87А , мне показался он очень гармоничным и стильным: его уникальные огромные лапы, изгиб крыла, ниспадающий силуэт фонаря с двумя антеннами...

Не могу сказать, что модель собирается легко. Не сказал бы, что ребенок или начинающий соберет все эти мелкие детали, с таким скрипом садящиеся на свои места, и при этом не покроет разработчиков тонким слоем крепких выражений. Иногда детали еще не до конца встают на свои места, разобрать их было бы уже не возможно, но они уже начинают изгибаться под усилием. Пока боялся переусердствовать, и остались небольшие щели, но я планирую модель все же разобрать, чтобы собрать "по-нормальному". Кстати, несколько деталей "Звезда" предлагает именно "приклеить", чем, с одной стороны, мне кажется, несколько сводит на нет саму идею, а с другой, именно эти детали стоило бы сделать "на защелке". Ну да ладно. Мы-то с вами найдем решение, как их закрепить понадежнее.

Кстати, видимо в угоду технологии сборки без клея, пластик чуть-чуть "гибковат", я бы сказал. Хотелось бы чуть большей твердости от него.

Почти все детали потребовали обработки: (Удаления следов пресс-форм, иногда даже "развальцовки" посадочного места.

Само членение модели, а точнее способы реализации бесклеевой сборки очень удивляли. Так крыло крепится к фюзеляжу с одной стороны логичными штырьками "папа-мама", а с другой, небольшим "крючком", цепляющимся одновременно за обе половинки фюзеляжа. Но это пустяки по сравнению со способом крепления фонаря! Если я правильно понял разработчиков, то пулемет одновременно держит ту самую поворотную часть колпака и фиксирует сам колпак к тем же двум половинкам фюзеляжа. При этом, ажурность пулемета вполне копийна. Просто не могу себе представить, как кто-то, собирающий эту модель "для удовольствия", соберет все 4 детали в один узел, ничего не сломав. У меня за несколько минут возни (в видео) это не получилось. Впрочем, как только запись кончилась, потребовалось буквально еще минут 5 как фонарь встал на свое место (но, я бы сказал, "на соплях").



Сборка предполагает несколько вариантов. С пилотами и без, с выпущенными и убранными тормозными щитками, с бомбами или топливными баками на крыльях.


ОЦЕНКА ГЕОМЕТРИИ

Модель прежде всего принято оценивать с точки зрения ее копийности. И прежде всего геометрии. С наибольшим волнением и я не стал упускать этот момент . Вообще, я вполне доверяю специалистам "Звезды", ведь кроме каких-то небольших упущений они не позволяют себе халтурной работы. Так и здесь, основные геометрические размеры оказались в пределах точности моих измерений. Ради любопытства я решил модель "вложить в чертежи". Чертежей нашлось много. У меня накопилось много разных бумажных изданий и я отобрал пару из интернета. Бумажные не выдержали критики, буквально не вписываясь в размеры, приведенные (простигосподи) Википедией:
Длина 11,1 м
Размах крыла 13,8 м

И я выбрал несколько фотографий, где самолет был снят с наименьшими искажениями. Несколько чертежей неплохо повторяли силуэт самолета, и я сделал сравнение модели с ними. Различия, на мой взгляд, опять же лежат в пределах погрешности, и, при наложении снимка модели на снимок самолета, совпадают неплохо. Только радиатор мне показался значительно больше, чем на фотографиях прототипа.

Впрочем, я бы хотел оставить оценочные рассуждения по этому поводу специалистам, которые наверняка (и я надеюсь!) не упустят возможности указать мне на неточности обзора и самой модели в комментариях;)

ВЫВОДЫ

Не хочется делать никаких выводов! Писать, что модель мне понравилась или нет. Уж очень двоякое впечатление создала она. С одной стороны, "четкая" и тонкая работа "Звезды", с другой стороны, хорошо собрать прямо из коробки, думаю, будет непросто начинающим. Дефекты литья, такие как утяжины на крыле и оперении, сводят на нет радость от тонких законцовок (я бы лучше сошлифовал поверхность у двух половинок изнутри, чем шпаклевать утяжину и бороться со стыком посреди крыла). Деталь, которую уже начал устанавливать, уже не снять, не сломав, а не сняв, не поправить место для ее установки.

Если рассматривать новинку не только как пластик, со стороны моделиста (ведь можно посрезать все эти штырьки, рассверлить отверстия, посадить на клей все, что держится "на честном слове"), но вообще как продукт, который фирма позиционирует как "моя первая модель", то я бы поставил ей невысокую оценку. В инструкции есть явные недоработки. Так, на схеме окраски и нанесении декалей вообще не указано, куда наносить техничку! Есть элементы крестов для тормозных щитков, но это никак не отражено в инструкции. Дана плоская приборка, но нет приборов на нее в декали. Кок винта обозначен то белым, то цветом камуфляжа. Порядок установки деталей не указан. Я, конечно, понимаю, что это только моя поспешность вынуждала снимать капот, чтобы установить фильтр


История производства и применения Panzerfaust (фаустпатрон)

уничтожение трофейных фаустпатронов накладным зарядом. 1945 год

Массированное применение Красной Армией средних и тяжелых танков заставило немецкое командование срочно искать способы наладить противотанковую оборону пехотных частей. Весной 1942 г. департамент вооружений предложил нескольким компаниям разработать новое противотанковое оружие. Мало известно о том что предложили другие конкурсанты, но выбор пал на проект, разработанный доктором Генрихом Лангевейлером из фирмы Hugo Schneider Aktien-Gesellschaft (HASAG) из Лейпциг-Альтенбурга.
Лангвейлер создал необычное устройство так называемый Faustpatrone. Фаустпатрон, что переводится как «кулак- патрон» представлял собой кумулятивный снаряд, насаженный на короткую трубку. Общая длина устройства не превышала 35 см. Спуск осуществлялся с помощью рычага, расположенного на боку грубы. Снаряд закручивался благодаря двум стержням вставленным в желобки на внутренней поверхности трубы. Калибр снаряда составлял 80 мм, общая масса не превышала 1 кг.

У устройства имелся серьезный недостаток. При выстреле из заднего конца трубы вырывался мощный сноп пламени, который заставлял стрелка держать трубу на вытянутой руке. А это не позволяло вести прицельный огонь. Снаряд неустойчиво вел себя в воздухе, взрыватель был очень чувствителен к углу удара. То есть, если снаряд ударялся в цель не под прямым углом, то взрыва не происходило. Но у проекта имелись и неоспоримые достоинства.
В октябре 1942 г департамент вооружений постановил доработать фаустпатрон, так чтобы эффективная дальность огня достигла хотя бы 30-40 м. В ноябре основные недостатки оружия удалось устранить.


схема взрывателя FPZ8003 от фаустпатрона

Фаустпатрон получил более длинную трубу большею диаметра. Благодаря этой мере солдат получил возможность класть трубу на плечо и точно прицеливаться. Снаряд в полете стабилизировался оперением из листового металла, закрепленным на деревянном хвостовике. Оперение навивалось на хвостовик, когда снаряд находился в трубе, но после вылета из трубы оперение расправлялось благодаря упругости металла. Калибр снаряда довели до 95 мм и оснастили его донным взрывателем, который срабатывал независимо от угла атаки. Метательный заряд состоял из навески дымного пороха массой 56 г. Начальная скорость снаряда 25-28 м/с, эффективная дальность стрельбы 30 м. Снаряд пробивал броню толщиной до 140 мм.


прицеливание из панцерфауст 60

Примерно одновременно с фаустпатроном проводились работы над увеличенным снарядом калибром 150 мм. За основу была положена магнитная кумулятивная мина
Hafthohladung 3 kg (Haft-Hl 3), Более крупный снаряд весил 5,1 кг. для его метания предназначался заряд дымного пороха массой 95 г. Несмотря на большую массу, эффективная дальность стрельбы составила те же 30 м. При этом снаряд пробивал броню толщиной до 200 мм.


Наведение папцерфауста 30 было примитивным и в то же время сложным, что хорошо видно на снимке. Надо было совместить прицельную планку с небольшой выемкой на верхней части боеголовки. Точность такого прицеливания оставляла желать лучшего, хотя этого хватало, чтобы попасть по танку с 30 м. Россия, начало 1944 г

В марте 1943 г. обе модели представили чинам из департамента вооружений на полигоне в Куммерсдорфе. Для сравнения демонстрировалась американская базука. По итогам испытаний было решено продолжить работы над обоими типами оружия. Одновременно шли работы над немецкой базукой, получившей прозвище Ofenrohr («печная труба»). Департамент вооружения разместил заказ на 3000 фаустпатронов обоих типов. Вскоре новое оружие поступило на восточный фронт.


Стандартный ящик на 4 панцерфауста. Детонаторы при транспортировке хранились в отдельном пенале.

Первые партии фаустпатронов поступили в войска в августе 1943 г. Это были 500 штук маленьких и 6800 больших фаустпатронов. Инструкция по эксплуатации датирована 1 сентября 1943 г. Для различия, меньший фаустпатрон назвали Faustpatrone 1, а больший — Faustpatrone 2. В октябре 1943 г. департамент вооружений разместил заказ на выпуск 100000 фаустпатронов 1 и 200000 фаустпатронов 2 ежемесячно. Хотя этих результатов удалось достичь лишь к концу 1944 г., очень быстро немецкая промышленность начала выпускать десятки тысяч фаустпатронов ежемесячно.Фаустпатроны были просты в использовании, но требовали от стрелка осторожности, так как выхлоп из заднего конца трубы бил метра на два. На всех экземплярах красной краской по трафарету ставилась предостерегающая надпись: Achtung Feuerstrahl («Осторожно, огненная струя») или другое подобное предостережение.

В инструкции говорилось, что выброс опасен для людей в радиусе десяти метров. Стрелок мог и сам пострадать от выброса, если за его спиной имелось препятствие на расстоянии до двух метров.
Перед выстрелом снаряд фаустпатрона вынимался из трубы. Затем устанавливался детонатор и подрывной заряд. У фаустпатрона 1 подрывной заряд находился в хвостовике, который вставлялся в трубу. У фаустпатрона 2 детонатор и подрывной заряд помешались в трубчатом выступе боеголовки.


детонаторы kl.zdlg. 34 используемые в панцерфаустах

Затем снаряд устанавливался обратно. Выстрел осуществлялся путем нажатия на боек, который разбивал капсюль и воспламенял метательный заряд. Подрывной заряд и капсюль устанавливались на заводе. Перед выстрелом следовало снять шпильку, которая удерживала прицельную планку в опущенном положении. Далее планку надобыло поднять. При этом взводился боек, а спуск выступал наружу. Прицел был очень простым и представлял собой щель, с помощью которой следовало поймать цель. Мушка отсутствовала. Прицельная дальность не превышала 30 м.

Обозначения

Название Faustpatrone использовалось вплоть до конца войны, хотя в конце 1943 г. официальное название оружия изменили на Panzerfaust — «танковый кулак». Малый панцерфауст стал называться Panzerfaust klein. а большой — Panzerfaust gross. Чтобы исключить путаницу, снаряд большого панцерфауста обязательно метили надписью gross. Эта мера представлялась излишней, так как большой и малый панцерфауст и без того легко различить.
Большинство авторов сходятся на том, что выпуск малых панцерфаустов свернули в начале 1944 г. Большой панцерфауст в 1944 г. получил новое обозначение Panzerfaust 30.



Фельдфебель объясни cm солдатам правила применения большого панцерфауста 30. Снимок датирован сентябрем 1943 г. Всего месяцем раньше первые небольшие партии панцерфаустов поступили в боевые части. По-видимому, нпо один из самых ранних снимков на мну тему. Россия, сентябрь 1943 г.


Унтер-офицер наводит Panzerfaust 30 gross из укрытия. Кадр снят вскоре после высадки союзников в Нормандии с целью поднять боевой дух солдат. Франция, июнь 1944 г.

Panzerfaust 60

Как говорилось выше, панцерфауст 30 имел прицельную дальность стрельбы всего 30 м. Чтобы приблизиться к танку противника на такое расстояние от солдата требовалось огромное мужество и решительность. Выстрел из панцерфауста был очень громким, в случае промаха у солдата не было возможности перезарядить оружие и попытаться выстрелить еще раз. Поэтому военные потребовали увеличить прицельную дальность панцерфауста. Это требование вскоре удовлетворили. В том же 1944 г. появился Panzerfaust 60. Новый панцерфауст имел трубу со стенками толщиной 3 мм вместо 2, способными выдержать увеличенный до 140 граммов заряд метательного пороха. Более мощный заряд увеличил начальную скорость снаряда до 48 м/с и эффективную дальность огня до 60 м, отсюда и название.



У панцерфауста 60 был более сложный прицел с градуировкой на 30. 60 и 80 м. На снаряде имелась выемка, которая играла роль мушки. Оружие было просто в использовании и имело модернизированный спусковой механизм. Перед выстрелом снаряд извлекался, в него устанавливался детонатор и подрывной заряд, после чего снаряд устанавливался обратно в трубу. Спусковая кнопка уступила место рычагу, который действовал на подпружиненный боек. Нажатие на рычага отпускало боек.

инструкция по использованию панцерфауст 60

Предохранитель представлял собой грубый скользящий штырь. В заднем положении он блокировал спусковом рычаг. Чтобы снять панцерфаует 60 с предохранителя. надо было отвести штырь в переднее положение


Panzerfaust 100


обложка руководства к панцерфауст 100

Panzerfaust 150

Поздней осенью 1944 г. департамент вооружений потребовал продолжить совершенствование конструкции панцерфауста. Из-за нехватки сырья было предложено уменьшить массу кумулятивного заряда, сохранив его пробивающую способность. Параллельно новый панцерфаует должен был получить еще большую дальность эффективного выстрела.
Это означало коренное изменение конструкции снаряда. Эксперименты с кумулятивными воронками различной формы позволили увеличить пробивающую способность до 360 мм. Деревянный хвостовик снаряда, который стабилизировал его в полете, заменили стальным. Благодаря этой мере снаряд поставлялся уже в полностью снаряженном виде.

Пусковая труба панцерфауста 150 допускала перезарядку, поскольку в конструкции панцерфауста труба была самой сложной в изготовлении деталью. Нехватка материалов и проблемы с транспортировкой заставило командование объявить премию в три сигареты за сдачу каждой стреляной трубы от панцерфаустов 60 и 100.

Весной 1945 г. работы над панцерфаустом 150 завершились и поступил заказ на 3 00000 экземпляров. Но такой заказ ужебыло невозможно выполнить. Только несколько сотен панцерфаустов удалось собрать. причем большинство из них пришлось уничтожить, чтобы они не попали в руки наступающих войск противника.


Есть противоречивая информация относительно точных характеристик панцерфауста 150. На иллюстрации в Waffen und Geheimwaffen des deutschen Heeres 1933— 1945 изображено устройство с пистолетной рукояткой и раструбом на заднем конце трубы. Но по данным Из Deutsches Waffen- Journal эти черты характерны для следующей модели Panzerfaust 250, которая так и осталась на стадии экспериментов. Эта статья сообщает что паниерфауст 150 внешне напоминал паниерфауст 100. Но прицел имел калибровку только на три дистанции, а форма снаряда изменена. Возможно, в DWJ изображен «гибрид» в виде снаряда панцерфауста 150 на трубе от 60 или 100.Размеры производства
Разные модели панцерфауста выпускались столь массовой серией, что практически невозможно привести сколько-нибудь точные цифры выпуска. К ноябрю 1944 г. было выпущено более миллиона панцерфаустов и массовый выпуск продолжался по крайней мере до февраля 1945 г.
Официальная статистика, приведенная в Ruestungsstand des Heeres сообщает о наличии 335300 экземпляров в 1943 г., почти 5500000 в 1944 г. и 2056000 в январе-феврале 1945 г. Значительная часть была выпушена фирмой Hugo Schneider Aktien- Gesellschaft. но к выпуску привлекались многие фирмы. К сожалению, никаких подробностей на этот счет не сохранилось.


«В воронке на обочине солдат из дивизии «Великая Германия» оборудовал себе огневую позиции). Здесь он ждет приближающиеся советские танки», гласит оригинальная подпись под фотографией. В конце 1944 г. части Красной Армии неудержимо рвались на запад. Восточный фронт, ноябрь 1944 г.

Учитывая столь массовое производство, не удивительно то, что панцерфауст стал эмблемой немецкой армии на последнем этапе войны. Практически на любом снимке, сделанном в конце войны, можно увидеть панцерфауст. В марте 1945 г. дело дошло до попытки использовать панцерфаусты в качестве авиационного оружия. В распоряжении военных имелось довольно много учебных самолетов Вис 181. Поступило предложение переделать их в штурмовики (Behelfspanzerjaeger— буквально вспомогательные охотники за танками). Каждый самолет должен был брать три 50-кг бомбы и четыре панцерфауста. закрепленные по два на кончиках крыльев. Планировалось начать боевое использование самолетов уже в середине апреля, но маловероятно, что дело дошло до практического применения.




Несколько противоречива информация и о эффективности панцерфаустов. Скорее всего, она была не столь велика, как это принято считать. Выстрел из панцерфауста требовал от солдата довольно сильного нервного напряжения, способность к которому едва ли можно было ожидать от необстрелянного ополченца. Но так или иначе, панцерфауст оказал заметное влияние на ход войны.



Снимок сделан эсэсовским фотографом Доспешем, Оригинальная подпись гласит: «Он не боится вражеских танков. Уверенный в боевых качествах своего панцерфауста, он хладнокровно ждет приближения британских танков». Западный фронт, октябрь 1944 г.


Прицеливание. Солдаты и унтер-офицер (с биноклем), а которых легко можно узнать повидавших виды ветеранов, не выглядят особо впечатленными. У них не укладывается в голове, как эта маленькая штуковина сможет пробить толстую танковую броню. Обратите внимание, снаряд полностью в трубу не вставлен. Россия, сентябрь 1943 г


Оригинальная подпись гласит: «Это наши гренадеры. С начала наступления противника на востоке она не знают отдыха. Они сражаются днем и ночью с завидным упорством. На пределе человеческих возможностей гренадеры снова и снова вступают в бой, демонстрируя отчаянную храбрость». Восточный фронт, июль 1944 г.


Мягкая атмосфера этого снимка разительно контрастирует с атмосферой других фото. Оригинальная подпись гласит: «Женщины принесли для солдат пироги и печенье. Каждый раз, когда солдаты проходят через деревню на фронт, бабушка подходит к окну и раздает еду. Каждый солдат получает кусочек». Эсэсовец на снимке вооружен панцерфаустом 60, тип панцерфауста легко определяется по форме боеголовки. Обратите внимание па белую линию и стрелу в нижней части снимка. Это метка редактора, планировавшего обрезать изображение. Германия, ноябрь 1944 г.


Группа эсэсовцев ожидает приказа. Все носят камуфляж, у большинства имеются большие панцерфаусты 30. Оригинальная подпись гласит: «Кавалерия СС готова выступить. Солдаты ожидают команды к атаке. Большинство солдат из Зибенбюр- гена, они готовы защищать свое жилище». Восточный фронт, октябрь 1944 г.


Немецкие позиции в Голландии у разрушенного моста через Мудейк. Эсзсовс- кий фотограф Мильке отлично передал безнадежность ситуации. Ни пулемет MG 34, ни панцерфауст 60 не спасут Германию. Голландия, январь 1945 г.


Солдат в камуфляже устанавливает снаряд Panzerfaust 30 gross в трубу. Снимок сделан зимой, непонятно, почему солдат не вывернул свою униформу белой стороной наружу. Кроме того, солдат совершил ошибку, подняв прицельную планку прежде чем установить снаряд. При поднятом прицеле с пусковой механизм панцерфауста взведен, поэтому может произойти случайный выстрел. Россия, декабрь 1943 г.


«Каждый солдат должен стать истребителем танков. Опытные инструкторы знакомят солдат с устройством панцерфауста», гласит оригинал иная подпись. Офицеры учатся пользоваться панцерфаустом 60. Место не установлено, декабрь 1944 г.

Наклейки для панцерфауст. Нажмите для просмотра в полном размере: