Планирование воспитательно-образовательной работы на день «Народные промыслы. Календарное планирование в средней группе. Тематическая неделя «Народные промыслы Народные промыслы старшая группа планирование
ЛИТЕРАТУРА
- Халезова Н. Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду / Н. Б. Халезова. – М.: Просвещение 1984
- Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ИП Лакоценин С. С., 2009.
- Дошкольное воспитание: журн. – 1994. - № 4.
- Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Подготовительная к школе группа / Г. С. Швайко. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000.
- Скоролупова О.А. Примероное тематическое планирование занятий по изобразительной деятельности в дошкольном учреждении часть 1. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2007.
- Аверьянова А. П. Изобразительная деятельность в детском саду: Планы занятий. Практическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: мозаика-Синтез; М.: ТЦ Сфера, 2003.
- Дорожин Ю. Г. Сказочная гжель. Рабочая тетрадь по основам народного искусства – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
- Дорожин Ю. Г. Городецкая роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
- Дорожин Ю. Г. Цветочные узоры Полхов - Майдана. Рабочая тетрадь по основам народного искусства – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
- Бартковский А. И. Филимоновская игрушка. Наглядно – методическое пособие для педагогов и родителей. ИД «Карапуз», 2002.
- Бартковский А. И. Золотая хохлома. Наглядно – методическое пособие для педагогов и родителей. ИД «Карапуз», 2002.
- Детские народные подвижные игры. – М.: Просвещение, Владос, 1997.
- Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников: кн. Для воспитателей дет. сада и родителей /О. С. Ушакава, А. Г. Арушанова, Е.М. Струнина и др..; Под ред. О. С. Ушаковой. – М.: Просвещение: Учеб. Лит., 1996.
- Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практ. пособие / И. Е. Аверина. – 2-е изд. – м.: Айрис-пресс, 2006.
- План-программа воспитательно-образовательной работы в детском саду /сост.Н. В. Гончарова (и др.); под ред.
- З. А. Михайловой. – СПб.: Акцидент, 1997.
- Придумай слово: речевые игры и упражнения для дошкольников: книга для воспитателей детского сада и родителей / О. С. Ушакова, А. Г. Арушанова, Е. М. Струнина, Т. М. Юртайкина; под ред. О. С. Ушаковой. – М.: Издательство института Психотерапии, 2001.
- Потапова Л. М. Детяи о природе: экология в играх для детей 5-10 лет /Л. М. Потапова. – Ярославль: Академия развития: Академия К*, 1998.
- «Мы». Программа экологического образования детей / Н.Н.Кондратьева и др. – 2-е изд., испр. И доп. – СПб: М 94 «Детство-пресс», 2006.
- Селихова Л. Г. Ознакомление с природой и развитие речи. Интегрированные занятия. Для занятий с детьми 5-7 лет. – М,: Мозаика-Синтез, 2008.
- Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб,6 Лань, 1999.
- Карпова С.И., Мамаева В.В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет. – Спб.: Речь, 2007.
- Белая А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов / А.Е. Белая, В. Е. Мирясова. – М.; ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002.
- Галкина К. Г., Дубинина Т. И. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей / Г.Г. Галкина, Т.И. Дубинина. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2007.
- Курочкина, Н. А. знакомим с пейзажной живопаисью: учеб.- нагляд. пособие /Н.А. Курочкина. – СПб.: Детство-Пресс, 2003.
- Малышева А.Н. Аппликация в детском саду / А. Н. Малышева, Н.В. Ермолаева. – Ярославль: Академия развития, 2004.
- Соколова С. В. Оригами для старших дошкольников / С. В. Соколова. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.
- Куцакова, Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: программа и конспекты занятий / Л.В Куцакова. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.
- Зотов В. В. Лесная мозаика: Кн. Для воспитателей дет. сада и родителей/Рис. В. Храмова. – М.: Просвещение, 1993.
Татьяна Лебедева
Планирование воспитательно-образовательной работы на день «Народные промыслы»
Тема : Народные промыслы . Цель : Формирование представлений о народных промыслах (Городце, Хохломе, Дымке, о народных игрушках . Итоговая беседа «Россия моя – мастеровая»
Дата/день
Непосредственно - образовательная деятельность Образовательная деятельность в режимных моментах Самостоятельная деятельность детей
Понедельник
Речевая карусель
Артикуляционная гимнастика «Хомяк» , «Кружок» , «Толстячки - худышки» - укреплять мышцы губ, тренировать их подвижность; отрабатывать движения языка, развитие артикуляционного аппарата.
Беседа на тему «Дымковские мастера» .
Продолжать знакомить детей с произведениями дымковских мастеров, их особенностями, подбором цветов, характерными узорами. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству .
Утренняя гимнастика : формировать умения ориентироваться в пространстве. Останавливаться по сигналу с Сережей, Колей.
Дежурство в уголке природы.
Упражнять детей ухаживать за растениями в уголке природы, самостоятельно, правильно и добросовестно выполнять различные поручения. Предложить дежурным рассказать, как правильно поливать растения.
Общение на тему «Краеведческий музей» .
Рассказать детям о музее, расширить представления детей об источниках информации, помочь им больше узнать о прошлом родного города, его культуре и быте. Рассказать детям о назначении музеев.
Рассматривание альбомов, иллюстраций и игрушек на выставке «Народное творчество » . Продолжать развивать интерес к народному творчеству , воспитывать на народных традициях , прививать любовь и уважение к труду народных мастеров .
Сюжетно-ролевая игра «Семья» .
Поощрять детей согласовывать и прогнозировать ролевые действия и поведение в соответствии с сюжетом игры, использовать опыт взаимодействия с товарищами в новых игровых ситуациях.
НОД 1. Коммуникативная деятельность (взаимодействие с логопедом) по плану логопеда
2. Познавательно-исследовательская деятельность (ПЦКМ) . Тема : «Дымковские игрушки» .(О. А. Скоролупова с. 90)
Задачи : Познакомить детей с историей дымковской игрушки, сформировать знания об особенностях росписи игрушек, колорите, основных элементах узора. Продолжать воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров .
Способы : беседа, составление коллективного рассказа, рассматривание предметных картинок с различными видами народных игрушек , рассматривание изделий народных мастеров .
Средства : предметные картинки по теме, силуэты народных игрушек для раскрашивания, простой и цветные карандаши.
3. Двигательная деятельность. Формировать умение в спортивных играх и упражнениях добиваться активного, осознанного выполнения ОВД, ОРУ, п/и. Ходьба на носках (кружась с продвижением вперед, на пятках, руки за спиной, бег по диагонали, "саночки". Построение в шеренгу, перестроение в колонну, в 2 колонны, по диагонали, повороты направо, налево. ОРУ с короткой скакалкой. Прыжки в высоту с разбега (6 м) (рассказ, показ.) . Ходьба по скамейке спиной вперед, ползание на четвереньках по скамейке, толкая головой мяч. Народные игры .
Прогулка Игровое упражнение «Нарисуй неваляшку» .
Закреплять умение детей устанавливать размерные соотношения геометрических фигур по величине, располагать их в порядке убывания признака. С Данилой, Костей, Сережей.
Игровое упражнение «Гимнастическое бревно» .
Упражнять детей в ходьбе приставными шагами вправо и влево по рисунку на дорожке, развивать мышцы ног, внимание, координацию движений, способствовать формированию правильной осанки. С Максимом, Ритой, Ярославом.
Наблюдение : осенний ветер.
Предложить детям разделиться на подгруппы и различными способами определить силу ветра. Каждой подгруппе нужно доложить, как они проводили работу , какие получили результаты.
Подвижная игра «Серый волк» .
Познакомить детей с правилами игры, предложить самостоятельно с помощью считалки распределить роли. Развивать быстроту реакции, внимание, воспитывать доброжелательность . Способствовать фор-мированию правильной осанки.
Трудовые поручения : уборка спортивного инвентаря, игрушек.
Формировать у детей представление о сборе игрушек и наведении порядка, как о необходимом этапе, завершающем прогулку, игру. Упражнять строить продуктивное взаимодействие с товарищами в ходе трудовой деятельности.
Формирование навыков культурного поведения : учимся культурно общаться.
Формировать у детей коммуникативные компетенции : владение способами взаимодействия с окружающими людьми, организации совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения, разными видами речевой деятельности (монолог, диалог) ; умение задать вопрос, корректно вести диалог, искать и находить компромиссы .
Вечер Время правильной речи
(см. тетрадь взаимосвязи) .
Индивидуальная работа по изобразительному искусству : лепка
«Дымковские кони» .
Вызвать у детей интерес к творчеству мастеров, желание выполнить изделие своими руками. Учить детей лепить фигурки из целого куска пластилина, вытягивая и прищипывая мелкие детали, передавать особенности формы, пропорций и деталей. Воспитывать аккуратность в работе . С Ритой, Есенией, Катей, Ильей, Ярославом.
Гимнастика после сна. Ходьба по массажным дорожкам. Укреплять здоровье детей приобщать к здоровому образу жизни.
Чтение стихов - потешек о дымковских игрушках.
«Веселая Дымка» (А. Дьяков Скоролупова с. 91)
Формировать у детей умение внимательно слушать, высказывать свое мнение о характере и поступках героев; упражнять детей рассказы-вать об эмоциях, вызванных произведением.
Слушание музыкальных произведений : русская народная песня «Камаринская» .
Дополнить представления детей о народной песне , как одном из жанров музыки, упражнять узнавать данный вид музыкальных произведений, выделять средства музыкальной выразительности.
Настольно-печатная игра «Чудо узоры» .
Развивать внимание, логическое мышление, речь.
Прогулка
Наблюдение за явлениями природы : образование льда.
Перед прогулкой предложить детям ответить на вопрос : «Как вы думаете, есть ли лед на лужах?» Выслушать ответы и аргументы детей. На прогулке предложить детям выяснить, кто оказался прав. Помочь сделать вывод о том, при каких условиях вода превращается в лед.
Подвижная игра «Пустое место» .
Развивать у детей внимание, ловкость, быстроту реакции.
Тема недели: Народные промыслы
Сроки реализации____________________________
Планируемы продукты детско – взрослого взаимодействия: Выставка
Виды деятельности | Задачи
| Формы организации детско-взрослого взаимодействия
| Взаимодействие с семьями воспитанников
|
Игровая |
| 1.Сюжетные игры: - «Музей», «Экскурсия по городецкому музею» (5, 101), «Семья ремесленников из Городца»; - «Выставка», - «Художественная мастерская» , - «Ярмарка», - «Магазин сувениров». 2.Дидактические игры и упражнения, настольно печатные игры: «Найди пару», «Составь узор», «Узнай элементы узора», «Найди по эскизу», «Дымковское лото», д/и: «На выставке» (13, 163); «Киоск открыт» (13, 146); 3.Театрализованные игры: - настольный театр «К нам гости пришли» (с использованием филимоновской игрушки) (1), - инсценировки по сказкам «Вершки и корешки», «Мужик и медведь» и др. (с использованием богородской игрушки»), - на основе произведений народного фольклора. | 1.Оказание помощи в изготовлении атрибутов и костюмов к ролевым играм.
|
Познавательно – исследова-тельская |
| 1.Наблюдения в природе: - За красивой формой листьев. - За насекомыми, птицами цветков, яркими росписями; - морозные узоры на окнах. 2.Экскурсии и целевые прогулки: в музеи и выставки народных промыслов - музей под открытым небом «Ангарская деревня»; Художественный выставочный зал. 3. Коллекционирование: (наборы открыток, фигурок, картин, значков, фотографий, видео - фильмов и др.). 4. Рассматривание: - альбомы «Городецкая роспись» (8), «Сказочная Гжель» (7), «Цветочные узоры Полхов –Майдана» (9); - картины Б. Кустодиев: Балаганы», «Масленница», «Ярмарка на Красной площади»; - книжная графика: фольклор (В.Чижов, Л. Токмаков, Ю. Васнецов, В. Конашевич); - репродукции, экспонаты, альбомы, открытки, книги, - иллюстрации: «Мастера Земли русской», «Предметы быта из бересты», «Вологодские кружева», Предметы народных промыслов (игрушки разных видов и материалов, предметы быта вышивки, керамическая посуда». | 1.Организация экскурсий с участием родителей. 2. Помощь родителей в подборе (совместно с детьми) познавательного и наглядного материала по теме «Народные промыслы и ремёсла»; 3.Оказание помощи родителями в пополнении экспонатами мини-музея «Бабушкин сундучок». 4.Пригласить маму Жени К. с коллекцией изделий Гжели, рассказать о ней. |
Коммуникативная |
умение отличать один промысел от другого. Развивать чувство патриотизма, национальной гордости.
| 1.Рассказы, беседы: «Об истории промысла», «Народные промыслы России» (5, 105); Беседы пословицам и поговорках, о труде, нравственных качествах людей;% Беседы о значении народного искусства в развитии страны. «В гостях у городецких мастеров» (5, 105; 8, 24); «Весёлый городец» (5, 100; 6, 68); «Золотая хохлома» (2, 480; 5, 97); «Народные промыслы нашего края», «Искусство гжельских мастеров» (2, 483; 3, 26), «Дымковская игрушка» (5, 90), «Русские народные керамические промыслы» (5, 94); «Русские народные игрушки» (5, 102); «Филимоновские игрушки» (6, 66); «Цветочные узоры Полхов – Майдана» (9, 24); 2. Составление рассказов (творческих, описательных): по игрушкам (дымковская, народная игрушка – матрёшка), «Голубое чудо Гжели» 3. Сочинение сказок: «Придумывание сказки о гжельской розе» (5, 95); придумывание сказки по мотивам богородских игрушек (5, 103); 4. Загадывание и отгадывание загадок о дымковских игрушках, матрёшках (5 93, 103), составление кроссвордов, ребусов:
| 1 1. Сотворчество родителей и детей: оформить книжку – малышку о любом виде народных промыслов (Составление рассказа или сказки, рисунки ребёнка к ним) 2.Совместны просмотр с детьми слайдовой презентации по народным промыслам, созданной по детским рисункам, рассказам, фотографиям.
|
Трудовая
|
| 1 . Дежурства по уголку природы, подготовке материала для совместной деятельности 2 . Индивидуальные и групповые поручения по теме. 3 . Задания : подбор предметов, изделий, изображений народно – прикладного искусства для создания выставки. 4. Совместные действия детей и взрослых по изготовлению атрибутов к играм, по оформлению альбомов, выставок рисунков и поделок и др. | |
Чтение художествен-ной литературы | Уточнять и углублять знания о народных промыслах, ремесленниках, народных умельцах.
| 1. Познавательная: «Энциклопедия История России: народные промыслы», Уварова И. «Глина, вода и огонь», Л.Дьяконов «Дымковскик глиняные расписные». 2. Рассказы: Волков «Зодчие» (повесть о русских ремесленниках и строителях); Лесков Н. «Левша»; Романовский С. «Вятские кружева»; Каменева Е. «Волшебная глина»; Бажов П. «Сказы»; Пермяк Е. «Золотые колечки», Уральские были», «Семьсот семьдесят семь мастеров», «Дедушкина колпилка»; Кочнев М. «Шелковые крылья», «Серебрянная пряжа», «расписной узор», «Сорок веретён». Ушинский к. «Как рубашка в поле выросла», 3. Стихотворенияя : А. Дьяков «Весёлая Дымка» (5, 91); Лена Гулыгы «Пестрый хоровод», Стихи – потешки (5, 92); П. Синявский «Синие пташки…», «Как волшебница Жар – птица..» (5, 95, 98), Стихи о хохломе (6, 72), Стихи о гжели (6, 65); Стихи о Дымке (:, 62); И. В. Кадухина Сказки и загадки о гордце» (6, 70); Ш. Гупта «Моя лошадка», В. Смольянова «Петух»; «Стихи о Городце» (5, 1001); стихи о матрешках (5, 102); Стихи о Полхоа – Майдане (6, 75); стихи о филимоновских игрушках (6, 67); 4 . Сказки : «Иван Царевич и серый волк», р.н. с.«Сивка - бурка»; р.н.с. «Мужик и медведь», П.П. Ершов «Конёк – Горбунок», А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»,
| 1.Домашние чтения сказок и заучивание наизусть стихов, потешек. 2.Создание картотеки. (подборка художественных произведений по теме).
|
Продуктив-ная |
| 1.Рисование : Орнаментов (по мотивам городецких узоров» (8); коллективная работа «Весёлый хоровод» - дымковские барыни (6,61); - «Голубая гжель»: (кружка) (2,484), декоративное рисование вологодских кружевов; «Роспись посуды (шаблоны) хохломским узором» (5, 98); «Узор для платка матрёшки» (5, 104); Панно «Золотой петушок» (по мотивам Хохломы), (6, 72); 2. Лепка : - «Игрушки для театра» (на основе филимоновской игрушки) (2, 508), «Жар – птица», «Рыба – кит» по сказке Е.Ершова «Конёк – Горбунок» (на основе дымковской) (2,509, 511); «Игрушка на ярмарку» - разные виды народных промыслов. 3 . Аппликация : коллективная «Дымковский петушок» (в технике мозаики), (5, 92), «Цветы гжели» коллективная, (5, 95); «Декоративное панно «Золотая хохлома» (5, 99); «Гжельская роза» (3,27) «Одежда для куклы – барыни» - дымковский орнамент (3, 34), коллективная работа «Матрёшки в хороводе» (5, 104); 4.Конструирование : - изготовление бус, подвесок, брошей для кукол, в качестве подарков; Изготовление из солёного теста с последующей росписью филимоновской игрушки «Курочка и петушок» (10), «Посуда для кукол» (по мотивам хохломской) (2, 481; 4,150) - изготовление альбома по народному творчеству - изготовление атрибутов костюмов (кокошники, картонное коромысло с ведрами 5. Выставка детских работ, 6. «Полочка красоты
»
: размещение предметов (изделий) народных промыслов: дымковская кукла «Птичница», хохломская посуда, | 1.Совместно сродителями подготовить для детей слайдовую презентацию «Мастера земли Русской». 1.Совместная работа родителей и детей в центре искусства (по желанию).
|
Музыкально – художественная Двигатель ная
|
| 1.Слушание: Русская народная песенка «Ой, ниточка тоненькая» 2. Пение: «Весёлая кадриль» (муз. В. Тёмного, сл. О. Левицкого) 3.Хороводы: «Завиток», «Во саду ли, в огороде» 4.Развлечение : Праздник свистульки», «Посиделки», «русская ярмарка» (5, 105); 5.Игра: «Прялица» 1. Народные подвижные игры (12): «Перетяни канат», «Ловишки с мячом», Обыкновенные жмурки», «Пятнашки», «Горелки», «Палочка – выручалочка», «Ловишки на одной ноге», 2. Физкультминутки и динамические паузы: «Петрушка» (14, 119); «Матрёшки» (14,118); «Карусели» (14, 133); «к бабушке забавушке» (14, 106); «Козёл» (14, 56); «Маланья» (14, 62); «Игровая» (5, 103)
| 1.Участие родителей в подготовке развлечения и как непосредственных участников мероприятий. |
ЛИТЕРАТУРА
Халезова Н. Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду / Н. Б. Халезова. – М.: Просвещение 1984
Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ИП Лакоценин С. С., 2009.
Дошкольное воспитание: журн. – 1994. - № 4.
Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Подготовительная к школе группа / Г. С. Швайко. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000.
Скоролупова О.А. Примероное тематическое планирование занятий по изобразительной деятельности в дошкольном учреждении часть 1. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2007.
Аверьянова А. П. Изобразительная деятельность в детском саду: Планы занятий. Практическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: мозаика-Синтез; М.: ТЦ Сфера, 2003.
Дорожин Ю. Г. Сказочная гжель. Рабочая тетрадь по основам народного искусства – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
Дорожин Ю. Г. Городецкая роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
Дорожин Ю. Г. Цветочные узоры Полхов - Майдана. Рабочая тетрадь по основам народного искусства – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
Бартковский А. И. Филимоновская игрушка. Наглядно – методическое пособие для педагогов и родителей. ИД «Карапуз», 2002.
Бартковский А. И. Золотая хохлома. Наглядно – методическое пособие для педагогов и родителей. ИД «Карапуз», 2002.
Детские народные подвижные игры. – М.: Просвещение, Владос, 1997.
Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников: кн. Для воспитателей дет. сада и родителей /О. С. Ушакава, А. Г. Арушанова, Е.М. Струнина и др..; Под ред. О. С. Ушаковой. – М.: Просвещение: Учеб. Лит., 1996.
Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практ. пособие / И. Е. Аверина. – 2-е изд. – м.: Айрис-пресс, 2006.
План-программа воспитательно-образовательной работы в детском саду /сост.Н. В. Гончарова (и др.); под ред.
З. А. Михайловой. – СПб.: Акцидент, 1997.
Придумай слово: речевые игры и упражнения для дошкольников: книга для воспитателей детского сада и родителей / О. С. Ушакова, А. Г. Арушанова, Е. М. Струнина, Т. М. Юртайкина; под ред. О. С. Ушаковой. – М.: Издательство института Психотерапии, 2001.
Потапова Л. М. Детяи о природе: экология в играх для детей 5-10 лет /Л. М. Потапова. – Ярославль: Академия развития: Академия К*, 1998.
«Мы». Программа экологического образования детей / Н.Н.Кондратьева и др. – 2-е изд., испр. И доп. – СПб: М 94 «Детство-пресс», 2006.
Селихова Л. Г. Ознакомление с природой и развитие речи. Интегрированные занятия. Для занятий с детьми 5-7 лет. – М,: Мозаика-Синтез, 2008.
Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб,6 Лань, 1999.
Карпова С.И., Мамаева В.В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет. – Спб.: Речь, 2007.
Белая А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов / А.Е. Белая, В. Е. Мирясова. – М.; ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002.
Галкина К. Г., Дубинина Т. И. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей / Г.Г. Галкина, Т.И. Дубинина. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2007.
Курочкина, Н. А. знакомим с пейзажной живопаисью: учеб.- нагляд. пособие /Н.А. Курочкина. – СПб.: Детство-Пресс, 2003.
Малышева А.Н. Аппликация в детском саду / А. Н. Малышева, Н.В. Ермолаева. – Ярославль: Академия развития, 2004.
Соколова С. В. Оригами для старших дошкольников / С. В. Соколова. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.
Куцакова, Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: программа и конспекты занятий / Л.В Куцакова. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.
Зотов В. В. Лесная мозаика: Кн. Для воспитателей дет. сада и родителей/Рис. В. Храмова. – М.: Просвещение, 1993.
Цель: Приобщить детей к истории и культуре своего народа через знакомство с народными промыслами России. Формировать знания детей о народных промыслах, традициях русского народа, воспитывать любовь к народной культуре
Задачи: Формировать у детей умение различать виды русского прикладного искусства по основным стилевым признакам. Развивать умение применять полученные знания о декоративном искусстве, использовать стилевые особенности цвета, присущие русским росписям. Воспитывать у детей эстетические чувства, художественный вкус.
Знакомить детей с ремеслами и занятиями взрослых на Руси (пахарь, ткачиха, гончар и т.д.). На основе этих знаний показать значимость труда для человека. Воспитывать трудолюбие, стремление стать умелым, понимать личностную значимость труда.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Задачи на неделю
Цель: Приобщить детей к истории и культуре своего народа через знакомство с народными промыслами России. Формировать знания детей о народных промыслах, традициях русского народа, воспитывать любовь к народной культуре Задачи: Формировать у детей умение различать виды русского прикладного искусства по основным стилевым признакам. Развивать умение применять полученные знания о декоративном искусстве, использовать стилевые особенности цвета, присущие русским росписям. Воспитывать у детей эстетические чувства, художественный вкус. Знакомить детей с ремеслами и занятиями взрослых на Руси (пахарь, ткачиха, гончар и т.д.). На основе этих знаний показать значимость труда для человека. Воспитывать трудолюбие, стремление стать умелым, понимать личностную значимость труда. |
Активный словарь Существительные : ремесло, кузнец, пахарь, пекарь, гончар, плотник, ткачиха, мастер, искусство, роспись, узор, орудия труда, символизм, народный костюм, хохлома, матрешка, материал, цвет, сюжет, особенности. Прилагательные : деревянная, яркая, красивая, городецкая, дымковская, богородская, филимоновская, жостовская. Глаголы: пашет, печет, месит, сеет, расписывает, тонирует, украшает, кует, вытачивает, ткёт, обжигает, мастерит, творит, создает. |
План образовательной деятельности
ГРУППА ГНОМИКИ ТЕМА НЕДЕЛИ «НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ»
Итоговое мероприятие - Выставка детских работ и поделок: «Золотые руки мастеров»
Центры активности | Дни недели |
|||||||||
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
||||||
Утренний сбор | Беседа «Россия мастерами славится». Рассмотреть старинную посуду (из чего делали, как использовали); Рассматривание иллюстраций орудий труда крестьянина и рассказ об их назначении. Цель: приобщать детей народному искусству, расширять знания о труде взрослых. Формирование представлений о быте наших предков Д/и «Что это такое?» Цель: расширять знания детей о орудиях труда прошлого. Развивать мышление. Этюд «Передача чувств». Цель: учить передавать различные эмоциональные состояния невербальным способом. | Рассматривание куклы в национальном русском наряде. Беседа о символике красного и черного цвета в узорах русского народного костюма. Рассматривание иллюстраций с изображением старинной русской одежды. Знакомство с трудом ткачихи Дидактическая игра «Загадки от Матрешки» Цель: развиваем речь, научить определять предмет по его признакам, активизировать словарь по теме. Д/и «Кому это нужно?». Цель: закреплять у детей представления о предметах и их использовании в трудовых процессах. | Беседа: «Русская народная игрушка», «Чем играли наши бабушки?» Рассматривание с детьми иллюстраций народных игрушек: дымковских, богородских, филимоновских. Цель: знакомить детей с народными промыслами. Предложить детям для раскрашивания бумажные силуэты дымковских и филимоновских игрушек. Показать детям красоту русской природы. Дать представления о роли человека в нарушении целостности экосистем, правильном поведении в природе. М узыкально-ритмические игры, упражнения «Определи какой инструмент». Цель: развитие слуховых восприятий | «Путешествие в волшебный Городец» (Рассказ воспитателя о городецкой росписи.) Цель: познакомить детей с городецкими изделиями, развивать умение выделять элементы городецкой росписи (бутоны, купавки, розаны, листья), видеть и называть цвета, используемые в городецкой росписи. "Разрезные картинки" Цель: научить составлять целое из частей. Н/и «Мозаика» Составь узор - развитие мелкой моторики | Рассматривание с детьми иллюстраций дымковских игрушек. Цель: закрепление знаний о дымковских игрушках. Игра «Бусы для Маруси» предложить нанизать на шнурок крупные бусины. Цель: развивать мелкую мускулатуру рук. Д/и «Узнай узор» закрепление элементов росписи дымковской, Городецкой росписи. |
|||||
Центр искусства | Раскрашивание силуэта дымковской игрушки. Цель: формировать умение детей создавать декоративные композиции по мотивам дымковских узоров. | Изготовление нитяных кукол. Цель: формировать умение работать по плану, развивать моторику и желание изготавливать игрушки. | Коллективная работа в технике обрывной аппликации «Жостовской поднос». Цель: формировать умение работать сообща. | «Декоративная роспись игрушки «Кот» (по мотивам филимоновский свистульки). Цель: научить детей расписывать объемные фигурки филимоновской росписью. Закрепить элементы росписи: точки, полоски и цвета, используемые в росписи: красный, желтый, зеленый. | Украшение барыни по мотивам дымковской игрушки. Цель: продолжать формировать умение детей создавать декоративные композиции по мотивам дымковских узоров. Закрепить умение детей правильно держать кисть, широкие линии проводить всей кистью, а узкие линии и точки - концом ворса кисти. |
|||||
Центр грамотности | Составление описательных рассказов о дымковских игрушках. Цель: обогащать словарь, способствовать развитию связной речи. Игра «Что сначала – что потом». Цель: закреплять знания детей о последовательности дней недели, частей суток, времен года и т.д. | Составить описательный рассказ о гжельской посуде. Цель: расширять знания о народном промысле. Д/и «Найди место звука «ш» в слове» Цель: развитие фонематического слуха | Игра «Какое слово заблудилось». Цель: формировать умение подбирать точные по смыслу слова. Игра «Пирамида» Цель: научить определять количество звуков в словах, произносимых вслух самим ребёнком. | Составление описательных рассказов о хохломской посуде. Цель: учить составлять рассказ по плану, предложенному воспитателем. Игра «Чего не стало?». Цель: уточнить название предметов посуды, упражнять в образовании родительного падежа, развить зрительное внимание и память. | Самостоятельный пересказ сказки «Заюшкина избушка». Цель: Учить детей пересказывать знакомые русские народные сказки с использованием театра по желанию. Лото «Назови картинку и найди гласный звук» Цель : научить детей находить заданный звук в слове на этапе громкого проговаривания слова самим ребёнком. |
|||||
Центр математики | Тема: «Счет в пределах 10», ориентировка в пространстве, знание геометрических фигур. |
|||||||||
Игра «Живые числа». Цель: упражнять в счет (прямом и обратном) в пределах 10. Игра « Найди похожую». Цель: развивать зрительное внимание, логическое мышление. | Игра «Кто правильно пойдет, тот игрушку найдет». Цель: учить передвигаться в заданном направлении и считать шаги. Игра «Которой игрушки не стало?». Цель: развивать зрительное внимание и память. | Игра «Сложи узор». Цель: развивать умение анализировать образец, пространственное восприятие. Игра «Назови число» Играющие становятся друг против друга. Взрослый с мячом в руках бросает мяч и называет любое число, например 7. Ребёнок должен поймать мяч и назвать смежные числа – 6 и 8 (сначала меньшее) | Игра «Назови по порядку». Цель: упражнять детей в порядковом счёте. Диктант по клеточкам. Цель: развивать умение ориентироваться на плоскости листа в клетку. | Игра «Конструируем из палочек» Цель: закрепление знаний геометрических фигур, развитие логического мышления детей. Состав числа 2, 3, 4, 5. |
||||||
Центр сюжетно-ролевых игр | «К нам гости пришли» Цель: воспитывать гостеприимство, объяснить смысл слов «хлебосольство, радушие». | «Пожарники» Цель: Подводить детей к самостоятельному созданию игрового замысла. | «Салон красоты» Цель: Совершенствовать умение детей объединяться в игре, самостоятельно распределять роли, выполнять игровые действия. | «Семья ремесленников из Городца». Цель: помочь детям распределить роли, объяснить, что народные промыслы – дело семейное и каждый выполнял свою работу. | «Ярмарка» Цель: учить передавать обстановку уличной ярмарочной торговли. |
|||||
Центр науки | Разноцветные волчки Цель: развивать способность у детей наблюдать, познакомить с механизмом возникновения цвета. | Эксперименты с глиной. Цель: опытным путем выяснить свойства глины и определить, почему её используют при изготовлении посуды. | Соленая вода плотнее пресной, она выталкивает предметы. Цель: Доказать, что соленая вода плотнее пресной, она выталкивает предметы, которые тонут в пресной воде. | Вода - растворитель. Очищение воды Цель: выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды - фильтрованием | Путешествие Капельки Цель: познакомить детей с круговоротом воды в природе |
|||||
Центр строительства | Тема «Деревенская изба» | Тема «Парты » | Тема «Парты» Цель: учить детей работать с натуральным материалом (деревом), правильно пользоваться отверткой. | Тема «Парты» Цель: учить детей работать с натуральным материалом (деревом), правильно пользоваться отверткой. | Тема «Деревенская изба» Цель: учить строить миниатюрную модель фермерского хозяйства, ориентируясь на схему. |
|||||
Центр кулинарии | Цель: учить детей работать ножом, размазывать масло по хлебу равномерно, убирать излишки масла с ножа о край хлебного кусочка. | |||||||||
Открытая площадка | Наблюдение: «За тающим льдом». Цель: Закреплять знания о свойствах льда. Труд: оказание посильной помощи дворнику в расчистке дорожек от снега. Цель: воспитывать желание приходить на помощь, доводить начатое дело до конца. Народная игра «Горелки» Цель: Развитие умений детей играть в народные игры. П/и «Лыжники» Цель: Развитие координации движений. | Наблюдение за погодой Цель: Продолжать знакомить детей с природными явлениями. П/и «Два Мороза» Цель: Развитие ловкости, умения быстро бегать, ориентироваться в пространстве. | Наблюдение за птицами Цель: Уточнить представления детей о зимующих птицах, условиях их жизни; роли человека в жизни птиц. Воспитывать стремление заботиться о птицах в зимний период Игры-эксперимент. «Цветной лед» Цель: Развивать любознательность, наблюдательность, воображение. П/и «Ловишки со снежками». Цели: Развивать меткость, ловкость. Воспитывать уверенность в себе. Предложить детям очистить дорожки от снега и льда Цель: Прививать любовь к труду. | Наблюдение за снегом Цель: Закреплять знания детей о свойствах снега. Русская народная игра: «Жмурка с колокольчиком». Цель: познакомить с правилами р.н.игры, развивать чувство коллективизма, ловкость, быстроту. Труд: сгребание снега в лунки деревьев. Цель: дать детям понятие о том, что снег согревает деревья, не дает им погибнуть. | Наблюдение за изменением продолжительностью дня. Цель: Провести очередной этап сравнительного наблюдения, помочь детям выявить изменение положения солнца на небе. Игры-эстафеты. «Кто первый?» Цель: Развивать внимание, быстроту реакции, воспитывать доброжелательность. Игры-забавы. «Снайперы», Цель: Способствовать развитию ориентации в пространстве, меткости. |
|||||
Индивидуальная работа | Математика Повторить порядковый и количественный счет. Цель: развитие навыков счета | Развитие речи Д/и «Скажи правильно». Цель: Развитие артикуляционного аппарата, внимания, логического мышления. «Назови ласково» Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. | Познание Упражнение «Назови зимние явления природы» Цель: закрепление знаний детей о явлениях природы. | ФИЗО Игры-аттракционы. «Попрыгай-ка» Цель: Развивать умение перепрыгивать на двух ногах через полосу препятствий. | ИЗО Учимся последовательно рисовать по схеме |
|||||
Развивающая среда | «Чтение художественной литературы». Чтение русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» Цель: Учить внимательно слушать сказку, правильно строить предложения отвечая на вопросы. | Настольная игра «Уголки» Цель: Развитие сенсорных способностей, логического мышления. «Живое – не живое» Цель: Закреплять знания детей о животных, их обитании в природе. | Рисование элементов различных росписей Цели: Развивать у детей эстетическое видение Побуждать интерес к народному искусству, к народным праздникам. Д/и «Чей сувенир?». Цель: углубить знания о некоторых видах народных промыслов и ремёсел, пробуждать интерес к талантам народных умельцев. | Игры со строительным материалом. «Строим русскую избу» Цель: Развивать конструктивные способности, самостоятельность в работе. Раскраски «Гжельский чайник». Цель: развивать усидчивость и аккуратность. | Театрализованная деятельность. «Волк и семеро козлят» Цель: Способствовать развитию танцевально-игрового творчества, учить детей придумывать движения, отражающие содержание песни. |
|||||
Взаимодействие с родителями | Консультация для родителей «Народные ремесла и промыслы» | Тематическая папка «Русская матрёшка» | Папка-передвижка «Развитие творческих способностей ребенка» | Консультация «Знакомство детей с хохломской росписью» | Папка-передвижка: «Приобщаем детей к русской народной культуре» «Русские народные игры с детьми дома и на прогулке» |