Повреждения германского линейного корабля «Гроссер Курфюрст»

Элементы однотипны с линейным кораблем «Кениг».

«Гроссер Курфюрст» («Grosser Kurfurst ») шел в колонне третьей эскадры германских линейных кораблей вторым.

Он находился под обстрелом тяжелой 381-мм артиллерии пятой эскадры английских линейных кораблей (по 8-381 -мм орудий), получая попада­ния с меняющихся дистанций от 102 до 42 каб. при скорости хода 22 узла.

За весь период боя (2 часа) «Гроссер Курфюрст» получил 8 попаданий английскими полубронебой­ными снарядами, причем был случай, когда в те­чении 2 минут в линейный корабль попало четы­ре 381-.М.М снаряда (рис.64).

Два тяжелых снаряда попали в левый борт; один из них вдавил две 355-мм плиты главного бронево­го пояса у самой ватерлинии. От повреждений, по­лученных в корпусе корабля, постепенно была за­топлена водой вся носовая его часть, за исключением отделения торпедных аппаратов и дифферентной цистерны. Уровень воды поднялся до средней жилой палубы.

Другой снаряд прошел сквозь 280-мм брони­рование каземата противоминной артиллерии и куском брони пробил поперечную переборку по левому борту.

От следующего 381-мм снаряда, который раз­бился на барбете носовой части корабля, постра­дала верхняя палуба полубака. Снарядом, разор­вавшимся, вероятно, на стыке 355 и 280-мм бро­невых плит, была разрушена вентиляционная шахта первой кочегарки.

Два последующих снаряда попали в главный броневой пояс (355-мм) и ослабили его так, что задние бортовые коридоры и угольные ямы по ле­вому борту заполнились водой.

В результате повреждения подводной части в носу и корме корабль получил крен до 4°на ле­вый борт.

С большими трудностями пробоина была заде­лана, почти вся вода откачана, и тогда крен ко­рабля уменьшился до 1°, так как в корабле еще осталось 800 т воды. Два последних попадания были в главный броневой пояс, который остался неповрежденным. Из экипажа пострадало 25 че­ловек. Корабль без посторонней помощи возвра­тился в базу, где встал в заводской ремонт, длив­шийся до 21 июля 1916 г.

И т о г и. За 2 часа боя с английскими линей­ными кораблями «Гроссер Курфюрст» получил 8-381-мм попаданий полубронебойными снарядами, которые нанесли ему существенные повреждения. В главный броневой 355-мм пояс попало 5 тяже­лых снарядов; в трех случаях бронирование было повреждено, и в результате нарушенной водонеп­роницаемости борта, при наличии в некоторых местах подводных пробоин, появилась сильная течь по левому борту. От принятой воды в носу и корме корабль получил 4° крена.

Однако два попадания 381-мм снарядами по­вреждений главному броневому поясу не принес­ли. В двух случаях 280-мм бронирование казема­та пробивалось тяжелыми снарядами, причем кус­ком брони была пробита поперечная его перебор­ка. Барбет и верхняя палуба подверглись разру­шению от тяжелого снаряда.

По механической части снарядом была разру­шена вентиляционная шахта первой кочегарки.

Борьба за живучесть корабля выражалась в заделывании подводной пробоины и откачивании воды корабельными водоотливными средствами. Все же внутри корабля осталось 800 т воды. Крен с 4° был уменьшен до 1°. Из экипажа пострадало 2%. Корабль находился в заводском ремонте 50 суток.

4. Мирошник И.В. Согласованное управление многоканальными системами. - Л.: Энергоатомиздат, - с., стр, рис Способ управления многомерным объектом, включающий формирование в каждом из ряда каналов управления сигналов, пропорциональных отклонению текущей величины регулируемого параметра от заданной, формирование на основе этих отклонений с помощью регуляторов параметров управляющих сигналов, выделение в качестве ведущего канала с наименьшей величиной управляющего сигнала и коррекцию заданной величины регулируемого параметра в каждом из каналов, отличающийся тем, что эту коррекц.

Согласованное управление многоканальными системами. Мирошник И. В. Ленинград. Энергоатомиздат. г. Рассмотрены принципы построения и методы аналитического конструирования замкнутых алгоритмов согласованного управления многоканальными системами и, в частности, многодвигательными электроприводам. Предложены адаптивные методы повышения точности согласования, рассмотрены вопросы микропроцессорной реализации управляющих устройств.

Цена: RUB Оформление покупки только ПОД ЗАКАЗ. Отправление через дней. 6. Мирошник И. В. Согласованное управление многоканальными системами. Л.: Энергоатомиздат, с. 7. Мирошник И. В., Фрадков А. Л., Никифоров В. О. Нелинейное и адаптивное управление сложными динамическими системами. СПб: Наука, с. 8. Мирошник И. В., Чепинский С.

А. Управление многозвенными кинематическими механизмами // Науч.-техн. вестн. СПбГУ ИТМО. № 3. С. - 9. Мирошник И. В., Чепинский С. А. Траекторное управление кинематическими механизмами нетривиальной конструкции // Науч.-техн. вестн. СПбГУ ИТМО. № – с. 5. Мирошник, И. В. Согласованное управление многоканальными системами. – Л.: Энергоатомиздат, – с. 6. Мирошник И.В., Ушаков А.В. Синтез алгоритма синхронного управления квазиоднотипных объектов // Автоматика и телемеханика.

– – № – С. Автор: Мирошник И.В. Название: Согласованное управление многоканальными системами Издательство: Л.: Энергоатомиздат Год: Формат: pdf Размер: 5 mb. Рассмотрены принципы построения и способы аналитического конструирования замкнутых алгоритмов согласованного управления многоканальными системами и, а именно, многодвигательными электроприводами. Предложены адаптивные способы повышения точности согласования, осмотрены вопросцы микропроцессорной реализации правящих устройств.

Основные положения иллюстрируются практическими образцами..ru скачать с rusf. Согласованное управление многоканальными системами: производственно-практическое издание / И. В. Мирошник. - Л.: Энергоатомиздат, - с.: ил.

ISBN р. ДРНТІ УДК Ключові слова: автоматические системы управления -- АСУ -- согласованное управление -- многоканальные системы -- многодвигательные электроприводы -- цифровые системы -- адаптивное управление -- линейные задачи -- нелинейные задачи Экземпляры всего: 2 Mесто хранения: кх (2) Свободны: кх (2).

Знайти схожі. 2. 6П Д Дроздов, Валентин Нилович. Системы автоматического управления с микроЭВМ: научное издание / В. Н. Дроздов, И. В. Мирошник, В. И. Скорубский. Мирошник И.В. Согласованное управление многоканальными системами. Файл формата pdf. размером 4,89 МБ. Предложены адаптивные методы повышения точности согласования, рассмотрены вопросы микропроцессорной реализации управляющих устройств. Основные положения иллюстрируются практическими примерами.

Для инженеров и научных работников, занимающихся исследованием и проектированием многоканальных систем автоматического управления. Чтобы скачать этот файл зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт используя форму сверху.

Регистрация. Смотри также. Подробнее. Баландин Д.В., Городецкий С.Ю. Классические и современные методы построения регуляторов в примерах. pdf. Согласованное управление многоканальными системами / И. В. Мирошник. - Л.: Энергоатомиздат: Ленингр. отд-ние, - , с.: ил.; 20 см.; ISBN 45 к. Автоматические системы управления многоканальные FB 2 /47 FB 2 / Marc Скачать marcзапись Скачать rusmarc-запись. Книги (изданные с г.

по настоящее время). Сведения об ответственности. И. В. Мирошник. Выходные данные. Л.: Энергоатомиздат: Ленингр. отд-ние,

Categories Post navigation

Германский линкор, один из огромного стада линкоров Первой Мировой войны. Лаконичный и компактный.

Линейный корабль Гроссер Курфюрст

Масштаб 1:350
Пластик - ICM,
ФТД - WEM

Прототип

Линкоры типа "Кениг", к числу которых принадлежал Гроссер Курфюрст, были результатом совершенствования линкоров типа Кайзер. Все пять башен переместились в диаметральную плоскость, сохранилась мощная батарея среднего калибра, Бронирование корабля отвечало немецкому принципу "абсолютной" защиты - 350мм бортовая броня плюс скосы бронепалубы.
Как и на всех кораблях ПМВ горизонтальное бронирование было слабым - но при отсутствии боеспособной авиации и небольших дистанциях боя это не играло особой роли.

К концу войны облик корабля несколько изменился. Были демонтированы противоторпедные сети, фок мачта стала более массивной
и на ней появился дальномерный пост, была демонтирована 88мм батарея в носовой надстройке, а количество зениток увеличилось в два раза(с двух до четырех )
Линейный корабль Гроссер Курфюрст втупил в строй уже во время Первой Мировой войны. Участвовал в Ютландском сражении, в боях на Балтике в 1917г.
В 1919 г. затоплен в Скапа-Флоу своим экипажем.

Модель

Пластик

Линкоры Кениг, Маркграф, Гроссер курфюрст выпускаются нашими украинскими друзьями довольно давно, поэтому детали несколько утратили своё первозданное изящество. Ванна корпуса имеет заметные утяжины у форштевня, стволы отлиты со смещением - эстетам придется менять на моделпойнтовский металл. Пластик очень гибкий и неупругий. Декали тонкие и хрупкие. И прилипают не очень. Кольцо на носовую возвышенную башню я так и не смог приклеить. а в остальном все хорошо. Интересный момент - кол-во деталей 507. Для сравнения в наборах Ришелье от Трампетера и Бисмарк от Тамии - 308шт.

ФТД

Видимо, на момент выпуска набора для Кенигов фирма WEM себя позиционировала как производитель афтермаркета "для опытных моделистов". Проще говоря, из того, что есть в наборе, мне понравились только сходные трапы . Все остальное требует медитаций и кройки-резни. Для тех, кто будет собирать модель с Вемовским железом,несколько замечаний:

1. С леерными ограждениями надо тщательно разобраться. Надпись английскими буквами, заменяющая в инструкции схему монтажа лееров довольно туманна.
С такой расстановкой лееров, как у меня двухполосные рейлинги без провиса расходуются впритык, т.е. если делать крылья мостиков, то двухполосных лееров на них не хватит. Трехполосных лееров остается после сборки почти полторы полосы. Куда их девать - не знаю. Двухполосных с провисом нехватает.
2. ФТД на крышки люков под палубу - их меньше примерно в два раза, чем надо.
3. Крышки на иллюминаторы в световых коробах - хватает точно на нижнюю палубу. В инструкции ничего про них не нарисовано - есть только название в списке деталей.
4. Трапы на надстройках. Геометрия трапа такова, что если их согнуть и приклеить "как есть" то они не достают низом до уровня палубы примерно 3мм. Пришлось гнуть и корежить.
5. Заглушки для портов 88мм батареи - ненужная и вредная деталь . Надо замазать эти порты шпаклевкой . Если приклеивать металлические заглушки, то на стыке металла и пластика
постоянно образуются трещины.
6. Из деталей для сборки наблюдательного поста на фок-мачте этот пост собрать нереально. Т.е. собрать-то можно, но выглядеть это будет отвратительно.
7. Тросы для кранов. выглядят толстыми. Возможно лучше оставить пластиковые детали и натянуть нить от бантика.
9. Инструкция для очень умных англичан нарисованая от руки. Инструкция Eduard к Тирпицу в сравнении с листочками от WEM как Мона Лиза даВинчи рядом с почеркушками ребенка.
8. Листик фототравления тоненький, в результате все детали ОЧЕНЬ хлипкие и легко мнутся.
В-целом, от работы с пластиком я получил удовольствия значительно больше, чем от работы с железом.

Сборка

Весь лист ФТД я перед началом сборки корабля залил белым праймером Tamiya из баллона.
Так же поступил с большими пластиковыми деталями.

Корпус

Деталь корпуса отлита целиком. В-общем очень неплохо, но на уровне верхней кромки главного броневого пояса имеется канавка, которую надо тщательно зашпаклевать. Есть еще какие-то "сопли" в райноне скуловых килей - они легко убираются шкуркой. Значительные утяжины в носу, про которые я уже говорил. Стоит изнутри расточить клюзы, потому что иначе якоря неохотно попадают через них в отверстия на палубе.

После этого я собирал палубы с казематом. Сначала склеил стенки каземата с верхней палубой и кормовым возвышенным барбетом, причем стенки каземата стыкуются с верхней палубой крайне странно - пришлось много шпаклевать и шкурить, и результат мне не очень понравился. Впрочем, возможно, это у меня руки кривые.

После этого я покрасил "вчерновую" стенки каземата и верхнюю палубу, предварительно наклеив кое-где лючки на палубу и везде на бортах крышки иллюминаторов. Нижнюю палубу покрасил отдельно, и уже покрашенную приклеил к казематам, барбету и верхней палубе. На стенах каземата заменил шлюпочный выстрел на иглу от шприца - родной был отлит заодно со стенкой и был некрасив.
После этого блок из палуб, каземата и барбета я долго опиливал, что бы он встал в корпус. 15см орудия я решил делать неповорачивающимися, поэтому красил их отдельно и вклеивал на место уже при окончательной сборке корабля.

После этого покрасил днище, замаскировал его тамиевским скотчем с мешком для мусора, Окрасил палубную мелочовку. Горловины угольных ям покрасил темно-серым звездинским акрилом . Большие кнехты на носу и корме окрасил в черный цвет, все остальные выступающие детали покрасил в цвет борта. Рельсы катеров покрасил карандашом, окошки в световых коробах - ганметалом. Крышки коробов, шлюпбалки и флагштоки приклеивал окрашенными после окончательной сборки-покраски корпуса. После того, как все палубные лючки были покрашены, я замаскировал палубу вокруг кромки борта опять же тамиевским скотчем и приклеил леера. После этого покрасил леера и надводный борт в серый цвет.

После этого накрасил черную линию переменных ватерлиний. Вот тут меня ждала засада. При отдирании скотча вместе с ним отошло довольно много лоскутов серой краски борта. И это было только начало. Если один борт я восстановил с первого раза, то с другим я мучался около месяца - я его красил, он через неделю облазил, и так раз пять.

Из этой неприятности я извлек для себя несколько уроков:
1. Все надо очень хорошо обезжиривать, хорошо бы работать в перчатках.

2. Краску надо разводить растворителем . Неразведенная ложится аэром тоже неплохо, но слой получается очень толстым, и потом если случается шелушение краски, то дыру сложно заделать так, что бы было ровно.

3. Если краска облезла, и граница этой неприятности заметна, то лечение надо проводить так:
- тампоном с растворителем (пузырек с синей крышкой) протираю облезлость, сглаживая ступеньку на границе обрыва краски.
- 2000 шкуркой протираю высохшее после предыдущей процедуры место.
- чуть смоченным в растворителе тампоном собираю пыль, и выравниваю оставшиеся неровности.
- закрашиваю поврежденный фрагмент по-новой.
- после этого, если необходимо, еще немного шкурки 2000 и снова покраска.

В результате борт получился не такой ровный, как хотелось. В-общем, из-за этого я и решил попробовать старение тамиевской пудренницей.
После того, как борт был побежден, забрызгал корпус глянцевым лаком на два раза. Попробовал сделать смывку борта тем же звездинским акрилом на моющем средстве с водичкой. Получилось не очень заметно. Потом натер борт тамиевской пудрой и закапал зубочисткой иллюминаторы.Потом покрыл все матовым лаком.

Носовая надстройка

Собрал ее вместе с носовым барбетом, но палубу, на которой расположена боевая рубка,и смонтированные на ней надстройки с мачтой, приклеивал только при окончательной сборке.

т.к. корабль делалася на конец войны, то батарею 88 пушек я заглушил ФТД из набора. И долго с ними мучался, пока они не стали заодно со стенками надстройки. Крылья мостиков на надстройке я не делал. Большую часть ограждения я срезал и заменил на двухполосные леера. Поставил лесенки, приклеил крышки иллюминаторов и двери. Покрасил деревянную палубу, замаскировал скотчем и покрасил в серый цвет стенки надстройки и леера.

После этого занялся тем, что выше палубы с боевой рубкой. Все надстройки я собрал, но к палубе пока не приклеивал. Затем покрасил палубы в цвет линолеума, горизонтальные поверхности боевой рубки - в темно-серый. После этого приклеил к палубам и прожекторным площадкам леера, замаскировал палубы и покрасил все незамаскированное, а так же надстройки и трубу в серый цвет.
Собрал надстройки и трубу до уровня верха ходовой рубки.
После этого занялся мачтой.

Конфигурация надстроек этого корабля очень удобна для устройства такелажа - все штаги и флаг-фалы приходят в надстройки. Т.е. я могу собрать надстройку со всем такелажем отдельно от корпуса.
Вернусь к мачте. Тонким сверлом я просверлил в нижнем колене отверстия для штагов и отверстия для крепления каких-то других растяжек. после этого вставил нити штагов, и приклеил пластиковую деталь пола верхней наблюдательной площадки.

Стеньги и реи из набора очень тонки и гибги, поэтому я их заменил на подходящие по диаметру трубочки от "Model Point"
Верхняя наблюдательная площадка была сделана почти по инструкции, только подпорки под крышу были сделаны из фрагмента лестницы. После этого я поставил на верх мачты дальномерный пост. После этого приклеил стеньгу из трубочки, а верхний маленький рей и флагшток оставил пластиковыми. После того, как мачта была собрана, я покрасил ее до наблюдательной площадки в серый цвет и склеил ее с самой верхней площадкой носовой надстройки. При выполнении этой сборки надо быть очень внимательным, т.к. чуть ниже-чуть выше по мачте - и придется отламывать. В площадке я предварительно высверлил отверстия для флаг-фалов. Когда площадка надежно приклеилась - натянул флаг-фалы,покрасил верх мачты в черный цвет и поставил мачту с палубой на место.

Вклеил штаги мачты в палубу с боевой рубкой.


После этого нижнюю и верхнюю части надстройки покрыл глянцевым лаком на два раза. После высыхания смывкой подчеркнул крышки иллюминаторов и двери, зубочисткой закапал акрилом иллюминаторы. Верх трубы натер графитом, имитируя закопченость.
Потом все покрыл матовым лаком.

Кормовая надстройка

Собрал коробочку основания надстройки, покрасил палубу в линолеум, приклеил леера, замаскировал палубу, покрасил стенки в серый цвет. Собрал трубу с "гармошкой" снизу. покрасил верх в гаметал, остальное в серый. Приклеил на место. Покрасил палубы прожекторных и других площадок в цвет линолеума, замаскировал, все незакрытое покрасил в серый цвет. Приклеил все площадки на место. Приклеил мачты и стрелы кранов, приклеил фототравленые тросы, уронил надстройку и долго тросы выправлял, что бы у них хотя бы провис вниз был. Хорошо было бы просверлить в дальних концах стрел отверстия сверлом 0.3мм, что бы пропустить потом через них штаги крепления стрел. Я их не просверлил, о чем потом жалел.
Мачту собирал как и на носовой надстройке - нижнее колено родное, стеньги и реи - моделпойнтовские трубки. Верх стеньги - обрезок пластиковой детали. Такелаж крепил на пластиковой детали в просверленные отверстия, к металлическим деталям - оборачивал нить вокруг, капелька циакрина , кончик срезаю, нити, приходящиеся на кончик рей клеил к торцу так же на суперклей.
Мачту вклеил в палубу ндстройки, после этого натянул штаги и флаг-фалы.

Флаг сделал из штатной декали , наклеенной на фольгу с двух сторон. Деталь очень хрупкая, так что когда я гнул флаг, декаль потрескалась кое-где. Поэтому я долго не мог решить, делать флаг, или оставить пустой флагфал.
Зенитки, расположенные на кормовой надстройке подверглись незначительным доделкам - сточены видимые кромки щитов. После этого зенитки покрашены в серый цвет, покрыты лаком на два раза, и смыты темно-серым акрилом. Надстройка так же покрыта лаком на два раза, тоже смыта (без видимого эффекта) слегка натерта тамиевской пудреницей. Верх трубы натерт графитом. После этого все покрыто матовым лаком.

Башни и казематные орудия

Башни и казематы собраны почти без доработок (надсверлены стволы и приклеены лесенки из ФТД). Вертикальные поверхности башен и казематов и стволы покрашены в серый цвет. Горизонтальные поверхности покрашены в темно-серый. Башни покрыты глянцевым лаком на два раза, смыты, что бы подчеркнуть отверстия для приборов наведения и наблюдения. Результат мне понравился. После этого стволы были натерты пудреницей Tamiya - типа нагар. После этого все покрыто матовым лаком.

Лодки и катера

Лодки до сборки покрашены изнутри в цвет палубы. Верхняя часть лодок покрашена в темно-коричневый. После этого внутрь лодок было положено по два фототравленых весла. Потом верхняя и нижние части были склеены, шов зашпаклеван и зачищен. После этого верх шлюпок закрыт тамиевским скотчем, а борта и дно закрашены серым в цвет надстроек и борта. После этого покрыты лаком.
Плотики я сначала покрасил в цвет палубы. Потом покрыл глянцевым лаком на два раза. Потом смыл решетку темно серым. После этого закрыл решетку скотчем, и остальное покрасил серым. Потом приклеил весла с боков, и все покрыл матовым лаком.
Катера.
Возился с ними долго и нудно. Надо было сразу отрезать с днища катеров куски кильблоков и приклеить к тележкам - это значительно облегчило бы работу. Вырезал боковые стенки кают на корме, и заклеил дырки фототравлеными деталями.
Процесс покраски катеров я хорошо пофотографировал, поэтому вставляю фотографии - они займут меньше места, чем описание. Готовые катера покрыл глянцевым лаком, а потом матовым.

Представленная на обозрение и суд модель линейного корабля названа в честь основателя бранденбургско-прусского государства Фридриха Вильгельма I Бранденбургского (1640- 1688 г.г.). Корабль был в своё время прозван Великим курфюрстом, или, в немецком переводе, Großer Kurfürst.
Судьба и история этого линейного корабля не менее знаменательна, чем история правления Фридриха Вильгельма.
Корабль был спущен на воду в мае 1913 года. Его полное водоизмещение - 29200 тонны, размеры - 175,4 м х 29,5 м, силовая установка - трехвальная,. Максимальная скорость - 21 узел.
«Гроссер Курфюрст» и три его сестершипа, Кёниг», «Маркграф», «Кронпринц Вильгельм» являлись улучшенными версиями линкоров класса «Helgoland». Корабль был оснащен впервые установленными в германском флоте турбинами (15 котлов, 3 турбины) Башни главного калибра размещались в диаметральной плоскости, что усиливало его бортовой залп. Броневой пояс «Grosser Kurfurst» составлял 350 мм, броня башни и носовой рубки до 300 мм, броня оружейных каземат составляла 170 мм. Экипаж линкора по разным источникам составлял около 1136 чел. Вооружение: 10 - 305 мм/50, 14 - 150 мм/45, 4 - 88 мм/45 зенитных орудия, 5 торпедных 500 мм аппаратов.
«Grosser Kurfurst» в период Первой мировой войны входил в состав 3-й линейной эскадры Флота Открытого Моря, принимал участие в разведывательных операциях у берегов Англии.
В мае 1916 г. «Grosser Kurfurst» в составе 3-х линейной эскадры, включающей в себя линкоры "Кёниг" (в качестве флагманского корабля), линкора "Маркграф", "Кронпринц", а также "Кайзер", "Принц-регент Луитпольд" и "Кайзерин" принял участие в Ютландском сражении или, в немецкой интерпретации, сражении при Скагерраке, с превосходящими силами английского флота.
Стоит отметить интересный факт, что в ходе Ютландского сражения англичане выпустили 4598 снарядов крупных калибров (из них 1239 калибра 381-мм) и добились 100 попаданий, что составляет 2,2%, а также 74 торпеды с 12 линейных кораблей, 10 крейсеров, и 52 эсминцев, добившись пяти попаданий, потопив устаревший линкор и эсминец немцев. Немцы в свою очередь выпустили 3597 снарядов и добились 120 попаданий, что составляет 3,3%, и 109 торпед с 8 линейных кораблей, 4 крейсеров - четыре, и 67 эсминцев и, добившись трёх попаданий потопивших три английских эсминца.
Несмотря на то, что большинству английских снарядов оказалась не по зубам «круповская сталь», головные корабли «Кёниг», «Гроссер Курфюрст» «Маркграф», и «Кронпринц Вильгельм» получили серьезные повреждения.
Всего во время Ютландского сражения в "Гроссер Курфюрст" попало пять 381-мм снарядов и три 343-мм. Потери экипажа составили два офицера и 13 матросов убитыми и 10 ранеными.
На "Гроссер Курфюрст" 381-мм снаряд попал в 170-мм броню батареи, причинив большие разрушения прилегающим частям палуб, поперечным и противоосколочным переборкам. На дистанции 12000 м (65 кбт.) 350-мм броня главного броневого пояса выдержала удар другого 381-мм снаряда, броневая плита была слегка вдавлена, и при разрыве снаряда обшивка корпуса под плитой была повреждена. Ещё один 381-мм снаряд разорвался рядом с 300-мм стенкой барбета носовой башенной установки, отколов ее часть. 200-мм верхний броневой пояс был пробит двумя 381-мм снарядами с дистанции 12000 м. В обоих случаях снаряды разрывались на наружной части брони и основной эффект от действия силы взрыва уходил наружу, но отлетевшие от внутренней части броневой плиты осколки вызывали повреждения.
"Гроссер Курфюрст" был сдан противнику в конце Первой мировой войны и затоплен в Скапа Флоу вместе с другими кораблями Германского флота в 1919 г. Поднят и сдан на слом в 1936 г.

В создании модели использовался пластиковый набор от ICM, деревянная палуба от Artwoxmodel. Набор фототравления от WEM. Точеные стволы от неизвестного производителя. Все краски акриловые «АКАН». Грунтовка Тамиевская.
Работа с пластиком больших проблем не вызвала. Пластик мягкий, пилится хорошо. Для имитации такелажа использовалась черная органза.
Более менее подробный процесс постройки изложен в сказках о стройке «Снова Großer Kurfürst».
С учетом того, что это моя вторая модель в 350 масштабе, не все вышло так, как хотелось бы. Но судить вам.
Отдельное спасибо за оказанную помощь при постройке линкора deLoro, Dаnilе и многим другим из сообщества корабелов.

Вот и пришла очередь второй части нашей статьи. Если в первой части статьи мной был сделан акцент на одном только Bismarck’е, то во вторая часть будет сразу о двух кораблях – Friedrich’е der Große и Großer Kurfürst’е.

Friedrich der Große – Старый Фриц

Фридрих Великий. Король Пруссии, по своему политическому, военному и культурному гению не знающий равных в истории Германии. Действительно громкое имя, но соответствует ли ему корабль, названный в его честь? Скорее нет. Немецкая девятка – корабль интересный, сбалансированный, бодрый и со своей фишкой, но все же в качестве геймплея в нем нет существенных отличий от Bismarck’а, а по фановости он уступает ему в разы.

Хотя корабль получился проходным, он все-таки не так плох (в топе, конечно же). Кроме того, на нем можно опробовать нововведения германских инженеров – 406 и 420-миллиметровые орудия. Эти орудия, которые перекочуют вместе с вами и на десятку, фактически являются единственным нововведением в сравнении с 8-м уровнем. В остальном у нас все то же самое: примерно та же маневренность, та же броня… Но раз изменений нет, то почему же он тогда не так мощно гнет? Bismarck с таким же набором на своем уровне имба, а у этого ведь и калибр больше и ПВО лучше, справедливо возразите вы. Но тут вступает в дело пресловутое число стволов. Если на 8 уровне 8 стволов - это еще нормально, то на 9 – уже явно недостаточно. Дамаг, конечно, вы наносить будете, но уровень повысился, к 10-м кидает все чаще, хочется чего-то посерьезнее, а серьезнее стал только калибр.




Если на Bismarck’е такие бои в порядке вещей, то на Friedrich’е они случаются уже гораздо реже. Для немецкой девятки это действительно очень неплохой бой.

Что же до перков и модернизаций, то тут мы выбираем то же, что и на Bismarck’е, но у нас появляется еще один слот модернизации – 3-й (ну или 6-й, как хотите). И в этом слоте выбор у нас просто огромен – аж все модернизации могут быть нам полезны: если хотите максимального разгона ПМК – ставьте ПМК 3, если хотите еще большей скорострельности при некоторой потере скорости поворота – это орудия ГК 3, ну а если вы представитель ЦА и вам главное дальность (хотя при таком разбросе это полное извращение), то нате вам СУО 2. Ну и мой выбор – ПВО 3. Это усилит защиту от воздушных атак, при этом ни в чем другом вы не потеряете.

Если сравнивать корабль с одноклассниками того же уровня, то я бы поставил его на второе место после Iow’ы. Izumo он превосходит, конечно, в разы: хотя существуют фанаты и у этого корабля, но среди 9-ок он не выделяется ничем, а специфичное расположение башен делает этот кораблем пригодным лишь для узкого круга задач. Однако, по правде говоря, все ЛК 9 представляются мне не самыми выдающимися машинами, которые являются лишь трамплином для финального прыжка. Разве что Iowa дает представление о Montan’е и является ее несколько худшей версией. 9-е немец и японец от своих старших братьев отличаются гораздо более сильно.

Großer Kurfürst – Грациозный гигант


Вот такой он, этот Великий Курфюрст. Тут, кстати, видно все перки и модернизации.

Великий Курфюрст. Это, кстати, не сколько титул, сколько имя нарицательное – в германской историографии так именуют Фридриха Вильгельма I Бранденбургского, человека, который основал единое бранденбургско-прусское государство. Сам же корабль получился очень и очень примечательным. Это настоящий мастодонт флота WoWS, рекордсмен по многим параметрам: наибольшие размеры в игре и наименьшая маскировка среди всех линкоров 10-го уровня, наибольшее количество HP среди всех кораблей в игре, самое мощное бронирование в сравнении с другими ЛК 10 (тут и удачная схема и довольно низкий, в сравнении с тем же Yamato, борт). Разве что по калибру и ПВО он уступает Yamato и Montan’е соответственно. По точности он находится в середине между ними. Однако это компенсируется тем, что у нас есть 420 миллиметровые пушки, которых целых 12 (!) штук (для немцев – это рекорд), а это значит, что по весу залпа мы просто вне конкуренции. Действительно, ради этого стоит терпеть кривость немецких пушек и их малое количество все 9 уровней.

Что же касается всего остального, то и тут корабль вполне держит марку. У него, конечно, есть ряд существенных недостатков: большие размеры, слабая ПТЗ и огромный радиус циркуляции. Тем не менее, для такой махины он довольно маневренный, а наличие гидроакустики позволяет заблаговременно узнавать о приближении торпед и уходить от них. Удар от снарядов других ЛК, благодаря нашей броне, мы держим тоже очень хорошо, а пробить нашу цитадель задача воистину сложная. Тем не менее, это не корабль дальнего боя. Частые рикошеты и малая дальность стрельбы вынуждают нас идти вперед, а на близких дистанциях даже наша броня уже начинает пропускать урон. Но тем не менее, этот урон не критичен. То есть, мы вполне удачно можем цитаделить наших японских и американских собратьев, не получая цитадели в ответ и выживая в ожесточенных клинчах.

Однако, в этой тевтонской бочке меда есть одна здоровая ложка дегтя. И название ей – авианосцы. ПВО у курфюрста хорошая и немногим уступает американской, однако если на вас сразу летят 6 (или больше) эскадрилий, да еще и со всех сторон – придется очень туго. В такой ситуации есть только один способ действия: громко крикнуть Gott mit Uns, быстро расчехлить свои орудия, сделать прощальный залп и ждать своей участи. Если вам повезет, то вам снимут половину HP, вы проредите ряды вражеских эскадрилий, отойдете, отхилитесь и начнете цикл заново. Если вам очень повезет, то рядом окажется несколько ваших крейсеров и они помогут вам отбиться без существенных последствий. А вот если вам не повезет, то с высоко поднятым флагом вы пойдете на дно, а после боя недосчитаетесь порядка 100-200к серебра. Вот такая вот занимательная экономика. Короче, на high level ЛК лучше играть в отряде.

Что же касается общего сравнения с другими ЛК 10, то проводить его довольно сложно. И вовсе не потому, что Kurfürst намного лучше или хуже других: в чем-то он плох (радиус циркуляции, маскировка), в чем-то он примерно на равных с другими (разброс, ПВО), а в иных параметрах (броня, вес залпа, перекладка, акустика. живучесть) даже превосходит остальных. Однако проблемы у всех высокоуровневых ЛК идентичны – фугасный аутизм и авианосцы. Можно назвать еще и торпеды, но их-то как раз немец может контрить и вполне успешно с этим справляется. Тем нее менее, даже если исключить эсминцы, то и без того проблем у него хватает. И, к сожалению, не только у него.

Заключение

В целом, миф о том, что немецкие ЛК – это страшные кактусы (и вообще пойду возьму ямату) не соответствует действительности. Они, в отличии от своих собратьев других наций, очень живучи, у них есть своя фишка, своя манера игры, а немецкая 10 получилась очень достойной, необычной и интересной. Yamato уже давно пора слезать со своего пьедестала и Kurfürst’у вполне по силам его потеснить. Есть у немцев и слабые стороны – разброс, плохое горизонтальное бронирование, большие размеры, большой радиус циркуляции. Но все-таки это линкоры и подобное им простительно. В целом, ветку действительно стоит качать (стоит хотя бы попробовать), так как эти корабли буквально вынуждают вас играть в ЛК-геймплей, который, вопреки расхожему мнению, вовсе не в том, чтобы стоять у края карты и стрелять в даль, а в том, чтобы вести команду за собой, принимать урон и раздавать очень болезненные оплеухи всем представителям красной команды.