Преподобный Иринарх Ростовский, затворник

Родился в крестьянской семье в селе Кондаково Ростовского уезда. В крещении он получил имя Илия. На 30-м году жизни святой принял монашеский постриг в Ростовском Борисоглебском монастыре . Там он стал усердно трудиться в иноческих подвигах, посещал церковные службы, ночами молился и спал на земле.

Однажды, сжалившись над странником, который не имел обуви, святой Иринарх отдал ему свои сапоги и с тех пор стал ходить босой по морозу. Игумену не понравилось такое поведение подвижника; и он начал смирять его, заставляя часа по два стоять на морозе против своей келлии или подолгу звонить на колокольне. Святой все переносил с терпением и не изменил своего поведения. Игумен продолжал жестокосердствовать, и преподобный был вынужден перейти в Ростовский Авраамиев Богоявленский монастырь , где был принят в число братии и вскоре был назначен келарем.

Преподобный с усердием исполнял свое послушание, скорбя о том, что братия монастыря и служители не берегут достояние обители, расточая его без меры. Однажды во сне он увидел преподобного Авраамия Ростовского , который утешил его и благословил раздавать всем потребное без смущения. Как-то, во время пения Херувимской, преподобный Иринарх громко зарыдал. На вопрос архимандрита он ответил: "Мать моя преставилась!" Оставив Аврамиев монастырь, преподобный Иринарх перешел в Ростовский монастырь святого Лазаря , поселился в уединенной келлии и прожил в ней три года в тесноте и голоде.

Здесь его навещал блаженный Иоанн юродивый , по прозванию Большой Колпак. Святые подкрепляли друг друга духовной беседой. Старец, однако, имел желание возвратиться в свою первоначальную обитель, Ростовский Борисоглебский монастырь . Он был принят обратно с любовью строителем Варлаамом и стал еще более сурово подвизаться в обители. Уединившись в затворе, подвижник железной цепью приковал себя к деревянному стулу, наложил на себя тяжелые цепи и кресты. За это он переносил озлобление и насмешки от монастырской братии.

В то время его навестил давний друг, блаженный Иоанн юродивый , предсказавший нашествие Литвы на Москву. 25 лет провел преподобный Иринарх закованным цепями и веригами в тяжелых трудах. Подвиги его обличали нерадиво живших в обители, и они солгали игумену, что старец учит не ходить на монастырские работы, а подвизаться подобно ему. Игумен поверил клевете и изгнал святого старца из обители.

Смиренно покорившись, преподобный Иринарх опять ушел в Ростов и прожил в монастыре святого Лазаря один год. Между тем Борисоглебский игумен раскаялся в своем поступке и послал иноков за преподобным Иринархом. Он возвратился, укоряя себя, что живет не так, как братия, которая несет праведные труды, которых он лишен. Преподобный продолжал носить свои тяжкие вериги и, трудясь, изготовлял нищим одежду, вязал волосяные свитки и клобуки.

Он спал ночью лишь один час или два, остальное же время молился и бил свое тело железной палкой. Святому Иринарху было видение о том, что Москву захватит Литва, а церкви по местам будут разорены. Он стал горько плакать о предстоящем бедствии, и игумен повелел ему ехать в Москву и предупредить царя Василия Иоанновича Шуйского (1606-1610) о грозящей беде. Преподобный Иринарх выполнил послушание.

Он отказался от предложенных ему даров и, вернувшись, стал усердно молиться, чтобы Господь помиловал Русскую землю. Враги явились на Русь, стали завоевывать города, избивали жителей, грабили монастыри и церкви. Лжедимитрий и второй самозванец стремились покорить Русь польскому королю. Ростовский Борисоглебский монастырь также был захвачен врагами, которые вошли к святому затворнику и удивились прямым и смелым речам старца, предсказавшего им гибель.

После святого старца осталось 142 медных креста, семь наплечных вериг, цепь в 20 сажен, которую он носил на шее, железные ножные путы, восемнадцать ручных оков, "связни", которые он носил на поясе, весом в пуд, и железная палка, которой он избивал свое тело и прогонял бесов. В этих трудах, как называл их старец, он прожил 38 лет, в миру прожил 30 лет, скончался же 68-ми лет от роду.

После смерти преподобного Иринарха совершалось много чудес при его гробе, особенно же исцелений больных и бесноватых при возложении на них крестов и цепей святого подвижника.

Тропарь

Яко мученика добропроизвольна / и преподобных удобрение, / звезду Ростовскую, / в затворе, узах и веригах Господеви благоугодившаго / и чудес благодать от Него приемшаго, / Иринарха предивнаго песньми хвалебными почтим / и, к нему припадающе, умильно глаголем: / отче преподобне, моли Христа Бога / спастися душам нашим .

Преподобный Иринарх, затворник Ростовский, родился в крестьянской семье в селе Кондаково Ростовского уезда. В Крещении он получил имя Илия. На 30-м году жизни святой принял постриг в монашество в Ростовском Борисоглебском монастыре. Там он стал усердно трудиться в иноческих подвигах, посещал церковные службы, ночами молился и спал на земле. Однажды, сжалившись над странником, который не имел обуви, святой Иринарх отдал ему свои сапоги и с тех пор стал ходить босой по морозу. Игумену не понравилось такое поведение подвижника, и он начал смирять его, заставляя часа по два стоять на морозе против своей келлии или подолгу звонить на колокольне. Святой всё переносил с терпением и не изменил своего поведения. Игумен продолжал жестокосердствовать, и преподобный был вынужден перейти в Аврамиев Богоявленский монастырь, где был принят в число братии и вскоре был назначен келарем. Преподобный с усердием исполнял свое послушание, скорбя о том, что братия монастыря и служители не берегут достояние обители, расточая его без меры. Однажды во сне он увидел преподобного Авраамия Ростовского (память 29 октября), который утешил его и благословил раздавать всем потребное без смущения. Как-то, во время пения Херувимской, преподобный Иринарх громко зарыдал. На вопрос архимандрита он ответил: "Мать моя преставилась!" Оставив Авраамиев монастырь, преподобный Иринарх перешел в Ростовский монастырь святого Лазаря, поселился в уединенной келлии и прожил в ней три года в тесноте и голоде. Здесь его навещал блаженный Иоанн юродивый, по прозванию Большой Колпак. Святые подкрепляли друг друга духовной беседой. Старец, однако, имел желание возвратиться в свою первоначальную обитель - Борисоглебский монастырь. Он был принят обратно с любовью строителем Варлаамом и стал еще более сурово подвизаться в обители. Уединившись в затворе, подвижник железной цепью приковал себя к деревянному стулу, наложил на себя тяжелые цепи и кресты. За это он переносил озлобление и насмешки от монастырской братии. В то время его навестил давний друг, блаженный Иоанн юродивый, предсказавший нашествие Литвы на Москву. 25 лет провел преподобный Иринарх закованным цепями и веригами в тяжелых трудах. Подвиги его обличали нерадиво живших в обители, и они солгали игумену, что старец учит не ходить на монастырские работы, а подвизаться подобно ему. Игумен поверил клевете и изгнал святого старца из обители. Смиренно покорившись, преподобный Иринарх опять ушел в Ростов и прожил в монастыре святого Лазаря один год. Между тем Борисоглебский игумен раскаялся в своем поступке и послал иноков за преподобным Иринархом. Он возвратился, укоряя себя, что живет не так, как братия, которая несет праведные труды, которых он лишен. Преподобный продолжал носить свои тяжкие вериги и, трудясь, изготовлял нищим одежду, вязал волосяные свитки и клобуки. Он спал ночью лишь один час или два, остальное же время молился и бил свое тело железной палкой.

Святому Иринарху было видение о том, что Москву захватит Литва, а церкви по местам будут разорены. Он стал горько плакать о предстоящем бедствии, и игумен повелел ему ехать в Москву и предупредить царя Василия Иоанновича Шуйского (1606 - 1610) о грозящей беде. Преподобный Иринарх выполнил послушание. Он отказался от предложенных ему даров и, вернувшись, стал усердно молиться, чтобы Господь помиловал Русскую землю.

Враги явились на Русь, стали завоевывать города, избивали жителей, грабили монастыри и церкви. Лжедимитрий и второй самозванец стремились покорить Русь польскому королю. Борисоглебский монастырь также был захвачен врагами, которые вошли к святому затворнику и удивились прямым и смелым речам старца, предсказавшего им гибель.

Сапега, остановившийся в Борисоглебском монастыре, пожелал видеть старца, сидящего в цепях, и удивился такому подвигу. Когда паны, пришедшие с Сапегой, сказали ему, что старец молится за Шуйского, преподобный смело сказал: "Я в России рожден и крещен, за русского царя и Бога молю". Сапега отвечал: "Правда в батьке велика - в которой земле жить, той земле и служить". После этого преподобный Иринарх стал убеждать Сапегу уйти из России, предсказывая ему в противном случае смерть.

Преподобный Иринарх следил за ходом войны и послал князю Димитрию Пожарскому свое благословение и просфору. Он велел ему идти под Москву, предсказав: "Увидите славу Божию". В помощь Пожарскому и Минину преподобный передал свой крест. С помощью Божией русские одолели Литву, князь Пожарский овладел Кремлем, и в Русской земле постепенно начал водворяться мир. Старец Иринарх по-прежнему непрестанно молил Бога со слезами об избавлении Руси от врагов и, обладая силой творить чудеса, исцелял больных и бесноватых. Ему был открыт день кончины, и он, призвав своих учеников, Александра и Корнилия, стал давать им наставления и, простившись со всеми, тихо отошел ко Господу в вечный покой (+ 13 января 1616 года). После святого старца осталось 142 медных креста, семь наплечных вериг, цепь в 20 сажен, которую он носил на шее, железные ножные путы, восемнадцать ручных оков, "связни", которые он носил на поясе, весом в пуд, и железная палка, которой он избивал свое тело и прогонял бесов. В этих трудах, как называл их старец, он прожил 38 лет, в миру прожил 30 лет, скончался же 68-ми лет от роду. После смерти преподобного Иринарха совершалось много чудес при его гробе, особенно же исцелений больных и бесноватых при возложении на них крестов и цепей святого подвижника.

Преподобному Иринарху особо молятся об исцелении бесноватых и защите от злых духов.

Имя и многолетний подвиг Иринарха Затворника долгое время были преданы забвению. Да и сейчас они неизвестны большинству россиян. А ведь четыре вера назад этот старец из Борисоглебского монастыря на Ярославщине вместе с Мининым и Пожарским спас наше Отечество от гибели.

Воскрешению летописи о преподобном Иринархе наша историческая наука обязана Д. С. Лихачеву, которому удалось обнаружить в архивах обрывки документов из разореннойй большевиками обители и вернуть имя и деяния Иринарха потомкам. Что же сделал для отечества этот "неизвестный герой великой войны", как назвал подвижника учёный?

Согласно свидетельству монастырской летописи Иринарх родился в Ростовской области, в селе Кондаково. Родители его были крестьяне, отец по имени Акиндин, мать по имени Ирина. В святом крещении младенцу дано было имя Илья. Радовались родители, видя, как быстро растет ребенок: двадцати недель он уже встал на ноги и начал ходить. Родители воспитывали сына в благочестии и чистоте христианской веры. Ребенок не занимался играми, но возлюбил смирение и кротость, был тих и ко всем относился ласково.

Будучи еще только шести лет он однажды сказал своей матери:

Как вырасту, так постригусь и стану монахом; буду носить на себе железа и трудиться ради Бога, и буду учителем всем людям.

Удивилась мать таким речам своего малолетнего сына, но вместе радовалась. Эти пророчественные слова шестилетнего ребенка впоследствии сбылись в точности.

С малых лет его посещали странные видения о будущих бедствиях Руси. По праздникам мальчик, вознамерившийся стать монахом и служить Богу, часто бывал у приходского священика, который рассказывал ему о Сергии Радонежского, о походе Дмитрия Донского против Мамая, о подвиге Пересвета. Эти рассказы заметно повлияли на мировозрении Илье. В 1566 году после смерти отца юноша вместе с матерью перебрался в Ростов.

Однако жизнь складывалась трудно, и чтобы не быть обузой в семье, Илья ушел послушником в монастырь Бориса и Глеба. Он чувствовал призвание к иночеству. Однажды во время молитвы ему явился святой Сергий Радонежский, который предсказал юноше грядущее спасение Отечества, "когда два Козьмы освободят Москву от иноземца", а до того приказал жить в затворе и нести особое послушание. Следуя указанию небожителя, Илья сковал "ужище", то есть цепь длиной в три аршина, обвился ею и прикрепил себя к большому "стулу", роль которого исполнял толстый обрубок дерева. Этот предмет стал для юноши и мебелью, и добровольной ношей. Двадцать лет Илья, принявший имя Иринарх, носил на себе тяжелое ужище, ни на мгновение не сомневаясь в том, что пророчество Сергия Радонежского сбудется.

В 1586 году в обитель пришел ростовский юродивый Иван Блаженный, который принес Иринарху новое поручение: сделать себе сто крестов медных, чтобы каждый был в "полугривенку весом", то есть в четверть фунта. Затворник обрадовался еще одному испытанию, но он был беден и не знал, где ему достать столько меди. Однако рука святого Сергия вела его к свершению. Как-то в сильное ненастье в двери кельи Иринарха постучали,

Келья преподобного Иринарха

и незнакомый посадский человек молча передал монаху большой старинный медный крест. Из этого креста отлили сто крестов меньших размеров, их затворник надел на себя. Другой гость, придя несколькими днями позже, принес иноку палицу,

Шапочка, плеть и вериги преподобного Иринарха

в результате число крестов дошла до ста сорока двух. Вместе с узищем общий вес груза, который старец носил на себе, в обычные дни составлял 16 килограммов, а в праздники 8 килограмов. Многие свидетели его подвига, в том числе и иноки обители, не понимали, зачем нужно так изнурять себя. А Иринарх лишь повторял переданное ему юродивым приказание Сергия Радонежского: "Сколь тяжелы дни наступают для Отечества, столь большую тяжесть должен ты носить на себя, деля с ним труды и беды его".

А дни Отечества и вправду становились все горячее. Поляки и собственные изменники разоряли русскую землю, обильно поливая ее кровью православных христиан. И чем сильнее становилась Смута, тем больше железа надевал на себя ростовский затворник. К прежнему ужищу он приковал еще три сажени (шесть метров) железа, и всё "одеяние"старца превратило его тело в сплошную незаживающую рану. Эти страшные вериги он носил на себе до 1613 года, пока Смута не успокоилась.

Почти сорок лет Иринарх молился за Россию, непрестанно работал, обвитый железом, отгонял сон, не знал отдыха. Для борисоглебской братии он вязал из волоса свитки (монашеские одежды) и клобуки, шил одежду нищим, всячески помогал им.

Долготерпение затворника было вознаграждено. Однажды ночью святой Сергий вновь явился ему. Он показал Иринарху разграбленную, сожженную поляками Москву и повелел немедленно отправляться к царю, чтобы сказать ему о грядущем нашествии врагов. Старец дошел до столицы, где его принял Василий Шуйский, занимавший тогда русский престол. Государь серьёно отнёся к предупреждению троицкого игумена, но не смог предотвратить катастрофу.

Иринарх вернулся в свою обитель. Как никто на Руси он предчуствовал надвигающиеся несчастья. И вот пришел день, когда на пороге его кельи появился один из польских военачальников - Сапега. Ростовский затворник, "опоясанный железами", произвел на воеводу большое впечатление. Он спросил Иринарха за како-го царя тот молиться. "За русского", - ответил старец. Мужество тщедушного, согбенного монаха вызвала у Сапеги уважение. Он приказал своим воинам не грабить обитель и даже оставил затворнику русское знамя, захваченное поляками в Москве. "А что ждет меня?" - спросил воевода у старца. "Скорее возвращайся домой с войском своим, - посоветовал ему Иринарх, - иначе не выйдешь отсюда живым". Сапега только усмехнулся, он знал, сколь сильно его войско и как слаба Русь. Однако пророчество ростовского затворника сбылось. Воевода погиб на русской земле и больше никогда не увидел свой родной Краков. Князь Скопин-Шуйский отбросил Сапегу от Ростова, а потом, получив в благословение от старца один из его чудодейственных крестов, двинулся на Москву. Это была первая попытка свернуть иноземное владычество, за ней последовала череда других. Наконец, до Ростова донеслась весть - князь Пожарский и земский староста Минин собирают в Нижнем Новгороде новое ополчение.

В походе на Москву ополченцы должны были пройти в стороне от Борисоглебского монастыря. Однако перед самым выступлением, когда князб Пожарский по русскому обычаю пришел на могилу своих родителей, чтобы взять благословение знакомый с детства голос, шепнул ему материнский наказ - навестить на реке Устье старца в веригах. Князь не посмел ослушаться. Приказав войску двигаться намеченным путем к Москве, он вместе с Мининым направился в Борисо-Глебскую обитель.

Имя и фамилия на Руси догое время мало, что значили, употребление имели прозвища. Князь Пожарский крещен был Козьмой позднее за удаль и храбрость его стали называть Дмитрием в честь Дмитрия Донского. Поэтому Иринарх увидев на пороге своей кельи Пожарского и Минина, сразу понял: предсказанию Сергия Радонежского о том "что два Козьмы спасут Москву", пришло время исполниться. Он снял с себя самый большой медный крест и с благословением надел его на князя. Это был особый крест, предназначенный для ношения поверх доспехов. С оборотной стороны, вверху и внизу, у него имелись отверстия для продевания тесьмы - так удобнее было носить крест на груди. На Руси их называли "пораменными". Старец знал что трудами и молитвами до конца выполнил служение, предписанное небесами, а теперь пришло время князю исполнить свой долг огнем и мечом. Вскоре на русский престол взошел царь Михаил Романов, и по всей России установилась тишина.

Еще восемь лет после окончания Великой Смуты Иринарх прожил в Борисо-глебской обители. Он достиг такой степени святости, что одним взглядом мог усмирить разьяренного зверя или успокоить душевнобольного. Приготовленными в монастыре снадобьями он лечил многих страждущих, другим помогал добрым советом. Когда старец умер, его похоронили на территории обители - там, где затворник совершил свой подвиг, а кресты, которые он носил на себе более двадцати лет, водрузили на надгробье. Все они бесследно исчезли в революционное лихолетье.

Душа народа хранит память о чудесах старца, рассказы о них передают из поколения в поколение в ростовских деревнях. И сегодня можно отыскать семьи, где сохранились иконы, к которым прикладывал свои знаменитые медные кресты затворник. Эти реликвии, поистине чудом пережив все репресии массового атеизма, дошли до нашего времени. Возобновлена и давняя традиция ежегодного крестного хода от стен обители до источника Иринарха близ села Кондаково родины преподобного.

23 октября 2010 года в предместье Парижа, десять человек проводившие спиритический сеанс неожиданно начали выбрасываться из окна третьего этажа. Многие из выпрыгнувших держали в руках детей. Через несколько часов, уже в больнице от полученных травм скончается четырехмесячная девочка. Полиции все участники скажут что, причиной трагедии стало явление дьявола. Никто из них в тот момент не понимал, чем может быть черевста игра с потусторонней реальностью и попытка общения с иным миром.

Есть вещи на которые нельзя даже смотреть. Одна искра и человека охватывает адский огонь, он становится податливым как раскалённое железо. Этой болезни уже много веков, но до сих пор остается самой страшной загадкой. Как и сотни лет назад, только цепь и молитва могут спасти от неминуемой гибели.

В 1973 году компания Warner brazers выпустила на мировые экраны картину Экзорцист или как звучало название в русском переводе "Изгоняющий дьявола". До сих пор многие критики считают его самым страшным фильмом за всю историю кино. На сеансах люди теряли сознание, кто-то впадал в истерику, кто-то после фильма объявлял, что, в его родных и близких вселились бесы. Но все это, только разжигало зрительский интерес. Сотни тысяч человек стремились увидеть запретное.

Человека всегда притягивало неизвестное, им могли двигать тайные желания, научный интерес, обычное лобопытство. Но каждая попытка вторжения в запретное пространство оказывалось крайне рискованной.

Как человеку опасно вкушать смертоносное, ходить по тонкому льду, прыгать с пятнадцатого этажа. Точно так же человеку опасно соприкасаться с духовным миром, где существуют совершенно разные силы.

1943 год. На Кольский полуостров отправлен специальный отряд нацисткой организации Annarbo или наследие предков. Цель экспедиции совершенно засекречена, а её участники предупреждены, что им прийдется иметь дело с очень странными явлениями. Практически сразу после десантирования члены отряда начинают пропадать один за другим. И необъяснимый ужас постепенно охватывает тех кто остаётся в живых. Но вернуться из этой экспедиции не сможет никто.

Что же могло заинтересовать Ananerbo в этих местах? Ответ на этот вопрос долгое время не раскрывался, сама информация о таинственном десанте нацистов оставалось засекреченной. Возможно, причина была в том, что, и советские власти в своё время предпринимали подобные попытки иследовать феномен Кольского полуострова. В 1922 году сюда прибыла экспедиция ОГПУ под руководством Александра Барченко. Учёные хотели выяснить причину странного заболевания охватившего местное население. Тогда его называли полярным психозом, но и этой экспедиции не суждено было завершиться удачно. Сохранились только слухи, что в поселениях Кольского полуострова живут странные люди зомби, готовые подчиняться любой тёмной силе. Они-то и интересовали вождей тоталитарных государств.

В 2010 году очередную поездку на север предпринял известный врач-офтальмолог Эрнст Мулдашев. Застать его в Уфе где он живёт оказалось очень непросто. Но нам нужно выяснить что за загадочная болезнь была замечена в Мурманской области. "Как выглядит одержимый человек?". Выглядит немножко с бешенными глазами и он послушен. Он послушен, к различным громким командам. Вот эти жесткие громкие команды он выполняет беспрекословно не думая не о жизни, не о смерти не о чем". - "А что он может сделать в таком состояние?" - Он может выполнить сложные команды, например, бери ружьё иди охоться не на оленя, а на людей. И он охотится, но он в зомбированном состоянии. Есть послушание у них, особо жесткое, когда не надо думать, ты хочешь или не хочешь. Тебя зазомбировали и ты идёшь делаешь то что тебе покажут. Это зомби. Это натуральный зомби". - "Какие-то способы лечения предлагаются?" "Способы лечения мирятинья, как таковых, по большому счёту этих способов нет. Но я думаю, знаете, это даже не болезнь, её нельзя лечить".

Это больше напоминает рассказы из серии очевидное невероятное, чем реальные истории о реальных людях. Однако, как выясняется специалисты к подобным вещам относятся очень серьёзно. Возникает такое состояние, как, способность говорить на разных языках. Издавать всевозможные звуки, лаяние, рычание, жуткие нечленораздельные крики, говорить с разными тембрами голоса. Кроме этого возникают конвульсивные подергивания, двигательные растройства, припадки, судороги. Ну что это? Болезнь, психическое расстройство или все таки нечто не совсем иное, не подвластное обычным методам лечения. Бесовсина... Вероятно раньше, её именно так и называли. Потому что меняется поведение, меняются ощущения. Он может рассказывать о странных объектах, которых он видит, которых он слышит. То что происходит на Кольском полуострове имеет определение меритинья. Есть и другие названия. В небольшом посёлке в Архангельской области, например частый случай некой болезни котве. В других северных областях подобные приступы называют кликушеством. Но что это на самом деле? Говорят это все проявление одержимости. Формы и обличия которые она может принимать, самые разнообразные. Многие склонны считать что даже психоз охватывающий людей у компьютеров, тоже один из вариантов вселения бесов.

Как оказалось, за долгую историю лишь немногим монахам и священникам был дан дар исцелять одержимость и изгонять бесов. Одно из имён преподобный Иринарх Затворник Русский святой живший в XVII веке. Но вот что странно. Информации о нем довольно скудная и к тому, имя святого мало кому известно. Такое ощущение, что она как будто нарошно скрыта.

Почему святой Иринарх подвергся забвению? За что преподобный заковывал себя в кандалы? И где искать разгадку таинственного затворника?

Каждое утро с молитвой он приходил в кузницу. Надевал фартук, брал в руки молот. Удар. Ещё удар. Раскалённый метал превращался в длинную и тяжелую цепь, звено за звеном. И только он один понимал смысл и предназначение этих железных вериг.

Имя святого Иринарха известно немногим. Ещё меньше людей знают житие преподобного. А в чем смысл его подвига, сказать могут и вовсе единицы. Но почему так получилось? В чем тайна забвения этого русского святого?

Преподобный Иринарх, особый святой. Подвиг его очень многогранен, очень велик. Его почитание можно сказать не получило такого широкого распространения на всю Россию как об этом нам говорит и отсутствие храмов.

Даже с иконами святого оказывается, все очень непросто. А ведь Иринарх Затворник сыграл очень значимую роль в судьбе России. И судя по всемужской был очень известным монахом своего времени. В 1608 году преподобный Иринарх вышел из своего затвора и посетил царя Василия Шуйского в Москве. Потому что Иринарху было откровение видения о разорении Москвы, иноземцами, поляками и литовцами.

Четыре сотни лет назад, возможно именно этой дорогой, простой монах, направлялся к Московскому кремлю. Он шел к царю, многострадальному Василию Шуйскому. Прошло всего два года, как Василий Иоанович занял русский престол. И вот теперь, монах, по имени Иринарх несёт ему неутешительную весть. Он предрекал, что, Москва совсем скоро будет разорена, а Василия четвёртого ждёт плен и смерть на чужбине. Так и произошло.

Но как, у простого монаха, который почти всю жизнь провёл в заперти, появился этот пророческий дар? Какие ещё события предрекал таинственный русский святой? И кем он был на самом деле Иринарх Затворник? Чтобы ответить на эти вопросы нужно попасть в монастырь где жил святой. Известно, что находился он где-то недалеко от Москвы и носил название Борисоглебского.

Таких монастырей в окрестностях Москвы оказалось три. В Дмитрове, в Торжке и в посёлке Борисоглебске Ярославской области. Ярославская область - 250 километров от Москвы, и мы попадаем в монастырь святого затворника. Крепость XIV века, когда-то она была одна из самых мощных и значимых монастырей на Руси. Да и сегодня имеет вид довольно внушительный. При входе, нас встречают парни в военой форме под командованием недюжинного монаха. Почему военная форма? Потому что эти парни занимаются в воено-патриотическом клубе, руководителем которого является дьякон Генадий служащий этого Монастыря.

Как удалось выяснить в этом монастыре жил один из самых загадочных русских святых 38 лет он провёл в этих стенах, здесь он принял постриг в монахи, здесь назначал встречи царям и воеводам и здесь же должна хранится его самая главная тайна. Сейчас в монастыре всего шесть монахов, а было время когда обитель считалось царской, и туда обязательно приезжал каждый из росийсских правителей начиная с Иоанна Грозного. Возможно поэтому к насельникам монастыря у царской семьи было уважительное отношение. И к словам простого монаха Иринарха прислушивались.

К нему приезжали вожди русского воинства: Михаил Скопин-Шуйский, князь Димитрий Пожарский. Эти посещения происходили накануне походов войск под командованием этих военоначальников на Москву.

Один из самых известных исторических фактов. В 1612 году в монастырь приехал князь Димитрий Пожарский, тот самый которому было предназначено освободить Москву от польско-литовских захватчиков. Благословение на освободительный поход князь получил от монаха Борисоглебского Монастыря Иринарха Затворника.

ИРИНАРХ, ЗАТВОРНИК РОСТОВСКИЙ

(род. в 1547 г. – ум. в 1616 г.)

Имя преподобного Иринарха хорошо известно как православным христианам, так и любителям истории. Именно он благословил ополчение князя Дмитрия Михайловича Пожарского в поход на Москву. Он единственный раз в жизни вышел из затвора, чтобы сообщить Василию Шуйскому о грядущей опасности… Фигура Иринарха – одна из самых колоритных в сонме святых русской земли. Он в буквальном смысле нес на себе тяжесть человеческих грехов – после смерти старца осталось 142 медных креста, семь наплечных вериг, цепь в 20 сажен, которую он не снимал с шеи, железные ножные путы, восемнадцать ручных оков, «связни», которые он носил на поясе, весом в пуд, и железная палка, которой он избивал свое тело и прогонял бесов.

Будущий святой и провидец преподобный Иринарх-затворник родился в неспокойное время. В год его появления на свет на трон взошел Иван IV, которого потомки называли Иваном Грозным. Москва полыхала пожарами, по дорогам «шалили» разбойники, а богобоязненные люди потихоньку перешептывались о грядущем конце света… Но маленький Илья (такое имя дали ребенку родители при крещении) долгое время оставался в стороне от этих событий. Ведь он жил не в Москве и даже не в Казани, а в селе Кондаково. И мать, и отец его были крестьянами, их жизнь текла размеренно, по раз и навсегда определенному графику: от сева до жатвы. Впрочем, на обычного сельского мальчишку Илья не был похож – тихий, скромный, ласковый… И в то же время – не по-детски серьезный.

В житии преподобного Иринарха упоминается о том, как впервые проснулся его пророческий дар. Когда мальчику было шесть лет, он однажды сказал матери: «Как вырасту, так постригусь и стану монахом; буду носить на себе железа и трудиться ради Бога, и буду учителем всем людям». Едва ли шестилетний ребенок мог произнести такую фразу, скорее всего, эти слова были вложены в уста святого теми, кто описывал его подвиг. Но тяга к монашеской жизни проявилась у Иринарха очень рано. Особенно сильное впечатление на него произвел рассказ сельского священника, отца Василия, о Калязинском чудотворце Макарии. Преподобный Макарий казался Илье недосягаемым идеалом, а его жизнь – полной смысла и служения Богу и людям. Заслушавшись, он произнес: «И я буду таким же монахом». Это было первое взрослое решение Ильи, но до его воплощения в жизнь прошли годы.

Жития святых пишутся по определенному канону. Трудно, пожалуй, найти святого, который бы с детства не отличался особой религиозностью, усердием в молитве, доброжелательностью. И родители, как правило, благословляли своих детей на подвиг иночества «с радостью», поскольку считали такую участь благой и высокой… Но ведь жития создавались как поучительное чтение, как образец для подражания, и реальным материнским слезам или детским шалостям там просто не было места…

До восемнадцати лет Илья жил вместе с родителями (их звали Акиндин и Ирина) и двумя братьями – Андреем и Давидом. Когда в 1567 году в округе начался голод, он отправился на заработки в Нижний Новгород – уже мог сам заработать себе пропитание и не хотел сидеть на шее у родных. Два года о нем не было ничего слышно. В конце концов родители забеспокоились: обычный срок найма составлял год, и сын должен был прийти домой – повидаться. На поиски Ильи отправились его братья и вскоре нашли его в селе неподалеку от Нижнего Новгорода, где он работал у зажиточного крестьянина. Работы было много, и братья решили какое-то время поработать у того же хозяина. В один из вечеров, сидя в комнате вместе с другими работниками, Илья вдруг залился слезами. Все удивились и стали спрашивать – что произошло? Илья ответил: «Вижу преставление своего отца; несут родителя моего светлые юноши на погребение». Никто не знал – и не мог знать, – что именно в это время, в Успенский пост, Акиндин действительно скончался. Эту печальную новость братья узнали уже после того, как вернулись домой, – и сразу вспомнили видение Ильи…

После смерти отца семья переехала в Ростов – братья решили попробовать свои силы в торговле. Это начинание оказалось удачным, и они зажили в новом доме вполне благополучно. Вот только Илья не оставил своей давней мечты о монастыре. Он часто ходил в церковь, а в свободное время встречался с купцом Агафоником, у которого была небольшая библиотека духовных книг. Вероятно, именно эти встречи окончательно убедили юношу, что его место – не в миру, а в обители. Через какое-то время Илья попрощался с матерью и отправился в монастырь Бориса и Глеба.

Игумен монастыря встретил Илью с радостью. Он почувствовал, что юноша не ищет праздной (как казалось многим) жизни в монастыре, не пытается забыть несчастную любовь, а пришел именно потому, что чувствует в себе призвание. После недолгого периода послушания Илья принял постриг, а вместе с ним новое имя – Иринарх. Узнав об этом, в монастырь пришел Агафоник и некоторое время жил там. Сам купец не мог принять постриг – он был связан множеством обязательств в миру, но зато мог искренне порадоваться за своего друга. В конце концов он стал собираться в обратный путь, а Иринарх пошел проводить его. На обратном пути он размышлял, в какой обители он достигнет спасения. Самыми известными в то время были Кириллов Белозерский и Соловецкий монастыри. Но тут ему послышался голос: «Не ходи ни в Кириллов, ни на Соловки, здесь спасешься!» Иринарх начал сомневаться – а не послышалось ли ему, и тот же голос еще дважды повторил: «Здесь спасешься!» Тогда он понял, что ему было откровение свыше, и больше уже не помышлял о других обителях.

Дни и ночи Иринарха проходили в посте, молитвах и трудах. Сначала игумен назначил ему послушание в пекарне, позже – в пономарской службе. Молодой монах старался исполнить любую работу как можно лучше, но главной своей задачей считал молитву. Он всегда выстаивал службу до конца, не присаживаясь, и не пропускал ни одного богослужения. Вскоре он достиг состояния непрерывной молитвы. И удостоился нового чуда. Как-то раз Иринарх шел по своим делам и увидел босого странника. Он сжалился над ним и обратился к Богу с молитвой: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, сотворивший небо и землю и первого человека, прародителя нашего Адама, по образу Своему, и почтивший его теплотою в святом рае, да будет воля Твоя святая со мною, рабом Твоим: дай, Господи, теплоту ногам моим, чтобы я мог помиловать сего странника и дать с себя сапоги на ноги его!». Об этом удивительном феномене упоминали многие подвижники: кожа становится нечувствительной к морозу, и человек сколь угодно долгое время может ходить босиком по снегу или ледяной воде без ущерба для здоровья. Отдав сапоги нищему, Иринарх почувствовал это тепло и с тех пор стал ходить без обуви. Игумен же воспринял это как проявление гордыни и стал приучать молодого монаха к смирению. То он велел ему молиться на улице, напротив оконца кельи, то отправлял подолгу звонить на колокольне. В принципе, это была обычная практика: монах должен был целиком и полностью избавиться от проявлений своей собственной воли, чтобы получить возможность вершить волю Божию. Однако долгие молитвы на морозе и дополнительные послушания не вразумили Иринарха. Он кротко, без единого слова шел выполнять очередное распоряжение игумена, но отказался обувать новые сапоги… Как последнее средство игумен испробовал голод: три дня Иринарх провел в заключении без воды и пищи, но остался тверд в своем решении. Тогда ему было позволено вернуться к обычным послушаниям. Так и ходил он зимой и летом без обуви, вызывая недоумение прихожан и раздражение игумена. Только раз он обморозил ноги – когда услышал, что в Ростове осудили невиновного, и босиком в лютый мороз поспешил ему на помощь. После этого Иринарх три года мучился от ран на ногах, но потом получил чудесное исцеление. Игумен, видя упорство Иринарха, все-таки нашел для него метод вразумления: отправил на работы вне монастыря. Теперь молодой подвижник был лишен возможности бывать в церкви так часто, как ему хотелось, и решил все же оставить обитель.

Новым пристанищем Иринарха стал Авраамиев Богоявленский монастырь, находившийся в Ростове. Там ему понравилось больше: братия встретила радостно, архимандрит благословил стать келарем, теперь он мог посещать все службы… Одно только смущало Иринарха: монахи и служители буквально истощали монастырское достояние, каждый брал то, что считал нужным. Выросший в крестьянской семье Иринарх только вздыхал: «Преподобный Авраамий, не я твоему монастырю разоритель!» Как-то во сне ему явился сам преподобный Авраамий и утешил его. Он сказал, что по его молитве монастырские запасы не оскудевают, а Иринарху посоветовал давать всем припасы без ограничения. Было у него и еще одно видение: стоя на литургии, он, как и много лет назад, внезапно заплакал. Не стало Ирины… После похорон матери Иринарх вновь решил сменить обитель. На сей раз причиной его ухода были не гонения, а чрезмерный почет – ему казалось, что келарь – слишком высокая должность, ему хотелось послушания, которое больше способствовало бы смирению.

Иринарх перешел в ростовский монастырь святого Лазаря. Три с половиной года он провел в уединенной келье, смиряя плоть. Иногда он ничего не ел по нескольку дней и постоянно молился. Единственным его посетителем был преподобный Иоанн юродивый, с которым Иринарх вел духовные беседы. В затворе он вспоминал монастырь Бориса и Глеба и с горечью говорил: «Святые страстотерпцы Борис и Глеб и вся монастырская братия! Есть у вас в монастыре много места, а мне грешному места нет». Во сне явились ему эти святые и велели возвратиться в монастырь. Проснувшись, Иринарх узнал, что за ним пришел старец из Борисо-Глебского монастыря с наказанием от нового настоятеля Варлаама вернуться в обитель.

Поначалу не обошлось без наветов: Варлаама «поставили в известность» о якобы строптивом характере Иринарха, но он отнесся к наветам философски, благословил возвращенного монаха на затвор в отдельной келье и не стал ему мешать. Иринарх сковал себе железную цепь в три сажени длины и приковался к деревянному стулу. Все движение его ограничивалось только длиной этой цепи. Он наложил на себя и другие железные тяжести и трудился в них в поте лица. За этот подвиг ему пришлось выслушать от братии немало насмешек, но он лишь грустно улыбался в ответ. Что значат людские слова, если он решил достичь Царствия Небесного! Вскоре у него появился ученик, который стал жить вместе со старцем в келье и под его началом молиться. А потом случилась и еще одна радость: зашел в гости давний его друг, юродивый Иоанн по прозванию Большой Колпак. Он посоветовал Иринарху сделать сто крестов весом по «полугривенке» и носить их. Иринарх было отказался, сославшись на бедность, но юродивый только усмехнулся: Бог поможет… И еще многое было сказано тогда в уединенной келье монастыря, в том числе – знаменитая фраза о грядущих испытаниях, ожидающих святого: «Не дивись тому, что так будет с тобою; устами человеческими невозможно выразить или исписать всего. Бог даст тебе коня, и на том от Бога данном коне никто, кроме тебя, не сможет ездить и сесть на твоем месте после тебя». И еще одно пророчество Иоанна запомнилось Иринарху: за беспробудное пьянство на русскую землю будут посланы полчища иноземцев.

Некоторое время спустя пророчество юродивого исполнилось: к Иринарху пришли двое его посадских знакомых, и один из них принес большой крест, а другой – железную палицу. Из креста подвижник отлил сто крестиков, а палицу присоединил к многочисленным своим «трудам» (так называли вериги). Вскоре его посетил старец Леонтий, один из почитателей Иринарха, который также сковал себя железами и носил на себе тридцать три медных креста. Старец испросил благословение идти в пустынь и решил пока оставить кресты у Иринарха. Но Иринарху было видение, что Леонтия убьют разбойники и он уже никогда не вернется в родную обитель. Как ни отговаривал подвижник Леонтия, тот был непреклонен. В Переяславском уезде его убили разбойники, а кресты его Иринарх стал носить вместе со своими – так завещал ему старец перед уходом. Прослышав о необычайном подвиге Иринарха, из Углича ему прислали еще одну цепь – в три сажени. И с этим, все возраставшим, грузом Иринарх провел в молитвах двенадцать лет. Затем к двум цепям прибавилась третья – ее передал преподобному старец Феодорит… Исследователи подсчитали, что Иринарх провел в цепях в общей сложности двадцать пять лет!

Но его ожидало новое испытание. Дело в том, что подвижник нередко обличал монахов, требовал от них тяжких подвигов, а они вовсе не стремились дни и ночи проводить в трудах и молитвах – гораздо удобнее было придерживаться общего устава и не изнурять себя. Да и само пребывание в монастыре подвижника служило им укором. В конце концов они пришли к игумену с жалобой: Иринарх ставит свои труды выше всех остальных деяний, он не велит братии заниматься монастырскими работами, а вместо этого советует больше внимания уделять молитвам. Настоятель изгнал Иринарха из монастыря, правда, ненадолго – прошло чуть больше года с момента, как подвижник перебрался в монастырь святого Лазаря, и настоятель покаялся перед братией и смиренно попросил его вернуться обратно.

Жизнь потекла прежним чередом: Иринарх молился в своей келье, вязал волосяные свитки, клобуки, делал одежду для нищих. Он молился Богу за всех живущих и стремился помочь каждому, кто к нему обращался. Спал он теперь всего два-три часа в сутки, а во время молитвы бил себя железной палицей. Когда же от невероятного напряжения старец заболевал, то радовался этому и благодарил Бога.

И было ему видение: Москва разорена Литвою (так называли тогда всех подданных Польско-Литовского княжества), все Российское царство пленено и выжжено. Проснувшись, Иринарх стал плакать, скорбя о неминуемой беде, и тут его озарил свет и послышался голос: «Поди к Москве и поведай, что все так будет». Он осенил себя крестным знамением и сотворил молитву. Послышался вторично тот же голос: «Так будет!» Старец вторично перекрестился и стал молиться: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий! Помилуй меня грешного от искушения: я – раб Отца и Сына и Святого Духа и не желаю ничего на свете сем видеть». Но голос и в третий раз приказал ему отправляться в Москву. Иринарх позвал игумена, рассказал ему обо всем и стал собираться в путь.

В Москву старца сопровождал его ученик Александр. Они приехали в столицу за час до рассвета. Иван Васильевич Шуйский, узнав о приезде Иринарха, обрадовался и назначил ему встречу в Благовещенском соборе. Подвижник благословил Шуйского своим крестом, рассказал ему о своем сне – и немедленно покинул Москву.

Сон Иринарха стал явью: Лжедмитрий с войском пошел на Москву, по пути разоряя храмы и грабя города и селения. Множество людей погибло, другие в страхе бежали. Война докатилась и до Борисо-Глебского монастыря. В 1609 году, после разорения Ростова, в обитель прибыл польский воевода Микулинский. Он успел уже узнать о знаменитом монахе, который на себе носит неподъемное бремя, и пришел к нему в келью. Иринарх остался верен себе и своему отечеству. Когда поляки спросили его, кого он признает царем, старец ответил: Василия Иоанновича. Он не побоялся угроз врагов и даже пригрозил им небесной карой за убийство невинных и разорение храмов. Так же смело держался он, когда под самыми стенами монастыря расположилось войско князя Сапеги, который хотел сжечь обитель. Но старец, утешив бывших с ним монахов, продолжил молитву, и его мужество так поразило врагов, что они отступили прочь, не тронув монастыря. Самому же Сапеге старец предсказал скорую гибель, если тот не вернется домой.

Русские войска тем временем стали одерживать одну победу за другой. После освобождения Калязина князь Михаил Шуйский, который возглавил русское войско, попросил у Иринарха благословения – сам он в то время находился в Переяславле. Иринарх послал ему просфорку и крест. Вскоре Михаил Скопин-Шуйский торжественно въехал в освобожденную Москву. После победы крест был возвращен в Борисо-Глебский монастырь, в келью Иринарха, и на краткое время в обители стало спокойно.

Враги склонились перед Иринархом, но в родной обители вскоре появился человек, который притеснял подвижника гораздо сильнее, чем захватчики. В монастырь прибыл новый игумен – Симеон, отличавшийся крутым нравом и невоздержанностью. Он приказал Иринарху посещать церковь, отнял у него все, что нашел в келье, а под конец пришел с несколькими монахами и силой выволок старца из кельи. Его железную цепь несли пять человек – так она была тяжела! Во время этой безобразной сцены Иринарху, как сказано в житии, «выломили руку», а потом бросили на землю у входа в церковь. Девять часов пробыл подвижник в том же положении, молясь, чтобы Господь простил его обидчиков… В полузабытьи он увидел юношу в светлых ризах, который сказал, что молитва его услышана и любая его просьба будет исполнена. Невозможно точно установить, что происходило в этот момент в душе святого. Но, судя по его праведной жизни и великому терпению, он ничего не попросил для себя…

Вскоре Иринарх был помилован и смог вернуться в келью. А Симеона удалили из монастыря.

Но на этом испытания Иринарха еще не закончились. Началось Смутное время. Москва была захвачена «литвой», многие города были разорены. Впрочем, пророчество Иринарха сбылось: Сапега погиб в бою – Борисо-Глебский монастырь и сам Ростов избежали общей участи. Но Иринарха волновала судьба всей России, и он отправил Дмитрию Михайловичу Пожарскому просфорку и свое благословение – идти на Москву. Авторитет преподобного был настолько велик, что Пожарский стал готовиться к походу, хотя и сомневался поначалу в собственных силах. Когда войска Минина и Пожарского отправились в Москву, они специально остановились в Ростове, чтобы люди могли увидеть Иринарха и получить его благословение. Старец вручил князю свой поклонный крест – тот самый, который он некогда передал Михаилу Скопину-Шуйскому. Его напутствие было кратким: «Дерзайте! Не страшитесь ничего! Бог вам в помощь!»

Как мы знаем, Минин и Пожарский одержали блистательную победу. Русская земля вздохнула свободно. Не об этом ли попросил Бога преподобный Иринарх, когда ему явился юноша в светлых одеждах? Во всяком случае, 13 января 1616 года преподобный оставил этот свет, как будто выполнив возложенную на него миссию…

Свою смерть Иринарх предвидел, заранее составил завещание, по которому гроб с его телом положили в им же самим подготовленной пещере. А его «труды», общий вес которых к концу жизни святого составлял 161 кг – десять с лишним пудов! – долгие годы хранились в монастыре. Больные и бесноватые, прикасаясь к ним, получали облегчение. В 1840 году часть вериг и крестов передали церкви села Кондаково – родины Иринарха. Оттуда они были перевезены лишь в 1931 году, после того как церковь сгорела. На некоторое время след Иринарховых «трудов» затерялся, и лишь сравнительно недавно они были возвращены в монастырь Бориса и Глеба.

Прихожане и паломники, приходя в монастырскую церковь, не могут сдержать удивления при виде целой горы железа – весомого воплощения человеческих грехов, которые добровольно взял на себя великий подвижник и провидец, преподобный Иринарх.

Из книги Ньютон автора Карцев Владимир Петрович

КЕМБРИДЖСКИЙ ЗАТВОРНИК Когда некий учёный ещё при жизни Ньютона начал собирать материалы об истории Тринити-колледжа его времени - стал посещать библиотеки и архивы, встречаться со старожилами, он мог обнаружить множество красочных подробностей из жизни Пирсона, Рея,

Из книги Солженицын. Прощание с мифом автора Островский Александр Владимирович

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ ВЕРМОНТСКИЙ ЗАТВОРНИК

Из книги Рядом с Жюлем Верном автора Брандис Евгений Павлович

Часть третья Вермонтский затворник (1974–1994).

Из книги Мои универсамы [черновая версия, финальная] автора Логинов Святослав

Амьенский затворник Главную и подлинную причину переселения Жюля Верна в провинциальный город его внук объясняет семейными неурядицами. Нужно было любым способом оградить Онорину от парижских соблазнов, удержать от безумной расточительности, от пустопорожней

Из книги Лжедмитрий I автора Козляков Вячеслав Николаевич

РОСТОВСКИЙ РАЗРУБ Мясной отдел большого магазина, это центр, вокруг которого крутятся интересы всех сотрудников. Рубщика знают по имени, и ему дозволяется многое. Фасовщицы болтали, будто за каждый день работы администрация отстёгивает мяснику двадцать пять рублей.

Из книги Иван Айвазовский автора Рудычева Ирина Анатольевна

Путивльский затворник Оказавшись в начале февраля 1605 года в Путивле, Лжедмитрий должен был поставить крест на своих иллюзиях. Совсем неспроста канцлер Ян Замойский язвительно говорил, что следовало бы «бросить в огонь все летописи и изучать только мемуары воеводы

Из книги Жюль Верн автора Прашкевич Геннадий Мартович

Путешествующий затворник Каждый раз, когда начинали говорить, что талант Айвазовского потускнел, он выставлял на суд зрителей новую картину. И это сводило на нет все разговоры. П. М. Третьяков, по-прежнему желая купить для своей галереи очередную картину художника, писал

Из книги Великие американцы. 100 выдающихся историй и судеб автора Гусаров Андрей Юрьевич

Часть четвертая. АМЬЕНСКИЙ ЗАТВОРНИК (1887-1905) Когда корабль не приходит в определенный портни в назначенный срок, ни позже, директор Компании произносит: «Черт!», Адмиралтейство: «Боже!»Оба неправы. Но откуда им знать о том,что приключилось. Ведь не допросишь чайку, ни акулу

Из книги Главы государства российского. Выдающиеся правители, о которых должна знать вся страна автора Лубченков Юрий Николаевич

Нью-гемпширский затворник Джером Дэвид Сэлинджер (Jerom David Salinger) (1 января 1919, Нью-Йорк - 27 января 2010, Корниш) Понимаешь, я себе представил, как маленькие ребятишки играют вечером в огромном поле, во ржи. Тысячи малышей, и кругом - ни души, ни одного взрослого, кроме меня. А я

Из книги Патриарх Филарет. Тень за троном автора Богданов Андрей Петрович

Князь Ростовский, Суздальский, Переяславский и Великий князь Киевский Юрий Владимирович Долгорукий 1090–1157 Сын великого князя Киевского Владимира Всеволодовича Мономаха. При жизни отца княжил в Ростовской и Суздальской земле. В 1120 году ходил походом в Волжскую

Из книги Янка Дягилева. Придет вода (Сборник статей) автора Дягилева Яна Станиславовна

Князь Владимирский, Ростовский, Суздальский Андрей Юрьевич Боголюбский около 1110–1111 -1174 Сын Юрия Долгорукого и дочери половецкого хана Аепы. С 4 июня 1157 года, после смерти отца, – князь Владимирский, Ростовский и Суздальский.В 1152 году Андрей участвовал в походе отца на

Из книги Саша Черный: Печальный рыцарь смеха автора Миленко Виктория Дмитриевна

Глава 6 МИТРОПОЛИТ РОСТОВСКИЙ В ноябре 1606 г., когда войска восставших двигались на столицу, Филарет Никитич был уже на своей кафедре в Ростове. О важнейшей его заботе, как обеспечить безопасность жены, сына и дочери, мы знаем крайне мало. Неизвестно даже, где они находились.

Из книги Петербургские святые. Святые, совершавшие свои подвиги в пределах современной и исторической территории Санкт-Петербургской епархии автора Алмазов Борис Александрович

из статьи: ТРЕТИЙ РОСТОВСКИЙ …ВЕЛИКИЕ ОКТЯБРИ - сказать, что это группа из Омска, будет неточно, потому что жизнь группы протекает и в Тюмени, и в Новосибирске, поэтому скажем так: к нам едет сибирский панк-рок! Вождь ВЕЛИКИХ ОКТЯБРЕЙ - женщина - Яна Дягилева, (бас-гитара,

Из книги Святые и порочные автора Войцеховский Збигнев

Глава пятая КРЕСТОВСКИЙ ЗАТВОРНИК 1Новый, 1912 год Саша с женой встретили на новом месте. Крестовский остров, улица Надеждинская, 5, дача Ломова - таким будет их адрес в ближайшие годы. Здесь они станут обсуждать поездку на Капри к Горькому, здесь родится поэма «Ной», отсюда

Из книги автора

Из книги автора

Леонтий, епископ Ростовский и Суздальский Посмертной славе этого святого в немалой степени способствовал Андрей Боголюбский. Именно его стараниями началось церковное почитание Леонтия после того, как мощи святого были найдены, когда суздальский князь в 1162 году повелел

Этот монастырь не для паломников, хотя и является официально филиалом Ростовского Кремля, там строгий устав, и очень строгий игумен, но попасть туда – большая удача, - рассказал родителям абитуриентов руководитель мессионерского центра Варницкого монастыря Игорь Валентинович и пообещал помочь организовать туда поездку. Сам он и был нашим замечательным экскурсоводом, рассказав историю обители и его основную достопримечательность – житие Иринарха Затворника.
Поселок Борисоглебский, небольшой районный центр Ярославской области, находится среди пойменных лугов в широкой излучине некогда судоходной реки Устье в 18 километрах к северу от Ростова Великого. В центре его на обширной возвышенности стоит древний монастырь-крепость - Борисоглебский. Во времена Дмитрия Донского «из области великого Новаграда» пришел и поселился над рекой Устье пустынножитель Федор, срубил себе келью, а через три года к нему присоединился его брат Павел. Место для основания здесь монастыря указал, по преданию, сам Сергий Радонежский - известный церковный и политический деятель XIV века, основатель Троице-Сергиевой Лавры. В окружении дремучих лесов, расположенный на возвышенности, защищенный с трех сторон рекой, эта обитель стала серьезным оборонительным сооружением на дальних подступах к Москве. В ее стенах бывали Сергий Радонежский и Иван Грозный, Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин. Легендарный Пересвет, первый начавший Мамаево побоище, по преданию, был сначала иноком Борисоглебского монастыря.
Все великие Московские князья и цари, начиная с внука Дмитрия Донского Василия II Темного и заканчивая первыми царями из династии Романовых, оказывали монастырю внимание, жалуя его богатейшими земельными и денежными вкладами. Во времена царствования Ивана Грозного в числе десяти крупнейших монастырей обитель на Устье получила громадные по тем временам пожалования на помин души скончавшихся жен царя - Анастасии, Марии, Анны, Марфы. На помин души убитого им сына Ивана царь пожертвовал монастырю 800 рублей, а затем пошли десятки царских вкладов за души казненных бывших его соратников: бояр, князей, дьяков, государственных и церковных деятелей. В 1583 году по монастырям был разослан страшный и скорбный список более 3200 человек «опальных, избиенных, утопленных и сожженных с женами, чадами и домочадцами», убитых «ручным сечением», «огненным стрелянием» и на пытке. На поминовение душ в монастыри, в том числе и Борисоглебский, пошло конфискованное имущество казненных.
Мы прибыли в монастырь, и он впечатлил своими гигантскими размерами, высоченной стеной и величественными, но довольно пострадавшими от времени строениями в стиле древнерусской архитектуры. Прошли в Борисоглебский собор, где только что закончилась литургия, приложились к мощам основателей монастыря и потом- Иринарха. По просьбе Игоря Валентиновича нам вынесли вериги Затворника – как утверждают, это единственное, что сохранилось от «трудов» подвижника после богоборческих времен. По очереди все одевали их и выполняя три земных поклона, прикладывались к раке с мощами Иринарха еще раз. Сначала – мужчины и наши абитуриенты, потом мамы и дети. Даже 6 летний младший сын сделал тоже самое. Скажу вам – ощущение непередаваемое! Хотя на тебе «тяжелые железа», ощущение легкости и очищения!
- Наибольшую славу Борисоглебский монастырь приобрел в XVI веке благодаря старцу Иринарху, - рассказал нам Игорь Валентинович, когда мы, выйдя из собора пошли тенистой липовой аллеей к восточной монастырской стене, рядом с одной из башен. - О нем можно сказать, что это последний монах, который нес подвиги монахов первых христианских веков – затворничество и ношение вериг. Этому святому Россия обязана своим избавлением от бед страшной Смуты XVII века: сколько сделал Преподобный Сергий Радонежский для победы на поле Куликовом, столько же и преподобный Иринарх для освобождения Москвы и всей России от польско-литовских захватчиков в 1612 году. Имя преподобного Иринарха затворника, святого подвижника Русской Церкви, его роль в судьбах нашего отечества, в течение многих десятилетий пребывали в забвении и, к сожалению, пока еще мало известны современникам. Его мирское имя – Илия, родился он в селе Кондаково, в двадцати пяти километрах от Борисоглебского монастыря по дороге на Углич. С юных лет возлюбил он молитву и уединение. В возрасте тридцати лет в монастыре святых страстотерпцев Бориса и Глеба Илия принял постриг с именем Иринарх.В горячей и слезной молитве просил он Господа открыть ему путь спасения. И Свыше было ему извещение: «Иди в келию свою, будь затворником, так и спасешься!» Началась его жизнь для Бога, стяжавшая ему славу одного из выдающихся русских подвижников. Затворившись в маленькой, убогой келии у восточной монастырской стены, подвижник заковал себя в железо: «Были на нем плечные и нагрудные вериги, шейное путо и путы ножные, пудовые поясные связни, многие оковцы для рук и перстов, обруч для головы, 142 небольших кованых креста». Проводя время в непрестанной молитве, подвижник спал два-три часа, не давая отдыха и своим рукам: делал одеяния нищим, вязал волосяные свитки, клобуки. «Добропроизвольный мученик» покорял свою плоть, его страданиям дивилась вся Русская земля. Из тридцати восьми лет монашеской жизни тридцать подвижник провел в затворе, и «терпению его дивились ангелы». За свои подвижнические труды преподобный удостоился от Господа дара прозорливости, изгнания бесов, исцеления недужных. Старец Иринарх принес царю Василию Шуйскому пророчество о предстоящем порабощении Московского царства. В видении ему было открыто, что Литва придет на Русь, разорит Москву и все Российское царство. Спустя время предсказания его сбылись.
Перед глазами проносились века и описываемые события, здесь, на монастырской земле, где каждая травинка «дышала» духом подвижников святоотеческой веры, все было особенно ярко и осязаемо.
- Когда пришла Смута, Иринарх прибавил себе оков, цепь его стала длиной в двадцать сажен, весом в четыре пуда, общий вес его «трудов» составил 106 килограммов, - продолжил расказ наш экскурсовод. - Горячо молился затворник Господу об избавлении отечества от бедствий. Когда молодой воевода князь Михаил Скопин-Шуйский под Калязином одержал первую победу над Литвой, он послал к старцу Иринарху за благословением. Иринарх благословил крестом и просфорой и велел сказать: «Дерзай, князь Михаил, и не бойся: Бог тебе поможет». И князь побил Литву. Князь Михаил Скопин-Шуйский благополучно дошел до Троицкого монастыря, дальше пошел на Москву и освободил ее. Но через короткое время накатилась новая волна интервенции, поляки вновь захватили Москву и другие русские города. Стоявшему в Ярославле ополчению Дмитрия Пожарского старец Иринарх послал записку: «Не медли, князь, иди на Москву смело и узришь славу Божию». После этой записки воодушевленное ополчение двинулось к Москве. По дороге Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский пришли в Борисоглебский монастырь к преподобному Иринарху и испросили его благословения. Коленопреклоненно просили они его молитв о победе русского воинства. И старец дал им свой медный поклонный крест. Перед Иринарховым крестом ополченцы поклялись освободить Москву от захватчиков. Крест преподобного и его молитвы сопровождали воинов-освободителей до самого Московского Кремля. С этим крестом и Казанской иконой Божией Матери была одержана победа. Эти две святыни стояли вместе у кремлевских стен как свидетельство Небесного заступничества и помощи в прекращении Великой смуты в русском царстве. А начало победы было положено у стен Борисоглебского монастыря.
Мы подошли к крошечной келье Иринарха. По размерам ширина ее едва доходит до полутора метров, рядом разбит монастырский сад. Мы стояли среди тенистых дерев и представляли как внутри крошечной каморки день и ночь проводил в трудах и молитве подвижник. Здесь он добровольно угнетал свою плоть, и его такие подвиги были не понятны даже братии. Оказывается, на этой почве у него был даже конфликт с игуменом. Однажды Иринарх увидел в монастыре босого странника, сжалившись, отдал ему свои сапоги, а сам с тех пор не надевал обуви. Вместо рясы Иринарх носил рубище, за что претерпевал насмешки. Игумену не понравилось такое поведение подвижника, и он начал смирять его, заставляя часа по два стоять на морозе против своей кельи или подолгу звонить на колокольне.
Святой все переносил с терпением и не изменил своего поведения. Игумен продолжал давать ему суровые послушания. Но когда преподобному Иринарху назначили послушание вне монастыря, то есть лишили церковной молитвы, он ушел в Ростов Великий, в Богоявленский монастырь, основанный преподобным Аврамием Ростовским. Но затем по повелению явившихся во сне святых страстотерпцев Бориса и Глеба, преподобный Иринарх вернулся в Борисоглебский монастырь, где его с радостью встретил новый игумен Варлаам.
Житие повествует, что даже поляки относились с уважением к трудам преподобного Иринарха. «Правда в батьке велика. Нигде в этой земле, ни в иных землях такого крепкого в вере батьку я не видел», – сказал после посещения затворника польский воевода Ян Сапега и не велел разграблять обитель. Святого Иринарха посещали и другие польские военачальники. Один из них, Иван Каменский, по совету старца со своим отрядом вернулся в Польшу. Сапега же и другие, пренебрегшие его советами, сложили свои головы на Русской земле.
Еще при жизни Бог прославил Своего угодника чудесами, его молитвами исцелялись больные и бесноватые, чудесную силу имело его благословение. В житии упоминается девять чудес Божиих, совершенных по молитвам Борисоглебского затворника. Старец молился, заставлял больных молиться и поститься, возлагал на них свой честной крест или часть своих вериг или приказывал лежать на железных цепях. Особенно много исцелялось одержимых, бесноватых.
Что более всего поразило, когда мы прикоснулись к истории Борисоглебского затворника – это величина его смирения и огромная любовь к людям. Как рассказал Игорь Валентинович, Иринарху был открыт день его кончины, и он, призвав своих учеников Александра и Корнилия, преподал им последнее наставление: «...проводите свою жизнь в трудах и молитве, посте и бдении... во взаимной любви.., оказывая всем послушание и покорность...» Однако братия по-прежнему упорствовала и не желала принять его истязаний плоти, и при попытке вытащить его из цепей, сломали ему руку. Но он ни на кого не злился, всех простил. И простившись со всеми, тихо отошел в вечный покой 13 января 1616 года.
По преставлении преподобного совершались чудеса и при его гробе, исцелялись больные от разных болезней. Происходили исцеления также и при возложении на больных либо креста «трудов» Иринарха, либо части его вериг. Говорят, что даже бесноватые лечатся на этом чудном месте.
Обойдя весь монастырь и получив благословение у отца-настоятеля Иоанна, мы поехали в местечко неподалеку от села Кондаково, где струит свои воды святой источник. Почитание этого места началось еще при жизни преподобного Иринарха: сюда юный подвижник Илия удалялся для молитвы, здесь он ископал своими руками колодчик, а потом построил над ним часовенку. Еще при жизни преподобного здесь было многолюдно. По его кончине установилась традиция приходить на это место крестным ходом из Борисоглебского монастыря, а колодчик стали называть Иринарховым. Здесь обустроены купальни, но из полутора десятков воцерковленных паломников лишь двое, мой средний сын Николай и я, решились трижды окунуться в источник с головой – до того студеной была там вода. Еще некоторые зашли по коленочку и с молитвой умылись. Другие собирали в окрестностях источника травы, чтобы засушить их и использовать как святыню.
Поездка оставила неизгладимое впечатление. А главное – пример Иринарха теперь постоянно помогает смиряться и любить. Как будто с той монастырской атмосферой и всем происходящим он вошел в мою кровь.