Древние греки возводили красоту здорового тела в культ. В эпоху процветания этого государства считалось, что грубый физический труд портит фигуру, так как от однотипной нагрузки мускулатура развивается диспропорционально. Одежда была призвана подчёркивать стройность тела. Главным способом выигрышно обрисовывать силуэт служили искусно уложенные складки материи. Этому процессу богатые люди уделяли довольно много времени.

Первоначально ткани делались из шерсти овец, затем изо льна. Впоследствии из стран Востока начали привозить хлопок. Он стоил очень дорого, и одежда из него была по карману лишь очень состоятельным господам.

О том, что представлял собой гардероб древних греков, мы можем судить лишь по сохранившимся памятникам зодчества, по рисункам на посуде и стенах домов, а также из литературного наследия.

Фибулы

Фибула - это брошь, или заколка. Она была неотъемлемым аксессуаром одежды древних греков. Ею скрепляли полотнища платья, так как ткани сшивать было не принято - они свободно перекидывались через одно или оба плеча и фиксировались фибулами.

Фибулы изготавливались из металла и украшались камнями, жемчугом, перламутром. На них делали узоры зернью, чеканкой или литьём. Размер фибул варьировался от одного сантиметра - для скрепления полотнищ тонкого ионического хитона, до десятисантиметрового диска - для скрепления и украшения мужского наряда из тяжёлой ткани.

По виду фибулы судили о положении человека в обществе и о его материальных возможностях.

Пояса

Пояса носили все греки, за исключением танцовщиц, которым он мешал красиво двигаться и сковывал движения.

Эллины придавали большое значение виду и качеству материала, из которого делался пояс. Он мог быть кожаным с различными застёжками или завязками, матерчатым или сплетённым из металлических колец.

Пояс должен был соответствовать цвету одежды и демонстрировать статус своего владельца. Часто вокруг талии завязывали не один, а несколько поясов.

Ткани для одежды

Для одежды использовалась лишь самая лучшая шерсть - ткани получались лёгкими и прекрасно драпировались. В шерстяной одежде из тонкой и мягкой ткани летом не жарко, к тому же она не сшивается по бокам и даёт возможность ветру охлаждать тело. Повседневная женская одежда изготавливалась из тонкого льна.

Традиционные рисунки

В качестве украшения по одной стороне ткани могли делать вышивку гладью или крестом, а также наносить печатный узор из тонких золотых пластинок. Самыми традиционными узорами были пальметта - стилизованное изображение листьев пальмы, жимолости или цветка аканта, керикион - жезл Гермеса, розетка - круг из распустившегося цветка, меандр - непрерывная ломаная линия, состоящая из расположенных под прямым углом друг к другу отрезков, критская волна, бусы и плетёнка.

На платье такой рисунок располагался сбоку или по верхней, отворачивающейся части. Подол, как правило, не украшался - горизонтальная линия внизу уменьшает рост и искажает пропорции. Вертикальное же расположение рисунка делает рост выше, а полоса на уровне плеч или груди визуально расширяет эту часть тела.

Цвет

Цвет платья в культуре Древней Греции имел особенно важное значение. Одежду окрашивали пигментами растительного и животного происхождения. Самой престижной считалась одежда белого цвета, потому что осветление шерсти и льна было процессом длительным и трудоёмким.

В торжественных случаях богатые мужчины наряжались в пурпурные одеяния. Этот пигмент добывали из раковин моллюсков-наутилусов. Более дешёвый аналог этого цвета получался из цветов марены, сафлора или некоторых лишайников.

Тёмно-зелёный, чёрный и серый цвета означали траур. Рабы также носили одежду невыразительных оттенков.

Женский костюм Древней Греции отличался яркими оттенками жёлтого, красного и синего цветов. Зелёный, но только светлого оттенка, также был приемлемым для повседневного ношения.

Хитон

В наше время под хитоном иногда понимают любое свободное платье прямого силуэта с вертикальными складками на плечах. Это лишь подобие настоящего греческого хитона, который был универсальным одеянием для греков обоих полов и всех сословий. В переводе с греческого слово «хитон» означает «одежда».

В зависимости от назначения хитона различались требования к его длине, ширине и драпированию складок. Постепенно первоначальный, примитивный, хитон усложнялся, в результате на его основе появились другие виды одежды с новыми названиями.

Воины носили короткие, до бёдер, хитоны, а священнослужители, чиновники и актёры трагического жанра - длинные.

Женщины делали себе хитоны средней, наиболее выигрышной для фигуры, длины. Ширина полотнища зависела от толщины кошелька его владелицы и от качества ткани. Самые тонкие полотнища достигали двухметровой ширины. Это давало возможность создавать очень красивые драпировки на плечах, груди и талии.

Для придания фигуре скульптурности, в углы и по краям хитона вшивали маленькие грузики (монеты или плоские камни). Они создавали дополнительные вертикальные линии. Таким способом можно было подчеркнуть выпуклости отдельных частей тела и скрыть недостатки фигуры.

Хитон представляет собой прямоугольный отрез ткани, который на плечах скалывается фибулами, а на талии перевязывается поясом.

Шов делался только по низу хитона - не подвёрнутый подол был признаком траура, а также обличал принадлежность к низшему сословию.

Дорийский хитон

Дорийский хитон - одежда первого периода античности и прародитель всех последующих модификаций. Он долгое время оставался единственной одеждой женщин Спарты. Этот вид короткого хитона представляет собой отрез ткани, размером 2 м на 1,8 м.

Дорийский хитон представляет собой единое полотнище ткани, сложенное пополам. Сгиб приходится на левый бок, а кромки ткани - на правый и, соответственно, на низ и на верх. Фибулами скрепляются точки на плечах на расстоянии, примерно, 30-50 см друг от друга - чтобы на груди образовался небольшой каскад из материи, но ткань не спадала с плеч. Свободные части ткани свисают под руками по бокам. На талии завязывается пояс.

Иногда верхний край ткани отворачивался на несколько десятков сантиметров - тогда получалось подобие кофточки, пелерины или свободного воротника, типа хомут.

Ионийский хитон

Ионийский хитон также был в числе предметов женского гардероба. Он появился позднее дорийского.

Ионическое платье состояло из двух полотнищ ткани. Их ширина минимально составляла две длины руки до запястья и ширину плеч. Длина зависела от роста женщины. Ионийский хитон был ниже колен. Его носили с поясом, делая большой напуск. Также верхний край, сантиметров на 50-70, иногда отгибался. В любом случае, длина отреза на два полотнища такого хитона должна быть около 4 метров, а ширина - около 2 м.

Полотнища хитона от плеч до локтей скреплялись фибулами. В эти заколки ткань собиралась складками - получались красивые драпировки, особенно, если ткань достаточно тонкая. На талии повязывался пояс, украшенный золотыми нитями и кистями.

Пеплос, хлайна и диплакс

Пеплос - одежда греческих женщин. Его надевали поверх хитона. Длина пеплоса незначительно больше длины хитона. Ткань более грубая и имеет кайму по бокам и верхнему краю, цвет более насыщенный и глубокий. Назначение пеплоса не только в том, чтобы защищать от непогоды - его использовали в качестве подстилки для отдыха, клали на дно повозки, использовали как штору или балдахин. В некоторых преданиях пеплос богинь крепили к мачтам кораблей в качестве парусов.

Хлайна - укороченный пеплос. Она представляет собой равносторонний прямоугольник и позволяет увидеть нижний хитон. Драпировалась хлайна по подобию дорийского хитона, но носилась без пояса.

В холодное время года женщины закутывались в диплакс - большой шерстяной платок. Им покрывали голову наподобие капюшона.

Гиматий

Костюм Древней Греции невозможно представить без гиматия. Это мужской плащ, надеваемый поверх хитона. Гиматий никогда не скрепляли фибулами, а укладывали глубокими складками на плечах. Это делали специально обученные рабы. Гиматий предполагал скупые движения и слабую жестикуляцию. Распавшиеся во время беседы складки свидетельствовали о плохом воспитании говорящего и были признаком дурного тона. Чтобы гиматий крепче держался на плечах, по его краю пришивали небольшие свинцовые колечки.

Гиматий - обязательная принадлежность представителей высшего сословия, поэтому внешнему виду данного предмета гардероба придавали очень большое значение. Ткани брали только самые дорогие и тяжёлые, окрашивали натуральным пурпуром, кайму отделывали широкой полосой золотой вышивки.

Ширина гиматия - 1,7 м, а длина - 4 м. Один длинный край иногда делали закруглённым.

Хламида

Хламида, или хламис - мужской плащ. В отличие от гиматия, он довольно короток и предназначался для молодых мужчин не старше 20 лет. Хламис - неотъемлемая часть одежды воинов. Его использовали и как накидку, и как подстилку для сна во время привалов.

По форме хламис напоминает овал или прямоугольник со срезанными углами. Его накидывали на плечи и застёгивали крупной фибулой на груди. В другом случае - пропускали под мышкой левой руки и застёгивали на правом плече, оставляя правую руку свободной.

Повсеместно хламис стали носить после того, как хитон перешёл в разряд нижнего платья.

Экзомис

В качестве повседневной домашней одежды древние греки использовали короткие накидки, типа хитона, которые назывались экзомисами. Воины и свободные граждане носили экзомисы с несколькими складками, идущими от плеча, и фиксирующимися фибулами.

В экзомисе было неприлично появляться на людях, так как эта одежда считалась принадлежностью гардероба бедноты и надевалась для работы, а культура Древней Греции была такова, что простой физический труд, направленный на осуществление утилитарных нужд, был презираемым.

Крестьяне, ремесленники и рабы делали экзомис из овечьих шкур или тканей грубой фактуры. Обе руки в нём оставались свободными, что давало простор для движений. Его часто носили в качестве набедренной повязки.

Обувь

Греческая обувь отличалась большим разнообразием. Разновидностей одной только женской обуви учёные насчитали 94 типа. И это притом что обувь древние жители Пиренеев носили только вне дома.

Самыми распространёнными были сандалии-карбатины. Они представляли собой кусок толстой воловьей кожи, вырезанный по форме ступни, и имеющий по всему периметру небольшие отверстия для шнурков, которыми карбатины прочно привязывались к ногам.

Знаменитые высокие греческие сандалии, котурны, первоначально были обувью знати, а потом перешли в число театральных аксессуаров. Их высокая пробковая или деревянная подошва делала актёров более заметными для зрителей из дальних рядов.

На античных вазах можно увидеть богов в сандалиях с подошвой из толстой кожи, имеющих по периметру ступни небольшие бортики. Это эндромиды. Они были очень удобными, так как кроились по форме ступни. Пальцы в них были открытыми. Шнуровка доходила почти до колен и украшалась подвесками.

Крепиды - также делались из кожи, но шнуровались ниже, чем эндромиды.

Помимо кожаной обуви, греки носили мягкие сапоги из войлока. Они предназначались для холодного времени года.

Богатые женщины носили низкие туфли, напоминающие современные мокасины.

Головные уборы

В Древней Греции внешнему виду придавали очень большое значение. Различные венки из листьев лавра, оливы, мирта, сосновых веток, плюща, сельдерея и цветов имели символическое значение и надевались в торжественных случаях.

Головные уборы греки носили редко, а рабам они были вообще не положены.

Ремесленники носили войлочные колпаки - пилосы, крестьяне, кожаные - кюне, а купцы выделялись низкими шляпами с круглыми или квадратными полями - петасами. Бог Гермес, покровитель торговли, нередко изображается в петасе, завязанном тесёмками под подбородком.

Женщины меньше, чем мужчины нуждались в головных уборах, так как большую часть времени проводили дома, однако, отправляясь в путешествие, они надевали петас. В случае необходимости выйти на улицу в жаркое время дня, они защищали голову и лицо соломенными шляпами с широкими полями - фолиями. В остальное время голову защищали краем пеплоса или тонким шарфом - калиптрой.

Украшения

Если об одежде древних греков мы можем судить лишь по изображениям и описаниям, то ювелирные украшения и аксессуары сохранились очень хорошо. В музеях античного искусства, в частности, в одном из залов Государственного Эрмитажа, представлены коллекции, найденные при раскопках греческих поселений.

Жители Эллады любили украшать себя браслетами, кольцами, ожерельями, серьгами и венками. Их делали из золота, серебра, жемчуга и полудрагоценных камней.

В Спарте к аксессуарам относились более утилитарно. В этой области Греции мужчинам было запрещено украшать себя чем-либо, кроме воинских доспехов.

Наследие античности до сих пор вдохновляет художников для создания новых коллекций одежды и обуви. Греческий костюм, узоры, силуэты и аксессуары не перестают удивлять красотой и изяществом. Большое уважение вызывает мастерство древних выполнять очень тонкую работу, будучи весьма ограниченными в технических средствах.

Одной из характерных черт древнегреческого общества является полное отсутствие крупного рабовладения. Именно это повлияло на развитие демократии в этом государстве. Величайшая древнегреческая культура - это культура свободного гражданина. Костюм древних греков не мог не унаследовать эту черту. Кроме того, свобода граждан нашла свое отражение не только в их одежде, но и в прическе, и в украшениях. Ниже будет кратко изложена история одежды древней Греции.

Костюм древней Греции

Культивируемая тяга к простоте привела к тому, что одежда в древнем государстве была, пожалуй, одним из немногих способов на фоне других людей и выделиться из толпы. Необходимо заметить, что древнегреческое платье только кажется естественным и простым. Хотя, на первый взгляд, что может быть проще - сложить пополам и завернуть вокруг тела пару кусков ткани? Однако же на самом деле мода древней Греции заключалась во всевозможном скалывании, драпировке и разнообразной манере ношение одной и той же вещи. Это считалось настоящим искусством, которое с малого возраста воспитывалось в семье. Кроме того, подобное умение являлось частью хорошего тона и этикета.

Цвет и ткань

Древние греки, одежда которых ранее состояла только из кусков ткани, сравнительно рано стали шить костюмы по меркам. Ионийский лен вскоре вытеснили шерстяные нити, привнесенные дорийцами. Их красили в голубой, фиолетовый, красный и желтый цвета. Сложного разноцветного орнамента можно было добиться с помощью тканья нитками иного цвета либо вышиванием по основному фону. Как правило, греческий хитон по кайме расшивался геометрическим орнаментом, а на поле могли вышить листья, звезды или цветы. Кроме того, имели место разнообразные фигурки богов и животных, сцены битв и охоты.

Особой популярностью в древней Греции пользовались одежды розового или белого цветов, которые окантовывались контрастной красной или черной каймой.

История одежды рассказывает, что в ранний период эллины отдавали предпочтения крупному рисунку. Однако, начиная с рубежа 5-4 века до нашей эры, в гардеробе греков начала преобладать однотонная ткань. Зачастую костюм древней Греции имел либо коричневый, либо был украшен голубой или желтой каймой, а также орнаментом, который представлял собой ломаную линию с завитками. Она называлась меандром.

Хитон

Основная одежда древних греков, название которой - хитон, как уже было сказано, отличалась простотой и удобством. Хитон - главный предмет одежды грека. Это был кусок ткани, у которого с одной стороны имеется отверстие для руки, а с другой он крепился на плече с помощью пряжки или застежки. Реже его просто сшивали. До начала войн с персами в древней Греции было принято туго стягивать талию. Пояс играл особую роль в древнегреческом костюме.Он имел две функции: во-первых, подобрать хитон, а во-вторых, сделать его необходимой длины. Короткий вариант - до колен - больше любили дорийцы, а ионийцы предпочитали носить хитон до пят. Чуть позже мода изменилась, поэтому даже афиняне стали носить укороченный дорийский вариант этой одежды.

Рабов в Греции было мало, однако для них существовал особый вариант хитона: он отличался тем, что правое плечо раба всегда оставалось открытым.

Гиматион

Гиматий, или гиматион - просторный плащ, который поверх хитона набрасывали древние греки. Одежда закреплялась на груди чуть ниже левого плеча, а потом ткань просто закидывали за спину.

Гиматион надевали и женщины, когда выходили из дома. Край этого плаща они могли набросить на голову. Терракотовые фигурки и множественные рисунки на вазах демонстрируют бесконечное множество вариантов ношения гиматиона. Если на улице стояла жаркая погода, то он служил не более чем шарфом, который перекидывали назад через согнутые в локтях руки. Но при желании девушка легко могла закутаться в него целиком таким образом, что даже часть лица оказывалась скрытой от глаз.

Хламида

Кроме длинного плаща - гиматиона, у древних греков был и короткий плащ, который назывался хламидой. Она скреплялась с помощью застежки на шее. Хламиду носили в дороге, во время войн или охоты древние греки. Одежда в Афинах полагалась только молодым парням, а в Спарте хламиду можно было носить только взрослым горожанам.

Туника

Женщины в древней Греции знали сотни способов, как превратить простую одежду - такую же, как и у мужчин - в изысканный и оригинальный костюм. Одна из разновидностей хитона - туника, она ниспадала до пят и изготавливалась из мягкой, но в то же время тяжелой шерстяной ткани. В большинстве случаев она была белого цвета с цветной каймой. Драпируемые множеством способов складки на тунике удерживал стягивающий одежду пояс. С помощью утюгов и крахмала складки тщательно фиксировались. Необходимо заметить, что девушки носили пояс на талии, а вот замужним женщинам надо было носить его под грудью.

Большой простор для всевозможных женских уловок по моделированию фигуры предоставлял именно свободный фасон одежды. Обыкновенно под тунику могли подшить специальные матерчатые вставки, чтобы сделать грудь пышной, а бедра более округлыми. Полосами льняного холста можно было туго перетянуть выпуклый живот. Женщины, которые были высокого роста, носили обувь на очень тонкой подошве, тогда как низкие девушки, напротив, на толстой.

Веера в форме листа лотоса пользовались у гречанок популярностью. Обычно они выкрашивались в голубой цвет.

Прически в древней Греции

Прически жителей Греции, которые запечатлены на вазах и фресках, поражают своим многообразием. Ассирийские моды господствовали во времена архаики. Волосы в этот период также предпочитали не стричь, а тщательно завивать, а потом переплетать между собой. По критской моде, юноши предпочитали носить волосы, которые разделяли на пряди, по длине доходившие до локтей.

Мужчины Греции носили длинные и густые бороды. Они шли от висков к щекам и сильно выступали вперед, оставляя полосу вокруг рта свободной. Зачастую бороду выстригали так, чтобы она топорщилась книзу гребешком, и завивали. Густая борода у греков считалась признаком мужественности ее носителя. Однако после Греко-Персидской войны ее начали несколько укорачивать, а с периода Александра Македонского греки вообще предпочитали бриться. Впрочем, эллинам бритва была известна еще с микенского периода. Позже некоторые афинские модники, еще во времена Перикла, выщипывали или брили волосы, за что и подвергались осмеянию горожанами.

Долгое время длинные волосы считались признаком знатного происхождения. Однако к 4 веку до нашей эры мужское население стало остригать волосы сравнительно коротко так, чтобы они могли лежать вокруг головы естественными кудрями. Локоны оставляли только детям, а пока юноша обучался в гимназии, короткая прическа была обязательна. Позднее, когда он становился гражданином, в его воле было выбирать любую длину, и в большинстве случаев останавливались на средней.

В Греции существовало множество вариантов женской прически. После войн с персами они утратили ту громоздкость, которой славились на востоке. Спартанские девушки носили длинные волосы, не заплетенные в прическу, но в день свадьбы им приходилось обривать голову. В иных регионах волосы завязывали на затылке узлом, зачесывали наверх, укрепляя венком или несколькими витками ленты, укорачивали сзади и прятали в некоторое подобие сетки или сумки.

С помощью растительных веществ волосы красили и осветляли в золотистый цвет. Редко достижимым идеалом были белые локоны. Однако большинству греческих модниц приходилось быть довольными тем или иным цвета волос. Для завивки использовали щипцы.

Как показывают раскопки, в Афинах было множество парикмахерских. Там волосы не только красили, стригли и завивали, но и душили. Кроме того, могли заказать парик или же прикрепить к прическе искусственные пряди. Чужие локоны - один из самых ходовых товаров всей Греции, кроме Спарты. Там женщины славились своими густыми прическами.

Головные уборы

Древние греки, одежда которых проста, но необычна, в городах не покрывали голову. А вот в дороге или же в сельской местности от солнца защищала маленькая войлочная шапочка, которая не имела полей. Она называлась пилосом. Могли, наоборот, надеть широкополую шляпу, изготовленную из соломы и войлока.

Древнегреческая обувь

Жители Греции в большинстве случаев ходили босиком, поэтому древнегреческие сандалии пользовались огромной популярностью. Интересно то, что женщину считали настоящей искусницей, если она умела так зашнуровать свою обувь, чтобы ножка казалась окружающим почти голой. Однако в этой стране имели место и башмаки на толстенной кожаной подошве, и сапоги из кожи, шнуровавшиеся ремнями спереди, доходившие владельцу до середины голени. Подобную грубую обувь в большинстве случаев использовали для езды на лошади.

Косметические средства в древней Греции

В классической Греции было чрезвычайно развито искусство парфюмерии. Растительные белила, румяна, воск - все это входило в состав греческих Из всех благовоний более всего ценился нард. Египетские карандаши использовались для подводки глаз, гречанки также знали помаду и пудру. Многочисленные «обличья мужей» дошли и до наших дней. В них призывали появляться «в приличном и простом виде».

Беспрекословному осуждению подвергалось подобное поведение, так как считалось, что оно ведет к изнеженности, и, кроме того, в недалеком будущем сулило падение нравственности. Шкатулки с модными безделушками и румянами представлялись как настоящие ящики Пандоры, их которых прямо на глазах строгих мужей уже вылезают многочисленные беды и несчастья. Главное из них - подражание варварам и стремление к роскоши - подвергалось особому порицанию. Но чем больше и шире становился греческий мир, чем теснее он сплетался с культурами других народов, тем сложнее было противостоять появлению установившихся там модных и бытовых тенденций. Ювелирное искусство - это то, где подобное проявилось особенно ярко.

Ювелирные украшения в древней Греции

Изготавливать элегантные и в тоже время сложные украшения древним греками позволяло развитое Как для местной продажи, так и для экспорта в варварский мир, например, скифам, ювелирам-ремесленникам приходилось угождать вкусам покупателей.

Были весьма сдержанны в выборе украшений. Им было свойственно почти не носить украшений. Камень с гравировкой в простейшей оправе - вот максимум их воображения и фантазии. Оттиск подобной резной печати воспринимали как подпись его владельца. В лавках Афины невозможно было найти ни одного мужского браслета или ожерелья.

Однако совершенно противоположная картина раскрывалась в колониях, которые соприкасались с варварским миром. Там богатые горожане, уроженцы Оливии и Пантикапея, под влиянием местной культуры могли без зазрений совести поддаться желанию выглядеть столь же импозантно, как и заезжие царьки-кочевники. В свою очередь пограничники были не прочь перенять греческую культуру, но при этом не отказываться от страсти к ювелирным изделиям.

Что касается греческих женщин, то они в любой точке страны, будь то столица или провинция, отличались неудержимым деланием купаться в драгоценностях. Они носили изящные серьги, браслеты, пояса, цепочки, диадемы и шпильки для волос.

В 1833 г. на Лондонской конференции трёх великих европейских держав, королём только что получившего независимость от Оттоманской империи Греческого государства, был назначен Оттон I Баварский.

Когда молодой король прибыл в Афины - город, избранный им для своей столицы, там не нашлось ни одного более‑менее приличного здания для королевской резиденции.

Таковы были последствия кровопролитной, долгой и разрушительной войны за независимость страны.

Население Афин составляло в то послевоенное время едва ли больше 12 тыс. жителей. Но самыми страшными последствиями почти 400‑летнего турецкого ига и практически беспрерывных военных действий были непоправимые разрушения множества исторических памятников.

А до них тут «поработали» венецианцы, и крестоносцы‑франки. Немалую роль сыграла и раннехристианская борьба с язычеством, а также набеги южных славян. Да и в античные времена не пощадили Элладу захватнические походы римских легионов диктатора Луция Корнелия Суллы.

Но по счастью, одним из главных исторических достижений «золотой эпохи» античного классицизма было создание эллинами, помимо материальных памятников, небывалых до того свидетелей духовных: театра, литературы, скульптуры и живописи, благодаря чему мы сегодня можем, сопоставляя результаты археологических раскопок древних городов с художественными бытописаниями жизни их населения, много лучше узнать и понять как жили в древней Греции…

Литературные источники - свидетели эпохи

Историю древней Греции принято делить на несколько исторических периодов , в каждый из которых жизнь эллинов разительно отличалась от другого, более позднего времени:

1. Архаический крито‑микенский , о котором мы знаем, в основном, по мифологическим сюжетам да из двух гениальных поэм великого Гомера.

2. «Тёмное» античное средневековье , когда новые завоеватели - дорийцы хлынули на греческие земли, поделившее культуру древней Эллады на две ветви: ахейскую и дорическую, а историю страны на две эпохи: архаическую и классическую.

Этот переходный период оставил значительно меньше культурных свидетельств, но зато в это время, были сохранены и записаны для потомков воспоминания о более древних эпохах, ставшие связующей нитью и подготовившие почву к последовавшему затем стремительному духовному расцвету.

3. К наивысшим материальным, духовным и культурным достижениям классического периода , подготовленным предшествующими законодательными и общественными реформами, Эллада поднялась сразу после побед в греко‑персидских войнах. Небывалый подъём национального духа, позволивший одержать победу над сильнейшим противником, стал источником величайшего духовного взлёта. Это выразилось в появлении множества художественных произведений, которые стали для нас свидетелями эпохи.

Великолепные описания образа жизни, быта, привычек и традиций древних эллинов можно найти во множестве сочинений античных авторов, начиная от «Илиады» и «Одиссеи» Гомера или «Трудов и дней» Гесиода до наполненных бытописательными деталями комедий Аристофана , всеохватывающего «Описания Эллады» Павсания или энциклопедического «Пира мудрецов» Афинея .

Жизнь в древней Греции

Летосчисление

Есть разные мнения, какую дату принять за точку отсчёта, которой можно зафиксировать начало наиболее интересного для нас классического периода древней Эллады.

Логичнее всего последовать за самими эллинами, которые определили началом своего нового времени дату проведения , соответствующую в нашем календаре 776 г. до н. э . и ставшую первым объединительным символом Эллады.

До этого момента в каждом полисе была своя, порой очень запутанная, система измерения времени. А начиная с этой даты все они стали повсеместно отмерять время четырёхлетними отрезками , называвшимися номером соответствующей Олимпиады.

То было время стремительного роста новых городов‑государств, колонизации территорий Малой Азии, Апеннинского полуострова и Сицилии, развития торговли и ремёсел, совершенствования законодательства и судебной системы, зарождения наук, философии и искусства, переходя от власти царей и тиранов к общенародным, демократическим, принципам управления.

Семейная жизнь

Культ семейных отношений, достаточно сильный и в современной Греции, в античной был одним из устоев древнего общества.

Основа этого, конечно же, лежит в родовой общине раннебронзового века.

Например, описывая в «Илиаде» дворец троянского царя Приама, Гомер, рассказывающий о гигантском его размере, перечисляет всех многочисленных родственников, проживавших в этих покоях.

Безусловным главой родового клана являлся отец семейства, после которого власть переходила к старшему сыну, причём даже если тот был не рождённым в этой семье, а усыновлённым.

Власть главы семейства была настолько сильной , что он мог даже принести кого‑то из своих детей в жертву богам, если те её требовали. Такова, например, история Ифигении из той же «Илиады».

Если глава семейства попадал в нужду, он мог продать своих дочерей, а сына изгнать из дома за непочтительность, что даже было закреплено законодательством.

О чувствах молодых при заключении брачного союза никто не спрашивал: определяющей была цена выкупа , подаренного женихом будущему тестю, а иногда на невесту устраивался настоящий аукцион, а основным мотивом создания семьи было продолжение рода .

Считается, что женщина в греческой семье не имела права голоса. Это не совсем так: она имела свой определённый круг обязанностей по дому, за который отвечала, распоряжаясь рабами, продуктами, запасами и всеми домашними делами. За всё остальное отвечал мужчина.

Так, в «Одиссее» Телемах, сын Агамемнона, говорит своей матери Пенелопе: «Занимайся, как должно порядком хозяйства, пряжей, тканьём, наблюдай, чтоб рабыни прилежны в работе были своей: говорить же - не женское дело, а дело мужчины, и ныне моё. Сам у себя я один повелитель…»

Но при этом имущество семьи , особенно земля, не принадлежало единолично её главе: оно рассматривалось, как общая собственность и принятое от предыдущего поколения должно было передаваться потомкам не уменьшенным, а преувеличенным.

Понятию же рода придавалось огромное значение. Сегодня многие из нас вряд ли смогут вспомнить своих предков раньше третьего колена, греки же вели и помнили собственную родословную , исчисляемую порою веками.

Многие трагедии античного театра, особенно у Эврипида, начинались с описания родословной героев, и это нисколько не удивляло зрителей: каждый мог найти среди действующих лиц своего дальнего родственника. Отголоски такой клановости можно найти даже в современном греческом обществе.

Религия, церемонии и ритуалы

Свои жилища древние эллины строили из дешёвой глины, которой было в избытке в этих местах.
Лучшие же строительные материалы посвящались домам богов - храмам, которые вначале строились из довольно дорогого здесь дерева.

Но дерево - материал недолговечный, к тому же горючий, а многие проводившиеся в храмах церемоний сопровождались большим количеством открытого огня.

Одним из толчков к строительству шедевра классической архитектуры - великолепного комплекса Акрополя, стало сожжение старых деревянных построек на нём, захватившими Афины персами.

Поэтому, постепенно дерево стало повсеместно заменяться известняком , а затем и мрамором .

В свою очередь, массовое строительство храмовых комплексов дало мощный импульс развитию античной архитектуры , как искусства.

Значение религии в жизни эллинов было огромным. Без совета богов, выраженного в предсказаниях оракулов не начиналось ни одно важное дело.

Показателен полумифический сюжет захвата Пелопоннеса дорийцами , которые по совету оракула ждали, пока не сменятся у них три поколения, прежде чем начать завоевательный поход, окончившийся, как известно, быстрой победой и образованием государства Спарты.

Учитывая, что эти три поколения были заняты подготовкой к походу и созданием мощной армии, следует признать мудрость совета оракула.

Обряд бракосочетания

Немалый интерес для общего понятия о религиозной жизни эллинов представляет брачная церемония , которая совершалась не в храме, а у домашнего алтаря и символизировала переход девушки из одного семейства в другое: в отцовском доме совершалось жертвоприношение богам у алтаря, в конце которой глава семьи передавал установленной формулой свою дочь жениху, отрывал её от своего рода, отдавая другому.

Затем в сопровождении вестников, укрытая покрывалом и с венком на голове, в белых одеждах, её перевозили в сопровождении свадебных гимнов на колеснице в дом жениха.

Молодой вносил наречённую, изображая похищение, на руках в своё жилище. Невеста же должна была кричать, показывая, что входит сюда не по собственной воле, а, подчиняясь своему новому хозяину - мужу.

Тут уже проводилась настоящая свадебная церемония, где молодую представляли домашним богам у семейного алтаря жениха. Проводился обряд очищения водой и огнём, молодые делили между собой хлеб и фрукты, совершая затем совместную молитву богам.

Культ почитания мёртвых

Огромное значение в жизни эллинов имел культ почитания мёртвых , которые не считались умершими навсегда, а только лишь перешедшими в другое царство, причём по легендам некоторым, например, Гераклу даже удалось вернуться оттуда. Посещая могилы предков, родственники приносили им еду и питьё, как живым, чтобы те не чувствовали себя обделёнными в другой жизни.

Общественная жизнь

Замечательной особенностью античных эллинов, отличавшей этот народ от других и позволившей им справиться с многократно превосходившим их количественно противником, было значение роли и превосходства общественного сознания над личным .

Изрядная часть жизни мужского населения страны происходила не в домах, куда они приходили только для вечерней трапезы и сна, а в общественных местах, большей частью на Агоре , где торговля и производство совмещались, «не отходя от кассы», с политикой.

Искусство убеждения - риторики — почиталось на уровне поклонения. Общественный деятель, способный доказать, убедить, повести за собой удостаивался прижизненного почитания. Диспуты представителей различных философских школ на площадях собирали огромные толпы зрителей.

Безусловное подчинение законам , какими бы несправедливыми они ни казались, было в крови у жителей Эллады.

Так, великий Сократ, в несправедливости приговора которому были убеждены все его ученики, предлагавшие учителю бежать, безоговорочно подчинился вердикту суда и выпил приготовленную чашу с ядом. Ведь не сделай он этого, становились бессмысленными идеалы учения великого философа и огромный авторитет его среди граждан Афин.

Армия и флот

Греки - большие почитатели геометрического порядка и гармонии были одними из первых, кто стал применять в военных действиях боевые построения.

Железная дисциплина греческих воинов , стоявших насмерть, заставляла противника позорно покидать поле боя даже при многократном численном превосходстве. Это достигалось полноценным боевым воспитанием мужского населения с малолетства, особенно в .

Значение же флота в жизни древней Эллады трудно переоценить. Мало того что бόльшая часть страны была расположена на островах: превосходство на море позволяло иметь бесконкурентную торговлю во всём регионе Средиземноморья. Наилучший пример тому - Афинский морской союз, созданный по окончании персидских войн.

Искусство строительства кораблей , которого достигли античные мастера, поражает: в течение нескольких недель они могли построить и спустить на воду полноценный боевой флот. Плоды этого мастерства не затерялись во времени - греки и ныне одни из лучших мореплавателей и обладатели крупнейшего в мире торгового флота.

Одежда

Простота греческого костюма восхищает. Все его разновидности и детали строились из обычных прямоугольных кусков льняной или шерстяной ткани, скрепляемой на плечах и по бокам пряжками‑фибулами.

Богатый костюм от бедного отличала лишь раскраска , да богатство геометрического узора‑каймы. Основными типами узоров были классический меандр и критская волна.
В большей степени благородство происхождения владельца костюма подчёркивали различные ювелирные украшения. Женщины богато использовали косметику : румяна, сурьму, различные кремы, маски и смеси для волос.

Основу древнегреческого костюма составляла нательная рубаха: хитон - у мужчин, туника - у женщин, которые надевались дома, при выходе же наружу к ним добавлялись различные виды плащей: длинный гиматий и короткая хламида, а также накидки: калиптра и пеплос.

Одежда же рабов , а зачастую также и крестьян, рыбаков, охотников, пастухов, городской бедноты могла состоять только лишь из набедренной повязки.

Хождение босиком отнюдь не считалось признаком бедности, хотя самой популярной обувью были всё‑таки сандалии , состоявшие из привязываемой к ноге ремнями деревянной, пробковой или верёвочной подошвы. Кроме того, популярными были кожаные или войлочные сапоги‑эндромиды.

Головные уборы из фетра или соломы использовались чаще всего в непогоду либо для защиты от солнца при длительных прогулках. С этой же целью брали в дорогу различные вееры и опахала .

Большое значение во внешнем виде античными греками, особенно женщинами, придавалось причёске и украшению волос шпильками, диадемами, лентами и т. п.
Для мужчин же основным украшением, можно даже сказать, деталью костюма, была борода , считавшаяся признаком достоинства и мудрости.

Мебель

Самым распространённым типом сидений были полускамейки‑полулежанки , на которых располагались во время ужинов‑симпосиумов.
Этой же цели служили низкие столики на коротких ножках . Также в большом ходу были складные стулья‑дифры с ножками в виде буквы «Х» и полотняным либо плетённым из верёвки сиденьем.

Кресла с подлокотниками - троносы — имелись только в знатных домах, да в царских дворцах, служа одним из символов верховной власти.

Большое значение придавалось изготовлению и украшению кроватей . Они производились из дерева и украшались богатой резьбой, а порой и настоящими скульптурами. Для хранения одежды и ценных вещей служили различные сундуки , которые также украшались резьбой или инкрустацией.

Другой мебели в домах практически не было , даже в кладовых съестные запасы хранились в глиняных сосудах, стоявших прямо на полу. На кухнях также имелся очаг для приготовления пищи.

В холодное время года для отопления жилищ применялись глиняные или металлические жаровни с углями, которые растапливались на улице, а затем вносились в дом. Они же служили и примитивными светильниками. Если требовалось больше света, зажигались масляные лампы, либо факелы.

Посуда

Керамическое искусство в древней Греции достигло небывалых до того вершин.
Недаром крупнейшим и старейшим районом древних Афин был гончарный квартал Керамикос, практически примыкавший к центральной торговой площади Агоре.

Но самой замечательной особенностью гончарного искусства древней Греции стал переход от простых геометрических узоров на ранних стадиях развития к украшавшим изделия из керамики настоящим художественным произведениям.

Благодаря этим потрясающим картинам, порой настоящим шедеврам, ставших свидетелями эпохи, мы можем узнать множество мелких деталей из бытовой жизни античных греков, а некоторые изображения сопровождались надписями, как, например, хранящаяся в Эрмитаже ваза .

Кстати, даже по раскраске изображений на посуде можно было определить время её создания: черные фигуры на красном фоне - более ранние, чем красные на тёмном.

Разнообразие форм греческой посуды также впечатляет. Это пифосы и скифосы, амфоры и фиалы, лекифы и килики, кратеры и гидрии, инохойи и киафы, канфары и ритоны. Даже археологи порой долго ломают голову над предназначением того, или иного предмета.

Были в ходу у эллинов и всевозможные шуточные приборы : чаши, обливавшие вином того, кто начинал из них пить либо, наоборот, не позволявшие утолить жажду, как их не наклоняй.

Другой особенностью древнегреческой посуды было наличие, помимо обычной бытовой утвари, большого количества всевозможных разновидностей крупнообъёмных сосудов для хранения и перевозки жидких и сыпучих продуктов. Несомненно, их появлению способствовало всемерное развитие торговли в Средиземноморье.

Еда и вино

Многие продукты, ставшие символом современного греческого стола, например, помидоры, в античные времена ещё не были известны в Европе. Это касается и картофеля, баклажанов, перца, риса и некоторых других растений.

Столь любимые греками табак и кофе также появились значительно позже. Тем не менее другие овощи: огурцы, морковь, лук, капуста, кабачки, редис, были широко представлены на столах греков.

Основой же повседневного рациона были различные бобовые: многочисленные виды фасоли, горох, чечевица и др. Большое значение имели дары моря: рыба и морепродукты, имевшиеся в каждом доме. Мясо употреблялось повседневно только в богатых семьях, а в просто зажиточных, или тем более бедных, лишь по праздникам, когда совершались жертвоприношения богам.

Исключительную роль в рационе играли всевозможные виды сыров. Надо сказать, что искусство сыроделов в Греции достигло очень высокого уровня, а широко известно и распространено оно было уже во времена Гомера. Так, в «Одиссее» циклоп Полифем, захвативший в плен мореплавателей, занимался изготовлением сыров из овечьего молока.

Огромное значение в рационе древних эллинов имел хлеб из пшеничной или ячменной муки , видов которого было множество. Его роль была столь значительной, что трапеза без хлеба даже считалась греховной, неугодной богам. По сути хлеб составлял основу стола, остальные же блюда были к нему просто добавкой. Кроме пресного хлеба, был уже известен и дрожжевой, который считался деликатесом из‑за своей дороговизны.

А специальной формы сосуды для закваски назывались, кстати, «клибанос» . Возможно, от этого слова произошло и русское - хлеб.

Бесценный дар богини Афины - оливковое дерево было предметом постоянного почитания и благодарности за этот подарок любимой и мудрой богини. Ценность же оливы состояла в том, что её использование не имело никаких отходов: всё, начиная от плодов, и, заканчивая древесиной и листьями, шло в дело. Масличные плоды и оливковое масло занимали в повседневном рационе подавляющее место.

Культ виноградной лозы и вина, выражавшийся в поклонении одному из любимых греческих богов - Дионису, был из наиболее распространённых в древней Элладе. Вино же в рационе эллинов занимало одно из ведущих мест. Употребляли его трижды в день, с каждым приёмом пищи.

Кстати, известная многим процедура разбавления вина водой играла совершенно противоположную роль. Древние не вино разбавляли водой, а добавляли его в последнюю с целью её дезинфекции.

Торговля и ремесло

Первым народом древнего времени, жившим в основном за счёт торговли были финикийцы - знатные купцы и мореходы. Эллины позаимствовали у них очень многое, в том числе, взяв за основу своего алфавита финикийскую письменность. И не просто позаимствовали, а значительно развили и усовершенствовали в дальнейшем.

Значение торговли в жизни эллинов было столь велико, что центральной площадью многих крупных городов была рыночная Агора. Но здесь не только занимались торговлей. В Афинах, например, на Агоре находилась высшая скала Совета и Верховного суда - Ареопаг .

Тут же проводились народные собрания свободных граждан, принимавшие эпохальные решения. Здесь выступали ораторы, и читали лекции философы… Всё, ради того, чтобы, занимаясь общественной жизнью, не отвлекаться от главного дела - купли‑продажи.

Рядом с Агорой, а то и прямо в торговых павильонах располагались мастерские ремесленников: ткачей, кузнецов, краснодеревщиков, ювелиров и др., а чуть поодаль, для защиты от сильного запаха, находилось кожевенное производство. Многие изделия древних ремесленников до сих пор пленяют красотой и изяществом ценителей прекрасного.

Развитие торговли потребовало создания товарных эквивалентов - денежных знаков.

Именно древнегреческие меры веса: талант и драхма, ставшие затем названиями монет были первыми получившими повсеместное распространение валютными единицами древнего мира.

Наука и образование

О том что Греция - родина большинства наук известно всем, и эта тема требует отдельной большой статьи. Большинство граждан Эллады были довольно образованными людьми. А недостаточное образование считалось даже пороком.

Например, существовал закон, позволявший сыну не заботиться об отце в старости, что в общем случае считалось огромным грехом, если младший смог доказать, что его родитель, имея на то возможность, не дал своему отпрыску какого‑либо образования.

Священный остров Крит с подробной историей о жизни богов — читайте

Нет никаких сомнений, что Древняя Греция является важной частью истории человеческой цивилизации, давшей многое для будущих поколений. Ведь именно там и тогда закладывались основы современных знаний о математике, политике, культуре, медицине, философии.

Сама Древняя Греция оставила нам немало мифов о богах и героях. Но даже и вокруг истории и культуры той цивилизации существует немало заблуждений. А ведь мы верим в эту правду, которая на самом деле не имеет под собой никаких оснований. В истории Древней Греции есть некоторые заблуждения, которые настала пора развенчать.

Мифы о древних греках.

Троянская война. Эта история воспета знаменитым Гомером. Кто же не наслышан о знаменитой войне греков с троянцами, в которых проявили себя Ахилл и Гектор. Даже боги приняли участие в той эпопее, разделив симпатии. Само же понятие «троянский конь» стало известным афоризмом, означающим подарок со скрытым тайным смыслом. Да и легенда об ахиллесовой пяте появилась именно отсюда. Только вот кто сказал, что такая война вообще была? Ученые долгое время вообще не могли обнаружить . Когда же остатки предположительно этого древнего города и были найдены, стало ясно, что его в какой-то момент действительно атаковали и разграбили. Но были ли это греки с их огромным войском? Исторических подтверждений всей этой истории и рожденных ею мифов попросту нет. Троя, возможно, осаждалась кем-то, только это и можно точно сказать.

Битва при Фермопилах. Подвиг трехсот спартанцев мы все изучали в школе. А благодаря появившемуся недавно творению Голливуда люди смогли и увидеть, как это примерно было. Но этот кинофильм еще больше укрепил историческую неправду. Ошибкой будет считать, что горстка спартанцев защитила проход и тем самым спасла всю Грецию. Войска Ксеркса в результате битвы действительно были остановлены на какое-то время. Тем не менее захватчики нанесли Греции большой ущерб, отойдя лишь после поражения в морском сражении. Ошибкой будет считать, что именно триста спартанцев сражались против целой армии. На самом деле к началу битвы силы обороняющихся состояли из семи тысяч человек. В последний же день сражения осталось тысяча четыреста человек, триста были действительно спартанцами, но ведь четыреста воинов представляли Фивы, было восемьдесят микенцев и семьсот феспийцев. Никто не отрицает боевую доблесть именно спартанцев, просто не стоит преувеличивать их заслуги и значение.

Воины-спартанцы. Сегодня мы знаем, что спартанские воины были какими-то супер солдатами. Породила этот миф в том числе и вышеупомянутая история. Нам кажется, что все мужчины в Спарте ничего не делали, кроме как тренировались, готовясь к сражениям. Домой же эти воины возвращались или со щитом, или на щите. О какой-то иной жизни в молодости, любви к женщинам и речи быть не могло. На самом деле это - миф. Молодые спартанцы действительно часть своего времени отдавали военному делу, зато остальное время проводили вместе с ровесниками и ровесницами. Воины-спартанцы не только тренировались, но еще и выступали в пьесах, пели и танцевали. А когда солдаты становились такими старыми, что уже не могли сражаться, то они начинали обучать подрастающее поколение. Так что не стоит думать, что в Спарте мужчины только и делали, что воевали.

Женщины-спартанцы. На фоне предыдущего мифа кажется, что женщины должны были находиться чуть ли не положении рабынь у таких сильных воинственных мужчин. Но в Спарте дела обстояли совсем иначе. Пока мужчины воевали, женщины выполняли практически всю работу. Поэтому этот труд очень ценился в спартанском обществе. Даже Аристотель говорил о высоких местах женщин в Спарте и даже об их праве владеть землей. «Слабый пол» нес практически полную ответственность в вопросе воспитания детей, общество поощряло умственные занятия и упражнения в искусстве. И да, именно женщины и владели большей частью земли. Есть даже легенда, что однажды женщины в Афинах спросили спартанскую королеву, почему той дозволяется править мужчинами. На что правительница Спарты ответила, что именно в этом городе женщины рожают настоящих мужчин.

Греция и гомосексуализм. Считается, что Греция является не только родиной искусств, но и различных форм любви. Греков и особенно афинян обвиняли в том, что они активно культивировали гомосексуализм, занимаясь сексом с юношами и мальчиками. Мужчины Древних Афин стали прочно ассоциироваться для многих с педофилей. На самом деле это довольно сложный вопрос, тут нельзя пытаться четко выяснить - было это или нет. В те времена педерастия или интимные отношения между опытным мужчиной и молодым подростком носили интеллектуальный характер. Так учитель более откровенно и глубоко мог наладить отношения со своим учеником. Взрослые мужчины в итоге помогали молодежи найти свое место в обществе. Говорить же о массовой и поощряемой педерастии вовсе не приходится. Некоторых особенно рьяных поклонников тесного общения с учениками даже судили.

Древнегреческий театр. Нам кажется, что древнегреческий театр являлся местом, куда приходили большие группы людей, чтобы отметить какой-то праздник. О том, какими на самом деле были древние драмы, вообще мало кто имеет представление. Театральные постановки в Древней Греции были весьма символичными. Чтобы понять пьесу, надо было иметь определенные знания о том, какие мифы лежат в основе каждой части диалога, понимать все используемые символы. Зачастую в постановке принимали участие и сами зрители, как это принято в современном стенд-апе. А театральные постановки вообще первоначально были частью религиозных обрядов.

Олимпийские игры. Традиция проводить зародилась в Греции. Эти масштабные состязания были настолько популярными, что проводятся и сегодня, просто изменив свой формат на современный. Но и касательно истории Олимпийских игр люди имеют различные заблуждения. Прежде всего ошибочно считать, что Олимпиады проводились только в древности. Эта традиция сохранялась на протяжении многих лет, даже во времена правления римлян. Только Феодосий покончил с Олимпиадами, в целях окончательного утверждения христианства, как официальной религии на всей территории Римской империи. Известно, что женщинам строго-настрого запрещалось присутствовать на Олимпийских играх. Но были и исключения - жрицы Деметры. А чтобы женщины не проникали на арену в мужских нарядах, олимпийцы со временем стали соревноваться полностью обнаженными. К тому же атлеты намазывали себя оливковым маслом, что помогало им улучшить качество кожи и сделать ее блестящей, привлекательной чисто визуально.

Греческие статуи. Сегодня во многих музеях мы любуемся блестящими мраморными древними статуями. В свое время англичане вывезли немало ценных экспонатов в свои музеи, попросту отобрав их у греков. Происходило это на протяжении XIX века. Неосторожная транспортировка, военные действия или просто время испортили многие шедевры античного искусства. Вспомним хотя бы Венеру Милосскую с отсутствующими руками. Но и тут присутствует миф - нам кажется, что образцы греческой архитектуры и статуи в те времена блестели мрамором на солнце. На самом деле и храмы, и статуи вовсе не были белоснежными в те времена - они покрывались краской. Со временем она просто стерлась. Можно только представить, какими яркими и красочными были статуи столетия назад. К тому же многие из них имели еще и бронзовые приложения. В статуи часто инкрустировали черный камень, которые позволяли эффектно выглядеть глазам героев.

Греческие технологии. Мы знаем, что древние греки хорошо разбирались в искусстве, математике, философии и других жизненных сферах. А вот в том, насколько они были технически развитыми, часто забывается. В начале XX века один дайвер, изучавший дно рядом с островом Андикитира, нашел несколько позеленевших каменных глыб. Оказалось, что они были частью некоего механического устройства. Ученые назвали его «Антикитерский механизм». Оказалось, что этот удивительный прибор мог делать довольно интересные вещи. Устройство могло предсказывать солнечные затмения и следить за циклами Олимпиады. Механизм обладал сложным циферблатом, который синхронизировался с Луной и Солнцем. По сути, это был первый в истории компьютер. По некоторым данным создателем этого устройства вполне мог быть Архимед, чей математический гений не подвергается сомнению.

Афинская демократия. Сегодня современную демократию называют наследницей греческого устройства общества. На самом деле это мнение ошибочно - не греки придумали современную демократию, как считают многие. А афинская демократия заметно отличается от любого современного демократического института. Та древняя форма правления была одним из немногих в истории образцов прямой демократии. Все политические вопросы должны были выноситься на голосование, в котором принимали участие все граждане Афин. Правда, не стоит спешить считать такую форму общества разумной, ведь права голоса лишены были женщины и рабы. Не могли голосовать также те граждане, которые появились на свет за пределами города. Хотя формально бедняки имели права голоса, фактически мало кто из них мог оставить свои дела, чтобы повлиять на политические дела. Так что фактически в голосовании принимали участие только взрослые и свободные афиняне, относительно богатые. Интересов всего населения они, естественно, представлять просто не могли. Да, у этой формы правления были свои плюсы, особенно с учетом тирании, которая была во многих городах Греции. Но сам факт того, что принятия важнейших для города решений не обходилось без простых людей, стал важным политическим нововведением. Теперь судьбу Афин определяли не только богачи или аристократы.

Как в быт древних греков вплеталась забота о красоте и здоровье? В древности придавали большое значение внешней гармонии и красоте человека, любовались ей и знали в ней толк. Хорошо выглядеть хотели и мужчины, и, конечно же, древние гречанки.

Бесконечная погоня в поисках эликсира идеальной красоты и молодости знакома каждой женщине. До появления косметики представительницы прекрасного пола изобрели множество эффективных способов ухода за собой.

Секреты красоты древних греков

Женщины Древней Греции гордились своей внешностью и знали секреты, которые спустя века доступны любой современной красавице.

Водным процедурам гречанки уделяли особое внимание. Каждый день начинался с ванны и добавления масел в воду, что успокаивало и благоприятно сказывалось на коже. и мёд активно использовались для увлажнения тела, кожи лица и поддержания хорошего состояния волос.

В древности длина волос говорила не только о предпочтениях человека, но и о его социальной принадлежности: короткие стрижки носили только рабы. Древние гречанки предпочитали, чтобы их длинные волосы имели золотой оттенок, что достигалось с помощью уксуса, а для блеска использовался воск.

Уже в древности женщины знали, что мужчин привлекают волосы, которые оставляют ароматный шлейф, и гречанки нашли выход. Они собирали травы, цветы и специи, а затем делали отвар с добавлением оливкового масла.

Однако от моды не отставали и мужчины: так, например, в 6-м веке до н.э. в моде были мужские прически с длинными локонами. Позже, после , локоны стали носить более короткие. И вообще, в древних Афинах длинная ухоженная шевелюра считалась признаком аристократизма. Ликург утверждал, что длинные волосы делают красивого мужчину ещё более красивым, а некрасивого — ещё более непривлекательным.

Древние парикмахеры занимали важное место в обществе — они болтали со всеми клиентами и были в курсе всего, что происходит вокруг. Говорят, что когда македонский царь Архелай пришел к парикмахеру и тот спросил, как его постричь, Архелай ответил: «Без лишних разговоров». 🙂

Многие музеи Греции демонстрируют небольшие сосуды, предназначавшиеся для хранения мазей и самодельных кремов. Эти средства имели разное предназначение: избавляли от сыпи, ожогов, травм или просто успокаивали кожу.

Смеси лекарственных порошков готовили из сока алоэ, корицы и мёда. Всё это не только наносили на кожу, но и принимали внутрь после купания. Если кожа нуждалась в очищении, помогало следующее средство: столовая ложка густых сливок смешивалась с чайной ложкой морской соли, смесь наносилась на кожу лица и смывалась после массирования.

Гиппократ хоть и не был женщиной, но радовал своими открытиями не только древних, но и современных дам. В его трактатах о медицине отдельные труды были посвящены косметологии. И по сей день многие благодарны врачу за описание удивительных свойств глины. Белая глина помогает избавиться от прыщей, усиливает кровообращение и укрепляет волосы. Синяя глина уменьшает глубину морщин, очищает кожу, помогает в борьбе с аллергией, обладает противовоспалительными свойствами.

“А как ухаживать за веками и нежной кожей под глазами?” – этот вопрос действительно волнует женщин. У древних гречанок был действенный способ. Зону вокруг глаз они смазывали тёплым оливковым маслом и массировали, а через полчаса смывали. Ежедневное повторение этой процедуры позволяло разгладить морщины.

Для поддержания идеального состояния кожи тела гречанки тоже создали особенное средство. На 400 г лепестков роз брали 500 г оливкового масла, настаивали эту смесь в течение недели, процеживали и добавляли несколько ложек в ванну. Этот рецепт гарантированно позволял придать коже эластичность и мягкость.

Во все времена люди одинаково стремились к идеалу, но добивались желаемого разными способами. Античные красавицы обладали красотой и знали множество рецептов достижения этой красоты, поэтому современные женщины не имеют основания не доверять им.

Древнегреческое слово ψιμυθίασις означало «макияж», и происходило от слова «румяна». Древние гречанки активно применяли краски для лица. Вот что пишет один древний писательпо имени Исхомахос:

«Я заметил, что моя жена прихорошилась: намазала лицо свинцовыми белилами, чтобы оно казалось белее, чем на самом деле, нарумянила щеки, чтобы они казались розовее, чем на самом деле, и одела сандалии на каблуках, чтобы казаться выше, чем есть на самом деле…»

Вот так, дорогие мужчины иронизировали по поводу наших попыток приукраситься ещё несколько тысяч лет назад! 🙂

О быте древних греков мы ещё поговорим, все-таки он значительно отличался от современного. Возможно, стоит что-то взять у древних полезного!

Елена Метелева