СМОЛЕНСКАЯ ЗОСИМОВА ПУСТЫНЬ, мужская, в Александровском районе Владимирской области. Расположена в 25 километрах к северо востоку от Сергиева Посада на живописном холме близ речки Молохча, в местечке под названием Ульянова пустошь. Основана… … Энциклопедический словарь

    Владимирская еп., в Александровском у. Восстановлена в 1896 заботами наместника Сергиевой лавры архим. Павла, после двухвекового запустения, на месте подвигов и посмертного покоя чтимого старца, схимонаха Зосимы, подвизавшегося здесь в к. XVII и… … Русская история

    Смоленская Зосимова пустынь монастырь во Владимирской области. Зосимова пустынь основана схимонахом Зосимой, выходцем из Троице Сергиева монастыря, которому удалось собрать возле себя несколько человек братии. Однако после кончины старца большая … Википедия

    Зосимова пустынь: Монастыри Смоленская Зосимова пустынь, Владимирская область Троице Одигитриевская (Зосимова) пустынь, Троицкий административный округ Москвы Другое Зосимова Пустынь ж/д платформа Киевского направления МЖД в Московской… … Википедия

    Смоленская Зосимова - мужская пустынь, находящаяся во Владимирской губ., в 19 в. от гор. Александрова, основана в XVII в. В 1722 г. упразднена, в 1728 – восстановлена; опять упразднена и разорена в 1764, в 1869 – снова восстановлена. Храмов 3,… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

    ЗОСИМОВА ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ И В ЧЕСТЬ СМОЛЕНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ОДИГИТРИЯ» ЖЕНСКАЯ ПУСТЫНЬ - Зосимова пустынь. Литография. 70 е гг. XIX в. (ЦИМ МДА) Зосимова пустынь. Литография. 70 е гг. XIX в. (ЦИМ МДА) (Московской епархии), находится близ с. Руднева Наро Фоминского р на Московской обл. Основана в 1826 г. по благословению митр.… … Православная энциклопедия

    Монастырь Лукианова пустынь Страна Россия Местоположение Владимирская область … Википедия

Свято-Смоленская Зосимова пустынь - мужской монастырь в Александровском районе, основанный в 1680-х годах схимонахом Зосимой. О старце Зосиме известно немного. Вероятно, он был незнатного происхождения, из Смоленской губернии, о чём говорит существование в обители иконы Смоленской Богоматери, которая, по преданию, принадлежала самому Зосиме. Он достиг духовной зрелости в Троице-Сергиевой лавре, после чего удалился в Ульянину пустошь (на территории нынешнего Александровского района), объединив вокруг себя несколько монахов. Постепенно к Зосиме стали стекаться многочисленные паломники за советом и благословением. По преданию, старца часто посещала любимая сестра Петра I царевна Наталья Алексеевна (1673-1716), на пожертвования которой была построена часовня над могилой Зосимы. В 1730-1740 гг. сюда, по преданию, часто наведывалась будущая российская императрица Елизавета Петровна, которая находилась в негласной ссылке в расположенном недалеко городе Александрове , в Александровской слободе . После смерти старца Зосимы пустынь пережила периоды расцвета и упадка, даже запустения в 1820-е годы, когда была сломана часовня, а братия покинула обитель.

Ульянина пустошь переходила во владение от одних собственников к другим. Существовала легенда, что на месте захоронения старца Зосимы происходили несчастные случаи - пожары, внезапная гибель людей и пр. В 1848 г. была вновь построена деревянная часовня, а в 1851 г. на могилу старца была возложена чёрная мраморная плита. Окрестное население стало связывать это место с чудесным исцелением больных и почитало как святыню. В 1866 г. Зосимова пустынь перешла в ведение Троице-Сергиевой лавры. В конце 1880-х годов была построена каменная часовня над захоронением старца Зосимы.

Расцвет пустыни был связан с деятельностью наместника Троице-Сергиевой лавры архимандрита Павла в 1890-е годы и назначенного настоятелем и строителем пустыни иеромонаха Германа (управлял обителью в 1897-1923 гг.). Из красного кирпича в модном тогда русском стиле были построены трапезная с церковью Сергия Радонежского и собор Смоленской иконы Божией Матери на месте погребения основателя пустыни - старца Зосимы. Пустынь обнесли кирпичной стеной с четырьмя угловыми башнями. Вдоль западной стены расположились настоятельские покои, вдоль северной стены - братские корпуса. В середине между ними помещались Святые ворота, над которыми была сооружена церковь Всех Святых, в стиле эклектики, с боковыми башнями, больше похожая на замок.

Над восточной стеной поднялась высокая колокольня с башенными часами, построенная по проекту А.А. Латкова, который с конца XIX в. был архитектором Троице-Сергиевой лавры. Вероятно, Латков спроектировал и остальные постройки Смоленской Зосимовой пустыни. Строительство продолжалось более десяти лет. В начале XX в. над колодцем, вырытым, по преданию, старцем Зосимой, была возведена каменная часовня, ставшая украшением монастыря.

Смоленская Зосимова пустынь в это время получила широкую известность как выдающийся центр духовничества и старчества. Пустынь часто посещали члены Московского религиозно-философского кружка во главе с русским публицистом, духовным писателем М.А. Новосёловым, который старался приобщить к Зосимовой пустыни своих друзей и единомышленников, в том числе П.А. Флоренского, С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева.

В 1920 г. Смоленскую Зосимову пустынь превратили в сельскохозяйственную артель. В 1923 г. после смерти настоятеля отца Германа обитель была окончательно закрыта. Жизнь знаменитой обители замерла почти на 70 лет. В бывшем монастыре размещалась воинская часть.

Возобновлена Смоленская Зосимова пустынь в апреле 1992 г., в настоящее время активно возрождается. С воинской частью, расположенной на территории обители, у пустыни сложились дружественные отношения. Военнослужащие помогали восстанавливать храмы и другие строения. Один взвод был сформирован из учащихся московских духовных школ и православных призывников близлежащих областей. Его солдаты участвовали в праздничных богослужениях, пели на клиросе, занимались иконописью.

После открытия священники, монахи других обителей, родственники старцев Зосимовой пустыни стали передавать в неё сохранившиеся иконы, личные вещи старцев, другие святыни. В 1994 г. был канонизирован старец Зосима как местночтимый святой. Незадолго до этого в дар обители был передан список XVII в. иконы Смоленской Божией Матери в серебряном окладе, по преданию, когда-то принадлежавший преподобному Зосиме.

Святыня монастыря:

  • мощи преподобного Зосимы.

Обитель расположена в 90 верстах от Москвы, 20 верстах от Троице -Сергиевой Лавры и в 3,5 верстах от станции Арсаки Ярославской железной дороги, на границе Московской и Владимирской областей. Среди дивной лесной природы, на берегу небольшой речки Молохчи возвышается живописный холм. К нему-то в последней четверти XVII века и пришел инок Троице - Сергиевой Лавры схимонах Зосима, искавший молитвенного уединения.

Обитель расположена в 90 верстах от Москвы, 20 верстах от Троице -Сергиевой Лавры и в 3,5 верстах от станции Арсаки Ярославской железной дороги, на границе Московской и Владимирской областей. Среди дивной лесной природы, на берегу небольшой речки Молохчи возвышается живописный холм. К нему-то в последней четверти XVII века и пришел инок Троице - Сергиевой Лавры схимонах Зосима, искавший молитвенного уединения. Он поставил тут деревянную часовню и келлию и начал вести безмолвную жизнь. Старец Зосима славился своей святой жизнью, мудростью и чудесами. Он, несомненно, обладал великим и редким даром совета, так называемого старчества. Временами пустынь, названная по имени основателя Зосимовой, приходила в упадок и запустение; бывало, что и вовсе упразднялась. Но каждый раз - по молитвам почившего отца Зосимы - пустынь восстанавливали благочестивые почитатели памяти этого подвижника. Во второй половине XIX столетия в деле возрождения обители принимал живейшее участие известный юродивый Филиппушка и его сын Порфирий (в иночестве - Прокопий).

Тогда же участок земли вокруг "Святого холма" был подарен Троице-Сергиевой Лавре. Заботами наместника Лавры архимандрита Павла, строителя Зосимовой пустыни, обитель стала возобновляться. Над могилой старца Зосимы был сооружен собор во имя Смоленской иконы Божией Матери, и монастырь стал называться Смоленской Зосимовой пустынью. Обитель обнесли кирпичной стеной с четырьмя угловыми башнями. Рядом с собором построили трапезную с церковью во имя преподобного Сергия. Вдоль западной стены вырос братский корпус, в деревянной части которого находились палаты игумена. Святой колодец, вырытый самим старцем Зосимою, оказался за западной стеной около речки.

Вдоль северной стены соорудили кирпичные братские корпуса. В середине между ними помещались Святые ворота, прямо против дороги на станцию Арсаки. Над ними была сооружена церковь в честь Всех святых. Над восточной стеной поднялась высокая колокольня с башенными часами. Строительство пустыни продолжалось более десяти лет, хозяйственные постройки за оградой возводились в последующие годы. Обитель имела обширное хозяйство: сенокосные угодья, большой огород, скотный двор, фруктовый сад и пасеку на 200 ульев...

В 1897 году в пустынь был назначен первый и, как оказалось, последний настоятель - игумен Герман, знаменитый старец, впоследствии схиигумен, делатель Иисусовой молитвы, устроитель Зосимовской школы старчества. За 26 лет своего игуменства отец Герман научил иноческому пути многих людей. Среди духовных чад старца были святая преподобномученица Великая княгиня Елисавета Феодоровна; ректор Московской Духовной академии архимандрит Антоний (Храповицкий; + 1936), впоследствии митрополит; архимандрит Чудова монастыря Арсений (Жадановский; +1937), впоследствии епископ Серпуховский; игумения Иоанна, настоятельница Аносина Борисоглебского монастыря - "женской Оптиной пустыни", и многие другие. В конце XIX - начале XX века Зосимова пустынь получила широкую известность как выдающийся центр духовничества и старчества. В этом - немалая заслуга отца Германа. (Число братии в то время простирается до 100 человек).

В годы тяжелых испытаний для Русской Православной Церкви Господь послал России знаменитого "утешителя", великого старца Зосимовой пустыни иеросхимонаха Алексия, ученика и сотаинника схиигумена Германа, великого молитвенника и знатока человеческой души. В эти годы у отца Алексия получали духовное окормление святая мученица Великая княгиня Елисавета Феодоровна и сестры Марфо- Мариинской обители, члены Императорского Дома, высшие сановники государства, иерархи Церкви. Так высок был авторитет старца, что именно ему было поручено вытаскивать жребий при избрании патриарха; жребий указал на святителя Тихона.

В Зосимову стекались тысячи богомольцев со всей необъятной России. Старчество было тем магнитом, который привлекал в пустынь многих паломников. Обитель стала одним из духовных центров Православия того времени. Старчеством Зосимова пустынь стала как бы Оптиной в миниатюре, Оптиной для столицы, куда могли добраться по железной дороге, а далее пешком. Приток паломников ширился, они обновлялись духом, принимая наставления старцев Зосимовой пустыни, и уносили с собой в мир ее особенный свет - отблеск Света Невечернего. Схиигумен Герман предсказывал, что, пока он жив, обитель его не закроют. И действительно, Зосимова пустынь была закрыта в конце сентября 1923 года (схиигумен Герман окончил свой земной путь 17/30 января 1923 года). Началось жестокое уничтожение мирной обители. Первым делом выгнали всех ее насельников, предварительно изъяв у них серебряные ризы с личных икон и другие ценные вещи. Все они разъехались кто куда. Многих ждали ссылки, издевательства, расстрелы...

В настоящее время по молитвам первоначальника обители схимонаха Зосимы, старцев Германа и Алексия Зосимова пустынь возрождается... В 1992 году настоятелем Зосимовой пустыни был назначен игумен Порфирий (вспомним сына блаженного Филиппушки!), потихоньку стала собираться братия. Затем во главе обители был архимандрит Нил.

В настоящее время настоятель монастыря - игумен Петр. 13/26 июля 1994 года состоялась канонизация преподобного Зосимы как местночтимого святого. В 2000 году канонизированы: на Всецерковном уровне - преподобный Алексий (Соловьев), иеросхимонах, старец Зосимовой пустыни; на Епархиальном уровне - преподобный Герман (Гомзин), схиигумен, Зосимовский. Целая плеяда старцев вышла из стен Зосимовой пустыни. В 2001 году канонизирован преподобномученик Игнатий (Лебедев), схиархимандрит (+ 1938 г.). Известные старцы Зосимовой пустыни: игумен Платон (Климов); архимандрит Исидор (Скачков); иеромонах Макарий, келейник старца Алексия, расстрелян в 1930 г.; иеросхимонах Иннокентий (Орешкин); схиигумен Митрофан; архимандрит Мелхиседек; схимонах Симон (Кожухов); архимандрит Никита (Курочкин); архимандрит Зосима (Нилов) и многие другие.

В самые страшные годы гонений на Церковь окормляли они верующих, несли слово Истины и утешения. Дальнейшая история пустыни, история Отечества нашего зависит от нас.

Свято-Смоленская Зосимова мужская пустынь основана в последней четверти ХVII века ищущим уединения и молитвенного подвига схимонахом Зосимой, выходцем из Троице-Сергиевой лавры. Не сохранились точные даты рождения и блаженной кончины старца. Известно только, что при жизни он стяжал великий дар советования и молитвенного дерзновения ко Господу, что уже при жизни почитался народом, за советом к которому шли и простолюдины и особы царской семьи. Глубоко почитала старца царевна Наталия Алексеевна, сестра Петра I. Её стараниями выросла и украсилась в пустыни часовня.

После кончины старца жизнь в основанной им пустыни замерла, рассеялась или почила немногочисленная братия. Лишь могила старца, с построенной над ней часовней, привлекла к себе страждущие души, искавшие помощи и утешения.

Промыслом Божием в 1896 году в обитель назначается настоятелем духовник Гефсиманского скита игумен Герман (Гомзин). С его приходом обитель расцветает. Строится новый Смоленский собор, братские корпуса, заводится образцовое хозяйство. Но, и это главное, обитель растёт духовно. Отец Герман, воспитанник Гефсиманского старца иеросхимонаха Александра (Стрыгина) вводит в обители строгий монашеский устав, совершаются длительные, с умилительным «Зосимовским» пением, богослужения. В помощь к отцу Герману Бог посылает в обитель ещё одного великого подвижника, протопресвитера Большого Успенского Собора Московского Кремля Феодора Соловьёва, который принимает в обители монашеский постриг с именем Алексий и становится духовником Пустыни. Оба старца неустанно трудятся над спасением душ братии и многочисленных поломников-богомольцев, ищущих совета старцев. Много раз приезжала в пустынь Великая княгиня Елизавета, всячески помогая в различных нуждах монастыря. В те времена Зосимова пустынь снискала среди православных славу духовного центра России, её с любовью называли «Северной Оптиной».Так велик был авторитет её дховника, иеросхимонаха Алексия (Соловьёва), что именно ему на историческом Поместном Соборе в 1917 году было доверено вынимать жребий с именем будущего Патриарха. Тогда нелёгкий жребий Патриаршего служения выпал на святителя Тихона.

Смоленская Зосимова пустынь входила в ряд приписных пустыней и скитов вокруг Троице-Сергиевой Лавры. Основателем мужской пустыни предание называет схимонаха Зосиму, подвизавшегося в конце XVII в. После смерти схимника в середине XVIII в. обитель прекратила свое существование.

Несколько попыток ее возродить были безуспешны. Лишь в 1848 г. была поставлена деревянная часовня над могилой схимонаха Зосимы. В 1867 пустынь возродили монахи Троице-Сергиевой Лавры, к которой она и была приписана.

Краткий расцвет, пережитый Смоленской Зосимовой обителью в конце XIX-начале XX веков, сам по себе составляет отдельную главу в летописании русского монашества и Русской Церкви вообще. Но расцвела Зосимова пустынь отнюдь не на пустом месте. Ее питали глубокие традиции святости, укоренившиеся здесь еще в XVII столетии.

В 1899 году в Москве вышла в свет книга о Смоленской Зосимовой пустыни, написанная будущим митрополитом, священномучеником, а тогда - еще иеромонахом Серафимом (Чичаговым).

«Двести лет тому назад, в прежнем Переяславль-Залесском, в Кинельском стану, на холмистом берегу небольшой речки Молохчи, красовалась лесная пустошь с небольшими полянами, заросшими травою, называемая Ульяниной и значительно удаленная от людского жилья. Не без воли Божией, в неведомый для нас день, посетил эту пустошь некий старец Зосима, призываемый Богом к уединенной, отшельнической жизни. Понравилась старцу эта пустынь. Красивый, вековой лес, извилистая речка и глубочайшая тишина, прерываемая лишь пением и перекрикиванием птиц. Помолился блаженный старец, испросил откровение воли Божией и, познав в своем чистом сердце, что именно это место предназначено ему для подвижничества и пустынножительства, - он остался уже здесь навсегда».

Шли годы, вокруг старца собралась братия - правда, весьма немногочисленная (предание сохранило имена лишь монахов Ионы и Кирилла), - появились огороды, кельи. Потянулись в пустынь богомольцы. Были среди них и представители знатных фамилий. Глубоко почитала старца Зосиму царевна Наталия Алексеевна, сестра Петра I. Ее стараниями выросла и украсилась в пустыни часовня.

После смерти отца Зосимы его ученики и сотрудники разошлись кто куда. Часовня, построенная иноками, была приписана к Лукиановой пустыни, расположенной вблизи Александрова. Существуют некоторые сведения, что в 1728 году Зосимову пустынь восстановили, священномученик Серафим (Чичагов) упоминает имя одного из тогдашних ее строителей - иеромонаха Иоакима, - но в печально известном 1764 году ее закрыли вновь, а часовню и все небогатое имущество причислили к приходской церкви села Никульского.

В дальнейшем пустынь ждали куда большие горести. Старец Симеон Ермолаев, собиравший в середине XIX века сведения о схимонахе Зосиме, так описывал этот скорбный период: «Опустела часовня, или келья, в которой жил отец Зосима, но на его могилу, на которой был поставлен большой памятник из белого камня...стекалось много народу... и теперь служили панихиды, которые служил священник села Никульского, к приходу которого принадлежала пустыня. Священник села Слотина, отец Иаков, сильно завидовал доходу, который получал от панихид священник села Никульского, и потому пришел к владельцу этой пустыни господину Симонову и уговаривал его, чтобы вынести образа из часовни и перенести их в церковь села Слотина, что и исполнилось; также с могилы старца Зосимы был снят памятник и перевезен священником (который стесал топором надпись) в село Слотино... Часовню же г. Тимонов обратил в птичную, и когда устроил клевушки и все нужное, то перевели всех домашних птиц и двух свиней в новую птичную. Но каково было изумление птичницы, когда она, проснувшись на другой день, увидела свиней и всех птиц мертвыми... Говорят, это было в 1798 году».

Вскоре после этого умер и помещик Тимонов, а так как он был бездетен, то после смерти его вдовы Ульянина пустошь отошла к другим владельцам и на протяжении следующих десятилетий не раз переходила из рук в руки.

Часовня, столь опрометчиво превращенная Тимоновым, если верить старцу Симеону, в птичник, за это время совершенно разрушилась, а о месте погребения отца Зосимы напоминал теперь лишь простой деревянный крест. Но местные жители не позабыли об угоднике Божием, лежащем под этим крестом, и по-прежнему приходили сюда.

В 1848 году стараниями вдовы александровского купца И.Ф. Баранова, приобретшего лес Ульяниной пустоши на сруб, в Зосимовой пустыни вновь появилась часовня. Вследствие этого паломничество к святому месту оживилось, но первые шаги к возрождению здесь монашеской жизни были сделаны лишь в 1866 году, когда помещица Г. И. Неттель, владевшая в то время землей, на которой находились часовня и могила старца Зосимы, составила дарственную на нее, имея желание подарить землю Троице-Сергиевой Лавре.

В прошении, поданном ею в Лаврский собор, говорилось, что она «жертвует три десятины, с произрастающим на оной (земле - прим. ред.) еловым и березовым лесом и часовнею, для служения в сей последней братиею киновии молебнов и панихид по схимонахе Зосиме, при часовне погребенном, желающим из обывателей окрестных деревень».

Намерение свое госпоже Неттель удалось исполнить, однако, лишь спустя три года, но зато вскоре ее примеру последовали и другие вла¬ельцы близлежащих земель. В итоге возрождающемуся монастырю было подарено десять десятин земли.Близкое участие в восстановлении Зосимовой пустыни принимал блаженный Филиппушка из лаврской братии.

Сам он к моменту начала серьезных работ по благоустройству монастыря уже умер, и начатое дело продолжил его сын Прокопий (в постриге- Порфирий). Трудам Филиппушки и Порфирия, как отмечает монах Аристоклий, современный историограф пустыни, «постоянно мешали почти детективные истории, возникавшие на протяжении двух десятков лет вокруг Зосимовой пустыни. Достаточно привести факт обвинения юродивою в печатании у себя в пещерах фальшивых денег!»

Слух о фальшивых кредитных билетах, распространившийся в 1867 году, привел даже к обыску в келье Филиппушки. Разумеется, ничего предосудительного в ней не нашли, но митрополит Филарет (Дроздов), близко знавший и почитавший блаженного, благословил его на время перейти в другую обитель. Филиппушка повиновался архипастырю, а в 1868 году скончался. Лишь в 1889 году над могилой старца Зосимы, благодаря молитвам отца Порфирия и усердию купеческой семьи Шапошниковых, вырос каменный храм, освященный в честь святыни, некогда принесенной пустынножителем на это место, - Смоленской иконы Божией Матери. В 1890 году Д. M. Шапошников на свои средства выстроил в пустыни и корпус для монашествующей братии.

Некоторое время статус Зосимовой пустыни оставался неопределенным, а ее материальное положение - малоутешительным. Но вскоре Господь послал ей устроителя, готового трудиться на благо ее не по одной только обязанности, а по душевному влечению. Им стал архимандрит Павел (Глебов), в 1891 году назначенный наместником Троице-Сергиевой Лавры.

«Объезжая все обители, подчиненные Лавре, - пишет священномученик Серафим (Чичагов), - он посетил и Зосимову пустынь. Убогий вид пустыни произвел сильное впечатление на него. Обитель не имела ограды, была совершенно открыта. Храм, составлявший несказанную радость пустыни, был в сущности тесен и длинен, так как он образовался из часовни, к которой пристроили паперть и трапезную часть. Зимою про-
мерзали тонкие стекла часовни; было сыро; пол лежал на самой земле. Общий вид пустыни, в которой имелся всего один корпус для келий и затем три старые избы, невольно заставлял вдумываться в положение монашествующих и желать принести посильную помощь. Когда отец наместник отстоял в храме панихиду у могилы схимонаха Зосимы, то он уже в сердце своем почувствовал непреодолимое стремление сделаться устроителем этой страждущей обители».

Почти тотчас архимандрит Павел начал изыскивать материалы и средства для постройки каменного братского корпуса, затем объявился благотворитель, пожелавший дать пожертвование на строительство нового соборного храма. За несколько лет обустройство пустыни продвинулось настолько, насколько не продвигалось за все минувшие десятилетия.

В 1897 году по указу митрополита Московского Сергия (Ляпидевского) и с благословения архимандрита Павла настоятелем в Зосимову пустынь был назначен иеромонах Герман (Гомзин), насельник лаврского Гефсиманского скита. С ним в пустынь пришли несколько послушников, составившие костяк зосимовской братии. К 1910-м годам число ее увеличилось до ста человек, монастырь приобрел прекрасный архитектурный ансамбль и превратился в одну из всероссийских святынь: духовным окормлением здешних старцев пользовались виднейшие деятели Церкви, представители аристократических фамилий и интеллигенции. Зосимова пустынь словно приняла эстафету от Оптиной, где в это время один за другим угасали светильники русского старчества - преподобные Амвросий (+ 1891), Анатолий (+l894), Исаакий (+l894), Иосиф (+l911), Варсонофий (+1913)...

В описании Зосимовой пустыни, составленном священномученика. Серафимом (издание 1913 года), так освещена жизнь обители в период ее расцвета:

«Братия живет по примеру св. отцов, под руководством старцев, открывая им ежедневно свои помышления и грехопадения, выслушивая опытные указания и наставления. Число братии простирается до ста человек, иеромонахов 14, иеродиаконов 8, рясофорных 18, монахов 20 и до 40 чел. послушников. Казначеем состоит иеромонах Митрофан, а благочинным - иеромонах Мелхиседек.

Характерные черты подвижничества Зосимовой пустыни: продолжительные богослужения в храме, в будние дни Саровское правило с "умною" молитвою и поклонами, строгое послушание не за страх, а за совесть и неустанный труд. Всех послушаний до пятнадцати: день и ночь читается Псалтирь за благодетелей, прислуживают в храме, пишут иконы, занимаются токарным ремеслом, столярничают, переплетают книги, пекут просфоры, пекут хлебы, работают на кухне, шьют одежды, занимаются малярной работой, в кузнице, на скотном дворе, в слесарной, лудят посуду.

Скромно, молчаливо и безропотно несут насельники Зосимовой обители свой подвиг, заботятся не о мирских потребностях, а о едином на потребу. Почти все необходимое справляется руками братии; никто не пред ставляет исключения при исполнении работ; все трудятся во главе с игуменом, который собственным примером учит братию неусыпному бдению, молитве и грудам, помня завет Иоанна Златоуста, что "от примера исходит самое действенное учение"».

17/30 января 1923 года схиигумен Зосимовой пустыни преподобный Герман скончался. Скорбная дата эта существенна для истории монастыря, поскольку о. Герман предсказывал, что при его жизни обитель не закроют. А тучи уже сгущались. Прекратили свое существование Лавра, многие монастыри Московской и Владимирской епархий. После кончины преподобного Германа подошла очередь и Зосимовой пустыни. Большевики разогнали ее в один день - на Вознесение, которое пришлось в 1923 году на 6 мая по старому стилю. Братия рассеялась. Судьбы некоторых отныне были связаны с Высоко-Петровским монастырем, где настоятельствовал духовный сын прп. Германа епископ Варфоломей (Ремов), другие поселились поблизости от закрытой пустыни и Лавры (в частности, в Загорске жил до самой своей кончины знаменитый старец Алексий (Соловьев).

В ближайшие годы большинству из них суждено было ступить на тернистый путь мученичества и исповедничества. А в поруганной Зосимовой пустыни расположился детский дом. Он хозяйничал здесь недолго, уступив место куда более «прочному» постояльцу - воинской части.
Монастырские корпуса переоборудовали под жилье для офицеров и их семей, в Смоленском соборе был устроен клуб. Но и этот этап многотрудной истории обители постепенно уходит в прошлое.

В 1992 году в Зосимову пустынь пришли первые монахи. 15 марта 1992 года с Указа Епископа (ныне Митрополит) Владимирского и Суздальского Евлогия об открытии монастыря и возобновления в нем монашеской жизни. Началось возрождение монастыря.

В июле 1994 года состоялась канонизация основателя обители схимонаха Зосимы (для общецерковного прославления, память 28 июня и 26 июля) и преп. Германа (Гомзина, на епархиальном уровне, память 30 января) а в 2000 году преп. Алексия (Соловьёва, также для общецерковного прославления, память 2 октября).