Организация является учредителем двух компаний в России. Уставный капитал в одном ООО 100% и в другом 70%. Особенности законодательства по сдаче консолидированной отчетности и обязательному аудиту.

Вопрос: Организация ООО (ОСНО) учредила в России две компании. Вклады в уставный капитал этих компаний составили: ООО №1 - 100%, ООО №2 - 70%. Должна ли наша "Главная" компания сдавать сводную/консолидированную отчетность? Или какую-то дополнительную отчетность к отчетности при применении ОСНО, проводить обязательный аудит?

Ответ: Кто должен составлять консолидированную отчетность, прописано в Федеральном законе от 27 июля 2010 г. № 208-ФЗ. Обязанность представлять консолидированную отчетность может быть установлена только законодательно или учредительными документами компании. В частности, консолидированная отчетность по МСФО обязательна для кредитных и страховых организаций, госкорпорации «Росатом» и т. д.

Какую-либо дополнительную отчетность при применении ОСНО сдавать Ваша организация не обязана.

В частности, обязательный аудит проводится, если организация является: профессиональным участником рынка ценных бумаг либо ценные бумаги организации допущены к организованным торгам; страховой компанией; негосударственным пенсионным фондом (или его управляющей компанией); кредитной организацией; публично-правовой компанией. Аудит обязателен, если: объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за предшествующий отчетному год превышает 400 000 000 руб.; сумма активов баланса на конец предшествующего отчетному года превышает 60 000 000 руб.

Полный перечень случаев, когда необходимо проводить обязательный аудит, приведен в части 1 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ.

Обоснование

Кто должен составлять консолидированную отчетность по МСФО

Некоторые организации обязаны представлять и публиковать консолидированную финансовую отчетность по МСФО. Это отчетность о финансовом положении и результатах деятельности группы взаимосвязанных компаний (п. 2 ст. 1 Закон от 27 июля 2010 № 208-ФЗ). В этой рекомендации вы узнаете, какие именно организации и при каких условиях составляют консолидированную отчетность.

Важно: консолидированная отчетность по МСФО не заменяет обычную бухгалтерскую отчетность . Организация, которая формирует консолидированную отчетность, все равно обязана составить и представить бухгалтерскую отчетность по Закону от 6 декабря 2011 № 402-ФЗ (ч. 2 ст. 3 Закона от 27 июля 2010 № 208-ФЗ).

Кто обязан отчитываться по МСФО

Формировать консолидированную финансовую отчетность по правилам МСФО обязана организация, если она одновременно:

контролирует одну или несколько компаний. Такую организацию называют материнской, а подконтрольные ей - дочерними. При этом есть исключения , когда материнская компания не обязана составлять консолидированную отчетность по группе;

учредительных документов;

собственной инициативы.

Кредитные организации

головная кредитная организация банковской группы;

головная организация банковского холдинга;

Страховые организации

Консолидированную финансовую отчетность по правилам МСФО составляют страховые организации, которые образуют группу. Это материнские компании.

Исключение - страховые медицинские организации, которые осуществляют деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования. Им составлять отчетность по МСФО не надо.

Консолидированную финансовую отчетность по правилам МСФО составляют НПФ, которые образуют группу. Это материнские компании.

УК ИФ, ПИФ, НПФ

Консолидированную финансовую отчетность по правилам МСФО составляют управляющие компании:

инвестиционных фондов;

паевых инвестиционных фондов;

негосударственных пенсионных фондов.

Важно: управляющие компании ИФ, ПИФ и НПФ не обязаны составлять консолидированную финансовую отчетность в соответствии с МСФО самих фондов (информация Минфина России № ОП 6-2015 , Информационное сообщение Банка России от 30 октября 2014 года).

Клиринговые организации

Консолидированную финансовую отчетность по правилам МСФО составляют:

центральный контрагент;

клиринговая организация, которая образует группу. Это материнские компании.

ФГУП по перечню Правительства РФ

Акционерные общества по перечню Правительства РФ

Эмитенты

Консолидированную финансовую отчетность по правилам МСФО составляют эмитенты, которые образуют группу. Это материнские компании. Однако при определенных условиях такие материнские компании могут быть освобождены от обязанности составлять консолидированную отчетность по МСФО .

Главное условие - их ценные бумаги допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список. Это следует из пункта 8 части 1 статьи 2 Закона от 27 июля 2010 № 208-ФЗ, указания Банка России от 1 сентября 2014 № 3374-У , Информации Минфина России от 17 апреля 2015 г. № ОП 6-2015 .

Иные организации

Консолидированную финансовую отчетность по правилам МСФО составляют:

эмитенты, которые образуют группу, в случае регистрации проспекта, допуска биржевых облигаций или российских депозитарных расписок к организованным торгам с представлением бирже проспекта указанных ценных бумаг. Это материнские компании. Если у эмитента нет подконтрольных ему организаций, отчетность по правилам МСФО можно не составлять (п. 4 ст. 30 Закона от 22 апреля 1996 № 39-ФЗ , п. 2.1 , , ст. 5 Закона от 21 ноября 2011 № 325-ФЗ, п. 3 приложения 4 к Положению Банка России от 17 октября 2014 № 437-П);

государственная компания «Российские автомобильные дороги» (ч. 6 ст. 17 Закона от 17 июля 2009 № 145-ФЗ);

государственная корпорация «Росатом» (п. 3 ч. 4 ст. 34 Закона от 1 декабря 2007 № 317-ФЗ);

государственная корпорация «Ростех» (ч. 6 ст. 8 Закона от 23 ноября 2007 № 270-ФЗ);

государственная корпорация «Роскосмос» (ч. 1 ст. 35 Закона от 13 июля 2015 № 215-ФЗ);

единый институт развития в жилищной сфере ( части 2 статьи 2 Закона от 27 июля 2010 № 208-ФЗ.

Кто освобожден от КФО

Для некоторых организаций закон сделал исключение, освободив от обязанности составлять консолидированную отчетность. Однако сразу отметим, что это не касается кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, а также клиринговых организаций (п. 3 приказа Минфина России от 28 декабря 2015 № 217н). Правом на освобождение от консолидированной отчетности они воспользоваться не могут.

Итак, кто вправе не составлять КФО в силу Закона от 27 июля 2010 № 208-ФЗ ?

1. Организации государственного сектора.

2. Материнская компания, которая удовлетворяет всем следующим условиям:

она сама является дочерней организацией. Находится в полной или частичной собственности другой организации. Все ее другие собственники, включая тех, кто в иных случаях не имеет права голоса, были проинформированы о том, что материнская организация не будет представлять консолидированную финансовую отчетность, и не возражают против этого;

долговые и долевые инструменты материнской организации не обращаются на открытом рынке (на внутренней либо зарубежной фондовой бирже или на внебиржевом рынке, включая местные и региональные рынки);

материнская организация не представляла и не находится в процессе представления своей финансовой отчетности комиссии по ценным бумагам или иному регулирующему органу в целях выпуска инструментов любого класса на открытый рынок;

конечная или любая промежуточная материнская организация указанной материнской организации подготавливает финансовую отчетность в соответствии с МСФО. Отчетность доступна для открытого пользования. В этой отчетности дочерние организации консолидируются или оцениваются по справедливой стоимости через прибыль или убыток в соответствии с МСФО (IFRS) 10.

Как определить, что дочерняя организация не существенна, см. В каких случаях дочернюю организацию можно считать несущественной и не учитывать при консолидации отчетности по правилам МСФО .

Когда обязательно проводить аудит

В частности, обязательный аудит проводится, если организация является:

акционерным обществом;

профессиональным участником рынка ценных бумаг либо ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;

страховой компанией;

негосударственным пенсионным фондом (или его управляющей компанией);

кредитной организацией;

публично-правовой компанией.

Для всех остальных организаций (за исключением органов власти, а также государственных (муниципальных) учреждений) аудит обязателен, если, например:

организация предоставляет (раскрывает) консолидированную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (кроме государственного внебюджетного фонда);

организация предоставляет (раскрывает) промежуточную консолидированную финансовую отчетность;

объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за предшествующий отчетному год превышает 400 000 000 руб. (кроме сельхозкооперативов и их союзов, а также государственных (муниципальных) унитарных предприятий);

сумма активов баланса на конец предшествующего отчетному года превышает 60 000 000 руб. (кроме сельхозкооперативов и их союзов, а также государственных (муниципальных) унитарных предприятий);

такая обязанность закреплена другими федеральными законами (например, для эмитентов ценных бумаг обязанность проводить аудит установлена пунктом 9 статьи 22 Закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ, а для организаторов азартных игр

«ККТ нужно применять только в случаях, если продавец предоставляет покупателю, в том числе своим сотрудникам, отсрочку или рассрочку по оплате своих товаров, работ, услуг. Именно эти случаи, по мнению ФНС, относятся к предоставлению и погашению займа для оплаты товаров, работ, услуг. Если организация выдает денежный заем, получает возврат такого займа или сама получает и возвращает заем, кассу не применяйте. Когда именно нужно пробивать чек, смотрите в

В каких случаях организация обязана провести аудиторскую проверку​. Обязательный аудит бухгалтерской отчетности обязаны проводить аккредитованные организации по управлению правами на коллективной основе (авторские общества).

Вопрос: Наша организация имеет дочерние общества и согласно ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» от 27.07.2010 №208-ФЗ она должна составлять консолидированную отчетность. Если организация составляет консолидированную отчетность, то она обязана проходить обязательный аудит (основание п. 1 статьи 5 Федерального закона от 27.07.2010 N 208-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "О консолидированной финансовой отчетности"; пп 5, п 1 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ (ред. от 23.04.2018) "Об аудиторской деятельности")? Подлежит ли обязательному аудиту годовая отчетность дочернего общества, если головная организация на основании п. 1 статьи 5 Федерального закона от 27.07.2010 N 208-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "О консолидированной финансовой отчетности" составляет консолидированную отчетность? При этом дочерняя организация не подходит по критериям п. 1 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ (ред. от 23.04.2018) "Об аудиторской деятельности".

Ответ: Нет, отчетность дочернего общества не подлежит обязательному аудиту по указанному основанию, т.к. дочернее общество не подает КФО.

Обязанность проводить аудит закреплена за организациями, которые сдают КФО. То есть в вашем случае - это головная организация , т.к. именно она подает КФО. Дочерняя же организация не сдает КФО, поэтому и не обязана проводить аудит по этому основанию.

В данном случае следует исходить из буквальной формулировки подп. 5 ч. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ:

«…если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность».

Ваше дочернее общество не представляет и не раскрывает КФО.

Обоснование

В каких случаях организация обязана провести аудиторскую проверку

Кто должен проводить аудит

Все случаи, когда необходимо проводить обязательный аудит, приведены в части 1 статьи 5 Закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ.

В частности, обязательный аудит проводят:

Акционерные общества;

Профессиональные участники рынка ценных бумаг либо организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;

Страховые компании;

Негосударственные пенсионные фонды или управляющие компании НПФ;

Кредитные организации;

Публично-правовые компании.

Кроме того, обязательный аудит бухгалтерской отчетности обязаны проводить аккредитованные организации по управлению правами на коллективной основе (авторские общества). Отчетность вместе с заключением аудитороворганизации обязаны публиковать на своих официальных сайтах не позднее 10 рабочих дней, следующих за датой получения аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным. Это предусмотрено пунктом 6 статьи 1244 ГК.

Для всех остальных организаций аудит обязателен, если, например:

Организация предоставляет (раскрывает) консолидированную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (кроме государственного внебюджетного фонда);

Организация предоставляет (раскрывает) промежуточную консолидированную финансовую отчетность;

Объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за предшествующий отчетному год превышает 400 000 000 руб. (кроме сельхозкооперативов и их союзов, а также государственных (муниципальных) унитарных предприятий);

Сумма активов баланса на конец предшествующего отчетному года превышает 60 000 000 руб. (кроме сельхозкооперативов и их союзов, а также государственных (муниципальных) унитарных предприятий);

Такая обязанность закреплена другими федеральными законами (например, для эмитентов ценных бумаг обязанность проводить аудит установлена пунктом 9 статьи 22 Закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ, а для организаторов азартных игр частью 12 статьи 6 Закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ).

Полный перечень случаев обязательного аудита бухотчетности за 2018 год с указанием вида аудируемой отчетности и возможных проверяющих приведен в

Филиалы и подразделения ООО не являются юридическими лицами. ООО представляет бухгалтерскую (финансовую) отчетность, составленную по российским правилам бухгалтерского учета, в целом по компании. Бухгалтерская отчетность не составляется по МСФО, и на ней не указано, что она является консолидированной. Уставом ООО не предусмотрено составление, помимо российской бухгалтерской отчетности, консолидированной финансовой отчетности.
При этом компания не соответствует критериям для проведения обязательного аудита, приведенным в ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", за исключением составления консолидированной отчетности.
Обязано ли ООО проводить обязательную аудиторскую проверку?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В анализируемой ситуации ООО не подлежит обязательному аудиту, поскольку составляемая и представляемая им бухгалтерская (финансовая) отчетность не является консолидированной.

Обоснование вывода:
Прежде всего необходимо выяснить, является ли представляемая ООО бухгалтерская (финансовая) отчетность консолидированной.
Согласно Федерального закона от 27.07.2010 N 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности" (далее - Закон N 208-ФЗ) консолидированная финансовая отчетность организаций составляется в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО).
На территории России применяются стандарты и Разъяснения МСФО, принимаемые Фондом МСФО и признанные в порядке, установленном Правительством РФ. В частности, введен в действие МСФО (IFRS) 10 "Консолидированная финансовая отчетность" ( Минфина России от 28.12.2015 N 217н).
Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 10 "Консолидированная финансовая отчетность" требует, чтобы организация (материнская организация), которая контролирует одну или несколько других организаций (дочерние организации), представляла консолидированную финансовую отчетность. Мы видим, что согласно МСФО представление консолидированной отчетности предусмотрено только для групп из нескольких самостоятельных организаций.
Для целей N 208-ФЗ под консолидированной финансовой отчетностью понимается систематизированная информация, отражающая финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения финансового положения организации, которая вместе с другими организациями и (или) иностранными организациями в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности определяется как группа ( Закона N 208-ФЗ). Таким образом, N 208-ФЗ составление консолидированной финансовой отчетности также предусмотрено для групп из нескольких юридических лиц.
Организации, на которые распространяется N 208-ФЗ, указаны в ч. 1 ст. 2 указанного закона. При этом Закона N 208-ФЗ определено, что в случае, если федеральными законами предусмотрены составление, и (или) представление, и (или) публикация консолидированной финансовой отчетности (сводной бухгалтерской отчетности, сводной (консолидированной) отчетности и баланса) либо если учредительными документами организации, не указанной в Закона N 208-ФЗ, предусмотрены представление и (или) публикация консолидированной финансовой отчетности, такая отчетность составляется в соответствии с N 208-ФЗ.
Согласно Закона N 208-ФЗ консолидированная финансовая отчетность организации составляется наряду с бухгалтерской (финансовой) отчетностью этой организации, составляемой в соответствии с от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ). Соответственно, консолидированная финансовая отчетность, составленная по МСФО, не заменяет российскую бухгалтерскую отчетность, составляемую в соответствии с N 402-ФЗ.
Как мы поняли из уточнений к вопросу, ООО не относится к организациям, поименованным в Закона N 208-ФЗ. Соответственно, ООО не обязано составлять, представлять и публиковать консолидированную финансовую отчетность. Поскольку учредительными документами ООО не предусмотрено составление консолидированной финансовой отчетности, отсутствует и обязанность формировать ее в соответствии с положениями Закона N 208-ФЗ.
В настоящее время, согласно уточнениям к вопросу, ООО составляет и представляет бухгалтерскую отчетность по российскому законодательству и другой отчетности не представляет. Следовательно, называть бухгалтерскую (финансовую) отчетность ООО, составленную по российским правилам бухгалтерского учета, "консолидированной" нельзя.
Таким образом, ООО в настоящее время не представляет консолидированную финансовую отчетность, поскольку по российскому законодательству, как и по МСФО, не обязано это делать.
Поскольку другие основания для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности ООО также отсутствуют, ООО не подлежит обязательному аудиту.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- . Обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- Борисов А.Н. Комментарий к от 27 июля 2010 г. N 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчётности" (издание второе, переработанное и дополненное). - "Деловой двор", 2017 г.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член Российского Союза аудиторов Буланцов Михаил

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Одной из трудоемких и актуальных задач аудита в свете по­следних изменений в законодательстве и в экономической об­становке в РФ является аудит консолидированной финансовой отчетности, составленной в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). Рассмотрим на­значение, состав и комплекс вопросов, возникающих при аудите такой отчетности.

Консолидированная финансовая отчетность составляется груп­пой компаний для удовлетворения информационной потребности различных заинтересованных лиц и служит основой для приня­тия такими лицами экономических решений. Следовательно, такая отчетность должна содержать достоверную информацию о результатах финансово-хозяйственной деятельности группы компаний, а достоверность такой информации должна быть подтверждена независимой аудиторской проверкой.

В настоящее время крупные российские группы компаний со­ставляют такую отчетность по требованию различных структур - банков, бирж, акционеров. В ближайшем будущем, с принятием Закона «О консолидированной финансовой отчетности», такая отчетность будет обязательной для групп компаний, акции ко­торых котируются на бирже. Также согласно проекту закона та­кая отчетность должна будет в обязательном порядке проходить аудиторскую проверку.

В Международных стандартах аудита (МСА) цель аудита выражена следующим об­разом: «Целью аудита финансовой отчетности является предоставление аудитору возможности выразить мнение о том, составлена ли финансовая отчетность во всех существенных отношениях, и соответствии с установленными основными принципами под­готовки финансовой отчетности». Согласно положениям МСФО консолидированная финансовая отчетность подпадает под опре­деление финансовой отчетности. Таким образом, целью аудитор­ской проверки консолидированной финансовой отчетности, состав­ленной по МСФО, является выражение мнения аудитора о том, составлена ли консолидированная финансовая отчетность во всех существенных аспектах в соответствии с МСФО.

Предмет выражения мнения - консолидированная финансовая отчетность в целом, т.е. совокупность всех ее составных элемен­тов. Следовательно, консолидированная финансовая отчетность по МСФО не содержит искажений при соблюдении следующих условий:

Состав группы компаний определен исходя из требований МСФО;

Единая учетная политика группы компаний для целей кон­солидации составлена с учетом всех требований и измене­ний МСФО;

Отчетность по МСФО дочерних компаний построена на базе отчетностей по РСБУ, которая не содержит искажений, с учетом требований единой учетной политики;

Процесс консолидации прошел без ошибок, с учетом всех требований МСФО;


В консолидированной финансовой отчетности раскрыта до­полнительная информация согласно требованиям МСФО.

В ходе проведения проверки консолидированной финансовой отчетности, составленной по МСФО, должны быть решены сле­дующие основные задачи.

1.Проверка обоснования включения дочерних компаний в группу компаний для целей консолидации.

2.Проверка отражения принципов МСФО в единой учетной политики группы компаний для целей консолидации.

3.Проверка правильности составления финансовой отчетно­сти дочерними компаниями группы:

Финансовой отчетности по российским стандартам бухгал­терского учета (РСБУ);

Финансовой отчетности по МСФО.

4.Проверка правильности проведения процесса консолида­ции и получения консолидированной финансовой отчетности по МСФО.

5.Проверка полноты раскрытия информации в примечаниях к консолидированной финансовой отчетности по МСФО.

Аудиторская проверка консолидирован­ной финансовой отчетности, составленной по МСФО, проводится на основе следующих законодательных и нормативных докумен­тов, формирующих информационную базу проверки.

1.Международные стандарты аудита.

2.Международные стандарты финансовой отчетности.

3.Гражданский кодекс РФ 4 ч.

4.Налоговый кодекс РФ ч. 1 и 2.

5.Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ от 30 декабря 2008 г. (в редакции изменений от 28.12.2010.)

6.Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21 ноября 1996 г. (в редакции изменений от 28.09.10.)

7.Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (Приказ Министерства финансов РФ № 34н от 29 июля 1998 г.) (в редакции изменений от 25.10.10.)

8.ПБУ 1/08 «Учетная политика организации», утвержденное приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н (в редакции изменений от 08.11.10.)

9.План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его при­менению (Приказ Министерства финансов РФ № 94н от 31 ок­тября 2000 г.) (в редакции изменений от 08.11.10.)

10.Приказ Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчетно­сти организаций» № 67н от 22 июля 2003 г. (в редакции изменений от 08.11.10.) (для отчетности за 2010 и ранее годы).

11.Приказ Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчетно­сти организаций» № 66н от 02 июля 2010 г.

Источники информации, используемые при проверке консо­лидированной финансовой отчетности по МСФО:

I. Организационно-распорядительные документы:

Устав материнской компаний, уставы дочерних компаний;

Учетная политика дочерних и материнской компаний, учет­ная политика для целей консолидации финансовой отчет­ности группы компаний по МСФО;

План счетов дочерних и материнской компаний;

Внутригрупповые процедуры по документированию, обра­ботке учетной информации, составлению финансовой от­четности, консолидации финансовой отчетности.

II. Отчетность группы компаний:

Бухгалтерская отчетность по РСБУ компаний, входящих в группу компаний, за отчетный и предшествующий периоды;

Финансовая отчетность по МСФО компаний, входящих в группу компаний, за отчетный и предшествующий периоды;

Консолидированная финансовая отчетность, составленная по МСФО за отчетный и предыдущий периоды.

III. Подтверждающая информация:

Устные и письменные утверждения руководства группы ком­паний, топ-менеджмента материнской и (или) дочерних ком­паний;

Рабочие документы аудитора и переписка с клиентом за про­шлые годы, если клиент постоянный;

Переписка клиента с налоговыми органами, акты налоговых проверок;

Данные бухгалтерского учета и подтверждающая информа­ция, включая договоры, первичные документы и подтвер­ждения от третьих лип;

Аудиторские заключения прошлых лет.

При составлении консолидированной фи­нансовой отчетности по МСФО возможны различные упущения, ошибки, неточности.

Основные типовые ошибки при определении структуры группы компаний приведены ниже.

1.Включение в группу компаний только национальных дочер­них компаний.

2.Исключение из группы компаний дочерних компаний, в ко­торых материнская компания не владеет более 50% акций, но при­сутствует четкий контроль над дочерней компанией.

3.Включение в группу компаний дочерних компаний, в кото­рых материнская компания владеет более 50% акций, но отсутст­вует контроль над дочерний компанией.

4.Включение в группу дочерних компаний, контроль над ко­торыми временный.

5.Включение в группу дочерних компаний, которые действу­ют в условиях строгих долгосрочных ограничений, которые суще­ственно уменьшают контроль.

Исключение из группы дочерних компаний из-за отличия их деятельности от деятельности других компаний группы.

При ведении отчетности по МСФО компаниями, входящими в группу компаний, возможны следующие ошибки.

1.При учете основных средств не учитываются требования учетной политики для целей консолидации в области минималь­ной стоимости основных средств, которая отличается от требова­ний РСБУ.

2.При начислении амортизации используются тот же метод, что и в РСБУ. Также начисляется амортизация по тем основным средствам, которые по МСФО не являются основными сред­ствами.

3.При учете запасов не проведены перерасчеты корректи­ровки в соответствии с учетной политикой для целей консоли­дации.

4.При переносе хозяйственных операций в план счетов по МСФО происходит неправильный перенос в случае, когда од­ному счету по РСБУ соответствует несколько счетов по МСФО.

5.При пересчете операций в иностранной валюте не соблю­дается требование норм МСФО и учетной политики для целей консолидации.

6.При расчете резервов (под недобросовестных дебиторов, под обесценивание ценных бумаг, под гарантийный возврат то­варов) не соблюдается требование норм МСФО и учетной поли­тики для целей консолидации.

7.При расчете отложенного налога на прибыль возникают ошибки из-за неправильного определения составляющих отло­женного налога.

8.В отношении хозяйственных операций не всегда соблюда­ется принцип их отражения в том отчетном периоде, в котором они фактически проведены. Особенно для хозяйственных опера­ций, по которым счета выставляются с опозданием.

9.В учете арендованных основных средств, которые в РСБУ учитываются на забалансовых счетах арендатора, не учтены тре­бования МСФО.

10. В толковании денежных средств, на которые наложены ограничения, - невыполнение требования МСФО по учету таких денежных средств на отдельном счете долгосрочных активов.

11. При осуществлении сделок с ценными бумагами с усло­виями их обратного выкупа - невыполнение требований МСФО по учету таких сделок как сделок по получению займа.

При использовании принципов МСФО в процессе консолидации ошибки таковы.

1.Компании, входящие в группу компаний, не проводят сум­мирования выверки остатков на счетах внутригрупповых рас­четов.

2.Арифметические ошибки при постатейном суммировании отчетности дочерних компаний.

3.Ошибки в процессе расчета доли меньшинства вследствие изменений собственного капитала дочерней компании.

4.Ошибки при сворачивании балансовой стоимости инве­стиций материнской компании в дочерние компании и замене ее стоимостью части дочерней компании.

5.Неточности в КФО из-за ошибок в автоматизированной системе составления отчетности.

6. В примечаниях к КФО не раскрываются события после от­четной даты.

7. В примечаниях к КФО не раскрываются характер взаимо­отношений между связанными сторонами.

8. В примечаниях к КФО раскрывается не в полном объеме информация о группе компаний.

В примечаниях к КФО раскрываются не в полном объеме информация о функциональной валюте и причинах представле­ния отчетности в валюте, отличной от функциональной.