Первые yпоминания о Голенищеве восходят ко второй половине XIV века и связаны с именами святителей Алекcия (1304 - 1378)и Киприана (1330-1406), митрополитов Московских.

По cказанию летопиcца, на Голенищевской земле (около теперешней Троице-Голенищевской церкви) был сад, и подле сада стояли клети и кельи.

Особенно полюбил Голенищево преемник святителя Алексия по вcероccийcкой митрополичьей кафедре – святитель Киприан. Неслучайно поэтому он избрал для своего пребывания это место при впадении речки Раменки в реку Cетyнь, «идеже тогда , - по свидетельству Степенной книги, - бысть оба полы леc мног» .

Хорошо знавший греческий язык, образованный, святитель Киприан посвящал здесь свой досуг переводу церковных книг (в числе прочих, Кормчей ) с греческого языка на славянский, положил основание Степенной Книге и написал житие святителя Петра , митрополита Московского. «Книги своею рукою писаше, понеже меcто бе тихо и безмолвно и тайно от всяких плищей» (т.е. суеты и шума городской жизни), - свидетельствует его первый биограф.

А на закате своих дней святитель Киприан уже постоянно жил здесь. «И тамо же и разболевcя, лежаше несколько дний и преставися» 16 сентября 1406 года «в старости велице» , на 30-м году своего святительства.

Именно отсюда мощи святителя были перенесены в Москву для отпевания и погребения.

Святитель Киприан построил в Голенищеве церковь «опричную» (особую) во имя Трёх Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Церковь эта была деревянной и стояла на горке, доcеле известной под именем Трёхсвятской.

От святителя Киприана Голенищево перешло к его преемникам.

Местом своего пребывания избрал эту землю святитель Иона , митрополит Московский (последняя четверть XIV в.- 1461), ставший первым русским Патриархом. В память о нём в 1644 году в Троице-Голенищевской церкви был устроен придел.

В этом же 1644 году деревянная Троицкая церковь была заменена каменной (зодчий Антипа Константинов ). Тогда же близ неё был построен каменный патриарший двор. Именно тогда церковь была устроена как трёхпрестольная: главный храм - во имя Святой Троицы, а два боковых придела - во имя святителя Ионы, митрополита Московского, и святого мученика Агапия.

В 1812 году церковь сильно пострадала от наполеоновской армии.

В 1815 году Троицкий храм и Ионинский придел были восстановлены и заново освящены.

В 1860 году была построена новая колокольня.

Реставрация начала ХХ века не лишила храм его прежнего своеобразия.

В 30-х годах XX века ещё сохранялась живая память о Голенищеве как уделе московских святителей . В день Святой Троицы незадолго до своей кончины здесь служил Литургию и ходил крестным ходом к источнику святитель Тихон (Белавин) , Патриарх Всероссийский. Сохранилась фотография этого крестного хода.

В 1937 году храм был окончательно разорён, иконы взяты на киностудию «Мосфильм». Позже здесь были сельский клуб, радиостанция Коминтерна, затем - картонажная фабрика, завод декоративных свечей, и, наконец, склад и нотная библиотека Гостелерадио СССР.

В 1991 году храм возвращён Русской Православной Церкви. Настоятелем назначен священник Сергий Правдолюбов.

17/30 марта 1991 года , когда праздновалось воскрешение праведного Лазаря, воскрес и храм: был освящён престол во имя святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, и Собора святых новомучеников и исповедников Российских.

В 2000 году храму вернули часть исторической территории, начались работы по её благоустройству. Вымощена прилегающая к храму земля.

В храме имеется набор колоколов. Праздничный звон разносится далеко по окрестностям и слышен на Поклонной горе и в Новодевичьем монастыре.

Богослужения совершаются ежедневно в 8 часов, кроме понедельника. По воскресным дням и в великие праздники совершаются две Божественные Литургии – ранняя в 7 часов и поздняя в 10.

СВЯТЫНИ ХРАМА

В храме много частиц мощей святых.

Вскоре после обретения Русской Православной Церковью мощей святителя Тихона, Патриарха Московского, в 1992 году в храм, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, при участии епископа Василия (Родзянко) была перенесена из Донского монастыря частица мощей святителя Тихона .

Есть в храме большая икона с частицей мощей преподобного Серафима Саровского . Когда в 1991 году Русская Церковь чудесно обрела мощи великого угодника Божия (2/15 января) и они прибыли для поклонения в Москву, настоятель и прихожане трижды служили молебны у раки с мощами преподобного в Богоявленском соборе, после чего склад был окончательно выселен из стен храма.

По благословению Святейшего Патриарха Алексия храму была дарована частица святых мощей преподобного Амвросия Оптинского . Это событие произошло в 1992 году во время приходской паломнической поездки в Оптину пустынь.

Большая икона преподобного Сергия с изображением его святых родителей и преподобного Афанасия Афонского была передана храму Мосфильмом. После реставрации и освящения икона была привезена в Лавру. Частица святых мощей, подаренная о. настоятелю храма много лет назад старцем-монахом, пронесённая этим старцем через тюрьмы и лагеря, была укреплена в храмовой иконе у раки святых мощей Преподобного Сергия.

Особым почитанием пользуется в храме икона святой блаженной Матроны Анемнясевской , в Рязанской стране просиявшей. (Не смешивать с другой Блаженной Матроной – Московской, почивающей в Покровском монастыре города Москвы). Приход принимал живое участие в подготовке материалов для прославления этой святой. Протоиерем Сергием, настоятелем храма, составлена служба блаженной Матроне. Акафист святой написан прихожанкой храма.

Частица мощей священномученика митрополита Владимира Киевского и Галицкого передана приходу из Киева и находится в иконе сщмч. Владимира в иконостасе Свято-Тихоновского придела.

Здесь же находятся частицы мощей киевских святых : святителя Феодосия Черниговского, блаженного Феофила, преподобного Лазаря Черниговского и преподобного инока-врача Агапита Киево-Печерского.

Есть в храме икона преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев, с частицей святых мощей преподобного Зосимы Соловецкого . Эта частица бережно сохранялась в Антиминсе, на котором служили в Соловецком лагере Божественную литургию заключённые в священном сане, и, в память Соловецких мучеников, была впервые изнесена для поклонения в храме во время одного из всенощных бдений Мученикам Российским.

Вскоре после прославления в лике святых святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского и Коломенского, в храме появилась икона святителя Филарета с частицей его святых мощей.

Использованы только собственные фотографии - дата съемки 04.08.2014

Адрес : Мосфильмовская, 18А, м.Парк Победы 1,6 км
Как добраться : От метро «Киевская» троллейбусы №№ 7, 17, 34, автобусом № 119 (конечная остановка на вокзальной площади, близ башни с часами) до остановки «Троицкое-Голенищево», (9-я от Вокзала). До этой же остановки можно ехать 34-м троллейбусом от метро «Университет» или «Юго-Западная».

Церковь в Троицком-Голенищеве представляет собой образец шатрового каменного храма. Храмы шатрового типа начали строиться на Руси в начале XVI в. и были запрещены в ходе церковной реформы патриарха Никона в 1653 г.
Православный храм построен в 1644-1645 г.г. по проекту Антипы Константинова в старинном патриаршем селе Голенищеве (после постройки переименованного в Троице-Голенищево) на реке Сетуни на месте церкви Иоанна Богослова, сооружённой в XV в.
Село Голенищево, впервые упоминаемое в 1406 г., было загородной летней резиденцией святого Киприана, митрополита Московского и Киевского. В 1474 г. митрополитом Геронтием была сооружена церковь Иоанна Богослова. В XVII в. уже существовала деревянная Троицкая церковь с приделом святителя Леонтия.
В 1644-1645 г.г. Ларионом Ушаковым по проекту нижегородского зодчего Антипы Константинова на её месте возведён каменный храм. Боковые приделы сооружены несколько позже. Колокольня и трапезная построены в 1660 г. В 1860 г. колокольня была перестроена и несколько сдвинута, а придел мученика Агапия продлён новой трапезной.
Во время Отечественной войны 1812 г. село было захвачено наполеоновскими войсками, в храме размещалась конюшня. В пожаре погиб древний иконостас, но некоторые иконы уцелели благодаря тому, что незадолго до событий были переданы в поновление.
В советское время храм был закрыт в 1939 г., иконостас был взят в пользование Сергеем Эйзенштейном для съёмок картины «Иван Грозный», после чего обратно в храм не вернулся.
В храме разместили склад сырья и готовой продукции 3-й картонажной фабрики, затем он был передан в аренду Гостелерадио СССР, некоторое время в храме вёлся приём макулатуры и стеклотары. Богослужения возобновлены в 1992 г. В 1990-е г.г. церковь была отреставрирована, восстановлено железо на центральном шатре, расчищен Ионинский ключ со стороны реки.
В 1999 г. к трапезной части храма была пристроена деревянная часовня-крестильня в честь святителя Киприана.


Ворота Троицкого храма

Троицкий храм

Троицкий храм

Троицкий храм


Деревянная часовня-крестильня в честь святителя Киприана


Часовня Киприана


Старинные надгробия





Остатки долины реки Кипятки - правого притока Сетуни. Длина около 2 км, заключена в подземный коллектор. Название связано со словом "кипеть" и отражает характер течения реки: она быстрым потоком спускалась с Воробьёвых гор.


Церковь Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищево September 11th, 2014

Церковь Троицы в Троицком-Голенищево в сентябре 2014-го года.

Первые упоминания о селе Голенищево на берегу Сетуни восходят ко второй половине XIV века и связаны с именами святителей Алекcия и Киприана, митрополитов Московских. При Алексии на голенищевской земле был разбит сад, подле которого стояли кельи и клети. Преемник Алекcия, Киприан, и вовсе жил в Голенищево, посвящая досуг переводу церковных книг с греческого на славянский. Здесь же он и преставился в 1406-ом году.

Опричная (то есть особая, построенная святителем для себя) церковь во имя Трёх Святителей была, по всей вероятности, деревянной и стояла на горке, и доcеле известной под именем Трёхсвятской. А в XVII веке в Голенищево действовала деревянная Троицкая церковь с приделом святителя Леонтия. В 1644-ом - 1645-ом годах Ларион Ушаков (зодчий?) построил на её месте новый шатровый каменный храм, сохранившийся до наших дней.

В 1812-ом году Голенищево захватили французы. В храме устроили конюшню, а потом там случился пожар, в котором погиб древний иконостас (уцелело лишь несколько икон).

В 1939-ом году храм закрыли. Антиминсы (платки из шёлковой или льняной материи с зашитой в них частицей мощей какого-нибудь православного мученика) перенесли в церковь Троицы на Воробьёвых горах, а иконостас позаимствовал Сергей Эйзенштейн для съёмок картины "Иван Грозный" да так и не вернул обратно. В голенищевском храме устроили склад сырья и готовой продукции 3-ей картонажной фабрики, затем передали в аренду Гостелерадио СССР, затем использовали как пункт по приему макулатуры и стеклотары.

В 1990-ом году церковь вернули верующим. Первый молебен в ней отслужили 8-го января 1991-го года, регулярные богослужения возобновились в 1992-ом. В 1999-ом году к трапезной части храма пристроили деревянную часовню-крестильню в честь святителя Киприана. Сегодня в храме действуют воскресная школа и приходская библиотека, аудио- и видеотека с записями проповедей и богослужений. Приход шефствует над Домом ребенка в Матвеевском. Издается ежемесячный приходской листок "Киприановский источник".


...И христиане рассказывают очень странную вещь: будто бы Иисус никогда не смеялся. Они изобразили Христа очень печальным, мрачным, трагическим - потому, наверное, что сами много страдали, не находя смысла в жизни. И потому, что ваши церкви превратились в кладбища - радость там больше не живёт. И потому, что ваши священные писания превратились в заспиртованную змею, какую можно увидеть только в музее. Она будет жить долго. Но змея, греющаяся на солнышке, оживает. Змея, сидящая на скале, задремавшая вечерком, змея, ползущая по дереву или плывущая вместе с ветками по реке - эта змея жива. Заспиртованная змея будет жить долго, потому что она мертва. Реальная змея, живая змея, не будет долго жить, - её смерть придет. Заспиртованная змея бессмертна.

Иисус умер. Он был цветком, который расцвёл утром, а вечером ушел. Но Христос, придуманный христианами, живёт. Это заспиртованная змея, закрытая в бутылке, экспонат музея. А священные писания - это приколотые булавками бабочки. Вы можете коллекционировать бабочек и прикалывать их булавками - они будут выглядеть как бабочки, но они уже не бабочки. Ибо что такое бабочка, если она не свободна, не жива, не скитается с одного цветка на другой, если она не окрылённый скиталец - что она тогда? Она ничто. Труп.

Таковы и ваши Библии, и ваши Веды, и ваш Коран. Это придуманные вещи. Иисус, реальный Иисус, является освобождением. Вы же наложили на реального Иисуса вашего собственного Иисуса, который никогда не смеётся. Иисус был человеком совершенно иной природы, он общался с красивыми людьми. Он не общался со святыми - он общался с пьяницами, с картёжниками, с проститутками. Он общался с реальными людьми, с подлинными людьми. Он не общался с мнимыми святыми, он общался с грешниками.

Святые - это приколотые булавками бабочки. Грешники живы - это змея, греющаяся на солнце. Иногда грешники становятся святыми, но их святость совсем иного свойства. Они не принадлежат ни к одной церкви, они не принадлежат ни к одной секте. Может ли святой принадлежать? Святой подобен благоуханию, он свободен, как ветер, - он не может принадлежать. Иисус никогда не принадлежал к кому-либо. Вот почему иудеи гневались на него - они хотели, чтобы он принадлежал. Настоящих святых никогда не признают святыми, ни одна церковь не освятит их как святых. А святые, освященные церковью, - это действительно мнимые, мумбо-юмбо, ложные, искусственные, синтетические, пластиковые святые. Да, они не смеются, это верно. Но Иисус - святой иного рода. Он смеётся, он пьёт, он хорошо есть, он любит. Он был подлинным человеком земли, очень земным, укоренённым в земле...

Колокольня Троицкой церкви и жилой дом на Мосфильмовской. Кто выше?

Всё проходит...

Детская площадка на церковном дворе.

Между церковью и ближайшим жилым домом раскинулся пустырь с голубятней (на фото) и ржавыми гаражами, к которым ведёт сквозь заросли кустов земляная дорога ну совершенно сельского вида. На краю пустыря обитает компания "церковных" бомжей. По утрам они дежурят у церковных ворот (загорелые, чумазые, немолодые), выпрашивая монетки у прохожих, днём разбредаются по своим делам, а вечером возвращаются под стены храма, и голоса их, не слишком трезвые, но неагрессивные, долго ещё разносятся по окрестностям из кромешной темноты.

Днём мимо ночлежки бомжей гуляют местные жители, вечером в двух шагах от неё паркуются дорогие автомобили (рядом стоит элитный жилой комплекс). Бомжи удивительным образом вписались в "архитектуру" одного из самых престижных районов Москвы. Вот что крест животворящий делает!

Дорога к гаражам.

Троицкая церковь от 2-го Мосфильмовского переулка. Уютный "пятачок" с фруктово-овощными палатками в двух шагах от Мосфильмовской улицы.