Абдулина А.

Абдулина А.

Проблема социального неравенства в истории европейской философии

Абдулина А.

Научный руководитель: к.ф.н., доцент Медведева Е.Н..

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава РФ

Кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

Проблема социального неравенства в истории европейской философии

Абдулина А.

Научный руководитель: к.ф.н., доцент Медведева Е.Н..

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава РФ

Кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

Поверхностный взгляд на окружающих людей уже дает основания говорить об их несхожести и индивидуальности. Люди различаются по полу, темпераменту, цвету волос и глаз, возрасту, уровню интеллекта и многим другим признакам. Природа наделила каждого из нас уникальными талантами и способностями. Один может играть на скрипке, другой поднимать непосильные тяжести, третий иметь превосходную логику и мышление, а кто-то стал немощным инвалидом. Различия между людьми, которые обусловлены их психическими и физиологическими особенностями называются естественным.

Различия данной категории не безобидны. Порой они являются причиной появления неравных отношений между индивидами Неравенство, которое вытекает из естественных различий, является первой формой неравенства. Оно проявляется не только у людей, но и у животных. Некоторые исследователи полагают, что социальное неравенство это мифологический конструкт современного общества .

Так как речь идет о человеческом обществе, то главное здесь то, что социальное неравенство неразрывно с другими понятиями, такие как социальные различия и социальная дифференциация.

Социальными различиями называют те характеристики, которые и были ранее порождены социальными факторами:

· Уклад жизни;

· Разделение труда;

· Социальные роли и тому подобное.

Все то, что ведет к различиям в той или иной степени связано с собственностью, уровнем получаемого дохода, властью, образованием и достижением социального статуса.

Любой организованный социальный институт стремится к сохранению неравенства. Ведь в именно этом многие видят упорядочивающее начало, без которого немыслимы социальные связи и интеграция в общество чего-то нового.

Неравенство существует в любом обществе между людьми. Это естественный и закономерный процесс. В каждом обществе есть люди, которые различаются по своим способностям и интересам, по своим финансовым возможностям и наличию образованию. Именно поэтому проблема происхождения социального неравенства, его устройство и отношения между индивидами вызывало такой большой интерес у мыслителей и политиков и даже обычных обывателей, которые рассматривают социальное неравенство, как вершина несправедливости.

История общественно мысли часто объясняло неравенство людей с разных точек зрения: изначальное неравенство душ, несовершенство человеческой природы, божественное провидение и другие.

Исторический ход развития всей социологии, также как и ход истории одной из ее дисциплин - социального неравенства, уже насчитывает более одного века. При этом, задолго до XIX века, ученые и философы задумывались над природой отношений между людьми, над проблемой справедливости и несправедливости неравенства, над участью большинства и так далее.

Первым ученым, выдвинувшим свое видение социального неравенства, был древнегреческий философ Платон. В своем труде «Государство» Платон ясно изложил мысль того, как он понимает существование неравенства в обществе во времена его жизни. Так, основной идеей данного труда являлось то, что по мнению философа, государство - это два неравных образования. Одно из них - это бедные, второе - богатые. Но хоть эти две группы такие разные, они живут вместе, и обязательно во вражде друг другом. Оба образования преследует неуверенность и страх.

Платон считал, что правильное государство научно обосновывается и потому можно создать внутри него общество, которое будет брать за основу своей жизни принципы справедливости, обеспечивать социальную стабильность и внутреннюю дисциплину.

Платон разделил всех граждан на три неравных между собой класса:

· Правители - философы. Они управляют государством, разрабатывают новые пути развития общества.

· Воины - защитники. Основная цель данных слоев общества состоит в охране государства от врагов (внутренних или внешних).

· Чиновники - работники. Они занимаются земледелием, ремесленничеством. Именно в этих слоях работают врачи, актеры и так далее. Они материально обеспечивают государство, так как основная их цель - добыча ресурсов для жизнеобеспечения.

Разработав подробную теорию общественного и личного воспитания воинов и философов, Платон ни в коем случае не относил ее к так называемым работникам. Платон был убежден, что частная собственность должна быть уничтожена, благодаря чему и будет упразднено неравенство.

Платон считал, что в основе классового разделения общества лежал функциональный принцип. Платон выдвинул идею, что высокостратификационное общество характеризуется следующими параметрами: чертами правящего класса является равенство шансов или возможностей, отсутствует частная собственность и все население сконцентрировано на общем благосостоянии. Но идея Платона была не единственной в эпоху Античности.

Древнегреческий философ Аристотель также занимался вопросом социального неравенства. О своих размышлениях на данную тему, он повествует в работе «Политика» . Именно здесь он выделил три классовых элемента, входящие в государственное устройство:

· очень богатый класс;

· очень бедный класс;

· средний класс.

Именно средний класс Аристотель выделял как самый лучший. Почему? Потому что, по его мнению, представители данного класса по условиям своей жизни больше подготовлены следовать рациональному принципу. Из полярно неравных бедных вырастают в будущем заядлые преступники, а из полярно богатых - мошенники.

При этом средний класс был лучшим и с точки зрения государства. Оно более многочисленно и достаточно сильное, чтобы «перевесить чашу весов в нужную сторону». Средний класс стабилен и отлично управляется.

Однако Аристотель призывал все слои думать о бедных, так как именно этот класс является «врагом» государства. Там, где бедняков больше, государство всегда будет иметь врагов в любых внутренних и внешних делах. Именно бедность порождает хаос в государстве и является началом всех осложнений. Государство, которое не борется с бедностью, становиться нестабильным и просто обречено на гибель и разруху. Аристотель был противником неравенства в обществе. Он негативно был настроен как к беднякам, которые лишены прав и собственного имущества, так и к богачам. Идеальной формой правления государства он представлял в тех моделях, где полностью отсутствует корыстное использование власти. Сама по себе власть служила всему обществу, и потому Аристотель причислял к способным на это граждан только из среднего класса - «политию».

Выдвигая одну идею за другой, Аристотель считал, что общество и государство должно стремиться к выравниванию собственности, а не к полному равенству. Именно поэтому Аристотель так сильно хватил средний класс. Это сильная группа, и она точно может стать главенствующей. В государствах, где у одних много средств и ресурсов, у других - нет ничего, ни собственности, ни денег, проявляются два типа политического режима:

1. «Олигархия» - в данном режиме все осуществляется только в интересах богатых граждан.

2. «Демократия» - данный режим предполагает действия в интересах городской бедноты.

Не зависимо от того, какой режим в государстве, его он доходит до своей крайности, то это приводит к «тирании».

Таковы взгляды древнегреческих философов, которые и по сей день актуальны, например, в социологии.

Если же речь заходит о представителях эпохи Возрождения, которые решили высказать свое мнение по поводу социального неравенства, то главенствующую позицию здесь занимают взгляды итальянского мыслителя Н. Макиавелли. Одно из самых его знаменитых произведений, которые лежат в основе ведения политики, является сочинение «Государь» .

Макиавелли наблюдал, что негативное отношение, высокая нервозность и напряженность между элитарным слоем общества и народом является результатом, который и объединяет обе категории и это боязнь друг друга.

Макиавелли был всегда на стороне средних и высших слоев итальянского города. Так как они представляли собой уверенную и сплоченную силу, готовую к изменениям и работы ради общества, а не ради личного заработка.

Английский философ-материалист Т. Гоббс всегда подчеркивал равенство, что все люди равны, и первое, что нужно сделать для объединения государства и его развития, это заместить неравенство во власти и привилегиях. То есть, люди стремятся к власти только потому, что она дает им привилегии, а так как человек - это существо ненасытное в своих желаниях, то такая система и является пагубной для государства.

Т. Гоббс рассматривает государство как результат заключенного общественного договора между людьми. Этот «контракт» представляет собой передачу прав правления одного человека другому. То есть, граждане добровольно отказываются от власти, тем самым ограничивая свои права и свободы в пользу государства, цель которого только одна: обеспечить на территории своей страны мир и безопасность. Т. Гоббс считает, что выбранный властитель правит, но руководствуется только законами и при полном согласии своих подчиненных и подданных. Роль государства по Т. Гоббс превозносится. Философ считает его абсолютным сувереном. Если такое государство будет существовать, то в ее «идеальном обществе» не будут находится привилегированные классы, так как они не разрешены и являются первым толчком к разложению равенства прав .

Данная теория долго имела сторонников, и сегодня находит среди граждан авторитет, но стоит заметить, что это были не единственные взгляды ученых на проблему социального неравенства.

Так, Д. Локк, И. Бентам, Ж.-Ж. Руссо и Г.В.Ф. Гегель также уделили внимание вопросам социального неравенства в своих философских теориях. Все они признавали, что вопросы социального неравенства - это серьезная проблема для государства.

А. Сен-Симон первым увидел и осмыслил основу общества в промышленном производстве (индустрии). Он смог не только понять, но и обосновать роль экономической деятельности формами собственности в формировании классов. Он впервые ввел термины «индустриализация», «индустриальное (промышленное) общество». Заслуга А. Сен-Симон в том, что он сможет заложить в социологии ту «парадигму производства», которую смогли продолжить в своих учениях известные мыслители О. Конта, и К. Маркса, и М. Вебера .

Первым, кто начал исследовать проблемы неравенства в обществе, был Огюст Конт . Он разработал теоретико-методологические идеи структуризации общества. Именно у О. Конта в известнейшей работе «Система позитивной политики» были изложены основные аспекты данной проблемы.

Так, социальные образования предполагают кооперацию, которая и основана на разделении труда. Оно же и является по О. Конту, фундаментальным социальным фактом. Разделение труда - «самое главное условие нашей социальной жизни».

О. Конт утверждает естественный, вечный и неустранимый характер выстроенной социальной иерархии. Это тот самый противоестественный характер идеи социального равенства. Процесс деления общества на классы вытекает из разделения управленческих и исполнительских функций. Мыслитель обозначает все классы по-разному, но у них есть две наиболее общие неравные между собой категории:

· Руководители;

· Исполнители.

О. Конт рассматривал общество его времени и выделял в них 2 наиболее значительные категории: патрициат и пролетариат. В каждой из них мыслитель объединил более мелкие социальные группы. Например, банкиры, управляющие капиталами, и предприниматели относятся к патрициатам. Предприниматели также делятся на несколько групп: промышленные и сельскохозяйственные.

О. Конт выделяет классы на основе критериев власти, собственности и престижа. Политическая власть должна быть в руках людей, которые занимаются руководством промышленности. Именно у капиталистов находятся все необходимые средства, а значит и политическая власть должна принадлежать им. Хоть и О.Конт предполагает возможность возникновения неэтических поступков со стороны светской власти, но он все еще надеется на существование духовной власти, даже в условиях вражды со светской.

О. Конт выдвигает гипотезу исчезновения средних классов, так как он не находит для среднего класса место в обществе, которое должно быть построено на «позитивной» философии и социологии. Он предполагает, что «Лучшие» мелкие собственники должны влиться в класс капиталистов, между тем остальные обязаны пополнить рады класса пролетариев. Только таким образом общество будет состоять только из богатых и бедных, где на обязанности богачей будет возложена лишь возможность улучшить участь бедных.

Зарождение такого направления в социологии, которое изучает социальное неравенство тесно связано с ученым по имени К. Маркс . Именно он глубоко обосновал классовую структуру общества. Ученый является классическим представителем теории классового анализа. Именно в социальном неравенстве Карл Маркс видит причины возникновения классового конфликта.

У К. Маркса и его последователей классы представляют собой социальные общности, а вызванная форма проявления конфликта — классовая борьба. Этот конфликт, возникающий между классами, появился из-за оформления антагонистических противоречий, которые крепко закреплены в политико-экономической системе.

В известных на сегодняшний день работах К. Маркса, «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850», «Манифест Коммунистической партии», «Капитал» и других он проанализировал структуры капиталистического общества. Он смог выявить условия, которые требуются для образования классов.

Так, основная концепция класс указывает на ранее переосмысленное экономическое неравенство. Именно оно является объективным и единственным фактором устройства общества. Потому классовая принадлежность определяется объективными условиями, а не ранее принятым представления людей о принятой социальной позиции.

Именно К. Маркс наполнил понятие «класс» четким экономическим содержанием. Так, основными классами, по мнению ученого, являются капиталисты и наемные рабочие. Именно между этими группами изначально существует конфликт, а все потому, что они имеют совершенно разные экономические и политические интересы. Выдвинутая теория предрасполагает к тому, что общество рассматривается в целом как постоянный конфликт.

К. Маркс в своем произведении «Манифесте Коммунистической партии» создает теорию исторического процесса. В основе данного предположения как раз и лежит классовая борьба, которая и будет являться толчком ко всем возможным преобразованиям. К. Маркс отмечал, что все новое, которое предположил он, состояло лишь в доказательстве следующих факторов:

1. Существование классов связано с историческими фазами развития производства.

2. Классовая борьба неизбежно приводит государство к диктатуре пролетариата.

3. Диктатура и является переходом к уничтожению всех классов и к обществу без классового неравенства.

На сегодняшний день в исследованиях социального неравенства структуры общества особое внимание получает стратификационный подход. При этом наибольшее развитие социального неравенства, и стратификационного подхода получила идея М. Вебера и многомерный подход П. Сорокина и П. Бурдье.

Социолог П. Сорокин объяснял неизбежность социального неравенства внутренними биопсихическими процессами людей, окружающей средой, неравным положением, коллективностью жизни индивидов. Все это требует организации отношений и поведения, что и ведет к расслоению общества на две группы: управляющих и управляемых .

Выводы

По сей день социальная структура общества - это хрупкий механизм, и она не может быть обоснована из-за постоянной своей подвижности. Обосновать ее работу нельзя, только лишь опираясь на классовый и социально-стратификационный подход. Такая однозначность позволила бы представить лишь упрощенную модель социального неравенства, и это бы никак не соответствовала реальному положению вещей.

Социальное неравенство является неизбежным и необходимым условием существования общества. Оно проявляется на всех этапах своего исторического развития, и меняется только формы и степень социального неравенства. Если бы не существовало социального неравенства, то у индивидов не было бы желания заниматься сложными и трудоемкими видами деятельности, повышать свою квалификацию. С помощью неравенства в доходах, общество побуждает индивидов к нужным, но трудным профессиям, используя для большей стимуляции систему поощрения более образованных и талантливых.

Социальное неравенство

    Неравенство людей и социальное неравенство.

    Социальная стратификация.

    Социальная мобильность.

Проблемы социального неравенства очень близки повседневному, обыден­ному сознанию и чувствам людей. Люди с древней­ших времен замечали и переживали, что одни люди неравны другим. Это вы­ражалось разными способами: в восприятии и определении существующих различий в качестве справедливых или несправедливых; в светских и религи­озных идеологиях, которые обосновывали, оправдывали или, напротив, опро­вергали, критиковали существующее неравенство; в политических доктринах и программах, которые или акцентировали неизбежность неравенства и даже утверждали его полезные социальные функции или, напротив, формулирова­ли идеи равенства, требования выравнивания жизненных шансов; в развитых философских концепциях, включающих поиски источников неравенства в ос­новополагающих признаках человеческого рода или в социальных условиях его существования; в этических теориях, трактующих равенство и неравен­ство как моральные категории (ценности). Проблема неравенства и неспра­ведливости была той темой, вокруг которой формировалась почва для массо­вых бунтов, социальных движений, революций. Все это свидетельствует о том, что неравенство представляет собой чрезвычайно важный признак, отличи­тельную черту человеческого сообщества.

Тот факт, что индивиды, отдельные, конкретные люди не равны другим, - банальная истина, очевидный факт. Люди бывают высокого и низкого роста, худые и толстые, более умные и более глупые, способные и тупые, старые и молодые. Каждый человек имеет неповторимый состав генов, неповторимую биографию и не­повторимый склад личности. Это очевидно. Однако не о таком неравенстве идет речь, когда мы говорим об социальном неравенстве, то есть о неравенстве, имеющем соци­альные, а не индивидуальные признаки и особенности. А самыми важными из этих социальных признаков для человека являются характер групп, к которым он принадлежит, и характер позиций, которые он занимает.

Социальное неравенство - неодинаковый доступ (или неодинаковые шансы доступа) к общественно ценимым благам, вытекающий из принадлежности к различным группам или из занятия различных общественных позиций

Социальное неравенство - это такое явление, которое особенно остро за­трагивает сферу интересов людей и вызывает сильные эмоции. Поэтому рас­суждения на эту тему нередко оказываются замкнутыми в рамках идеологии, то есть таких систем мышления, которые подчиняются и слу­жат определенным групповым интересам. Но неравенство остается также важ­ным предметом теоретических размышлений, целью которых является не столько оправдание или критика неравенства, сколько выяснение сущности этого феномена.

Идеологии неравенства .

Несмотря на множество конкретных формулировок и аргументов, все иде­ологии неравенства можно отнести к трем типам. Первый - это идеологии элитарные. Они утверждают, что существуют такие группы, которые в силу самой своей природы «выше» других и поэтому должны занимать более высо­кую позицию в обществе, что находит выражение в их привилегиях, полно­стью обоснованных и оправданных. Такие группы могут формироваться по праву рождения, как это имеет место, например, при формировании динас­тий, аристократических кругов, граждан древнего Рима, каст в Индии. В них могут также оказаться люди, имеющие для этого особые предпосылки, выдающиеся способности, интеллект, люди, как бы приближенные к Богу. Примерами могут служить племенные старей­шины, шаманы, представители духовенства.

Другой тип - это эгалитарные идеологии, созданные дискриминируемыми группами или от их имени. В своем наиболее радикальном варианте они выс­тупали против любого социального неравенства и привилегий, требуя одинаковых условий жизни для всех людей.

Третий тип идеологии - меритократический (от англ. merit - заслуга). Согласно этой идеологии, неравенства в обществе оправданы в той мере, в какой они являются результатом собственных заслуг. Как же это понимать, что определенные группы, слои, классы имеют особые заслуги? Определяю­щими здесь являются два взаимосвязанных фактора. Во-первых, уровень соб­ственных усилий, интенсивности приложенного труда или уровень понесен­ных затрат и жертв, а также обладание исключительными и редкими таланта­ми, навыками или предпосылками. Во-вторых, это тот вклад, который данная группа вносит в общество в целом, та мера, в какой эта группа удовлетворяет потребности всего общества, те выгоды или те удовольствия, которые деятель­ность данной группы приносит другим людям и группам общества. С этих двух точек зрения группы сильно отличаются друг от друга. Социальное неравен­ство становится своего рода справедливым вознаграждением за собственные усилия и общественную пользу.

Теории неравенства

Рассуждения о неравенстве составляют не только предмет идеологических обоснований. Эта тема проникает также в сферу наук, прежде всего в сферу философии, а позднее в область общественных наук. Распространенность и болезненная чувствительность проявлений социального неравенства с древ­нейших времен вызывали стремление выяснить причины этого явления.

Функциональная теория рассматривает социальное неравенство как явление вечное, неустра­нимое, более того, неизбежное, необходимое для существования и функцио­нирования человеческих сообществ. Социальное неравенство обеспечи­вает мотивацию для обязательного обучения и тренинга, что создает опреде­ленный запас кандидатов для овладения нужными профессиями, для испол­нения работы, необходимой в обществе данного типа, гарантирующей само существование этого общества. Отсюда естественно вытекает вывод: в каж­дом существующем обществе (ибо если оно существует, значит, выжило и функционирует) обнаруживается социальное неравенство. Социальное нера­венство является обязательной, непременной, универсальной, вечной состав­ляющей любого общества.

Существу­ют три важнейшие разновидности дихотомического неравенства: противосто­яние класса собственников и класса лишенных собственности в том смысле, в каком впервые сформулировал это противостояние Карл Маркс; далее, про­тивостояние групп, формирующих большинство и меньшинство (в частности, наций и этнических меньшинств), а также противостояние полов - мужчин и женщин, что является главной темой феминистских концепций, обретающих ныне все большее звучание.

Социальная стратификация

Все блага, или ценности: богатство, власть, престиж, образование и здоровье, имеют иерархический характер. Ими мож­но обладать в большей или меньшей степени. От самых высоких до самых низких уровней разворачивается целая шкала градаций, или иерархия. Су­ществуют, как известно, иерархии богатства - от миллионеров до бездом­ных, иерархии власти - от императоров до рабов, иерархии престижей - от идолов до ничтожеств, иерархии образования - от ученых с высокими зва­ниями и степенями до безграмотных, иерархии здоровья и физической кон­диции - от победителей олимпийских игр до инвалидов. На таких шкалах сравнения можно найти место отдельным людям. Более того, можно посчи­тать, сколько людей окажется на каждом таком уровне иерархии. Тогда мы получим определенные статистические категории, например: очень бога­тых, богатых, состоятельных, людей среднего достатка, бедных, наибедней­ших. Можно делать это еще точнее, устанавливая какие-либо количествен­ные пределы заработка. Можно говорить в таком случае о стратифи­кационных слоях.

Социальная стратификация (расслоение) - иерархия социальных групп, имеющих боль­ший или меньший доступ к какому-либо общественно ценимому благу: к богатству, власти, престижу, образованию.

Термин «социальная стратификация», или раз­деление на социальные слои, используют для описания групповых или статусных, но не индивидуальных различий в приближении к ценимым общественным целям. Каждое благо, или ценность, из пяти представленных выше имеет свою собственный уровень стратификации. Группы и позиции занимают определенные уровни, определенные места на каждой из таких иерархий. Например, в стратификации по уровню доходов врач окажется на более высоком уровне, чем сестра милосердия. В стратификации относитель­но власти директор будет расположен на более высоком уровне, чем рабочий. Престижной телеведущий займет более высокое место, чем учитель. Но су­ществуют ли эти системы стратификации сами по себе, независимо друг от друга? Уже при описании отдельных благ, входящих в эту стратификацию, мы упоминали, что одни из них могут иметь вспомогательное значение в об­ретении других благ. Богатство может обеспечить власть и престиж. Власть может помочь получить состояние, а также обрести престиж. Престиж может оказать влияние и на процесс достижения власти, и на получение высоких заработков и доходов. Если происходит такое взаимодействие, его результа­том может оказаться такая ситуация, в которой одна и та же группа или по­зиция примерно одинаково расположены на всех трех уровнях стратифика­ции. Так, Президент Соединенных Штатов - это позиция, которая связана с высокими доходами, большим состоянием, с огромной властью и значи­тельной славой. В таком случае мы должны говорить о совпадении пара­метров стратификации. Однако гораздо чаще мы имеем дело с примерами определенной дисгармонии между системами стратификации, что основа­но на различии мест, которые занимает одна и та же группа, различии уров­ней, на которых она оказывается в разных системах стратификации. Про­фессор университета в Польше имеет высокий престиж, средний уровень доходов и небольшую власть, политик, наоборот, - высокие доходы и власть, но чудовищно низкий престиж, футболист - неплохой престиж, высокие доходы и никакой власти, полицейский - большую власть, нич­тожный заработок и низкий престиж. Комбинаций такого рода может быть множество. В таком случае мы говорим о расхождении (несовпадении) па­раметров стратификации.

Такое расхождение может иметь различные последствия. Среди членов данной группы или лиц, занимающих данную позицию, это может вызвать ощущение определенного диссонанса или своеобразно понимаемой не­справедливости. Например, человек может рассуждать таким образом: я та­кой богатый, так многого достиг, а люди показывают на меня пальцами и называют меня «выскочка».

Существуют и другие черты, признаки, которые позволяют поставить раз­ные явления на близкие или те же самые уровни стратификационной иерар­хии: сходный образ жизни, вкусы и пристрастия, обычаи и нравы, религиоз­ные практики, идеологические взгляды, развлечения и т.п. Например, бога­тые люди по своему образу жизни и мышления похожи на других богатых людей, и этот образ жизни и мышления - совершенно иной, чем у бедных людей. Богатые люди строят себе похожие друг на друга резиденции, ездят в автомобилях сходных марок, одеваются у тех же самых «законодателей моды», отдыхают на тех же самых островах и постоянно едят лососину, за­пивая ее шампанским. По многим параметрам сходным оказывается образ жизни политиков или менеджеров. Особый характер имеет повседневная жизнь звезд телеэкрана, кино или музыки. Обычные люди лишь робко, кра­ешком взгляда проникают в этот мир с помощью иллюстрированных ежене­дельников.

Обратим внимание, что сходство как бы сопутствует целостности тех групп или позиций, которые представляют отдельные индивиды. Богатые люди создают определенную, реальную социальную среду, довольно цельную группу, сплоченную общность, несмотря на то, что входят в такую общность и врачи, и адвокаты, и бизнесмены, и политики, и представители телевиде­ния, и мафиозные боссы. Сходство в уровне состоятельности получает выражение в сходных интересах (например, в желании защитить себя от налогов).

Сходство в потребительских возможностях находит выражение в сходном образе жизни. Со­ответственно этому между людьми, обладающими таким сходством, фор­мируются определенные социальные связи, товарищеские контакты, возни­кают взаимодействия и устанавливаются даже более прочные общественные отношения, прежде всего инструментальные, связанные с обеспечением так называемых деловых интересов. Иного характера связи, особенности быта, вку­сы в потребительской сфере характеризуют, скажем, среду менеджеров или так называемые «руководящие кадры». И опять же иной характер все это об­ретает у той широкой группы людей так называемого среднего класса, занятых в разных сферах производства и иной профессиональной деятельности, тре­бующей высокого образования и квалификации, а также выступающих в роли предпринимателей, имеющих собственные небольшие фирмы или предприя­тия, обеспечивающие им достаточный, хотя и не элитарный материальный уро­вень жизни. Такие сплоченные общности - группы, разновидности опреде­ленной среды, комплектуемые из людей, имеющих приблизительно одно и то же положение в иерархиях, в системах социальной стратификации, независи­мо от их иной групповой принадлежности или иных занимаемых ими пози­ций, мы называем социальными слоями.

Социальная мобильность

Люди меняют свои социальные позиции, а также свою групповую принад­лежность. Когда они перемещаются между позициями и группами, находя­щимися на разных уровнях стратификационных иерархий, мы говорим об со­циальной мобильности, точнее, о вертикальной мобильности, что позволяет отличить этот процесс от перемещения людей в пространстве - от миграций, путешествий, туризма, выездов на работу, которое мы называем горизонталь­ной мобильностью. Об этой второй форме мобильности мы уже говорили рань­ше. Теперь попробуем определить важнейшие аспекты вертикальной мобиль­ности, непосредственно связанной с социальным неравенством.

Самым простым примером вертикальной мобильности может служить про­движение по службе, что означает обретение более высокой профессиональ­ной позиции или вхождение в более высокую профессиональную группу по сравнению с той позицией, которую ныне занимает данный человек, или с той группой, к которой он принадлежит в данное время. Школьный учитель, ко­торый получает предложение работы в университете; журналист, который становится министром, - таковы примеры изменения человеком своей про­фессиональной принадлежности, смены ее на такую, которая приносит бо­лее солидный заработок, более высокий престиж, а во втором случае также дает больше власти. Чаще всего примеры такого служебного продвижения встречаются в рамках одной профессиональной группы, в которой обычно имеют место несколько уровней иерархии. Ассистент, который переходит на должность адъюнкта; референт, который становится начальником отдела, - это первые попавшиеся примеры такого рода. Последовательность таких продви­жений образует феномен, который мы называем карьерой. Обращаясь к приме­рам, которые мы только что привели, заметим: ассистент - адъюнкт - доцент - профессор - это одна схема карьеры; референт - начальник отдела - директор - это схема другого рода. Разумеется, направление изменений может быть проти­воположным, люди могут терять прежние, более высокие позиции и перехо­дить в состав групп, занимающих более низкие уровни в системе стратифика­ции. Работник, которого уволили и который стал безработным; руководитель отдела, которого в виде дисциплинарного наказания понизили в должности и сделали референтом - таковы примеры деградации, которая иногда заключа­ется в полном выходе человека из состава данной профессиональной группы, а иногда ограничивается только понижением его позиции в пределах данной группы. И здесь также имеет место некоторая последовательность. Когда кто- либо утрачивает более высокую позицию, которую он занимал в различных об­щественных контекстах, например теряет работу, вынужден оставить клуб, чле­ном которого он был, оказывается исключенным из спортивной команды, раз­водится и т.п., мы говорим, что он «катится вниз».

Во всех выше приведенных примерах речь шла о продвижении вверх или о падении отдельного человека в системе существующих, постоянных, прочных стратификационных иерархий. Однако мобильность может заключаться так­же в перемещении целых групп на тех же самых уровнях стратификации, а также в изменении самой стратификационной иерархии, благодаря чему те же самые группы или позиции вдруг оказываются на иных, чем прежде, уровнях, более высоких или более низких, то есть подлежат продвижении вверх или деградации.

Рассмотрим сначала первый случай. Профессиональное продвижение мо­жет охватить целую социальную категорию. Это было характерно для сель­ского населения в период модернизации: мигрируя в города, сельские жители занимали там, как правило, более высокие с точки зрения заработка и прести­жа профессиональные позиции, проникая в среду рабочего класса.

К изменению относительного положения данной группы может привести также изменение самой шкалы стратификации. Это обычно происходит как результат глубоких и радикальных социальных изменений, революций, пере­воротов, приводящих к установлению нового строя, а также технологических и цивилизационных переломов. Тогда определенные профессиональные груп­пы или иные круги могут обрести доступ к более высоким заработкам, к власти или престижу. В то время как другие, наоборот, потеряют свое привилегиро­ванное положение. Все описанные выше перемещения и изменения могут происходить в раз­личных масштабах: в границах жизни одного человека, одного поколения, в гораздо более длительном, охватывающем несколько поколений историческом периоде. Соответственно, мы можем говорить о внутрипоколенческой и межпоколенческой мобильности. Для межпоколенческой активности особенно ха­рактерным является продвижение в образовательной сфере. Межпоколенческая активность - типичное явление в среде эмигрантов, отправившихся в дру­гие страны в поисках работы и заработка: как правило, в новой стране они обретают шансы радикально улучшить свою жизнь. Огромное число подоб­ных примеров дают нам Соединенные Штаты Америки. Какой-нибудь бед­ный деревенский житель азиатского происхождения в первом поколении от­крывает там ресторанчик (как это часто делают китайцы и индусы) или зани­мается продажей овощей и зелени (как вьетнамцы), но своих детей он уже посылает учиться в университет, и во втором поколении эти люди оказыва­ются представителями медицинской или научной элиты.

Американские примеры наталкивают нас на то, чтобы рассмотреть такие общие социальные условия, которые способствуют мобильности. Дело в том, что США являются типичным открытым обществом, в котором индивиду­альное или групповое продвижение не только возможно в широкой области, но и оказывается «культурно востребованным», ожидаемым, общественным требованием. Именно здесь постоянно случаются карьеры «от чистильщика сапог до миллионера.

На другом полюсе находятся общества, которые называются закрытыми. Они исключают или во всяком случае в огромной степени ограничивают воз­можности социальной мобильности. Таким было феодальное общество, где многоступенчатая иерархия, от монархов, магнатов через вассалов и вплоть до зависимых крестьян, представляла собой окаменелую структуру, а каждое отдельное сословие было закрыто, недоступно для проникновения в него пред­ставителей других сословий. Трудно представить себе, чтобы крепостной кре­стьянин мог оказаться при королевском дворе. Сегодня нечто подобное мож­но наблюдать в Индии, где переход человека из одной касты в другую чрезвы­чайно ограничен, а для низших каст, так называемых «неприкасаемых», это абсолютно невозможно. Термин «каста» уже принято употреблять не толь­ко по отношению к этой конкретной ситуации, но шире - как определение любого замкнутого сословия, замкнутой группы, принадлежность к которой четко ограничена кругом людей, и войти в этот круг можно только по праву рождения.

Разумеется, между моделями открытого и закрытого общества, которые являются только «идеальными типами» и нигде не выступают в таком чис­том виде, где-то посередине между этими крайними полюсами размещается целая гамма различных ситуаций. Системы стратификации этих явлений могут иметь достаточно гибкий характер, допускающий возможность пере­скочить через некоторые промежуточные уровни. Но могут быть и очень стро­гие системы стратификации, требующие четкого, неукоснительного прохож­дения всех ступеней. Симптомом первого типа стратификации является стремление взять во внимание выдающиеся достижения отдельного человека, а симптомом второго типа - жесткое требование «выслуги лет», соответству­ющего уровня доходов или жизненного опыта. Поучительно в этом плане сравнить Соединенные Штаты и Японию. Насколько в США выдающиеся результаты работы обеспечивают возможность быстрого, «скачкообразно­го» карьерного продвижения, настолько в Японии жесткой является необ­ходимость пройти в установленные отрезки времени все ступени професси­ональной карьеры, чтобы только потом достичь вершины в этой иерархии. Такая разница может выявиться и независимо от культуры, а в зависимости от той профессиональной области, в которой разворачиваются соответству­ющие процессы. Можно сравнить, к примеру, артистическую карьеру, в ко­торой победа на каком-нибудь важном музыкальном конкурсе сразу даже перед самыми молодыми людьми открывает возможность выступать на луч­ших сценах и крупнейших эстрадах мира, и научную карьеру, в которой, как правило, надо пройти через все ступени, для которых предусмотрены опре­деленные сроки.

В рамках различных профессиональных сфер отдельные группы отли­чаются друг от друга степенью эксклюзивности, то есть жесткостью крите­риев и процедур, которые требуются и исполняются для того, чтобы допу­стить в соответствующий круг новых членов. Иногда появляются особые организации или институты, стоящие на страже «врат», через которые надо пройти, чтобы оказаться в более высоком элитарном кругу. Эти институты занимаются селекцией кандидатов, рассчитывающих на продвижение, с помощью сложных экзаменационных процедур; такую роль играют, напри­мер, специальные медицинские комиссии, коллегии адвокатов, научные советы на факультетах университетов, государственные экзаменационные комиссии, через которые надо пройти для назначения на более высокую административную должность, комиссии сейма, организующие разного рода слушания, например заседания, на которых предстают и отвечают на вопросы кандидаты на должности послов, и т.п. В демократических обще­ствах вхождение в политическую элиту обусловлено сложной процедурой выборов, в которой роль отбирающей инстанции берут на себя все гражда­не - избиратели.

Социальная мобильность - это та сфера, в которой особенно ярко высту­пают характерные для данного общества стереотипы, предрассудки и дискри­минация. Крайней формой является полное исключение какой-либо группы, которая лишается всяких шансов на продвижение. Так, например, определен­ным группам эмигрантов или беженцев может быть отказано в праве полу­чить работу. Более часто встречается ситуация, для которой характерна час­тичная дискриминация, проявляющаяся в трех формах. Первая - для опреде­ленных социальных групп закрывается возможность продвижения на самые высокие позиции независимо от того, какой области это касается. Создается своего рода барьер возможных достижений, и преодолеть этот барьер пред­ставители данных социальных групп не могут. Исследования показывают, что несмотря на всю открытость американского общества там де-факто существу­ет определенный барьер продвижения для этнических и расовых меньшинств.

Социальное неравенство - это вид социального разделения, в котором отдельные члены общества или группы находятся на разных ступенях социальной лестницы (иерархии) и имеют неравные возможности, права и обязанности.

Основные показатели неравенства :

  • различный уровень доступа к ресурсам как физическим, так и нравственным (пример - женщины в Древней Греции, которых не допускали к Олимпийским играм);
  • различные условия труда.

Причины социального неравенства.

Французский социолог Эмиль Дюркгейм вывел две причины социального неравенства:

  1. Необходимость поощрять лучших в своем деле, то есть тех, кто приносит большую пользу обществу.
  2. Различный уровень личных качеств и таланта у людей.

Роберт Михельс выдвинул еще одну причину: защита привилегий власти. Когда численность сообщества превышает какое-то определенное число людей, они выдвигают главного, или целую группу, и наделяют его большими полномочиями, чем все остальные.

Критерии социального неравенства.

Ключевые критерии неравенства изложил Макс Вебер:

  1. Богатство (разница в доходах).
  2. Престиж (разница в почете и уважении).
  3. Власть (разница в количестве подчиненных).

Иерархия неравенства.

Существует два типа иерархии, которые обычно представляют в виде геометрических фигур: пирамида (кучка олигархов и огромное количество бедных, причем чем беднее, тем больше их число) и ромб (мало олигархов, немного бедняков и основная масса - средний класс). Ромб предпочтительнее пирамиды с точки зрения стабильности общественной системы . Грубо говоря, в ромбовидном варианте довольные жизнью середняки не допустят, чтобы кучка бедняков устроила переворот и гражданскую войну. За примером далеко идти не надо. В Украине средний класс далеко не был большинством, и недовольные жители бедных западных и центральных сел свергли власть в стране. В результате пирамида перевернулась, но осталась пирамидой. Вверху уже другие олигархи, а внизу по-прежнему большая часть населения страны.

Решение проблемы социального неравенства.

Закономерно то, что социальное неравенство воспринимается как социальная несправедливость, особенно теми, кто находится в иерархии социального разделения на низшей ступени. В современном обществе вопрос социального неравенства находится в введении органов социальной политики . В их обязанности входит:

  1. Введение различных компенсаций для социально-незащищенных слоев населения.
  2. Помощь бедным семьям.
  3. Пособие безработным.
  4. Определение минимальной зарплаты.
  5. Социальное страхование.
  6. Развитие образования.
  7. Здравоохранение.
  8. Проблемы экологии .
  9. Повышение квалификации рабочих.

Социальное неравенство - такое положение вещей в обществе или отдельной общности, когда их члены имеют неравный доступ к таким социальным благам, как богатство, власть и престиж.

Любое общество всегда структурировано по многим основаниям - национальным, социально-классовым, демографическим, расселенческим и т.п. Структурирование, то есть принадлежность людей к тем или иным социальным, профессиональным, социально-демографическим группам, может порождать социальное неравенство. Даже естественные генетические или физические различия между людьми могут стать основой для формирования неравных отношений! Но главное в обществе - те различия, те объективные факторы, которые порождают социальное неравенство людей. Неравенство есть непреходящий факт всякого общества. Ральф Дарендорф писал: "Даже в процветающем обществе неравное положение людей остается важным непреходящим явлением... Конечно, эти различия больше не опираются на прямое насилие и законодательные нормы, на которых держалась система привилегий в кастовом или сословном обществе. Тем не менее, помимо более грубых делений по размеру собственности и доходов, престижа и власти, наше общество характеризуется множеством ранговых различий - столь тонких и в то же время столь глубоко укорененных, что заявления об исчезновении всех форм неравенства в результате уравнительных процессов можно воспринимать, по меньшей мере, скептически".

Социальными называют те различия, которые порождены социальными факторами: разделением труда, укладом жизни , социальными ролями, которые выполняют отдельные индивиды или социальные группы.

Структурированное общество может быть представлено как совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных областей социальной жизни: экономической, политической, духовной, общественной, в которой иногда выделяют семейно-бытовую сферу. В каждой из указанных сфер социальной жизни имеет место собственное социальное расслоение, собственная структура. Социальные различия между людьми определяют социальную структуру. В ней проявляется в первую очередь экономическая структура общества. Основные элементы этой структуры - классы, социальные и профессиональные группы, страты.

Самое крупное социально-стратификационное образование общества - класс. Не следует забывать тезис К. Маркса о фундаментальном значении общественных классов в истории человеческого общества.

Слово "класс" пришло из Древнего Рима, где его использовали для деления населения на отдельные группы в целях налогообложения. На верхней ступени были ассидии - богатейшие римляне, на низшей - пролетарии.

Платон в Древней Греции видел два класса - богатые и бедные. Аристотель делил общество на жадный высший класс, низший - класс рабов и достопочтенный средний класс, которому можно доверить заботу о всеобщем благе, поскольку он умеренно т обладал добродетелями и пороками.

Научная концепция класса появилась в XIX в. Ее автором является К. Маркс. Всю историю общества он видел в конфликте классов. Отсюда идея бесклассового общества, общества полной социальной интеграции, социального равенства. К. Маркс разделял современное ему общество на два основных класса, в первую очередь, по отношению к частной собственности. Следуя его логике, можно считать, что социалистическая система обеспечивает полное социальное равенство, ибо собственность превратилась в общенародную, или государственную, к которой все члены общества, все социальные группы должны иметь равное отношение. Однако именно на базе общенародной собственности пышно расцвели номенклатура, привилегии, появилась теневая экономика. Почему же закончился неудачей социалистический эксперимент?

Во-первых, в любом обществе, кроме владения собственностью, кто-то должен осуществлять оперативный хозяйственный контроль за ней. Возможность распределения материальных и денежных Ресурсов часто оказывается более важной и выгодной, чем прямое падение собственностью. В этом варианте у распорядителя преимущество безответственности, ведь он имеет дело с чужой собственностью. Таким образом, при неграмотном управлении у армии чиновников - риск небольшой, а социальные преимущества очевидны.

Во-вторых, общество всегда имеет определенную государственную, политическую организацию, а значит, появляются лидеры, государственные менеджеры, чиновники, которые объективно должны иметь больше прав, иначе они просто не смогут выполнять функции государственного управления. Практически в любом обществе такие социальные группы занимают определенный статус который объективно порождает социальное неравенство.

Письменная история человечества пока не знает ни одного общества без социального неравенства . Социальное неравенство многолико, оно проявляется в самых различных формах и на разных ступенях социальной организации. Опросы показывают: люди достаточно хорошо представляют свое место в социальной иерархии остро ощущают и болезненно реагируют на социальное неравенство, что нередко выражается в социальных конфликтах.

В-третьих, есть основания полагать, что в природе человека заложено генетически стремление к доминированию над другими людьми. Это стремление в разной степени выражено у отдельных лиц Человек или социальная группа, получив власть, всегда стараются открыто или замаскировано ее использовать. Эти процессы можно регулировать (представительная демократия, разделение властей, ротация государственных чиновников), но устранить полностью нельзя.

В-четвертых, общество объективно заинтересовано выдвигать для управления, на вершины власти, самых способных, одаренных и тем самым вынуждено создавать такие условия, чтобы люди стремились, имели желание занимать эти места. Социальное неравенство - это своего рода инструмент самосохранения общества, с помощью которого оно сознательно обеспечивает замещение наиболее важных постов способными и квалифицированными людьми, своего рода элитой - политической, экономической, научной, военной и т.п. Ошибки таких людей или их некомпетентность могут обходиться обществу слишком дорого. Поэтому нужно создавать некоторые преимущества в общественном статусе, социальном положении, стимулируя выдвижение самых способных людей.

Фундаментальной теоретической основой социального неравенства , стратификации является само развитие цивилизации. Каждая отдельная личность не может овладеть всеми достижениями материальной и духовной культуры. Возникает специализация людей и вместе с ней - более и менее ценные виды деятельности. Люди равны по своим способностям, воспитанию и образованию. Вот объективная основа стратификации.

Причины социального неравенства .
Функционализм:

Когда в обществе какой-либо вид деятельности или профессия ценятся больше, в зависимости от значительности этих профессий строится иерархия в обществе.
Способности у людей разные, наиболее талантливые, занимаются наиболее престижными профессиями, талантливые должны занимать верхушку социальной пирамиды.
По Марксу:

Социальное неравенство основано на экономическом.
Владеющие собственностью угнетают тех, кто ею не владеет.
По Веберу. В основе социального неравенства лежат:

Богатство
Власть
Престиж
По Сорокину. Причиной социального неравенства являются:

Собственность
Власть
Профессия
Формы социального неравенства :
Биосоциальное
Сексуальное
Этническое
Национальное
Гендерное

Социальное неравенство – казалось бы пережиток прошлого и должно уйти в небытие, но современная реальность такова, что в том или ином виде расслоение в социуме присутствует и на сегодняшний день и это порождает чувство несправедливости у тех людей, которых коснулось социальное неравенство.

Социальное неравенство – что это?

Социальное классовое неравенство существовало с древних времен эволюции человека. История разных стран служит наглядным доказательством того, к чему приводит угнетение и порабощение людей – это мятежи, голодные бунты, войны и революции. Но этот опыт, прописанный кровью ничему не учит. Да, сейчас это приняло более мягкие, завуалированные формы. В чем выражается социальное неравенство и что оно из себя представляет сегодня?

Социальное неравенство – это разделение или дифференциация людей на классы, общества или группы, согласно их положению в обществе, что предполагает неравное использование возможностей, жизненных благ и прав. Если представить социальное неравенство схематически в виде лестницы, то на самых нижних ее ступенях будут угнетенные, бедные, а вверху угнетатели и , те, у кого в руках власть и деньги. Это основной признак расслоения общества на бедных и богатых. Существуют и другие показатели социального неравенства.

Причины социального неравенства

Каковы причины социального неравенства? Экономисты видят первопричину в неравном отношении к собственности и распределении материальных благ в целом. Р. Михельс (немецкий социолог) видел причину в наделении большими привилегиями и полномочиями аппарат власти, который выбирался самим же народом. Причины возникновения социального неравенства по мнению французского социолога Э. Дюркгейма:

  1. Поощрение людей, приносящих наибольшую пользу для общества, лучших в своем деле.
  2. Уникальные личные качества и таланты человека, выделяющие его из общего социума.

Виды социального неравенства

Формы социального неравенства разные, поэтому существует несколько классификаций. Виды социального неравенства по физиологическим признакам:

  • возрастное – касается всех людей в определенные возрастные промежутки, это прослеживается при приеме на работу, молодежь не берут из-за отсутствия опыта, пожилых людей при их огромном опыте заменяют молодыми, более перспективными с точки зрения начальства;
  • социальное сексуальное неравенство – здесь можно рассмотреть такое явление как , выраженная в том, что мало женщин занимающих ответственные посты, участвующих в экономической жизни страны, женщине отводится роль «за мужем»;
  • социальное этническое неравенство – малые этносы, те, которые не входят в понятие «белая раса» во многом притесняются из-за такого явлений как ксенофобия и расизм.

Социальное неравенство в связи со статусами в обществе:

  • отсутствие / наличие богатства;
  • приближенность к власти.

Проявление социального неравенства

Основные признаки социального неравенства наблюдаются в таком явление как разделение труда. Деятельность человека разнообразна и каждый человек наделен какими-то талантами и умениями, способностями к росту. Социальное неравенство при этом проявляется как отдача привилегий тем, кто более талантлив и перспективен для общества. Расслоение общества или стратификация (от слова «страта» – геологический пласт) это выстраивание иерархической лестницы, деление на классы, и если раньше это были рабы и рабовладельцы, феодалы и челядь, то на современном этапе – это разделение на:

  • высший класс;
  • средний класс;
  • малообеспеченные (социально уязвимые);
  • за чертой бедности.

Последствия социального неравенства

Социальное неравенство и бедность, порождаемая тем, что основными ресурсами планеты могут пользоваться лишь избранные порождает конфликты и войны среди населения. Последствия развиваются постепенно и выражены в замедленном развитии многих стран, это приводит к тому, что прогресс в экономике тоже замедляется, демократия как система теряет свои позиции, в обществе растет напряжение, недовольство, психологическое давление социальная дисгармония. По данным ООН половиной мировых ресурсов владеет 1% так называемой высшей элиты (мировое господство).

Плюсы социального неравенства

Социальное неравенство в обществе как феномен не носит на себе лишь отрицательные свойства, если рассматривать социальное неравенство с позитивной стороны, то можно отметить важные вещи, присмотревшись к которым возникает мысль, что все «имеет место быть под Солнцем». Плюсы социального неравенства для человека:

  • стимул стать лучшим в своем деле, проявить по максимуму свои способности и таланты;
  • мотивация для тех, кто хочет ;
  • упорядочивание в экономической сфере, у тех, у кого есть капитал производят ресурсы, в отличие от тех, кто не имеет капитала и в состоянии лишь прокормить себя и свою семью.

Примеры социального неравенства в истории

Примеры социального неравенства или стратификационных систем:

  1. Рабство – крайняя степень порабощения, изначальный вид социального неравенства известный с древности.
  2. Касты . Вид социально сложившейся с древности стратификации, когда социальное неравенство определялось кастовой принадлежностью, ребенок рождаясь уже с самого рождения принадлежал к определенной касте. В Индии, считалось, что рождение человека в той или иной касте зависит от его деяний в прошлой жизни. Всего 4 касты: высшая – брахманы, кшатрии – воины, вайшии – купцы, торговцы, шудры – крестьяне (низшая каста).
  3. Сословия . Высшие сословия – дворянство и духовенство обладали юридическим правом передавать имущество по наследству. Непривилегированное сословие – ремесленники, крестьяне.

Современные формы социального неравенства

Социальное неравенство в современном обществе неотъемлемое свойство, поэтому социальная теория функционализма рассматривает расслоение в позитивном ключе. Американский социолог Б.Барбер разделил современные виды социальной стратификации, основываясь на 6 критериях:

  1. Престижность профессии.
  2. Наличие власти.
  3. Богатство и доход.
  4. Религиозная принадлежность.
  5. Наличие образования, владение знаниями.
  6. Принадлежность к тому или иному этносу, нации.

Социальное неравенство в мире

Проблема социального неравенства в том, что порождаются расизм, ксенофобия, дискриминация по . Самый показательный критерий социального неравенства во всем мире является разный доход населения. Факторы, влияющие на расслоение в обществе, во всем мире остаются теми же, что и много лет назад:

  • уклад жизни – городской или сельский, известный факт, что в деревнях оплата за труд меньшая, чем в городе, и условия зачастую хуже, а работы больше;
  • социальные роли (мать, отец, педагог, чиновник) – определяют статусность, престиж, наличие власти, собственности;
  • разделение труда – физический и интеллектуальный труд оплачиваются по-разному.