В средние века не было отделения высшего образования от среднего, поэтому в университетах и существовали младший и старшие факультеты. После изучения латыни в начальной школе школяр (scolarius) в 15-16, а иногда даже в 12-13 лет поступал в университет на подготовительный факультет.

Здесь он изучал "семь свободных искусств" (septem artes liberales), состоявшие из двух циклов - "тривиум" (trivium - "перекресток трех путей знаний": грамматика, риторика, диалектика) и "квадривиум" (quadrivium - "перекресток четырех путей знания": музыка, арифметика, геометрия, астрономия). Только после изучения "философии" предоставлялось право поступать на старшие факультеты: юридический, медицинский, богословский.

Риторика - это наука о том, как грамотно говорить и в меньшей степени писать и составлять не только речи но и документы. Наивысшим авторитетом были работы Цицерона.

Диалектика или логика. Умение логически мыслить и разбираться в вопросах, стремясь максимально разобрать все за и против. Высшим авторитетом здесь был Аристотель. Большую роль в ее становлении сыграл Абеляр.

На обучение на факультете свободных искусств уходило в среднем примерно пять-семь лет. Этот срок мог быть меньше или больше в зависимости от конкретного студента и местных традиций. Проучившийся первые 2 года получал степень бакалавра, прослушавший полный курс магистра свободных искусств. Теперь они имели право преподавать на своем факультете или продолжить обучение на других Факультет Свободных искусств заканчивали примерно треть студентов. Обучение медицине и праву занимало еще примерно шесть лет. Богословию учились минимум 8 лет. А чаще обучение затягивалось на 15-16 лет.

У одного преподавателя могли вместе учиться люди самых разных возрастов, да и уровень подготовки мог сильно различаться. Не существовало и твердого понятия о том, сколько должен проучиться тот или иной студент. Срок обучения мог измениться в любую сторону. Причинами могли быть как способности конкретного студента, так и его положение.

Учебные занятия в университете были рассчитаны на весь учебный год. Разделение на полугодия или семестры появляется лишь к концу средневековья в германских университетах. Правда, учебный год делился на две неравных части: большой ординарный учебный период (magnus ordinarius) с октября, а иногда с середины сентября и до Пасхи, а также "малый ординарный учебный период (ordinarius parvus) с Пасхи и до конца июня. Учебный план, однако, составлялся на весь учебный год.

Основных форм преподавания было три.

Полное, систематическое изложение учебного предмета, по программе, изложенной в статутах, в определенные часы называлось lectio. Эти лекции делились на ординарные (обязательные) и экстраординарные (дополнительные). Дело в том, что в средние века школяры не слушали курс какой-то определенной науки, скажем, курс философии или римского права и т.п. Тогда говорили, что такой-то преподаватель читает или такой-то студент слушает такую-то книгу. Роджер Бэкон в 13 веке сформулировал это так: "Если некто знает текст, он знает все, что относится к науке, о которой толкует этот текст". Одни книги считались более важными и обязательными (ординарными) для учащегося, другие - менее важными и необязательными (экстраординарными). Различие лекций обусловило и разделение преподавателей на ординарных и экстраординарных. Для ординарных лекций, как правило, назначались утренние часы (с рассвета и до 9 часов утра), как более удобные и рассчитанные на более свежие силы слушателей, а экстраординарные читались в послеобеденные часы (с 6 до 10 часов вечера). Лекция продолжалась 1 - 2 часа. Перед началом лекции преподаватель делал краткое вступление, в котором определял характер работы над книгой и не гнушался саморекламой. Главная задача преподавателя заключалась в том, чтобы сличить различные варианты текстов и дать необходимые разъяснения. Статуты запрещали студентам требовать повторения или медленного чтения. Школяры должны были являться на лекции с книгами. Это делалось для того, чтобы заставить каждого слушателя непосредственно знакомиться с текстом. Книги же в то время были очень дороги, поэтому школяры брали тексты напрокат. Уже в 13 веке университеты начали накапливать рукописи, копировать их и создавать собственные образцовые тексты. Аудиторий в современном смысле слова долго не существовало. Каждый преподаватель читал определенному кругу своих учеников в любом нанятом помещении или у себя дома. Болонские профессора одни из первых стали устраивать школьные помещения, а с 14 века города стали создавать общественные здания для аудиторий. Так или иначе, школяры, как правило, группировались в одном месте. В Париже это была улица Соломы (Фуар), названная так потому, что студенты сидели на полу, на соломе, у ног учителя. Позднее появилось подобие парт - длинные столы, за которыми умещалось до 20 человек. Кафедра стала устраиваться на возвышении, под балдахином.

Repetitio - это подробное объяснение отдельного текста с разных сторон, с учетом всех возможных сомнений и возражений. В Парижском университете чаще это была проверка всех относящихся к определенной частной проблеме источников по различным рукописям и просмотр соответствующих комментариев в различных сочинениях. В германских университетах они проходили в форме диалога между учителем и учеником. Учитель задавал вопросы и по ответам судил об успехах ученика. Была и еще одна форма - повторение части прочитанного. В это же время готовились к диспутам.

Одной из самых распространенных форм преподавания был диспут (disputatio). Руководство университетов придавало им очень большое значение. Именно диспуты должны были научить школяров искусству спора, защите приобретенных знаний. В них на первое место выдвигалась диалектика.

По окончании обучения студент выдерживал экзамен. Его принимала группа магистров от каждой нации во главе с деканом. Студент должен доказать, что читал рекомендованные книги и участвовал в положенном количестве диспутов (6 у своего магистра и 3 общеуниверситетских). Интересовались здесь и поведением школяра. Затем его допускали к публичному диспуту, на котором полагалось ответить на все вопросы. Наградой была первая степень бакалавра. Два года бакалавр ассистировал магистру и получал "право на преподавание" (licentio docendi), становясь "лиценциатом". Спустя полгода он становился магистром и должен был прочесть торжественную лекцию перед бакалаврами и магистрами, дать клятву, устроить пир.

Заканчивая эту главу, имеет смысл немного вспомнить о высших науках. Их было три Теология, Юриспруденция и Медицина.

Теология (Богословие).

Основное преподавание велось по "Сентенциям" Петра Ломбарда, включавшее в себя мнения наиболее авторитетных теологов по различным спорным моментам Библии.

Юриспруденция.

Безусловно, наибольшее количество студентов, перешедших на высшие курсы, специализировалось по этой дисциплине.

Следует учесть, что существовало несколько источников законов. Это:

Каноническое право, основанное на решениях церковных соборов, пап и других иерархов церкви.

Римское право. Основным здесь был кодекс византийского императора Юстиниана. В этом кодексе уделялось большое внимание различным видам собственности.

Но в практической деятельности юристам необходимо было также знать и местные законы.

Свои законы издавали различные феодальные правители, например король Франции. Вообще, свои правила и законы мог устанавливать каждый более менее независимый государь, будь то феодал или город. Отношения между ними также регулировались законами, будь то нормы службы, количество и размеры различных поборов, разделение различных полномочий и т.д.

В результате в каждой провинции существовали свои местные законы, которые могли копировать или противоречить общему праву.

Медицина

Медицина включала в себя учение о четырех жидкостях, которые главенствуют в человеке крови, слизи, желчи и черной желчи. Считалось, что болезни проистекали от нарушения соотношения этих жидкостей.

В лечении большую роль играли кровопускания и клизмы. Широко использовались различные благовония.

Средневековье унаследова-ло от античности основу, на которой строилось образование. Это были семь свободных искусств. «Один ученик спрашивал учителя и сказал: «Поскольку есть семь искусств, и семь испытаний, и семь занятий, хотел бы я, чтобы ты мне их перечислил: в чем они состоят? Учитель: «Перечислю. Это искусства: диалектика, арифметика, геометрия, физика, музыка, астрономия. О том же, что представляет собою седьмое, существует много различных взглядов… Некоторые, пренебрегающие философией, утверждают, что это грамматика». Грамматика считалась «матерью всех наук», диалектика давала формально-логическое знание, ос-новы философии и логики, риторика учила правильно и вырази-тельно говорить. «Математические дисциплины» – арифметика, музыка, геометрия и астрономия мыслились как науки о числовых соотношениях, лежавших в основе мировой гармонии.

Поэтому неудивительно, что средневековые университеты имели 4 факультета: артистический или искусств, богословский, юридический и медицинский. Обязательным для всех был артистический (подготовительный общеобразовательный) факультет, на котором преподавались «семь свободных искусств», позднее получившем название философского. Сначала преподавали тривиум (trivium ) – грамматику, риторику, диалектику, затем квадриум (quadrivium ) – арифметику, геометрию, астрономию, музыку. Процесс обучения состоял из лекций и диспутов. Преподавание велось на интернациональном в средневековой Европе латинском языке. Изучив грамматику, риторику и основы диалектики, студент получал степень бакалавра искусств, а по изучении полного курса (философии, арифметики, астрономии и теологии музыки) ему присваивалась степень магистра искусств и предоставлялось право поступления на один из 3 факультетов: богословский, медицинский или юридический, по окончании которых присваивалась степень бакалавра, лиценциата и магистра (доктора). Как срок обучения, так и возраст студентов в университетах не были установлены (практически обучение в университетах продолжалось 12-14 лет).

Таким образом, в основе средневековой парадигмы образования лежали идеи наследования знания, его «очистки» от чуждых наслоений, достижения большей ясности, трансляции в сопровождении необходимых комментариев. Однако содержанию дисциплин квадривиума такой подход отвечал меньше всего. Преподавание арифметики, музыки, геометрии и астрономии даже на уровне начального курса искусств велось более раскованно. В какой-то мере причину этого можно усмотреть в том, что квадривиум вели более опытные преподаватели. И вообще, складывается впечатление, что в преподавании дисциплин этого цикла в какой-то мере присутствовали элементы «исследования» – преподавание часто велось «в духе» изучаемого текста. Программа квадривиума, впрочем, как и тривиума, своими корнями уходила в греческую философию. После того, как из девяти искусств, были исключены архитектура и медицина, образовались семь свободных искусств средневековья, окончательная канонизация которых принадлежит Мартианусу Капелле (около 410-439 гг.) в трактате «Брак Меркурия и Филологии». Семи свободным искусствам были посвящены первые три из 20 книг «Этимологии» Исидора из Севильи.

Музыка

Из четырех составляющих квадриума именно музыка, в силу своей важной для богослужений роли, занимала в жизни весьма почтенное положение, причем еще до того, как роль университета стала заметной. По свидетельству Брунетто Латини, музыке принадлежало место второй математической науки, ибо она «используется для нашей услады и службы Богу». А мнение Пифагора, что музыка – средство совершенствования души, разделял Бетиус. Конечно, у музыки были технические аспекты – вокальный, инструментальный, но в школе она фигурировала в своем теоретическом облике, основанном на теории монокорда, с которой начиналось изложение почти всех примечательных работ. Этой теме посвящено более сотни текстов, среди которых наиболее важным является синтез древних традиций, выполненный Бетиусом в « Deinstitutione musica ». Теория музыки Пифагора, представленная Бетиусом в работе, ставшей продолжением его «Арифметики», основывалась на арифметической, геометрической и гармонической пропорции чисел 6, 8, 9 и 12. Бетиус систематизировал численные соотношения, которые казались ему наиболее важными, используя при этом терминологию, способную, скорее, озадачить, чем что-либо прояснить. При переходе от числовых дробей к буквам музыкальная запись (нотация) получает постепенное развитие. Она совершенствуется трудами таких ученых, как Филипп де Витри и Гийом де Машо. Наиболее крупные достижения в музыке отмечаются там, где этот предмет преподавали совместно с какой-либо крупной церковью или собором. Труды Бетиуса составили основу изучения музыки во всех университетах, где ее преподавали на факультетах свободных искусств.

Арифметика

Что же касается арифметики, то, как видно из большинства уставов, свидетельств биографов и многочисленных сохранившихся рукописей, и здесь работа Бетиуса во многом определяла интеллектуальную диету юного школяра факультета искусств. В роли дополнения выступал Евклид, чьи элементы содержат много арифметики. Среди наиболее распространенных трудов можно назвать работу Massa compoti Александера Вилледье о принципах вычисления календаря и Flgorismus Сакробоско.

Геометрия

При изучении любой части программных искусств практические соображения никогда не отходили на второй план. Об этом, в частности, свидетельствуют слова Брунетто Латини о геометрии, с помощью которой мы знаем размеры и пропорции предметов в длину, ширину и высоту; это наука, с помощью которой древние, пользуясь своими знаниями геометрии, могли определить размеры земли и небес, расстояние между ними, не считая других соотношений, вызывающих восхищение. В отношении геометрии сохраняют силу те же самые оговорки, что и в отношении астрономии: основное внимание уделялось заучиванию правил, а не логике самой науки, благодаря которой, прежде всего, и возникли эти правила. Общепризнанным введением в курс служили элементы Евклида. Во многом содержание обучения зависело от продолжительности курса искусств, колебавшийся в широком диапазоне. Что же касается «практической» геометрии, то в ней были представлены самые разные направления. Различие теоретической и практической геометрий восходит еще к Платону и Аристотелю.

Астрономия

Крайне упрощенная схема Аристотеля – концентрические сферы, несущие планеты, и расположенный в центре земной набор сфер – составляла сердцевину средневекового обучения космологии. И хотя Almagest Птолемея упоминался в программе, но чаще его заменяли краткие пособия. Среди этих трудов выделялась работа Сакробоско, которой пользовались по крайней мере до 17 в. намного более объемный труд того же Сакробоско Computus в некоторых университетах (например, Оксфорде) был включен не в курс арифметики, а в курс астрономии. Студенты и преподаватели жили в общежитиях – коллегиях (коллежах, колледжах), здесь же проводились занятия. Часть студентов жила в университетском общежитии (в коллегиуме), а иногда в студенческой квартире (бурсе), которая находилась под надзором университета.

В 15 веке студенты университетов разыгрывали в некоторых городах комедии римского поэта Теренция. Само собой, что эти комедии переделывались и большая часть их переводилась на немецкий язык. Народ очень любил подобные театральные представления: чтобы посмотреть на них, сходились в город и жители окрестных мест.

С развитием школ и университетов расширяется спрос на кни-гу. В раннем средневековье книга была предметом роскоши. Книги писались на пергамене – специально выделанной телячьей коже. Листы пергамена сшивались с помощью тонких крепких веревок и помещались в переплет из досок, обтянутых кожей, порой ук-рашенный драгоценными камнями и металлами. Текст украшался рисованными заглавными буквами – инициалами, заставками, а позже – великолепными миниатюрами С 12 в. книга ста-новится более дешевой, открываются городские мастерские по переписке книг, в которых работают не монахи, а ремесленники. С 14 в. в производстве книг начинает широко применяться бу-мага. Процесс производства книги упрощается и унифицируется, что было особенно важно для подготовки книгопечатания, появ-ление которого в 40-х годах 15 в. (его изобретателем был немец-кий мастер Иоганн Гутенберг) сделало книгу в Европе поистине массовой и повлекло за собой существенные перемены в культур-ной жизни. До ХII в. книги были преимущественно сосредоточены в цер-ковных библиотеках. В 12-15 вв. появляются многочисленные библиотеки при университетах, королевских дворах, у крупных феодалов, клириков и состоятельных горожан.

Какая судьба ждала выпускника университета? В городах северной Италии в первую очередь проявляется и с удивительной скоростью распространяется стремление к независимости и светской грамотности, обусловленное ранним рационализмом, развитием права, «современных» конституционных форм. Именно здесь постепенно складываются такие виды профессиональной деятельности, как юрист, нотариус, врач. Должности, которые становились постепенно доступными прошедшими обучение в школах права, прежде всего занимали те, кто хорошо знал право обычное. Во второй половине 12 в. происходит переход от аристократической формы управления к конституционной. Чаще выходец из старых аристократических семей назначался на роль руководителя города сроком на один год, и, как правило, был профессиональным администратором, изучавшим право в Болонье. Роль профессиональной подготовки в итоге становилась сопоставимой с происхождением: тем, кто получал образование, со временем становится доступным все больше должностей. Клирики обучались в Болонье прежде всего каноническому праву. Число каноников, архидьяконов и епископов, прошедших обучение в школах права растет. С 1153 г. эксперт в области канонического права возглавляет папскую канцелярию. Магистры искусств также часто готовили нотариусов, наиболее широкую распространенную полуюридическую категорию профессионалов средневековой Италии.

На Пиренейском полуострове присутствуют испанские и португальские студенты в Италии и Франции, большая часть которых была и становилась католиками. Учеба не выступала в роли эффективного средства карьеры, фактора становления «профессиональных групп». Между 1002-1197 гг. среди немецких епископов, большинство из которых в 13 в. не умели писать, аристократическое происхождение и наличие влиятельных патронов оказывалось более важным, чем годы учебы. Возможности карьеры для представителей «молодой» Европы в 12 в., обучавшихся в университете, ограничивалось только занятием должностей в церковной иерархии. Вместе с введением христианства в северных странах возникла потребность и в хорошо образованном высшем духовенстве. Во второй половине 12 в. Париж становится образовательным центром для норвежцев и, в меньшей степени, для датского и исландского высшего клира. Везде и на любом уровне в 13 и 14 вв. вопросам правового порядка церковь уделяла большое внимание. И синодальная система, и фискальная практика, и отношения между церковью на местах – все это способствовало росту спроса на дипломированных специалистов с университетским образованием. Авиньон становится важнейшим центром притяжения выпускников, мечтающих об успехе. В городских коммунах Италии в 13 в. уже был определен минимальный уровень требований к юристам, который не столько предполагал окончание университета, сколько минимальную продолжительность обучения. Но только два столетия спустя аналогичная ситуация сложилась и во Франции. Образование открывало выпускникам факультета свободных искусств путь не только к педагогической карьере, но и к работе секретарями в княжеских или городских канцеляриях. Врачи фигурировали в качестве практикующих, схоларов и членам городской элиты. Для Франции 13-14 вв. весьма показательны процессы, протекавшие на юге, особенно, если обратить внимание на исторически очень важную роль юристов, которые были призваны реализовывать королевскую политику по формированию сильной и энергичной монархии. С начала 12 в. Болонья оказывает существенное влияние на юридическую культуру. Здесь учатся и многие французы с юга, большая часть которых возвращались в последствии домой, где и делают карьеру. Служба частным лицам или обществу в городах региона рассматривалась как норма. Что же касается королевской службы, то она и считалась пределом желанного: вознаграждалась плохо и строилась на краткосрочной основе. Обслуживая потребности различных клиентов, юристы тем самым способствовали возникновению правового климата, обеспечивающего постоянный контроль над действиями монархии. В результате и служащие короля также должны были «соответствовать» и по численности и по уровню подготовки, чтобы избежать пустой траты времени в парламенте. Адвокаты выступали представителями оппонентов королевского двора. К их услугам все шире прибегали города. Новая юридическая культура получает распространение, обеспечивая занятость юристов. Докторами становятся даже отпрыски аристократических семейств, хотя большую их часть составляли выходцы из буржуазии. на королевской службе находились юристы – выходцы как с юга, так и с севера. После 1825 г. в парламенте, на финансовой службе, в канцелярии оказываются по преимуществу юристы, прошедшие подготовку в Орлеане. Более расплывчаты данные о положении дел не в столь доходных по сравнению с профессиями врача и юриста, например, магистров искусств или других выпускников этого факультета. До 15 в. в «молодой» Европе учеба на зарубежных факультетах права ценилась весьма высоко. Но к 1370 г. начинает складываться практика привлечения к работе юристов, окончивших местные университеты: роль университета в жизни немецкого города возрастает. В это же время университетские выпускники широко представлены среди духовенства, особенно в кафедральных соборах: многие адвокаты, специализировавшиеся в области канонического права, находятся на службе как у государства, так и церкви. В конце века уже не только судьями, но и адвокатами и даже простыми поверенными чаще всего становились выпускники университета. Незадолго до 1500 г. заметные перемены произошли в судьбах университетских выпускников в Испании. В условиях быстрого экономического роста «новые» монархии испытывали острую потребность в квалифицированных чиновниках. В итоге число обладателей высших должностей с академическими званиями начало расти. И в 15 в. учеба и карьера в «молодой» Европе все еще преимущественно связаны с церковью. Во второй половине 15 в. светская власть начинает лидировать. Городская карьера означала включение в администрирование и работу на уровне органов, принимающих решения. С 1366 г. Нюрнберг переходит к найму на постоянной основе юристов-докторов. В Антверпене и Ловене юристы появляются в 1431 г. и 1451 г. Поначалу они довольствуются должностями чиновников по податям, но вскоре требование к квалификации в области права становится общим. Описанная ситуация довольно типична для провинциальной среды Центральной Европы. Университет этой эпохи был, скорее, образовательным, чем социальным и профессиональным учреждением.

Университеты возникают в Средние века. Ошибочно утверждать, что университет как форма учебного заведения существовал раньше. Были великолепные конфуцианские училища «школы полукруглого бассейна» еще во времена империи Тан, с IX века действовала высшая школа Пандидактерион в Константинополе, а школа Аль-Карауин в Марокко действует с IX века до наших дней, но все это по природе своей не университеты. Это совершенно не умаляет их славы и достоинства, но университет - это нечто очень конкретное.

1. Как возникают университеты

Университеты возникают в XI веке, когда Запад вступает в период удивительного подъёма, когда наступает Средневековье в его классическом смысле, со всеми атрибутами феодального общества. Начало этого периода знаменуется Григорианской реформой и усилением позиций папства. Тогда же происходит подъём городов, утверждение сеньориальных отношений. На фоне этих процессов и возникают университетские корпорации.

Первые университеты никто не основывал, они возникают сами по себе. Поэтому высказывания «Филипп Август основал в 1200-м году Парижский университет» или «Фридрих Барбаросса основал Болонский университет» в корне неверны. Эти школы возникли сами, обретя единственную мыслимую тогда и очень удобную форму взаимной присяги (conjuratio ), которую стали быстро называть universitas - сообщество равных между собой людей, принесших друг другу взаимную клятву, обладавшую тем, что потом будет называться юридическим лицом. Universitas - это не только объединение магистров и студентов, любая городская коммуна, любая корпорация ремесленников была universitas . Впоследствии, в начале XIII века, этот термин стали употреблять только по отношению к учебным организациям.

Мы не можем говорить о существовании в XI и XII веках университетов, скорее о предуниверситетских образованиях, студиях, учебных центрах. Это очень важная, интересная, богатая традициями эпоха. В это время была произведена рецепция римского права, создано каноническое право, родилась рациональная теология.

2. Жизнь интеллектуалов нового типа

В предшествующие периоды интеллектуалы обитали либо при дворе князя, императора, короля, либо, что было чаще, в монастырях. Интеллектуалы нового типа жили в городе и преподавали всем желающим, которых становилось всё больше и больше. Неслучайно возникшую науку называли школьной наукой, или схоластикой. Мыслители той эпохи взяли формальную логику Аристотеля и применили её к новым областям знания. Была создана система, задающая алгоритм действий в тех случаях, когда мнения авторитетов по тому или иному вопросу расходились. Это было чрезвычайно важно, поскольку ничего в Средние века не делалось без обращения к авторитетам.

Интеллектуал новой формации был не практиком, а специалистом в области мышления. Не надо было хорошо знать римское право, чтобы судить крестьян в английском Маноре: общество жило по другим законам. Раны и переломы лучше лечил не знаток Гиппократа и Галена, а малообразованный хирург-цирюльник. Высоко ученый-теолог не мог увлечь паству страстной проповедью, как это делал простой монах-францисканец. Но человек, который прошёл университетский курс, умел логически мыслить - это давало ему возможность сформулировать проблему и справиться с любой задачей. С этого периода преобразование мира пошло семимильными шагами.

3. Формирование университетских корпораций

Университеты возникают в начале XIII века. Париж, Болонья, Монпелье, Оксфорд - места, где они возникли сами по себе. Что такое корпорация и соприсяжничество? Немецкий учёный Эксле дал очень хорошее определение: «корпорация - это содружество живых и мёртвых». Первый университетский устав 1215-го года в Париже очень большое место уделяет регламенту похорон магистров и студентов, четко предписывая, что и как должен делать каждый член корпорации.

Эта логика очень понятна. Что самое главное в жизни средневекового человека? Смерть и то, как он уйдёт из этой жизни. От этого зависит дальнейшее существование его души. Если он умирает на чужбине, кто позаботится о праведной кончине? Именно те люди, которые принесли взаимную присягу. Взаимную присягу приносили, чтобы жить в мире, не конфликтовать. А для этого нужно было определить порядок чтения лекций, экзаменов, правила поведения, форму одежды (то, что сейчас называется дресс-кодом). И, главное, гарантировать взаимопомощь. Так выработалась организационная форма, которая быстро стала тиражироваться. Светские или церковные власти просто брали уже готовую форму устава и открывали новые университеты.

Статус университетских корпораций основывался на независимости от местной светской власти, представителей короля и, главное, от местной духовной власти. Изначально обучение контролировал епископ, выдавая разрешение на преподавание (licentia docendi ). После возникновения университета канцлер епископа продолжал с разрешения Папы Римского выдавать разрешения в новой форме - licentia ubique docendi , то есть право преподавать повсюду в христианском мире. Это право давалось лишь после экзамена, проводимого корпорацией равных между собой людей. Именно она и решала, достоин ли соискатель войти в корпорацию или не достоин, достоин ли он присвоения звания бакалавра, магистра, доктора или не достоин. А канцлер лишь соглашался с этим решением и выдавал разрешение. Это можно назвать основой западноевропейского интеллектуализма.

Безусловно, европейский интеллектуализм как автономная корпорация существует с соизволения властей. Если нет хартии, выдаваемой Папой Римским (реже - императором, иногда королём, который пытался поставить себя в независимость от императора), - нет и университета.

4. Социальная магия

Я люблю спрашивать: «Скажите, пожалуйста, а кем был по социальному происхождению Фома Аквинский?». И, как правило, люди не могут ответить на этот вопрос, хотя его отец был графом. Кем был по происхождению Жан Жерсон? Его родители были крестьянами, причём довольно низкого статуса. А кем был Эразм Роттердамский? Он был незаконнорожденным, его отец - священник. Это важно: вступая в мир людей знания, человек как бы порывал со своей прежней средой (хотя происхождение всегда было чрезвычайно важно для средневекового общества), обретая новый социальный статус. Этот момент французский социолог Пьер Бурдьё называл социальной магией: был один человек, а стал другой. С моей точки зрения, способность присваивать степени - самое главное, что составляет сущность университетской корпорации. Эту способность прекрасно передавал советский фольклор: «учёным можешь ты не быть, но кандидатом быть обязан».

5. Логика университета

С годами ситуация менялась: независимость университета ослабевала, всё больше усиливалась роль светской власти, но университеты по-прежнему обладали огромным авторитетом, который позволял им выступать советниками монархов. Очень быстро формируется то, что мы называем университетской культурой: особый тип мышления, фольклор, повадки, дискурсивные практики, свойственные людям университета. Этот тип культуры пережил Средневековье и задал определенный тип общения для университетов Нового времени. Так, непременное средневековое буйство студентов наследуется немецкими университетами эпохи Просвещения. Студенты-бурши просто обязаны были вести себя вызывающе по отношению к обывателям-филистерам. Как известно, М. В. Ломоносов настолько хорошо усвоил нравы буршей, что только чудо спасло его от серьезных неприятностей в Германии, а тишайший человек Пьер Безухов привязывает медведя к квартальному, демонстрируя приобщённость к немецким традициям университетской культуры. Подобный код поведения удивительным образом воспроизводится в другие эпохи и в других регионах.

Логика корпорации, которая утверждала, что «наши степени - это неотъемлемое наше право, у нас их никто не может отнять», была свойственна и для советских учёных. Именно это стало важным аргументом для отказа Академии наук лишать научного звания академика Андрея Дмитриевича Сахарова.

Эта логика присуща и современным университетам, и академиям. Браться за их реформирование, не понимая их средневековой природы, довольно странно. Это не означает консервации архаического начала. Но последовательные реформаторы университетов, такие как Вильгельм фон Гумбольдт и Джон Ньюман, обращались к истокам университетской автономии и корпоративизма.

6. Распространение университетской формы на мир

Университеты распространились по всему миру - в этом можно усмотреть европейскую экспансию. Если сравнивать с этим другие социальные и политические институты, экспортируемые Европой (европейский парламентаризм, свобода слова, доктрина прав человека) и приживающиеся далеко не везде, то триумфальное шествие университетов по миру выглядит более чем убедительно. Не существует сегодня такой страны, где нет своего университета, причем лучшие находятся зачастую вне Европы. То есть университет оказался удивительно живучей формой, изобретённой в великую эпоху XII–XIII веков, с моей точки зрения, в золотое время для европейской цивилизации.

7. История изучения университетской культуры

Существует много актуальных исследований по истории университета, но наиболее интересные вещи были сказаны французским медиевистом Жаком Ле Гоффом, его критиками, его сторонниками в 50–60 годы XX века. Интересной является попытка включить российские университеты в контекст европейской истории - это работы А. Ю. Андреева о трансферте университетской идеи в Россию, работы Е. А. Вишленковой и её соавторов, которые изнутри показывают, как университетские традиции приживались и формировались в России.

Перспективными будут исследования по истории университетов, которых, к сожалению, у нас нет. Но последняя обобщающая работа на русском языке по истории европейских университетов была опубликована в 1896-м году (правда, переизданная в 2012-м году). Остается надеяться, что ситуация в скором времени изменится: история средневековых университетов сегодня востребована в нашей стране как никогда.

Андреев А. Ю. Российские университеты XVIII - первой половины XIX века в контексте университетской истории Европы М., 2009.

Вишленкова Е.А., Галиуллина Р.Х., Ильина К. А. Русские профессора: университетская корпоративность или профессиональная солидарность. М., 2012.

Де Либера А. Средневековое мышление. М., 2004.

Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в Средние века. СПБ, 2003.

Суворов Н. С. Средневековые университеты, М., 1896, 2-е изд. М., 2012.

«… quaestio disputata (синонимы quaestio ordinaria, disputatio ordinaria, quaestio solemnis) - вопрос для обсуждения - становится основой ещё одного вида научения - регулярного учебного диспута.

Тезис выбирал магистр. Возражение выдвигал либо он сам, либо его студенты, в том числе и те, что случайно забрели на диспут. Бакалавр нужными аргументами поддерживал тезис и отвечал на вопросы (respondens). Магистр мог в любой момент спора прервать его, лично заключив собственным словом этот спор. Но мог и вернуться к данному тезису когда-нибудь в другой раз, не поддерживая, а опровергая свой же тезис; быть respondens к своему тезису. А также защитником, и опровергателем, и режиссёром, и актёром, и публикой этого учёного представления. Лекция-тезис, записанная самим магистром, становилась quaestio disputata, а если её записал слушатель, то она становилась reportatio (отчётом) о проговариваемом вопросе. Годовое число этих диспутов всегда оговаривалось. Один вопрос мог обсуждаться с различных сторон. - Всё это свидетельствует Э. Жильсон .

Календарь диспутаций должно соблюдать неукоснительно точно. Каждому магистру - свой день для диспута (dies disputabilis). Однажды орден святого Доминика, например, стал тягаться с Оксфордским университетом (где и начинал учёбу Роджер Бэкон ) из-за того, что начальство этого университета в день магистра-доминиканца разрешило диспутировать ещё и другим учителям. Со временем такого рода запреты несколько смягчаются.

Inception - диспут, разыгрываемый претендентом на степень доктора, которого представляет магистр, этот диспут ведущий. Это - единственный диспут данного университетского дня.

Resumptio - диспут, который обязан дать магистр, переходящий в другой университет. Это как бы испытание на право работы в новой для этого магистра учёной корпорации. Право учить завоевывается демонстрацией учёности в деле, то есть в поединке встречных аргументов.

Опять-таки: степень истинности этого тезиса или того как будто не важна; важна техника защиты его либо опровержения учёность как техника её применения в дидактических сферах обретения этой учёности.

Монолит веры, с одной стороны; с другой - бесконечные диспуты, будто кто-то хочет эту веру поколебать. Таково средневековье: уверенное в себе, молчаливо основательное, но и бесконечно петушащееся, острое на язык, ежесекундно готовое обнажить шпагу спора, клинок словесно-аргументированного человеческого жеста в угоду и во имя смысла, в который должно уверовать. Беспредметное словопрение и есть предмет, владевший всеми помыслами средневекового учёного человека. Беспредметное? Но влекущееся в запредельному смыслу, должному воплотиться в последнее слово спора. Споры о бесспорном. Обсуждения необсуждаемого. И потому о чём угодно. Обо всём, возвысившемся до безглагольного Ничто.

Именно так - диспутами о чём угодно - назывались дискуссионные апофеозы университетской учёности. Disputatio de quodlibeta, или disputatio quodlibetaria. Только раз в год! - Как в Париже или, например, в Гейдельберге.

Две недели публичного торжества изощрённейших элоквенций. Поджаро-голодные диспутанты (диспуты эти приходились аккурат либо на вторую неделю Рождественского поста, либо на третью и четвёртую - Великого) на виду у всего университетского сообщества представали рыцарями слова - отточенного, бескомпромиссного. И... бессмысленного? Нет, ибо мыслью был весь этот праздник великого краснобайства; праздник, затеянный во имя мысли, так и не нашедшей себе места в этом пиршественном изобилии умнейших и учёнейших слов. Диспут о чём угодно - учёная жизнь в её торжестве, которою жило в эти четырнадцать дней учёное сословие университета.

«И грянул бой...»

Жар словесной баталии обязан был контрастировать с бесстрастною стужей академических оборотов, вроде: «не нахожу истинным», «это недопустимо», «немыслимо», «невероятно». Идеологического свойства ярлыки, вроде: «еретик», «подозрительной веры», «заблудившийся в вере», площадная брань, лексика кухни, топика телесного низа категорически воспрещались неукоснительной инструкцией ведения всякого уважающего себя кводлибетария.

Подумать только, даже ослом нельзя было назвать своего противника. Правда, и тогда тоже умели обходить запреты. Называли, конечно, и ослом, и разным прочим. Но важно, что запрещалось».

Рабинович В.Л., Рождер Бэкон. Видение о чудодее, который наживая опыт, а проживал судьбу, СПб, «Алетейя», 2014 г., с. 62-63.

Эпоху Средневековья относят к началу II в.н.э., а ее завершение к XIV-XV вв. Знания, которые сформировались в эпоху Средних веков в Европе, вписаны в систему средневекового миросозерцания, для которого, характерно стремление к всеохватывающему знанию, что вытекает из представлений, заимствованных из античности: подлинное знание - это знание всеобщее, апологическое, доказательное. Но обладать им может только творец, только ему доступно знать, и это знание универсальное. В этой парадигме нет места знанию неточному, частному, относительному, неисчерпывающему.

Так как все на земле сотворено, то существование любой вещи определено свыше, следовательно, она не может быть несимволической. Вспомним новозаветное: «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Слово выступает орудием творения, а переданное человеку оно выступает универсальным орудием постижения мира. Понятия отождествляются с их объективными аналогами, что выступает условием возможности знания. Если человек овладевает понятиями, значит, он получает исчерпывающее знание о действительности, которая производна от понятий. Познавательная деятельность сводится к исследованию понятий, а наиболее репрезентативными являются тексты Священного писания.

Как же, исходя из таких установок, может осуществляться познание? Только под контролем церкви. Формируется жесткая цензура, все противоречащее религии подлежит запрету. Так, в 1131 г. был наложен запрет на изучение медицинской и юридической литературы. Средневековье отказалось от многих провидческих идей античности, не вписывающихся в религиозные представления. Так как познавательная деятельность носит теологически-текстовой характер, то исследуются и анализируются не вещи, а понятия. Поэтому универсальным методом становится дедукция (царствует дедуктивная логика Аристотеля). В мире, сотворенном Богом и по его планам, нет места объективным законам, без которых не могло бы формироваться естествознание.

Но в это время существуют уже области знаний, которые подготавливали возможность рождения науки. К ним относят алхимию, астрологию, натуральную магию и др. Многие исследователи расценивают существование этих дисциплин как промежуточное звено между натурфилософией и техническим ремеслом, так как они представляли сплав умозрительности и грубого наивного эмпиризма.

Так, средневековые ученые, как правило, выходцы из арабских университетов, свое знание называли натуральной магией, понимая под ней надежное и глубокое познание тайн природы. Магия понималась как глубокое знание скрытых сил и законов Вселенной без их нарушения и, следовательно, без насилия над Природой. Маг - это больше практик-экспериментатор, нежели теоретик-концептуалист. Маг желает, чтобы опыт удался и прибегает к всевозможным приемам, формулам, молитвам, заклинаниям и пр.


Схоластика(от лат. - школьный), оформившаяся в IX - XII вв., стремилась к обоснованию религиозных догматов, приспосабливая их к удобствам преподавания в университетах и школах. Большое значение придавалось логике рассуждений, в которой схоласты видели путь постижения Бога. С расцветом схоластической учености связано оттачивание логического аппарата, рассудочных способов обоснования знания, при которых сталкиваются тезис и антитезис, аргументы и контраргументы. Схоластом величал себя всякий, кто занимается преподавательской деятельностью: Иоанн Скот Эриугена, Альберт Великий, Фома Аквинский, Пьер Абеляр, Ансельм Д,Акоста. Важными для них были вопросы о соотношении разума и веры, науки и религии, философии и теологии, которые истолковывались неоднозначно. Ансельм считал, что истины, добытые разумом, но противоречащие авторитету Священного писания, должны быть забыты или отвергнуты.

П.Абеляр стремился к четкому разграничению между верой и знанием, предлагал сначала с помощью разума исследовать религиозные истины, а затем судить, заслуживают они веры или нет. Ему принадлежит ставший знаменитым принцип: «понимать, чтобы верить». В отличие от веры философия, как и знание, опирается на доказательства разума. Работа Абеляра «Да и нет» собрала 159 каверзных вопросов христианской догматики. На них были предложены ответы из авторитетных церковных писаний и показано, что на каждый из вопросов в распоряжении богослова имеется как утвердительный, так и отрицательный ответ.

Альберт Великий имел столь обширные сведения по естествознанию, что был удостоен звания «Doctor Universalis» («всеобъемлющий доктор»). Философ преподавал в Парижском университете и стремился согласовать богословие (как опыт сверхъестественного) и науку (как опыт естественного). Главным методом научного исследования он считал наблюдение и был уверен, что при исследовании природы надо постоянно обращаться к наблюдению и опыту. В своей тайной мастерской он проводил многочисленные эксперименты. Так как он много путешествовал, в его наследии есть географические сочинения, свидетельствующие о его наблюдательности. Его опыты по физике сообщают, что стеклянный шар, наполненный водой, собирает солнечные лучи в одну точку, в которой сосредоточивается большое количество теплоты. Он указывал и способ исследования воды: если два куска полотна, опущенные в разные источники, после высыхания будут иметь разный вес, то кусок, который окажется легче, свидетельствует о более чистой воде. Ученый «маг» придерживался убеждения, что все происходит на основании скрытых законов природы.

Систему образования на первых порах в средневековье представляли монастырские школы, которые готовили священнослужителей. Более высокий класс школ, тоже готовивших священнослужителей, представляли собой, так называемые епископатские школы. В их деятельности принимал участие епископ и приближенные к нему духовные лица, а повседневное обучение осуществляли специально подготовленные учителя (magistri).

Что же касается содержания обучения во всех этих школах, то его первую ступень составляло светское знание, а вторую - теология. Светским знанием назывались те семь «свободных искусств», которые сложились еще в поздней античности. Но по сравнению с римской эпохой содержание этих искусств было урезано, так как приспосабливалось к выполнению религиозно-церковных и богословских функций. Грамматика, например, сводилась к изучению правил латинского языка как языка Священного писания. Риторика была сведена церковью к умению составления проповедей, а затем и к умению составления различных документов. Арифметика, необходимая для элементарного счета, получала также функцию мистического истолкования чисел, встречающихся в Священном писании. Геометрия включала в себя некоторые, порой весьма фантастические, сведения относительно различных стран и земель, а также и населявших их народов. Музыка целиком была сведена к искусству организации церковного песнопения. Астрономия стала предметом, с помощью которого нужно было, прежде всего, определять сроки наступления христианских праздников.

В дальнейшем, наряду с церковными школами, стали возникать и светские. Среди таких школ выделялись юридические (правовые). В Болонье в конце XI в. возник один из первых европейских университетов, который в течение всех Средних веков играл роль первого научного и преподавательского центра по изучению юриспруденции.

Вскрывая особенности средневековой науки, ученые отмечают, что, прежде всего, она выступает как совокупность правил, в форме комментариев. Второй особенностью является тенденция к систематизации и классификации знаний. Компиляция, столь чуждая и неприемлемая для науки Нового времени, составляет характерную черту средневековой науки, связанную с общей мировоззренческой и культурной атмосферой этой эпохи.

Параллельно с Западом важные изменения в духовной и политической сферах жизни происходили и в странах Ближнего и Среднего Востока начиная с VII в. Арабы под знаменами ислама за короткий срок захватили обширные территории, куда вошли земли Ирана, Северной Африки, азиатских провинций Византии, значительной части бывшей Римской империи, Армении, северо-Западной Индии, на которых и был создан Арабский халифат.

В городах халифата строились обсерватории, создавались библиотеки при дворцах, мечетях, медресе. Внутренняя и внешняя торговля также способствовала распространению и передаче знаний. Первый научный центр халифата - Багдад (конец VIII - начало IX в.), где были сосредоточены ученые, переводчики и переписчики из разных стран, располагал обширной постоянно пополняемой библиотекой и функционировал как своеобразная академия «Дом мудрости».

Труды ученых разных стран, которые в силу сложившихся обстоятельств оказывались на территории халифата, переводились на арабский язык. Так в IX веке была переведена книга «Великая математическая система астрономии» Птолемея под названием «Аль-магисте» (великое), которая потом вернулась в Европу как «Альмагест».

Арабоязычные ученые добились новых достижений в алгебре (например, рассматривали задачи, требующие решения уравнений третьей, четвертой и пятой степеней, а также извлечения корней тех же степеней). Интерес в этом плане представляет Мухаммед ибн Муса ал-Хорезми, автор нескольких сочинений по математике, которые в XII в. были переведены на латынь и четыре столетия служили в Европе учебными пособиями. Были заложены основы тригонометрии, которая была связана с достижениями арабоязычной астрономии. Так, астроном аль-Баттани, автор комментария к птолемеевскому Альмагесту, с помощью введенных им тригонометрических функций производил более точные по сравнению с Птолемеем астрономические наблюдения.

Аль-Фараби первым среди арабоязычных философов осмыслил и в известной мере доработал логическое наследие Аристотеля. Он собрал и упорядочил весь комплекс аристотелевского «Органона» (присоединив к нему «Риторику», до тех пор неизвестную среди арабоязычных философов), написал комментарии ко всем его книгам и несколько собственных работ по вопросам логики. За заслуги в развитии логического знания он получил почетный титул «Второго учителя» («Первым» считался сам Аристотель).

Как и в античности, на средневековом арабском Востоке было немало ученых-энциклопедистов, сделавших значительный вклад в различные науки. Среди них, аль-Бируни, в произведениях которого находили свои решения вопросы математики, астрономии, физики, географии, общей геологии, минералогии, ботаники, этнографии, истории и хронологии. Так, Бируни установил метод определения географических долгот, близкий к современному, а также определил длину окружности Земли. Впервые на средневековом Востоке этот ученый выдвинул предположение о возможности обращения Земли вокруг Солнца.

К ярким представителям ближневосточного средневековья можно отнести Омара Хайяма, ученого и философа, великолепного поэта, автора всемирно известных четверостиший (рубай). В качестве ученого Хайям больше всего проявил себя в математике. Он систематически изложил решение уравнений до третьей степени включительно, написал «Комментарии» к «Началам» Евклида. Значительны достижения Хайяма в области астрономии: взамен лунного календаря, принесенного арабами, он возвратился к солнечному календарю, который был принят в Иране и Средней Азии до арабского завоевания, и усовершенствовал его.

Абу Али ибн Сина (Авиценна) - философ, математик, астроном, врач, чей «Канон врачебной науки» снискал мировую славу и представляет определенный познавательный интерес и сегодня. На основе идей Аристотеля он создал своеобразную классификацию наук. Ибн-Рушд(Аверроэс) - философ, естествоиспытатель, добившийся больших успехов в области алхимии, автор медицинских трудов, комментатор Аристотеля, был сторонником единого интеллекта и космического детерминизма. Эти и многие другие выдающиеся ученые арабского средневековья внесли большой вклад в развитие медицины, в частности глазной хирургии, что натолкнуло на мысль об изготовлении из хрусталя линз для увеличения изображения. В дальнейшем это привело к созданию оптики.

В средневековый период в Европе начала формироваться и система высшего образования, появились первые высшие школы - университеты. Некоторые университеты, например, в Севилье, Париже, Тулузе, Неаполе, Кембридже, Оксфорде, Валенсии, Болонье были основаны в XII - XIII веках. Остальные, например, в Уппсале, Копенгагене, Ростоке, Орлеане были основаны позднее - в XIV - XV веках. Тысячи людей стекались в города, в которых появлялись университеты и прославленные ученые. Например, в конце XI века в городе Болонье, где появился знаток римского права Ирнерий, возникла школа юридических знаний. Постепенно эта школа стала Болонским университетом. То же было и с Салерно, который прославился как главный университетский центр медицинской науки. Открытый в XII веке Парижский университет завоевал признание как главный центр богословия.

Со временем в средневековых университетах появились факультеты: юридический, медицинский, богословский. Но обучение начиналось с «подготовительного» факультета, где преподавались так называемые «семь свободных искусств». И так как по-латыни искусство – «артес», то и факультет назывался артистическим. Студенты – «артисты» изучали сначала грамматику, потом риторику, диалектику (под которой подразумевалась логика); лишь после этого они переходили к арифметике, геометрии, музыке и астрономии. «Артисты» были молодыми людьми, и по университетскому уставу их можно было пороть, как и школьников, тогда как более старшие студенты не подвергались таким наказаниям.

Средневековую науку называли схоластической, суть этой науки и её основной порок выражала сентенция: «Философия - служанка богословия». И не только философия, но и все тогдашние науки должны были каждым своим выводом, каждым своим словом укреплять истины религии, слепое доверие к учению церкви.

В учебной жизни средневекового университета большое место занимали диспуты. На так называемых магистерских диспутах обучавший студентов магистр умело втягивал их в спор. Предлагая подтвердить или оспорить выдвинутые им тезисы, он заставлял студентов мысленно сверять эти тезисы с мнениями «отцов церкви», с постановлениями церковных соборов и папскими посланиями. Во время диспута каждому тезису противопоставлялся контртезис. Тактика наступления заключалась в том, чтобы вереницей взаимосвязанных вопросов подвести противника к такому вынужденному признанию, которое либо противоречило его собственным утверждением, либо расходилось с незыблемыми церковными истинами, что было равносильно обвинению в ереси.

Но и в средние века находились люди смелой мысли, не желавшие изо дня в день повторять одни и те же церковные догмы. Они стремились вырваться из оков схоластики, открыть для науки более широкий простор. Так в XII веке против профессора Парижского университета Гильома Шампо выступил молодой учёный Пьер Абеляр. В завязавшихся острых спорах профессору никак не удавалось взять верх над юным соперником. Шампо потребовал изгнать Абеляра из Парижа. Но и это не остановило Абеляра. Он обосновался в пригороде Парижа и продолжал следить за каждым словом профессора. После каждой лекции в стужу и дождь, зимой и осенью неутомимые студенты одолевали за сутки не меньше 30 км, пробирались из Парижа в пригород и обратно, чтобы сообщить Абеляру всё сказанное Шампо и поставить последнего в тупик перед новыми возражениями Абеляра. Этот спор, длившийся месяцами, закончился блестящей победой Абеляра. Убелённый сединами профессор признал не только правоту молодого противника, но и посчитал необходимым передать ему свою кафедру.

Абеляра не удовлетворяло мнение схоластов, считавших, что «вера предшествует разумению». Он утверждал, что «веровать можно лишь такой истине, которая становится понятной для разума». Тем самым отвергалась вера в непонятные, бессмысленные и фантастические вещи. В смелом учении Абеляра церковь усмотрела опасную угрозу, так как незыблемые истины церкви, так называемые догматы, не выдержали бы испытания сомнением и критикой. Потому тяжкий жизненный путь прошёл Абеляр. Физически искалеченный своими врагами, изгнанный из Парижа, он оказался в отдалённом монастыре. Под конец жизни он, к тому же, был осуждён церковным собором как еретик, над ним постоянно нависала угроза казни.

Но со времен Абеляра аудитории средневековых университетов всё чаще становились ареной борьбы за разум и науку. В общей массе средневековых университетов выделяются так называемые «материнские». Это - университеты Болоньи, Парижа, Оксфорда и Саламанки. По мнению некоторых исследователей, это были своего рода факелоносцы и остальные университеты лишь подражали им. Особенно подражали Парижскому университету, который даже прозвали в средние века «Синаем учености». Таким образом, выражение «материнские университеты» имеет два значения: а) это были первые по времени университеты; б) на новые учебные заведения после провозглашения их университетами автоматически переходили завоеванные материнскими права и привилегии.