Индивидуальные достижения при поступлении в вуз для многих абитуриентов становятся шансом на бесплатное обучение. Сегодня мы проанализируем основные правила, согласно которым высшие учебные заведения принимают первокурсников. Итак, рассмотрим этот вопрос более подробно.

Как подтвердить свои достижения

Существует определенный порядок учета индивидуальных достижений поступающих, согласно которому работают все университеты и институты нашей страны. Поступающие могут рассчитывать на дополнительные баллы, если они предоставят документальное подтверждение в виде дипломов, справок, сертификатов.

Правила приема предполагают начисление при равенстве иных критериев дополнительных баллов тем абитуриентам, которые имеют собственные достижения. Их суммируют с теми достижениями, которые были продемонстрированы старшеклассниками на едином государственном экзамене.

Поступление на бакалавриат

Индивидуальные достижения при поступлении в вуз по программам бакалавриата учитываются по следующим направлениям:

  • статус призера либо чемпиона мира, Европы по спортивным дисциплинам, удостоверение о сдаче норм ГТО, удостоверения установленного образца;
  • аттестат об окончании среднего общего образования с отличием (золотая или серебряная медаль);
  • диплом о получении профессионального образования с отличием;
  • волонтерская (добровольческая) деятельность;
  • диплом абсолютного победителя определенных олимпиад, творческих конкурсов, конференций, спортивных мероприятий, которые проводятся ;
  • оценка за итоговое сочинение, которое является условием допуска выпускника к сдаче ЕГЭ по программе общего среднего образования.

Дополнительные баллы за индивидуальные достижения при зачислении на программы бакалавриата не могут превышать в сумме 10. Отечественные академии и университеты могут самостоятельно изменять индивидуальные достижения при поступлении в вуз, учитывая специфику учебного процесса.

Олимпиады и интеллектуальные конкурсы

В зависимости от направления университеты и институты по своему усмотрению засчитывают индивидуальные достижения при поступлении в вуз. Например, при подаче документов в университет ИТМО в Санкт-Петербурге абитуриентам засчитывают следующие достижения:

  • баллы за спортивные достижения начисляют за наличие золотого значка ГТО;
    аттестат особого образца (с отличием) об окончании среднего общего образования;
  • за статус чемпиона либо призера различных спортивных игр, чемпиона Европы, первенства мира;
  • за ведение систематической (при условии предоставления волонтерской книжки установленного образца);
  • за получение «зачета» на итоговом школьном сочинении в 11-м классе общеобразовательной школы;
  • за дипломы всероссийских предметных олимпиад, похвальные грамоты и дипломы всероссийского уровня;
  • за диплом призера или победителя проектных сессий, которые проводятся образовательным центром «Сириус»;

  • за диплом победителя либо призера многопрофильной олимпиады Университета ИТМО по математике, обществознанию, русскому либо иностранному языку, физике, химии;
  • за диплом победителя либо призера конференции международного уровня «Мир науки. Нанотехнологии»;
  • за победу в школьной секции Конгресса молодых ученых, проводимого Университетом ИТМО;
  • за диплом призера или победителя конкурса "ИТМОград", «Золотая тысяча мира»;
  • за предоставление портфеля достижений;
  • за сертификат призера или победителя Международного конкурса по маркетингу «BigGame by Marketoruim. Секция Junior».

Учет индивидуальных достижений при поступлении в университеты регламентируется Приказом Министерства образования и науки РФ от 2014 года. Согласно тем многочисленным изменениям, которые были изданы в апреле 2015 года Министерством образования и науки РФ, у любого высшего учебного заведения есть законное право на изменение порядка учета личных достижений абитуриентов.

Информирование об учете дополнительных достижений абитуриентов

Правила приема обязывают каждое учебное заведение среднего и высшего звена заблаговременно информировать поступающих о количестве баллов, которые они могут получить за личные достижения. Подобная информация позволяет старшеклассникам заранее просчитать свои шансы на зачисление в университет (академию) по выбранному направлению обучения.

Число начисляемых баллов

Мы рассмотрели, какие индивидуальные достижения учитываются в вузах при подаче абитуриентами документов на зачисление. Теперь остановимся на том максимальном количестве баллов, на которые поступающие могут рассчитывать.

Согласно Приказу Министерства образования и науки РФ, суммарное количество баллов за индивидуальные достижения не должно превышать десяти баллов. Кроме того, до 10 баллов можно получить за качественное выполнение итогового сочинения в одиннадцатом классе. Документы, подтверждающие индивидуальные достижения, должны быть поданы вместе с пакетом документов. Представители приемной комиссии внимательно изучают все дипломы и грамоты, которые приносит абитуриент, суммируют баллы, заносят их в итоговый протокол.

Документы для подтверждения

В этом году у выпускников общеобразовательных учреждений была возможность прибавить к тем результатам, которые были продемонстрированы на выпускных экзаменах, не меньше десяти баллов. Это существенно повысило шансы ребят на получение в выбранных ими высших учебных заведениях. Многие из них старались хвататься за любую возможность, чтобы воплотить свою мечту в реальность.

По сравнению с прошлым годом за творческие, интеллектуальные и спортивные индивидуальные достижения численность баллов была уменьшена с 20 до 10. Подобный шаг был мотивирован представителями Министерства образования тем, что для получения дополнительных баллов старшеклассники тратят слишком много своего свободного времени, абсолютно забывая о полноценной подготовке к единому государственному экзамену.

Способы получения дополнительных бонусов

Ученики 10-11 классов пытаются использовать все возможные шансы для того, чтобы после окончания школы поступить в выбранный ими университет или академию. Например, можно принять участие в одной из предметных олимпиад, список которых ежегодно утверждается Министерством образования и науки РФ. Для ребят, которые обучаются в одиннадцатом классе, полезным и интересным будет участие в интеллектуальных и творческих конкурсах, спартакиадах, физкультурных мероприятиях. При этом учитывают только те победы выпускника, которые были достигнуты в 11 классе. Если подросток успешно поучаствовал сразу в нескольких предметных олимпиадах, для начисления дополнительных баллов выбирается та, которая является наиболее «весомой» по уровню.

Для того чтобы при равном количестве баллов у абитуриента были шансы подняться в ранжированном списке, ему поможет золотая либо серебряная медаль. Например, для тех ребят, которые выбрали для своего последующего обучения спортивные учебные заведения, прекрасным бонусом будет наличие золотого значка ГТО.

Часто именно эти несколько баллов, которые можно заработать еще во время обучения в школе, будут «палочкой-выручалочкой» для зачисления в престижный вуз на бюджетной основе. Университеты и академии принимают самостоятельное решение о том, за какие достижения, в каком количестве добавлять абитуриентам дополнительные баллы.

Полезные факты

Например, МФТИ включил в перечень документы, подтверждающие окончание абитуриентом художественного училища или музыкальной школы. В зависимости от вуза за одни и те же достижения можно рассчитывать на получение разного количества баллов. Причина таких расхождений в исключительном праве, которым Министерство образования и науки РФ наделило своим приказом отечественные университеты и академии. Вузы не обязаны добавлять какие-то дополнительные баллы за индивидуальные достижения своих потенциальных студентов.

Подбирая учебное заведение, абитуриент должен внимательно изучить информацию, представленную на стенде университета. Это позволит ему набрать максимальное количество баллов, чтобы увеличить свои шансы на успех. Важно за 11-й класс собрать максимальное количество «доказательств» своей творческой и интеллектуальной деятельности.

Заключение

В за итоговое сочинение можно получить 10 баллов, призерам Всероссийских олимпиад добавляют 5 баллов, медалисты могут рассчитывать на 3 балла, спортсмены получают в свою копилку за наличие золотого знака 5 баллов.

В МГУ им. М. В. Ломоносова нет четких критериев за личные достижения, это определяется индивидуально. Успешное написание итогового сочинения - 3 балла, за золотую медаль абитуриенту добавляют 5 баллов, спортивные успехи принесут 2 балла. В МГИМО за олимпиады и золотую медаль начисляют 10 баллов, золотой знак ГТО приносит 4. В каждом престижном отечественном учебном заведении высшего звена разработаны свои правила начисления баллов студентам, которые помогут успешно пройти через все вступительные испытания и зачислиться в выбранное учебное заведение.


Новые социально-политические и экономические условия развития общества, востребовавшие от своих граждан проявления активности, инициативности, ответственности и риска, актуализировали проблему раскрытия индивидуальности, как социально ценной в своей неповторимости составляющей общей ментальности народа.

Индивидуальность

В многостороннем научном наследии Б.Г.Ананьева большое внимание было уделено проблемам индивидуальности, ее природе, месте в структуре личности, индивидуальным различиям и др. Его понимание индивидуальности в значении "закрытой" системы, в рамках которой внутренне взаимосвязываются и регулируются в неповторимой гармонии своих частей свойства индивида, субъекта различных деятельностей и личности с ее многоплановыми ролями, было созвучно идеям В.М.Бехтерева и С.Я.Рубинштейна.


Индивидуальность развивается из неповторимости и своеобразия морфологических, физиологических, психофизиологических свойств индивида, проявляющихся в способностях, разуме, чувствах, побуждениях, воле, характере. На основе природной неповторимости индивидуальности в результате онтогенетического самораскрытия субъектности индивида, целенаправленной (сознательной и неосознаваемой) работы "души" формируется психическая индивидуальность. В сложном взаимодействии внутреннего и внешнего мира, природного и социального создается определенное взаимосоответствие тенденций и потенций человека, кристаллизуются индивидуально своеобразные черты самосознания и "Я-концепции", как ядра индивидуальности и личности. Во внутренний мир личности Б.Г.Ананьев включал комплексы ценностей (жизненные планы и перспективы, глубокие личностные переживания), определенные организации образов ("портретов", "пейзажей", "сюжетов") и концептов, притязаний и самооценок. Степень насыщенности и напряженности деятельности внутреннего мира (переработка жизненного опыта, устойчивость собственных позиций и убеждений, пути самоопределения) является показателем духовного богатства индивидуальности, а ее жизненный путь - показатель уровня творчества и активности самовыражения. По мысли Б.Г.Ананьева, если принять, что личность - "это вершина всей структуры личностных свойств, то индивидуальность - это глубина личности и субъекта деятельности".

Индивидуальность и субъектная психическая активность

В настоящее время в связи с фундаментальной разработкой понятия "субъект психической активности" (К.Абульханова-Славская, А.Брушлинский, В.Слободчиков, В.Татенко и др.) проблемы раскрытия индивидуальности стали изучаться через механизм интенсивности и направленности субъектной психической активности человека. В этом аспекте исследований выработался теоретический подход, в соответствии с которым быть индивидуальностью - это иметь сформированное, зрелое "ядро субъектности", а быть субъектом - значит быть творцом своего жизненного пути.


Субъектная психическая активность, как внутренний творец индивидуальности, формирует неповторимую картину внутреннего мира, связанную с особенностями всех компонентов самосознания и структуры Я, и такую же субъективную картину мировосприятия и отражения мира. Поэтому влияние природной, социальной и воспитывающей среды, как правило, избирательно воспринимается индивидуальностью: какая-то информация совпадает с психологическими установками, целями, мотивами индивида, стимулируя развитие индивидуальности в определенном направлении. Иная внешняя информация или влияние не соответствуют внутренней ориентации индивида и потому оставляют его безразличным или вызывают внутреннюю реакцию сопротивления, не внося каких-либо изменений в развитие. Одним из ведущих свойств индивидуальности является ее способность сохраняться и саморазвиваться вопреки внешним влияниям, и в этом проявляется автономность ее внутреннего "замкнутого контура". Именно спонтанный характер проявления субъектной активности придает индивидуальности способность к своему сущностному, свободному и творческому самовыявлению на основе природных потенций.

Развитие индивидуальности

Обращаясь к развитию индивидуальности, В.А.Татенко выделяет два типа субъектных процессов, отражающих онтогенетическую динамику субъекта психической активности: процесс самодвижения и процесс саморазвития. Процесс самодвижения отражает онтогенетическую динамику субъектной активности в функционально-генетическом плане, который побуждает к самоосуществлению как возможности. В процессе самодвижения отсутствует разделение на цели и средства, причинно-следственные детерминации. Направляет этот процесс субъектный механизм самораскрытия на основе внутренних условий родовой программы развития. Самодвижение на определенной стадии онтогенеза становится внутренней причиной саморазвития. В нем уже сложилось ядро субъектной активности как механизм самораскрытия и операциональная система как способ саморазвития. Субъект, обусловливая развитие собственной психики, ядерным элементом которой он же сам и является, опосредованно влияет сам на себя.


Механизм саморазвития разворачивается на неосознаваемом и осознаваемом уровнях. С первого начинается саморазвитие психики плода от момента зачатия и внутриутробной жизни и длится до этапа достижения достаточной зрелости "ядра субъективности", способности к рефлексии и произвольной эмоционально-волевой саморегуляции. "Ядро субъективности", по определению В.Чудновского, есть средоточие внутренней активности, которая по мере созревания определяет весь процесс становления личности и ее внутреннего мира.


По мере созревания на соответствующих этапах онтогенеза субъекта психической активности неосознаваемый уровень саморазвития начинает вытесняться и в большей степени замещаться сознательным, целенаправленным личностным самотворчеством. Эти две формы саморазвития осуществляются на протяжении всего онтогенеза человека, вырабатывая механизмы адаптации к изменениям условий жизни, возрасту, социальным ролям и функциям. Субъект психической активности, помимо развертывания психических функций и новообразований в период роста и созревания индивида, постоянно ориентирован на поддержание психического мира индивидуальности и личности в ее социально-психологическом аспекте: обеспечение внутренней непротиворечивости "Я-концепции", избегание когнитивного диссонанса путем построения психологических защит или напряженной сознательной внутренней работы в направлении изменения иерархии потребностей, ценностных ориентаций, мотивационной сферы, желаний, стремлений в соответствии с реальными возможностями жизни.


Сознательный уровень саморазвития представлен в человеческой психике сложной операциональной структурой, которая реализуется через механизмы самопознания, практически охватывающие все познавательные процессы и механизмы их взаимодействия. В целом же саморазвитие со всеми его компонентами и формами осуществляется с помощью механизмов самодеятельности, включающих процессы самоопределения, целеполагание, выбор средств, принятие решения, оценивание, исполнение, анализ результатов достигнутого.


Индивидуальные различия в показателях интенсивности и направленности субъектной активности определяют различия в личностном саморазвитии. Можно допустить, что уровни интенсивности субъектной активности играют ведущую роль на психофизиологическом уровне структуры личности в плане влияния на скорость сенсомоторного реагирования, уровни чувствительности, психический темп, устойчивость концентрации внимания, действий, проявленность свойств темперамента, т.е. во всем том, что связано с психодинамикой.


Направленность субъектной активности в процессе саморазвития на разных этапах онтогенеза несет определенную смысловую нагрузку и влияет на качественные характеристики саморазвития, способствует развитию новых качеств, разворачивает содержательную картину психических новообразований, насыщает конкретным содержанием "ядро субъектности". Направленность субъектной активности придает процессу саморазвития индивида неповторимость и избирательность путей жизнетворчества, в основе которых лежит внутренняя картина мира.


Субъектность как фундаментальное свойство индивидуальности и личности первично формируется на основе внутренней направленности психической активности на процесс саморазвития, но позднее, по мере того, как она очерчивается в формах сознания, самосознания, рефлексии, эмоционально-волевого созревания. Она начинает сама направлять пути развития индивидуальности и личности.


Соотношение интенсивности и направленности саморазвития на уровне самосовершенствования характеризует значимость этой работы для индивидуальности и ценность личности в социуме. Развитая субъектность говорит о том, что все формы развития и уровни жизнедеятельности являются следствием внутренней работы индивида в форме целеполагания, целеустремленности, ответственности, инициативы, результатом субъектного анализа и соотношения "Я-концепции", "Я-реального" и "Я-идеального". Субъективное выделение мотивов, целей и смыслов превращает "потенциальные миры" индивидуальности в реальность. Развитие индивидуальности - это прежде всего саморазвитие индивида, нуждающееся в спонтанности, свободе, и содействовать ему можно только путем создания благоприятных условий раскрытия внутренней сущности на соответствующих этапах онтогенеза индивида.


В каком бы направлении ни возникала задача саморазвития, для индивидуальности типичной остается потребность быть самой собою, не стремиться к похожести на других, готовность найти свою колею и продвигаться ею в жизни. Путей для этого человечеством наработано много, но все они своей основой имеют некий сформулированный личностный смысл и концентрацию субъектной активности на его реализации. Практически это осуществляется путем активизации внутреннего психологического механизма совершения поступка как свободного выбора жизненно значимого действия: пробуждения потребности в самоизменении, формирования на ее основе мотива и цели саморазвития, выбора способов достижения результатов (систем, методов, методик), самоорганизации в пространстве и времени для их проработки и включения в свою жизнедеятельность как нового способа существования и, наконец, поэтапная оценка достигнутых результатов с чувством удовлетворения или неудовлетворения собой (В. Татенко).


Логика процесса саморазвития индивидуальности особая. Главная проблема состоит в том, чтобы, социализируясь, усваивать нормативное поведение общества и в то же время не утрачивать своего своеобразия. Именно это отметила Дж.Рейнуотер, говоря о том, что внутренние изменения совершаются с человеком тогда, когда он становится сам собой, а не тогда, когда он стремится быть, как другие.


Быть самим собой - значит быть своей сущностью, а сущность и личность относятся к разным психическим инстанциям, по определению А.Б.Орлова. Личность возникает и формируется в области предметного мира, существует в плане феноменов, тогда как сущность локализована на полюсе субъект-объектного взаимодействия, не имеет атрибутов и осуществляется в плане ноуменов, бытия.


Раскрытию субъектного потенциала индивидуальности помогают мировые системы эволюционного саморазвития, характеризующиеся целостностью и многогранностью влияния на уровень сознания и самосознания человека. Прежде всего эти системы выстраиваются на определенных философских и религиозных основах, устанавливающих модели моральных отношений к обществу, труду и людям.


Обязательной составляющей систем самосовершенствования являются правила психогигиены, которые дополняют методику психофизического развития рекомендациями по образу жизни, питанию, режиму дня, очищению организма и др. В правила психогигиены включается обучение правильному, здоровому мышлению, поскольку однозначно признается, что содержание и качество мыслей обусловливают состояние психофизического здоровья.


Каждая система имеет свои методы обучения управлению психической энергией, регуляцией субъектной активностью. Но при всем многообразии систем саморазвития в них есть общее, что можно отнести к закономерности. Речь идет об усиленной тренировке ряда психических процессов и состояний, определенный уровень развития которых является обязательным условием для результативности актуализации субъектного потенциала человека.


Одним из путей признается сознательная направленность субъекта психической активности на развитие представлений, которыми сопровождается выполнение любого психофизического упражнения. Идет развитие яркой образности и соответственно образного мышления как пускового механизма психической саморегуляции.


Второй важной составляющей психотренингов является выработка способности к достижению высокого уровня концентрации внимания на любом произвольно выбранном объекте и на уровне всех анализаторных систем (зрительной, слуховой, тактильной, вкусовой, кинестетической и др.). Особое внимание уделяется выработке дисциплины ума с помощью различных приемов контроля за ходом мыслей и остановки их потока в сознании, достижения состояния "внутренней тишины" (медитативные практики). Названные психические процессы можно считать внутренними условиями раскрытия субъектного потенциала индивидуальности. Так развиваются способности к программированию психических и физических функций.


Говоря о пользе для общества создания условий развития индивидуальности, правомерно поставить вопрос о социальной престижности и социальной защите индивидуальностей. Это проблема как психологическая, так и социальная. Психологический аспект ее состоит в том, что в системе воспитания с раннего возраста и на протяжении жизни человека должны прививаться уважение и терпимость к "непохожести", "необычности" индивидуальности в различных ее проявлениях, не переходящих моральные и правовые нормы общества. Важно понимать, что оригинальность образа жизни, поведения и мышления может быть проявлением новаторства, идеи могут опережать время или быть ценным дополнением существующих правил. И вообще, каждый человек является индивидуальностью, только с разным уровнем ее развития и проявления своей субъектности. Субъектность индивидуальностей стимулирует к совершению поступков, порождает героев, вождей, пассионариев, творческий потенциал народов.


История показывает, что взаимоотношения индивидуальностей с обществом и государством бывают сложными и конфликтными. На государственном уровне управление ориентировано на "народные массы", т.е. "среднестатистическую личность", на которую рассчитываются все влияния и мероприятия. На уровне личности поведение человека регламентировано всей системой социально-психологического взаимодействия (социальными ролями, статусом, позицией, референтной группой) и определяется, по К.Юнгу, законами "коллективной психики".


Но индивидуальность руководствуется своим отношением к коллективным процессам, отождествление с которыми ведет к ее подавлению, а нереализованная субъектная активность, уже насыщенная социальным содержанием, может обусловливать развитие непродуктивных или деструктивных форм поведения человека.


Роли индивидуальностей в развитии народов, этносов и государств посвятил свои труды Л.Н.Гумилев. Ярко выраженную субъектную активность индивидуальности он назвал пассионарностью - способностью быть энергичной, высоко привлекательной персоной, одержимой какой-то новаторской, часто патриотической идеей. Такая высокая активность индивидуальности, которая не подчиняется законам коллективной психики и несет новую идею, способна поднимать и вести за собой народы, разрушать и создавать государства, совершать перевороты и революции или же явить миру творческого гения. Пассионарии стремятся изменить окружающий мир и делают это нередко ценой собственной жизни.


Итак, развитие индивидуальности - это сложный и трудный путь самораскрытия, который происходит на протяжении всей жизни человека. Развить и сохранить свою индивидуальность - это значит пройти путь индивидуации, стать отдельным существом в своей уникальности, стать собственной самостью и самоосуществиться в жизни.


Резюме - это краткий документ, который характеризует вас и ваши профессиональные навыки.

При составлении такого важного документа, обязательно пишите только правду. Не стоит себя возводить на пьедестал. Оно должно быть грамотным, четким и лаконичным. Позаботьтесь о внешнем виде, придерживайтесь официальному стилю.

Объем текста 1-2 листа, не более. Напечатайте доступным шрифтом для чтения, выделите важные моменты и обязательно прикрепите фото. Что касается фото, то оно должно выглядеть примерно как на паспорт. Выберите подходящее фото, с подходящей формой одежды, во весь рост необязательно (если только стоит обязательным пунктом работодателя), фон фотографии желательно нейтральный. Без лишнего пафоса, вы устраиваетесь на работу, всегда помните об этом.

Какую информацию необходимо указать в резюме

Резюме должно быть структурированным и существует примерный план составления. Ниже приведён пример, старайтесь придерживаться его.

  1. Личные данные;
  2. Образование;
  3. Опыт работы;
  4. Трудовые навыки;
  5. Достижения;
  6. Владение ПК;
  7. Персональные качества;
  8. Дополнительная информация/

Давайте подробно рассмотрим каждый пункт.

1. Личные данные - что должно быть в этом разделе?

  • ФИО - полностью пишите фамилия, имя, отчество.
  • Дата рождения - укажите числа, месяц и год рождения полностью (пишите цифрами).
  • Адрес проживания - лучше указать город и район проживания, в целях личной. конфиденциальности т. к. вы размещаете еще на интернет-портале.
  • Номер телефона - пишите свой мобильный номер, для быстрой связи с вами.
  • Электронная почта - если вы сами делаете рассылку своего резюме, к вам на почту приходит ответ.
  • Семейное положение - замужем/женат, холост/не замужем, если есть дети и какого года рождения (необязательно, но желательно).

Пример:

Иванова Иванна Ивановна

Цель резюме: соискатель должности инспектор отдела кадров

фото Дата рождения: 19.11.1977 г.р.

Адрес проживания: г. Ростов-на-Дону, ул. Ленина, 5, кв. 37.

Номер телефона: +7834764368

2. Образование - в этом пункте укажите какое у вас образование. Если несколько, то укажите их по порядку. Обязательно дату поступления, дату окончание, название учебного вуза, факультет, специальность и полученную квалификацию.

Пример:

2007–2009 гг. Донецкий Национальный Технический Университет

Факультет: переподготовки кадров

Специальность: экономист

Квалификация: специалист

1995–2000 гг. Донецкий Национальный Университет

Факультет:

Специальность: психолог

Квалификация: специалист

3–4 Опыт работы, трудовые навыки - следует кратко изложить трудовую книжку.

  • Дату поступления и дату увольнения с занимаемой должности (статья по которой с вами расторгли трудовой договор);
  • Название предприятия, фирмы;
  • Занимаемая должность;
  • Переводы, назначения, повышение категории (очень важно, можно проследить карьерный рост).

После того как указали должность, немного опишите трудовых обязанностей.

Многие рекомендуют не писать трудовые обязанности, если вы претендуете на должность. Но лучше написать, в каждой компании принцип работы один, но разные должностные обязанности. Работодатель должен изначально видеть, чем вы занимались. Для лучшего восприятия вашего резюме опыт работы и трудовые навыки объединить в один пункт.

Пример:

01.04.2005–01.08.2012

(7 лет,4 мес.) ООО «Феникс»

Причина увольнения: ст 38 КЗоТ Украины- собственное желание.

Начальник отдела кадров:

Ведение кадрового делопроизводства (прием, увольнение, перевод, отпуск, составление штатного расписания);

Ведение карточек Т2.

5. Достижения - этот раздел очень важный. Если предыдущая часть резюме шаблонная, тот тут следует постараться. Отразите все заслуги, которые вы добились на предыдущем месте работы. Работодатель хочет видеть результат вашей работы. Опишите конкретные данные и желательно подтвердить цифрами.

Только помните, чтоб информация содержала коммерческую тайну предыдущего места работы. Если вы делитесь такой информацией, не указывайте точные данные. И больше конкретики. Не пишите: обеспечение, повышение, внедрение- это наводит на мысль, что вы только собирались это сделать и вас уволили.

А если напишите: обеспечил, повысил, внедрил и при этом еще подтвердите в процентном соотношении, то вашей личностью заинтересуются больше. На лицо ваши результаты. Следовательно, вас можно охарактеризовать результативным и целеустремленным человеком.

Пример достижений лучше привести за последние место работы или предыдущее, но не пишите десятилетней давности.

Важно писать достижения, которые вы достигли по вашей профессии. Не пишите успех главного бухгалтера, если работали экономистом. Бывают случаи, когда хотите сменит род деятельности, тогда необходимо свои победы максимально приблизить к новым целям карьерного роста.

Есть такие профессии, где нет выдающихся заслуг перед предприятием. Работник ежедневно выполняет монотонную однообразную работу, тогда зарекомендуйте себя как надежный и ответственный исполнитель.

Если вы только окончили высшее учебное заведение, и естественно, у вас нет достижений, то не претендуйте на высокооплачиваемую работу. Многие молодые специалисты думают, что они «все умеют» после окончания вуза.

Не хватайте звезд с неба, ваше достижение-стремление учится и повышать уровень знаний.

  1. Увеличила объемов реализации продукции на 15%;
  2. Увеличила маржинальную прибыль на 15%;
  3. Привлекла потенциальных клиентов и добилась положительного отношения к нашей компании. Зарекомендовала статус надежного партнера. Сфера продаж: Обучил и поделился опытом с о методиках успешных продажах;
  4. Разработал план эффективных продаж, за счет чего, продажа увеличилась на 24%.

Административная должность:

  1. Прошла путь от секретаря до регионального директора;
  2. Разработала комплексный план развития филиала;
  3. Организовала филиал с нуля и вывела на достойный уровень прибыли.

Технические специальности:

  1. Обеспечил информационную безопасность;
  2. Организовал работу отдела;
  3. Разработал регламентирующие документы по информационным технологиям.

6. Владение ПК. В этом разделе не пишите - опытный пользователь. На сегодняшней день практически все владеют навыками ПК. Опять следует быть конкретным. Опишите, с какими программами, офисными приложениями, системами вы работаете. Обязательно опытный ли вы пользователь Интернета, сейчас очень часто работают через электронную почту, работа в соцсетях и прочее.

Пример:

Опытный пользователь: MS Office (Word, Exсel, Power Point, Access, Outlook), навыки работы с интернетом (Internet Explorer, Opera, Mozilla Firefox) и электронной почтой (Outlook Express), графическими редакторами (Photoshop, CorelDRAW), профессиональные программы: CRM, BSCS, SAP, 1С:Предприятие 7 и 8. Знание операционных систем Windows и Linux.

7. Персональные качества. Тут что вы ни напишите, все качества хороши. Особо ценятся: ответственность, пунктуальность, бесконфликтность, коммуникабельность, исполнительность, аккуратность. Любой набор из таких качеств характеризует вас с положительной стороны.

Но чтобы вы не написали, придя на собеседование, менеджер по кадрам с первого взгляда определит ваши качества. А иногда и для вас сделают открытие. Поэтому при составлении персональных качеств, учтите мнение окружающих и для каждой профессии есть свои качества.

Пример:

Помощник руководителя: Аккуратность, внимательность, приятная внешность, коммуникабельность, грамотная речь. Оператор: Грамотная речь, стрессоустойчивость, пунктуальность, ответственность.

Продавец-консультант: Доброжелательность, коммуникабельность, желание зарабатывать, высокая стрессоустойчивость.

8. Дополнительная информация. Тут можно написать информацию, которая сделает акцент на профессиональную деятельность. Не перечисляйте личные качества, профессиональные навыки, все это изложено выше. Можете упомянуть о владении языками, водительское удостоверение.

Что касается хобби, то на данный момент - это очень спорный вопрос. Некоторые считают, что хобби не влияет на профессиональные качества. Давайте рассмотрим это вопрос.

Если вы совсем молодой специалист, то графа «Хобби» спасет ваше резюме. Не стоит писать общими фразами, проявите индивидуальностью. Поэтому пишите увлечения, которые связаны с профессиональным образованием.

Чтобы ваше резюме отличалось от других, напишите увлечения, которые подчеркивают характер, устремление, упорство. Итог, следует писать хобби, но крайне осторожно.

Пример:

Дополнительная информация:

Владение иностранными языками: Английский, русский, украинский свободно, испанский, немецкий со словарем. Водительское удостоверение: Категория В., стаж вождения 10 лет.

Увлечения: вышивка бисером, шахматы, спорт.

Давайте разберем пример увлечение выше:

  • Вышивка бисером, очень кропотливая и скрупулезная работа, значит, к работе будет подходить серьезно и аккуратно;
  • Шахматы - стратегическое мышление;
  • Спорт - спортивный здоровый сотрудник.

Резюме - это искусство. Поэтому мы надеемся, что наша инструкция по составлению, поможет вам в достижении поиска успешной работы.

Акмеология, как активно развивающаяся наука, решает сложнейший вопроссовременного человекознания, а именно феноменологию, становление и закономерности развития взрослого человека.Акмеологию как понятие, обозначающее психологию зрелости или взрослостиввел Н.А.Рыбников (1928), дальнейшее развитие акмеологии как науки связано с трудами Б.Г.Ананьева («Человек как предмет познания», 1969) и продолжено А.А.Бодалевым («Акмеология как учебная и научная дисциплина»,М., 1993). Ананьев, Бодалев,Деркач, Кузьмина назвали акмеологией науку, комплексно изучающую развитие взрослого человека.

Возникнув, как новая парадигма на стыке наук общественных, технических, гуманитарных и естественных, акмеология решает задачи выявления оптимальных факторов и условий, которые позволяют взрослому человеку состояться как индивиду, личности и субъекту деятельности, т.е. достичь своего «акме» (прежде всего в профессиональной деятельности).

Акмеология определяет взрослость как возрастную ступень, начало которой относится к 18-20 годам, при этом за индивидные характеристики принимается состояние организма в целом и каждого органа в отдельности по сравнению с нормой, за личностные характеристики - сформировавшиеся у человека отношения к разным сторонам действительности, включая его самого, а за субъектные характеристики - все качества человека, от которых зависит осуществление его деятельности.

Под акме в профессиональной деятельности подразумеваетсяустойчиво успешный по получаемым результатам высокий уровень решения задач, составляющих содержание деятельности специалиста в той или иной области.

Достижение акме - это результат взаимодействия многих объективных и субъективных условий и обстоятельств в жизни человека. Талант, способности, физическое и психическое здоровье могут быть рассмотрены как субъективные факторы, а условия воспитания, обучения, качество образования и др. как объективные факторы этого процесса. Более того, само понятие акме, равно, как и процесс его достижения, будет сильно зависеть от конкретной профессиональной деятельности. Акмеология была бы исключительно описательной наукой, если бы свелась к каталогизации акме по профессиям. Кроме этих задач, акмеологияс самого начала разрабатывает технологии и стратегии формирования профессионалов высокого класса в разных сферах человеческой деятельности. Таким образом, уже сейчас можно говорить о таких видах прикладной акмеологии как педагогическая, управленческая, политическая, военная, медицинская и пр., а также целесообразно рассматривать психолого-акмеологические условия и факторы формирования профессиональной мотивации старшеклассников и студентов.

Все зрелости человека: физическая, психическая, личностная, зрелость как субъекта деятельности связаны между собой, но человек не достигает всех вершин одновременно. Более того, скорости достижения акме в разных областяхжизнедеятельности могут сильно отличаться. Акме спортивных достижений может не совпадать со зрелостью межличностных отношений, а вершины научных достижений не всегда приходятся на пик здоровья и т.д.

Комплексное изучение развития человека позволяет проанализировать корреляции индивидных, личностных и субъектных характеристик взрослого человека и особенностей его формирования в детстве и юности. Важной задачей акмеологии является нахождение единичного, особенного и общего в индивидном, личностном и субъектном развитии человека при достижении им микро (промежуточных)и макро(значительных)акме, а также выявление единичного, общего и частного в процессе достижения мастерства в разных областях профессиональной деятельности.

Акмеологическое изучение человека подразумевает не только анализ его достижений в профессии, а прежде всего изучение высшего этапа зрелости человека - постижение смысла своего существования. С точки зрения акмеологии психологические понятия субъект и индивидуальность получают новое смысловое наполнение. Субъект на высшей стадии своего развития выступает не просто как активный деятель, но как человек, способный взять ответственность за свою жизнь. Индивидуальность же определяетсяне только как неповторимое своеобразие психики человека, но как своеобразное триединство индивида, личности и субъекта деятельности.

В современной акмеологии вводится целостная характеристика индивидуальных свойств человека- интегральная индивидуальность. Это больше, чем совокупность особых качеств личности, а «особый, индивидуально своеобразный характер связи между всеми свойствами человека» (см. В.С.Мерлин Очерк интегрального исследования индивидуальности, с.10)В интегральной индивидуальности выделяются различные аспекты: биохимический, индивидуально-психический (темперамент, особенности личности), социально-психологический (роль в социуме).

Вторым феноменом процесса развития индивидуальности является становление индивидуального стиля как способа адаптации человека к конкретной профессиональной среде, социальной группе и обществу в целом. Развитие этих двух феноменов взаимосвязано, при этом индивидуальный стиль опосредует взаимодействиеиндивидуальности человека и внешних условий его жизнедеятельности. Проблема индивидуального стиля - это не проблема одного индивида, а задача интеграции различных индивидуальных стилей в одном рабочем пространстве, т.к. индивидуальный стиль - это прежде всего стиль профессиональной деятельности.

В контексте развития индивидуальности стоит особо остановиться на понятии аутопсихологической компетентности. Прежде всего, аутопсихологическая компетентность - это полное и глубокое знание себя как личности, своего темперамента, особенностей мышления, своеобразия характера, выносливости в пиковых нагрузках, т.е. знание всех своих сильных и слабых сторон, чтобы уметь адекватно компенсировать уязвимые стороны своей личности и всемерно развить внутренний психологический потенциал, формируя эффективные стратегии своего развития.

Аутопсихологическая компетентность - это готовность и способность личности к подобным изменениям, закрепление соответствующих навыков саморегуляции и гармонизации своего состояния, умение держать фокус на значимой поставленной цели, создавать благоприятную атмосферу для своей деятельности, активируя самые лучшие и сильные черты своей личности, являясь своебразным коучем (тренером) самому себе. Это становится возможным при надлежащем уровне собственной осознанности, сформированной воле и значительного опыта саморазвития и самосовершенствования. Как объект такой акмеологической преобразующей деятельности может выступать часть личности, воспринимаемая как наличие внутренней проблемы, препятствующей дальнейшему личностному росту.

А.А.Деркач выделяет акмеологические компоненты аутопсихологической деятельности.

Интрапсихическая акмеологическая деятельность направлена на творческое саморазвитие. Компонентами этой деятельности является:

Сформированная позиция внутреннего наблюдателя, как метакоммуникатора, «субъекта самопреобразующей деятельности» (см. там же), способного коммуницировать с разными уровнями психики и в разных каналах восприятия,

Способность личности планировать этапы своего развития и предусматривать коррекцию неблагоприятных периодов за счет нейтрализации негативных психологических образований и активизации позитивных личностных ресурсов,

Умение поддерживать постоянную позитивную динамику своего развития.

При этом, аутопсихологическая компетентность включает в себя знание своих типических черт, главные из которых - тип личности, свои защитные механизмы и стиль мышления. Знание стиля своего мышления позволяет человеку значительно повысить свою аутопсихологическую компетентность, а знание доминирующей личностной защиты позволяет сохранять позитивный образ Яв экстремальных условиях.

Резюмируя, можно сказать, что акмеологичность - это неотъемлемая черта самого человеческого развития,устремленность человека к своему акме есть стремление к вершинам личностного, профессионального развития, асамосовершенствование - это естественныйпроцесс реализации своеготворческого потенциала.

Современная акмеология развивается во взаимодействии естественных, технических и общественных наук. Развитие акмеологии обусловлено необходимостью изучения целостного образа человека, включая исследование процесса формирования, становления и закономерностей развития человека на этапе его взрослости, учитывая особенности его личной истории на предшествующих возрастных стадиях. Это исследование дает возможность проанализировать предпосылки, которые благоприятствуют формированию его как профессионала высокого класса. Другой важной частью акмеологических исследований является теоретическое обоснование и практическое создание технологий, способствующих достижению человеком своего «акме».

Индивидуальность человека является интегральным феноменом, проявляющимся на разных стадиях личностного развития. У человека при этомформируется интегральная индивидуальность, как своеобразный характер связи между всеми свойствами человека и индивидуальный стиль, как способ адаптации к конкретной профессиональной среде, социальной группе и обществу в целом. Индивидуальный стиль способствует эффективному продвижению человека к вершинам личностного и профессионального развития.Творческое саморазвитие личности определяется акмеологической деятельностью в интрапсихическом пространстве. Результатом этой деятельности является аутопсихологическая компетентность - одно из главных психических условий активизации личностного потенциала, обеспечивающее развитие «акме» человека в контексте его индивидуальности.

Литература:

1. Б.Г.Ананьева («Человек как предмет познания», 1969

2. А.А.Деркач, Л.Э.ОрбанАкмеологические основы становления психологической и профессиональной зрелости личности М.,РАГС, 1995

3. А.А.БодалевымАкмеология как учебная и научная дисциплина М., 1993

4. А.А. Бодалев, Л.А. РудкевичКак становятся великим или выдающимся. М., 1997.

5. А.А. БодалевВершина в развитии взрослого человека М., Наука, 1998.

6. А.А. Реан., Н.В. Бордовская, С.И.РозумПсихология и педагогика // Учебник для вузов. С-Пб. "Питер". 2000

7. А. МаслоуМотивация и личность. М., 1989.

8. А. МаслоуНовые рубежи человеческой природы М., Смысл, 1999

9. В.С.Мерлин Очерк интегрального исследования индивидуальности,М., 1986

Инструкция

В человеке всегда присутствуют несколько начал, составляющих грани его личности: животные инстинкты, следование общественным установкам и индивидуальные черты. Многие люди, весьма преуспевшие в жизни, вместе с тем чувствуют, что с течением времени, находясь в рамках социальных институтов (семьи, образовательных учреждений, затем – корпораций), теряют свои уникальные стороны характера, под давлением внешних обстоятельств перестают быть собой.

Осознание проблемы и есть первый шаг на пути к ее решению. Если вы хотите развить индивидуальность, вспомните свои начинания детских и юношеских лет. Педагогика считает творчество одним из важнейших способов развития личности ребенка. Почему бы не перенести эту практику на взрослых? Тем более что в настоящее время работает множество студий и секций, направленных на развитие собственного «я»: художественные, танцевальные, театральные, вокальные.

Прекратите стесняться. Индивидуальность суть совокупность черт, поведенческих реакций, собственный стиль, манера речи, жесты и сотни других мелочей, из которых складывается целостная картина. Никто не заметит вашу личность, если вы будете ее старательно прятать. Не пытайтесь быть похожим на других, выражайте свою точку зрения, вступайте в дискуссии, предлагайте собственные варианты – скорее всего, найдутся люди, готовые следовать за вами и подражать вам.

Работайте над собой. Следите за внешностью, ибо неопрятный вид, запущенная фигура, подобранная безо всякого стиля и лоска одежда не способствуют уверенности в себе. Развивайте речевые навыки: научитесь рассказывать анекдоты и забавные истории, пробуйте выступать на публике (произносить тосты на праздниках, зачитывать отчеты на совещаниях и пр.)

Обратите внимание

Отечественный психолог Борис Ананьев признаками зрелой личности считал целостность, автономность, творчество, неповторимость. Найти индивидуальность где-то вне себя невозможно, это ваша собственная способность составлять суждения обо всем, принимать решения, нестандартно мыслить и поступать.