Типы этнических общностей. В экономической, социальной, политической, духовной жизни любого общества важное место занимают этнические общности (этносы). Они могут быть представлены различными образованиями: род, племя, народности, нация. Этносоциология - дисциплина, сложившаяся на стыке социоло­гии и этнографии. Главная цель этой дисциплины - анализ этниче­ского многообразия социальных процессов, обусловленности и разнообразия этнических систем и элементов быта, культуры и т.п. Этносоциология рассматривает основные виды социальной деятельно­сти людей. Ее предметом выступают: социальная структура этниче­ских обществ, социально значимые явления в их культуре, языке, этнические особенности соционормативной культуры, поведения людей, психики народов, национальное самосоз­нание и национальные отношения.

Этническая общность - это группа людей, которые связаны между собой общим происхождением и длительным совместным существованием. В процессе долгой совместной жизнедеятельности людей вырабатывались общие и устойчивые признаки, отличающие одну группу от другой: язык, особенности бытовой культуры, обычаи и традиции. Эти признаки воспроизводятся в этническом самосознании народа, в котором фиксируются его происхождение, унаследованные традиции, понимание им своего места среди других народов. Он осознает общность своего происхождения и тем самым свое этническое родство. В то же время он отличает себя от других народов.

К наиболее древним этническим общностям относятся племена , жизнь и деятель­ность которых были основаны на родовых и социальных связях. Каждое племя обладало признаками этниче­ской общности: они отличались друг от друга своим происхождени­ем, языком, сложившимися обычаями и традициями, материальной и духовной культурой. У каждого племени формировалось свое этническое са­мосознание. Племена - это форма организации первобытнообщинного строя, который в раз­личные исторические эпохи существовал на разных континентах земли.

С переходом к цивилизации, при которой на первый план вышли не родовые, а социальные связи между людьми, племя усту­пило место другому типу этнической общности - народу . Все на­роды как этнические общности на стадии цивилизации всегда отличались своими особыми соци­ально-этническими признаками, особенностями своего происхождения, языка, культуры, этнического самосознания и т.д. В отличие от племен народы достигали в эпоху цивилизации не­сравненно большей социально-этнической консолидации и более высокого развития своего языка, материальной и духовной культуры. Именно в это время начали складываться национальные характеры многих народов, что нашло свое выражение в их национальном сознании и самосознании.


Формирование наций завершилось с развитием машинного производства и ка­питалистического рынка, связавшего все части той или иной страны в единый экономический организм. Интенсификация экономического общения неизбежно активизировала политическое и культурное общение людей, что вело к консолидации их как на­ций, расцвету культуры и национального характера. Французский ученый Ж.Э.Ренан (1823-1892) утверждал, что нации могут складываться в процессе совместной жизни и «перемешивания» представителей раз­ных рас. В нациях сочетаются природные и соци­альные свойства. Одним из признаков нации Ренан называет общность интере­сов входящих в нее людей, которая обусловливается общими условиями жизни, общностью истории и судь­бы и представляет собой важный фактор становления и развития нации.

Со временем формируется более или менее бога­тый духовный мир нации, объединяющий всех ее представителей. Духовные признаки нации отмечал Г.Лебон . Из этого «душевного строя» проистекают чувства народа, его мыс­ли, верования, искусство, а также различного рода учреждения, ре­гулирующие его общественную жизнь. Душа народа - это его нравы, чувства, идеи, способы мышления. Когда портятся нравы, нации исчезают, утвер­ждал Лебон. При этом он ссылался на пример Древнего Рима. Идею «души народа» как «души нации» развивал немецкий философ В.Вундт (1832-1920). Он справедливо утверждал: чтобы понять душу народа, надо знать его историю, этнологию, искусство, науку, религию, язык и обычаи. Эти особенности составляют его национальный характер.

Нация - это особая историческая общность людей, характеризующаяся общностью ее происхождения, языка, территории, экономического уклада, а так­же психического склада и культуры, проявляющихся в общности ее этнического сознания и самосознания. Национальное в любых своих проявлениях связано с уникаль­ными этническими характеристиками нации. Любые отношения в обществе приобретают национальный характер тогда, когда их социальное содержание органически соединяется с этническим. Понятие национальность обозначает этнические признаки не только целых наций, компактно проживающих на определенных террито­риях, но и всех ее представителей, где бы они ни жили, в том числе на территориях других народов и государств.

Факторы формирования этноса. Этнос - это историче­ски сложившаяся на определенной территории устойчивая совокуп­ность людей, обладающая общими чертами и стабильными особен­ностями культуры и психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (само­сознанием). Внешняя форма выражения этноса - этноним (самона­звание): русские, англичане, немцы и т.д. Важнейшей предпосылкой формирования этноса является общ­ность территории . Она создает условия для тесного общения и объединения людей. Впоследствии этот признак отходит на второй план и может со­всем отсутствовать. Например, еврейский этнос в условиях диаспоры (рассеяния) сохраняет свою идентичность по всему миру, хотя до создания в 1948 г. государства Израиль он не имел единой территории.

Другое важное условие формирования этноса - общность языка . Но и этот признак нельзя абсолютизировать. В этнической общности наибольшее влияние имеет единство компо­нентов духовной культуры: ценности, нормы, стереотипы поведения, а также связанные с ними социально-психологические характеристики сознания людей. Значительную роль в формировании этноса игра­ет совпадение с другими видами общностей: расовой, религиозной и т.д. В качестве примера расовой этнической общности можно назвать негроидный этнос. Огромное влияние на формирование всех этносов оказывает религия , выступающая как комплексное социокультурное и духовное образование.

Признаком этнической общности служит этническое самосознание - чувство принадлежности к определенному этносу. В этническом самосознании фиксируется представление об общности происхождения и исторических судьбах входящих в этнос людей. Сформировавшийся этнос функционирует как целостный социальный организм. Он исторически воспроизводится путем внутренних браков и через систему социализации. Более сильный этнос ассимилирует слабые. Этнос всегда стремится к созданию своей социально-территориальной организации военного или государственного типа. История знает примеры, когда этнос может быть разделен государственными границами, но сохраняет идентичность. Элементом любого этноса являются так же мировосприятие , миросознание (мифологические и религиозные представления, в которых объединяются природное и духовно-нравственное начала).

Русский этнос. Мировосприятие русского этноса начало складываться на основе языческих верова­ний. Они нашли свое отражение в мифах, сказаниях, былинах. П.А.Сорокин считал, что русская нация возникла как социально-культурная система в IX в. Основные черты русской нации: ее долгая жизнь, жизнеспособность, стойкость, готовность идти на жертвы, необычайный рост территории, населения, политический, социальный и культурный рост, расовое и этническое разнообразие, единство, сравнительно мирная экспансия, ведение преимущественно оборонительных войн. На формирование русской нации большое влияние оказало принятие в 988г. православия в качестве государственной религии Киевской Руси. Основные элементы русской культуры и социальной организации представляли собой идеологи­ческую и материальную реализацию установок православия.

Основополагающей идеей национальной духовности русской нации на протяжении многих веков ее су­ществования была идея единения русских земель. Первоначально она рассматривалась как идея преодоления феодальной раздробленности. Наиболее ярко она была отражена в «Слове о полку Игореве», «Задонщине», новгородских летописях. Развитие духовно-нравственных основ русской нации связано с собиранием русских земель вокруг Москвы, преодолением зависимости от ига Золотой Орды, сдерживанием набегов степняков, формированием самостоятельного государства. Начиная с XIV в. русским удалось создать великую православную державу от Карпат до стен Китая. С реформами Петра началось влияние на формирова­ние русской нации западной культуры.

П.А.Сорокин подчеркивает, что сами по себе государственные, языковые, культурные и территориальные общности не дают нации. Только когда группа индивидов принадлежит к едино­му государству, связана общим языком и территорией, она дейст­вительно образует нацию. Нация является многообразной (многофункциональной), солидарной, организованной, полузакрытой социально-культурной группой. Она осознает факт своего существования и развития. Эта группа состоит из индивидов, которые: 1) являются гражданами одного государства; 2) имеют общий или похожий язык и общую систему куль­турных ценностей; 3) занимают общую территорию, на которой живут они или жили их предки.

Тема 6. Лекция 2. СОЦИАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ (2часа).

План лекции:1. Понятие, признаки организации.

2. Функционирование организаций.

Стили руководства.

3. Типология организаций.

Понятие, признаки организаций. Социальная организация понимается как система от­ношений, объединяющих какое-то число индивидов (групп) для дос­тижения определенной цели. Социальные организации создаются как: 1) инструмент решения обществен­ных задач, средство достижения целей, поэтому изучаются ее цели и функции, эффективность результатов, мотивация и стимулирова­ние персонала; 2) как человеческая общность, совокупность социальных групп, статусов, норм, отношений лидерства, сплоченности-конфликтности; 3) как безличная структура свя­зей и норм, детерминированная административными и культур­ными факторами, как агрегированная целостность, основные проблемы которой - равновесие, самоуправление, разделение труда, управ­ляемость.

Реальность существования социальных групп проявляется в их деятельности в форме производственных, религиозных, национальных, научных ор­ганизаций, политических партий, профессиональных союзов и т.д. Социальная организация оформляет социальные группы в коллектив. Социальные организации имеют ряд черт: 1) они создаются для реализации определенных целей; 2) члены организации распределяются по иерархической лестни­це соответственно ролям и статусам; 3) существует разделение труда, его специализация по вертикали и по го­ризонтали; 4) наличие управляющих подсистем, средств регулирования и контроля деятельности элементов организации. Эти элементы, по мнению А.И.Пригожина, детерминируют организационный порядок, систему стабильных целей, связей и норм, регулирующих отношения.

Организации различаются в соответствии с основными сферами жизнедеятельности общества. Большинство из них включают в себя несколько подсистем: так, в производствен­ной организации имеются техническая, экономическая, управленческая, социальная подсистемы. Социальная организация объединяет своих членов общими интересами, целями, ценностями, нормами, предъявляет к своим членам двоякие требования - как безличный институт и как человеческая общность. Каждый индивид предъявляет к организации свои тре­бования: защита его социального положения, обеспечение профессионального и статусного роста, создание условий для раз­вития личности. Реализация этих требований - один из важ­ных источников развития организации, ее социальной эффективности.

Всякая организация как сложная система характеризуется осо­бым кооперативным эффектом, когда общая энергия организации превышает сумму индивидуальных усилий ее субъектов, называемым синергетикой (греч - сотрудничество, содружество). Этот прирост образуется в результате того, что организация ин­тегрирует усилия всех своих элементов. Можно выделить несколько стадий возрастания энер­гии: 1) массовость, одновременность, однонаправленность многих усилий, 2) специализация, когда работник добивается более высоких результатов благодаря совершенствованию одной производственной операции, 3) согласование, координация (конвейер). Тайна организационного эффекта коренится в принципах объединения индивидуальных и групповых усилий: единство цели, разделение труда, согласование и прочие способы. В организациях это явление можно усиливать, видоизме­нять.

Сложность организации может превышать возможности управления. Сложность систем бывает абсолютной (объективной, заложен­ной в объекте) и относительной (субъективной, характеризующей способность управления). Организационную сложность отличают: 1) множественность элементов; 2) разнообразие элементов и функций (техническая, биологическая, социотехническая системы); 3) многообразие связей между элементами и противоречия между ними; 4) авто­номия всех ее уровней, частей, элементов (субъективность, наличие у людей собственных целей, свободы поведения). Применительно к социальным организациям применяется такой метод упрощения, как социальная формализация, стандартизация организацион­ных связей и норм.

Формализация связей и норм . Социальная формализация как способ организованности - это целенаправленное формирование стандартных, безличных образцов поведения в правовых, органи­зационных и социокультурных формах. В социальных организа­циях формализация охватывает контролируемые связи, статусы и нормы. Благодаря ей снижается абсолютная и относительная ор­ганизационная сложность. Важнейшим признаком этого способа организованности слу­жит документальное закрепление их в единой системе правовых, технологических, экономических и других норм. Результат формализации проявляется в концентрации организационной деятельности, в ее наиболее оптимальном направлении.

Существуют два пути формализации социальных систем. Первый путь - через оформление естественно сложившегося состоя­ния. Такого рода формализацию можно назвать «рефлексив­ной». Например, стихийное распределение функций в каком-то подразделении предприятия однажды фиксируется в виде специального административного распорядка, служащего организационной основой функционирования этого подразделения и эталоном для новых. Второй путь формализации - это «конструирование» социальной организации. В данном случае создание программы предшествует актуальному существованию организации. Например, создание нового предприятия предполагает предварительную разработку специального проекта, плана работы и т.д., в соответствии с кото­рыми организуются его техническая и социальная структуры.

Наряду с фор­мальной частью всегда существует и неформальная, которая представлена социально-психологической организацией как спонтанно складывающейся системой межличностных отношений. Эти отношения направлены на удовлетворение социальных потребностей индиви­дов (в общении, признании, принадлежности). Социально-психологическая организация проявляется в группообразовании. Социально-психологические группы включают небольшой кон­тингент людей, связи между которыми сложились стихийно, но устойчивы (3-10 человек). Такую группу характеризует социально-психологическая общность, чувство солидарности, взаимного до­верия, общей судьбы. Границы ее могут совпадать с формальными или отличаться от них.

Группа стихийно формирует собственные нормы поведения, сле­довать которым должен каждый ее член. Таким образом выраба­тывается социально-психологический механизм внутригруппового контроля. В группе происходит распределение ее членов по шкале престижа. Это распределение часто не совпадает с долж­ностной, ранговой структурой. Структура коллектива раздваивается на формальную и социально-психологическую (подразделение - груп­па, руководитель - лидер, должность - престиж). Подобное раз­двоение может привести к явлениям дезорганизации. Поэтому за­дача социолога - найти способы совмещения формальной организации и организации социально-психологической (подбор пер­сонала, выборность руководителей и т.п.).

Формаль­ной структуре противостоит не только социально-психологическая, но и внеформальная организованность персонала. Нередко для решения служебных проблем работникам приходится вступать между собой в отношения, не предус­мотренные инструкциями. Это возникает, когда работники не могут решать все вопросы через «верх» и устанавливают между собой «горизонтальные» отношения. Внеформальная органи­зация возникает вследствие стремления работников луч­ше решать свои служебные дела, из-за невозможности охватить официальными стандартами все отношения, ситуации. Поэтому в организации обычно су­ществует «параллельная» система связей и норм. Она может быть очень полезной для организации или вредной.

Цели организации. Ключевой элемент органи­зации – цель. Именно для нее люди сходятся в организации, имен­но ради ее достижения они выстраиваются в иерархию и вводят уп­равление. Цели организации бывают трех разновидностей: 1) цели-зада­ния: планы, поручения, задаваемые организации по подчинению более широкой организационной системой, и отражающие внеш­нее назначение организации как социального инструмента, 2) цели-ориентации: общие интересы участников соответствуют свойству организации как человеческой общности; 3) цели системы - равновесие, ста­бильность, целостность.

При определенном единстве целей организаций, между ними возможны и некоторые несовпадения, противоречия. Например, нововведения вызывают нарушение равновесия внутренних связей в организациях, что обо­стряет проблему целей системы и может обернуться сопротивле­нием организаций новшествам. Поэтому согласование всех компонентов целевой структуры организаций - важнейшая задача управления, а их рассогласование - источник дисфункций и па­тологии в организационных отношениях. Названные цели явля­ются базовыми, достижение их связано с появлением вторичных, производных целей - повышение качества продукции, улучшение условий труда, укрепление дисциплины и др.

Для организации коллективных действий необходима иерархия. Социальная иерархия – это уни­версальная форма построения социальных систем (государство, организация, поселение, семья) на основе соподчинения. В иерар­хии проявляется централизация управления, единоначалие, лидер­ство. Иерархия выступает: 1) как функция со­вместной деятельности в виде координации, разделения труда по «гори­зонтали» и по «вертикали»; 2) как личный режим в организации, односторонняя личная зависимость одного индивида от другого (в виде статусов); 3) как власть, подчине­ние членов данной организационной системы правилам и указаниям (принуждение, сан­кции за отклонение).

Функционирование организаций.

Управление в организациях. Управление состоит их трех компонентов. Первый из них - целенаправлен­ное внешнее управляющее воздействие, или самоуправление, включающее целеполагание и целеосуществление, составляет ядро управления. Второй компонент управления - социальная самоорганизация, т.е. спонтанные процессы внутриколлективного регулирования (лидерство, «шкала престижа», неформальное группообразование, социальные нормы). Оба названных компонента образуют третий - организацион­ный порядок, включающий в себя как продукты «прошлого» уп­равленческого труда (решения, должностная структура, административный распорядок), так и систему стихийно сложившихся правил и норм отношений в кол­лективе.

Проблематику управления составляют такие пробле­мы, как взаимосвязь формальной и неформальной структур, отно­шения «руководство - подчинение», участие исполнителей в выра­ботке общих решений, соединение личных, групповых и общеорганизационных целей, оценка руководителей, адаптация персона­ла и др. В последние годы стали активно разрабатываться также социологические проблемы управления техническими и организационными нововведениями, формированиями гибких организационных структур, управленческого консультирования. Объектами управления являются индивид, группа, организация, другие социальные образования и процессы.

Методы управления - это комплекс целенаправленного воздействия на работников, группы и коллективы. По отношению к отдельному работнику можно выде­лить разные виды воздействия на его поведение (методы управления): 1) прямое (приказ, задание), 2) через мотивы и потребности (стимулирование), 3) через систему ценностей (воспитание, образование и т.д.), 4) через окружающую социальную среду (изменение условий труда, статуса в административной и неформальной организации и др.). Применительно к группе методы социального управления распределя­ются следующим образом: целенаправленное формирование состава группы (по квалификационным, демографическим, психологическим признакам, количеству, размещению рабочих мест и т.д.); сплочение группы (посредством организации соревнования, совершенствования стиля руководства, использования социально-психологических факторов и т.д.).

В социальной организации предприятия использу­ются методы: 1) согласование формальной и неформальной структуры (пре­одоление противоречий между запланированными и действитель­ными связями и нормами), 2) демократизация управления (повышение роли общественных организаций, широкое привлечение работников к выработке решений, выборность некоторых руководителей производства, развитие трудовой активности и т.д.), 3) социальное планирование (повышение квалификации ра­ботников, совершенствование социальной структуры коллектива, улучшение благосостояния и др.).

Отношения «руководство-подчинение». Понятие «руководство» близко к понятию «управление» и используется для обозначения организационных отношений, работы ру­ководителя с подчиненными в непосредственном контакте по ре­шению служебных задач. Во-первых, руководство - это отношение между разными статусами, уровнями административной структуры, имею­щее под собой правовую основу и проявляющееся в виде односто­ронней зависимости одного работника (должности) от другого. Во-вторых, руководство - это отношение между отдельными рабо­чими функциями общего трудового процесса: организации и исполнения. В-третьих, руководство - это так­же отношение между личностями, специфический тип общения. В последнем случае рассматривается его социально-психологичес­кое содержание - взаимное признание, влияние, стиль, интересы.

Перечисленные стороны отношения «руководство-подчинение» не могут существовать в отрыве друг от друга. Воздействие руководства на подчиненных имеет цель побуждать их к определенному трудовому поведению. Возможны два способа воздействия: прямой (приказ, задание) и опосредованный, мотивирующий (через стимулы). В первом слу­чае руководство направлено непосредственно на деятельность под­чиненных подкреп­ляется санкциями за отклонение от соответствующего поведения, в крайней форме выступает как принуждение. Второй способ предполагает воздействие на мотивы и потребности работника. Побуждение к труду происходит через удовлетворение потреб­ности личности, что выступает как компенсация за трудовой вклад.

Стиль руководства можно обозначить как систематическое проявление каких-либо личных качеств руководителя в его отношениях с подчиненными, в способах решения деловых проблем. Стиль руководства зависит от индивидуальности руководителя, его культуры, установок, характера, опыта, знаний, детерминиру­ются психологическими и социокультурными факторами, присущими данному руководителю, коллективу, региону, социальной категории. Различают следующие разновид­ности стиля руководства: 1) авторитарный - руководитель не счита­ется с мнением подчиненных, навязывает им свою волю; 2) демокра­тический - подчиненные привлекаются к выработке общих ре­шений; 3) слабый (невмешивающийся) - руководитель самоустраняется от руководства, его влияние в коллективе незначительно.

Стиль руководства проявляется в стимулировании труда. Стимулирование - метод опосредованного воздействия на трудовое поведение работника, его мотивацию через удовлетворение по­требностей личности, что выступает как компенсация за трудовое усилие. Ориентация на получение удовлетворения силь­нее побуждает человека к определенному поведению, чем прямое управленческое воздействие на него. Деление стимулов на «материальные» и «моральные» условно. Так, премия - не только денежное вознаграждение, но и свиде­тельство признания, уважения. Стимулами могут быть условия труда, гибкая система рабочего времени, отношения в коллективе и т.д., но главным стимулом остается материальная заинтересованность. Стимулирование эффективно в той степени, в какой эти две системы органично сочетаются.

Главный продукт управле­ния – это производимые им решения. Управлен­ческое решение есть формально зафиксированный проект какого-либо изменения в организации, в осуществлении которого участвуют и другие члены организации. Та­кое решение есть элемент отношений руководства - подчинения, т.е. выступает как фактор власти в орга­низации. Принятие управленческого решения означает определение необходимости и цели предлагаемого изменения, а также включе­ние его в систему организационных отношений; осуществление уп­равленческого решения подразумевает наличие в нем плана, а затем и самой деятельности по достижению цели.

Выделяются следующие разновидности управ­ленческих решений: 1) жестко детерминированные решения, на содержании которых индивидуальные особенности руководителя не сказываются; 2) «инициативные» решения (не жестко детерминирован­ные), содержание которых предполагает индивидуальный вклад субъекта. Для исследования управления именно последние представляют основной интерес, так как они включают в себя организационное проектирование и в наибольшей степени связаны с личным вкла­дом руководителя. Удельный вес таких решений в общем объема управленческих решений сравнительно невелик (от 5% до 30%) от общего числа приказов.

В соответствии со степенью участия разных категорий работников в принятии решений можно выделить решения единоличные и решения групповые, между ними существует много разных сочетаний того и другого. В управленческих решениях фокусиру­ются основные цели, интересы, противоречия организации, социальных отношений внутри нее. Анализ управленческих решений чрезвычайно информативен с точки зрения исследования механизмов и эффективности управ­ления предприятием. Для этого используются: анализ документов (приказов, распоряжений, планов, протоколов заседаний), фиксированное наблюдение (фо­тографии рабочего дня руководителя, совещаний), экспертные оцен­ки (определение эффективности решений и т.д.).

Самоорганизация и самоуправление. Организациям присуще также и самоуправление. С социологичес­кой точки зрения, самоуправление высту­пает как коллективное управление, как участие всех членов организации, населения в работе соответствующего органа управления, включение исполнителей в процессы выработки общих решений. Самоуправление не отрицает отдельного орга­на управления и профессиональной управленческой деятельности. Технология современного управления требует квалифицированного технического, правового, организационного обосно­вания решений, рациональных процедур их согласования, контроля исполнения. Самоуправление сочетает демокра­тизм со специализацией, что определяет его производственную и социальную эффективность.

Важный фактор управления - со­циальная самоорганизация. Она означает проявление спонтан­ных процессов в обществе, в коллективах, группах, стихийные процессы социального регулирования (рыночные отношения, общественное мнение, традиции, нормы). В трудовых организациях самооргани­зация выступает как неформальная организация (лидерство, престиж, сплоченность -конфликтность). Самоорганизация есть продукт социального взаимодействия в мас­совом, коллективном или групповом масштабах. Использование самоорганизации в управлении существенно повышает эффектив­ность последнего и составляет важный фактор развития в трудовых организациях. Процессы самоорганизации могут играть как конструктивную, так и деструктивную роль.

Завершает управленческий цикл социальное регулирование. Оно означает целенаправленное управляющее воздействие, ориентированное на поддержание равновесия в уп­равляемом объекте посредством введения в него регуляторов (норм, правил, целей, связей). Социальное регулирование представляет собой «косвенное» управление. Посредством социального регулирования создаются возможности и ограничения деятельности, которые должны вызвать в управляемом объекте мотивацию и целеполагание, желаемые с точки зрения субъекта управления. Использование методов социального регулирования предполагает высокую степень самостоятельности управляемых объектов, раз­витые самоуправление и самоорганизацию в них.

Интегральной характеристикой эффективности управления в организациях является их управляе­мость. Управляемость – это степень кон­троля организации. Наиболее адекватным критери­ем степени управляемости является осуществляемость управлен­ческих решений. Повышение управляемости обеспечивается за счет улучшения качества управляющих воздействий, объединения пер­сонала вокруг общих целей и развития системы мотивации.

Типология социальных организаций.

Формы и типы организаций. Различные организационные образования довольно широко распространены в любом обществе. Наличие таких признаков, как разделение функций, иерархия, принятие решений, фиксированное членство отличают организации от таких социальных общностей, как классы, на­ции и т.п. Существуют следующие организационные формы:

1. Деловые организации - фирмы и учреждения, которые создаются для решения отдельных задач. Цели наемных работников не всегда связаны с целями вла­дельцев или государства. Членство в них обеспечивает работников средствами к существованию. Основа внутреннего регулирования - административный распорядок, принципы единоначалия, коммерческой целесообразности.

2. Общественные союзы, массовые организации, цели которых вырабатываются «изнутри» и представляют собой обобщение индивидуальных целей участников. Регулирование обеспечивается совместно принятым уставом, принципом выборности, т.е. зависимостью руководства от руководимых. Членство в них дает удовлетворение политических, социальных, экономических, любительских потребностей.

3. Промежуточные формы - кооперативные (сельскохозяйственные, рыболовецкие, старательские артели), которые соединяют в себе основные при­знаки союзов, но выполняют предпринимательские функции. Их следует отличать от потребительских кооперативных организаций.

4. Ассоциативные организации - семья, научная школа, неформаль­ная группа. В них заметны некоторая автономия от среды, относи­тельная стабильность состава, иерархия (главенство, лидерство), сравнительно устойчивое распределение участников (по ролям, престижу), принятие общих решений. Регулятивные функции осу­ществляют спонтанно складывающиеся в них коллективные нор­мы и ценности. Однако степень их формализации незначительна.

5. Поселение. Первоначально люди селятся вмес­те, чтобы через соседские связи использовать деятельность, способности друг друга, подчиняясь при этом целесообразности целого (соблюдая планировку улиц, формы и размеры жи­лища, структуру специализации и т.д.), которая каждому в отдель­ности не нужна. По мере урбанизации фактор целостности возрастает, обезличивается и обособляется еще больше.

Наиболее распространенными типами организации являются формальные и неформаль­ные. Главными критериями их разделения служит степень форма­лизации существующих в системах связей, статусов и норм. Формальная организация возникает в результате административного, политического решения, в ее основе лежит разделение труда, ей присуща глубокая специализация, деятель­ность такой организации четко регламентирована юриди­ческими нормами и т.д. Разделение труда выступает как система стату­сов - должностей, создается иерархия: руководи­тель - подчиненные. Для успешного функционирования формальной организации не­обходима деловая информация. Ее прохождение, принятие верного управленческого решения зависят от организации многосторонних связей, включая и обратную. Как правило, формальная организация безлична, рассчитана на индивидов, подготовленных для выполнения определенных функций. В основе деятельности такой организации лежит принцип целесообразности.

В обществе также возникают и функционируют неформальные организации. Они появляются стихийно или сознательно для удовлетворения социальных потребностей. В них действуют свои, отличные от формальных структур, нормы межличностного и межгруппового общения. Они возникают и действуют там, где формальные организации не выполняют каких-либо функций, важных для общества. Неформальные организации, группы, объединения компенсируют недостатки формальных структур. Как правило, это самоорганизованные системы, создаваемые для реализации общих интересов субъектов организации.

Член неформальной организации более самостоятелен в достижении индивидуальных и групповых целей, располагает большей свободой в выборе формы поведения, взаимодействия с другими видами организации, группы. Это взаимодействие в большей степени зависит от личных привязанностей, симпатий. Отношения с другими субъектами не регламентированы приказами, установками руковод­ства, предписаниями. Решения организационных, технических и дру­гих задач чаще всего отличаются творчеством, оригинальностью. Но в таких организациях или группах нет жесткого регламента, дисциплины, они менее устойчивы, более пластич­ны и подвержены изменениям. Их структура и отношения в ней во многом зависят от складывающейся ситуации.

Бюрократия. М.Вебер доказывал, что формальная организация стремит­ся превратиться в бюрократическую систему. Он довольно высоко оценивал роль бюрократии, утверждая, что без нее невозможен тех­нический, технологический, организационный прогресс. Вебер сформулировал основные черты бюрократии идеального типа: 1) управленческая деятельность совершается постоянно; 2) существует сфера власти и компетенции на каждом уровне и для каждого субъекта в аппарате управле­ния; 3) вышестоящий руководитель осуществляет контроль нижестоящего чиновника, который отделен от собственности на средства управления; 4) должность отделена от субъекта; 5) управленческая работа становится особой профессией; 6) существует система подготовки чиновников; 7) управленческие функции документируются; 8) в управлении главным является принцип безличности.

Вебер утверждал, что главное достоинство бюрократии - высокая хозяйственная и экономическая эффективность. Ее обеспечивают точность и быстрота в работе, знания и постоянство управленческого процесса, служебная тайна и субординация, единоначалие и экономичность, сведение к минимуму конфликтов и уважение профессио­нализма коллег. Таковы главные достоинства бюрократи­ческого управления организацией. Но он указал и на опасность, которую несет в себе усиление бюрократии в формальных организациях, в обществе в целом. Вебер полагал, что бюрократия может превратиться в класс, если ее деятельность не будет жестко контролироваться государством. Среди главных недостатков бюрократии он называл игнорирование специфики конфликтных ситуаций, деятельность в жестко определенных рамках, отсутствие какого-либо творчества в работе, злоупотребление властью. Одним из условий, порождающих всевластие бюрократии, считается отсутствие полной информации об их деятельности.

В свое время К.Маркс говорил о существовании особого корпоративного интереса бюрократии в государстве. В таком случае цели формальной организации превращаются в средства реализации материальных интересов правящей элиты.

Точка зрения Вебера на роль бюрократии в формальной органи­зации в обществе подвергалась крити­ке, хотя в последние десятилетия наблюдается своего рода ренессанс его идей. В любом обществе всегда при­ходится преодолевать сопротивление бюрократии. Французский социолог М.Крозье отмечает, что характер бюрократических связей и отношений препятствует инноваци­ям: иерархия служебных зависимостей, желание монопольно владеть информацией, принимать решения, определять экономическую, социальную политику - слишком лакомый кусок. Наделенный соответствующими полномочиями чиновник считает действия подчиненных правильными, если они соответствуют приказам, уставам учреждения. Малейшее отступление от этих правил ведет к санкциям, что культивирует конформизм.

Американские исследователи П.Блау и Т.Скотт подметили, что бюрократия стремится к однотипности в организационных системах. Разнородность задач, функций и элементов организации создает возможности для внедрения новинок техники и технологии, большей оптимизации управления, но затрудняет руководство. Проведя эксперименты, собрав большой эмпирический материал, они доказали, что организации, выполняющие простые задачи, решают их лучше при иерархической структуре управления. А группы, решающие сложные проблемы, носящие комплексный характер, показывают лучшие результаты при горизонтальной структуре организации, когда организационные отношения более демократичны, менее формализованы.

Таким образом, каждая из разновидностей организации имеет свои достоинства и недостатки. Современный менеджер, юрист, предприниматель должны иметь об этом ясное представление, чтобы умело использовать в практической работе их сильные стороны.

ТЕМА 7. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ. (2 ЧАСА).

План лекции: 1. Социальный контроль и его механизмы.

2. Структура социального контроля.

3. Формы осуществления социального кон-

троля.

Понятие социального контроля. Г.Спенсер, анализируя регуля­тивную систему и институты власти, обратил внимание на механизмы «социального контроля». Политическое управление он рассматривал как один из видов этого контроля. Г.Спенсер утверждал, что весь соци­альный контроль держится на «страхе перед живыми и перед мертвы­ми». Страх перед живыми поддерживает государство, а страх перед мертвыми - церковь. Эти два института возникли и постепенно развились еще в первобытном обществе. Социальный контроль за поведением людей осуществляют «церемониальные институты», ко­торые старше, чем церковь и государство, а действуют эффективнее.

Впоследствии термин «социальный контроль» был введен в научный оборот французским социологом Г.Тардом. Он первоначально понимался как сред­ство возвращения преступника к нормальному поведению. В дальнейшем этот термин приобрел более широкое содержание, был тесно увязан с процессами социализации личности. Американские социологи Э.Росс и Р.Парк интерпретиро­вали социальный контроль как целенаправленное влия­ние общества на поведение индивида, обеспечивающее нормальное соотношение между социальными силами, ожиданиями, требованиями и человеческой природой и, вследствие этого, «здоровый» социальный порядок. Р.Парк выделял три формы социального контроля: 1) элементарные (в основном принудительные) санкции; 2) общественное мнение; 3) социальные институты.

Американский социолог С.Аск выделил особую роль в осуществлении социального контроля так называемого группового давления, которое в угоду общности интересов и целей, стабилизирующих деятельность группы, понуж­дает (принуждает) индивида приспосабливаться к существующим в ней коллективным мнениям, ценностям и нормам. Французский социолог Р.Лапьер рассматривал социальный контроль в качестве средства, обеспечиваю­щего процесс усвоения индивидом ценностей и норм культуры, и механизма передачи этих ценностей и норм от поколения к поколению. Он считал, что действие данного механизма реализуется посредством трех видов санкций: физических (наказание индивида за нарушение групповых норм), экономических (запугивание, штраф и др.), административных (освобождение от должности, арест).

В процессе социального взаимодействия большин­ство людей совершают свои поступки, действия, согласу­ясь с нормами и правилами, принятыми в данном обще­стве или в данной социальной группе. Каждый иногда нарушает такие правила и нормы, а некоторые делают это довольно часто, и в обществе складывается си­туация, когда необходимо как-то оценить и квалифицировать поступки людей. Такая оценка осуществляется через систему социального контроля. В качестве наиболее масштабного средства соци­ального контроля выступают принятые в обществе (груп­пе) социальные нормы и правила.

Как установил еще Э.Дюркгейм, эти нормы и правила, выработанные коллективным сознанием и существующие вне индивида, способны оказывать на индивидуальное пове­дение принудительное воздействие. Поэтому культура, одним из важнейших компонентов которой является совокупность действующих в обществе ценностей, норм, правил, образцов поведения, формирует наше поведение в соответствии с этими ценностями и нормами. Данные ценности и нормы и предопределяют корректирующее влияние других людей и общностей на наше поведение в процессах межличностного и межгруппового взаимодействия. Именно в таком взаимодействии и реализуется неформальный, неофициальный социальный контроль.

Структура социального контроля. Социальный контроль представляет собой способ саморегуляции социальной системы, обеспечивающий упорядочивающее взаимодей­ствие ее компонентов (индивидов, групп, общностей) посредством нормативного регулирования. Он включает в себя совокупность норм и ценностей, которые обладают по отношению к индивиду принудительной силой, а также санкций, применяемых в целях осуществления этих норм и ценностей. Социальный контроль означает совокупность усилий групп и социальных институтов, направленных на предотвращение девиации, наказание девиантов или их исправление. Направлен­ность и содержание, способы и формы социального контроля зависят от исторической обусловленности социально-политических, экономических, идеологических, социально-этнических, социокультурных, семейно-бытовых и иных особенностей данной социаль­ной системы.

В каждой подсистеме общества (экономической, по­литической, социокультурной и т.п.), в каждой соци­альной общности (семье, трудовом коллективе, профессиональной группе) существует определенное согласие, нередко оформленное документально, относительно вклада, который должен вносить в общее дело каждый индивид. Индивиду отводится определенная роль в соответствии с его социальным статусом, а действующие нормы и правила определяют критерии, по которым поведение индивида оце­нивается как нормальное, примерное, отклоняющееся и т.д. Социальное (групповое) взаимодействие вы­ступает в системе социального контроля в виде оценочной и регулирующей реакции на индивидуальное поведение, выполняет роль социального стимула (положительного или отрицательного), определяющего характер последующих индивидуальных действий, а в необходимых случаях (при отклонении от нормы) и их коррекцию.

Социальный контроль в процессе функцио­нирования в определенной социальной системе (общности, группе) представляет собой многоступенчатую иерархию. Она состоит из следующих компонентов: 1) индивиду­альное действие (поступок); 2) реакция социального окружения (поддерживающая, осуждающая, т.п.); 3) система идеалов, ценностей, норм и образцов поведения; 4) категоризация поступка (отнесение к определенному виду) и его оценка (одобряющая, порицающая, осуждающая); 5) общественное сознание, групповое (коллективное) мнение; 6) социальные шкалы оценок; 7) индивидуальная шкала оценок, произ­водная от социальной направленности личности; 8) социальная идентификация личности (чувство общности с определенными социальными группами) и выполнение определенной социальной роли; 9) индивидуальная самооценка и самоопределение.

Формы осуществле­ния социального контроля. В этой системе также действуют социальные нормы (требования, предписания, образцы, пожелания, запреты), способы социального контроля (неформальный, формальный контроль, поощрение, осуж­дение, удержание, устрашение, предотвращение, сдержи­вание, наказание) и его средства - санкции, с помощью которых общество корректирует поведение своих членов. Санкции социального контроля подразделяются на: формальные, официально предписанные обществом или организацией (повышение или понижение должностного статуса, награда, наказание и т.п.), и неформальные, осуществляемые людьми в процессе межличностного взаимодействия (одобрение, негодование и др.). Они делятся на: позитивные, посредством которых общество или группа стимулирует индивида за правильное поведение (признание заслуг, премирование, присвоение почетного звания и т.п.), и негативные (общественное порицание, штраф, осуждение, изоляция и др.), применяемые к ли­цам, нарушающим нормы.

Деятельность органов формального контроля основывается на трех принципах. Во-первых, они призваны предупреждать отклонение от нормы, уст­раняя возможность его совершения. Во-вторых, они обя­заны удерживать людей от нарушения норм (девиации) угрозой наказания, дабы никому не повадно было совер­шать отклонения от этих норм. В-третьих, они должны применять определенные санкции (штраф, задержание и т.п.) в случае нарушения индивидом или группой дейст­вующих в обществе норм. Своеобразным способом социального контроля яв­ляется удержание (устрашение), сдерживающее наруше­ние той или иной социальной нормы страхом наказания. Дж.Гиббс сформулировал теорию сдерживания: чем скорее, надежнее и строже будет наказание за пре­ступление, тем ниже станут темпы роста преступности.

В системе социального контроля специфическую роль играют специально созданные для осуществления санк­ций к нарушителям правовых норм социальные институты, призванные осуществлять правосудие. К ним относятся уголовное право, милиция (полиция), суды, прокуратура, тюрьмы. Уголовное право (как социальный институт) представляет собой совокупность принципов и норм, устанавливающих уголовную ответственность, способы и меру применения наказаний за совершение преступления. Чем серьезнее совершенное отклонение (девиация), тем суровее санкция.

Новым социальным институтом общественного контроля над девиацией является социальная работа, деятельность органов социального обеспечения и различных общественных организа­ций, благотворительных фондов. Эти организации и действующие в них сотрудники склонны рассматривать отклоняющееся от дейст­вующих в обществе норм поведение не как злой умысел, а как проблему социального неблагополучия, требующую не санкций, а сочувствия, милосердия, терпения, поддержки, а неред­ко и лечения. Поэтому они ориентированы не на меры пресечения преступности, а на социально-психологические, медицинские, воспитательные меры, направленные на оказание социальной помощи личности, на ее социально-психологическую реабилита­цию.

ТЕМА 8. СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ.(4ЧАСА)

ТЕМА 8. Лекциия1. СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ.(2 часа).

Для какой общности характерны следующие черты: особенности языка, культуры, единая историческая память?

1) профессиональной

2) территориальной

3) демографической

4) этнической

Пояснение.

Этнос - группа людей, объединённых общими признаками: происхождение, язык, культуру, территорию проживания, самосознание и т. д.

Правильный ответ — 4 , т. к. профессиональные общности подразумевают единое положение в системе труда,территориальные характеризуются по государственно-административному образованию,демографические-по половозрастным характеристикам индивидов, а этнические — по общности происхождения языка,культуры, единой исторической памяти.

Ответ: 4

Какой из признаков, в первую очередь, отличает этнические группы?

1) общность профессиональных интересов

2) сходный уровень дохода и качества жизни

3) общность исторического опыта, исторической памяти

4) принадлежность к единой возрастной группе

Пояснение.

Этнос - группа людей, объединённых общими признаками: объективными либо субъективными. Различные направления в этнологии включают в эти признаки происхождение, язык, культуру, территорию проживания, самосознание и др.Признаки:

Во-первых, это язык данной нации, народности, как главный инструмент общения, коммуникации, формирующий у людей чувство единой лингвистической общности.

Во-вторых, это социально-историческое образование, имеющее, как правило, длительную историю формирования.

В-третьих, наличие специфической материальной и духовной культуры этноса, выражающееся в своеобразии жилищных построек.

В-четвертых, особенность жизни этнических групп связана с семейно-бытовым поведением.

В-пятых, это нормативы повседневного поведения, этикета обращения, приветствия, характерные жесты и символы.

Правильный ответ указан под номером 3.

Ответ: 3

Предметная область: Социальные отношения. Этнические общности

Одним из признаков народа как этнокультурной общности является

1) единое гражданство

2) единство убеждений

3) общность социального статуса

4) общность религии

Пояснение.

Под этнокультурным компонентом мы понимаем все то, что способствует развитию творческих возможностей, дает более полное представление о богатстве национальной культуры, уклада жизни народа, его истории, языка, литературы, духовных целях и ценностях, что способствует развитию всесторонне развитой гармоничной личности, патриота своей Родины, человека высоко нравственного, толерантного к народам мировой цивилизации.

Правильный ответ указан под номером 4.

Ответ: 4

Предметная область: Социальные отношения. Этнические общности

Одна из основных тенденций развития современных межнациональных отношений, связанная с постепенным сближением различных народов и наций в экономической, политической, духовной сферах жизни общества, называется

1) межнациональной дифференциацией

2) международной интеграцией

3) культурным плюрализмом

4) межнациональным конфликтом

Пояснение.

Конфликт - столкновение сторон, мнений, сил.

Межнациональная дифференциация - процесс разъединения, разделения, противостояния различных нация, народов, этносов.

Международная интеграция - процесс постепенного сближения, объединения различных этносов, народов через сферы общественной жизни.

Культурный плюрализм - наличие и одновременное сосуществование различных этнических культур в рамках одного национального образования.

Правильный ответ указан под номером: 2.

Ответ: 2

К ис­то­ри­че­ским разновидностям эт­ни­че­ских общностей относят

1) государства

2) племена

3) сословия

4) конфессии

Пояснение.

Этническая общ­ность - это ис­то­ри­че­ски сложившаяся на опре­де­лен­ной территории устой­чи­вая совокупность людей, об­ла­да­ю­щих общими чер­та­ми и ста­биль­ны­ми особенностями культуры, языка, пси­хи­че­ско­го склада, са­мо­со­зна­ни­ем и ис­то­ри­че­ской памятью, а так же осо­зна­ни­ем своих ин­те­ре­сов и целей, сво­е­го единства, от­ли­чия от дру­гих подобных образований.

Виды эт­ни­че­ских общностей - род, племя, народность, нация.

Государство - политико-территориальная су­ве­рен­ная организация пуб­лич­ной власти, рас­по­ла­га­ю­щая специальным ап­па­ра­том в целях осу­ществ­ле­ния управленческо-обеспечительной, охра­ни­тель­ной функцией и спо­соб­ная делать свои ве­ле­ния обязательными для на­се­ле­ния всей страны.

Один из спо­со­бов предот­вра­ще­ния меж­на­ци­о­наль­ных кон­флик­тов в де­мо­кра­ти­че­ском об­ще­стве -

1) последовательное на­ра­щи­ва­ние во­ен­но­го по­тен­ци­а­ла государства

2) компактное рас­се­ле­ние людей одной на­ци­о­наль­но­сти в пре­де­лах мно­го­на­ци­о­наль­но­го государства

3) обеспечение прав и сво­бод всех граж­дан не­за­ви­си­мо от на­ци­о­наль­ной принадлежности

4) создание на­ци­о­наль­но од­но­род­ных государств

Пояснение.

Метод де­мо­кра­ти­че­ско­го государства − обес­пе­че­ние прав и сво­бод всех граж­дан независимо от на­ци­о­наль­ной принадлежности. Все осталь­ные способы пред­по­ла­га­ют нарушение каких-либо прав человека, как то на перемещение, вы­бо­ра места жи­тель­ства и т. д. По­сле­до­ва­тель­ное наращивание во­ен­но­го потенциала го­су­дар­ства проблему во­об­ще не решает.

Правильный ответ указан под номером: 3.

Ответ: 3

Предметная область: Социальные отношения. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты и пути их решения

Этнические общности

Помимо классов, слоев и других социальных групп, важное место в социальной структуре занимают этнические общности (этносы) - устойчивые группы людей, объединенных хозяйственными связями, территорией, обычаями, верованиями, языком и другими связывающими факторами (например, перуанцы, египтяне, персы, украинцы, русские). Интегративным показателем сложившейся социально-этнической общности выступает этническое самосознание - чувство принадлежности к определенному этносу, осознание своего единства и отличия от других этнических групп. Важную роль в развитии этнического самосознания играют представления об общности происхождения, истории, традиции, обычаи, обряды и т.п., т.е. такие элементы культуры, которые передаются из поколения в поколение и образуют специфическую этническую культуру. В процессе исторического развития человечества последовательно выявились такие основные формы этнических общностей, как род, племя, народность и нации, различающихся между собой по уровню развития культуры, экономики, знаний и т.п. Родоплеменные формы характерны для первобытного общества. Появлению рода способствовало возникновение первобытной общины, экономической основой которой являлась общинная собственность. Совместное ведение хозяйства на основе общинной собственности, естественно-уравнительное распределение вещей, в первую очередь, продуктов питания, совместный быт и развлечения способствовали образованию такой общности как род. Можно сказать, что род выступает как самая первая производственная, социальная и этническая группа людей, объединенная в одно целое совместной трудовой деятельностью, кровнородственным происхождением, общим языком, общими религиозными и мифологическими верованиями, обычаями и чертами быта. Племя формируется на основе нескольких родов и кланов, ведущих общее происхождение от одного предка. Людей объединяет также в племена общие примитивные религиозные верования - фетишизм, тотемизм и др., наличие общего разговорного диалекта, зачатки политической власти (совет старейшин, вожди и др.), общая территория проживания. Ведущей формой хозяйственно-экономической деятельности на этой исторической ступени являлась охота и собирательство. Для своего времени родоплеменная форма существования людей была самой оптимальной социальной общностью, соответствовавшей и стимулировавшей производственную деятельность. Именно этим, по-видимому, можно объяснить существование подобной формы общности практически у всех народов мира и ее сохранение в некоторых регионах мира вплоть до наших дней. Племена в ходе дальнейшего развития объединялись, создавали союзы, осуществляли совместные завоевания и переселения, что привело, в конечном счете, к образованию народности. Народность - тип этнической общности, возникающей в период разложения родоплеменной организации и основанный уже не на кровном, а на территориальном единстве. Народность отличается от племенной организации более высоким уровнем развития экономики, формированием определенного экономического уклада, наличием фольклорной, т.е. народной культуры в виде мифов, сказаний, обрядов и обычаев. Народность обладает уже сформировавшимся языком (письменным), особым образом жизни, религиозным сознанием, институтами власти, самосознанием. С развитием товарно-денежных отношений происходит превращение народностей в нацию, хотя некоторые из них в силу своей малочисленности и недостаточной развитости не смогли стать национальными образованиями. Нация - исторически высший тип этнической общности, для которого характерны единство территории, экономической жизни, культуры и национального самосознания. Процесс создания нации, как наиболее развитой формы этноса, происходит в период окончательного становления государственности, широкого развития экономических связей на территории, ранее занимаемой несколькими народностями, общей психологии (национального характера), особой культуры, языка и письменности, развитого этнического государства. Большинство наций современного мира полиэтичны по своей внутренней структуре. Например, во Франции различные этнический общности до сих пор сохраняют свою самобытность, но это не мешает кельтам, корсиканцам, эльзас-лотарингцам и другим народностям входить в состав французской нации. В Швейцарии еще более неоднородный этнический состав - население говорит на немецком, французском, итальянском и других языках, - но все эти группы считают Швейцарию своим отечеством. В России в настоящее время проживает 30 наций, около 60 народностей и более 40 этнических групп. Бывает нелегко четко разграничить понятия нации и народности. Недаром вокруг этого идут нескончаемые дискуссии, а некоторые ученые и вовсе отрицают различия между ними. Наиболее важным показателем нации служит этническое самосознание людей, т.е. их ясное понимание, ощущение своей принадлежности к данному этносу, своего духовного единства с ним. Очень важны для понимания сущности понятия «нация» такие категории как национальное самосознание, национальный менталитет и национальный характер. Национальное самосознание - отражение сознания нации в индивидуальном сознании ее членов, представление о месте и роли своего народа в истории и мире. Для характеристики национальных особенностей народа, его культуры употребляется понятие национальный менталитет (от лат. mentalis - умственный, духовный). Это образ мышления, духовная настроенность, свойственная данной конкретной этнической общности. Национальный менталитет - своего рода память о прошлом, обусловливающая поведение людей и помогающая им оставаться верными своим исторически сложившимся ценностям, традициям. Это духовные особенности данной нации (общественное сознание, социальные ценности и нормы). На характер ментальности оказывают сильное влияние национальные традиции и ценности. Традиции - это элементы культуры, которые передаются из поколения в поколение. И. Ильин выделил следующие фундаментальные ценности (сокровища) русской нации :
    1) национальный язык; 2) национальные песни; 3) танцы; 4) сказки; 5) историю народа; 6) молитвы; 7) жития святых и героев; 8) хозяйство (труд); 9) армию - «оплот Родины»; 10) территорию.
Понятие национального менталитета близко по своему значению к понятию «национальный характер». Национальный характер - это наиболее характерные для данной нации элементы поведения в быту, социальные ценности и нормы (большинство русских гостеприимны, терпеливы, доброжелательны, щедры, любят ходить в гости, но в то же время ленивы, любят шумные застолья и т.д.). К вопросу об этносах примыкают также такие понятия как национальность, народ, этнографическая группа, диаспора. Национальность - это принадлежность человека к определенному этносу. Народ - это население определенного государства. Этнографическая группа - это общность людей, говорящая на одном языке с той или иной нацией, но имеющая некоторые особенности в быту, традициях, обычаях. Диаспора - это большая группа того или иного этноса, живущего вне страны своего происхождения. Ярко выраженной особенностью современной эпохи является национально-этническое возрождение многих народов и их стремление самостоятельно решать проблемы своей жизни. Это происходит фактически во всех регионах мира и в первую очередь в станах Азии , Африки , Латинской Америки , Содружества Независимых Государств. Среди основных причин национального возрождения народов и их политической активности следует выделить:
    1) стремление народов искоренить все элементы социальной несправедливости, ведущие к ограничениям их прав и возможностей развития в рамках бывших колониальных империй и некоторых современных государств; 2) реакцию многих этносов на процессы, связанные с распространением современной технологической цивилизации, урбанизации, и так называемой массовой культуры, которые нивелируют условия жизни всех народов и ведут к утрате их национальной самобытности. В ответ на это многие народы еще активнее выступают за возрождение своей национальной культуры; 3) желание народов самостоятельно использовать природные ресурсы, находящиеся на их территории и играющие роль в удовлетворении их жизненных потребностей.
В связи с этой тенденцией в развитии этносов всплывает термин «национализм ». В современном русском языке наиболее употребительное значение слова «национализм» по смыслу приближается к шовинизму . Оно имеет выраженный негативный оттенок и делает акцент на превосходстве своей нации, национальном антагонизме и национальной замкнутости. Однако, в мировой практике национализм - это, прежде всего, идеология, которая включает следующие элементы .
  1. Существование наций . Национализм постулирует, что человечество законами природы поделено на фундаментальные единицы - автономные и самодостаточные нации, которые отличаются набором определенных объективных характеристик.
  2. Суверенное право нации на самоопределение . Национальные проекты могут осуществляться только в собственном государстве. Нация имеет право сформировать свое государство, которое должно включать в себя всех членов нации. Для каждой непрерывной территориально-административной единицы политические границы должны совпадать с культурно-этническими. Таким образом, нация обладает высшей (суверенной) властью над четко ограниченной территорией, в пределах которой проживает достаточно однородное население.
  3. Первичность нации в государствообразующем процессе . Нация является источником всей политической власти. Единственным легитимным типом правительства является национальное самоуправление. Каждый член нации имеет право непосредственно участвовать в политическом процессе. Тем самым национализм символически приравнивает народ к элите.
  4. Национальная самоидентификация . Национализм считает необходимой общность языка и культуры для всего населения в пределах единой административно-территориальной единицы. Люди отождествляют себя с нацией ради свобод и самореализации. С другой стороны, нация гарантирует членство и самоидентификацию даже тем, кто не чувствует себя частью никакой другой группы.
  5. Солидарность . Единообразие достигается за счет объединения людей на почве любви и братства, а не путем навязывания определенной культуры. Важно, чтобы члены нации ощущали узы солидарности и действовали не одинаково, а в унисон, соизмеряли свои усилия с устремлениями других.
  6. Нация как высшая ценность . Преданность индивида национальному государству превыше индивидуальных или других групповых интересов. Задача граждан - поддерживать легитимность своего государства. Укрепление национального государства является главным условием для всеобщей свободы и гармонии.
  7. Всеобщее образование . Люди, составляющие нацию, должны иметь доступ к образованию, которое необходимо для участия в жизни современного общества.
Таким образом, в таком понимании национализм подчеркивает различия, колорит и индивидуальность наций. Он проповедует верность и преданность своей нации, политическую независимость и работу на благо собственного народа, объединение национального самосознания для практической защиты условий жизни нации, ее территории проживания, экономических ресурсов и духовных ценностей. Национализм опирается на национальное чувство, которое родственно патриотизму . Эта идеология стремится к объединению различных слоев общества, невзирая на противоположные классовые интересы. Она оказалась способной обеспечить мобилизацию населения ради общих политических целей в период перехода к капиталистической экономике. Связанными с этой концепцией являются такие понятия, как «национальные ценности», «национальные интересы», «национальная безопасность», «национальная независимость», «национальное самосознание» и др. Тем не менее, не стоит забывать и о том, что ряд этносов в тот или иной период своего исторического развития проповедовал воинствующий национализм - агрессивный национализм стран, стремящихся подчинить себе другие народы, чтобы использовать их земли и возможности в своих интересах. Выделяют следующие формы воинствующего национализма .
  1. Расизм Межнациональные конфликты могут быть урегулированы только средствами национальной политики. Национальная политика - это система мер, осуществляемых государством, направленных на учет, сочетание и реализацию национальных интересов, на решение противоречий в сфере национальных отношений. Цель национальной политики РФ - укрепление единства и сплоченности всех народов на основе национального возрождения и межнационального сотрудничества, упрочение федеративных отношений и связей, формирование государственно-политической и межнациональной общности - россияне. Сознательное регулирование национальных отношений есть не что иное, как согласование интересов различных наций. Связанные с этим проблемы решаются чаще всего на государственном уровне. Максимальное согласование национальных интересов есть их гармоническое сочетание, при котором каждый из данных интересов реализуется в наибольшей степени и не в ущерб другим. Достижение такого состояния - задача трудная, но выполнимая. Для ее выполнения нужны готовность и способность нации, ее представителей понять свои подлинные интересы и интересы других наций, найти точки соприкосновения. Огромную роль в данном процессе играют межнациональные организации: ООН, Европейский парламент и т.п. К тому же необходимо принимать взаимоприемлемые компромиссные решения по основным неразрешенным проблемам. Видеолекция «Этнические общности» :

Образование этносов – процесс природно-социальный. С одной стороны, отдельные группы неоантропов были объединены характером физико-географических условий и необходимостью адаптироваться к определенному типу зональных ландшафтов, где они занимали свою «экологическую нишу». С другой стороны - увеличиваясь в количестве, неоантропы объединялись в отдельные родственные группы: роды и племена, жившие по соседству, на одной территории и образовавшие более или менее устойчивые объединения.Для изоляции племен или их дальнейшего расселения и формирования новых этносов важную роль играли географические, ландшафтные факторы –труднопроходимые пространства пустынь и обширных лесов, труднопреодолимые геоморфологические и гидрологические рубежи –горные массивы и высокие хребты, морские просторы и широкие реки и др.

Известный этнолог XX века Лев Николаевич Гумилев выделял особые группы людей, объединенных явно выраженным самосознанием – этносы. Этнос это исторически сложившаяся, устойчивая общность людей, возникшая в определенной ландшафтной среде, объединившаяся на основе оригинального стереотипа поведения и противопоставляющая себя всем другим, исходя из ощущения комплиментарности.

Комплиментарностью называют неосознанную и не предопределенную какими-либо видными причинами симпатию или антипатию (отрицательная комплиментарность ) различных индивидуумов, этносов и суперэтносов (системы, состоящей из нескольких этносов). Этносы разделяются понятием «мы – они». Ландшафт, в котором этнос впервые сложился в новую систему, становится его родиной или месторазвитием (по Л. Н. Гумилеву). Развитие первичного этноса происходит в пределах определенного биогеоценоза. Однако не каждая территория и биоценоз может быть месторазвитием этноса. По мнению Л.Н.Гумилева зарождение этносов происходило в наиболее продуктивных местах, на стыке ландшафтных зон, двух – трех ландшафтов. При сочетании горного и степного ландшафтов появились гунны, хазары, монголы; лесного и лугового – казанские татары, булгары; на пересечении тундры и лесотундры – эскимосы и тунгусы. В ходе дальнейшего развития этносы могут мигрировать в другие ландшафты.

С развитием и усложнением социальной структуры человеческого общества, появляются различия в культурных традициях и верованиях, в характере почитания тотемов и богов. Уклад жизни, верования и поклонения божествам передаются из поколения в поколение. Постепенно, в процессе увеличения количества людей и расселения родо-племенных группировок, возникает отделение и изоляция некоторых групп, происходит обособление социо-культурных или этнических общностей, которое сопровождается усилением различий в бытовом, языковом и религиозном общении людей. О сложности духовной культуры неоантропов даже в далекое доисторическое время могут свидетельствовать многочисленные искусственные захоронения умерших людей с ритуальными предметами, культовые обряды и искусство (наскальная живопись, каменные и костяные скульптуры). Это указывает на появление в древних этнических общностях людей первых религиозных верований, которые на уровне родового общества развивались в тотемизм (тотем – растение или животное от которого пошел род, которое является покровителем рода), шаманизм (шаман – посредник в серхъестественном общении с духами, богами, который наделен особым даром общения с духами и душами умерших).

Языческие культы Солнца, грома, огня, воды, гор и другие элементы язычества присутствуют в настоящее время в верованиях многих этнических общностей. Некоторые элементы язычества остались и у современных народов, исповедующих христианство, (например, у славянских и угро-финских народов), или буддизм (монголов, бурят, тувинцев, калмыков).

Этническая общность это исторически сложившаяся на определенной территории общность людей, связанных рядом единых признаков: происхождением, культурно-бытовыми особенностями, языком, традиционными верованиями. Основные виды этнических общностей в настоящее время – это род и племя, народность, нация .

Племя этническая общность, объединяющая отдельные роды и свойственная первобытно-общинному уровню организации общества . Возникло в процессе родовой организации общества. Племя объединяло сначала два, а позднее несколько родов. Родо-племенные союзы сохраняются у отдельных народов до настоящего времени и в классовом обществе (например, у народов Кавказа, у северных народов, у американских индейцев, народов Папуа-Новой Гвинеи, аборигенов Австралии).

Народность исторически сложившаяся с рабовладельческой эпохи территориально-экономическая, культурная и языковая этническая общность, следующая за племенем (союз племен, связанных культурным и экономическим общением), предшествуя нации.

Нация более крупная этническая общность, образующаяся в эпоху феодализма и капитализма на основе объединения отдельных племен и народностей, близких территориально, имеющих общие социо-культурные и экономические связи, верования, язык и литературу. На уровне развития нации в этнической общности возникает национальное самосознание, как выражение этно-культурной связи данного человека с другими людьми своего народа.

Национальная культура постоянно развивается и дифференцируется, вместе с языком и народными традициями. Она вбирает в себя новые элементы разных народностей, расширяется и разделяется на отдельные группы наций, создающих новые государственные образования. (Например, славянская этническая общность, в процессе исторического развития разделилась на восточных славян (русские, украинцы, белорусы); западных славян (поляки, чехи, словаки, лужичане); южных славян (болгары, сербы, македонцы, черногорцы, словенцы, хорваты), которые приобрели свои языковые особенности и отличия в элементах культуры и быта, вошли в различные национальные государственные образования наряду с другими народами. Например, Российское многонациональное государство – российская нация включает не только славянские народы, но и тюркские, кавказские, угро-финские и другие, которых объединяет не только государственная территория проживания, но и общий русский язык, и современная культура и экономические связи, формируя особое этно-культурное пространство на территории России.

Приобретая известную самостоятельность, национальная культура в некоторых случаях сохраняется и при территориальном отрыве отдельных групп народа от основного этнического ядра, даже при утрате ими своего родного языка. Это самосознание может вызывать движения за политическое воссоединение национальных территорий, или за создание автономий, независимых государств (например, связанные с этим проблемы Карабаха, Чечни, Абхазии и Южной Осетии, Страны басков, Северной Ирландии и др.) или, например, движение за возрождение и развитие родного языка (на территории Квебека в Канаде, Тироля в Австрии).

Самосознание четко выражено у крупных народов, достигших высокой степени национальной консолидации и сохранивших свои историко-культурные корни. В меньшей степени национальное самосознание выражено у народностей, сохранивших пережитки родо-племенного деления. Это затрудняет общение и культурный обмен между отдельными их группами, говорящими на разных диалектах. У малых групп племенное самосознание преобладает над национальным. Слабое национальное самосознание присуще некоторым группам иммигрантов, двуязычному населению, группам населения, живущим вдоль этнических границ.

Активное национальное самосознание некоторых народов препятствует быстрой ассимиляции и растворению их в иной культурно-языковой среде. Например, выходцы из стран Юго-Восточной Азии (японцы, китайцы, корейцы, индонезийцы, въетнамцы, филлипинцы и др.) в странах Европы и Нового света сохраняют свою самобытность и прежнее этническое самосознание даже в третьем и последующих поколениях, организуют и поддерживают свои «землячества», диаспоры.

Пребывание значительной этнической общности вне страны ее происхождения называют диаспорой . Большинство диаспор образовались в результате действия определенных социально-исторических факторов – насильственного выселения или угрозы геноцида (т.е. истребления другим народом). В мире существуют крупные диаспоры армян, греков, евреев, немцев, украинцев, русских и других народов.

В настоящее время исследователи все чаще выделяют так называемые цивилизационные пространства или ц и в и л и з а ц и и . Это сложное понятие разделяет глобальное пространство, населенное людьми на отдельные крупные регионы и территории, которые наполнены особым культурным содержанием религиозно-этнического толка.

Цивилизация – «некая культурная общность, самый высокий уровень группировки людей по признаку культуры и самый широкий срез культурной идентичности, после того, который отделяет человека от других биологических видов » (по S. Huntington, 1993).

Принято выделять 8 основных цивилизаций:

- 4 цивилизации Востока : Китайско-конфуцианская, Индуистская,

Исламская, Японская;

- Западноевропейская католическо-протестантская (с северо-

американским и австралийско-новозеландским очагами);

- Славяно-православная (восточно-европейская или евразийская);

- Латиноамериканская (от Мексики до Чили);

- Африканская (негроидно-африканская).

Однако, как отмечают Ю.Н. Гладкий и А.И. Чистобаев,(2000), все попытки установления четких границ между существующими ныне цивилизациями наталкиваются на известную трудность: их наиболее характерные признаки отчетливо появляются лишь в фокусных зонах (ядрах), в то время как в периферийных областях увеличиваются чуждые им особенности. Например, во Франции, Великобритании и странах Бенилюкса проявляется идеальное сочетание признаков, характерных для западноевропейской цивилизации, но в странах Восточной Европы эти признаки несколько «тускнеют», здесь наблюдается переплетение «трансцивилизационных» элементов, исчезновение одних и доминирование других признаков. Таким образом, между отдельными цивилизационными пространствами существуют переходные «зоны смешения» цивилизационных признаков.

      Национальный и этнический состав населения мира.

Многообразный национальный и этнический состав, который наблюдается в мире – это результат длительного исторического процесса. Вследствие неравномерности социально-экономического и политического развития регионов и стран мира в настоящее время на Земле одновременно существуют самые различные типы этносов – нации, народности, группы родственных племен, отдельные племена. Этносы существуют в постоянном процессе развития и превращения одного этноса в другой. Некоторые – увеличиваются в численности за счет роста рождаемости и поглощения других этносов, иные – распадаются и исчезают, ассимилируются соседними или вмещающими их этносами.

Этническая общность основывается на живом общении и взаимовлиянии отдельных этнических групп: наций, народностей, племен. Она развивается за счет следующих основных элементов:

Общность исторических судеб;

Общность территории и языка;

Расовая и религиозная общность,

Близость культуры и быта,

Принадлежность к одному государству.

С развитием и усложнением социальной структуры древнего человеческого общества, появляются различия в культурных традициях и верованиях, в характере почитания тотемов и богов. Уклад жизни, верования и поклонения божествам передаются из поколения в поколение. Постепенно, в процессе расселения народов, возникает отделение и изоляция отдельных групп, происходит обособление социо-культурных или этнических общностей, которое сопровождается усилением различий в бытовом, языковом и религиозном общении людей, формируются социо-культурные системы.

Национальный и этнический состав населения современного мира – результат длительного исторического процесса. Вследствие неравномерности социально-экономического и политического развития регионов и стран мира в настоящее время на Земле одновременно существуют самые различные типы этносов – нации, народности, группы родственных племен, отдельные племена. Этносы существуют в постоянном процессе развития и превращения одного этноса в другой. Некоторые – увеличиваются в численности за счет роста рождаемости и поглощения других этносов, иные – распадаются и исчезают, ассимилируются соседними или вмещающими их этносами. Всякая этническая общность основывается на живом общении и взаимовлиянии отдельных этнических групп: наций, народностей, племен. Она развивается за счет перечисленных выше основных элементов.

Этнические общности в современном мире находятся в процессе постепенного преобразования, взаимодействия и смешения. Этнический состав населения государств мира повсеместно (за редким исключением) смешанный, состоит из различных групп, отличающихся языком, религией, обладающих разным уровнем национального самосознания и другими этно-культурными различиями. В мире существуют малые и средние страны, населенные преимущественно одним-двумя народами, такие как Тунис и Бурунди, Португалия и Венгрия, Исландия и Нидерланды. Эти страны условно можно считать моноэтническими.

Наряду с этим, можно выделить суперэтносы, проживающие в крупных государствах, образованных из многочисленных народов, обладающих своей субкультурой, такие как Россия, Индия, Китай, Индонезия, Судан. Эти страны можно назвать полиэтническими . В этих странах разные этнические группы населения являются носителями своей религии, языка, обычаев и образа жизни, нередко сильно отличающихся от основной культуры, принятой как государственная. Эти различия усложняются в настоящее время в связи с усилением миграционных процессов, с возникновением новых государственных границ, объединяющих разные нации и народности, разные языки и культуры, с взаимным проникновением и смешением различных религиозных течений. Внутри этносов возникают этно-конфессиональные группы – часть населения страны или какого-либо народа, культурно-бытовое своеобразие которой может являться следствием изоляции (или самоизоляции), связанной с религиозной принадлежностью.

В России сложился уникальный союз народов, говорящих на разных языках и исповедующих разные религии и верования. Предпосылки этого объединения народов были созданы самой природой. В результате соединение и сплав европейской и восточной культур преобразовались в особый социо-культурный синтез – евразийский.

Россия – одно из самых многонациональных государств мира: в ней насчитывается 140 национальностей и 40 входящих в них малых этнических групп. На основе переписи 2002 г. было выявлено 23 национальности, численностью боле 400 тыс. человек. Наиболее многочисленны в России русские – 115 млн. 889 тыс. человек (79,8% общей численности населения); татары – более 1 млн человек (3,8%), украинцы (2,0%), башкиры (1,2%), чуваши (1,1%), чеченцы (0,9%), армяне (0,8%); аварцы, белорусы, мордва (по 0,6%); казахи (0,5%); азербайджанцы, даргинцы, кабардинцы, марйцы, немцы, осетины, удмурты (по 0,4%); буряты, ингуши, кумыки, лезгины, якуты (по 0,3%). Доля других народов еще меньше. Особое место среди народов России занимают коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока, ведущие традиционный образ жизни, связанный с кочевым природопользованием (их более 20). Кроме того, в России проживают иностранные граждане, подавляющая часть которых (88%) – выходцы из государств – членов СНГ. Среди них наиболее многочисленны граждане Украины, Азербайджана, Армении.

Таким образом, следует понимать, что состав населения и этно-культурные особенности стран мира складываются прежде всего на основе их длительного исторического развития, в ходе взаимодействия разных расовых и этнических групп, обладающих своим языковым и религиозным своеобразием, своей этнической культурой, а также под влиянием современных миграционных процессов.

Контрольные вопросы и задания

    Что изучает антропологическое страноведение?

    Перечислите названия наук, занимающихся изучением человека, его расселением и размещением на Земле.

    Назовите основные расы и их антропологические признаки.

    Перечислите основные факторы расообразования и объясните их.

    Покажите на карте мира основные ареалы расселения больших рас.

    Дайте определения этноса и этнической общности.

    Назовите исторические этапы развития этнических общностей.

    Приведите примеры этнических общностей в современном мире.

    Дайте определение цивилизации.

    В чем отличие цивилизаций от этнических общностей?

    Приведите примеры существующих цивилизаций и покажите их на карте мира.

    К какой цивилизации относится Россия?

    На основе каких факторов формируется этнический и национальный состав населения мира?

    Приведите примеры моноэтнических и полиэтнических стран мира.

    Назовите количество национальностей, объединенных в России и наиболее многочисленные народы нашей страны.

11. ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ

Этносы (этнические группы) – большие группы людей, связанные общностью культуры, языка, обычаев, верований, традиций. Например, славянская этническая группа, состоящая из славянских народов: западных славян (болгары, чехи, словаки), южных славян (сербы, хорваты, македонцы) и восточных славян (русские, украинцы, белорусы).

В этнических группах выделяют племена, народности, нации. В современном мире насчитывается до 5000 этносов, из которых в России проживает более 100 этносов.

Нация (народность) – группа, проживающая на коренной территории, обладающая общим языком, культурой, экономической и политической деятельностью, схожим менталитетом и осознающая себя как общность.

Национальное самосознание – отражение в сознании народа представлений о месте своего народа в мире, его роли, о национальных интересах своего народа, о его единстве и историческом опыте.

Различают два понятия:

1) коренная нация – народность, составляющая большинство населения государства;

2) этническое (национальное) меньшинство – малочисленные народности по сравнению с другими народами, проживающими в государстве. Национальные меньшинства находятся в недоминирующем положении, хотя и проживают испокон веков на своей территории, обладают этнокультурной спецификой и желанием ее сохранить. Национальные меньшинства (ханты, коми, карелы) хотя и не являются доминирующими, но не должны ощущать социально-психологическую нагрузку или дискриминацию.

Дискриминация (от лат. различение) – ущемление национальных интересов и гражданских прав каких-либо национальных групп внутри государства (например, расовая дискриминация, дискриминация этнического меньшинства).

Диаспора – большие группы определенной народности, проживающие вне коренной территории (армяне в Турции, грузины в Москве и т. д.). Представители диаспоры, проживая за пределами своей Родины и своего народа, осознают себя его частью.

Национализм – политическая нетерпимость к другим народам, основанная на идее национального превосходства собственной нации, т. е. это национальная нетерпимость. Национализм можно рассматривать как политическое движение, стремящееся к завоеванию политической власти и пропагандирующее приоритет интересов собственного народа над другими.

Причины национализма: неравномерное экономическое развитие, несовпадение территориальных границ, социальные противоречия, ущемление политических и национальных прав «малых народов» и т. д. Национализм – это реакционное и противоречащее законам экономического, политического развития явление. Чаще всего национализм возникает в психологии маргинальных групп, ущемленных обществом и не желающих самореализовать себя и достигнуть даже минимального уровня материального благосостояния.

Из книги Секретные войны Советского Союза автора Окороков Александр Васильевич

ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ С КУРДИСТАНОМ. 1919-1991 ГГ Краткая историческая справкаКурдистан – горная область в Западной Азии, населенная в основном курдами. Ее большая часть расположена в пределах Армянского и Иранского нагорий. Название применяется главным

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЭТ) автора БСЭ

Из книги Политология: хрестоматия автора Исаев Борис Акимович

Раздел XII Социальные общности как политические акторы В политическом процессе значительную роль играют социальные общности, которые выступают субъектами, творцами политики. К таким социальным общностям в первую очередь относят правящие элиты и группы интересов.

Из книги Как путешествовать автора Шанин Валерий

Этнические рестораны Во всех туристических районах есть рестораны не только местной, но и иностранной кухни – чаще всего французской, итальянской, средиземноморской, турецкой, китайской, русской.По статистике, в Германии, например, самые популярные этнические рестораны

Из книги Основы социологии и политологии: Шпаргалка автора Автор неизвестен

28. СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ, ИХ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ И ТИПЫ Общество является целостным, но не однородным. Круг людей, которые взаимодействуют в обществе, велик, и возникает необходимость в образовании общностей. Общность образуется только в том случае, если люди вступают в

Из книги Социология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

37. СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ. ПОНЯТИЕ «СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА» Социальные общности – это реально существующие, наблюдаемые совокупности индивидов, отличающиеся своим положением в обществе. Они выступают в качестве самостоятельного субъекта. Как правило, эти общности

Из книги Обществознание: Шпаргалка автора Автор неизвестен

11. ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ Этносы (этнические группы) – большие группы людей, связанные общностью культуры, языка, обычаев, верований, традиций. Например, славянская этническая группа, состоящая из славянских народов: западных славян (болгары, чехи, словаки), южных славян

Из книги Наркомафии [Производство и распространение наркотиков] автора Белов Николай Владимирович

Этнические банды Однажды полицейским Нью-Йорка удалось обнаружить и разгромить лабораторию по производству героина, расположенную в городе. Блоки тайваньского белого героина к моменту появления агентов федеральной службы были еще не размолоты и не переработаны.Поток