Министерство образования и науки Краснодарского края
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
"Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта"

Методическая разработка урока
«Приготовление первых блюд»

Разработала
преподаватель английского языка
Волошина Наталья Ивановна

Кропоткин, 2015

Тема урока: Приготовление первых блюд
Цели урока:

Образовательная:
научить составлять технологические карты первых блюд;
научиться строить диалог, монологические высказывания, задавать вопросы и отвечать на них;
научить применять в разговорной речи новые лексические единицы по теме;
уметь применять полученные знания на практике.

Развивающая:
развить у обучающихся познавательный и профессиональный интерес к технологиям приготовления первых блюд;
содействовать формированию познавательного интереса к выбранной профессии;
развивать познавательную, творческую активность, развивать память, логическое мышление, воображение.

Воспитательная:
воспитывать чувство уверенности в себе, творческого подхода к выполнению задания, интереса и стремления к познанию профессии;
воспитание культуры труда;
воспитывать умение работать в коллективе (в парах, подгруппах, индивидуально).
Задача урока: обобщить и систематизировать ЗУН по изученной теме.

Тип урока: интегрированный.

Методические приёмы: опережающее обучение;
работа с презентацией;
работа с дидактическим материалом;
частично – поисковый;
репродуктивный;
объяснительно – иллюстративный.

Методическое обеспечение: персональный компьютер, мультимедийный поектор, дидактический материал.

Межпредметные связи: «Английский язык», « Технология», «Товароведение пищевых продуктов», «Физиология питания, санитария и гигиена».

Педагогические технологии: технология сотрудничества, ИКТ, технология развивающего обучения, здоровьесберегающие технологии, проблемное обучение.

Используемая литература:
Анфимов Н.А., Татарская Л.Л. «Кулинария»., М.: Издательский центр «Академия» 2005.
Сборник рецептур люд и кулинарных изделий., М.: Издательский центр «Академия» 2005.
Качурина Т.А. «Кулинария» рабочая тетрадь., М.: Издательский центр «Академия» 2008.
Интернет ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]; [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Заключительное слово преподавателя. Slide -13
Teacher:
- You"ve learned a lot of about cooking the first courses. I hope that this knowledge will be useful to you in your future profession and working. Our lesson is over. Thank you for the good work.
Goodbye.

Application – 1
«Cooking the first courses»

The students’ answers:
Student 1:
Borsch is the Ukrainian national dish. Soup is prepared on the bone broth , mushroom broth, vegetarian .
Traditional lunch in the Ukraine started with the borsch. It so happened that on the table, but bread and lard with garlic, mistress [
·m
·str
·s] and there was nothing to put, but if it was borsch - consider that the dinner was very good.

Student -2:
Pickle is a soup with pickles. One hundred years ago, the pickle was not called soup, it was... a pie.
In the books of N. Gogol can be found: "pickle - chicken pot pie, buckwheat [
·b
·kwi
·t] cereal [
·s
·
·r
·
·l], in the filling is added to the brine , chopped eggs".
The main word "brine," that is, a solution of salt, or liquid [
·l
·kw
·d] generated [
·
·en
·re
·t] during pickling cucumbers or pickled cabbage. The word "pickle" is a native Russian. Pickle - dish vintage [
·v
·nt
·
·], only it was called before "Kala". It was cooked with eggs, meat, chicken, kidney [
·k
·dn
·], and not only on cucumber brine, but lemon water and served with cakes and pies.

Student 3:
" Shchee is the meat soup, not the usual prohibitively
bad meat soup, and wonderful Russian dish with fat from various [
·v
·
·r
·
·s] meats, eggs, sour cream and herbs . In fact, it seems to me, impossible to eat anything after shcheer» , - Knut Hamsun (Norwegian writer)

Application – 2
«Cooking the first courses»

Technology card
"Ukrainian borsch"

Product name
Gross weight
Net weight

Beetroot
150
120

Cabbage fresh or pickled
100
80

Potatoes
213
160

Carrots
50
40

Onion
36
30

Tomato puree [
·pj
·
·re
·]
30
30

Garlic
4
3

Vegetable oil
20
20

Wheat flour
6
6

Shpik
10,4
10

Sugar
10
10

Vinegar 3% [
·v
·n
·g
·]
10
10

Sweet pepper
27
20

Broth
700
700

Output
-
1000

Application - 3
«Cooking the first courses»

Physical exercises.

One, two - take a cabbage. Один, два - возьми капусту.
Three, four – quickly trim . Три, четыре - почисть её.
Five, six - finely cut. Пять, шесть- нашинкуй.
Seven, eight - put it into the pan. Семь, восемь - в кастрюлю бросим. Nine, ten – му soup is ready. Девять, десять – мой суп готов.
Do it again.

Application - 4
«Cooking the first courses»

Match the English proverbs with Russian equivalents.

1) The appetite comes with eating.
a) О вкусах не спорят.

2) After dinner sleep a while, after supper walk a mile.
b) Яблоко в день и не знай врачей.

3) An apple a day keeps the doctor away.
c) Аппетит приходит во время еды.

4) Don’t live to eat, but eat to live.
d) После обеда поспи немного, после ужина прогуляйся с милю.

5) Tastes differ.
e) Не жить, чтобы есть, а есть, чтобы жить.

Application - 5
«Cooking the first courses»
Technology card
«Solyanka»

Product name
Gross weight
Net weight

Technology card
"Soup kharcho"

Product name
Gross weight
Net weight

Application -5
«Cooking the first courses»

Technology card
"Pickle Leningrad"

Product name
Gross weight
Net weight

Technology card
« Okroshka»

Product name
Gross weight
Net weight

Application -5
«Cooking the first courses»

The standard answers
Technology card
"Pickle Leningrad"

Product name
Gross weight
Net weight

Potatoes
200
150

Rice
15
15

Carrots
25
20

Parsley (root),
7
5

Onion
12
10

Pickles
35
30

Tomato puree
15
15

Butter
10
10

The broth
350
350

Products: rice, potatoes, carrots, butter, parsley (root), the broth, onion, pickles, tomato puree.

Technology card
« Okroshka»

Product name
Gross weight
Net weight

Beef
109
80

Bread kvass
250
350

Green onion
27
30

Cucumbers
75
60

Potatoes
68
50

Radishes
5
5

Prepared mustard
2
2

Sour cream
15
15

Products: sour cream, sugar, cucumbers, beef, potatoes, bread kvass, eggs, prepared mustard, green onion, radishes.

Application -5
«Cooking the first courses»

The standard answers

Technology card
«Solyanka»

Product name
Gross weight
Net weight

Beef
55
40

Boiled ham
25
20

Sausages
22
20

Kidney beef
60
50

Onion
50
40

Pickles
50
30

Potatoes
80
60

Tomato puree
25
25

Butter
12
12

The broth
350
350

Sour cream
30
30

Products: butter, beef, pickles, sour cream, boiled ham, the broth, potatoes, kidney beef, tomato puree, onion, sausages.
Technology card
"Soup kharcho"

Product name
Gross weight
Net weight

Rice
36
35

Onion
50
40

Butter
20
20

Tomato puree
15
15

The spicy sauce
15
15

Garlic
4
3

Parsley (green)
20
15

Spices
1
1

Products: tomato puree, parsley (green), rice, butter, spices, onion, the spicy sauce, garlic.

Application - 6
«Cooking the first courses»

Divide the words into three columns
Potatoes, beef, bread kvass, rice, beets, fresh cabbage, carrots, green onions, cucumbers, parsley (root), vegetable oil, onion, eggs, cucumbers, tomato puree.
borsch
pickle
okroshka

картофель - potatoes
говядина - beef
свекла - beets
крупа рисовая - rice
квас хлебный - bread kvass
капуста свежая - cabbage fresh
морковь - carrots
лук зелёный - green onion
петрушка (корень) - parsley (root)
огурцы свежие - cucumbers
масло растительное - vegetable oil
лук репчатый - onion
томатное пюре - tomato puree
огурцы соленые - pickles
яйца - eggs

The standard answers

borsch
pickle
okroshka

potatoes
potatoes
beef

beetroot
rice
bread kvass

cabbage fresh
carrots
green onion

carrots
parsley (root)
cucumbers

vegetable oil
onion
potatoes

Tomato puree
pickles
eggs

Application - 7
«Cooking the first courses»

The dialogue -1.
- How are you? I haven"t seen for ages.
- I am OK.
- I want my mother to make a surprise to prepare the potato soup with meatballs. You study at the «Cook» faculty [
·fжk
·lt
·] help me, please. What products need I buy?
- You need buy the following: minced meat , potatoes, onions,....
- When the broth comes to a boil, how long does it need to boil?
-10 minutes.
Thanks I go for groceries [
·gr
·
·s
·r
·].
- Good - bye.
- Good – bye.

The dialogue - 2.
-Hello.
- Hi.
- How did you spend your summer vacation?
- Very well. I was at my grandma.
- What were you treated?
- My grandmother excellent cooks a country cabbage soup.
- Wow! What dish is this?
- Shchee is a national Russian dish.
- What made is it?
- It is prepared from fresh sauerkraut [
·sa
·
·kra
·t] квашеная капуста, sorrel [
·s
·r
·l] щавель and spinach [
·sp
·n
·
·], and sometimes from young nettles .
- Is it tasty?
- Yes, of course. Come to me and I"ll treat you its
- Bye.
- Bye.

13 PAGE \* MERGEFORMAT 141915

Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Данный открытый урок снят на видео 21 января 2016 года на базе МБОУ СОШ №21 г. Нижнекамск Нижнекамского района Республики Татарстан в рамках муниципального конкурса профессионального мастерства «Учитель года - 2016».

В классе в момент съемки присутствовали 20 учащихся 8 класса МБОУ СОШ №21, 16 членов жюри – методисты управления образования г. Нижнекамск, а также учителя и конкурсанты, съемочная группа операторов.

Учащиеся с которым велась работа, были мне не знакомы, следовательно при построении урока мною были учтены и рассмотрены по мере возможности различные ситуации.

Данный видеоролик содержит материал, где я делюсь собственным опытом использования и апробирования моей методической темы «Применение информационно – коммуникационных технологий в педагогической деятельности». Современных детей, которые с рождения приучены гаджетам, увлечь и удивить стоит большого труда. Особенно если кабинет физики с момента открытия школы не обновляется. Интерактивной доски в кабинете не имеется, не смотря на это, с помощью ноутбука и проектора преодолеваю это «препятствие» и нахожу решение как более доступно и интересно преподать урок.

Цели урока:

Предметная: Сформировать понятие «напряжение». Ввести единицы измерения напряжения. Познакомить учащихся с правилами измерения вольтметром. Совершенствовать практические навыки по сборке электрической цепи, чтению и изображению схем, измерения напряжения.

Задачи урока:

а)формирование представлений о напряжении, организация усвоения основных понятий по данной теме, формирование научного мировоззрения учащихся(предметный результат).

б)развитие умения генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, работать в группе, пользоваться альтернативными источниками информации, формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, при работе с текстом учебника(метапредметный результат).

в)формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к физике при анализе физических явлений, формирование мотивации постановкой познавательных задач, раскрытием связи теории и опыта, развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления(личностный результат).

Методы обучения:

репродуктивный, проблемный, эвристический.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся:

коллективная, индивидуальная, групповая.

Средства обучения:

учебник, лабораторное оборудование, карточки рефлексии, разноуровневый дидактический материал, ноутбук, проектор, интернет.

Тип урока

Изучение нового материала

Работа электрического тока. Напряжение, единица напряжения – 1 Вольт. Вольтметр. Измерение напряжения.

Оборудование

Вольтметр, источник тока, лампочка, соединительные провода, ключ, раздаточный материал.

Выставка рисунков по теме «Электричество»

Физическая газета – дополнение рубрики «Это должен знать каждый», «Исторические сведения», «Факты»…

Демонстрации

Измерение напряжения на различных участках в цепи

План урока

Ход урока

Запасной вариант положения

1) Организационная часть:

Добрый день, ребята! Меня зовут Ахметова Айзаря Занифовна. Всем хорошего настроения и удачной работы. Присаживайтесь.

1 слайд

Девиз урока: «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я понимаю» (Китайская пословица)

2) Проверка знаний:

2 слайд

Посмотрите внимательно на экран. Что мы видим на картине? (поле). В жизни это поле мы видим, а с точки зрения электричества поле существует? (да, электрическое)

3-4 слайд;

3 анимация «Эл.Ток»

А теперь что наблюдаем? (течение воды в трубе). А в электричестве что может протекать? (эл. ток)

Стихотворение

(работа в парах, дается 3 ученикам)

1 уч. работает у доски,

2 – работа в парах. (одновременно)

«Как вычисляется сила тока?» – стихотворение

Я не зря себя хвалю,
Всем и всюду говорю,
Что я физику люблю,
Что я физику учу.
Как-то раз придумал я
Решить задачу.
Без сомненья,
Мне известно было тут
Время, ровно 5 минут.
Но одно я не пойму,
Что ж такое q ?
Силу тока мне найти
Совсем не трудно:
Нужно заряд на время разделить,
И это будет чудно!

Ответ. 8 А

5 слайд

Одновременно игра «верю не верю» с остальным классом.

Чему равна сила тока в цепи, если заряд равен 2,4 кКл?

Ребята у вас на парте лежат сигнальные карточки зеленого и красного цветов. Я зачитываю предложения, а вы в течении 3 секунд должны поднять красную карточку,если вы не согласны с утверждением, зеленую – если согласны.

  1. Упорядоченное движение заряженных частиц – этоЭлектрическое поле(эл. ток ). кр. карточка
  2. Сила тока обозначается буквой I. зел карточка
  3. Единица силы тока Кл. (А) кр. Карточка
  4. Прибор для измерения силы тока - электроскоп. (Амперметр) кр. Карточка
  5. Тела, которые проводят электрический ток, называются проводники. зел карточка.

Проверка. Самооценка.

Проверка у доски задачи.

6 слайд Самооценка.

А сейчас проверим. Кто на все вопросы правильно ответил. Ставит себе 3 балла, если ошиблись 1-2 раза - ставим 2 б, если 3 и более – ставим 1 балл. Отметьте на полях в тетрадях или на листочках у себя.

Демонстрация движения груза с динамометром

7 слайд

Из курса 7 класса вы знакомы с термином механическая работа.

  1. Чем вызвано Движение тела? (приложенной силой)
  2. Сила совершает…? (А)
  3. Чем вызвано движение заряда в цепи?(ЭП)
  4. Электрическое поле совершает работу

Анимация 2

– Создадим аналогичную ситуацию с электричеством?

Т.е. если в механике существует механическая работа, то в электричестве …? (Сущ-ет работа тока)

– И эту работу совершает…. (ЭП)

К какому выводу из сказанного мы можем прийти?

Определение

Работу сил электрического поля, создающего электрический ток, называют работой тока.

В процессе такой работы энергия электрического поля превращается в другой вид энергии – КАКУЮ? (механическую, внутреннюю и др.)

ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ РАБОТА ТОКА?

(от силы тока, т. е. электрического заряда, протекающего по цепи в 1 с) – в этом вы убедились на предыдущих уроках и при выполнении Л/Р.

Исследование

Разделившись на 2 группы, ученики замыкают собранные цепи.

Сравнить показания амперметра на рис. 63 и 64

Анимация 3

(Демонстрация лампы)

А теперь, ребята, у каждого из вас н парте имеется листочки с надписью «Исследование». На оборотной стороне написано слово. (На листочках написаны Диэлектрики: дистиллированная вода, стекла, пластмассы, бензол, масла, слюда, фарфор, воздух, резина, смолы различные, дерево;

Проводники: растворы солей, растворы кислот, серебро, медь, алюминий, золото, вода, графит, медь,) На 2 партах надписи ДИЭЛЕКТРИК и ПРОВОДНИК. На слайде прописано группа диэлектриков и проводников. Каждый находит свой слово в группе и идет к тому столу, где стоит карточка с этим названием. Ребята делятся т.о. на 2 группы и проводят исследование: замыкают собранную цепь..

Ребята, посмотрите на показания амперметра. Озвучьте каждая группа.(Называет каждая группа).

Если в цепи с осветительной лампой амперметр показывает меньшую силу тока, а через цепь с лампой от карманного фонаря проходит больший ток, то почему же яркость лампочек различна? (ответы ребят)

Идеализированный, частный случай, когда показания амперметров одинаковы.

Значит, работа тока зависит не только от силы тока, но и

от другой величины…. (которую называют электрическим напряжением или просто напряжением)

3) Изучение нового материала:

Так вот, сегодня мы узнаем, что такое напряжение, научимся его измерять, познакомимся с его основными характеристиками.

Записать число и тему урока в тетради

(На доске)

Тема нашего урока: «Электрическое напряжение. Единицы напряжения»

План на доске и 1 один на парту

При знакомстве с новой величиной будем пользоваться уже известным нам планом .

Ребята, найдите в учебнике определение, кто нашел - прочтите классу.(стр.91)

Определение

Электрическое напряжение – это физическая величина, характеризующая электрическое поле

Определение

Вывод: напряжение показывает, какую работу совершает эл. поле при перемещении единичного положительного заряда из одной точки в другую.

Обозначение

Прописываю на доске, одновременно со слайдом

- Обозначается напряжениеU ;

- работа А;

- заряд буквойq ;

Исходя из определения напряжения: зная работу тока на данном участке цепи и весь эл. заряд, прошедший по этому участку, мы можем составить уравнение, т. е. работу тока при перемещении единичного эл. заряда:

Карточка с заданием.

Формула для вычисления

Анимация 4

U = A / q → A = Uq ; q = A/U

(Мини сообщение)

Заранее дать одному ребенку

- Этот портрет вам знаком? (Да, Алессандро Вольта) Как вы думаете единица электрического напряжения как называется? (Вольт). Обозначение напряжения В .

Обратимся к формуле напряжения и попробуем вывести единицу измерения.

U = A / q ; 1 В = 1Дж/Кл

Единицы измерения

За единицу напряжения принимают, такое эл. напряжение на концах проводника, при котором работа по перемещению эл.заряда в 1 Кл по этому проводнику равна 1 Дж: 1 В = 1Дж/Кл

На следующем уроке вы познакомитесь с прибором для измерения напряжения – вольтметр. Подключается он в цепь параллельно, попробуете собрать цепь с использованием вольтметра.

Слайд 12

Прибор для измерения

Обозначение на схеме

Правила подключения

- Как понять смысл напряжения?

Электрический ток подобен течению воды в реках и водопадах, т.е. подобен течению воды с более высокого уровня на более низкий. Заряд q соответствует массе воды, а напряжение – разности уровней, напору воды в реке.

Слайд 13

Работа, совершаемая падающей водой, зависит от её массы и высоты падения, следовательно, зависит от потенциальной энергии. Чем больше разность уровней воды, тем большую работу совершает вода.

Работа силы тока зависит от электрического заряда и напряжения на этом проводнике. Чем больше напряжение на участке цепи, тем больше работа тока при той же величине заряда. В 10 классе мы будем работу электрического поля выражать через разность потенциальной энергии.

Если в цепи нет напряжения, то в ней нет и электрического тока (как нет течения в озере или пруде при отсутствии разности уровней в рельефе).

4) Домашнее задание:

записано на доске заранее

§39-40, пройти тестирование с использованием телефона по теме «Электрическое напряжение».

Творческий проект.

Слайд 14

Класс работает над творческим проектом.

Попробуем написать свою картину? Ее нужно будет пояснять с точки зрения электричества.

Если не успеваю, тогда

Домашняя работа

Рефлексия (на рисунок лампочки прикрепляют зеленые и красные кружочки при помощи магнитиков). (1 мин)

На доске прикреплен ватман, на котором нарисована лампочка. Перед уходом.

ПЛАН (на доске)

  1. Определение
  2. Обозначение
  3. Единицы измерения
  4. Формула для вычисления
  5. Каким прибором измеряется
  6. Обозначение на схеме
  7. Правила подключения в цепи

Мини – сообщение

ВОЛЬТА Алессандро - итальянский естествоиспытатель, физик, химик и физиолог. Его важнейшим вкладом в науку явилось изобретение источника постоянного тока, сыгравшее определяющую роль в дальнейших исследованиях электрических и магнитных явлений.

Индивидуальная карточка на сильных учащихся

  1. Определите напряжение на участке цепи, если при прохождении по нему заряда в 15 Кл током была совершена работа 6 кДж?
  2. При переносе 60 Кл электричества из одной точки электрической цепи в другую за 12 мин совершена работа 900 Дж. Определите напряжение и силу тока в цепи.

Методическая разработка урока по физике « Электроизмерительные приборы»

Тема: «Электроизмерительные приборы»

Цели урока:

Образовательные :

    рассмотреть с обучающимися устройство электроизмерительных приборов;

    повторить понятие силы Лоренца, определить от каких величин она зависит;

    повторить правило левой руки; определение направления вектора силы Лоренца с помощью правила левой руки

    экспериментально пронаблюдать действие силы Лоренца;

    научить применять эти знания в ходе решения задач.

Развивающие :

    способствовать развитию познавательного интереса обучающихся через наблюдение действия силы Лоренца.

    сформировать у обучающихся представление о практическом использовании законов и теорий; как действие магнитного поля на рамку с током применяют в электроизмерительных приборах.

Воспитательные :

    воспитывать у обучающихся дисциплинированность, внимание, аккуратность при ведении записей в тетради;

    воспитывать у обучающихся терпение, силу воли, усердие в ходе решения задач;

    способствовать формированию научного мировоззрения обучающихся;

Тип урока: Комбинированный

Оборудование урока:

АРМ преподавателя

Полосовой магнит, амперметр, вольтметр, мультиметр, резистор, соединительные провода, выключатель (ключ), гальванометр.

Ход урока

Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Кто сегодня отсутствует?

На сегодняшнем уроке мы проверим Д/З, повторим материал прошлого урока , изучим новую тему.

Проверка домашнего задания.

1. Какова индукция магнитного поля, в кото­ром на проводник с длиной активной части 5 см действу­ ет сила 50 мН? Сила тока в проводнике 25 А. Проводник расположен перпендикулярно индукции магнитного поля.

2. С какой силой действует магнитное поле ин­дукцией 10 мТл на проводник, в котором сила тока 50 А, если длина активной части

3. Вопросы фронтального опроса:

    Чему равен модуль вектора магнитной индукции?

    В каких единицах измеряется маг­нитная индукция?

    Дайте определение понятия линий магнитной индукции.

    В чем состоит характерная особенность линий магнитной индукции?

    Почему линии индукции магнитного поля, создаваемого катушкой с током, имеют практически такую же конфигурацию, как и линии индукции полосового постоянного магнита?

    Какой полюс магнита называют северным; южным?

    Почему магнитное поле действует на магнитную стрелку?

    Сформулируйте закон Ампера. Запишите его математическое выражение.

    Как ориентирована сила Ампера относительно направления тока и вектора магнитной индукции?

    Сформулируйте правило левой руки. Как определить направление силы Ампера с помощью правила левой руки. (ответ у доски)

    Получение формулы Силы Ампера и силы Лоренца (ответ у доски)

Оценивание ответов обучающихся.

Объяснение новой темы.

Тема нашего урока «Электроизмерительные приборы. Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца» Запишите.

Беседа. Ориентирующее действие маг­ нитного поля на контур с током используют в электроиз­ мерительных приборах магнитоэлек­трической системы - амперметрах и вольтметрах.

. Измерительный прибор магнито­ электрической системы устроен сле­ дующим образом. На легкой алюминиевой рамке 2 прямо­ угольной формы с прикрепленной к ней стрелкой 4 намотана катушка. Рамка укреплена на двух полуосях 00". В положении равновесия ее удерживают две тонкие спиральные пружины 3. Силы упругости со сто­ роны пружин, возвращающие ка­ тушку в положение равновесия, про­ порциональны углу отклонения стрел­ ки от положения равновесия. Ка­ тушку помещают между полюсами постоянного магнита М с наконечни ками специальной формы. Внутри катушки расположен цилиндр из мягкого железа 1. Такая конструк­ ция обеспечивает радиальное на­ правление линий магнитной индук­ции в той области, где находятся витки катушки. В резуль­ тате при любом положении катушки силы, действующие на нее со сторо­ны магнитного поля, максимальны и при неизменной силе тока постоян­ ны. Векторы и - изображают силы, действующие на катушку со стороны магнитного поля и повора­чивающие ее. Катушка с током по­ворачивается до тех пор, пока силы упругости со стороны пружины не уравновесят силы, действующие на рамку со стороны магнитного поля. Увеличивая силу тока в 2 раза, мы обнаружим, что стрелка поворачива­ется на угол, вдвое больший, и т. д. Это происходит потому, что силы, действующие на катушку со стороны магнитного поля, прямо пропорцио­нальны силе тока: F m ~ I . Благодаря этому можно определить силу тока по углу поворота катушки, если проградуировать прибор. Для этого надо установить, каким углам поворо­ та стрелки соответствуют известные значения силы тока.

Такой же прибор может изме­рять напряжение. Для этого нужно градуировать прибор так, чтобы угол поворота стрелки соответствовал определенным значе­ниям напряжения. Кроме того, соп­ротивление вольтметра должно быть много больше сопротивления ампер­метра.

Преподаватель демонстрирует обучающимся ампер­метр и вольтметр.

Обязательно загляните внутрь измерительного прибора и найдите все элементы его устройства, о ко­торых шла речь.

Обучающиеся подходят к столу преподавателя и рассматривают приборы.

Закрепление знаний.

Как устроен измерительный прибор магнитоэлектрической системы?

Почему магнитные силы, действующие на проводники катушки прибора, не зависят от угла поворота катушки?

Что удерживает рамку от вращения в магнитном поле?

Чем амперметр отличается от вольтметра?

Дополнительный материал.

Электроизмерительные приборы используются в промышленности, энергетике, научной области, в быту. Классифицируются электроизмерительные приборы по разным критериям.

Например, по единицам измеряемых величин . Это видно на шкале прибора, где стоит латинская буква (А,V, W…) или указано полное наименование.

Вторым важным признаком приборов является род тока: постоянный или переменный .

Третьим отличительным признаком является класс точности , начинающийся от 0,05 до 4.

Класс точности демонстрирует абсолютную точность прибора и его базовую погрешность при измерениях. При эксплуатации определяющую роль играет надежность и эргономичность приборов.

Внутреннее устройство приборов отличается типами систем. Существует класс приборов электростатической системы: электрометры, электростатические вольтметры.

Класс приборов магнитоэлектрической системы, где используется взаимодействие магнита

1. Индукция однородного магнитного поля В = 0,3 Тл направлена в положительном направлении оси X . Найдите модуль и направление силы Лоренца, действующей на про­тон, движущийся в положительном направлении оси У со скоростью v = 5 10 6 м/с (за­ряд протона е + = 1,6 10 -19 Кл).

Итог урока.

Действие магнитного поля на электрический ток используют в устройстве электроизмерительных приборов. Они представляют собой класс устройств, применяемых для измерения величин: силы тока, напряжения, частоты, емкости, сопротивления, индуктивности…

Электроизмерительные приборы используются в промышленности, энергетике, научной области, в быту. Объявление оценок

Домашнее задание.

§ 22; записи в тетради, № 837, 838 (Рым.)

Рефлексия.

Лабораторная работа 1
Тема: Электроизмерительные приборы и измерения.

Цель работы: Изучение электроизмерительных приборов, используемых в лабораторных работах, выполняемых на стенде.

Ход работы:

1.1 Изучение паспортных характеристик стрелочных экспериментальных приборов.
Таблица 1 - Характеристика электроизмерительных приборов.
Наименование приборов Мультиметр
Система измерительного механизма Электромагнитная
Предел измерения 100
Число делений шкалы 100
Цена деления 1
Минимальное значение измеренной величины 1
Класс точности 1
Допускаемая максимальная абсолютная погрешность 1%
Род тока Постоянный и переменный
Нормальное положение шкалы Горизонтальное
Прочие характеристики Переносной
1.2 Ознакомится с лицевой панелью мультиметра. При проведение измерений в электрических цепях широкое применение получили цифровые мультиметры –комбинированные цифровые измерительные приборы, позволяющие измерять постоянное и переменное напряжение, постоянный переменный ток, сопротивления, поверять диоды и транзисторы. Для проведения конкретного измерения необходимо установить переключателем предлагаемый предел измерений измеряемой величины (ток, напряжение, сопротивление) с учетом рода тока (постоянный или переменный). Представления результата измерения происходит на цифровом отсчетном устройстве в виде обычных удобных для считывания десятичных чисел. Наибольшее распространение в цифровых отсчетных устройствах мультиметров получили жидкокристаллические, газоразрядные и светодиодные индикаторы. На передней панели такого прибора находится переключатель функций и диапазонов. Этот переключатель используется как для вы-бора функций и желаемого предела измерений, так для выключения прибора. Для продления срока службы источника электропитания прибора переключатель должен находится в положение “OFF” в тех случаях, когда прибор не использует-ся.
К основным техническим характеристикам цифровых приборов, которые необходимо учитывать при выборе относятся:
- диапазон измерений (обычно прибор имеет несколько поддиапазонов)
- разрешающая способность, под которой часто понимают значение измеряемой величины, приходящееся на единицу дискретности, то есть один квант;
- входное сопротивление, характеризующее собственное потребление прибором энергии от источника измерительной информации;
- погрешность измерения, часто определяемая как +,- (% от считываемых данных + количество единиц разряда).
Мультиметр часто имеет батарейное питание 9В, по-этому перед использованием прибора необходимо проверить батарею электропитания путем включения прибора. Если батарея разряжена, то на дисплее возникает условное изображение батареи. Используемые в стенде «Электротехника» мультиметры питаются от выпрямительного устройства, вмонтированного в модуль.
1.3 Подготовить мультиметр для измерения постоянного напряжения.
Таблица 2 - Измерения постоянного напряжения.
Классы +5 В +12 В -12 В АN ВN CN А-В В-С С-А
Номинальная +4,5 +12,4 -12,1 218 219 220 376 377 377
Измеренное +5 +12 -12 220 220 220 380 380 380
Абс. погр. 0,1 0,4 0,1 1 1 0 4 3 3
Относ. погр. (%) 2 1 0,8 0,9 0,4 0 1,1 1,1 0,8

1.4 Подготовить мульимтер для измерения переменного напряжения. Измерить значения сопротивлений резисторов, указанных преподавателем. Результаты занести в таблицу 3.
Таблица 3 - Измерение сопротивления.
Резистор R1 R2 R3 R4
Номинальное значение сопротивления, (Ом) 10 20 30 40
Измерено, (Ом) 12 21 30 38
Абсолютная погрешность 2 1 0 2
Относительная погрешность, (%) 0,001 4,7 0 5,2
Вывод: изучили электроизмерительные приборы, используемые в лабораторных работах, выполняемых на стенде. Получили представление о пределе измерения, абсолютной и относительной погрешностях и других характеристиках стрелочных электроизмерительных приборов, получение навыков работы с цифровыми измерительными приборами.
Контрольные вопросы.
1. Принцип действия прибора магнитоэлектрической системы основан на явлении взаимодействия магнитного поля, созданного в этом приборе постоянным магнитом, и катушки с током. В результате взаимодействия угол альфа поворота стрелки (катушки, жестко связанной со стрелкой) пропорционален величине тока (J).
Прибор электромагнитной системы состоит из катушки с током и ферримагнитного диска, жестко связанного со стрелкой, который может входить во внутреннюю полость катушки. Так в катушке создается магнитное поле, величина энергии которого пропорционально квадрату тока (J). Угол альфа поворота диска в приборах пропорционален квадрату действующего значения тока(J)
2. Предел измерения –это определение физической вели-чины опытным путем с помощью измерительных приборов.
3. Предел измерения прибора делится на количество штрихов на шкале.
4. Абсолютная погрешность измерения равна разности между результатом измерения и истинным значением измеряемой величины.
А=Ах – А
Относительная погрешность измерения представляет собой отношение абсолютной погрешности измерения к истинному значению измеряемой величины выраженной в %.
бА = А/А*100%
5. Измерительные приборы подразделяются на 8 классов точности: 0,05; 0,1; 0,5; 1,0; 1,5; 2,5; 4,0. Цифра определяющая класс точности указывает на наиболее допустимое для данного прибора значение приведенной основной погрешности (в%)
6. Погрешность при измерении какой-либо величины данным прибором. Чем меньше, тем ближе значения этой величины к верхнему пределу измерения прибора следовательно для лучшего использования точности прибора им следует измерять величины значения к/э соответствует второй половине шкалы прибора.
А= А-Ах
7. Цифровые электроизмерительные приборы имеют высокую точность (погрешность от 0,1 до 1%), больше быстродействие, широкие пределы измерений, легко комплектуются с ЦВМ, которые передают результаты без искажений на неограниченные расстояния.

Урок разработан с применением групповых форм работы, что обеспечивает развитие навыков работы в коллективе, воспитание чувства ответственности, стимулирование мыслительных операций: логическое мышление, умение делать выводы, анализировать, умение составлять тезисы, а также умений объективно оценивать вклад каждого в группе, формирование навыков публичного выступления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

Дисциплина: Электротехника и электроника

Тема: «Электроизмерительные приборы (зачет по теме)»

Разработал: Пономарева О.А. - преподаватель «Нижегородского промышленно-технологического техникума», г. Нижний Новгород

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Урок разработан с применением групповых форм работы, что обеспечивает развитие навыков работы в коллективе, воспитание чувства ответственности, стимулирование мыслительных операций: логическое мышление, умение делать выводы, анализировать, умение составлять тезисы, а также умений объективно оценивать вклад каждого в группе, формирование навыков публичного выступления.

Технологическая карта урока

Тема: Электроизмерительные приборы Зачет по теме)

Тип урока: урок-зачет

Цели урока:

Повторить и обобщить знания по теме «Методы измерений параметров электрических цепей. Конструкции и принцип действия электроизмерительных приборов;

Способствовать развитию способности применения полученных знаний по физике, электротехнике, понимания неизбежности появления погрешности при любом измерении;

Способствовать развитию интереса к учебе, воспитанию дисциплины, умения работать в коллективе.

Оснащение

Электроизмерительные приборы

Учебные таблицы, образцы приборов

Диагностика

Учащиеся знают:

Что измерение какой-либо величины заключается в ее сравнении с такой же по природе величиной, взятой за единицу;

Что во многих случаях измеряется не та величина, которая нужна, а некоторая другая, а искомая затем находится по соответствующей формуле;

Конструкции электроизмерительных приборов различных систем;

Методы измерений параметров эл. Цепей.

Структура урока

Организационный момент 1мин

2. Актуализация знаний (диагностика знаний и умений) 5мин

3. Самостоятельная работа в группах 13мин

4. Презентация результатов работы групп. 23мин

5. Итоги урока. 3мин

Литература:

  1. М.В.Гальперин.Электротехника и электроника.2010
  2. И.А.Данилов, П.М.Иванов.Общая электротехника с основами электроники. М.2013.
  3. М.В.Немцов, М.Л.Немцова. Электротехника и электроника.М.Академия.2015
  4. п/р Б.И.Петленко. Электротехника и электроника.М.2005.
  5. В.С.Попов,С.А.Николаев.Общая электротехника с основами электроники.М.2005
  6. Ю.Г.Синдеев.Электротехника с основами электроники.Ростов-на-Дону.Феникс.2014
  7. В.М.Прошин.Электротехника для неэлектротехнических профессий.М.Академия.2014
  8. В.И.Полещук.Задачник по электротехнике и электронике.М.Академия.2010
  9. - http://elib.ispu.ru/library/electro1/index.htm
  10. - http://ftemk.mpei.ac.ru/elpro/

Технологическая карта урока

Дидактический комментарий

Обоснование

1.Орг. момент

2.Актуализация знаний, диагностика знаний.

Беседа.

Человек так устроен, что всему он должен найти причину, все, что он видит, он должен оценить, измерить.

Прогресс науки и техники достиг такого уровня, что без средств измерений невозможно представить ни научные исследования, ни серьезные успехи в промышленности.

Велико влияние средств измерений и контроля на качество выпускаемой продукции, на возможность обработки больших потоков информации.

В течение нескольких уроков мы знакомились с измерительными приборами различных систем. Сегодня мы повторим и обобщим знания об электроизмерительных приборах (ЭИП).

В качестве повторения, активизации выполним тест «Системы ЭИП» (см. приложение)

3. Самостоятельная работа в группах

Организация групп проводится до занятия в целях экономии времени. Каждая группа выбирает спикера.

Группам выдаются задания (см. приложения)

4. Презентация результатов работы групп.

Требования к выступлению:

Краткость

Логическая последовательность.

Остальные учащиеся контролируют выступающих, отмечают ошибки, дают оценки.

В группах определяют коэффициент участия каждого.

В качестве общего задания- назвать основные неисправности ЭИП.

5. Итоги урока.

Обобщаем материал. Выставляем оценки.

Проверка готовности обучающихся к уроку, Сообщение темы урока, целей, плана урока.

Проанализировать базовые знания, выявить проблемы, оценить знания учащихся.

Выполнение теста.

Работа в группах. Деловое сотрудничество, Работа с учебными таблицами.

Коллективная проверка задания.

Обращение к группе об уточнениях, дополнениях

К выставлению оценок привлекаются учащиеся. Определяем лучшую группу.

Привлечь внимание. Настроить на работу.

Готовить учащихся к активному участию.

Использование опорных схем дает возможность развивать умение анализировать, сравнивать. Воспитание умения работать в коллективе, чувства ответственности.

Стимулирование мыслительных операций: логическое мышление, умений делать выводы. Развитие умений составлять тезисы.

Диагностика усвоения материала. Воспитание

чувства равноценности.

ПРИЛОЖЕНИЯ.

1.Задания для самостоятельной работы.

Группа 1.

1. Дать определения погрешностей измерения.

2. Выбрать вольтметр, у которого большая точность измерения напряжения 30В:

1-й вольтметр с верхним пределом измерений 50В и классом точности 2,5;

2-й вольтметр с верхним пределом 100В и классом точности 1,5.

Группа 2.

1. Рассказать о ЭИП электромагнитной и магнитоэлектрической систем.

2. Требуется измерить эл. Ток в цепи постоянного тока. Какой прибор какой системы необходим? По таблице показать схему включения.

Требуется измерить напряжение в цепи переменного тока. Какой прибор необходим?

Группа 3.

  1. Рассказать о приборах электродинамической системы.
  2. Требуется измерить эл мощность в цепи:

А) постоянного тока

Б) однофазной переменного тока

В)трехфазной переменного тока

Какими приборами это можно сделать? Указать по таблице схемы включения для каждого случая.

Группа 4.

1. Рассказать о приборах индукционной системы.

2.Объяснить устройство прибора (по образцу).

Группа 5.

1. Найти по таблице и объяснить схемы включения приборов для измерения напряжения, эл. тока, эл. напряжения, сопротивления, эл. мощности.

Группа 6.

1.Рассказать о схемах, позволяющих расширить пределы измерений:

а) электрического тока

Б) электрического напряжения

2. ТЕСТ

Системы электроизмерительных приборов

Вопросы:

I. Электроизмерительные приборы предназначены для…

II. Для измерения эл. тока используют…

III. Для измерения эл. напряжения используют…

IV. Мощность эл. тока измеряют…

V.Учет расхода эл. энергии ведут с помощью…

VI.Для измерений в цепях постоянного тока применяют…

VII.Для измерений в цепях переменного тока применяют…

VIII..Для измерений эл. мощности в цепях постоянного и переменного тока применяют…

IXИндукционные приборы действуют на принципе вращающегося магнитного поля и поэтому могут работать только…

Ответы:

1-электромагнитные приборы

2-счетчиков

3-в цепях переменного тока

4-амперметры

5-электродинамические приборы

6-вольтметры

7-ваттметрами

8-контроля за режимом работы агрегатов, линий электропередач, а также учета кол-ва

Выработанной эл. энергии

9-магнитоэлектрические приборы

КЛЮЧ

I II III IV V VI VII VIII IX

8 4 6 7 2 9 1 5 3

Тема урока: Лабораторная работа «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи»

Цели урока:

Предметная: закрепить ЗУН учащихся по теме «Электрический ток», продолжить формирование у обучающихся понятия напряжение, умений и навыков собирать простейшие электрические цепи, сформировать практические навыки измерения напряжения.

Метапредметная : развивать умения наблюдать, сравнивать и обобщать результаты эксперимента; развивать умение логически излагать свои мысли.

Личностная: продолжить развивать интерес к изучению физики, активизировать познавательную деятельность, воспитывать: аккуратность при выполнении работ, организованность, дисциплинированность, умение работать в микрогруппе.

Тип урока: комбинированный.

Урок повторения ранее изученного материала и проведение лабораторной работы.

Оборудование к уроку : компьютер, видеопроектор, интерактивная доска, источник питания, вольтметр, спирали-резисторы-2шт., ключ, соединительные провода.

Этапы урока:

    Актуализация знаний

    1. Сообщение темы и цели урока

Здравствуйте, все ли у вас готово к уроку. Итак, начинаем.

На прошлом уроке мы проходили с вами тему «Электрическое напряжение».

Мы его измеряли?

Поэтому тема сегодняшнего урока, какая будет у нас?

Измерение напряжения

Позволю дополнить тему: на различных участках цепи. Слайд 1.

Откройте рабочие тетради и запишите тему урока.

Сегодня нам с вами предстоит выполнить лабораторную работу «Измерение напряжения на различных участках цепи». Но сначала давайте вспомним и повторим ранее изученный материал по теме электрический ток. Это поможет вам при выполнении работы.

      Повторение изученного материала

Взаимопроверка в парах по вопросам. Слайд 2.

1.Что такое электрический ток? (Упорядоченное движение заряженных частиц)

2.От какого полюса источника тока и к какому принято считать направление тока? (От «+» к «-»)

3. Вспомните элементы цепи и их условное обозначение.

4.Что показывает напряжение? (Напряжение показывает, какую работу совершает электрическое поле при перемещении единичного положительного заряда из одной точки в другую)

5.По какой формуле рассчитывается напряжение?(U = A | q )

6.Единица измерения напряжения? (В-ВОЛЬТ)

7. Как называется прибор для измерения напряжения? (Вольтметр)

8. Как включают вольтметр для измерения напряжения на участке цепи?

(1.Включать в электрическую цепь только параллельно.( Зажимы вольтметра присоединяют к тем точкам цепи, между которыми надо измерить напряжение)

2.Соблюдать полярность.( Вольтметр в цепь включается с помощью двух клемм, имеющих на приборе. У одного из клемм вольтметра стоит знак «+», у другого «-». Клемму со знаком «+» нужно обязательно соединить с проводом, идущим от положительного полюса источника тока)

3.Можно включать в цепь без нагрузки.)

1.3 Проверка знаний и умений

    Назовите название условных обозначений компонентов электрической цепи.

Слайд 3(Волшебное окно)

    Вспомните правила включения вольтметра в эл. цепь. Слайд 4.

    Предлагаю собрать на доске электрическую цепь, состоящую из 2-х эл. ламп, соединенных последовательно, ключа, источника тока и вольтметра, измеряющего напряжение на лампе 1.(на лампе 2, на источнике тока, на 2-х лампах)

А вы зарисуйте схему этой цепи у себя в тетради. Ученик В зарисует схему эл. цепи на доске.

На схеме покажите направление электрического тока и укажите на схеме полярность клемм у вольтметра.

    Физкультминутка(пассивная):

В кабинете физики на одной из стен имеются изображения трёх голубей разного цвета. Под спокойную музыку учащимся предлагается зафиксировать внимание на одном из них, затем закрыть глаза, медленно повернуть голову и мысленно перенести изображение голубя на противоположную стену. То же самое проделывается с остальными изображениями голубей. Тем самым обеспечивается отдых глазам и головному мозгу

    Выполнение лабораторной работы

Рабочие тетради закрываем. Открываем тетради для лабораторных работ(с.8).

Как называется работа? (Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.)

Какова цель работы? (Измерить напряжение на участке цепи, состоящем из двух последовательно соединённых спиралей, и сравнить его с напряжением на конце каждой спирали)

Какие приборы и материалы необходимы для выполнения работы? (источник тока, спирали-резисторы-2 шт., вольтметр, ключ, соединительные провода)

Вольтметр взять с пределом измерения 6 В.

Выполняя работу, соблюдайте ТБ:

ТБ при работе с электроизмерительными приборами. Слайд 5

Осторожно! Электрический ток! Убедитесь в том, что изоляция проводников не нарушена. При сборке электрической цепи аккуратно располагайте провода, а наконечники плотно зажимайте клеммами.

Производите сборку электрических цепей, переключения в них, монтаж и ремонт электрических устройств только при отключенном источнике питания. Выполняйте наблюдения и измерения, соблюдая осторожность, не прикасаться к токоведущим частям, находящимся под напряжением или оголенным проводам. Не включайте цепь без разрешения учителя. На столе не должно быть никаких посторонних предметов. Оберегайте приборы от падения. Не допускайте предельных нагрузок измерительных приборов.

Ребята при выполнении лабораторной работы мы соблюдаем ТБ, а для чего?

Высокое напряжение опасно для жизни. Тело человека и животных очень хорошо проводит электрический ток, поскольку содержит ионные растворы. Тело человека является проводником. Проходя по нему, электрический ток может вызвать повреждение жизненно важных органов, а иногда и смерть человека.

Ребята, давайте вместе с вами выясним какое напряжение опасно для человека и Что будет с человеком, который окажется рядом с упавшим оголенным кабелем,
находящимся под высоким напряжением? Найдите ответ на этот вопрос на сайте Классная физика.

Во всех лабораторных опытах, где используется вольтметр, нужно сначала собирать цепь без него, а затем подключить вольтметр к тому участку, на котором измеряют напряжение. Вольтметр можно переключать от одного участка к другому, не разбирая остальные участки цепи.

Чтобы снимать показания с вольтметра нужно определить цену деления прибора.

    Итоги. К какому выводу вы пришли?

У: Мы научились измерять электрическое напряжение на различных участках цепи. Напряжение на двух последовательно соединенных резисторах равно сумме напряжений на каждом резисторе. U = U 1 + U 2.

Выяснили, что электрическое поле совершает различную работу по перемещению единичного заряда в наших резисторах.

- Почему важно было узнать новую физическую величину напряжение?

У: Высокое напряжение опасно для жизни. Осторожность нужно соблюдать и в работе с небольшими напряжениями. В зависимости от условий даже небольшое напряжение может оказаться опасным.

    Рефлексия. На столе находятся три одинаковых картонных квадрата размером 3x3см. На учительском столе выставляются трое рычажных весов. На весах – таблички: «Я», «Мы», «Дело». Левая чаша весов означает «плохо» , правая «хорошо» . В конце урока учащиеся самостоятельно кладут свои квадраты на ту или иную чашу каждых весов. Таким образом становится наглядно виден результат работы учащихся на уроке и их самооценка.

    Домашнее задание.

Повторить параграфы 39-41, упражнение 16 (1,2).

По данным лабораторного опыта придумать самим задачу и решить.

Каждый ученик получает оценку за выполнение лабораторной работы после проверки тетрадей учителем.