И.М. Сергей

В послании апостола Павла к Римлянам 8, 31-32 мы читаем такие слова: "Если Бог за нас, кто против нас? Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?"

В приведенном тексте Священного Писания содержится основание для уверенности в спасении всякого верующего. Апостол Павел заканчивает свое свидетельство сильными риторическими вопросами: "Если Бог за нас, кто против нас?" Над этими словами мы и поразмышляем. Уверенность в спасении - самая ободряющая весть Библии.

Вся восьмая глава послания к Римлянам излучает сияние этой уверенности и определенности. "Нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу". Она заканчивается триумфальным утверждением: "Все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас"- Рим. 8, 37. Эти и подобные утверждения характерны для Нового Завета.

Многие люди в наши дни с восторгом читают повествования Евангелия о горячей вере первых христиан, но выпускают из вида то обстоятельство, что эта же вера и уверенность в спасении возможны и в наше время. Нет надобности убеждать в том, что первые христиане жили в мире, полном трудностей и проблем, как и в наши дни. Они жили в условиях противления, недоверия Слову Божию. В дни первых христиан существовали грех, насилие, преследование, страдания и смерть. Тогда, как и теперь, были всякого рода искушения, известные и нам. Но, несмотря на все гонения и преследования, мы видим у первых христиан живую веру в Господа Иисуса Христа и совершенную уверенность в спасении. Они твердо верили, что Бог, Который спас их, силен сохранить их до конца.

Такая уверенность может быть уделом всякого христианина. Бог, Который избрал ко спасению мужчин и женщин в первые века христианства, живой Бог, является и нашим Богом. И нас Он призвал к Себе. И если мы всецело доверяемся Ему, Он сохранит нас.

Рассмотрим, на чем утверждается уверенность в нашем спасении.

Первые христиане были уверены в трех истинах. Первое, они были уверены в том, что принадлежат Богу, что имеют жизнь вечную и что ничто не может отлучить их от любви Божией во Христе Иисусе. Свя-щенное Писание говорит, что те, которые вручили себя Господу, находятся под Его покровом. Иисус Христос выразил эту истину следующими словами: "Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их, и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек, и никто не похитит их из руки Моей"-Ин. 1О, 27-28. Мы находим здесь обетование Божественного руководства и защиты со дня нашего уверования до дня вечной славы, в которую введет искупленных Господь. Верующие находятся в руках Божиих. Господь пребывает с нами и никогда не оставляет нас.

Второй, не менее важной истиной является уверенность в том, что в борьбе добра со злом победа будет на стороне добра. Первые христиане никогда не сомневались в окончательной победе Иисуса Христа, в приходе Его Царства. Сами они находились в постоянной борьбе, были преследуемы сатаной, гонимы римскими императорами. Но во всех обстоятельствах они верили в победу Христа и Его дела. Апостол Павел пишет о секрете их успеха: "Все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас".

Верующие воспринимали победу во Христе как уже совершившийся факт. Апостол Иоанн, сосланный за свидетельство Иисуса Христа на остров Патмос, находясь в заключении, слышал небесное пение. Это пение сводилось к прославлению Христа: "Царство мира соделалось Царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков"-От. 11, 15.

Третий аспект упования первых христиан заключался в убеждении, что никакое зло не причинит им вреда. Они верили в вечные цели Бога и поэтому говорили: "Любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу"-Рим. 8, 28. Заметим, что дети Божии не отрицали присутствия зла в мире и не закрывали глаза на трудности, скорби и преследования. В восьмой главе послания к Римлянам апостол Павел перечисляет различные невзгоды, которые переносили последователи Христа: страдания, голод, гонения. Но они всегда верили, что эти страдания ничто в сравнении с вечным блаженством. Через страдания Господь достигает в нас Свои вечные цели праведности и добра. Переживания временной жизни отнюдь не являются преградой ко спасению, но напротив, способствуют делу нашего спасения. Бог испытывает Своих детей страданиями и таким образом усовершает нас. "Ибо Господь, кого любит, того наказывает"-Евр. 12, 6. Все обстоятельства содействуют ко благу верующих, потому что все они находятся под Божиим контролем. Причем переживания служат нам благословением, если, перенося их, мы благодарим Господа. Страдания удержали многих от согрешения.

Бог имел единородного Сына без греха, но у Него не было Сына без скорбей. Это священная истина.

Апостол Павел проявлял доверие Господу в своей многотрудной жизни служителя. Когда он ожидал суда, находясь в римской тюрьме, он написал Тимофею: "Господь же предстал мне и укрепил меня, дабы чрез меня утвердилось благовестие, и услышали все язычники; и я избавился из львиных челюстей. И избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства. Ему слава во веки веков. Аминь"-2 Тим. 4, 17-18. В этом всецелом доверии Господу состоит упование верующих. Христиане уверены в вечном спасении, в том, что никто не в силах отлучить их от любви Божией во Христе Иисусе.

Царство Божие будет установлено в мире, и Христос как Царь этого Царства будет царствовать во веки веков.

Готов ли ты, дорогой друг, войти в Царство Христово? По вере в Него ты можешь получить спасение и надежду жизни вечной. Какое чудное утешение дает нам Слово Божие: "Верующий в Сына (Божия) имеет жизнь вечную"- Ин. 3, 36.

Господь зовет и тебя сегодня через Слово Свое. Совершив покаяние, ты можешь прийти к познанию Господа Иисуса Христа как своего личного Спасителя и иметь жизнь вечную.

Да, я спасен, спасен я от блужданий пытливого и гордого ума, спасен от сердца тягостных страданий под ношею житейского ярма! Спасен от страха смерти, осужденья за грех давно лелеемых страстей, спасен от бездны вечного забвенья во тьме среди томящихся теней.

Да, я спасен! Спасен я не делами, не мудростью людскою, не умом, не жертвою тельцов и не дарами, не тленным золотом, не серебром. Спасен я безграничною любовью и силою живительной Христа, спасен невинною и чистой Кровью, пролитою с Голгофского креста.

И.М. Сергей, Сила Божия

ЕСЛИ БОГ ЗА НАС, ТО КТО ПРОТИВ НАС? Что такое счастье? Оно включает в себя много составляющих, важная из них – мир в сердце, когда сердце твое ни за что тебя не осуждает.Это и есть атмосфера Божьего Царства, о котором написал апостол Павел в послании к Римлянам: «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим.14:17).Атмосфера Божьего царстваСкажу сразу, речь идет не о том чувстве вины за соделанный грех, которое дает нам Бог через совесть, побуждая к раскаянию. Мы поговорим о ложном самообвинении, которое лишает благочестивого человека радости жизни.В радости, данной Духом Святым, нет места осуждению, самообвинению, терзаниям: «Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает» (Рим.14:22).Эти слова относятся к тем, кто уверовал в Иисуса Христа и получил прощение грехов, кто рожден свыше, любит Иисуса Христа, живет по духу и старается не грешить. Библия говорит: «Нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу» (Рим.8:1).«Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас? Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас. Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание. Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим.8:31-39). Ложное чувство самоосужденияОднако даже к благочестивым христианам иногда подкрадывается ложное чувство самоосуждения. Поэтому Господь порекомендовал нам: «Испытывайте самих себя, в вере ли вы?» (2Кор.13:5). Вера и самоосуждение – это противоположные понятия. Если ты осуждаешь себя, значит, есть проблема с твоей верой. Бог хочет, чтобы ты пребывал в свободе, которую даровал Христос, потому что, если сердце твое осуждает тебя, то ты ничего не можешь получить от Бога.В моей жизни была интересная ситуация: я принял одно очень важное решение и был уверен, что оно – единственно верное. Но через время ко мне стали приходить сомнения: а правильно ли я поступил? Я начал впадать сначала в уныние, потом в панику, потому что обратной дороги уже не было, а мне представлялось, что я иду неверным путем. В итоге я оказался в тупике. Куда-то делась радость, исчезло счастье, ничего не вижу, ничего не слышу – полное обвинение и осуждение самого себя. Все, что мне оставалось делать, это молиться. Я обратился в молитве к Богу и сказал Ему все, как есть. И первое, что услышал в своем сердце: «Перестань себя обвинять. Даже если ты сделал что-то неправильно, свою ошибку возложи на Голгофу, Иисус взял все на Себя».Я принял это слово и сказал сам себе: «Я не осуждаю себя, я верю, что Бог откроет какую-то дверь передо мной». Как только я отказался винить себя, радость наполнила мое сердце, благодать Божья – мою жизнь, счастье вернулось ко мне, и я стал просить у Бога совета: что мне делать. Тут же появился выход из сложившейся ситуации. Впоследствии выяснилось, что я все время двигался по верному пути, просто откуда-то пришла эта поражающая мысль: ты не прав.Потеря может обернуться приобретениемПодобное пережил библейский царь Давид, когда по повелению Божьему пошел на войну с филистимлянами, но, вернувшись, обнаружил, что все его селение сожжено, а жены и дети взяты в плен (см. 1Цар. глава 30). Как вы думаете, что он переживал в тот момент? Скорее всего, следующее: «Зачем я пошел на эту войну? Наверное, я неправильно понял призыв Божий». Так мыслить ему еще «помогали» остальные воины, которые стали обвинять его в собственных потерях.Но Давид нашел в себе веру и укрепился надеждой на Господа. Он перестал себя винить, не принимал обвинения от окружающих и твердо верил, что Господь с ним. В итоге эта ситуация разрешилась так, что Давид возвратил свое и еще взял столько добычи у врагов, что ее невозможно было унести. Оказывается, у Бога был именно такой план благословения для Давида. Потеря может обернуться приобретением, если ты укрепишься надеждою на Господа и перестанешь обвинять себя.Когда ты не веришь Богу, ты находишься в тупике, не можешь принять ни одного правильного решения.Давайте еще вспомним историю Ионы (см. кн. Ионы).Бог повелел Ионе пойти в Ниневию и проповедовать там о том, чтобы люди покаялись. Иона не любил ниневитян и не захотел, чтобы Бог отменил над ними Свой суд, если те покаются. Поэтому Иона купил билет на корабль, направляющийся совсем в другой, далекий от Ниневии город.Во время пути на море разыгралась буря. Язычники, находившиеся на корабле, молились своим богам, и буря не утихла. Тогда они бросили жребий, чтобы узнать, из-за кого их постигло такое испытание, и жребий пал на Иону. «Что ты сделал?», – спросили они Иону. Тот ответил: «Я от Бога бегу». «И сказали ему: что сделать нам с тобою, чтобы море утихло для нас? Ибо море не переставало волноваться» (Ион.1:11). И тут дьявол начал свою работу: «Иона, пришел тебе конец». Иона впал в самообвинение и решил: не жить мне.В таком полном самообвинении он продолжал: «Возьмите меня и бросьте меня в море, и море утихнет для вас, ибо я знаю, что ради меня постигла вас эта великая буря» (Ион.1:12). В подобном состоянии Иона не смог принять правильного решения: развернуть корабль и плыть в Ниневию. Его бросают в море, и он попадает во чрево кита.Три дня Иона находился во чреве кита в страшных терзаниях, пока, наконец, не вспомнил о том, что Бог милостив. Как только Иона набрался смелости поверить Богу, воздать Ему славу, Бог повелел киту выплюнуть Иону на сушу. После этого Иона пошел тем путем, который указал ему Господь.Благодать Божья в действииНет необходимости попадать во «чрево кита» для того, чтобы принимать правильные решения. Надо верить в Божью благодать, надеяться на Бога, и Бог даст знание о том, как поступать по Его воле. Входи в Божье присутствие, Он успокоит твое сердце, даст тебе мир и радость.Благодать Божья – это ресурс неба, который стал доступен нам не благодаря нашим усилиям, но благодаря крови Иисуса Христа. Благодать Божья сегодня в действии, и это сила Божья для спасения каждого человека. И если ты веришь в это, то ресурсы неба доступны тебе: Божье оправдание, мир, радость, праведность, благословение тебя, твоих детей и всех окружающих тебя, твое исцеление и многое другое.Стой в вере. Если грех одолел тебя, кайся, освобождайся через кровь Иисуса Христа. Принимай Божье оправдание, свободу, радость и больше не греши. Мы – дети Божии, мы – Его творение, мы созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог определил для нас. Исполняй Божье поручение, твори великие дела.

Любовь, спасибо за внимание
и Ваш любезный отклик.

Мне кажется, самое главное, что нужно, это наше собственное желание менять нашу жизнь.
Проблема именно в этом.

Не умеем, не хотим говорить друг с другом. Проблемы умалчиваются, как будто каким-то образом они решатся сами собой.

Мы за советское время, когда всё было подчинено идеологии, научились говорить и писать о важном, избегая важного, как бы намёками и полунамёками, имея в виду, возможно, что читатель, если умный, сам поймёт.

А потом и просто перестали говорить и думать о важном. О самом важном, о том, что касается нашего внутреннего мира, нашего мировоззрения, которое складывается из взаимодействия нашего понимания происходящего из нашей правильной реакции на происходящее в реальности.

Дошло до такого абсурда, что под духовностью человека подразумевается его нравственность, его культурное составляющее и образование. Его возможности раскрывать внутренний мир человека художественными способами, имеется в виду литература, искусство.

Эта подмена понятий, как и многие другие, произошла в советское время богоборчества. Подобно тому, как день схождения Святого Духа на пятидесятый день после воскресения Христа, один автор назвал праздником русской берёзки.

Наследование приобретённого приносит свои плоды.

Больное дерево не принесёт здоровый плод.

Зачем нам духовность, если мы и так самый духовный народ, подразумевается самый читающий (уже под вопросом) и самый пишущий народ.

Когда мы говорим о духовности, мы имеем в виду Дух, связывающий нас с Богом. Только в таком случае у человека есть твёрдое основание и в плане морали и в плане нравственности говорить о духовности.

Те нормы нравственности и морали, которые были заложены изначально в человека при его создании, извращены и лишены жизненной силы, которая была дана Богом.

Один из древних пророков Исаия за триста лет до пришествия Христа писал то, что по пришествии Его провозгласит Помазанник Божий:

"Дух Господень на Мне, ибо Господь послал Меня исцелять сокрушённых сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам - открытие темницы" (Исаия61).

Бог во плоти явился нам в образе человека Иисуса Христа, чтобы исцелять больных нас, разуверившихся в справедливости и милости Божьей.

Милосердие и человеколюбие Его доказывается тем, что до сих пор, несмотря на нарушение всяческих заповедей Божьих, люди живут на земле. Он всегда с нами, когда мы обращаемся к Нему, нашему Создателю и Спасителю.

Не лицом повернуться к нарисованному божеству, по отношению к которым Господь призывает нас только каяться и отвращаться, - к живому Богу сердцем своим измученным и разбитым неправдой, лицемерием, невозможностью быть таким, какими Бог хочет видеть нас, так как грех опутал смертельными путами, и нет света, нет выхода, нет спасения от мрака и страха.

Бог послал Христа снять с нас эти путы. Примите люди, этот дар любви Бога, Создателя и Спасителя нашего!

Словом Своим Господь проповедует нам, узникам обмана, ненависти, зависти, злоречия, мздоимства, братоубийства - освобождение от уз, которые нам без Него сокрушить невозможно, как бы мы ни обольщались в отношении самих себя.

Один автор пишет: Спасибо, вы так интересно рассказали про Христа, но мы всё равно выстоим, потому что русский народ - высокодуховный народ. Осталось ему добавить: Богоматерь нас не подведёт, она наша заступница и защитница.

Как-то так получилось, что простую женщину сделали Матерью Бога. У Бога нет матери. Создатель выбрал обыкновенную женщину, но она была очень богобоязненной, и для Бога это её совершенство было истинным совершенством, каким и остаётся для нас.

Он дал ей родить человека Иисуса Христа. Она находится на небесах и причислена к сонму святых, но ей также пришлось принимать крещение во имя Иисуса Христа, как и всем остальным христианам.

Как она может быть посредником между нами и Богом? Есть ли об этом хоть одно упоминание в Библии? Нет. О многом из того, что происходит сейчас в церковных обрядах и ритуалах, нет даже упоминания.

И вера в Бога обросла религиозными догмами и легендами, которые в конечном счёте для многих стали истиной, невзирая на то, что Истиной Бог назвал Христа, Его Слово - единственное основание верующего человека.

Написано: "От неведения гибнут народы". Но это "ведение", знание, не сокрыто за семью печатями. Оно предназначено не каким-то избранным священнослужителям, а каждому из нас.

Некоторые люди говорят, что Библия переписывалась бесчисленное множество раз, будучи переводимый на разные языки, и в результате никто не может ручаться, что всё приведённое в ней, является истиной.

Это ложь. Ещё одна ложь сатаны, которую люди, не желающие вникать в истину, легко принимают, и тяжело расплачиваются за это.

Библия - книга Богодухновенная, несмотря на многочисленные переводы, Бог контролирует даже каждую запятую в ней. Она - Слово Бога, Слово Жизни. И обходя Божье Слово стороной, создавая видимость веры, люди навлекают на себя болезни, тяжёлые, неразрешимые проблемы, потери и смерть.

Не потому, что Бог безжалостный, а потому что всё существующее основывается на духовных законах. Не зная их, а без познания Создателя нам никогда их не познать, мы легко их нарушаем.

Идёт искажение того, что призвано быть гармонией - наша земная жизнь, которая должна строиться и согласовываться только с духовными законами, а не с законами извращённого грехом человеческого сознания.

Однако, вне зависимости от нашего желания, духовные законы работают, попирая их, мы пожинаем горькие плоды неправды. А вселенная живёт по этим законам, и когда они искажают духовную сущность мира, - государство, страна, город или человек, семья, племя ПОГИБАЮТ.

Но мы ещё живы, живы благодаря жертве Христа. Господь ещё даёт нам возможность приобщиться к Его миру чистоты и правды.

И с приходом Христа воля Божья, направленная для спасения каждой души, исполняется посредством БЛАГОВЕСТИЯ.

"Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, всё содействует ко благу;

Ибо, кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями;

А кого Он предопределил, тех и призвал; а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил.

Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас?
Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует и нам всего?

Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их.
Кто осуждает? Христос умер, но и воскрес;
Он и одесную Бога,

Он и ходатайствует за нас" (Послание к Римской церкви Апостола Павла, глава8).

Только из Слова Божьего мы обогащаемся знаниями. Только Господь Сам даст и время и терпение. И когда мы обращаемся Нему, наши прошения и моления никогда не остаются без ответа.

Будьте благословенны на пути Вашем, Любовь!

Свт. Феофан Затворник

Что убо речем к сим? Аще Бог по нас, кто на ны

Указав Божии о спасаемых предначертания и действия, делает из того вывод, направляя его к утверждению упования, о чем и ведет теперь речь. Он как бы так говорит: из всего сказанного видно, что Бог с нами и за нас стоит. А если Бог по нас, кто на ны ? Если относить сие к будущим уповаемым благам, то будет: кто силен вырвать у нас из рук сие уповаемое, когда Бог по нас? А если относить к настоящему положению скорбному при богатстве внутреннем; то будет: кто силен этими внешними прискорбностями причинить нам зло, умалить или расстроить дарованное нам внутри и чрез то лишить нас уповаемого? Фотий у Экумения пишет: «что убо речем к сим ? К чему это? К тому, что предопределил, призвал, оправдал и прославил, - смотря на это обилие благодеяний, что речем? Даже слов благодарственных не имеем достаточно к возблагодарению, а не только дел к воздаянию. Столь неизреченна благодать Его к нам! Затем, как бы насытившись сих благ, говорит: аще Бог по нас, кто на ны? - давая разуметь, что - никто. Но откуда видно, что Бог по нас? Из того всякий ум изумлением поражающего блага, что Он и Сына Своего не пощадил за нас. Итак, если Бог по нас, то явно, что Он все обратит в полезное для нас и кажущееся прискорбным сделает причиною радости, как для Апостолов и мучеников скорби, гонения и смерти обратил в предмет, заслуживающий венцы и награды и отверзающий дверь в Царство Небесное. Таким образом, если только мы сами в чем не преткнемся, никто не силен против нас».

Святой Златоуст пространнее изображает, сколько основ для упования подает Апостол в сем кратком изречении. «Апостол как бы так говорит: не упоминай мне о напастях и кознях, встречающих тебя всюду. Пусть некоторые не верят будущему, но они ничего не могут сказать против благ, уже дарованных, как то: давней к тебе Божией любви, оправдания, славы. Но кто же не против нас, спросишь ты? Против нас целая вселенная, и мучители, и народы, и сродники, и сограждане. Впрочем, все те, которые против нас, так далеки от возможности вредить нам, что невольно делаются для нас причиною венцов, ходатаями бесчисленных благ. Так Божия премудрость обращает все козни в наше спасение и славу. Видишь, каким образом против нас никто? И Иова сделало знаменитым то, что против него вооружался диавол. Диавол воздвиг против него друзей, жену, раны, домашних, бесчисленные другие ухищрения; однако же ничто не было против него. Поелику за него был Бог, то все по-видимому восставшее против него за него было. То же случилось и с Апостолами. - Иудеи, язычники, лжебратия, правители, народы, голод, нищета - бесчисленные бедствия восстали против них; но ничто не было против них. Ибо все сие соделало их особенно знаменитыми, славными и достойными похвалы пред Богом и пред людьми. Так и верующему, строго исполняющему закон Божий, не может никакого зла сделать ни человек, ни демон, ни другой кто. Лишишь ли его имущества, тем сплетешь ему награду. Отзовешься ли о нем худо, своим злоречием соделаешь его блистательнее пред Богом. Доведешь ли его до голода, тем большая для него слава и большее воздаяние. Предашь ли даже смерти, что всего ужаснее, тем соплетешь ему венец мученический. - Что может сравниться с жизнию человека, против которого ничто не может стоять, которому по-видимому самые злоумышленники не менее приносят пользы, как и самые благодетели? Посему Апостол и говорит: аще Бог по нас, кто на ны? Потом, не довольствуясь этими словами, выставляет и здесь тот величайший признак Божией к нам любви, к которому всегда Он обращается, - я говорю о смерти Сына. Бог не только оправдал, говорит Павел, прославил, соделал нас подобными образу Его, но не пощадил для тебя и Сына. Посему и продолжает»: Иже убо Сына Своего не пощаде, но за нас всех предал есть Его: како убо не и с Ним вся нам дарствует (Рим. 8:32) ?

Толкование послания апостола Павла к Римлянам.

Прп. Ефрем Сирин

Ст. 31-32 Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас? Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего

Если , затем, Бог за язычников, то кто станет прекословить из-за нас? И, если собственнаго Сына не пощадил, то как с Ним не дарует нам и всего , что обещал нам?

Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Видишь ли, что здесь весьма ясно показывает, что говорит к бедствующим? Речь его почти такая: если мы удостоены таких благ в то время, когда были врагами, то во сколько больших удостоимся после оправдания и прославления своего? И если Бог за нас, кто против нас? Хотя бы восстала против нас вся вселенная, восстание это премудрость Божия обратит в наше спасение и славу.

Толкования на послание к Римлянам.

Ориген

Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас

Каким образом Бог за нас , ясно из того, что Павел изложил выше, то есть что Дух божий обитает в нас и что Дух Христов или Христос присутствуетв нас; или что в нас живет Тот, Кто воскресил Христа из мертвых; или что мы руководствуемся Духом Божиим; или что мы получили Духа усыновления; или что мы - дети Божии, и наследники, и сонаследники Христовы (см. Рим. 8:14-17; Гал. 4:4-7); или что мы получили начатки Духа; или что Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными; или что все творение стенает и скорбит вместе с нами; или что все нам, любящим Бога, содействует во благо; или что мы призваны по изволению Его, и предузнаны, и предопределены, и оправданы, и прославлены.

Эти слова апостола Павла кажутся парадоксальными (Римлянам. 8. 31). Понятно, что Бог за нас, мы же Его дети. И никто не может одолеть тех, с кем Сам Господь. Но ведь уже с первых дней христианства на верующих начались гонения.

-Так кто же против нас? – спрашиваю протоиерея Александра ЛАВРИНА.

Никто, – отвечает он.

-Ну и ну! Пожалуйста, объясните подробно.

-«Если Бог за нас, кто против нас?» Когда мы впервые встречаем эти слова как отдельную цитату вне контекста, нам кажется, что они относятся к каким-то масштабным сражениям.

-Но это не так?

— И да, и нет. Слова апостола могут касаться, в том числе, и поля брани. Но важнее, что они предельно актуальны для каждого из нас всегда.

В псалмах царя и пророка Давида сказано: «Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь защититель живота моего, от кого устрашуся?» (Псалом 26. 1-2). Они о том же, о чем писал апостол Павел: если мою жизнь защищает Сам Господь, если Он – мой Спаситель, то кого мне бояться?

Как-то митрополит Антоний Сурожский заметил, что у Иисуса Христа врагов было много, а для Него – ни одного! Поэтому, приоткрывая тайну Своего сердца, Он даёт нам заведомо, казалось бы, неисполнимую заповедь: любите врагов ваших. Но в Евангелии от Иоанна мы читаем: «без Меня не можете творить ничего» (15. 5). Значит, человек может принять и простить врага только тогда, когда посмотрит на него Христовыми глазами.

-Но ведь Сам Господь говорил: «И враги человеку домашние его» (от Матфея. 10. 36). Значит, не всё так просто.

Да, домашние, вроде бы самые близкие люди… У пророка Давида в псалме есть похожая мысль: «Ты же, человече равнодушне» (равный со мной душой, единомысленник – прим .), оказался предателем (Псалом 54. 14).

Церковь давно уже определила, какие главные враги человеку.

-Какие?

Страсти, мир и дьявол. Внутри – наша страстность, толкающая нас на грех. Вовне – мир, нас привлекающий и которым так хочется обладать.

-А злой дух наши страсти разжигает.

Почему самые близкие люди приносят нам самую сильную боль? Потому что с ними у нас самые тесные личные отношения. Родные люди больше всего друг друга ограничивают. Ведь у каждого из нас есть своя воля, свои желания, которые так часто не совпадают.

-И как только родные на нашу волю наступают, сразу становятся врагами?

— От тех, с кем у нас нет этих личных отношений, тоже бывает больно, но не в такой степени. Мы боль проще переживём и быстро забудем. А боль от близких помнится десятилетиями.

-Верно.

Самое высшее, что у нас есть – любовь. Как бы пытливо ни искал человек смысла жизни, он всё равно приходит к любви. Вся литература – о ней! Пытается описать, вникнуть, понять, что же это за феномен. Но именно душевная человеческая любовь как раз и приносит нам больше всего боли, тем самым оказываясь как бы нашим самым большим врагом. С её муками не сравнятся никакие истязания плоти. Боль души может длиться всю жизнь и точить человека.

-Почему вы назвали любовь душевной?

Потому что духовная – Божия любовь – иная. Она свободна от желания обладания и дарится Богом бескорыстно. А человеческая любовь всегда как бы заявляет свои права на другого. Это – та самая страстность, которая к нашей любви примешивается. Иллюзия неких прав, желание обладания заставляют человека возмущаться, мучиться, печалиться, унывать, замыкаться на своей сердечной боли… Не дают отпустить, примириться, смириться и обратиться в сторону лица Божия.

Порой, в нашем сознании происходит подмена, когда мы свою точку зрения отождествляем с правдой Божией. Перефразируя, это можно было бы выразить так: «Если Господь за меня – то кто теперь против моей воли?»

Но в том-то и дело, что Бог за меня, но Он – и за другого тоже. Причём, за любого другого. Так как для Него первостепенна не житейская справедливость, а спасение человеческой души. Ибо «какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» (от Матфея. 16. 26).

В этом смысле Господь и за жертву, и за обидчика. Он желает всем людям спастись «и в разум истины приити» (1 Тимофею. 2. 4).

-А второй враг? Чем нам вредит мир?

Апостол Иоанн Богослов так сформулировал душевное состояние внешнего человека (а таковыми мы чаще всего и являемся): «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (1 Послание. 2. 16). «Похоть плоти» – это желание обладать тем, что нас окружает, привлекает, нравится.

Бог творит мир, чтобы отдать его другим – Своему творению. Он свободен, потому и отдаёт: «сотворим человека… и владычествовать будут они…» (Бытие. 1. 26). Сотворит Бог, а владычествовать будут люди.

Мы же хотим взять, присвоить изначально не своё: на чём бы наш взгляд ни остановился, чего бы ни пожелали. И сразу становимся рабами того, чем стремимся обладать. Другими словами, и здесь та же жажда обладания порабощает человека, делает его несвободным. Рождает зависть, предательство, жестокость…

-Но и тут выбор за нами? Мы можем себя ограничить?

Ограничить можем. А изменить желания – нет. Для преображения желаний необходимо понять, что «Бог за меня» не в духе сказочной золотой рыбки или волшебной палочки, исполняющих моё желание. Его воля – сделать меня свободным от рабства миру в желаниях (похотях), как и Он Сам.

Князь же мира сего не случайно называется супостатом: он всегда берёт чужое – и предлагает то же самое нам.

-Это мы заговорили о третьем враге.

Творение – не его, но он хочет им обладать.

-Как и люди. Тут мы следуем за ним?

Да, наши желания в своей основе разбойничьи. Но в Богемы можем обладать миром и быть свободными от него. Тогда власть осуществляется не ради себя (так – без Бога), а ради тех, кем владеешь.

Это и есть наш самый главный враг – выбор себя, любви к себе. Грех – жало смерти, как сказал апостол Павел (см. 1 Коринфянам. 15. 55). Грех против меня. Поэтому Господь непримирим к нему. Но Бог за меня – и всегда милостив ко грешнику. Человек дорог Ему, несмотря на то, что в этих своих желаниях и поступках совершенно не помнит о Нём.

Есть такая поговорка: «С глаз долой – из сердца вон!» Так вот, каждый из нас именно так ведёт себя, прежде всего – по отношению к Богу.

-Но мы Ему так дороги, что Он берёт на Себя грехи, которые нас убивают?

Да, и поэтому в основе нашего общения с Ним лежит покаяние. Мы уже рождаемся с душой, больной эгоизмом и эгоцентризмом. Человек появляется на свет – и сразу начинает потреблять этот мир. Простодушно, без всякой злобы. Просто у него такая душа, такое состояние.

-Но мы не можем не потреблять!

Верно, наш мир так устроен, что все потребляют друг друга. Потому что человек пал. И вместе с ним таким стал мир. Например, братья наши меньшие – животные. Эгоцентризм – их естественное состояние. Всё, к чему привязаны животные, с их т очки зрения, принадлежит им.

Собака может с риском для жизни защищать своего хозяина. Но это не благородство самоотдачи, а «моё – не тронь!» Или животные умирают от тоски, когда их безжалостно бросают хозяева, но только потому, что не могут освободиться от этой крайней степени привязанности. Это не любовь, которая всегда освобождает, отпускает, не насилует, если не видит взаимности.

Только человек может осознать, что «насильно мил не будешь».

Но вспомним, тварь «покорилась суете не добровольно», а потому что человек пал. И теперь «вся тварь… стенает и мучится доныне», ожидая «откровения сынов Божиих» (Римлянам. 8. 20, 22,19).

-Нашего покаянного обращения к Богу: «Прости и помилуй! Верни к Себе!»?

— Да, в послании апостол говорит, что не только тварь, «но и мы в себе стенаем, ожидая усыновления» (Римлянам. 8. 23). Оно даст возможность и твари жить иначе.

-В свободе?

Совершенно верно. Будет свободен царь – будут свободны и подданные.

В Церковь человека вводит Крещение. В этом Таинстве нам предлагается отречься от духа тьмы, который является создателем эгоистичного и эгоцентричного способа существования. Такого, когда каждый на сто процентов обособлен в самом себе.

-И поэтому совершенно одинок.

И мы, отрекаясь от сатаны, буквально плюём ему в лицо: «и дуни, и плюни на него!» (из чина Крещения – прим .). Тем самым как бы говорим: ты для нас – ничто, мы хотим жить Божией жизнью. Поэтому после отречения от сатаны Церковь предлагает человеку сочетаться с Христом.

-Сочетаться – значит заключить брак.

И если человек не сочетается с Ним, то будет жить по законам своего падшего естества, от которых только что отрёкся. А в Евангелии Иисус Христос и учит, и Сам живет – иначе. На Него клевещут, отчуждают, с Ним лукавят, лицемерят, а Он ни от кого не отказывается, объясняет, исцеляет…

И мы сможем увидеть жизнь иными глазами, узнать, как Господь её переживает, чувствует, рассуждает, если сочетаемся с Христом, если Он воцарится в нас.

Вот тогда Христос за нас – и против нас никого нет.

А как же всё-таки понимать гонения на христиан?

С первых веков христианства начались эти гонения. Но так же, как для Христа, для самих христианских подвижников врагов не было. Они не считали людей врагами – вообще никого. Потому что Христос – за них.

При Римском императоре Марке Аврелии, знаменитом философе, началось официальное истребление христиан. Префект Каппадокии написал императору письмо и спрашивал, искать ли у христиан какую-то вину или просто казнить их за имя.

-Что ответил император?

-«За имя». Всего два слова. В житиях святых мучеников тех времен встречаются удивительные эпизоды. Христианин висит на дыбе над горящими углями и говорит мучителю: «Как мне жаль, что ты не можешь увидеть и почувствовать то, что вижу и чувствую я!»

-Это о Христе?

Конечно, не о дыбе. Священное Писание тоже даёт нам подобный пример. Первомученика архидиакона Стефана побивают камнями, а он видит отверстое Небо и молится о своих мучителях. Потому что духом он был во Христе, а Христос – в нём. А если Христос за него – кто против него?

-Святой Стефан чувствовал боль?

Да, физические муки не исчезали. Иисус Христос на Кресте тоже испытывал мучительную боль человеческим естеством. В Гефсиманском саду Господь ещё говорил: «Отче!.. да минует Меня чаша сия…» (от Матфея. 26. 39). Но накануне крестных мук Он сказал иерусалимским женщинам: не обо Мне плачьте (см. от Луки. 23. 28). И уже на Кресте: «Отче, прости им , ибо не ведают, что творят» (от Луки. 23. 34).

Причём, эти слова сказаны не только тем людям.

-А кому?

На все времена каждому человеку лично. Церковь изначально утверждала, что Сына Божия распинали не просто конкретные люди в конкретной исторической ситуации, а человеческий грех – руками конкретных людей.

Но Христос и поныне на Кресте. В таинстве Евхаристии Он даёт Себя грешнику «в снедь хлеба» – как «хлеб, сшедший с небес» (от Иоанна. 6. 41). Следовательно, Господь разделяет с грешниками всю жизнь. Не грех разделяет, а жизнь.

Хотя, продолжая быть страстными, мы живём заботами и хлопотами этого мира, полагая смысл существования в маленьких и «больших» житейских услаждениях, в обладании чем-то и кем-то. В похоти ума, похоти плоти и гордости житейской. Бога мы часто внутренне оставляем. Не думаем о жизни, словах Христа, хотя называемся христианами. Но даже в моменты нашего полного забвения о Нем – Господь всё равно за нас, не отступает и возвращает к Себе.

Беседовала Наталия ГОЛДОВСКАЯ

(Продолжение в следующем номере)