Раньше село Владыкино называлось Вельяминово по фамилии первых его владельцев, знатных бояр Вельяминовых. В XIV в. село было передано Богоявленскому монастырю. В последствии оно несколько раз меняло своих хозяев, это всегда были высокопоставленные знатные люди. Но особо благодатный период для села наступил 360 лет назад: в 1653 г. Вельяминово перешло во владение Святейшего Патриарха Никона. С этого времени местность получила ныне существующее название Владыкино и до конца Патриаршества составляло домовую вотчину Святейших Патриархов.

Деревянная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы появилась здесь еще в 1627 г. Ее построил князь Иван Иванович Шуйский взамен прежней обветшавшей церкви святителя Николая.

В церкви Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине служили Литургию Патриарх Иоаким (6 мая 1683 г., 15 июля 1685 г., 18 октября 1688 г.), Патриарх Андриан (9 декабря 1693 г., 12 июня 1695 г.). 19 мая 1690 г. село Владыкино посетил государь Петр Алексеевич. При патриархах во Владыкине существовали патриаршие палаты, сады и пруды. В 1722 г. село было пожаловано во владение Преосвященному Феофану (Прокоповичу) архиепископу Псковскому и Нарвскому, а по его смерти вернулось Богоявленскому монастырю.

Деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы несколько раз поновлялась и перестраивалась. В середине XIX в. деревянный храм был разобран. Стараниями купца Гавриила Толоконникова и священника села Владыкина Василия Нечаева был построен новый каменный трехпрестольный храм Рождества Пресвятой Богородицы, который в 1859 г. освятил митрополит Московский Филарет (Моск. епарх. вед., № 48, 1870 г.).

В конце XIX в. при настоятеле протоиерее Иоанне Протопопове в храме были проведены дорогостоящие ремонтные и реставрационные работы, были поновлены живопись на стенах и иконостас. О. Иоанн в 1896 г. открыл при храме одноклассную церковно-приходскую школу. С ним с 1900 г. служил диакон Иоанн Хрусталев, который после его смерти в 1917 г. был рукоположен во священника. В 1937 г. протоиерей Иоанн Хрусталев и служившие с ним протодиакон Сергий Станиславлев и чтец Николай Некрасов были арестованы. О. Иоанн Хрусталев был расстрелян на полигоне в Бутово, а протодиакон Сергий и чтец Николай умерли в ссылке. 27 марта 2007 г. решением Священного Синода они были причтены к сонму новомучеников и исповедников Российских.

Вблизи храма Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине в 1936 г. была похоронена св. блж. Матрона Анемнясевская (день преставления 16/29 июля). А еще раньше, в 1928 г. в ограде храма была похоронена актриса Мария Ермолова.

Храм никогда не закрывался. В 1938 г. старосте храма Василию Васильевичу Флянову удалось спасти храм от закрытия. Этот замечательный человек за свои церковные заслуги был трижды награжден патриаршими грамотами за подписью Святейших Патриархов Тихона, Сергия и Алексия I.

В храме находятся древние и драгоценные по своему письму иконы XVII в.: икона Спасителя, Смоленская и Казанская иконы Божией Матери, а также иконы начала XVI в.: Рождества Пресвятой Богородицы и святителя Николая. Смоленская икона Божией Матери почитается как чудотворная. Помощь от нее жители Владыкина и окрестных селений получили в холерный 1848 г., когда с обнесением иконой крестным ходом этих селений холера не получила распространения в этой местности. Известны и многие другие исцеления от Смоленской иконы. В конце XIX в. от нее исцелилась отроковица Антонина, и чаяниями ее матери Анны Соколовой в благодарность за исцеление в село Владыкино была привезена икона Скоропослушница, написанная на Святой горе Афон.

В последние десятилетие в храме ведутся большие ремонтные и реставрационные работы. Древним иконам возвращен их первоначальный вид, отреставрированы и позолочены иконостас и киоты. Возрождается и приходская жизнь. При храме действует воскресная школа, молодежный кружок и школа для взрослых, работают катехизаторы и миссионеры.

В храме Рождества Пресвятой Богородицы служил старейший клирик Москвы, почетный настоятель прот. Симеон Сиранчук. Он ко Господу 19 сентября 2013 г. и по благословению Святейшего Патриарха Кирилла был похоронен в ограде храма.

Первый каменный храм во Владыкино был построен в 1770 г. Колокольня была возведена графом К.Г. Разумовским, владельцем соседнего села Петровское. Иконы в храм были принесены из упраздненной церкви села Никольское. Граф Разумовский построил также каменную часовню над колодцем, находившимся рядом с церковью. Храм стоял на холме, а невдалеке в овраге бил источник, издревле почитавшийся святым, с часовней над ним, уничтоженной в 20-е годы двадцатого столетия. Некоторое время спустя, за ветхостью, часовню разобрали, а из ее кирпича возвели церковную ограду. К средине XIX в. каменный храм сильно обветшал, и возникла необходимость капитальной реконструкции и возведения нового здания храма. Тогда, в 1854 г. Гавриил Матвеевич Толоконников, представитель семьи Толоконниковых, давшей Москве немало врачей, учителей и инженеров, не только пожертвовал большие средства на постройку нового здания ныне существующего трехпрестольного храма, но и принял в строительстве самое деятельное участие. Строительство началось по проекту архитектора А.Ф. Ярошевского в 1854 г., а 2 февраля 1859 г. была освящена трапезная с приделами архангела Михаила (южный) и архангела Гавриила (северный), в честь небесного покровителя храмосозидателя.



Несмотря на то, что нынешнему зданию храма полтора века, храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы существовал на этом месте намного раньше. Село Владыкино одно из самых древних подмосковных сел. Первым владельцем села был благоверный князь Даниил Московский, сын святого Александра Невского и прямой потомок равноапостольных князя Владимира и княгини Ольги. В 1322 г. село было пожаловано в вотчину тысяцкому Протасию Вельяминову, прибывшему на службу к московскому князю. От его имени село и получило свое название - Вельяминово. Вельяминовы вели свой род от Симона, сына варяжского князя Африкана, и по знатности почти равнялись Рюриковичам. Симон по смерти отца был изгнан и в 1027 году прибыл на службу к князю Ярославу Мудрому. Приняв православие и став духовным чадом преподобного Антония Киево-Печерского, он сделал большое пожертвование на построение Печерского храма в честь Успения Пресвятой Богородицы — преподнес преподобному Антонию драгоценный пояс в 50 фунтов золота и золотой венец, наследие своего отца. Василий Васильевич Вельяминов, в 1371 г. принявший с именем Протасий пострижение в Богоявленском монастыре, пожертвовал монастырю большое количество земель, и в том числе село Вельяминово.

После пожара в Богоявленском монастыре, в 1612 г. село было заложено, но затем выкуплено и возвращено монастырю патриархом Филаретом. В 1619 г. царь Михаил Федорович жалует Вельяминово князю Дмитрию Михаиловичу Пожарскому, но через четыре года, в 1623 г., село снова возвращается Богоявленскому монастырю, и вскоре переходит к князю Ивану Ивановичу Шуйскому. Именно при этом владельце здесь строится около 1627 г. новая деревенская церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы (взамен обветшавшей церкви во имя Святителя и Чудотворца Николая). Через одиннадцать лет по духовному завещанию владельца на помин души село Вельяминово вновь возвращается к Богоявленскому монастырю. В 1653 г. село Вельяминово приглянулось Святейшему Патриарху Никону, который выменивает его у Богоявленского монастыря на два других своих села в Московском уезде. Так Вельяминово становится подмосковной вотчиной владыки — патриарха и получает новое название - Владыкино. В Патриарших приказных книгах, сохранившихся до наших дней, упоминается, что Святейшие патриархи Никон, Иоаким, Адриан многократно слушали Божественную литургию в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы. А 19 мая 1690 г. село Владыкино посетил царь Петр Алексеевич и вместе с патриархом Адрианом также слушал Божественную литургию в церкви Рождества Пресвятой Богородицы.



Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине церковь (Алтуфьевское шоссе, дом № 4).

К 1596 г. относится первое письменное упоминание о деревянном храме святителя Николая в селе Вельяминове, на левом берегу реки Лихоборки. В 1653 г. село перешло во владение патриарха. Патриарх Никон переименовал его во Владыкино и освятил 9 апреля 1654 г. в нем второй храм в честь Иверской иконы Божией Матери. К 1682 г. относится первое письменное упоминание о храме Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине. Находился он на том же высоком левом берегу Лихоборки, что и храм святителя Николая. В 1701 г. он еще оставался деревянным. С упразднением патриаршества в 1722 г. император Петр I подарил Владыкино Феофану Прокоповичу. Двор его находился рядом с церковью Рождества Пресвятой Богородицы. Каменный храм был построен в конце XVIII века. Иконы в него были принесены из упраздненной церкви села Никольского.

Строительство новой церкви началось в 1858 г. по проекту архитектора А.Ф. Ярошевского. Средства на строительсво пожертвовал предприниматель Г.М. Толоконников. 2 февраля 1859 г. освятили трапезную с приделами архангела Михаила (южный) и архангела Гавриила (северный). Главный престол в честь праздника Рождества Пресвятой Богородицы освятили летом 1860 г. Пятиглавый храм выстроен в классическом стиле с трапезной и шатровой колокольней. Храм стоял на холме, вокруг него, на двух берегах реки, располагалось село Владыкино. Невдалеке в овраге бил источник, издревле почитавшийся святым, с часовней над ним, уничтоженной в 1920-е гг. На месте патриарших палат в 1901 г. рядом с храмом была построена церковно-приходская школа.

На церковном кладбище была похоронена актриса Мария Николаевна Ермолова, ее родители и сестры. В 1930-е гг. кладбище полностью уничтожили, прах Ермоловой перенесли на Новодевичье кладбище. Вокруг храма сохранилась ограда XIX века и небольшая часовенка (капличка). Неподалеку (у дома № 8 по Алтуфьевскому шоссе), бьет источник, вода которого почитается как целебная.

Церковь никогда не закрывалась и сохранила чтимые иконы и святыни (Смоленская икона Божией Матери, иконы трех святых Василия Великого, святителя Николая Чудотворца и великомученицы Варвары с частицами мощей и другие). В ризнице хранится Евангелие конца XVII в. К этой церкви приписаны домовый храм святителя Николая Чудотворца в Отрадном и часовня великомученика Пантелеймона в Отрадном.

Михаил Вострышев "Москва православная. Все храмы и часовни". http://rutlib.com/book/21735/p/17



В самом начале Алтуфьевского шоссе, на территории бывшего села Владыкино, находится старинный храм, освящённый в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Ему уже минуло полтора столетия. 10 ноября 2013 года Святейший Патриарх Московский Кирилл совершил в храме Божественную литургию, а затем обратился к прихожанам с проповедью, в которой назвал храм во Владыкине "одним из самых замечательных в Москве". Он также напомнил. что его история "связана с тремя патриархами - Никоном, Иоакимом и Андрианом". Владыкино считается одним из самых древних сёл близ Москвы. Первым хозяином его был сын Александра Невского князь Даниил Московский. Правда, как оно называлось тогда, историкам неизвестно. Спустя 20 лет после смерти князя вотчина досталась некоему Протасию Вельяминову, служившему тысяцким у Ивана Калиты, и будущее Владыкино стало именоваться Вельяминовым. В 1619 году царь Михаил Фёдорович Романов подарил село герою освобождения Москвы от поляков князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому, но вскоре оно перешло во владение к Ивану Ивановичу Шуйскому, который после падения Василия IV Шуйского, в 1610 году, попал в польский плен и был отпущен лишь в 1620-м году. Вернувшись в Москву, он возглавил Московский судный приказ, а вскоре взял в жёны Марфу Владимировну Долгорукову - сестру первой супруги царя Михаила Романова Марии Долгоруковой. Именно Иван Иванович Шуйский в 1627 году построил в своём имении первую деревянную церковь, освящённую в честь Рождества Пресвятой Богородицы. А называться Владыкиным село Вельяминово стало примерно с 1653 года, и тому имелась веская причина - эти места стали вотчиной патриарха Никона. Патриаршие приказные книги доносят до наших дней сведения о том, что не только Никон, но и патриархи Иоаким и Адриан останавливались здесь и не раз участвовали в Божественных литургиях, проводимых в церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Известно, что весной 1690 года вместе с патриархом Адрианом в церкви молился император Пётр I. Предположительно, в начале ХVIII века тогда ещё деревянный храм дважды совершил "путешествие" - сначала строение перенесли с левого берега реки Лихобоки на правый, а затем вернули назад, где и по сей день стоит его каменный потомок. Это, кстати, уже второй храм. Первый построил в 1770 году граф Кирилл Григорьевич Разумовский, но простоял он менее ста лет.

В 1854-м году тогдашний владелец имения Гавриил Матвеевич Толоконников решил старую церковь разобрать и построить совершенно новое здание. В результате на свет появился трёхпрестольный храм из красного кирпича. Автором проекта стал архитектор А. Ф. Ярошевский. Спустя примерно 40 лет после окончания строительства (всё это время храм считался летним), внутри соорудили голландские печи, а стены расписали масляными красками. Сейчас от села Владыкино практически ничего не осталось. но по соседству появилась станция метро с тем же названием. Полтора столетия назад храм находился на небольшой возвышенности, именовавшейся Церковной горкой и доминировал над окружавшим ланшафтом, но после строительства огромного путепровода над Сигнальным проездом, храм затерялся в его "тени" и кажется сегодня весьма скромным. В церкви сохранились весьма древние и почитаемые иконы, ведь он принадлежит к числу тех немногих, что не закрывались в советское время. Это образ Святителя Николая Чудотворца с 16 клеймами жития (конец ХVI - начало ХVII века), иконы Рождества Пресвятой Богородицы, Смоленская и Казанская иконы Божией Матери, датируемые ХVII веком. Рядом с храмом раньше располагалось кладбище, почти полностью уничтоженное во время строительства путепровода (хотели снести сам храм, но прихожанам удалось отстоять его).

В 1936 году на этом кладбище была похоронена блаженная Матрона Анемнясевская (в монашестве Мардария), прославленная по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия 22 апреля 1999 года. Когда могилы в 1970-х годах были разорены, прах святой Матроны Анемнясевской был перенесён на Центральное кладбище города Долгопрудный. Ныне точное место её захоронения оставаётся неизвестным. Как считают священники и прихожане храма Рождества Пресвятой Богородицы, рядом с которым блаженная Матрона обрела своё последнее земное пристанище, её присутствие здесь особенно ощутимо.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №265, 2017 г.



Существовавшая ранее церковь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Владыкине.

Село Владыкино в XVI ст. называлось «Вельяминово» на речке Лихоборе. В селе существовала церковь во имя св. Николая чудотворца, которая в 1585 г. стояла «без пения», и Вельяминово с дворами монастырским, челядинным и 3 дворами крестьян принадлежало Богоявленскому монастырю, что в Москве, за Ветошным рядом. В начале XVII ст. церковь Николая чудотворца была уничтожена.

Село Вельяминово состояло в вотчине за боярином князем Иваном Ивановичем Шуйским, по жалованной грамоте 1624 г., а в селе находились двор его вотчинников, в котором жили деловые люди, 2 двора крестьянских и 4 двора бобыльских, в них всего 16 человек.

При этом владельце здесь была построена около 1627 г. новая деревянная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. В книге Патриаршего казенного приказа за 1628 г. написано: «новоприбылая в 1627 году церковь Рождество Святой Богородицы в вотчине боярина князя Ивана Ивановича Шуйского, в селе Вельяминове, дани 3 алтына, по наказу гривна, и 8 апреля 1628 года те деньги взято».

В 1638 г. князь И. И. Шуйский отказал по духовному завещанию свою вотчину село Вельяминово в Богоявленский монастырь, которому и выдана в 1639 г. на эту вотчину жалованная грамота. В 1646 г. в этом селе находились при Рождественской деревянной церкви «во дворе поп Логин, двор монастырский, 4 двора крестьянских и двор бобыльский, в них 10 человек».

В 1653 г. архимандрит Богоявленского монастыря Серапион «променил» село Вельяминово патриарху Никону на его домовые вотчины село Покровское Московского уезда и село Бисерово Коломенского уезда, с этого времени Вельяминово стало называться село Владыкино.

В 1654 г. в селе Владыкине построена другая церковь во имя Пресвятой Богородицы Иверской и того же года «9 апреля государь св. патриарх Никон ходил в свое дворцовое село Владыкино для освящения церкви…». 28 апреля 1654 г. государь св. патриарх Никон ходил в свои государевы дворцовые села во Владыкино, Озерецкое, а из Озерецкого - в Троице-Сергиев монастырь, и в том походе вышло в расход 24 руб. 2 алтына. 8 апреля 1657 г. патриарх Никон в селе Владыкине сам раздавал крестьянам милостыню. 20 апреля 1658 г. патриарх Никон, идучи в Воскресенский монастырь, в селе Владыкине отслушал обедню и приказал выдать попу Ивану с причетники полтину. 3 мая 1683 г. св. патриарх Иоаким ходил в село Дмитровское и 6 мая слушал в селе Владыкине литургии. 14 июля 1685 г. патриарх Иоаким после вечерни пошел с Москвы в село Владыкино и на 15 день в селе Владыкине слушал божественную литургию, а после литургии пожаловал того села попу Ивану рубль, дьячку 2 гривны, пономарю и просвирне по гривне… 13 сентября 1686 г. св. патриарх слушал божественную литургию в церкви Рождества Пресвятой Богородицы, что в селе Владыкине, и после литургии пожаловал того села попу Ивану 16 алтын 4 деньги, да пономарю и просвирне по гривне.

19 мая 1690 г. государь царь и великий князь Петр Алексеевич изволил быть в патриаршем домовом селе Владыкине и в патриарших хоромах изволил хлеба кушать, а у столового кушанья великому государю питье подносил и яства на стол ставил казначей старец Паисий Сийской.

25 июня 1693г. св. патриарх Андриан ходил после литургии в село Владыкино, и в селе было столовое кушанье, и после пошел к Москве. В 1678 г. в селе Владыкине находились: двор св. патриарха «становой», в котором жили посельской старец и приказчик, дворы: скотный, конюшенный, земского дьячка, садовника, мельника и 11 дворов крестьянских и бобыльских, людей в них 43 человека…

В 1701 г. в селе Владыкине церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы была «древянна, а в церкви образа, царские столпцы и сень писаны на красках; образ Николая чудотворца, образ Пресвятой Богородицы Одигитрии, образ Пресвятой Богородицы Тихвинской, образ Спасов писан на красках, образ Пресвятой Богородицы Умиления и другие». В 1704 г. в селе Владыкине числилось 16 дворов крестьянских и двор земского дьячка.

Село Владыкино по именному указу и по приговору Св. правительствующего синода 22 августа 1722 г. отдано во владение преосвящ. Феофану, архиепископу Псковскому и Нарвскому.

Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVI - XVIII ст.» Выпуск 4, Селецкая десятина Московского уезда. Издание Императорского Общества Истории и Древностей Российских при Московском Университете. Москва, в Университетской типографии (М. Катков), на Страстном бульваре, 1885 г.



Богородице-Рождественский храм выстроен утилитарным и добротным, с заботой скорее не о внешнем мимолётном впечатлении, а об удобстве тех, кто связан с церковью на долгие годы, - причта и прихожан. Инициатором этой постройки стал настоятель храма о. Василий Нечаев, весьма ревностный пастырь. Он "заразил" своей идеей купца Гаврилу Матвеевича Толоконникова, имевшего воскоотбельный завод во Владыкине и торговавшего церковными свечами, причём заразил настолько, что Гаврила Матвеевич собрался строить нечто чуть ли не грандиозное (впрочем, будь храм слишком заметен, возможно, он и не дожил бы до сего дня). Но о. Василий убедил благотворителя, что новый храм не должен быть слишком большим. Во-первых, приход его был невелик, а к тому же священник опасался, что Гаврила Матвеевич, будучи в преклонных летах, мог не дожить до завершения масштабной стройки. Несколько месяцев ушли на согласование проекта с консисторией, губернской строительной комиссией и составление сметы. Смету помощник гражданского инженера Палаты государственных имуществ А. Ярошевский показал ктитору, и тот подтвердил, что готов предоставить требуемые "4792 руб сер. 60 коп. сер." из своего капитала, не касаясь церковных сумм. Строительство храма встало Гавриле Матвеевичу дороже, чем предполагалось изначально. Г. М. Толоконников хотел построить более величественный храм, но вдруг ограничил свои амбиции.

Церковь получилась небольшой, камерной и очень уютной. Времена княжеских и усадебных храмов прошли. Время настало буржуазное. А какое время - такая и архитектура. В 1850-е годы, когда строился Владыкинский храм, получало развитие новое направление в зодчестве, которое, представляя собой смешение многоразличных стилей, сменявших друг друга на протяжении веков, давало архитектору и заказчику определённую свободу выбора конструктивных особенностей будущего здания и его декоративных элементов - сообразно вкусу и средствам. Стиль этот впоследствии исследователи именовали эклектизмом. Эклектика могла быть вызывающе-роскошной и дорогой, как, например, необарочный дворец Белосельских-Белозерских, построенный А. И. Штакеншнейдером. А могла быть очень скромной, непритязательной, как церковь Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине, постройка вполне безвестного архитектора А. И. Ярошевского. Архитектор имел право ориентироваться на любые эпохи, использовать элементы византийские, готические, романские, древнерусские - лишь бы результат того стоил.

Глядя на храм, замечаем, что четверик перекрыт крышей "конвертом" и увенчан пятью небольшими главками на глухих барабанчиках, при оформлении которых архитектор обратился к арсеналу древнерусских декоративных приёмов: здесь мы видим и кокошники в основании, и "облегченный" аркатурно-колончатый поясок, и нишки, как бы напоминающие нам о "старших братьях" этих глухих барабанчиков - больших световых барабанах с окнами. Трапезная имеет кровлю на два ската, причём наличие в ней двух приделов также обозначено маленькими главками, правда, уже лишёнными каких бы то ни было украшений. По углам четверика мы видим кокошники (как и в основании барабанчиков), здесь лишённые какой-либо функциональной нагрузки. Они являются как бы визуальным продолжением капителей сдвоенных полуколонн - и нам этот приём представляется не лишённым некоторого обаяния. Вот уж что оформлено действительно скромно, так это полукруглая, довольно массивная алтарная апсида. В ней, если воспринимать её отдельно от всего здания храма, есть отсылка к фабричной архитектуре своего времени - надёжному и мрачноватому "соло" красного кирпича. Высота церкви 10 метров. Скромная 15-ти метровая колокольня составляет одно целое с притвором храма, являющимся одновременно её нижним, опорным четвериком. На него поставлен четверик (со срезанными углами) несколько меньшего размера - ярус звона, увенчанный шатром, высота которого равна высоте второго яруса. Над шатром - маленькая главка. Храм Рождества Богородицы невелик. При его постройке никто и предположить не мог, что он будет служить домом молитвы для стольких людей. По праздничным дням церковь ныне не вмещает в себя молящихся.

Внутреннее убранство храма отличается опрятной скромностью (и таким было всегда). Лучшее его украшение - старинные иконы, ценность которых была понятна уже в позапрошлом столетии. В "Исторической записке", сохранившейся в архивах храма (её составил священник Александр Воздвиженский, служивший здесь в 1866-1883 годах), говорится: "Святые иконы в главном иконостасе почти все старинные. Особенно это нужно сказать об иконах первого яруса, а именно: икона Спасителя, храмовая - Рождества Пресвятой Богородицы, Святителя Николая, Казанская икона Божией Матери и икона Божией Матери Смоленская-Одигитрия. Все эти иконы значатся в описании Дворцового приказа за 1701 год. По означенным описям на сих иконах значатся венцы, цаты и другие старинные украшения, которые, к прискорбию, не сохранились". Надо отметить также, что в советское время, когда закрывались окрестные храмы, во владыкинскую церковь "пришли" многие другие образа. Совсем древних среди них нет, но есть хорошего письма. Особенно просты, даже бедны, были первоначальные интерьеры храма - пол из лещадки, стены выкрашены клеевой краской. Затем появились голландские печи, бетонный узорчатый пол (последняя модная новинка того времени), масляная живопись на стенах. Отопление, однако, работало не вполне исправно. Как следствие - в храме было сыро, страдали позолота иконостасов и росписи. Первый серьёзный ремонт во Владыкинской церкви провели в 1896 году при настоятельстве о. Иоанне Протопопове. Что касается живописи, то она поновлялась не раз, и теперь от первоначальной остались лишь небольшие фрагменты, да и то среднего качества.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №108, 2014 г.

С дороги владыкинский храм как будто и незаметен вовсе (особенно летом, когда густая зелень старых деревьев скрывает его от глаз). Лишь приглядевшись, видишь его небольшие главки и звонницу. А между тем церковь Рождества Богородицы — важный пункт на карте Владыкина (да и смежных с ним районов). Хотя в последнее время на окраинах появляются новые храмы, но верующих притягивает к себе именно эта церковь, освященная молитвой многих поколений и подвигом новомучеников.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкино история


Саша Митрахович 14.11.2017 08:02


Храм Рождества Богородицы во Владыкино невелик. При его постройке никто и предположить не мог, что он будет служить домом молитвы для стольких людей. По праздничным дням церковь ныне не вмещает в себя молящихся. Внутреннее убранство храма отличается опрятной скромностью (и таким было всегда). Лучшее его украшение — старинные иконы, ценность которых была понятна уже в позапрошлом столетии. . . .


Саша Митрахович 14.11.2017 08:13


Богородице-Рождественская церковь - духовный центр густонаселенного окраинного района. Литургия здесь совершается каждый день, а в воскресные и праздничные дни служат две литургии — раннюю и позднюю.

При храме действует воскресная школа для детей от четырех до пятнадцати лет, катехизические курсы для взрослых. Есть молодежное движение имени священномученика Иоанна Хрусталева, собрания которого проходят по субботам после всенощного бдения. Молодые люди вместе изучают Священное Писание, ходят в музеи, совершают паломнические поездки.

В 2014 году Богородице-Рождественский храм отмечает сразу две юбилейные даты (это не считая общецерковного праздника — 700-летия со дня рождения ): 150-летие со дня рождения , которую во Владыкине очень почитают, и 155-летие освящения существующего каменного храма.

На церковном дворе возведена и освящена (21 сентября, в престольный праздник) памятная часовня блаженной Матроны, где прихожане и паломники смогут помолиться перед образом столь тепло любимой многими святой. Духовенство храма будет регулярно служить здесь молебны.


Саша Митрахович 14.11.2017 08:21


Храм Рождества Пресвятой Богородицы Владыкино богослужения:

Божественная литургия в храме Рождества Пресвятой Богородицы совершается ежедневно в 9:00; вечернее богослужение — в 17:00. В воскресные и праздничные дни — две литургии (в 7:00 и в 10:00). В воскресенье вечером служится вечерня с акафистом перед чтимым Смоленским образом Божией Матери, в четверг — с акафистом святителю Николаю перед его образом. Иную информацию (о совершении Таинств, треб и т. д.) можно найти на регулярно обновляемом сайте храма.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Владыкине на реке Лихоборке

Алтуфьевское шоссе, 4

"Владыкино - древнейшее подмосковное село, вотчина тысяцкого и боярина Протасия Вельяминова, по фамилии которого тогда и называлось.

В 1585 г. здесь была церковь св. Николая. По жалованной грамоте 1624 г. село стало принадлежать князю И. И. Шуйскому, который около 1628 г. выстроил новую деревянную церковь уже во имя Рождества Богородицы. По его завещанию село в 1639 г. опять перешло Богоявленскому монастырю, который в 1653 г. променял его Патриарху Никону. В 1654 г. тот освятил здесь 9 апреля второй храм Иверской Богоматери. Петр I посещал село 19 мая 1690 г. В 1730-х гг. Феофан Прокопович принимал тут Анну Иоанновну в своих хоромах".

"Владыкино в XVI в. называлось Вельяминово на реке Лихоборке, в нем была церковь св. Николая. Село принадлежало Богоявленскому монастырю. В начале XVII в. церковь разобрали, а село стало вотчиной князя Ив. Ив. Шуйского, - он получил его за заслуги в боях. При Шуйском выстроили деревянную церковь Рождества Богородицы. В 1638 г. он же отказал по духовному завещанию село в Богоявленский монастырь. В 1653 г. архимандрит Богоявленского монастыря Серапион променял с. Вельяминово Патриарху Никону на его домовые вотчины - село Покровское Московского уезда и село Бисерово Коломенского уезда. С этого времени по принадлежности владыке - Патриарху село Вельяминово стало называться Владыкиным. В 1701 г. в селе Владыкине ц. Рождества Богородицы была еще деревянная".

"Село Владыкино, пожалованное Петром I в 1722 г. Феофану Прокоповичу, существует более 500 лет. В церковной ризнице есть Евангелие, печатанное при Патриархе Иоакиме в 1677 г.".

"Владельцы села: Вельяминовы до 1511 г.; Богоявленский монастырь; Шуйские; Пожарские - 1619-1623; Московские Патриархи с 1653 по 1722 г.; Ф. Прокопович - 1722-1736".

Согласно надписи на охранной доске, нынешнее здание церкви выстроено в 1859 г. Гаврилой Матвеевичем Толоконниковым.

"Северный придел арх. Гавриила - по ангелу Гавр. М. Толоконникова, южный - арх. Михаила. Так же назывались они и в XIX в..

"Село Владыкино расположено по обеим сторонам р. Лихоборки. На селе красивая церковь Рождества Богородицы".

"Освящение новоустроенного здания церковно-приходской школы в селе Владыкино, на церковной земле около 1 десятины, прилегающей к церковной ограде. В былые времена здесь находился загородный дом московских Патриархов с небольшой деревянной церковью при нем. На месте церкви издавна стоит часовенка, а на месте патриаршего Владычного дома теперь поставлена школа".

"В черте Москвы село находится с 1919 г.".

"На кладбище при церкви была похоронена М. Н. Ермолова, первая "народная артистка Республики" (1853-1928). Отпевали ее в ц. Большого Вознесения у Никитских ворот. М. Н. Ермолова завещала, чтобы ее похоронили на "смиренном кладбище" в селе Владыкине, где были "крест и тень ветвей" над ее родителями и сестрами" . Спустя несколько лет кладбище при церкви вместе с могилами родных Ермоловой срыли вчистую, а прах самой артистки перенесли на Новодевичье кладбище. Село Владыкино также полностью снесено.

Здание храма стоит на государственной охране под № 458. Службы совершаются каждодневно. На колокольне сохранилось 7 небольших колоколов, в которые звонят и поныне. Вокруг ограда с решеткой XIX в., также числящаяся на государственной охране. Рядом прошел путепровод Алтуфьевского шоссе. Внутри ограды с юга от храма небольшое строение в виде каплички - вероятно, это и есть упомянутая в кн. часовенка на месте престола прежде бывшего деревянного храма; внутри нее ныне хранится хозяйственный инвентарь.

В феврале 1990 г. в храме отпевали известного историка Евг. Евсеева, погибшего неподалеку, на кольцевой автодороге, при невыясненных обстоятельствах.

Сегодня Владыкино - часть густонаселённого района Отрадное, но в былые времена - эта территория называлась селом Вельяминовым. Оно сменило немало хозяев, однако все они были людьми религиозными.

Рождества Пресвятой Богородицы была построена при князе И. И. Шуйском (до этого в селе стояла Никольская , но она обветшала). Приблизительная дата строительства – 1627 год. А с 1653-го Вельяминово стало вотчиной патриарха Никона, в связи с чем его название сменилось на Владыкино (от слова «владыка», коим величали патриарха).

Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине не раз посещали Святейшие Патриархи, а в 1690 году – и сам царь Пётр Алексеевич.

Многие иконы тех времён, такие как Николая Чудотворца, Казанской и Смоленской Богоматери, а также Рождества Пресвятой Богородицы, до сих пор радуют прихожан в современной Рождественской обители.

Исследователи предполагают, что в 1720-х гг. переносили на правый берег реки, а после вновь вернули на левый, туда, где она стоит и сейчас.

Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине

В 1770 году на месте деревянной церкви был возведён каменный храм. Владелец соседнего села, граф Разумовский построил при нём колокольню и часовню. А иконы принесли жители села Никольское, т. к. их церковь упразднили. Впоследствии была разобрана, а из её кирпича – построена церковная ограда.

Со временем обветшал и сам храм Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине , требовалась его серьёзная реконструкция. И тут очень помог Г. М. Толоконников – и как меценат, и как организатор. Строительство длилось с 1854 по 1859 гг. Архитектором выступил А. Ф. Ярошевский.

Южный придел освятили во имя архангела Михаила, северный – в честь архангела Гавриила, главный престол – во имя Рождества Пресвятой Богородицы.

Храм получился нарядным, с некоторыми характерными чертами «русского стиля» в декоре. В основе его – четверик с 5-тью главами на глухих барабанах. С одной стороны к нему примыкают небольшая трапезная и 2-хъярусная колокольня, завершающаяся шатром с круглыми слуховыми окошками; с другой стороны – полукруглая апсида. Стены украшают полуколонны, большие окна с обрамлением в виде сухариков (дентикул), ступенчатые фронтоны.

Поначалу убранство храма было более чем скромным - лещадный пол да холодные стены, окрашенные клеевой краской. Но к концу XIX ст. здание уже отапливалось печами, пол украшали узоры, а стены – масляная живопись. Также при церкви открылась одноклассная школа.

В 1897 году в обители затеяли ремонт – нужно было отреставрировать иконостас, обновить настенную живопись да украсить храм позолотой. Для этой работы привлекли известных мастеров – Сизова, Соколова и Рындина.

Во времена советской власти обитель не закрывалась. Интересно, что во время Второй Мировой здание ничуть не пострадало, хотя немцы стояли недалеко. Так же и в деревне, что расположилась вокруг храма, все дома остались целыми.

В 70-е годы прошлого века Рождественскую церковь намеревались снести, так как она мешала грандиозным планам по застройке Отрадного. Но снова каким-то чудесным образом здание уцелело.

В 80-е годы был построен крестильный храм свт. Филарета Московского .

Сегодня при храме Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине работают воскресная школа, группа милосердия, молодежный православный центр. А сама обитель является памятником архитектуры и охраняется государством.