В возрасте 86 лет скончался Народный артист СССР Ростислав Янковский, старший брат .

В Минске на 87 году жизни скончался артист Национального академического драматического театра им. Максима Горького, Народный артист СССР Ростислав Янковский.

Об этом сообщили в пресс-службе театра.

"Его смерть – тяжелейшая и невосполнимая утрата для семьи, для друзей и для миллионов поклонников его таланта, огромная потеря для искусства, служению которому он посвятил всю свою жизнь", – говорится в сообщении.

Глава Минкульта РФ Владимир Мединский выразил свои соболезнования родным, близким и поклонникам усопшего, отметив талант и мастерство актера. Министр назвал кончину последнего из братьев Янковских потерей для жителей всего постсоветского пространства.

"Каждая его роль была настоящим событием", - заявил Мединский.

Гражданская панихида и Церемония прощания состоится на большой сцене Национального академического драматического театра им. Горького в Минске 28 июня в 10:00.

Биография Ростислава Янковского:

Ростислав Иванович Янковский родился 5 февраля 1930 года в Одессе в семье потомственного дворянина, бывшего штабс-капитана лейб-гвардии Семёновского полка.

Ростислав - старший из трех братьев Янковских. Средний брат Николай скончался в прошлом году. А актер Олег Янковский, который был младшим из братьев, умер в мае 2009 года.

Жена - Нина Чеишвили. Дети: сын - Игорь (род. 1951), актёр; сын - Владимир (род. 1960), актёр и режиссёр. Племянник - Филипп Янковский (род. 1968), актёр и режиссёр.

Род Янковских имеет белорусские и польские корни. В 1930-х годах отец был репрессирован, дважды арестовывался. После его возвращения семья переехала из Одессы в Рыбинск. Во время войны жили в Джезказгане (Казахстан), затем в Ленинабаде (Чкаловск, Таджикистан), где отец работал на строительстве.

Учась в школе, Ростислав занимался в кружке художественной самодеятельности, играл комедийные роли. Тогда же он начал заниматься боксом и стал Чемпионом Таджикистана среди юношей.

По окончании школы женился, работал диспетчером автобазы в Ленинабаде, продолжал участвовать в самодеятельности Дворца культуры, где его заметил руководитель местного театра Д. М. Лиховецкий и предложил работать в театре. Поначалу Ростислав отказывался, ведь не было образования, но ему сказали: «будете работать и учиться, педагоги у нас есть». Так и вышло: Ростислав учился в студии при театре и был занят в спектаклях театра: «Макар Дубрава» А. Е. Корнейчука, «Последние» М. Горького.

В 1951 году окончил Театральную студию при Ленинабадском драматическом театре, до 1957 года работал в этом театре.

В 1957 году вместе с женой Ниной и сыном Игорем переехал в Минск, был принят актёром в Государственный русский драматический театр Белорусской ССР им. М. Горького (ныне Национальный академический драматический театр им. М. Горького), где служил до конца своей жизни.

С 1995 по 2010 годы - председатель Международного кинофестиваля стран СНГ и Балтии «Лістапад» в Минске.

Секретарь Правления (1988-1998), член рады и президиума (с 1998 года) Союза театральных деятелей Беларуси.

Депутат Верховного Совета Белорусской ССР (1985-1990).

С 2000 года - член Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.

Член Международной академии театра при Российском благотворительном общественном фонде содействия театру и телевидению «Маски» (2001).

В 2006 году в издательстве «Мастацкая літаратура» вышла книга Т.Орловой и А.Карелина из серии «Жизнь замечательных людей Беларуси» - «Ростислав Янковский. Артист».

Ростиславу Янковскому посвящены документальный телефильм БТ «Монолог с отступлениями» (1987, реж. Л. Гедравичус), видеофильм БВЦ «В юбилей - выходной день» (1990, реж. Б. Берзнер).

Ростислав Янковский в фильме "Служили два товарища"

Ростислав Янковский в фильме "Море в огне"

Ростислав Янковский в фильме "Битва за Москву"

Ростислав Янковский в фильме "В июне 41-го"

Фильмография Ростислава Янковского:

1958 - Красные листья - Виктор
1968 - Карантин - член комиссии по расследованию
1968 - Служили два товарища - Васильчиков
1969 - Я, Франциск Скорина… - Иван Скорина
1969 - Ватерлоо - Флахау
1970 - Мир хижинам - война дворцам - Пятаков
1970 - Море в огне
1970-1972 - Руины стреляют... - командир партизанского отряда
1971 - Вся королевская рать - Теодор
1971 - Рудобельская республика - эпизод
1972 - Земля, до востребования - Агирре
1973 - Кортик - директор школы
1974 - Пламя - член Ставки
1975 - Волчья стая - начштаба партизанского отряда
1975 - Надёжный человек - Сергей Сергеевич
1975 - Ольга Сергеевна - писатель
1978 - Встреча в конце зимы - Семён Петрович, редактор
1979 - Задача с тремя неизвестными - Белов
1980 - Атланты и кариатиды - Арсений Николаевич Языкевич
1980 - Крупный разговор - Фёдор Павлович
1982 - Взять живым - доктор
1982 - Кафедра - Флягин
1983 - Сказка о Звёздном мальчике - хозяин Созвездия
1983 - Последний довод королей - Скотт
1983 - Ускорение
1984 - Время и семья Конвей - Джералд Торнтон спустя двадцать лет
1984 - Медный ангел - Левен
1984 - Государственная граница. фильм «Красный песок» - Лукин, полковник
1984 - Канкан в Английском парке - Даниил Робак (Торчинский)
1984 - Предел возможного - Любомир Сергеевич Самарин
1985 - Битва за Москву - Смирнов, генерал-майор
1985 - Володя большой, Володя маленький - Ягич
1985 - Прыжок
1986 - Гонка века - Стэнли Бест
1986 - Крик дельфина - министр
1986 - Не забудьте выключить телевизор - Михаил Михайлович
1987 - Сабля без ножен
1990 - Человек из чёрной «Волги» - замминистра
1990 - Вечный муж - Федосей Петрович
1990 - Ребро Адама - Виктор Витальевич, 1-й муж Нины Елизаровны, отец Лиды
1991 - Безумной страстью ты сама ко мне пылаешь - Владимир Францевич
1991 - Прости нас, мачеха Россия - Стеблин
1991 - Призрак - Константин Григорьевич
1991 - Грех лицедейства (фильм-спектакль) - Владимир Францевич
1992 - Солнечный день в конце лета - профессор
1996 - Любить по-русски 2 - Ярошевич
1997 - Приятель покойника - Игорь Львович
1998 - Проклятый уютный дом - Антоний Брыницкий
1998 - Любить по-русски 3: Губернатор - Ярошевич
1999 - Директория смерти (новелла «Попугай») - сосед, пенсионер / пожилой муж
2000 - Аномалия - генерал
2002 - Закон - Николай Скляр
2005 - Статский советник - Храпов
2007 - Перед заходом солнца (фильм-спектакль) - Маттиас Клаузен
2008 - В июне 41-го - Войцех Бельский
2010 - Месть - Беглов

В минувшее воскресенье, 26 июня, в Минске на 87-м году жизни скончался народный артист СССР, актер театра и кино Ростислав Янковский. О смерти артиста сообщается на сайте Национального академического драматического театра им. Горького в Минске, где служил актер.

Гражданская панихида состоится сегодня, 28 июня, на большой сцене театра. «Его смерть – тяжелейшая и невосполнимая утрата для семьи, для друзей и для миллионов поклонников его таланта, огромная потеря для Искусства, служению которому он посвятил всю свою жизнь. Великий актёр всегда будет жить в ролях, блестяще сыгранных им, а добрый и искренний, открытый и светлый, уникальный, мужественный человек – навсегда останется в сердцах родных и друзей, в памяти миллионов людей, для которых он был, есть и будет кумиром», - говорится в заявлении, опубликованном на сайте театра.

Ростисла Янковский - старший из трех братьев Янковских. Средний брат - Николай - скончался в 2015 году в Саратове, находясь в состоянии комы после инсульта. Младший брат - Олег - умер в мае 2009 года после борьбы с раком поджелудочной железы.

Ростислав Янковский родился 5 февраля 1930 года. На его счету более 160 ведущих ролей на театральной сцене и более чем 50 киноролей, в частности в таких фильмах, как «Служили два товарища», «Вся королевская рать», «Кортик», «Сказка о звездном мальчике».

* * *

Ростислав Янковский родился 5 февраля 1930 года в Одессе. «Корни» у Янковских - белорусские, о чем, кстати, говорит и сама фамилия, основанная от имени Ян, Янка. Да и основоположник рода изначально ведь был Ян Янковский, это потом уже в России стал Иваном. Гвардейскому офицеру, штабс-капитану лейб-гвардии Семеновского полка Ивану Янковскому пришлось служить и в Красной Армии, вместе с Тухачевским…

И, тем не менее, несмотря на верную службу в Красной Армии, в советское время Иван Янковский все же был репрессирован. А семья «врага народа» пожила вместе с ним во многих городах и селениях. После второго ареста семья переехала в деревню под Рыбинск. Город был знаменит своей огромной «зоной». Какие люди в то время там сидели: актеры, музыканты, поэты! А какие концерты давали друзья отца, «вольнопоселенцы»!

Вот в этой интеллигентной, высокообразованной семье и рос Ростислав Янковский. Школу он, правда, как храм науки особо не ценил, потому и не запомнил особо свои школьные годы. После школы мальчик всегда спешил домой. Он вообще был не очень общительным. Предпочитал такое детское одиночество. Парень много читал, размышлял, и в его душе рождались фантазии, наполняя душу глубоким внутренним смыслом…

А вот игра в различных драмкружках была, пожалуй, единственной отдушиной среди школьной рутины. Тогда, во время войны, юношу тянуло играть, изображать что-нибудь неожиданное, яркое. В школьной самодеятельности ему доверяли всегда главные, ответственные роли. Родители, сами любившие театр, искусство, музыку, всегда поддерживали увлечение сына. И потом продолжали помогать ему, были и первым советчиками. Так что выход на сцену Ростислава Янковского, пожалуй, был подготовлен всей его жизнью.

В Ленинабаде, уже женившись и работая диспетчером автобазы, Ростислав Янковский продолжал принимать активное участие в самодеятельности Дворца культуры. Там-то талантливого юношу и заметил руководитель местного театра Дмитрий Михайлович Лиховецкий и сразу же предложил работать в театре.

Поначалу Ростислав Янковский учился в студии при театре и был занят в спектаклях. Вначале, конечно же, были несколько небольших эпизодов, потом - пьеса Корнейчука «Макар Дубрава», а после этого играл Петра в «Последних» Горького.

Переехав в 1957 году вместе с женой Ниной и сыном Игорем в Минск, Ростислав Янковский был принят в труппу Русского драмтеатра имени М. Горького и уже в молодые годы стал звездой сцены. Здесь были сыграны его самые знаменитые классические роли: Макбет, Арбенин, Антоний, Вершинин.

Не единожды знаменитого актера белорусской сцены переманивали в лучшие театры Москвы и Ленинграда, но он всякий раз отказывался: «Уж так, как меня Беларусь приняла и полюбила, наверное, не сможет ни одна страна. В Минске Господь мне помог, судьба актерская сложилась хорошо, я сыграл множество ролей. Я люблю этот театр, а он любит меня!» Ростислав Янковский – рыцарь Минского театра! И будучи бессменным президентом международного кинофестиваля «Лiстапад», Ростислав Иванович ни разу не отменил ни одного спектакля со своим участием, даже в день открытия кинофорума!

Для Ростислава Ивановича всегда была очень важной оценка его не менее знаменитого младшего брата Олега Янковского. И когда в Вахтанговском театре Янковскому – старшему довелось играть в пьесе Гауптмана «Перед заходом солнца» роль, с которой в былые времена блистал сам Астангов, он очень волновался. Но Янковский – младший высоко, правда, немного кратко, оценил его игру: «Ничего не играешь. Проживаешь роль от начала до конца».

* * *

Дебют Ростислава Янковского в кино состоялся на киностудии «Беларусьфильм» в историко-революционном приключенческом фильме «Красные листья». Режиссер Владимир Корш-Саблин пригласил тогда восходящую звезду Минской театральной сцены на роль одного из молодых повстанцев на ряду со знаменитыми актерами: Михаилом Жаровым, Кларой Лучко, Евгением Карнауховым, Владимиром Чобуром, Владимиром Дедюшко.

Настоящую же киношную жизнь Ростислав Янковский начал постигать с роли серьезно настроенного красноармейца Васильчикова в фильме о Гражданской войне «Служили два товарища» Евгения Карелова. В этом фильме братья Янковские впервые снимались вместе. Младший Олег Янковский сыграл в картине роль бывшего фотографа - солдата Андрея Некрасова. Потом, правда, еще не раз сводила их вместе киношная судьба на одной съемочной площадке.

В историко-биографической ленте режиссера Бориса Степанова «Я, Франциск Скорина...» братья Янковские создали романтические образы других братьев, живших в первой половине XVI века. Ростислав блестяще сыграл Ивана Скорину, а Олег столь же успешно выглядел в роли белорусского издателя и просветителя Франциска Скорины.

* * *

70-е – 80-е годы - расцвет творчества Ростислава Янковского. Обладая врожденным аристократизмом и обаянием (что, собственно говоря, присуще всем Янковским) актер создал целую галерею запоминающихся образов. Способность актера легко вписываться в разнообразные художественные миры позволила ему быть востребованным самыми разными режиссерами в картинах самых разных жанров.

Среди его героев: Агирре в приключенческом фильме Вениамина Дормана «Земля, до востребования», редактор Семен Петрович в драме Иосифа Шульмана «Встреча в конце зимы», полковник Антон Георгиевич Белов в детективе Бориса Шадурского «Задача с тремя неизвестными», профессор Флягин в фильме Ивана Киасашвили «Кафедра», Хозяин созвездия в «Сказке о звездном мальчике» Леонида Нечаева, инвалид войны, любитель книг Михаил Михайлович в детской комедии Николая Лукьянова «Не забудьте выключить телевизор…».

Органично Янковский выглядел и в картинах на военную тематику (начштаба партизанского отряда в военном фильме Бориса Степанова «Волчья стая» и волевой умный генерал-майор Смирнов в «Битве за Москву» Юрия Озерова), и в экранизациях произведений русских классиков (драма Вячеслава Криштофовича «Володя большой, Володя маленький», созданная по мотивам рассказов Антона Павловича Чехова, или одна из лучших экранизаций Достоевского – драма Евгения Марковского «Вечный муж»).

К числу наиболее заметных картин с участием Ростислава Янковского начала 90-х относятся: трагикомедия Вячеслава Криштофовича «Ребро Адама» (где актер создал образ преуспевающего адвоката Виктора Витальевича) и ироническая фантазия из закулисной жизни театральной богемы по пьесам Дюренматта и Ануйя «Грех лицедейства». В последней актер блистает бурной игрой красок в главной роли в партнерстве с великолепной Анастасией Маланкиной.

Янковский не просто играл роли, он по-настоящему «жил на экране». Этот талант актера ярко проявился и в мелодраме «Солнечный день в конце лета», повествующей о неожиданном и неуместном чувстве, возникшем между двумя уже вполне зрелыми людьми, живущими каждый своей жизнью, и в кинопритче «Аномалия», снятой по мотивам рассказа Клиффорда Саймака «Все живое – трава».

Снялся Ростислав Янковский и в двух фильмах знаменитой кинотрилогии Евгения Матвеева «Любить по-русски – 2», сыграв роль суетного в погоне за благами и карьерой Ярошевича. Как признавался сам Ростислав Иванович, он просто не мог отказать себе в удовольствии сняться рядом с такими мастерами отечественного кино, как Евгений Матвеев, Галина Польских, Лариса Удовиченко, Виктор Раков.

В последние годы Ростислав Иванович нечасто, но все же появляется на экране, радуя своими новыми работами поклонников его таланта. Одна из таких ролей - польский хуторянин Войцех Бельски в военном фильме «В июне 41-го».

* * *


«Клан» Янковских – это отдельная страница в отечественном кинематографе. Родной брат Ростислава Ивановича – Олег Иванович Янковский еще при жизни стал секс-символом, кумиром миллионов зрителей. Он снимался в кино до самых последних своих дней. Состоялись и дети Янковских. Сын Ростислава Ивановича – Игорь Янковский, поснимавшись в молодости в кино, впоследствии нашел себя в рекламном бизнесе. А сын Олега Ивановича – Филипп Янковский – успешный кинорежиссер и актер. И уже третье поколение знаменитой фамилии – Иван Янковский, который громко заявил о себе ролью в картине «Индиго».

Года (умер ) - , .

Род Янковских имеет белорусские и польские корни.

В 1930-х годах отец был репрессирован, дважды арестовывался. После его возвращения семья переехала из Одессы в Рыбинск. Во время войны жили в Джезказгане (Казахстан), затем в Ленинабаде (Чкаловск, Таджикистан), где отец работал на строительстве.

Учась в школе, занимался в кружке художественной самодеятельности, играл комедийные роли. Тогда же начал заниматься боксом и стал чемпионом Таджикистана среди юношей. По окончании школы женился, работал диспетчером автобазы в Ленинабаде, продолжал участвовать в самодеятельности Дворца культуры, где его заметил руководитель местного театра Д. М. Лиховецкий и предложил работать в театре. Поначалу Ростислав отказывался, ведь не было образования, но ему сказали: «будете работать и учиться, педагоги у нас есть». Так и вышло: учился в студии при театре и был занят в спектаклях театра: «Макар Дубрава» А. Е. Корнейчука, «Последние» М. Горького.

В 1951 году окончил театральную студию при Ленинабадском драматическом театре, до 1957 года работал в этом театре.

В 1957 году вместе с женой Ниной и сыном Игорем переехал в Минск, был принят актёром в Государственный русский драматический театр Белорусской ССР им. М. Горького (ныне Национальный академический драматический театр им. М. Горького), где служил до конца своей жизни.

С 1995 по 2010 годы - председатель Международного кинофестиваля стран СНГ и Балтии «Лістапад» в Минске.

Секретарь Правления (1988-1998), член рады и президиума (с 1998 года) Союза театральных деятелей Беларуси.

Депутат Верховного Совета Белорусской ССР (1985-1990). С 2000 года - член Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.

Член Международной академии театра при Российском благотворительном общественном фонде содействия театру и телевидению «Маски» (2001).

В 2006 году в издательстве «Мастацкая літаратура» вышла книга Т.Орловой и А.Карелина из серии «Жизнь замечательных людей Беларуси» - «Ростислав Янковский. Артист». Ростиславу Янковскому посвящён документальный телефильм БТ «Монолог с отступлениями» (1987, реж. Л. Гедравичус), видеофильм БВЦ «В юбилей - выходной день» (1990, реж. Б. Берзнер).

Ростислав Янковский Личная жизнь

Брат - Николай Янковский (1941-2015), заслуженный работник культуры РСФСР, работал в муниципальном театре пластической драмы, с 2002 года - заместителем директора театра кукол «Теремок» в Саратове.

Семья: клан Янковских

Старые вещи – как уходящая натура… Я помню, как привел впервые в коммунальную комнатку Людмилу Зорину, свою невесту, – познакомить с родными. И все, что осталось от прошлой жизни, все эти штопаные салфеточки, вилки уцелевшие… Можно догадаться, как это выглядело. Но все было сервировано. И моя жена до сих пор об этом вечере помнит. Это воспоминание важно для нас обоих. И очень важно, чтобы семья оставалась семьей. Чтобы собирались все вместе, хотя бы к обеду, хотя бы на даче. Я сумел настоять на этом.

Для меня дороже творчества, сильнее, ближе – семья, очаг, сын, внуки. Другой вопрос, что мне повезло, моя семья, и в частности супруга, помогает мне состояться в моей профессии. И я был бы очень несчастен, если бы у меня отняли возможность заниматься любимым делом. Но родные люди все же важнее… Сегодня я постоянно ощущаю за спиной свой род: сын, внук, внучка…

Моя жена – Людмила Зорина – очень мудрая женщина. Она очень много сделала для того, чтобы наш союз был счастливым. Я тоже приложил к этому немало усилий. Когда мы поженились и вместе работали в Саратовском театре, меня долгое время называли «мужем Зориной». Она была героиней, а я оперяющимся актером. Но в какой-то момент Людмилу стали называть «женой Янковского»… Семье порой бывает очень сложно пройти такие виражи судьбы без потерь. Не всегда были времена, когда Людмила была достаточно востребована в профессии, и нам обоим было от этого тяжело, даже разговаривать было трудно и в глаза друг другу смотреть. Но мы справились.

Наверное, если бы не наша профессия, у нас было бы больше детей. Но в Саратовском театре выпускали по семь спектаклей в год. А супруга была занята если не в каждом, то через один… А сын у нас хорошим получился. И все нам говорили: ну почему же он у вас один? А потом мы переехали в Москву, и я стал много сниматься в кино. Сегодня в самолете, завтра – в поезде. Такова актерская профессия: упустил шанс сегодня – завтра ничего не будет. Нельзя сказать: «Давайте прервемся». Увы, за все в жизни приходится платить… Я благодарен Филиппу и Оксане за то, что они позволили себе такую замечательную роскошь и подарили нам счастье, заведя двоих детей – мальчика и девочку.

Переживать роман на сцене, а потом допереживаться и в жизни мне, конечно, случалось. Актер должен быть влюбчивым, это помогает, глаза у него должны всегда гореть. Но моей супруге хватало мудрости понять эту особенность профессии, а мне всегда хватало запаса любви к моей семье.

Мой сын в пятилетнем возрасте снялся у Тарковского в «Зеркале». Недавно пересмотрел фильм – плакал. Он там так замечательно существует. Андрей, помнится, все спрашивал меня: «Слушай, он что-нибудь понимает?» Я говорил: «Ну, давай проверим». И Филипп делал все точно, в десятку.

Какие-то тайны актерской профессии были для Филиппа рассекречены в семье. Ну и конечно, как всякий актерский ребенок, он очень много времени проводил за кулисами. А когда подрос, я отвел его в театр на спектакль. Выйдя, он сказал: «Пап, спасибо, больше я в театр никогда не пойду». Наверное, спектакль был плохой. Но когда Филипп вырос, он все-таки захотел учиться во ВГИКе режиссуре, и я его всячески поддерживал. Теперь у него своя студия, он снимает клипы, рекламу, играет, сам как режиссер сделал несколько интересных картин. Очень хорошо выглядит, как-то заматерел. У него структура лица очень интересная. Отец не может быть объективным, но другого такого лица у нас в кино сегодня нет.

К счастью, мой сын не попадал под очарование каких-то движений. Единственный напряженный для меня момент был тогда, когда лавина свободы обрушилась на его поколение. У них была компания: Федор Бондарчук, Степан Михалков, Егор Кончаловский… Они были клипмейкерами, общение в основном ночью у них происходило, этакая ночная клубная жизнь… Но это быстро прошло.

Не могу сказать, что мы с Филиппом очень часто видимся. Он взрослый человек, у него свой круг, у меня – свой, однако духовно мы близки.

А мой внук Иван снялся в моей картине «Приходи на меня посмотреть». До этого его даже Филипп не снимал, так что это Ванин дебют в кино. Но поблажек на площадке не было никаких. Иван только вначале слегка испугался, а потом – как и подобает – вел себя на площадке профессионально. Роль у него была небольшая – такого ангелочка, из-за которого случилась вся история. Будет ли внук актером, не знаю, но данные для этого у него есть: богатая фантазия, эмоциональность… Генетика, наверное.

Повторюсь: я очень ценю само понятие семьи, оно для меня свято. У нас долгую супружескую жизнь прожили и мама с отцом, и братья мои со своими супругами, и сыну дай бог долгого счастья вместе с женой. У меня есть любимые внук и внучка. Такими ценностями не разбрасываются.

Нас у родителей три сына. Когда-то всех разбросало, отец был репрессирован… Поэтому теперь особенно дорожим теми минутами, когда собираемся вместе. Дух семьи сидит где-то глубоко в нас. Сегодня Янковские – это действительно настоящий клан, в лучшем, домашнем смысле этого слова…

Из книги Спецназ ГРУ: Пятьдесят лет истории, двадцать лет войны... автора Козлов Сергей Владиславович

Новая семья и семья военная В 1943 году, когда освободили Миргородский район, двух сестер Василия взяла на воспитание средняя сестра их матери, а маленького Васю с братом забрала младшая. Муж сестры был заместителем начальника Армавирского летного училища. В 1944 году его

Из книги О Марине Цветаевой. Воспоминания дочери автора Эфрон Ариадна Сергеевна

ЕЕ СЕМЬЯ Марина Ивановна Цветаева родилась в семье, являвшей собой некий союз одиночеств. Отец, Иван Владимирович Цветаев, великий и бескорыстный труженик и просветитель, создатель первого в дореволюционной России Государственного музея изобразительных искусств,

Из книги Портреты современников автора Маковский Сергей

Семья Наша семья, в течение первых пятнадцати лет совместной жизни с отцом, была дружной, гармонически слитной семьей. Нежность к нему, знаменитому, балованному художнику, приобретала оттенок восторженного поклонения. Существом высшего порядка входил он в наш детский

Из книги Воспоминания. Книга третья автора Мандельштам Надежда Яковлевна

Семья У матери была особая теория воспитания: детей надо баловать до одурения - иначе не выдержать эту несносную жизнь, и еще - средство против капризов - предупреждать желания, чтобы и выдумать ничего не могли… Справлялась она со своей задачей довольно ловко. Я

Из книги Лиля Брик. Жизнь автора Катанян Василий Васильевич

Клан Леже С Фернаном Леже ЛЮ познакомилась аж в 1925 году в Париже, он был еще незнаменит. Молодые, они втроем с Эльзой ходили в дешевые дансинги, он сам не танцевал, они приглашали жиголо, который стоил одно су танец. Гулять он их водил по рабочим окраинам. «У него были руки

Из книги Раневская, что вы себе позволяете?! автора Войцеховский Збигнев

5. «Семья заменяет все. Поэтому, прежде чем ее завести, стоит подумать, что тебе важнее: все или семья» Так сказала однажды Фаина Раневская.Уверен, тема личной жизни великой актрисы должна быть рассмотрена нами с отдельным вниманием, в отдельной главе. Причин для этого

Из книги Рыцарь совести автора Гердт Зиновий Ефимович

Семья Моя семья - это жена Таня, дочка жены Катя, которую я воспитываю с двухлетнего возраста, сын Кати - мой внук Боря. Мы живем рядом, на одной площадке, внук практически обитает у нас. Ну и папа Бори - режиссер Валерий Фокин.Все мы очень откровенны друг с другом - это

Из книги Мэрилин Монро. Жизнь в мире мужчин автора Бенуа Софья

Глава 34 Клан Кеннеди. «Cursum Perficio», или «Свое путешествие я заканчиваю» В декабре 1961 года психиатр актрисы Ральф Гринсон писал: «У нее развились тяжелые депрессивные и параноидальные реакции. Она говорила об уходе из кинобизнеса, о самоубийстве и тому подобных вещах. Ввиду

Из книги Леонид Кучма [Настоящая биография второго Президента Украины] автора Корж Геннадий

Клан Незадолго до президентских выборов 1999 года, на которых его повторно избрали главой государства, Кучма сказал журналистам: «Наверное, у меня было больше возможностей построить нормальный законотворческий процесс. Конечно, я виню себя и за ошибки в кадровой политике.

Из книги Адриано Челентано. Неисправимый романтик и бунтарь автора Файт Ирина

«Клан» – это я! Но так просто закончить яркую карьеру на самом ее взлете ему, конечно, не удалось. Слишком многие люди были заинтересованы в его успехе, и очень многие использовали его в своих целях. Челентано понял это достаточно быстро и в отличие от

Из книги Джон Кеннеди. Рыжий принц Америки автора Петров Дмитрий

Глава первая. Клан 1В начале XX века среди джентльменов еще не было принято находиться рядом с женой во время родов. Так что распростертой на ложе молодой дамой занимались только женщины и доктор.Дом не спит. В кабинете на втором этаже в камине огонь, на стенах - блики. Май в

Из книги Жаклин Кеннеди. Жизнь, рассказанная ею самой автора Кеннеди Жаклин

Клан Кеннеди Все писатели Америки, все, кто однажды сел за пишущую машинку и вставил в нее чистый лист бумаги, намереваясь изложить на нем свой взгляд на мир, мечтали, мечтают и будут мечтать написать великий большой роман о настоящих американцах.Не важно, что такие романы

Из книги Меня зовут Вит Мано… автора Мано Вит

Из книги Тайная жизнь Фиделя Кастро. Шокирующие откровения личного телохранителя кубинского лидера автора Санчес Хуан Рейнальдо

Из книги Жаклин Кеннеди. Американская королева автора Брэдфорд Сара

Глава 8. Клан Рауля В середине 1980-х годов, параллельно с продолжением службы в охране Фиделя, я заканчивал обучение в Высшей школе министерства внутренних дел (МИНИНТ) вместе с офицерами, прибывшими из различных военных округов страны. Программа обучения включала: курс

Из книги автора

5 Вступление в клан Немесида – дочь богини ночи Никты, богиня неотвратимого возмездия судьбы, которая награждает как счастьем, так и несчастьем. Уже во время медового месяца Джеки начала ощущать, что семейная жизнь с Джоном будет напоминать американские горки и

23 февраля 1944 года родился Олег Иванович Янковский, советский и российский актёр театра и кино, кинорежиссёр, самый известный представитель актерской династии Янковских. Помимо Олега в семье росли двое старших братьев: Ростислав (советский белорусский актёр театра и кино) и Николай (работавший заместителем директора театра кукол «Теремок» в Саратове).

Будущий актер появился на свет в Казахстане в городе Джезказган, где его отец, бывший царский офицер и дворянин, отбывал ссылку.

Янковские – довольно обширный дворянский род, имеющий польские и белорусские корни. Отец актера Ян Павлович Янковский (позднее закрепилось имя Иван) родился в Варшаве, а родовое имение имел под Витебском. Во время Первой мировой войны служил в звании штабс-капитана в лейб-гвардии Семёновском полку. Сослуживцем и другом Яна Янковского был будущий красный маршал Михаил Тухачевский. Во время знаменитого Брусиловского прорыва Ян Янковский был тяжело ранен, за храбрость был награждён орденом Святого Георгия. После революции Янковский служил в красной армии под началом своего бывшего сослуживца Тухачевского. В последствии это близкое знакомство с опальным маршалом еще неоднократно «аукалось» для семьи Янковских.

- Он был очень благородным человеком, удивительной красоты – и внешней, и внутренней. Прекрасно пел и декламировал стихи, по вечерам читал вслух романы. Поэтому внутренний артистизм, актерские гены, по-моему, у нас от отца, - вспоминал позже Ростислав Янковский.

О семье Марины Ивановны, матери Олега Янковского, известно не так много. Возможно потому, что ее отец, генерал и герой обороны Порт-Артура воевал на стороне белых и этот факт Янковские старались не афишировать. Им вполне хватало неприятностей, вызванных знакомством с Тухачевским. Но однажды Олег Янковский обмолвился, что его бабушка по линии матери в детстве была близко знакома с Володей Ульяновым.

- Вообще-то, когда Ленин был маленьким, он дружил с моей бабушкой. А мой прадед, ее отец, ездил за рубеж и привез ей как-то куклу с закрывающимися глазками. И вот Володенька все хотел ей выковырять глазки, чтобы выяснить, почему они закрываются, - признался Олег Иванович в интервью изданию http://www.aif.ru.

Первый сын, Ростислав, в семье Янковских родился в Одессе 5 февраля 1930 года. Однако вскоре отца арестовали. Первенца Марии Ивановне пришлось поднимать самой. В 1936 году Ивана Павловича освободили, но через год снова арестовали. Однако в этот раз на свободу он вышел гораздо быстрее. В 1941 году, через месяц после начала Великой отечественной войны в семье родился второй сын – Николай. Во время войны Иван Павлович работал в тылу: сначала на плавильном комбинате в Джезказгане, а затем, уже после рождения Олега, на секретном комбинате в Ленинабаде, где добывали уран.

Как признавался Николай Янковский (средний сын), после рождения двух сыновей, мама очень хотела дочку, но родился Олег. В семейном архиве Янковских сохранилась фотография, где Марина Ивановна даже повязала младшему сыну бантик. Олег, родившийся, когда его отец был уже в весьма солидном возрасте, был любимцем всей семьи. И хотя жили очень бедно и часто впроголодь, младшего старались поддерживать и по возможности - баловать.

После войны, когда в стране из-за огромных человеческих потерь было тяжело с квалифицированными кадрами, Ивана Павловича, вспомнив о его военном прошлом, привлекли к подготовке офицеров запаса. В 1951 году семья переехала в Саратов. Но к этому времени Иван Павлович Янковский был уже серьезно болен: сказывались годы, проведенные в тюрьме, старое ранение и возраст. В 1953 году он умер.

Старший сын Янковских, Ростислав, к этому времени уже окончил театральную студию при Ленинабадском драматическом театре и работал в этом же театре. А Олег с Николаем, мамой и бабушкой сначала ютились у родственников в Саратове, а затем получили 15-метровую комнату в которой и жили все вместе. «Но и в таких условиях бабушка пыталась с нами разговаривать по-французски», - рассказывал позднее Николай Иванович Янковский. Чтобы прокормить семью, Мария Ивановна выучилась на бухгалтера. Средний сын, Николай еще во время учебы в школе, тоже начал подрабатывать, параллельно занимаясь в заводском театральном кружке. Однако материальное положение семьи оставалось плачевным.

В 1957 году Ростислав Янковский (который к этому времени уже успел жениться) вместе с женой Ниной и сыном Игорем переехал в Минск. Он был принят Национальный академический драматический театр им. М. Горького, где и проработал до конца своей жизни. Чтобы избавить мать от материальных забот (в семье к этому остался один кормилец - Николай), через год Ростислав забрал к себе 14-летнего Олега, хотя ему и самому с семьей жить было негде.

- Мы с женой Ниной приехали в Саратов и просто ужаснулись, увидев, как убого они живут. Дом находился почти в центре города, спали на полу, туалет располагался на улице. И Нина мне говорит: «Давай возьмем Олега к себе». Мама, правда, не хотела отрывать ребенка, он к тому времени уже 7-й класс закончил... Мы его забрали, хотя жить-то негде было. Жили мы тогда в гримерке , - рассказывал позднее о этом периоде Ростислав Янковский.

В это время Олег Янковский увлекался футболом и все свободное время «гонял мяч». В результате он фактически полностью забросил учебу и старшему брату пришлось приложить немало сил направляя Олега на «путь истинный». Несмотря на то, что Олег подавал большие надежды на футбольном поле, Ростислав запретил ему пропадать на тренировках и велел сосредоточится на учебе. Кстати, именно в Минске Олег Янковский впервые вышел на сцену в эпизодической роли мальчика Эдика в спектакле «Барабанщица». Но актером становится не собирался. После возвращения к маме в Саратов, где он закончил 10-й класс, Олег Янковский собирался подавать документы в медицинский институт. Но именно Ростислав Янковский, который рассмотрел в младшем брате актерский талант убедил его поступать в театральный институт. Олег решил попробовать поступить в Саратовское театральное училище. Чтобы узнать о правилах приема, он пришел в приемную комиссию и назвав свою фамилию "Янковский", услышал в ответ - «Вы приняты». Оказывается, к этому времени в это же училище экзамены успешно сдал Николай Янковский, средний брат Олега. Но поскольку он очень любил Олега, то решил не разочаровывать того и скрыл, что это его приняли на учебу, а не Олега.

Так Олег Янковский стал студентом Саратовского театрального училища. А на втором курсе познакомился со студенткой третьего курса Людмилой Зориной, которая вскоре стала его женой. В 1968 году у Олега и Людмилы родился сын Филипп, который тоже пошел по стопам родителей. Он стал известным актером и кинорежиссером, снявшим несколько известных фильмов, в том числе и «Статского советника» по одноименной книге Бориса Акунина. Жена Филиппа Янковского, Оксана Фандера, тоже актриса. Свои самые известные роли она сыграла как раз в фильмах своего мужа. Сын Филиппа и Оксаны, Иван Янковский окончил Международную киношколу и работает театре «Студия театрального искусства».

Примечательно, что все трое братьев Янковских женились до 21 года. И не смотря на столь ранний брак все братья всю жизнь прожили со своими женами. Олег Янковский как-то в своей иронической манере высказался по этому поводу: «Вообще, жить с женщиной - это уже героизм. Создание семьи с одним человеком и на всю жизнь - это подвиг».

Олег Янковский добился наибольшей известности среди тех братьев. Но этот никак не сказывалось на их отношениях. Они дружили и поддерживали друг друга до самой смерти Олега Ивановича в 2009 году.

Ростислав Иванович Янковский, приведший младшего брата в профессию, сыграл более 160 ролей в театре, более 60 ролей в кино («Служили два товарища», «Я, Франциск Скорина…», «Сказка о звездном мальчике», «В июне 41-го» и др.). Двое сыновей, Игорь и Владимир, тоже стали актерами. Игорь Янковский запомнился своей ролью в сериале «Приключения принца Флоризеля», где он сыграл племянника полковника Джеральдина.

Николай Иванович Янковский, "уступивший" Олегу свое место в Саратовском театральном училище, работал в муниципальном театре пластической драмы, а затем - заместителем директора театра кукол «Теремок» в Саратове.