Любое имущество предприятия, которое используется для создания продукта труда, со временем приходит в негодность, то есть изнашивается. Иногда это бывает по мере эксплуатации оборудования или же в зависимости от объема выполненной работы. Все эти данные специалист отдела бухгалтерии обязательно должен учитывать в бухгалтерском балансе. Для этого он должен знать, как рассчитать износ оборудования, а также ответить на вопросы:

  • Что обозначает износ оборудования;
  • Что такое амортизация оборудования она связана с «износом»;
  • Как правильно рассчитывается амортизация оборудования.

Что такое износ оборудования

Под износом оборудования экономисты понимают явление уменьшения его цены и производственной деятельности.

На сегодняшний день это считается одной из самых важных проблем как в экономическом плане, так и техническом. Поэтому на любом предприятии руководство ищет различные способы по его снижению.

Причиной этому является то, что любое оборудование, которое задействовано в производственной деятельности, со временем изнашивается и приходит в негодность.

Существует два типа износа:

  • Физический;
  • Моральный.

Рассмотрим каждый из них в отдельности.

Физический износ — это явление, которое связано с окончанием срока эксплуатации оборудования, из-за которого его производительность постепенно начинает снижаться.

Таким образом, основные средства труда требуют срочной замены на новые или же полную модернизацию для увеличения продолжительности службы. С экономической точки зрения, второй вариант является более затратным, поэтому бухгалтера при приобретении имущества предприятию обязательно учитывают его в документации. Это позволяет по завершению срока его применения вовремя заменить на новое оборудование. Так, производство не будет остановлено.

Специалисты его разделяют на подвиды:

  • Износ оборудования, который произошёл из-за окончания срока применения;
  • Потеря стоимости основного средства, которое происходит из-за аварийных ситуаций, неправильной эксплуатации или же механических повреждений;
  • Ухудшение характеристик, которое происходит постепенно или скоротечно;
  • Также имущество может быть повреждено частично. То есть сбой происходит в отдельных деталях, или же полностью;
  • Износ объекта эксплуатации, который требует срочный ремонт полностью или частично;
  • Нередко собственность предприятия необходимо списать и заменить на новое, так как устранить повреждение невозможно.

Моральный износ – это явление напрямую связано с потерей конкурентноспособности . То есть оборудование, которое задействовано в производстве, постепенно теряет свои технические свойства, снижается в стоимости по причине появления на рынке новых улучшенных моделей по высокой цене. Также это может быть устройство, которое по характеристикам не отличается от эксплуатируемого, но в несколько раз дешевле.

Его разделяют на:

  • Частичный. Руководство предприятия может перенести оборудование в другую область применения или модернизировать его составные части;
  • Полный. Единственным способом его устранения – замена на модернизированное средство производство или более выгодное по финансам.

Таким образом, производитель повышает эффективность создания продуктов труда. В свою очередь, это может привести к резкому увеличению издержек.

Как рассчитать износ оборудования

Степень износа основного средства напрямую связанно с понятием амортизация.

Амортизация – это потеря стоимости основного средства за период его эксплуатации и отражение уровня износа в денежной форме.

  • Линейным;
  • Нелинейным (ускоренный);
  • Уменьшаемого остатка;
  • Производственным.

На производстве чаще всего используют первый и последний способ расчета.

Линейный метод отличается простотой в расчетах. Также он полностью соответствует законодательной базе нашей страны.

Опытные бухгалтеры используют линейный метод для расчета износа таких основных средств, как:

  • Недвижимая собственность;
  • Приборы для измерения;
  • Крупные технические устройства, стоимость которых превышает 100 000 рублей.

Расчет производится по формуле:

Аг=Фб/Тсл

  • В свою очередь линейный метод имеет большое количество недостатков:
  • С его помощью бухгалтер не сможет учитывать текущий темп инфляции;
  • Способ не подходят для оборудования, которое потерпело моральный износ;
  • Также износ любого оборудования может произойти в любое время. Несмотря на это линейный способ не позволяет это учесть при формировании документации.

Для более крупных производственных объектов идеально подойдёт производственный способ расчета износа оборудования. В таком случае уменьшение стоимости оборудования происходит по причине увеличения объема производительности. Вследствие этого наступает скоротечное ухудшение его технических характеристик и параметров.

Для его расчёта используется формула:

А = (С — Л) Вi / Вn, где

  • А — полученная амортизация, или износ оборудования, выраженный в денежной форме;
  • С — изначальная стоимость имущества;
  • Л — ликвидационная цена;
  • Вi — объём работы, которые оборудование выполнила за весь срок эксплуатации;
  • Вn — объём работы за один год.

Пути снижения

Специалисты выделяют несколько способов, которыми можно повысить эффективность собственного предприятия, а также снизить износ основного фонда.

В первую очередь необходимо рассмотреть вариант модернизации или ремонтных работ, которые будут способствовать улучшению качества имущества и степени его производительности.

После этого необходимо провести анализ имущества на предмет уровня объёма производительности на каждой из производственных площадок. Все полученные данные нужно учесть в бухгалтерской документации, чтобы затем ими руководствоваться.

В том случае, если на предприятии имеется оборудование, которое на данный момент не планируется использовать, для увеличения эффективности его можно сдать в аренду другому производству или организации.

Виды стоимости

Рыночная стоимость наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

Рыночная стоимость определяется в случаях, если:

предполагается сделка по отчуждению объекта оценки, в том числе при определении выкупной цены, при изъятии объекта оценки при отсутствии государственных регулируемых цен, либо для государственных нужд;

при определении стоимости размещенных акций общества, приобретаемых обществом по решению общего собрания акционеров или по решению совета директоров (наблюдательного совета) общества;

объект оценки выступает объектом залога, в том числе при ипотеке;

при внесении неденежных вкладов в уставный (складочный) капитал, при определении стоимости безвозмездно полученного имущества;

при определении стоимости ценных бумаг, которые либо не обращаются на торгах организаторов торговли на рынке ценных бумаг, либо обращаются на торгах организаторов торговли на рынке ценных бумаг менее, чем шесть месяцев;

при принятии решения о начальной цене продажи имущества в рамках процедур банкротства.

Инвестиционная стоимость стоимость имущества для конкретного инвестора или класса инвесторов при установленных инвестиционных целях. Это субъективное понятие соотносит конкретный объект имущества с конкретным инвестором, с группой инвесторов или организацией, имеющим определенные цели и/или критерии в отношении инвестирования. Инвестиционная стоимость объекта оценки может быть выше или ниже рыночной стоимости этого объекта оценки.

Инвестиционная стоимость определяется в случаях:

если предполагается совершение сделки с объектом оценки в условиях наличия единственного контрагента;

если объект оценки рассматривается в качестве вклада в инвестиционный проект;

при обосновании или анализе инвестиционных проектов;



при осуществлении мероприятий по реорганизации предприятия.

Ликвидационная стоимость наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчужден за срок, недостаточный для привлечения достаточного числа потенциальных покупателей, либо в условиях, когда продавец вынужден совершить сделку по отчуждению имущества.

Утилизационная стоимость наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчужден как совокупность содержащихся в нем элементов и материалов при невозможности продолжения его использования без дополнительного ремонта и усовершенствования.

Восстановительная стоимость (стоимость воспроизводства и замещения) – сумма затрат в рыночных ценах, существующих на дату проведения оценки, на создание объекта, идентичного объекту оценки, с применением идентичных материалов и технологий, или на создание объекта, аналогичного объекту оценки, с применением существующих на дату проведения оценки материалов и технологий.

Восстановительная стоимость определяется:

при расчете налоговой базы по налогу на прибыль, по налогу на имущество;

для целей налогового учета при внесении основного средства в качестве взноса в уставный капитал;

при переоценке основных средств для целей бухгалтерского учета;

в рамках затратного подхода при оценке имущества.

Восстановительная стоимость может определяться при страховании имущества.

Специальная стоимость стоимость, дополнительная по отношению к рыночной стоимости, которая может возникнуть благодаря физической, функциональной или экономической связи объекта имущества с некоторым другим объектом имущества. Специальная стоимость представляет собой дополнительную стоимость, которая может существовать в большей степени для покупателя, имеющего особый интерес, чем для рынка в целом..

Под надежностью оборудования понимают полное соответствие его технологическому назначению в пределах заданных параметров работы.

Период приработки характеризуется повышенной скоростью изнашивания, постепенно снижающейся во времени. Условия трения пары постепенно меняются, так как на поверхности трущихся тел формируется новый, характерный для конкретных условий нагружения рельеф и происходят структурные изменения материалов.

Работоспособность - Работоспособность это состояние изделия, при котором оно способно выполнять заданную функцию с параметрами, установленными требованиями технической документации. Отказ это нарушение работоспособности. Свойство элемента или системы непрерывносохранять работоспособность при определённых условиях эксплуатации (до первого отказа) называется безотказностью . Безотказность - свойство объекта непрерывно сохранять работоспособное состояние втечение некоторого времени или наработки. Работоспособность - потенциальная возможность индивидавыполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенноговремени. Работоспособность зависит от внешних условий деятельности и психофизиологических ресурсов индивида.

ДОЛГОВЕЧНОСТЬ - 1) свойство технического объекта сохранять(при условии проведения технического обслуживания и ремонтов) работоспособное состояние в течениеопределенного времени или вплоть до выполнения определенного объема работы. Долговечностьхарактеризуется техническим ресурсом либо сроком службы.

2) Долговечность в строительстве - срок службы здания или сооружения.

Износ технологического оборудования

Во многих ситуациях перед оценщиком возникает практическая задача – определить остаточную стоимость объекта, то есть определить стоимость объекта с учетом его износа на конкретную дату. Учесть износ – значит оценить его. Чтобы оценить износ, нужно рассмотреть процесс износа с технической и экономической точек зрения. С технической точки зрения износ выражает ухудшение эксплуатационных характеристик объекта, с экономической – потерю стоимости объекта в процессе его эксплуатации.

Потеря стоимости объекта может происходить по разным причинам:

Если стоимость снизилась из-за старения объекта оценки или частичной потери его работоспособности, то говорят о физическом износе;

Если стоимость объекта оценки снизилась из-за потери конкурентоспособности или снижения спроса на рынке, то это моральный износ или функциональное устаревание;

Если стоимость объекта оценки снизилась из-за сокращения спроса или возросшей конкуренции на рынке, роста расценок на сырье либо рабочую силу, высоких процентных банковских ставок, инфляции, изменений в нормативно-законодательной базе и т. д. (то есть по независящим от предприятия условиям), то этот процесс принято называть внешним износом или экономическим устареванием.

Уменьшение надежности и снижение долговечности оборудования обусловливаются ухудшением его состояния в результате физического или морального износа.

Под физическим износом следует понимать изменение формы, размеров, целостности и физико-механических свойств деталей и узлов, устанавливаемое визуально или путем измерений.

Моральный износ оборудования определяется степенью отставания его технического и конструктивного назначения от уровня передовой техники (низкая производительность, качество выпускаемой продукции, КПД и т. д.).

Коррозионно-механическое изнашивание возникает в результате механического воздействия на трущиеся поверхности.

Этот вид изнашивания вызывается главным образом химической реакцией материала поверхности трения с кислородом или окисляющей окружающей средой. Коррозия металла в той или иной среде может происходить независимо от того, имеется трение или нет. Совместное действие коррозии, нагружения и механического изнашивания усиливает интенсивность разрушения поверхностей деталей. Сам процесс коррозионно-механического изнашивания главным образом обусловлен электрохимическим коррозионным процессом. Электрохимические процессы существенно ускоряются при деформировании поверхностного слоя. В условиях трения коррозионные процессы ускоряются в тысячи раз.

Абразивное изнашивание – это разрушение поверхности детали в результате его взаимодействия с твердыми частицами (абразивом). Абразивным материалом называют материал естественного или искусственного происхождения, зерна которого имеют достаточную твердость и обладают способностью резания (царапания).

Такими частицами могут быть микровыступы, твердые частицы грунта, металлическая стружка, песок, оксидная пленка, нагар, продукты износа и т.д., попавшие в зону силового контакта сопряженных поверхностей. Твердые частицы могут находиться как в закрепленном состоянии (неподвижно закрепленные твердые зерна), так и в свободном.

Причины износа лежат в самом объекте оценки и в его ближайшем окружении, а также в областях, не имеющих непосредственного отношения к объекту оценки.

Степень износа выражается в долях или в процентах по отношению к первоначальной (стоимость воспроизводства) или стоимости замещения.

В экономическом понимании, в зависимости от причины, вызвавшей обесценивание машин и оборудования, различают три вида износа:

Физический;

Функциональный (моральный);

Экономический (внешний).

Физический износ - потеря стоимости вследствие ухудшения работоспособности машины (объекта оценки), обусловленного естественным ее изнашиванием в процессе эксплуатации или длительного хранения;

Функциональный износ - потеря стоимости машиной (объектом оценки) в результате применения новых технологий и материалов при производстве аналогичного оборудования и увеличение издержек при её эксплуатации;

Прогнозирования являются стержнем любой торговой системы, поэтому грамотно воспроизведенные прогнозы Форекс могут сделать тебя бешено состоятельным.

Внешний (экономический) износ - потеря стоимости машиной (объектом оценки), обусловленная влиянием внешних по отношению к ней факторов (спрос, конкуренция, законодательные ограничения и т.д.).

Износ и амортизация

Таким образом, одним из главных факторов, вызывающих уменьшение надежности машин с течением времени, является их износ. Износ - это технико-экономическое понятие, отражающее, с одной стороны, снижение уровня потребительских свойств машины и уменьшение ее работоспособности, а с другой стороны, соответствующее этим процессам снижение стоимости машины как объекта оценки.

Амортизация в бухгалтерском учете - это процесс распределения первоначальных затрат, связанных с приобретением машины, на весь срок ее полезного использования. Очевидно, что расчет амортизации, каким бы способом он не проводился, не является оценочной процедурой. Остаточная стоимость, которая определяется при учете амортизации, не является рыночной стоимостью, так как не учитывает состояния машины, ее полезности и возможного отставания от уровня современных машин того же функционального назначения. Это учетная остаточная стоимость машины.

При использовании доходного подхода вообще не требуется специальный учет какого-либо вида износа, так как влияние каждого из них проявится в величине дохода, создаваемого объектом оценки. Очевидно, что чем больше будет каждый из износов, тем меньше будет величина дохода и, соответственно, стоимость объекта оценки.

При использовании сравнительного подхода определение физического износа часто требуется для корректировки цен близких аналогов по степени износа. При этом функциональный и внешний экономический износы могут учитываться косвенно, через цены близких аналогов или идентичных объектов (взвешены на весах рынка).

Лишь при использовании затратного подхода процесс определения стоимости (С ) объекта оценки сводится к определению полной стоимости воспроизводства (Свс ) последующим учетом обесценения вследствие действия всех трех видов износа. Важность учета всех трех видов износа при оценке машин и оборудования обусловлена следующими причинами:

Относительно небольшими (на фоне других активов) нор мативными сроками службы большинства машин, что свидетельствует о существенности влияния физического износа на их стоимость;

Высокой динамикой появления новых технологий, материалов и конструкций машин, способствующей их относительно быстрому функциональному износу;

Относительно быстрым изменением спроса на многие виды продукции, производимые технологическим оборудованием, а также конкуренцией этой продукции с иностранными товарами, что приводит в ряде случаев к внешнему (экономическому) износу этого оборудования.

12. В результате физического износа:

Ухудшаются технические характеристики объекта и эксплуатационные характеристики;

Увеличивается вероятность возникновения поломок и аварий;

Уменьшается остаточный срок службы объекта в целом или некоторых его узлов и деталей.

При оценке машин и оборудования определение и учет износа необходимы в связи с его существенным влиянием на стоимость объектов оценки. Обычно износ машины, в первую очередь физический, приводит к ухудшению технических показателей, что неминуемо отражается на ее стоимости. В общем случае стоимость (С ) и физический износ машины связаны простой зависимостью:

Устранимый износ – это износ, затраты на устранение которого меньше, чем добавляемая при этом стоимость.

Неустранимый износ – это износ, затраты на устранение которого больше, чем добавляемая при этом стоимость.

Способом устранения физического износа является ремонт оборудования, а функционального – модернизация.

Устранением экономического (внешнего) износа может быть перемещение объекта в другую экономическую среду.

Косвенные методы определения физического износа основаны на осмотре объек­тов и изучении условий их эксплуатации, данных о ремонтах и денежных вложениях для поддержания их в рабочем состоянии. Можно выделить следующие косвенные методы определения физического износа машин, оборудования и транспортных средств:

1) метод эффективного возраста (метод срока жизни);

2) экспертный анализ физического состояния;

3) метод потери прибыльности;

4) метод потери производительности.

Метод эффективного возраста (метод срока службы) Это наиболее распространенный метод определения физического износа наряду с методом экспертного анализа физического состояния.

Как уже указывалось выше, реальные сроки службы машин, оборудования, транспортных средств могут отличаться от нормативных из-за различных факторов: интенсивности работы и режима эксплуатации, качества и периодичности технического обслуживания и ремонта, состояния окружающей среды и т. д

Вэ = Вээ – Во

Эффективный возраст (В э) - разница между сроком службы и остающимся сроком службы (или величина наработки объекта за прошедшие годы).

Срок службы (срок экономической жизни, В сс) - период времени от даты уста­новки до даты изъятия объекта из эксплуатации (или полный ресурс наработки).

Остающийся срок службы (В 0) - предполагаемое количество лет до изъятия объ­екта из эксплуатации (или предполагаемая оставшаяся наработка). Формула для расчета коэффициент физического износа:

К физ =1-(Х/Х 0) b , (11)

К физ - коэффициент физического износа

Х,Х 0 – процентное значение диагностического параметра на дату оценки и на дату ввода в эксплуатацию;

b – коэффициент торможения эквивалентен показателю степени влияния КПД на стоимость

В оценочной практике принято разделять прямые и косвенные методы определе­ния величины физического износа.

Прямые методы определения физического износа основаны на осмотре объектов оценки, испытании в различных режимах работы, измерении параметров и характери­стик, оценке реального износа важнейших узлов, выявлении и оценке внешних и внут­ренних дефектов и потери товарной стоимости. При прямом определении износа произ­водятся различные испытания его технических параметров, при этом могут измеряться как все значимые параметры функционирования изделия, так и только основные. На­пример, при испытаниях станков измеряются такие параметры, как минимальная и мак­симальная скорость оборотов шпинделя, максимальная мощность, расход электроэнер­гии, сила вибрации различных узлов при различных степенях загрузки, электрическое сопротивление силовых кабелей, а также измеряются все параметры изготовленного на данном станке тестового изделия.

В оценочной практике прямые методы определения физического износа приме­няются крайне редко.

Косвенные методы определения физического износа основаны на осмотре объек­тов и изучении условий их эксплуатации, данных о ремонтах и денежных вложениях для поддержания их в рабочем состоянии. Можно выделить следующие косвенные методы определения физического износа машин и оборудования:

1) метод эффективного возраста (метод срока жизни);

2) экспертный анализ физического состояния (укрупненной оценки технического состояния);

3) метод потери прибыльности;

4) метод потери производительности;

5) Метод "прямого денежного измерения"

Метод эффективного возраста (метод срока службы)

Это наиболее распространенный метод определения физического износа наряду с методом экспертного анализа физического состояния.

Как уже указывалось выше, реальные сроки службы машин и оборудования мо­гут отличаться от нормативных из-за различных факторов: интенсивности работы и ре­жима эксплуатации, качества и периодичности технического обслуживания и ремонта, состояния окружающей среды и т. д.

При использовании метода эффективного возраста применяются следующие тер­мины и определения:

Срок службы (срок экономической жизни, Всс)- период времени от даты уста­новки до даты изъятия объекта из эксплуатации (или полный ресурс наработки).

Остающийся срок службы (В о) - предполагаемое количество лет до изъятия объекта из эксплуатации (или предполагаемая оставшаяся наработка).

Хронологический (фактический) возраст (Вх) - количество лет, прошедших со времени создания объекта (или наработка).

Эффективный возраст (Вэ) - разница между сроком службы и остающимся сро­ком службы (или величина наработки объекта за прошедшие годы).

В э = В сс - В о

Нормируемые отраслевыми стандартами для различных групп оборудования и механизмов сроки службы указывают на допустимое время эксплуатации оборудования без ощутимого изменения качества выполнения машинами своих функций. При этом предполагается, что условия эксплуатации будут соответствовать рекомендованным изгото­вителями техники, а ремонтные и регламентные работы будут производиться в срок и качественно. Такой подход удобен для определения амортизационных отчислений, од­нако, при оценке рыночной стоимости машин и оборудования срок службы оборудова­ния является обычно только ориентиром для оценщика.

Сроки службы машин и оборудования имеют для оценщиков собственности только рекомендательный характер, поскольку отражают их возможности для средне­статистических условий эксплуатации. В каждом конкретном случае определения ос­тающегося срока службы оборудования следует учитывать реально существующий на момент оценки физический износ.

Коэффициент физического износа для объектов с различным фактическим возрастом определяется по разному.

1) Для сравнительно нового оборудования при нормальных условиях эксплуата­ции коэффициент физического износа определяется по формуле:

где: Вх - хронологический возраст; Всс - срок службы.

Следует учитывать, что изготовленная и временно неэксплуатируемая машина, даже находясь на складе в условиях тщательной консервации, имеет частичное ухудшение технических характеристик, а следовательно, и потерю стоимости. В этом случае стоимость оборудования на момент начала эксплуатации может ощутимо отличаться от стоимости нового оборудования, и это следует учитывать при оценке стоимости.

2) Для более старого, сложного оборудования коэффициент физического износа определяется следующим образом:


где В э – эффективный возраст;

В о – остающийся срок службы.

3)Для оборудования, проработавшего больше срока его экономической жизни (срока службы) и продолжающего еще работать, коэффициент физического износа оп­ределяется следующим образом (хотя в бухгалтерской отчетности это оборудование имеет 100% износ):

где: Вх - хронологический возраст.

Во - остающийся срок службы, определяемый экспертным путем;

4) Срок службы оборудования значительно увеличивается за счет ремонтов, при которых происходит замена устаревших и износившихся узлов механизмов на новые и восстановление сопряжений в узлах трения. Особенно значимо это проявляется при ка­питальных ремонтах оборудования, когда заменяются основные узлы оборудования и восстанавливаются основные свойства наиболее важных частей машин.

Если объект подвергался капитальному ремонту, коэффициент его физического износа определяется следующим образом.

Весомая доля затрат предприятия - издержки, связанные с использованием машин, оборудования, производственных помещений. Их использование имеет характерную особенность: в отличие от материальных ресурсов, они не расходуются за один производственный цикл. Капитальные ресурсы служат годами и подвергаются износу.

Износ оборудования - это потеря его стоимости и производительности. Износ может возникать вследствие многих причин: старение оборудования, потеря его конкурентоспособности и т.д. На сегодняшний день борьба с износом и продление срока службы оборудования - весьма актуальная задача.

Износ в экономическом смысле означает потерю стоимости оборудования в процессе его эксплуатации. При этом различают два вида износа: физический и моральный. Физический износ возникает вследствие старения оборудования и потери его работоспособности, а моральный - из-за потери конкурентоспособности.

Физический износ - это утрата основными фондами их первоначальной потребительской стоимости, ввиду чего они приходят в негодность и требуют замены новыми средствами. Это нормальный эксплуатационный износ. Он является результатом прошлых периодов функционирования, воздействия окружающей среды и простоев. В результате физического износа ухудшаются технические характеристики объекта, увеличивается вероятность возникновения поломок и аварий, уменьшается остаточный срок службы объекта в целом или некоторых его узлов и деталей. Это приводит к увеличению брака, риску возникновения серьезных аварий, неспособности машин и оборудования удовлетворять требованиям правильного функционирования. Также увеличиваются издержки при производстве продукции (материалы, энергия), расходы на техобслуживание и ремонт.

Физический вид износа делится на подвиды:

  • 1. По причине, вызвавшей износ, различают износ первого и второго рода. Износ первого рода накапливается в результате эксплуатации. Износ второго рода возникает из-за аварий, стихийных бедствий, нарушений норм эксплуатации и т.д.
  • 2. По времени протекания износ делят на непрерывный и аварийный. Непрерывный - это постепенное снижение технико-экономических показателей объектов. Аварийный - износ, быстро протекающий по времени.
  • 3. По степени и характеру распространения износ бывает глобальный и локальный. Глобальный - износ, равномерно распространяющийся на весь объект. Локальный - износ, поражающий отдельные детали и узлы объекта.
  • 4. По глубине протекания различают частичный и полный износы. Частичный - износ, допускающий ремонт и восстановление объекта. Полный предполагает замену данного объекта другим.
  • 5. По возможности восстановления утраченных потребительских свойств износ бывает устранимый и неустранимый.
  • 6. По форме проявления различают технический и конструктивный износы. Конструктивный - это износ, проявляющийся в ухудшении защитных свойств внешних покрытий и нарастании усталости основных деталей и узлов оборудования, повышающих вероятность возникновения аварийных ситуаций. Технический износ - это износ, выражающийся в снижении фактических значений технико-экономических параметров по сравнению с нормативными или паспортными значениями.

Для оценки степени физического износа применяют следующие методы оценки:

  • - экспертный метод, основанный на обследовании фактического технического состояния объекта;
  • - метод анализа срока службы, базирующийся на сравнении фактического и нормативного сроков эксплуатации оборудования.

Методы расчета физического износа:

1. Эффективного срока жизни основан на допущении о достоверности определения оставшегося срока жизни объекта (Тост). Рассчитывается по формуле:

Тэфф = Тн - Тост

где Тн - нормативный срок жизни.

Физический износ Фи определяется по следующей формуле:

Фи = Тэфф/ Тн

2. Экспертный анализ. При оценке износа используется следующая таблица

Таблица 1

Физический износ, %

Оценка технического состояния

Общая характеристика технического состояния

Повреждений и деформаций нет. Имеются отдельные неисправности, которые не влияют на эксплуатацию объекта в целом и могут быть устранены в ходе текущего ремонта

Удовлетворительное

Объект в целом пригоден для эксплуатации, однако, требует ремонта уже на данной стадии эксплуатации

Неудовлетворительное

Эксплуатация объекта возможна лишь при условии проведения ремонта.

Аварийное

Состояние объекта аварийное. Выполнение им своих функций возможно лишь при проведении ремонтных работ или полной замены отдельных узлов и деталей.

Непригодное

Объект находится в непригодном к эксплуатации состоянии.

3. Метод потери прибыльности (экономико-статистический метод).

Физический износ Фи рассчитывается по формуле:

Фи = (По-Пт)/По

где По - прибыль от нового объекта, Пт - прибыль от объекта в текущем состоянии.

Значения По и Пт должны быть определены для периода (например месяц, квартал).

4. Метод потери производительности (экономико-статистический метод)

Фи = ((Qo - Qt)/Qo)n

где Qo- производительность объекта нового (паспортная характеристика), Qt - производительность объекта на момент оценки, n - коэффициент торможения Чилтона. Для объектов машиностроительной отрасли составляет в среднем 0,6-0,7.

5. Метод стадии ремонтного цикла.

Данный метод исходит из предположения, что снижение потребительских свойств машин и оборудования в процессе эксплуатации линейно зависит от наработки. При этом исходят из того, что проведенный ремонт, возвращает часть потребительских свойств.

В конце ремонтного цикла, то есть перед первым капитальным ремонтом, величину потребительских свойств ПСр рассчитывают по формуле:

ПСр = ПС - Кр*ПС

где ПС - это потребительские свойства нового объекта, Кр - относительное снижение потребительских свойств к коцу ремонтного цикла.

Учет повышения потребительских свойств за счет капитального ремонта выполняется по формуле:

ПСр = ПС -Кр*ПС + ПС

где ПС - повышение потребительских свойств за счет проведения капитального ремонта.

Расчет физического износа (Фи) сводится к следующему:

Фи = (Псо -ПСt)/Псо,

ПСt = ПС - t*dПС,

t = М*Д*Ксм*Кви*Тс,

dПС = (ПСо - Кр*ПС + ПС)/Тр

где Псо - значение потребительских свойств в начале ремонтного цикла,

t - наработка после капитального ремонта,

М- число месяцев, отработанных после капитального ремонта,

Д - число рабочих дней в месяце,

Ксм- коэффициент сменности,

Кви - коэффициент внутрисменного использования,

Тс - продолжительность смены.

6. Метод поэлементного расчета.

При расчете износа методом поэлементного расчета необходимо представить объект в виде нескольких основных элементов. Износ определяется по каждому элементу отдельно и учитывается с учетом доли в стоимости всего объекта. Схема расчета износа описывается формулой:

Fip = fi*(ci/c)*(Ti/T)

где fi - фактический физический износ i-го элемента, ci -себестоимость i-го элемента, c - себестоимость объекта в целом, Ti - нормативный срок службы i-го элемента, T - нормативный срок службы объекта в целом.

Уменьшение ценности капитальных благ может быть связано не только с потерей ими потребительских качеств. В подобных случаях говорят о моральном износе.

Под моральным износом понимается уменьшение стоимости оборудования и иных основных фондов до окончания срока службы вследствие снижения затрат на их воспроизводство, по мере того как новые виды основных фондов начинают производиться дешевле, имеют более высокую производительность и технически более совершенны. Поэтому применение морально устаревших машин и оборудования становится экономически невыгодным в результате их низкой производительности и высокой стоимости.

Время наступления морального износа и его степень обусловлены влиянием множества факторов. Прежде всего, это особенности и масштабы производства. Машины и оборудование, применение которых становится невыгодным в одних условиях производства, могут с успехом применяться в других. В этом случае можно говорить о частичном моральном износе оборудования. Потери от частичного морального износа могут быть устранены в результате модернизации и реконструкции оборудования, а также использования его для выполнения работ, где оно остается экономически эффективным.

Потери от полного морального износа устраняются только заменой устаревших машин и оборудования новыми, более совершенными и экономически выгодными. Иногда совершенствование действующего оборудования и машин является более эффективным, чем его замена. Поэтому более рациональный путь снижения морального износа - модернизация машин и оборудования.

Выделяют две формы морального износа.

Моральный износ первого рода обусловлен ростом эффективности производства капитальных благ. Его вызывает появление аналогичных, но более дешёвых средств труда.

Величина морального износа первой формы (Им1) в процентах к полной первоначальной стоимости объекта (Зп) определяется по формуле:

Им1 = (Зп - Зв)*100 / Зп

где Зв - восстановительная стоимость объекта.

Моральный износ второго рода - износ основных фондов вследствие создания нового более производительного и совершенного оборудования.

Моральный износ второй формы (Им2) определяется по формуле:

Им2= Зп - Зп/(Пр*Тн) - Зп1/(Пр*Тн1)*То*Пр1

где Зп, Зп1 - первоначальная стоимость соответственно старого и нового оборудования, Пр, Пр1 - годовая производительность соответственно старого и нового оборудования, выраженная в количестве изделий, изготовленных за год, Тн, Тн1 - нормативный срок службы соответственно старого и нового оборудования, в годах, То - остающийся срок службы старого оборудования в годах.

Моральный износ второго рода связан с появлением новых средств труда, выполняющих схожие функции, но более совершенных, производительных. В результате ценность старых капитальных благ уменьшается.

Обе формы морального износа являются следствием технического прогресса. С позиций национальной экономики это оправдано, и даже необходимо, ведь в итоге устаревшее оборудование заменяется более прогрессивным, а значит, повышается общая эффективность производства. Вместе с тем для конкретного предприятия данное положительное явление имеет и негативные черты: оно оборачивается ростом издержек.

Постепенное изнашивание средств труда приводит к необходимости накопления средств на возмещение износа основных фондов и их воспроизводство. Это осуществляется посредством амортизации.

Амортизация - возмещение в денежной форме стоимости износа основных фондов. Она представляет собой способ постепенного переноса стоимости фондов на выпускаемую продукцию. Отчисления, предназначенные для возмещения стоимости изношенной части основных фондов, называются амортизационными. Амортизационные отчисления накапливаются, образуя амортизационный фонд.

Норма амортизации - это годовой процент перенесения стоимости основных фондов на продукцию.

Различают два основных метода начисления амортизации: равномерный (линейный) и ускоренный (нелинейный).

При равномерном методе амортизация начисляется ежемесячно исходя из ее месячной нормы. Последняя рассчитывается путем деления годовой нормы амортизации на 12.

Положительным моментом данного метода является простота его использования. Однако он не учитывает неравномерность износа основных фондов в отдельные периоды, не способствует в должной мере инновационному процессу на предприятии. В этой связи заслуживает внимания метод ускоренной амортизации оборудования. Существует несколько методов начисления ускоренной амортизации.

Одним из распространенных является метод, основанный на уменьшении периода амортизации и повышении ее годовых норм. В этом случае амортизационные отчисления в первые годы функционирования основных фондов иногда достигают 40 %. В результате применения этого метода предприятия быстро обновляют оборудование и расширяют производство на базе новейшей техники. Разновидностью данного метода ускоренной амортизации является увеличение размеров амортизационных отчислений на отдельных предприятиях в первые годы и соответственно их уменьшение в последующие годы использования основных фондов.

Другой разновидностью ускоренного метода начисления амортизации является метод уменьшающегося остатка.

Ежегодная норма амортизации в этом случае будет вдвое больше по сравнению с нормой амортизации при равномерном методе. Вместе с тем метод уменьшающегося остатка не обеспечивает полного возмещения первоначальной стоимости средств труда к моменту исчисления нормативного срока службы. Для устранения этого недостатка предпринимателям разрешается со второй половины срока службы перейти на равномерный метод начисления амортизации.

учёт основной средство амортизация

В машиностроении существует система стандартов, которая регламентирует сбор и учет на предприятиях информации о состоянии машины, ее повреждениях и отказах, а также затратах на проведение ремонтов. Поэтому у оценщика почти всегда есть возможность использовать эту информацию для более точного описания состояния машины при определении ее физического износа.

В результате физического износа:

  • * ухудшаются технические характеристики объекта и эксплуатационные характеристики;
  • * увеличивается вероятность возникновения поломок и аварий;
  • * уменьшается остаточный срок службы объекта в целом или некоторых его узлов и деталей.

При оценке машин и оборудования определение и учет износа необходимы в связи с его существенным влиянием на стоимость объектов оценки. Обычно износ машины, в первую очередь физический, приводит к ухудшению технических показателей, что неминуемо отражается на ее стоимости. В общем случае стоимость (С ) и физический износ машины связаны простой зависимостью:

Как видно из формулы (11), Ки физ. представляет собой долю стоимости воспроизводства, которую машина потеряла вследствие физического износа.

Потеря машиной своих первоначальных показателей при экс-плуатации -- неотвратимый процесс, протекающий с большей или меньшей интенсивностью в зависимости от конструкции машины и условий ее использования. Предельным состоянием здесь является момент выхода этих показателей за допустимые границы.

Начиная с этого момента, машина нуждается в восстановлении своей работоспособности, что достигается ремонтом ее узлов и элементов, модернизацией, заменой износившихся деталей, регулировкой и т. п.

Ни одна машина, какой бы совершенной она не была, не может обойтись без ремонта и технического обслуживания, которые являются неотъемлемой частью ее нормальной эксплуатации.

Для восстановления работоспособности и замедления процессов износа машин применяются различные системы организации их ремонта. Однако основу любой такой системы на предприятии обычно составляют периодические плановые ремонты, которые производятся через равные, заранее назначенные промежутки времени. Такую систему называют системой планово-предупредительных ремонтов (ППР).

Затраты на восстановление машины отражаются в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся. При этом затраты на модернизацию после ее проведения могут увеличивать первоначальную (восстановительную) стоимость машины, если в результате улучшаются первоначально принятые нормативные показатели функционирования машины (срок полезного использования, производительность, качество и т. п.).

Для оценки состояния оборудования и машин, их работоспособности и выявления элементов, которые влияют на выходные параметры, широко применяют методы технической диагностики. Диагностическими параметрами, по которым обычно судят о состоянии объекта и которые можно контролировать в процессе его работы, являются:

  • * Выходные параметры объекта, непосредственно характеризующие его работоспособность. Для станков это, прежде всего параметры, связанные с точностью обработки, -- погрешности траекторий перемещения рабочих органов; для автомобилей -- тормозной путь, выхлоп двигателя и люфт рулевого управления; для тракторов -- отказы двигателя и ходовой части и т. д.
  • * Повреждения элементов машин, которые возникают в процессе эксплуатации объекта и могут привести к отказу. В станках это износы подвижных соединений, особенно тех, которые плохо защищены от загрязнения, плохо смазываются и работают в условиях сухого трения; для автомобилей -- это износы тормозных колодок, элементов поршневой группы двигателя, а также соединений в рулевом управлении и в опорах подвески.
  • * Признаки ухудшения состояния машины, связанные с вы-ходными параметрами. К ним относятся -- увеличение шума при работе машины, повышенная температура узлов трения, наличие в смазке продуктов износа. Для использования методов диагностики требуются разнообразные измерительные средства и серьезная предварительная подготовка.

При оценке стоимости дорогостоящих и уникальных машин информация, полученная с помощью методов технической диагностики, является чрезвычайно ценной, так как на ее основе эксперты могут построить обоснованные выводы об уровне износа машины в целом.

Однако при проведении оценки машин, особенно массовой, применение методов прямой оценки физического износа -- затруднительно по указанным выше причинам. Кроме того, их применение не дает оценщику прямого ответа на вопрос о влиянии состояния машины на ее стоимость.

Существующие методы определения физического износа, используемые при оценке, опираются на:

  • а) нормативы планово-предупредительного ремонта и технического обслуживания, разработанные для разных видов машин, оборудования и транспортных средств;
  • б) нормативные сроки службы при оговоренных условиях эксплуатации.

На промышленных предприятиях России действует система планово-предупредительного ремонта оборудования. Информация о состоянии машины, фиксируется в ремонтном подразделении предприятия. Наличие такой информации позволяет оценщику проводить оценку физического износа машины.

Известны следующие методы определения степени физического износа машин при их оценке:

  • * метод экспертизы физического состояния;
  • * метод эффективного возраста (срока службы);
  • * метод средневзвешенного хронологического возраста;
  • * метод экспертно-аналитический;
  • * метод ухудшения главного параметра.

Метод экспертизы физического состояния объекта

Смысл при применении этого метода заключается в сопоставлении объекту оценки одного из множества описаний его возможных технических состояний, в которых он может оказаться в результате износа. Обычно такое множество имеет вид экспертных шкал или таблиц, строки которых соответствуют различным состояниям и стадиям износа объектов оценки, с указанием соответствующих коэффициентов физического износа (Ки, ф из.)

Пример такой шкалы приведен в табл. (2). Чтобы связать износ машины с ее стоимостью, таблицы-шкалы для определения коэффициентов износа обычно строят на основе обработки статистической информации о ценах новых и бывших в эксплуатации машин. Значения коэффициентов износа определяют, сопоставляя цены продаж (Цвтор) на вторичном рынке машин, техническое состояние и физический износ которых известен, с ценами (Ц) новых идентичных машин.

В этом случае коэффициент износа можно найти, как;



Оценщик, как правило, в состоянии применить метод достаточно точно только в ситуациях, когда он хорошо знаком с объектом оценки. В остальных случаях при определении коэффициента физического износа (Ки, ф из.) этим методом, оценщик может привлекать квалифицированных специалистов в области эксплуатации оборудования для консультаций по его техническому состоянию (независимых экспертов). Весьма полезными для оценщика при этом являются аргументация ответов специалистов и информация об источниках этой аргументации.

Для повышения достоверности оценки (Ки, ф из.) может быть учтено мнение нескольких экспертов, особенно когда речь идет о выборе значения из достаточно широкого диапазона значений в пределах одной строки таблицы. В этом случае результат оценки представляет собой средневзвешенное значение экспертов.

Метод эффективного возраста

Для оценки износа вводится понятие эффективного возраста (Тэф) оборудования. Если хронологический возраст (Т) -- это количество лет, прошедших со времени создания машины, то эффективный возраст (Тэф) -- это возраст, соответствующий физическому состоянию машины, отражающий фактическую наработку машины за срок (Т) и учитывающий условия, ее эксплуатации. Знание эффективного возраста объекта оценки позволяет более обоснованно судить о его износе.


Если эффективный возраст (Тэф ) машины известен, то коэффициент физического износа определяется по формуле:

Обычно для определения ТЭф экспертно оценивают остающийся срок службы Тост объекта оценки до его изъятия из эксплуатации и списания. В этом случае:

Тэф =ТН - Тост. (15 )

Определение остающегося срока предполагает, что оценщику известно, как машина будет эксплуатироваться с момента оценки до самого окончания срока ее службы (сменность, нагрузки, условия работы и т. п.).

Экспертно-аналитический метод

Метод предполагает определение коэффициента физического износа машины при одновременном учете ее хронологического возраста и экспертной балльной оценки физического состояния. В данном методе коэффициент физического износа получается на основе цен на подержанные и новые машины и оборудование, то есть он отражает реакцию вторичного рынка на степень физического износа МО.

Метод средневзвешенного хронологического возраста

Метод может быть применён тогда, когда после нескольких лет эксплуатации машины, заменён ряд агрегатов и деталей, и их возраст оказался разным. В этом случае коэффициент физического износа может быть рассчитан по формуле:

Метод ухудшения главного параметра

Метод предполагает, что физический износ проявляется в ухудшении какого-либо одного характерного эксплуатационного параметра машины (производительность, точность, мощность, расход топлива и т. д.). Если такой параметр найден для данного вида машин, то коэффициент физического износа рассчитывается следующим образом: