значение храма в жизни православного христианина

В 26-м псалме пророк Давид говорит: «Одного просил я у Гос­пода, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господ­нем во все дни жизни моей, со­зерцать красоту Господню и по­сещать храм Его» (Пс. 26: 4).

Если храм ветхозаветный вы­зывал в человеческом сердце та­кую благоговейную любовь к Богу, то что можно сказать о на­шем святом православном хра­ме? Здесь совершается вели­чайшее чудо – Таинство причащения Тела и Крови Христовых. Святой и праведный Иоанн Кронштадский говорил: «Поис­тине храм есть Божий, где страшные Тайны совершаются, где ангелы служат с человека­ми, где непрестанное славосло­вие Вседержителя, – там истин­но небо и небо небес» (Св. Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. СПб., 1893. Т. II. С. 65).

«Горе имеем сердца!» – слы­шим мы призыв к нам священ­нослужителя, совершающего Бо­жественную Литургию. И мы, стоя в храме, как бы действи­тельно отрываемся на время от земли, и умом и сердцем пере­носимся туда «горе» т.е. в гор­ний небесный мир, где обитает Бог с бесчисленными сонмами Ангелов и Святых угодников Божиих.

Каждый молящийся в храме, если он горячо молится, ощуща­ет себя стоящим не на земле, а на небе, т.к. в храме «силы не­бесные с нами невидимо слу­жат». В житии святителя Васи­лия Великого повествуется, что однажды, когда свт. Василий Ве­ликий совершал в храме молит­ву, благочестивые миряне виде­ли небесный свет, который ос­вещал и озарял алтарь и святи­теля, и святых мужей в белых ри­зах, которые окружали великого Архиерея. (Свт. Димитрий Рос­товский. Жития святых. 1 янва­ря). Чтобы ощутить этот «горний» мир своей душой мы дол­жны оставить за стенами храма все свои житейские заботы и по­мышления. Храм с совершаемы­ми в нем богослужениями и та­инствами для нас, еще живущих в этом суетном мире, есть по­истине преддверие жизни буду­щего века, вечной Вечери Агнца Божия.

Веками на Руси вся жизнь православного человека освяща­лась в храме: с рождения до кон­чины. В храме младенец «рож­дался свыше» в Таинстве свято­го крещения. С малых лет при­общался к храмовому богослу­жению, молиться со всею Цер­ковью «о всех и за вся». Так рож­далось чувство духовного едине­ния, общности, которую имено­вали православным миром. Так­же «всем миром» строились и ук­рашались Божий храмы. Каждый вносил свою посильную лепту, потому что храм был средоточи­ем духовного бытия и самые зна­чительные события в земной жизни человека были связаны с храмом: крещение, венчание – освящение брака, а в конце пройденного пути – церковное погребение: молитвы Церкви об упокоении христианской души в Боге до дня воскресения в жизнь будущего века. Воскресный и праздничный благовест призы­вал верующих отложить всякое житейское попечение и поспе­шить в Храм Божий.

Люди нецерковные часто за­дают вопрос: «Разве нельзя по­молиться Богу дома, почему надо выстаивать длинные церковные службы»? Молиться келейно дома можно и должно. Господь ведает наши нужды и внемлет сердечной молитве. Но только в храме, по слову апостола Пав­ла, мы собираемся в Церковь, составляя единое духовное тело, глава которого Христос. Божественная литургия, совершаемая в храме - общее духовное дело, ког­да мы: «Сами себя, и друг друга, и весь живот наш» предаем Христу Богу. Во Христе становимся сопри­частниками жертвы и Вос­кресения Его. Таинствен­ным образом мы реально становимся участниками Вечери Господни, в Свя­тых Дарах принимая от Господа пречистое Тело Его и Кровь Его во остав­ление грехов и в жизнь вечную. Тайна благодати Господа и Причастия свя­того Духа повергает в тре­пет верующее сердце. По­этому отношение к храму, где совершается боже­ственная литургия, можно выразить словами Св. Писания: «...Как страшно сие место! Это не иное что, как дом Божий, это врата небесные (Бытие 18:17)». Божественная литургия – средоточие церковной жизни, однако и весь суточный и годич­ный богослужебный круг, совер­шаемый в храме, есть молитвен­ное стояние Церкви пред Богом, молитва за всех. Богомудрые отцы называли храм «училищем благочестия». Наши предки сре­ди трудов и житейских нужд глубоко чтили храм Божий, помня заповедь Спасителя: ищите Цар­ства небесного и правды его, и это все приложится вам (Мф. 6:33). Но таково ли отношение современных православных к храму и с такими благоговейны­ми чувствами и настроениями они входят в него? Так ли ведут себя в храме и действительно ли выходят из него обновленными, освященными благодатию Гос­пода нашего Иисуса Христа? Увы! Приходится признать, что у значительной части тех, кто счи­тает себя православным, утра­чено сознание святости храма Божия. Для многих обыденным делом становится зайти в храм во время богослужения, чтобы поставить свечку перед образом Пресвятой Богородицы, Николая Чудотворца, целителя Пантелиимона или какого-либо другого святого, рассчитывая получить помощь в разрешении своих житейских проблем. А затем – повернуться и уйти. Но угодна ли Богу такая жертва? Ведь свеча возжигается перед ликом Госпо­да, Богородицы, святых угодни­ков Божиих с молитвой, с верой, с покаянием и смирением. «Жертва Богу – дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50:19). Люди «пекутся» о земном, забы­вая о главном – о спасении сво­ей души. Поневоле вспоминают­ся слова святителя Игнатия Брянчанинова: многие только по имени христиане, а по делам своим – чистые язычники.

Православный христианин чтит храм потому что «место это свято». Благодать Господа Иису­са Христа присутствует в Святых Дарах, на престоле – с части­цей благодатных мощей святых угодников, а лики святых отра­жают вечный свет Церкви Небес­ной. Православный христианин должен переступать порог хра­ма, со страхом Божиим, помня, что святой храм есть образ гор­него мира. Допустимы ли здесь пустые разговоры, хождение в то время, когда возносятся молит­вы и звучат славословия Госпо­ду. В храмах все должно быть не произвольно, не как попало, а по слову апо­стола: «...благообразно и по чину» (1 Кор. 14:40). Это относится и к настрою души, и к поведению, и к внешнему виду человека, пришедшего в святой храм. Научение церковному бла­гочестию требует смире­ния и душевного труда.

Если ты делаешь лишь первые шаги в церковной жизни и твоя молитва немощна, ты не в состоянии воспарить духом «горе», то не должен отчаиваться, по­тому что в храме с тобой молится вся церковь и при­зывает предать себя Хри­сту Богу. Главное, чтобы молитва была со смирени­ем и покаянием, как молитва евангельского мытаря. Несмот­ря на свои грехи и беззакония, он пришел в храм Божий и на­шел в себе силы помолиться от сердца, с пользой для души: «Боже, милостив буди ми греш­ному», смиренно взывал мытарь к Богу, и «... пошел оправданный в дом свой» (Лк. 18:14).

На нашей грешной земле, особенно в наше время, испол­ненное беззакониями и соблаз­нами, святой храм Божий есть единственное место, где мы можем укрыться от жизненных бурь и невзгод, от нравственной грязи и безумия «духа века сего» (Мф. 13:22), обрести мир душев­ный через «внутреннее делание» в молитвенном общении с Са­мим Богом.

Дорога к храму – это прямой путь к достижению высшей цели нашей христианской жизни – стяжанию Духа Святого, потому что Духом Святым нам даруется Царство Божие, которое, по сло­ву Спасителя, внутрь нас есть (Лк. 17:21).

И. о. ректора протоиерей Сергий Моз-дор,
преподаватель Семинарии Ушакова Юлия Вячеславовна.






































































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: познакомиться с отражением основных догматов христианства в памятниках зодчества, раскрыть смысл внешнего и внутреннего устройства православного храма.

Ход урока

I. Организационный момент.

(Слайд 1)

Учитель объявляет тему урока, цели и задачи урока.

Работа в тетрадях: запись темы урока (слайды 2-5)

II. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос (по вопросам с. 69., учебник Духовное краеведение Подмосковья, автор Л.Н. Антонова) (слайды 6-7)

Итоги и оценки.

III. Изучение нового материала.

Архитектурные памятники христианской православной культуры привлекают к себе внимание не только внешней красотой форм. Они позволяют узнать о красоте духовного мира мастеров, их создавших.

В прошлой теме мы начали разговор о символике христианского искусства. Если говорить о православном храме, то и в его архитектуре мы найдем много символичного, такого, что расскажет нам о христианстве. (Слайд 8)

Среди дубравы
Блестит крестами
Храм пятиглавый
С колоколами.
К себе он тянет
Неодолимо,
Зовет и манит
Он в край родимый.
И сердце радостно
Дрожит и тает,
Пока звон благостный
Не замирает.
(А.К. Толстой)

(Слайд 9)

Одна маленькая девочка на вопрос: «Что такое храм?» ответила: «Это такой большой дом, где живет бог».
Вот уж действительно, «устами младенца глаголет истина».
Сам Господь сказал о храме так: «Дом Мой домом молитвы наречется»…
«Когда мы входим в храм, кладем крест на себя, мы должны остановиться и сказать: «Господи, будь милостив ко мне, грешному! Я пришел туда, где Твоя сила меня может обновить, где Твоя любовь меня может обнять, где Тыможешь научить меня Своим словом, очистить Своим действием».
(Антоний Сурожский )

Храм – дом Бога на земле. (Слайд 10)

Христиане приходят в него для того, чтобы молиться (обращаться к Богу). В христианском понимании, храм соединяет в себе мир земной (людей) и Небесный. Как здание священное, храм отличается от обыкновенных зданий и внешним видом. Каждая деталь имеет глубокий смысл и значение. (Слайд 11)

Храм строится в виде:

  • креста – символ Бога
  • круга – символ вечности
  • восьмиугольника – символ путеводной звезды

Крест – связь небесного и земного пространства. Купол – символ неба, пламя горящей свечи.

Посмотрите на слайд, вы видите части православного храма (слайд 12).

  • Барабан – верхняя часть здания, которая увенчивается куполом.
  • Закомара – полукруглая часть верхней стены под куполом.
  • Кокошники – похожие на закомары декоративные украшения.

(слайд 13)

  • Апсида – полукруглая часть храма, где размещается алтарь.

(зарисовывают в тетрадях по шаблону и подписывают название частей храма).

Христианские зодчие строили храмы с основанием, похожим на базилику (корабль), (слайд 14) крест или ротонду (круг). Вместо обычной крыши храм венчают золотые купола, а над ними сияют на солнце кресты (слайд 15). Купола было принято строить в виде «луковицы» или «шлема», покрытые золотом, они горят как гигантские свечи, устремленные в небеса, а свеча – символизирует христианскую молитву.

Самостоятельная работа. А теперь посмотрим, как вы запомнили внешние части православного храма (у учащиеся на столе православный храм и название частей храма, необходимо разложить их в соответствии).

(слайд 16). Здания храмов завершаются куполом, который символизирует небо, куда должны обращаться все мысли и чаяния верующих.

Купол православного храма заканчивается главою, на которую ставится восьмиконечный православный крест.

Особенностью храмостроения на Руси является многоглавие. Количество куполов на храмах символично, от одного до семидесяти. Например, 1 – символизирует Единого Бога, 3 – Святую Троицу, 4 – хевангелистов, 5 – Спаситель и четыре евангелиста, 7 – семь таинств Церкви, 9 – по числу ангельских чинов, тринадцать – Христос и двенадцать апостолов. Число глав может доходить до тридцати трех – по числу лет земной жизни Спасителя.

(слайд 17) Крест играет важное значение в жизни христиан, вознесенный на куполах храмов, является христианским символом Божественного искупления, Крестной Жертвы, принесенной за человека, символизируя радостную весть, что через Крестную Жертву Иисуса Христа всем людям открыта дверь на Небо.

  1. Какого числа празднуется праздник Воздвижения Креста? (14 сентября)
  2. Что значит слово «Воздвижение»? (поднятие)
  3. Где есть храмы в Подмосковье, освещенные в честь события Воздвижения Христа (Домодедовском, Истринском районах).

А теперь мы совершим с вами путешествие в храм. Давайте посмотрим на схему внутреннего устройства храма (слайд 18). Храм состоит из трех частей:

  • притвор,
  • средняя часть,
  • алтарь.

(слайд 19) Поднявшись по ступеням храма, мы попадаем в притвор. Здесь в древние времена стояли некрещеные люди (не христиане), которые готовились еще к принятию Крещения. Часто над притвором расположена колокольня...

(слайд 20) Посмотрите какая необычайная красота и тишина встречает нас при входе в храм, всюду нас окружают изображения ангелов и святых, которые смотрят на нас с фресок – изображение на стенах. Теплым золотистым сиянием свечей и разноцветными огоньками лампад (масляных светильников) освещаются иконы с образами.

Проходим дальше и попадаем в среднюю часть храма (слайд 21) . Средняя часть – чувственный мир. В ней стоят верные, которые при восприятии божественной Благодати – изливаемой в Таинствах – становятся освященными, причастниками Царства Божия.

Солея – возвышение пола перед алтарной преградой или иконостасом в христианском храме. Кроме того сам алтарь находится на возвышении и таким образом солея является как бы продолжением алтаря наружу. Со стороны средней части храма солея обычно ограждена невысокой решёткой.

В Русской Православной Церкви выдающаяся часть солеи перед Царскими вратами называется амвоном. На концах солеи располагаются клиросы. Солея служит как бы просцениумом для богослужения.

Храм Божий – небесный островок на грешной земле (слайд 22). В алтаре помещается божественное начало. В средней части храма – начало человеческое, входящее в теснейшее общение с Богом. Алтарь получил значение верховного неба, "Неба Небесе", где пребывает только Бог с небесными чинами. Средняя часть храма означает частицу обновленного мира, новое небо и новую землю. Обе эти части друг с другом взаимодействуют: алтарь просвещает и руководит второй. При таком их соотношении восстанавливается нарушенный грехом порядок Вселенной.

Самое большое количество икон можно увидеть в иконостасе (слайд 23).

Иконостас – перегородка, которая отделяет алтарь от средней части храма.

Иконостас не просто стена (перегородка), на которой размещаются иконы, он символически (незримо) соединяет земной мир и Царство Небесное. Если мы приблизимся к иконостасу, то нам приоткроется мир Небесный. Иконы Иисуса Христа, Матери Божией, святых апостолов, пророков, христианских праздников расположены в иконостасе рядами.

(слайд 24) Иконостас показывает становление и жизнь Церкви во времени. Иконостас состоит из нескольких рядов икон, расположенных в определенном порядке.

Праотеческий ряд (слайд 25) Располагается под крестом, в самом верху. Это образ Церкви ветхозаветной, еще не получившей Закон. Здесь изображены праотцы от Адама до Моисея. В центре этого ряда икона «Троица Ветхозаветная» – символ предвечного совета

Святой Троицы о самопожертвовании Бога Слова во искупление грехопадения человеческого.

Пророческий ряд (слайд 26) В нем помещены иконы ветхозаветных пророков со свитками в руках, где написаны цитаты их пророчеств. Здесь изображаются не только авторы пророческих книг, но и цари Давид, Соломон, Илья пророк и другие люди, связанные с предвестием рождения Христа. Это Церковь, уже получившая Закон и через пророков возвещающая о Богородице, от которой воплотится Христос. Именно поэтому в центре этого ряда находится икона «Знамение», изображающая Божию Матерь с воздетыми в молении руками и с Богомладенцем в лоне.

Праздничный ряд (слайд 27) Третий ряд повествует о событиях времени новозаветного: от Рождества Богородицы до Крестовоздвижения.

Деисусный ряд (слайд 28) Четвертый, деисусный (или по-другому деисисный)

чин – это моление всей Церкви ко Христу; моление, которое происходит сейчас и которое завершится на Страшном суде. В центре – икона «Спас в силах», представляющая Христа, как грозного судию всего мироздания; слева и справа – изображения Пресвятой Богородицы, святого Иоанна Предтечи, архангелов, апостолов и святых.

Местный ряд (слайд 29) Нижний ярус или ряд называется местным, потому что в нем помещается местная икона, то есть икона праздника или святого, в честь которого освящен храм. В центре этого ряда Царские ворота, слева – икона Богородицы, справа – икона Спасителя.

За иконостасом расположен алтарь – главная часть храма (слайд 30) , являет собой образ Рая, духовного мира, божественную сторону во Вселенной.

В нем находится Горнее место и Святой Престол. Престол – стол, находящийся посередине алтаря, на котором совершается таинство Святого Причащения.

Для христиан – это места особого присутствия Божиего. За престолом – запрестольный крест и семисвечник.

Алтарь символизирует собой Царство Небесное. Также в алтаре стоит жертвенник. На нем находятся предметы, необходимые для совершения церковной службы.

(слайд 31) Самое главное богослужение Православной Церкви называется Литургия, во время которого совершается Таинство Причащения (на греческом языке оно называется «Евхаристия» – благодарение), установленное Иисусом Христом во время Тайной Вечери.

Службу совершают священнослужители. Священники входят в алтарь через специальные двери, устроенные в иконостасе (слайд 32). Иконостас имеет трое врат. Центральные, самые большие, называются Царскими Вратами. Они называются так потому, что через них невидимо выходит к нам Сам Царь Славы, Господь Иисус Христос, в чаше со Святыми Дарами. В Царские врата никому, кроме священнослужителей, входить не разрешается. Царские Врата обычно пышно украшаются резьбой росписью: иконами четырех Евангелистов и Благовещения Пресвятой Богородицы. Над ними помещаются изображения Тайной вечери.

(слайд 33) Завершается иконостас крестом или иконой Распятия (так же в форме креста).

Иконостас отделяет алтарь от четверика (слайд 34). Четверик – это место, где собираются молящиеся люди. Он знаменует собой земной мир.

Храмы украшаются росписями и расписываются по определенным правилам (канонам). В куполе храма – Христос вседержитель (слайд 35) , над алтарем – Богородица, (слайд 36) в верхней части храма – святые и пророки, в средней – сюжеты Евангелия, рассказывающие о земной жизни Спасителя, (слайд 37) внизу – мученики, святители, цари и святые Церкви. А над горним местом размещается икона Спасителя. (слайд 38)

В православном храме звучат молитвенные песнопения. При богослужении в православном храме используется колокольный звон как выражение молитв христиан, в которых они каются, радуются и прославляют Бога. Колокола размещаются на колокольне (или звоннице). Звонить на колокольне в колокола может только звонарь.

(слайд 39) Песня колокола России.

Выдающиеся исторические храмы каждого государства являются первым источником для суждения о характере и истории различных видов церковного искусства. В них наиболее ярко и определенно выразились, с одной стороны, забота правительства и населения о развитии церковного искусства, а с другой стороны - художественный дух и творчество деятелей искусства: архитекторов (в области церковного строительства), художников (в области живописи) и духовных композиторов (в области церковного пения).

Эти храмы, естественно, являются и первым источником, откуда проистекает и разливается художественный вкус и навык по всем уголкам государства. Взоры жителей и путешественников с интересом и любовью останавливаются на стройных архитектурных линиях, на священных изображениях, а слух и чувство внимают умилительному пению и благолепным действиям совершаемого здесь богослужения. И так как большинство исторических русских храмов связаны с великими и священными событиями из жизни Церкви, государства и царствующего дома - то эти храмы будят и возвышают не только художественное, но и патриотическое чувство. Таковы русские храмы: Успенский и Архангельский соборы, Покровская церковь (собор Василия Блаженного и храм Христа Спасителя в Москве; Александро-Невская Лавра, Казанский, Исаакиевский, Петропавловский и Смольный соборы, храм Воскресения Христова - в Петербурге, храм в Борках близ Харькова на месте чудесного спасения царской семьи во время крушения поезда 17 октября 1888 г. и многие другие.

Независимо от исторических причин происхождения разнообразных форм христианского храма, каждая их этих форм имеет символическое значение, напоминая о какой-нибудь невидимой священной стороне Церкви и веры христианской. Так, базиличная продолговатая форма храма, похожая на корабль, выражает ту мысль, что мир есть житейское море, а Церковь - корабль, на котором можно безопасно переплыть это море и достигнуть тихой пристани - Царства Небесного. Крестообразный вид храма (византийский и романский стили) указывает на то, что в основание общества христиан положен крест Христов. Круглый вид напоминает, что Церковь Божия будет существовать бесконечно. Купол - наглядно напоминает нам о небе, куда мы должны устремляться мыслями, особенно во время молитвы в храме. Кресты на храме издали наглядно напоминают, что храмы предназначены для прославления распятого Иисуса Христа.

Часто на храме строят не одну, а несколько глав, тогда две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе; три главы - три Лица Св. Троицы; пять глав - Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь глав - семь Таинств и семь Вселенских Соборов, девять глав - девять чинов ангельских, тринадцать глав - Иисуса Христа и двенадцать апостолов.

Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня или звонница, то есть башня, где висят колокола.

Колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, равно и для того, чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы. Медленный звон в самый большой колокол называется «благовест» (благостная, радостная весть о богослужении). Такой звон употребляется перед началом богослужения, например, перед всенощной или Литургией. Звон во все колокола, выражающий христианскую радость, по поводу торжественного праздника и т.п., называется «трезвон». В дореволюционное время в России трезвонили в течение всей пасхальной недели. Поочередный печальный звон в разные колокола называется перезвоном; он употребляется при погребении.

Тема 11. Древнерусское зодчество: Внешний вид и духовный смысл православного храма.

Цели и задачи:

    Познакомить учащихся с языком (средствами) православной культуры, как способами выражения православной духовности.

    Сообщить новые сведения о внешнем и внутреннем устройстве православного храма;

    Показать историю возникновения храмовой архитектуры Древней Руси;

    Рассказать о символизме форм христианских храмов;

    Развивать мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся;

    Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

    Продолжить формирование умений работать с текстом.

    Продолжать знакомить учащихся с историей христианской культуры и историей своего государства;

    Показать, что история распространения христианства на Руси неразрывно связана с историей государства.

    Способствовать уважительному отношению к святыням родной земли;

    Воспитывать чувства патриотизма.

Основные понятия: базилика, ротонда, крест, купол, барабан, апсида, закомара, кокошники, портал, неф, придел, притвор, жертвенник, престол, диаконник (ризница), иконостас, паперть, солея, амвон, клирос, Царские врата, Северные врата, Южные врата, икона Богородицы, икона Спасителя, храмовая икона, местный чин, праздничный чин, деисусный чин, пророческий чин, праотеческий чин, четверик, Литургия, Евхаристия, благовест, перезвон, трезвон, набат,

византийский стиль, Владимиро-Суздальская архитектурная школа, Новгородская архитектурная школа, восьмерик на четверике.

Ход урока:

    Оргмомент. (2мин.)

    Проверка отсутствующих

    Проверка готовности к уроку

    Повторение пройденного материала

Выполнение задания в презентации

    Сообщение темы урока (1 мин.)

Христианское искусство изначально было символичным. В период гонений на христиан молчаливость символа придавала искусству скрытность, делала его потаённым сокровищем. Символичность и каноничность проявилась и в зодчестве, тема урока:

« Древнерусское зодчество: внешний вид и духовный смысл православного храма»

    Изучение нового материала. (25мин.)

Строение и духовный смысл православного храма.

Трёхчастное строение храма

В христианском понимании, храм соединяет в себе мир земной и небесный.

Типы христианских храмов

Христианские зодчие строили храмы, похожие на базилику (корабль), крест или ротонду (круг).

Базилика - прямоугольное в плане здание, разделенное рядами колонн или столбов на нефы, где средний неф выше боковых и заканчивается полукруглой апсидой.

Базилика - символ корабля, плывущего по волнам моря жизни.

Ротонда – символ вечности церкви.

Крест – символ крестной жертвы.

Крестово – купольный тип храма

Вместе с православием Русь переняла от Византии и образцы архитектуры. Церковь крестово-купольного типа квадратная в плане. Ее внутреннее пространство разделено столбами на проходы «нефы»: центральный и боковые. Два свода пересекаются под прямым углом, образуя в подкупольном пространстве крест - важнейший символ христианства.

На месте пересечения сводов расположен световой барабан, увенчанный куполом.

Внешнее устройство храма

Крест – главный символ христианства.

Купол – сводчатое перекрытие в виде свечи, символа молитвы.

Барабан – часть здания, несущая купол.

Апсида – выступ в восточной части храма, в котором размещается алтарь.

Закомара – полукруглое завершение внешней части свода.

Кокошники – декоративные украшения, похожие на закомары.

Портал – красиво оформленный вход в храм.

Виды куполов

Полукруглый ( заимствован из Византии)

Шлемовидный ( Духовное воинство)

Луковичный ( Молитвенная свеча)

Символы

Один – единство бога.

Два – проявление двух начал: божественного и человеческого.

Три – как ипостаси (сущности) Бога.

Пять , как Христос и четыре Евангелиста.

Семь глав (семь Таинств и семь Вселенских Соборов);

Девять глав (девять чинов Ангельских);

Тринадцать , как Христос и двенадцать апостолов.

Внутреннее устройство храма



Неф – часть храма, отделенная от других, столбами или колоннами.

Придел – дополнительное помещение.

Притвор – западная часть храма, его преддверие.

Жертвенник – возвышенное место для жертвоприношения.

Престол – четырехугольный каменный стол, символизирующий «гроб Господень».

Диаконник (ризница) – расположен справа, помещение для хранения утвари.

Иконостас – алтарная перегородка, состоящая из нескольких рядов икон.

Паперть - площадка перед входом в церковь.

Солея – возвышение перед иконостасом.

Амвон – выступ в центре солеи.

Клирос – место для певчих, по бокам солеи.

Традиционное устройство иконостаса


Иконостас отделяет алтарь от четверика.

Четверик – место для молящихся людей.

Алтарь

За иконостасом расположен алтарь – главная часть храма , в котором расположен престол, который символизирует собой Царство Небесное . В нем находится Горнее место, Святой Престол и Жертвенник.

Литургия

Самое главное богослужение Православной Церкви называется Литургия , во время которой совершается Таинство Причащения «Евхаристия» – установленное Иисусом Христом во время Тайной Вечери. Службу совершают священнослужители .

Колокольный звон

Благовест – звон в один колокол.

Перезвон – попеременные удары в разные колокола.

Трезвон – радостный звон во все колокола.

Набат – тревожный звон в один большой колокол.

История древнерусского зодчества.

Византийский стиль.

Вместе с православием Русь приняла от Византии образцы церковной архитектуры.

В 11 веке были построены Софийские соборы в Киеве, Новгороде, Полоцке . Это были большие многоглавые храмы.

Формирование древнерусского архитектурного стиля.

С 12 века , в период раздробленности на Руси формируются самостоятельные архитектурные школы.

Владимиро-Суздальская архитектурная школа . Небольшие, стройные, изящные храмы с обилием резьбы и наличием аркатурного пояса .

Новгородская архитектурная школа . Мощные, тяжелые храмы, образ богатыря.

В 15 веке столицей становится Москва .

Успенский собор Московского Кремля . За образец был взят Успенский собор во Владимире.

Троицкий собор Троице – Сергиевой лавры . Сохраняет в себе черты владимирской архитектуры.

Шатровый тип храма

В 16 веке появляется новый тип храма шатровый «восьмерик на четверике»

Церковь Вознесения в Коломенском . Первый шатровый храм. Построен в честь рождения Ивана Грозного.

Нарышкинский стиль (Московское барокко)

В 17 веке патриарх Никон провел реформу, запретив строительство неканонических шатровых храмов, утвердил традиционное пятиглавие , но они так полюбились людям, что их стали использовать в строительстве звонниц.

Церковь Троицы в Никитниках.

Так к концу 17 века появился новый смешанный архитектурный стиль – Нарышкинское барокко.

Этот стиль стал переходным, на нем заканчивается история древнерусского зодчества и начинается архитектура Нового времени.

5. Закрепление изученного материала (5 мин.)

1. Назовите три части православного храма

2. Что такое храм в понимании христиан?

3. Какие храмы называют базиликами, а какие ротондами?

4. Что находится в алтаре храма?

5. Как называется место в храме, где находятся молящиеся люди?

6. Почему тип храма называется крестово – купольный? Что стало для него основой?

7. Как называют главное богослужение в храме?

8. Какое Таинство совершается во время него и

кем оно было установлено?

9. Что символизирует количество куполов (1, 2, 3, 5, 7, 9, 13)?

10. Объясните термины: благовест, трезвон, перезвон, набат.

11. Назовите основные части православного храма.

12. Расскажите о внутреннем устройстве храма.

14. Расскажите о традиционном устройстве иконостаса.

15. Расскажите о истории древнерусского зодчества.

    Подведение итогов. (1 мин.)

Сегодня на уроке мы с вами узнали об основных положениях православия. Что нового вы узнали на уроке? Что вызвало затруднение?

    Домашнее задание. (9 мин.) В электронном дневнике.

В настоящее время в современном мире усиливаются тенденции разобщения государств и отдельных граждан, нарастает социальная напряженность и проявляются прочие факторы нестабильности. Во многих странах возникает множество острых противоречий и кризисных проблем, в том числе связанных с потерей многими людьми нравственных ориентиров. Мир нуждается в мобилизации всего арсенала общественных ресурсов для утверждения реального гуманизма, действительного равноправия, подлинной свободы, материального благополучия и духовного богатства личности. Поэтому в настоящее время как никогда возрастает значимость и роль церкви в решение многих глобальных социальных и нравственных проблем.

Во все времена Православная Церковь являлась носителем духовных и нравственных ценностей, как в нашей стране, так и во всем мире. На современном этапе в мире все больше прослеживается тенденция отдаления мирового сообщества от своей духовной составляющей, поэтому Русская Православная Церковь, совместно с представителями других мировых религий, предпринимает множество попыток повлиять на данную ситуацию, исходя из собственных особенностей.

Анализируя роль церкви в современном мире, важно помнить, что церковь, как общественно-историческое образование, является одним из главнейших социальных институтов, представляющая собой сложную централизованную и иерархическую систему. В своей деятельности церковь опирается на устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, идей, принципов, ценностей и норм, регулирующих жизнедеятельность людей и организующих их в систему социальных статусов и ролей в зависимости от их отношений к Богу, дающим духовную опору.

Русская Православная церковь является одной из ряда автокефальных (самостоятельных) православных церквей. При этом православие является одним из трех основных (наряду с католицизмом и протестантизмом) христианских направлений. Для Русской Православной церкви, как и для всех православных церквей, общими являются вероучение, культ, каноническая деятельность. В частности, православная церковь утверждает, что христианство представляет собой божественное откровение, которое и составляет основу православной веры. Оно основывается на системе догматов - неизменных истин, также являющихся результатом божественного откровения.

Главнейшие из этих догматов следующие: догмат троичности Бога, догмат Боговоплощения и догмат искупления. При этом важной особенностью Русской Православной Церкви является то, что она очень строго относится к основам собственного вероучения, так как со времени первых семи вселенских соборов не добавила ни одного догмата к своему вероучению, в отличие от католической церкви, и не отказалась ни от одного их них, как это происходило в протестантизме. Именно это православная церковь считает одной из главных своих заслуг, свидетельствующих о верности первоначальному христианству, и именно на этом Русская Православная церковь выстраивает основу своей миссионерской и просветительской деятельности на мировой арене.

В настоящее время большинство церковных иерархов и рядовых священнослужителей стоят на позициях нового осмысления современных социально-экономических и общественно-политических проблем, возникающих в процессе развития и изменения всего мирового сообщества, поэтому иерархи ориентируют церковь на повышение нравственного потенциала как каждого человека, так и общества в целом, вне зависимости от границ стран и государств.

Русская Православная церковь выполняет на международной арене несколько важных ролей:

  • · Просветительская роль;
  • · Объединяющая роль;
  • · Миссионерская роль;
  • · Борьба с инославными религиозными объединениями.

В частности, за последние годы значительно возросла активность церкви, ее духовенства, а также околоцерковного актива в различных сферах мировой общественной жизни и культуры. Расширились международные связи с представителями различных религиозных конфессий, по вопросам решения наиболее острых социальных проблем, стоящих перед мировым сообществом, усилилась проповедническая, а также благотворительная деятельность Русской Православной церкви, возросло число церквей и монастырей, православных учебных заведений, открываемых за рубежом, активизировалась издательская деятельность церкви. Религиозные центры активизируют свою деятельность по повышению профессионального уровня духовенства, качественному обновлению подготовки священников в духовных учебных заведениях, строгой ориентации на рост моральных и духовных качеств и усиление пастырской деятельности. Все эта деятельность не только увеличивает авторитет Русской православной церкви за рубежом, но и способствует решению глобальных мировых общественных проблем.

Таким образом, в настоящее время роль церкви в нашей стране и мире неуклонно возрастает. Выполняя многие важные функции, а прежде всего, объединяя людей и воздействия на их духовный уровень, церковь помогает в решении многих глобальных социальных проблем, стоящих перед обществом.