Пока на дворе февраль и всё ещё властвует эпидемия гриппа, в школах продолжают вводить карантин (если вы родитель и набрели на эту статью в поисках своих вопросов про карантин, то вам ).

Ну и не будем забывать, что скоро каникулы. И многие учителя (особенно молодые) задаются вопросом: а что должен делать учитель во время карантина и каникул?

Данная статья посвящена учителям. Я попытаюсь кратко разъяснить некоторые аспекты «карантинной» и «каникулярной» жизни учителя.

Начнём с каникул, всё-таки они имеют четко определённые рамки и являются обязательными перерывами в работе школы. Карантины случаются реже, временные рамки определяются произвольно управлением образования региона и об этом скажем чуть ниже.

Что должен делать учитель во время каникул?

Все вопросы, связанные с работой учителя, ему должны разъяснить в школе. Но учителя народ любопытный, хочется заранее обо всём знать и иметь представление.

Уроков нет, но учитель должен ходить в школу в обязательном порядке (он ведь на работе) и проводить там как минимум 4 часа в день. Время каникул — такое же рабочее время, которое оплачивают как и обычные школьные будни. К счастью, если у вас шестидневка, субботу могут сделать выходным днём. По крайней мере у нас было так.

Если вас не загружает какими-то делами администрация школы, то учитель может проверять тетради, готовить уроки и т.д. Это из приятного. Перейдем к не очень приятному (для меня было так).

Вас могут привлечь в школе:

  • к работе воспитателем или педагогом-организатором (а может, и тем и тем) в лагере дневного пребывания. Это всем известная площадка при школе, только проводится она не летом, а ещё и во время осенних или весенних каникул.

Многие родители, чтобы дети на каникулах не болтались, записывают своего ребёнка в этот лагерь, где его развлекают, кормят, водят в кино и т.д. Учитель будет здесь как вожатый или воспитатель. А учителя таких дисциплин, как: музыка, физкультура, ИЗО, ОБЖ — руководители кружков. Они проводят небольшие познавательные уроки, чтобы чем-то занять и развлечь воспитанников лагеря.

Минус таких лагерей для учителей — занимают практически все каникулы (5 дней в неделю) и дополнительно не оплачиваются, а работать в них особо никто не хочет. Поэтому и привлекаются в основном молодые педагоги и те, кто не может отказаться.

  • заполнять журналы (в бумажных много всякой дополнительной писанины), работать с личными делами и другими документами;
  • заниматься с отстающими учениками ;
  • в какой-то из дней вы можете «откосить» от работы в школе, если вы организованно с родителями куда-нибудь выезжаете или выходите с классом . Для этого с вас потребуют заявление.

Заявление классного руководителя при проведении любого внешкольного или школьного мероприятия (во время учёбы и каникул)

Сейчас я приложу для вас образец такого заявления, который вы можете использовать и для любых других выездов с классом и даже для проведения обычного классного чаепития (то есть любого мероприятия внутри или вне школы, которое проводит классный руководитель). Но для начала перечислю несколько правил написания такого заявления .

1. Пишется на имя директора школы и за несколько дней до выхода, чтобы успел подписать директор.

2. Указываете название мероприятия, дату, место, класс.

3. Указываете своё ФИО и имена сопровождающих лиц (на каждые 10 человек детей должен быть 1 взрослый, например: на класс из 30 человек должно быть трое взрослых в сопровождении, могут быть учителя или родители).

4.Прописываете ФИ каждого ученика списком (кто участвует в мероприятии).

5. Дата написания заявления, подпись классного руководителя.

Заявление примерное. Во всяком случае, всегда уточните, как нужно оформлять заявление в вашей школе у администрации или руководителя МО (методического объединения).

В общем, каникулы для учителя — не то, что каникулы для школьника. Придётся пахать не меньше, чем во время уроков. По крайней мере в это время можно прийти чуть попозже, уйти чуть пораньше и носить не деловой костюм, а джинсы и кроссовки.

Во время карантина учитель посвободнее, чем во время каникул, поскольку это вынужденный простой в работе и никаких дел с детьми (типа лагеря), разумеется, не будет.

Но учитель в любом случае должен приходить на работу и проводить в школе не менее 4 часов: проверять тетради, готовить уроки и прочее. Я в это время расслаблялась после тяжёлого месяца работы и карантин пришёлся кстати. Главное, сами не заболейте. Так как больничный лист нужен будет в любом случае.

Многие учителя спрашивают, нужно ли записывать темы в журнал , которые должны были изучаться в карантинное время. Если карантин объявлен во всём городе, то не нужно. Если только в вашей школе, то скорей всего тоже нет, потому что школа ведь официально выходит на карантин и у неё будут проверять справки болеющих детей. В любом случае, эту информацию вам должна сообщить администрация, но знать заранее всегда приятнее.

И будьте готовы к тому, что из-за карантина придётся удлинить учебный год на несколько дней. Не обязательно, что все будут учиться до какого-то числа июня, просто официально вы будете именно до этого времени проставлять даты и темы в журнале, чтобы к концу года программа была пройдена.

Уважаемые учителя! Если вам есть, что добавить или замечания, то напишите комментарий. Буду рада ответить каждому. До новых встреч!

Первая неделя без детей обычно уходит на сдачу отчётов и просроченных документов. Время воспоминаний для руководителей МО, секций, клубов и т.д. Именно в конце года они не досчитываются сценариев, разработок уроков, самоанализов.

Списки «недоделок» занимают свои почётные места на опустевших стендах - и понеслось…Педагоги - передовики (или «коммунистки» в нашей школе) в этой гонке не участвуют. В списке только самые забывчивые . Принтер работает как сумасшедший, классные журналы вне зоны доступа. Каблуки меняются на балетки.

Очередь перед кабинетом завуча - как в гастроном в дефицитные годы. Но лично я люблю этот период. Все такие улыбчивые перед отпуском, весёлые. Тем более, что я гордо именуюсь «коммунисткой».

Дело №3. Перепись населения шкафов

Среднестатистический учитель проводит 2-3 дня июня или августа за наведением порядка в шкафах. Шкафы - это больная тема для образования. Каждая проверка в первую очередь исследует шкаф на наличие туфель, чашек, плоек и т.д.

Источник фото: pixabay.com

Затем начинается перебирание папок. Все должны быть под номерами, подписаны и занесены в паспорт кабинета. Один раз сделал - и готово.

Но за целый год набирается материалов на 2-3 новые папки. А их включение в «реестр» - это целая цепочка вновь перепечатанных документов. Вот и приходится заново всё переписывать. Перепись населения шкафов. Ни дать ни взять!

Дело №4. Кофе-пауза

Все пьют кофе на работе. Но учитель на каникулах за день выпивает месячную норму экономиста. А что прикажете делать?

С историком надо обсудить математика, с биологом - физика, с «русицей» - историка. Это замкнутый круг. Кофе со свежей сплетней не желаете? Это особенность женского коллектива. Главное не нарушить негласный закон - сплетня не должна выходить за пределы кабинета.

Как должен работать педагог в каникулы? В преддверии летних каникул многих педагогов волнует вопрос о режиме работы в школе в этот период. Ученикам и родителям нередко кажется, что каникулы — это время отдыха учителя. На практике дело обстоит иначе. Учителя знают, что каникулы — это их рабочее время, причем нередко не менее напряженное время, чем учебное.

В каникулы педагоги заняты оформлением необходимой документации, некоторые учителя организуют экскурсии, готовятся к педагогическим советам и методическим объединениям, заняты в организации и проведении государственной итоговой аттестации в 9 и 11 классах и т. д.

Какие нормативные акты регулируют рабочее время педагога?

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации № 197-ФЗ от 30.12.2001 г. (далее — ТК).
  2. ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» № 69 от 27.03.2006 г. (далее — Приказ).
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «О продолжительности рабочего времени педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» от 22.12.2014 № 1601 (далее — Приказ «О продолжительности рабочего времени»).

Трудовой кодекс:

  • определяет круг лиц, который не может быть допущен к педагогической деятельности;
  • устанавливает сокращенную продолжительность рабочего времени для педагога (не более 36 часов в неделю);
  • закрепляет право на ежегодный удлиненный отпуск сроком от 42-56 календарных дней, в связи с повышенной интенсивностью и напряженностью труда педагога;
  • предоставляет право на отпуск сроком 1 год после непрерывных 10 лет педагогической работы.

Особый статус педагога закреплен и в Законе «Об образовании в РФ». Согласно п.7 ст.47 Закона «Об Образовании в РФ» режим рабочего времени и времени отдыха учителя определяется коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка и локальными актами образовательной организации (трудовым договором, графиками работ, расписанием занятий и т. д.).

Таким образом, ТК и Закон «Об Образовании в РФ» определяют общие положения и особенности труда педагогических работников.

Для разных категорий педагогических работников устанавливается своя продолжительность рабочего времени (Приказ «О продолжительности рабочего времени»). Например, старшим воспитателям дошкольных учреждений, педагогам- психологам, социальным педагогам, педагогам-организаторам, старшим вожатым и т. д. устанавливается продолжительность 36 часов рабочего времени в неделю (п. 2.1 Приказ «О продолжительности рабочего времени»). Учитель-дефектолог, учитель-логопед работает 20 часов в неделю за ставку заработной платы (п. 2.3 Приказ «О продолжительности рабочего времени»).

Существует ли документ, который регламентирует график работы педагога в каникулы?

О том, какой режим работы учителя должен быть установлен в каникулы, подробно описывает Приказ Министерства образования и науки РФ «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» № 69 от 27.03.2006 г.(далее — Приказ). Глава IV определяет периоды осенних, зимних, веcенних и летних каникул, как рабочее время учителя.

Могут ли педагоги работать в каникулярный период по сокращенному времени?

Учителя в каникулярный период осуществляют педагогическую, методическую, организационную работу, связанную с реализацией образовательной программы в пределах установленного объема учебной нагрузки, определенной до начала каникул (п.4.2 Приказа).

Учителя, которые осуществляют индивидуальное обучение детей на дому по медицинским показаниям, в каникулы привлекаются к работе с учетом установленного количества часов, определенных до начала каникул (п.4.2 Приказа).

Режим работы времени всех работников в каникулярный период определяется локальными актами образовательного учреждения и графиками с указанием работ. (п. 4.6 Приказа).

Указанные пункты Приказа закрепляют за учителем право работать в каникулы с учетом его учебной нагрузки. Если педагог имеет учебную нагрузку не 36 часов в неделю, а 25, то соответственно и во время каникул он работает не больше 25 часов в неделю. На период каникул администрация образовательного учреждения составляет график работы сотрудников. При составлении этого графика с согласия работника выполнение объема установленной недельной учебной нагрузки может быть запланировано на меньшее количество дней в неделю или месяц по сравнению с установленным до этого расписанием.

Нередко встречаются случаи, когда руководители образовательных учреждений составляют график работы на каникулы, учитывая не только учебную нагрузку педагога, но и ненормированную часть работы учителя (проверка тетрадей, классное руководство, работа с документацией и т. д.). Мотивируя это тем, что педагог получает за такую деятельность дополнительные выплаты. Такая работа педагога не конкретизирована по количеству часов. Особенностью работы педагога в школе является то, что его работа трудно поддается четкому нормированию по часам и зависит от множества различных обстоятельств. Характер работы учителя нередко предполагает занятость в праздничные, выходные дни, во время отпуска.

Вопрос учета ненормированного рабочего времени учителя на законодательном уровне решен не четко. В связи с этим руководители образовательных учреждений самостоятельно разрабатывают систему учета рабочего времени педагогического работника.

Порядок определения учебной нагрузки

  • Объем учебной нагрузки педагога определяется ежегодно до начала учебного года и устанавливается внутренними актами образовательного учреждения (п. 1.3 Приказ «О продолжительности рабочего времени»).
  • Объем учебной нагрузки педагога оговаривается в трудовом договоре работника и образовательного учреждения (п. 1.4 Приказ «О продолжительности рабочего времени»).
  • Увеличение или снижение объема учебной нагрузки допускается по соглашению сторон трудового договора (п. 1.7 Приказ «О продолжительности рабочего времени»).
  • Об изменении объема учебной нагрузки работодатель обязан уведомить педагогического работника в письменной форме не позднее, чем за два месяца до осуществления изменений. (п. 1.8 Приказ «О продолжительности рабочего времени»).

Увеличение рабочего времени педагога в каникулярный период для выполнения работ, возможно лишь в тех случаях, когда на этот период в соответствии с графиками и планами заявлены соответствующие мероприятия или виды работ (п.2.3 Приказа). Если таких работ и мероприятий не запланировано, то привлечение работников в этот период ограничивается нормируемой частью их рабочего времени. То есть количеством часов учебной нагрузки до начала каникул.

Можно сделать вывод о том, что каникулы являются для педагогов полноценным рабочим временем, если директор образовательной организации в графике работы на каникулы не указал иное.

Всем привет! Меня зовут Катя, но многие называют меня Екатерина Николаевна, ведь я работаю учителем английского языка в одной из средних школ Санкт-Петербурга. Когда я сама была ученицей, меня больше всего интересовал один вопрос: чем занимаются учителя во время каникул? И сегодня я готова раскрыть вам эту страшную тайну. Итак, приглашаю вас в четверг, 28 марта 2013 года, когда у школьников каникулы, а у меня трудобудень.

Утро каникул для меня всегда праздник, профессор) На самом деле так и есть, ведь на уроки спешить не надо, поэтому можно позволить себе поваляться в постели подольше, что я собственно и делаю. Будильнику удается поднять меня только в 9:03

Плетусь на кухню, заливаю фильтр, собираюсь готовить завтрак:

Пока все, что может, фильтруется, греется, варится и парится, я чищу бивни. За мною наблюдают друзья-пингвины:

Все эти утренние приготовления занимают 20 минут, затем я отправляюсь за свой рабочий стол. Мне нужно сделать ментальное упражнение под названием "Утренние страницы" - просто сажусь и исписываю 3 листа А4 всем, что в голову придет (играю в чукчу...):

Процесс это небыстрый. Трачу 30 минут драгоценного утреннего времени:

Начинаю опаздывать, поэтому бегом поглощаю завтрак - кашу и вчерашние пельмени (сама в шоке от такого сочетания, ну вот так получилось):

Далее - одевание на время (папа-военный научил делать это за секунды) и скоростной макияж:

Выбегаю на улицу. По своей недавно приобретенной привычке не сажусь на своей остановке, а бегу до следующей. Бегу быстро, ибо время поджимает:

На бегу фотографирую памятник Калинину. Среди кучи проводов, сковывающих небо Питера, он выглядит несколько печально:

Больше по дороге ничего заснять не удается, слишком спешу. Зато в метро есть пара минут на передышку, ведь наша станция - одна из самых глубоких:

В школу прибегаю как раз вовремя. У меня назначена встреча с одним из учеников, я успеваю. Сперва забегаю в раздевалку для учителей. Вещей мало, все подойдут позже, наверное:

А вот и я собственной первоной. Вид формально-неформальный, в рабочее время за джинсы можно получить выговор, но пока уроков нет, почему бы не побуянить?

А вот и он - кабинет, где я обычно занимаюсь (своего у меня пока нет, не заслужила еще))). Фотографирую через стеклянную дверь, поскольку за самой первой партой сидит мой ученик и выполняет непростые для него задания, так что отвлекать его не стоит:

Занимаемся с ним почти час. В конце концов у бедолаги начинает валить пар из ушей, так что мне остается только сжалиться и отпустить его на волю. А время почти полпервого:

Занятия с неподдающимися учениками забирают немало сил и энергии, так что ненадолго падаю в свое учительское кресло и созерцая пустой кабинет:

Изначально он предназначен для младшей школы (но я и мои "старшаки" часто его оккупируем), поэтому на стенах висят плакаты для детей:

Следующие минут 30 провожу за сканированием книжки с правилами английской грамматики, изложенными элементарным языком. Она мне скоро очень пригодится:

Далее рутинная работа всех учителей - заполнение журналов. У меня незаполненных нынче 3 штуки:

Конечно в идеале их надо бы заполнять прямо на уроке. но учителям английского сделать это непросто, их ведь на один класс две штуки. Так что обычно журнал находится у моей напарницы, а я пользуюсь своим блокнотом. Сейчас переношу оценки из него в официальный документ:

Кому-то ставлю плохие оценки:

Кому-то хорошие:

Затем планирую урок для 8 класса:

Сразу готовлю доску с заданиями:

И потом выхожу в коридор. Так выглядит наша школа без учеников - тихо и просторно:

А направляюсь я в самый дальний конец коридора. Там находится кабинет физики. По пути фоткаю лаборантскую:

Время почти два:

Но физики усердно трудятся (моя коллега и тезка составляет контрольную для светлых детских умов):

Пока жду её, фотографирую неожиданно начавшуюся в кабинете физики "весну" - с крыши капает не иначе как весенняя капель:

Закончив дела, садимся пить чай:

После перерыва снова возвращаюсь к работе. Мне очень нужно заполнить электронный журнал, но в кабинете, где я обосновалась, нет сети, у коллеги эта программа страшно глючит, так что мне ничего не остается, кроме как воспользоваться компьютером в учительской, на который, конечно, уже очередь. Занимаю очередь и возвращаюсь в свой кабинет. Читаю увлекательную книгу (название переводится как "Преподавание английского языка маленьким детям") и попутно делаю пометки в своем блокноте:

Читаю интересный абзац про то, что маленькие дети обладают очнь прямой логикой, и если вы скажете "Перед тем, как выключить свет, убери книгу", они поймут это как 1. Выключи свет. 2. Убери книгу. Улыбаюсь)

Я немного зачиталась. Бегу в учительскую:

Вешаю ключ, беру журналы:

Смотрю на часы. Как говорит мой папа, время - ч! (что значит, очень мало его осталось):

По идее, в 3 школу должны закрыть, но я остюсь работать, пока меня не выгоняют (гораздо позже трех). Я заполняю электронный журнал. По сути, он является копией бумажного. Предназначен для того, чтобы родители могли следить за успеваемостью детей, если те прячут бумажные дневники. Модернизация, ага:

Из школы отправляюсь по магазинам - собираю приспособления для небольшой рукоделки. Первая остановка - магазин товаров для скрапбукинга. Но его надо еще найти, потому как дом, в котором он находится, вовсе не один дом... Это 17 корпусов. Фотографирую схему, чтобы не запутаться (хотя по ней запутаться еще проще):

Ориентируюсь по указателям (попутно пытаюсь убедить себя, что все дело в дурацком лабиринте, а не в том, что я топографический кретин...):

Добравшись до нужного корпуса, попадаю в чудесное место:

Кругом столько всего, хочется все и сразу...

Но мне нужны дыроколы. Покупаю их и иду дальше в поисках недорогих бусин. По пути решаю, что нужно найти какое-нибудь украшение и раздраконить его. Ищу его в ларьках, постепенно приближаясь к Площади Восстания. Вот и она сама (как всегда толпы народа):

Люди сидят и греются на солнышке:

Кто-то как всегда поет:

Народ играет в сокс (кажется...):

Небольшая заминка в поисках в сумке жетончика:

И я спускаюсь в метро:

Уже в вагоне проверяю время - натикало немало...

Выхожу из метро и сразу замечаю на остановке нужный мне автобус. Быстро фоткаю Финляндский Вокзал, который, как известно, стал первой остановкой самого В.И. Ленина в Петербурге. Небо в проводах, улицы в машинах, но времени выбрать ракурс нет:

Бегу к остановке, доказывая, что скоростьсвета все же достижима. Запрыгаваю в автобус. Ура! А по дороге попадаем в пробку:(
Балуюсь и фотографирую внутренности автобуса (люди недовольно отворачиваются):

Мой проездной имеет смешное название "подорожник". Его нужно прикладывать к контроллёрозаменителю (на фото выше на поручне оранжевая штуковина - это он):

Из-за пробки до своей остановки не доезжаю, выхожу раньше и иду пешком. На подходе к дому меня встречает тот же Калинин. За ним, кстати, здание, именуемое "Гигант Холлом". Раньше (где-то в конце 90х) в нем снимали передачу "Музыкальный ринг". Мы тогда путешествовали с папой-военным, смотрели эту передачу и думали о том, что её снимают прямо рядом с нашим домом в Питере... Фоткаю "Гигант Холл" и вспоминаю о детстве:

Дома первым делом включаю комп любимого. Он увлекся игрой "Dark Souls", о чем мне тут же напоминает его заставка:

Время почти 6, включаю музыку и бегу готовить ужин. Вроде как ничего интересного в этом нет, но мне попадается картофелемонстр, который даже не вмещается мне в руку:

Готовлю картошку с грибами, параллельно убираюсь и прочее-прочее... Домашняя рутина занимает час. Потом сажусь ужинать под веселый мастер-класс на ютубе:

Ужинаю и наконец-то сажусь заниматься рукоделками. Вот те самые два дырокола, которые я приобрела, а также браслет на бусины:

В 8 приходит любимый, смотрим с ним Интернов, а потом он ужинает чипсами (красавчек!) и играет в старкрафт:

А я возвращаюсь к рукоприкладству) Делаю цветы из бумаги:

В 11:20 уже без сил... Просто падаю:

Вот такой был день. Надеюсь, вам понравилось)

Перед летними каникулами она попросила написать, что, по их мнению, делают летом учителя. Среди ответов были весьма забавные. Например, кто-то предположил, что учителя ходят на пляж, но при этом всегда прячутся за другими людьми или закапываются в песок, чтобы случайно не встретить своих учеников. Или что они каждый день стараются проходить мимо школы, куда бы ни лежал их путь, потому что очень скучают. Или что учителя на всё лето сбегают на секретный остров, на котором нет ни одного ребёнка.

На самом деле летом учителя делают то же, что и остальные люди: работают и отдыхают. Только в эти месяцы у них больше времени для работы не на над чьими-то успехами, а над собой.

Цифровые технологии и Интернет очень помогают в такой работе. Надеемся, эта подборка сориентирует вас, с чего начать.

1. Освоить цифровые технологии, которые можно внедрить в учебный процесс

В течение учебного года не всегда находится время разбираться с новыми цифровыми инструментами и онлайн-сервисами. Так осваивайте их летом!

Определите для себя, какую проблему вы бы хотели решить. Если улучшить коммуникацию с учениками - обратите внимание на и . Если нужно сделать уроки более интерактивными - вот подборка .

Отдельно стоит обратить внимание на работу с материалами разного формата: фото, видео, мультимедиа. Вы, например, задумывались о том, чем могут быть полезны или как создать на планшете?

2. Найти новые источники информации

Летом с чистой совестью можно позволить себе интернет-сёрфинг в поисках новых источников информации для уроков. Учителям естественных наук пригодятся сайты с визуализацией различных опытов и процессов (например, вот эта или образовательно-развлекательные ). Преподавателям истории, обществознания и МХК стоит разобраться с коллекциями исторических документов и произведений искусства в открытом доступе (мы собираем ссылки на всё самое интересное, что удаётся найти, ). А учителям английского, пожалуй, повезло больше всех: всемирная паутина богата , которые созданы для нескучного и всестороннего изучения языка.

3. Пройти онлайн-курс или посмотреть серию видеолекций

Мы всё время говорим о том, как важно заниматься самообразованием. И всё время указываем на необходимость межпредметных связей. Самое время доказать это на собственном примере: расширить свои представления о мире с помощью онлайн-курсов.

А вот предлагает этим летом «Универсариум» - тут можно научиться создавать мультфильмы, вспомнить множество хороших фильмов на курсе по истории кино, разобраться в культуре потребления и узнать кое-что о современной истории Вьетнама.

Если вы не верите, что у вас хватит сил, чтобы пройти онлайн-курс от и до - прочитайте . Всё не так сложно.

4. Оцифровать собственные уроки

Как бы ни была привлекательна модель (или «перевёрнутого класса»), когда ученики самостоятельно осваивают теорию, а вместе с учителем выполняют практические задания, на деле перейти к ней оказывается нелегко. И одна из причин - нехватка хорошо структурированного материала, который могли бы освоить дома именно ваши ученики, сформированного именно вашим видением предмета, с вашими примерами, с вашими таблицами и схемами.

Но вы можете решить эту проблему, оцифровав то, что обычно рассказываете в классе. В этом помогут инструменты, которые мы перечисляли в первом пункте, а также сервисы для