Конспект индивидуального логопедического занятия

по формированию слоговой структуры слова для детей 4-5 лет.

Тема: Сказка «Репка»

Цель: Формирование слоговой структуры слова.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Формирование умения составлять простое распространенное предложение;
  • Расширение, уточнение и активизация словаря;
  • Отвечать на вопросы одним словом;
  • Закрепление умения договаривать предложение;
  • Закрепление правильного произнесения гласных звуков «Э», «У», и звуковых рядов со звуком «М».

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Активизация речевой деятельности.
  • Развитие внимания, мышления, зрительной и слуховой памяти, фонематического слуха.
  • Формирование плавного длительного выдоха.
  • Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • Формирование положительной установки на занятие.

Оборудование : Мягкая игрушка «Кошка - Мурка», картинки с персонажами сказки «Репка»; коробочка с фасолью; бабочки из бумаги; мешочек с картинками: «Мишка», «Самолет», «Дом», «Шар», «Мяч», «Лук», «Кот», дорожка со следами кошки.

Ход занятия

Вводная часть.

Логопед: Здравствуй! Посмотри, кто к нам сегодня пришел на занятие? Это кошка – Мурка. Поздоровайся с Муркой.

Ребенок здоровается.

Логопед : Мурка нам что-то принесла.

Коробочка с фасолью, а в ней спрятаны картинки с героями сказки «Репка».

Логопед : Посмотри, какие картинки спрятались в фасоли?

Ребенок достает из коробочки с фасолью картинки и выкладывает их на столе (дед, бабка, внучка-Маша, Жучка, кошка, мышка, репка).

Логопед : Кто это?

Ребенок: Дед, баба и т.д.

Логопед: Из какой сказки все персонажи? Какая это сказка?

Ребенок : Репка.

II. Основная часть.

Логопед: Мурка очень любит эту сказку и просит помочь ее рассказать. Поможешь?

Ребенок : Да!

Логопед: Посадил дед…Что?

Ребенок : Репку.

Логопед: Выросла репка какая?

Ребенок : Большая пребольшая (показывает).

Логопед: Стал дед репу…Что делать?

Ребенок: Тянуть (показывает).

Логопед : Тянет-потянет – тянет-потянет, а вытянуть ….Что?

Ребенок : Не может.

Логопед: Позвал дед кого?

Ребенок: Бабку (показывает).

Логопед : Кто посадил репку?

Ребенок: Дед.

Логопед : Кто помогал деду тянуть репку?

Ребенок : Бабка, Маша, собака-Жучка, кошка, мышка.

Логопед : Молодец, Мурке понравилось, как ты помогал рассказывать сказку.

Дыхательная гимнастика «Бабочка»

Вырезанные из бумаги бабочки лежат на столе.

Логопед : Посмотри кто это? Сколько бабочек! Давай подуем на бабочек так, чтобы они полетели (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).

Ребенок сдувает по очереди бабочек.

Логопед : Молодец, все бабочки разлетелись.

Физкультминутка «Волшебный мешочек»

Логопед : Мурка нам еще что-то принесла, волшебный мешочек с картинками. Смотри, что это?

Ребенок: Самолет.

Логопед : Самолет летит, самолет гудит. Как гудит самолет? Повтори и покажи.

Ребенок : «У-У-У» (показывает).

Логопед: Кто это?

Ребенок: Мишка.

Логопед: Мишка идет и поет песенку: «Э-Э-Э». Повтори и покажи.

Ребенок : «Э-Э-Э» (показывает).

Логопед : Как мишка громко поет?

Ребенок : «Э-Э-Э» (показывает).

Логопед : Как мишка тихо поет?

Ребенок : «Э-Э-Э» (показывает).

Дидактическая игра «Слоговая дорожка».

Логопед : А теперь давай «походим» с Муркой пальчиками по волшебной дорожке (На столе лежит дорожка со следами кошки).

Логопед: Наступай на следы и произноси: «МА-МА-МА».

Ребенок : «МА-МА-МА (идет пальчиками по дорожке).
Так же идет со слогами «МО», «МУ», «МЫ».

Дидактическая игра «Посмотри и найди картинку»

Логопед : У Мурки в волшебном мешочке еще что-то лежит. Достань.

Ребенок достает и выкладывает на столе картинки: дом, шар, мяч, лук, кот. Логопед называет картинки. Затем предлагает показать где: дом, шар, мяч, лук, кот. Ребенок показывает.

Логопед : (показывает по очереди картинки) «Что это?».

Ребенок : дом, мяч…

III. Заключительная часть.

Логопед: Кто к нам сегодня приходил в гости?

Ребенок: Мурка.

Логопед : Какую сказку мы рассказали Мурку?

Ребенок : Репка.

Логопед: Мурке очень понравилась наша сказка. Какие картинки Мурка нам еще приносила (показ).

Ребенок : «Мишка», «Самолет».

Логопед: Молодец! Ты хорошо сегодня позанимался. Мурка дарит тебе картинки с изображением героев сказки «Репка». Дома обязательно расскажи эту сказку маме и папе.


Марина Маркина
Конспект занятия «Формирование слоговой структуры слов»

Тема : «Волшебное путешествие в лес» .

Цель : Формирование слоговой структуры слов .

Возраст : подготовительная группа.

Задачи :

1) Формирование слоговой структуры 3-х сложных слов с открытым слогом на материале слогов и слов ;

2) автоматизация звука «с» в слогах , словах ;

3) употребления в речи предлогов (в, на, под, существительных единственного и множественного числа

4) формирование просодической стороны речи.

Оборудование : картинки с грибами, картинки к артикуляционным упражнениям, карточки со слогами , картинки с гусеницами, корзинка, мяч.

Ход занятия:

Организационный момент :

Логопед : Здравствуй, меня зовут Марина Андреевна, а как тебя зовут?

Ребенок : (отвечает ребенок)

Логопед : Очень приятно, сегодня мы с тобой отправимся в волшебное путешествие в лес. Для этого нам нужно закрыть глаза. Молодец, а теперь открывай. Посмотри, мы с тобой оказались в волшебном лесу на поляне. (на столе разложены картинки с грибами) . Что ты видишь?

Ребенок : Грибы.

Логопед : Правильно, молодец.

Под березой, у дорожки

Гриб растет на толстой ножке.

Мимо мы пройти не сможем,

Гриб в лукошко мы положим.

А теперь давай немного поиграем.

Игра «Чего много?» . Я положу в корзинку боровик, а ты? (а я боровичок) . Значит в корзинке будет много чего? (боровиков) (сыроежек, опят, подосиновиков) .

Логопед : А теперь давай немножко отдохнем и поиграем с нашим язычком, хорошо?

Ребенок : Хорошо.

Артикуляционные упражнения.

- «Почистим зубки»

- «Чашечка»

- «Качели»

- «Футбол»

- «Грибок»

Логопед : Пусть теперь наш язычок отдохнет, а мы поиграем с нашими пальчиками, давай?

Ребенок : Давай.

Мелкая моторика.

Пальчиковая игра «Грибы»

На полянке – толстячок.

(Правая рука сжата в кулак и поднята перед собой.)

Белый гриб – боровичок.

(Ладонь левой руки накрывается кулак правой.)

А под ним, дрожа немножко,

(Левая рука остаётся, правую убираем.)

Подняла улитка рожки.

(Указательные и средний пальцы правой руки подняты, большой палец придерживает остальные, можно слегка повращать рукой.)

Логопед : Теперь пусть наши пальчики отдыхают, а мы поиграем с тобой в другую игру.

Игра «Произнеси слоги » .

СА-са-са (ребенок) – сани (картинка –логопед)

Со-со-со - сок

Су-су-су – суп

Сы-сы-сы – сын и т. д.

Логопед : Молодец. А сейчас давай поиграем в игру «Эхо»

Игра «Эхо» . Я произнесу слог , а ты повтори его несколько раз всё тише и тише. (СА-са-са, со-со-со, су-су-су, сы-сы-сы и т. д.)

Логопед : А тебе нравится играть с мячом?

Ребенок : Нравится.

Логопед : Тогда давай поиграем в очень интересную игру, которая называется «Один-много» . Для этого нам нужно встать из-за стола, взять мяч и стать на против друг друга. Я бросаю тебе мяч и называю названия гриба в единственном числе. А ты мне во множественном.

Физминутка с мячом. «Один-много» .

Сыроежка - ….(сыроежки)

Боровик - …

Лисичка - …

Опёнок - …

Мухомор - …

Логопед : Умница, теперь будем следующее задание.

Звуковой анализ. (АУ,УА,АИ,ИА,ИУ,УИ) .

Выделение первого звука

Выделение последнего звука

Определение количества звуков в звукосочетании.

Логопед : Молодец. Теперь мы будем играть в игру «Длинные и короткие слова »

Игра «Длинные и короткие слова » .

Я буду называть слова , а ты поднимать стрелочку : длинную, если слово длинное или короткую, если слово короткое :

Гриб, подосиновик, лес, дом, мухомор, опёночек, пень.

Логопед : А сейчас давай посмотрим на картинку. Что ты там видишь?

Ребенок : Гусеницу.

Логопед : А теперь давай посмотрим на картинки и скажем где она сидит.

Упр. «Где сидит гусеница?»

Под грибком

На грибке

В грибке

Около грибка

Логопед : Молодец. А сейчас найди грибы, к которым подходит слово «мой» (по картинкам) .

(боровик, лисичка, сыроежка, мухомор, подосиновик, опёнок)

Логопед : Какой ты молодец, справился со всеми заданиями. А теперь давай закроем глаза и отправимся обратно.

Вот мы и вернулись. Скажи, тебе понравилось сегодня играть со мной?

Ребенок : Понравилось.

Итог занятия .

Логопед : Тогда давай вспомним, чем мы сегодня занимались на занятии ? (зарядку с язычком, пальчиками, произносили слоги , играли в «эхо» , играли с мячом в «один-много» , играли в игры «чего много» , «длинные и короткие слова » , рассказывали «где сидит гусеница» ).

Логопед : Молодец. Мне очень понравилось с тобой играть. Спасибо большое. До свидания.

Публикации по теме:

Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей с нарушением зрения и речи В логопедической работе с детьми часто на первый план выдвигается преодоление недостатков звукопроизношения и недооценивается значение развития.

Как известно, у большинства детей с тяжелыми нарушениями речи в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Нарушение.

Консультация для воспитателей «Формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР» Работа с невербальным материалом 1. «Узнай музыкальный инструмент». Цель: Развитие слухового гнозиса. Материал: предметные картинки с изображением.

Конспект занятия: «Формирование слоговой структуры слова» (7 тип - трехсложные слова с закрытым слогом) Цель: 1. Учить четко, произносить слова слоговой структуры 7-го типа. 2. Учить ориентироваться в пространстве. 3. Развивать логическое мышление.

Коррекция слоговой структуры Овладение речью - это сложный психический процесс. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, артикуляционный аппарат.

Коррекционные возможности музыкальной деятельности в формировании слоговой структуры слова у детей с ОНР III уровня Известно, что музыка благотворно влияет на развитие личности. Она является средством эстетического, нравственного, умственного воспитания.

Тема: Слоговой состав слова.

Лексическая тема: Обобщающие понятия.

Грамматическая тема: Правила переноса слов.

Цель: учить делить слова на слоги, составлять слова из слогов.

Задачи:

  1. Закрепление знания учащихся о слогообразующей роли гласных.
  2. Совершенствование слогового анализа и синтеза слов.
  3. Развитие фонематического слуха и восприятия, звукобуквенного анализа и синтеза.
  4. Совершенствование навыка переноса слов.
  5. Активизация речевого опыта.
  6. Актуализация и обогащение словарного запаса учащихся.
  7. Уточнение знаний об обобщающих понятиях..
  8. Развитие связной речи.
  9. Совершенствование грамматического строя речи.
  10. Развитие слухоречевого внимания и памяти.
  11. Развитие мелкой моторики.
  12. Развитие самоконтроля.
  13. Воспитание умения слушать друг друга, работать в коллективе.

Оборудование: мяч, смарт-доска, рабочие тетради, карточки с заданиями.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Дети здороваются, готовятся к занятию.

II. Вводная часть.

Активизация внимания и закрепление правильной артикуляции гласных.
- Игра с мячом. Сосчитайте количество гласных в словах и столько раз произнесите определенный гласный звук с правильной артикуляцией: А - куропатка (А произносят 4 раза), О - страус, Ы - соловей, Э - трясогузка, У - ласточка, И - снегирь.

Как эти слова можно назвать одним словом? (птицы)

III. Основная часть.

1. Сообщение темы занятия.

Посмотрите на доску и соберите название картинки там изображенной (иг-ки-руш).
- Как называются части, из которых вы собирали слово? (слоги).
- Тема нашего занятия слоги.
- Запишите число и тему в тетрадь.

2. Принцип образования слогов.

Что такое слог? (часть слова)
- Что должно быть в каждом слоге обязательно? (гласный).
- Как сосчитать количество слогов в слове? (сколько гласных, столько и слогов)

3.1. Активизация слухового внимания.

Я буду произносить слоги и не слоги, запишите в тетрадь только слоги.
- Пи, рт, не, стр, зк, ав, вл, пр, у, клм, чн, сш, ко, лчт, иг.
- Назовите, что выписали, почему это слоги?

3.2. Активизация словарного запаса.

Придумайте и запишите на доске названия игрушек, начинающихся на эти слоги.
-Пи - пирамида, сколько в слове гласных (4), значит, сколько слогов (4). Разделить.
-Дети по одному выходят к доске, записывают слово и делят на слоги.

4. Работа над слоговым анализом, активизация словарного запаса.

Придумать и записать под домиками слова на определенную тему и с определенным количеством слогов (окошки в домиках - количество слогов). Разделить слова на слоги.
Задания на карточках (3 варианта карточек):

1) Строительные инструменты.

3) Музыкальные инструменты.

Дети выполняют задание на карточках. Проверка.

5. Работа над слоговым анализом и синтезом.

На доске рассыпались слоги. Необходимо из данных слогов составить 2 слова на определенную тему.
- Дети по одному выходят к доске, составляют слова и устно произносят их по слогам. После составления слов, появляются картинки незнакомых названий.

1) Обувь: босоножки, валенки.
2) Головной убор: бескозырка, косынка.
3) Верхняя одежда: ветровка, тулуп.
4) Брюки: шаровары, рейтузы.

6.1. Отработка грамматического понятия, развитие внимания.

Как правильно переносить слова? (по слогам).
- Чего нельзя делать при переносе слов? (оставлять или переносить одну букву).
- Сделайте в тетради два столбика + и -. У вас на карточках есть слова, напишите их по столбикам: «+» - можно разделить и показать место переноса, «-« - нельзя перенести.
- 2 вида карточек.

1) слон, заяц, ёжик, лев, медведь, енот, волк.
2) шмель, паук, пчела, оса, вши, усач, блоха.

Как одним понятием назвать ваши слова? (дикие животные, насекомые).
- Поменяйтесь тетрадью с соседом и проверьте его слова.

6.2. Работа над связной речью.

Вытащите по 2 слова из нашего задания, придумайте одно предложение. Запишите его в тетрадь и все слова разделите на слоги.
Дети выполняют задание в тетради. Проверка.

IV. Подведение итогов занятия.

Игра с мячом «Быстрый ответ».
- Над какой темой мы сегодня работали?
- Что такое слог?
- Что обязательно должно быть в слоге?
- Как сосчитать количество слогов?
- Как правильно переносить слова?
Дети отвечают на вопросы.
- Какие задания понравились больше? Что было сложно и почему?
Учащиеся делятся впечатлениями.

V. Оценка работы учащихся.

VI. Организация окончания занятия.


Строительный инструмент.

Музыкальный инструмент.


слон заяц ёжик лев медведь енот волк шмель паук пчела оса вши усач блоха

«Слоговая структура. Понятия «звук, слог, слово».

Тема: Звуки «С-СЬ»

Цели: -закрепить правильное произношение звуков «с, сь»

Развивать зрительную память

Вырабатывать навыки воспроизведения слоговых рядов и слов разной слоговой структуры

Развитие координации движений и мелкой моторики .

Оборудование: -предметные картинки, игрушки животных, рисунок для раскрашивания.

Ход занятия.

1.Оргмомент.

Логопед: - Давай вспомним о звуках, слогах и словах. Ответь, что я сейчас произнесла. «С» Ребёнок: – Звук.

Логопед: - «СЬ» Ребёнок: - Звук.

Логопед: -«СА» Ребёнок: - Слог.

Логопед: -«СИ» Ребёнок: - Слог.

Логопед: -«САЛАТ» Ребёнок: - Слово.

Логопед: - «СЕТИ» Ребёнок: - Слово.

Логопед: - Повтори слова. Какие звуки встретились чаще других в этих словах?

Ребёнок: - Звуки «с, сь»

2. Основная часть.

Логопед: - А теперь чётко проговариваем слоги и слова.

Са-са-са – вот бежит лиса.

Су-су-су – я вижу лису.

Се-се-се – не догнать зайца лисе.

Сы-сы-сы – не вижу больше я лисы.

(Ребёнок повторяет за логопедом)

Логопед: - Про кого мы говорили? Ребёнок: - мы говорили про лису.

Логопед: - А теперь назови её ласково. Ребёнок: - Лисичка.

Логопед: - Какое слово длиннее? Ребёнок: - Лисичка.

(Ребёнок прохлопывает слова)

Логопед: - Сколько слогов в слове «лиса»? Ребёнок: - Два слога.

Логопед: - Сколько слогов в слове «лисичка»? Ребёнок: - Три слога.

Логопед: - Лис – папа, лиса - мама, лисёнок – сынок. Повтори. Какое из этих слов самое короткое? Ребёнок: - Лис.

Логопед: - Почему? Ребёнок: - Потому, что слово состоит из одного слога.

Физкультминутка.

Мы ручками похлопаем -

Са-са-са-са – вот летит оса.

Мы ножками потопаем –

Сы-сы-сы-сы – не боимся мы осы.

Логопед: - Рассмотри картинки, выбери те из них, в названии которых есть 1 слог (2 слога, 3 слога).

(Ребёнок раскладывает картинки на три кучки, затем вместе с логопедом проверяют правильность выполнения задания)

Пальчиковая гимнастика.

Мы капусту рубим, разные движения кистями рук

Мы капусту трём, движения кулаками к себе - от себя

Мы капусту солим, движения пальцами

Мы капусту жмём. сжимание пальцев в кулаки

Логопед: - Рассмотри картинку. Какое время года здесь изображено?

Ребёнок: - Зима.

Логопед: - Назови предметы на картинке со звуками «с, сь».

Ребёнок: - Сосулька, снег, санки, снежинки, снеговик.

Логопед: - Проверь, сколько слогов в каждом слове и

Раскрась тот предмет, в названии которого 2 слога.

3. Итог. Логопед: - Какие звуки мы повторяли? Что понравилось на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого логопедического индивидуально-подгруппового занятия «Отработка слоговой структуры одно-,двух-, трехсложных слов со стечением согласных»

Конспект занятия по коррекции слоговой структуры слова....

ЗАКРЕПЛЕНИЕ СЛОВ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ 1-ГО ТИПА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ (система Н.С. Четверушкиной по коррекции нарушений слоговой структуры слова) - иллюстративный материал.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ СЛОВ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ 1-ГО ТИПА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХДля каждого предложения создана отдельная картинка в таблице. Очередность картинок в таблице соответствует очередности предложений в пособии...

Деловая игра «За звание специалиста по слоговой структуре слов»

Деловая игра «За звание специалиста по слоговой структуре слов» является дополнением к презентации "Формирование слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи"...

ТЕМА. Двусложные слова с одним закрытым слогом.

ЦЕЛЬ. Закреплять умение чётко произносить двусложные слова с одним закрытым слогом.

Корригировать фонематический слух, логическое мышление. Развивать двигательную сферу через обучение определённым двигательным навыкам (работа

С мячом). Формировать дисциплинированность, собранность, ученическую активность, положительную

Мотивацию к логопедическим занятиям.

ОБОРУДОВАНИЕ.

Фигурки: девочка Маша, доктор Слогов, картинка Деда Мороза.

Таблички со слогами, словами. Схема слова. График - карта передвижения Деда Мороза. Обруч с фигурками для развития дыхания. Шипованные мячи.

7.Магнитофон, кассета с записью бури и хрустом снега.

8.Фотографии детей.

Орг. Момент.

Объявление темы и целей урока. Артикуляционная гимнастика.

Жила - была девочка Маша. Сбежали от неё слоги, слова, потому что она не хотела правильно

Говорить. Пошла Маша к доктору Слогову за помощью, а доктор Слогов жил в лесу.

Идёт Маша по лесу. ЗАБОРЧИК.

Мимо елей и берёз. ЧАСИКИ.

Тропинка, то узкая, то широкая. КИСКА ЛАКАЕТ МОЛОКО.

То на горочку поднимется, то с горочки спустится. КАЧЕЛИ.

Смотрит Маша - на горочке Баба Яга сидит, свою ступу чистит. ЧИСТИМ ЗУБКИ С

ВНУТРЕННЕЙ СТОРОНЫ.

Дала она Маше клубочек. ИГОЛОЧКА.

Катится клубочек, подпрыгивает. ЛОШАДКИ.

Увидела Маша забор, его красил Гном. МАЛЯРЧИК.

Подошла Маша к двери, постучала. Д-д-д-д-д-д-д-д-д-д-д.

Вышел доктор Слогов, посмотрел по сторонам. ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ.

Стал наслаждаться свежим, морозным воздухом. ДЛИТЕЛЬНЫЙ ВДОХ ЧЕРЕЗ НОС, ВЫДОХ

ЧЕРЕЗ РОТ.

Маша увидела доктора Слогова, обрадовалась. ЗАБОРЧИК.

Он пригласил Машу в дом и стал учить её правильно говорить. Мы тоже побываем в школе

Доктора Слогова и вместе с Машей будем учиться правильно говорить слова, состоящие из двух

Вводная беседа.

Ребята, какое это время года? (Это зима). Какой праздник бывает зимой? (Зимой бывает Новый Год). Кого ждут дети? (Дети ждут Деда Мороза.)

ЛОГОПЕД. Доктор Слогов пригласил нас в музыкальный театр, где приготовлено много чудес,

Тайн, загадок.

Основная часть.

Слоговая дорожка.

ЛОГОПЕД. Он предложил нам побродить по слоговым дорожкам.

Чтение слогов.

Бу - ура - ран - буран

Мо - оро - роз - мороз

Me - ете - тель - метель

Be - ете-тель-метель

Чтение слов по табличкам: буран, мороз, метель, ветер, метёт, гудит, дует, трещит. Игра с мячами.

У доктора Слогова много разных игр и игрушек. Вот он и предложил нам поиграть с мячами.

Проговаривание хором слов под удары мяча об пол на каждый слог.

Метель метёт.

Буран гудит.

Ветер дует.

Мороз трещит.

Мороз, буран, ветер, метель - что это такое?

ДЕТИ. Это явления природы.

ЛОГОПЕД. Давайте подберём к словам обозначающим