Сценарий осеннего тематического вечера для школьников 3-6 классов.

Автор: Лутковская Виктория Александровна, заведующий филиалом, МУК «ЦСДБ г. Ярославля» детская библиотека-филиал №5, досуговый центр «Журавлик».

Материал будет полезен классным руководителям, библиотекарям.
Мероприятие для учащихся 3-6 классов.
Направлено на актуализацию знаний о празднике - Дне согласия и примирения, о Великой октябрьской социалистической революции, об истории нашей родины, привлечение к чтению.

Сценарий осеннего тематического вечера для школьников 3-6 классов «День согласия и примирения. Сто лет Великой Октябрьской социалистической революции».

Цель: Вызвать интерес школьников к литературе по истории Отечества, современным и ставшим классикой художественным и детским произведениям, рассказывающим о событиях, предшествовавших Октябрьскому перевороту, его описывающим, о гражданской войне, о личности Ленина. Развитие чувства патриотизма.
Демонстрационный материал: портрет В.И. Ленина, иллюстрация или флаг СССР, по возможности фото из семейных архивов.
Оформление: книжная выставка «100 лет Великой Октябрьской социалистической революции».
Ход:
Приветствуем детей, делим на две команды. Рассказ ведущего сопровождается показом фото материалов из книг, вопросами и заданиями, которые оцениваются ведущим. По итогам набранных баллов участники от команд получат вознаграждение.
Показываем портрет Ленина и флаг СССР.

Ведущий. Мы видим флаг и портрет.
Первый вопрос на один балл для команд: кто этот человек, флаг какого государства перед вами? (Дети: Ленин, СССР.)
Ведущий. Второй вопрос: в результате каких событий, этот человек возглавил нашу родину, а Российская империя была переименована? (Октябрьского переворота, Октябрьской революции, Великой октябрьской социалистической революции).
Ведущий. Сегодня мы поговорим о событиях, произошедших в нашей стране 100 лет назад. Вам кажется, это было очень давно? На самом деле я и многие люди в ваших семьях общались с теми, кто пережил их. Среди очевидцев революции было много детей. То, что они пережили, и станет предметом нашей беседы.
Сохранились дневниковые записи детей тех лет. Часть из них вы услышите.
А предыстория революции связана с одной из самых кровопролитных войн, Россия так и не смогла в ней победить.
Третий вопрос: Как называлась эта война? (Дети. Первая мировая.)
Показываем книги с книжной выставки.
Ведущий. О том, как жили дети в эти годы можно понять, если прочесть такие книги: Бродская Д. «Марийкино дество», Брук М. «Семья из Сосновки», Водовозова Е. «История одного детства», Горбовцев М. «Мишкино детство», Горький М. «В людях», Гринченко Б. «Без хлеба», Кассиль Л. «Кондуит и Швамбрания», Сапронова Н. «Когда деды были внуками», Серафимович А. «Черный треух», Станюкович К. «Антошка».
Читаем вслух одну-две страницы из книги по выбору ведущего.

Ведущий. Но в феврале 1917 года, когда после множества поражений война надоела большинству россиян, жизнь стала стремительно меняться и это заметили даже дети.
Вот что написали неизвестные дети-очевидцы.
Зачитываем цитаты из дневниковых записей (с орфографией авторов).
«Не понравился русскому народу царь Николай II и вздумали сместить его. Царь исполнил желание народа и отрекся от престола. Получив свободу, народ стал грабить и убивать друг друга».
«Во время войны в Москве началась суматоха, в один день, когда я гулял с бабушкой и пришел домой, то узнал, что государя сагнали с престола. Когда я сел пить чай, то вдруг у нас за окнами послышался шум, я увидел большую толпу рабочих».
«Как только началась революция, я не мог сидеть дома. И меня тянуло на улицу. Весь народ шел на Красную площадь, где около думы студенты говорили речи. Настроение у всех было радосное. По улицам ездили грузовики с солдатами, в руках которых находились ружья».
«Вскоре показалась манефестация, это было очень большая и грандеозная. Несли красные знамена, обшитыя золотым шнурком. У каждого мущины или женщины был красный бантик. Меня в ето время охватило радостное чувство любви ко всем».
Ведущий. Четвертый вопрос: в записях говорится о революции, но мы уже упомянули, про Великую
Октябрьскую революцию, так в чем же дело, почему дети пишут о феврале, ваши версии…
(Дети. Февральская буржуазно-демократическая революция или Февральский переворот.)
Ведущий. Ее результатом стал приход к власти временного правительства вместо царя-императора.
Дети об этом написали: «1-го марта под предводительством студентов был свергнут царизм, на место которого вступило временное Правительство. Но оно скоро довело Pоссию до нельзя».
«Народ разделился на много партий, там были меньшевики и большевики. Меньшевики это были помещики и богатые люди, а большевики - это народ, рабочие, и мастеровые, и крестьяне».
«При царе хлеба было мало, а сечас еще меньше. В сентябре стали выдавать по-четверть фунта, а где и совсем не дадут».
Ведущий. Пятый вопрос: сколько грамм в одном фунте? (Дети. Около 456 гр.)
Ведущий. Рассчитайте, сколько получил мальчик хлеба? (456 гр.:4=114 гр.)
Ведущий. Народ бурлил недовольством, и произошел Октябрьский переворот.
В дневниках записали: «Один раз я шел по Сухаревой площаде и увидал барикады, я ни знал, что это такое. Когда пришел домой, то я спросил у матери, но она тоже низнала. Вечером, когда я сидел дома и делал уроки, мы услыхали выстрелы и потом я узнал, что это революция».
«Я наблюдал из окна в бинокль, как стреляли из пулемета. Все эти дни выходить из дома было опасно, и мы не могли достать хлеба, четыре дня мы питались картофелем. По ночам мы спали нераздеваясь, а папа и другие мужчины которые живут в нашем доме дежурили с револьверами по очереди во дворе».
«В понедельник стрелять еще продолжают, мама стояла у окна и визала чулок и как только она отошла, пуля попала в наше окно, но в комнату не влетела, а пробила первое стекло и осталась на подоконнике».
«Когда обявили перемирие я с двумя товарищами побежали в центр смотреть, что навоевали большевики и юнкера. Мы видали много домов, оббитых с выбитыми вдребезги большими стеклами и несколько домов все сгорели. Повсюду ходил безопаски народ и все расуждали как шла московская война».
«Большевиков жертв не отпевали, а говорили речи и играла музыка и народ шел с красными знаменами и лентами. Я раньше ходил на Красную площядь смотреть как вырывают могилу и укладают досками. Народ везде спорил между собой и некоторые ругались».
Ведущий. Подробнее можно прочитать о революционных событиях в книгах с нашей выставки. На пример, Бляхин П. «Красные дьяволята», Воскресенская З.«Красный бант», Гайдар А. «Школа», Гайдар А. «Повесть о мальчише-Кибальчише».
По возможности прочесть пару страниц.
Ведущий. Таким образом: 7 ноября 1917 года произошла первая в истории социалистическая революция - Великая Октябрьская революция под руководством рабочей партии большевиков. В результате было низложено Временное правительство России, и государственная власть перешла в руки Советов рабочих депутатов. Была установлена диктатура пролетариата и создано Советское социалистическое государство. Первое советское правительство возглавил Ленин. Новая власть сразу же приняла несколько очень важных законов. Тогда они назывались декретами.
Задание. Попробуйте сформулировать три основных из них, зная о чем мечтали люди в то время, и если учесть что, в то время шла война, а тем, кто внимателен помогут рисунки и фото из энциклопедий с нашей книжной выставки. (Ответ: Мир народу, земля крестьянам, власть советам.)
Ведущий. Вы видите, что придя к власти, большевики объявили законы-декреты: Декрет о мире, провозгласил выход России из мировой войны. Всем воюющим странам предлагалось прекратить военные действия и заключить мирные договоры. Вторым важным декретом Советской власти был декрет о земле. Наконец-то российские крестьяне получили землю, отобранную у помещиков. Россия всегда была крестьянской страной, поэтому такое решение новой власти вызвало симпатии к ней и поддержку со стороны огромного числа сельских тружеников.
Другими декретами предусматривался переход власти на всей территории России к Советам.
Всем народам, проживавшим на землях бывшей Российской империи, предоставлялись равные права и свободы.
Уравнивались в правах женщины и мужчины.
Запрещался непосильный труд детей на заводах и фабриках.
К власти вместо Временного правительства из представителей разных партий пришло правительство большевиков - первое советское правительство, возглавил его Владимир Ильич Ульянов -…
Шестой вопрос: назовите вторую часть фамилии-псевдонима вождя. (Ответ: Ленин, если дети подготовленные, то можно спросит о настоящей фамилии – Ульянов).
Ведущий. О нем было написано много книг для советских детей.
Книги о детстве Ленина должны были дать детям образец – энергичного, прилежного мальчика Володю, который никогда не забывал о долге перед народом. Взрослый Ильич был олицетворением властей в образе улыбчивого добряка, который спасал Россию и любил детей.
Такие книги должны были вырастить из детей советских граждан, а симпатия к Ленину должна была превратиться в преданность советской власти. Дедушка Ленин представлял идеал, на основе которого дети могли оценивать себя и своих родителей, и если результат был не в пользу домашних, то возникал противовес их вредному влиянию.
Давайте послушаем один из рассказов о Владимире Ильиче Ленине (читаем один из рассказов З. Воскресенской).
Предлагаем детям самостоятельно ознакомиться с литературой с выставки. Подводим итоги викторины и заданий, награждаем участников.
Ведущий. О чем сегодня мы говорили? (Дети. О Великой Октябрьской социалистической революции.)
Напомню, что в память о жертвах всех взглядов был установлен День согласия и примирения, мы его отмечаем 7 ноября. Это день согласия и примирения людей разных политических взглядов. Храните мир вокруг себя и в стране.
Пора прощаться, до новых встреч в библиотеке.

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Республики Бурятия «Республиканский межотраслевой техникум»

Сценарий открытого внеклассного мероприятия

Тема: «100 лет Революции 1917 года»

Цель:

- дать общее представление об истории возникновения праздника и событиях, связанных с 1917 г.;

Воспитывать интерес к изучению истории своей страны.

Задачи:

1) познакомить с героическими и трагическими страницами истории Отечества;

2) воспитывать уважение молодёжи к ветеранам, подвигам военнослужащих, защитников Отечества, осознание необходимости увековечения памяти павших героев;

3) способствовать формированию у молодёжи готовности к защите Родины.

Участники: студенты техникума

Преподаватель: Урбанова Нина Владимировна

Оформление и оборудование:

- презентация «Революция 1917»

Музыкальное сопровождение;

Проектор, компьютер

Ожидаемый результат: повышениеинтереса к изучению истории своей страны, положительные эмоции, сплочение коллектива, желание студентов участвовать в других мероприятиях техникума.

Ход мероприятия

Вступительное слово преподавателя: Здравствуйте! Сегодня мы проводим мероприятие посвященное столетию Революции 1917 года. Я предлагаю всем присутствующим попытаться осмыслить картину тех дней, понять причины и последствия происходящего. В рамках человеческой жизни это событие происходило давно, а в исторических рамках – недавно. Интересным фактом является то, что календарь 1917 года и 2017 года полностью совпадают. (Слайд 1 и 2).

Первый ведущий: Октябрьская революция 1917 года произошла 25 октября по старому или 7 ноября по новому стилю. Инициатором, идеологом и главным действующим лицом революции была партия большевиков (Российская социал-демократическая партия большевиков), ведомая Владимиром Ильичом Ульяновым (партийный псевдоним Ленин) и Львом Давидовичем Бронштейном (Троцкий). В результате в России сменилась власть. Вместо буржуазного страну возглавило пролетарское правительство. (Слайд 3).

Второй ведущий: Цели октябрьской революции 1917 года (Слайд 4).

    Построение более справедливого общества, нежели капиталистическое

    Искоренение эксплуатации человека человеком

    Равенство людей в правах и обязанностях

    Борьба против войн

    Мировая социалистическая революция

Под музыкальное сопровождение выходят студенты и выкрикивают лозунги революции:

    «Власть - Советам»

    «Мир - народам»

    «Земля - крестьянам»

    «Фабрики - рабочим»

Первый ведущий: Октябрьская революция началась в результате ряда фактов: (Слайд 5).

    в 1914-1918 гг. Россия была вовлечена в , положение на фронте было не из лучших, отсутствовал толковый предводитель, армия несла большие потери. В промышленности преобладал рост военной продукции над потребительской, что привело к росту цен и вызвало недовольство масс. Солдаты и крестьяне хотели мира, а наживавшаяся на поставках военных средств буржуазия жаждала продолжения военных действий;

    национальные конфликты;

    накал классовой борьбы. Крестьяне, веками мечтавшие избавиться от гнета помещиков и кулаков и завладеть землей, были готовы к решительным действиям;

    распространенность социалистических идей в обществе.

Второй ведущий: Партия добилась огромного влияния на массы. (Слайд 6).

В октябре на их стороне было уже 400 тыс. человек. 16 октября 1917 г. был создан Военно-революционный комитет, который начал подготовку к вооруженному восстанию. В ходе революции 25 октября 1917 г. все ключевые пункты в городе были заняты большевиками под предводительством В.И. Ленина. Они захватили Зимний дворец и арестовали Временное правительство.

Вечером 25 октября на 2-м Всероссийском съезде Советов рабочих и солдатских депутатов было объявлено, что власть переходит ко 2-му съезду Советов, а на местах - к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

26 октября были приняты декреты о мире и о земле. На съезде было образовано советское правительство, названное Советом народных комиссаров, в которое вошли Ленин (председатель), Л.Д. Троцкий (народный комиссар по иностранным делам), (народный комиссар по национальным делам). Была введена Декларация прав народов России, в которой говорилось, что все люди имеют равные права на свободу и развитие, нет больше нации господ и нации угнетенных.

В итоге Октябрьской революции большевики одержали победу, установилась диктатура пролетариата. Классовое общество было ликвидировано, помещичья земля передана в руки крестьянам, а промышленные сооружения: фабрики, заводы, шахты - в руки рабочих.

Первый ведущий: Итоги октябрьской революции 1917 года (Слайд 7).

    В России полностью сменилась элита. Та, что властвовала в государстве 1000 лет, задавала тон в политике, экономике, общественной жизнь, была примером для подражания и предметом зависти и ненависти, уступила место иным, кто до того действительно «был ничем»

    Российская империя пала, но её место заняла империя Советская, которая на несколько десятилетий стала одной из двух стран (вместе с США), возглавившей мировое сообщество

    Царя сменил Сталин, приобретший значительно большие чем любой российский император, полномочия

    Идеология православия сменилась коммунистической

    Россия (точнее Советский Союз) в течение нескольких лет превратилась из аграрной в мощную индустриальную державу

    Грамотность населения стала всеобщей

    Советский Союз добился вывода образования и медицинского обслуживания из системы товарно-денежных отношений

    В СССР не было безработицы

    В последние десятилетия руководство СССР добилось почти полного равенства населения в доходах и возможностях

    В Советском Союзе отсутствовало деление людей на бедных и богатых

    В многочисленных войнах, которые вела Россия в годы Советской власти, в результате террора, от различных экономических экспериментов, погибли десятки миллионов человек, судьбы наверняка стольких же людей были сломаны, исковерканы, миллионы покинули страну, став эмигрантами

    Катастрофически изменился генофонд страны

    Отсутствие стимулов к труду, абсолютная централизация экономики, огромные военные расходы привели Россию (СССР) к значительному технологическому, техническому отставанию от развитых стран мира.

    В России (СССР) на практике полностью отсутствовали демократические свободы - слова, совести, демонстраций, митингов, печати (хотя и декларировались в Конституции).

    Пролетариат России жил материально значительно хуже, чем рабочие Европы и Америки

Преподаватель: Большую часть ХХ века миллионы наших сограждан в трёх поколениях праздновали 7 ноября - День Великой Октябрьской социалистической революции. Более 70 лет этот «красный день календаря» был главным праздником страны.

Праздник, официально называемый Годовщина Великой Октябрьской социалистической революции, впервые был отпразднован в 1918 году, а выходным стал с 1927 года. Впервые государственное празднование не проводилось 7 ноября 1991 году, однако сам день 7 ноября оставался выходным вплоть до 2005 года.

В 1996 году указом Ельцина он был просто переименован и стал называться День примирения и согласия. В конце 2004 года Государственная Дума приняла закон, по которому этот праздник отменялся, а вместо него вводился новый праздник с выходным днём - 4 ноября, который получил название День народного единства.

По мнению ученых, Великая Октябрьская революция – это очень противоречивое явление. Однозначной оценки по-прежнему нет, потому что одни считают ее величайшей трагедией в истории России, а другие уверены – революция выдвинула нашу страну на ведущие позиции в мире. Скорее всего, эти споры не утихнут еще долго. Главное – извлечь правильные уроки.

Сценарий праздника посвященного 100 летию победы Великой Октябрьской революции.

Нарядно одетые дети входят в празднично украшенный зал под звуки марша в руках у них флажки.
Впереди- дети подготовительной группы, за ними-дети старшей группы.
Обойдя зал, дети занимают отведенные им места.
Ведущий. (поздравляет всех присутствующих с праздником).
Дети тоже хотят поздравить всех с праздником Октября.
Ребенок:
Мы сегодня очень рады.
Мы танцуем и поем.
Всех гостей своих,ребята,
Поздравляем с Октябрем.
Ведущий:
Ребята, в этот октябрьский день, ровно сто лет назад, произошел переломный период,
который вошел в историю нашей страны-России!В стране сменился руководитель и полностью
изменилась жизнь России!
С праздником!
Музыкальный акцент.
Ведущий:
Мы достойно прошли испытания временем!
Мы создали фундамент для лучшей жизни сегодняшних и завтрашних поколений!
Мы год за годом украшаем свои селения,
Мы строим дороги и тротуары,
Мы благоустраиваем парки, скверы!
Мы любим свою Родину!
Мы гордимся своей Родиной!
Мы талантливы и честны,
Мы трудолюбивы и свободны,
Мы сделаем наш город и район гордостью Смоленской области!
Ведущая:
И нет ни одной причины, останавливаться на достигнутом…
Все будет так, как мы задумали!
Один ребенок:
России -слава!
Второй:
Родине- слава!
Все дети:
Слава! Слава!
Дети встают и поют песню.(Праздничная)

Ведущий:
Что бы наша Родина становилась еще лучше, еще богаче, вам дети надо стараться хорошо выполнять все задания, которые дают вам воспитатели,
что бы потом учиться хорошо в школе, стать учеными, космонавтами-осваивать просторы вселенной, а может полететь на
Марс или какую нибудь другую планету,быть защитниками своей Родины!
А сейчас вам обо всем расскажут дети.
Один ребенок:
Мы живем в стране могучей,
Самой светлой, самой лучшей.
Как ее нам не любить!
Второй ребенок:
Сколько в ней людей умелых!
Самых сильных, самых смелых!
Каждый занят важным делом,
Чтоб стране полезным быть!
Ведущий:
А что бы трудиться и помогать Родине, надо быть крепкими, ловкими, сильными.
Чтобы стать такими наши дети, как и взрослые занимаются физкультурой.
Они вам сейчас покажут, какие они быстрые и ловкие.
Спортивная игра (эстафета с обручами)
После игры дети садятся на места.
Ведущий:
Дети в нашем саду хорошо учатся и тоже мечтают стать космонавтами и открывать другие планеты.
Один ребенок:
Снаряжаем мы ракету
на далекую планету.
А игрушки тут как тут-
Чемоданчики несут.
Второй:
Шубы надо надевать,
Шапки рукавицы.
Чтоб в ракете не чихать
И не простудиться.
Третий:
Недоволен Буратино,
Что мала ему кабина.
Влезть в нее пытается,
А нос не помещается.
Четвертый:
Зайцу хочется в полет,
но в зайце трусость вверх берет.
Пятый:
"Вы сперва скажите мне,
Нет ли волка на Луне?"
Шестой:
Мышки хором засмеялись:
Седьмой:
"Мы летели- не боялись.
Высота!
Красота!
Нет ни кошки ни кота!"
Восьмой:
Не удержишь медвежат,
Все в кабину сесть спешат.
Им с большой Медведицей
Очень надо встретиться!
Девятый:
Шесть матрешек встали вряд.
Посадите говорят.
Ведущий:
Веселых космонавтов берете вы в полет,наверняка вам не будет скучно в полете на Луну.
А вы, ребята,хотите стать летчиками или космонавтами?
Дети:(положительно отвечают).
Ведущий:
В нашей стране прекрасен труд любой,
Осенью собирают урожай с полей работники сельского хозяйства.
Они славно все трудились
и урожаи на полях богатые родились.
Звучит песня "Мы корзиночки несем"(сл. Т.Волгиной, муз. А.Филиппенко)
Ведущий:
Эй друзья, эй друзья,
Выходите все сюда.
Хватит вам трудиться,
Будем веселиться.
Танцуют польку.
Ведущая:
Пусть сбываются мечты, всех с праздником!

Внеклассное мероприятие, посвящённое 100-летию Февральской революции

Звучит гимн «Боже, Царя храни!»

Учитель: Добрый день, уважаемые коллеги, учащиеся, гости! Мы рады приветствовать вас на нашем мероприятие, посвященном памятной дате в российской истории – 100-летию Февральской революции. 1917 год стал переломным моментом в судьбе России. Доведённый до отчаяния народ, взял в руки оружие и положил конец самодержавию.

Выходит чтец: Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Предсказание» (отрывок)

Настанет год, России чёрный год,
Когда царей корона упадёт;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь…

Вальс «Амурские волны» (3 пары)

Танцующие пары застывают в прощании (остаются на сцене)

Выходят Ведущие.

Ведущий 1-ый: Блистательные балы, размеренный образ жизни элиты российского общества были прерваны Первой мировой войной, обернувшейся для нашей страны небывалой катастрофой.

Пары уходят.

Ведущий 2-ой: В начале войны в 1914 году воздух был пропитан воодушевленными, патриотическими мыслями, чувством единения власти и народа. Солдаты шли в атаку со словами «За Веру, Царя и Отечество!».

На слайдах фото первых дней войны.

Исполнение романса Софьи Горчаковой (клип из фильма «Герой»)

Чтец 1

Петроградское небо мутилось дождем,

На войну уходил эшелон.

Без конца – взвод за взводом и штык за штыком

Наполнял за вагоном вагон.

В этом поезде тысячью жизней цвели

Боль разлуки, тревоги любви,

Сила, юность, надежда... В закатной дали

Были дымные тучи в крови.

Чтец 2.

И, садясь, запевали Варяга одни,

А другие – не в лад – Ермака,

И кричали ура, и шутили они,

И тихонько крестилась рука.

Чтец 3

Вдруг под ветром взлетел опадающий лист,

Раскачнувшись, фонарь замигал,

И под черною тучей веселый горнист

Заиграл к отправленью сигнал.

И военною славой заплакал рожок,

Наполняя тревогой сердца.

Чтец 4

Не меня храни, родная,
В роковом бою,
Ты храни, не покидая,
Родину мою.
Дай ей славу, дай ей силу -
Вот моя мольба.
Я ж без ропота в могилу
Лягу, коль судьба.

Просмотр видео (5:49)

Фотографии 1916- начала1917 года

Ведущий 1-ый: В начале 1917 года обстановка в стране становится взрывоопасной. Поражения на фронтах, повышение цен, просчёты правительства, критика царя привели Россию к неизбежному – мысли о свержении монархии.

Чтец:

А. Блок

Рожденные в года глухие

Пути не помнят своего.

Мы - дети страшных лет России -

Забыть не в силах ничего.

Испепеляющие годы!

Безумья ль в вас, надежды ль весть?

От дней войны, от дней свободы -

Кровавый отсвет в лицах есть.

Есть немота - то гул набата

Заставил заградить уста.

В сердцах, восторженных когда-то,

Есть роковая пустота.

И пусть над нашим смертным ложем

Взовьется с криком воронье,-

Те, кто достойней, Боже, Боже,

Да узрят царствие твое!

Ведущий 1-ый: Петроград гудел. Не хватало продовольствия, жители города громили лавки и магазины. 18 февраля началась забастовка на Путиловском заводе, рабочие требовали повышения заработной платы. Администрация ответила отказом, более 30 тысяч рабочих были уволены. Это стало поводом для массовых выступлений.

Демонстрации с лозунгами: «Хлеба!», «Верните мужей!»

Ведущий 2-ой : 23 февраля колонну демонстрантов возглавили женщины, требовавшие хлеба и возвращения мужчин с фронта.

Демонстрации с лозунгами: «Долой монархию!», «Долой войну!»

Ведущий 1-ый: 25 февраля экономические забастовки переросли во всеобщую политическую стачку, проходившую под лозунгами «Долой царизм!», «Долой войну!». В ней участвовали более 300 тыс. человек.

Демонстранты уходят

Ведущий 2-ой: Император Николай II из Ставки в Могилёве отправил телеграмму: «Повелеваю завтра же прекратить в столице беспорядки!».

Сценка . Николай II сидит за письменным столом читает (на лице задумчивость, голос медленный, растерянный) телеграмму Председателя Государственной Думы М.В. Родзянко

« Положение серьёзное. В столице – анархия. Правительство парализовано (пауза) На улицах беспорядочная стрельба. Необходимо поручить лицу, пользующемуся доверием страны, составить новое правительство. Медлить нельзя… Молю Бога, чтобы в этот час ответственность не пала на венценосца»… Ответ(пишет): «Повелеваю распустить Государственную Думу!».

Звучит гимн «Рабочая марсельеза»(0:53)

Ведущий 1-ый: 27 февраля. Восставшие захватили Арсенал, вокзалы, важнейшие правительственные учреждения, освободили из тюрем политических и уголовных заключённых. Овладели Зимним дворцом.

Ведущий 2-ой: 28 февраля. Пало Адмиралтейство. Царские министры арестованы.

Чтец 1.

Революция - это ревы улиц, это топот толп, прочтенный вслух. Только в революцию можно стать под пули, грудью их отвеяв, словно пух.

Чтец 2.

Революция - это души настежь! Сердце сбило всех обид замки, и в пустые ребра, как очей ни застишь, небо набивает синевы комки.

Чтец 3.

Революция - это праздник праздных, тем, кто не у дел был - даль привет: только в революцию за дело казни, за безделье ж казней нет!

Ведущий 1-ый: 28 февраля Николай II выехал из ставки в царское село, ночью 1 марта ему сообщили, что железнодорожные пути заняты восставшими войсками.

Ведущий 2-ой: «Обстановка по-видимому, не допускает иного решения» - ответило высшее военное командование на вопрос об отречении Николая II . Император был потрясён. 2 марта он подписал акт об отречении от престола в пользу брата Михаила.

На слайде раздача газет с новостью об отречении Николая II

Настежь, настежь
Царские врата!
Сгасла, схлынула чернота.
Чистым жаром
Горит алтарь.
- Христос Воскресе,
Вчерашний царь!

Пал без славы
Орел двуглавый.
- Царь! - Вы были неправы.
Помянет потомство
Еще не раз -
Византийское вероломство
Ваших ясных глаз.

Ваши судьи -
Гроза и вал!
Царь! Не люди -
Вас Бог взыскал.

Ведущий 1-ый : 3 марта Михаил отрёкся от престола и заявил, что судьбу страны должно решить Учредительное собрание.

Ведущий 2-ой: Монархия пала. Николай II и его семья вначале находились под арестом в Царском Селе, в августе 1917 года их отправили в ссылку в Тобольск. В стране установилось двоевластии: Временное правительство во главе с князем Львовым и Совет рабочих и солдатских депутатов.

Чтец .

Могучая держава, безбрежный океан! Борцам за волю слава, развеявшим туман! Да здравствует Россия, свободная страна! Свободная стихия великой суждена! Леса, поля, и нивы, и степи, и моря, Мы вольны и счастливы, нам всем горит заря! Да здравствует Россия, свободная страна! Свободная стихия великой суждена!

Ведущий 1-ый: Однако окончание Февральской революции и отречение царя не стали концом трагических событий в России.

Ведущий 2-ой. Россию ожидали новые потрясения - Октябрьская революция, кровопролитная гражданская война.

Песня « Молитва Царской семьи»

Учащиеся 9 класса на сцене стоят со свечами.

Ведущий 1. Наше мероприятие почтил своим присутствуем настоятель Покровской церкви села Атюрьево протоиерей отец Сергий. Предоставляем ему слово.

Выступление отца Сергия

Ведущий 2 . Наше мероприятие подошло к концу. Спасибо за внимание!

Миронова Валентина Борисовна
Должность:
Учебное заведение: МКОО "Просекская основная школа"
Населённый пункт: Костромская область, Антроповский район, д. Просек
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Дорогами Октябрьской революции"
Дата публикации: 25.04.2017
Раздел: среднее образование

Муниципальная казённая общеобразовательная организация

"Просекская основная школа"

Антроповского муниципального района Костромской области

Методическая разработка внеклассного мероприятия,

посвящённого 100-летию Великой российской революции.

«Дорогами Октябрьской революции»

учитель истории и обществознания

Просек 2017

Цель: познакомить обучающихся с историей Великой октябрьской революции 1917

Задачи:

воспитание интереса к историческому прошлому России;

воспитывать понимание и уважение к историческим событиям нашего

государства.

Ведущий.

исполняется

Октябрьской

российской

революции. Столетняя история этого события связана с героическими страницами

независимость

становление

Российского

государства. Год столетия революции – хороший повод вспомнить о том, что это

событие оказалось переломным не только для российской, но и для всемирной истории.

Президент

В.В.Путин

кровавых событий, но это то, через что мы прошли и что мы обязаны знать».

И алые знамёна, и оркестры,

И воинскую мощь у стен Кремля,

И праздничных колонн родные песни».

(Л.П. Масловский)

российская

революция

навсегда

останется

важнейших

событий XX века. Октябрьская революция решающим образом изменила

пути исторического развития России и оказала громадное влияние на развитие народов

всей планеты.

Сегодня мы перелистаем страницы Великой Октябрьской революции и узнаем,

как это было.

В.И.Ленин

возвратился

Петроград.

Финляндского вокзала солдаты тесным кольцом окружили Владимира Ильича Ленина,

который просто и понятно говорил о том, что волновало в те дни каждого рабочего и

крестьянина, - о земле и свободе, о том, как покончить с войной.

Учитель истории.

Н.К.Крупская вспоминала: «Солдаты становились на лавки, чтобы лучше видеть

и слышать того, кто так понятно говорил о насущных проблемах. И с каждой минутой

росло их внимание, напряженнее делались их лица».

Из воспоминаний Н.И.Подвойского: «Ветер, врывающийся на площадь с Невы,

подхватывает

полотнища

плакатов,

покрывается багровым пламенем. Спустившись на первую ступеньку вагона, Ленин

взглядом

встречающих,

поднимает

радостно

Непередаваемый энтузиазм охватывает встречающих. По всему перрону гремит буря

оваций, приветственных лозунгов. Когда В.И.Ленин сказал слово «Товарищи!», то

каждый почувствовал в нём глубину и силу любви его к народу.

Ведущий.

От Финляндского вокзала началось грандиозное ночное шествие на Петроградскую

сторону. В эту В.И.Ленин ещё несколько раз говорил с рабочими, жадно ловившими

каждое его слово.

Учитель истории.

А.А.Андреев писал: «Ленин гениально, с необыкновенной убеждённостью, которая

чувствовалась в каждом его слове и жесте о революции, которая должна была победить

через несколько месяцев».

Ведущий.

В.И.Ленин

выступил

совещании

Таврическом

докладом, где изложил свои знаменитые Апрельские тезисы. Так, едва вернувшись на

Родину, Владимир Ильич стал у руля революции.

Наступил май 1917 года. Трудящиеся России впервые открыто и свободно праздновали

Первомай. В июле в Петрограде прошли демонстрации. Рабочие, солдаты и матросы

шли с лозунгами, их приветствовал В.И.Ленин.

подготовке Великого Октября. Ленина в Петрограде не было, он находился недалеко от

Петрограда

приезжали

Дзержинский,

Орджоникидзе,

В.И.Ленин передавал указания и советы.

которых призывал создавать отряды Красной гвардии и готовить экипажи кораблей.

квартире в Выборгском районе. На следующий день Ленин написал статьи, в которых

вождь ещё раз подчеркнул, чтобы все готовились к вооружённому восстанию.

Наступили решающие дни революции. На заводах и фабриках прозвучали сигналы к

красногвардейцев.

отправлялась

Смольный,

занимали

правительственные

учреждения,

руководства

сходились

Владимир

внимательно

событий, отправлял в Смольный указания, как действовать. Революционный штаб в

Смольном с величайшей энергией и решимостью готовил выступление.

сил. В тот же день красногвардейцы заняли Финляндский вокзал.

Смольный

В.И.Ленин.

революции

непосредственно у штурма восстания.

История навсегда сохранит неповторимую картину, которую являл собой в эту

ночь великий русский город на Неве. Дул сырой холодный ветер. В тумане мигали

редкие фонари. В ночном мраке сверкал огнями Смольный – штаб восстания, центр

разразившейся

революционной

надеждой

обращались

исстрадавшихся рабочих и солдат, жаждавших мира, земли, справедливости и свободы.

Учитель истории.

Измождённый, в изорванной одежде рабочий остановился перед Смольным,

Революция!»

бросился

смешался с толпой. Это был один из делегатов II Всероссийского съезда Советов,

которые прибывали со всех концов страны в Смольный, чтобы сказать о рождении

новой России.

Ведущий.

Смольный гудел, как взбудораженный улей. Всё в эту ночь двигалось или от

Смольного,

Бесконечным

представители

Петроград находился в руках восставших. На заводах и фабриках, в казармах и на

улицах ликующие рабочие и солдаты читали первый документ, в котором были слова:

«Да здравствует революция!» В Смольном собирались депутаты. Экстренное заседание

Совета открылось в 2 часа 35 минут дня.

Учитель истории.

Н.И.Подвойский вспоминал: «Когда на трибуне после четырёхмесячного перерыва

появился

депутаты

любимого

разразился бурными аплодисментами. Все встали с мест. Никогда Ленин не был таким

торжественным и взволнованным, как в этот момент. Вдохновенно и просто прозвучали

его слова: «Товарищи! Рабочая и крестьянская революция, о необходимости которой всё

время говорили, свершилась».

Ведущий.

Для завершения революции оставалось взять Зимний дворец. Невдалеке от дворца, у

Николаевского моста, стоял крейсер «Аврора». В 9 часов 45 минут вечера раздался

орудийный

сознании

человечества

исторический залп «Авроры», возвестивший миру о начале новой эры.

Учитель истории.

Н.И Подвойский так рассказывал об этом историческом моменте: «Во тьме

ночной, озарённые бледным, затуманенным дымом, светом, со всех прилегающих улиц

и из-за ближайших углов неслись цепи красногвардейцев, матросов и солдат. В воздухе

стояло сплошное победоносное «Ура!», захватывающее, объединяющее».

Ведущий.

Смольном

открылся II Всероссийский съезд Советов. Он представлял всю трудовую

Россию. Здесь были делегаты от провинций и национальных районов. На съезде Ленин

говорил о мире, о земле.

Учитель истории.

Делегат II

Всероссийского

С.А.Аралов

рассказывает

выступлении В.И.Ленина с докладом о мире: «Сердца исстрадавшихся людей рвались к

миру. «Что ж, братец ты мой, будет замирение или нет?» - спрашивали часто делегаты.

Наконец настал момент, когда поднялся и заговорил об этом Ленин. Первые

слова сразу всех захватили: «Вопрос о мире есть жгучий вопрос, больной вопрос

современности. О нём много говорено, написано, и вы все, вероятно, немало обсуждали

его». Кто-то воскликнул: «Только думаем, и говорим о мире. Правда, твоя, товарищ

Ленин!» И когда В.И.Ленин оглашал декрет о мире, стояла такая тишина, будто люди

даже дышать перестали. А потом, как будто весь зал вздохнул облегчённо – и вслед за

этим вихрь и гром аплодисментов, радостных криков.

Ведущий.

II Всероссийский съезд Советов выполнил волю народа – он принял историческое

знаменосцем

Ленинская

определила внешнюю политику нового государства. Огромное значение имело решение

вопроса о земле.

Наше мероприятие я хочу закончить такими словами:

«Когда-то так оно и было:

Был красный день календаря,

Но почему-то всё забылось

С годами, а наверно, зря!

Ведь это был прекрасный праздник

И для людей, и для страны».

Я думаю, что пройдёт ещё немало времени, и всё встанет на свои места, и день 7

ноября, как и прежде, станет одним из главных праздников страны.

В.В.Путин сказал: «У России великая история и не менее великое будущее». Так

давайте не забывать уроки прошлого.