Дисциплина: Культурология Специальности ОГБОУ СПО СПЭК Преподаватель: Христич Л. А.

План 1. Предпосылки возникновения, периодизация и особенности духовной культуры первобытного общества 2. Первобытное искусство 2. 1. Наскальная живопись и миниатюрная скульптура 2. 2. Зарождение архитектуры 2. 3. Погребения 3. Ранние религиозные верования

Цель и задачи сформировать представление о первобытной культуре, ее особенностях и времени существования проанализировать виды первобытного искусства и его характерные черты определить особенности ранних религиозных верований изучить динамику первобытного искусства от палеолита к неолиту развивать умение выделять особенности развития культуры разных исторических эпох

Литература 1. Алексеев В. П. , Першиц А. И. История первобытного общества. – М. , 1990. 2. Грожан Д. В. История мировой культуры. – М. , 2005. 3. Дмитриева Н. А. , Виноградова Н. А. Искусство Древнего мира. – 2-е изд. – М. , 1989. 4. Искусство: Живопись. Скульптура. Архитектура. Графика. Кн. Для учителя. В 3-х ч. – Ч. I. Древний мир. Средние века. Эпоха Возрождения /Сост. М. В. Алпатов и др. – 4-е изд. , испр. и доп. – М. , 1987. 5. Ковалева О. В. Культурология в вопросах и ответах: учеб. пособие. – М. , 2006. 6. Кононенко Б. И. Большой толковый словарь по культурологии. – М. , 2003. 7. Малая история искусств. – М. , 2002. 8. Малюга Ю. Я. Культурология: Учеб. пособие. – 2-е изд. , доп. и испр. – М. , 2006. 9. Первобытное и традиционное искусство /Под ред. Мириамова В. Б. – М. , 1973. 10. Столяренко Л. Д. , Самыгин С. И. , Сущенко Л. Г. Культурология: Учеб. пособие. – Изд. 2-е. – М. , 2006.

Периодизация палеолита (древнего каменного века)

Особенности формирования духовной культуры в верхнем палеолите

Особенности формирования духовной культуры в верхнем палеолите

Характеристика мезолита и неолита

Особенности формирования духовной культуры в мезолите

Особенности формирования духовной культуры в неолите

Дольмен

Дольмен – каменные столбы с перекрытиями

Менгиры – отдельные каменные столбы

МЕНГИРЫ – мегалитические сооружения в местечке Карнак (департамент Морбион на западе Франции). Датируются 5000– 2000 лет до н. э. (неолит-бронза). В Карнаке насчитывается 2935 менгиров

Стоунхендж – внесенное в список Всемирного наследия каменное мегалитическое сооружение (кромлех) на Солсберийской равнине в графстве Уилтшир (Англия)

Первобытное искусство (отпечатки рук)

Оттиск человеческой руки

Пещерное искусство и первобытная магия Примерно 35000 лет назад мы встречаем самые ранние произведения первобытного искусства. Они демонстрируют уверенность и изящество Фрагмент росписи пещеры Ласко, Франция

Альтамира. Лань

Первобытное искусство (Бизон)

Раненый бизон. Альтамира. Верхний палеолит

Бизон. Живописное изображение в Альтамирской пещере (Испания). Эпоха Мадлен

Изображение бизонов на потолке Альтамиры. Верхний палеолит

Рисунки никогда не встречались у входа в пещеру, а всегда скрыты дальше Фрагмент росписи пещеры Пеш-Мерль, Ло, Франция

Животный мир является почти исключительной темой изображений на многих объектах «мобильного» — искусства, созданных на таком «сырье» , как камень, кость, бивни мамонта или оленьи рога. Повседневное соприкосновение с ними художника позволяло ему изображать животных с большой долей естественности, натурализма и жизненности. Среди лучших примеров такого великолепного мастерства художника – голова ржащей лошади, найденная в Мас-д’Азиле (Арьеж, Франция), длиной 4 см, которая хранится в Музее древностей в Сен-Жермен-эн-Лэ

Фрагмент росписи пещеры Ласко, Франция 29Лошадь. Пещерная живопись. Палеолит. Пещера Ласко. Франция

Наскальная живопись пещеры Шове, юг Франции, департамент Ардеш

Олень. Живописное изображение в пещере Фон-де-Гом, Франция. Эпоха Мадлен

Олени, переходящие через реку. Резьба по кости. Фрагмент. Верхний палеолит.

Копьеметалка с фигурой птицы

Первобытное искусство. Олень, лань, дикая коза. Мезолит

Пещерное искусство и первобытная магия Остается мало сомнений, что росписи создавались как часть магического ритуала Охота на оленей. Левантийская наскальная роспись в пещере Валльторта, Испания, мезолит

Первобытная охота. Охота на оленей. Неолит

«Венера Виллендорфская» (Вена, Музей естественной истории). «Венеры» эпохи палеолита получили название «толстушек» («брюхатых») за морфологические характеристики их ягодиц. Подчеркнутая тучность, прежде всего в области живота и груди, то есть в органах, связанных с материнством, не соответствует видимому реализму, но отражает мысль о плодовитости и символизирует репродукционную функцию женщины

Первобытная Венера. Слоновая кость. Первобытное искусство

Первобытное искусство. Женщины с детьми. Неолит

Первобытное искусство. Орнаментальное изображение

Испания. Схематическое изображение человеческой фигурки

Искусство древнего мира. Жираф. Наскальная роспись в Тассили. (Неолит)

Виды первобытного искусства

Стоянка – самая ранняя форма человеческого жилья

Погребения

Ступенчатая пирамида Джосера

Стоунхендж

Стоунхендж

Миф и мифология Мифология – форма общественного сознания, способ понимания природной и социальной деятельности на разных стадиях общественного развития

Предпосылкой мифологической «логики» служила неспособность человека выделить себя из окружающей среды и нерасчлененность мышления

Миф и мифология Мифологическое мироощущение выражалось не только в повествованиях, но и в действиях – обрядах, танцах Миф и обряд представляли собой единство

Миф и мифология Вывод: миф представляет собой интегральный результат всего духовного развития первобытной эпохи Мифология – своеобразная форма проявления мировоззрения первобытного общества В мифологии отразились нравственные взгляды, эстетическое отношение человека к действительности Образы мифологии часто осмысливались искусством

Первобытное общество

Резюме Мы узнали с вами периодизацию первобытного общества, выделили основное содержание палеолита, мезолита, неолита. Познакомились с эволюцией технического исполнения первобытного искусства: от рисунка пальцем на глине и отпечатков рук – к многоцветной живописи; от царапин и гравировок – к барельефу; от фетишизации скалы, камня с очертаниями животного – к скульптуре. Мы выделили основные черты первобытной культуры и узнали, что она имела синкретический характер, первобытное искусство в основном было предназначено для культовых обрядов – ритуалы с целью удачной охоты и др. , но несомненно присутствие и эстетического предназначения предметов первобытного искусства. Мы проследили путь изобразительного искусства по историческим этапам от реального изображения до схематизации и превращению рисунка в орнамент, который выполнял также культовую функцию.

Мы рассмотрели также изменение картины мира в глазах первобытного человека, познакомились с ранними религиозными верованиями и попытками обобщить эту картину с помощью мифа. Вопрос о первобытной культуре принадлежит к числу значимых для культурологии, так как через постижение механизма зарождения культуры человеку дано приблизиться к постижению самого себя и мира современной культуры.

Вопросы для самопроверки 1. Назовите этапы первобытной эпохи. 2. Как Вы понимаете понятие «обряды инициации» ? 3. Перечислите первые формы религии. Дайте краткую им характеристику. 4. Что представляют собой меандры? 5. Какие виды первобытного искусства Вы знаете? 6. Назовите виды поселений и погребений первобытной эпохи.

Рассмотрите ситуацию и ответьте на вопросы В потайных скалистых пещерах, куда археологи проникали с трудом, ощупью, иногда вплавь – через подземные реки, им удавалось обнаружить целые «музеи» первобытной живописи и скульптуры. Каменные изваяния из выступов скалы обтесаны и доведены до полного сходства с кабаном или медведем. Есть и скульптуры из глины, причем на них запечатлелись следы ударов копьем. В пещере Монтеспан (во Франции) открыли «израненную» глиняную фигуру медведя без головы, у ног этой статуи лежал череп настоящего медведя. Почему такие «музеи» были найдены только в XIX в. ? Предположите, каково назначение этих изваяний, скульптурок, наскальных рисунков? Археологи не обнаруживали в древнекаменном веке пейзажных рисунков. Почему?

Первобытная культура

Учитель МХК

Кайгородова Наталья Евгеньевна



Первобытная культура изучается археологией,

традиционная – этнографией.

Все, что мы точно знаем о первобытной культуре, связано только с сохранившимися материальными предметами: орудиями труда, постройками, захоронениями и т.д. (артефактами).


В эпоху первобытного общества зарождаются основные виды духовной культуры:

религиозные представления и мифология

музыка

танцы

театрализованные действия

архитектура

изобразительное искусство.


Периодизация первобытной культуры

Палеолит (древний каменный век: палео – древний, лит – камень) – от возникновения человека и примерно до XII тысячелетия до новой эры;

палеолит делится еще на древний (или нижний),

средний и верхний (или поздний) палеолит;

В эпоху палеолита появляется членораздельная речь, человек овладевает огнем, строит первые жилища, в период позднего палеолита появляется изобразительное искусство – скульптура и живопись.


Мезолит (средний каменный век) – от XII-X до YIII тыс. до н.э.;

В эпоху мезолита человек приручает собаку, изобретает лук и стрелы, лодку, осваивает плетение и изготавливает корзины и рыболовные сети.


Неолит (новый каменный век) – от VII и до III тыс. до н.э.

совершенствуются орудия труда, усложняются похоронные обряды, свидетельствовавшие о наличии культа предков и веры в загробную жизнь, появляются первые транспортные средства - лодка и лыжи, возникает керамика и ткачество, но главное - это то, что люди перешли от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству, что повлекло за собой распространение оседлого образа жизни.


Бронзовый век (IY-III тыс. до н.э.),

Железный век. начало I-го тыс. до н.э.


Окончание первобытной культуры связано с возникновением древних цивилизаций.

Но и после возникновения на земле цивилизации у многих народов вплоть до наших дней – продолжала существовать культура первобытного типа. Такую культуру принято называть традиционной


На основе данных археологии, этнографии и языкознания можно обозначить основные черты первобытной (древней, архаичной) культуры:

  • синкретизм
  • антропоморфизм
  • традиционность
  • социальное равенство.

Синкретизм

первобытной культуры означает неразрывность восприятия древним человеком различных явлений окружающего мира и свойств, присущих людям.


Синкретизм проявлялся в следующих формах:

Синкретизм общества и природы .

Первобытный человек воспринимал себя как органичную часть природы, ощущая свое родство со всеми живыми существами, не выделяя себя из природного мира. Первобытный человек отождествлял себя с общиной, к которой принадлежал. «Я» заменяло существование «мы» как рода.


Синкретизм различных сфер культуры .

Искусство, религия, медицина, земледелие, скотоводство, ремесла, добывание пищи не были обособлены друг от друга. Предметы искусства (маски, рисунки, статуэтки, музыкальные инструменты и т.д.) долгое время использовались главным образом как предметы повседневного быта.


Синкретизм как принцип мышления .

В мышлении первобытного человека отсутствовало четкое противопоставление наблюдаемого и воображаемого; живого и мертвого; материального и духовного. Важной особенностью мышления было синкретичное восприятие символов и реальности, слова и предмета, который этим словом обозначался. Поэтому с помощью нанесения вреда предмету или изображению человека считалось возможным причинить им реальное зло. Это привело к появлению фетишизма - веры в способность предметов обладать сверхъестественной силой.


Антропоморфизм (от греч. антропос - человек, морфэ - форма) наделение человеческими свойствами предметов и явлений неживой природы, небесных тел, растений и животных. Первобытный человек рассматривал природу по своему образу и подобию. В современном языке сохранилось множество фразеологизмов, которые создают картину мира, используя человекосоотнесенные характеристики: например, природа радуется, земля устала, дождь идет, облака плывут, молния бьет.


Традиционализм.

В первобытной культуре традиции имели особое значение, так как именно традиции, являвшиеся основой стабильности и порядка, позволили упорядочить общинную жизнь, не допуская произвола и хаоса. Для первобытной культуры была характерна неприязнь к инновациям и инакомыслию, что в определенной степени тормозило развитие общества.


НАСКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ

По состоянию на 1994 г. в Европе известно более 300 пещер, гротов или навесов с изображениями бесспорно относящимися к эпохе верхнего палеолита. Из них в России - 2.


Первобытная архитектура

В жизни человечества палеолит считается самым длительным периодом. Эта эпоха представляет большой интерес, так как именно тогда произошло очень много явлений, которые повлияли на развитие человеческого общества в целом.

В эту эпоху начинают складывать зачатки архитектуры. Было это 2,5 млн. лет назад. Жилища в то время были низкими и на треть были углублены в землю. Эти постройки имели куполообразную форму с длинными входами - туннелями. В качестве основного материала для строительства служили кости крупных животных.

Палеолит был ледниковым периодом.


Одними из древнейших видов каменных построек являются сооружения, сложенные из крупных ка­менных глыб или плит, называемые мегалитическими (от греческого мегас - большой, литое - камень). К числу их принадлежат: менгиры, дольмены и кром­лехи .


Радстонский монолит, самый высокий менгир в Великобритании, вес около 40т.

Менгир- вертикально стоящий, грубо обработанный камень. Их устанавливали как одиночно, так и группами.

Размеры менгиров значительно варьируются, они достигают в высоту 4-5 метров и более (крупнейший имеет высоту 20 метров и вес 300 тонн).

Предполагают что ими отмечали место захоронения значительных лиц - родоначальников или вождей племен.



Кромлех - кольцеобразное ограждение из одного или нескольких рядов менгиров.

К большим кромлехам ведут обычно аллеи камней. Крупнейший и наи­более сложный из кромлехов - это так называемый Стонхендж. Стонхендж имеет некоторое художественное значение, он обладает геометрической правильностью построения и крупным масшта­бом огромных хорошо обработанных каменных столбов и объединя­ющих каждую пару столбов, уложенных на них каменных балок. Кром­лехи уже имели культовое назначение, вероятно, являясь местом пок­лонения ежегодно возрождающейся силе солнца.


Мифология

Слово «миф» греческое и буквально означает предание, сказание. Обычно подразумеваются сказания о богах, духах, обожествлённых или связанных с богами своим происхождением героях, о первопредках, действовавших в начале времени и участвовавших прямо или косвенно в создании самого мира, его элементов как природных, так и культурных.


Домашнее заадние

  • В рабочей тетради записать категории мифов.
  • Повторить конспект.

Мифология есть совокупность подобных сказаний о богах и героях и, в то же время, система фантастических представлений о мире. Мифологией называют и науку о мифах. Мифотворчество рассматривается как важнейшее явление в культурной истории человечества. В первобытном обществе мифология представляла основной способ понимания мира, а миф выражал мироощущение и миропонимание эпохи его создания.

Первобытная эпоха была самым длительным периодом в истории
человечества. А для некоторых народов продолжается и по сей день.
Познать первобытную культуру нам помогают три науки:
археология (на основании материальных остатков деятельности
человека),
этнография (н а основе бытовых и культурных особенностей народов
мира, традиционного искусства) и
Лингвистика (на основе особенностей языка, фольклора, мифов и
легенд).
1

Изучая традиционное искусство, мы можем представить, понять жизнь
первобытного человека. Большой интерес представляет современная культура
племен Африки, Австралии и Океании, различные виды их художественной
2
деятельности.

*Дикость(40-35 тыс
лет до н.э- 10- 8 тыс
лет до н.э)
*Палеолит
(древнекаменный век)
*Мезолит
(среднекаменный век)
*Варварство (10-8 тыс
лет до н.э- 4- 3. 5
тыс лет до н.э)
*Неолит
(новокаменный мек)
*Энеолит
(медный век)
3

Палеолит

Подразделения
Ориньяк (40- 35 тыс лет
до н.э)
Солютре (35-25 тыс лет
до н.э)
Мадлен (25-12 тыс лет до
н.э)
Характерные
особенности:
*Матриархат.
*Древнейшие
изображения:
-отпечатки человеческой
руки; штриховые
изображения животных;
« макароны»;
наскальные рисунки
(графика)
4

РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДРЕВНЕГО ЧЕЛОВЕКА

Виды религии: особенности
Анимизм вера в духов и душу
Фетишизм религиозное поклонение материальным
предметам - фетишам, которым
приписываются сверхъестественные
свойства
описания системы мышления, при которой
Магиячеловек обращается к тайным силам с
целью влияния на события.
Тотемизм -
вера в сверхъестественную связь между
группой людей и группой материальных
вещей.
5

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПЕРВОБЫТНОЙ КУЛЬТУРЫ

«Первым оружьем людей были руки, ногти и зубы,
Камни, а также лесных деревьев обломки и сучья...
Силы железа потом и меди были открыты.
Но применение меди скорей, чем железа, узнали.»
римский поэт и философ I в. до н. э. Лукреций
Самый длительный период истории человечества и его культуры -
каменный век (40-4 тыс. лет до н. э.)-
В нем различают три этапа: палеолит (40-12 тыс. лет до н. э.),
мезолит (12-8 тыс. лет до н. э.)
и неолит (10-4 тыс. лет до н. э.).
В эпоху неолита медь постепенно вытесняет камень, на смену меди приходит
более твердая и прочная бронза (сплав меди с оловом), а затем и железо,
намного превосходящее по прочности бронзу.
Эпохи бронзы и железа у различных народов начинались в разное время
(3-1 тыс. лет до н. э.).
6

РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
ДРЕВНЕГО ЧЕЛОВЕКА
Жизнь древних людей была
неотделима от природы. Люди
считали, что в природе всё
взаимосвязано.
ТОТЕМИЗМ – вера в
сверхъестественную связь между
группой людей и группой
материальных вещей.
В качестве тотемов чаще всего
выступали животные, реже – растения
или предметы.
Люди сочиняли рассказы о тотемных
животных. Так родились первые мифы.
С тотемической мифологией тесно
связаны обряды.
7

Что же представляло собой
искусство на заре
человечества?
Первоначально оно носило
синкретический характер, то
есть в нем не выделялись и не
различались его основные
виды: изобразительное
искусство, театр, музыка и
танец.
Главной причиной такой
синкретичности искусства
была его тесная связь с
религиозными верованиями и
особенностями трудовой
деятельности первобытного
человека.
Памятники первобытной культуры,
сохранившиеся до наших дней, представлены
главным образом произведениями
изобразительного искусства.
8

ПЕРВЫЕ РИСУНКИ
Пусть предок жизнью жил полузвериной,
Но мы его наследьем дорожим.
Он не умел слепить горшок из глины,
Боялся духов, выдуманных им.
Но до сих пор в его глухой пещере
Толпой теней стремительно живой
Летят по стенам яростные звери,
Свирепые противники его.

НАСКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ
По состоянию на 1994 г. в Европе известно более 300 пещер, гротов или
навесов с изображениями бесспорно относящимися к эпохе верхнего
палеолита. Из них в России - 2.
Какими инструментами
пользовался человек, чтобы
запечатлеть увиденное?
Первые рисунки, вероятно,
были выполнены самым
примитивным способом -
пальцами, ветками или костями
по мягкой глине. На стенах
пещер проводились прямые и
волнистые параллельные
линии, так называемые
«макароны».
Самый древний вид петроглифов «макароны».
10

К древнейшим изображениям следует также отнести и оттиски человеческой
руки с широко расставленными пальцами, обведенные контуром.
В Пещере рук(Аргентина) стена сплошь покрыта такими контурами. Считается.
Что их оставили древние охотники между 9 000 и 7 000 годами до н.э.
Отпечатки рук имеют значение личного клейма. Краску скорее всего
выдували сквозь полые стебли растений.
11

ПЕЩЕРА АЛЬТАМИРА
ИСПАНИЯ. Палеолит.
Настоящей сенсацией стали находки
испанского адвоката и археологалюбителя Марселино Саутуолы в 1875 г.
в пещере близ деревни Альтамира
(Испания). Двадцать пять цветных
изображений бизонов в натуральную
величину украшали стены пещеры.
Некоторые животные лежали на земле,
другие спокойно щипали траву, третьи,
падая от стрелы охотника, корчились в
муках.
Бизон и лань.
Рисунок глиной и углем
12

13

14

Особенности живописи палеолита
-Изображения очень реалистичны, точны в деталях.
--Изображение животного как «мишени»
- в живописи палеолита почти нет рыб, змей, птиц, насекомых и растений.
Зато преобладают крупные животные. Не часто встречаются и
изображения человека.
- в рисунках не соблюдены пропорции между величиной отдельных
животных. Мамонты и бизоны изображались той же величины, что и
горные козлы, и львы.
- использование широкой палитры красок
- Характерной особенностью первобытного изобразительного искусства
была передача глубины пространства. Некоторые изображения
перспективны!!!
15

ПЕЩЕРА ЛЯСКО
ФРАНЦИЯ, Верхний палеолит
ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ
12 сентября 1940 года четверо
ребят из французской деревни
Мартиньяк гуляли со своей
собакой. Заметив лисью нору,
они принялись её раскапывать и
обнаружили вход в пещеру.
На фото – школьники Равида и
Марсаль с преподавателем Леоном
Равалем и учёным аббатом Брейлем.
16

Ротонда с быками
Пещера Ляско была открыта для осмотра в 1948 году. Известность чуть не
погубила пещеру. Ежедневное присутствие нескольких сотен туристов (а летом
это число достигало 2 тысячи человек в день) нарушилась экология пещеры в ней появились микроорганизмы - и росписи стали покрываться зеленью.
Пещера была закрыта, законсервированаи вскоре её копия была восоздана в
другом месте. Любой из нас может увидеть пещеру Ляско-2.
17

Ротонда с быками
Самое просторное верхнее
помещение пещеры.
Рисунки на стенах
изображают купных рогатых
животных: быков,
антилоп Гну.
18

КОЛОДЕЦ
Эта сцена изображена на стене на дне колодезного ствола. Рядом с упавшим
человеком нарисовано раненное большое копытное животное (бизон) с
вываливающимся внутренностями. Изображения человека в эту эпоху единичны.
19

ПЕЩЕРА ПЕШЬ-МЕРЛЬ. ФРАНЦИЯ
В пещере Пешь-Мерль на отдельной стене длиной 4 метра рисунки
нанесены в технике трафарета, по которому распылялась жидкая краска.
20

ПЕЩЕРА ШОВЕ. ФРАНЦИЯ.
Верхний палеолит.
одна из самых громких и самых последних
сенсаций не только археологических, но
общекультурных. Пещеру открыли 18
декабря 1994 г. три спелеолога Жан-Мари
Шове, Эльет Брюнель Дешамс и Кристиан
Хиллэйр.
Подробное исследование пещеры займет не один
десяток лет. Однако уже сейчас можно сказать,
что в пещере четыре больших "зала", в которых
около или более 300 изображений. Живопись
прекрасно сохранилась. На сегодняшний день это
– одна из самых ранних на Земле образцов
живописи (около 32 тыс. лет). Уже первые
наблюдения очень существенно пошатнули
устоявшиеся представления об искусстве эпохи
верхнего палеолита и отодвинули его начало
почти на 5 тысячелетий в глубину.
21

ПЕЩЕРА НЬО. ФРАНЦИЯ. Верхний палеолит.
Рисунок углём
22

КАПОВА ПЕЩЕРА. РОССИЯ.
Верхний палеолит.
Как и во многих других подобных
случаях, сама пещера известна
очень давно. В 1760 г. она была
уже описана в одном из историкогеографических сочинений о
Приуралье. С пещерой связано
много местных преданий и
легенд, отмеченных В.И.Далем.
Внимание археологов было
привлечено к ней только
после 1959 г., когда зоолог
А.В.Рюмин обнаружил на стенах
пещеры палеолитические
изображения. Cреди них хорошо
распознаются мамонты, носорог,
бизон и лошади.
23

Палеолитические «Венеры»

Палеолитическая
«Венера» - это не
грациозное создание,
пленяющее
воображение
современного мужчины,
и не цветущая
женственность луврской
Афродиты, но
многорожавшая мать.
Венера Виллендорфская
(Австрия)
24

Венера
Брассемпуйская,
или «Дама с
капюшоном» -
фрагмент фигуры
из слоновой кости
эпохи верхнего
палеолита,
обнаруженный в
селении
Брассемпуй
(Brassempouy),
Франция, в 1892
году.
25

Орнамент

лат. ornemantum - украшение) -
узор, основанный на повторе и
чередовании составляющих его
элементов; предназначается для
украшения различных предметов
(утварь, орудия и оружие,
текстильные изделия, мебель,
книги и т. д.), архитектурных
сооружений (как извне, так и в
интерьере), произведений
пластических искусств (главным
образом прикладных), у
первобытных народов также
самого человеческого тела
(раскраска, татуировка).
26

В живописи и графике
мезолита и неолита
преобладают схематические
многофигурные композиции,
запечатлевшие сцены охоты,
военные эпизоды, культовые
церемонии.
Изображения, сопровождавшие
устные рассказы, приобретают более
условный характер, а правдоподобие
отходит на второй план. Среди них
особенно много контурных рисунков,
внутренняя часть которых
закрашена красками, а иногда
покрыта штриховкой. Фигуры
животных и человека невелики по
размеру.
Одна из интереснейших композиций
того времени - «Сражающиеся
лучники».
27

Горы ДРАКЕНСБЕРГ,
ЮЖНО АФРИКАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА
Роспись изображает редкие сцены рыбной ловли.
28

Неолит (новокаменный век)

Дольмен - культовый
объект, символический
каменный дом для
погребенного
Дольмены обычно относят
к так называемым
« мегалитам» древнейшим
сооружениям из
больших каменных
блоков
29

Менгир

простейший мегалит в
виде установленного
человеком грубо
обработанного дикого
камня, у которого
вертикальные размеры
заметно превышают
горизонтальные.
Радстонский монолит,
самый высокий менгир
в Великобритании, вес
около 40 тонн
30

Кромлех

древнее (времен неолита,
бронзового века и
позднее) сооружение,
представляющее собой
несколько поставленных
вертикально в землю
обработанных или
необработанных
продолговатых камней
(менгиров), образующих
одну или несколько
концентрических
окружностей.
31

Керамика неолита и энеолита

Меа́ ндр (греч.
μαίανδρος) -
известный ещё со
времён неолита и
распространённый
тип орнамента
32

Языковые семьи

I.Индоевропейская
семья языков
(более 10 ветвей)
1.Индоарийская
2. Иранская
3. Балтийская
4 Славянская
5. Германская
6. Романская
7. Кельтская
8. Греческая
9. Албанская
10. Армянская
II.Семито - хамитская
III.Кавказская
IV.Финно - угорская
V.Тюркская
VI. Австронезийская
VII. Китайскотибетская
VIII.Папуасская
33

Виды письменности

Пиктография
-такое письмр, знаки
которого
(пиктограммы)
Представляют собой
схематические
рисунки, наглядно
изображающие
предметы и
явления
действительности.
Идеография
Фонография
-
- система письма, в
которой вместо букв,
соответствующих звукам,
используются знаки
(символы), выражающие
предметы и понятия.
Высшим этапом развития
идеографии является
иероглифическое письмо
такое письмо, знаки
которого
обозначают
звуковые элементы
слова.
Различаютслоговое
письмо (
индийский) и
буквенное (
русский)
34

Современная живопись австралийских аборигенов

Первобытное искусство зарождалось,прежде всего, как неотъемлемая часть жизни первобытного общества, неотрывная часть природы. Основой были различные культы

(культ охоты, плодородия и другие). История открытия Альтамирской пещеры. Этапы развития первобытного искусства.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Первобытное искусство. Заря творчества человека. Шайхиева Надежда Ивановна, учитель изобразительного искусства высшей категории МОБУ СОШ№3 им.Ю.Гагарина г.Таганрога Ростовской области

Где Вы, о древние народы! Ваш мир был Храмом всех богов Вы книгу матери – природы Читали ясно без очков! Ф.И.Тютчев.

Историю мировой культуры принято делить по эпохам. 1.Эпоха палеолита (« палео »- древний, « литос » – камень) – древний каменный век: 2. Эпоха мезолита (средний каменный век 10 – 6 тыс. лет до н.э.) 3 Эпоха неолита (новый каменный век 6 -4 тыс. лет до н.э.) 4. Эпоха энеолита (медный век 4 -3 тыс. лет до н.э.)

Первобытная культура. История первобытности началась с появления первых людей на Земле. Они сделали много открытий: Научились добывать огонь; Обрабатывать камень; Выращивать хлеб; Строить жилище; Шить одежду; Лепить глиняную посуду; Плести и ткать.

Первобытная эпоха была самым длинным периодом в истории человечества. Африка Австралия Для некоторых народов эпоха первобытности продолжается и до наших дней.

Как давно зародилось искусство? Ответить на этот вопрос помогают науки, изучающие историю культуры Археология Этнография Лингвистика

Археология - изучает историю и культуру человечества с помощью раскопок. Следы прошлого хранит земля. И дело археологов – найти эти свидетельства жизни, извлечь их из глубины веков.

Альтамирская пещера в Испании (23 изображения) .

История открытия пещеры(1868 г.). Марселино Санс де Саутуола - Первооткрыватель пещерного искусства Мария (дочь М. де Саутуола) в восьмилетнем возрасте

Рисунки в пещере Альтамира Массивные туши бизонов с характерными горбатыми загривками раскрашивались красной краской.

Изображения были выполнены твердой рукой древнего художника. Тон, оттенки и плотность краски от места к месту менялись, что придавало рисункам рельефность.

Достижения культуры первобытного общества. Периоды Материальная культура Искусство 1. Средний палеолит Искусственное добывание огня; составные орудия. 2. Верхний палеолит Плетение; создание осветительных устройств; средств передвижения по воде. Наскальная живопись (животные); скульптурное изображение человека. 3. Мезолит 4. Неолит 5. Энеолит

В ывод: первобытное искусство зарождалось, прежде всего, как неотъемлемая часть жизни первобытного общества, неотрыв н ая часть природы. О сновой были различные культы (культ охоты, плодородия и другие), и только в последствии искусство начало принимать те формы и те образы, которые мы можем наблюдать сегодня. Образцы наскальной живописи эпохи палеолита

http://www.worldsculture.ru/pervobitnaya-kultura/pervobitnaya-kultura.html А. Н. Муравьеву (1821) Книга: Федор Иванович Тютчев, Сочинения в двух томах. Год издания: 1980 г. Издатель: Правда А. Н. Муравьеву (1821) http://www.home-edu.ru/user/uatml/00001838/Gotovie/peshera_altamira/altmira.htm http://www.artprojekt.ru/gallery/primitive/06.html http://www.artprojekt.ru/Civilization/091.html http://vm.kemsu.ru/rus/palaeolith/altamira.html http://crossmoda.narod.ru/CONTENT/art/agestone/paleo/HistoryArt-Paleo.html


Слайд 1

КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА

Первобытная эпоха была самым длительным периодом в истории человечества. А для некоторых народов продолжается и по сей день. Познать первобытную культуру нам помогают три науки: археология (на основании материальных остатков деятельности человека), этнография (н а основе бытовых и культурных особенностей народов мира, традиционного искусства) и Лингвистика (на основе особенностей языка, фольклора, мифов и легенд).

Слайд 2

Изучая традиционное искусство, мы можем представить, понять жизнь первобытного человека. Большой интерес представляет современная культура племен Африки, Австралии и Океании, различные виды их художественной деятельности.

Слайд 3

Самый длительный период истории человечества и его культуры - каменный век (40-4 тыс. лет до н. э.)- В нем различают три этапа: палеолит (40-12 тыс. лет до н. э.), мезолит (12-8 тыс. лет до н. э.) и неолит (10-4 тыс. лет до н. э.). В эпоху неолита медь постепенно вытесняет камень, на смену меди приходит более твердая и прочная бронза (сплав меди с оловом), а затем и железо, намного превосходящее по прочности бронзу. Эпохи бронзы и железа у различных народов начинались в разное время (3-1 тыс. лет до н. э.).

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПЕРВОБЫТНОЙ КУЛЬТУРЫ

«Первым оружьем людей были руки, ногти и зубы, Камни, а также лесных деревьев обломки и сучья... Силы железа потом и меди были открыты. Но применение меди скорей, чем железа, узнали.» римский поэт и философ I в. до н. э. Лукреций

Слайд 4

Жизнь древних людей была неотделима от природы. Люди считали, что в природе всё взаимосвязано. ТОТЕМИЗМ – вера в сверхъестественную связь между группой людей и группой материальных вещей. В качестве тотемов чаще всего выступали животные, реже – растения или предметы. Люди сочиняли рассказы о тотемных животных. Так родились первые мифы. С тотемической мифологией тесно связаны обряды.

РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДРЕВНЕГО ЧЕЛОВЕКА

Слайд 5

Что же представляло собой искусство на заре человечества? Первоначально оно носило синкретический характер, то есть в нем не выделялись и не различались его основные виды: изобразительное искусство, театр, музыка и танец. Главной причиной такой синкретичности искусства была его тесная связь с религиозными верованиями и особенностями трудовой деятельности первобытного человека.

Памятники первобытной культуры, сохранившиеся до наших дней, представлены главным образом произведениями изобразительного искусства.

Слайд 6

НАСКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ

Какими инструментами пользовался человек, чтобы запечатлеть увиденное? Первые рисунки, вероятно, были выполнены самым примитивным способом - пальцами, ветками или костями по мягкой глине. На стенах пещер проводились прямые и волнистые параллельные линии, так называемые «макароны».

Самый древний вид петроглифов «макароны».

По состоянию на 1994 г. в Европе известно более 300 пещер, гротов или навесов с изображениями бесспорно относящимися к эпохе верхнего палеолита. Из них в России - 2.

Слайд 7

Отпечатки рук имеют значение личного клейма. Краску скорее всего выдували сквозь полые стебли растений.

В Пещере рук стена сплошь покрыта такими контурами. Считается. Что их оставили древние охотники между 9 000 и 7 000 годами до н.э.

ПЕЩЕРА РУК. АРГЕНТИНА.

К древнейшим изображениям следует также отнести и оттиски человеческой руки с широко расставленными пальцами, обведенные контуром.

Слайд 8

ПЕЩЕРА АЛЬТАМИРА ИСПАНИЯ. Палеолит.

Бизон и лань. Рисунок глиной и углем

Настоящей сенсацией стали находки испанского адвоката и археолога-любителя Марселино Саутуолы в 1875 г. в пещере близ деревни Альтамира (Испания). Двадцать пять цветных изображений бизонов в натуральную величину украшали стены пещеры. Некоторые животные лежали на земле, другие спокойно щипали траву, третьи, падая от стрелы охотника, корчились в муках.

Слайд 9

О существовании пещеры знали все в этой округе, здесь прятались от непогоды пастухи и устраивали привал охотники. Но только спустя 11 лет, в 1879 г., гуляя по окрестностям усадьбы и войдя в пещеру, девятилетняя дочь М. де Саутуолы Мария обратила внимание своего отца на трудно различимые в темноте пещеры странные изображения на потолке одного из ее "залов". "Смотри, папа, быки", - сказала девочка. С этого дня начались длительные злоключения Марселино де Саутуолы. Саутуолу обвинили в умышленной фальсификации, в том, что эти росписи были сделаны одним из его друзей - художником, гостившим в его замке. Только почти через 15 лет после смерти М. Де Саутуолы его оппоненты, вынуждены были публично признать свою неправоту и согласиться с тем, что живопись Альтамиры относится к эпохе палеолита

Слайд 10

Особенности живописи палеолита

Изображения очень реалистичны, точны в деталях. Передаётся динамика движения. - в живописи палеолита почти нет рыб, змей, птиц, насекомых и растений. Зато преобладают крупные животные. Не часто встречаются и изображения человека. - в рисунках не соблюдены пропорции между величиной отдельных животных. Мамонты и бизоны изображались той же величины, что и горные козлы, и львы. - использование широкой палитры красок - Характерной особенностью первобытного изобразительного искусства была передача глубины пространства. Некоторые изображения перспективны!!!

Слайд 11

ПЕЩЕРА ЛЯСКО ФРАНЦИЯ, Верхний палеолит ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ 12 сентября 1940 года четверо ребят из французской деревни Мартиньяк гуляли со своей собакой. Заметив лисью нору, они принялись её раскапывать и обнаружили вход в пещеру.

На фото – школьники Равида и Марсаль с преподавателем Леоном Равалем и учёным аббатом Брейлем.

Слайд 12

Ротонда с быками

Пещера Ляско была открыта для осмотра в 1948 году. Известность чуть не погубила пещеру. Ежедневное присутствие нескольких сотен туристов (а летом это число достигало 2 тысячи человек в день) нарушилась экология пещеры - в ней появились микроорганизмы - и росписи стали покрываться зеленью. Пещера была закрыта, законсервированаи вскоре её копия была восоздана в другом месте. Любой из нас может увидеть пещеру Ляско-2.

Слайд 13

Ротонда с быками Самое просторное верхнее помещение пещеры. Рисунки на стенах изображают купных рогатых животных: быков, антилоп Гну.

Слайд 14

Эта сцена изображена на стене на дне колодезного ствола. Рядом с упавшим человеком нарисовано раненное большое копытное животное (бизон) с вываливающимся внутренностями. Изображения человека в эту эпоху единичны.

Слайд 15

В пещере Пешь-Мерль на отдельной стене длиной 4 метра рисунки нанесены в технике трафарета, по которому распылялась жидкая краска.

ПЕЩЕРА ПЕШЬ-МЕРЛЬ. ФРАНЦИЯ

Слайд 16

В живописи и графике мезолита и неолита преобладают схематические многофигурные композиции, запечатлевшие сцены охоты, военные эпизоды, культовые церемонии. Изображения, сопровождавшие устные рассказы, приобретают более условный характер, а правдоподобие отходит на второй план. Среди них особенно много контурных рисунков, внутренняя часть которых закрашена красками, а иногда покрыта штриховкой. Фигуры животных и человека невелики по размеру. Одна из интереснейших композиций того времени - «Сражающиеся лучники».

Слайд 17

КАПОВА ПЕЩЕРА. РОССИЯ. Верхний палеолит.

Как и во многих других подобных случаях, сама пещера известна очень давно. В 1760 г. она была уже описана в одном из историко-географических сочинений о Приуралье. С пещерой связано много местных преданий и легенд, отмеченных В.И.Далем. Внимание археологов было привлечено к ней только после 1959 г., когда зоолог А.В.Рюмин обнаружил на стенах пещеры палеолитические изображения. Cреди них хорошо распознаются мамонты, носорог, бизон и лошади.

Подробное исследование пещеры займет не один десяток лет. Однако уже сейчас можно сказать, что в пещере четыре больших "зала", в которых около или более 300 изображений. Живопись прекрасно сохранилась. На сегодняшний день это – одна из самых ранних на Земле образцов живописи (около 32 тыс. лет). Уже первые наблюдения очень существенно пошатнули устоявшиеся представления об искусстве эпохи верхнего палеолита и отодвинули его начало почти на 5 тысячелетий в глубину.

Слайд 21

ПЕРВЫЕ РИСУНКИ Пусть предок жизнью жил полузвериной, Но мы его наследьем дорожим. Он не умел слепить горшок из глины, Боялся духов, выдуманных им. Но до сих пор в его глухой пещере Толпой теней стремительно живой Летят по стенам яростные звери, Свирепые противники его. Глаз мамонта испуганно косится, Бежит олень, погоней окрылён. Упал, и, умирая, шевелится, И кровь глотает раненный бизон. Охотники бесшумно шли по следу, И громким криком открывали бой, И закрепляли трудную победу Рисунком лёгким, тонкою резьбой. Валентин Берестов

Слайд 22

КЕРАМИКА И ОРНАМЕНТ

Расписной сосуд. Поздний БРОНЗОВЫЙ ВЕК. Санкт-Петербург. Эрмитаж

Особая область первобытного искусства – орнамент. В эпоху палеолита появляется орнамент в виде параллельных волнистых линий, зубцов, спиралей, которым покрывали орудия. На керамике орнамент появляется в эпоху неолита вместе с возникновением гончарного дела. Создавая орнамент по образцам природы, человек стремился к постижению природных знаков.

Слайд 23

Современная живопись австралийских аборигенов