Экипаж.

……………………………… 1 чел.

Многоцелевой истребитель F-16.Тактико-технические характеристики.


Скорость, км/ч


максимальная на высоте около 10 км……. 2 170

максимальная на высоте до 3 км……….. 1 470


Пpактический потолок

М……………….. 15 240

Дальность, км
пеpегоночная……………………….. 3 890
действия…………………………… 550-925
Масса, кг
максимальная взлетная……………….. 19 185
пyстого самолета……………………. 8 625
Максимальная боевая нагpyзка, кг……….. 5 420

Габаpиты самолета

М
pазмах кpыльев……………………… 9,45
длинна…………………………….. 14,52
высота…………………………….. 5,01
Двигатели:
ТРДДФ F-100-PW-229
или F-110-GE-129, кгс……………… 13 155


Предназначен для завоевания превосходства в воздухе, нанесения ударов по наземным целям и разведки.
Работы по созданию самолета велись с конца 1960-х гг. по 1975 г. Самолет F-16 стал объектом так называемого контракта столетия, победив в соперничестве с самолетами «Мираж», F-1E и «Вигген». Несколько государств членов НАТО выбрали самолет F-16 в качестве приемника самолета F-104G.


F-16 представляет собой моноплан классической схемы, со среднерасположенным крылом и двигателем в хвостовой части фюзеляжа. Имеет интегральную аэродинамическую компоновку, отличающуюся плавным сопряжением фюзеляжа и трапециевидного в плане крыла со сравнительно небольшой стреловидностью по передней кромке. Плавное сочленение крыла и фюзеляжа позволило обеспечить создание фюзеляжем дополнительной подъемной силы на небольших углах атаки, уменьшить смачиваемость поверхности самолета и повысить объем внутренних топливных баков.
Данная конструкция позволила получить высокие летно-технические характеристики в диапазоне 0,6-1,2М и на высотах до 7000 м. По скороподъемности и разгонным характеристикам F-16 превосходит другие самолеты этого класса и имеет в 1,5-2 раза меньший радиус разворота. Учебные бои F-16 с самолетом T-38, F-100, F-104 и F-105 показали его превосходство, а с F-15 — сходные характеристики.


Создано несколько модификации самолета F-16:

F-16A — одноместный многоцелевой тактический истребитель

для действий в светлое время суток;
F-16B — двухместный учебно-боевой вариант самолета F-16A;
F-16C — одноместный усовершенствованный многоцелевой истребитель;
F-16D — двухместный учебно-боевой вариант самолета F-16C;
F-16N и TF-16N — одно- и двухместные варианты самолетов условного противника, построенные для школы летчиков истребителей ВМС США «Топ Ган»;
F-16ADF — самолет ПВО для Национальной гвардии ВВС США;
RF-16C (F-16R) — самолет-разведчик, предназначенный для замены самолетов RF-4C.
На основе F-16 в Японии в 1987 г. создан истребитель-бомбардировщик FS-X(SX-3).


В состав оборудования входят: доплеровская РЛС Вестингауз APG-68, 2 контейнера с оборудованием системы РЭП ALQ-131, широкоугольный ИЛС. Самолет F-16 является первым из зарубежных истребителей с постоянно действующей ЭДСУ (наличие ЭДСУ служит одним из основных признаков принадлежности к четвертому поколению самолетов) как аналогового (F-16A), так и цифрового исполнения (F-16C).
Вооружение состоит из одной шестиствольной пушки М61-А-1 (калибр 20 мм, скорострельность 6000 выстр.мин, боезапас 511 патронов), 2 УР AIM-9J/L «Сайдуиндер» или УР AIM-7 «Спэрроу», бомб Мк.82, Мк.83, Мк.84. Число узлов подвески 9. Предполагается установка УР AIM-120. Максимальная расчетная масса боевой нагрузки 5420 кг.
Впервые в боевых условиях самолет использовался 7 июня 1981 г., когда 8 F-16 израильских ВВС совершили налет на иракский исследовательский центр в Озираке (близ Багдада). Самолеты F-16 применялись в боевых действиях в начале 1980-х гг.
против Ливии, во время войны в Афганистане (с пакистанской стороны), конфликте в Персидском заливе. Самый распространенный реактивный истребитель четвертого поколения составляет основу ВВС многих из 19 закупающих его стран.

В этом году исполнилось 45 лет со дня первого полёта истребителя F-16 Fighting Falcon ("Атакующий сокол"), который является самым массовым самолётом четвёртого поколения, прошедшим 13 модификаций. Это один из самых востребованных самолётов - он состоит на вооружении 25 стран мира. Конечно, это не абсолютный рекорд. Наш МиГ-21 по массовости выпуска обошёл американца почти в три раза, да и состоял на вооружении более 40 стран мира.

Однако известность и востребованность F-16 не смогли повлиять на желание командования индийских ВВС, которое отказалось закупать новую модификацию - F-16 Block 70/72, показанную на выставке "Aero India -2019" под названием F-21. Видимо, американские маркетологи посчитали, что такое переименование сгладит все ассоциации с пакистанскими F-16, а также обнулит всю информацию о катастрофах этого самолёта.

Действительно, с момента начала эксплуатации было зафиксировано 671 крушение F-16 Fighting Falcon, в которых погибли 208 пилотов и 98 человек, оказавшихся в зонах крушения этого самолёта. Как ни странно это звучит - больше всего "отличились" американские ВВС, потерявшие 286 самолётов. Боевые потери F-16 за всё время участия в локальных войнах составили около 160 истребителей.

Несмотря на такую статистику, американцы продолжают предлагать миру этот самолёт уже в последней модификации и параллельно проводят работы по модернизации предыдущих версий истребителей, стоящих на вооружении сил НАТО, до версии Block 70/72. Так, Министерство обороны США заключило контракт на сумму 996,8 млн долларов с Lockheed Martin на модернизацию 84 самолётов F-16 ВВС Греции с версии Block 50/52 до версии Block 70/72.

Правда, не всё идёт гладко. Последний случай произошёл в Болгарии, где президент страны Румен Радев выполнение контракта стоимостью 1,256 млрд долларов на закупку восьми F-16 Block 70/72 по причине того, что в тексте договора нечетко были прописаны гарантии и постгарантийное обслуживание. С другой стороны, надо знать тот факт, что США всячески шли навстречу Болгарии, снизив первоначальную цену контракта на 417 млн долларов.

Казалось бы, большая скидка и выгодная сделка, но, видимо, болгары засомневались в том, что 157 млн долларов за один F-16 Block 70/72 с комплексом вооружения - это "лучшее приобретение", чем более дешёвый F-35, которые получают некоторые страны НАТО. А ведь это не самая большая цена за этот самолёт - в 2018 году Агентство министерства обороны США по военному сотрудничеству (Defense Security Cooperation Agency) информировало Конгресс США о возможном контракте со Словакией, которой продадут 14 истребителей F-16V Block 70/72 Viper за 2,91 млрд долларов, или 207 млн долларов за комплект поставки.

Чем же так хорош F-16 Block 70/72, что он дороже самолёта пятого поколения? Давайте разберёмся.

Последняя модернизация Block 70/72 была осуществлена на основе опытного образца F-16V (где V - это Viper, Гадюка), который совершил свой первый полёт в 2015 году. В основном модернизация коснулась электронной начинки истребителя - он получил новую бортовую РЛС с активной фазированной решёткой - APG-83 (SABR), которая может обнаруживать и идентифицировать цели в воздухе и на земле на дальних расстояниях, а также бортовой комплекс РЭБ с системами постановки помех, нашлемную систему целеуказания, аппаратуру передачи данных по стандарту Link 16 и многое другое.

Естественно, такая модернизация нисколько не сказалась на лётно-технических характеристиках самолёта, лишь немного повысив его боевые качества в использовании стандартного для F-16 комплекса вооружения, состоящего из управляемых ракет класса "воздух-воздух" (УРВВ) средней дальности Raytheon AIM-120C7 AMRAAM, УРВВ малой дальности AIM-9X Sidewinder, управляемых авиационных бомб GBU-12 Paveway II, GBU-49 Enhanced Paveway II, GDU-39 SDB, GBU-54 Laser JDAM и GBU-38 JDAM. Помимо этого, в комплектацию поставки могут входить подвесные контейнеры целеуказания AN/AAQ-33 Sniper, обеспечивающие более точное наведение авиационного вооружения в дневное и ночное время суток. Подвесной контейнер и "наплывы" на фюзеляже изменяют ЭПР самолёта, но американцы надеются, что аппаратура РЭБ и станция помех, размещённые в этих "наплывах", с лихвой компенсируют этот недостаток.

"Электронная начинка" Block 70/72 Viper многими зарубежными специалистами оценивается как "почти идентичная" бортовой электронике самолётов F-22 и F-35. Наличие командной линии передачи данных по стандарту Link 16 говорит о том, что самолёты F-16V смогут обмениваться тактической информацией в реальном масштабе времени не только с самолётами пятого поколения, но и c комплексами ДРЛО AWACS и ЗРК Patriot. Благодаря бортовым комплексам РЭБ они смогут повысить свою боевую живучесть в условиях сильного противодействия со стороны комплексов ПВО.

В настоящее время на вооружении 25 стран мира и США стоит 4400 истребителей F-16 в различных модификациях. Программа перевооружения до версии Block 70/72 и продаж новых F-16V даст не только большую выручку американскому авиапрому, но и позволит к 2030 году иметь в составе ВВС НАТО самолёты поколения 4++, которые по своим "электронным начинкам" окажутся близки к самолётам пятого поколения F-22 и F-35.

Безусловно, такая модернизация, по мнению американских аналитиков, должна стать "неприятным сюрпризом" для тех стран, которые не укладываются в стандарты правильной демократии и имеют дерзость вести свою суверенную политику. Однако я не случайно сделал акцент на том, что такая модернизация никоим образом не сказывается на лётно-технических характеристиках F-16, которые остаются неизменными с 90-х годов прошлого века.

Дело в том, что российские комплексы ПВО и РЭБ, а также авиационные комплексы поколения 4++ тоже не стояли на месте, готовясь к боевым действиям в условиях сильного противодействия средств воздушного нападения при активной поддержке комплексов ПВО и РЭБ вероятного противника. В библиотеке целей отечественных ЗРК и ЗРС самолёт F-16 во всех модификациях числится как "стандартная цель", а новейшие российские УРВВ уже "заточены" на охоту за такой целью в сложных условиях радиоэлектронного противодействия. Мало того, индийский МиГ-21 "Бизон" (самолёт третьего поколения) в феврале этого года показал, что и для него это тоже "стандартная цель", когда успешно сбил F-16 пакистанских ВВС.

Поэтому перспективы для F-16V Block 70/72 Viper в финансовом плане радужны, а в условиях современного воздушного боя вполне предсказуемы.

F-16 - этот сверхзвуковой американский самолет, относящийся к 4-му поколению реактивных истребителей и первый из них, поступивший на вооружение США. За легковесность и маневренность он получил свое название «Fighting Falcon» («атакующий сокол»), в честь главного символа Академии ВВС США, на гербе которой изображена эта птица.

История создания американского самолета F-16

По завершении войны с Вьетнамом, командование ВВС США решило создать усовершенствованный скоростной истребитель, в связи с недостаточной эффективностью имеющихся.

Деятельность по разработке нового военного летательного аппарата велась американцами параллельно с аналогичными изысканиями советских инженеров, которые уже в 1967 г. представили МиГ-25, превзошедший своими тактико-техническими свойствами достижения США в этой области самолетостроения.

В противовес МиГ-25, компанией General Dynamics был спроектирован тяжеловесный и дорогостоящий истребитель F-15, который не смог улучшить показатели советского летательного аппарата.

1969 г. - офицеры ВВС США и оборонные аналитики начали работу над программой «Light Weight Fighter», в основе которой лежала теория «энергетической маневренности», выдвинутая майором Джоном Бойдом и математиком Томасом Кристи и доказывающая, что маневренность напрямую зависит от веса самолета.

Май 1971 г .- команда единомышленников, под руководством Бойда, получила средства на исследования и формирование основных требований к будущему боевому воздушному судну.

6 января 1972 г . - исследования завершены, ВВС США объявляет конкурс среди авиастроителей на проектирование истребителя со следующим запросом: вес в пределах 9,1 тонны, хороший коэффициент поворота, оптимизация для ближнего боя на скорости 0,6−1,6 Мах и высоте 9 150−12 200 метров.

Февраль 1972 г. - получены предварительные проекты шести прототипов истребителей от пяти компаний-претендентов: Boeing, General Dynamics, Lockheed, Northrop и Vought.

Март 1972 г. - выбраны компании-победители: Northrop и General Dynamics.

14 апреля 1972 г . - с победившими авиастроителями заключены договоры на конструкторские разработки и осуществлено финансирование.

  • двухдвигательный аппарат с двухкилевым оперением, с индексом «YF-17» от Northrop;
  • однодвигательный ─ от General Dynamics, с индексом «YF-16».

Обеим компаниям были выданы заказы на строительство самолетов.

1974 г . - проводятся летные испытания, которые показали, что «YF-16» имеет лучшие результаты, в сравнении с YF-17, по таким параметрам, как ускорение и маневренность, а также более низкую стоимость производства. В этом же году название программы изменили на «Air Combat Fighter».

13 января 1975 г . - Джон Л. Мак-Лукас, секретарь ВВС США, объявил, что в конкурсной программе «Air Combat Fighter» выиграл истребитель YF-16. С этого момента он получил индекс F-16А.


9 апреля 1975 г. - компании «GD» выдан небольшой заказ на 15 самолетов для ВВС США, а проигравший YF-17 поступил на вооружение ВМФ.


С 1978 г. открыто крупносерийное производство и эксплуатация нового «воздушного бойца».

До 1980 г., ВВС США закупает 650 машин, после чего, заказы на истребитель поступили из стран Европы и Ближнего Востока.

1993 г . - компания «General Dynamics» продала свои активы крупному авиастроителю «Lockheed Corporation», ставшему позже «Lockheed Martin».

Атакующий сокол поступил на вооружение авиации, более чем в два десятка стран мира. Сегодня, наибольшее количество истребителей F-16 эксплуатируется в США, Турции, Израиле, Египте, для военной авиации этих стран он стал основным боевым истребительным самолетом.

Конструкция

Базовую модель истребителя F-16А в США разрабатывал Роберт Видмер, создавший совершенно новаторскую конструкцию.

Ее особенности:

  • сочетание легкого веса и большой грузоподъемности;
  • интегральная аэродинамическая компановка, включающая в себя конструкцию фюзеляжа и крыла с передним наплывом, обеспечивает дополнительную скороподъемность при больших углах атаки, снижает массу машины и увеличивает внутреннее пространство;
  • центр тяжести самолета, смещенный вперед, снизил балансировочное сопротивление;
  • высокочувствительная радиолокационная система;
  • цельный, «каплевидный» фонарь кабины для полного угла обзора;
  • эргономичное сидение снизило нагрузки на пилота, для этого кресло отклонили на 30◦ назад;
  • приборы управления расположили максимально удобно, чтобы они находились «под рукой» летчика.

Новый истребитель стал не только функциональней F-15, но и дешевле в два раза.

Испытания показали, что при заявленной высоте полета 12 200 метров, он способен набирать высоту 15 000 метров, за 90 секунд и развивать сверхзвуковую скорость за 40 секунд.

Летно-технические характеристики

На базе истребителя F-16А были выпущены еще три основных модификации (представлены в таблице), сохранившие большинство технических характеристик самолета F-16 и запущенные в крупносерийное производство. Американским инженерам удалось добиться, чтобы скорость самолета F-16 достигла 2 махов (один мах равен скорости звука).

Параметры/модификации 16А 16 B 16C
Описание Базовый одноместный истребитель, рассчитанный на дневную эксплуатацию. Двухместная, учебно-боевая модификация. F-16C и F-16D являются модернизированными версиями F-16А и F-16B, соответственно. Их серии 40/42(с 1988г.) и 50/52 (с 1991г.) увеличили взлетный вес, были переоснащены системами цифрового управления полетом, ночного видения, автоматического следования рельефу местности, устройствами разбрасывания диполей и ИК-ловушек
Высота, м 5,09
Длина со штангой ПВД, м 15,03
Размах крыла, м 9,45
Площадь крыла, м² 27,87
Коэффициент удлинения крыла 3,2
781,2
Угол стреловидности по переднему краю, ◦ 40
Вес пустого самолета для серии 50/52, с двигателем, F100, т 8 910
Вес пустого самолета для серии 50/52, с двигателем F110, т 9,017
Масса внешней нагрузки для серии 50/52, с двигателем F100, т 8,855
Масса внешней нагрузки для серии 50/52, с двигателем F110, т 8,742
Предельная взлетная масса для серии 50/52, т 21,772
Масса топлива во внутренних баках, т 3,105 2,565 3,105 2,565
Масса топлива во внутренних баках для серии 50/52, т 3,228
Объем топливных баков для серии 50/52, л 3 986
Тип двигателя 1ТРДДФ Пратт-Уитни F100-PW-200
Тип двигателя для партии 50/52 1ТРДДФ Пратт-Уитни F-100-PW-229 или Дженерал Электрик F110-GE-129
Максимальная скорость истребителя F-16 на высоте 12 200 м, км/ч 2 120
Скороподъемность для партии 50/52, м/с 275
Перегоночная дальность, км 3 890
Перегоночная дальность для партии 50/52, км 3 981-4 472
Практический потолок для партии 50/52, м 15 240
Вооружение для партии 50/52 Стрелково-пушечное: одна шестиствольная пушка, калибра 20 мм, M61A1, с боезапасом - 511 снарядов.

Управляемые ракеты: класса «воздух-воздух»: AIM-7, 6xAIM-9, 6xAIM-120, AIM-132, Python 3, Python 4, Derby, Sky Flash, Magic 2; класса «воздух-поверхность»: 6xAGM-65A/B/D/G, AGM-45, 2xAGM-84, 4xAGM-88, AGM-154 JSOW, AGM-158 JASSM, Penguin Mk.3.

Бомбы: корректируемые: 4xGBU-10, 6xGBU-12, GBU-15, GBU-22, GBU-24, GBU-27, 4xGBU-31 JDAM; корректируемые кассетные (c WCMD): CBU-103, CBU-104, CBU-105; свободнопадающие: Mark 82, 8xMark 83, Mark 84.

Пушечные контейнеры: один GPU-5/A с пушкой калибра 30 мм

Общий вес боевой нагрузки на 9 узлах подвески, кг 5 420

Истребители F-16 различных модификаций практически не имеют внешних различий в конструкции, за исключением кабины, рассчитанной на одного или двух пилотов:





F-16D

Модификации периодически усовершенствуются, в результате чего появляются их новые конфигурации. Самой последней является серия или блок 70, созданная для Индии. Компания позиционирует эту версию, как боевой самолет Ф-16 завтрашнего дня, представляющий истребители 5-го поколения. F-16 блок 70 оснащен, новейшими технологиями в области военного самолетостроения, ранее недоступными.


F-16 Block 70

Помимо основных модификаций, конструкторы проектировали и отдельные, «узкозадачные» модели «фалькон», выпускаемые единично в экспериментальных целях или по специальным заказам. К ним, например, относится F-16XL ─ «бесхвостка», который отличается треугольным крылом и изломом по передней кромке.

Для Израиля был создан двухместный F-16I из серии 52, получивший название «Sufa» (Гроза). Половина бортового оборудования и вооружения «Грозы» производятся в Израиле: противоракетная система, система для проведения учебных тренировок, бортовая ЭВМ, а также ракеты и система самонаведения.


Среди последних конфигураций находится F-16V, называемый «Viper» (Гадюка). Свой первый полет опытный образец совершил в 2015 г. «Гадюка» оснащена масштабируемой радарной антенной APG-83 (SABR), позволяющей эффективно обнаруживать внешние угрозы и идентифицировать цели на дальних расстояниях, а также системой «SNIPER», обеспечивающей более точное дневное и ночное прицеливание. Предполагается, что новая версия будет экспортироваться, при этом Lockheed Martin сможет улучшать любой F-16C до стандарта 16V и F-16S.


F-16 развивался несколько десятков лет и прошел стадии от легкого дневного истребителя до многоцелевого истребителя-бомбардировщика, способного проводить боевые авиарейсы в ночное время, осуществлять запуск ракет класса «воздух-воздух, свыше диапазона видимости.

При этом недостатком истребителя остается его уязвимость для современных средств обнаружения, так как стелс-технологии на нем не применяются.

Участие в боевых действиях

Принадлежность F-16 Период

Военный конфликт

Израиль 1981-1985 F-16 впервые был применен в реальных боевых условиях гражданской войны в Ливане, для атак на базы боевиков Палестины и в ходе операции «Мир Галилее». Потери Сирии составили свыше 45 единиц авиатехники, по неподтвержденным данным, Израиль потерял 6 истребителей
1981 Операция «Опера. В результате налета полностью разрушен строящийся ядерный реактор в Ираке под Багдадом, в г. Тувейте
1985 Бомбардировка штаб-квартиры Организации освобождения Палестины, расположенной в пригороде Туниса, было убиты или ранены большое количество мирных жителей
1990-е-2000-е Авиаудары по расположениям группировки «Хезболла», в ходе Второй Ливанской войны
2003 Налет на расположения группировки «Исламский Джихад» в Сирии
2008-2009 Множественные авианалеты, в результате которых погибло большое количество мирных жителей на территории Сектора Газа
2016-2018 Текущая гражданская война в Сирии. Истребители применяются для нанесения авиаударов. 10 февраля 2018 сбит истребитель F-16, оба летчика катапультировались, разрушенная машина упала на территорию Израиля
Иордания 2014 Гражданская война в Сирии, сбит один иорданский F-16
2016 Конфликт в Йемене, сбит один иорданский F-16
Ирак 2015 Иракская гражданская война, налеты на позиции ИГИЛ
Венесуэла 1992 Во время неудавшегося переворота в Венесуэле, F-16, стоявшие на вооружении страны, наносили удары по мятежникам, были сбиты два OV-10 и один АТ-27
2013-2015 Сбито три частных самолета, перевозящих наркотики
Марокко Конфликт в Йемене, сбит один марокканский F-16
Пакистан 1980-1988 Афганская война, в ходе которой участвовали F-16, предоставленные Пакистану США. За весь период, истребители уничтожили 6 самолетов противника, в числе которых было афганское пассажирское воздушное судно и советский штурмовик Су-25
1997-2008 Индо-пакистанский конфликт
Саудовская Аравия 2014-2015 Вооруженный конфликт в Йемене, сбито два саудовских F-16
США 1990-2001 Война в Персидском заливе и послевоенные столкновения
2003-2008 Иракская война, в период которой подбито не менее 5 «Файтинг Фалконов»
Турция 1984 – настоящее время Турецко-курдский конфликт, потерян один турецкий F-16
1992-2006 Турецко-греческий конфликт. В боевых действиях принимают участие и турецкие, и греческие F-16, каждая сторона потеряла по три летательных аппарата
2013-по настоящее время Гражданская война в Сирии. Турецкие F-16: вынудили сделать посадку сирийского пассажирского самолета в Анкаре; сбили две единицы военной авиатехники Сирии и российский Су-24М
2016 Восстание в Турции

Разрушенный, в результате авианалета, ядерный реактор Ирака в г. Тувейте, 1981 г
Российский Су-24, сбитый истребителем F-16C ВВС Турции, 2015 г
Саудовский F-16 сбитый в Йемене, 2015 г
Место падения израильского F-16, сбитого 10.02.2018 г

Статистика крушений

Общая статистика крушений «Fighting Falcon» внушительна. Вот несколько фактов, подобранных с помощью американского сайта «Aviation Safety Network»:

  • с момента начала эксплуатации, по состоянию на март 2018 г., зафиксировано 671 крушение «Fighting Falcon», в них погибло 208 пилотов и 98 человек, находящихся в момент падения на земле;
  • чаще всего катастрофы случались с истребителями, принадлежащими США, суммарно их было 286;
  • первая авиакатастрофа произошла 9 августа 1979 г., с самолетом модификации F-16B в США, недалеко от города Огден, штат Юта, в результате ошибки пилота;
  • самое масштабное, по количеству человеческих жертв, и самое непредсказуемое, по развитию событий, крушение F-16, произошло 23 марта 1994 г. на военной авиабазе США в Северной Каролине и стало известно, как «Green Ramp disastern». F-16 совершал учебный полет и столкнулся в небе с грузовым самолетом C-130E, после чего истребитель стал разваливаться на части.

Пилоты катапультировались, а разрушающаяся машина упала на аэродром между двумя, стоящими там самолетами. В момент падения, обломок истребителя отлетел и попал в топливный бак, стоящего в отдалении, C-141.

Пробил его насквозь, огненным шаром пролетел дальше между двумя зданиями и вылетел на площадку, где ожидали посадки в C-141, 500 военнослужащих. 23 человека погибли сразу, 80 получили ранения, один из них скончался через 9 месяцев. Пилоты F-16 и C-130E остались живы.


Разрушенный C-141 на аэродроме военной базы США в Северной Каролине, 1994 г

Согласно статистике ВВС США, в 75 % случаях крушение «фальконов» происходит в управляемом полете, когда технически исправный самолет пилотируется в штатном режиме, но сталкивается с землей, водной поверхностью или другим воздушным судном, в результате ошибки пилота.

Для предотвращения таких патовых ситуаций, в Lockheed Martin разработали автоматическую систему предотвращения столкновения с землей «Auto GCAS», протестированную еще в 1998 г., но внедренную в эксплуатацию только через шесть лет ─ в 2014-м.

Система настроена таким образом, что до определенного момента она лишь сканирует полет и предупреждает об опасных моментах, а в критических ситуациях, без специальной активации пилотом, берет полное управление на себя, блокируя его возможности.

По данным, размещенным на сайте компании, с начала использования Auto GCAS, с ее помощью были спасены, по меньшей мере, четыре летчика и пилотируемые ими истребители.

Есть мнение, что внедрению этой системы способствовало снижение качества обучения при боевой подготовке пилотов.

Видео о F-16 Fighting Falcon

F-16 обзоры

Российский Су-24 сбит турецким F-16

Перехват Шойгу

Взлет на авиабазе в Афганистане

F-16V

Авиаудар по израильскому F-16

«Кульбит» F-16

«Fighting Falcon» в кино и играх

Популярность истребителя в Америке отражается в нескольких снятых кинолентах и играх-авиасимуляторах, среди них:

  • приключенческий кинофильм «Жемчужина Нила», 1985 г.;
  • боевик «Железный орел», 1986 г., вслед за которым вышел «Железный орел ─ 2» и «Железный орел 3: Асы»;
  • драма 1992 г. ─ «Форсаж», снятая по реальным событиям и рассказывающая о событиях, происходящих в связи с крушением F-16 и гибелью пилота;
  • «Цена страха», 2002 г.;
  • игра Strike Commander, F-16 Combat Пилот, Falcon 4.0 и другие.

F-16 «Fighting Falcon» - американский многофункциональный лёгкий истребитель четвёртого поколения, разработанный компанией General Dynamics.

F-16, благодаря своей универсальности и относительно невысокой стоимости, является самым массовым истребителем четвёртого поколения (на 2010 год построено свыше 4450 машин) и пользуется успехом на международном рынке вооружений, состоя на вооружении 25 стран. Хотя последний из 2,231 F-16 для ВВС США был передан заказчику в 2005 году, он будет производится на экспорт как минимум до 2013 года, с высокой вероятностью продления производства в случае поступления дополнительных заказов.

Перспективные программы


F-16CG

Программы дальнейшего совершенствования F-16 включают CCV (самолёты с конфигурацией, определяемой системой управления) и AFTI - экспериментальная машина с тройной цифровой системой управления полётом и большими подфюзеляжными гребнями. F-16XL бесхвостовой схемы, мог иметь мощное вооружение, большую дальность полёта и лучшую маневренность по сравнению с исходным F-16.
Первый полёт нового самолёта состоялся в июле 1982, однако лётные испытания по этой программе были свёрнуты в конце 80-х гг. по инициативе ВВС США, а два построенных самолёта были переданы NASA для исследовательских целей.

«Night Falcon» и серия «Блок 50»

С декабря 1988 года начался выпуск серии «Блок 40/42» «Night Falcon», с контейнерами прицельно-навигационной маловысотной системы LANTIRN, РЛС APG-68V, цифровой системой управления полётом и системой автоматического следования рельефу местности. «Night Falcon» может нести УР AGM-88B. С увеличением количества оборудования повысился взлётный вес самолёта, что повлекло за собой усиление шасси. С декабря 1991 г. стали выпускаться серии «Блок 50» и «Блок 52». Эти машины имеют РЛС APG-68, новый ИЛС, совмещённый с системой ночного видения, более мощную ЭВМ, а также устройства разбрасывания диполей и ИК-ловушек. Эти последние варианты F-16 оборудованы двигателями F110-GE-229 и F100-PW-220.

Истребитель-перехватчик ПВО

С октября 1986 года ВВС США приступили к модернизации 270 машин F-16A/B по программе ADF по переоборудованию самолётов в истребители-перехватчики ПВО. Эти машины получили усовершенствованную РЛС, способную отслеживать мелкие цели, и ПУ для ракет AIM-7 «Sparrow», способных поражать объекты за пределами визуальной видимости. F-16 ПВО могут нести 6 УР AIM-120, AIM-7 или AIM-9 класса «воздух-воздух».

Боевое применение


Гражданская война в Ливане

26 апреля 1981 года в период обострения ситуации в Ливане израильские истребители F-16 участвовали в налёте на лагеря палестинских боевиков. 28 апреля были одержаны первые воздушные победы - самолетами 117-ой эскадрильи сбиты два вертолёта Ми-8 из состава сирийского воинского контингента в Ливане. 14 июля того же года F-16 (пилот - Амир Нахуми, командир 110-ой эскадрильи) одержал первую воздушную победу над самолётом, сбив сирийский истребитель МиГ-21.

Накануне и в ходе операции «Мир Галилее» летом 1982 года F-16 был одним из двух основных истребителей ВВС Израиля. Он широко применялся в воздушных боях с сирийской авиацией, главным образом самолётами МиГ-21, МиГ-23МС/МФ и МиГ-23БН. По израильским данным, всего в апреле-июне 1982 года пилотами F-16 было одержано 48 воздушных побед без единой потери. В дальнейшем самолёты этого типа продолжали привлекаться к рейдам на палестинские базы в Ливане; в ходе такого налёта 23 ноября 1989 года один самолёт был повреждён зенитным огнём, но впоследствии вернулся в строй.


По советским и российским данным, в ходе Ливанской войны в воздушных боях было сбито не менее 6 самолётов F-16, точных цифр их побед не приводится. При этом утверждается, что 5 F-16 были сбиты истребителями МиГ-23МФ, однако некоторые обстоятельства не позволяют убедительно подтвердить уничтожение израильских самолётов. Как следует из статьи В. Бабича (служившего военным советником в единственной сирийской эскадрилье МиГ-23МФ) «МиГ-23МФ в ливанской войне», все эти победы были засчитаны сирийским пилотам на основе их собственных докладов («По докладам лётчиков, сбито 5 самолётов противника…»). Вероятно, иных подтверждений одержанных побед (обломки самолётов, пленные пилоты, записи фотопулемётов) у сирийской стороны не имелось. Также В.Бабич никак не доказывает истинность своих утверждений (например ссылаясь на конкретные документы или официальные заявления уполномоченных лиц Сирии или СССР), по сути оставляя читателю только возможность верить или не верить ему на слово.

Налёт на иракский ядерный центр

7 июня 1981 года восемь израильских F-16 участвовали в налёте на иракский ядерный реактор Озирак под Багдадом. Они входили в ударную группу; прикрытие осуществляли шесть F-15. В результате налёта строящийся реактор был необратимо повреждён.

Вторая Интифада

С мая 2001 года F-16 ограниченно привлекались к ударам по целям на территории Палестинской автономии в ответ на террористические акции палестинский организаций.

Налёт на Сирию

5 октября 2003 года, в ответ на теракт в ресторане Хайфы, организованный группировкой «Исламский Джихад», израильские F-16 совершили налёт на базовый лагерь группировки в Сирии.


Вторая Ливанская война

В 1990-е и 2000-е годы F-16 участвовали во множестве налётов на позиции группировки «Хизбалла» на юге Ливана. В июле-августе 2006 года они активно использовались во Второй Ливанской войне. Единственной потерей стал F-16I, разбившийся 19 июля по технической причине во время взлёта; оба члена экипажа выжили.

В ходе неудавшейся попытки переворота в Венесуэле в ноябре 1992 года обе эскадрильи ВВС страны, вооружённые F-16, остались лояльны правительству. Они выполняли ударные задачи, а также сбили 3 самолёта мятежников.


Боснийская война

F-16 из состава ВВС нескольких стран НАТО принимали участие в патрулировании запретной для полётов зоны над Боснией, введённой в 1993 году. При этом имел место один воздушный бой (28 февраля 1994 года), в котором американским истребителям удалось сбить 4 штурмовика боснийских сербов. В августе-сентябре 1995 года самолёты США, Дании и Нидерландов наносили удары по сербским позициям в рамках операции «Deliberate Force». За время операций над Боснией потерян один F-16 ВВС США - он был сбит с земли 2 июня 1995 года; пилот катапультировался и через несколько дней был эвакуирован.

Военная операция против Югославии

В ходе воздушной кампании 1999 года F-16 был одним из основных ударных самолётов НАТО; в боевых действиях участвовали самолёты ВВС США, Бельгии, Дании, Нидерландов, Турции. Американские самолёты активно использовались для борьбы с югославскими радарами. За время кампании пилоты «Файтинг Фалконов» одержали две воздушные победы над истребителями МиГ-29, причём одна из них принадлежала лётчику Королевских ВВС Нидерландов. По официальным данным НАТО, потери составили один самолёт, который был сбит 2 мая зенитно-ракетным комплексом С-125; пилот катапультировался и был эвакуирован. Сербские и российские источники утверждают о более тяжёлых потерях (по одному из изданий - не менее 7 «достоверно сбитых» F-16.

Военная операция в Афганистане

В воздушных операциях октября-декабря 2001 года принимали участие только американские F-16. В апреле 2002 года один из американских самолётов оказался вовлечён в инцидент «дружественного огня», атаковав канадское подразделение (погибли 4 канадских военнослужащих). С 2002 года на авиабазе Манас (Киргизия) дислоцировалась смешанная эскадрилья, состоявшая из F-16 ВВС Дании, Нидерландов и Норвегии. Единственная потеря произошла 31 августа 2006 года, когда в Афганистане потерпел катастрофу самолёт Королевских ВВС Нидерландов.

Война в Персидском заливе

F-16 был самым массовым боевым самолётом авиации Многонациональных сил (всего задействовано 249 единиц) и совершил наибольшее количество вылетов (около 13 450). Применялся в качестве ударного самолёта и для подавления РЛС противника («Дикие ласки»). Не было одержано ни одной воздушной победы, потери составили 3 машины в небоевых происшествиях накануне войны и 7 машин в ходе войны (как по боевым, так и по небоевым причинам). Таким образом, относительный уровень потерь составил один самолёт на 1900 боевых вылетов; живучесть однодвигательного F-16 оказалась выше, чем двухдвигательных A-10 (6 потерь при 8100 вылетах), F-15E (2 потери при 2100 вылетах), «Торнадо» (8 потерь британских самолётов при 2000 вылетов).Однако подобные прямые сравнения не совсем уместны, так как различные типы самолётов выполняли различные задачи, связанные с разным риском.

Ирак, 1992-1993

В конце 1992 года резко обострилась ситуация на юге Ирака, где были развёрнуты иракские средства ПВО, представлявшие угрозу для самолётов американских и британских самолётов, осуществлявших патрулирование южной неполётной зоны. В январе 1993 года американские F-16 участвовали в налёте на позиции ПВО. В ходе кризиса «Файтинг Фалконы» сбили два иракских самолёта, вторгшихся в неполётную зону - МиГ-25 и самолёт неустановленного типа (МиГ-23 или МиГ-29).

Ирак, 1998-2003

В декабре 1998 года F-16 применялись в короткой военной операции против Ирака «Лиса пустыни». После неё «Файтинг Фалконы» продолжали патрулировать неполётные зоны над северной и южной частью Ирака и участвовали во множестве инцидентов, связанных с действиями иракской системы ПВО.

Вторая иракская кампания

Как и ранее, американские F-16 применялись в роли ударных самолётов. В ходе вторжения коалиционных сил в Ирак (март-апрель 2003 года) они не имели потерь и воздушных побед в силу полного бездействия иракских ВВС. С началом партизанской войны авиация продолжала действовать, оказывая непосредственную поддержку войскам международной коалиции и нанося удары по выявленным группам боевиков, причём часть F-16 базировалась непосредственно на территории Ирака. 7 июня 2006 года в результате удара двух «Файтинг Фалконов» был убит лидер иракской ячейки организации Аль-Каида Абу Мусаб Аль-Заркави.

Афганская война


Пакистанские истребители с середины 1980-х годов активно действовали в районе афгано-пакистанской границы, охраняя воздушное пространство страны от периодических вторжений авиации СССР и Афганистана. В 1986-1989 годах истребители F-16 сбили несколько афганских Су-22, Ан-24 и Ан-26, а также один советский штурмовик Су-25, пилотировавшийся Александром Руцким (4 августа 1988 года). Заявлялось также о сбитии сразу двух истребителей МиГ-23 в одном бою, что, однако, не соответствует действительности. 29 апреля 1987 года один из F-16 был потерян при невыясненных обстоятельствах. ТАСС заявил, что самолёт были сбит ПВО Афганистана.

Греция

И турецкие, и греческие F-16 неоднократно участвовали в воздушных инцидентах между ВВС двух стран. Практически всегда такие инциденты происходили без открытия огня, однако 8 октября 1996 года это правило было нарушено: греческим истребителем Мираж 2000 был сбит турецкий F-16, один из членов экипажа которого погиб. Информация об этом случае скрывалась обеими сторонами и была признана турецким представителем только в 2003 году

Официальная статистика воздушных побед и поражений

Согласно официальной информации ВВС США и НАТО, F-16 ВВС США и стран НАТО одержали в общей сложности 8 воздушных побед. Все победы были одержаны в Ираке и на Балканах.

Кроме того, согласно официальной информации ВВС Израиля, израильскими F-16 было одержано около 40 воздушных побед над самолётами ВВС Сирии.

Таким образом общее число воздушных побед F-16 под управлением пилотов из США, Израиля и стран НАТО составляет около 50 самолётов.

Технические характеристики

ЛТХ:
Модификация F-16/79 FX
Размах крыла, м 9.95
Длина самолета со штангой ПВД,м 15.06
Высота самолета,м 4.98
Площадь крыла, м2 27.87
Масса, кг
пустого самолета 7730
взлетная нормальная 11633
максимальная боевая 17010
Тип двигателя: 1ТРД General Electric J79-GE-17X
Максимальная тяга, кгс 1 х 8165
Максимальная скорость
у земли 1420
на высоте 12200 м 2124
Практическая дальность, км 1520
Практический потолок, м 16750
Макс. эксплуатационная перегрузка 9
Экипаж, чел 1

Вооружение

  • Стрелково-пушечное: 1 × 20 мм шестиствольная пушка M61A1 с 511 сн.
  • Точки подвески: 9
  • под фюзеляжем: 1 000 кг
  • внутренние: 2 × 2 041 кг
  • центральные: 2 × 1 587 кг
  • внешние: 2 × 318 кг
  • на законцовках: 2 × 193 кг
  • дополнительные точки для подвесного оборудования по бокам воздухозаборника: 2 × 408 кг

Управляемые ракеты:

  • ракеты «воздух-воздух»: AIM-7, AIM-9, AIM-120, AIM-132, Python 3, Python 4, Derby, Sky Flash, Magic 2
  • ракеты «воздух-поверхность»: AGM-65A/B/D/G, AGM-45, AGM-84, AGM-88, AGM-154 JSOW, AGM-158 JASSM, Penguin Mk.3

Бомбы:

  • корректируемые: GBU-10, GBU-12, GBU-15, GBU-22, GBU-24, GBU-27, GBU-31 JDAM
  • корректируемые кассетные (c WCMD): CBU-103, CBU-104, CBU-105,
  • свободнопадающие: Mark 82, Mark 83, Mark 84
  • Пушечные контейнеры: 1× GPU-5/A с 30 мм пушкой

В феврале 1980 года General Dynamics предложила использовать версию Fighting Falcon с радикально модифицированной формой крыла, первоначально предложенную для использования на сверхзвуковых авиалайнерах типа Конкорда. Проект получил название SCAMP (Supersonic Cruise and Maneuvering Program), а затем был переименован в F-16XL. Дельтовидное треугольное крыло с двойной стреловидностью по передней кромке обладало общей площадью в 58.8 квадратных метра (более чем вдвое превышая площадь стандартного крыла F-16).

Целями исследований были новаторские формы и кривизна профиля крыла для обеспечения эффективной сверхзвуковой крейсерской скорости, сохраняя при этом маневренность до звуковых истребителей. Конструкция должна была обеспечить низкое сопротивление при высоких дозвуковых или сверхзвуковых скоростях без ущерба маневренности на низких скоростях.

Программа первоначально финансировалась заводом-изготовителем и в ней было задействовано два опытных F-16A. В конце 1980-х ВВС США и General Dynamics договорились о совместной программе испытаний, а ВВС предоставили третий и пятый опытные F-16 (бортовой номер А-3, серийный номер 75-0747 и А-5, серийный номер 75-0749) для переоборудования в прототипы F-16XL.

Фюзеляж был удлинен на 142 см до 16.5 метров посредством двух новых вставок на стыках между тремя основными узлами фюзеляжа: одна 66-и сантиметровая вставка была размещена в точке заднего сопряжения крыла (rear split point), а 76-и сантиметровая в передней. Однако задняя 66-и сантиметровая вставка не представляла из себя непрерывный сегмент от основания до вершины. Below the wing, a 26 inch segment was inserted just aft of the main landing gear, above the wing the segment was still 26 inches long, but inserted 26 inches farther aft than the segment below the wing. Под крылом эта вставка, 26 дюймов сегменте вводили непосредственно в кормовой части основного шасси, над крылом сегменте по-прежнему 26 дюймов в длину, но вставлены 26 дюймов дальше кормовой чем сегмент под крылом. В результате эта вставка была похожа на обратную "Z". Удлинения фюзеляжа позволили сделать хвостовую часть скошенной до 3 градусов, необходимых для предотвращения касания сопла двигателя взлетно-посадочной полосы во время взлета и посадки.


По той же причине XL не имеет подфюзеляжных килей, но они ему и не нужны, так как в целом характеристики стабильность XL оказались выше, чем у F-16.

Шестидесяти шести сантиметровая вставка повлияла на воздухозаборник двигателя своей нижней частью, потому как передняя вставка фюзеляжа была применена только к верхней части фюзеляжа. В результате воздухозаборник двигателя F-16XL оказался на 66 см длиннее, чем на стандартном F-16A.

Форма крыла в плане была изменена на стреловидное крыло с изломом по передней кромке площадью на 120% больше, чем оригинальное крыло F-16. С целью сохранения веса нового крыла в его верхних и нижних слоях обшивки широко использовались углеродные композиционные материалы. Таким образом, экономия веса только в крыльях составила 272 килограмма. Конструкция лонжерона крыла обладает углом стреловидности от 50º до 70º и стала на 1179 килограмма тяжелее оригинального. Увеличение внутреннего объема, как за счет удлинения фюзеляжа, так и расширения крыла увеличило на 82% внутренние топливные емкости, а увеличившаяся площадь крыла позволила увеличить количество точек подвески до 27-и увеличив при этом боевую нагрузку почти в 2 раза. Несмотря на получившееся удлинение фюзеляжа, новое обозначение XL вовсе не обозначает "Extra Large" (очень большой).

Посредством улучшения формы крыла и оптимизации кривизна профиля, окончательная конфигурация самолета обеспечила 25%-ное улучшение максимальной подъемной силы относительно F-16 на сверхзвуковых скоростях и 11%-ное улучшение на дозвуковых. Управляемость F-16XL достаточно отличалась от стандартного F-16, обеспечивая более устойчивый (гладкий) полет на высоких скоростях и малых высотах. В итоге получился очень дельный истребитель ​​с большим крылом обеспечивающим интеграцию большого количества вооружения на внешних подвесках.

Первый из двух F-16XL (серийный номер 75-0749) подвергшихся изменению был одноместным и оснащался турбореактивным двигателем F100-PW-200. Впервые его поднял в небо 3-го июля 1982-го года Джеймс Мак-Кинни (James McKinney). Второй F-16XL (серийный номер 75-0747) первоначально оснащался турбореактивным двигателем General Electric F110-GE-100 с тягой 13 тонн. Он был переделан из 3-го опытного самолета (бортовой номер А-3), который был серьезно поврежден в аварии при посадке во время дня открытых дверей в августе 1980-го года. При взлете у самолета лопнула шина носового шасси. Было принято решение садиться не выпуская шасси. В результате самолет сильно пострадал. Когда планер прибыл в Форт-Уэрт для использования в программе XL у него отсутствовала вся передняя часть самолета. В процессе ремонта он был переоборудован в двухместный. В качестве самолета XL он в первый раз был поднят в воздух 29-го октября 1982-го года пилотируемый Алексом Вольфом (Alex Wolf) и Джимом Мак-Кинни (Jim McKinney).

В марте 1981-го года ВВС США объявили о создании нового усовершенствованного тактического истребителя. General Dynamics предложила на конкурс истребитель F-16XL, а компания McDonnell Douglas двухместный F-15B Eagle. Благодаря увеличенным емкости топливной системы и боевой нагрузки F-16XL мог нести в два раза больше вооружения чем F-16 и обладал увеличенной на 40% дальностью полета. Повышеная боевая нагрузка могла быть размещена на 27-и узлах подвески расположенных следующим образом:

16 под крыльями по 340 кг каждая
4 для подвески ракет AMRAAM AIM-120, частично скрытых в корневой части крыла
2 на законцовках крыла
1 центральный подфюзеляжный пилон
2 под крыльями для "тяжелых" боеприпасов
2 в нижней передней части фюзеляжа для низковысотных навигационных прицельных инфракрасных систем LANTIRN

Тем не менее, "тяжелая" подвеска на каждом крыле располагалась на том же расстоянии от центра фюзеляжа, что и две обычные подвески. Это означает, что можно было использовать либо одну "тяжелую" либо две обычные подвески, но не то и другое одновременно.

Кроме того, когда на "тяжелой" подвеске размещался дополнительный топливный бак, он физически закрывал еще одну точку подвески под крылом. Поэтому с внешними топливными баками максимальное количество точек подвески для вооружения на крыльях сокращалось до 10. С другой стороны, устройство для крепления двух бомб могло быть также размещено под фюзеляжем. Без использования дополнительных топливных баков максимальное количество боеприпасов калибра 227 кг было увеличено до 16. XL также мог нести под фюзеляжем, сбрасываемый 1100 литровый топливный бак.

В феврале 1984-го года ВВС США объявили о предпочтении истребителя McDonnell Douglas известного как F-15E Strike Eagle. Если бы F-16XL выиграл конкурс, то были бы произведены самолеты F-16E как одноместные и F-16F как двухместные. Ведущий инженер проекта XL Джон Г. Уильямс (John G. Williams) сказал: "XL чудесный самолет, но он стал жертвой ВВС США желающих продолжить производство F-15, что вполне объяснимо. Иногда вы выигрываете эти политические игры, иногда нет. По большинству параметров XL превосходит F-15 в качестве штурмового самолета, но и F-15 достаточно хорош."

После проигрыша в конкурсе министерства обороны летом 1985-го года General Dynamics вернул оба F-16XL в Форт-Уэрт, где и разместил их на хранение. Эти самолеты совершили 437 и 361 вылетов соответственно, и хотя сверхзвуковая крейсерская скорость без форсажа была первоначальной целью программы F-16XL, самолет так ни разу и не смог её выполнить в полной мере.

В конце 1988-го года оба опытных образца были изъяты с хранения переданы NASA, где им были присвоены бортовые номера 849 (А-5, #75-0749) и 848 (А-3, #75-0747). В NASA они использовались для изучения концепции аэродинамики крыла для улучшения воздушного потока при сверхзвуковом полете.

Первый F-16XL снова поднялся в воздух 9-го марта 1989-го года и перелетел в летно-исследовательский центр Эймс-Драйден на авиабазе Эдвардс. Этот самолет был модифицирован для исследования влияния движения вихревых потоков вдоль крыла. Для этого на экспериментальной титановой части левого крыла (так называемые перчатки) были проделаны лазером миллионы крошечных отверстий (около 2500 отверстий на квадратный дюйм, всего половина квадратного метра отверстий).

Целью этого устройства разработанного и построенного Rockwell International"s North American Aircraft Division было удерживать (путем активного подсоса) пограничный слой воздуха, обеспечивая его ламинарное течение. Этот турбулентный слой воздуха, образующийся как правило на поверхности крыла, отрицательно влияет на летные характеристики, вызывая повышенные сопротивление и расход топлива. Удаляя турбулентный слой воздуха, ламинарный поток касается поверхности крыла создавая при этом гораздо меньше сопротивление. Исследования НАСА по улучшению ламинарного потока начались в 1926-ом году, когда предшественник организации НАСА, Национальный консультативный комитет по аэронавтике (NACA) сфотографировал турбулентность воздушного потока в аэродинамической трубе в своем исследовательском центре Лэнгли в Хэмптоне, штат Вирджиния. В воздушный поток был введен дым и сфотографирован, демонстрируя визуальные признаки турбулентности на верхней поверхности крыла.

Ранние исследования привели к рекомендациям об устранении источников возникновения турбулентности и ликвидации выступающих головок заклепок и других конструктивных особенностей способствующих возникновению турбулентности при высоких скоростях полета.

Первый полет с новым крылом состоялся 3-го мая 1990-го года, самолетом управлял пилот Стив Ишмаэль (Steve Ishmael). В январе 1995-го года он провел серию скоростных испытаний совместно с самолетом НАСА SR-71. Самолеты были использованы для изучения характеристик звукового удара в рамках программы создания сверхзвукового пассажирского самолета. Скорость во время этих испытательных полетов колебалась от 1.25 Маха до 1.8 Маха. Во время полетов инженеры зафиксировали как на звуковые удары влияют атмосферные условия.

Позже борт номер один был передан НАСА в Лэнгли, штат Вирджиния, где он входил в программу летных испытаний с целью улучшения летных характеристик при взлете и снижения шума двигателя. Он был выкрашен в черный цвет с желтыми полосами и белой передней частью фюзеляжа. Самолет номер 849 вернулся на авиабазу Эдвардс в 1995-ом году где он принял участие в исследовании звуковых ударов совместно с SR-71A.

Второй F-16XL (двух-местный) был доставлен в НАСА с экспериментальным двигателем, который необходимо было заменить до начала проведения летных испытаний. NASA приобрело двигатель General Electric F110-129 обеспечивший на удивление хорошие характеристики. Сверхзвуковая крейсерская скорость в 1.1 Мах была случайно достигнута уже в начале программы на высоте в 6000 метров. Пассивные "перчатки" (обтекатель из пены и стекловолокна) были установлены на правое крыло с целью исследования аэродинамических характеристик вдоль передней кромки на сверхзвуковой скорости, шумов и давления. На левое крыло был установлен новый активный обтекатель ​​(вдвое превышавший по размерам установленный на предыдущем самолете) изготовленный из пенопласта и стекловолокна обтекатель вокруг испытательной секции из высокотехнологичного композита с пористой обшивкой из титана. Несмотря на несимметричность крыльев, самолет оказлся легок в управлении.

Обтекатель имеет максимальную толщину в 63 мм и покрывает 75% поверхности крыла и 60% его передней кромки. S-образный контур крыла был продлен по левой стороне прямо вперед чтобы более точно соответствовать предлагаемой форме крыла сврхзвукового пассажирского самолета. Активный участок (средние 66% от обтекателя) имеет по крайней мере 2500 проделанных лазером отверстий и покрывает по крайней мере площадь в 0.9 квадратных метра. Отверстия ведут в 20 полостей под поверхностью крыла используемых для управления подсосом на поверхности крыла. Обтекатель приклеен к самой обшивке при помощи эпоксидных смол. После того как с самолета была удалена краска, на композитную обшивку были нанесены пару слоев стекловолокна, выступающих в качестве защиты обшивки при демонтаже обтекателя. В настоящее время этот самолет используется в качестве тестового стенда в исследовательском проекте сверхзвукового ламинарного потока.

Летно-технические характеристики:
Экипаж: один (два на втором XL)
Длина самолета со штангой ПВД: 16.51 м
Размах крыла: 10.44 м
Высота: 5.36 м
Площадь крыла: 61.59 м²
Вес пустого самолета: 9980 кг
Максимальный взлетный вес: 21800 кг
Тип двигателя: турбореактивный Pratt & Whitney F100-PW-200, General Electric F110-GE-129 (второй самолет)
Тяга: 54.5 кН, 76.3 кН (второй самолет)
Максимальная тяга: 106.0 кН, 128.9 кН (второй самолет)
Максимальная скорость на высоте 12000м: 1.8 Маха/2027 км/ч, 2.05 Маха/2253 км/ч (второй самолет)
Крейсерская скорость: 965 км/ч
Практическая дальность: 4590 км
Практический потолок: 15 240 м
Скороподъемность: 315 м/с
Максимальная эксплуатационная перегрузка: 9
Вооружение: шестиствольная20-мм пушка General Electric M61A1 Vulcan (6000 выстрелов в минуту, 511 патронов)
Боевая нагрузка: - 6800 кг на 17-и узлах подвески