В русском алфавите есть две удивительные буквы – Ь и Ъ – они не обозначают звуков! Зачем же они тогда нужны? О важности мягкого знака в русском языке, о его функции в речи – говорим сегодня.

Три роли одной буквы

Мягкий знак - одна из букв, функция которых изменилась в процессе развития языка. Когда-то эта буква называлась «ерь» и обозначала очень короткий гласный звук (редуцированный) - что-то среднее между Е и И.

В результате развития языка звук, обозначаемый буквой ерь, исчез. Если эта буква была под ударением, она превратилась в Е; если без ударения в середине слова - просто исчезла (именно этим объясняется чередование с нулем звука: пень - пня, например); на конце слова она стала обозначать мягкость согласного.

Итак, мягкий знак может быть показателем мягкости согласного (день). Может указывать на грамматический признак (например, на 3 склонение существительного: помощь, но плащ).

А может быть разделительным.

Что разделяет мягкий знак?

Разделительный мягкий знак называется так потому, что он словно бы разделяет слово на части: часть после знака произносится так, как будто с этого места начинается новое слово. Если после разделительного мягкого знака стоит, например, буква Я, она читается так же, как и в начале слова: [йа]. Эта тема изучается еще во 2 классе и обычно не вызывает сложностей в отношении правописания, но ошибки в фонетическом разборе не редкость. Давайте рассмотрим примеры:

Статья – [стат’й’а´]

Пьёт – [п’йо´т]

Вьюга [вйу´га]

Гласные Е, Ё, Ю, Я после разделительного мягкого знака обозначают по два звука: е - [й’э], ё - ]й’о], ю - [й’у], я - [й’а].

В каких же случаях употребляется разделительный мягкий знак? После любого согласного, кроме Й, перед Е, Ё, Ю, Я, И. При этом согласный звук вовсе необязательно будет звучать мягко, так как в данном случае мягкий знак выполняет другую задачу. Однако важно помнить, что это правило не действует после приставок. После приставок на согласный перед Е, Ё, Ю, Я ставится не мягкий, а твердый разделительный знак!

Итак, в соответствии с правилом разделительный мягкий знак пишется после согласного перед Е, Ё, Ю, Я, И в любом месте предложения, кроме позиции после приставки.

Особенности употребления мягкого знака в словах иноязычного происхождения

Посмотрим на слова, употребленные в предложении: «Почтальон ел бульон с шампиньонами».

Слова «почтальон», «бульон», «шампиньон» заимствованы из французского языка. Русская орфография пыталась следовать произношению этих и других аналогичных слов, этим и объясняется нетипичное для нашего языка написание мягкого знака перед О.

Приведем примеры таких слов:

  • Бульон.
  • Медальон.
  • Шампиньон.
  • Почтальон.
  • Каньон.
  • Котильон.
  • Батальон.
  • Павильон.

Как не ошибиться в слове с разделительным знаком?

Если после согласной следует гласная Е, Ё, Ю, Я, И, то необходимо определить, не находится ли эта буква на стыке между приставкой и корнем. Если перед нами приставка, оканчивающаяся на согласную, а за ней строит Е, Ё, Ю, или Я, то в этом месте надо писать не мягкий, а твердый знак. И после приставки на согласный переходит в Ы (исключение «взимать», слова с иноязычными и некоторыми другими приставками). Если же это не граница приставки и корня, то надо писать мягкий знак. Приведем примеры: вьюга, шьет, чья, птичьи, соловьи, колье.

Жильё, бельё, вороньё, веселье, варенье, раздолье, гостья, обезьяна, кушанье, ученье, певунья, шалунья, семья, ружьё, платье, листья, гроздья, соловьи, перья, сучья, прутья, муравьи, хлопья, деревья, крылья, воробьи, колосья, братья, стулья, волчьи, заячьи, птичьи, лисьи, пьют, льют.

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Записать предложения. Подчеркнуть слова с разделительным мягким знаком (ь).

1. Работники отдыхают под тенью старого дуба. 2. Здоровье человека - его главное богатство. 3. Свинья ищет жёлуди под дубом. 4. Борись с грязью и пылью. 5. На ветру сохнет бельё.6. Мороз расписал окно белыми перьями. 7. В углу стоит старое ружьё. 8. Шалунья обезьянка прыгает по веткам. 9. Попугай чистит перья.

1. Третью неделю очень холодно. 2. Сорочьи стаи кружат над парком. 3. Мальчик бьёт в барабан. 4. Осенью льют дожди. 5. На летнем лугу раздолье. 6. Тело собаки покрыто густой шерстью. 7. От реки тянет сыростью. 8. Зимний лес оделся в белое платье. 9. Февраль силён метелью, а март капелью.

ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

1. Выписать слова с разделительным мягким знаком (ь).

ПОСЛОВИЦЫ

1. Тяжело в ученье - легко в бою. 2. Счастье не в воздухе вьётся, а руками достаётся. 3. Красна птица перьями, а человек ученьем. 4. Отольются волку овечьи слёзы. 5. Всякий кузнец своего счастья.

ЧТО ЕДЯТ ЗВЕРИ

У каждого животного есть любимые кушанья. Верблюд питается верблюжьей колючкой. Возле лисьей норы можно увидеть перья птички. Волк тоже хищник. Волчьи следы всегда приведут к другому животному. Медвежье лакомство - сладкие коренья. Любит мишка и медку из улья попробовать. Любимая заячья еда - морковка. А мой пёс Демьян любит полакомиться костью.

2. Выписать сначала слова с разделительным мягким знаком (ь), а потом слова, в которых мягкий знак (ь) указывает на мягкость предыдущего согласного.

УЧИСЬ ТРУДИТЬСЯ

В каждое дело нужно вложить большой труд. Ничего не делается по щучьему веленью, по твоему хотенью. Помнишь сказку про Емелю? Привыкай с детства трудиться. Помогай старшим. Не ленись учиться. И ты всего в жизни добьёшься. Терпенье и труд всё перетрут!

ЛЕТОМ В САДУ

Ветви фруктовых деревьев гнутся от тяжести спелых плодов. Пришла пора варить варенье. Надо спешить. Воробьиные и сорочьи стаи тоже хотят полакомиться сладкой вишенкой. С раннего утра слышно хлопанье их крыльев. А то вдруг набежит ненастье. Польёт дождик, поплывут в ручьи ягодки малины и смородины. Скоро все соберутся у мамы на кухне. Будем пробовать варенье. Вот будет веселье!

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ И ПРОВЕРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

Подчеркнуть слова с разделительным мягким знаком (ь).

Вот и пришло лето. Через окно деревенского домика видно зелёное раздолье. По дороге рядом с лошадью чёрной тенью бежит жеребёнок. Дорога покрыта пылью. Белой кистью небесный художник раскидал по небу перья облаков. Скоро польёт дождик. Он оденет траву и деревья в изумрудное платье. Напьются воды луговые травы. Встанет над степью радуга. А высоко в небе будут носиться по небу птичьи стаи.

НОВОСЕЛЬЕ

Мой лучший друг - Серёжа. Наши родители тоже дружат. Мы часто ходим друг к другу в гости. Семья Серёжи получила новое жильё. И Серёжа будет учиться в другой школе. С грустью я думаю об этом. Но мы всё равно будем встречаться. Серёжа пригласил нас на новоселье. Наши семьи опять соберутся в воскресенье.

Мой любимый завтрак - кукурузные хлопья. Они очень полезны для здоровья. Их можно очень быстро приготовить. Я налью в них молока и добавлю фруктов и мёда. А можно положить и варенье. И не надо звать на помощь маму. Она сейчас пьёт чай. Я теперь сам готовлю себе завтрак. Приготовлю тарелочку и для сестры. Она тоже любит хлопья.

План.

I. Актуальность проблемы.

II. Анализ ошибок по теме «Разделительный мягкий знак».

III. Цель и задачи коррекционной работы, место темы в цикле коррекционно-развивающих занятий.

IV. Основные принципы работы.

V. Направления логопедической работы.

VI. Логопедическая работа
- на уровне слога
- на уровне слова, словосочетания, предложения, текста.

VII. Результативность работы.

VIII. Литература.

Актуальность проблемы.

Тема «Разделительный мягкий знак» является одной из самых сложных тем, изучаемых в начальной школе. Ошибки по написанию слов с разделительным мягким знаком являются очень распространенными и стойкими у большинства детей и, особенно у детей с нарушениями письма.

Несмотря на актуальность проблемы, тема «Разделительный мягкий знак» в логопедической литературе представлена в недостаточной мере, поэтому, работая практически, я разработала свою методику преподавания, с которой я хочу Вас познакомить.

Работая над преодолением ошибок на письме по данной теме у учащихся начальной школы, я проанализировала виды ошибок, выяснила их причины, разработала приёмы выявления и способы их устранения. Результаты этой работы я представила в таблице « Анализ ошибок по теме «Разделительный мягкий знак», которая может быть полезна не только логопедам, но и учителям начальной школы, преподавателям русского языка, а также родителям учащихся.

Виды и проявления ошибок.

Возможные их причины

Приёмы выявления

Способы устранения.

I. Пропуск разделительного мягкого знака в слове, например: солови -

1. Незнание правила.

2.Неправильное произношение слов из-за несовершенства органов артикуляции, либо в силу национальных особенностей речи (пишет как произносит)

3.Несформированность или нарушение фонематического восприятия.

1. Попросить ребенка рассказать правило.

3. Попросить ребенка повторить за Вами слоги или слова с разделительным мягким знаком и без,

например: ля – лья - ля,

солю - солью,

полет - польет,

Коля – колья,

показать нужную картинку,

Например: покажи, где Коля, а где колья.

1. Выучить или повторить правило.

2. Упражнять ребенка в правильном произношении слогов, а затем слов с разделительным мягким знаком (Сначала слушание образца правильного произношения, затем отраженное, а после самостоятельное воспроизведение).

3. Формировать фонематическое восприятие, начиная со слогового уровня, используя опору на различные анализаторы:

а) Зрительный анализатор:

* дидактическое пособие ля- лья;

*слоговая таблица с опорными знаками ле – лье;

*индивидуальные зеркала (при произнесении слогов с разделительным мягким знаком губы сильнее растягиваются в улыбку).

б) Кинестетический анализатор – при произнесении слога с разд.ь. чувствуется более сильное напряжение губ, щёк, поднятие и отодвигание языка назад.

в) Кинетический (двигательный) анализатор - слог без разделительного Ь - движение руки вперед ровно на одном уровне, слог с разделительным Ь знаком – волнообразное движение рукой вперёд.

г) Слуховой анализатор – слитное звучание слогов без разделительного Ь знаком, раздельное – с разделительным Ь знаком, появление звука Й.

II. Неуместное использование разделительного Ь знака в словах,

1.Несформированность или нарушение фонематического слуха.

2.Неусвоение правила обозначения мягкости согласных гласными 2 ряда.

1.См. I, п.3.

2.Попросить ребёнка записать под диктовку слоги ля, ли, лю, те и т.п.

1.См. I, п. 3.

2.Повторить правило обозначения мягкости согласных гласными 2 ряда.

III. Замена разделительного мягкого знака буквами и, е, например:

платие – платье,

веюга – вьюга,

леу – лью

1.Неправильное произношение слов.

2. Нарушение фонематического восприятия.

IV. Замена разделительного мягкого знака буквой й, например:

вйут - вьют

семйя – семья

Недостаточное усвоение темы “Гласные второго ряда”, несформированность графического образа слов с разделительным мягким знаком.

Попросить ребенка записать под диктовку слоги или слова с разделительным мягким знаком.

Повторить тему “Гласные 2 ряда”, дифференцируя при этом понятия “звук” и “буква”. Затем повторить правило написания слов с разделительным мягким знаком.

Из всего разнообразия ошибок по данной теме обязательной логопедической коррекции подлежат ошибки, обусловленные несформированностью фонематического восприятия и неправильным произношением слов.

Цель коррекционной работы:

формирование у детей правильных представлений об акустическом, артикуляционном и графическом образе слов с разделительным мягким знаком.

Задачи.

  1. Научить детей правильному произношению слогов и слов с разделительным мягким знаком.
  2. Формировать у учащихся фонематическое восприятие на слоги и слова с разделительным мягким знаком.
  3. Сформировать у учащихся устойчивые навыки правильной записи слов с разделительным мягким знаком.

На логопедических занятиях данная тема изучается после отработки тем «Дифференциация И-Й», «Гласные 1 и 2 ряда», «Твёрдые и мягкие согласные», «Мягкий знак – показатель мягкости согласных».

Логопедическая работа по теме «Разделительный мягкий знак» проводится с учащимися 2 – 4 классов, так как в 1 классе данная тема по программе начальной школы ещё не изучается. На прохождение данной темы можно отвести в среднем 7 занятий (1 занятие на уровне слога, 2 занятия на уровне слова, по 1 занятию на уровне словосочетаний, предложений, текста и 1 обобщающее занятие).

В работе очень важно учитывать основные логопедические принципы.

  1. Принцип квалификации дефекта – коррекция согласно выявленным причинам ошибок.
  2. Принцип максимального упрощения речевого материала – работу необходимо начинать со слогового уровня (наименьшей в данной теме речевой единицы).
  3. Принцип от простого к сложному – постепенное усложнение речевого материала и заданий. После усвоения уровня слогов переходим на уровень слов, затем уровень словосочетаний и предложений, а потом на уровень текста. При выполнении заданий сначала опора на речь логопеда, затем на самостоятельное проговаривание.
  4. Принцип опоры на сохранные анализаторы (слуховой, зрительный, кинетический, кинестетический и другие).

Направления логопедической работы.

I.Повторение правила.

II.Формирование правильных произносительных навыков.

III.Формирование фонематических представлений.

IV.Формирование навыков правильной записи слов с разделительным мягким знаком.

Рассмотрим подробнее эти направления.

I. Повторение правила.

Разделительный мягкий знак показывает, что согласный не сливается с гласным. Он пишется после согласных букв перед гласными е, ё, ю, я. и. Например: платье, муравьи, вьюга.

II.Формирование произносительных навыков.

  1. Слушание образца правильного произношения.
  2. Сопряжённое воспроизведение.
  3. Отражённое воспроизведение.
  4. Самостоятельное воспроизведение.

Сначала на материале слогов, затем слов, словосочетаний, предложений, текстов.

Например, чистоговорки, которые можно использовать в качестве речевой зарядки в начале занятия:
-Поля поле пашет, Коля колья колет.
- У Татьяны тачка, а у Натальи печенья пачка.
- Ульяна пекла печенье, да перепекла всю выпечку.
-Красна птица опереньем, а человек рукодельем.
-Свинья белорыла полдвора рылом изрыла.
-У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.

III. Формирование фонематического восприятия.

1. С опорой на зрительный анализатор.

-Дидактическое пособие, в котором дети наглядно видят появление разделительного мягкого знака между согласной и гласной. На обратной стороне пособия при желании можно нарисовать подсказку - улыбку, которая растягивается с появлением мягкого знака.
-Слоговая таблица, предназначенная для чтения, дополнена знаками опорами - дугами, которые показывают, где согласный с гласным сливаются, читаются слитно, а где не сливаются и смягчённый согласный звучит отдельно от гласной.
-Индивидуальные зеркала, в которых дети наглядно видят изменения в положении своих органов артикуляции при произнесении слогов без разделительного мягкого знака и с разделительным мягким знаком попарно, например: ля - лья. не – нье. При произнесении слогов с разделительным мягким знаком губы сильнее растягиваются в улыбку.

2. С опорой на кинестетический анализатор.

Логопед задаёт детям вопрос: «Какой слог произнести труднее слог с разделительным мягким знаком или без него?».

Слог с разделительным мягким знаком произнести труднее, чем без него, так как ощущается более сильное напряжение губ и щёк, чувствуется поднятие спинки языка к нёбу, отодвигание языка назад (так как появляется среднеязычный звук Й).

3. С опорой на кинетический (двигательный) анализатор.

Логопед просит детей показать движением руки «дорожки» при звучании слога без разделительного мягкого знака и с разделительным мягким знаком

Слог без разделительного мягкого знака - движение руки вперёд ровно горизонтально на одном уровне («ровная дорожка»), слог с разделительным мягким знаком - волнообразное движение руки («съехали с горки»).

4. С опорой на слуховой анализатор.

Слуховой анализатор в конце нашей работы должен стать основным при определении наличия или отсутствия разделительного мягкого знака в слогах и словах. Дети должны будут научиться слышать раздельное звучание согласного звука и гласного 2 ряда, появление звука Й.

IV. Формирование навыков правильной записи слов с разделительным мягким знаком.

Нередко дети, чувствующие раздельное звучание согласного и гласного звука на слух, неправильно записывают слово. Они вместо мягкого знака пишут букву й, либо вместо буквы и после разделительного мягкого знака пишут букву й, то есть записывают слово, так как оно слышится. Поэтому во избежание подобных ошибок необходимо поработать над закреплением правильного графического образа слов с разделительным мягким знаком.

1.Необходимо использовать различные приёмы, рассчитанные на механическое запоминание зрительного образа слова, (так как психология учит: чем чаще слово воспринимается зрительно, тем прочнее запоминается его графический образ), такие как
- чтение и самостоятельная запись слогов, слов с разделительным мягким знаком,
- вставка буквы ь в слова,
-нахождение места буквы ь в слове по числовому ряду.

Во избежание запоминания неправильного написания слов с разделительным мягким знаком, я считаю нецелесообразным давать задания «Исправь ошибку», пока у ребёнка не сформировался устойчивый навык правильной записи слов.

Для избегания замен букв ь, и на букву й в письменных работах учащихся, необходимо уделить внимание выполнению звукобуквенного анализа слогов и слов с разделительным мягким знаком, обратить внимание детей на отличия в буквенной записи и звуковом составе слога или слова.
Например: лья [л`йа], друзья [друз`йа].

Логопедическая работа по теме «Разделительный мягкий знак» на уровне слога (1 занятие).

Цель.

Ознакомление учащихся с различными приёмами определения наличия или отсутствия разделительного мягкого знака в слогах.

На первом занятии я предлагаю детям послушать сказку и определить, какую работу, кроме смягчения согласных, может выполнять мягкий знак.

Как-то на слоговой полянке гуляли парами согласные и гласные буквы. Они были дружны, держались за руки и пели свои песенки: ля, ви, не, те, дю (демонстрируется пособия). Как звучали звуки слитно или отдельно? (Слитно).

А мягкий знак не мог ничего спеть. Почему? (Потому что он не обозначает звука). Но ему тоже хотелось подружиться с весёлыми гласными и согласными. Он вежливо представился и мягко предложил дружить с ними. Они согласились, взяли его за руки. Сначала мягкий знак встал с парой ля и получилось лья (демонстрируется пособие), потом с ви – вьи, не – нье, те – тье, дю – дью (по возможности произносят дети). Как стали звучать звуки, когда между ними встал мягкий знак? (раздельно, прерывисто). Мягкий знак смягчил согласный, но кроме смягчения он выполнил ещё одну работу. Какую? (Он отделил согласную от гласной). И называется такой мягкий знак разделительным.

Тема нашего занятия «Разделительный мягкий знак», и сегодня мы с вами поучимся находить мягкий знак в слогах. Для этого в течение занятия нам нужно будет найти способы определения наличия или отсутствия разделительно мягкого знака.

1.Уточнение правила.

Разделительный мягкий знак показывает, что согласный не сливается с гласными и пишется после согласных перед буквами е, ё, и, ю, я.

Логопед вывешивает плакат.
Вспомните слова с мягким знаком-показателем мягкости в середине слова, назовите их. Логопед записывает одно слово на доске, например коньки. Между какими буквами стоит буква ь? (Между двумя согласными).

Задание на закрепление правила.

Подчеркните разделительный мягкий знак среди буквосочетаний, данных на карточке, прочитайте слоги с разделительным мягким знаком:
тья, бью, льн, лью, ньк, рьк, вья, онь, едь, вьи, жьё.

Мы с вами нашли один из способов нахождения разделительного мягкого знака - он стоит между согласной и гласной 2 ряда.

2.Слушание, сопряжённое, отражённое и самостоятельное чтение слоговой таблицы с опорными знаками.

Ля – лья
Ви – вьи
Не – нье
Тё – тьё
Дю – дью

Можно ли почувствовать на слух наличие разделительного мягкого знака? (Да, слоги звучат раздельно).

Какой дополнительный звук появляется в слогах с разделительным мягким знаком. (Звук Й)

Откуда он берётся? (Гласные 2 ряда после мягкого знака распадаются на 2 звука, один из которых звук й).

На доске рядом с таблицей логопед записывает транскрипцию слогов с разделительным мягким знаком.

Это 2 способ - определение разделительного мягкого знака на слух.

Логопед делает запись-опору на доске (ухо, [й]).

Но иногда ушки нас подводят, поэтому давайте поищем дополнительные способы нахождения разделительного мягкого знака.

3.Работа с индивидуальными зеркалами и дидактическими пособиями.

Дети должны почувствовать и увидеть изменения, которые происходят с органами речи при попарном произнесении слогов с разделительным мягком знаком и без него. Когда в слоге появляется разделительный мягкий знак,губы растягиваются в улыбке, язык приподнимается и немного отодвигается назад. Слог с разделительным мягким знаком произнести труднее, так как сильнее напрягаются щёки, губы, язык.

Это третий способ - губы растягиваются в улыбке, язык приподнимается.

Логопед и дети зарисовывают знак-опору «улыбку».

А теперь представьте и покажите движением руки дорожку, которую вы представляете, когда произносите слог без разделительного мягкого знака («ровная дорожка»), а теперь с разделительным мягким знаком («горка», «волна»).

Это четвёртый способ - рука «рисует» волну.

Логопед и дети зарисовывают знак-опору.

А теперь давайте потренируемся в нахождении слогов с разделительным мягким знаком.

Упражнения для закрепления.

1.Графический диктант слогов: слог без разделительного мягкого знака ___ - прямая линия, слог с разделительным мягким знаком ~ - «волна».

2.Диктант слогов с опорой на предыдущие схемы, самостоятельное чтение написанных слогов.

3.Физкультминутка с перекидыванием мяча:

«Добавь разделит. мягкий знак»:
зя - зья
бе -
ря -
чи -
ся -
лю -

«Убери разделит. мягкий знак»
лья - ля
рью -
бьи -
сья -
нья -
пью –

4.Игра «Внимательные ушки»

(выполни определённое действие, если в слоге есть разделительный мягкий знак): ни, ньи, ре, рье, чьи, чи, жи, жьи, зья, зя и т.д.

Логопедическая работа на уровнях слова, словосочетания, предложения и текста.

При работе на уровне слова осуществляется закрепление навыков определения наличия, либо отсутствия разделительного мягкого знака в словах. Логопед напоминает, а дети самостоятельно используют специальные приёмы, данные на уровне слога.

На уровне словосочетаний и предложений предполагается активное самостоятельное использование детьми полученных навыков на более сложном речевом материале.

На уровне текста осуществляется окончательная отработка и проверка полученных умений и навыков.

На данных этапах необходимо уделять внимание не только формированию акустико-артикуляционных представлений, но и развитию навыков звукобуквенного анализа слов с разделительным мягким знаком, работе над лексико-грамматической стороной речи, а также развитию связной речи.

Задания и упражнения для закрепления.

1.Игра " Внимательные ушки".

а) хлопни, если почувствуешь, что в слове есть разделительный мягкий знак: ветер, вьюга, стены, платье, лето, лисья, ночью и т. д.

б) назови слово с разделительным мягким знаком из словосочетания или предложения: высокие деревья, лисьи следы, компьютерные игры и т.п. Стулья делают из дерева. Орёл расправил огромные крылья.

2. Игра "Четвёртое лишнее".

а) в слогах не – не – нье – не

б) в словах
- на слух с опорой на речь логопеда: Ульяна, Татьяна, Марина, Наталья
- с опорой на самостоятельное проговаривание:
- по карточкам осен…ю, ноч…ю, кол…ёса, в…юга
- по картинкам

3. Графические диктанты с записью только слога с разделительным мягким знаком.

Обязательно даются слова - «ловушки» без разделительного знака. а) слова: листья - ____тья, лимон - ________

б) словосочетания: птичьи перья - _____чьи ______рья

в) предложения: Дедушка приехал ночью. – I_______ _________ _____чью.

4. Самостоятельный подбор слов на заданные слоги.

ля – Оля, лямка, поляна и т.д.

лья – стулья, крылья, Наталья и т. д.

5. Нахождение места буквы Ь в слове по цифровому ряду.

Даются и "слова-ловушки".

а) с опорой на речь логопеда - оладьи(5), Денис, ателье(5), щалунья (6)

б) с опорой на самостоятельное произношение слов (логопед предъявляет картинку): деревья, колосья, вишня и т. д.

6. Вписывание детьми отгаданных слов в клеточки по типу кроссворда.

Поле подготавливает логопед. Можно использовать различный речевой материал, в том числе и загадки.
Л и с т ь я

Из почек появляются,
Весною распускаются.
Осенью опадают
И все увядают.

7. Задания на вставку буквы ь.

а) в словах: в…юга, в…есна, плат…е, ул…ица

б) в словосочетаниях: шустрые мурав…и, белич…и сл…еды.

в) в предложениях: Плат…е чист…ят щ…ёткой.

г) в текстах:

Апр...ель.
Сн…ег сошёл, запахло прел…ю.
Прокат…ился в н…ебе гром.
Мурав…и под старой ел…ю
Вс…ей сем…ёю строят дом.

8. Работа со словами-паронимами.

Здесь важно показать смыслоразличительную функцию разделительного мягкого знака (если исчезает разделительный мягкий знак, то изменяется значение слова). а) Вставка буквы ь в слово с опорой на картинку.

б) Вставка буквы ь в слово с опорой на смысл прочитанного предложения.
Журавли отправляются в пол…ёт. Дождик их в пути не раз пол…ёт.

в) самостоятельное составление и запись предложений со словами-паронимами.

г) Физкультминутка.
Игра с перекидыванием мяча
"Добавь разделительный мягкий знак в слово": Коля – колья, семя – семья, полёт – полёт, лют – льют, гостя – гостья
"Убери разделительный мягкий знак ": полью – полю, пылью – пылю

9. Задания на словоизменение и словообразование.

а) образование множественного числа слов:
- на уровне слова: лист – листья, крыло – крылья, колос - колосья
- на уровне словосочетания: заячий хвост – заячьи хвосты, волчий зуб – волчьи зубы.
- на уровне предложения: Улетели на юг …………….(соловей) Желтеют в саду ……………….(дерево)

б) образование отчеств от данных имён:
Анатолий – Анатольевич,
Василий –
Юрий -
Илья –
Савелий –
Сергей –
Евгений –

в) образование притяжательных прилагательных
Игра «У кого чья?» (с демонстрацией картинок животных):
У лисы голова чья? Лисья
У зайца? У волка? У белки? У лошади? У коровы? У медведя? У кошки? У собаки?

г) Задания на самостоятельное словоизменение:
- на уровне слова: Измени слово так, чтобы в нём появился разделительный мягкий знак - ночь – ночью, вить - вьют, вьёт, сидеть - сиденье, Наташа - Наталья, весело – веселье.
- на уровне предложений: Не жужжат пчёлы вокруг ……… (улей).
весна, птицы, вить, гнёзда – __Весной птицы вьют гнёзда.__

10. Задания на активизацию и расширение словарного запаса.

Подбор антонимов: болезнь – здоровье, скука – веселье, враги – друзья, легкомысленный – серьёзный, работа - безделье.

11. Выразительное чтение стихотворений.

12. Пересказы текстов.

13. Слуховые диктанты (задания на проверку).

- слова: клочья, Софья, весна, ружьё, ветер, прутья, вьюга.
- предложения: Без терпенья нет ученья.
- текст

Белочка.
У белки жильё из листьев и сучьев. Вьюга воет, а она сидит в тепле. Но вот вьюга утихла. Белочка прыгает по веткам деревьев. Она добывает себе пищу.

Результативность работы

За период с 2008 по 2011 годы логопедические занятия посетили 50 учащихся, допускавших ошибки по теме «Разделительный мягкий знак»

После коррекции 38 учащихся перестали допускать ошибки по теме, что составляет 76% от общего числа учеников с ошибками по теме. 10 учащихся (20%) допускают ошибки иногда.2 ученика (4%) продолжают допускать ошибки по теме.

В результате проведённой коррекционной работы большинство учащихся научились.

  1. Чётко проговаривать слова с разделительным мягким знаком.
  2. Безошибочно определять слова с разделительным мягким знаком на слух.
  3. Правильно записывать слова с разделительным мягким знаком.

Таким образом, можно сделать вывод об эффективности предложенной мной методики.

Литература.

  1. Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Сборник диктантов для вспомогательной школы: (1-4 кл.). Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1980.
  2. Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Чтение и письмо: сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения. – СПб.:Дельта, 1997.
  3. Мазанова Е.В. Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь № 1. – М.: ООО "АКВАРИУМ БУК", К.:ФГУИППВ, 2004.
  4. Русский язык. Правила и упражнения. 1-5 класс. пособие по русскому языку для начальной школы. /Уроки русского языка. – М.: "Аквариум", 1997.
  5. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Справочное пособие по русскому языку для начальной школы./ Уроки русского языка. – М.: "Аквариум", 1997.
  6. Узорова О.В. Разделительный мягкий и твёрдый знаки: все основные орфограммы русского языка: 1-4 кл. /О.В. Узорова, Нефёдова Е.А. – М.: ООО "Издательство Астрель": ООО "Издательство АСТ", 2003.
  7. Узорова О.В. 500 контрольных диктантов по русскому языку: / Пособие для начальной школы. – М.: Аквариум, К: ГИППВ, 1998.

Состав слова. Правописание

Написание слов с разделительным мягким знаком (ь)

Жилье, белье, воронье, веселье, варенье, раздолье, гостья, обезьяна, кушанье, ученье, певунья, шалунья, семья, ружье, платье, листья, гроздья, соловьи, перья, сучья, прутья, муравьи, хлопья, деревья, крылья, воробьи, колосья, братья, стулья, волчьи, заячьи, птичьи, лисьи, пьют, льют.

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Записать предложения. Подчеркнуть слова с разделительным мягким знаком (ь).

1. Работники отдыхают под тенью старого дуба. 2. Здоровье человека – его главное богатство. 3. Свинья ищет желуди под дубом. 4. Борись с грязью и пылью. 5. На ветру сохнет белье.

6. Мороз расписал окно белыми перьями. 7. В углу стоит старое ружье. 8. Шалунья обезьянка прыгает по веткам. 9. Попугай чистит перья.

1. Третью неделю очень холодно. 2. Сорочьи стаи кружат над парком. 3. Мальчик бьет в барабан. 4. Осенью льют дожди. 5. На летнем лугу раздолье. 6. Тело собаки покрыто густой шерстью. 7. От реки тянет

ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

1. Выписать слова с разделительным мягким знаком (ь).

ПОСЛОВИЦЫ

І. Тяжело в ученье – легко в бою. 2. Счастье не в воздухе вьется, а руками достается. 3. Красна птица перьями, а человек ученьем. 4. Отольются волку овечьи слезы. 5. Всякий кузнец своего счастья.

ЧТО ЕДЯТ ЗВЕРИ

У каждого животного есть любимые кушанья. Верблюд питается верблюжьей колючкой. Возле лисьей норы можно увидеть перья птички. Волк тоже хищник. Волчьи следы всегда приведут к другому животному. Медвежье лакомство – сладкие коренья. Любит мишка и медку из улья попробовать. Любимая заячья еда – морковка. А мой пес Демьян любит полакомиться костью. 52 слова.

2. Выписать сначала слова с разделительным мягким знаком (ь), а потом слова, в которых мягкий знак (ь) указывает на мягкость предыдущего согласного.

УЧИСЬ ТРУДИТЬСЯ

В каждое дело нужно вложить большой труд. Ничего не делается по щучьему веленью, по твоему хотенью. Помнишь сказку про Емелю? Привыкай с детства трудиться. Помогай старшим.

Не ленись учиться. И ты всего в жизни добьешься. Терпенье и труд все перетрут!

ЛЕТОМ В САДУ

Ветви фруктовых деревьев гнутся от тяжести спелых плодов. Пришла пора варить варенье. Надо спешить. Воробьиные и сорочьи стаи тоже хотят полакомиться сладкой вишенкой. С раннего утра слышно хлопанье их крыльев. А то вдруг набежит ненастье. Польет дождик, поплывут в ручьи ягодки малины и смородины. Скоро все соберутся у мамы на кухне. Будем пробовать варенье. Вот будет веселье!

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ И ПРОВЕРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

Подчеркнуть слова с разделительным мягким знаком (ь).

Вот и пришло лето. Через окно деревенского домика видно зеленое раздолье. По дороге рядом с лошадью черной тенью бежит жеребенок. Дорога покрыта пылью. Белой кистью небесный художник раскидал по небу перья облаков. Скоро польет дождик. Он оденет траву и деревья в изумрудное платье. Напьются воды луговые травы. Встанет над степью радуга. А высоко в небе будут носиться по небу птичьи стаи.

НОВОСЕЛЬЕ

Мой лучший друг – Сережа. Наши родители тоже дружат. Мы часто ходим друг к другу в гости. Семья Сережи получила новое жилье. И Сережа будет учиться в другой школе. С грустью я думаю об этом. Но мы все равно будем встречаться. Сережа пригласил нас на новоселье. Наши семьи опять соберутся в воскресенье.

Мой любимый завтрак – кукурузные хлопья. Они очень полезны для здоровья. Их можно очень быстро приготовить. Я налью в них молока и добавлю фруктов и меда. А можно положить и варенье. И не надо звать на помощь маму. Она сейчас пьет чай. Я теперь сам готовлю себе завтрак. Приготовлю тарелочку и для сестры. Она тоже любит хлопья.




Схожі записи:

    7. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО BO ВТОРОМ КЛАССЕ СЛОВО Расскажи по схеме о разных группах слов. Приведи примеры. 10 Прочитай и отгадай стихотворение-загадку. Назови обращение в первом...

    ПОВТОРЕНИЕ В КОНЦЕ УЧЕБНОГО ГОДА § 62. ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО 375. I. Прочитайте текст. Определите его основную мысль. В какой части текста она выражена?...

    Урок 12. ТИПЫ ТЕКСТОВ Учимся различать типы текстов и их особенности 67. Прочитай отрывок из стихотворения. Каким настроением он проникнут? Осень тихо плачет за окошком,...

    Урок 35 Буква ъ Учимся правильно произносить и писать слова с ъ 249. Почитай вслед за учителем стихотворение-шутку. Правильно выговаривай звуки в выделенных словах. Мягкий...

    Урок 18 Сочетания же, ше, це Учимся правильно произносить и писать слова с буквосочетаниями же, ше, це 132. Прочитай пословицу вслед за учителем. Сравни произношение...

    Урок 40. ТВОРЧЕСКИЙ ПЕРЕСКАЗ САМОСТОЯТЕЛЬНО ПРОЧИТАННОГО ТЕКСТА Учимся пересказывать текст с дополнительным творческим заданием 242. Прочитай и выучи скороговорку. Постарайся как можно быстрее ее проговорить....

    4 класс Части речи Имя прилагательное Творительный падеж имен прилагательных ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ 1. Записать и прочитать сочетания слов. Поставить вопросы к прилагательным. Над ночным городом,...

    5. ПРЕДЛОЖЕНИЕ РАЗЛИЧЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ 1 1. Из чего состоит текст? На какие части делится текст? Что такое предложение? С какой буквы пишется первое...

    Урок 16. ИЗЛОЖЕНИЕ Совершенствуем умение писать изложение 94. Прочитай стихотворение. О чем оно? Чтоб составить пересказ, Есть один совет для вас. Вы обдумайте рассказ, Не...

    60. Пословицы и поговорки (Прислів’я та приказки).Говорим: составляем высказывание по пословице. Читаем: составляем вопросы по тексту, отвечаем на них 474. Прочитайте. О чем этот текст?...

    МОРФОЛОГИЯ ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ §25 Степени сравнения качественных прилагательных и их образование 229 1. Какой разряд прилагательных имеет степени сравнения? (См. с. 94). Почему только этот...

    20. Читаем: делим текст на части по содержанию. Учимся задавать вопросы по тексту. Пишем: составляем ответы на вопросы по тексту 161. Прочитайте молча. Какие вопросы...

    64. Слушаем: определяем тему текста. Читаем: делим текст на части по содержанию. Пишем: составляем высказывание на заданную тему 499. Послушайте текст, который прочитает учитель. Определите...

    4. ТЕКСТ ДЕЛЕНИЕ ТЕКСТА НА АБЗАЦЫ 11 1. Прочитай текст. Ответь на вопросы. Я иду по родному городу. Как же я люблю Москву! Мне даже...

    50. Проверяем себя: выполняем задание по языковым темам. Читаем, обсуждаем прочитанное 400. Проверьте свои умения по пройденным темам: умеете ли вы использовать разные средства для...

    Урок 50 Сопоставляем высказывание с планом Учимся слушать высказывания с опорой на план 352. Послушай внимательно загадки и отгадай их. 1. Он зимою спит в...

    МОРФОЛОГИЯ МЕСТОИМЕНИЕ §40 Вопросительные местоимения. Относительные местоимения. Вопросительные местоимения 369 1. Назовите вопросы, на которые отвечают имена существительные, имена прилагательные, имена числительные. Названные вами вопросы...

    Урок 64. СОБСТВЕННОЕ МНЕНИЕ ПО ПОВОДУ ПРОСЛУШАННОГО ТЕКСТА (ПРОДОЛЖЕНИЕ) Развиваем умение высказывать собственное мнение по поводу прослушанного текста 405. Послушай стихотворение. Перескажи его, выразив свое...

    ОТГАДКИ К ЗАГАДКАМ, ШАРАДАМ, РЕБУСАМ С. 21 – гость, знал. С. 32 – сумка. С. 43 – буквы. С. 48 – игрушки. С. 54 –...

    4 класс Части речи Имя существительное Именительный и винительный падежи имен существительных ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ Записать предложения. Поставить вопросы к существительным. Подчеркнуть существительные в именительном падеже....

    Урок 51 Устный пересказ текста Учимся устно подробно пересказывать текст 359. Прочитай. О чем это стихотворение? Мы гостям хорошим рады, Всем есть место за столом!...

    Урок 19 Сочетания жи, ши Учимся произносить и писать слова с буквосочетаниями жи, ши 138. Прочитай русские и украинские пословицы. О чем они? 1. Век...

    СЛОВО УРОКИ 64 – 66 СЛОВА, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ПРЕДМЕТЫ 327 Прочитай. Как ты думаешь, слово и предмет – это одно и то же или нет? Всему...

    3. ЗВУКИ И БУКВЫ ОБОЗНАЧЕНИЕ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ БУКВАМИ е, е, ю, я 30 1. Прочитай текст. Ответь на вопросы. Стол имелся в каждой русской избе....

    4 класс Части речи Имя числительное ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ 1. Выписать сочетания числительных с существительными. ГЛУПЫЕ БРАТЬЯ Жили были пять глупых братьев, пятнадцати, шестнадцати, семнадцати, восемнадцати...

    МОРФОЛОГИЯ ТИПЫ И СТИЛИ РЕЧИ §59 Заметка в газете (рассуждение о поступках людей) 470 Прочитайте теоретический материал о заметке. В чем состоит особенность этого жанра?...

    7. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО BO ВТОРОМ КЛАССЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ 1. Расскажи по схеме, что ты знаешь о строении текста. 2. Что такое абзац? Что такое предложение? Из...

    ВСТРЕЧАЕМ ВЕСНУ УЧИМСЯ ДОБРОТЕ ИГРАЮЩИЕ СОБАКИ Володя стоял у окна и смотрел на улицу, где грелась на солнышке большая собака Полкан. К Полкану подбежал маленький...

    2. ЯЗЫКИ РЕЧЬ. УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СОСТАВЛЕНИЕ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ НА НИХ 14 1. Прочитай тексты-диалоги1. Какие вопросы в них задаются?...

    5. Читаем молча: находим в тексте ключевые слова. Говорим: составляем высказывание на заданную тему 37. Прочитайте, объясните данный пример. Вы уже знаете, что в тексте...

    55. Сложное предложение (продолжение). Читаем молча: составляем вопросы к тексту. Говорим: составляем высказывание по опорным словам 439. Прочитайте текст. Расскажите, какие русские игрушки известны с...

    4 класс Части речи Имя существительное Предложный падеж имен существительных ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ 1. Записать и прочитать сочетания слов. Подчеркнуть предлоги. На каникулах, об отдыхе, в...

    ЗВУКИ И БУКВЫ. СЛОГ. УДАРЕНИЕ УРОКИ 28 – 30 ПРОИЗНОШЕНИЕ И НАПИСАНИЕ СЛОВ С БЕЗУДАРНЫМИ ГЛАСНЫМИ 152 Прочитай. Книга, утка, рама, кошка, мышка [и] [у]... Урок 58. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК ХРАНИТЕЛЬНИЦА МОРАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ Узнаем о художественной литературе кик хранительнице моральных (нравственных1) ценностей 372. Прочитай. Как ты понимаешь эти пословицы? 1....

    68. Читаем выразительно, анализируем звучание стихотворения. Читаем: делим текст на части по содержанию 524. Прочитайте текст, выполните задание. Для того чтобы по-настоящему понимать стихи, чтобы...

Слит-ное и раз-дель-ное про-из-но-ше-ние со-глас-но-го и глас-но-го

Нам уже из-вест-но, что мяг-кий знак - это по-ка-за-тель мяг-ко-сти со-глас-но-го звука. Кроме того, мяг-кий знак может быть раз-де-ли-тель-ным .

Чтобы по-нять лучше, рас-смот-рим при-мер. Про-чи-та-ем слова. Коля - колья .

Как зву-чит по-след-ний со-глас-ный звук в пер-вом слове?

Коля - звук [л"] зву-чит мягко. Его мяг-кость обо-зна-че-на бук-вой Я. Как про-из-но-сит-ся со-глас-ный и сле-ду-ю-щий за ним глас-ный?

ЛЯ - слит-но. Коля .

Коля несёт колья. Колья - это за-ост-рён-ные палки.

Слит-но или раз-дель-но про-из-но-сит-ся со-глас-ный со сле-ду-ю-щим глас-ным?

Колья - [кол"йа] - раз-дель-но. Раз-дель-ное про-из-но-ше-ние со-глас-но-го и глас-но-го на пись-ме по-ка-за-но с по-мо-щью мяг-ко-го знака.

Где пи-шет-ся раз-де-ли-тель-ный мяг-кий знак

Про-чи-та-ем слова и по-на-блю-да-ем, слит-но или раз-дель-но про-из-но-сят-ся со-глас-ный и глас-ный?

Семя - семья

перо - Пьеро

солю - солью

суди - судьи

полёт - по-льёт

Вывод: раз-де-ли-тель-ный Ь знак по-ка-зы-ва-ет, что со-глас-ный и глас-ный нужно про-из-но-сить раз-дель-но.

Рис. 2. Раз-де-ли-тель-ный мяг-кий знак (Ис-точ-ник)

Раз-де-ли-тель-ный мяг-кий знак пи-шет-ся после со-глас-ных, перед глас-ны-ми Е, Ё, Ю, Я, И.

Рис. 3. Раз-де-ли-тель-ный мяг-кий знак (Ис-точ-ник)

Итак, мы узна-ли, что раз-де-ли-тель-ный мяг-кий знак по-ка-зы-ва-ет, что со-глас-ный и глас-ный про-из-но-сят-ся раз-дель-но. Пи-шет-ся он после со-глас-но-го перед глас-ны-ми Е, Ё, Ю, Я, И.

Тран-скрип-ция слов с раз-де-ли-тель-ным мяг-ким зна-ком

Вспом-ним, что про-ис-хо-дит с бук-ва-ми Е, Ё, Ю, Я, И, когда они стоят после Ь знака.

Рис. 4. Раз-де-ли-тель-ный мяг-кий знак (Ис-точ-ник)

Вы-пол-ним тран-скрип-цию слов. По-счи-та-ем ко-ли-че-ство букв и зву-ков.

Му-равьи, пью.

В слове му-равьи по-ка-зы-ва-ем мяг-кость со-глас-но-го звука [в"], мяг-кий знак в тран-скрип-ции не пи-шет-ся, буква И - при про-из-но-ше-нии дало 2 звука [йи]. [мурав"йи] - 7 букв, 7 зву-ков. В слове пью по-ка-зы-ва-ем мяг-кость со-глас-но-го [п"], буква Ю в тран-скрип-ции обо-зна-ет-ся как [й"у]. [п"й"у] - 3 буквы, 3 звука.

Де-ла-ем вывод: Е, Ё, Ю, Я, И после раз-де-ли-тель-но-го мяг-ко-го знака дают 2 звука.

Рис. 5. Раз-де-ли-тель-ный мяг-кий знак (Ис-точ-ник)

За-да-ния для за-креп-ле-ния

За-кре-пим по-лу-чен-ные зна-ния.

Рас-пре-де-лим слова в два стол-би-ка: в пер-вый, где Ь - по-ка-за-тель мяг-ко-сти со-глас-но-го, во вто-рой - раз-де-ли-тель-ный.

Сло-варь, питьё, день-ки, лось, пень, шью, Ольга, вьюга, бра-тья, семья.

В пер-вый стол-бик по-па-ли слова: сло-варь, день-ки, лось, пень, Ольга.

Во вто-рой стол-бик по-па-ли слова: питьё, шью, вьюга, бра-тья, семья.

До-пи-шем пред-ло-же-ния, ис-поль-зуя слова с раз-де-ли-тель-ным мяг-ким зна-ком.

Сова охо-тит-ся ……

Орёл взмах-нул ……

Ху-дож-ник ри-су-ет ……

Тело птицы по-кры-то ……

Охот-ник за-ря-дил ……

Про-ве-рим, что по-лу-чи-лось.

Сова охо-тит-ся ночью.

Орёл взмах-нул кры-лья-ми.

Ху-дож-ник ри-су-ет ки-стью.

Тело птицы по-кры-то пе-рья-ми.

Охот-ник за-ря-дил ружьё.

Из-ме-ним со-че-та-ния слов по об-раз-цу:

Шубка зайца - за-ячья шубка

Пасть волка -

Гнез-до во-ро-ны -

Бер-ло-га мед-ве-дя -

Рога ко-ро-вы -

Шерсть овцы -

Про-ве-рим.

Вол-чья пасть, во-ро-нье гнез-до, мед-ве-жья бер-ло-га, ко-ро-вьи рога, ове-чья шерсть.

Об-ра-зу-ем от имён фа-ми-лии с раз-де-ли-тель-ным мяг-ким зна-ком.

Гри-го-рий, Юрий, Ва-си-лий, Игнат, Афа-на-сий.

Про-ве-рим.

Гри-го-рьев, Юрьев, Ва-си-льев, Иг-на-тьев, Афа-на-сьев.

Вста-вим, где необ-хо-ди-мо Ь знак. Опре-де-лим, какую роль он иг-ра-ет.

Дар...я, земл...я, счаст...е, вороб...и, плат…е, друз…..я, реб...та, стул...я, руч….и, шить...е, песн…я, раз-дол...е, семь...я, нян...я, весел...е.

Про-ве-рим.

В сло-вах земля, ре-бя-та, песня, няня мяг-кий знак не нужен, по-то-му что со-глас-ный и глас-ный про-из-но-сят-ся слит-но.

В сло-вах Дарья, сча-стье, во-ро-бьи, пла-тье, дру-зья, сту-лья, ручьи, шитьё, раз-до-лье, семья, ве-се-лье вста-ви-ли раз-де-ли-тель-ный мяг-кий знак, по-то-му что со-глас-ный и глас-ный про-из-но-сят-ся раз-дель-но.

На этом уроке мы узна-ли, что мяг-ких знак вы-пол-ня-ет ещё одну роль - он по-ка-зы-ва-ет, что со-глас-ный и глас-ный про-из-но-сят-ся раз-дель-но. Имен-но по-это-му, буква по-лу-чи-ла своё на-зва-ние раз-де-ли-тель-ный мяг-кий знак .

На сле-ду-ю-щем уроке мы узна-ем, что такое части речи, что изу-ча-ет наука мор-фо-ло-гия. На-учим-ся пра-виль-но ста-вить во-про-сы к сло-вам для опре-де-ле-ния ча-стей речи.

ИСТОЧНИКИ

http://interneturok.ru/ru/school/russian/2-klass/pismo-orfografiya/pravopisanie-slov-s-razdelitelnym?seconds=0