Только для личного пользования!

Предлагаем вашему вниманию набор консультаций по речевому развитию детей на стенд, в логопедический уголок.

  • В набор входит 22 консультации. Консультации представлены в формате PDF.
  • Все материалы высокого качества, в авторском оформлении.

Данный набор консультаций поможет логопедам, воспитателям, дефектологам, психологам в работе с родителями.

1. Консультация логопеда для родителей "Совместная работа родителей с логопедом"

2. Консультация логопеда для родителей "Развитие мелкой моторики"

3. Консультация психолога, логопеда "Рекомендации для родителей"

4. Консультация логопеда для родителей "Советы родителям по заучиванию стихотворений"

5. Консультация логопеда для родителей "Как выполнять домашнее задание логопеда?"

6. Консультация логопеда для родителей "Нужен ли ребёнку логопед?"

7. Консультация логопеда для родителей "Что должен уметь ребёнок?"

8. Консультация логопеда для родителей "Развитие речи"

9. Консультация логопеда для родителей "Необходимость преодоления несовершенств детской речи"

10. Консультация логопеда для родителей "Советы логопеда"

11. Консультация логопеда для родителей "Над чем работает логопед"

12. Консультация логопеда для родителей "Говорите с ребёнком правильно!"

13. Консультация логопеда для родителей "Игры на развитие фонематического слуха"

14. Консультация логопеда для родителей "Игры и игровые упражнения при задержки речевого развития"

15. Консультация логопеда для родителей "Развиваем слуховое восприятие дома"

16. Консультация логопеда для родителей "Если ребёнок заикается?", "Двуязычие в семье"

17. Консультация логопеда для родителей "Если ребенок в 5 лет не выговаривает звук Р?"

18. Консультация логопеда для родителей "Советует логопед"

19. Консультация логопеда для родителей "Этапы развития речи ребёнка"

20. Консультация логопеда для родителей "Признаки нарушений речи"....

Это платное пособие. Стоимость 300 рублей. Купить пособие можно через сервис Яндекс. Деньги. Перевод производится с любой банковской карты Visa, Maestro, MasterCard. Для оплаты вам потребуется указать действующий адрес электронной почты (на этот адрес будет выслано пособие), свои ФИО.

Пособие можно оплатить перечислив деньги на карту. Для уточнения информации можно обратиться по адресу [email protected]

Высылается архивом файлов (картинки в формате PDF) по электронной почте (в течение дня).

Если пособие вам не пришло:

  1. Проверьте папку СПАМ;
  2. Возможно вы указали неверно адрес электронной почты;
  3. Обязательно напишите нам, указав дополнительный адрес вашей электронной почты.

Адрес нашей электронной почты [email protected]

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПАПКИ САМООБРАЗОВАНИЯ + ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ САМООБРАЗОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ Автор Межова С.Л. Каждый человек – индивидуальность и причины его професионального выгорания тоже различны. Для начала надо выявить именно причины приведшие к снижению работоспособности и восприятию нового. Это в основном три направления, в которых педагоги, иногда сами того не замечая, оказываются в плену. Банальная усталость и опустошенность от многолетней работы в сфере педагогики (постоянное напряжение от общения с родителями, начальством, эмоциональное напряжение от общения с детьми – да и это тоже), во-вторых циничное отношение к труду и тому, что делаешь (только получение материального от работы), в третьих педагоги, иногда проработав много лет, чувствуют себя некомпетентным специалистом в профессиональных вопросах (в основном пугают нововведения, повышенные требования). Во всех перечисленных случаях процесс профессионального выгорания длительный и незаметный. Исходя из вышеперечисленных причин, можно подобрать и мотивацию для «пробуждения» педагогов. Очень хорошо использовать тренинги, которые проводятся совместно с психологом, где присутствуют молодые и опытные педагоги. Тематика таких тренингов может быть совершенно разнообразной. Интерактивные упражнения, игры-ассоциации, где педагоги могут почувствовать себя и в роли руководителя и в роли ребенка. Такие мероприятия незаметно и постепенно помогут оживить не только профессиональный интерес, но и почувствовать себя по-иному, просто нужным и счастливым человеком. Методика самовнушения, похвалы, умение посмотреть на себя и других со стороны очень действенна. Вот здесь можно увидеть, какие скрытые таланты есть у педагогов, к чему есть тяга больше даже в простой обыденной жизни. Хорошо мотивируют и молодые педагоги, которые горят идеями, здесь можно подпитаться энергией и познанием нового. Привлечь к совместной работе, проведению мастер-классов, дать почувствовать себя в роли ведущего наставника. Очень полезна и саморегуляция, то есть самовосстановление. Педагогам предлагается записать 10 приятных для них дел, доставляющих им удовольствие (т.е. ответить на вопрос «Что мне доставляет удовольствие?») Далее данный список необходимо проранжировать по степени удовольствия, доступности и частоте использования, что позволит выбрать наиболее приятные и доступные занятия. В результате можно выбрать самый оптимальный способ восстановления психоэмоционального состояния. И конечно не забывать, что очень полезно живое общение вне работы, вне профессиональных интересов. Вместе отдыхать, просто общаться – выставки, походы в театр, совместные праздники, обсуждение прочитанного – это не только поможет отвлечься от работы, но и сплотит коллектив. И конечно – важно иметь мечту. Часто люди работают из-за заработной платы, не имея определенной цели или причины. В результате мотивации к работе никакой нет. Важно найти причину, по которой необходимо работать, тогда удастся вернуть радость. Конечно, деньги – главная мотивирующая сила, но ведь можно подумать о том, на какие нужды их можно потратить. Вольтер написал: «Человек должен мечтать, чтобы видеть смысл жизни». Мечта ведет к успеху. Успех пораждает успех. И даже самая маленькая победа повысит мотивацию. Самообразование помогает адаптироваться в меняющейся социальной и политической среде и вписаться в контекст происходящего. Поэтому выбирая для себя тему надо учитывать ее важность и актуальность в данный момент, а так же подумать как вы лично можете раскрыть эту тему в ближайший период, для какой категории детей (возраст, особенности развития) можно будет применить наработки по теме. Так же важно изучить литературу, которая подойдет для выбранной темы и здесь важно в начале не разбрасываться, а остановиться для начала на 2-3 источниках. ВАЖНО, чтобы знания по какому-либо вопросу, приобретаемые из одного источника, дополнялись сведениями из другого документа. Это заставляет занимающегося сравнивать, анализировать, делать выводы и формировать свое собственное мнение по данному вопросу. ВАЖНО уметь собирать, накапливать и хранить сведения, факты, выводы.Они пригодятся для выступления на семинарах, педагогических советах, участия в дискуссиях и т. д. Темы для самообразования могут подбираться с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства педагога. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы. Исходя из своего опыта Вам важно пересмотреть свои результаты и наработки со стороны и решить, что будет важно не только для Вас,но и что измениться для ваших воспитанников, какой будет конечный результат.Если детский сад работает в инновационном режиме, то и вопрос самообразования включаются в тематику экспериментальной деятельности ДОУ. Если специалист молодой, можно взять более общие темы по изучению: ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;Изучение учебной и научно-методической литературы; Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии; Изучение новых программ и педагогических технологий. С опытом педагог может выбрать более узкую направленность, исходя из интересов дошкольников или своих интересов. Например не просто "Экологическое воспитание", а "Нравственный аспект в воспитании дошкольников через приобщение к экологической культуре" или "Нетрадиционные оздоровительные технологии в приобщении дошкольников к ЗОЖ". Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений; Повышение общекультурного уровня Большинство педагогов все-таки путают самообразование по определенной выбранной теме и вообще работу в течении года. То есть смешивают все подряд (мероприятия с родителями, праздники, конкурсы, посещения других мероприятий) не акцентируя внимания именно по своей теме. Смысл самообразования ведь и состоит именно в том, что человек выбрав для себя мало изученную проблему, постепенно накапливает материал именно по ней, не примешивая сопутствующую ежедневную работу(соглашусь, тоже не менее важную и трудоемкую) ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ САМООБРАЗОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ 1. Активизация словаря детей младшей возрастной группы. 2. Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет. 3. Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности. 4. Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок. 5. Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада. 6. Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста. 7. Дидактические игры в обучении детей основам математики. 8. Духовно-нравственное воспитание дошкольников. 9. Духовно-нравственное воспитание детей посредством чтения художественной литературы. 10. Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС. 11. Игра как средство общения дошкольников. 12. Игровая деятельность детей на этапе перехода от раннего к дошкольному детству. 13. Использование здоровьесберегающих технологий в первой младшей (второй младшей, средней, старшей) группе. 14. Использование развивающей игры во время нод по математике с детьми младшего (среднего, старшего) дошкольного возраста. 15. Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 2 – 3 лет. 16. Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников. 17. Методика формирования правильной осанки и профилактика её нарушения у дошкольников. 18. Народные подвижные игры, их значение в физическом воспитании дошкольников. 19. Обогащение социального опыта дошкольников в условиях детского сада и семьи. 20. Оздоровительная гимнастика после дневного сна, её значение. 21. Организация работы в ДОУ по патриотическому воспитанию. 22. Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства. 23. Пересказ художественных произведений с помощью картинок. 24. Подвижная игра как средство развития физических качеств детей (среднего, старшего) дошкольного возраста. 25. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. 26. Правила дорожного движения для дошкольников. 27. Приёмы активизации умственной деятельности в процессе ознакомления детей с природой. 28. Проектная деятельность с детьми младшего (среднего, старшего) дошкольного возраста. 29. Проектный метод в духовно-нравственном воспитании дошкольников. 30. Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста. 31. Развитие диалогического общения детей в разновозрастной группе (4-7 лет). 32. Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста. 33. Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников через общение с природой. 34. Развитие математических представлений в дошкольном возрасте. 35. Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность. 36. Развитие мелкой моторики дошкольников. 37. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования. 38. Развитие познавательной деятельности дошкольников. 39. Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования. 40. Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста. 41. Развитие речи - уроки риторики и речевой этикет. 42. Развитие сенсорных способностей дошкольников. 43. Развитие сенсорных способностей посредством дидактической игры. 44. Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности. 45. Развитие творческих способностей дошкольников средствами кукольного театра. 46. Речевое развитие дошкольников 47. Роль двигательного режима для здоровья дошкольников. 48. Роль игры в физическом развитии и укреплении здоровья дошкольника. 49. Роль загадки в развитии дошкольника. 50. Роль народных праздников в приобщении дошкольников к русским народным традициям. 51. Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста. 52. Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников. 53. Сказкотерапия как средство формирования развития речи дошкольников. 54. Современные подходы к реализации задач образовательной области "Познание". 55. Театр – как средство формирования связной речи дошкольников. 56. Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребёнка. 57. Физическое развитие детей в игровой деятельности. 58. Физкультурно-оздоровительная работа с детьми. 59. Формирование коммуникативных качеств у детей младшего (среднего,старшего) дошкольного возраста. 60. Формирование коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста через общение с природой. 61. Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста. 62. Формирование начал экологической культуры дошкольников. 63. Формирование основ педагогического мастерства. 64. Формирование патриотических чувств у дошкольников. 65. Формирование речи детей в игровой деятельности. 66. Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника. 67. Художественно-речевое развитие детей через совместную театрализованную деятельность детей и родителей. 68. Экологическое воспитание детей в детском саду. 69. Экологическое развитие детей в младшей (средней, старшей) возрастной группе.

В русском языке есть две большие группы звуков - гласные и согласные.

Звуки это то, что мы слышим и произносим.

Буквы - это знаки, которыми обозначаются буквы. Буквы мы читаем и пишем.

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И БУКВЫ

В русском языке 6 гласных звуков (обозначаем красным цветом) - А О У Ы И Э

10 гласных букв - А О У Ы Э И Е Ё Ю Я

СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

Согласные звуки бывают звонкими и глухими

Б В Г Д Ж З Л М Н Р - звонкие ("в горлышке звенит")

П Ф К Т Ш С Х Ц - глухие ("в голышке не звенит")

твердые / КоТ/ - обозначаем синим цветом

мягкие / ЛеНь/ - обозначаем зеленым цветом.

Как правило, после твердых согласных идут ГЛАСНЫЕ -А О У Ы Э

После мягких согласных обычно идут гласные -Я Е Ё Ю И или Ь

Как научиться не пропускать гласные в словах

Наиболее часто встречаемые ошибки у детей 1-2 классов школы это пропуски гласных. Это связано с тем, что у детей не сформирована или не развита функция звукового анализа и синтеза.

РАБОТА С ГЛАСНЫМИ

Знакомимся с гласными звуками А, О,У,Ы,И,Э.

Чтобы лучше запомнить ассоциируем их с предметами:

А – песенка маленькой девочки, девочка громко плачет. /чтобы спеть песенку, надо рот открыть широко/

У – песенка паровоза/ вытягиваем губы трубочкой/

О – песенка мальчика, у которого болит зуб / рот округлен нешироко/

Ы – песенка волка, злые зубки волка /показать резко обнаженные зубы/

И – песенка веселого жеребенка /губы в улыбке/

Э – песенка эха /рот открыт, зубы обнажены/

Каждый звук необходимо соотносить с его артикуляцией. Мы вместе с детьми угадываем звуки по губам /по артикуляции/, что помогает детям в дальнейшем определять тот или иной звук, в случае сомнения, или на слух или по его артикуляции.

Учимся выделять гласные звуки

---в начале слова/ звук должен быть ударным/

Логопед произносит слова, утрированно выделяя первый звук в слове:

УУУУтка, ОООсень, ААААся, ИИИИра.

Если ребенок не может определить звук на слух, предлагаем определить по губам / по артикуляции/

Такая работа проводится при определении звука в конце слова:

ОкнООООО, столЫЫЫЫЫ, очкИИИИ, ногААААА.

Самое трудное задание - выделение гласного звука в середине слова

Перед выполнением этого задания следует обязательно вспомнить все «песенки», артикуляцию гласных звуков. Слова надо подбирать такие, чтобы первые согласные «тянулись»./С, Л,Р,Ш…/

шААААр, мААААк, лУУУУУУк, нОООООс, лИИИИс, рЫЫЫЫсь

Такую работу надо проводить длительно, постепенно усложняя задание и повышая скорость произнесения слов, убирая утрированность звуков.

Удачи вам!

Учим буквы

Учимся читать

Коррекция почерка. Это возможно!

КАЛЛИГРАФИЯ

Применения того или иного шрифта, хотя бы самого простого в смысле примитивности линий, требует знакомства с каллиграфией, требует воспитания руки нa прямых и овалах.

Для этого надо помнить основные правила каллиграфического письма:

1) Ровная прямая посадка;

2) Не касаться грудью крaя стола;

3) Обе руки должны быть по локоть на столе;

4) Положение пишущей руки таково: второй палец с очень незначительным изгибом должен почти лежать на ручке перо и отстоять приблизительно на 3 см. от его конца. Пятый палец, выпрямленный, должен лежать на бумаге, служа опорой кисти руки.

Пальцы руки не почувствуют утомления даже от многочасовых упражнений в письме, если строго соблюдать все вышеперечисленные правила.

Говорят, что по почерку определяют характер человека. У всех людей он индивидуален. Конечно, характер ребенка, обстоятельства школьной и семейной жизни, влияние друзей внесут некоторые изменения в становление почерка, ну, а пока, все тетради будут очень похожими между собой.

Приступить к обучению можно в 5 лет, а можно и раньше. Возраст не определяет начало этого процесса. Главное условие - готовность ребенка:

подготовлена ли его рука к письму;

умеет ли он писать печатными буквами;

есть ли у него желание учиться писать «взрослыми» буквами?

Если все эти навыки сформированы, значит можно приступать к работе в настоящей тетради. С детьми до 6 лет эта работа проводится строго индивидуально. Взрослый должен внимательно следить за каждой линией, за каждым элементом, который пишет ребенок, сопровождая письмо устными пояснениями и советами.

Эти многократно высказанные замечания настолько прочно усваиваются ребенком, что наступит момент, когда он сможет правильно писать сам, без помощи взрослого. А это очень важно для успешного обучения в школе, ведь переучивать значительно сложнее. Именно поэтому каждый взрослый должен осознавать всю ответственность. Нельзя, например, показать, как пишется та или иная буква, и уйти заниматься своими делами. Кроме того, обучение отдельных детей письму может сопровождаться некоторым эмоциональным напряжением. Ребенок будет переживать первые трудности и неудачи. Рука как бы не слушается его, линия не идет туда, куда надо. Вот здесь и помогут советы взрослого. Можно взять руку ребенка в свою и вместе пописать, чтобы таким образом он смог ощутить, каким именно должно быть это усилие. Ваш малыш имеет право на ошибку. Не бойтесь с помощью резинки убрать неправильно написанную букву. На этом этапе обучения важны положительные эмоции. Огорчение чаще всего не вызывает у детей желания продолжать работу дальше.

Для сохранения хорошей осанки и выработки красивого почерка очень важна правильная посадка : прямая спина, ровные плечи опущены вниз; чуть наклонное положение головы на нужном удалении от тетради, чтобы не испортить зрение. При письме нельзя касаться грудью стола, потому что такая поза затрудняет дыхание. Необходимо следить за положением рук во время работы: одна рука основная, другая ей помогает; локти не должны свисать со стола.

Готовить руку к письму лучше с самого раннего детства. Всевозможные пирамидки, матрешки, «втыкалочки», мозаики, конструкторы, пластилин помогают пальчикам окрепнуть, развивают мелкую моторику. Ручки становятся ловкими и подвижными. Ими легко управлять. Для детей 3-4 лет полезны рисование карандашами, штриховка и раскрашивание, а особенно - работа по кальке. Для этой цели надо выбрать книжку-раскраску, желательно азбуку с печатными буквами, и нарезать кальку нужного формата; положить рисунок под кальку, соединить их скрепками и предложить ребенку разноцветными гелиевыми ручками обвести рисунок по кальке, стараясь не выходить за пределы контура. По своему желанию ребенок может раскрасить рисунок фломастерами. Таких заданий можно выполнить достаточно много - они воспитывают усидчивость, аккуратность и терпение, развивают внимание, глазомер и координируют движения рук. Важно научить ребенка правильно держать письменные принадлежности. Помогите ему «сложить» пальчики. Помните, что большой и средний удерживают карандаш, а указательный лишь придерживает его сверху. Держать карандаш надо свободно, не зажимая его между пальцами слишком крепко.

Дети, которые предпочитают многое делать левой рукой, сами находят удобное для себя положение тетради и карандаша. У детей, пишущих правой рукой, карандаш смотрит в правое плечо; у детей, которые пишут левой рукой, он смотрит от себя. Главное, дети должны видеть то, что пишут. Практика показала, что мальчики и девочки, пишущие левой рукой, тоже могут делать это красиво. Начинать писать лучше простым мягким карандашом 2М. Помните замечательный старый фильм «Первоклассница»? Там Маруся писала в разлинованной тетради карандашом до тех пор, пока ее буквы не стали ровными, аккуратными, и только тогда учительница разрешила ей писать ручкой. Научиться писать с наклоном помогут листы с готовой разлиновкой. Общепринятый наклон письма - 65 градусов. При этом тетрадь тоже лежит наклонно. В школьных прописях есть несколько вспомогательных линий для наклона, а у дошкольников целая сетка, в которой у каждой буквы свое место, свой домик. В первую очередь ребенок учится аккуратно проводить прямые наклонные линии сверху вниз мягким простым или цветными карандашами. Затем - считать клетки и находить точку начала следующей буквы, соблюдать одинаковые расстояния между буквами и слогами. В начале рабочей тетради буквы и слова ребенок будет писать по точкам. Сделано это для того, чтобы малыш не боялся ошибиться. Он обводит образец несколько раз, думая лишь о том, куда надо вести линию. В дальнейшем, когда его рука приобретет большую уверенность, надобность в копировании отпадет и дошкольник легко перейдет к самостоятельной работе. Первые задания позволяют освоить начертание каждой буквы, ее элементов и соединений с другими буквами в слоги, а также закрепить эти навыки в написании слов с данной буквой. Далее ребенок учится писать слоги с прописной и строчной буквой. Целая страница отводится для слов, содержащих эти буквы. Многие взрослые помнят, как в школьные годы трудно было успеть записать за учителем текст под диктовку, если не умеешь быстро писать. Именно поэтому и появилось безотрывное письмо.

Подготовка руки ребенка к письму

Для того чтобы обучение письму проходило успешно, помимо других важных задач, нужно решить вопрос с готовностью к письму непосредственно руки. Готова ли рука будущего первоклассника к письму, можно определить, оценив его тонкую моторику и координацию движений.

Для родителей особенно важно знать, как развивать точные и достаточно сильные движения пальцев, активизировать работу мышц кисти.Прежде всего, нужно запастись пластилином, глиной для лепки - лепка замечательно воздействует на мелкую моторику. Упражнения для кисти можно проводить на чисто бытовом уровне, например, застёгивать и расстёгивать пуговицы, пришивать их, пытаться оторвать (но только без ущерба для одежды, на специальном материале). Полезно развязывание узелков на шнурках это доступно всем! Традиционно используется раскрашивание, рисование (попутно отметим, что фломастеры не рекомендуются - использование их предполагает, по сути, вождение рукой по бумаге без всякого усилия и, соответственно, не требует мышечной активности), графические упражнения (штриховка, конкурирование и т. п.), аппликационные работы, конструирование, вырезывание, выпиливание, нанизывание бус, плетение, собирание пазлов, мозаики - трудно перечислить все возможные виды деятельности по развитию тонкой моторики.

Проведи линию по середине дорожки (без отрыва карандаша).

Нарисуй такую же фигуру по клеточкам.

Стендовый доклад

Логопедический уголок речевой группы как часть предметно-развивающей среды.

Выполнила: Камалова Е.В.,

воспитатель

г.Казань, 2014г.

Проблема речи во всем ее видовом разнообразии является актуальной в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей. Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. При этом особое значение имеет игровое общение детей. Игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка.

На развитие ребенка дошкольного возраста большое влияние оказывает окружающее его пространство, среда, в которой он находится большую часть времени. В условиях дошкольного учреждения такой средой является групповая комната.

Особую значимость проблема организации предметно-развивающей среды приобретает при работе в ДОУ компенсирующего вида для детей с ОНР. Нерегламентированная рамками занятий деятельность детей (самостоятельная и под руководством педагога) наиболее продолжительна. В ходе этой деятельности воспитатели организуют индивидуальные и подгрупповые коррекционно-ориентированные формы взаимодействия с детьми. Предметно-развивающая среда позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом, включить в активную познавательную деятельность всех детей группы. Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности. В ней дети реализуют свои способности.

В состав предметно-развивающей среды входит коррекционный уголок. Он представляет собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами.

В его оборудование входят стеллажи, расположенные на разном уровне; зеркало; игровой, дидактический и наглядный материал. С их помощью педагоги создают условия для коррекции отклонений в развитии детей, стимуляции речевой деятельности и речевого общения. Педагоги нашего ДОУ усовершенствовали уже имеющиеся коррекционные уголки в группах. При подборе дидактического материала учитывались:
- наполняемость уголка;
- разнообразие материала;
- соответствие возрасту;
- доступность;
- системность;
- эстетика оформления;
- ведущая игрушка («хозяйка» коррекционного уголка).

В основу наполняемости было положено тематическое планирование по лексическим темам. Подбор игрового и дидактического материала осуществляется на основе рекомендаций логопеда, что делает его взаимодействие с педагогами не формальным, а очень тесным и плодотворным. Содержание определяется не случайно, а в строгом соответствии с программой, физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования речи при общем ее недоразвитии.

Дидактическое оснащение соответствует структуре речевых нарушений детей, их индивидуальным и возрастным особенностям. Опыт показывает, что только при таком подходе возможна эффективная коррекция речи дошкольников. При случайном, формальном подборе игр объем восприятия детей оказывается перегруженным и они плохо усваивают лексическую тему.

Материал, содержащийся в коррекционном уголке, имеет многофункциональный характер. Игры подбираются в порядке нарастающей сложности, направлены на коррекцию речи и внеречевых психических процессов и функций, составляющих психологическую базу речи. Игровой и дидактический материал заменяется или пополняется в коррекционном уголке еженедельно, в зависимости от лексической темы (приложение 1). Одновременно там находится материал по двум темам: закрепляемой и изучаемой.

Дидактическое оснащение должно удовлетворять потребности актуального, ближайшего развития ребенка и его саморазвития. Пустое по содержанию предметное пространство утомляет, побуждает к безделью и агрессии. В то же время не следует перегружать уголок оборудованием, так как это затрудняет выбор. Чем сложнее и разнообразнее деятельность, тем нужнее речь, тем больше потребность в общении.

Весь материал, в рамках лексической темы, подобранный специалистами группы, соответствует возрасту детей. Опора на игру, как на ведущий вид деятельности дошкольников, обеспечивает педагогам значительный положительный эффект в коррекционной работе. Игра создает условия для неформального общения ребенка со сверстниками и взрослым, предоставляет ему полную свободу действий. Поэтому игровой материал доступен для него. Это положительно влияет на развитие речи и интеллектуальное развитие в целом.

Комплектование игрового и дидактического материала в коррекционном уголке по лексическим темам уже предполагает системность в работе. Но и его расположение может быть включено в систему. Она регулируется взрослым в соответствии с разделами программы или решаемыми коррекционными задачами. Дети легко привыкают к этой системе. А помогает им в этом введение цветовых маркеров на конвертах и накопителях, содержащих игры. Мелкий игровой материал помещается в пластиковые, прозрачные контейнеры с легко снимающимися крышками.

Создавая развивающую среду группы, очень важно, чтобы окружающая детей обстановка была комфортной и эстетичной. Красота формирует ребенка. Поэтому мы уделяем большое внимание эстетике коррекционного уголка. Его оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время необходимо научить детей поддерживать порядок в уголке и воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Расположить коррекционный уголок целесообразно в хорошо освещенном месте и несколько удаленном от игровой зоны. Это создаст более комфортные условия для занятий в нем. Доступ к уголку должен быть удобным, чтобы дети сами могли подходить к нему и заниматься. При достаточном освещении. Близость игровой зоны будет мешать проведению занятий в коррекционном уголке и отвлекать ребенка от выполнения заданий.

Особое место в предметном мире ребенка занимает игрушка. Она является другом, партнером в игре, собеседником. Куклотерапия позволяет решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительности, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции. Поэтому ключевым персонажем, хозяйкой уголка решено было сделать именно игрушку. Такая игрушка многофункциональна. Это обязательно должен быть одушевленный персонаж. Его способность двигаться (с помощью взрослого или ребенка), задавать вопросы или отвечать на них, загадывать загадки, придумывать интересные истории, приглашать в гости друзей, преподносить неожиданные сюрпризы вызывает у детей живой интерес, побуждает к речевой активности. У игрушки может быть яркий, подвижный язычок, с помощью которого легко объяснить малышам упражнения артикуляционной гимнастики. Одежда игрушки содержит различные элементы для развития мелкой моторики рук (крючки, липучки, пуговицы, шнурки, кнопки, пряжки, зажимы, молнии, ленточки, и т.д.). Ткань, из которой сшита одежда, может быть разной, что позволяет детям легко усвоить названия материалов, а также охарактеризовать их свойства (с помощью тактильных ощущений). Цветовая гамма помогает запомнить основные и оттеночные цвета. Если у персонажа подвижные ручки или лапки, то с их помощью дети быстро осваивают навыки ориентации в схеме тела.

Как показывает наш опыт, разработанные логопедами рекомендации к содержанию коррекционного уголка позволили педагогам создать дополнительные условия для создания обогащенной предметно-развивающей и поддерживающей речевой среды в группе. У нас были проведены консультация по организации коррекционных уголков и выставка-конкурс, в которой принял участие весь педагогический коллектив. В этой работе в полной мере проявились творческие способности педагогов. А подведение результатов на конкурсной основе выявило высокий уровень их мастерства.

Таким образом, использование коррекционного уголка позволяет расширить среду в группе, создать у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении со взрослыми и самостоятельно, в процессе игры, легко и непринуждённо развивать и совершенствовать свои речевые навыки.

Список литературы:

1. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада (в двух частях), М.; 1993.

2. Е.Д. Худенко, Т.С. Мельникова, С.Н. Шаховская. Как научить ребенка думать и говорить. М.; НПФ «Унисерв», 1993.

3. С. Васильева, Н. Соколова. Логопедические игры для дошкольников. М.; 1999.

4. М.Ф. Фомичева. Воспитание у детей правильного произношения. М.; 1981.

5. В.В. Коваленко, С.В. Коваленко. Артикуляционная и пальчиковая

гимнастики. М.; 2004.

6. Л.С. Савина. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М.; 1999.

7. Н.В. Микляева, О.А. Полозова. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. М.; 2004.

8. С.А. Миронова Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М.; 1991.

9. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.; 1995.

10. А.В. Крапухин, С.Н. Шаховская, О.А. Ишимова. Учись думать и говорить. М.; 1990.

11. Л.Н. Арефьева. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. М.; Сфера, 2005.

12. Н.В. Новоторцева. Подготовка ребенка к школе. Первые шаги в освоении чтения.

13. О.А. Белорыбкина. Речь и общение. Ярославль, 1998.

Приложение № 1

Наполняемость коррекционного уголка в старшей группе.

Разделы

Игры

Мелкая моторика

Мозаика

Шнуровка

Рисуем по клеточкам

Дыхание

Игра «Бабочки полетели»

Игра «Подуй на птичку»

Фонематический слух

Игра «Шумящие коробочки»

Игра «Телеграмма»

Звуковой анализ и синтез (грамота)

Игра «Цепочка слов»

Игра «Звонкий - глухой»

Игра «Схемы и слова»

Звукопроизношение

Игра «Веселый язычок» (артикуляционная гимнастика)

Лото-мозаика

Скороговорки

Лексика

Картинный словарь (предметные картинки на звуки С, СЬ, З, ЗЬ, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Л, ЛЬ, Р, РЬ)

«Тематическое лото»

Игра «Знаю все профессии»

Игра «Семья»

Игра «Назови одним словом»

Игра «Расскажи про свой город»

Слоговая структура

Игра «Длинные и короткие слова»

Грамматический строй речи

Игра «Назови ласково»

Игра «Один - много»

Лото «Маленькие слова»

Связная речь

Игра «Что сначала, что потом»

Игра «Придумай продолжение истории»

Игра «Что перепутал художник?»

Игра «Звук, свет, вода»

Высшие психические функции

Игра «Найди отличия» (внимание)

Игра «Узнай, что это?» (восприятие)

Игра «Чей силуэт?»

Игра «Предметы и контуры»

Игра «Путаница»

Игра «Крылья, лапы и хвосты»

Игра «Четвертый лишний»

Дополнительно:

1. Картотеки:

  • дыхательных упражнений;
  • пальчиковых игр;
  • упражнений по развитию фонематического восприятия;
  • загадок.

2. Светлова И. Домашний логопед. – М., 2002.


...Если мы сумеем научить ребёнка ощущать

Красоту, изумляться дивным творениям

человеческих рук, красоте природы, то

вырастим человека с высокой культурой

чувств, а открывать детям красоту мира

возможно через творчество, которое

несёт радость… (В. А. Сухомлинский)

Наша группа называется «Буратино». Группа логопедическая компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Мы постарались создать все условия для наших детей так, чтобы они чувствовали себя комфортно в течении всего дня. Открывая группу и оформляя её мы учитывали все стандарты программы.

Давайте начнём уважаемые коллеги нашу экскурсию от входа в группу. Добро пожаловать! Раздевальная комната оформлена по названию группы. Нашего сказочного героя мы переодели в олимпийскую форму. Ведь скоро Олимпиада в Сочи 2014. Мы с детьми тоже готовимся к ней (проводим беседы, рассматриваем иллюстрации, изучаем виды спорта).

Наши стенды также выполнены по сказке «Буратино» (информационный стенд и меню).

Когда у нас проходят праздники, дни открытых дверей, мы обязательно оформляем нашу раздевалку по теме праздников, лексических тем, мероприятий.

Слева от нашего сказочного героя расположен наш спортивный уголок.

Ну что пройдём дальше? Перед входом в группу у нас оформлен уголок настроения. Современная жизнь требует от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым видам деятельности. Это объясняется тем, что дошкольный возраст сензитивен для развития образного мышления, воображения, психических процессов, составляющих основу деятельности. Нам необходимо создать условия для психомоторного развития в логопедической группе. Поэтому почти все уголки группы связаны с работой мелкой моторики. Дети находят соответствующий символ своего настроения на данный момент и вешают его на стебель яркого одуванчика (крючок). Зеркало мы установили не случайно, так как дети иногда просто проделав мимические упражнения, проявить свои эмоции, могут поменять символ (в группе имеется картотека упражнений).

Сразу у входа у нас разработан уголок «Здравствуй, я пришёл!» или по другому мы его называем «Зодиакальный круг». Фотографии детей прикреплены к тем солнечным лучикам, какого они знака зодиака. Детям очень нравится. Они выучили весь зодиакальный круг. Знают знаки своих родных и близких, даже друг друга. Приходя утром в детский сад дети переворачивают фото лицевой стороной, а вечером уходя, соответственно проделывают всё обратно. Совместить коррекцию имеющихся у детей нарушений с совершенствованием двигательных умений и навыков можно, используя нетрадиционные методы и приёмы.

Проходим дальше и что мы видим? Ого! Буратино с детьми попал на поле чудес. Какие же чудеса сегодня произошли у наших детей? Знаем, знаем, наша Аня научилась говорить звук «Р» поэтому у неё появилась ещё одна золотая монетка. И дети и родители всегда могут проследить за успехами своих детей. В связи с тем, что с каждым годом происходит увеличение количества детей имеющих различные нарушения, в том числе речевые, мы должны ориентироваться на актуальное, ближайшее и перспективное развитие детей, а также на становление их индивидуальных способностей.

Сразу на противоположной стороне находится большой стенд для творческих работ «Город мастеров». На стенде меняются выставки очень часто, ведь у нас кроме НОД по изобразительной деятельности, проводится кружковая работа «Умелые ручки». Здесь же полочка для работ из пластилина и других работ своими руками. Принципами нашей работы является развитие детской свободной деятельности, в процессе которой происходит самореализация, самовыражение, самоутверждение личности ребёнка, его индивидуальных возможностей.

На противоположной стороне от творческого стенда растёт чудо – дерево. Мы используем его по ознакомлению с окружающим. Времена года меняются по календарю: листочки, птицы на кормушке, снег, насекомые, почки и многое другое, в зависимости от наступившего времени года и изменений в природе. Организовать нашу работу нам помогают сами дети. Наблюдая за деятельностью детей в течение дня мы задаём себе вопрос, что можно ещё сделать в своей работе, чтобы наши воспитанники могли раскрыть свои возможности?

Используем дерево по экологическому воспитанию. Правила поведения в природе.

Некоторые темы по изобразительному творчеству тоже могут подходить к нашему чудесному дереву, например «Снегири, как яблоки». Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост.

Ой, посмотрите! Какая гусеница. Какие – то кармашки у неё на брюшке? Эти кармашки для мамочек, папочек и детишек. А в кармашках много разных загадок, стихотворений, примет о временах года. Мы заучиваем их вместе с мамами и папами дома. Родители сами выбирают, что сегодня поучить. В основу своей деятельности применяем, как ранее разработанные методики, так и собственные авторские наработки, включающие нетрадиционные методы. Таким образом, в нашей группе созданы все условия для всестороннего развития детей.

Просим Вас пройти дальше, гости дорогие! У нас есть весёлый уголок дежурных. А знаете почему весёлый? Да потому что наш поварёнок всегда зовёт дежурных сервировать столы весёлой песенкой. Воспитатели включают его по времени. Дежурные слышат песенку и бегут дежурить. Вот так. Информация в уголке часто меняется: правила поведения за столом, сервировка стола, национальные блюда и другое.

Немного дальше находится у нас детская библиотека. Да, да вы не ослышались, именно библиотека. Если дети хотят взять книгу домой, то записываются в читательских билетиках. Совсем как в настоящей библиотеке. На каждого ребёнка есть читательский билет, и даже на взрослых. В библиотеке есть: картотека книг (перечень литературы); аптечка для книжек; закладки, которые дети изготовили сами; лупа с подсветкой; книжки – малышки для собственного авторства (оформления); настольная лампа для индивидуального чтения или вечернего (у нас есть вечерняя традиция в группе, чтение сказок при свечах. Волшебный сундучок, в котором находятся предметы, с помощью которых мы узнаём, как появилась книга, на чём раньше писали? Дети могут в любое время сами попробовать написать: на глине, папирусе, коре, камне, коже. Мы устраиваем различные выставки, посвящённые писателям и поэтам.

Рядом с библиотекой у нас находится творческая зона. Здесь можно найти всё, «Что душе угодно». «Творить» мы любим. Много занимаемся с помощью нетрадиционных техник. Наша кукла Алёнушка меняет свои наряды, а точнее национальные костюмы. Меняются изделия декоративно – прикладного творчества.

Справа от зоны творчества у нас зона мелкой моторики. Как отмечают исследователи детской речи движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали её развитию. В процессе манипуляций с материалами идёт естественный массаж биологически активных точек расположенных на ладонях и пальцах рук, что положительно сказывается на общем самочувствии ребёнка. Поэтому наши дети пользуются этими подносиками с разными предметами для развития пальцев и кистей рук в свободное время. Там находятся различные массажёры, суджо-ки, волчки, таблички на тактильные ощущения, сортировка круп, нанизывание бус, работа с пинцетом, пипеткой и многое другое. Чтобы не пропадал у детей интерес, пособия меняются 1 раз в неделю.

Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.

А наблюдать нам есть за чем. Сейчас увидите сами. Для того, чтобы улучшить состояние речевой функции и снизить количество речевых нарушений, развить мелкую моторику рук, необходимо составить систему коррекционной работы с детьми. Для таких детей часто важен процесс действий с предметами в течении всего дня.Для того, чтобы сформировать у детей первоначальные понятия об основных календарных единицах времени и дать правильное толкование этих мер, нами был разработан календарь природы для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Дети определяют время года, месяц при помощи стрелки. На календаре дети определяют состояние сегодняшней погоды и передвигают стрелку на соответствующий символ. С определением погоды, дети меняют одежду на куклах – шаблонах расположенных также на календаре. Все шаблоны легко снимаются и крепятся снова.

Внизу календаря расположены шаблоны деревьев. В нашем случае – это берёза. Дерево прослеживается во всех месяцах на протяжении всего времени года (без листьев зимой, весной начинает зеленеть постепенно, летом с зелёными листьями, осенью с жёлтыми). Затем определяем, какая неделя в этом месяце по счёту. Для этого, под каждым деревом прикреплены кнопочки по количеству недель в этом месяце.

На каждой кнопочке висит неделька (шнурочек) на которую мы одеваем бусинку (день недели). Бусинки тоже соответствующего цвета: Зима – белый, весна – бледно-зелёный, лето – ярко-зелёный осень – жёлтый. Каждый день бусинки добавляются и считаем какой день по счёту, например среда, если бусинок три?(третий). Выходные дни определяем бусинками красного цвета. В конце каждой недели считаем бусинки (сколько дней в неделе). Предложенное пособие служило моделью календарного года, поскольку с его помощью наглядно отражалась взаимосвязь всех мер календарного времени. Дети сами снимали недельки календаря и складывали из недель - месяц.

Из месяцев постепенно и последовательно складывался год. Дети в любой момент могли подойти определить, сколько дней прошло с начала недели, сколько недель прошло с начала месяца, сколько месяцев прошло с начала года, а по пустым неделькам - сколько еще осталось до его окончания. Производя все эти действия, дети постепенно постигают и осознают сложные количественные взаимосвязи между отдельными мерами времени. Работа с календарем и моделью календарного года намного облегчает задачу обучения. У детей формируются четкие представления о длительности года и эталонах его измерения.

Посмотрите дорогие коллеги. Мы используем обруч для вывешивания картинок, иллюстраций по лексическим темам. Его же используем для упражнений речевого дыхания: снежинки, бабочки, цветы и другое. Для обеспечения подлинно всестороннего развития ребенка необходимо поддерживать единство предметно-развивающей среды и содержательного общения взрослых с детьми.

Мы живём на крайнем севере. И нам всегда не хватает тепла, солнышка, какой - нибудь зелени, витаминов. Дети почти 9 месяцев видят снег. В течение года мы реализуем мини-проекты. Детям предлагается приготовить мини-доклад. Проекты разрабатываются и осуществляются с учётом реализуемой программы. Эти проекты хорошо восполняют пробелы воспитательно – образовательной работы с детьми. Мы с детьми работали над проектом «Маленькие огородники». С явлениями окружающего мира, в частности живой и неживой природы, ребенок сталкивается очень рано и стремится познать их.

Защита проекта заключается в передаче собранной информации по теме самим ребенком, с использованием фотографий, рисунков, кроссвордов, загадок - подготовленных вместе с родителями по данной теме. Ребенок, защищая свой проект учиться выступать перед аудиторией группы, отвечать на вопросы присутствующих. Эвелина защищает проект «Моя Родина».

Ну вот пришла пора заглянуть в самое тихое место. Это детская спальня. Здесь мы просыпаемся, делаем зарядку и ходим по коррегирующим дорожкам, которые сами пошили. Мы с детьми называем её «Дорожкой здоровья». Как это здорово, всё делать самим, своими руками, с родителями и детьми. Забота о здоровье подрастающего поколения – одно из приоритетных направлений государственной политики в области образования.

А это наша гордость. Наш театр, самый лучший. У нас проходят детские постановки, пальчиковые, настольные и другие театры. За занавесом у нас находится гримёрная с зеркалом, костюмерная и различные виды театров. Создаются условия для преобладания положительных эмоций в организации театрализованной деятельности детей.

Мы даже показываем театр РЭМП (стихотворение «Как - то кубик в лес пошёл, там цилиндр он нашёл!»). Так дети лучше запомнили геометрические тела. Ведь у нас нет сейчас занятий, а есть непосредственно-образовательная деятельность. Цель данного театрализованного представления была обобщить, систематизировать, уточнить представления о геометрических фигурах и геометрических телах.

Ну вот осталось посмотреть нашу умывальную комнату. Кругом плавают рыбки вокруг водорослей. Везде вывешены карты-схемы (алгоритмы). И в группе, раздевалке, спальне.

Сегодня необходимо образование, которое становится лицом к ребенку, к его особенностям и способностям, дает возможность проявить себя там, где он успешен. Особенно это важно при воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья. С учетом важности этой проблемы проводимая работа не теряет своей актуальности. Новизна данной работы заключается в понимании приоритете коррекционной работы по развитию мелкой моторики рук нетрадиционными методами и техниками как эффективного средства развития личности ребенка с тяжелыми нарушениями речи.

Список использованной литературы:

1.Программа развития дошкольного образовательного учреждения (из опыта работы МАДОУ)

2.Н.Е. Веракса «Проектная деятельность дошкольников»

3.Л.Д. Постоева Л.А. Мартыненко «Играй, слушай, познавай!»

4.Л.Л. Тимофеева «Проектный метод в детском саду»

5.М.Е. Хилько Возрастная психология

6.Е.А. Лифиц «Развитие речи, движения и мелкой моторики»

7.Собственные наработки (из опыта работы)

Св-во о публикации в СМИ Серия А 0002223- 0002224 ШПИ 62502666132205 дата отправки 16.11.2013г.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?