Инструкция. У меня для тебя есть очень интересная игра. Ты знаешь, что все люди когда-то радуются, когда-то удивляются или сердятся. Сейчас я покажу тебе несколько фотографий, на которых изображен человек с какой-то эмоцией на лице (например, радости, горя, страха, удивления, презрения, отвращения, стыда, интереса, гнева). Вот тебе список этих эмоций. Попробуй определить, какая именно эмоция отражена на каждой фотографии.

Экспериментатор поочередно показывает 9 фотографий и записывает на бланке ответ ребенка рядом с номером фотографии.

Бланк для регистрации ответов

Номер п/п Фото Ответ испытуемого Примечание

622 Приложение

Учитывается количество правильных ответов, по которым судят о сформированное™ умения определять знак эмоции по выражению лица.

Определение эмоций по пантомимике

Инструкция. А теперь я покажу тебе картинки, на которых тоже изображен человек с какими-то переживаниями. Попробуй определить, какая эмоция имеется у человека на каждой картинке.

Испытуемому показывается поочередно 8 картинок и записывает на бланке его ответы.

Бланк для регистрации ответов

Номер п/п Картинка Ответ испытуемого Примечания
M + . + .IP--MM

Учитывается количество правильных ответов и по ним судят о сформированное -ти умения определять знак эмоции по пантомимике.

Изучение восприятия выразительной стороны рисунка

Методика взята из статьи: Репина Т. А. Восприятие дошкольниками выразительной стороны рисунка и ее влияние на отношение детей к герою книги // Вопросы психологии. - 1960. - № 5.

Подготовка исследования. Подобрать 10-14 репродукций картин, в которых эмоциональное содержание передается путем показа мимики и жестов, позы героев, взаимоотношений персонажей друг с другом или их отношения к окружающим предметам.

Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с детьми 3-6 лет. Ребенку последовательно показывают картинки и просят рассказать о них. Если он затрудняется в описании, задают наводящие вопросы (приготовить заранее), чтобы выяснить, как он понимает сюжет изображения, эмоциональные состояния героев.

Обработка данных. Подсчитывают число правильных ответов, когда дети верно поняли сюжет и эмоциональное состояние героев. Подсчет проводят по каждой картинке. Результаты оформляют в таблицу по возрастам: 3-4 года, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет.

Выясняют, какие эмоциональные состояния, изображенные на рисунках, правильно воспринимают дети и в каком возрасте. Как они воспринимают мимику радости и гнева, выражение грусти и печали, с каким эмоциональным переживанием связывают яркие тона рисунка, как понимают эмоциональное содержание, переданное с помощью позы и жестов героя.

Изучение эмоциональных проявлений детей при разыгрывании сюжетных сценок

Методика взята из книги: Эмоциональное разитие дошкольника / Под ред. А. Д. Ко-шелевой. - М., 1985. - С. 100-102.

Подготовка исследования. Подобрать ситуации из жизни детей, близкие и понятные им, например:

Приложение 623

1. Больная мама лежит в постели, старшая дочка (подготовительная группа) приводит брата (ясельная группа).

2. Во время обеда в группе мальчик нечаянно разливает суп, все дети вскакивают и смеются; мальчик испуган, воспитатель строго объясняет, что надо быть аккуратнее и что смеяться здесь совершенно не над чем.

3. Мальчик потерял варежки, и на прогулке у него сильно замерзли руки, но он не хочет показать другим, что очень замерз.

4. Девочку не приняли в игру, она отошла в угол комнаты, низко опустила голову и молчит, вот-вот заплачет.

5. Мальчик (девочка) радуется за своего друга (подругу), чей рисунок оказался лучшим в группе.

Подготовить 2-3 детей для инсценировки этих сюжетов. Проведение исследования. Исследование проводится с детьми 4-7 лет. Первая серия. Подготовленные заранее дети разыгрывают перед группой сценку, затем экспериментатор спрашивает у ребят, что чувствуют персонажи этой сценки. Вторая серия. Экспериментатор описывает ситуацию и предлагает ее изобразить.

I ситуация - показать печальное, страдающее лицо мамы, капризного плачущего мальчика и сочувственное лицо девочки.

II ситуация - показать строгое лицо воспитателя, смеющихся и затем смутившихся детей, испуганное лицо мальчика.

III ситуация - как мальчик не хочет показать, что он замерз.

IV ситуация - показать обиду девочки.

Vситуация - показать неподдельную радость за другого. Если дети недостаточно выразительно или неправильно изображают чувства и эмоции персонажей, экспериментатор вновь описывает ситуации и подробно рассказывает, что испытывает каждый из персонажей.

Обработка данных. Анализируют, как дети воплощают эмоциональные состояния героев в сценках. Делают вывод о выразительности и богатстве экспрессивно-мимических средств общения и о развитости умения сопереживать другим людям. Данные оформляют в таблицу (табл. 6).

Стимульный материал: используется набор цветных карточек из теста Люшера, обозначаемых цифрами: 0 – серый, 1 – синий, 2 – зеленый, 3 – красный, 4 – желтый, 5 – фиолетовый, 6 – коричневый, 7 – черный.

Используется следующий список:

1) моя мама,

2) мой папа,

3) брат или сестра (если они есть у ребенка),

4) мое настроение в школе,

5) мое настроение дома,

7) учитель,

Порядок проведения напоминает игру. Перед ребенком на белом фоне в случайном порядке раскладывают все 8 карточек.

Инструкция : «Назови, пожалуйста, какой цвет больше всего подходит, чтобы обозначить твою маму?» и т. д. в соответствии со списком. Далее цвета ранжируются ребенком в порядке предпочтения, начиная с самого «красивого, приятного» и кончая самым «некрасивым, неприятным». Таким образом, каждый человек из списка получает свое ранговое обозначение.

Чем выше уровень эмоциональной привлекательности, близости, симпатии и меньше конфликтности в отношениях с кем-либо, тем с более предпочитаемым цветом эти люди должны ассоциироваться ребенком. Напротив, о негативном, враждебном отношении к кому-либо говорит отнесенный к нему цвет, получивший наиболее отрицательный ранг в цветовой раскладке.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Методика «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке»

Стимульный материал: портретные картинки (фотографии) с изображением детей и взрослых, у которых ярко выражено эмоциональное состояние как основных эмоций (радость, страх, гнев, горе), так и их оттенков; сюжетные картинки с изображением положительных и отрицательных поступков детей и взрослых.

Порядок проведения. Индивидуально с детьми младшего школьного возраста проводятся две серии.

Первая серия. Инструкция: ребенку последовательно показывают портретные картинки с изображением детей и взрослых и задают вопросы: «Кто изображен на картинке? Что он делает? Как он себя чувствует? Как ты догадался об этом? Опиши, что ты видишь на картинке».

Вторая серия. Инструкция: ребенку последовательно показывают сюжетные картинки и задают вопросы: «Что делают дети (взрослые)? Как они это делают (дружно, ссорятся, не обращают внимания друг на друга ит. д.)? Как ты догадался? Кому из них хорошо, а кому – плохо? Как ты догадался?»

Обработка результатов и интерпретация. Подсчитывают число верных ответов в разных возрастных группах отдельно по каждой серии и по каждой картинке. Выявляют, доступно ли детям понимание эмоциональных состояний взрослых и сверстников, по каким признакам они ориентрируются, кого лучше понимают – взрослого или сверстника. Определяют зависимость этих показателей от возраста детей.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Методика «Определение эмоций по фотографиям»

Стимульный материал: набор из 9 фотографий с изображением человека, на лице которого отражена та или иная эмоция, и список эмоций.

Порядок проведения. Инструкция: «У меня есть очень интересное задание. Ты знаешь, что все люди иногда радуются, порой удивляются или сердятся. Сейчас я покажу тебе несколько фотографий, на которых изображен человек в каком-то определенном эмоциональном состоянии (например, радости, горя, страха, удивления, презрения, отвращения, стыда, интереса, гнева). Вот тебе список этих эмоций. Попробуй определить, какая именно эмоция отражена на каждой фотографии ».

Экспериментатор поочередно показывает 9 фотографий и записывает на бланке ответ ребенка рядом с номером фотографии.

Бланк для регистрации ответов

Ответ испытуемого

Примечание

Обработка результатов и интерпретация. Учитывается количество правильных ответов, по которым судят о сформированности умения определять эмоцию человека по выражению лица. 50% и менее правильных ответов свидетельствуют об очень низком уровне способности различать эмоции.

Стимульный материал: портретные картинки (фотографии) с изо-бражением детей и взрослых, у которых ярко выражено эмоциональное состояние (радость, страх, гнев, горе); сюжетные картинки с изображением положительных и отрицательных поступков детей и взрослых.
Порядок проведения. Индивидуально с детьми дошкольного и младшего школьного возраста проводятся две серии опытов.
Первая серия. Ребенку последовательно показывают портретные картинки с изображением детей и взрослых и задают вопросы: Кто изображен на картинке? Что он делает? Как он себя чувствует? Как ты догадался об этом? Опиши, что ты видишь на картинке?
Вторая серия. Ребенку последовательно показывают сюжетные картинки и задают вопросы: Что делают дети (взрослые)? Как они это делают (дружно, ссорятся, не обращают внимания друг на друга и т. д.)? Как ты догадался? Кому из них хорошо, а кому - плохо? Как ты догадался?
Обработка и интерпретация результатов. Подсчитывают число верных ответов в разных возрастных группах отдельно по каждой серии и по каждой картинке. Выявляют, доступно ли детям понимание эмоциональных состояний взрослых и сверстников, по каким признакам они ориентируются, кого лучше понимают - взрослого или сверстника. Определяют зависимость этих показателей от возраста детей.

Методика «Определение эмоций по фотографиям»

Стимулъный материал: набор из 9 фотографий с изображением человека, на лице которого отражена та или иная эмоция, и список эмоций.
Порядок проведения. Инструкция: «У меня есть очень интересное задание. Ты знаешь, что все люди иногда радуются, порой удивляются или сердятся. Сейчас я покажу тебе несколько фотографий, на которых изображен человек в каком-то определенном эмоциональном состоянии (радости, горя, страха, удивления, презрения, отвращения, стыда, интереса, гнева). Вот тебе список этих эмоций. Попробуй определить, какая именно эмоция отражена на каждой фотографии».
Экспериментатор поочередно показывает 9 фотографий и записывает на бланке ответ ребенка рядом с номером фотографии (табл. 3).

Таблица 3
Бланк для регистрации ответов

№ п/п Фото Ответ испытуемого Примечание
1
2
9

Обработка и интерпретация результатов. Учитывается количество правильных ответов, по которым судят о сфор-мированное™ умения определять эмоцию человека по выражению лица. 50% и менее правильных ответов свидетельствуют об очень низком уровне способности различать эмоции.

Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П. Ильина, П.А. Ковалева)

1. Шкалы обидчивости и мстительности
Цель: определить склонность человека к враждебности, проявляемой через обидчивость и мстительность.
Стимульный материал: тест опросника, состоящий из 20 утверждений, предложенных далее.
Порядок проведения. Инструкция: «Вам предлагается ряд утверждений. При согласии с ними рядом с соответствующим номером утверждения поставьте знак плюс (+), при несогласии - минус (-). Предлагаемые утверждения
1. Мне чаще всего не воздают должное за мои дела.
2. Если по отношению ко мне поступают несправедливо, то про себя я желаю обидчику всяких несчастий.
3. Ситуации почти всегда складываются благоприятнее для других, чем для меня.
4. Я считаю, что лозунг из мультфильма «Зуб за зуб, хвост за хвост» справедлив.
5. Я часто обижаюсь на замечания других, даже если и понимаю, что они справедливы.
6. Часто я воображаю те наказания, которые могли бы обрушиться на моих обидчиков.
7. Меня обижает отсутствие внимания со стороны окружающих..
8. Ни одно оскорбление не должно оставаться безнаказанным.
9. Я всегда обижаюсь, если среди награжденных за дело, в котором я участвовал, нет меня.
10. Я не успокаиваюсь до тех пор, пока не отомщу обидчику.
11. У меня такое ощущение, что часто со мной поступают несправедливо,
12. Я считаю, что добро лучше мести.
13. Я не обижаюсь на шутки друзей, даже если они очень злые.
14. Мне нравятся люди, которые не помнят зла.
15. Меня не трогает, если при похвале за общую работу не упоминается мое имя.
16. Я верю, что за зло можно отплатить добром, и поступаю таким образом.
17. У меня вызывают сожаление чрезмерно обидчивые люди.
18. У меня отрицательное отношение к мстительным людям.
19. Я не вижу ничего обидного в том, что мне говорят о моих недостатках.
20. Справедливо ли мнение: если тебя ударили по одной щеке, то надо подставить и другую?
Обработка и интерпретация результатов. Шкала обидчивости: за каждое согласие с утверждением по пунктам 1,
3, 5, 7, 9, 11 и за каждое несогласие по пунктам 13, 15, 17, 19 начисляется по одному баллу.
Шкала мстительности: за каждое согласие с утверждением по пунктам 2, 4, 6, 8, 10 и за каждое несогласие по пунктам 12, 14, 16, 18, 20 начисляется по одному баллу. Далее подсчитывается сумма баллов по каждой шкале.
Чем больше сумма баллов, тем больше испытуемый склонен к обидчивости и мстительности (диапазон от 0 до 10 баллов), а по общей их сумме - к враждебности (в диапазоне от 0 до 20 баллов),
2. Шкала вспыльчивости
Цель: диагностика уровня эмоциональной возбудимости методом самооценки.
Стимульный материал: тест опросника, состоящий из 10 утверждений, предложенных далее.
Порядок проведения. Инструкция: «Прочтите предложенные вам утверждения, при согласии с ними поставьте рнак плюс (+), при несогласии знак минус (~)».
Предлагаемые утверждения
1. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.
2. Если кто-нибудь выводит меня из себя, я не обращаю на это внимания.
3. Я могу скрывать свою раздражительность.
4. Я всегда спокойно реагирую на критику, даже если -она кажется мне несправедливой.
5. Мне очень не нравится, когда надо мной насмехаются.
6. У меня никогда не бывает вспышек гнева.
7. Меня возмущает, когда люди толкают меня на улице или в транспорте.
8. В конфликтной ситуации я веду себя спокойно.
9. Я не умею сдерживаться, когда меня незаслуженно упрекают.
10. Обычно меня трудно вывести из себя.
Обработка и интерпретация результатов. При согласии по пунктам 1, 3, 5, 7,9 и несогласии по пунктам 2, 4, 6, 8, 10 начисляется по одному баллу. Подсчитывается сумма набранных баллов. Если опрашиваемый набирает 8-10 баллов, у него высокая эмоциональная возбудимость, если он набирает 4 балла и меньше, у него низкая эмоциональная возбудимость. Баллы от 5 до 7 характеризуют средний уровень эмоциональной возбудимости.

Картиночная методика определения эмпатийности у младших школьников

Стимульный материал: набор картинок с изображением различных жизненных ситуаций.
Порядок проведения. Ребенку демонстрируют несколько картинок, на которых художник изобразил различные ситуации из жизни детей и взрослых. Показывают первую картинку и указывают силуэт в правом нижнем углу. Инструкция: «Смотри, ты находишься здесь. Скажи, по-жалуйста, что ты сделаешь в этой ситуации?» Ответ ребенка записывают в протокол опроса (табл. 4) под номером картинки. В графе «Примечание» регистрируются эмоциональные проявления при ответе на вопросы.

Таблица 4
Протокол опроса

Тест школьной тревожности (Ф. Филлипс)

Стимульный материал: тест, состоящий из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут предлагаться в письменном виде.
Порядок проведения. Инструкция: «Сейчас вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво. Над ответами долго не задумывайтесь. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ: ставьте знак плюс (Н-), если вы согласны с ним, или минус (-), если не согласны».
Вопросы
1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?
2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?
3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?
4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости оттого, что ты не знаешь урок?
5. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса ударил тебя?
6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?
7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?
8. Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что тебе страшно сделать глупую ошибку?
9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?
10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?
11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?
12. Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на.второй год?
13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?
14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?
15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, что хочешь ты?
16. Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начинаешь выполнять задание?
17. Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?
18. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?
19. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, если ты сделаешь ошибку при ответе?
20. Похож ли ты на своих одноклассников?
21. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?
22. Когда работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?
23. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?
24. Верно ли, что большинство ребят относятся к тебе по-дружески?
25. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?
26. Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?
27. Боишься ли ты временами вступать в спор?
28. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?
29. Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?
30. Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одно-классников, к которым ребята относятся с особым вниманием?
31. Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то такое, что тебя задевает?
32. Как ты думаешь, теряют ли расположение других те из учеников, которые не справляются с учебой?
33. Можно ли сказать, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?
34. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?
35. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?
36. Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы?
37. Волновало ли тебя когда-нибудь то, что думают о тебе окружающие?
38. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?
39. Считаешь ли ты, что одеваешься для посещения школы так же хорошо, как и твои одноклассники?
40. Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, о том, что думают о тебе в это время другие?
41. Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?
42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?
43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?
44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?
45. Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?
46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?
47. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли, что вот-вот расплачешься?
48. Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?
49. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?
50. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?
51. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель собирается дать классу задание?
52. Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?1
53. Когда учитель собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?
54. Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, что не можешь ты?
55. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?
56. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?
57. Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли обычно, что делаешь это плохо?
58. Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит выполнить задание на доске перед всем классом?
Обработка и интерпретация результатов. При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста.

№ п/п Фактор Номера вопросов
1 Общая тревожность в школе 2,3,7, 12, 16,21,23,26,28, 46,47,48,49,50,51,52,53,
54,55,56,57,58 Σ=22
2 Переживание социального стресса 5, 10, 15,20,24,30,33,36,39, 42, 44
Σ=11
3 Фрустрация потребности в достижении успеха 1,3,6, 11, 17, 19,25,29,32,
35,38,41,43
Σ=13
4 Страх самовыражения 27,31,34,37,40,45
Σ=6
5 Страх перед ситуацией проверки знаний 2,7, 12, 16,21,26
Σ=6
6 Страх не соответствовать ожиданиям окружающих 3,8, 13,17,22
Σ=5
7 Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу 9,14, 18,23,28
Σ=5
8 Проблемы и страхи в отношениях с учителями 2,6, 11,32,35,41,44,47
Σ=8

Ключ к вопросам «+» - Да, «-» - Нет.

1- 17- 33- 49-
2 - 18- 34- 50-
3- 19- 35 + 51-
4- 20 + 36 + 52-
5- 21 - 37- 53-
6- 22 + 38 + 54-
7- 23- 39 + 55-
8- 24 + 40- 56-
9- 25 + 41- 57-
10- 26- 42- 58-
11- 27- 43 +
12- 28- 44 +
13- 29- 45-
14- 30+ 46-
15- 31- 47-
16- 32- 48-

Результаты

1) Число несовпадений («+» - Да, «-» - Нет) по каждому фактору (абсолютное число несовпадений, в процентах: <50%; >50%; > 75%):
а) общее число несовпадений по всему тесту. Если оно больше 50% от общего числа вопросов теста, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75% - о высокой тревожности;
б) число совпадений по каждому из восьми факторов тревожности, выделяемых в тесте, умножается на коэффициент (As). Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных факторов и их количеством.
Для каждого респондента.
2) Представление этих данных в виде индивидуальных диаграмм.
Число несовпадений по каждому измерению для всего класса: абсолютное значение - <50%; > 50%; > 75%.
3) Представление этих данных в виде диаграммы.
4) Количество учащихся, имеющих несовпадения по оп-ределенному фактору <50% и > 75% (для всех факторов).
5) Представление сравнительных результатов при повторных замерах.
6) Полная информация о каждом учащемся (по результатам теста).

1. Общая тревожность в школе - эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
2. Переживание социального стресса - эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего со сверстниками).
3. Фрустрация потребности в достижении успеха - не-благоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.
4. Страх самовыражения - негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
5. Страх перед ситуацией проверки - негативное отношение и переживание тревоги перед проверкой (особенно публичной) знаний, достижений, возможностей.
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих - ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей. Тревога по поводу оценок.
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу - особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями - общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

Сочинение-конкурс «Кто смеется - тот умнеет»

Цель: выявление особенностей поведения детей. Эта цель замаскирована. Детям нужно сказать о своем поведении коротко и с юмором. Не у всех это получится, но попытаться стоит. Во-первых, интересно и весело, а во-вторых, могут вырваться наружу скрытые или неосознанные черты характера.
Порядок проведения. Перед началом конкурса учитель цитирует выдержки из сочинений третьеклассников, например: «Чтобы посмотреть, какие зубы у кошки, я попыталась открыть ей рот. Зубы хорошие. Моя рука не зажила до сих пор». Призы вручаются за лучшее сочинение, которое дети оценивают с точки зрения правдивости сказанного, юмора, оригинальности описанной ситуации.
Можно задавать конкретную ситуацию. Победа не присуждается, если дети обнаружат неточности.
Обработка результатов. Учитель, проводя этот конкурс, получает информацию о том: 1) как ребенок оценивает свои поступки; 2) как его оценивают одноклассники; 3) существуют ли различия в самооценке и оценках других.
При этом накапливаются данные о сильных и слабых качествах, выявляются дети, которым требуется коррекция поведения.

Автоматизации и математической обработке сегодня подвергается все больше и больше аспектов нашей жизни, одним из которых является главная частей нашей памяти - фотографии, на которых запечатлены мы, наши друзья, памятные моменты и многое другое. Не так давно компания Microsoft уже сделала первый и довольно интересный шаг в обработке фотографий - был разработан алгоритм, который позволял определить возраст запечатленных людей (). Но время не стоит на месте, и сегодня мы расскажем о новом алгоритме, предложенном Microsoft - распознавание эмоций по фото.

Подсознательно мы все умеем определять, смеется или грустит человек на фото, а можно ли измерить эти чувства? Оказывается можно! И давайте сразу посмотрим, что это такое за измерение.

Для начала переходим на страницу проекта https://www.projectoxford.ai/demo/emotion#detection .

И сразу видим пример работы алгоритма. Попробуем разобраться, что же это такое, а потом проведем несколько экспериментов.

Итак, слева имеется анализируемое изображение, на котором выделены лица. Сразу становится понятно, что алгоритм умеет выделять все лица на фотографиях и анализировать каждое.

Справа (и при наведении на рамки на лицах) имеется область, содержащая кучу непонятного текста (указанный текст это результат работы алгоритма в специальном формате), давайте разложим его по полочкам.

В первой строке надпись «detection result» - «результаты анализа».

"FaceRectangle": {

"Left": 488,

"Top": 263,

"Width": 148,

"Height": 148

"Scores": {

"Anger": 9.075572e-13,

"Contempt": 7.048959e-9,

"Disgust": 1.02152783e-11,

"Fear": 1.778957e-14,

"Happiness": 0.9999999,

"Neutral": 1.31694478e-7,

"Sadness": 6.04054263e-12,

"Surprise": 3.92249462e-11

Что же все это обозначает?

Во фрагменте «FaceRectangle» указаны координаты углов рамки каждого из лиц, чтобы было понятно, эмоции какого человека мы посмотрим.

Во фрагменте «Scores» представлены сами результаты. Т.к. алгоритм пока что предоставлен в ознакомительном режиме, результаты не обработаны в «человеческий» вид и представлены в «сыром виде». Но не пугаемся - все очень просто! Имеется список из восьми эмоций:

Anger - Гнев

Contempt - Презрение

Disgust - Отвращение

Fear - Страх

Happiness - Счастье

Neutral - Нейтральный

Sadness - Грусть

Surprise - удивление

И вклад каждой эмоции в общее эмоциональное состояние человека на фото указывается от 0 до 1 - чем больше цифра, тем более весомое значение имеет эмоция.

В рассмотренном примере мы видим, что первый человек на фото имеет самую ярко выраженную эмоцию - счастье. Не пугайтесь непонятных значений вида «3.92249462e-11» - это математическая форма записи числа, где «e-11» обозначает на сколько знаков влево надо перенести запятую, т.е. в примере получится число «0.0000000000392249462», которое безумно мало.

Теперь можно пофантазировать, о применении алгоритма распознавания эмоций по фото. Мне, например, видится фотоальбом в соцсети, который в зависимости от выбранного статуса пользователя (грусть, радость или скука) автоматически переставляет фотографии под настроение. Или другой пример, Вы собираетесь посмотреть картинки в сети, камера Вашего девайса фотографирует Вас и по указанному алгоритму определяется настроение, а потом предлагаются к просмотру изображения, соответствующие эмоциональному состоянию, например, если Вы грустите, то изображения будут красочными и позитивными.

Я уверен, что алгоритм найдет множество способов применения. Более того, Microsoft предоставило API для доступа к алгоритму, а это значит, что воспользоваться им сможет каждый желающий и предоставлять результаты обработки можно будет самыми разнообразными способами.

Ну и напоследок я немного побаловался с автоматическим распознаванием эмоций и хочу показать, что из этого получилось.

Первое фото, которое я проверил, это, конечно же, знаменитый терминатор - мистер невозмутимость. И алгоритм меня поддержал - 0.89 нейтральности.


А почему бы не попробовать что-то веселое? А кто лучше всех кривляется и веселится - первая мысль Маска. И единогласно - лицо полное "счастья".


Раз уж пошли фильмы, то надо попробовать и хоббита. Тут я и сам не могу определить всю гамму эмоций на лице и алгоритм со мной согласен. Однако в этот момент я нешел интересную штуку - если навести курсор на рамку на фото, то появляется окошко с результатами, приятная мелочь, особенно когда лиц много.


И снова Джим Керри, ну кажется мне, что у него очень яркие эмоции - и смотрим на удивление. Кажется я не ошибся.


На фото молодой человек, эмоциональное состояние которого мы определили как гневное.


Усложним задачу и дадим алгоритму заранее подготовленные фото эмоций. Лица конечно не совсем естественны для четкой передачи состояния, но все было определено с очень высокой точностью.


Ну и немного смухлюем. Не фото, а портрет, нарисованный художником с нашего сайта () и я считаю тут тоже неплохой результат!


Конечно я не удержался и попробовал распознать чувства чебурашки и остался ни с чем - алгоритм отказался обрабатывать героя мультфильмов.

Подводя итог обзора алгоритма распознавания эмоций по фото, реализованный Microsoft, хочется отметить очень хорошие результаты его работы и большое количество точных распознаваний. Для демо-старта просто отличный результат! Будем ждать новых интересных решений.

Инструкция. У меня для тебя есть очень интересная игра. Ты знаешь, что все люди когда-то радуются, когда-то удивляются или сердятся. Сейчас я покажу тебе несколько фотографий, на которых изображен человек с какой-то эмоцией на лице (например, радости, горя, страха, удивления, презрения, отвращения, стыда, интереса, гнева). Вот тебе список этих эмоций. Попробуй определить, какая именно эмоция отражена на каждой фотографии.

Экспериментатор поочередно показывает 9 фотографий и записывает на бланке ответ ребенка рядом с номером фотографии.

Бланк для регистрации ответов

Номер п/п Фото Ответ испытуемого Примечание

622 Приложение

Учитывается количество правильных ответов, по которым судят о сформированное™ умения определять знак эмоции по выражению лица.

Определение эмоций по пантомимике

Инструкция. А теперь я покажу тебе картинки, на которых тоже изображен человек с какими-то переживаниями. Попробуй определить, какая эмоция имеется у человека на каждой картинке.

Испытуемому показывается поочередно 8 картинок и записывает на бланке его ответы.

Бланк для регистрации ответов

Номер п/п Картинка Ответ испытуемого Примечания
M + . + .IP--MM

Учитывается количество правильных ответов и по ним судят о сформированное -ти умения определять знак эмоции по пантомимике.

Изучение восприятия выразительной стороны рисунка

Методика взята из статьи: Репина Т. А. Восприятие дошкольниками выразительной стороны рисунка и ее влияние на отношение детей к герою книги // Вопросы психологии. - 1960. - № 5.

Подготовка исследования. Подобрать 10-14 репродукций картин, в которых эмоциональное содержание передается путем показа мимики и жестов, позы героев, взаимоотношений персонажей друг с другом или их отношения к окружающим предметам.

Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с детьми 3-6 лет. Ребенку последовательно показывают картинки и просят рассказать о них. Если он затрудняется в описании, задают наводящие вопросы (приготовить заранее), чтобы выяснить, как он понимает сюжет изображения, эмоциональные состояния героев.

Обработка данных. Подсчитывают число правильных ответов, когда дети верно поняли сюжет и эмоциональное состояние героев. Подсчет проводят по каждой картинке. Результаты оформляют в таблицу по возрастам: 3-4 года, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет.



Выясняют, какие эмоциональные состояния, изображенные на рисунках, правильно воспринимают дети и в каком возрасте. Как они воспринимают мимику радости и гнева, выражение грусти и печали, с каким эмоциональным переживанием связывают яркие тона рисунка, как понимают эмоциональное содержание, переданное с помощью позы и жестов героя.

Изучение эмоциональных проявлений детей при разыгрывании сюжетных сценок

Методика взята из книги: Эмоциональное разитие дошкольника / Под ред. А. Д. Ко-шелевой. - М., 1985. - С. 100-102.

Подготовка исследования. Подобрать ситуации из жизни детей, близкие и понятные им, например:

Приложение 623

1. Больная мама лежит в постели, старшая дочка (подготовительная группа) приводит брата (ясельная группа).

2. Во время обеда в группе мальчик нечаянно разливает суп, все дети вскакивают и смеются; мальчик испуган, воспитатель строго объясняет, что надо быть аккуратнее и что смеяться здесь совершенно не над чем.

3. Мальчик потерял варежки, и на прогулке у него сильно замерзли руки, но он не хочет показать другим, что очень замерз.

4. Девочку не приняли в игру, она отошла в угол комнаты, низко опустила голову и молчит, вот-вот заплачет.

5. Мальчик (девочка) радуется за своего друга (подругу), чей рисунок оказался лучшим в группе.

Подготовить 2-3 детей для инсценировки этих сюжетов. Проведение исследования. Исследование проводится с детьми 4-7 лет. Первая серия. Подготовленные заранее дети разыгрывают перед группой сценку, затем экспериментатор спрашивает у ребят, что чувствуют персонажи этой сценки. Вторая серия. Экспериментатор описывает ситуацию и предлагает ее изобразить.

I ситуация - показать печальное, страдающее лицо мамы, капризного плачущего мальчика и сочувственное лицо девочки.

II ситуация - показать строгое лицо воспитателя, смеющихся и затем смутившихся детей, испуганное лицо мальчика.



III ситуация - как мальчик не хочет показать, что он замерз.

IV ситуация - показать обиду девочки.

Vситуация - показать неподдельную радость за другого. Если дети недостаточно выразительно или неправильно изображают чувства и эмоции персонажей, экспериментатор вновь описывает ситуации и подробно рассказывает, что испытывает каждый из персонажей.

Обработка данных. Анализируют, как дети воплощают эмоциональные состояния героев в сценках. Делают вывод о выразительности и богатстве экспрессивно-мимических средств общения и о развитости умения сопереживать другим людям. Данные оформляют в таблицу (табл. 6).