Традиционно, по субботам, мы публикуем для вас ответы на викторину в формате «Вопрос - ответ». Вопросы у нас самые разные как простые, так и достаточно сложные. Викторина очень интересная и достаточно популярная, мы же просто помогаем вам проверить свои знания и убедиться, что вы выбрали правильный вариант ответа, из четырех предложенных. И у нас очередной вопрос в викторине - Где прошла коронация Наполеона I?

Правильный ответ A. в Соборе Парижской Богоматери

Церемония коронации состоялась 2 декабря 1804 года. Этому предшествовала серьезная подготовка к празднику в стиле Цезаря. По всему Парижу, окна богачей были завешаны знаменами и коврами, в оконных проемах бедняков полоскались разукрашенные простыни. Для коронации выбрали собор Парижской Богоматери.
Архитекторы Персье и Фонтень спешно залечивали повреждения нанесенные революцией и декорировали Нотр Дам в стиле Империи.
Картина была создана Давидом по заказу самого Наполеона I. На ней изображён эпизод коронации императора, произошедший 2 декабря 1804 года в соборе Парижской Богоматери. Давид выбрал момент, когда Наполеон коронует Жозефину, а папа Пий VII даёт ему своё благословение.

Грандиозные завоевания Древнего Рима не давали покоя Наполеону. Его неизменно восхищал романский ювелирный стиль с лавровыми и дубовыми листьями, гирляндами, орлами, мечами, факелами… Лавровый венок Бонапарта - чистейшей воды ампир: одно из самых дорогих ювелирных направлений. Ампир высокомерен — не терпит серебра, его оправа — платина и 18-ти каратное золото, элитные камни — бриллианты, изумруды, сапфиры, рубины.


Коронация



Андреа Аппиани, коронация Наполеона

Сенат Французской республики предложил Наполеону Бонапарту податься в императоры. Первый консул с готовностью отрапортовал: «Я принимаю титул, который вы нашли полезным. Для блага народа».


Наполеон, коронация

Церемония коронации состоялась 2 декабря 1804 года. Этому предшествовала серьезная подготовка к празднику в стиле Цезаря. По всему Парижу, окна богачей были завешаны знаменами и коврами, в оконных проемах бедняков полоскались разукрашенные простыни. Для коронации выбрали многострадальный собор Парижской Богоматери. Архитекторы Персье и Фонтень спешно залечивали повреждения нанесенные революцией и декорировали Нотр Дам в стиле Империи.

Прибытие Наполеона в ратушу

И вот, карета, запряженная восемью лошадьми, остановилась у собора. Из нее вышли: Наполеон в длинной белой атласной тунике, расшитой золотом и Жозефина, в белом атласном платье, с золотыми узорами. Идея коронационных костюмов принадлежит художнику Жану Батисту Исабею. Во время церемонии наряды менялись несколько раз. В кульминационный момент с плеч Бонапарта ниспадала темно-красная бархатная мантия с горностаем. Тяжелая мантия, вышитая золотыми пчелами, весила восемьдесят фунтов, ее поддерживали четыре сановника. Бархатную мантию Жозефины, за ней несли три сестры Наполеона.

Наполеон, коронация

В основу церемонии положена коронация Бурбонов. Церемониймейстер — граф Луи Филип де Сепор, отчаянно старался порадовать новоявленного императора. Граф Де Сепор припомнил, что достославного короля Карла Великого в 768 году приветствовала процессия из двенадцати девственниц с зажженными свечами, и предложил повторить шествие. Но кто-то иронично поинтересовался, где, после беспредела революции, можно найти в столице столько девственниц? Тогда сосредоточились на императорских регалиях. И опять осечка — во время революции не уцелели не только девственницы, но и атрибуты французской короны. Некоторые пришлось делать заново.

Корона


Наполеон, коронация

Папа Римский появился в соборе Парижской Богоматери к гимну «Tu es Petrus». В момент коронации, как только Пий VII произнес: «Получают императорскую корону…», Наполеон неожиданно повернулся, жестом дал понять Папе, что сам знает, что делать дальше: сам надел «корону Карла Великого», потом заменил ее на золотой лавровый венок. Затем короновал, ставшую перед ним на колени Жозефину. Ограниченному в действиях Пию VII, ничего не оставалось, как объявить всем на латыни: «Император навсегда!».


Бьенне, корона Карла Великого (Шарлеманя), Лувр

Корона Карла Великого (Шарлеманя) — древняя регалия королей франков, а после 1237 года, королей Франции. Была сделана из четырех пластин, увенчанных крестом, украшенных драгоценными камнями, а позднее, большими геральдическими лилиями. Корона несколько столетий венчала французских королей, но во время революции была утрачена. Парижский ювелир Мартин-Гийом Бьенне, по заказу Наполеона изготовил золотую корону в средневековом стиле. Восемь полуарок сошлись в центре, увенчанные распятием. Главную регалию, как и прежние венцы французских королей, назвали нескромно «корона Карла Великого». Ныне корона Шарлеманя №2 находится в Лувре, в зале Аполлона.

Копия короны Наполеона «Лавровый венок»

Наполеон - давний поклонник Римской империи, спал и видел: императоры, как истинные победители, венчались лавровыми венками. Чем хуже он — Бонапарт? Ювелиры выковали золотой лавровый венок. Символ доблести, обошелся казне в 8 000 франков.

Подлинный лист сохраненный с Исабеем

Лавровый венок Наполеона в 1819 году будет уничтожен королем Луи XVIII. Существуют его многочисленные копии и единственный подлинный лист. Когда Жан-Батист Исабей писал очередной портрет Бонапарта, вынесли корону, чтобы художник мог понять ее пропорции. Император надел лавровый венок и пока пристраивал на голове — отвалился лист. Наполеон попросил Исабея сохранить его. С чувством благоговения Жан-Батист исполнил пожелание императора. Этот лист - единственная уцелевшая часть императорской лавровой короны.

Жозефина


Нито, тиара Жозефины

Муж усердно декорировал Жозефину бриллиантами. Ко времени коронации у жены Бонапарта был гарнитур из крупных отборных жемчужин размером с «маленький апельсин», два больших бриллиантовых комплекта, парюра из изумрудов, гарнитур из рубинов редкой красоты. Позднее у мадам Богарне были сотни, затем тысячи украшений и камней без оправы. А Наполеон безостановочно покупал новые. Да и сама Жозефина не сильно тормозила. В ее шкатулки переехали драгоценности французской короны. Кроме одной — алмаз «Регент» принадлежал Наполеону. Вокруг шептались, у императрицы хранятся опалы - предвестники несчастья. Особенно впечатлял один, невероятно красивый, за сполохи на поверхности, он мрачно именовался «Сожжение Трои».


Тиара Жозефины сбоку. Сравните с той, что на картине

Мари-Этьен Нито - известный парижский ювелир, основавший ювелирный дом Chaumet в 1780 году. Он изготовил для знаменитой клиентки Жозефины коронационную тиару — усыпанную 1040 бриллиантами, диадему «Лавровый венок» и пять роскошных гарнитуров (диадема, ожерелье, браслет, пояс, серьги, гребень, булавка) ко 2 декабря 1804 года.

Корона Жозефины «Лавровый венок» с бриллиантами

Пий VII благословил регалии и державу, помазал священным елеем и возложил на алтарь. Наполеон, не доверяя никому, взял с алтаря корону Карла Великого и увенчал ею свою буйную головушку. Поносил, снял, и «просто» надел лавровый венок. Сверкая золотыми листиками на голове, с короной Карла Великого в руках, он приблизился к, стоящей на коленях, Жозефине и поднял корону над ее головой.

Этот момент и запечатлен на картине Жака-Луи Давида. Но тиара на Жозефине не списана с шедевра Нито вольным художником Жаком-Луи. Подлинная тиара Жозефины ныне является собственностью фирмы Van Cleef and Aspels, ее фотографии показывают, насколько фантазия живописца разнится с действительностью. Можете сравнить сами — обе короны тут присутствуют.

Картина

Энгр, Наполеон на троне

Знаменитая картина Жака-Луи Давида имеет длинное информативное название «Посвящение императора Наполеона I и коронование императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года». Это был серьезный заказ серьезного человека - без пяти минут императора. Работа над картиной, длившаяся три года, была завершена в конце 1807-го. В феврале 1808-го года, полотно впервые встретилось со зрителями.



Корона Карла Великого в представлении Жака-Луи Давида

Певец революции Жак-Луи Давид писать красиво умел, до этого он был придворным живописцем короля. Это умение ему пригодилось, чтобы изобразить коронацию Наполеона. Нескромные императорские костюмы, короны, драгоценности, словно насмешка над аристократами, казненными за приставку «де» перед именами, куска кружев или кольца знатности… Мелкий дворянин, в вышитых перчатках и платье пурпурного бархата, настоял на том, чтобы его красавица-жена, с весьма дурной репутацией, тоже была коронована. Все промолчали, даже не вспомнили — ни одна из королев, в течение нескольких веков, не удостаивалась подобной чести.


Жак-Луи Давид, Жозефина на коронации

В первом варианте картины Давида, Наполеон короновал сам себя правой рукой, а в левой — держал шпагу с «Регентом», прижимая к сердцу. Но ученик художника посоветовал изобразить императора, коронующим Жозефину. Это была редкая наглость (смотрите выше).

Лувр. Картина Жака-Луи Давида

Тщеславие Наполеона выплеснулось в нарядах из бархата расшитого пчелами - символами королевской власти. Этот знак, минуя Бурбонов, связал нового императора с древними Меровингами. Пчела заменила геральдическую лилию.


Скипетры

Скипетр Карла V

Скипетр — признак верховной власти. На коронации Наполеона их было два — скипетр Карла V и «Рука Правосудия». Оба ныне находятся в Лувре, в отделе предметов искусства.


Скульптура Карла Великого на скмпетре

На коронации Бонапарта, одной из нескольких подлинных средневековых регалий, был скипетр. Когда-то король Карл V отказался от королевской атрибутики в пользу сына — будущего Карла VI. Детальное описание драгоценного жезла есть в перечне королевской сокровищницы, сделанном в 1379-1380 годах: Париж, золото, жемчуг, драгоценные камни, стекло, высота 60 см. Скипетр не претерпел сильных изменений. Единственное — лилии первоначально были покрыты белой эмалью. Вершина скипетра — фигура Карла Великого. Сцены из его легендарной жизни украшают набалдашник. Воскрешение легендарного короля франков объясняет, почему данный предмет был включен в имперские регалии Наполеона.

Скипетр «Рука Правосудия»



Рука Правосудия

Уникален французский скипетр «Рука Правосудия» в виде левой ладони из слоновой кости в жесте благословения. И держать его полагалось в левой руке. Для коронации Наполеона в 1804 году, ювелир Мартин-Гийом Бьенне удлинил «Руку Правосудия» — она была вдвое короче, до бархатной части. В данной композиции, только «рука» из слоновой кости — средневековая. Медный стержень девятнадцатого века. Соединение украшено «кольцом Святого Дени», камеей-инталией из сокровищ Сен-Дени.

Оружие


Меч «Жуайёз», Лувр

Для коронации, Наполеон велел доставить меч принадлежавший Карлу Великому, из Экса. Это оружие, названное «Жуайёз» (Joyeuse) спешно привезено из лавки подержанных вещей. Но тут Наполеона ожидала засада: на эфесе красовались королевские лилии — символ французской монархии. Ювелирам было приказано переделать рукоять и изготовить ножны, украшенные зеленым бархатом с золотыми пчелами. В конце концов, Бонапарту надоела возня с доделками-переделками, и он заказал новые регалии.


Мечи для коронации Наполеона, Фонтенбло

Меч - символ рыцарства, и в XIX веке оставался церемониальным оружием. Богатое украшение мечей только подчеркивало их парадный характер. Мечи из золота и бриллиантов изготовлены для коронации Наполеона в 1804 году. Хранятся в музее Наполеона в Фонтенбло.
В мечтах, Наполеону виделся коронационный палаш, украшенный «Регентом». Но знаменитый алмаз был вставлен в эфес его консульской шпаги. «Регент» массой 136,75 карат, огранки «подушка», в первоначальном виде весил 410 карат. Согласно оценке, стоимость камня составляла две трети всех королевских регалий. Раритет чудом уцелел после экспроприации французских королей, революционно настроенными гражданами. При разграблении королевского дворца, в 1792-ом, «Регент» пропал. Уникальный алмаз был найден и заложен республиканцами московскому купцу Трескову. Выкупил «Регент» генерал Бонапарт. Алмаз принимал участие в коронации на эфесе шпаги Наполеона, закрепленной на белой бархатной перевязи. Папа Римский, освящая императорские регалии, вероятно, снял проклятие с алмаза «Регент», имевшего черную-пречерную репутацию.

Регент

В 1886 году сокровища французской короны выставили на торги. «Регент», купленный Лувром за 6 миллионов франков, находится в музее и поныне.

Орден Почетного легиона



В 1802 году, Наполеон утвердил орден Почетного легиона, за военные и гражданские заслуги. На церемонии коронации, Бонапарта обвивала золотая цепь со знаком ордена — пятилучевой белой эмалевой звездой, обрамленной зеленым венком из лавровых и дубовых листьев с профилем (кого бы вы думали?) — Наполеона. В руках императора символ власти — держава, на пальце — коронационный перстень.

Талисман Шарлеманя

Король Карл Великий (Шарлемань)

Основатель империи Каролингов, король франков с 768 года, Карл Великий или Шарлемань — воин, снискавший славу на Западе и Востоке. Знаменитый багдадский калиф Харун Ар-Рашид, в надежде завоевать его расположение, задабривал Карла Великого богатыми дарами.

Жозефина, фрагмент картины Давида

Однажды Шарлемань обратился к славным мастерам Харуна: изготовьте любовный талисман для меня, короля франков. Талисман, гарантировавший любовь жены короля, вскоре засверкал двумя большими сапфирами кабошонами. Вокруг них, по золотой оправе «разбросали» сапфиры, изумруды, аметисты, гранаты, жемчуг. «Главные» сапфиры предусмотрительно приложили к кресту, на котором распяли Иисуса, а внутри медальона хранилась прядь волос, предположительно, Девы Марии. Талисман честно работал - Карл Великий и его жена были вместе, пока смерть не разлучила их…

Любовный талисман Шарлеманя

В 814 году, доблестный Шарлемань был похоронен с почестями и драгоценностями (в том числе, с любимым сапфировым талисманом), в соборе Экс-ан-Прованс-ля-Шапель. Король Отто III приказал в 1000 году вскрыть его могилу и передать сокровища на хранение в казначейство собора Ля Шапель.

Браслет, картина Давида

Летом 1804 года, Жозефина посетила Экс-ан-Прованс-ля-Шапель, чтобы набрать святой воды и почтить память Шарлеманя. Через месяц, вместе с ней прибыл Наполеон, который «порекомендовал» настоятелю одарить жену реликвиями Шарлеманя, в том числе, достопамятным сапфировым талисманом. Жозефина надевала его во время коронации. Жак-Луи Давид, весьма вольно написавший церемонию, увековечил талисман Карла Великого в браслете императрицы. Никто не знает, к кому из потомков Жозефины отошел любовный талисман. Предположительно, он находится в частной коллекции.

Обратный отсчет

Коронационное кольцо Жозефины - огромный рубин в золоте. Мальмезон, Франция

Все пройдет - пройдет и это. Ушло время Наполеона. Бурбоны вернули королевский титул и все началось «с точностью до наоборот». Теперь истерично старались ликвидировать остатки культа Наполеона, искоренить память о нем во французском обществе. Для этого, в 1819 году императорские регалии были уничтожены. От роскошного лаврового венка остался единственный листок, сохраненный художником Исабеем. Ныне это бережно хранимая реликвия, заключенная в специальный футляр. А вот, заказанную Наполеоном корону Карла Великого, оставили, взамен уничтоженного революцией древнего венца французских королей. Сегодня она вольготно живет в парижском Лувре. Больше никого не будет короновать знаменитый венец! В 1885 году Национальное собрание Франции постановило продать большую часть королевских, императорских регалий и драгоценностей, чтобы воспрепятствовать любым попыткам реставрации монархии. Сохранились лишь несколько предметов, благодаря их исторической ценности.

Слова императора Франции Наполеона I (1769 - 1821), во время его коронации, как короля Италии, 26 мая 1805 года в Миланском соборе. Прибыв на церемонию коронации Наполеон I, вопреки сложившейся ранее традиции возложения короны на голову короля кардиналом, вырвал железную корону лангобардов из рук кардинала Капрора и сам надел на себя. При этом он сказал: "Dieu me la donne, gare a qui la touche" (итал.) (Бог мне дал корону. Беда тому, кто ее тронет).

Следует отметить, что впервые Наполеон возложил сам на себя корону годом раньше, во время торжественного венчания и помазания на царство Франции в Париже. Этот эпизод описывает Е. В. ТАРЛЕ в книге "Наполеон":

"2 декабря 1804 г. в соборе Нотр-Дам в Париже произошло торжественное венчание и помазание на царство Наполеона. Когда нескончаемый ряд золотых придворных карет со всем двором, генералитетом, сановниками, папой и кардиналами подвигался от дворца к собору Нотр-Дам, несметные толпы народа глядели на этот блестящий кортеж. В этот день, впрочем, повторялась кое-где и фраза, которую историческая легенда приписывает разным лицам и которая будто бы была сказана одним старым республиканцем из военных в ответ на вопрос Наполеона, как ему нравится торжество: "Очень хорошо, ваше величество, жаль только, что недостает сегодня 300 тысяч людей, которые сложили свои головы, чтобы сделать подобные церемонии невозможными". Эти легендарные слова относят иногда и к моменту подписания конкордата, но они являются и для того и для другого случая весьма характерными.

В центральный акт коронации Наполеон внес совершенно неожиданно для папы и вопреки предварительному постановлению церемониала характернейшее изменение: когда в торжественный момент Пий VII стал поднимать большую императорскую корону, чтобы надеть ее на голову императора, подобно тому как за десять столетий до того предшественник Пия VII на престоле св. Петра надел эту корону на голову Карла Великого,- Наполеон внезапно выхватил корону из рук папы и сам надел ее себе на голову, после чего его жена, Жозефина, стала перед императором на колени, и он возложил на ее голову корону поменьше. Этот жест возложения на себя короны имел символический смысл: Наполеон не хотел, чтобы папскому "благословению" было придано слишком уж решающее значение в этом обряде. Он не пожелал принимать корону из чьих бы то ни было рук, кроме своих собственных, и меньше всего из рук главы той церковной организации, с влиянием которой он нашел целесообразным считаться, но которую не любил и не уважал".

Художник Жак Луи Давид по заказу самого Наполеона I написал картину «Посвящение императора Наполеона I и коронование императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года» (фр. Sacre de l"empereur Napoléon Ier et couronnement de l"impératrice Joséphine dans la cathédrale Notre-Dame de Paris, le 2 décembre 1804).

Давид выбрал момент, когда Наполеон коронует Жозефину, а папа Пий VII даёт ему своё благословение. Давид работал над картиной 3 года и завершил работу в 1807 г. В феврале 1808 года она была выставлена на всеобщее обозрение. Матери Наполеона не было на его коронации, но когда он заказывал картину, попросил Давида нарисовать ее в самом центре.

Картина находится в 75-м зале на 1-м этаже галереи Денон в Лувре. Код: INV. 3699.

Примеры

(1828 - 1910)

"Война и мир" (1863 - 1869 гг.):

"Князь Андрей усмехнулся, прямо глядя в лицо Анны Павловны.
– «Dieu me la donne, gare a qui la touche», – сказал он (слова Бонапарте, сказанные при возложении короны). – On dit qu"il a ete tres beau en prononcant ces paroles, (Бог мне дал корону. Беда тому, кто ее тронет).

«Посвящение императора Наполеона I и коронование императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года».Картина французского художника Жака луи Давида.

Церемония коронации состоялась 2 декабря 1804 года. Этому предшествовала серьезная подготовка к празднику в стиле Цезаря. По всему Парижу, окна богачей были завешаны знаменами и коврами, в оконных проемах бедняков полоскались разукрашенные простыни. Для коронации выбрали многострадальный собор Парижской Богоматери.

Архитекторы Персье и Фонтень спешно залечивали повреждения нанесенные революцией и декорировали Нотр Дам в стиле Империи.

Картина была создана Давидом по заказу самого Наполеона I. На ней изображён эпизод коронации императора, произошедший 2 декабря 1804 года в соборе Парижской Богоматери. Давид выбрал момент, когда Наполеон коронует Жозефину, а папа Пий VII даёт ему своё благословение.

Давид создал своё полотно под впечатлением от картины «Коронация Марии Медичи» Рубенса. Давид работал над картиной 3 года и завершил работу в 1807 г. В феврале 1808 года она была выставлена на всеобщее обозрение. Матери Наполеона не было на его коронации, но когда он заказывал картину, попросил Давида нарисовать ее в самом центре.

В настоящее время картина находится в 75-м зале на 1-м этаже галереи Денон в Лувре.

Кто есть кто?

  1. Наполеон I
  2. Жозефина Богарне
  3. Рамолино, Летиция — мать Наполеона
  4. Людовик I Бонапарт
  5. Жозеф Бонапарт
  6. Наполеон-Карл — сын Людовика Бонапарта и Гортензии Богарне
  7. Сёстры Наполеона
  8. Лебрен, Шарль Франсуа де
  9. Камбасерес, Жан Жак Режи де
  10. Бертье, Луи Александр
  11. Талейран-Перигор, Шарль Морис де
  12. Мюрат, Иоахим
  13. папа Пий VII
  14. Давид, Жак Луи
  15. На картине находится от 152 до 200 фигур. Не все их можно узнать, но можно точно идентифицировать следующих:

Папа Римский появился в соборе Парижской Богоматери к гимну «Tu es Petrus». В момент коронации, как только Пий VII произнес: «Получают императорскую корону…», Наполеон неожиданно повернулся, жестом дал понять Папе, что сам знает, что делать дальше: сам надел «корону Карла Великого», потом заменил ее на золотой лавровый венок. Затем короновал, ставшую перед ним на колени Жозефину.

Ограниченному в действиях Пию VII, ничего не оставалось, как объявить всем на латыни: «Император навсегда!

Вокруг папы: кардинал Феш, кардинал Капрара, греческий патриарх, различные итальянские и французские прелаты.


Группа наполеоновских офицеров (в шляпах с плюмажем): принцы Невшателя и Понте-Корво, французский архиканцлер и архиказначей, вице-король Италии, принц Мюрат, и три маршала: Монси , Серюрье и Бессьер.


33. Наполеон-Шарль.
34. Жюли Бонапарт, в девичестве Клари.
35. Гортензия Богарне.
36. Элиза
37 Полина
38 Каролина.
- Группа Императрицы: братья и сестры Наполеона, фрейлины и камергеры принцесс, и три маршала: Лефевр , Периньон и Келлерман .

Над мадам Мер: видные буржуа, художники и писатели. Некоторые говорят, что в этой группе Давид изобразил также себя (человек, делающий зарисовки?). Ясно, что его мастер, Вьен, здесь.

Позади главного алтаря: иностранные послы.


Давид несколько искажает реальность, хотя он присутствовал на церемонии и делал многочисленные подготовительные зарисовки. Картина в целом не отражает сцены коронации. Главным образом это касается матери Наполеона, которую можно увидеть величаво усевшейся между двумя центральными колоннами на заднем плане, и которой там на самом деле не было (она в это время находилась в Риме). Кроме того, Давид придает ей лицо со значимым встревоженно-печальным взглядом.


ЗОЛОТО И АЛМАЗЫ
:



Корона Карла Великого (Шарлеманя) — древняя регалия королей франков, а после 1237 года, королей Франции. Была сделана из четырех пластин, увенчанных крестом, украшенных драгоценными камнями, а позднее, большими геральдическими лилиями. Корона несколько столетий венчала французских королей, но во время революции была утрачена.

Парижский ювелир Мартин-Гийом Бьенне, по заказу Наполеона изготовил золотую корону в средневековом стиле. Восемь полуарок сошлись в центре, увенчанные распятием. Главную регалию, как и прежние венцы французских королей, назвали нескромно «корона Карла Великого». Ныне корона Шарлеманя №2 находится в Лувре, в зале Аполлона.

Наполеон – давний поклонник Римской империи, спал и видел: императоры, как истинные победители, венчались лавровыми венками. Чем хуже он — Бонапарт? Ювелиры выковали золотой лавровый венок. Символ доблести, обошелся казне в 8 000 франков.

Лавровый венок Наполеона в 1819 году будет уничтожен королем Луи XVIII. Существуют его многочисленные копии и единственный подлинный лист. Когда Жан-Батист Исабей писал очередной портрет Бонапарта, вынесли корону, чтобы художник мог понять ее пропорции.


Император надел лавровый венок, и пока пристраивал на голове — отвалился лист. Наполеон попросил Исабея сохранить его. С чувством благоговения Жан-Батист исполнил пожелание императора. Этот лист – единственная уцелевшая часть императорской лавровой короны.

Но,а что же Жозефина?

Муж усердно декорировал Жозефину бриллиантами. Ко времени коронации у жены Бонапарта был гарнитур из крупных отборных жемчужин размером с «маленький апельсин», два больших бриллиантовых комплекта, парюра из изумрудов, гарнитур из рубинов редкой красоты.


Нито.Тиара Жозефины.

Мари-Этьен Нито – известный парижский ювелир, основавший ювелирный дом Chaumet в 1780 году. Он изготовил для знаменитой клиентки Жозефины коронационную тиару — усыпанную 1040 бриллиантами, диадему «Лавровый венок» и пять роскошных гарнитуров (диадема, ожерелье, браслет, пояс, серьги, гребень, булавка) ко 2 декабря 1804 года.

Позднее у мадам Богарне были сотни, затем тысячи украшений и камней без оправы. А Наполеон безостановочно покупал новые. Да и сама Жозефина не сильно тормозила. В ее шкатулки переехали драгоценности французской короны.


Кроме одной — алмаз «Регент» принадлежал Наполеону. Вокруг шептались, у императрицы хранятся опалы – предвестники несчастья. Особенно впечатлял один, невероятно красивый, за сполохи на поверхности, он мрачно именовался «Сожжение Трои».


Корона Жозефины «Лавровый венок» с бриллиантами

Пий VII благословил регалии и державу, помазал священным елеем и возложил на алтарь. Наполеон, не доверяя никому, взял с алтаря корону Карла Великого и увенчал ею свою буйную головушку. Поносил, снял, и «просто» надел лавровый венок. Сверкая золотыми листиками на голове, с короной Карла Великого в руках, он приблизился к, стоящей на коленях, Жозефине и поднял корону над ее головой.

Этот момент и запечатлен на картине Жака-Луи Давида. Но тиара на Жозефине не списана с шедевра Нито вольным художником Жаком-Луи. Подлинная тиара Жозефины ныне является собственностью фирмы Van Cleef and Aspels, ее фотографии показывают, насколько фантазия живописца разнится с действительностью.

В первом варианте картины Давида, Наполеон короновал сам себя правой рукой, а в левой — держал шпагу с «Регентом», прижимая к сердцу. Но ученик художника посоветовал изобразить императора, коронующим Жозефину. Это была редкая наглость.

Скипетр — признак верховной власти. На коронации Наполеона их было два — скипетр Карла V и «Рука Правосудия». Оба ныне находятся в Лувре, в отделе предметов искусства.

Скипетр Карла Пятого.

Рука правосудия.

Уникален французский скипетр «Рука Правосудия» в виде левой ладони из слоновой кости в жесте благословения. И держать его полагалось в левой руке. Для коронации Наполеона в 1804 году, ювелир Мартин-Гийом Бьенне удлинил «Руку Правосудия» — она была вдвое короче, до бархатной части.

В данной композиции, только «рука» из слоновой кости — средневековая. Медный стержень девятнадцатого века. Соединение украшено «кольцом Святого Дени», камеей-инталией из сокровищ Сен-Дени.

Меч «Жуайёз», Лувр

Для коронации, Наполеон велел доставить меч принадлежавший Карлу Великому, из Экса. Это оружие, названное «Жуайёз» (Joyeuse) спешно привезено из лавки подержанных вещей. Но тут Наполеона ожидала засада: на эфесе красовались королевские лилии — символ французской монархии.

Ювелирам было приказано переделать рукоять и изготовить ножны, украшенные зеленым бархатом с золотыми пчелами. В конце концов, Бонапарту надоела возня с доделками-переделками, и он заказал новые регалии.


Мечи для коронации Наполеона, Фонтенбло

В мечтах, Наполеону виделся коронационный палаш, украшенный «Регентом». Но знаменитый алмаз был вставлен в эфес его консульской шпаги. «Регент» массой 136,75 карат, огранки «подушка», в первоначальном виде весил 410 карат

.

В 1886 году сокровища французской короны выставили на торги. «Регент», купленный Лувром за 6 миллионов франков, находится в музее и поныне.

Согласно оценке, стоимость камня составляла две трети всех королевских регалий. Раритет чудом уцелел после экспроприации французских королей, революционно настроенными гражданами. При разграблении королевского дворца, в 1792-ом, «Регент» пропал. Уникальный алмаз был найден и заложен республиканцами московскому купцу Трескову. Выкупил «Регент» генерал Бонапарт.

Алмаз принимал участие в коронации на эфесе шпаги Наполеона, закрепленной на белой бархатной перевязи. Папа Римский, освящая императорские регалии, вероятно, снял проклятие с алмаза «Регент», имевшего черную-пречерную репутацию.


Коронационное кольцо Жозефины – огромный рубин в золоте. Мальмезон, Франция.

Все пройдет – пройдет и это. Ушло время Наполеона. Бурбоны вернули королевский титул и все началось «с точностью до наоборот». Теперь истерично старались ликвидировать остатки культа Наполеона, искоренить память о нем во французском обществе. Для этого, в 1819 году императорские регалии были уничтожены. От роскошного лаврового венка остался единственный листок, сохраненный художником Исабеем. Ныне это бережно хранимая реликвия, заключенная в специальный футляр.

А вот, заказанную Наполеоном корону Карла Великого, оставили, взамен уничтоженного революцией древнего венца французских королей. Сегодня она вольготно живет в парижском Лувре. Больше никого не будет короновать знаменитый венец!

В 1885 году Национальное собрание Франции постановило продать большую часть королевских, императорских регалий и драгоценностей, чтобы воспрепятствовать любым попыткам реставрации монархии. Сохранились лишь несколько предметов, благодаря их исторической ценности.

Даже не знаю,что будем обсуждать: картину художника Жака Луи Давида или драгоценности Наполона и Жозефины.Вам виднее,что вам больше понравилось.

18 мая 1804 г. был издан сенатус-консультум, провозгласивший Наполеона Бонапарта императором. Императорский сан объявлялся наследственным и передавался "по нисходящей линии кровному и законному потомству Наполеона Бонапарта по мужской линии в порядке первородства".

Жан-Жак Камбасерес, председатель Сената, немедленно выехал в Сен-Клу, резиденцию Первого консула, чтобы зачитать ему сенатус-консультум. Тот отреагировал сдержанно: «Я принимаю этот титул, который вы нашли полезным для славы народа». Разумеется, это не было для него новостью.

18 мая Французская Республика согласно новой Конституции прекратила свое существование, Франция отныне именовалась Французской Империей.

Как только была провозглашена Империя, Итальянская Республика должна была быть превращена в вассальное королевство. Итальянцы согласились на такое изменение, оговорив, что две короны остаются отдельными. Наполеон хотел посадить на трон своего брата Жозефа, но тот скромно отказался. Он хотел оставаться французским принцем и сохранить в Империи свои права на наследование. Наполеон в конце концов решил сам надеть железную корону (Милан, 26 мая 1805 г.) и именовал себя Императором французов, королем Италии.

Наполеон считал, что настоящий император должен получить благословение Рима, как Карл Великий за тысячу лет до этого. Следует отметить, что Карл Великий сам ездил к римскому Папе. Наполеон же вызвал понтифика в Париж. После долгих размышлений Пий VII всё-таки согласился приехать на коронацию императора. А что ему оставалось? Французские войска стояли совсем недалеко от Рима.


1. Наполеон принимает в Сен-Клу сенаторов и консулов, провозгласивших его Императором французов, Жорж Руже.

Декрет от 18 июля 1804 г. утвердил протокольный наряд всех участников церемонии. Под присмотром графа де Ремюза, мастера королевского гардероба, засуетились мастера по вышиванию, изготовители нарядов и портные. Коленкур, грандконюший, подготовил экипажи. Он отобрал 140 лошадей, 8 из которых были светло-рыжими для кареты Императора, и заказал 40 новых экипажей для членов кортежа.

По заказу Наполеона ювелир Бьенне разработал "Отличия Императора": золотую корону в виде лаврового венка; большой вермиловый скипетр, украшенный орлом, восседающим на молнии; жезл юстиции из слоновой кости с пятью растопыренными пальцами на вермиловой основе; вермиловый шар, украшенный крестом; и золотую цепь Почетного Легиона.



2. Наполеон планирует церемонию коронации, Жан Жорж Вибер.

И вот наконец 1–2 декабря состоялись долгожданные торжества. 10 фримера (1 декабря) Сенат в полном составе явился в Тюильрийский дворец, чтобы сообщить результаты плебисцита: три миллиона пятьсот семьдесят две тысячи голосов были поданы за провозглашение Наполеона императором французов и две тысячи пятьсот семьдесят девять голосов - против.


3. Репетиция Коронации, Жак Мари Гастон де Бревиль.

2 декабря 1804 г. Во внутреннем дворе Тюильри и на украшенных балконах дворца громадная толпа ждет выезда Наполеона и Жозефины. Незадолго до десяти утра появилась Императрица. Она просто сияла в своем коронационном платье, которое отлично сидело на ней и делало моложе. Жозефина была одета в белую сатиновую тогу, украшенную золотыми пчелами и бриллиантами, которые сверкали в лучах солнца в этот прекрасный, но холодный день. Вскоре вышел Император, одетый в костюм французского стиля из красного вельвета, украшенный золотом. Ровно в десять залпы артиллерии возвестили парижанам о выезде кортежа. Во главе его гарцевал маршал Мюрат, окруженный своими офицерами в полном наряде, за ними следовали эскадроны карабинеров и кирасиров. После выступали гвардейцы и мамелюки, затем герольды и десять карет с министрами, гранд-офицерами Империи или Короны и принцессами семьи. В сердце кортежа находилась карета суверенов, громадная, роскошная, отделанная золотом повозка резного дерева с восемью окнами, запряженная восемью великолепными гнедыми. Она медленно продвигалась со скоростью, приличествующей монархам.



4. 2 декабря 1804 года. Кортеж Императора направляется из Тюильри к Собору Парижской богоматери.

Кортеж с трудом пробрался сквозь извилистый лабиринт узких улочек, ведущий к Нотр-Даму. Громадная толпа - примерно 500 000 зрителей - еще более замедлила продвижение процессии. Отовсюду раздавались приветственные крики в честь Императора и Императрицы.

Был уже почти полдень, когда императорская карета остановилась перед дворцом архиепископа. Наполеон и Жозефина переоделись в большой коронационный наряд. Император повесил на бок меч, поместил на голову золотую лавровую корону и взял в руки скипетр и жезл. Императрица надела тиару из аметистов, а на плечи набросила императорскую мантию.

В заледеневшем соборе уже несколько часов ожидал папа Пий VII, выглядевший, как покорная жертва. Приветствуемая духовенством, императорская пара взошла на хоры, а папа запел "Творца".



5. Коронация Наполеона I, Жак Луи Давид.

Когда папа хотел возложить на его голову корону, Наполеон выхватил ее из рук первосвященника и вознес её над своей головой. Этот жест возложения на себя короны имел символический смысл: император не пожелал принимать корону из чьих бы то ни было рук, кроме своих собственных.

Один из свидетелей вспоминает: "Он напоминал античный медальон. Но он был сильно бледен, искренне растроган, а выражение глаз было суровым и несколько обеспокоенным". Император сошел вниз по ступенькам, подошел к Жозефине и сам короновал ее. Императрица после этого встала, чтобы занять свое место на троне, стоящем на возвышении. Но принцессы держали шлейф ее мантии с таким отвращением и злонамеренностью, что она почти споткнулась, откинувшись под весом вельвета и горностаев. Между Императрицей и ее золовками началась горячая перебранка.


6. Наполеон в полном императорском облачении, Жан Огюст Доминик Энгр.

Папа обнял Императора и запел "Vivat Imperator in aeternum!", который прогремел по всему собору, сопровождаемый "Te Deum". Затем там же, под гулкими сводами собора, император громким голосом принес присягу. Император клялся управлять единственно в целях пользы, счастья и славы французского народа.


7. Фейерверки по случаю коронации Наполеона.

С этой минуты Наполеон считался "коронованным представителем победившей Революции". Церемонию окончили герольды, возвестив: "Прославленный и августейший Наполеон, Император французов, коронован и возведен на престол, да здравствует Император!"



8. Аллегорическое изображение императора Наполеона, Андреа Аппиани.

В три часа пополудни кортеж тронулся в обратный путь к Тюильри. Празднества начались на следующий день: дневной концерт перед Тюильри, балы на Плас де ла Конкорд и на бульварах, раздача на улицах 75 000 серебряных медалей, разбрасываемых герольдами, как делали короли Франции, и фейерверк вечером.