Военнослужащие – физические лица, которые заключили контракт или проходящие службу на срочной основе, обладающие особым статусом, указанным в ФЗ № 76, датированным 27 мая 1998 под названием “О статусе…” (далее – Закон).

Правительством гарантируется право военных на ведомственное жилье, а также на кв. м. уже после увольнения по службы.

Законодательство

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

  • Законом;
  • Указом Президента РФ № 1237 от 16 сен. 1999 года “Вопросы…” (далее – Указ).

Определения

Увольнение – это процедура прекращения контракта с военнослужащим или завершение срока несения срочной службы, осуществляемая по распоряжению Президента (для высших офицеров) или в соответствии с Указом (для иных военнослужащих).

Основная информация

Право военных на жилье определено в ст. 15 Закона.

Так, ч. 1 настоящей статьи указывает, что Правительством предоставляется одна из следующих гарантий:

  • либо финансовая субсидия на приобретение или строительство жилья;
  • либо квадратные метры в натуральной форме – по соц. найму или в собственность.

Также каждому военному, заключившему контракт, и членам его семьи, не позднее 3-х месяцев с даты прибытия на место несения службы, выдается служебная (ведомственная) квартира в том населенном пункте, где располагается войсковая часть.

Если нет возможности выдачи жилья в городе, где находится часть, квартира выдается в ближайшем населенном пункте.

Если гражданин имеет 3-х или более детей, ведомственное жилье предоставляется в порядке вне очереди.

Какие существуют права

После прибытия на место несения службы выдается служебная квартира, однако распоряжаться ей по своему усмотрению нельзя. Ведомственное жилье выделяется только на период службы, и в течение 3 месяцев после ее окончания подлежит освобождению.

Однако военные, которые занимают ведомственное жилье по праву пользования, имеют следующие права:

  • в течение 5 лет они сохраняют право на квартиры, которые они занимали до получения ведомственной жилплощади;
  • их не могут исключить из перечня граждан, поставленных на учет в качестве нуждающихся.

При увольнении жилье выдается в следующих случаях:

  • при получении права на пенсионное обеспечение по достижению выслуги лет на воинской службе более 20 лет;
  • или при увольнении при наличии выслуги 10 лет, если основанием для увольнения выступили либо организационно-штатные мероприятия, либо достижение максимального возраста несения службы.

При наличии указанных оснований Правительством предоставляется недвижимое имущество по договору соц. найма или в собственность (по собственному выбору военнослужащего и членов его семьи).

Квартира выдается в любом уголке нашей страны согласно нормам обеспечения жилплощадью, указанным в ст. 15.1. Закона.

Военнослужащие, не удовлетворяющие вышеуказанным требованиям, увольняются со службы без наличия права на жилплощадь.

Пример :

Военный имеет выслугу от 10 до 20 лет и был уволен в связи с неисполнением условий контракта. Соответственно, право на получение жилья теряется, так как по данному основанию нужно как минимум 20 лет выслуги для получения права на жилищную льготу.

Кто претендует на жилплощадь

Военнослужащие, обладающие выслугой 10 лет или свыше, освобожденные от должности по ОШМ, заболеванию или в связи с достижением максимального возраста.

А также поставленные на учет до 2005 года в качестве нуждающихся в жилье, могут претендовать на:

  • либо выдачу недвижимого имущества в собственность;
  • либо предоставление квартиры по договору соц. найма;
  • либо предоставление ЕДВ на индивидуальное жилищное строительство или покупку уже готовой недвижимости.

Размеры передаваемой в собственность квартиры рассчитываются исходя из действующих нормативов предоставления жилплощади. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 15.1. Закона, на 1-го гражданина норматив площади равняется 18 кв. м.

  • звание – полковник или выше, причина увольнения – достижение макс. возраста, заболевание или травма, или ОШМ;
  • командир войсковой части;
  • военный, который удостоен почетного звания РФ;
  • военный-преподаватель, осуществляющий деятельность в военном образовательном учреждении;
  • военнослужащий-научный труженик, имеющий ученую степень.

Уход в запас

Если военный был признан как нуждающийся в квартире и поставлен на очередь до 1 янв. 2005 года, после увольнения ему положена компенсация за поднаем жилого помещения. Сумма выплаты повышается на 50 %, если семья военного состоит из 3-х или более детей.

Существует ли запрет увольнения военнослужащих без жилья?

Да, запрет есть, но только, если соблюдаются следующие условия:

  • стаж работы на военной службе – свыше 20 лет;
  • стаж – от 10 и вплоть до 20 лет, но уход в запас обусловлен ОШМ, или заболеванием, или достижением максимального возраста;
  • военный не согласен с решением командования об увольнении.

Увольнение гражданина уже после получения им жилищной площади в собственность или по соц. найму не влечет за собой никаких юридических последствий, ограничивающих его правомочие на уже полученное недвижимое имущество.

Запрет увольнения военнослужащих без жилья

Апрель 2015 был ознаменован введением поправок в Закон, вследствие чего стало возможным увольнение без выдачи жилых помещений. Указанные поправки вызвали широкий социальный резонанс.

В прежней версии Закона законодателем были допущены некоторые коллизии. Так, уволить можно было только после выдачи жилплощади, но при этом военным давалось правомочие на отказ от выделяемых квадратных метров. Соответственно, нельзя было уволить лицо, если оно многократно отказывалось от бесплатной жилплощади, выделяемой из государственного жилищного фонда.

В итоге, военные, достигшие предельного возраста или имеющие заболевание, препятствующее несению службы, оставались служить, что давало им право на финансовое довольствие и льготы социального характера.

Злоупотребления такого рода носили массовый характер – только в период в 2011 по 2014 год финансовое содержание военных, сознательно уклонявшихся от увольнения, потребовало государственных затрат в размере 60 млрд. рублей.

В целях пресечения подобного рода злоупотреблений со стороны военнослужащих Президент РФ Путин ввел запрет увольнения военнослужащих без жилья. Запрет не распространяется на тех, кто неоднократно отказался от предоставляемой жилплощади – таких лиц могут уволить в любой момент.

Действия незаконны

Действующим законодательством подробно описывается порядок увольнения военных без обеспечения их кв. м. Однако на практике возникают случаи, при которых гражданин лишается и своей должности в ВС РФ, и возможности получить бесплатное жилье за счет бюджетных средств.

Приведем 2 примера из имеющейся практики:

  1. Отказ от жилья 1 раз.

Военный, осуществляющий службу в Московской области, представил в судебный орган касс. жалобу по факту его освобождения со службы в связи с ОШМ.

Ситуация по рассматриваемому делу в общем виде выглядела следующим образом:

  • основание, повлекшее увольнение – ОШМ;
  • общая выслуга лет – 12 лет, 4 месяца;
  • на момент осуществления увольнения заявитель был признан нуждающимся, так как имеет 3-х детей, не достигших совершеннолетнего возраста;
  • однократно он отказался от предоставления квартиры в месте прохождения службы (за 8 лет до момента подачи искового заявления);
  • согласия на увольнение лицо не давало.

Суд признал удовлетворить требования истца и восстановить его в должности до выделения жилого помещения.

Основания принятия такого решения:

  • отказ был 1 раз;
  • военный поставлен на учет в качестве нуждающегося.
  1. Несоответствие выделенной квартиры установленным стандартам.

Гражданин был уволен из ВС РФ в связи с признанием его неспособным к несению дальнейшей службы по результатам ВВК.

На рассмотрение кассационной инстанции Белгородской обл. был предоставлен протест, основная суть которого в нижеследующем:

  • основание для увольнения – несоответствие заявителя занимаемой должности в связи с заболеванием;
  • общее время несения воинской службы – 10 лет, 11 мес.;
  • по состоянию на момент освобождения из рядов ВС России истец был признан нуждающимся, так как является отцом 2-х детей, не достигших возраста 18 лет;
  • от предоставляемой государством жилплощади истец отказывался дважды (квартиры были 48 и 60 кв. м. соответственно).

В свете последних указов президента многих военных волнует вопрос, насколько правомерно увольнение военнослужащего без предоставления жилья. Путаница в этом вопросе возникла из-за неверной трактовки недавних поправок, внесенных в федеральный закон “О статусе военнослужащих”.

Прежняя версия закона

20 апреля 2015 года президент России В. В. Путин внес изменения в закон о статусе военнослужащих. Суть этих изменений в том, что теперь стало возможно увольнять военного, не обеспеченного жилплощадью, без его согласия, если он злоупотребляет своим правом отказаться от получения квартиры, предоставляемой ему государством.

Закон в прежней версии запрещал увольнять из армии лиц без предоставления жилья, причем военные могли неоднократно отказываться от предоставленной им жилплощади. В этих обстоятельствах огромное количество военных использовало эту брешь в законе в личных интересах, потому что уволить их было нельзя ни по какой причине.

Например, если военнослужащий достигал возраста, предельного для пребывания в рядах армии, или не мог продолжать службу по состоянию здоровья, он не мог быть уволен без предоставления жилья или субсидии на его покупку. В этих условиях целые группы военных отказывались от жилплощади или субсидий для того, чтобы продлить свое пребывание в армии. Запрет увольнения военнослужащих без жилья давал им различные социальные льготы, а также возможность получать денежное довольствие.

Военным было выгодно сохранять оклад, положенный для их должности, и оклад в связи с воинским званием, надбавку за выслугу лет, а также надбавки за службу в различных специфических районах страны, например за службу в условиях Крайнего Севера. В список льгот входили и разнообразные коэффициенты, назначенные для службы в тех или иных районах, и многие другие виды оплат и социальных льгот. Все это давало благодатную почву для многочисленных злоупотреблений.

По официальной статистике, в период с 2011 по 2014 год военным, находящимся в распоряжении командования до тех пор, пока их не обеспечат квартирами, была выплачена сумма в размере 60 млрд рублей. В условиях нынешней тяжелой финансовой ситуации в стране нецелесообразно было бы держать в рядах армии такое количество лишних людей, для которых служба является лишь источником получения большой финансовой выгоды.

Вернуться к оглавлению

Поправка к закону

После того как президент внес поправку к закону “О статусе военнослужащих”, возникло множество трактовок этих изменений, и вопрос, могут ли уволить военнослужащего без предоставления жилья, все чаще был предметом различных споров и разногласий.

Между тем Владимир Путин вполне четко дал разрешение на увольнение военнослужащих, нуждающихся в жилье, которые злоупотребляют своим правом на получение квартир, предоставляемых им государством. Этот документ дает разрешение увольнять военнослужащего, не обеспеченного жилой площадью, который может быть уволен из рядов Вооруженных Сил, но в настоящий момент занимает внештатную должность, то есть находится в распоряжении командования.

Причины для увольнения в данном случае могут быть следующие:

  • достижение возраста, который является максимальным для пребывания в рядах армии;
  • состояние здоровья;
  • проводимые организационно-штатные мероприятия.

Эти военнослужащие могут быть уволены даже без их согласия, несмотря на то, что у них нет квартиры, если имеет место факт неоднократных официальных отказов без объективных причин от предоставленной им жилплощади в выбранном месте жительства, если оно соответствует всем стандартам жилья и санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Если военнослужащий неоднократно без объективных причин официально отказался от предоставленной ему субсидии на получение жилплощади, его тоже могут уволить из рядов армии. В то же время президент отмечает, что уволенные лица все равно в этом случае остаются в списке очередников на получение жилой площади.

Вернуться к оглавлению

Разъяснения президента

Ввиду того что поправки в закон вызвали многочисленные споры о том, могут уволить военного без квартиры или нет, президент России Владимир Путин издал 2 января 2016 года указ с уточнениями, регламентирующими увольнение военнослужащих. Этот указ касается военных, которые отслужили 10 лет и более и нуждаются в предоставлении им жилья. Таких военных нельзя уволить из армии, если им не позволяет служить далее состояние здоровья или они достигли пенсионного возраста, установленного для данной категории лиц, а также по сокращению штатов, если им не предоставлена квартира или не уплачена субсидия на ее покупку.

Если служащий в армии хочет получить жилплощадь не там, где он проходит службу, его обязаны обеспечить жильем в соответствии с законодательством России.

Данный указ однозначно устанавливает правила увольнения военнослужащего, не обеспеченного жильем, и исключает неверные трактовки закона.

Эти поправки к закону и последующий указ президента, с одной стороны, гарантируют социальную защищенность военнослужащих определенной категории, которые подлежат увольнению, а с другой, не дают возможности для злоупотреблений.

Согласно законодательству, все лица, которые проходят службу в районах, где у них нет своей жилплощади, должны быть в трехмесячный срок обеспечены квартирой в качестве служебного жилья. Поэтому, если человек отслужил менее 3 месяцев, увольнение военнослужащего без предоставления жилья вполне возможно. Если военный отслужил 20 лет и более и нуждается в улучшении жилищных условий, он имеет право на получение квартиры в собственность или на условиях социального найма. К этой же категории относятся и лица, подлежащие увольнению по вышеуказанным причинам, если срок службы в армии у них составляет 10 лет и более.

Путину Владимиру Владимировичу,

103132, г. Москва, ул. Ильинка дом 23

От Котова Александра Константиновича

город Петропавловск-Камчатский

электронная почта: [email protected]

о злоупотреблении

органами военного управления, органами военной прокуратуры, военными судами и Судебной коллегией по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации положений абзаца второго пункта 1 статьи 23 Федерального закона РФ от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Прежде чем написать данную петицию, я и еще сотни военнослужащих по всей стране прошли все судебные инстанции, в надежде защитить свои права и интересы, но с ужасом поняли, что права граждан в стране ничего не значат.

Пишу эту петицию в надежде на то, что вы все кто прочитает поймете всю серьезность проблемы.

1. Суть проблемы

Военнослужащие, поступающие на военную службы по контракту, всегда думали и надеялись, что при выслуге 10 и более лет, при том, что они в установленном законом порядке будут признаны нуждающимися в жилом помещении, их без их согласия не уволят с военной службы по достижении предельного возраста, по организационно-штатным мероприятиям и по состоянию здоровья до обеспечения их жилым помещением.

Данное мнение сформировалось у них на основании положений абзаца второго пункта 1 статьи 23 Федерального закона РФ от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», действовавшего в различных редакциях.

Данное положение, представляющее собой дополнительную гарантию для военнослужащих, было закреплено также в абзаце втором пункта 1 статьи 22 Закона РФ от 22.01.1993 № 4338-1 «О статусе военнослужащих», согласно которому военнослужащие, прослужившие 10 лет и более, не могут быть уволены с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им и членам их семей жилых помещений по нормам, установленным законодательством.

Таким образом, я и предполагать не мог, что буду уволен с военной службы по организационно-штатным мероприятиям без предоставления жилого помещения. Я всегда рассчитывал, что сначала государство обеспечит меня жилым помещением и только потом уволит с военной службы. Однако, приказом командира войсковой части от 19 февраля 2015 года я майор Котов А.К. был уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями. На момент увольнения с военной службы я жилым помещением для постоянного проживания обеспечен не был, не обеспечен также им до сих пор - спустя более двух лет с момента моего увольнения

2. Защита моих интересов и прав в различных органах и судебных инстанциях

После того, как я майор Котов А.К. был уволен с военной службы до обеспечения жилым помещением, я установленным порядком обратился за защитой своих интересов в гарнизонный военный суд.

Мною был пройден весь процессуальный порядок защиты моих прав в суде от 35 гарнизонного военного суда до подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации, а также подана жалоба на имя Заместителя Председателя Верховного Суда РФ – председателя Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации Хомчика В.В.

Во всех случаях, в удовлетворении заявления и моих жалоб судами было отказано, действия органов военного управления по моему увольнению с военной службы до обеспечения меня жилым помещением были признаны законными.

Отказ в удовлетворении моих требований судами, и поддержка данной позиции органами военной прокуратуры, исходили из того основания, что я после увольнения с военной службы изъявил желание переменить место жительства. То есть, я перед увольнением с военной службы проходил военную службу в г. Петропавловске-Камчатском Камчатского края, однако изъявил желание получить жилое помещение в г. Москве.

Фактически позиция военных судов, органов военной прокуратуры и органов военного управления сводится к тому, что с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, организационно-штатным мероприятиям и состоянию здоровья не могут быть уволены только те военнослужащие, которые после увольнения с военной службы место жительства изменять не планируют.

3. Причины, по которым органы военного управления, органы военной прокуратуры и военные суды увольняют военнослужащих.

Данная практика по увольнению военнослужащих с военной службы до обеспечения жилым помещением направлена, исключительно, на экономию денежных средств за счет сокращения выплаты денежного довольствия военнослужащим, а также борьбу с теми, кто неоднократно злоупотреблял своим правом на жилое помещение с целью затягивания сроков увольнения с военной службы.

Фактов, когда военнослужащие отказывались от предоставляемых им жилых помещений под надуманными предлогами, достаточно. Расчет таких военнослужащих был направлен на то, что пока им не предоставят жилье, они на службу ходить не будут, но будут получать денежное довольствие.

Министерство обороны Российской Федерации во взаимодействии с другими органными исполнительной власти начало думать, как решить эту проблему. В результате, проанализировав, что большая часть военнослужащих, желает изменить место жительства, положения абзаца второго пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» начали толковаться таким образом, что они позволяют таких военнослужащих увольнять с военной службы.

При этом, «под раздачу» попали и те военнослужащие, которые никогда своим правом на жилое помещение не злоупотребляли, кому никогда жилое помещение не предоставлялось.

Так я ни разу от предложенного мне жилого помещения не отказался. 7 июля 2014 года на основании предварительного извещения мне было распределено жилое помещение по адресу г. Москва, улица Левобережная д. 4. Я дал согласие на его получение, после того, как жилой дом будет построен и введен в эксплуатацию, а жилые помещения будут оформлены в собственность Министерства обороны России установленным порядком. Однако меня уволили, а предлагаемая квартира мне до сих пор не построена, жилой дом в эксплуатацию не введен.

4. Правовые основания, по которым считаю незаконным увольнение военнослужащих, изъявивших желание изменить после увольнения с военной службы место жительства.

В соответствии с частью 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

В соответствии с частью 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах каждому, кто законно находится на территории какого-либо государства, принадлежит, в пределах этой территории, право на свободное передвижение и свобода выбора места жительства.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Протокола № 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый, кто на законных основаниях находится на территории какого-либо государства, имеет в пределах этой территории право на свободу передвижения и свободу выбора места жительства.

Таким образом, я, майор Котов А.К. прослужив более 10 лет, добросовестно выполнив конституционно-значимые функции по обеспечению обороноспособности и безопасности государства, избрал постоянным для себя местом жительства город Москву, на что имел право в соответствии с Конституцией Российской Федерации, нормами международного права и федеральным законом.

В процессе разбирательства по административным делам с моим участием, представители административного ответчика, военные суды в своих решениях, неоднократно утверждали, что изменяя место жительства после увольнения с военной службы, я добровольно избрал такую форму обеспечения себя жилым помещением, как получение жилого помещения по избранному постоянному месту жительства.

Указанное умозаключение органов военного управления (административных ответчиков) и военных судов не выдерживает никакой критики, так как, избирая постоянным местом жительства после увольнения с военной службы город Москву, я в первую очередь реализовывал право на свободу передвижения и выбор места жительства.

Гарантированное Конституцией РФ право на жилище я реализовывал тогда, когда вставал на учет нуждающихся в жилом помещении, а также избирал форму обеспечения меня жильем - получение готового жилого помещения.

Вместе с тем, необходимо отметить, что реализация гражданами, увольняющимися с военной службы, права на жилище непосредственно связана с реализацией другого закрепленного в Конституции Российской Федерации - права на выбор места жительства (). Указанный вывод содержится в пункте 3.2 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 5 апреля 2007 г. N 5-П.

В Резолюции N 41/117 Генеральной Ассамблеи ООН от 4 декабря 1986 года «Неделимость и взаимосвязь экономических, социальных, культурных, гражданских и политических прав», был провозглашен принцип, согласно которому все права человека и основные свободы неделимы и взаимосвязаны; развитие и защита одной категории прав никогда не могут служить предлогом или оправданием для освобождения государства от развития и защиты других прав.

Законодатель, защищая право военнослужащих на свободу выбора места жительства, гарантируя в абзаце втором пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим, имеющим выслугу более 10 лет, запрет на увольнение с военной службы без их согласия, предоставил им право на прохождение военной службы в добровольном порядке до обеспечения их жилым помещением, тем вводил дополнительные меры для защиты их права на жилище.

Как следует из сохраняющих свою силу правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации (пункт 4 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 5 июня 2013 г. № 12-П) , увольнение нуждающихся в жилых помещениях военнослужащих - граждан, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями во всяком случае не освобождает государство от обязанности обеспечить этим гражданам реализацию конституционного права на жилище в установленном законом порядке при условии, что они приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях уполномоченным на то органом.

Осуществление гражданами, подлежащими увольнению с военной службы по указанным основаниям и нуждающимися в жилых помещениях, конституционного права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства посредством избрания в качестве места своего постоянного жительства того населенного пункта , где расположена воинская часть , в которой они проходили военную службу непосредственно перед увольнением, либо любого другого населенного пункта не может сопровождаться изменением их правового положения в отношениях с государством по поводу обеспечения жильем и служить надлежащей основой для введения различий в правах, предоставляемых в этой сфере .

Кроме того, постановка военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях по месту прохождения военной службы жилищными комиссиями органов военного управления, воинских частей, организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, равно как и постановка на такой учет граждан, уволенных с военной службы, органами местного самоуправления по новому избранному месту постоянного жительства, означает признание факта нуждаемости этих лиц в жилых помещениях, т.е. констатацию уполномоченным на то органом наличия основания для возникновения права на предоставление им жилых помещений.

Исходя из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 26 января 2017 года № 169-О, следует, что положения пункта 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» направлены на реализацию положений статьи 40 Конституции Российской Федерации (права на жилище) и предусматривают дополнительные меры социальной защиты для определенной категории граждан.

Таким образом, с точки зрения констатации уполномоченным на то органом наличия основания для возникновения у военнослужащих права на предоставление им жилых помещений всем указанным гражданам на период до фактического обеспечения их жилыми помещениями независимо от места постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях должно быть предоставлено равное право на получение мер социальной поддержки, установленных законом в рамках системы жилищного обеспечения военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы, включая право проходить военную службу в добровольном порядке до реализации права на жилище (гарантия запрета на увольнение с военной службы до обеспечения военнослужащих определенных категорий жилым помещением).

На практике абзац второй пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» применяется во взаимосвязи с абзацем первым пункта 14 статьи 15 того же Федерального закона. Данный вывод и правовая позиция изложены в пункте 4 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 5 июня 2013 г. N 12-П.

Применение на практике абзаца первого пункта 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» во взаимосвязи с абзацем вторым пункта 1 статьи 23 данного Федерального закона подтверждается судебными актами, вынесенными по административным делам с моим участием.

В своих решениях, суды указывают, что гарантия, закрепленная в абзаце втором пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», запрещающая увольнять военнослужащих с военной службы до обеспечения их жилым помещением не может распространяться на тех военнослужащих, которые желают быть обеспеченными жилым помещением не по месту прохождения военной службы, то есть на тех, кто желает изменить после увольнения с военной службы место жительства .

Таким образом, исходя из толкования правоприменителей, в том числе военных судов, запрет на увольнение с военной службы военнослужащих определенных категорий до обеспечения их жилым помещением (право проходить военную службу до реализации жилищных прав) , установленный в абзаце втором пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» ограничивается положениями абзаца первого пункта 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

По мнению должностных лиц органов военного управления, а также исходя из толкования, которое дано абзацу первому пункта 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» судами общей юрисдикции, обеспечению определенных категорий военнослужащих, увольняющихся с военной службы жилым помещением в связи с их желанием переменить место жительства предшествует их увольнение с военной службы. По мнению правоприменителей, в том числе судов общей юрисдикции, в случае если военнослужащий желает получить жилое помещение не по месту прохождения военной службы, то его согласия на увольнение с военной службы до предоставления жилого помещения не требуется, такие военнослужащие сперва увольняются с военной службы и только потом обеспечиваются жилым помещением.

Обеспечение же жилым помещением такой же категории военнослужащих, изъявивших желание получить жилое помещение по месту прохождения военной службы (месту дислокации воинской части, месту увольнения с военной службы) осуществляется в период прохождения ими военной службы, такие военнослужащие не могут быть уволены с военной службы без их согласия.

Подобное толкование судами общей юрисдикции нормы права расходится с выводами Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которым, осуществляемое федеральным законодателем правовое регулирование не должно создавать гражданам, увольняемым с военной службы, препятствий для реализации права на свободу выбора места пребывания и жительства, которое закреплено статьей 27 (часть 1) Конституции Российской Федерации и признается международно-правовыми актами, являющимися составной частью правовой системы Российской Федерации, - Международным пактом о гражданских и политических правах () и Конвенцией о защите прав человека и основных свобод ( Протокола N 4). Такая правовая позиция изложена в пункте 1 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 5 июня 2013 г. N 12-П.

Таким образом, порядок обеспечения военнослужащих жилым помещением, установленный во взаимосвязанных положениях абзаца второго пункта 1 статьи 23 и абзаце первом пункта 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», в том толковании, которое дано им органами военного управления и органами судебной власти, ставит в неравное положение военнослужащих одной и той же категории, подлежащих увольнению с военной службы, так как ограничивает право указанных лиц на добровольное прохождение военной службы до реализации их жилищных прав в связи с избранным указанными лицами местом жительства, то есть не соответствует статье 19 (части 2) Конституции Российской Федерации.

Тем самым взаимосвязанные положения абзаца второго пункта 1 статьи 23 и абзаца первого пункта 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», в том толковании, которое дано им правоприменителями, допускают установление необоснованных различий в реализации права на жилище ( , Конституции Российской Федерации) гражданами, принятыми на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в зависимости от факта реализации ими права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства ( , Конституции Российской Федерации), т.е. приводят к такой дифференциации в правовом положении лиц, относящихся к одной и той же категории, которая не имеет объективного и разумного оправдания, несовместима с требованиями статьи 19 (часть 2 Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 2.2 мотивировочной части Постановление Конституционного Суда РФ от 15 октября 2012 г. N 21-П.

Считаю, что смысл, приданный взаимосвязанным положениям с абзаца второго пункта 1 статьи 23 и абзаца первого пункта 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» судебным толкованием в делах с моим участием и остальных военнослужащих:

Не дает возможности проходить в добровольном порядке военную службу до обеспечения жилым помещением, что предусмотрено федеральным законом, то есть нарушает гарантированное частью 2 статьи 59 Конституции Российской Федерации право проходить военную службу в соответствии с федеральным законом;

Ставит возможность проходить в добровольном порядке военную службу до обеспечения жилым помещением в зависимость от избранного постоянного места жительства, что нарушает гарантированное Конституцией Российской Федерации право быть равным перед законом независимо от места жительства (часть 1 и 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации);

Умаляет право на свободу выбора места жительства, гарантированное мне частью 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации и нормами международного права, так как, реализовав данное право, военнослужащие потеряли возможность проходить военную службу в добровольном порядке до обеспечения их жилым помещением.

Следовательно, истолкование (в том числе органами исполнительной и судебной власти) взаимосвязанных положений абзаца второго пункта 1 статьи 23 и абзаца первого пункта 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» как предполагающего признание права на прохождение военной службы в добровольном порядке до реализации права на жилище только за теми гражданами, которые после увольнения с военной службы не изъявили желание изменить место постоянного жительства, при отсутствии адекватных мер социальной поддержки в отношении граждан, изъявивших желание изменить место жительства, означает установление различий в условиях приобретения права на получение дополнительной меры социальной защиты военнослужащими, состоящими на учете нуждающихся в жилых помещениях, исключительно в зависимости от места жительства, т.е. порождает не имеющую объективного и разумного оправдания дифференциацию в правовом положении лиц, относящихся к одной и той же категории, которая несовместима с требованиями статьи 19 (часть 2) Конституции Российской Федерации и не согласуется с конституционно значимыми целями возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина ( , Конституции Российской Федерации).

5. Глупости Верховного Суда Российской Федерации.

Верховный Суд Российской Федерации, обосновывая, что взаимосвязанные положения пункта 1 статьи 23 и пункта 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» позволяет увольнять военнослужащих определенных категорий до реализации жилищных прав, указывает в последнее время «В данной норме закона не содержится запрета на увольнение военнослужащих до предоставления им жилых помещений по избранному месту жительства».

Точно такая же формулировка встречается во многих судебных актах военных судов. Таким образом, Суд при принятии решения, оправдывая действия органов военного управления по увольнению военнослужащих до предоставления им жилых помещений, руководствуется принципом «разрешено все, что не запрещено».

Однако в данном случае, Верховный Суд Российской Федерации и нижестоящие военные суды не учитывают следующее.

В публичном праве действует иной принцип: «разрешено все то, что предусмотрено в законе» . Данный вывод продиктован тем, что демократическое государство в публично-правовом регулировании руководствуется принципом «запрещено все, что прямо не разрешено», не позволяющим произвольно расширять компетенцию государственных органов.

Отсутствие в законе запрета на вышеназванное увольнение, и как следствие его оправдание судебными решениями, нельзя признать правомерным в сфере регулирования публичных правовых отношений.

Из конституционных основ правового демократического государства ( , Конституции Российской Федерации) вытекает связанность исполнительной власти правом и законом, ответственность и предсказуемость ее деятельности, возможной лишь при условии, что полномочия органов управления основаны на законе. Поэтому в отличие от принципа диспозитивности, лежащего в основе частно-правовых отношений, определение полномочий государственных органов в сфере публичного права не допускает их собственного усмотрения и должно регулироваться на основе принципа «дозволено только то, что разрешено законом», являющегося необходимой гарантией против произвола и злоупотребления властью. В соответствии со статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации всякое ограничение конституционных прав и свобод возможно только на основании федерального закона.

В Особом мнении судьи Конституционного Суда Российской Федерации Н.С.Бондаря к Постановлению Конституционного Суда РФ от 14 ноября 2005 г. № 10-П сказано о том, что к публично-правовым отношениям не может быть применен принцип «разрешено все, что не запрещено».

О том, что в сфере публичного права разрешено только то, на что имеется указание в законе, а иное противоречит закреплённому Конституцией Российской Федерации принципу разделения властей, свидетельствует позиция, сформулированная в Определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 21 декабря 2011 г. N 33-Г11-32.

В Федеральном законе «О статусе военнослужащих» нет прямого разрешения на увольнение военнослужащих с военной службы до реализации их жилищных прав на том основании, что ими избрано место жительства, отличное от места прохождения военной службы. Следовательно, ни Верховный Суд Российской Федерации, никто иной не вправе расширять компетенцию органов военного управления. Своим же решением от 10 декабря 2015 года 35 гарнизонный военный суд оправдывает произвол власти.

6. А как раньше говорил Верховный Суд Российской Федерации?

Судебные акты военных судов, а также Верховного Суда Российской Федерации по моим административным делам позволяют сделать выводы, что Верховный Суд Российской Федерации крайне непоследователен в своих решениях . В качестве примера приведу несколько судебных актов, в которых абзац первый пункта 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» толковался совершенно иным образом, и не позволял увольнять военнослужащих в связи с избранием ими постоянного места жительства, отличного от последнего места прохождения военной службы.

Определением Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 28 мая 2009 года № 2Н-54/09 (председательствующий по делу Хомчик В.В., ныне председатель Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации) указано, что выводы и толкования судами положений пункта 14 статьи 15 и пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» о том, что в них не содержится запрета на увольнение с военной службы военнослужащих, которые избрали место жительства отличное от места прохождения военной службы, являются ошибочными.

В указанном Определении Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации (а это предшественник, аналог Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ) сказано, что установив запрет на увольнение военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, без их согласия до обеспечения жильем, законодатель в статье 23 вышеназванного Федерального закона одновременно возложил на федеральные органы исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, обязанность по обеспечению указанных военнослужащих жилыми помещениями при перемене места жительства за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилья. Указания об увольнении таких военнослужащих с последующим обеспечением жилыми помещениями по избранному месту жительства в данной правовой норме не содержится.

В настоящее время Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда России игнорирует свои же правовые позиции (Определение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 28 мая 2009 года № 2Н-54/09 не отменено, является законным и обоснованным, а пункт 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» с 2009 года изменений не претерпел).

Это что получается? В 2009 году судья Хомчик В.В. трактовал закон одним образом, а спустя 7 лет трактует его иным? Не смешно ли это? Или в очередной раз доказывает, что из-за экономической ситуации в стране с правами военнослужащих перестали считаться?

То же самое было изложено в Определении Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 18 февраля 2010 года № 21-В10-1.

Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации также указала, что выводы и толкования судов первой и кассационной инстанции о том, что в положениях пункта 14 статьи 15 и пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» не содержится запрета на увольнение с военной службы военнослужащих, которые избрали место жительства, отличное от места прохождения военной службы, являются ошибочными.

Более того в Определении Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 18 февраля 2010 года № 21-В10-1 сказано, что анализ правовых норм позволяет прийти к выводу, что законодательный запрет на увольнение с военной службы распространяется как на военнослужащих, претендующих на получение жилья по последнему месту военной службы, так и на тех, которые пожелали получить жилые помещения по избранному месту постоянного жительства.

Таким образом, взаимосвязанные положения пункта 1 статьи 23 и абзаца первого пункта 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» изложен таким образом, что один и тот же высший суд – Верховный Суд Российской Федерации толкует его различным образом.

7. Депутаты Государственной Думы нас кажется, услышали.

После того, как мы проиграли все дела, многие из военных обращались к Вам, Государственную Думу и иные органы. Мы пытались донести всю абсурдность сложившейся ситуации и доказать, что военнослужащих увольняют незаконно. Служить имеют право до обеспечения жилым помещением также те, кто хочет получить его по избранному постоянному месту жительства, пусть и отличному от места военной службы.

Группой депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (В.Ф.Рашкиным, Д.А.Парфеновым, Н.Н.Езерским, М.В.Щаповым, В.А.Ганзя) внесен проект № 184676-7 Федерального закона «О внесении изменений в пункт 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в целях защиты права военнослужащих на получение жилого помещения по избранному постоянному месту жительства до увольнения с военной службы.

В соответствии с пунктом 66 Протокола № 52 заседания Совета Государственной Думы от 20 июня 2017 года принято решение включить указанный проект федерального закона в проект принятой примерной программы законопроектной работы Государственной Думы в период осенней сессии 2017 года.

Комитетом по обороне Государственной Думы Российской Федерации под председательством Шаманова В.А. указанный законопроект также предлагается рассмотреть в первом чтении в октябре 2017 год.

Прошу обратить внимание, что этот законопроект внесен именно для того, чтобы не увольнять также военнослужащих, которые хотят получить жилое помещение по избранному постоянному месту жительства, то есть не по месту увольнения с военной службы.

Фактически данный законопроект и не нужен был, если бы Федеральный закон «О статусе военнослужащих» толковался правильно. Но в целях исключения злоупотребления формулировками закона, предложено внести такие изменения.

Перенесен для обсуждения на апрель 2018 года.

Эпилог

Прошу прощения за столь длинную петицию, но было бы ошибкой не рассказать все это подробно. Даже если будет вышеуказанный закон, то я не буду восстановлен на военной службе, поскольку вряд ли в нем будет указано о возможности восстановлении на ней всех тех, кто был до этого уволен на том основании, что желал получить жилое помещение не по последнему месту военной службы.

Я верю в то, что увольнение военнослужащих, которые хотели получить жилое помещение не по месту военной службы, является незаконным и стало возможным из-за расширительного толкования Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Я, как и многие из военнослужащих обращался в Конституционный Суд Российской Федерации с просьбой признать положения Федерального закона «О статусе военнослужащих» в том смысле, которое им дано судебным толкованием не соответствующим Конституции Российской Федерации. Однако всем было отказано в принятии жалоб к рассмотрению.

Верю в то, что Вы и Ваш аппарат прочитает эту петицию и попытается защитить интересы военнослужащих.

В связи с выше изложенным, веря в Ваш профессионализм, в Вашу офицерскую честь и порядочность

Поддержать принятие предложенного законопроекта - рассмотреть возможность внесения в принимаемый закон положения, согласно которому военнослужащие, которые были уволены с военной службы до обеспечения их жилым помещением и до настоящего времени не получили жилое помещение или жилищную субсидию по независящим от них причинам (ни жилое помещение ни жилищная субсидия им не предлагались) по их желанию восстанавливаются на военной службе. Проживающие в нашем городе уволенные военнослужащие, не требуют выплаты им недополученного денежного довольствия, а готовы быть восстановленными на военной службе без его получения. Указанная мера позволит восстановить социальную справедливость в отношении тех военнослужащих, которые были уволены с военной службы только из-за того, что положения действующего законодательства толковались расширительным образом. О принятых мерах прошу Вас сообщить на мой электронный адрес.

С уважением,

В апреле 2015 года в закон о статусе военнослужащих (№76-ФЗ) были внесены изменения, которые сделали возможным увольнение военнослужащих без обеспечения жильем. Такое дополнение вызвало широкий общественный резонанс, однако имеет смысл более детально разобраться в такого рода решении.

В прежней версии закона имело место серьезное упущение:

  • Уволить лицо, состоящее на военной службе можно было только после предоставления ему жилья;
  • Военнослужащий имел право отказаться от выделенной ему жилплощади;
  • Прекращение служебных отношений с ним представлялось невозможным ввиду необеспеченности его жильем.

Очевидно, что многие военнослужащие отказывались от выделяемого государством жилья только ради того, чтобы условия их увольнение не выполнялись. В итоге те лица, которые не могли продолжать службу в армии по достижении положенного возраста или по состоянию здоровья оставались рядах вооруженных сил, что давало им право на:

  1. Денежное довольствие;
  2. Социальные льготы.

По сути, не будучи в состоянии выполнять возложенные на них обязанности, военнослужащие продолжали получать оклад и разного рода надбавки за выслугу лет, звания, несение службы в особо опасных районах и др.

Статистические данные свидетельствуют об огромных суммах злоупотреблений: только в период с 2011 по 2014 год на содержание военных, которые сознательно отказались от жилья ради сохранения своего места в рядах вооруженных сил ушло 60 миллиардов рублей.

В целях пресечения подобной практики Президент РФ В. Путин утвердил поправки в законодательстве, согласно которым те военнослужащие, которые неоднократно отказывались от выделяемой государством жилплощади, могут быть уволены в любой момент без обеспечения жильем. Детально все вопросы увольнения военнослужащих без жилья будут рассмотрены в данной статье.

Увольнение без жилья – не ущемление прав, а справедливая мера

Изменения законодательства, которые касались увольнения военнослужащего без предоставления жилья, вызвали немало споров. Однако на деле это вовсе не способ ущемления прав военных, а скорее мера по рационализации военных расходов из государственного бюджета России.

Как выглядит процесс прекращения военной службы лицом, не обеспеченным жильем?

  • Во-первых, уволены на новых основаниях могут быть только те военнослужащие, которые отказались от предложенной им жилплощади;
  • Во-вторых, могут увольняться на только служащие из рядов Вооруженных сил, но и те, кто находится в распоряжение командования (занимают внештатные должности).

Законодательство довольно детально описывает круг причин для увольнения работников, а именно:

  1. Достижение предельного возраста военной службы;
  2. Неблагоприятное состояние здоровья, которое исключает возможность дальнейшего пребывания в рядах Вооруженных сил;
  3. Организационно-штатные мероприятия (ОШМ).

Если военнослужащий попадает под одну из упомянутых выше статей, то его могут уволить даже без его согласия и при отсутствии жилплощади. Однако возможно это лишь в том случае, если ему неоднократно предлагалась квартира от государства, а он в силу необъективных причин отказался от ее получения.

Существуют и исключения из этого правила: не считаются необъективными отказы военнослужащего от жилья если оно:

  • Не соответствует существующим стандартам жилья;
  • Не способно удовлетворить установленным на государственном уровне санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Примечательно, что при отказе военнослужащего от жилищной субсидии – его также могут уволить из рядов вооруженных сил. При этом, даже будучи уволенными и неоднократно отказавшимися от жилья – они продолжают состоять в списке очередников на получение жилплощади от государства.

Для исключения вероятности ущемления прав лиц, состоящих на военной службе, был издан Указ Президента РФ, который уточняет права военных, срок службы которых составляет 10 и более лет (УП №2 от 2.01.2016).

  • Во-первых, лица, которые отслужили в рядах Вооруженных сил имеют право на получение жилищной субсидии ли жилой площади;
  • Во-вторых, если им не предоставлялись эти виды обеспечения или предлагались всего один раз, то они не могут быть уволены по обозначенным выше основаниям;
  • И наконец, военнослужащий имеет право заявить о том, чтобы его обеспечили жильем не в том месте, где он проходит службу.

Существуют и иные законодательные допущения, которые затрагивают вопрос обеспечения военнослужащего жильем, а именно:

  • Если военнослужащего направили для выполнения обязанностей в район, где у него отсутствует собственная жилая площадь, то его в трехмесячный срок обеспечивают служебной квартирой;
  • Если выслуга лет лица составляет 20 и более лет и при этом имеет место необходимость улучшения жилищных условий, то оно имеет право рассчитывать на получение квартиры в собственность или на условиях социального найма.

Особое внимание следует обратить на тот факт, что те военные, которым разрешено после увольнения проживать без ограничений в предоставленных по месту несения службы квартирах, не вправе дополнительно претендовать на социальные гарантии по обеспечению военнослужащих жильем (ст. 23 №229-ФЗ).

Таким образом, поправки в законодательстве вовсе не предполагают полное лишение военнослужащих права на обеспечение жильем перед увольнением, но пресекают злоупотребления этим правом.

Случаи незаконного увольнения военнослужащих без обеспечения жильем

Законодательство достаточно детально описывает условия увольнения военнослужащих без обеспечения их жильем. Однако на практике нередко возникают ситуации, при которых лицо лишается и должности в рядах Вооруженных сил и возможности получить жилплощадь от государства.

В связи с этим представляется целесообразным рассмотрение судебной практики увольнения военнослужащих без предоставления жилья.

  1. Однократный отказ от жилья . Военнослужащий московской области предоставил кассационную жалобу по факту увольнения его в связи с организационно-штатными мероприятиями (ОШМ). В общем виде ситуаций по делу сложилась следующая:
  • Основание для увольнения – ОШМ;
  • Продолжительность военной службы составляет 12 лет и 4 месяца;
  • Признан на момент увольнения нуждающимся в улучшении жилищных условий (имеет троих детей несовершеннолетнего возраста);
  • Единожды отказался от получения жилья в месте прохождения службы (приграничный район) 8 лет назад;
  • Согласия на увольнение военнослужащий не давал.

Суд постановил жалобу лица удовлетворить : восстановить его в прежней должности до выделения жилплощади необходимого размера.

– отказ от предоставленной государством жилплощади имел место всего один раз, и притом на текущий момент военнослужащий нуждается в улучшении жилищных условий.

  1. Несоответствие жилья принятым стандартам. Военнослужащий уволен из состава Вооруженных сил РФ в связи с резким ухудшением состояния здоровья ввиду признания невозможности дальнейшего несения им военной службы. Он представил на рассмотрение суда Белгородской области кассационную жалобу, содержащую такие сведения:
  • Основание для увольнения – несоответствие должности по состоянию здоровья;
  • Продолжительность военной службы 10 лет и 11 месяцев;
  • Признан на момент увольнения нуждающимся в улучшении жилищных условий (имеет двоих несовершеннолетних детей);
  • Дважды отказался от предоставленной жило площади – квартир по 48 и 60 квадратных метров.

Суд удовлетворил жалобу военного : определил необходимость перевода его на внештатную должность (в распоряжение командования) до момента обеспечения надлежащим жильем.

Причина признания решения об увольнении без предоставления жилья незаконным – дважды военнослужащему предлагали жилье, несоответствующее принятым стандартам. В частности, в Белгородской области минимальная норма жилплощади на одного человека составляет 18 квадратных метров. Поскольку в семье военного 4 человека, то минимально допустимая площадь квартиры должна составлять 72 квадратных метра. Следовательно, его отказ от предоставляемых вариантов жилья можно считать объективным.

К числу оснований незаконного увольнения также относят предоставление жилья, не отвечающего санитарным нормам, а также выделение жилплощади в районе осуществления военным его службы, при условии, что он уже оформил письменное прошение о выделении ему квартиры в иных регионах. Такого рода прецеденты в российской судебной практике также имели место.

Увольнение военнослужащего без предоставления ему жилья – вынужденная мера, которая позволяет пресечь злоупотребление правом на отказ от предлагаемой жилплощади военнослужащими. При этом основная масса военных, которые отслужили более 10 лет и нуждаются в улучшении жилищных условий под эту статью не попадают.

Военнослужащие имеют право на жилье, гарантированное государством. Реализация данного права осуществляется путем получения денежной субсидии, либо приобретения в собственность на безвозмездной основе жилого помещения, находящегося в государственной собственности.

Законодательство

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Порядок обеспечения военнослужащих служебными и иными помещениями регламентируется ФЗ № 76 от 27 мая 1998 года “О статусе…” (далее – Закон).

Правила исчисления размеров денежной субсидии, выделяемой в целях компенсации расходов на приобретение жилья, представлены в Постановлении Правительства России № 76 от 3 фев. 2014 года “Об утверждении…” .

Определения

О тех гражданах, которые имеют статус военнослужащих, сказано в ст. 2 Закона.

Так, в соответствии с ч. 1 вышеуказанной статьи, к таковым относятся те, кто проходит срочную службу или по контракту согласно нормам 53-ФЗ от 28 мар. 1998 года “О воинской…” .

К лицам, проходящим срочную или контрактную службу, относятся:

  • офицеры, прапорщики, мичманы, курсанты;
  • сержанты, старшины, солдаты, матросы.

Основная информация

О праве военнослужащих, проходящих воинскую службу на контрактной основе, на обеспечение жилыми помещениями, говорится в ст. 15 Закона.

Так, в ч. 1 указанной статьи сказано, что государством гарантируется предоставление контрактникам жилья в собственность, либо же выплата денежных средств в целях компенсации расходов на поиск и приобретение жилья.

При этом изначально военному выдается только служебное жилье – в течение 3 месяцев, как он со своей семьей прибудет к месту несения воинской службы. Военным, имеющим 3-х или более детей, служебное жилище предоставляется во внеочередном порядке.

И лишь после определенной выслуги лет полагается выдача квартиры в собственность.

Какие права на жилье имеет военный

Право на жилье имеет военнослужащий, который заключил контракт до 1 янв. 1998 года и стоит на учете в качестве нуждающегося в обеспечении жильем.

В таком случае, согласно аб. 3 ч. 1 ст. 15 Закона, ему выдается либо денежная субсидия, либо непосредственно квартира по договору соц. найма или в собственность.

Также указанное право на жилище есть у тех, кто:

  • был в установленном порядке признан нуждающимся в жилье;
  • имеет выслугу лет на воинской службе 20 или более;
  • либо был уволен досрочно в связи со штатными мероприятиями или в связи с состоянием здоровья, при наличии не менее 10 лет выслуги.

Квартира предоставляется с учетом нормы площади на 1-го человека, которая в 2020 году составляет 18 квадратных метров (ч. 1 ст. 15.1. Закона). Соответственно, военнослужащий, имеющий 3-х членов семьи, будет претендовать как минимум на 54 квадратных метра.

Право на увеличение общей площади квартиры имеют:

  • военный в звании полковник или выше, прекративший несение службы в связи с достижением предел. возраста или по состоянию здоровья;
  • командир военной части, обладающий почетным званием РФ;
  • военный-преподаватель на кафедре в военном образовательном учреждении.

Также, в соответствии с ч. 3 ст. 15.1. Закона, в силу конструктивных и иных особенностей многоквартирного дома, в котором предоставляется квартира, государство может отступать от норматива площади на 1-го человека, но не более, чем на 9 кв. м. Это значит, что если в семье – 5 человек, то общая площадь квартиры не может превышать 18 * 5 + 9 = 99 кв. м.

В соответствии с ч. 6 ст. 15 Закона, военнослужащие как в период несения службы, так и после увольнения с нее, имеют право на бесплатной основе получить квартиру в собственность, если таковая ранее была получена по договору социального найма.

Указанное правило не распространяется на служебное жилье и квартиры, расположенные в военных городках закрытого типа.

Претендовать на жилую площадь

Военнослужащие реализуют свое право на жилье согласно порядку, установленному Приказом Министра Обороны РФ № 1280 от 30 сен. 2010 года “О предоставлении…” (далее – Приказ).

Согласно Приказу, сначала военному нужно подать в структурное подразделение Департамента жил. обеспечения Минобороны по форме, указанной в Приложении 1, в целях признания нуждающимся в жилье.

Признание нуждающимся осуществляется согласно норме жилплощади на 1-го человека (ст. ЖК РФ).

Жилье распределяется в порядке очередности – сначала тем, кто раньше встал на учет.

О выдаче жилья Департамент предупреждает военного и членов его семьи. В течение 5 дней со дня получения извещения военный должен выразить свое согласие, а в течение 30 дней – предоставить документы, указанные в п. 13 Приказа.

Военный вышел в запас

Без соответствующего согласия военнослужащего государство не может отказать в предоставлении жилого помещения в случае, если выслуга лет составила более 10 и военный состоял на учете в качестве нуждающегося в квартире.

В таком случае военный обязательно обеспечивается жильем по месту службы или по месту постоянного жительства (аб. 2 ч. 1 ст. 23 Закона).

В случае отказа от жилья или от денежной субсидии на его приобретение, согласия на увольнение военнослужащего без предоставления жилья уже не потребуется.

Также военным, состоящим в запасе, предоставляется ежемесячная финансовая компенсация расходов за наем или поднаем жилья за счет средств федерального бюджета, о чем сказано в аб. 2 ч. 14 ст. 15 Закона.

Увольнение военнослужащих без предоставления жилья

В частности, изменения коснулись того, что стало возможным увольнять военнослужащих, не обеспеченных жильем, без согласия самого военного, в случае, если он злоупотребляет своим правомочием на отказ от получения жилплощади.

В изначальной версии Закона стоял категорический запрет на увольнение из ряда ВС РФ лиц без предоставления таковым квартир. При этом военные имели правомочие отказаться от предоставляемых государством квадратных метров неограниченное количество раз.

До внесения поправок военнослужащие пользовались этой брешью в законодательстве в своих личных целях. В некоторых случаях, уволить их нельзя было ни по какому основанию.

К примеру, если военный достигал предельного возраста нахождения на службе, или не мог продолжать ее в связи с состоянием здоровья, он не мог быть уволен без выдачи жилья или субсидии. В целях продления своего пребывания в рядах ВС РФ, многие военные многократно отказывались от жилплощади.

Запрет увольнения без жилья также давал различные соц. льготы, в том числе, возможность получать денежное довольствие.

Незаконные действия

Часто возникают ситуации, когда военный лишается и должности в ВС РФ, и положенной квартиры.

Увольнение военнослужащих без предоставления жилья и судебная практика:

1-й случай из практики.

Военным из Московской области была представлена кассационная жалоба по факту незаконного увольнения в связи с ОШМ.

Нюансы дела:

  • причинами для увольнения послужили ОШМ;
  • срок воинской службы на момент подачи жалобы – 12 лет и 4 месяца;
  • заявитель состоит на учете в улучшении жил. условий и имеет 3-х несовершеннолетних детей;
  • 1 раз отказался от квартиры в месте несения службы;
  • военный не давал своего согласия на увольнение.

Судебным органом жалоба была рассмотрена, и по делу был вынесен обоснованный вердикт – восстановить заявителя в прежней должности до момента выделения ему квартиры.

Суд разъяснил, что увольнение было произведено незаконно, так как:

  • военный нуждался в улучшении условий проживания;
  • отказался от предложенного государством жилья только 1 раз.

2 случай из судебной практики:

Военнослужащего уволили из рядов ВС РФ в связи с ухудшением здоровья.

В кассационную инстанцию Белгородской области был представлен протест, суть которого в следующем:

  • причина увольнения – невозможность дальнейшего несения службы в связи с состоянием здоровья;
  • срок несения службы – 10 лет и 11 месяцев;
  • на момент увольнения заявитель имел 2-х детей, не достигших 18 лет, а также стоял на учете в качестве нуждающегося;
  • 2 раза был отказ от предоставленных государством квартир общей площадью 48 и 60 квадратных метров соответственно.

Протест военнослужащего был рассмотрен судом кассационной инстанции и полностью удовлетворен. Решение суда предписывало перевод военного на внештатную должность (то есть в распоряжение командования) до того, как будет выделено жилье.

Суд обосновал свой вердикт следующими аргументами:

  • минимальная норма жилплощади на 1-го человека составляет 18 кв. м.;
  • в семье заявителя 4 человека – супруга, сам военный и 2-е несовершеннолетних детей;
  • соответственно, минимальная площадь выделяемого государством жилья не может быть ниже 72 кв. м.;
  • таким образом, отказ заявителя от квартир площадью 48 и 60 кв. м. был абсолютно законным.

Также к случаям незаконного увольнения можно отнести:

  • выделение государством жилья, не отвечающего санитарными или гигиеническим нормативам;
  • предоставление квартиры в районе несения службы, в то время, как военнослужащий уже оформил заявление на выделение квартиры по избранному месту проживания.

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .