Мусульмане обязаны посещать мечеть в состоянии полного ритуального очищения (в состоянии большого и малого омовения)

Обувь оставляют при входе. В больших мечетях специальные служащие принимают обувь и выдают жетон

Во время пребывания в мечети следует занять свободное место, стараясь не нарушать покой других верующих

Важно сохранять чистоту вашего намерения во время пребывания в мечети и, следовательно, не участвовать в пустословии, злословии и т.д.

Женщины обычно молятся на втором этаже или в отгороженной части первого этажа. Вход в мечеть для мужчин и женщин бывает как общим, так и раздельным

В мечети посетители ведут себя достаточно раскованно: они сидят или лежат на полу, читают Коран или сосредоточиваются на мысли о Всевышнем, общаются между собой, спят, едят. При этом в любое время кто-то может совершать намаз, поэтому не следует громко говорить, смеяться, а тем более браниться

Когда наступает время намаза, верующие совершают омовение (вуду) и выстраиваются рядами за имамом. Для мужчин самым почетным и ценным является первый ряд, а для женщин, наоборот, последний. Те, кто по каким-то причинам не принимают участие в коллективной молитве, не обязаны покидать мечеть

Запрещается:

Посещать мечеть, не совершив омовения

Женщинам запрещается посещать мечеть во время менструации. Однако при использовании современных форм гигиены (прокладки, например) женщинам разрешается посещение мечетей в критические дни, если на то есть необходимость

Я познакомилась с Голубой мечетью в самый первый день в Стамбуле. Тогда мы поселились в небольшом частном отеле недалеко от площади Султанахмет, расположенной в центре одноименного района города.

На мой взгляд, район Султанахмет - оптимальное место проживания для первого знакомства со Стамбулом. Здесь все рядом, лишний раз не нужно будет тратить время и деньги на транспорт, а если вы соберетесь посетить более отдаленные от центра и не слишком популярные у туристов места, то до основных транспортных развязок «рукой подать» - вокзал Сикерджи, автовокзал, причалы, откуда отправляются паромы.

Здесь можно не только полюбоваться всемирно известными достопримечательностями, такими как Мечеть Султанахмет (Sultanahmet Camiil) - она же Голубая мечеть, Музей Айя София (Ayasofya Müzesi), цистерна Базилика (Yerebatan Sarnici), Дворец Топкапы (Topkapi Saray Müzesi), Археологический музей (Istanbul Arkeoloji Müseleri), Музей турецкого и исламского искусства (Türk Islam Eserleri Müzesi), бани Роксоланы (Ayasofya Hürrem Sultan Hamami), Большой Базар (Kapalıçarşı ) , но и просто побродить по узким улочкам, рассмотреть османские особняки, витрины магазинов и кафе.

На следующее утро мы отправились гулять. Не прокладывали маршрут по навигатору, почти не смотрели в карту, шли, что называется, по наитию – все же рядом, в двух шагах. Просто взяли курс на площадь Султанахмет и, придерживаясь его, немного отклонялись, заходили в переулки, разглядывали дома и витрины.

Таким образом, примерно через час мы оказались у Голубой Мечети, но не у главного входа в нее:

Такой вид открываетсиз этой самой арки:

Конечно, это не самый традиционный способ познакомиться с шедевром мировой архитектуры, но, глядя на мечеть с этой стороны, я почему-то проникаюсь ее грандиозностью и величественностью даже больше, чем у главных ворот.

Полезная информация. Как найти, где войти

Как уже было сказано, Голубая Мечеть находится в самом центре исторического района Султанахмет.

До площади Султанахмет (Sultanahmet ) можно доехать на трамвае ветки Т1 "Зейтинбурну" - "Кабаташ" ("Zeitinburnu" - "Kabatas" ), протянувшейся почти через весь исторический центр города.

Выйти нужно на остановке, которая называется "Sultanahmet. Blue Mosque ".

Голубая мечеть имеет 3 входа.

Вход А «смотрит» прямо на Собор святой Софии, там наиболее многолюдно. Выглядит вот так:

А это вид со стороны Айя-Софии:

Вход В расположен со стороны Ипподрома, который находится справа от входа А (если стоять к нему лицом), сразу за торговыми рядами:

Как видите, здесь совсем немного народа.

Вход С – особенный. Над ним, в отличие от других, висит цепь. В свое время этим входом мог пользоваться султан, который въезжал во двор мечети, не слезая с лошади. А чтобы проявить свою покорность и уважение к Аллаху, подчеркнуть свое ничтожество перед ним, нужно было каждый раз наклоняться, проезжая под низко повешенной цепью.

Вход С тоже находится со стороны Ипподрома, немного дальше от входа В, почти напротив Египетского обелиска:

Это вид из Музея турецкого и исламского искусства, расположенного прямо напротив входа С.

Личные впечатления. Экскурсии и экскурсоводы

Как я уже писала, мы оказались во дворе мечети не совсем традиционным способом. И пока мы оглядывались, впечатлялись и фотографировали все подряд, к нам подошел мужчина и сказал, что вход для туристов находится немного дальше. Мы, собственно, и не собирались там входить, видели табличку:

(«вход для посетителей направо, для молящихся - налево, сюда»).

Тем не менее, поблагодарили его и пошли дальше, к входу для гостей. Но беспокойный человек решил, что нам нужно дать ценные указания по поводу обуви, которую нужно снять при входе, а заодно начал искусно вставлять в текст «инструкции» разные исторические «интересности». Мы уже начали понимать, что такая настойчивая забота о нас - ничто иное, как бизнес, но парень был приятный, по-английски говорил хорошо, и мы, все еще пребывая в эйфории после первого дня, поддались его настойчивости.

Он проводил нас до входа, напомнил, что нужно снять обувь, показал, куда ее положить, провел экскурсию, ответил на наши вопросы, предложил нас сфотографировать и, естественно, оставил нам свою визитку на тот случай, если мы захотим с ним прогуляться по другим историческим местам района Султанахмет.

В конце эксукурсии мы поняли, что о цене нужно было договориться в начале - его услуги обошлись в 5 евро /15 TL (турецких лир) с человека, что недешево, учитывая, что вход в мечеть бесплатный, а информации было получено не больше, чем в статьях таких путеводителей как Дорлинг Киндерсли и Оранжевый Гид.

В дальнейшем в «особо туристических» местах мы часто сталкивались с таким способом ведения бизнеса. Вроде бы ничего плохого вам не предлагают, но делают это не открытым способом, и само по себе это не очень приятно.

Не нужно бояться или стесняться отказываться от услуг, в которых вы не нуждаетесь, вы никого этим не обидите, зато не получите неприятного осадка от того, что вам их навязали. Мы не стали ругать себя за растерянность, но расценили этот эпизод как новый опыт.

Если же вы захотите воспользоваться услугами гида, то стоит позаботиться об этом заранее, например:

  • купить экскурсию в туристическом информационном центре (он находится на той же площади Султанахмет, рядом с трамвайной остановкой);
  • найти в интернете. По запросу «индивидуальный гид в Стамбуле» достаточное количество предложений - читайте, выбирайте по вкусу, связывайтесь с гидом;
  • заказать экскурсию на месте возможно в музеях. В мечетях, конечно же, этой услуги нет.

Режим работы Голубой мечети

Голубая мечеть открыта ежедневно с 9:00 до 18:00, но закрыта для туристов на время молитвы (намаза).

Молитва (намаз) совершается пять раз в день, ее время зависит от расположения солнца на небосклоне и, соответственно, не может быть постоянным.

Весьма приблизительный интервал времени начала молитв:

5-6 часов утра, 9-10 часов утра, полдень, 16-17 часов, 19-20 часов.

Есть еще пятничные и праздничные молитвы.

В любом случае, о начале молитвы, точнее, о приглашении к ней извещают муэдзины - их призыв разносится с минаретов всех мечетей на весь город.

Интересно, что призыв к намазу происходит не единовременно, а с небольшим «наложением» - начавшись в одной точке города, он, словно эстафета, переходит от одной мечети к другой и в какой-то момент, слившись воедино, охватывает весь город.

Вход во все мечети города свободный.

Правила посещения мечетей

Голубая мечеть - действующая, как и подавляющее большинство мечетей города (всего их около трех тысяч!). При посещении мечетей нужно соблюдать следующие правила:

  • одежда должна максимально закрывать тело (брюки, а не шорты; юбка длиной ниже колен; желательно длинный рукав у верхней части одежды);
  • женщинам необходимо покрывать голову (накидки предоставляются);
  • нужно снять обувь у входа в мечеть.

Добрый совет
Если вы будете в Стамбуле зимой и планируете часто заходить в мечети и разглядывать их интерьеры, рекомендую позаботиться о теплых носках - чуть прохладнее на улице, и ноги начинают мерзнуть.

Личные наблюдения

Хочу отметить, что при многочисленном посещении мечетей мы ни разу не столкнулись с каким-либо недовольством прихожан и служителей, мне ни разу не сделали замечание, если я была с непокрытой головой. Я заметила, что верующие действительно приходят на молитву, и до туристов им дела нет.

История Голубой мечети

Мечеть Султанахмет (Sultanahmet Camiil ), или Голубая мечеть (тур. Mavi Сami - голубая мечеть, Gök Сami - небесная мечеть ), как впоследствии ее стали называть европейцы, была построена по приказу молодого султана Ахмета I в начале XVII века.

После более чем векового роста и расцвета Османской Империи, значительного увеличения ее территорий на востоке и юге, окончания правления великого полководца и реформатора Сулеймана Великолепного Османская Империя начала терять свою силу и могущество.

В 1606 году проиграна война с Австрией, и туркам пришлось признать императорский титул Габсбургов; одновременно шла война с Ираном, которая отнимала силы, и, в итоге, привела к поражению турков.

Эти и другие причины не могли не повлиять на ослабление власти Турции и, соответственно, на внутренние настроения в государстве.

В 1609 году молодой султан решил, что пришла пора обратиться за помощью к Аллаху, но прежде нужно отдать ему дань за свои грехи. Строительство мечети - лучший способ. Любой мусульманин знает, что человек, построивший мечеть, будет вознагражден за это по окончании своего жизненного пути.

Поэтому султан Ахметсобрался возвести не просто мечеть, а мечеть, достойную самого Аллаха для чего пригласил Седефкара Мехмет Ага - самого талантливого ученика Хаджи Синана, одного из лучших архитекторов своей эпохи.

Мечеть решили возвести на месте дворца византийских императоров, прямо напротив бывшего собора Святой Софии. Для этого дворец и множество его построек, принадлежавших знати, были разрушены. Не осталось ничего и от зрительских мест на Ипподроме.

В Археологическом музее Стамбула в зале “Византийская эпоха на территории Стамбула” (1 этаж, зал №3) вы можете увидеть остатки дворца византийских императоров, а также виртуальную его реконструкцию. Масштабы действительно впечатляют!

Трудно сказать, хотел ли молодой султан бросить вызов “призраку” Константинополя в лице величественной Айя-Софии или все же основной его целью было умилостивить Аллаха строительством такого грандиозного сооружения, превосходящего по размеру и богатству внутреннего убранства все имеющиеся постройки, в том числе оставшиеся с византийских времен.

Искреннюю веру султана в милость Аллаха подтверждает еще и тот факт, что деньги на сооружение мечети он выделил из своей личной сокровищницы, а не использовал государственную казну. Обычно его предшественники строили мечети на деньги, добытые в войнах, но Ахмет не одержал ни одной значительной победы.

Строительство мечети длилось семь лет - с 1609 по 1616 г.

Султан Ахмет I прожил еще год после окончания строительства, и скончался от тифа в возрасте 27 лет и был похоронен в саду мечети.

Архитектура Голубой мечети

Архитектура мечети Султанахмет сочетает в себе византийский и классический османский стили. С первого взгляда мечеть Султанахмет как будто отражает собой монументальную Айя-Софию. Чуть более “современно”, чуть более обтекаемо, но ее пропорции, каскады куполов и величественность определенно дают понять о сходстве этих монументальных творений

Если приглядеться повнимательнее, то вы увидите принципиальное различие, уловимое в деталях.

Голубая мечеть:

Айя-София:

Для большей убедительности можно представить себе, как она выглядела без минаретов:

Стиль архитектуры определяется не только формами, но целым множеством факторов. Это - и дух времени, и материалы, и внутреннее наполнение архитектурного пространства.

Тем, кому интересно сравнение византийских соборов с мечетями, предлагаю посмотреть памятники православной архитектуры в Стамбуле, которые бережно сохраняют и реставрируют по мере возможности: Собор Святой Ирины, Церковь Спасителя в Хорах (Kariye Müzesi), Монастырь Пантократора и другие.

Основание Голубой мечети в архитектурном плане представляет собой прямоугольник со сторонами 72х64 метра , нетрудно подсчитать, что его площадь составляет 4608 кв.метров! Ровно столько же места занимает внутренний двор.

Такая большая территория обусловлена не только желанием продемонстрировать размах, но и используется в практических и благородных целях - кроме мечети здесь был целый комплекс сооружений: больница, кухни, медресе, караван-сарай и некоторые благотворительные учреждения. В XIX веке все они были разрушены, а вот медресе действует до сих пор. Оно располагается в восточном крыле.

Медресе́ - букв. «место, где изучают» - мусульманское учебное заведение, в котором программа средней школы объединена с программой мусульманской духовной семинарии.

В центре двора - шестиугольный фонтан для омовений:

Сегодня фонтан носит декоративный характер. Приходящие на молитву совершают омовения перед входом во внутренний двор, используя, конечно же, не фонтан, а современный водопровод.

Легенда о шести минаретах

Самая распространенная легенда о том, почему Султанахмет имеет шесть минаретов, говорит о том, что якобы Мехмет Ага ослышался, когда внимал указаниям султана и вместо «алтын минаре» (тур.altın minareler - золотые минареты ) услышал «алты минаре» (тур. altı minareli - шесть минаретов ).

Слабо верится в тугоухость архитектора, тем более, что султан самолично контролировал возведение мечети, являясь каждую пятницу на ее строительство.

Более правдоподобно звучит версия о том, что султан умышленно решил пойти наперекор всем законам дабы превзойти в значимости и величии Айя-Софию, которая на тот момент была главной мечетью города и имела четыре минарета (максимально возможное количество).

Когда же строительство было закончено, имамы (имам - духовное лицо, заведующее мечетью ) возмутились такой дерзости молодого султана и обвинили его в гордыне - ведь в Запретной мечети в Мекке было столько же минаретов - максимально возможное количество! Султан Ахмет не стал ничего менять в своем детище, а чтобы оставалась Меккой, оплатил возведение седьмого минарета для Запретной мечети.

Конфликт был улажен, и Голубая мечеть по сей день красуется своими шестью минаретами, устремленными ввысь, оставаясь единственной в своем роде - экзальтированной, элегантной и величественной.

Цифры

Четыре минарета стоят по углам мечети и имеют по три балкона каждый.

Два минарета расположены в конце площади и имеют по два балкона каждый. Высота каждого минарета - 64 метра.

Интерьер Голубой мечети

Пространство и свет

Первое, что бросается в глаза, когда попадаешь внутрь - огромное пространство и его освещение.

В мечети приглушенный свет, в тоже время его достаточно много, чтобы дать краскам возможность играть на узорах изразцов. Это действительно уникальное впечатление.

Хитрость заключается в том, что освещение объемного пространства осуществляется через небольшие окна, часть из которых закрыта витражами. Т.е. пространство освещается как бы частями, свет сфокусирован на небольшом участке, но за счет количества этих «фокусов» создается иллюзия его рассеянности.

Это выглядит примерно так, как если бы в комнате поставили 50 свечей, каждая из которых освещала небольшой предмет, и выключили центральное освещение.

Центральное освещение в мечети тоже есть. Это огромная люстра-подсвечник, подвешенная под главным куполом и диаметром не меньше него.

Длинные цепи опускают ее совсем низко, а в пропорциях мечети она смотрится почти лежащей на полу.

Пол устилает огромный ковер. Он вовсе не голубой, а красный, точнее цвета граната, с традиционными цветочными фрагментами:

Я до сих пор помню приятные ощущения от хождения по нему - чистый, мягкий, прохладный.

Цифры

Центральный зал размером 53.50x49.47 (2646 м2) единовременно может вместить 35000 человек.

Высота центрального купола - 43 метра, а его диаметр - 23,5 метра.

Диаметр каждой колонны (их четыре), на которые опирается купол - 5 метров.

Окон в Голубой мечети 260 штук, а те, которые обрамляют купол, размещены таким образом, что создается иллюзия его подвешенности, парения в воздухе:

Изникское чудо

Изник - небольшой город, известный с древности как Никея и в свое время сыгравший большую роль в развитии христианства.

В начале XIV века он был захвачен турками и получил новое название, которое и носит по сей день. С конца XV века в городе начинает развиваться производство уникальной керамики, которая впоследствии его прославила. На момент возведения мечети не было лучшего выбора для украшения ее интерьера, чем изразцы из Изника, и пока строилась мечеть (а это происходило на протяжении семи лет), султаном было запрещено поставлять их другим заказчикам. Образцы для мечети поставлялись исправно, но работа оплачивалась не очень хорошо, и, к сожалению, дела фабрики постепенно пришли в упадок. Но это уже другая история…

Интерьер мечети неотразим благодаря в основном знаменитой изникской керамике, ее изразцам ручной работы, основное цветовое решение которых составляют голубой, белый цвета и цвет граната. Именно за счет сочетания этих цветов, преимущественным из которых является сине-голубой и его оттенки, создается впечатление небесной воздушности и легкости.

Основной мотив рисунков - цветочный орнамент. Тюльпаны, гиацинты, цветки граната. К сожалению, у меня не нашлось фотографий с отдельным изображением изразцов Голубой мечети, только общий вид:

Зато в мечети Рустем Паши, внутреннее убранство которой также выложено плиткой из Изника, я купила набор открыток с изображением цветочных мотивов. Вот несколько для примера:

Цифры

Для оформления интерьера мечети султана Ахмета потребовалось 21043 плитки более чем 50 различных образцов.

Михраб и минбар

Михраб – это ниша в стене мечети, которая указывает на направление на Мекку .

В мечети Султанахмет она вырезана из цельного куска белого мрамора, украшенного тончайшей резьбой.

В обрамление михраба вставлен кусок Черного камня из Каабы.

Кааба - мусульманская святыня в виде кубической постройки во внутреннем дворе Заповедной Мечети в Мекке. По преданию, это первое сооружение, возведенное людьми для служения Богу.

Примечание

Повторюсь, что Голубая мечеть - это второе название мечети Султанахмет, как говорят турки, это «прозвище», данное ей европейцами. Сами же они называют ее Султанахмет или Ахмедие!

Аренда авто - тоже агрегация цен от всех прокатчиков, все в одном месте, идем !

Есть что добавить?

Молитва приветствия мечети (тахийятуль-масджид) – один из дополнительных намазов, совершаемых во время посещения мечети. Намаз тахият следует выполнить сразу же после вхождения в мечеть. При входе в мечеть произносят:

اللَّهُمَّ افْتَحْ لِي أَبْوَابَ رَحْمَتِك

« Аллахумма-фтахлии абваба рахматика » перевод: «О Аллах, открой мне врата Твоей милости» . затем читают салават – формулу благословения Пророка Мухаммада ﷺ.

В мечеть желательно войти с правой ноги, и прежде чем сесть, следует совершить два ракаата намаза-тахийят. Так велит достоверный хадис, приводимый имамами аль-Бухари и Муслимом.

В одном из хадисов Посланника Аллаха ﷺ сказано: «Если кто-либо из вас зайдет в мечеть, пусть не садится, пока не совершит два ракаата молитвы приветствия» (Бухари, Муслим). В случае, если верующий посещает дом Аллаха несколько раз в день, то прочтения одного намаза тахият в день является достаточным.

Нежелательно садиться в мечети, не совершив тахийят, если нет на то особой причины (болезнь и т. п.) Однажды, когда сподвижник Пророка ﷺ Абу Зарр присел в мечети, не совершив два ракяата намаза приветствия, Пророк ﷺ окликнул его: «О Абу Зарр! Воистину, у мечети есть приветствие в виде двухракяатной молитвы. Встань же и соверши ее!» . Но если есть необходимость без промедления возместить упущенный намаз или заканчивается время обязательного намаза, то совершать тахийят запрещено (харам). Тахийят нежелательно совершать и в том случае, если прозвучал призыв к началу молитвы (икамат) или уже начался коллективный намаз.

Если человек придя в мечеть намеренно сядет даже на малое время, например, человек сел выпить воду, касаясь задней части тела о землю то намаз упускается. Но если он сел на ноги так, что задняя часть не прикасается к земле, и не прошло много времени, то тахият-намаз не упускается в этом случае ему следует встать и выполнить намаз приветствия. Также не упускается тахият-намаз, если он нечаянно или не зная сел, при этом и не прошло много времени.

Намаз упускается, если он стоял долго, в независимости от того, было ли это сделано осознанно или по забывчивости. Длинным считается такой промежуток времени, который превышает среднее время совершения двух ракаатов. Но если он стоял не долго, то время намаза-тахият не упускается, даже если он стоял умышленно.

Если же кто-то из-за невозможности совершить омовение и его отсутствия не может совершить намаз или не желает его совершить а так же если не умеет совершать намаза, то ему желательно произнести:

سُـبْحانَ اللهِ، والحمْـدُ لله ، ولا إلهَ إلاّ اللهُ واللهُ أكبَر، وَلا حَولَ وَلا قوّة إلاّ باللّهِ العليّ العظيم

«СубханаЛлахи, валь хамдулиЛляхи, ва ля иЛляха илляЛлаху ваЛлаху акбар, валя хавля валя куввата илля биЛляхиль Алиййиль Азим» Перевод: «Пречист Аллах, хвала Аллаху; нет никого достойного поклонения кроме Аллаха; Аллах велик; нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха Высокого, Великого» . Некоторые сказали, что желательно это прочитать четыре раза. И это заменяет тахийят намаз. Сказано, что это замещает тахийят, а также земной поклон (саджда), совершаемый при чтении Корана или с целью благодарения Аллаха. Но если есть возможность совершить омовение, то эта молитва не замещает тахийят, но со слов имама аль-Газали, приводимых в его книге «Ихяу улуми ддин», понимается обратное.

Намаз-тахийят считается совершённым также, если сразу при входе в мечеть совершить любой намаз (намаз-фарз, намаз-суннат, будь он своевременный или возмещаемый), потому что главная цель – совершение намаза, прежде чем сядете в мечети. Поэтому, если мусульманин сразу при входе в мечеть приступит к совершению любого намаза, он получит вознаграждение и за тахийят. Если вместе с намерением совершить любой намаз, вознамериться и совершить тахийят, то вознаграждение возрастает. Больше всего вознаграждение полагается за совершение раздельно сначала тахийята, затем и другого намаза.

Когда не следует совершать намаз-тахият?

  • Во время посещения Запретной мечети «Аль-Харам», расположенной в Мекке (в данном случае роль приветствия выполняет обход вокруг Каабы)
  • При входе в мечеть с намерением совершить праздничную молитву (салятуль-‘ийд) в праздник Разговения (‘Ийдуль-фитр, Ураза-байрам) и праздник жертвоприношения (‘Ийдуль-адха, Курбан-байрам). Пророк Мухаммад ﷺ не совершал никаких молитв до и после праздничной
  • В случае входа в мечеть в момент начала обязательной молитвы (фард) Пророк ﷺ сказал: «Если люди встают на обязательную молитву (уже читается икамат), то никакая иная, кроме данной, не совершается»
  • В случае входа в мечеть во время чтения пятничной хутбы (проповеди) это - согласно ханафитскому мазхабу. (однако шафиитские ученые допускают выполнение намаза тахият во время хутбы. В хадисе, приводимом ат-Тирмизи, ан-Насаи, Хакимом и другими, говорится: «Когда один из вас зайдёт в мечеть, пусть не сядет пока не совершит двухракаатную молитву» )
  • В случае, если верующий после посещения мечети уже выполнил какой-либо иной намаз, так как данная молитва заменяет приветствие.
  • В периоды, порицаемые для выполнения молитвы (Относительно не желательности совершения данной молитвы в периоды, порицаемые для выполнения молитвы (незадолго до восхода и заката солнца, а также во время нахождения солнца в зените), мнения мусульманских ученых расходятся. Согласно ханафитскому мазхабу, выполнение намаза тахият в данные промежутки времени является нежелательным. Подтверждением этому служит хадис Пророка ﷺ: «Не совершается молитва после утренней молитвы и до восхода солнца, а также за послеполуденной молитвой до исчезновения солнца за горизонтом» (Бухари, Муслим). Шафиитские ученые полагают, что мусульманину следует совершить намаз тахият, даже если человек посетил мечеть в порицаемое для выполнения намаза время. Оба мнения основаны на Сунне Пророка, однако их отличают разные критерии, легшие в основу богословского анализа. Так же прочитайте статью когда нельзя читать намаз?)

Как читать тахитуль-масджид намаз?

Молитва приветствия мечети состоит из 2 ракаатов, выполнение которых идентично двухракаатным намазам. Намерение произносится так: «Намериваюсь совершить намаз-тахийят в 2 ракаата».

Целью намаза-тахийят является возвеличивание хозяина мечети – Всевышнего Аллаха, а не возвеличивание самой мечети, и если человек намерился при соблюдении намаза-тахият возвеличить саму мечеть, его намаз не засчитывается. При совершении намерения, если даже мы и произносим его следующим образом (я намерен совершить двухракаатный намаз возвеличивания мечети), то должны иметь в виду возвеличивание не самой мечети, а её Хозяина, то есть Всевышнего Аллаха.

Мужчины-мусульмане, как минимум, раз в неделю идут в мечеть с целью совершения обрядов поклонения. Мечети являются домами Всевышнего, а люди, которые посещают их, становятся гостями Творца.

Когда человек приходит в гости к кому-либо, то он старается соблюдать правила приличия, принятые в данном обществе. Аналогичным образом дело обстоит и с мечетями, при посещении которых верующему надлежит придерживаться ряда религиозно-этических норм.

1. В мечеть заходят с правой ноги

Отправляясь в мечеть, следует помнить о том, что первый шаг в её дверь должен быть совершён правой ногой, так как Посланник Всевышнего (с.г.в.) наставлял, что «Сунной является заходить в мечеть с правой ноги» (Хаким).

2. Перед входом прочитать специальную мольбу (дуа)

3. Снять обувь и аккуратно её убрать

При входе в мечети, как правило, стоят сиденья для того, чтобы посетителям было удобно снять обувь, которую надлежит убрать в специально отведённое для этого место (полки, отдельный гардероб или участок пола). В одном из хадисов, который приводит Ахмад, говорится, что Пророк (с.г.в.) велел верующим очищать мечети от грязи. Кроме того, если человек оставит свою обувь прямо на проходе, то это может затруднить вход в мечеть другим людям.

4. Поприветствовать присутствующих

Мусульманин, войдя в дом Аллаха, должен поприветствовать своих братьев по вере, так как Посланник Господа (с.г.в.) говорил: «Поистине, наиболее близкими людьми к Аллаху являются приветствующие других первыми» (Абу Дауд, Тирмизи). При этом желательно при приветствии использовать полную его форму, а именно: «Ассаляму алейкум уа рахматуЛлахи уа баракатух». Используя такое обращение, верующий зарабатывает себе больше награды, нежели за обычное приветствие.

5. Совершить молитву приветствия

Перед тем как присесть, верующему желательно совершить молитву приветствия мечети, как советовал Милость миров Мухаммад (с.г.в.), согласно хадисам Бухари. Данный намаз состоит из 2 ракаатов, процедура выполнения которых ничем не отличается от , за исключением намерения (нията).

6. Не проходить перед молящимися

Если при входе в мечеть вы обнаружили, что кто-то из верующих совершает намаз, то не следует проходить перед ним в том случае, если перед ним нет никакой преграды. Посланник Милостивого и Милосердного (с.г.в.) сказал: «Если бы тот, кто проходит перед совершающим молитву, знал о тяжести данного греха, то вместо того, чтобы пройти, он предпочел бы простоять 40» (Бухари, Муслим). В данном случае неизвестно, что имел Пророк (с.г.в.) говоря о 40 - дни, месяцы, годы, ракааты или намазы.

В том случае, если уж очень срочно нужно пройти перед молящимся, то допускается поставить какую-либо преграду, в качестве которой может служить, например, куртка или сумка.

7. Не доставлять дискомфорт другим

Помните, что в мечети вы находитесь не одни, а значит следует учитывать права других мусульман. Например, если в мечети очень тесно, то не нужно сидеть в развалку, тем самым лишая пространства других верующих.

8. Не повышать голос

Находясь в мечети, мусульманам не следует громко разговаривать, тем более на отвлечённые темы, не имеющие отношения к вопросам поклонения, особенно, если в этот момент звучит азан или проповедь, а также читается Коран. Во время пребывания в мечети верующие могут быть заняты разными делами. Одни могут просто сидеть и дожидаться молитвы, другие в это время читают Коран, третьи молятся, четвёртые сидят в социальных сетях посредством гаджетов. И повышая свой голос, вы можете отвлечь молящегося или же читающего Коран единоверца.

Божий Пророк (с.г.в.) предупреждал о появлении таких людей: «Появятся перед наступлением люди, которые будут собираться в мечетях группами, и имамом и у них будет дунья (дела мирские)! Не садитесь с ними, ибо нет у Всевышнего в них нужды!» (Хаким, Табарани).

9. Не заниматься торговлей

К тому же в мечетях строго запрещается вести торговую деятельность. К сожалению, подобное явление встречается в некоторых молельных домах. Пророк (с.г.в.) говорил: «Не занимайтесь в мечетях торговлей, не спорьте и не повышайте там голоса…» (Ибн Маджа).

10. Внимательно слушать азан, чтение Корана или проповедь

Если во время вашего пребывания в мечети вы слышите азан или же чтение Корана, либо проповедь имама, то необходимо молча слушать, так как, во-первых, вы не будете мешать слушать другим, во-вторых, не станете возвышать мирские разговоры над чтением Корана, и, в-третьих, если человек станет внимательно слушать, то он вправе претендовать на награду Господа миров.

11. Совершать молитву должным образом

Очевидно, что верующему при нахождении в мечети следует молиться в установленном порядке, чтобы его намаз был принят Всевышним, и чтобы за него он обрёл награду и заслужил прощение грехов. Согласно хадису, Пророк (с.г.в.) наставлял: «Если раб Аллаха правильно выполнит намаз, ангелы читают для него молитву до тех пор, пока он находится на том месте, где совершал намаз» (Муслим).

12. Совершать дуа

Правоверным, являющимся гостями своего Создателя, будучи в мечети, следует читать дуа, прося Господа о прощении грехов и даровании благ в обоих мирах.

13. Нежелательно постоянно спать в мечети без причины

Кроме того, следует помнить, что верующим нежелательно спать в «доме Аллаха», не имея для этого уважительных причин. Исключением из данного правила могут служить ситуации, когда мусульманин лишился своего дома или же когда он находится в пути и решил отдохнуть в мечети.

Достоинства посещения мечетей

- Получение большей награды - за каждый намаз в мусульманском молельном доме верующие получают награду, в разы превосходящую награду за намаз в домашних условиях. В одном из хадисов сказано, что за коллективный намаз Всевышним обещано вознаграждение, которое в 27 раз превышает баракат за индивидуальный намаз (Муслим).

- Единение уммы - посещая мечети, мы сближаемся со своими братьями по вере, что, в свою очередь, способствует единению мусульманской уммы.

- Посещающие мечети - гости Аллаха. Как уже было сказано, мечети являются , а значит те, кто их посещает, те, кто отвечает на приглашение Господа, являются Его гостями.

- Получение знаний - верующий во время проповеди или же во время исламских курсов может получить новые знания о религии.

Намаз-тахийят – это двухракаатный намаз, совершаемый после входа в мечеть.

При входе в мечеть произносят салават – формулу благословения Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), затем читают:

اللَّهُمَّ افْتَحْ لِي أَبْوَابَ رَحْمَتِك

Перевод: «О Аллах, открой мне врата Твоей милости».

В мечеть желательно войти с правой ноги, и прежде чем сесть, следует совершить два ракаата намаза-тахийят. Так велит достоверный хадис, приводимый имамами аль-Бухари и Муслимом.

Этот намаз следует совершать всякий раз при входе в мечеть, даже если вы вошли ненадолго. Если вы вышли на короткое время и снова зашли, то и в этом случае следует совершить тахийят. Намаз-тахийят считается совершённым также, если сразу при входе в мечеть совершить любой намаз (намаз-фарз, намаз-суннат, будь он своевременный или возмещаемый), потому что главная цель – совершение намаза, прежде чем сядете в мечети. Поэтому, если мусульманин сразу при входе в мечеть приступит к совершению любого намаза, он получит вознаграждение и за тахийят. Если вместе с намерением совершить любой намаз, вознамериться и совершить тахийят, то вознаграждение возрастает. Больше всего вознаграждение полагается за совершение раздельно сначала тахийята, затем и другого намаза.

Нежелательно садиться в мечети, не совершив тахийят, если нет на то особой причины (болезнь и т. п.). Но если есть необходимость без промедления возместить упущенный намаз или заканчивается время обязательного намаза, то совершать тахийят запрещено (харам). Тахийят нежелательно совершать и в том случае, если прозвучал призыв к началу молитвы (икамат) или уже начался коллективный намаз.

Если мусульманин сядет в мечети, то время совершения намаза-тахийят заканчивается. Так же заканчивается его время при отказе его совершения. Но если он сел по забывчивости и не прошло времени больше, чем нужно для совершения двухракаатного намаза, то время намаза-тахийят не считается законченным. Время его не заканчивается и в том случае, если присесть, с намерением тут же встать, например, из-за усталости или присесть, чтобы испить воды. Если же кто-то из-за невозможности совершить омовение и его отсутствия не может совершить намаз или не желает его совершить, то ему желательно четыре раза произнести:

سُبْحَانَ اللَّهِ وَالْحَمْدُ لِلَّهِ وَلَا إلَهَ إلَّا اللَّهُ وَاَللَّهُ أَكْبَرُ وَلَا حَوْلَ وَلَا قُوَّةَ إلَّا بِاَللَّهِ الْعَلِيِّ الْعَظِيمِ

Перевод: «Пречист Аллах, всякая хвала Аллаху, нет божества, которому следовало бы поклонятся кроме Аллаха, Аллах велик и нет силы оставить плохое и нет мощи совершить хорошее, кроме как от Аллаха Великого и Величественного».

Сказано, что это замещает тахийят, а также земной поклон (саджда), совершаемый при чтении Корана или с целью благодарения Аллаха. Но если есть возможность совершить омовение, то эта молитва не замещает тахийят, но со слов имама аль-Газали, приводимых в его книге «Ихяу улуми ддин», понимается обратное.

Если в пятницу мусульманин войдёт в мечеть во время чтения проповеди (хутбы) имамом, то и тогда ему следует совершить намаз-тахийят.

В хадисе, приводимом ат-Тирмизи, ан-Насаи, Хакимом и другими, говорится: «Когда один из вас зайдёт в мечеть, пусть не сядет пока не совершит двухракаатную молитву».

Намаз-тахийят – это настоятельная сунна (суннатун муаккадатун). Его разрешают совершать и в периоды, когда совершать намазы нежелательно. Но если его пропустили, то возмещать уже не надо.

Намерение произносится так: «Я вознамерился совершить намаз-тахийят».

Целью намаза-тахийят является возвеличивание хозяина мечети – Всевышнего Аллаха, а не возвеличивание самой мечети, и если человек намерился при соблюдении намаза-тахият возвеличить саму мечеть, его намаз не засчитывается. При совершении намерения, если даже мы и произносим его следующим образом (я намерен совершить двухракаатный намаз возвеличивания мечети), то должны иметь в виду возвеличивание не самой мечети, а её Хозяина, то есть Всевышнего Аллаха.

Мухаммад Халиков

Преподаватель Дагестанского теологического института им. Саида-афанди