Сообщение ТАСС

О ПЕРВОМ В МИРЕ ПОЛЕТЕ ЧЕЛОВЕКА В КОСМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО

12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник «Восток» с человеком на борту.

Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника «Восток» является гражданин Союза Советских Социалистических Республик летчик, майор ГАГАРИН Юрий Алексеевич.

Старт космической многоступенчатой ракеты прошел успешно, и после набора первой космической скорости и отделения от последней ступени ракеты-носителя корабль-спутник начал свободный полет по орбите вокруг Земли.

По предварительным данным, период обращения корабля-спутника вокруг Земли составляет 89,1 минуты; минимальное удаление от поверхности Земли (в перигее) равно 175 километрам, а максимальное расстояние (в апогее) составляет 302 километра; угол наклона плоскости орбиты к экватору - 65 градусов 4 минуты.

Вес космического корабля-спутника с пилотом-космонавтом составляет 4725 килограммов, без учета веса конечной ступени ракеты-носителя.

С космонавтом товарищем Гагариным установлена и поддерживается двусторонняя радиосвязь. Частоты бортовых коротковолновых передатчиков составляют 9,019 мегагерца и 20,006 мегагерца, а в диапазоне ультракоротких волн 143,625 мегагерца. С помощью радиотелеметрической и телевизионной систем производится наблюдение за состоянием космонавта в полете.

Период выведения корабля-спутника «Восток» на орбиту космонавт товарищ Гагарин перенес удовлетворительно и в настоящее время чувствует себя хорошо. Системы, обеспечивающие необходимые жизненные условия в кабине корабля-спутника, функционируют нормально.

Полет корабля-спутника «Восток» с пилотом-космонавтом товарищем Гагариным на орбите продолжается.

9 ч. 52 м. По полученным данным с борта космического корабля «Восток», в 9 часов 52 минуты по московскому времени пилот-космонавт майор Гагарин, находясь над Южной Америкой, передал: «Полет проходит нормально, чувствую себя хорошо».

10 ч. 15 м. В 10 часов 15 минут по московскому времени пилот-космонавт майор Гагарин, пролетая над Африкой, передал с борта космического корабля «Восток»: «Полет протекает нормально, состояние невесомости переношу хорошо».

10 ч. 25 м. В 10 часов 25 минут московского времени, после облета земного шара в соответствии с заданной программой, была включена тормозная двигательная установка и космический корабль-спутник с пилотом-космонавтом майором Гагариным начал снижаться с орбиты для приземления в заданном районе Советского Союза.

Из книги Гнев орка автора Калашников Максим

Глава 5. Космическое господство: ближайшие планы Враг человечества прекрасно понимает, что столь желаемое им господство в околоземном пространстве должно стать вечным и безраздельным.11 января 2001 года в США опубликовали доклад «Комиссии Рамсфельда», созданной для

Из книги Цена метафоры, или Преступление и наказание Синявского и Даниэля автора Синявский Андрей Донатович

Глава 8. Окно в запредельное: космическое сверхоружие Нас все чаше посещают невеселые думы о том, что враг наш прячет за вывеской американской ПРО несколько совершенно других программ.Он создает абсолютное космическое оружие.И нас, и весь мир может ожидать громадная

Из книги 1996_4(4) автора Газета Дуэль

Сообщение АПН 1966. 3 марта Судебное разбирательство дела Синявского и Даниэля было проведено с соблюдением всех процессуальных норм и демократических принципов правосудия: устности, непосредственности, гласности, обеспечения обвиняемому права на защиту. В течение

Из книги Война и еще 25 сценариев конца света автора Турчин Алексей Валерьевич

СООБЩЕНИЕ (РЕДАКЦИЯ) Редакция газеты "Дуэль" приносит извинения автору книги "Записки о президенте" М. Российскому за публикацию отрывка из этой книги ("Ельцин и еврейский вопрос") без согласования с

Из книги Экозащита: полевой путеводитель по саботажу автора Форман Дейв

Глава 13 Астероиды и космическое оружие В качестве одной из основных угроз человеческому выживанию выдвигается угроза гибели в результате падения крупного астероида. При этом, однако, происходит определенная подмена тезисов: далеко не любой астероид способен

Из книги Газета Завтра 981 (38 2012) автора Завтра Газета

Из книги 100 знаменитых загадок природы автора Сядро Владимир Владимирович

Из книги Цена будущего: Тем, кто хочет (вы)жить… автора Чернышов Алексей Геннадьевич

МЕЧТА О ПОЛЕТЕ Не найдется, пожалуй, ни одного человека, который бы не испытал пьянящего чувства полета. Как это прекрасно – оторваться от земли и безо всяких крыльев, свободно взмыть в небо… К сожалению, с большинством из нас это происходит только во сне. Но иногда

Из книги Смертоносный экспорт Америки - демократия. Правда о внешней политике США и многом другом автора Блум Уильям

Жизнь и прозябание человека в современном мире Что для человека означает его собственная жизнь? Все ли мы задумываемся на протяжении своего развития об этом фундаментальном вопросе или стараемся отогнать его подальше от себя ввиду сложности с ответом. А для этого

Из книги Говорит командир корабля. Вопросы, ответы и наблюдения опытного пилота автора Смит Патрик

Слова человека, которого самая могущественная страна в мире пыталась убить много лет Ниже приведен отрывок от 8 апреля 2011 года из книги полковника Муаммара Каддафи «Воспоминания о моей жизни»: «И вот я стою под ударами самой сильной армии во всей военной истории, а мой

Из книги Око тайфуна автора Переслегин Сергей Борисович

Глава 4 Когда полеты - это работа Удивительная и странная жизнь в полете Правое сиденье: воздушные винты, синтетические рубашки и прочие воспоминанияБостон, 1991 годЯ протягиваю руку к пусковому тумблеру левого двигателя. Жаркое июльское утро, снаружи воздух не

Из книги Гениальное просто! автора Соловьев Александр

2.2. Пространство решений - жизненное пространство Дело не только в убитых, хотя их смерть отравила коллективное подсознание. Дело еще и в наглядном уроке невозможности. Военная геометрия поставила предел, и его не смогли преодолеть. Я говорю не о линии фронта, не о пределе

Из книги Топографии популярной культуры автора Коллектив авторов

На бреющем полете // Кинг Кемп Жилетт и его лезвия Кинг Кемп Жилетт не просто придумал и «раскрутил» безопасную бритву. Он привил покупателям новую культуру потребления – когда вещь после использования просто выбрасывается, а не служит годами. Он придумал новую

Из книги Шестое вымирание. XXI век катастроф автора Осовин Игорь Алексеевич

ПРОСТРАНСТВО (НЕ)ЕСТЕСТВЕННОГО ЧЕЛОВЕКА: ГОРОД И ДЕРЕВНЯ В РОССИЙСКОМ ШКОЛЬНОМ УЧЕБНИКЕ Города – пучина для человеческого рода. В несколько поколений расы погибают или вырождаются; им нужно обновление, а это обновление дает всегда деревня. Жан Жак Руссо. Эмиль, или О

Из книги Робот и крест [Техносмысл русской идеи] автора Калашников Максим

«Луч Господа» и «MMS» – «HAARP» выходит в космическое пространство? В 2013 году в московском издательстве «Альпина нон-фикшн» вышла в свет очередная книга украинского автора Олега Фейгина, которая называлась так: «Лучи смерти. Из истории геофизического, пучкового,

Из книги автора

Космическое спасение народов России Щелкают логарифмические линейки, бумажные листы покрываются цифрами, где-то потрескивают арифмометры. По листам ватмана ползают неуклюжие рейсшины, визжат карандаши. А в пепельницах догорают многочисленные окурки.В середине XX века

Доклад о полёте Юрий Гагарин сделал Государственной комиссии утром 13 апреля 1961 года в городе Куйбышев (ныне - Самара) в просторной комнате обкомовской дачи. Дача располагалась на высоком берегу Волги, с балкона третьего этажа открывался прекрасный вид на реку...

Доклад и следом за ним ответы на вопросы членов Госкомиссии заняли в общей сложности два с половиной часа. Речь Юрия Алексеевича Гагарина стенографировалась и записывалась на магнитофонную ленту.

С того дня стенограмма доклада и запись голоса Юрия Гагарина хранились три десятилетия под грифом «Совершенно секретно». Стенограмма впервые была опубликована в 1991 году в журнале «Известия ЦК КПСС», а два фрагмента записи голоса космонавта - в том же году на грампластинке звукового журнала «Кругозор»...

«Последняя предстартовая подготовка производилась утром. Она началась с проверки состояния моего здоровья и определения надёжности датчиков для записи физиологических функций, которые были наклеены накануне вечером. Затем производились запись физиологических функций на медицинской аппаратуре и медицинское обследование. Всё это прошло хорошо. По мнению врачей, которые осматривали и записывали данные организма, - состояние мое было хорошим. Сам я чувствовал себя хорошо, так как перед этим хорошо отдохнул и выспался.

После этого штатной командой боевого расчёта производилось одевание скафандра. Скафандр одели правильно, подогнали, опрессовали. Затем положили меня в технологическое кресло, пробовали, как на скафандре лежит подвесная система, вентиляцию скафандра, проверили связь. Всё действовало хорошо.

Затем состоялся выезд на стартовую позицию в автобусе. Мы вместе с моими друзьями-космонавтами (моим заместителем был Титов Герман Степанович) и начальниками поехали на старт. На старте меня на лифте подняли к кабине корабля. Посадка в кресло осуществлялась штатным расчётом, которым руководил Олег Генрихович Ивановский. Все подсоединения и подключения были осуществлены хорошо. Проверка оборудования также прошла хорошо. Связь была двухсторонняя, устойчивая. Хорошая связь.

Настроение в это время было хорошее, самочувствие хорошее. Доложил о проверке оборудования, о готовности к старту, о своём самочувствии. Всё время была непрерывная связь.

Затем было произведено закрытие люка номер 1. Слышал, как его закрывают, как стучат ключами. Потом начинают люк вновь открывать. Смотрю, люк сняли. Понял, что-нибудь не в порядке. Мне Сергей Павлович говорит: «Вы не волнуйтесь, один контакт почему-то не прижимается. Всё будет нормально». Расчётом скоро были переставлены платы, на которых установлены концевые выключатели. Всё подправили и закрыли крышку люка. Всё было нормально.

Объявили часовую готовность, получасовую, записали физиологические функции. В общем, всё проходило нормально. Самочувствие было хорошее. Настроение также хорошее.

Потом объявили пятнадцатиминутную готовность. Надел гермоперчатки. Закрыл шлем. Пятиминутная готовность. Минутная готовность и старт. До этого было слышно, как разводили фермы. Получаются какие-то мягкие удары по конструкции ракеты. Ракета как бы немножко покачивалась.

Потом началась продувка. Слышал, как работали клапана. Затем был произведён запуск. Двигатели вышли на предварительную ступень. Появился легкий шум. Затем на промежуточной ступени шум усилился. Когда двигатели вышли на главную, основную ступень, шум усилился, но не был слишком резким, который заглушал или мешал бы работе. Шум приблизительно такой же, как в самолете. Я готов был к гораздо большему шуму. Затем ракета плавно, мягко снялась со своего места. Я даже не заметил, когда она пошла. Потом чувствовал, как по конструкции ракеты пошла мелкая дрожь. Характер вибрации: частота большая, амплитуда небольшая.

Я приготовился к катапультированию. Сижу, наблюдаю процесс подъёма. Слышу, докладывает Сергей Павлович о том, что идет 70 секунда. В районе 70 секунды плавно меняется характер вибрации. Частота вибрации падает, а амплитуда растёт. Возникает как бы тряска. Потом постепенно эта тряска затихает, и к концу работы первой ступени вибрация становится такой же, как в начале её работы. Перегрузка плавно растёт, но она вполне переносимая, как на обычных самолетах. Примерно 5ж. При этой перегрузке я вел всё время репортаж и связь со стартом. Было несколько трудно разговаривать, так как стягивало все мышцы лица. Несколько поднапрягся. Дальше перегрузка стала расти, достигла своего пика и начала плавно уменьшаться. Затем почувствовал резкий спад перегрузки. Ощущение было таким, как будто что-то сразу отрывается от ракеты. Почувствовал что-то вроде хлопка. При этом резко упал шум. Будто возникло состояние невесомости, хотя в это время перегрузка примерно равна 1. Затем опять появляется и начинает расти перегрузка. Начинает прижимать к креслу, уровень шума значительно меньше. На 150 секунде отделился головной обтекатель. Процесс очень яркий. Получился толчок, хлопок. Одна половина обтекателя как раз была против «взора». У меня светофильтр «взора» был закрыт, а шторка открыта. Обтекатель медленно пошёл вниз от «взора», за ракету.

В это время вёл устойчивую хорошую связь с Колпашевом - «Зарей 2».

При пролёте Елизово связь была нормальной. Я несколько раз повторял свои доклады и донесения. Как только произошло разделение, сразу же включился цикл номер 1, пошёл прибор контроля режима спуска, подвижный индекс, пошли часы. Вся система спуска заработала. Произвёл доклад. Связь с Елизовым прекратилась примерно, когда по глобусу было 30° северной широты. Сразу после доклада по УКВ, произвёл доклад по КВ. Но по KB подтверждение докладов и команд в это время ни от кого не получал. Связи не было. Примерно градусов около 30 северной широты услышал «Амурские волны», которые передавал Хабаровск. На этом фоне услышал телеграфные позывные «ВСН» - «Весны». В это время я опять начал связь с «Весной», но никто не отвечал. Производил записи наблюдений в бортжурнал.

При пролёте над морем поверхность его казалась серой, а не голубой. Поверхность неровная, как бы в виде песочных барханов на фотографии. Мне кажется, что сориентироваться над морем будет вполне возможно. Можно вести ориентировку, привязаться к местности, сориентировать корабль для включения тормозной установки.

Доклады осуществлял в соответствии с заданием в телеграфном и телефонном режимах. Произвёл прием воды и пищи. Воду и пищу принял нормально, принимать можно. Никаких физиологических затруднений при этом я не ощущал. Чувство невесомости несколько непривычное по сравнению с земными условиями. Здесь возникает такое ощущение, как будто висишь в горизонтальном положении на ремнях, как бы находишься в подвешенном состоянии. Видимо, подогнанная плотно подвесная система оказывает давление на грудную клетку, и поэтому создается такое впечатление, что висишь. Потом привыкаешь, приспосабливаешься к этому. Никаких плохих ощущений не было.

Производил записи в бортжурнал, доклады, работал телеграфным ключом. Когда принимал пищу, пил воду, пустил планшет, и он с карандашом «плавал» передо мной. Затем надо было мне записать очередной доклад. Взял планшет, а карандаша на месте не оказалось. Улетел куда-то. Ушко было привернуто к карандашу шурупчиком, но его, видимо, надо было или на клей поставить, или потуже завернуть. Этот шуруп вывернулся, и карандаш улетел. Свернул бортжурнал и вложил в карман. Всё равно не пригодится, писать же нечем.

В это время я был в тени Земли, а ещё до входа в тень Земли всё время производил запись на магнитофон. Перед входом в тень Земли в магнитофоне кончилась вся лента. Магнитофон не работал.

Я принял решение перемотать ленту, чтобы произвести дальнейшие записи. Переключил его на ручное управление и перемотал. По-моему, не до конца перемотал. И затем, когда производил доклады, то запись на магнитофон осуществлял вручную, так как при автоматической работе магнитофона он почти всё время работает и, естественно, много расходуется ленты. Это вызывается высоким уровнем шума в кабине.

Перед этим я вошёл в тень Земли. Вход в тень Земли очень резкий. До этого временами наблюдал сильное освещение через иллюминаторы. Приходилось отворачиваться от него или прикрываться, чтобы свет не попадал в глаза. Затем посмотрел в один иллюминатор - на горизонте ничего не видно. Темно. В другой («взор») - тоже темно. Думаю, что же такое? Заметил по времени, что это связано со входом в тень.

В это время корабль вращался, градуса 2 - 3 в секунду. Горизонта и Земли не было видно. Звёзд тоже не видно. Но тут я сообразил, что, очевидно, попал иллюминатор на Землю. Когда «взор» и иллюминатор выходили на небо, то на чёрном его фоне видны звёзды. Иногда в иллюминатор попадало 2 - 3 звезды каких-то созвездий. Но созвездия определить было трудно, потому что не всё созвездие попадает в иллюминатор. Включилась солнечная система ориентации, о чем я доложил по KB и по телеграфу.

Начал расходоваться воздух. При работе солнечной ориентации воздух расходовался из обоих систем одновременно. К моменту выхода из тени давление в системах ориентации было примерно 150 - 152 атмосферы. Я почувствовал, что когда включилась система ориентации, угловое перемещение корабля изменилось и стало очень медленным, почти незаметным. В это время производил доклад по KB и через систему «Сигнал» в телеграфном режиме.

При подлёте примерно градусов до 40 южной широты я не слышал Землю. Градусов около 40 - 45 южной широты по глобусу слабо стала прослушиваться музыка и позывные. Меня телефоном вызывали: «Кедр, я Весна» и ещё что-то говорили, но остальных слов я разобрать не мог. Позывные повторялись три раза. Я сразу включился на передачу, стал передавать: «Как меня слышите? Ответьте на связь». Чем ближе подлетал к апогею, тем больше улучшилась слышимость, и, примерно, когда проходил мыс Горн, (в апогее) получил очередное сообщение. Мне передали, что меня поняли, и я очень хорошо понял это. Мне сообщили, что корабль идёт правильно, орбита расчётная, все системы работают хорошо. Я соответственно продолжал доклады.

Перед выходом из тени я внимательно смотрел в иллюминатор «взора», который был под углом к горизонту. Очень хорошо был виден горизонт. По самому горизонту наблюдал радужную оранжевую полосу, напоминавшую по своей окраске цвет скафандра. Далее окраска немного темнеет и цветами радуги переходит в голубой цвет, а голубой переходит в чёрный цвет. Совсем чёрный. В это время стало плавно падать давление в системах ориентации. Почувствовал более упорядоченное движение объекта, по тангажу. Затем корабль стал рыскать. Я понял, что системой солнечной ориентации Солнце «загоняется» в центральный датчик. Вскоре корабль приобрел устойчивое исходное положение для спуска. Тормозной двигательной установкой был направлен на Солнце и довольно устойчиво. В это время была очень хорошая ориентация по «взору». Во внешнем кольце весь горизонт был вписан совершенно равномерно. Видимые мною предметы двигались строго по стрелкам «взора», то есть так как нужно при осуществлении ориентации вручную, затем Земля плавно начала уходить в левый угол, вперед (от ног).

В это время производил доклады. В системе ориентации давление постепенно падало и к моменту запуска тормозной двигательной установки было примерно 110 атмосфер. Производил записи на магнитофон, доклады по телеграфу и телефону, по КВ. В это время КВ-связь была хорошая. Очевидно, со мной работали радиостанции Москвы.

На 56 минуте прошла первая команда. Я сразу доложил об этом. Ориентация была хорошей, корабль некоторое время имел вращение по крену, но очень малое. За время, как корабль вышел из тени и до включения тормозной двигательной установки, он развернулся примерно градусов на 30. Может быть, даже несколько меньше. Затем прошла вторая команда. При этом я опять сделал доклад в телефонном и телеграфном режимах. Заметил давление в баллоне тормозной двигательной установки, давление в системе ориентации, показания всех приборов, время прохождения команды и всё записал на магнитофон. Приготовился к спуску. Закрыл правый иллюминатор. Притянулся ремнями, закрыл гермошлем и переключил освещение на рабочее. Затем в точно заданное время прошла третья команда. Как только погасло окошко при прохождении третьей команды, я стал наблюдать за давлением в тормозной двигательной установке и в системе ориентации. Оно стало резко падать с 320 атмосфер. Стрелка прибора чётко шла на уменьшение давления. Я почувствовал, как заработала тормозная двигательная установка. Через конструкцию ощущался небольшой зуд и шум. Я засек время включения тормозной двигательной установки. Перед этим секундомер поставил на нуль. Тормозная двигательная установка работала хорошо. Её включение произошло резко. Перегрузка наросла немного, и потом резко опять появилась невесомость. Стрелки в этот момент в системе автоматической ориентации и в баллоне тормозной двигательной установки сразу прыгнули на нуль. Время работы тормозной двигательной установки составило точно 40 секунд.

Через минуты три подошла автомашина ЗИЛ-151. На ней прибыл майор артиллерист товарищ Галимов из дивизиона. Мы представились друг другу. Я попросил как можно побыстрее сообщить в Москву. Выставили часового у парашютов, и поехал вместе с ним в часть.

Приехали в часть. Он вызвал командный пункт дивизии. Потом вызвали командующего округом. Через командующего округом доложили в Москву обо всём. Поступила команда задержаться на месте приземления. Я там на радостях сфотографировался пару раз. К этому времени я уже снял оболочку скафандра. На мне была только голубая тепловая одежда, а в оранжевой и серой оболочке и в гермошлеме я не фотографировался. Скафандр мы положили в машину. Когда уезжали, я видел вертолет, который шёл от города Энгельса. К этому времени я уже спросил и твёрдо знал, что город Энгельс рядом. Мы поехали на место приземления. Я знал, что это поисковая группа прибыла на вертолёте. Едем по шоссе и видим, что вертолёт поднялся и идёт к военному гарнизону. Мы выскочили из машины, начали махать ему. Вертолет приземлился. Находившиеся на нём генерал-лейтенант и полковник взяли меня на борт вертолёта. Я сказал, что сейчас сюда должен прилететь генерал Каманин и генерал Агальцов, и что мне надо быть возле места приземления. Садимся около места, где лежат мои парашюты. Мне передали команду, чтобы лететь в город Энгельс. Мы сразу поднялись и полетели туда.

Как только вышел из вертолета, генерал Евграфов сразу же вручил мне телеграмму от Никиты Сергеевича Хрущёва. Поздравительная телеграмма. Я тут прослезился. Наплыв чувств. Затем сразу по телефону связались с Главнокомандующим ВВС. Я доложил Главному Маршалу авиации товарищу Вершинину о выполнении задания. Он меня поздравил с выполнением задания, поблагодарил, поздравил с присвоением воинского звания «майор». Я ответил как положено. Пожелал мне всего хорошего. Главнокомандующий сказал, что сейчас соединят меня по телефону с Никитой Сергеевичем Хрущёвым и Леонидом Ильичём Брежневым. Соединили с товарищем Брежневым. Я доложил о выполнении задания, о том, что все системы работали хорошо, что приземление произошло в заданном районе, что чувствую себя хорошо. Он поздравил меня, пожелал всего хорошего. Я поблагодарил. Он сказал, что скоро нам будет звонить Никита Сергеевич Хрущёв. Мы поехали с генералом Агальцовым на «ВЧ». Вскоре нам позвонил Никита Сергеевич Хрущёв. Я доложил о выполнении задания. О хорошей работе всех систем, о своем самочувствии. Он поблагодарил за выполнение задания, поздравил с окончанием полёта, поинтересовался моей семьёй, родителями. Я сердечно поблагодарил Никиту Сергеевича Хрущёва за его внимание, за отеческую заботу. Он сказал мне: «До скорой встречи в Москве».

Затем было поздравление корреспондента «Правды», корреспондента «Известий» и главного агитатора-пропагандиста товарища Ильичёва. Я поблагодарил их за дружеские, теплые слова, которые они высказали в мой адрес. Они просили меня сказать несколько слов читателям «Правды». На их поздравления с подвигом я ответил, что собственно подвиг не столько мой, сколько всего советского народа, всех инженеров, техников, представителей советской науки. После этого генерал-полковником Агальцовым было принято решение лететь в Куйбышев. Сели на самолет. С трудом пробились через толпу, которая там образовалась. Всем хочется посмотреть. Добрались к машине. Прилетели. Ну вот и всё.»

Далее следовали вопросы членов Государственной комиссии Юрию Гагарину. Текст вопросов и ответов в машинописном варианте составил 10 листов... Задавал уточняющие вопросы первому космонавту и делал комментарии по ходу его доклада и главный конструктор космического корабля Сергей Павлович Королёв. Его рукописные комментарии хранятся сегодня в фондах московского Мемориального дома-музея академика С.П.Королёва.

Вечером 13 апреля Королёв и члены Госкомиссии вылетели в Москву. Юрий Гагарин - на следующий день в 10 часов 40 минут...

Строки из дневника Николая Каманина, датированные 13 апреля: «...нас замучили телефонные звонки и корреспонденты, пробравшиеся на дачу. Они готовы беспрерывно снимать, фотографировать и задавать бесконечные вопросы. Удалось лишь немного погулять и поиграть в бильярд.

Во второй половине дня Юра начал готовиться к встрече в Москве. Рапорт Хрущёву он освоил за полчаса, но первое время излишне торопился. Две-три тренировки устранили этот недостаток. Выступление на Красной площади также было подготовлено довольно быстро. Я уже знал по выступлениям Юры ещё до полёта, что он обладает задатками неплохого оратора.

Вечером два раза звонил Брежнев и несколько раз Вершинин. Обоих беспокоила завтрашняя погода (прогноз был плохим) и порядок выхода из самолёта на Внуковском аэродроме. С Брежневым договорились, что из самолёта первым выходит Гагарин, идёт по дорожке к правительственной трибуне и рапортует Хрущёву, а мы выходим вслед за Гагариным и останавливаемся у подножья трибуны.

Перед сном Юра примерил новую форму и шинель. Раза два я изображал Хрущёва, а он подходил ко мне с рапортом...»

P.S. В газете «Известия» от 14 декабря 1993 года Михаил Колесниченко сообщил: «...отчёт Юрия Гагарина о первом полёте, в котором он, в частности, даёт описание облика Земли и рассказывает о своих ощущениях, вызванных невесомостью, был, в конечном счёте, оценён в 354 500 долларов США». Эти сведения есть в каталоге декабрьского (1993 года) аукциона «Сотби»...

12 апреля 1961 года, ранним весенним утром, мощная ракета-носитель вывела на орбиту космический корабль "Восток" с первым космонавтом Земли - гражданином Советского Союза Юрием Гагариным на борту. Этот день навсегда вошел в историю человечества. Каким был этот день и что он дал советскому народу - в воспоминаниях современников, которыми делятся сегодня участники проекта "Ты - репортер" и блогеры.

Первая послевоенная радость

"Моей маме тогда было 12 - и она сегодня расплакалась, когда рассказывала мне о 12 апреля 1961 года. И в воспоминаниях Юрия Левитана я читала, что он с трудом сдерживал слезы 2 раза в жизни - когда объявлял о безоговорочной капитуляции немцев 9 мая 45 года, и когда Гагарин в космос полетел" - рассказывает anichchka .

Гордость переполняла людей. Открывались совершенно иные миры. Наверное, это была первая всеобщая послевоенная радость. В Магнитогорске, например, в это время маленькая девочка Ольга Хаенко очень боялась войны: "Я очень боялась войны, но никто не знал о моих тайных переживаниях. Вдруг - позывные "Широка страна моя родная" и торжественно-тревожный голос Левитана (кто ж его не знал!)...Не дожидаясь продолжения, уверенная, что сейчас будет ОБЪЯВЛЕНИЕ ВОЙНЫ, я выскакиваю во двор и застываю с вытаращенными глазами и дико бьющимся сердцем. Двор стал заполняться веселыми соседями, которые выскакивали, уже зная о полете Гагарина. Тут и я узнала эту новость и сильно обрадовалась".

Всеобщий праздник

"Нашу соседку, Евгению Алексеевну Серебрякову, тоже переполняли высокие чувства. И она, детский воспитатель, под впечатлением полета Гагарина задумала собирать материалы о космосе. Мы, соседи, ласково называли ее "космонавткой". Она не обижалась и смело заявляла, что если бы не годы, обязательно составила конкуренцию Валентине Терешковой - первой женщине, побывавшей на околоземной орбите" - поделился своими воспоминаниями Владимир Баятов из Ростова-на-Дону.

"Мне мама рассказывала, что люди в тот день высыпали на улицу: совсем незнакомые друг другу - обнимались, плакали)) Во дворы вытаскивали столы и несли на них кто что мог, вместе отмечая ТАКОЕ событие!", - пишет в ЖЖ vodani4_ey .

В Бресте, как и во многих других городах, в этот день до ночи с главной площади не уходили люди. "Когда узнали о полете Гагарина, то на площадь потянулись люди. В основном студенты Брестского педагогического института. Они что-то радостно кричали, все взбудораженные, праздничные. В воздух взлетали бенгальские огни. Позже кто-то из взрослых рассказывал, что одна такая тлеющая свеча упала на белое пальто девушки и то ли подожгла его, то ли просто измазала сажей. Ближе к вечеру, когда достаточно стемнело, на площадь приехала кинопередвижка. На столб повесили экран и показывали фильмы про Циолковского" - цитирует Татьяна Мухоровская заметку в областной газете того времени.

Большие и маленькие подвиги

Несмотря на то, что 12 апреля пришлось на середину рабочей недели, народ выходил на улицы, у всех было праздничное настроение, все радовались, веселились. В стране наступил праздник. По воспоминаниям бабушки Дмитрия Ясенкова , "руководство киностудии "Мосфильм" объявило всем работникам на киностудии, что этот прекрасный день - знаковый день для нашей страны. А за выполнение и перевыполнение плана за 12 апреля 1961 года полагалась даже повышенная премия".

О перевыполнении планов в честь этого праздника рассказывает и Георгий Андреев из Вологды: "12 апреля, услышав радостную новость о полете Гагарина, старший машинист Михаил Шмаргунов, помощник машиниста Сергей Воробьев и кочегар Юрий Цветков решили посвятить этому событию тяжеловесный рейс. Бригада в тот день провела поезд, превышающий норму на 400 тонн, с опережением графика…в редакцию "Красного Севера" в 10.30 позвонил слесарь Сергей Курков. - Восхищен достижениями нашей науки! Сейчас горы свернуть хочется!...Стихийный митинг возник и на ступеньках у главного здания судоремонтного завода. - Теперь мы с удесятеренными силами перевыполним задания!- решили рабочие. - Будем и мы бороться за освоение нашего "речного космоса"!"

"Студент медицинского училища Юрий Сицило после объявления по радио успел записать частоты корабля-спутника, включил свой приемник и передал радостную весть в Сталинградскую область, другу из Болгарии, знакомому из Венгрии и услышал слово "Луна". Нас поздравляли иностранные радиолюбители, многие говорили, что теперь недолго и до высадки СССР на Луну", - пишет Георгий Андреев.

"Мне было 6 лет, жила в Куйбышеве. Мама пришла за мной в детский сад радостная-радостная и рассказала, что Гагарин в космос полетел. По дороге домой она мне сообщила, что и я в этот день должна сделать нечто выдающееся. Посему, придя, домой, я впервые сама спичкой зажгла комфорку", вспоминает 4may .

Известия об этом событии срывали даже уроки в школах, Владимир Соколов рассказал, как это было: "Передали сообщение, тут же началась трансляция с Красной площади. Люди несли плакаты "Юрий - герой", "Все в космос". Конечно, никаких занятий в школе почти не было, учителя только отбивались от наших вопросов. Нас отпустили по домам где-то на урок раньше. Было ощущение абсолютной нереальности происходящего, как во сне, когда ждешь, что разбудят".

Также в школе застало это событие и блогера jkl_jkl : "Посреди уроков всех собрали на линейку. Включили на полную мощность репродуктор, из которого послышался задорный, почти мальчишеский голос: "Дорогие соотечественники!" Голос понравился. Наверное, он очень красивый, этот майор Гагарин! И тут директор школы объявляет, что все занятия на сегодня отменяются, и все могут идти домой и смотреть телевизор.

"Мои мама и отец поженились 12.4.61. Тогда был такой порыв, что они вышли из загса и сказали одновременно, что у них родится космонавт. Но через 3 года родилась я.:)" - пишет orang_m .

12 апреля 1961 года произошло невероятное событие, которое ознаменовало переход человечества в новую эру. В тот день человек впервые оказался в космосе. Имя Юрия Гагарина было навсегда внесено в мировую историю. Этот космонавт, на корабле «Восток-1» оказался земной орбите, сделал один оборот, затем оказался в слоях атмосферы Земли и удачно спустился на твердую землю. Итак, 15 самых интересных фактов о первом полете в космос человека :

  1. При взлете ракеты, Юрий Гагарин сказал не только легендарное «Поехали» . В тот момент, когда «Восток-1» отрывался от земли, у Гагарина состоялся содержательный диалог с Королевым. Королев говорил космонавту о еде на борту ракеты. И Юрий Гагарин в окончании диалога о еде сказал, о том, что главное, что положили колбасу, ведь ею хорошо закусывать спиртное. Они дружно засмеялись. Королев отметил, что их записывает бортовой магнитофон. После этого разговора Гагарин и произнес известное на весь мир «Поехали».
  2. Накануне полета Гагарина было произведено тестирование ракетоносителя . Точная копия ракеты «Восток» была запущена в космос для финальной проверки. На его борту находились: кукла Иван Иванович (с параметрами идентичными параметрам Гагарина) и собачка Звездочка.
  3. С Гагариным к полету параллельно готовились два дублера . Всем известно о Германе Титове, который был дублером Юрия. Если произошло бы ЧП, полет должен был бы осуществить он. Но был и второй дублер – Григорий Нелюбов. Хотя его и готовили, но не облачали в скафандр в тот день.
  4. Накануне полета Гагарин адресовал родным письмо с прощанием . Так как все прошло успешно, то в тот день письмо не нашло адресата. Жена получила его после смерти космонавта в 1968 году.

    4

  5. Во время полета «Восток-1» был на автоматическом управлении . Это сделали из-за сомнений о поведении космонавта в невесомости. Но Гагарин имел возможность включить ручное управление при экстренном случае.

    5

  6. Было три записи обращения первого космонавта перед стартом полета . Их записывали Гагарин и оба его дублера.
  7. Советские ученые просчитали три варианта окончания полета . Такой вывод можно сделать исходя из трех заготовленных текстов о первом полете. Было три сценария окончания полета: все прошло успешно, космонавт при посадке оказался не в нужном месте и его ищут, полет прошел неудачно и закончился катастрофой.

    7

  8. Перед самим вылетом произошла чрезвычайная ситуация на борту ракеты . Во время проверки конструкторами герметичности были выявлены неполадки. Конструкторы сработали быстро и старт произошел в запланированное время.
  9. В самом конце полета Юрий Гагарин сказал: «Я горю, прощайте, товарищи!» . Увидев за бортом пламя (из-за трений обшивки корабля об слои атмосферы) Гагарин решил, что его корабль сгорит, поэтому он и произнес эту фразу. Его страх не подтвердился.
  10. Хроники разговора Королева и Гагарина были записаны позже самого дня полета . В момент старта этим было заниматься некогда, поэтому хронику записали гораздо позже 12 апреля. Для снятия хроники Королев и Гагарин просто воспроизвели свой разговор того дня.

    10

  11. Гагарин не смог приземлиться внутри ракеты « Восток-1» . Потому что посадка внутри самого корабля и не была предусмотрена. Космонавту пришлось катапультироваться на высоте в 1.5 км.

    11

  12. Надпись «СССР» нанесли на шлем из-за американцев . Так советские спецслужбы хотели предотвратить происки диверсантов. Надпись наносили быстро, уже когда Гагарин надел шлем и был готов к вылету.
  13. Юрий Гагарин – Герой Советского Союза . После полета Гагарина удостоили наивысшей наградой СССР. Это случилось во время митинга на Красной площади, во время которого Гагарин также получил звание «Летчик-космонавт» СССР.
  14. В 1960-е годы детей чаще всего называли именем Юрий . Имя Юрий стало очень популярным. Многие семьи назвали своих детей в честь первого человека побывавшего в космосе.

    14

  15. Гагарин был очарован видом, который он увидел сквозь иллюминатор . Он увидел красоту нашей планеты и вскоре призвал людей хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее!

Мы надеемся Вам понравилась подборка с картинками - Интересные факты о первом полете в космос человека (15 фото) онлайн хорошего качества. Оставьте пожалуйста ваше мнение в комментариях! Нам важно каждое мнение.