Тема: Зрительный анализатор.

Цель: Изучение особенностей строения и выполняемой функции зрительного анализатора.

Задачи:

1. Создать условия для осмысления значения зрительного анализатора в жизни человека и необходимости соблюдения, гигиенических правил для сохранения зрения.

2. Создать условия для изучения особенностей строения зрительного анализатора и выявление взаимосвязи между строением и выполняемыми функциями.

3. Создать условия для формирования УУД, а именно: сравнивать, анализировать, выявлять причинно – следственные связи, делать выводы.

4. Создать условия для формирования навыков и умений работы в группе.

Оборудование: презентация, таблица «Зрительный анализатор», модель глаза, раздаточный материал.

Тип урока: комбинированный (урок получения новых знаний)

Методы: частично – поисковый, проблемный.

Форма работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Ход урока

    Организационный момент.

    Мотивация.

    Проверка знаний, выполнение теста с взаимно проверкой.

1) Скопление тел нейронов образует:

а. серое вещество

б. белое вещество головного и спинного мозг

2) Спинной мозг выполняет в нашем организме:

а. только рефлекторную функцию

б. только проводящую функцию

в. рефлекторную и проводящую функции

3) Какому отделу мозга принадлежат полушария большого мозга:

а. спинному мозгу

б. головному мозгу

Учитель: Что входит в состав ЦНС? (Ответы учащихся.)

Учитель: Все тело человека пронизано нервными клетками. Благодаря нервным клеткам осуществляется связь с окружающей средой и обратная реакция организма на окружающую среду. Вопрос: Как называется этот процесс? (ответ учащихся)

Как называется путь, по которому проходят нервные импульсы (ответ учащихся)

Вопрос: Приведете примеры рефлекторной дуги? (ответ учащихся)

Назовите части рефлекторной дуги? (ответ учащихся)

Вопрос: Сколько путей увидели? (ответ учащихся)

Сравните со строение анализатора? (ответ учащихся)

Учитель: Какие зоны коры больших полушарий вы помните и за что они отвечают? (1человек показывает по таблице)

Учитель: У вас на столах находятся предметы.(Мандарин, погремушка, мягкая игрушка). Соберите о них как можно больше информации. Используя все возможные органы чувств.

Учитель: С помощью какого органа чувств вы получили наибольшее количество информации. (Ответы учащихся)

Учитель: Каково значение органа зрения в жизни человека? (ответ учащихся)

Вопрос: Что может нарушить работу органа зрения? (ответ учащихся)

Учитель: Ребята, попробуйте сформировать тему сегодняшнего урока (ответ учащихся)

Зрит. анализатор

Учитель: Для того чтобы понять тему, что мы должны изучить?

Метод кластера

Строение Функции

Значение

Учащиеся формируют цель и задачи урока.

Учитель: Мы в курсе зоологии изучали органы зрения у различных групп животных.

Вопрос: Как шло совершенствование органов зрения? (ответ учащихся)

Учитель: Так постепенно природа пришла к более совершенному органу зрения. (ответы учащихся)

Проблемный вопрос: Почему говорят «Береги как зеницу ока»? (ответы учащихся)

Учитель: 90% информации мы получаем при помощи этого органа.

Учитель: Ребята, закройте глаза на несколько секунд.

Вопрос: Что вы чувствуете? (ответ учащихся)

Учитель: Давайте выясним, как же устроено наше око?

Изучение новой темы.

Работа в группах, ученики изучают по учебнику материал.

1 группа - положение глаза, вспомогательные органы, функции.

2 группа – внутреннее и внешнее строение глаза, функции

3 группа – ход лучей через прозрачную среду глаза.

Дается время на самостоятельное изучение материала в группах. (7 минут)

Вопрос 1 группе: Что вы узнали о положении глаза, вспомогательных органах, функциях? (ответ учащихся) (Слайд)

Вопрос 2 группе: Как устроено внутреннее строение глаза, функции? (ответ учащихся) (Слайд)

Раздать карточки, расшифровать цифровые обозначения.

Вопрос 3 группе: Как осуществляется ход лучей через прозрачную среду глаза? (ответ учащихся) (Слайд)

Физминутка «Гимнастика для глаз» (рисование закрытыми глазами восьмерки)

Учитель: Мы с вами изучили все части глаза и функции.

Вопрос: Как вы думаете, почему изображение, которое попадает на сетчатку глаза, получается перевернутым? Почему мы не видим вокруг себя, все перевернутым вверх ногами? (ответы учащихся)

Учитель: Как правило, анализаторы дают верное представление об окружающей действительности, но возможны и ошибки.

Вопрос: Как они называются? (ответ учащихся)

Выполнение лабораторной работы

«Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением»

Цель: увидеть иллюзии, связанные с бинокулярным зрением.

Оборудование: лист бумаги свернутый в трубочку.

Ход работы:

Один конец трубки приставьте к правому глазу. Ко второму концу трубки приставьте левую руку так, чтобы трубка лежала между большим и указательным пальцами. Оба глаза открыты и должны смотреть вдаль. Если изображения, полученные в правом и левом глазах, попадут на соответствующие участки коры больших полушарий, возникает иллюзия - «дырка в ладони».

Вывод: Если изображения, полученные в правом и левом глазах попадут на соответствующие участки коры большого мозга, возникнет иллюзия, дырка в ладони

Закрепление

Учитель: А теперь обратимся к слайду «Проверь свои знания»

Рефлексия: Что было интересного? (ответы учащихся)

Что было не понятно, вызвало затруднение? (ответы учащихся)

Чтобы вы хотели узнать о зрительном анализаторе? (ответы учащихся)

Домашнее задание: Пр 49.

1. Повторить особенности строения зрительного анализатора.

2. Выявить связь между строение и выполняемыми функциями.

3. Подготовить сообщение «Причины, ухудшающие работу органа зрения.

4. Приготовить памятки для глаз: для работы с компьютером. Виды гимнастики глаз.

Один конец трубки, свернутой из бумаги, приставьте к правому глазу. Ко второму концу трубки приставьте левую руку так, чтобы трубка лежала между большим и указательным пальцами. Оба глаза открыты и должны смотреть вдаль. Если изображения, полученные в правом и левом глазах, попадут на соответствующие участки коры больших полушарий головного мозга, возникнет иллюзия – «дырка в ладони».

Аккомодация глаза

Предварительные пояснения.

Под аккомодацией понимают способность глаза к ясному видению разноудаленных предметов. В основе аккомодации лежит способность глаза изменять преломляющую силу оптической системы за счет изменения кривизны хрусталика.

Через тонкую марлю, натянутую на деревянную рамку, посмотрите на печатный текст, находящийся на расстоянии около 50 см от ваших глаз. Если вы фиксируете свой взгляд на буквах, то нитки марли становятся плохо видимыми. Если же вы фиксируете взгляд на нитях марли, то невозможно ясно видеть текст, буквы постоянно расплываются. Следовательно, нельзя одинаково ясно видеть и сетку, и букву.

Выявление слепого пятна на сетчатке глаза

Предварительные пояснения.

Участок сетчатки, на котором сходятся волокна, образующие зрительный нерв, носит название слепого пятна. При попадании лучей на слепое пятно изображение не возникает в результате отсутствия в этом участке светочувствительных элементов. В норме площадь слепого пятна колеблется от 2,5 до 6 мм2.

Поместите перед глазами заранее подготовленный рисунок. Закрыв левой рукой, левый глаз и держа карточку в вытянутой правой руке, медленно приближайте ее к открытому правому глазу. Зафиксируйте взгляд на левом изображении (крестике). На расстоянии 20 – 25 см от глаза правое изображение (круг) исчезнет. Это является доказательством наличия на сетчатке слепого пятна.

Затем опыт повторяется, в этом случае вы закрываете правый глаз и фиксируете левым глазом правое изображение на карточке.

Определение остроты слуха.

Приставьте к уху механические часы и отставляйте их от себя до тех пор, пока не перестанете слышать их тиканье. В момент исчезновения звука измерьте расстояние (в см.) между часами и ухом. Чем оно больше, тем лучше слуховая чувствительность. Теперь приближайте издалека часы к уху до появления едва заметного звука. Измерьте также расстояние. Вычислите среднюю цифру. Таким образом, найдите свою слуховую чувствительность

Выявление чувствительности языка к различным раздражениям



На разные участки языка поочередно нанесите стеклянной палочкой капельки растворов хинина, сахара, поваренной соли и лимонной кислоты, определите вкус раствора. Составьте карту вкусовой рецепции языка и зарисуйте ее.

ТЕМА « ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА»

Определение гибкости позвоночника

1)Возьмите в руки линейку и встаньте на стул или ступеньку лестницы.

2)Не сгибая ног, согните корпус в пояснице.

3)Измерьте расстояние между указательным пальцем опущенных вниз рук и уровнем стула (лестницы).

Оценка результатов: хорошая гибкость позвоночника – если палец опускается ниже уровня стула на 5-10 см.

Недостаточная гибкость позвоночника – палец достал уровень опоры.

Плохая гибкость позвоночника – палец не достал уровень опоры

Выявление нарушения осанки

1.Встаньте спиной к стене, чтобы голова, плечи и ягодицы касались стены.

2.Попробуйте между поясницей и стеной просунуть ладонь, а потом кулак.

Оценка результатов: осанку следует считать нормальной, если между поясницей и стеной проходит ладонь, кулак проходить не должен.

Определение наличия плоскостопия

1.Неоходимо взять лист мокрой бумаги и встать на нее. Обвести контуры следа карандашом.

2.Найдите центр пятки и центр третьего пальца.

3.Соедините две найденные точки прямой линией.

Оценка результатов: если в узкой части след не заходит за линию – плоскостопия нет.

Сочетание статической и динамической работы мышц

1.Возьмите гантели, заметьте время, в течение которого вы сможете их удерживать в разведенных в сторону руках.

2.Отдохните, а затем выполняйте с теми же гантелями физические упражнения. Заметьте, в течение, какого времени наступит утомление.

3.Какая работа легче – динамическая, по перемещению груза или статическая, связанная с его удержанием?

Сегодня в Интернете можно часто встретить оптические иллюзии – это и лица, спрятанные за другими изображениями, и фотографии (как в случае с платьем голубого или золотистого цвета), и рисунки, на которых можно увидеть сразу два разных объекта (как на картинке, где видно кролика и утку).

Но есть потрясающая иллюзия, которую вы с легкостью можете устроить самостоятельно. Она основана на особенностях работы мозга и зрения. Благодаря специальной технологии можно обмануть мозг и заставить его увидеть дыру в руке! И всё это с помощью простого листа бумаги.

Ванесса Хилл, основательница канала в YouTube под названием Braincraft, сняла видеоинструкцию этой иллюзии и объяснила, почему мозг срабатывает в этом случае именно так.

Вот пошаговая инструкция:

1. Возьмите лист бумаги А4 и сверните его в узкой трубочку.

2. Приложите трубочку правой рукой к правому глазу и посмотрите через неё.

3. Теперь поднесите левую ладонь к левому глазу на расстояние примерно 5 см от лица.

4. Оставайтесь в таком положении. Держите руку на месте и смотрите через трубочку. Не фокусируйте взгляд на ладони.

5. Примерно через 10-15 секунд картинка с обоих глаз словно совместится, и вы увидите дыру посреди вашей левой ладони.

Ну как? У вас получилось добиться этой необычной оптической иллюзии?

Ванесса объяснила механизм того, что происходит. Наши глаза видят две разные картинки. Так как мозг не может совместить два изображения, то одно из них вытесняет второе. В итоге картинка, которую видит один глаз, становится доминирующей. Этот феномен работы нашего мозга называется бинокулярное (или сетчаточное) соревнование.

// var player;function onYouTubePlayerAPIReady(){player=new YT.Player("player",{height:"450",width:"800",playerVars:{"start":0,"theme":"light","rel": 0},videoId:"jCbgWNOZzYo",events:{onStateChange:onPlayerStateChange}})}function onPlayerStateChange(a){if(a.data===0){videoEnded();}};