Антоний Римлянин ( - ), Новгородский чудотворец, преподобный .

Преподобный Антоний Римлянин родился в Риме в году от богатых родителей, держащихся православного исповедания веры, и был воспитан ими в благочестии. Лишивших родителей в 17 лет, он принялся за изучение писаний отцов на греческом языке. Затем он раздал часть наследства нищим, а другую вложил в деревянную бочку и пустил ее в море. Сам же принял пострижение в одном из пустынных скитов, где прожил 20 лет.

Гонение со стороны латинян на православных принудило братию разойтись. Преподобный Антоний скитался, переходя с места на место, пока не нашел на пустынном берегу моря большой камень, на котором целый год прожил в посте и молитве. Страшная буря, разыгравшаяся 5 сентября года, сорвала камень, на котором находился преподобный Антоний, и понесла его в море. Под праздник Рождества Пресвятой Богородицы камень остановился в 3 верстах от Новгорода на берегу реки Волхов при селе Волховском . Событие это засвидетельствовано в новгородских летописях. На этом месте преподобный, с благословения Новгородского святителя Hикиты , основал монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы .

На другой год рыболовы выловили бочку с наследством преподобного Антония, пущенную в море много лет назад. Указав, что находилось в бочке, преподобный забрал бочку и купил для обители земли.

Духовное подвижничество сочеталось в обители с напряженной трудовой деятельностью. преподобный Антоний заботился, чтобы из монастырских доходов оказывалась помощь нищим, сиротам и вдовам. В году преподобный начал каменное строительство в монастыре. До наших дней сохранился собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы, построенный при жизни преподобного в - г.г. известным новгородским зодчим Петром, с фресковыми росписями года.

Мощи его обретены 1 июля года нетленными, и положены в окованную серебром раку. С того времени был учрежден в память его крестный ход из Софийского собора, в первую пятницу после Петрова дня. При раке преподобного находилась ветвь осоки, с которой Антоний приплыл из Рима, держа ее в руке. Так он изображается и на иконах. До 30-х годов нашего века мощи преподобного Антония почивали в соборной монастырской церкви Рождества Пресвятой Богородицы, в приделе его имени. В настоящее время их судьба неизвестна.

Камень Антония Римлянина

На правом берегу Волхова в конце Торговой стороны белеют корпуса древней обители. Это Антониев монастырь, основанный в 1106 году преподобным Антонием Римлянином. Согласно легенде, Антоний родился в Риме. После смерти своих богатых родителей он роздал имущество родителей нищим, а некоторые дорогие вещи сложил в бочку и бросил ее в море.

К этому времени христианская церковь уже разделилась на католическую и православную. В Риме начались гонения на сторонников греческого обряда, к которым принадлежал Антоний. После долгих скитаний юноша нашел монашеский скит, где провел двадцать лет в трудах и молитвах, до тех пор, пока обитель не подверглась преследованиям папы римского, считавшего здешних монахов еретиками. Спасаясь от папских слуг, Антоний ушел в глухие места возле моря, денно и нощно молясь Богу.

5 сентября 1106 года, говорится в Житии Антония Римлянина, задули очень сильные ветры, и море взволновалось так, как никогда. Затем одна волна подняла камень, на котором стоял преподобный Антоний, и унесла его как на легком корабле. Камень плыл по волнам без гребцов и без кормчего, чего разум человеческий постичь не может… И плыл камень из Римской страны по теплому морю, а из него в реку Неву, а из Невы в Нево-озеро, а из него вверх по реке Волхову мимо быстрин неизреченных, пока не пристал к берегу в сельце, которое именуется Волховское; в то время начали в городе звонить к заутрени.

Новгородцы с изумлением взирали на чужого человека, стоящего на камне, и спрашивали его, откуда он прибыл, но преподобный не знал русского языка и не мог дать им ответа. Наконец появился греческий купец, говоривший по-итальянски, который расспросил преподобного о том, кто он и откуда, и преклонил перед ним колени как перед святым. Затем Антоний был представлен епископу Никите, и тот тоже признал его святость. По повелению Никиты было решено построить монастырь на том месте, где причалил камень, доставивший преподобного Антония.

Год спустя недалеко от камня Антония местные рыбаки ловили рыбу, но не поймали ничего и, усталые от трудов, пребывали в великой скорби. К ним подошел Антоний и попросил их забросить сети с уговором, что вся рыба достанется рыбакам, а все остальное, что попадет в сети, будет отдано в Дом Пречистой Богородицы. Рыбаки согласились и поймали много рыбы и бочку, окованную железом. Это была та самая бочка с драгоценностями, которую Антоний бросил в море у берегов Италии. Но алчные рыбаки захотели поменять условия уговора, предложив преподобному рыбу в обмен на бочку. Дело дошло до суда. Антоний предложил рыбакам рассказать, что находится в бочке, а когда те не смогли ответить, сделал это сам. Бочку вскрыли и в ней нашли все то, о чем говорил преподобный.

На обретенные сокровища Антоний заложил каменный собор Рождества Богородицы. На паперти собора был установлен камень, на котором, по легенде, Антоний Римлянин приплыл в Новгород. Это овальный серый валун длиной 126, шириной 94 и высотой 37 см. Его нижняя поверхность плоская, верхняя - немного выпуклая. Камень был обнаружен на берегу Волхова игуменом Вениамином и перенесен в Рождественский собор в XVI веке. С тех пор он хранится на паперти у центрального входа в Западный придел собора. Есть поверье, что камень способен унять зубную боль, если потереться щекой о его поверхность.

Скончался Антоний в 1147 году на восьмидесятом году жизни и был похоронен в построенном им соборе Рождества Богородицы. В 1597 году он был канонизирован Русской православной церковью. На кипарисовой раке с мощами святого были высечены его слова: «Се труды мои, Госпожа моя, Пречистая Богородица, ими же трудихся на месте сем…» Возле раки под стеклом хранились стебли морской травы и коралл, с которыми, по преданию, Антоний прибыл в Новгород.

Антониев монастырь стал одним из самых известных центров просвещения на Руси. В 1136 году монах Кирик написал здесь первое из известных сегодня древнерусских математических сочинений, в котором фигурировали огромные числа в десятки миллионов. Библиотека монастыря была одной из лучших на Руси. Однако в 1570 году во время опричной расправы над Новгородом Иван Грозный разграбил все сокровища обители и казнил игумена Геласия. Из фамильных драгоценностей Антония Римлянина, дарованных им монастырю, сохранились только позолоченная серебряная ложка и книжные оклады с лиможскими эмалями.

В 1740 году в монастыре была открыта Новгородская духовная семинария. В советское время семинария была закрыта. Сейчас здесь находится Гуманитарный институт Новгородского университета.

Недавно среди расчищенных фресок Антониева монастыря было обнаружено загадочное изображение мужчины в светской одежде XII века. Сохранилась надпись: «Петр». Возможно, здесь запечатлен знаменитый зодчий Петр, который строил Георгиевский собор Юрьева монастыря, а возможно, и главный храм Антониевой обители.

Из книги Один день в древнем Риме. Повседневная жизнь, тайны и курьезы автора Анджела Альберто

7:00. Гардероб римлянина Пора одеваться. Что носят римляне? Мы привыкли видеть их в фильмах и спектаклях закутанными в разноцветные тоги, похожие на Длинные простыни. Но всегда ли это так? В самом деле, на первый взгляд эти одеяния совершенно неудобны и стесняют движения,

Из книги Война с Ганнибалом автора Ливий Тит

Поединок римлянина с кампанцем Ганнибал ушел на зимние квартиры в Аиулию, и консул Квинт Фабий Максим поспешил этим воспользоваться, чтобы наказать капуанцев. Он опустошал и разорял Кампанию до тех пор, пока не вынудил капуанцев выйти за городские ворота и разбить

Из книги Октавиан Август. Крестный отец Европы автора Холланд Ричард

Из книги Русь и Рим. Русско-Ордынская Империя на страницах Библии. автора

6. Драгоценный камень Иисуса Навина и драгоценный камень Александра Македонского Оказывается, Александр Македонский на своем шлеме носит тот же самый драгоценный камень, что и Иисус Навин. Об этом камне несколько раз упоминается в «Сербской Александрии». Его вручает

автора Винничук Лидия

ИМЯ, ФАМИЛИЯ, ПРОЗВИЩЕ РИМЛЯНИНА Имя - гаданье. Римская поговорка Обстоятельные, стремящиеся все и всюду поставить на законную основу, римляне гораздо большее значение, чем греки, придавали «фамилиям» - родовым именам, переходящим от поколения к поколению. Это было

Из книги Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима автора Винничук Лидия

ЗА СТОЛОМ У РИМЛЯНИНА Отведывать от множества блюд - признак пресыщенности, чрезмерное же разнообразие яств не питает, но портит желудок. Сенека. Нравственные письма к Луцилию, II, 4 Глубокая пропасть между богатством и бедностью стала бросаться в глаза в Риме в последние

Из книги Мегалиты Русской равнины автора Платов Антон Валерьевич

33. Камень св. Антония Бокситогорский р-н, Ленинградская область Камень расположен в нескольких десятках метров от берега в озере Дымском (другое название озера - Святое). Камень часто скрыт в озере, лишь в сухую погоду возвышаясь над водой. Согласно преданию, на этом камне

автора Бейкер Джордж

Антоний покидает Египет. Парфянская угроза. Встреча Фульвии и Антония. Настроение Антония. Соблазнительное предложение Как мы уже видели, Марк Антоний отплыл из Александрии весной 40 г. до н. э. Пока его корабль рассекает волны у берегов Тира, давайте посмотрим на

Из книги Август. Первый император Рима автора Бейкер Джордж

Проблема Антония. Парфянская кампания 36 г. до н. э. Положение Антония. Октавия. Идеал доброй жены Читатель, следивший за нашим повествованием вплоть до этого места, может спросить: что заставило Октавиана высказаться в таком духе, когда сама мысль об этом была невероятной?

Из книги Императорский Рим в лицах автора Федорова Елена В

Антония Младшая Антония Младшая, младшая дочь Марка Антония и Октавии Младшей, была женой Друза Старшего.Как пишет Плутарх, она славилась целомудрием и красотой (см. Плут. Ант. LXXXVII).У Друза Старшего и Антонии Младшей было много детей, из которых выжили трое: Германик, Ливия

Из книги Легенды и загадки земли Новгородской автора Смирнов Виктор Григорьевич

Житие Антония Римлянина Преподобный Антоний родился в 1067 году в Риме в семье знатных и состоятельных горожан, державшихся православного исповедания. С детства он был воспитан родителями в христианском благочестии и преданности Святой Церкви. В юности преподобный

Из книги Книга 1. Библейская Русь. [Великая Империя XIV-XVII веков на страницах Библии. Русь-Орда и Османия-Атамания - два крыла единой Империи. Библейский пох автора Носовский Глеб Владимирович

7. Драгоценный камень Иисуса Навина и драгоценный камень Александра Македонского Оказывается, Александр Македонский носил на шлеме ТОТ ЖЕ САМЫЙ ДРАГОЦЕННЫЙ КАМЕНЬ, ЧТО И ИИСУС НАВИН. Про этот камень несколько раз говорится в «Сербской Александрии» , с. 92, 95. Его вручает

Из книги Мазарини автора Губер Пьер

ГЛАВА ДЕВЯТНАДЦАТАЯ. Золото римлянина Огромное богатство и сомнительные способы обогащения кардинала Мазарини питали ненависть фрондеров и лень историков и рассказчиков анекдотов. Все они не знали или делали вид, будто не знают, что любой министр Старого режима (и всех

Из книги Клеопатра: История любви и царствования автора Пушнова Юлия

Гибель Антония

автора Носовский Глеб Владимирович

24.2. Иудейская версия о насилии римского солдата над Девой Марией и насилие римлянина секста Тарквиния над Лукрецией Как мы сейчас увидим, «античная» версия Тита Ливия практически совпадает с раввинской, иудейской версией, утверждавшей, что Дева Мария подверглась

Из книги Царский Рим в междуречье Оки и Волги. автора Носовский Глеб Владимирович

3. Рассказ Ливия о битве римлянина Тита Манлия Торквата с могучим Галлом Галл сражен в поединке Речь пойдет о римских событиях якобы 361 года до н. э. А именно, о войне с галлами. Процитируем свидетельство Тита Ливия ПОЛНОСТЬЮ. «В этом году (якобы в 361 году до н. э. - Авт.)

Преподобный Антоний Римлянин родился в Риме в 1067 году от богатых родителей, держащихся православного исповедания веры, и был воспитан ими в благочестии. Лишивших родителей в 17 лет, он принялся за изучение писаний отцов на греческом языке. Затем он раздал часть наследства нищим, а другую вложил в деревянную бочку и пустил ее в море. Сам же принял пострижение в одном из пустынных скитов, где прожил 20 лет.
Гонение со стороны латинян на православных принудило братию разойтись. Преподобный Антоний скитался, переходя с места на место, пока не нашел на пустынном берегу моря большой камень, на котором целый год прожил в посте и молитве. Страшная буря, разыгравшаяся 5 сентября 1105 года, сорвала камень, на котором находился преподобный Антоний, и понесла его в море. Под праздник Рождества Пресвятой Богородицы камень остановился в 3 верстах от Hовгоpода на берегу реки Волхов при селе Волховском. Событие это засвидетельствовано в новгородских летописях. На этом месте преподобный, с благословения Новгородского святителя Hикиты (+1109, память 14 мая), основал монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
На другой год рыболовы выловили бочку с наследством преподобного Антония, пущенную в море много лет назад. Указав, что находилось в бочке, преподобный забрал бочку и купил для обители земли.
Духовное подвижничество сочеталось в обители с напряженной трудовой деятельностью. Преподобный Антоний заботился, чтобы из монастырских доходов оказывалась помощь нищим, сиротам и вдовам. В 1117 году преподобный начал каменное строительство в монастыре. До наших дней сохранился собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы, построенный при жизни преподобного в 1117-1119 г.г. известным новгородским зодчим Петром, с фресковыми росписями 1125 года. В 1131 году святитель Hифонт Hовгоpодский поставил преподобного Антония игуменом монастыря. Скончался святой Антоний 3 августа 1147 года, имея 79 лет от рождения.
Мощи его обретены 1 июля 1597 года нетленными, и положены в окованную серебром раку. До 30-х годов нашего века мощи преподобного Антония почивали в соборной монастырской церкви Рождества Пресвятой Богородицы, в приделе его имени. В настоящее время их судьба не известна.

В начале 2016 года православный мир облетела новость: найдены считавшиеся утраченными мощи преподобного Антония Римлянина (память 3/16 августа). Это похоже на чудо, ничуть не меньшее, чем сама жизнь этого святого — итальянского монаха, по преданию приплывшего в Новгород на камне.

Бросить наследство в море

Нам известны сотни святых, в которых призыв Божий к иному, сверхчеловеческому образу жизни превозмогал соблазн самыми благополучными условиями и перспективами жизни среди мира. Так было и с преподобным Антонием.

В житии этого святого есть немало эпизодов, которые бы могли послужить образцом каждому из современных христиан. И, пожалуй, первый из них — это всецелое предание себя Богу, которое преподобный проявил в юном возрасте, когда ему слишком рано пришлось распоряжаться богатым имением своих родителей...

Антоний родился в обеспеченной семье в 1067 году, уже после Великого раскола, но был воспитан в православной традиции. Семнадцатилетним юношей он остался сиротой и посвятил себя изучению Писания и святоотеческого Предания Церкви, а через некоторое время принял естественное для себя решение — оставить мир. Его намерение было настолько бесповоротным, что Антоний «сжег за собой мосты» — большую часть доставшегося от родителей немалого наследства раздал нищим, а малую часть... оставил себе? Может быть, отложил, припрятал на «черный день»? Антоний поступил весьма странно: часть имущества он уложил в деревянную просмоленную бочку и... бросил в море.

Трудно себе представить способ распоряжения богатством, ставящий владельца в положение более зависимое от воли Божьей, чем тот, которым воспользовался будущий святой. Житие не объясняет, по какой причине Антоний поступил именно так. Может быть, юноша чувствовал привязанность к этим вещам, может, слишком много было советчиков, как лучше употребить богатство, может, юноша предчувствовал, что не должен принимать решение от своего ума. Как бы то ни было, Антоний часть своего имения отдал в распоряжение «Сотворшаго небо и землю, море и вся, яже в них». И эта детская доверчивость, как мы увидим в дальнейшем, не посрамила святого.

Следующий период его жизни — 20 лет безвестного подвижничества в уединенном скиту. Вероятно, он мог бы остаться безвестным монахом или прославиться, но в своих родных землях, если бы не беда. И вот второй урок, который дает жизнь римлянина: тяжелые, скорбные обстоятельства Господь оборачивает во благо, если человек на Него надеется.

XI век — время Великого раскола, когда Римская кафедра отпала от Тела Христова, отделившись от Восточных Церквей. Процесс отчуждения Рима и Константинополя, длившийся несколько столетий, дошел до точки невозврата, когда в 1054 году легаты Римского папы положили на алтарь Цареградского храма Святой Софии анафему на Константинопольского патриарха, обвинив его в несуществующих преступлениях. Последовала взаимная анафема — и через несколько месяцев произошел окончательный разрыв.

Противостояние Православной Церкви и латинян часто носило очень жесткий характер. Начались захваты кафедр и церквей, борьба за влияние, позже — даже кровопролитие. И православный монастырь, где подвизался Антоний, не остался в стороне.

Братия была вынуждена разойтись, поскольку латиняне заняли и эту обитель. Святой Антоний скитался, год прожил на пустынном берегу, на скале. В одну из сильнейших бурь 5 сентября 1105 года кусок скалы откололся, и камень, на котором молился Антоний, оказался в море. Житие рассказывает, что вопреки законам природы камень поплыл, и через краткое время монах оказался в новых землях, остановившись у берега близ села Волховское, что на реке Волхов примерно в 3 километрах от Новгорода. Это случилось накануне праздника Рождества Богородицы — и этот день преподобный Антоний запомнил.

Эти события упоминаются в новгородских летописях.

В Новгороде преподобный повстречал ремесленника, который владел несколькими языками, и тот объяснил ему, в каких землях он оказался. Одни источники говорят, что русская речь далась святому сразу же по его молитвам, другие — что святой постепенно выучился языку у местных жителей, которые стали приходить к нему за благословением, видя его подвижнический образ жизни. Тайну же своего прибытия на Русь преподобный поведал только святителю Никите.

А на следующий год случилось невероятное: рыбаки выловили в Волхове бочку...

Дело жизни

Ту самую, в которой молодой Антоний заключил остатки своего щедрого наследства. Он перечислил предметы, которые должны были находиться в бочке, и рыбаки, убедившись, что все с точностью совпадает, содержимое по праву отдали владельцу. Эти драгоценные предметы по благословению новгородского святителя Никиты были употреблены преподобным на приобретение земель и строительство монастыря во имя Рождества Богородицы — на том самом месте, куда пристал на своем камне-жилище Антоний.

Так Господь указал преподобному, как распорядиться его богатствами. И начались уже иные его труды: днем он был занят устроением монастыря, ночами — молился на своем камне. В 1117 году под его руководством в обители возвели белокаменную церковь. Собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы строился 2 года известным новгородским зодчим Петром. Роспись собора была выполнена в 1125 году. И только в 1131 году итальянский монах был возведен в священный сан и вскоре избран игуменом. Его обитель стала известна делами милосердия, которым Антоний был научен с юности, сам он еще при жизни стал известен и почитаем как подвижник и человек большого смирения.

Собор, который итальянский монах построил, сохранился до наших дней, как и камень (точнее, его небольшая часть), на котором Антоний прибыл в Волховское — его можно увидеть в притворе храма под изображением святителя Никиты Новгородского.

А преподобный, совершив дело своей жизни, отошел ко Господу в 1147 году почти 80-летним старцем. Перед кончиной он призвал к себе своего ученика иеромонаха Андрея, автора первого жития, и исповедался ему. Андрей удивился смирению святого, который просил молитв братии: «Богоносного отца нашего и апостолам подобного разве могут прикоснуться темные князи? Того, кого Господь по водам на камне, как ангела бесплотного, управил».

Чудеса

Мощи преподобного Антония Римлянина были обретены нетленными, «яко жива лежаща», 1 июля 1597 года и положены в Рождественском соборе. Еще до этого события были известны случаи исцеления по молитвам святого: так, у гробницы Антония Римлянина исцелился игумен обители Кирилл, которому недоброжелатели подсыпали в еду отраву. Услышав об этом чуде, родные прислали в обитель некоего свечника Феодора, который пьянствовал и был одержим бесом. Бесноватый пришел сам и у камня преподобного Антония освободился от мучавших его темных сил.

После прославления святого стали известны чудеса от его мощей. Так, жена одного священника по имени Ирина, страдавшая тяжелой болезнью, от чего не могла владеть своим телом, увидела во сне седовласого старца, который сказал ей прийти в обитель и приложиться мощам преподобного Антония. Сделав так, Ирина выздоровела. Побывав в обители, прозрел ребенок, единственный сын пекаря из Великого Новгорода. Излечился человек по имени Авраамий, не способный ходить: как говорит автор жития, «в тот же час исцелел он от недуга своего, скача и ходя по церкви, будто никогда и не болел».

На иконах святой Антоний Римлянин иногда изображается со стеблями осоки: по преданию это растение он держал в руках, когда плыл к Новгороду. Житие не говорит о том, желал ли преподобный возвратиться домой, скучал ли по родному языку, родной обители. Но житие говорит точно о другом: о решительном отказе этого человека от своей воли и готовности доверить Богу свою жизнь, зная, что это может означать самые непредсказуемые события. Его родиной было Царствие Небесное, которого преподобный и удостоился.

Трагедии в судьбе монастыря

История Антония Римлянина не оканчивается его смертью и даже его прославлением.

Судьба его детища — Рождественского монастыря — оказалась трагична. В 1569 году Антониев монастырь стал жертвой похода царя Иоанна Грозного на Новгород. В ходе этой операции было замучено и убито множество народа, в их числе и игумен Геласий с монастырской братией. А богослужебные сосуды — наследие преподобного Антония, найденные рыбаками в бочке, — Иоанн Грозный увез в Москву, в ризницу московского Успенского собора.

В связи с этими событиями общерусское почитание новгородского преподобного стало возможно лишь в 1597 году, и с этого времени известен крестный ход в честь святого: он шел от Софийского собора в Новгороде до Антониева монастыря. Обитель возродилась, и в начале XVIII столетия здесь была кафедра новгородских викарных епископов, в 1740 году открылась Новгородская духовная семинария, одним из первых выпускников которой стал Тихон, будущий Задонский святитель.

С приходом к власти большевиков в 1918 году семинария была закрыта, а следом был упразднен и монастырь, детище преподобного Антония. Сегодня тут музей. Но величественный древний собор Рождества Пресвятой Богородице напоминают о первом строителе обители и о его удивительной судьбе.

Преподобный разделил печальную судьбу своего монастыря: в 1927 году его мощи были варварски извлечены из раки и помещены в музей атеизма, который устроили в Софийском соборе Новгородского Кремля. На протяжении 80 лет они считались утраченными... А 20 лет назад начались работы по изучению всех мощей, обнаруженных в соборе. К 2016 году историко-антропологическое исследование было закончено и новообретенные мощи святого были переданы митрополиту Новгородскому и Старорусскому Льву. И снова чудо! Впрочем, главное чудо в жизни преподобного Антония Римлянина — его смиренное желание выполнить волю Божию о себе, какой бы она ни оказалась и куда бы его ни привела, — в малой степени доступно и нам.

Преподобне отче наш Антоние, моли Бога о нас!

Пре-по-доб-ный Ан-то-ний Рим-ля-нин ро-дил-ся в Ри-ме в 1067 го-ду от бо-га-тых ро-ди-те-лей, дер-жа-щих-ся пра-во-слав-но-го ис-по-ве-да-ния ве-ры, и был вос-пи-тан ими в бла-го-че-стии. Ли-шив-ших ро-ди-те-лей в 17 лет, он при-нял-ся за изу-че-ние пи-са-ний от-цов на гре-че-ском язы-ке. За-тем он раз-дал часть на-след-ства ни-щим, а дру-гую вло-жил в де-ре-вян-ную боч-ку и пу-стил ее в мо-ре. Сам же при-нял по-стри-же-ние в од-ном из пу-стын-ных ски-тов, где про-жил 20 лет.

Го-не-ние со сто-ро-ны ла-ти-нян на пра-во-слав-ных при-ну-ди-ло бра-тию разой-тись. Пре-по-доб-ный Ан-то-ний ски-тал-ся, пе-ре-хо-дя с ме-ста на ме-сто, по-ка не на-шел на пу-стын-ном бе-ре-гу мо-ря боль-шой ка-мень, на ко-то-ром це-лый год про-жил в по-сте и мо-лит-ве. Страш-ная бу-ря, разыг-рав-ша-я-ся 5 сен-тяб-ря 1105 го-да, со-рва-ла ка-мень, на ко-то-ром на-хо-дил-ся пре-по-доб-ный Ан-то-ний, и по-нес-ла его в мо-ре. Под празд-ник Рож-де-ства Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы ка-мень оста-но-вил-ся в 3 вер-стах от Hов-гоpода на бе-ре-гу ре-ки Вол-хов при се-ле Вол-хов-ском. Со-бы-тие это за-сви-де-тель-ство-ва-но в нов-го-род-ских ле-то-пи-сях. На этом ме-сте пре-по-доб-ный с бла-го-сло-ве-ния Нов-го-род-ско-го свя-ти-те-ля Hики-ты За-твор-ни-ка († 1109, па-мять 14 мая), ос-но-вал мо-на-стырь в честь Рож-де-ства Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы.

На дру-гой год ры-бо-ло-вы вы-ло-ви-ли боч-ку с на-след-ством пре-по-доб-но-го Ан-то-ния, пу-щен-ную в мо-ре мно-го лет на-зад. Ука-зав, что на-хо-ди-лось в боч-ке, пре-по-доб-ный за-брал боч-ку и ку-пил для оби-те-ли зем-ли.

Ду-хов-ное по-движ-ни-че-ство со-че-та-лось в оби-те-ли с на-пря-жен-ной тру-до-вой де-я-тель-но-стью. Пре-по-доб-ный Ан-то-ний за-бо-тил-ся, чтобы из мо-на-стыр-ских до-хо-дов ока-зы-ва-лась по-мощь ни-щим, си-ро-там и вдо-вам. В 1117 го-ду пре-по-доб-ный на-чал ка-мен-ное стро-и-тель-ство в мо-на-сты-ре. До на-ших дней со-хра-нил-ся со-бор в честь Рож-де-ства Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы, по-стро-ен-ный при жиз-ни пре-по-доб-но-го в 1117-1119 г.г. из-вест-ным нов-го-род-ским зод-чим Пет-ром, с фрес-ко-вы-ми рос-пи-ся-ми 1125 го-да. В 1131 го-ду свя-ти-тель Hифонт Hов-гоpод-ский по-ста-вил пре-по-доб-но-го Ан-то-ния игу-ме-ном мо-на-сты-ря. Скон-чал-ся свя-той Ан-то-ний 3 ав-гу-ста 1147 го-да, имея 79 лет от рож-де-ния, и был по-гре-бен свя-ти-те-лем Ни-фон-том.

Мо-щи его об-ре-те-ны 1 июля 1597 го-да нетлен-ны-ми и по-ло-же-ны в око-ван-ную се-реб-ром ра-ку. С то-го вре-ме-ни был учре-жден в па-мять его крест-ный ход из Со-фий-ско-го со-бо-ра, в первую пят-ни-цу по-сле Пет-ро-ва дня. При ра-ке пре-по-доб-но-го на-хо-ди-лась ветвь осо-ки, с ко-то-рой Ан-то-ний при-плыл из Ри-ма, дер-жа ее в ру-ке. Так он изо-бра-жа-ет-ся и на ико-нах. До 30-х го-дов на-ше-го ве-ка мо-щи пре-по-доб-но-го Ан-то-ния по-чи-ва-ли в со-бор-ной мо-на-стыр-ской церк-ви Рож-де-ства Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы, в при-де-ле его име-ни. В на-сто-я-щее вре-мя их судь-ба неиз-вест-на.

Про-слав-лен пре-по-доб-ный Ан-то-ний в 1597 го-ду. Па-мять его от-ме-ча-ет-ся так-же (в честь об-ре-те-ния мо-щей) в первую пят-ни-цу по-сле празд-но-ва-ния пер-во-вер-хов-ным апо-сто-лам Пет-ру и Пав-лу (29 июня) и 17 ян-ва-ря - в день те-зо-име-нит-ства, ко-гда празд-ну-ет-ся па-мять пре-по-доб-но-го . Пер-во-на-чаль-ное жи-тие пре-по-доб-но-го Ан-то-ния Рим-ля-ни-на бы-ло на-пи-са-но вско-ре по-сле его кон-чи-ны уче-ни-ком и пре-ем-ни-ком по игу-мен-ству свя-щен-но-и-но-ком Ан-дре-ем, а об-ра-бот-ка жи-тия, ска-за-ние об об-ре-те-нии мо-щей и по-хваль-ное сло-во - по-стри-же-ни-ком Ан-то-ни-е-ва мо-на-сты-ря, ино-ком Ни-фон-том, в 1598 го-ду (из-да-но в "Пра-во-слав-ном со-бе-сед-ни-ке", Ка-зань, 1858, май-июнь). Со-хра-ни-лись ду-хов-ная и куп-чая гра-мо-ты пре-по-доб-но-го Ан-то-ния, из-дан-ные неод-но-крат-но. (По-след-ние пуб-ли-ка-ции: Гра-мо-ты Ве-ли-ко-го Нов-го-ро-да и Пско-ва. М.-Л., 1949, с. 159-161, N 102, 103; Янин В.Л. Очер-ки ком-плекс-но-го ис-точ-ни-ко-ве-де-ния. Сред-не-ве-ко-вый Нов-го-род. М., 1977, с. 58-59).

Молитвы

Тропарь преподобному Антонию Римлянину, Новгородскому чудотворцу

Ве́тхий Рим, оте́чество твое́, оста́вив,/ на ка́мень, я́ко на ле́гкий кора́бль, возше́л еси́/ и на нем па́че естества́, а́ки безпло́тен, по вода́м ше́ствовал еси́,/ промышле́нием Боже́ственнаго ра́зума направля́емь,/ Вели́каго Нова́гра́да дости́гл еси́/ и, оби́тель в нем сотвори́в,/ те́ло твое́ в ней предложи́л еси́, я́ко дар освяще́н./ Тем мо́лим тя, о́тче Анто́ние:// моли́ Христа́ Бо́га, да спасе́т ду́ши на́ша.

Перевод: Древний Рим, отечество твое, оставив, на камень, как на быстрый корабль, ты взошел и на нем превыше законов природы, как бесплотный, по воде ты путешествовал, руководимый Божественного разума, Великого Новгорода достиг ты и, в нем создав, тело твое в ней предал Богу, как священный дар. Потому молим тебя, отче Антоний, моли Христа Бога, да спасет души наши.

Кондак преподобному Антонию Римлянину, Новгородскому чудотворцу

Ри́мское воспита́ние, Вели́кому же Нову́гра́ду благода́тное процвете́ние,/ мно́гими бо труды́ и по́двиги в нем Бо́гу угоди́л еси́./ Сего́ ра́ди чуде́с дарова́ний от Него́ сподо́бился еси́,/ и те́ло твое́ мно́гими ле́ты соблюде́ нетле́нно./ Мы же, сие́ лобыза́юще, ра́достно от души́ вопие́м ти:// ра́дуйся, о́тче Анто́ние.

Перевод: Воспитанник Рима, в Великом Новгороде же благодатно процветший, ибо многими трудами и подвигами в нем угодил ты Богу. Потому ты удостоился от Него дара чудотворения, и тело твое многие годы сохраняется нетленным. Мы же прикладываясь к нему, радостно от души взываем к тебе: «Радуйся, отче Антоний».

Ин кондак преподобному Антонию Римлянину, Новгородскому чудотворцу

Я́ко звезда́, возсия́л еси́ от Ри́ма,/ и, доше́д Богоспаса́емаго Вели́каго Нова́гра́да,/ ту в нем оби́тель сотвори́л еси́,/ и, це́рковь поста́вив,/ созва́ и́нок мно́жество./ С ни́миже моли́ о нас, чту́щих па́мять твою́, да зове́м ти:// ра́дуйся, преподо́бне о́тче Анто́ние.

Перевод: Как звезда, воссиял ты из Рима, и, дойдя до Богоспасаемого Великого Новгорода, создал в нем обитель, и, построив церковь, созвал множество монахов. С ними же моли о нас, почитающих память твою, да взываем к тебе: «Радуйся, преподобный отче Антоний».

Молитва преподобному Антонию Римлянину, Новгородскому чудотворцу

Па́стырю предо́брый и наста́вниче наш, преподо́бне о́тче Анто́ние! Ты во пло́ти еще́ сый, Боже́ственным манове́нием управля́емь, ве́тхий Рим оте́чество твое́ и род твой оста́вил еси́, и отту́ду чуде́сным по вода́м на ка́мени, я́ко на ле́гцем корабли́, прише́ствием твои́м се́мо освяти́л еси́ град сей, и в нем храм Бо́жией Ма́тери воздви́гл еси́, труды́ же и по́двиги твои́ми просвети́л еси́ оби́тель твою́, ея́же и основа́ние тобо́ю бысть, умно́жил еси́ в ней ча́да твоя́, о́бразом до́брых дел и уче́нием наставля́яй их; тем и нетле́нием моще́й твои́х и чуде́с сия́нием просла́ви тя Бог, Ему́же безпло́тен со безпло́тными предстоя́ ра́дуешися, и, ра́дуяся, о притека́ющих к чудотво́рней ра́це твое́й, и мо́щи твоя́ усты́ же и се́рдцем лобыза́ющих мо́лишися: ты и ны́не, я́ко име́яй дерзнове́ние ко Влады́це Христу́, бу́ди моли́твенник и хода́тай о предстоя́щих сих рабе́х твои́х, честно́му твоему́ о́бразу кла́няющихся, и прося́щих от тебе́ ми́лостиваго заступле́ния. Ей мо́лим тя, слуго́ Христо́в и уго́дниче, главы́ и сердца́ на́ша преклоня́юще тебе́; не пре́зри убо́гаго сего́ моле́ния на́шего, но при́зри на ны ми́лостивно, коего́жды потре́бу исполня́я: боля́щим здра́вие, путеше́ствующим в пути́ благопоспе́шество, пла́вающим ско́рое и безбе́дное пла́вание да́руя: нас от вся́ких бед, внеза́пно находя́щих, сохрани́; да вси твои́ми моли́твами на земли́ богоуго́дно поживе́м, и Небе́снаго Ца́рствия насле́дники бу́дем, досто́йны славосло́вити Всесвяту́ю Тро́ицу, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, в безконе́чные ве́ки. Ами́нь.