Цели беседы:

Стол, за которым ты сидишь,

Кровать, в которой ты уснешь,

Тетрадь, ботинки, пара лыж

Тарелка, вилка, ложка, нож

И каждый гвоздь, и каждый дом

И каждый ломтик хлеба

Все это сделано трудом,

А не свалилось с неба.

За все что сделано для нас

Мы благодарны людям

Придет пора, настанет час

И вы трудится будете!

Что тогда может произойти?

У каждого дела запах особый;

Рыхлой землею, полем и лугом.

В труде рождаются герои.

Хорошо, молодцы!

А теперь отгадайте загадку:

Рос сперва на воле, в поле

Летом цвел и колосился,

А когда обмолотили

Он в зерно вдруг превратился

Из зерна в муку и в тесто

В магазине занял место

Вырос он под синим небом,

1. «Трактор, пашущий поле»

2. «Посев»

3. «Агроном на хлебном поле»

6. «На элеваторе»

7. «Хлебозавод»

8. «Хлеб в магазине»

Например:

1. головной убор повара,

2. верхняя одежда милиционера

3. брюки пожарника

Подведение итогов конкурса.

Построй свой дом

Для счастья в нем

Построй свой дом

На крутом берегу,

На бескрайнем лугу

Построй свой дом

Построй для тех

Кто верит в тебя

И живи в нем, любя.

III. Итог урока

Цели беседы:

1. Воспитывать в учащихся убеждение в том, что труд является источником жизни человека.

2. Развивать у детей навыки коллективного труда, ответственного отношения к порученному заданию.

3. Закрепить знания учащихся о профессиях.

1. Доказывать, что лишь старательный труд приводит к уважению и почету.

2. Воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание трудиться, уважение к людям различных профессий.

Использованы групповые и игровые технологии:

Методика, способствующая развитию мыслительной деятельности.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер.

Обеспечение: запись эпизодов на диске, группа предметов.

I . Вступительная беседа учителя:

Стол, за которым ты сидишь,

Кровать, в которой ты уснешь,

Тетрадь, ботинки, пара лыж

Тарелка, вилка, ложка, нож

И каждый гвоздь, и каждый дом

И каждый ломтик хлеба

Все это сделано трудом,

А не свалилось с неба.

За все что сделано для нас

Мы благодарны людям

Придет пора, настанет час

И вы трудится будете!

Ребята, о чем сегодня пойдет наша беседа?

Наша беседа сегодня посвящена труду, людям труда, различным видам профессий.

Оглянешься вокруг и вы увидите, все что нас окружает, все предметы - дома, машины, парты, стулья, доска - это сделано руками людей.

А давайте на минутку представим, что все люди отдыхают дома, никто не спешит на работу.

Что тогда может произойти?

Что произойдет, если на работу не выйдет электрик?

Нет света, не работает телевизор, утюг, стиральная машина, в городах прекратилось бы движение , не работает светофор, произошло бы много транспортных происшествий, не работали бы пекарни, магазины фабрики и заводы. И мы бы с вами сидели без пищи и воды, не смогли бы жить.

Вот видите, что может произойти очень страшное, если люди этой профессии не выйдут на работу.

А если все люди перестанут работать, то, конечно же, и они не смогут жить.

А вы знаете, что наша жизнь - это постоянный труд. Трудятся не только взрослые, но так же трудятся и дети.

А как вы думайте, какой ваш основной труд сейчас?

Да это, конечно же ваша хорошая, отличная учеба.

Как вы думайте, для чего человек учиться в школе, институте, училище?

Правильно, ребята. Человек учиться для того, чтобы очень много знать, уметь думать, выбирать правильное решение. И конечно же, чтобы в дальнейшем после учебы найти себе любимую профессию.

А какие профессии знаете вы?

Да правильно. Вы назвали много профессий, но это лишь капелька в большом океане профессий.

Каждый из вас наверное хотел бы выбрать профессию. Кем бы вы хотели стать и почему? (ответы детей)

Послушаем стихотворение В. Маяковского "Кем быть?" (читают дети).

Некоторые люди мечтают еще с детства быть доктором, водителем, воспитателем, учителем, продавцом и другими и вы знаете, они свои мечты исполняют, став взрослыми, (рассказать на своем примере). И вы знаете, ребята, я себя не могу представить на другой работе. Потому что я люблю свою профессию, мне нравятся дети, я люблю с ними общаться, учить добру, честности.

Вы знаете, ребята, выбирать профессию нужно так, чтобы она вам нравилась всю жизнь, чтобы вы ходили на работу с радостью, с желанием, чтобы вы всю душу и сердце вкладывали и свое дело, а иначе не будет никакой пользы не вам, не обществу, чтобы вам не пришлось менять профессии в своей жизни несколько раз, только из-за того, что вы в первый раз выбрали ее неправильно.

Вы ежедневно видите, что ваши мамы трудятся с утра до вечера, чтобы хорошо жилось вам. У ваших родителей тоже есть разные профессии.

А кем работают ваши мамы и папы"? Расскажите о их профессиях.

Хорошо. Вы видите ребята, что все профессии важны, нет профессии, которая бы не была не нужна. Каждая профессия интересна и важна по-своему. Труд ваших родителей и знакомых очень трудный. Ваши родители приходят домой усталые, озабоченные и чтобы не огорчать их совсем, вы должны быть послушными, помогать им в посильном для вас труде, не огорчать их своим плохим поведением.

Каждая работа, профессия имеет свой запах. Вы наверное замечали, что у ваших родителей, пришедших с работы пахнет верхняя одежда. Например, бензином, если папа водитель, хлебом, если мама пекарь, лекарством, если мама врач.

Сейчас послушайте стихотворение Джани Родари "Чем пахнут ремесла" и ответьте на вопрос "Кто не пахнет ничем и почему?"

У каждого дела запах особый;

В булочной пахнет тестом и сдобой, Куртка шофера пахнет бензином, Доктор в халате пахнет лекарством.

Рыхлой землею, полем и лугом.

Пахнет крестьянин, идущий за плугом.

2. верхняя одежда милиционера

3. пожарника

II. Групповая игра «Построй свой дом».

А еще сегодня мы с вами попробуем сами «построить» дом. А «строить» мы будем строительными «бригадами», в которых работают люди разных профессий.

Лежало до самого горизонта унылое поле, скучное-скучное. Ни одного деревце не росло на том поле. Но вот однажды решили на том поле дом строить, большой и светлый с просторными комнатами и красивыми окнами. В начале архитекторы создали проект дома. Они долго над ним трудились.

1. Проводится конкурс "Архитекторы (На большом листе бумаги нарисовать простым карандашом дом) (эскиз).

Вскоре на поле появились экскаваторы, и они вырыли огромный котлован для будущего дома.

2. Конкурс "Экскаваторщики" (Необходимо ложкой "ковшом" "Вырыть" котлован для дома) (вычерпать из коробки обрывки газеты).

Потом появились каменщики и начали возводить из кирпичей крепкие высокие стены.

3. Конкурс "Каменщики" (Необходимо "выложить" стенку из "кирпичей" коробок, которые соединяются между собой скотчем) В стене нужно сделать проем для окна.

Не может быть дом без застекленных окон. И тогда пришли стекольщики и вставили в пустые окна стёкла.

4. Конкурс "Стекольщики" (Вырезать из желтого картона "стекло"и "застеклить" приклеить картон скотчем)

А электрики протянули провода, и по ним побежал веселый ток, заливая ярким светом просторные комнаты.

5. Конкурс "Электрики" (На столе установить две бутылки на расстоянии 70 см друг от друга) "электрические столбы", вставить в горлышки бутылок вилки "поперечные изометоры", а затем, взяв катушку ниток "электрический кабель" протянуть нитки от каждого зубца одной вилки до каждой другой. "Провода" не должны провисать.

Подведение итогов конкурса.

Построй свой дом

Для счастья в нем

Построй свой дом

На крутом берегу,

На бескрайнем лугу

Построй свой дом

Построй для тех

Кто верит в тебя

И живи в нем, любя.

III. Итог урока

О чем мы с вами говорили на уроке?

Что же нового узнали из нашей беседы?

Какой вывод вы сделали для себя из нашей беседы?

Просмотр содержимого документа
««Маленькое дело – лучше большого безделья»»

«Маленькое дело – лучше большого безделья»

Цели беседы:

1. Воспитывать в учащихся убеждение в том, что труд является источником жизни человека.

2. Развивать у детей навыки коллективного труда, взаимопомощи, ответственного отношения к порученному заданию.

3. Закрепить знания учащихся о профессиях.

1. Доказывать, что лишь старательный труд приводит к уважению и почету.

2. Воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание трудиться, уважение к людям различных профессий.

Использованы групповые и игровые технологии:

Методика, способствующая развитию мыслительной деятельности.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер.

Обеспечение: запись эпизодов на диске, группа предметов.

I . Вступительная беседа учителя:

Стол, за которым ты сидишь,

Кровать, в которой ты уснешь,

Тетрадь, ботинки, пара лыж

Тарелка, вилка, ложка, нож

И каждый гвоздь, и каждый дом

И каждый ломтик хлеба

Все это сделано трудом,

А не свалилось с неба.

За все что сделано для нас

Мы благодарны людям

Придет пора, настанет час

И вы трудится будете!

Ребята, о чем сегодня пойдет наша беседа?

Наша беседа сегодня посвящена труду, людям труда, различным видам профессий.

Оглянешься вокруг и вы увидите, все что нас окружает, все предметы – дома, машины, парты, стулья, доска – это сделано руками людей.

А давайте на минутку представим, что все люди отдыхают дома, никто не спешит на работу.

Что тогда может произойти?

Что произойдет, если на работу не выйдет электрик?

Нет света, не работает телевизор, утюг, стиральная машина, в городах прекратилось бы движение электрического транспорта, не работает светофор, произошло бы много транспортных происшествий, не работали бы пекарни, магазины фабрики и заводы. И мы бы с вами сидели без пищи и воды, не смогли бы жить.

Вот видите, что может произойти очень страшное, если люди этой профессии не выйдут на работу.

А если все люди перестанут работать, то, конечно же, и они не смогут жить.

А вы знаете, что наша жизнь - это постоянный труд. Трудятся не только взрослые, но так же трудятся и дети.

А как вы думайте, какой ваш основной труд сейчас?

Да это, конечно же ваша хорошая, отличная учеба.

Как вы думайте, для чего человек учиться в школе, институте, училище?

Правильно, ребята. Человек учиться для того, чтобы очень много знать, уметь думать, выбирать правильное решение. И конечно же, чтобы в дальнейшем после учебы найти себе любимую профессию.

А какие профессии знаете вы?

Да правильно. Вы назвали много профессий, но это лишь капелька в большом океане профессий.

Каждый из вас наверное хотел бы выбрать профессию. Кем бы вы хотели стать и почему? (ответы детей)

Послушаем стихотворение В. Маяковского "Кем быть?" (читают дети).

Некоторые люди мечтают еще с детства быть доктором, водителем, воспитателем, учителем, продавцом и другими и вы знаете, они свои мечты исполняют, став взрослыми, (рассказать на своем примере). И вы знаете, ребята, я себя не могу представить на другой работе. Потому что я люблю свою профессию, мне нравятся дети, я люблю с ними общаться, учить добру, честности.

Вы знаете, ребята, выбирать профессию нужно так, чтобы она вам нравилась всю жизнь, чтобы вы ходили на работу с радостью, с желанием, чтобы вы всю душу и сердце вкладывали и свое дело, а иначе не будет никакой пользы не вам, не обществу, чтобы вам не пришлось менять профессии в своей жизни несколько раз, только из-за того, что вы в первый раз выбрали ее неправильно.

Вы ежедневно видите, что ваши мамы трудятся с утра до вечера, чтобы хорошо жилось вам. У ваших родителей тоже есть разные профессии.

А кем работают ваши мамы и папы"? Расскажите о их профессиях.

Хорошо. Вы видите ребята, что все профессии важны, нет профессии, которая бы не была не нужна. Каждая профессия интересна и важна по-своему. Труд ваших родителей и знакомых очень трудный. Ваши родители приходят домой усталые, озабоченные и чтобы не огорчать их совсем, вы должны быть послушными, помогать им в посильном для вас труде, не огорчать их своим плохим поведением.

Каждая работа, профессия имеет свой запах. Вы наверное замечали, что у ваших родителей, пришедших с работы пахнет верхняя одежда. Например, бензином, если папа водитель, хлебом, если мама пекарь, лекарством, если мама врач.

Сейчас послушайте стихотворение Джани Родари "Чем пахнут ремесла" и ответьте на вопрос "Кто не пахнет ничем и почему?"

У каждого дела запах особый;

В булочной пахнет тестом и сдобой, Куртка шофера пахнет бензином, Доктор в халате пахнет лекарством.

Рыхлой землею, полем и лугом.

Пахнет крестьянин, идущий за плугом.

Только бездельник не пахнет ни как

Сколько не душится лодырь богатый

Очень не важно он пахнет ребята!

Правильно, ребята. Лодыри и бездельники не могут приносить радость окружающим людям. Они живут за счет других людей.

О профессиях, труде сложено очень много пословиц и поговорок, стихов и песен.

А какие пословицы и поговорки знаете вы? (Объяснение пословиц)

Кто не работает, тот не ест.

В труде рождаются герои.

Дерево ценят по плодам, а человека по делам.

Горька работа, да сладок хлеб.

Маленькое дело, лучше большого безделья.

Хорошо, молодцы!

Труд делает человека счастливым, если он трудится не только ради себя, но и для других.

А теперь отгадайте загадку:

Рос сперва на воле, в поле

Летом цвел и колосился,

А когда обмолотили

Он в зерно вдруг превратился

Из зерна в муку и в тесто

В магазине занял место

Вырос он под синим небом,

А пришел на стол он ……..(хлебом)

Вот сегодня я хочу показать вам на примере, что для того чтобы вы смогли скушать за обедом кусочек хлеба, для этого трудились очень много людей. Как вы думайте люди, каких профессий принимают участие, чтобы получился хлеб?(на экране появляются эпизоды).

1. «Трактор, пашущий поле»

2. «Посев»

3. «Агроном на хлебном поле»

4. «Комбайны, убирающие пшеницу»

5. «Водитель в машине, увозящий зерно»

6. «На элеваторе»

7. «Хлебозавод»

8. «Хлеб в магазине»

Вот видите, сколько людей работает, чтобы у нас на столе был всегда свежий хлеб.

Но я хочу, чтобы вы задумались, сколько сил и труда вложено в каждый предмет сделанный руками человека.

И если вы не доедаете кусочек хлеба, печенье, сорите на пол, портите парты, значит, вы не уважаете труд других людей. А это очень важно, когда люди понимают трудность работы и бережное отношение к труду других людей. Я хочу, чтобы вы, ребята всегда ценили и уважали не только свой труд, но чужой труд берегли как свой.

А сейчас мы проведем игру «Что перепутал художник?»

На доске вывешены рисунки людей в своей профессиональной одежде, но некоторые элементы одежды художник перепутал. Нужно исправить ошибки художника, переставляя часть рисунка, и назвать профессию. (каждый рисунок состоит из 3- х частей).

Например:

1. головной убор повара,

2. верхняя одежда милиционера

3. брюки пожарника

II. Групповая игра «Построй свой дом».

А еще сегодня мы с вами попробуем сами «построить» дом. А «строить» мы будем строительными «бригадами», в которых работают люди разных профессий.

Лежало до самого горизонта унылое поле, скучное-скучное. Ни одного деревце не росло на том поле. Но вот однажды решили на том поле дом строить, большой и светлый с просторными комнатами и красивыми окнами. В начале архитекторы создали проект дома. Они долго над ним трудились.

1. Проводится конкурс "Архитекторы (На большом листе бумаги нарисовать простым карандашом дом) (эскиз).

Вскоре на поле появились экскаваторы, и они вырыли огромный котлован для будущего дома.

2. Конкурс "Экскаваторщики" (Необходимо ложкой "ковшом" "Вырыть" котлован для дома) (вычерпать из коробки обрывки газеты).

Потом появились каменщики и начали возводить из кирпичей крепкие высокие стены.

3. Конкурс "Каменщики" (Необходимо "выложить" стенку из "кирпичей" коробок, которые соединяются между собой скотчем) В стене нужно сделать проем для окна.

Не может быть дом без застекленных окон. И тогда пришли стекольщики и вставили в пустые окна стёкла.

4. Конкурс "Стекольщики" (Вырезать из желтого картона "стекло"и "застеклить" приклеить картон скотчем)

А электрики протянули провода, и по ним побежал веселый ток, заливая ярким светом просторные комнаты.

5. Конкурс "Электрики" (На столе установить две бутылки на расстоянии 70 см друг от друга) "электрические столбы", вставить в горлышки бутылок вилки "поперечные изометоры", а затем, взяв катушку ниток "электрический кабель" протянуть нитки от каждого зубца одной вилки до каждой другой. "Провода" не должны провисать.

Подведение итогов конкурса.

Построй свой дом

Для счастья в нем

Построй свой дом

На крутом берегу,

На бескрайнем лугу

Построй свой дом

Построй для тех

Кто верит в тебя

И живи в нем, любя.

III. Итог урока

О чем мы с вами говорили на уроке?

Что же нового узнали из нашей беседы?

Какой вывод вы сделали для себя из нашей беседы?

Маленькое дело лучше большого безделья

Классный час

2 « A » Смирнова Т.П. ГОУ СОШ № 156

Тема. "Маленькое дело лучше большого безделья".

Цель. Воспитание трудолюбия, желания приносить людям радость и счастье своим трудом.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы

Учитель. Ребята, сегодня мы с вами поговорим о трудолюбии. Как вы понимаете смысл этого слова?

Дети. Трудолюбие – это любовь к труду.

У. О ком говорят, что он трудолюбивый человек?

Д. О человеке, который любит и умеет трудиться.

III. Вступительная беседа

У. Как вы думаете, в нашем классе есть трудолюбивые ребята?

Д. Да.

У. А как вы об этом узнали?

Д. По тем действиям, которые они совершают.

У. Вспомним, какие добрые, хорошие дела сумели вы сделать за истекший год. Есть хорошая пословица: "Маленькое дело лучше большого безделья". Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Выслушиваются ответы детей.

Конечно, даже маленькое дело требует трудолюбия, выдумки, интереса к своей работе, творческого отношения.

ЧТД – чередование традиционных (творческих) дел.

Поручения даются группам ребят на определенный срок (1 – 2 недели).

Какие же поручения и конкретные обязанности чередуются у нас сегодня?

На доске:

Группа 1: "Умники и умницы" – хозяева класса (ХК).

Группа 2: "Веселые ребята" – дружина порядка (ДП).

Группа 3: "Лучики" – санитары (С).

Группа 4: "Румяные щечки" – физкультурники (Ф).

Группа 5: "Звездочки" – цветоводы (Ц).

IV. Работа по теме

У. Первой выступит группа "Умники и умницы" – хозяева класса. Наводить чистоту на лестницах и в коридорах школы нашим хозяевам еще рановато, но сохранять чистоту, поддерживать порядок в собственном классе, они, безусловно, могут.

Выходят "хозяева класса".

Ученик 1. Я дежурю по классу, слежу за чистотой парт.

Ученик 2. Я слежу за чистотой подоконников.

Ученик 3. Я слежу за чистотой мебели.

Ученик 4. Я слежу за чистотой доски и пола.

Все ( хором ). А все вместе мы раздаем проверенные тетради.

У. Давайте поиграем в игру "Подскажи словечко". Я буду говорить начало фразы, а вы – ее конец.

    Очищайте обувь от грязи, снега при входе в... ( помещение ).

    Не сорите на... ( пол ) , на... ( парте ).

    Держите в порядке все... ( вещи ).

    Стирайте мел с доски влажной... ( тряпкой ).

    Пол подметайте влажным... ( веником ).

    Почаще проветривайте... ( помещение ).

У. Следующей выступает группа "Веселые ребята". Слушаем дружину порядка.
Ребята этой группы следят за тем, как ученики нашего класса выполняют правила поведения в школе, соблюдают правила вежливости и культуры речи.
Хочу проверить, как вы знаете правила поведения в школе.
Предлагаю вам игру "И я". Если я назову правильный поступок, скажите: "И я". Если нет – молчите. Готовы?

    Я в школу прихожу аккуратно одетой.

    Я редко беру в руки расческу.

    Я все школьные вещи содержу в порядке.

    Я в школу прихожу вовремя.

    Я, войдя в школу, толкаюсь, спешу опередить всех.

    Я всегда здороваюсь, когда вхожу в класс.

    Я никогда не здороваюсь со взрослыми в школе.

    Я всегда здороваюсь со взрослыми при встрече.

    Я всегда благодарю за помощь.

    Я всегда поднимаю упавшую вещь.

    Я всегда отнимаю игрушку у товарища.

    Я всегда перебиваю говорящего.

    Я всегда навожу порядок на столе.

Я вижу, что вы знаете правила поведения в школе и научились их хорошо выполнять. Давайте вспомним правила поведения на уроке. О них вам расскажут ребята из группы "Веселые ребята".

Ученик 1. Если ты опоздал на урок и заходишь в класс после звонка, спроси разрешения учителя.

Ученик 2. Если в класс входит взрослый, все дружно встают, приветствуя вошедшего. Сесть можно только после разрешения учителя.

Ученик 3. Во время урока сидеть полагается прямо. Руки лежат на парте. Если оглядываться, смотреть по сторонам и разговаривать на уроке, то не услышишь что-то важное и интересное.

Ученик 4. Если учитель задает вопрос классу, а ты хочешь ответить, подними руку. Руку надо поднимать и тогда, когда хочешь спросить что-либо у учителя.

У. Перемена нужна всем: и детям, и учителю. Что такое перемена? Для чего она нужна? Чем может заниматься ученик во время перемены?

Выслушиваются ответы детей.

Давайте послушаем стихотворение Бориса Заходера "Перемена". О чем оно?

Перемена, перемена –
Заливается звонок.
Первым Вова непременно
Вылетает за порог.
Семерых сбивает с ног.
Неужели это Вова,
Продремавший весь урок?
Неужели это Вова
Пять минут назад ни слова
У доски сказать не мог?

Если он, то, несомненно,
С ним – большая перемена.
Не угонишься за Вовой!
Но, гляди, какой бедовый!
Он за пять минут успел
Переделать кучу дел:
Он подставил три подножки
(Ваське, Кольке и Сережке),
Прокатился кувырком,
На перила сел верхом,
Лихо шлепнулся с перил,
Подзатыльник получил,
С ходу дал кому – то сдачи,
Попросил списать задачи, –
Словом, сделал все, что мог!

Ну а тут – опять звонок...
Вова в класс плетется снова.
Бедный! Нет лица на нем!
– Ничего, – вздыхает Вова, –
На уроке отдохнем!

А теперь слово группе "Лучики". Они санитары.
Санитары следят за внешним видом ребят, проверяют сменную обувь, чистоту рук перед едой, смотрят за порядком в столовой, за уборкой посуды после завтрака, заботятся о том, чтобы школьные принадлежности имели опрятный вид.

У. Сейчас мы узнаем, какими предметами пользуются наши дети, чтобы быть здоровыми. Для этого надо отгадать загадки.

Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится.

Д. Мыло.

У. Зубов много, а ничего не ест.

Д. Расческа.

У. Я не сахар, не мука,
Но похож на них слегка.
По утрам всегда я
На зубы попадаю.

Д. Зубной порошок.

У. Говорит дорожка –
Два витых конца:
"Помойся хоть немножко,
Чернила смой с лица.
Иначе ты в полдня
Испачкаешь меня".

Д. Полотенце.

У. Хвостик из кости,
А на спинке – щетинка.
Вроде ежика на вид,
Но не просит пищи.
По одежде пробежит –
Одежда станет чище.

Д. Щетка одежная.

У. Хохотун Егорка взялся за уборку.
В пляс по комнате пошел,
Оглянулся – чистый пол.

Д. Веник.

У. Если руки ваши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варили кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без...

Д. Воды.

Звучит песня о спорте.

У. А сейчас приглашаются "Румяные щечки" – физкультурники. О своих делах они расскажут сами.

Все ребята ( хором ). Мы проводим:

Ученик 1. Гимнастику до занятий.

Ученик 2. Физкультминутки в классе на уроках.

Ученик 3. Настольные игры, спортивные соревнования.

Ученик 4. Подвижные игры на переменках.

Все ребята ( хором ). Желание у нас одно:
Хотим стать настоящими спортсменами!

Ученик читает стихотворение Анатолия Костецкого "Перильные состязания".

Звонок...
Переменка...
Вниманье!
Вниманье!
Сегодня соревнованье!
Борьба не для робких,
Борьба не для хилых.
Вид спорта –
Новейший:
Бобслей
на перилах.
Кто съедет,
ни разу не спрыгнувши
вниз,
тому – чемпионское званье
и ПРИЗ!
Вот к старту выходит
вихрастенький Гена,
"трибуны"
приветствуют шумно спортсмена.
А он
на перила
взбирается первым –
и мчит!
Да так лихо,
что холодно нервам.
Весь класс его замер.
Пролет...
Разворот...
Ура! Ай да Генка!
Уж финиш вот-вот!

У. Ребята, как вы думаете, опасны такие соревнования? Почему?

Выслушиваются ответы детей.

Ребята, назовите игры, в которые можно поиграть на переменах.

Д. Шахматы, шашки.
– Игрушечные машинки.
– Настольные игры.
– "Ручеек".

Молодцы! Правильно!

У. Ребята нашего класса особенно радуются собственному зеленому "садику".
Слово переходит к группе "Звездочки". Они цветоводы.

Ученик 1. Комнатные растения украшают жилые и служебные помещения. Особенно они радуют нас своей зеленью, а иногда и яркими цветами зимой, когда в природе все покрыто снегом.

Ученик 2. Творения мудрой и щедрой природы учат нас понимать и беречь прекрасное. Чудесные, полные жизни, наши зеленые друзья вносят уют и незаменимое тепло в класс, где мы учимся.

Ученик 3. По мнению врачей, ничто не действует так благотворно и целительно на состояние и настроение людей, как комнатные растения. Зеленый цвет листьев очень благотворно влияет на зрение, снимает переутомление.

Ученик 4. Многие растения оздоравливают воздух и даже убивают вредных микробов, создают в помещениях целебный микроклимат.

Дети ( хором ). Комнатные растения – наши друзья! И за это мы должны быть им только благодарны.

У. Цветоводы предлагают следующие задания:

1. Составить картинку, назвать растение и рассказать, что вы о нем знаете.

Каждой группе учеников раздается разрезанная картинка с изображением растения.

2. С закрытыми глазами нарисовать цветок.

Каждой группе учеников раздаются чистый лист бумаги и фломастер.

Дети выполняют задания. Итог обсуждается.

V. Итог работы

У. Комфортно ли работать вам в группах? Есть ли затруднения в общении?

Выслушиваются ответы детей.

Ребята, в труде, как и в игре, очень важно, чтобы вы умели работать дружно, сообща.

Существуют "Правила коллективной работы". Давайте с ними познакомимся.

Ученики читают памятку "Правила коллективной работы".

1. Договоритесь с товарищами об общем плане работы и ее результатах. Выслушайте предложения всех ребят и выберите то, что интересно и важно для всех.
2. Распределите работу между собой по-справедливости. Это значит поровну разделите интересное и не очень интересное, легкое и трудное, приятное и не очень приятное.
3. Каждый выполняет свою работу в срок и как можно лучше, при этом все время имеет в виду не только свою часть работы, но и общую.
4. По ходу работы спрашивайте, как идет работа у других.
5. Помогите тому, у кого не ладится работа.
6. Учитесь у других тому, чего не умеете, охотно принимайте советы ребят, их помощь и поддержку, если она необходима.

Как вы понимаете смысл пословиц, написанных на доске?

На доске:

Аккуратность человека красит.

Всякий человек в деле познается.

Всяк свою работу делай, на другую – не кивай.

Без дела жить – только небо коптить.

Выслушиваются ответы детей.

Что сегодня вы узнали нового? Что захотелось изменить в своей жизни?

Дети отвечают.

Римма Николаевна Одинцова
Занятие по трудовому воспитанию для младших школьников «Маленькое дело лучше большого безделья»

Ход занятия.

1. Организационный момент :

Добрый день! Мы начинаем наше занятие , а начнём мы его с определения нашего настроения. Для этого у меня есть смайлики разного цвета и с разным выражением лица. Я попрошу вас прикрепить на доску картинку с тем выражением лица, которое соответствует вашему настроению.

Молодцы. Я желаю вам на занятии быть активными , внимательными и надеюсь, что занятие будет вам интересно и вы узнаете много нового.

2. Сообщение темы :

Как вы считаете, о чём будет наше занятие ? (Ответы детей)

Наше занятие о труде и называется : «» , как говорится в народной пословице.

Как вы думаете почему, я так назвала занятие ? (ответы детей)

Вы ещё маленькие только учитесь трудиться , для того, чтобы став взрослыми могли многое уметь и делать, и тогда вам легче будет в большом мире .

Целеполагание :

Ребята, а что бы вы хотели узнать и чем заниматься на нашем занятии ?

(ПОДВЕСТИ ДЕТЕЙ К ПОСТАНОВКЕ ЦЕЛЕЙ : 1. НАУЧИТЬСЯ ДЕЛАТЬ НОВЫЕ ПОДЕЛКИ

2. ДОДЕЛАТЬ ПОДЕЛКУ «Колокольчик»

3. ЗАНИМАТЬСЯ РАЗНЫМИ ВИДАМИ ТРУДА )

Запомните свои желания, а в конце занятия мне скажите , - всё ли мы выполнили.

3. Актуализация опорных знаний :

Подумайте и скажите, что такое труд . (Ответы детей)

Да, конечно, труд – это работа , дело .

Ребята, а какие пословицы о труде вы знаете ? (ответы детей)

Посмотрите на экран прочитайте пословицы и скажите, как вы их понимаете.

(рассуждения детей)

Какие труды , такие и плоды.

Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот, кто трудиться .

Не начавши дело - думай , а начавши дело - делай .

Давайте вспомним, о чём были наши последние занятия .

Посмотрите на экран и вспомните, чем мы занимались на этих занятиях и расскажите . (рассказы детей об изготовлении поделок , ремонте книг, посадка комнатных растений)

ФИЗМИНУТКА

На разминку становись!

Вправо-влево покрутись

Повороты посчитай,

Раз-два-три, не отставай, (Вращение туловищем вправо и влево.)

Начинаем приседать - (Приседание)

Раз-два-три-четыре-пять.

А теперь ходьба на месте,

Левой-правой, стой раз-два. (Ходьба на месте.)

И на место снова сели,

Принимаемся за дело . (Дети садятся.)

4. Приобретение нового материала

Ребята, скажите мне, какие виды труда вы знаете ? (Ответы детей)

Труд бывает физический и умственный. Что такое физический труд ? (Ответы детей)

Физический труд – это вид трудовой деятельности , связанный с приложением физических усилий человека.

Ребята, а что вы делаете физическим трудом ? (Ответы детей)

-Конечно же : вы убираете территорию, дежурите в столовой, ухаживаете за комнатными растениями, вытираете пыль и т. д.

И что такое умственный труд ? (Ответы детей)

Умственный труд – это интеллектуальная деятельность, при осуществлении которого рабочим органом является мозг.

Что такое интеллект?

Интеллект - мыслительная способность человека

А что вы делаете умственным трудом ? (уроки, читаете книги, учим стихи, придумываем поделки, рисунки)

Скажите мне, пожалуйста, при выполнении одного дела, мы можем мы заниматься физическим и умственным трудом ? (ответы детей) Молодцы! Конечно, мы вначале придумываем, а потом делаем.

Умственный и Физический труд - это две взаимосвязанные стороны человеческой деятельности.

Мне очень нравится высказывание одного учёного о труде , прочитайте его на экране :

«Как в самой природе голова и руки принадлежат одному и тому же организму, так и в процессе труда соединяется умственный и физический труд »

Как, вы это высказывание понимаете? Молодцы. Что труд тренирует ? (Ответы детей)

Да, труд тренирует интеллект , укрепляет здоровье.

Сейчас я вам предлагаю решить задачу. Каким видом труда вы будите заниматься решая их? Правильно, умственным трудом .

У нас три стола, а вас 10 человек, по сколько человек должны сесть за каждый стол. (Ответы детей)

Молодцы! За два стола сядет по три человека, а за один четыре.

Прежде, чем мы присядем за столы, скажите мне, что у меня в руках? А зачем нам колокольчик? Ёлочная игрушка у нас готова? Нет, нам нужно её доделать.

Как, вы считаете, какой вид труда вы будете выполнять ? Умницы! Конечно же, вы будите доделывать поделку умственным и физическим трудом . Что не достаёт нашему колокольчику? Умницы, недостаёт того, на что мы будем вешать наш колокольчик на ёлочку. Сейчас вы и будите этим заниматься.

Каждое место подписано и вам нужно найти свою фамилию и сесть возле неё.

Пожалуйста, присаживайтесь.

Творческая работа «Колокольчик»

У вас на столах всё, что необходимо вам для того, чтобы доделать поделку. Приступайте к работе. (Доделывание ёлочной игрушки)

Молодцы! Замечательные получились у вас колокольчики. Теперь мы их аккуратно положим в коробочку, а потом повесим на ёлочку.

А сейчас я попрошу вас выполнить физический труд . Уберите за собой рабочее место.

Присаживайтесь на стульчики.

Посмотрите, у меня в руках шенилловая проволока.

Шенилл (в переводе с французского языка «гусеница» )

Это пушистая ткань намотанная на основу Шенилл используется при обивке мягкой мебели.

Если за основу взять проволоку, то получится шенилловая проволока.

Какая она на ощупь? Из этой проволоки можно сделать разные поделки. У меня в руках снежинка из проволоки шенилл, с которой мы будем проводить опыт.

Опыт со снежинкой

Я попрошу вас встать и подойти к столу. Что вы видите? Да, на столе вода и соль.

Сейчас я вас научу делать искусственный «снег» из воды и соли.

Налейте воду из бутылки в банку и насыпьте соль и перемешайте всё. Что у нас получилось? (ответы детей) Да, у нас получилась солёная вода.

Как вы считаете, что со снежинкой произойдёт, если мы её опустим в солёную воду? Сколько времени должна пролежать снежинка в соли, чтобы получилась в «снегу» ? «Снега» в банке мы почти не видим, но если мы опустим в солёную воду снежинку из проволоки шенилл и оставим на некоторое время. Снежинка обрастёт соленым налетом, и она у нас получится в «снегу» . Я, держала снежинку в солёной воде несколько дней и посмотрите, что у меня получилось. Какая она теперь на ощупь? У меня получилась снежинка в «снегу» ? Нашу снежинку мы оставим в солёной воде на неделю и посмотрим, что у нас получится.

Садитесь на стульчики.

5. Заключительная часть

Наше занятие подходить к концу . Давайте вспомним, как называется наше занятие .

«Маленькое дело лучше большого безделья »

Подходит эта пословица к нашему занятию ? Почему, вы так считаете? Да, конечно вы делаете маленькие дела , которые приучают вас к труду и к большой самостоятельной жизни, в которой нет места безделью .

Что нового вы узнали и чем занимались сегодня на занятии ? А вспомните, что вы хотели узнать на занятии ? Мы всё выполнили?

Сейчас, я попрошу вас прикрепить смайлики с выражением того лица, которое соответствует вашему настроению. Посмотрите и скажите, изменилось ваше настроение? Молодцы. Вы все на занятии работали всеми видами труда , были активны и старались отвечать полными ответами, сделали замечательный колокольчик. Спасибо вам за великолепную работу на занятии .

6. Итог. Ну вот, наше занятие подошло к концу , но это не последнее занятие о труде , мы будем делать ёлочные игрушки и поделки, познакомимся с трудом взрослых .

7. Труд

Я попрошу вас перед уходом взять материал, который мы использовали на занятии и унести в группу . Построились. Всем спасибо!

Спасибо! До новых встреч!

Труд - в почете, безделье - в позоре. И так было почти всегда. Об этом же говорит и выражение «Маленькое дело лучше большого безделья». Почему так и чем полезен труд и вредна праздность - будем разбираться сегодня.

Смысл

Значение пословицы сводится к простой формуле: «Лучше делай хоть что-нибудь, чем ничего». Почему? Потому что труд, даже самый незначительный, имеет три составляющие:

  • Он прогоняет скуку.
  • У него есть цель.
  • Труд результативен.

У безделья таких составляющих нет, потому что оно бессодержательно и безбрежно. Но помимо выше перечисленных элементов труда, есть еще одна его сторона, которую нужно обсудить особо и доказать все-таки, почему маленькое дело лучше большого безделья.

Труд имеет перспективу, а у лени ее нет

Любое, даже самое незначительное дело, может жить и развиваться, а если человек ничем не занят, то это не принесет ему прибыли. Тем более, наше время таково, что некоторые умудряются зарабатывать на самых, казалось бы, пустяковых вещах. Например, у кого-то, как он (или она) считает, отменный вкус, и человеку нравится одевать людей. Сегодня такая профессия называется «стилист». Но есть люди, которые зарабатывают на жизнь только тем, что подбирают состоятельным гражданам одежду, не касаясь образа в целом. Разумеется, если человек беден, то на личного стилиста у него денег просто нет.

Бедность и богатство в данном случае совсем не важны, а важно то, что маленькое дело лучше большого безделья. Даже если занятие кажется окружающим странным и непонятным. Как знать, может быть, человек через 10 или 20 лет станет законодателем моды.

Кстати, Стив Джобс и Билл Гейтс тоже начинали с малого. А что в итоге вышло? Всем известно. И этот пример даже успел набить оскомину. В любом случае, от фактов никуда не деться.

Дейл Карнеги и пословица

Широко известны книги американского психолога К ним можно относиться по-разному, но ему же принадлежит мудрая мысль: «Самое дешевое лекарство от невроза - это быть занятым». Таким образом, выясняется: у пословицы "Маленькое дело лучше большого безделья" существует еще и психологическое измерение. Скука и незанятость действительно опасны. Если человек не знает, куда себя применить, то у него заводятся разные скверные мысли, от которых он впадает в депрессию или другие неприятные и рисковые состояния. Если же человек занят, то у него нет времени на беспочвенные размышления, ему надо выполнять поставленные задачи.

Поэтому труд хорош не только тем, что дает средства к существованию и наполняет жизнь человека содержанием, - у работы так же есть терапевтический смысл: она не позволяет человеку от размышлений на тему, например, смысла жизни. Зачем забивать всякими абстрактными глупостями себе голову, когда конкретные задачи ждут своего решения? Ответ очевиден.

И если человек задумается, то поймет: пословица «Маленькое дело лучше большого безделья» говорит о том же самом.

Пословица: Маленькое дело лучше большого безделья.

Интерпретация смысла, значение пословицы:

Смысл этой пословицы состоит в том, что любой труд, пусть даже не самый тяжелый, облагораживает человека, делает его лучше. Когда человек ленится, он деградирует, тупеет, становится слабым. Преодоление трудностей дает толчок к развитию и, конечно же, приносит практическую пользу. Не зря говорят, что «без труда не выловишь и рыбки из пруда». Если совсем ничего не предпринимать, результата не будет. Но даже маленькие шаги на пути к цели уже приближают нас к ней.

Часто бывает, что какое-то задание кажется очень сложным и невыполнимым. В этом случае надо не бояться и не сидеть сложа руки, а постараться выполнить хотя бы какую-то часть этой работы. Как только вы начнете действовать, задача сразу станет понятнее, появится вдохновение и нужный настрой.

Даже самые незначительные дела не стоит откладывать на неопределенный срок. Нужно не лениться, а действовать.