Колесниченко Наталья Георгиевна - учитель русского языка и литературы ОСШ № 11 г.Караганды

Гафиятуллина Алла Михайловна - учитель русского языка и литературы ОСШ № 11 г.Караганды

Задания на развитие функциональной грамотности чтения учащихся по международной программе PISA .

Целью работы является оценка владения учащимися знаниями и умениями, необходимыми для полноценного функционирования в обществе.

«БАНКНОТЫ КАЗАХСТАНА»

Перед вами изображение обновленной банкноты номиналом 5000 тенге,выпущенной 30 декабря 2011 года

Внимательно рассмотрите банкноту. Как вы думаете, какая фраза присутствует на всех банкнотах Казахстана?

Ответ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Критерии оценки:

Правильный ответ: «Подделка банкнот преследуется по закону» -- 1 балл.

Другой ответ – 0 баллов.

Задание №2

Какой элемент, изображенный на купюре, является символом мира и согласия?

А) монумент «Казак елi »

Б) летящие голуби

В) верхняя часть монумента независимости

Г) горы Заилийского Алатау

Критерии оценки:

Правильный ответ – Б – 1 балл.

Другой ответ – 0 баллов.

2 группа

Опираясь на изображение купюры, заполните таблицу. Поставьте знак «+» в соответствующей колонке.

Утверждение

верно

неверно

Нет информации в тексте

На банкноте имеются элементы защиты: голографическая лента с изображением летящей птицы, яблока и цифры номинала.

Банкнота номиналом 5000 тенге является средством накопления и поэтому подделывается фальшивомонетчиками не так часто, как другие

На лицевой и оборотной стороне банкноты имеется метка для людей с ослабленным зрением

Можно на ощупь почувствовать, что перед вами банкнота

5000 тенге – самая крупная банкнота Казахстана

Казахстанские банкноты занимают призовые места на международных конкурсах

Критерии

5-6 правильных – 1 балл

Менее 5 – 0 баллов

3 группа

Аверс- это лицевая сторона банкноты. Реверс – обратная сторона.

Найдите соответствие

реверс


аверс

Критерии оценки:

    аверс, 2- реверс.

Правильно ответил- 1 балл.

Международное банкнотное сообщество (IBNS) – это объединение коллекционеров банкнот, членами которого являются около 2000 экспертов из более 90 стран мира.

В мае 2013 года IBNS подвело итоги международного конкурса и признало казахстанскую банкноту 5000 тенге «Лучшей банкнотой 2012 года». Согласен ли ты с этим выбором и почему?

Ответ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Критерии оценки:

Задание №4

Банкнота того же номинала, выпущенная в 1998 году, сейчас

вышла из активного оборота, но является объектом интереса коллекционеров.

Восстановите диалог между двумя коллекционерами: покупателем и продавцом этой банкноты. Ответ запишите в виде цепочки.

Одна бона еще осталась!

ЛЛ 0056296

Критерии оценки:

Правильная цепочка

Правильная цепочка – 1 балл.

Неправильная цепочка - 0 баллов.

Если бы вы были дизайнером банкноты, чтобы вы изменили?

Аргументируйте свой ответ.

Критерии оценки:

Если внесли изменения, но не аргументировали (1-2 аргумента) – 1 балл

Если ничего не изменили, но не аргументировали (1-2 аргумента)- 1 балл

Домашнее задание

1 группа

Вспомни и запиши пословицы, поговорки, афоризмы, изречения о деньгах

2 группа

Напиши мини-сочинение на тему «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»

3 группа

Напиши сказку «Путешествие тиынки»

Просмотр содержимого презентации
«Мини-урок»


Банкноты

КАЗАХСТАНА




  • Правильный ответ: «Подделка банкнот преследуется по закону» -- 1 балл.
  • Другой ответ – 0 баллов.

Задание №2

  • Правильный ответ – Б – 1 балл.
  • Другой ответ – 0 баллов.
  • 5-6 правильных 1 балл
  • Менее 5 0 баллов
  • 1-аверс, 2- реверс.

Правильно ответил- 1 балл.

Неправильно ответил- 0 баллов.


  • В правильный ответ входят понятия: оформление, степень защиты от подделки, национальный колорит, смысловая нагрузка, эстетичность.
  • Если ученик привел все критерии – 2 балла.
  • Если ученик привел 3-4 критерия – 1 балл.
  • Если ученик привел 3-4 правильных и несколько неправильных критериев – 1 балл.
  • Если ученик привел 1-2 или нет ни одного правильного критерия – 0 баллов.

Задание №4

-- Нет, я никуда не спешу. Я очень сильно сомневаюсь, что где-то есть дешевле.

-- С каждым годом найти эту бону в качестве – все сложнее!

-- Хороший выбор! Хорошая серия!

-- А новогодних распродаж нет?

-- Одна бона еще осталась!

-- Здравствуйте, Максим. Зарезервируйте для меня

-- Согласен. Цена очень хорошая!

ЛЛ 0056296

Правильная цепочка 1 балл.

Неправильная цепочка - 0 баллов.


  • Если внесли изменения в банкноту и аргументировали эти изменения (3 аргумента) – 2 балла
  • Если ответили, что ничего не изменили и привели веские аргументы (3 аргумента)- 2 балла
  • Если внесли изменения, но не аргументировали (1 -2 аргумент а ) – 1 балл
  • Если ничего не изменили, но не аргументировали (1 -2 аргумент а )- 1 балл
  • Если нет аргументов – 0 баллов

Домашнее задание

1 группа

Вспомни и запиши пословицы, поговорки, афоризмы, изречения о деньгах

2 группа

Напиши мини-сочинение на тему «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»

3 группа

Напиши сказку « Путешествие тиынки »



Молодцы!

Поздравляем с успешным

завершением работы!

В рейтинге PISA у Франции плохие результаты. Страна находится в середине списка стран ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), результаты французских школьников особенно не впечатляют в математике.

Вот пять из пятидесяти математических задач, предложенных школьникам.

Рост лишайников

Одним из последствий глобального потепления является таяние льда некоторых ледников. Через двенадцать лет лед исчезает, и крошечные растения — лишайники — появляются на скалах. Во время роста лишайники образуют круги. Соотношение между диаметром круга и возрастом лишайника приблизительно определяется формулой:

где — диаметр лишайника в миллиметрах и — количество лет, прошедших после того, как растаял лед.

1. Используя формулу, рассчитайте диаметр лишайника через 16 лет после того, как лед растаял.
2. В какой-то год диаметр лишайника составил 42 миллиметра. Сколько лет назад растаял лед в данном месте? Приведите решение.

1. Применим формулу для , то есть:

Через 16 лет диаметр лишайника будет 14 мм.

2. По той же формуле

Через 48 лет лишайник достигает диаметра 42 мм.

Цена пиццы

В пиццерии подают две круглых пиццы одной и той же толщины, но разных размеров. Меньшая имеет диаметр 30 см и стоит 30 денег. Большая имеет диаметр 40 см и стоит 40 денег. Какую из двух пицц выгоднее покупать? Приведите ваши рассуждения.

Толщина двух пицц одинаковая, поэтому вычислим площадь каждой пиццы, предполагая, что это обычный круг. Площадь круга находится по формуле

(где — постоянная и — радиус круга, т.е. половина его диаметра). Таким образом, для двух данных пицц

См,
см.

Найдем стоимость 1 см поверхности каждой пиццы.

Для пиццы 30 см она составляет денег/см,
Для пиццы 40 см она составляет денег/см.

Покупка пиццы диаметром 40 см является более выгодной.

Кражи

В эфире одного из телеканалов репортер показал этот график и сказал: “График показывает, что имело место резкое увеличение количества краж в период с 1998 по 1999 год’’. Считаете ли вы, что заявление репортера правильно интерпретирует эту диаграмму? Обоснуйте свой ответ.

Масштаб графика вводит в заблуждение. Утверждение, что число краж выросло, на первый взгляд, оправдано. Но по вертикальной оси показана только часть между 500 и 520. Следовательно, разница между 507 кражами в 1998 году и 516 кражами в 1999 году кажется намного больше, чем это. Если график построить полностью, разница становится гораздо менее заметной. Что вполне логично, так как увеличение краж на самом деле составляет

Космический полет

Космическая станция Мир оставалась на орбите в течение 15 лет и около 86 500 раз облетела вокруг Земли в течение всего срока своего полета в космосе. Самый длинный период пребывания космонавта на станции Мир длился приблизительно 680 дней.

Сколько раз при этом космонавт облетел вокруг Земли?

A. 110
B. 1100
C. 11000
D. 110000

Найдем количество дней, в которые станция Мир летала вокруг Земли. год = дней; лет дней дней на орбите. Согласно условию, за 15 лет станция 86500 раз облетела вокруг Земли, что составляет оборотов в день. Космонавт, который провел 680 дней на станции, облетел вокруг Земли

Маяк

Маяк — это башня c фонарем наверху, он помогает кораблям найти путь в ночное время при плавании близко к берегу.

Маяк испускает световые сигналы в регулярной последовательности. У каждого маяка своя собственная последовательность сигналов. На рисунке ниже показана последовательность сигналов одного маяка. Вспышки света чередуются с периодами темноты. Это регулярная последовательность. Через некоторое время последовательность повторяется. Время полной последовательности, прежде чем она начнет повторяться, называется периодом. Если найти период последовательности, легко построить схему для промежутков времени длительностью в секунды, минуты или даже часы.

Какие из следующих периодов могут соответствовать последовательности этого маяка?

A. 2 секунды
B. 3 секунды
C. 5 секунд
D. 12 секунд

Сколько секунд маяк излучает световые сигналы в течение минуты?

A. 4
B. 12
C. 20
D. 24

В приведенной ниже сетке постройте график возможной последовательности световых сигналов маяка, который горит в течение 30 секунд каждую минуту. Период этой последовательности должен быть равен шести секундам.

1. Период — это время между двумя одинаковыми явлениями. Здесь последовательность: фонарь выключен две секунды, горит 1 секунду, выключен 1 секунду, горит 1 секунду. Или период 5 секунд.

2. Период маяка составляет 5 секунд, таким образом, последовательность включений и выключений маяка повторяется 12 раз () каждую минуту. В каждый период маяк горит 2 секунды, за одну минуту это будет секунды.

Требуется, чтобы период маяка был равен 6 секундам и маяк горел 30 секунд в минуту.
Один из возможных ответов — чередование 3 темных секунд и 3 светлых секунд. Период составляет 6 секунд, в течение одной минуты маяк горит 30 секунд .

Международная программа PISA 2000: примеры заданий по...

Международная программа PISA 2000: примеры заданий по чтению, математике и... на дисплее тексты, в которых использован естественный язык.

window.edu.ru

Развитие функциональной грамотности школьников на уроках...

7 июл 2016 ... Исследование PISA определяет уровень умений и навыков обучающихся... Все эти учебные задания присутствуют во всех учебниках, ... Как учитель русского языка и литературы большое внимание уделяю тому, ...

moluch.ru

Единый государственный экзамен по ГЕОГРАФИИ

8 окт 2018 ... 27 заданий. Часть 1 содержит 26 заданий, часть 2 содержит 1 задание. На выполнение экзаменационной работы по русскому языку... (1)Сегодня Пизанская башня, которая стоит на площади Чудес в итальянском.

down.ctege.info

Исследование PISA-2018. Читательская грамотность

Проведение исследования PISA-2018 в России... к оценке читательской грамотности. скачать (zip, 637 КБ); Примеры открытых заданий по чтению.

www.centeroko.ru

Тест по оценке знаний учащихся PISA: новые типы задач...

5 окт 2015 ... Тест по оценке знаний учащихся PISA: новые типы задач... из России. По результатам выполнения заданий PISA выстраивается один...

postnauka.ru

Тест по естествознанию по теме: Тетрадь PISA 2009 | скачать...

22 ноя 2014 ... При ознакомлении с демонстрационным вариантом 2009 года следует иметь в виду, что приведенные в нем задания не отражают...

nsportal.ru

Школьное образование в Финляндии по оценке PISA - Это...

Финны снова заняли высокое место в тесте PISA. ... ежедневно тратят 3-4 часа на выполнение домашнего задания, финские ученики делают его за час. .... В школах восточной Финляндии растет популярность русского языка.

finland.fi

Открытые задания PISA-2015 - НИО | НИО

1 фев 2018 ... Открытые задания PISA-2015 Примеры заданий по чтению, математике и естествознанию Основные результаты междуна.

www.adu.by

PISA — Центр оценки качества образования

Исследование PISA-2021 проверит математическую грамотность российских школьников. ... Результаты и примеры заданий исследования PISA 2015.

www.ivege.ru

Понимание текста на уроках русского языка и литературы

Уточним, что под грамотностью чтения в исследовании PISA понимается способность... На этот вопрос в своем интервью газете «Русский язык» отвечает Фазиль.... Выполняя такие задания, школьники не только тренируют свои...

rus.1september.ru

Задачи на грамотность чтения

Общая характеристика задачи Предмет: русский язык (развитие речи).

gov.cap.ru

Задания по пизе по русскому языку

сайт

11.Логические задачи по русскому языку.

Подборка дидактического материала "Занимательные задания по русскому языку".

infourok.ru

Разработка заданий по развитию функциональной грамотности...

Разработка заданий по развитию функциональной грамотности чтения учащихся по русскому языку в 9 классе.

multiurok.ru

Русский язык. Упражнения с ответами по орфографии...

Упражнения по темам ко всем частям книги «Курс русского языка». Правильность выполнения упражнений можно проверить с помощью ответов. Часть 1. Фонетика, словообразование, морфология и орфография.



Практическое занятие

«

Разработала и провела:

Ефимик

Марина Николаевна,

учитель математики

КГУ «Гимназия № 93»

г. Караганды

Караганда 2014-2015 учебный год

Практическое занятие

«PISA – связь практических заданий по математике с жизнью»

Ф.И.О. и место работы

Ефимик Марина Николаевна

КГУ «Гимназия № 93» г.Караганда

Тема занятия:

Практическое занятие «PISA – связь практических заданий по математике с жизнью»

Общие цели:

Раскрыть возможности развития функциональной грамотности учащихся на уроках математики через решение задач PISA .

Ожидаемые результаты:

1. Участники мастер-класса получат знания и навыки по развитию функциональной грамотности школьников

2. могут создавать проекты уроков по новой технологии

3. научатся использовать приемы развития математической грамотности в своей педагогической практике

Ключевые идеи:

Познакомить участников мастер-класса с приемами развития функциональной грамотности школьников по математике через решение задач международного исследования PISA

Время

Деятельность тренера

Деятельность слушателей

Введение

5 мин

Вступление

Ключевым ориентиром для совершенствования качества образования является Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012–2016 годы, в котором, сказано: «…педагоги общеобразовательных школ Республики дают сильные предметные знания, но не учат применять их в реальных, жизненных ситуациях». По мере развития общества требования к прикладным знаниям растут (расширяется их диапазон, формируются новые качественные признаки), можно сказать, что функциональная грамотность человека выступает показателем его способности адаптироваться к условиям микросоциума. Для формирования функциональной грамотности необходимо создать особую образовательную среду, причем не только на уроке, но и во внеурочное время

Создание коллаборативной среды

Тренер знакомится с участниками мастер-класса, делит участников на группы

Знакомство, деление на группы

Погружение в тему

10 мин

Работа с видеоресурсом

презентация «РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ PISA – 2015»

Участники знакомятся с анализом международного исследования PISA – 2012

Задание № 1

Работа в группах

10 мин

Составить постер в котором необходимо отразить причины низких результатов наших школьников в международных исследованиях

Тренер наблюдает за участниками

Участники, работая в группе, составляют постер, затем защищают свои работы

Обобщение выступлений

5 мин

Тренер подводит итог проделанной работы и обобщает мнения участников

    Причины низких результатов школьников

1. Непривычная форма тестирования

2. Задания междисциплинарного характера, жизненные ситуации, в которых навыки чтения необходимы для решения общественных и личных задач;

3. Задания, далекие от жизненных интересов и социального опыта обучающихся;

4. Задания с выбором ответа, выполнение которых требует специальной подготовки;

5. Задания с напряженным графиком выполнения работы

6. Низок уровень применения основных математических, естественнонаучных понятий для: объяснения реальных ситуаций из повседневной жизни, критической оценки полученной информации, выдвижения гипотезы, умения обосновывать высказанную точку зрения.

7. Неумение работать с текстами делового стиля

(объявления, расписания авиарейсов, анкеты для приема на работу и др.), с текстами, включающими диаграммы, таблицы, схемы и карты;

8. Неспособность соотнести различные точки зрения на явления и события, сформулировать собственную точку зрения

Участники мастер-класса обобщают, делают выводы

Задание № 2

Работа в парах

15 мин

Задание . Решить задачи и вынести свои рекомендации по решению подобных задач

Обсуждение решений, внесение своих рекомендаций по решению предложенных задач

Участники выполняют задания, разбирая задачи, предложенные на международном исследовании. Защита решений и обсуждение в группах

Формирование групп сменного состава

Тренер делит участников мастер-класса на новые группы

Участники делятся на группы

Задание № 3

Работа в парах

15 мин

Тренер раздает задачи, предлагаемые на международном исследовании

Задание. Выполнив решение задач, выявить с какими трудностями могут столкнуться учащиеся при выполнении таких заданий.

Тренер наблюдает за участниками мастер-класса

Участники выполняют задание, выявляют трудности при решении задач, дополняют ответы других групп

Стратегия «Галлерея»

Задание № 4

Работа в группах

15 мин

Задание

На основе предложенной разработки урока, составьте свой проект урока на развитие функциональной грамотности.

Участники предлагают свой проект урока, презентуют свою работу и заслушивают проекты других групп

Задание № 5

Работа в группах

10 мин

Задание

Участники мастер-класса вырабатывают рекомендации, представляют сои работы, дополняют работы своих коллег

Стратегия «Автобусная остановка»

Подведение итогов

5 мин

Рефлексия

Возросшие запросы к качеству учебно-воспитательного процесса требуют от педагога применения новых подходов, форм и методов работы. В связи с этим, актуальным вопросом становится совершенствование творческого потенциала учителей путем обучения их таким методам и стратегиям работы с детьми, которые обеспечивают всестороннее развитие и самореализацию учащихся. Решение данной проблемы является залогом успешности всей профессиональной деятельности учителя и достижения результата образовательного процесса. Каждый ученик - талантлив, и задача школы и учителя – своевременно распознать особенности ученика и оказать ему педагогическую поддержку в развитии его способностей.

Задания формата PISA на уроках русского языка и литературы.

Бородинский хлеб.
Задание 1.
Восстанови текст, расположив его части в правильном порядке. Впиши последовательное расположение букв в строку ответа. А. Жена не смогла перенести гибели мужа, оставила свет и ушла в монастырь. Там она создала рецепт бородинского хлеба. Это был поминальный чёрный хлеб - в память о всех героях России, погибших в бою с армией Наполеона. Б. Мы испытываем глубокое уважение к хлебу: «Хлеб - всему голова», «Там и рай, где хлеба край». Нас с детства приучают уважительно, бережно относиться к хлебу. В. Рецепт его приготовления придумала монахиня одного из подмосковных монастырей, Маргарита Тучкова, жена блестящего молодого генерала Тучкова. Он трагически погиб в бою с французами на Бородинском поле, на исходе лета - 26 августа 1812 года. Его героическое поведение во время боя описал в романе «Война и мир» Лев Толстой. Г. Бородинский хлеб у нас любимый. Его аппетитная корочка посыпана кориандром, у него пряный запах и сладковатый вкус. Ответ:_______________________ Задание 2. Ниже даны варианты названий данного текста. Какой из них наиболее полно раскрывает основную мысль текста? Впиши букву в строку ответа. А. «Хлеб- всему голова». Б. Память о героях В. История создания бородинского хлеба. Г. Преданное сердце. Ответ ___________________ Задание 3. Перед вами три рецепта (состава) хлеба. Какой из них относится к способу приготовления бородинского хлеба? Впиши номер рецепта в строку ответов. 1 рецепт. Ржаная просеянная мука - 2,5 кг; вода- 1-1,5 литра; дрожжи - 30 г.; сахара - 20 г.; соль - 20 г. 2 рецепт. 510 г. муки пшеничной второго сорта; 90 г. муки ржаной обойной (обдирной); 32 г. солода ржаного; 0,6 г. дрожжей прессованных; 6 г. соли поваренной;38 г. сахар-песок; 25 г патоки;3 г. кориандра или тмина. 3 рецепт. Ячменная просеянная мука крупного помола - 1 кг.; вода - 3 стакана; дрожжи - 20 г.; сахара - 20 г.; соли - 10 г. 4 рецепт. Пшеничная мука - 2 кг.; дрожжи - 50 г.; соль - 1,5 чайной ложки; сахар - 1 чайная ложка; вода - 5 стаканов. Ответ__________________ Задание 4. Прочитай утверждения в таблице. Правдивы ли они? Если утверждение верное – поставь напротив букву А, если утверждение неверное – поставь напротив букву Б. Утверждение А (ДА), Б (НЕТ)

Задание 5. Перед вами портреты братьев Тучковых, участников Отечественной войны 1812 года. Который из них был мужем Маргариты Тучковой? Впиши его имя в строку ответов. Дайте своими словами обоснование своей точки зрения, при этом используя то, что сказано в одном из текстов или во всех трёх текстах.

Н. А. Тучков (1-й), генерал-лейтенант

В Отечественной войне 1812 года принимали участие четверо братьев Тучковых. Все они были генералами. Николай Алексеевич Тучков участвовал в русско-шведских войнах 1788-1790 и 1808-1809 годов, а также Швейцарского похода и кампании 1807 года. В войну 1812 года в армии Барклая де Толли Тучков-первый командовал 3-м пехотным корпусом. Принимал участие в отступлении русской армии от Вильно до Бородина. Корпус Тучкова сражался с корпусом Понятовского у деревни Утица на Старой Смоленской дороге. Утицкий курган несколько раз переходил из рук в руки.Курган был отбит у французов в контратаке. Возглавивший контратаку генерал Тучков был смертельно ранен. За три часа до этого был убит его брат Александр Тучков 4-й. После трех недель мучений скончался в Ярославле и был погребен в Толгском монастыре.

А. А. Тучков (4-й), генерал-майор

Из четырех братьев Тучковых, участвовавших в Отечественной войне, Александр был младшим. Тучков 4-й в 22 года был произведен в полковники, не побывав ни в одном сражении. Впервые принял участие в боевых действиях в 1806 году под Голымином, проявив редкое мужество. После этого был назначен шефом Ревельского полка. В 1807 году воевал под начальством Багратиона. Участвовал в битве под Фридландом. В 1808 году Тучков воевал в Финляндии. Отличившись в боях, был произведен в 31 год в генерал-майоры. Войну 1812 года Тучков 4-й встретил командиром бригады, входившей в состав 3-го пехотного корпуса под командой Н. А. Тучкова 1-го. 15 июля в составе армии Барклая де Толли бригада встретилась с врагом в бою под Витебском. Последним боем Александра Тучкова стало Бородино. У деревни Семеновской сражалась армия Багратиона. Посланная ей на помощь дивизия П. П. Коновницына, в которую входила бригада А. А. Тучкова, с марша вступила в бой. Под огнем французских ядер и картечи, стремясь увлечь солдат, Тучков бросился вперед со знаменем в руках и был сражен картечью.

Ответ. Имя_______________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6. Изучив карту Бородинского сражения и материал текстов 2 и 3,
соотнеси места сражений с именами братьев Тучковых. Впиши имя
возле соответствующей буквы в строке ответа.

Ответ:
А________________________
Б__________________________
В__________________________
Г________________________

Рекомендации к оцениванию.
Задание 1.
Ответ: Б,Г,В,А – 1 балл.

Задание 2.
Ответ: В– 1 балл
Другие варианты ответов-0 баллов.

Задание.3
Ответ: Рецепт №2– 1 балл
Другие варианты ответов-0 баллов.

Задание.4
Ответ: 1-А, 2-Б,3-Б – 1 балл
Другие варианты ответов-0 баллов.

Задание 5. 3 балла
1 балл- если названо только имя - Александр - без аргументации.
2 балла –если в аргументах ученика использован материал текстов
(молодой генерал Тучков, младше брата Николая на 16 лет,
в 31 год- генерал-майор, погиб на Бородинском поле
в возрасте 35 лет;
или- Николай Тучков на поле Бородина был ранен, а не убит;
умер в возрасте 51 года, т.е. назвать его «молодым» генералом нельзя - или синонимичные выражения)
3 балла- если к вышеназванным аргументам с опорой на текст ученик
добавит имя князя Андрея Болконского, героя романа
Л.Толстого «Война и мир».
Другие варианты ответов -0 баллов.

Задание. 2 балла
Ответ:
Б - Николай Тучков -– 1 балл
В - Александр Тучков – 1 балл
Другие варианты ответов-0 баллов

Задание 1-2- доступ и извлечение - проверяют навыки, связанные
с поиском, отбором и сбором информации.
Задание 3-4 - интеграция и интерпретация- , т.е. проверяется
способность использовать информацию текста
(переработка прочитанного для понимания текста).
Задание 5-6-- размышление и оценка - сопоставить
данные предложенных текстов, уловить мысль автора,
найти доводы в защиту своей точки зрения при подготовке
ответа, исходя из личных представлений о мире.