Военные реформы Петра I Выполнили: Воронина Анна Борзенкова Юлия Биография Петра I Цель: 1.Охарактеризовать военные реформы Петра I  2.Определить причины и последствия реформирования армии  План Причины реформирования армии  Основное содержание военной реформы  Итоги военных преобразований  Выводы  Причины реформирования армии Военная реформа, начавшаяся в 16981699 гг., была вызвана в первую очередь тем, что стрелецкие полки не справлялись с задачей обороны страны от внешних и внутренних врагов. Начало военной реформы Началом создания регулярной российской армии можно считать ноябрь 1699 года, а юридической основой – царские указы от 8 и 17 ноября, в которых были определены источники комплектования новых полков. Предполагалось, что в первую очередь армия будет формироваться из «охочих людей» - свободных подданных разных званий. 19 августа 1700 года Петр объявил войну Швеции (Северная война 1700-1721). Война, главной целью которой было закрепление России на Балтике. Война, началась с поражения русской армии под Нарвой в ноябре 1700 года. Однако этот урок пошел Петру впрок: он понял, что причина поражения прежде всего в отсталости русской армии, и с еще большей энергией принялся за ее перевооружение и создание регулярных полков, сперва путем сбора "даточных людей", а с 1705 с помощью введения рекрутской повинности. Началось строительство металлургических и оружейных заводов, поставлявших для армии высококачественные пушки и стрелковое оружие. Наряду с созданием регулярной армии проходило строительство военно-морского флота, жизнь и деятельность которого определял “Морской устав“.. Для обучения морскому делу составлялись инструкции: “Артикул корабельный”, “Инструкции и артикулы военные Российскому флоту” и др. В 1715 г. в Петербурге была открыта Морская академия, готовившая морских офицеров. В 1716 г. было положено начало подготовке офицерских кадров через гардемаринскую роту. Воинский устав написанный Петром I. Для обучения солдат и офицеров был издан “ Устав воинский “, обобщивший 15- летний опыт непрерывной вооруженной борьбы. Для обучения офицеров еще в 1698- 1699 гг. была основана бомбардирская школа при Преображенском полку, а в начале нового столетия создавались математическая, навигацкая, артиллерийские, инженерные, иностранных языков и даже хирургическая школы. В 20- х годах для подготовки унтерофицеров действовало 50 гарнизонных школ. Широко практиковалась стажировка молодых дворян за границей для обучению воинскому делу. Одновременно правительство отказывалось от найма иностранных военных специалистов. Итоги военной реформы Создание боеспособной регулярной армии, одной из сильнейших в мире, которая дала России возможность воевать со своими основными противниками и побеждать их.  Появление целой плеяды талантливых полководцев (Александр Меньшиков, Борис Шереметев, Федор Апраксин, Яков Брюс и др.)  Создание мощного военного флота.  Гигантский рост военных расходов и покрытие их за счет жесточайшего выжимания средств из народа.  Михаил Васильевич Ломоносов Пою премудрого Российского, Героя Что грады новые, полки и флоты строя, От самых нежных лет со злобой вёл войну, Сквозь страхи проходя, вознёс свою страну, Смирил злодеев внутрь и вне попрал противых, Рукой и разумом свёрг дерзостных и лживых, И мир делами весь на зависть удивил. Вывод: Военные реформы Петра I решали вопросы комплектования и организации армии. Осуществления руководства ею как в мирное, так и в военное время и обеспечение всем необходимым. В результате проведенных реформ русская армия стала самой передовой армией в Европе. Источники информации: http://his.1september.ru/article.php?ID=2 00204203  http://his.1september.ru/article.php?ID=2 00902004  http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrstore/edcd204f66d2-461d-a398221557ba1d69/Vydajushchiesyatxt.pdf  http://www.youtube.com/watch?v=mLn7 JFcxm8Y 











1 из 10

Презентация на тему:

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Как военный деятель Петр I стоит в ряду наиболее образованных и талантливых строителей вооруженных сил, полководцев и флотоводцев русской и мировой истории ХVIII века. Делом всей его жизни было усиление военной мощи России и повышение ее роли на международной арене.Военная реформа Петра I включала комплекс государственных мероприятий по реорганизации системы комплектования армии и военного управления, созданию регулярного военно-морского флота, совершенствованию вооружения, выработке и внедрению новой системы обучения и воспитания военнослужащих.

№ слайда 3

Описание слайда:

Реформа армии Преображенский и Семёновский полки, выросшие из детских потех юного царя, стали первыми полками новой российской армии, построенной с помощью иностранцев по европейскому образцу. Петром I была введена новая система комплектования регулярной армии. В 1699 году вводится рекрутская повинность, узаконенная указом Петра I в 1705 году. Суть ее состояла в том, что государство в принудительном порядке ежегодно набирало в армию и на флот из податных сословий, крестьян и горожан, определенное количество рекрутов. С 20 дворов брали одного человека, холостого в возрасте от 15 до 20 лет.К концу царствования Петра численность всех регулярных войск, пехоты и конницы, составляла от 196 до 212 тысяч человек.

№ слайда 4

Описание слайда:

№ слайда 5

Описание слайда:

Создание военно-морского флота Наряду с реорганизацией сухопутной армии Петр приступил к созданию военно-морского флота. К 1700 году Азовский флот насчитывал более 50 кораблей. В ходе Северной войны был создан Балтийский флот, который к концу царствования Петра I насчитывал в своем составе 35 больших линейных наружных кораблей, 10 фрегатов и около 200 галерных (гребных) судов с 28 тысячами матросов.

№ слайда 6

Описание слайда:

Реформа военного управления Была проведена реформа военного управления. Вместо Приказов Петр I учредил в 1718 году военную коллегию, в ведении которой находились полевая армия, "гарнизонные войска" и все "воинские дела". Окончательное устройство Военной коллегии было определено указом 1719 года. В ходе реформирования армии была введена единая система воинских званий, окончательно оформившаяся в Табели о рангах 1722 года. Служебная лестница включала 14 классов от фельдмаршала и генерал-адмирала до прапорщика. В основу службы и чинопроизводства Табеля о рангах была положена не родовитость, а личные способности.Уделяя много внимания техническому перевооружению армии и флота, Петр I наладил разработку и производство новых типов кораблей, новых образцов артиллерийских орудий и боеприпасов. При Петре I пехота стала вооружаться ружьями с ударно-кремневым замком, был введен штык отечественного образца.

№ слайда 7

Описание слайда:

Правительство Петра I придавало особое значение воспитанию национального офицерского корпуса. Вначале всех молодых дворян обязывали пройти солдатскую службу в Преображенском и Семеновском гвардейских полках, в течение 10 лет, начиная с 15-летнего возраста. С получением первого офицерского чина дворянские дети направлялись в армейские части, где служили пожизненно. Однако такая система подготовки офицеров не смогла полностью удовлетворить возрастающие потребности в новых кадрах, и Петр I учредил ряд специальных военных школ. В 1701 году в Москве открылась артиллерийская школа на 300 человек, а в 1712 году в Петербурге – вторая артиллерийская школа. Для подготовки инженерных кадров были созданы две инженерные школы (в 1708 и 1719 годы).В 1715 году в Петербурге была открыта Морская академия.

№ слайда 8

Описание слайда:

Петр I запрещал производить в офицеры лиц, которые не получили соответствующей подготовки в военной школе. Нередки были случаи, когда Петр I лично экзаменовал "недорослей" (детей дворянских). Тех, кто не выдерживал экзамен, отправляли служить на флот рядовыми без права производства в офицеры.Заботясь о моральном духе войск, Петр I награждал отличившихся генералов учрежденным им в 1698 году орденом Святого Андрея Первозванного, солдат и офицеров – медалями и повышением в чинах (солдат также деньгами). В то же время Петр I ввел в армии суровую дисциплину с телесными наказаниями и смертной казнью за тяжкие воинские преступления.

Описание слайда:

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Порядок набора рекрутов Все податное население каждый год отдавало одного рекрута с определенного числа душ вначале с 500, затем с 300 и даже со 100). Вначале было решено брать только холостых с 15 до 20 лет позже эти возрастные пределы не соблюдались. брали даже 45-летних Военная служба была пожизненной. Рекрут- в русской армии и во флоте (Вооружённые силы) с 1705 года по 1874 год - лицо, зачисленное в армию по рекрутской повинности, которой подлежали все податные сословия (крестьяне, мещане и др.) и для которых она была общинной и пожизненной и они поставляли из своих общин определенное число рекрутов (солдат). Набор в армию крепостных освобождал их от крепостной зависимости.

2 слайд

Описание слайда:

Армия стала делиться на рода войск Драгун (конница) Пехота Артиллерия Ядром армии стала мобильная, хорошо вооруженная конница Было сформировано 30 драгунских полков по 1300 человек в каждом

3 слайд

Описание слайда:

Он сделал очень многое для стандартизации артиллерии, ее технического перевооружения и реорганизации. Службу в артиллерии в это время начал также любимец Петра I Абрам Петрович Ганнибал, Важной составной частью военной реформы было создание русской артиллерии. Одним из организаторов русской артиллерии стал сподвижник Петра I Я.В. Брюс. Создание русской артиллерии

4 слайд

Описание слайда:

В 1696 г. в Воронеже было положено начало военному флоту. К концу 90-х гг. было построено около 30 военных кораблей. С началом Северной войны в Архангельске, на Балтике началось строительство Балтийского флота. В 20-е гг. на Каспийском море был создан Каспийский флот. За 15 лет в совершенно сухопутной стране был создан мощный военный и торговый флот – 48 линейных кораблей, 800 галер с экипажем в 28 тыс. человек. Положено начало военному флоту

5 слайд

Описание слайда:

У вооруженных сил России появился главный символ - боевое знамя. Эти цвета символизировали древнерусское понимание мира: красный цвет - мир физический, земной; синий - небесный, белый - мир божественный. У вооруженных сил России появился главный символ - боевое знамя. При Алексее Михайловиче первые военные корабли ходили под бело-сине-красными с двуглавым орлом знаменами.

6 слайд

Описание слайда:

два крупных пороховых завода в: Петербурге Охте, а также комплекс железоплавильных заводов в центре, на севере и Урале. В правление Петра I была создана отечественная артиллерия. Отечественная промышленность стала удовлетворять нужды армии в оружии и боеприпасах. До Северной войны артиллерийские орудия поступали из Швеции. Теперь же потребности артиллерии обеспечивали два больших оружейных завода в: Туле Сестрорецке,

7 слайд

Описание слайда:

Налажена система профессионального военного образования. В 1699 г. была открыта бомбардирская школа при Преображенском полке. В 1701 г. открылась артиллерийская школа в Москве, в 1712 г. - в Петербурге. Затем были открыты две военно-инженерные школы. Базовыми для подготовки офицерского состава стали Преображенский Семеновский полки. Там начинали прохождение службы бояре и дворяне. Затем в качестве офицеров они направлялись в другие полки.

8 слайд

Описание слайда:

Возникала военная наука. В конечном итоге к 20-м гг. Россия смогла полностью обеспечивать армию и флот своими кадрами морских, пехотных, артиллерийских и инженерных офицеров. Для подготовки низшего офицерского состава была организована огромная сеть гарнизонных школ. Для подготовки кадров для флота открылись мореходная школа, Морская академия офицерских кадров, гардемаринская школа (гардемарин - будущий морской офицер).

9 слайд

Описание слайда:

С 1705 г. военному флоту Петр передал Андреевский флаг (синий косой крест на белом поле). Бело-сине-красный флаг был передан торговым судам. У каждого полка были свои знамена с использованием символики того места, где полк комплектовался. Андреевский флаг (синий косой крест на белом поле).

10 слайд

Описание слайда:

Первым в русской армии был орден Андрея Первозванного, учрежденный Петром I 30 ноября 1698 года. "В воздаяние и награждение одним за верность, храбрость и разные государю и Отечеству оказанные услуги, а другим для ободрения ко всяким благородным и геройским добродетелям", - писал Петр I о его статусе. Этот орден имел знаки: золотой крест, голубую орденскую ленту через плечо, восьмиконечную звезду и золотую цепь. Официальное награждение им состоялось 10 марта 1699 года. Его получил ближайший соратник царя генерал-адмирал Ф.Головин. В числе удостоенных этого ордена - Б.Шереметев, А.Меншиков, Ф.Апраксин. Сам царь стал 7-м его кавалером. При Петре начала складываться отечественная наградная система Высшей наградой для женщин был учрежденный Сенатом орден Святой Великомученицы Екатерины, которым удостоилась в 1714 г. супруга царя Екатерина I, проявившая в трудные дни для русской армии на Пруте стойкость и мужество. Орден имел вид золотого медальона в бриллиантовой оправе. Латинская надпись на обороте гласила: "Трудами сравнивается с супругом". Этот знак отличия носился на банте с девизом "За любовь и Отечество".

11 слайд

Описание слайда:

Петром был задуман и третий российский орден - Святого Александра Невского. Но его официальное утверждение состоялось уже после смерти императора - 21 мая 1725 года. В соответствии с девизом "За труды и Отечество" им награждались как военные, так и гражданские чины за подвиги и верную службу. Концы креста на ордене украшали рубиновые стекла, между которыми располагались золотые двуглавые орлы. В центре - белый эмалевый медальон с изображением князя-полководца. На оборотной стороне - латинский вензель "А" (Святой Александр) под княжеской короной. Первыми кавалерами его стали А.Меншиков, М.Голицын, А.Репнин и Я.Брюс. В дальнейшем этим орденом награждались лица не ниже, чем в чине генерал-лейтенанта или в соответствующем гражданском звании. Более распространенной наградой при Петре были медали. В аллегорической форме с помощью определенных символов они увековечивали доблесть русских воинов. Одна из самых первых петровских медалей - "Небывалое - бывает", которой удостоились активные участники сражения в устье Невы в мае 1703 года. Традиции золотых знаков нашли свое воплощение и в наградных медалях Петра I. После Полтавской битвы он учредил медали - "За победу под Лесной" и "За Полтавскую викторию". В честь Полтавы чеканились медали разных размеров.

Слайд 1

Реформа армии и военного управления

Яковлева Анастасия УП-1 группа 1004

Слайд 2

Предпосылки военных реформ Петра I

Военное дело в допетровской России было безнадежно отсталым, и к моменту воцарения Петра I находилось в состоянии полного развала и запустения, армия была дезорганизована и небоеспособна. Именно поэтому Петр счел необходимым полностью покончить с прошлым и, после изучения европейского опыта, ввести в России регулярную армию. При этом он строго следовал западным образцам во всем, что касалось структуры, вооружения, финансирования, обмундирования новой армии.

«Русская Военная Школа»: Русское военное искусство шло самостоятельным путем, развивалось в особых условиях – на исключительно самостоятельной основе.

Петра I в его военных реформах вдохновляли прежде всего практический опыт, который русская армия получила в ходе Северной войны. Ведь для ля того чтобы внешнеполитическое положение России сравнялось с европейским уровнем очевидной необходимостью было расширение территории страны во всех направлениях. Соответственно для расширения необходимо было проводить военные кампании. Первые военные кампании Петра I обернулись поражением, что и заставило его провести ряд военных реформ.

Слайд 3

Петр отдает указ о построении флотилии. Созданная в одну зиму флотилия была проведена по мелким рекам к Азову. Корабли этой флотилии были построены из мерзлого дерева и, по словам иностранных экспертов, годились лишь на дрова. Петр делал все возможное со своей стороны для укрепления и развития флота, по этой причине на смену малограмотным мастерам были приглашены английские и голландские мастера, которые славились своим мастерством в этом деле.

Возникли арсеналы и портовые мастерские. Наскоро были обучены матросы и офицеры. Было устроено общее управление флотом.

И уже в 1710г. Черное море пересекали русские корабли.

Слайд 4

Особенно большое строительство разворачивалось в Воронеже, где было создано адмиралтейство. На заготовку корабельного леса и строительство судов мобилизовано свыше 26 тыс. человек. Одновременно шло комплектование флота солдатами Преображенского и Семеновского полков, новобранцами.

Всего за несколько месяцев, к весне 1696 г., был создан Азовский флот, основу которого составляли галеры. 20 (30) октября 1696 г. царь Петр I "указал", а Дума "приговорила": "Морским судам быть" - государственный акт, официально положивший начало созданию регулярного флота. Чтобы закрепиться на Азовском море, в 1698 г. Петр начал строительство Таганрога в качестве военно-морской базы. За период с 1695 по 1710 г.

Слайд 5

После войны с Турцией за обладание Азовским морем устремления Петра I были направлены на борьбу за выход к Балтийскому морю. Петр I приступил к строительству Балтийского флота. На верфях рек Сязь, Свирь и Волхов закладываются речные и морские военные суда, на архангельских верфях строятся семь 52-пушечных кораблей и три 32-пушечных фрегата. Создаются новые верфи, растет число железоделательных и меднолитейных заводов на Урале. В Воронеже налаживается отливка корабельных пушек и ядер к ним

В 1704 г. на левом берегу Невы начато сооружение адмиралтейской верфи, которой было суждено вскоре стать главной отечественной верфью, а Санкт-Петербургу - кораблестроительным центром России.

Слайд 6

В петровский период центр морской торговли России переместился с Белого моря из Архангельска на Балтику в Петербург, ставший крупнейшим торговым портом страны.

Слайд 7

Реформирование стрелецкого войска

Стрельцы участвовали в обоих петровских походах на Азов. В первом походе – 12 стрелецких полков, во втором – 13 полков. В походах стрельцы участвовали и раньше, но тогда дело ограничивалось летними месяцами, а на зиму они возвращались в Москву к привычным занятиям торговлей и промыслами. После взятия Азова в крепости были оставлены 6 солдатских и 4 стрелецких полка. Общая численность стрельцов: 2659 урядников и рядовых, 8 полковников и подполковников и 30 капитанов. На них возлагались обязанности не только отражать возможные попытки османов вернуть крепость, но и восстановить ее бастионы и построить новые.

Летом 1697 года стрельцам, перезимовавшим в Азове, было велено идти к Москве. Но уже в пути случилось новое распоряжение: полкам надлежало отправиться на польскую границу – в Великие Луки. Вместо встречи с семьями предстояли новые испытания – жить в малонаселенной местности, терпеть голод и нужду

Слайд 8

Среди стрельцов разносятся слухи о том, что их навсегда вывезли из Москвы и что стрелецкому войску грозит гибель. Виновниками своих бед стрельцы считали бояр и иностранцев. Стрельцы самовольно идут в Москву. Но по дороге их встретили и разбили регулярные войска под командованием Шеина, Гордона, Кольцова-Мосальского (всего 3700 ратников и 25 пушек)34. После этого Шеин проводит расследование и казнит 722 бунтовщика. Потом в Москву вернулся Петр, было казнено еще более 1.000 стрельцов. Жизнь сохранили только стрельцам в возрасте от 14 до 20 лет – их били кнутом. Этот последний стрелецкий бунт еще больше усилил настоящую ненависть и страх Петра к стрельцам. Поэтому царь решает раз и навсегда уничтожить их. Всего за участие в бунте было казнено более 1.700 стрельцов, остальных разослали по разным городам и записали в другие полки.

Слайд 9

Сам уклад жизни стрельцов, склонных более преуспевать в хозяйских заботах, нежели в военных, способствовал выполнению ими полицейских функций в столице. Но даже в качестве полицейской силы стрельцы показали себя ненадежными – потому что превратились в орудие дворцовых интриг. Именно поэтому замена стрелецких полков новыми военными частями представлялась Петру I мерой неотложной. Стрелецкий бунт 1698 года только ускорил «раскасование» стрелецких полков и их замену. Их расформирование вряд ли ослабило обороноспособность страны.

Слайд 10

В 1699-1700 гг. Петр I провел централизованный набор рекрутов для пехоты, что явись предпосылкой окончательного перехода к рекрутской системе (введенной в 1705 году). Юридически начало регулярной армии Петра I положено было указами царя от 8 и 17 ноября 1699 года, где были определены источники формирования новых полков: · первый источник – «охочие люди» из числа лично свободных подданных разных званий, служивших за высокое звание · второй источник – «даточные люди», т.е. собственно сами рекруты. По указу от 17 ноября от монастырских крестьян надо было поставлять 1 рекрута с 25 дворов; дворяне, находившиеся на гражданской службе, поставляли 1 рекрута с 30 дворов; с 50 дворов 1 рекрута давали дворяне, служившие в армии.

Рекрутские наборы

Слайд 11

Рекрутские наборы проводились по мере надобности, о чем объявлялось в специальных указах. Количество набираемых рекрутов каждый раз определялось заново.

С 1705 до 1713 года было проведено 10 рекрутских наборов, которые дали армии 337.196 человек, что полностью удовлетворяло потребности армии в рядовом составе. До 1709 года рекрутские наборы проводились ежегодно – шла изматывающая Северная война. Распространение воинской повинности на самый многочисленный слой населения – крестьянство – необычайно расширило базу комплектования армии. Одновременно служба становится пожизненной и постоянной. Новая система комплектования давала большое преимущество русской армии перед западноевропейскими. Она позволила создать армию с однородным национальным составом.

Слайд 12

Рекрутские наборы забирали из народного хозяйства лучшие кадры, ведь набирались только здоровые мужчины в возрасте от 15 до 32 лет, не опороченные никакими преступлениями. Для руководства государства и армии рекрутская система была более удобной, чем наемно-вербовочная. Однако рекрутские наборы ежегодно безвозвратно забирали до 40.000 трудоспособных молодых мужчин.

Слайд 13

Военное обучение

В 1700 году при бомбардирской роте Преображенского полка была учреждена первая военная школа. Будущие офицеры-артиллеристы обучались начальной математике, артиллерии, правилам стрельбы, фортификации (причем теория стрельбы дополнялась практическими занятиями). В 1716 году опыт русской регулярной армии был обобщен в «Уставе Воинском». Был подведен итог важной исторической эпохе реформирования армии, закреплялась организация регулярного войска, применяемые им оперативно-тактические и стратегические принципы ведения войны. Для поощрения отличившихся в бою в 1700-1705 гг. Петр I ввел ордена и медали. Их получали не только генералы и офицеры, но и солдаты.

Слайд 16

Заключение

Став правителем России, Петр I провел радикальную реформу комплектования армии – ввел рекрутскую повинность. Содержания войска, где служба – не работа, а «почетная обязанность гражданина» обходилось дешевле. Петру I не пришлось создавать армию нового образца «с чистого листа». Полки нового строя Алексея Михайловича (да и Михаила Федоровича) вполне могут рассматриваться как прототип регулярной армии Петра. У них есть лишь одно существенное отличие: полки нового строя при Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче создавались для конкретных локальных войн и после их завершения большинство полков расформировывалось. Петр же создал огромную регулярную армию, которая была необходима лично ему и государству в условиях проведения нового государственного курса.

Слайд 17

Спасибо за внимание!

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Подписи к слайдам:

Реформы Петра I

«Одни прославляют Петра I, другие шлют ему проклятья. Для одних – он чудо, для других – чудовище»

учитель истории Школа №4 г. Нелидово Тверская обл.

Арестова Г.И.

План урока

  • Реформа центрального управления.
  • Указ о единонаследии. Табель о рангах.
  • Областная реформа.
  • Реформа городского управления.
  • Церковная реформа.
  • Выступление против реформ. «Дело царевича Алексея».
  • Значение петровских преобразований.

Цель урока

  • охарактеризовать государственные реформы Петра I;
  • определить цель и итоги реформирования центрального и местного государственного управления;
  • осмыслить значения петровских преобразований для истории России и об их влиянии на дальнейшую судьбу страны.

Задачи урока:

  • показать, что оформление абсолютизма в России происходило в результате укрепления центральных и местных органов власти и управления;
  • формирование умения работать с документами, с материалом параграфа учебника.

На уроке мы должны познакомиться с важнейшими реформами и определить как изменилось управление при Петре I (проблемный вопрос)

В начале царствования Петра I сохранялся государственный аппарат, унаследованный им от отца Алексея Михайловича.

Давайте вспомним как управлялась Россия в 17 веке

Земский собор

Боярская дума

Патриарх

Предпосылки

Внутренние

Особенности реформ

проводились по европейскому образцу;

проводились жесткими методами и быстрыми темпами;

отсутствовала система в их проведении;

проходили на базе государственной системы крепостного права;

охватили все сферы деятельности и жизни общества;

зависели от внешней политики.

Основной движущей силой петровских реформ стала война.

Реформы центрального управления

Для проведения преобразований Петр нуждался в эффективном госаппарате.

Цель реформы :

Централизация власти

Совершенствование управления

1699 г - Боярская дума заменена Ближней канцелярией. В 1708 г переименована в «консилию министров»

1711 г – создание Правительственного сена - высшее правительственное учреждение.

Законодательные,

Распорядительные,

Судебные функции,

Контроль госаппарата

Над деятельностью сената был установлен контроль: в 1722 г был назначен генерал-прокурор П.И. Ягужинский

Реформа 1718 –1720 гг. упразднила приказы и ввела 11 коллегий

Причина: тенденция к

абсолютизму потребовала ещё большей

централизации власти в условиях

Северной войны.

Реформа 1718 –1720гг. Упразднила приказы и ввела 11 коллегий

Иностранных дел – ведала внешней политикой

Воинская - сухопутной армией

Адмиралтейств – коллегия – морским флотом

Юстиц – коллегия – гражданским и уголовным судом

Берг-коллегия – горно-заводской промышленностью

Мануфактур – коллегия – мануфактурной промышленностью

Решение принимались коллегиально т.е. коллективно.

Каждую коллегию возглавлял президент, вице-президент, несколько советников

Здание коллегий

По замыслу Петра I коллегии должны были заменить неповоротливую систему приказов и внести в управление два новых начала:

Всю государственную деятельность Петра I условно можно разделить на два периода: 1696-1715 годы и 1715-1725

Особенностью первого этапа были спешка и не всегда продуманный характер, что объяснялось ведением Северной войны. Реформы были нацелены прежде всего на сбор средств для ведения войны, проводились насильственным методом и часто не приводили к желаемому результату.

Во втором периоде реформы были более планомерными и направленными на внутреннее обустройство государства.

Сенат при Петре

Царь (император)

Тайная канцелярия – занимала центральное место в системе управления. Подчинялась императору.

Генерал -прокурор

коллегия

коллегия

коллегия

Центральное место в системе управления занимала тайная полиция. Делами о государственных преступлениях ведала Тайная канцелярия. Она находилась в ведении самого императора.

Указ о единонаследии

«… родовых, выслуженных и купленных вотчин и поместий, а также дворов и лавок не продавать и не закладывать…Кто сыновей имеет… единому из них дать недвижимое…тому наследие и будет.; другие же дети обоего пола да награждены будут движимыми имениями…»

Теперь не существовало разницы между дворянским и боярским землевладением. Дворянство стало сословием привилегированным, имеющим не только обязанности служить государю, но и права.

В 1717 г. Петр подписал указ о единонаследии, согласно которому поместья дворян приравнены к боярским вотчинам. Документ был направлен на стирание граней между родовой и «новой» (дворянской) знатью.

В 1722 г. появился «Табель о рангах»,который определил порядок прохождения государственной службы. Служба делилась на гражданскую и военную.

Н А С Л Е Д Н О Е

Было определено 14 классов (рангов) чиновников:

в гражданской службе – от коллежского регистратора до канцлера;

в армии от прапорщика до генерал-адмирала

Кто получил чин 8 класса становился потомственным дворянином. Чины с 14 по 9 давали личное дворянство без права передачи по наследству. За свою службу чиновники получали земли, крестьян и денежное содержание

Такая система давала возможность служебного роста любому служилому человеку, вне зависимости от его происхождения.

Московская

Смоленская

Азовская

Киевская

Ингерманландская

(Петербургская)

Казанская

Архангелогородская

Губернии

Областная реформа 1708 год.

1708 г Россия была разделена на 8 губерний: Московскую, Ингерманландскую (позже Петербургскую), Смоленскую, Киевскую, Азовскую, Казанскую, Архангелогородскую, Сибирскую.

Раздел всей территории способствовал более эффективной организации общего управления государством и подотчетностью регионов центру. При этом устанавливалось единство судебной и военной власти в руках губернаторов.

1719 г - вместо уездов появилось 50 провинций во главе с воеводами.

Губерния

Уезды

Провинции

Посадское население было изъято из ведения воевод и передано Бургомистерской палате в Москве, а в других городах – выборным бургомистрам.

Управление осуществлялось Главным магистратом, который был создан в 1720 г. в Петербурге.

Горожане теперь делились на «регулярных» (высших) и «подлых» (низших).

Регулярные подразделялись на две гильдии.

Городская реформа способствовала экономическому подъему городов и обеспечивала поддержку самодержавии со стороны состоятельных граждан

Главный магистрат

Магистраты (бурмистры, ратманы)

горожане

регулярные

подлые

1гильдия

(богатые купцы, врачи, аптекари, художники)

2 гильдия

(ремесленники и торговцы)

Как Вы думаете, что способствовало проведению городской реформы?

Значительный рост числа городского населения.

Городское население

Патриарх Андриан (копия с парсуны XVII века)

Стефан Яворский – местоблюститель с 1700 г.

Церковная реформа

Создание Святейшего Синода, контролируемого обер-прокурором, как «ока государева и стряпчего о делах государственных в Синоде»

1700 год – запрет проводить новые выборы патриарха

1721 г. – упразднение патриаршества, создание Святейшего Правительствующего синода

Император стал практически главой Русской православной церкви. Действия Синода контролировал обер-прокурор, назначенный царем.

Особым указом Петр I приказал священникам нести просветительскую миссию среди крестьян.

Эта реформа окончательно превратила церковь в опору российского абсолютизма.

Как вы думаете, почему Петр I подчинил церковь своей воли?

Для Петра не было интересов выше государственных, по-этому, по его мнению, все должно было быть подчинено государству (в т. ч. и церковь).

Н.Ге. Петр I

допрашивает царевича

Алексея Петровича

в Петергофе.

Устав о наследии престола

«дабы сие было всегда в воле правительствующего государя, кому оной хочет, тому и определит наследство»

Петровские реформы породили огромное недовольство в стране, особенно недовольно было духовенство. Оппозиция стала группироваться вокруг Алексея Петровича. Он не хотел участвовать в реформах.

В 1716 г. Алексей бежал в Австрию. П.Толстой смог возвратить его в Россию. В 1718 г. после пыток, Алексей был убит. По указу 1722 г. император получил право назначать наследника. Однако сделать этого Петр так и не успел. Простудившись в январе 1725 г, он скоропостижно скончался.

Вводятся ремесленные цехи, на заводах не наемные рабочие, а приписные крестьяне, предприятия работают на армию

Рост количества мануфактур (200), строительство путей сообщения, верфей, страна обеспечивает себя металлом.

Абсолютизм в полной мере не сформировался, уровень власти монарха зависит от его личностных качеств

Власть монарха значительно усиливается. С 1721 г. – император. Государство полностью подчиняет церковь

Для основной массы населения практически ничего не изменилось, система образования в зачаточном состоянии

Среди дворянства распространяется светская культура, европейское образование

Отсутствует выход к Черному морю

Необходимость содержания армии и флота требует больших средств

В результате Северной войны Россия получила выход к Балтийскому морю.

Предпосылки и итоги преобразований Петра I

Предпосылки

Слабое развитие промышленности. Нехватка квалифицированных рабочих

Необходимость дальнейшего укрепления власти монарха

Господство церковной культуры, отсутствие системы высшего и среднего образования

Отсутствие выхода к Черному и Балтийскому морю, что препятствовало экономическому росту

Отсутствие регулярной армии и флота, военного образования

Неконкурентоспособность России на международной арене

Ослабление международного положения России

Внутренние

Созданы мощная регулярная армия и флот, формируется система военного образования

Значительное усиление международного положения России

Россия становится важным игроком на международной арене, как в политическом, так и экономическом смысле

Церковная реформа , главным образом, заключалась в отмене патриаршества (с таким трудом приобретенного русскими царями!) и учреждении "Святейшего правительствующего Синода", которому стала подчиняться церковь. Сделал это Пётр для того, чтобы, наподобие западным королям, избавиться от морального контроля над собой церкви. Отмена патриарха и последующее ослабление участия церкви в жизни страны привело, в конце концов, к крушению русской православной монархии.

Военная реформа была продолжением изменений, начатых Алексеем Михайловичем. Но, в то время, как при Алексее Михайловиче такие изменения подгонялись к русским условиям, петровские реформы загоняли русскую армию в западные формы, не принимая во внимание их приемлемость для русских. На службу в русскую армию стекались проходимцы со всего света.

Гражданская реформа заключалась в создании совершенно новой системы управления страной. Вместо думы был устроен "сенат"; вместо приказов -- "коллегии"; страна была разделена на 8 "губерний". Всё стало похоже на западный строй.

Реформа о положении сословий в корне изменила всё прежнее устройство. Так как Пётр много воевал, то служба в армии или работа на производство оружия стали играть главенствующую роль. Солдат, отличившийся на войне, становился офицером. Пётр также посылал русских учиться за границу.

Крестьянская реформа привела к полному закрепощению русских крестьян. Сделал это Пётр для удобства управления страной: вместо того, чтобы иметь дело с миллионами граждан, ему приходилось иметь дело с ограниченным числом помещиков, получивших полную власть над крестьянами. С ослаблением влияния церкви, обращение с крестьянами ухудшилось и вскоре начались частые крестьянские восстания.

Многие историки считают, что в Петровскую эпоху в стране складывается абсолютизм. В словарях это понятие охарактеризовано следующим образом:

1. АБСОЛЮТИЗМ, – Форма правления, при которой верховная власть целиком принадлежит самодержавному монарху, неограниченная монархия.

2. АБСОЛЮТИЗМ (абсолютная монархия), форма феодального государства, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть. При абсолютизме государство достигает наивысшей степени централизации, создаются разветвленный бюрократический аппарат, постоянная армия и полиция; деятельность органов сословного представительства, как правило, прекращается.

Попытайтесь доказать или опровергнуть утверждение, что в России в этот период сложилась абсолютная монархия.

В результате реформ Петр получил неограниченную власть, которая опиралась на бюрократический аппарат и армию.

Такая форма правления называется АБСОЛЮТНОЙ МОНАРХИЕЙ.

Вывод

Государственные реформы, проведенные Петром I, имели большое значение для страны.

  • Решились внешнеполитические задачи
  • Россия встала в ряд великих держав Европы
  • Бояре и дворяне уравнялись в положении
  • Улучшилась система местного управления, введены выборные начала в городском управлении
  • Церковь подчинилась государству
  • Была создана регулярная армия и морской флот, что укрепило безопасность страны

Основные вехи

Указ об образовании 1706 года: боярские дети в обязательном порядке должны получить либо начальное школьное, либо домашнее образование.

Указ о вотчинах 1704 года: дворянская и боярская вотчины не делятся и приравниваются друг к другу.

Указ о единонаследии 1714 года: землевладелец, имеющий сыновей, мог завещать всё своё недвижимое имущество только одному из них по своему выбору. Остальные были обязаны нести службу. Указ знаменовал окончательное слияние дворянского поместья и боярской вотчины, тем самым, окончательно стерев разницу между двумя сословиями феодалов.

«Табель о рангах» 1721(1722) года: разделение военной, гражданской и придворной службы на 14 рангов. При достижении восьмого класса любой чиновник или военный мог получить статус потомственного дворянства. Тем самым карьера человека зависела прежде всего не от его происхождения, но от достижений на государственной службе.

Указ о престолонаследии 5 февраля 1722 года: в связи с отсутствием наследника Петр I решает издать приказ о престолонаследии, в котором оставляет за собой право назначать себе наследника (1724 год - церемония коронации супруги Петра Екатерины Алексеевны).

Домашнее задание § 15

Оценки реформ Петра очень разнообразны. Используя материал параграфа 15, оцените эпиграф нашего урока «Одни прославляют Петра 1, другие шлют ему проклятья. Для одних – он чудо, для других – чудовище».

Укажите, какая точка зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

Закрепление изученного материала. Соотнести понятия и определения к ним.

Документ, определявший систему чинов и порядок продвижения на государственной и военной службе?

Высшее правительственное учреждение, созданное в 1711 г?

Название учреждения осуществлявшего управление Русской православной церковью?

Неограниченная власть императора?

Административно-территориальная единица?

  • Новые органы созданные вместо приказов?
  • Указ по которому поместья дворян приравнивались к боярским вотчинам?

    а) Губернии

    в) Абсолютизм

    г) Табель о рангах

    д) Указ о единонаследии