» Виды валютных операций и общий порядок их совершения

А. С. Cеливановский

Виды валютных операций и общий порядок их совершения

Основные понятия

Статьей 140 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации, является рубль. Случаи, порядок и условия использования иностранной валюты на территории РФ определяются законом или в установленном им порядке. В ст. 141 ГК РФ указано, что виды имущества, признаваемого валютными ценностями, и порядок совершения сделок с ним определяются законом о валютном регулировании и валютном контроле.

Рассмотрим общие правила осуществления валютных операций резидентами.

Закон РФ от 09.10.92 No 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон) различает два понятия: «иностранная валюта» и «валютные ценности».

К понятию «иностранная валюта» Закон относит:

а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки;

б) средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

Под термином «валютные ценности » Закон понимает:

а) иностранную валюту;

б) ценные бумаги в иностранной валюте - платежные документы (чеки, векселя, аккредитивы и другие), фондовые ценности (акции, облигации) и другие долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте;

в) драгоценные металлы - золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий) в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также лома таких изделий;

г) природные драгоценные камни - алмазы, рубины, изумруды, сапфиры и александриты в сыром и обработанном виде, а также жемчуг, за исключением ювелирных и других бытовых изделий из этих камней и лома таких изделий.

Закон относит к валютным операциям :

а) операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;

б) ввоз и пересылка в Российскую Федерацию, а также вывоз и пересылка из Российской Федерации валютных ценностей;

в) осуществление международных денежных переводов;

г) расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте Российской Федерации.

Закон, помимо права собственности, употребляет термин «иные права на валютные ценности », однако не раскрывает его. Рассмотрим некоторые возможные «иные права», которые могут быть использованы как критерий отнесения сделки к валютной операции.

В настоящее время высказываются различные мнения специалистов по вопросу об отнесении той или иной сделки к «иным правам на валютные ценности». Чаще всего выделяют следующие «иные права»: право владения, право пользования, право распоряжения, право требования передачи (получения) валютных ценностей.

Сделки по передаче права владения валютными ценностями возможно отнести к валютным операциям (например, передачу золотых слитков на хранение или в доверительное управление).

Сложнее выглядит задача отнесения сделок по передаче права пользования или распоряжения валютными ценностями к валютным операциям.

Непростые вопросы возникают при квалификации сделок, объектом которых является право требования по передаче (получению) валютных ценностей. К сожалению, в настоящее время нет четкой позиции Банка России по данному вопросу.

С одной стороны, п. 1.14 Положения об изменении порядка проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций, утвержденного приказом ЦБ РФ от 24.04.96 No 39 (далее – Положение No 39), определяет сделки по передаче прав требования от резидента уполномоченному банку как валютную операцию, осуществляемую без разрешения (лицензии) Банка России.

С другой стороны, в Обобщении практики применения нормативных актов Банка России по вопросам валютного регулирования "Иные вопросы по применению валютного законодательства", опубликованном 26 мая 2000 г., Банк России разъяснил, что:

«По своей природе сделка уступки требования, выраженного в иностранной валюте, не является валютной операцией . Валютной операцией будут являться расчеты в иностранной валюте по этой сделке.

Если иное не установлено нормативными актами Банка России, получение разрешения Банка России на осуществление такой валютной операции необходимо для исполнения денежного обязательства в пользу лица, которому уступается требование, при условии осуществления таких выплат в иностранной валюте.»

Нельзя не учитывать позицию Высшего Арбитражного суда РФ (далее – ВАС РФ) по данному вопросу. В информационном письме Президиума ВАС РФ от 31.05.2000 No 52 "Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с применением законодательства о валютном регулировании и валютном контроле" приведено одно дело, связанное с квалификацией договора (сделки) по поводу исполнения обязательств в иностранной валюте как валютной операции. Суть дела заключалась в том, что резидент А заключил с резидентом Б договор, в соответствии с которым резидент Б обязался совершить платеж в иностранной валюте нерезиденту за резидента А . Орган валютного контроля оштрафовал резидента А за совершение капитальной валютной операции, совершенной без лицензии Банка России. Рассматривая данное дело, ВАС РФ указал, что «возложение исполнения обязательства в иностранной валюте на третье лицо предоставляет третьему лицу соответствующие полномочия, но не создает обязанности последнего произвести исполнение помимо его воли и не тождественно исполнению обязательства в иностранной валюте. Такое возложение не обязывает его адресата действовать с нарушением законодательства и в том случае, когда оно содержится в гражданско-правовом договоре…. В приведенном примере валютной операцией является перевод иностранной валюты нерезиденту со стороны третьего лица, а не договор последнего с контрактодержателем . На совершенную же третьим лицом валютную операцию требовалось получение разрешения Банка России по следующим основаниям…. В рассматриваемом случае нарушением валютного законодательства является осуществление третьим лицом - резидентом без получения последним разрешения Банка России расчетов в иностранной валюте по внешнеэкономическому контракту, предусматривающему импорт товаров в Российскую Федерацию, заключенному другим резидентом с нерезидентом.»

Таким образом, в настоящее время неясно, относятся ли к валютным операциям сделки с валютными ценностями, по условиям которых право собственности на валютные ценности не переходит.

Валютные операции можно разбить на следующие группы :

  1. операции с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте;
  2. операции с драгоценными металлами, драгоценными камнями, жемчугом;
  3. операции, связанные с расчетами в валюте РФ, между резидентами и нерезидентами.

Первую группу валютных операций Законом подразделяет на текущие операции и валютные операции, связанные с движением капитала (далее – капитальные операции). В отношении второй и третьей групп операций такое деление неприменимо, и Закон устанавливает специальные правила осуществления таких операций.

Квалификация валютной операции является важной задачей, так как неправильное отнесение операции к какой-либо группе влечет за собой применение санкций со стороны органов валютного контроля. Как свидетельствует судебно-арбитражная практика, большинство споров, связанных с применением валютного законодательства, возникает по поводу определения валютной операции как текущей или капитальной и сводится к применению ответственности к лицу за совершение капитальной операции без соответствующего разрешения Банка России.

Текущие операции

Закон приводит закрытый (исчерпывающий) перечень текущих операций:

а) переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 90 дней;

б) получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней;

в) переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала;

г) переводы неторгового характера в Российскую Федерацию и из Российской Федерации, включая переводы сумм заработной платы, пенсии, алиментов, наследства, а также другие аналогичные операции.

Остановимся подробнее на каждом виде текущих операций.

Операции по экспорту или импорту с оплатой до 90 дней . Условием отнесения платежей по внешнеторговой деятельности к текущим валютным операциям является отсутствие условий об отсрочке платежа по экспорту и импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) на срок, превышающий 90 дней (До 30 декабря 1998 г. данный срок составлял 180 дней).

Кредитные операции со сроком до 180 дней . Закон относит к текущим операциям получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней. Данное определение было введено в 1992 г. и с тех пор не претерпевало изменений. Однако отсутствие в Законе определения “финансовый кредит” длительное время усложняло применение данного положения.

Глава 42 части второй ГК РФ, введенной в действие с 1 марта 1996 г., проводит четкую границу между договором займа и кредитным договором. В связи с этим возникла неясность в классификации операций по привлечению (предоставлению) кредитов от резидентов и нерезидентов.

Эта проблема была разрешена в «Обобщении практики применения нормативных актов Банка России по вопросам валютного регулирования "Иные вопросы по применению валютного законодательства", опубликованном 10 августа 2000 г. Банк России разъяснил, что:

«Поскольку финансовые кредиты и займы по своей сущности имеют единую экономическую природу, резиденты (юридические и физические лица) вправе без ограничений предоставлять займы в иностранной валюте резидентам и нерезидентам (юридическим и физическим лицам) на срок не более 180 дней, а также получать займы от резидентов и нерезидентов (юридических и физических лиц) в иностранной валюте на срок не более 180 дней. При этом расчеты должны осуществляться в безналичном порядке.»

Таким образом, для целей валютного законодательства понятие «финансовый кредит» включает как кредиты, так и займы.

При получении кредита расчет указанного срока ведется с даты зачисления средств в иностранной валюте на валютный счет до даты списания средств, направляемых в виде возврата кредита (займа). Аналогично рассчитывается срок при предоставлении кредита (займа).

Получение дохода по инвестициям . Закон относит к текущим операциям переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала.

Следует отметить, что условием отнесения переводов в РФ и из РФ денежных средств в качестве процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим капитальным операциям к текущим операциям, является факт ранее осуществленной капитальной операции. В противном случае валютная операция по переводу процентов, дивидендов и иных доходов по инвестициям должна квалифицироваться как капитальная операция.

Неторговые операции. Закон относит к текущим операциям переводы неторгового характера в Российскую Федерацию и из нее, включая переводы сумм заработной платы, пенсий, алиментов, наследства, а также другие аналогичные операции.

Понятие “переводы неторгового характера” определено с помощью перечисления возможных случаев: переводы сумм заработной платы, алиментов, наследства, при этом Закон оставляет данный перечень открытым. В связи с этим возникают вопросы о критерии отнесения тех или иных операций к разряду неторговых.

Банк России высказал свою позицию по данному вопросу в разъяснении, Департамента валютного регулирования и валютного контроля Банка России, опубликованном 19 августа 1997 г. в «Вестнике Банка России» :

«Исчерпывающего перечня неторговых операций действующим законодательством не установлено. К неторговым операциям относятся валютные операции, которые указаны в подпункте "г" пункта 9 статьи 1 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле". Кроме того, перечни неторговых операций содержатся в межправительственных соглашениях о неторговых платежах, заключенных Российской Федерации с рядом иностранных государств».

Необходимо также отметить, что некоторые виды валютных операций неторгового характера, осуществляемые без разрешения Банка России, выделены Банком России в Положении No 39:

  • оплата вступительных и членских взносов в пользу международных (правительственных и неправительственных) организаций;
  • оплата участия в международных симпозиумах, конференциях, других международных встречах, а также международных выставках, ярмарках, спортивных соревнованиях, иных культурных мероприятиях, проводимых на территории иностранных государств;
  • зачисление резидентами, не являющимися коммерческими организациями, в безналичном порядке на их валютные счета, открытые в уполномоченных банках, иностранной валюты, поступившей от нерезидентов в качестве добровольных и безвозмездных пожертвований; переводы резидентами из РФ иностранной валюты в пользу нерезидентов в оплату за обучение и лечение физических лиц;
  • переводы резидентами из РФ пенсий, алиментов, государственных пособий, доплат и компенсаций, сумм, выплачиваемых на основании приговоров, решений и определений судебных и других правомочных органов, наследственных сумм и сумм, полученных от реализации наследственного имущества, а также платежей по возмещению расходов судебных, арбитражных, нотариальных и иных административных органов (в том числе оплата налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей за выполнение указанными органами своих функций) в соответствии с законодательством иностранных государств и др.
  • Капитальные операции

    В отличие от текущих операций Закон перечисляет операции, связанные с движением капитала, в следующем открытом перечне:

    а) прямые инвестиции, то есть вложения в уставный капитал предприятия с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием;

    б) портфельные инвестиции, то есть приобретение ценных бумаг;

    в) переводы в оплату права собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижимому имуществу, а также иных прав на недвижимость;

    г) предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 90 дней по экспорту и импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности);

    д) предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней;

    е) все иные валютные операции, не являющиеся текущими валютными операциями.

    Принцип такой квалификации: все валютные операции, которые не попадают в разряд текущих операций, Законом признаются капитальными операциями.

    Остановимся подробнее на двух видах капитальных операций, которые Закон выделяет в данном перечне отдельно.

    Прямые инвестиции . Под прямыми инвестициями Закон понимает вложения в уставный капитал предприятия с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием. Необходимо отметить, что данное правило применяется как при вложениях в уставный капитал предприятий-нерезидентов, так и при инвестициях в уставный капитал российских юридических лиц. К сожалению, Закон нечетко формулирует и не раскрывает понятие «вложения в уставный капитал». В связи с этим, можно по-разному толковать данную норму.

    Возможно «широкое» толкование, в соответствие с которым любое получение прав на участие в управлении юридическим лицом является капитальной операцией. В соответствии с «узким» толкование данной нормы капитальной операцией является только перевод средств в иностранной валюте в оплату уставного капитала юридического лица с целью извлечения дохода и, одновременно, получения прав на участие в управлении данным юридическим лицом.

    На наш взгляд, при решении данной проблемы следует основываться на понятиях «валютная операция» и «валютные ценности», определенных Законом. Для отнесения валютных операций к разряду связанных с «вложением в уставный капитал», целесообразно рассматривать только операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, а также осуществление международных денежных переводов. Капитальными операциями в этом случае будут:

  • платеж в иностранной валюте в оплату уставного капитала юридического лица при первичной эмиссии;
  • внесение оплаты участия в капитале юридического лица-нерезидента путем внесения валютных ценностей (ценных бумаг в иностранной валюте или драгоценных металлов или камней);
  • приобретение права собственности (и/или иных прав) на ценные бумаги юридического лица, удостоверяющие участие в уставном капитале и выраженные в иностранной валюте, на вторичном рынке.
  • Операции по приобретению недвижимого имущества. К таким операциям закон относит переводы в оплату права собственности и иных прав на недвижимое имущество (здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижимому имуществу). Из-за отсутствия четкого определения сферы действия Закона и понятия “иные права на недвижимое имущество” нередко возникают споры не только о квалификации той или иной валютной операции, но и о правомерности применения Закона. Приведем две ситуации, которые наглядно демонстрируют несовершенство действующего законодательства.

    Ситуация первая . Физическое лицо - резидент выезжает за границу Российской Федерации и перевозит некоторую сумму средств в иностранной валюте, с соблюдением российского законодательства. В период пребывания за рубежом данное лицо заключает договор о приобретении дома вне пределов Российской Федерации и расплачивается за недвижимость наличными средствами в иностранной валюте. В данном случае отсутствует перевод, служащий критерием для отнесения операции к капитальной.

    Ситуация вторая . Физическое лицо - резидент при соблюдении действующего российского законодательства выезжает за границу Российской Федерации на курорт. Данное лицо бронирует номер в гостинице и осуществляет соответствующий перевод в оплату номера. Очевидно, что номер в гостинице, являясь помещением, относится к недвижимому имуществу, и данное лицо заключает договор об аренде недвижимого имущества. Эта операция согласно букве Закона должна рассматриваться как капитальная, следовательно, для ее осуществления необходимо получение разрешения (лицензии) Банка России, что в данной ситуации выглядит абсурдным.

    Следует отметить, что понятие «недвижимое имущество» регламентируется законодательством каждого независимого государства. Поэтому возникают коллизии при правовой квалификации переводов в оплату таких объектов в качестве текущих или капитальных валютных операций.

    Порядок осуществления валютных операций резидентами

    Особенность валютных операций заключается в том, что они должны осуществляться не только с соблюдением гражданского законодательства, но и в строго определенных рамках валютного законодательства, т.е. с учетом запретов и ограничений, установленных законом, целью которого является обеспечение экономической безопасности государства, устойчивость его денежной системы как одной из основ общественных отношений.

    Закон в статье 6 установил следующие общие правила:

    • текущие операции осуществляются резидентами без ограничений, т.е. получения специального разрешения (лицензии) Банка России;
    • капитальные операции осуществляются резидентами в порядке, установленном Банком России.

    В настоящее время Банком России установлены три процедуры (порядка) осуществления капитальных операций:

  1. Операции, перечисленные в законодательстве (например, в Федеральном законе «О лизинге», нормативных актах Банка России, например, в Положении No 39, осуществляются без получения разрешения Банка России). Условно назовем этот порядок «нелицензируемым» ;
  • Операции осуществляются в регистрационном порядке (например, получение кредитов от нерезидентов на срок более 180 дней). Условно назовем этот порядок «смешанным» ;
  • Остальные операции осуществляются только в разрешительном порядке, т.е. проведение таких операций возможно только после получения резидентом персонального разрешения Банка России на осуществление конкретной операции. Условно назовем этот порядок «лицензируемым» .
  • Различие между текущими операциями и нелицензируемыми капитальными операциями заключается в том, что Банк России в рамках своей компетенции вправе изменить порядок их проведения, в том числе ввести лицензионный порядок, в то время как порядок осуществления текущих операций определен Законом. При этом необходимо отметить, что Банк России обладает широкими полномочиями и в его силах установить строгие правила проведения текущих операций. Примером может служить совместная с ГТК РФ инструкция от 04.10.2000 No 01-11/28644, 91-И "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров" (далее – Инструкция No 91-И).

    Следует отметить, что для некоторых групп организаций установлены особые правила проведения капитальных операций (уполномоченные банки, страховые организации, физические лица).

    Необходимо также учитывать, что на территории Российской Федерации законным средством платежа является рубль, а использование иностранной валюты возможно только в случаях, определенных законом или в установленном им порядке. Поэтому некоторые текущие операции, осуществляемые на территории Российской Федерации, должны проводиться на основании разрешения (лицензии) Банка России, если иное им не установлено.

    Валютное законодательство устанавливает порядок осуществления валютных операций резидентами. При этом все операции, совершаемые резидентами должны осуществляться через уполномоченные банки, которые, в свою очередь, обязаны выполнять функции агентов валютного контроля за совершением данных операций.

    Юридические лица осуществляют все валютные операции на основании заключенных договоров (контрактов, соглашений). В соответствии с действующим законодательством сделки, заключаемые юридическими лицами, должны совершаться в письменной форме. Письменная форма сделки считается соблюденной как при составлении единого документа (например, договора), так и в некоторых других случаях, например, при обмене письмами, из которых следует, что сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

    Письмом от 15.07.96 No 300 Банк России довел до сведения уполномоченных банков «Рекомендации по минимальным требованиям к обязательным реквизитам и форме внешнеторговых контрактов». Уполномоченным банкам было предписано ознакомить с этим документом своих клиентов - участников внешнеторговой деятельности и рекомендовать руководствоваться им при заключении экспортно-импортных сделок.


    Аналогичная позиция была высказана в Письме Банка России от 1 февраля 1996 г. № 12-1-0-3/6369.

    Бухгалтерский учет № 4, 2001 г.

    Валютные операции – это действия, направленные исполнение или иное прекращение обязательств с валютными ценностями и использование их в качестве средств платежа, а также в иных случаях, предполагающих переход прав собственности.

    Так к валютным операциям относятся:

      операции продажи или купли иностранной валюты;

      использование иностранной валюты как средства платежа;

      оплата внешнеэкономических обязательств национальной валютой;

      вывоз, пересылка валютных ценностей за рубеж и ввоз из-за рубежа.

    В каких случаях появляются валютные операции

    Валютные операции появляются:

    1) при конвертировании юридическими или физическими лицами денежных средств из одной валюты в другую;

    2) при их использовании в международном обращении валютных ценностей в качестве средств платежа;

    3) при ввозе, пересылке, перевозе на территории этой страны валютных ценностей и за ее границы.

    Правовое регулирование валютных операций

    Регулирование валютных операций осуществляется в соответствии с принципами, определенными в ст. 3 закона № 173-ФЗ «О валютном госрегулировании и контроле».

    Среди них можно выделить следующие:

      невмешательство госорганов в валютные операции, совершаемые нерезидентами и резидентами, без наличия веских оснований;

      установление приоритетности за экономическими способами при реализации валютного регулирования;

      одновекторность развития как внутренней, так и внешней валютной политики России;

      единая политика в госрегулировании и контроле валютных операций;

      госзащита прав и интересов субъектов при их совершении.

    Нормативно-правовые акты, регулирующие совершение валютных операций, - это:

      Закон о валютном госрегулировании и контроле от 10.12.2003 № 173-ФЗ;

    Регуляторами, в полномочиях которых прописан в том числе и контроль за проведением валютных операций, являются Центробанк и Правительство РФ (ст. 5 закона № 173-ФЗ).

    Что относится к валютным операциям на законодательном уровне

    Закон «О валютном госрегулировании и контроле» от 10.12.2003 № 173-ФЗ определяет валютные операции путем перечисления их видов.

    В статье 1 173-го Закона раскрываются основные понятия и термины, используемые в Законе, в том числе и понятие валютных операций.

    В соответствии с законодательством РФ к валютным операциям относятся:

      приобретение либо отчуждение валютных ценностей резидентами между собой (купля-продажа, дарение, наследование и так далее) либо их использование для осуществления оплаты;

      приобретение либо отчуждение резидентом у нерезидента и наоборот валюты или ценных бумаг, в том числе в российской валюте, либо их использование для осуществления оплаты;

      приобретение либо отчуждение между нерезидентами валюты и ценных бумаг, в том числе в российской валюте, либо их использование для оплаты;

      ввоз и вывоз в Россию и из России валюты и ценных бумаг, в том числе в российской валюте;

      перевод валюты и ценных бумаг, в том числе в российской валюте, со счета в России на счет того же лица за рубежом и наоборот;

      перевод нерезидентом ценных бумаг, российской валюты со счета в России на счет за рубежом;

      перевод российской валюты резидентом на счет другого резидента из России за рубеж и наоборот, а также совершение такого перевода со счета на счет, как на свой собственный, так и другого резидента, за пределами России.

    Классификация валютных операций

    Исходя из положений действующего валютного закона классификация валютных операций может быть проведена по различным критериям.

    По объекту можно выделить операции с российской валютой, иностранной валютой, российскими и иностранными ценными бумагами.

    По субъекту операций их можно разделить на операции между:

      валютными резидентами,

      нерезидентами,

      валютными резидентами и нерезидентами.

    Также валютные операции можно классифицировать:

      По срокам выполнения. Валютные операции можно разделить на капитальные валютные операции, текущие и кассовые валютные операции.

      В зависимости от субъектов, принимающих участие в валютных операциях. Валютные операции могут совершаться резидентами и нерезидентами.

      Валютные операции могут иметь различное назначение и быть направлены на достижение разных целей. К примеру, валютные операции могут совершаться в интересах клиентов или в собственных интересах.

      В соответствии с особенностями ведения бухгалтерского учета и характером валютных операций валютные операции можно разделить на активные операции и пассивные операции.

    Также валютные операции могут быть классифицированы по характеру сделки.

    В этом случае можно выделить:

      операции с валютой по банковскому валютному счету клиента банка;

      осуществление экспортно-импортных операций;

      торговлю иностранной валютой;

      приобретение инвалюты страной;

      операции по кредитованию на международном уровне.

    Также можно выделить конверсионные операции с валютой, осуществляемые с целью обмена одной инвалюты на другую с учетом разницы курсов, например торговля Forex.

    Текущие валютные операции

    К текущим валютным операциям причислены следующие действия:

      перевод в Россию и из России денежных средств в иностранной валюте для осуществления экспортных и импортных операций;

      выдача и получение ссуд в иностранной валюте;

      перевод в Россию и из России процентов и других выплат, которые связаны с получением доходов;

      перевод в Россию и из России денежных средств в виде заработной платы, премий, пенсий и прочих выплат;

      инвестирование, которое осуществляется в виде приобретения долей в уставном капитале компаний или через покупку ценных бумаг;

      перевод денежных средств с целью покупки имущественных объектов и неимущественных прав.

    При этом, все операции, которые не вошли в этот список не являются текущими валютными операциями.

    Валютные операции на валютном рынке

    Такие операции совершают банки, физические лица и компании.

    С 01.07.2016 порядок совершения таких операций значительно упростился в связи с утратой силы ряда положений валютного закона № 173-ФЗ.

    На данный момент остается требование о совершении операций по покупке иностранной валюты (валютных чеков) через уполномоченные банки – банки, имеющие лицензию на совершение валютных операций.

    Физические лица совершают на внутреннем рынке валютно-обменные операции, покупая валюту или чеки для собственных нужд.

    При совершении таких сделок с целью противодействия легализации незаконных доходов могут устанавливаться требования об идентификации личности.

    Ограничений по количеству покупаемой таким образом валюты закон не содержит.

    Кто контролирует валютные операции

    Валютные операции в России контролируются агентами и государственными органами валютного контроля.

    В целом, контроль за проведением валютных операций осуществляется правительством.

    Отметим, что к контролирующим органам относятся Центробанк и Министерство финансов.

    А агентами, которые осуществляют контроль за осуществлением валютных операций операций, являются уполномоченные банки, а также брокеры и дилеры, госкорпорация «Внешэкономбанк» и фискальные органы.


    Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме .

    Валютные операции: подробности для бухгалтера

    • Выручка от иностранного контрагента в рублях: как правильно отразить в учете

      Данным Законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами (или ИП... юридическими лицами - резидентами расчетов по валютным операциям: расчеты осуществляются только через банковские...

    • Правовой статус криптовалюты

      1027. Согласно этому закону к валютным операциям относятся: приобретение резидентом у... и (или) валюты РФ, являются валютными операциями, порядок проведения которых установлен Законом... ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством РФ... одновременно двум признакам: признавалась валютной операцией в соответствии с Законом о... использованием виртуальной валюты не считается валютной операцией по смыслу рассматриваемого закона...

    • Порядок уплаты НДС при импорте товаров из Беспублики Беларусь

      Резидентами и нерезидентами относится к валютным операциям (п. 9 ч. 1 ст... уполномоченном банке, через который совершаются валютные операции. Такая обязанность возникает, если сумма... документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и... отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления...

    • Наиболее частые нарушения выявляемые ФНС

      И информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, ... порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их... форм учета и отчетности по валютным операциям, представления подтверждающих документов и... информации при осуществлении валютных операций. Федеральный закон от 10 ... Нарушения, связанные с осуществлением незаконных валютных операций и несоблюдением требования о репатриации...

    • Неожиданные последствия неуведомления о счете в иностранном банке

      Напомним, ответственность за осуществление незаконных валютных операций предусмотрена ч. 1 ст. ... позиции ФНС России. Законность валютной операции определяется на основании положений... административную ответственность за осуществление незаконных валютных операций, определяет такие операции исключительно... РФ не устанавливает). Соответственно, валютная операция может либо соответствовать валютному законодательству... или запретов, ограничивающих совершение валютных операций с использованием счетов в...

    • Изменения валютного законодательства 2017 - 2018 года

      Должен предоставлять только справку о валютных операциях. Другие документы обязательными не... на резидентов при совершении ими валютных операций”. Действие документа распространяется на резидентов... резидентами уполномоченным банкам справок о валютных операциях отменено. Сохранено требование о... документов, являющихся основанием для проведения валютных операций; 4. при зачислении на транзитный... уполномоченных банков отказывать в проведении валютной операции еще на нескольких основаниях (пока...

    • Изменения в валютном законодательстве в 2018 году

      Документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и... контроля: паспорт сделки, справка о валютной операции; установлен порядок постановки на учет... контрактов; При этом, при осуществлении валютных операций по договорам, заключенным с нерезидентом... уполномоченным банком в данных по валютным операциям сведений, на основании предоставленных документов... размеры административного штрафа за незаконные валютные операции, невыполнение резидентом обязанности по получению...

    • Изменения в валютном регулировании с 2018 года

      На осуществление валютных операций между резидентами и нерезидентами, за исключением валютных операций, предусмотренных ст... -резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции с использованием средств, зачисленных в... территории РФ, за исключением запрещенных валютных операций между резидентами». Иным изменением является... ограничения по валютным счетам и валютным операциям.

    • Анализ taxCOACH®: амнистия капиталов. Сообщать ли о своих активах за границей до 28 февраля 2019 г.?

      Освобождаются от ответственности по незаконным валютным операциям и/ или незаконному зачислению денежных... на зарубежные счета признается незаконной валютной операцией. Ссылка № 2. О том, как...

    • Бухгалтерские и налоговые последствия изменения цены сделки

      Сделки Для ведения контроля над валютными операциями между резидентами и нерезидентами банки... с принятием новой Инструкции по валютным операциям. 2 При этом первоначально отмена... документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и... отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления... документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и... отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их...

    • Валютный и налоговый контроль физических лиц

      Случае совершения физическим лицом резидентом валютной операции прямо не разрешенной ст. 12 ...

    • Дайджест важных изменений в налоговом законодательстве за январь 2020

      Документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и... отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления...

    • Длительное пребывание граждан РФ за границей как основание для освобождения от некоторых «валютных» ограничений/запретов

      Свободно совершать за пределами РФ (!) валютные операции с другими физическими лицами – валютными...

    • Обзор правовых позиций по вопросам налогообложения, отраженных в судебных актах КС и ВС РФ в I кв. 2018 г.

      ... (форм учета, отчетности, информации) по валютным операциям является исполнимой, то есть рабочие... и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а... также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением... форм учета и отчетности по валютным операциям более чем на тридцать дней...

    • ГИД по налоговым поправкам для среднего бизнеса. Зима 2018 года

      Акты Российской Федерации» Валютные операции Паспорта сделок при осуществлении валютных операций отменены. Теперь, вместо... порядке предоставления документов при осуществления валютных операций. IT-Безопасность Грядущее усиление за...

    Валютные операции – это все операции, которые связаны с переходом прав на валютные ценности. Кроме того, законодательство РФ относит к валютным операциям также ведение отечественными финучреждениями рублёвых счетов нерезидентов.

    Осуществление валютных операций и их виды

    Порядок организации валютных операций в РФ определяется положениями ФЗ «О валютном регулировании и о валютном контроле». Этот закон предусматривает, что в России осуществление валютных операций доступно как финансово-кредитным учреждениям, так и участникам внешнеэкономических торговых отношений.

    Операции в иностранной валюте делят на 2 группы:

    • текущие –предоставление займов сроком от полугода и международные переводы (расчёты с поставщиками, выплата зарплаты, алиментов, процентов по займу, доходов по депозитам, инвестициям и прочим связанным с движением капитала операциям).
    • связанные с движением капитала – портфельные и прямые инвестиции, ссуды сроком от 6 мес., иные валютные операции, которые не входят в группу текущих.

    Осуществление текущих валютных операций резидентами возможно без каких-либо особых ограничений. Но существуют лимиты на вывоз из страны иностранной валюты.

    Осуществление валютных операций , связанных с движением капитала, проводится с учётом требований . Последний строго контролирует вывоз капитала из страны, выдавая разрешение на организацию валютных операций подобного рода только отечественным банкам с соответствующей лицензией.

    При осуществлении валютных операций финучреждения обязаны страховать ввозимые и вывозимые ценности от всех возможных рисков, которые могут иметь место на протяжении пути между кассой отечественного банка и хранилищем зарубежной кредитной организации.

    Организация валютных операций

    Как мы уже отмечали, принципы осуществления валютных операций разного рода в РФ, как и порядок их организации, регулируются федеральным законодательством. Организация валютных операций в первую очередь возложена на коммерческие банки, которые в своей деятельности руководствуются указаниями Банка России.

    Порядок организации валютных операций (перевоза, ввоза, пересылки инвалюты), а также условия и возможность открытия россиянами счетов в банках-нерезидентах – все это определяется нормативными документами ЦБ России. Он также устанавливает лимиты открытых валютных позиций уполномоченных банков – соотношение между обязательствами и требованиями финучреждений в инвалюте.

    Организация валютных операций, сопровождающаяся нарушением норм и требований ЦБ РФ, карается финансовыми санкциями – внушительными штрафами.

    Документы для платежей

    ▼ Обязанность представления документов
    ▼ Перечень документов
    ▼ Требования к документам для валютных операций
    ▼ Сроки представления документов
    ▼ Срок хранения документов резидентами
    ▼ Штраф за нарушение до 55 000 руб., повторное до 165 000 руб.

    Обязанность представлять документы для проведения платежей

    Пункт 2.1 Инструкции ЦБ № 138-И:

    2.1. Резидент при осуществлении операций, связанных с зачислением иностранной валюты на транзитный валютный счет или со списанием иностранной валюты с расчетного счета в иностранной валюте, представляет в уполномоченный банк (филиал уполномоченного банка) (далее - уполномоченный банк, за исключением прямого указания на филиал уполномоченного банка) одновременно следующие документы:

    справку о валютных операциях;

    документы, связанные с проведением валютных операций, указанных в справке о валютных операциях.

    Однако в соответствии с п. 1.6 Инструкции ЦБ № 138-И, эти положения не распространяются на валютные операции, совершаемые физическими лицами - резидентами, не являющимися индивидуальными предпринимателями и не занимающиеся частной практикой.


    Перечень документов для проведения валютных операций

    Часть 4 статьи 23 Федерального закона от 10.12.2003 № 173 "О валютном регулировании и валютном контроле":

    4. В целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов следующие документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов:

    1) документы, удостоверяющие личность физического лица;

    2) документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

    3) документы, удостоверяющие статус юридического лица, - для нерезидентов, документ о государственной регистрации юридического лица - для резидентов;

    4) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

    5) документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество;

    6) документы, удостоверяющие права нерезидентов на осуществление валютных операций, открытие счетов (вкладов), оформляемые и выдаваемые органами страны места жительства (места регистрации) нерезидента, если получение нерезидентом такого документа предусмотрено законодательством иностранного государства;

    Эти требования предусмотрены частью 5 статьи 23 Федерального закона от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле":

    5. Агенты валютного контроля вправе требовать представления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции.

    Все документы должны быть действительными на день представления агентам валютного контроля. По запросу агента валютного контроля представляются надлежащим образом заверенные переводы на русский язык документов, исполненных полностью или в какой-либо их части на иностранном языке. Документы, исходящие от государственных органов иностранных государств, подтверждающие статус юридических лиц - нерезидентов, должны быть легализованы в установленном порядке. Иностранные официальные документы могут быть представлены без их легализации в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.

    Документы представляются агентам валютного контроля в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к проведению валютной операции или открытию счета имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него.

    Уполномоченные банки отказывают в осуществлении валютной операции в случае непредставления лицом документов, требуемых на основании части 4 настоящей статьи и настоящей части, либо представления им недостоверных документов.

    (в ред. Федерального закона от 18.07.2005 № 90-ФЗ)

    Оригиналы документов принимаются агентами валютного контроля для ознакомления и возвращаются представившим их лицам. В материалы валютного контроля в этом случае помещаются заверенные агентом валютного контроля копии.

    Пункт 1.3 Инструкции ЦБ № 138-И:

    Порядок оформления (заверения) копий документов, связанных с проведением валютных операций, может быть согласован уполномоченным банком с резидентом.

    Сроки представления документов

    Пункт 2.3 Инструкции ЦБ № 138-И:

    2.3. Справка о валютных операциях и документы, связанные с проведением указанных в ней валютных операций, представляются резидентом в уполномоченный банк в следующие сроки (за исключением случаев, установленных пунктами 2.5 - 2.9 настоящей Инструкции):

    при зачислении иностранной валюты на транзитный валютный счет - не позднее 15 рабочих дней после даты ее зачисления, указанной в уведомлении уполномоченного банка о ее зачислении на транзитный валютный счет;

    при списании иностранной валюты с расчетного счета в иностранной валюте - одновременно с распоряжением о переводе иностранной валюты.


    Срок хранения документов резидентами

    Пункт 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле":

    2. Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны:

    2) вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора;

    «6. Несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок, неуведомление в установленный срок финансовым агентом (фактором) - резидентом, которому уступлено денежное требование (в том числе в результате последующей уступки), резидента, являющегося в соответствии с условиями внешнеторгового договора (контракта) с нерезидентом лицом, передающим этому нерезиденту товары, выполняющим для него работы, оказывающим ему услуги либо передающим ему информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, об исполнении (неисполнении) нерезидентом обязательств, предусмотренных указанным внешнеторговым договором (контрактом), или о последующей уступке денежного требования по указанному внешнеторговому договору (контракту) с приложением соответствующих документов -

    (в ред. Федеральных законов от 16.11.2011 № 311-ФЗ, от 28.06.2013 № 134-ФЗ, от 29.06.2015 № 181-ФЗ, от 28.11.2015 № 350-ФЗ)

    влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

    (в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 № 116-ФЗ, от 28.11.2015 № 350-ФЗ)

    6.1. Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов не более чем на десять дней -

    влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

    (часть 6.1 введена Федеральным законом от 16.11.2011 № 311-ФЗ)

    6.2. Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов более чем на десять, но не более чем на тридцать дней -

    (в ред. Федеральных законов от 28.06.2013 № 134-ФЗ, от 28.11.2015 № 350-ФЗ)

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

    (в ред. Федерального закона от 28.11.2015 № 350-ФЗ)

    (часть 6.2 введена Федеральным законом от 16.11.2011 № 311-ФЗ)

    6.3. Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов более чем на тридцать дней -

    (в ред. Федеральных законов от 28.06.2013 № 134-ФЗ, от 28.11.2015 № 350-ФЗ)

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч пятисот рублей до трех тысяч рублей; на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

    (в ред. Федерального закона от 28.11.2015 № 350-ФЗ)

    (часть 6.3 введена Федеральным законом от 16.11.2011 № 311-ФЗ)».

    6.4. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, за исключением случаев повторного совершения административного правонарушения, выразившегося в несоблюдении установленного порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов, -

    (в ред. Федерального закона от 28.11.2015 № 350-ФЗ)

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере десяти тысяч рублей; на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста двадцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

    Для осуществления валютных операций резидент должен предоставить в банк определенные документы и информацию, чтобы подтвердить законность этих операций. Перечень документов и информации для каждой операции вы найдете в таблице.

    Операция и вид валюты

    Перечень документов и информации

    Зачисление на транзитный валютный счет

    Вариант 1:


    Вариант 2:
    1. распоряжение о списании средств с транзитного валютного счета ()

    - об уникальном номере контракта (если операция осуществляется по контракту, принятому на учет)
    - о коде вида операции

    Обратите внимание : при выборе Варианта 2 документы, связанные с проведением операций 1 , должны быть представлены резидентом в Банк не позднее 15 рабочих дней после даты зачисления денежных средств на транзитный валютный счет

    Списание с расчетного счета в иностранной валюте

    1. заявление на перевод иностранной валюты ()
    2. документы, связанные с проведением операций 1
    3. сведения о валютных операциях 2 :
    - об уникальном номере контракта (если операция осуществляется по контракту, принятому на учет)
    - об ожидаемых сроках репатриации 3:
    - (если осуществляется авансовый платеж по импортному контракту, принятому на учет),
    - о коде вида операции (по желанию клиента)

    Зачисление на расчетный счет в валюте РФ

    1. документы, связанные с проведением операций 1 (если операция осуществляется по контракту, принятому на учет)
    2. сведения о валютных операциях 2 :
    - об уникальном номере контракта (если операция осуществляется по контракту, принятому на учет)
    - о коде вида операции (в случае несогласия с кодом вида операции, указанном нерезидентом в расчетном документе по операции зачисления, либо если отсутствует код вида операции в расчетном документе по операции зачисления)

    Списание с расчетного счета в валюте РФ

    1. расчетный документ по операции
    2. документы, связанные с проведением операций 1
    3. сведения о валютных операциях 2 :
    - об уникальном номере контракта (если операция осуществляется по контракту, принятому на учет)
    - об ожидаемых сроках репатриации 3
    - (если осуществляется авансовый платеж по импортному контракту, принятому на учет).

    Примечания к перечню документов и информации

    Форма представления в банк расчетного документа по операции

    Расчетный документ по операции - это распоряжение о переводе денежных средств, предусмотренное . Он содержит перед текстовой частью в реквизите «Назначение платежа» код вида операции, который соответствует наименованию вида операции, указанному в Приложении 1 к инструкции № 181-И, а также сведениям в документах, связанных с проведением операций.

    Информация о коде вида операции указывается в следующем формате:
    {VO<код вида валютных операций>}.

    Отступы (пробелы) внутри фигурных скобок не допускаются. Символ «VO» указывается прописными латинскими буквами (например, {VO11100}).

    Расчетный документ по операции не составляется и не представляется резидентом в следующих случаях:

    • при взыскании в пользу нерезидента денежных средств в соответствии с законодательством РФ;
    • при прямом дебетовании расчетного счета с согласия резидента (акцепт, в том числе заранее данный акцепт);
    • при списании валюты РФ в пользу физического лица - нерезидента пенсий, компенсаций, пособий и иных выплат в случаях, установленных законодательством о пенсионном обеспечении и страховании;
    • при осуществлении операций с использованием банковских карт;
    • при осуществлении операций, связанных с расчетами по аккредитиву.

    Основания, по которым банк может отказать в принятии расчетного документа по операции

    • Отсутствие информации о коде вида операции в расчетном документе по операции резидента (пп. 16.1.1 Инструкцией Банка России от 16.08.2017 № 181-И).
    • Несоответствие кода вида операции, который указан в расчетном документе, информации в представленных резидентом документах, связанных с проведением этой операций (пп. 16.1.2 Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И).
    • В случае если ожидаемые сроки репатриации иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации превышают дату завершения исполнения обязательств по договору, указанную в ведомости банковского контроля; (пп. 16.1.1 Инструкцией Банка России от 16.08.2017 № 181-И).
    • Несоблюдение установленного Инструкцией Банка России от 16.08.2017 № 181-И порядка заполнения и представления резидентом соответствующих документов и информации (пп. 16.1.5 Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И).