ЕКСД 2018 . Редакция от 9 апреля 2018 года (в т.ч. с изменениями вступ. в силу 01.07.2018)
Для поиска утвержденных профстандартов минтруда РФ используйте справочник профстандартов

Специалист по работе с молодежью

Должностные обязанности. Координирует деятельность детских и молодежных объединений. Анализирует состояние и разрабатывает меры по организации досуга подростков и молодежи. Ведет работу с деструктивными детскими и молодежными неформальными объединениями. Прогнозирует и планирует работу с молодежью на курируемой территории, используя разнообразные современные формы, приемы, методы и средства, и несет ответственность за результаты работы в целом. Осуществляет работу по защите прав подростков, молодежи, молодых семей, работает с лидерами неформальных группировок. Выступает с лекциями по вопросам молодежной политики. Способствует формированию общей культуры личности. Участвует в деятельности методических объединений, использует другие формы методической работы.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты, нормативные и методические документы по вопросам организации работы с подростками и молодежью, основы педагогики и психологии, методы воспитательной и социальной работы, методы выявления экстремальных ситуаций, методы проведения консультаций для подростков и молодежи, программно-методическую литературу по работе с подростками и молодежью, отечественный и зарубежный опыт практической работы с подростками и молодежью, основы трудового законодательства, правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование по специальности «организация работы с молодежью», «государственное и муниципальное управление» без предъявления требований к стажу работы или высшее профессиональное образование, профессиональная переподготовка и стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 1 года, либо среднее профессиональное образование и стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 3 лет.

1.1 Общеобразовательный стандарт специалиста по работе с молодежью и требования к выпускнику специальности "Организация работы с молодежью"

В настоящее время в России сформировалось система исполнительной власти, ответственной за проведение молодежной политики на всех уровнях: федеральном, региональном, муниципальном. Существует разветвленная инфраструктура учреждений по работе с детьми и молодежью, она включает следующие субъекты:

Федеральный орган исполнительной власти в области молодежной политики - Министерство РФ по делам спорта, туризма и молодежной политики; органы по делам молодежи РФ (самостоятельные комитеты, управления, министерства - 41, объединенные со спортом, физкультурой, семьей, туризмом и др. - 32, отделы, управления, комитеты, действующих в составе органов управления образованием, - 14) и межведомственные координационные советы в области патриотического воспитания (около 75);

Региональные подведомственные учреждения (около 170);

Муниципальные учреждения - клубы по месту жительств, бизнес инкубаторы, центры патриотического воспитания и т.д. (всего около 4500);

Свыше 120 тысяч специалистов;

2 специализированных института молодежной политики, занимающихся научно - методическим обеспечением системы (Волгоград, Новосибирск) и 60 российских курсов, в которых проходят обучение свыше 7200 студентов по специальности "Организация работы с молодью";

69 общероссийских и межрегиональных общественных молодежных объединений и свыше 25 тысяч некоммерческих организаций и фондов;

Действуют 220 программ по работе с молодежью. (9)

Молодежная политика направлена на создание условий для самореализации молодых людей, является компетенцией федеральных, региональных, муниципальных органов власти и предполагает организацию работы во всех дошкольных, школьных, вузовских и других образовательных учреждениях, в учреждениях дополнительного образования и воспитания, учреждениях социального обслуживания молодежи, в трудовых коллективах, среди всех возрастных групп молодежи независимо от их социальной, национальной или конфессиональной принадлежности.

Молодежную политику проводят служащие местного самоуправления, сотрудники учреждений и организаций, которые оказывают различные социальные услуги молодежи, организаторы и активисты молодежных организаций и объединений и т.д. Однако, как свидетельствуют социологические опросы молодежи, а так же работников государственных и муниципальных работников, юристов, медиков и других специалистов, которые могли бы работать с молодежью. Подготовка педагогов и воспитателей в вузах и колледжах ставит новые задачи, касающиеся работы с молодежью, к решению которых по окончанию учебных заведений они пока не всегда готовы.

Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации, рассчитанная на период до 2016 г., в числе условий для ее реализации определяет необходимость формирования кадрового потенциала, что предполагает уточнение государственных образовательных стандартов по перечню специальностей, представленных в системе органов и организаций, реализующих государственную молодежную политику; пересмотр тарифно-квалификационных требований к специалистам, работающим в сфере государственной молодежной политики; совершенствование системы подготовки кадров в сфере государственной молодежной политики в области образования на базе действующей сети образовательных учреждений. Работники сферы молодежной политики должны участвовать современные социально - экономические проблемы различных групп молодежи, ее социальные и политические ценности и ожидания, необходимость участия в общественных организациях и политической жизни страны, сложности трудоустройства, характерные жизненные планы и возможности их реализации. (1)

Анализ показывает, что в нашей стране практически отсутствует единая система подготовки кадров по работе с молодежью. Имевшийся ранее подобный опыт практически утрачен или подчас не может эффективно использоваться в современных условиях. В западноевропейских странах единого подхода к этой проблеме не существует. Для успешной воспитательной работы с молодежью необходимы грамотные, высококвалифицированные кадры, обладающие высокими профессиональными и личностными качествами. В целях проведения качественной государственной молодежной политики и воспитания молодежи необходимо создать систему подготовки и переподготовки различных специалистов с учетом профиля специализации и региональных особенностей страны.

В последние годы появились научные работы, раскрывающие опыт подготовки деятельности кадров молодежных работников в различных регионов России. Сегодня состояние и квалификации кадров работающих с детьми и молодежью, не соответствует масштабам и темпам социальных перемен в стране и в молодежном движении, тем задачам, которые ставит нарастание негативных проявлений в молодежной среде.

Развитие молодежной инфраструктуры и молодежной политики государства настоятельно требует начать подготовку специалистов для этой сферы жизнедеятельности общества. Именно поэтому приказом Министерством образования России от 12 августа 2003 № 3310 была утверждена специальность "Организация работы с молодежью". (4)

В настоящее время 60 вузов Российской Федерации осуществляют подготовку специалистов по работе с молодежью.

Объектами предстоящей деятельности специалистов по работе с молодежью являются: а) федеральные, региональные, муниципальные органы исполнительной власти по молодежной политике; б) учреждения, осуществляющие молодежную политику (центры социального обслуживания, социально - психологической помощи молодежи, поддержки молодой семьи, профориентации, занятости и трудоустройства молодежи, содействия молодежного предпринимательству; молодежные пресс-центры, центры информационного обеспечения, патриотического воспитания, отдыха и оздоровления молодежи, поддержка молодежных объединений и молодежных инициатив, международного молодежного сотрудничества; институты подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров, научных исследований по проблемам молодежи и молодежной политике; молодежные жилищные и социальные комплексы); в) формальные и неформальны объединения различных возрастных, социальных территориальных групп молодежи; г) организации и управления в соответствующих органах и учреждениях. (8)

Аналитическая, профилактическая, воспитательная, коррекционная, управленческая, исследовательская, прогностическая, организационная работа, международное сотрудничество, межкультурная коммуникация - таковы основные виды профессиональной деятельности специалистов по работе с молодежью.

Специалист по работе с молодежью должен изучить опыт деятельности органов исполнительной власти по месту жительства, учебы, работы, отдыха молодежи; знать проблемы функционирования учреждений по работе с молодежью. Кроме того, он должен владеть навыками работы с молодежными сообществами по интересам (профессиональным, творческим, спортивным); основами профилактики асоциальных явлений в молодежной среде; способами реализации комплексных мер по поддержке молодых семей; навыками взаимодействия с неформальными группами молодежи, детскими и молодежными общественными объединениями; навыками научного и информационного обеспечения молодежи, взаимодействия с молодежными СМИ; методами организации отдыха, оздоровления, творчества молодежи; мерами содействия занятости, трудоустройству, предпринимательству молодежи; способами оказания поддержки студенческой, рабочей и сельской молодежи; технологиями развития международного молодежного сотрудничества; навыками гражданско-патриотического воспитания молодежи.

Как видим, объем знаний, умений и навыков для организатора работы с молодежью весьма велик. Организатор работы молодежью должен соответствовать высоким требованиям к служебному поведению государственных гражданских служащих, изложенным в Федеральном законе "о государственной гражданской службе Российской Федерации". Перечислим некоторые из них:

исполнять должностные обязанности добросовестно на высшем профессиональном уровне;

исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности;

проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов РФ;

учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а так же конфессий;

способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию людей;

не совершать поступки порочащие честь и достоинство и др. (3)

17 июля 2009 г. "Российская газета" опубликовала Указ Президента РФ Д.А. Медведева, которым он внес изменения в Указ от 12 августа 2002 г. "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих". В новой редакции в обязанности государственных служащих входит добросовестное исполнение своих обязанностей в целях обеспечения эффективной работы государственных органов и в пределах полномочий своего ведомства. При этом госслужащие должны исходить из того, что признание и соблюдение прав и свобод человека определяют основной смысл и содержание деятельности органов государственной власти и их работников. В обязанности госслужащих входит соблюдение норм служебной профессиональной этики, соблюдение установленных законодательством ограничений и запретов, проявление корректности и внимательности в обращение с гражданами и должностными лицами.

В указанном документе подчеркивается необходимость полного нейтралитета госслужащих. Они не должны оказывать предпочтение профессиональным и социальным группам и организациям. Они должны быть независимыми и исключать действия вызванными этим влиянием. Госслужащие не должны поддаваться влиянию политических партий. Обо всех попытках склонить к коррупционному поведению чиновники обязаны уведомлять своего работодателя и органы прокуратуры. (6)

В настоящее время разработан и утвержден федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, в котором определены требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата. Выпускник должен обладать значительными общекультурными компетенциями, в их числе следующие:

готовность строго соблюдать конституцию и законы РФ;

уважительное отношение к историческому наследию и культурным традициям;

понимание закономерностей исторического процесса, способность к объективному восприятию исторической информации и ее анализу и общению;

готовность проявлять расовую, национальную, этническую, религиозную толерантность;

понимание социальной значимости своей профессии, стремление к выполнению профессиональной деятельности;

умение осуществлять профессиональную самооценку;

способность и готовность осуществлять вою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм и ценностей;

готовность соблюдать нравственные обязательства по отношению к человеку обществу, окружающей среде;

осознание необходимости и способность к непрерывному саморазвитию и самосовершенствованию в течении всей жизни;

готовность к повышению своего культурного уровня;

знание и соблюдение норм здорового образа жизни;

готовность к кооперации с коллегами, к работе в коллективе;

понимание сущности и значения информации в развитии современного общества;

способность к восприятию информации, готовность к использованию основных методов, способов и средств получения, хранения, переработка информации;

способность ясно и аргументировано сформулировать свою мысль в устной и мысленной формах, в том числе на иностранном языке;

способность владеть средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной профессиональной деятельности.

Выпускник должен обладать основательными профессиональными компетенциями, в их числе следующие:

общенаучные компетенции (способность осуществлять сбор и систематизацию научной информации по молодежной проблематике; навыки в в составлении обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по молодежной тематике)

профессиональные компетенции (способность участвовать в реализации социально - психологической адаптации молодых людей в организации; способность участвовать в регулировании конфликтов молодых людей; умение использовать социальные технологические методы при осуществлении профессиональной деятельности)

проективные компетенции (умение организовывать и планировать работу с молодыми людьми в молодежных сообществах по месту жительства, учебы, работы, отдыха, ременного пребывания молодежи; способность выявлять проблемы в молодежной среде и вырабатывать их организационные решения в области занятости, трудоустройства, предпринимательства, быта и досуга и взаимодействия с объединениями организациями, представляющие интересы молодежи; умение организовать информационное обеспечение молодежи по реализации молодежной политики, взаимодействие с молодежными СМИ; способность участвовать в организации деятельности детских и молодежных общественных организаций и объединений)

правленческие компетенции (способность участвовать в развитии проектно - аналитической и экспертно - консультационной деятельности в молодежной среде; способность участвовать в разработке и внедрению проектов и программ по проблемам детей, подростков и молодежи; поддержка актуальных и востребованных инициатив в молодежной среде)

инструментальные компетенции (умение осуществлять сбор и классификацию информации; владение навыками составления информационных обзоров по исследуемой проблеме; способность применять статистические и социологические методы сбора социальной информации; владения навыками участия в социальных проектах по реализации молодежных программ; владение педагогическими приемами и техниками, необходимыми для работы с различными категориями молодежи) (5)

Обозначенные общекультурные и профессиональные компетенции расширяют диапазон деятельности специалиста по работе с молодежью, в том числе в области социально - политической активности.

Специалист по работе с молодежью - это е просто чиновник, не просто государственный служащий. Организатор работы с молодежью должен иметь определенный имидж, создаваемый в массовом сознании коллегами по работе, другими работниками сферы молодежной политики, СМИ - имидж знающего, внушающего доверие, авторитетного человека. В условиях рыночных отношений конкурентно способная личность нуждается не только прочных профессиональных знаниях, но и в высоких деловых, организаторских, моральных и волевых качествах. На ряду с профессиональными знаниями специалисту по работе с молодежью требуется видеть цель и перспективы своей работы, обладать способностью анализировать и обобщать опыт работы. Ему необходимы глубокие знания права, современных методов организации управления системой образования и воспитания, знание экономики этой социальной среды. (2)

Он должен иметь развитые деловые качества, такие как творческий подход к работе, чувство нового, умение по достоинству оценить традиции и инновации, целеустремленность к работе, самостоятельность, избирательное отношение к окружающей действительности, что поможет определить стрежень в работе и не позволит "уходить" то в лево, то в право, в угоду конъюнктуре; решительность, инициативность, работоспособность. Большое значение имеет умение внушать и убеждать словом. Деловые качества должны дополняться организаторскими: умением организовать трудовой коллектив, оценить людей, создать "команду", установить деловые отношения, совершенствовать формы и методы работы; компетентностью и твердостью принятии правильных решений.

Заслужить авторитет специалисту по работе с молодежью помогут высокие моральные качества: справедливость, принципиальность, чувство общественного долга, скромность, моральна безупречность. На ряду с профессиональными и деловыми должны присутствовать волевые качества: решительность, энергичность, настойчивость, выдержанность, дисциплинированность. Организатор работы с молодежью должен быть энтузиастом, сам показывать пример высокой ответственности, принимать активное участие в делах муниципалитета, быть заботливым и душевным, быть истинным гражданином и патриотом. Только тогда молодежь поверит ему и последует его примеру.

Незаменимым профессиональным, деловым и моральным качеством специалиста по работе с молодежью является любовь к Человеку.

Молодежный работник - это гражданин и патриот, человек с большим любящим сердцем, который верит в светлое будущее молодежи и ведет ее за собой к самоутверждению и выполнению ее исторической роли.

Государственная служба по делам молодежи: историко-правовой аспект

Под государственной молодежной политики подразумевается деятельность государства, направленная на создание правовых...

2. Рассмотреть профессиональные компетенции специалиста по работе с молодежью; 3. Изучить Концепцию развития кадрового потенциала государственной молодежной политики в РФ; 4...

Деятельность государства по подготовке профессиональных, личностных и деловых качеств организатора работы с молодежью

Сегодня кадровое обеспечение органов власти, учреждений и организаций, работающих в сфере молодежной политики, на государственном уровне признано далеко несовершенным...

Деятельность государства по подготовке профессиональных, личностных и деловых качеств организатора работы с молодежью

Деятельность муниципального казенного учреждения "Отдел молодежной политики, физической культуры и спорта" администрации Саянского района Красноярского края

Инспекция министерства по налогам и сборам

Отдел по взысканию платежей и работе с конфискованным имуществом является структурным подразделением ИФНС России №11 по Пермскому краю г. Соликамска. Данный отдел входит в управление налогового учёта юридических лиц инспекции, хотя...

Методы и формы социальной работы, используемые в работе с клиентами уголовно-исполнительной инспекции

В соответствии с ч.2 статьи 1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, оказание осужденным помощи в социальной адаптации является основной их задач уголовно-исполнительного законодательства...

Микрообъекты и их изучение в криминалистике

Микрообъекты позволяют установить факт пребывания подозреваемого в конкретном автомобиле (например, в случае его угона), дислокацию каждого из субъектов в салоне, в частности, для определения, кто именно управлял транспортным средством...

Организация взаимодействия специализированных учреждений для несовершеннолетних нуждающихся в социальной реабилитации, с негосударственными организациями по профилактике детской безнадзорности

Рекомендуется активно использовать на региональном и муниципальном уровнях социальное партнерство органов социальной защиты населения, служб социальной помощи семье и детям, НГО и структур большого, среднего и малого бизнеса...

Особенности организации молодежного отдыха в условиях муниципалитета

Одним из направлений Дворца культуры является обеспечение молодежного населения города приобщением к культурной деятельности. Во Дворце культуры действуют 16 молодёжных коллективов (образцовых коллективов и любительских объединений)...

Правовое положение государственных служащих в связи с обеспечением профилактики коррупции

Определение понятия опыта работы по специальности, а также порядок его определения в ФЗ № 79 и других нормативных правовых актах, регулирующих вопросы поступления, прохождения и прекращения государственной службы, не приводится...

Правовое регулирование порядка прекращения трудового договора по инициативе нанимателя за действия, не поставленные в вину работнику

Роль социального работника в организации социальной защиты семьи

Говоря о практике социальной работы с семьей, нельзя оставить без внимания психолого-педагогические особенности деятельности специалиста в работе с семьёй. К сожалению, в сложившейся ситуации социальный педагог работает с проблемными...

Трудовой стаж и его правовое регулирование

В Трудовом кодексе не раскрывается понятие "стаж работы по специальности", но довольно часто именно этот стаж имеет большое значение и для трудоустройства специалиста, и для его дальнейшего профессионального роста. Итак...

Введение

Сфера государственной молодежной политики в нашей стране стала развиваться относительно недавно. Постоянно развивается и усовершенствуется законодательство, открываются новые центры по работе с молодежью, реализуется множество проектов, обучаются и выпускаются специалисты в сфере государственной молодежной политики.

Опросы молодежи, государственных и муниципальных служащих, работающих с молодежью, свидетельствуют, что в организации и воспитании юношей и девушек не хватает профессиональных психологов, социологов, социальных работников, специалистов в области информатики и управления, юристов и специалистов по правам детей и молодежи, в том числе специалистов по ювенальной юстиции.

Актуальность моей курсовой работы показать важность профессии молодежного работника, определить психологический, сделать более понятной нашу роль в развитии социальной и политической активности молодежи.

Объектом данного исследования служат специалисты по работе с молодежью, профессиональные качества которых, играют не маловажную роль в социальной и политической активности молодежи.

Предметом исследования является деятельность государства по подготовке профессиональных, личностных и деловых качеств организатора работы с молодежью.

Целью моей работы является показать потребность государства в современно-обученных специалистах по работе с молодежью, изучить значимость и влияние профессиональных качеств молодежного работника на молодого человека,

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

молодежная политика специалист молодежь

1. Рассмотреть общеобразовательный стандарт специалиста по работе с молодежью и требования к выпускнику специальности "Организация работы с молодежью";

2. Рассмотреть профессиональные компетенции специалиста по работе с молодежью;

3. Изучить Концепцию развития кадрового потенциала государственной молодежной политики в РФ;

4. Рассмотреть необходимость роста постоянной квалификации молодежных работников;

5. Разработать проект: "Методический центр повышения квалификации и переквалификации молодежных работников";

Данная работа состоит из введения, двух глав с пятью параграфами, заключения и библиографического списка.

Специалист по работе с молодежью

Общеобразовательный стандарт специалиста по работе с молодежью и требования к выпускнику специальности "Организация работы с молодежью"

В настоящее время в России сформировалось система исполнительной власти, ответственной за проведение молодежной политики на всех уровнях: федеральном, региональном, муниципальном. Существует разветвленная инфраструктура учреждений по работе с детьми и молодежью, она включает следующие субъекты:

Федеральный орган исполнительной власти в области молодежной политики - Министерство РФ по делам спорта, туризма и молодежной политики; органы по делам молодежи РФ (самостоятельные комитеты, управления, министерства - 41, объединенные со спортом, физкультурой, семьей, туризмом и др. - 32, отделы, управления, комитеты, действующих в составе органов управления образованием, - 14) и межведомственные координационные советы в области патриотического воспитания (около 75);

Региональные подведомственные учреждения (около 170);

Муниципальные учреждения - клубы по месту жительств, бизнес инкубаторы, центры патриотического воспитания и т.д. (всего около 4500);

Свыше 120 тысяч специалистов;

2 специализированных института молодежной политики, занимающихся научно - методическим обеспечением системы (Волгоград, Новосибирск) и 60 российских курсов, в которых проходят обучение свыше 7200 студентов по специальности "Организация работы с молодью";

69 общероссийских и межрегиональных общественных молодежных объединений и свыше 25 тысяч некоммерческих организаций и фондов;

Действуют 220 программ по работе с молодежью. (9)

Молодежная политика направлена на создание условий для самореализации молодых людей, является компетенцией федеральных, региональных, муниципальных органов власти и предполагает организацию работы во всех дошкольных, школьных, вузовских и других образовательных учреждениях, в учреждениях дополнительного образования и воспитания, учреждениях социального обслуживания молодежи, в трудовых коллективах, среди всех возрастных групп молодежи независимо от их социальной, национальной или конфессиональной принадлежности.

Молодежную политику проводят служащие местного самоуправления, сотрудники учреждений и организаций, которые оказывают различные социальные услуги молодежи, организаторы и активисты молодежных организаций и объединений и т.д. Однако, как свидетельствуют социологические опросы молодежи, а так же работников государственных и муниципальных работников, юристов, медиков и других специалистов, которые могли бы работать с молодежью. Подготовка педагогов и воспитателей в вузах и колледжах ставит новые задачи, касающиеся работы с молодежью, к решению которых по окончанию учебных заведений они пока не всегда готовы.

Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации, рассчитанная на период до 2016 г., в числе условий для ее реализации определяет необходимость формирования кадрового потенциала, что предполагает уточнение государственных образовательных стандартов по перечню специальностей, представленных в системе органов и организаций, реализующих государственную молодежную политику; пересмотр тарифно-квалификационных требований к специалистам, работающим в сфере государственной молодежной политики; совершенствование системы подготовки кадров в сфере государственной молодежной политики в области образования на базе действующей сети образовательных учреждений. Работники сферы молодежной политики должны участвовать современные социально - экономические проблемы различных групп молодежи, ее социальные и политические ценности и ожидания, необходимость участия в общественных организациях и политической жизни страны, сложности трудоустройства, характерные жизненные планы и возможности их реализации. (1)

Анализ показывает, что в нашей стране практически отсутствует единая система подготовки кадров по работе с молодежью. Имевшийся ранее подобный опыт практически утрачен или подчас не может эффективно использоваться в современных условиях. В западноевропейских странах единого подхода к этой проблеме не существует. Для успешной воспитательной работы с молодежью необходимы грамотные, высококвалифицированные кадры, обладающие высокими профессиональными и личностными качествами. В целях проведения качественной государственной молодежной политики и воспитания молодежи необходимо создать систему подготовки и переподготовки различных специалистов с учетом профиля специализации и региональных особенностей страны.

В последние годы появились научные работы, раскрывающие опыт подготовки деятельности кадров молодежных работников в различных регионов России. Сегодня состояние и квалификации кадров работающих с детьми и молодежью, не соответствует масштабам и темпам социальных перемен в стране и в молодежном движении, тем задачам, которые ставит нарастание негативных проявлений в молодежной среде.

Развитие молодежной инфраструктуры и молодежной политики государства настоятельно требует начать подготовку специалистов для этой сферы жизнедеятельности общества. Именно поэтому приказом Министерством образования России от 12 августа 2003 № 3310 была утверждена специальность "Организация работы с молодежью". (4)

В настоящее время 60 вузов Российской Федерации осуществляют подготовку специалистов по работе с молодежью.

Объектами предстоящей деятельности специалистов по работе с молодежью являются: а) федеральные, региональные, муниципальные органы исполнительной власти по молодежной политике; б) учреждения, осуществляющие молодежную политику (центры социального обслуживания, социально - психологической помощи молодежи, поддержки молодой семьи, профориентации, занятости и трудоустройства молодежи, содействия молодежного предпринимательству; молодежные пресс-центры, центры информационного обеспечения, патриотического воспитания, отдыха и оздоровления молодежи, поддержка молодежных объединений и молодежных инициатив, международного молодежного сотрудничества; институты подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров, научных исследований по проблемам молодежи и молодежной политике; молодежные жилищные и социальные комплексы); в) формальные и неформальны объединения различных возрастных, социальных территориальных групп молодежи; г) организации и управления в соответствующих органах и учреждениях. (8)

Аналитическая, профилактическая, воспитательная, коррекционная, управленческая, исследовательская, прогностическая, организационная работа, международное сотрудничество, межкультурная коммуникация - таковы основные виды профессиональной деятельности специалистов по работе с молодежью.

Специалист по работе с молодежью должен изучить опыт деятельности органов исполнительной власти по месту жительства, учебы, работы, отдыха молодежи; знать проблемы функционирования учреждений по работе с молодежью. Кроме того, он должен владеть навыками работы с молодежными сообществами по интересам (профессиональным, творческим, спортивным); основами профилактики асоциальных явлений в молодежной среде; способами реализации комплексных мер по поддержке молодых семей; навыками взаимодействия с неформальными группами молодежи, детскими и молодежными общественными объединениями; навыками научного и информационного обеспечения молодежи, взаимодействия с молодежными СМИ; методами организации отдыха, оздоровления, творчества молодежи; мерами содействия занятости, трудоустройству, предпринимательству молодежи; способами оказания поддержки студенческой, рабочей и сельской молодежи; технологиями развития международного молодежного сотрудничества; навыками гражданско-патриотического воспитания молодежи.

Как видим, объем знаний, умений и навыков для организатора работы с молодежью весьма велик. Организатор работы молодежью должен соответствовать высоким требованиям к служебному поведению государственных гражданских служащих, изложенным в Федеральном законе "о государственной гражданской службе Российской Федерации". Перечислим некоторые из них:

исполнять должностные обязанности добросовестно на высшем профессиональном уровне;

исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности;

проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов РФ;

учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а так же конфессий;

способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию людей;

не совершать поступки порочащие честь и достоинство и др. (3)

17 июля 2009 г. "Российская газета" опубликовала Указ Президента РФ Д.А. Медведева, которым он внес изменения в Указ от 12 августа 2002 г. "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих". В новой редакции в обязанности государственных служащих входит добросовестное исполнение своих обязанностей в целях обеспечения эффективной работы государственных органов и в пределах полномочий своего ведомства. При этом госслужащие должны исходить из того, что признание и соблюдение прав и свобод человека определяют основной смысл и содержание деятельности органов государственной власти и их работников. В обязанности госслужащих входит соблюдение норм служебной профессиональной этики, соблюдение установленных законодательством ограничений и запретов, проявление корректности и внимательности в обращение с гражданами и должностными лицами.

В указанном документе подчеркивается необходимость полного нейтралитета госслужащих. Они не должны оказывать предпочтение профессиональным и социальным группам и организациям. Они должны быть независимыми и исключать действия вызванными этим влиянием. Госслужащие не должны поддаваться влиянию политических партий. Обо всех попытках склонить к коррупционному поведению чиновники обязаны уведомлять своего работодателя и органы прокуратуры. (6)

В настоящее время разработан и утвержден федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, в котором определены требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата. Выпускник должен обладать значительными общекультурными компетенциями, в их числе следующие:

готовность строго соблюдать конституцию и законы РФ;

уважительное отношение к историческому наследию и культурным традициям;

понимание закономерностей исторического процесса, способность к объективному восприятию исторической информации и ее анализу и общению;

готовность проявлять расовую, национальную, этническую, религиозную толерантность;

понимание социальной значимости своей профессии, стремление к выполнению профессиональной деятельности;

умение осуществлять профессиональную самооценку;

способность и готовность осуществлять вою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм и ценностей;

готовность соблюдать нравственные обязательства по отношению к человеку обществу, окружающей среде;

осознание необходимости и способность к непрерывному саморазвитию и самосовершенствованию в течении всей жизни;

готовность к повышению своего культурного уровня;

знание и соблюдение норм здорового образа жизни;

готовность к кооперации с коллегами, к работе в коллективе;

понимание сущности и значения информации в развитии современного общества;

способность к восприятию информации, готовность к использованию основных методов, способов и средств получения, хранения, переработка информации;

способность ясно и аргументировано сформулировать свою мысль в устной и мысленной формах, в том числе на иностранном языке;

способность владеть средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной профессиональной деятельности.

Выпускник должен обладать основательными профессиональными компетенциями, в их числе следующие:

общенаучные компетенции (способность осуществлять сбор и систематизацию научной информации по молодежной проблематике; навыки в в составлении обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по молодежной тематике)

профессиональные компетенции (способность участвовать в реализации социально - психологической адаптации молодых людей в организации; способность участвовать в регулировании конфликтов молодых людей; умение использовать социальные технологические методы при осуществлении профессиональной деятельности)

проективные компетенции (умение организовывать и планировать работу с молодыми людьми в молодежных сообществах по месту жительства, учебы, работы, отдыха, ременного пребывания молодежи; способность выявлять проблемы в молодежной среде и вырабатывать их организационные решения в области занятости, трудоустройства, предпринимательства, быта и досуга и взаимодействия с объединениями организациями, представляющие интересы молодежи; умение организовать информационное обеспечение молодежи по реализации молодежной политики, взаимодействие с молодежными СМИ; способность участвовать в организации деятельности детских и молодежных общественных организаций и объединений)

правленческие компетенции (способность участвовать в развитии проектно - аналитической и экспертно - консультационной деятельности в молодежной среде; способность участвовать в разработке и внедрению проектов и программ по проблемам детей, подростков и молодежи; поддержка актуальных и востребованных инициатив в молодежной среде)

инструментальные компетенции (умение осуществлять сбор и классификацию информации; владение навыками составления информационных обзоров по исследуемой проблеме; способность применять статистические и социологические методы сбора социальной информации; владения навыками участия в социальных проектах по реализации молодежных программ; владение педагогическими приемами и техниками, необходимыми для работы с различными категориями молодежи) (5)

Обозначенные общекультурные и профессиональные компетенции расширяют диапазон деятельности специалиста по работе с молодежью, в том числе в области социально - политической активности.

Специалист по работе с молодежью - это е просто чиновник, не просто государственный служащий. Организатор работы с молодежью должен иметь определенный имидж, создаваемый в массовом сознании коллегами по работе, другими работниками сферы молодежной политики, СМИ - имидж знающего, внушающего доверие, авторитетного человека. В условиях рыночных отношений конкурентно способная личность нуждается не только прочных профессиональных знаниях, но и в высоких деловых, организаторских, моральных и волевых качествах. На ряду с профессиональными знаниями специалисту по работе с молодежью требуется видеть цель и перспективы своей работы, обладать способностью анализировать и обобщать опыт работы. Ему необходимы глубокие знания права, современных методов организации управления системой образования и воспитания, знание экономики этой социальной среды. (2)

Он должен иметь развитые деловые качества, такие как творческий подход к работе, чувство нового, умение по достоинству оценить традиции и инновации, целеустремленность к работе, самостоятельность, избирательное отношение к окружающей действительности, что поможет определить стрежень в работе и не позволит "уходить" то в лево, то в право, в угоду конъюнктуре; решительность, инициативность, работоспособность. Большое значение имеет умение внушать и убеждать словом. Деловые качества должны дополняться организаторскими: умением организовать трудовой коллектив, оценить людей, создать "команду", установить деловые отношения, совершенствовать формы и методы работы; компетентностью и твердостью принятии правильных решений.

Заслужить авторитет специалисту по работе с молодежью помогут высокие моральные качества: справедливость, принципиальность, чувство общественного долга, скромность, моральна безупречность. На ряду с профессиональными и деловыми должны присутствовать волевые качества: решительность, энергичность, настойчивость, выдержанность, дисциплинированность. Организатор работы с молодежью должен быть энтузиастом, сам показывать пример высокой ответственности, принимать активное участие в делах муниципалитета, быть заботливым и душевным, быть истинным гражданином и патриотом. Только тогда молодежь поверит ему и последует его примеру.

Незаменимым профессиональным, деловым и моральным качеством специалиста по работе с молодежью является любовь к Человеку.

Молодежный работник - это гражданин и патриот, человек с большим любящим сердцем, который верит в светлое будущее молодежи и ведет ее за собой к самоутверждению и выполнению ее исторической роли.

Обзор документа

Разработан проект профстандарта "Специалист по работе с молодежью".

Цель деятельности - обеспечение гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания молодежи, расширения возможностей для ее эффективной самореализации и формирования здорового образа жизни.

Специалист по работе с молодежью должен будет иметь профильное среднее профессиональное образование (программа подготовки специалистов среднего звена) или профильное высшее образование (бакалавриат). Если высшее образование непрофильное, нужно пройти программы профессиональной переподготовки в соответствии с профилем деятельности. Надо будет проходить обязательные предварительные и периодические медосмотры (обследования). При этом не предполагается предъявлять требований к опыту работы.

Начальнику отдела (заведующему) потребуется профильное высшее образование (бакалавриат, магистратура, специалитет). Если высшее образование по программам магистратуры или специалитета непрофильное, нужно будет получить дополнительное профессиональное образование, пройти программы профессиональной переподготовки в соответствии с профилем деятельности. Требуемый опыт работы - не менее 2 лет по профилю деятельности при бакалавриате.

К работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством.

14. 06. 2016 628

В настоящее время Росмолодежью разработан проект профстандарта «Специалист по работе с молодежью».

Ценность документа заключается в том, что именно он поменяет подходы в работе с молодежью. Кроме того, что принятие профстандарта установит правовой статус в профессиональной деятельности специалиста по работе с молодежью, он повлечет за собой необходимость создания образовательного стандарта, регулирующего подготовку специалистов в сфере государственной молодежной политики. Таким образом, специалисты по работе с молодежью во всех регионах России будут стремиться получать профильное образование, которое в свою очередь станет более практикоориентированым.

Отметим, что в работу над созданием профстандарта включились представители ведущих вузов России, таких как МГУ им. М.В. Ломоносова, РГСУ, МПГУ, общественных организаций и сами руководители органов исполнительной власти субъектов РФ, реализующих государственную молодежную политику. На начальной стадии разработки документа проведен мониторинг – собраны и проанализированы перечни подведомственных организаций, списки должностей подведомственных организаций, должностные инструкции специалистов всех ступеней, реализующих функции по организации работы с молодежью.

Проект профстандарта был презентован руководителем Росмолодежи Сергеем Поспеловым на семинар-совещании в Севастополе. Позже документ направили в регионы страны, которые представили свои пожелания и предложения. Слушания проекта профстандарта также прошли на площадке Государственной Думы (10 февраля 2016 г.), Общественной палаты Российской Федерации (5 апреля 2016 г.). 25 мая 2016 г. проект профстандарта был обсужден с представителями научного сообщества в МГУ имени М.В.Ломоносова на заседании Учебно-методического совета по направлению подготовки «Организация работы с молодежью»

Участникам встречи представили основные этапы разработки профстандарта и ключевые задачи, которые будут решены при его принятии. Представители общественных молодежных организаций, образовательных ведомств и политических структур внесли ряд предложений с правками отдельных пунктов представленных предложений, которые будут учтены при принятии итоговых версий документа. Таким образом, в создании профессионального стандарта приняли участие компетентные специалисты со всей России.

С проектом документа можно ознакомиться на сайте Федерального агентства в разделе