Утверждена

приказом Председателя

Комитета по статистике

Министерства национальной

экономики Республики Казахстан

Методика по проведению выборочного обследования домашних хозяйств

Глава 1. Общие положения

1. Методика по проведению выборочного обследования домашних хозяйств (далее - Методика) относится к статистической методологии, формируемой в соответствии с международными стандартами и утверждаемой в соответствии с Законом Республики Казахстан от 19 марта 2010 года «О государственной статистике» (далее - Закон).

2. Методика устанавливает основные аспекты и методы анализа выборочной и генеральной совокупности домашних хозяйств и предназначена для применения структурными подразделениями Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан (далее - Комитет).

3. Для проведения выборочных обследований отбирается часть домашних хозяйств, и в рамках этого контингента проводится наблюдение или собираются данные. Полученные результаты экстраполируются (распространяются) на все население в целом.

4. Основными преимуществами применения выборочного метода в современной статистике являются:

1) сокращение сроков проведения статистических наблюдений (обследований);

2) уменьшение информационной нагрузки на респондентов;

3) значительная экономия затрат труда, материальных и финансовых ресурсов при проведении обследования;

4) значительно ускоренного получения результатов исследования по сравнению со сплошным обследованием.

5. В настоящей Методике используются понятия в значениях определенных в Законе, а также следующие определения:

1) п анельный метод наблюдения - способ сбора информации, при котором в течении относительно длительного времени периодически опрашивается определённая группа единиц анализа, причем предмет исследования остается постоянным;

2) генеральная совокупность - полная группа всех единиц анализа, чьи характеристики подлежат оценке;

3) репрезентативность - соответствие характеристик выборки характеристикам популяции или генеральной совокупности;

4) математическое ожидание - среднее значение отдельной характеристики во всех возможных выборках, также средневзвешенное значение всех возможных результатов с весом вероятностей, отражающих возможность появления в каждом результате;

5) параметр - величина, рассчитанная из всех значений в наборе генеральной совокупности, то есть описательное измерение генеральной совокупности;

6) страта - деление на специальные слои единиц (респондентов) обладающих одинаковыми или схожими показателями;

7) план выборки - набор спецификаций, определяющих генеральную совокупность и единицы выборки, а также степени вероятности возможных выборок;

8) выборочная совокупность (выборка) - множество случаев (испытуемых, объектов, событий, образцов), с помощью определенной процедуры выбранных из генеральной совокупности для участия в исследовании;

9) размер выборки - общее число единиц наблюдения в выборочной совокупности.

Глава 2. Планирование и п роцесс формирования выборки

6. При планировании обследования необходимо определить охватываемые им географические районы и исследуемое население.

7. При определении статистической совокупности необходимо выявить группу населения, из которой формируется выборка. Из основы выборки удаляются отдаленные районы с небольшим количеством домохозяйств или жителей, поскольку их охват связан со слишком высокими расходами. Они представляют собой лишь небольшую долю населения, их влияние на показатели численности населения весьма незначительны. В отчете по результатам такого обследования четко указан факт исключения этих районов.

8. Процесс формирования выборки для проведения обследования состоит из нескольких этапов:

определение генеральной совокупности;

создание основы выборки;

выбор между вероятностным и невероятностным методами отбора;

определение плана выборки;

определение объема выборки;

непосредственное формирование выборки согласно плану.

Глава 3. Определение генеральной совокупности и основа выборки

9. Данные переписи населения или информационная система статистический регистр жилищного фонда (далее - ИС СРЖФ) является основным источником для формирования выборочной совокупности для обследования домашних хозяйств в Республике Казахстан. Данные переписи населения служат средством предоставления информации о численности, составе и географическом распределении населения в дополнение к социально-экономическим и демографическим характеристикам. В рамках переписи населения ведется сбор информации по каждому отдельному лицу в домашнем хозяйстве и по каждому комплексу жилых помещений на всей территории. Во избежание случаев неполучения данных от респондентов для формирования выборки используется ИС СРЖФ. ИС СРЖФ создан c целью формирования и накопления данных по жилым домам и жилым помещениям для статистики жилищного фонда и формирования выборок для обследования домашних хозяйств.

10. Единицами учета в ИС СРЖФ являются все жилые дома и жилые помещения (квартиры), находящиеся на территории Республики Казахстан.

К ним относятся:

жилое помещение (квартира);

одноквартирный (индивидуальный) дом;

двухквартирный дом;

трех и более квартирный дом.

Каждый дом и квартира имеет идентификационноный номер (далее - ID).

Кроме того, в ИС СРЖФ содержатся следующие данные: ID квартиры, классификатор административно территориальных объектов (КАТО), улица, номер дома, номер квартиры, общая площадь , жилая площадь. Актуализация данных, содержашихся в ИС СРЖФ, производится ежедневно.

Глава 4. Стратегия и методы формирования выборки

11. Для отбора элементов из генеральной совокупности используются следующие методы вероятностного отбора:

систематическая случайная выборка (пошаговая выборка);

выборка с вероятностью пропорционально размеру (далее - ВПР).

12. Простой случайный отбор (выборка) обеспечивает равную вероятность быть отобранным для каждого элемента генеральной совокупности. Встречаются следующие разновидности данного метода:

повторный случайный отбор;

бесповторный случайный отбор.

13. Бесповторный случайный отбор дает более точные результаты выборочного наблюдения по сравнению с повторным, так как при одном и том же объеме выборки наблюдение охватывает больше единиц генеральной совокупности. В случаях, когда бесповторный отбор провести нельзя, используется повторная выборка.

14. Сущность систематической случайной выборки заключается в отборе из основы элемента, начиная с первого элемента, который отбирается случайно.

Например, при формировании систематической выборки с размером 500 элементов из генеральной совокупности 15 000 сотрудников организации.

Вначале определяется случайный старт, затем шаг отбора. (15 000/ 500=30, шаг отбора равен 30).

15. Метод отбора ВПР позволяет повысить точность оценивания, если используемая для определения вероятностей вспомогательная переменная размера приблизительно пропорциональна изучаемым признакам. При использовании метода ВПР существует больше вероятности, что в выборку попадут единицы с крупными признаками. Метод отбора ВПР часто применяется в обследованиях домохозяйств при отборе территориальных единиц, при этом вероятность включения элементов в выборку пропорциональна численности проживающего населения в территориальных единицах отбора.

Параграф 1. Стратифицированная выборка

16. При планировании обследования домашних хозяйств, широко применяемым методом, является стратификация для обследования совокупности до формирования выборки. Она служит для целей классификации совокупности в подсовокупностях на основе дополнительной информации, которая известна в отношении генеральной совокупности. Например, территориальные признаки или половозрастные категории, тип местности, количество проживающих, тип или вид строения, здания. Основным принципом формирования страт (расслоение) является - разнородность между стратами и однородность внутри страт. Городские и сельские районы формируются в качестве двух отдельных страт для обследования домашних хозяйств. Городское и сельское население отличаются друг от друга по многим аспектам (вид занятости, источник и размер дохода, средний размер домохозяйства, уровень рождаемости) в то время как лица, относящиеся к одной из этих подгрупп, обладают аналогичными характеристиками. Вероятность отбора при старифицированной выборке с применением бесповторного случайного отбора расчитывается по следующей формуле:

https://pandia.ru/text/80/295/images/image005_10.png" width="20" height="24 src=">- размер генеральной совокупности в страте.

17. Преимуществами стратифицированной выборки является:

Δ - предельная ошибка выборки.

23. Для определения размера выборки оцениваются следующие параметры генеральной совокупности:

1) Средний арифметический признак (например, доходы и расходы домашних хозяйств, количество проживающих в домашних хозяйствах), вычисляется для всех единиц генеральной совокупности и носит название генеральной средней () и рассчитывается по следующей формуле.

https://pandia.ru/text/80/295/images/image027_3.png" width="16" height="25 src="> - сумма показателя i-страты.

2) Дисперсия генеральной совокупности определяется как среднее значение квадратов отклонений всех отдельных наблюдений от их среднего значения.

Дисперсия генеральной совокупности вычисляется по следующей формуле:

Квадратный корень из дисперсии называется стандартным отклонением или среднеквадратичным отклонением и рассчитывается по формуле:

3) Если ошибка выражается как стандартная ошибка (m ), то для определения размера выборки используется следующая формула:

RSE - относительная стандартная ошибка выборки.

Если не принимать во внимание поправку для конечной совокупности, формула для определения размера выборки будет выглядеть следующим образом:

24. После определения размера выборки следует распределять выборку по стратам, если это стратифицированная выборка или по кластерам в случае кластерной выборки. Распределение выборки производится одинаковым размером выборки в каждой страте (равномерное распределение), или распределяется другими способами. Для определения распределения выборки по различным стратам имеется два важных критерия, которые влияют на способ определения размера выборки в стратах:

Первый критерий - удобство: выбирается способ пропорционального распределения, при котором размер выборки в i -ой страте рассчитывается по формуле:

ni - размер выборочной совокупности i - страты;

i = 1,2,…,h ;

Ni - количество домашних хозяйств в i -ой страте, при этом i = 1,2…., h .

Второй критерий - точность: выбирается способ оптимального распределения, дающий наименьшую среднюю квадратическую ошибку (стандартная ошибка) выборки.

25. Там, где затраты на производство выборки из различных страт одинаковы, оптимальная формула распределения называется распределением Неймана. В этом случае размер выборки в i -ой страте определяется по формуле:

https://pandia.ru/text/80/295/images/image034_2.png" width="16" height="29">, тогда ее базисный вес, обозначаемый как (коэффициент распространения), рассчитывается по формуле:

32. Проблема неполучения ответов от единицы выборки по субьективным причинам при обследованиях домашних хозяйств, решается с помощью корректировки весов выборки. Расчет скорректированного веса в случае неполучения ответов для i-ой единицы выборки рассчитывается с помощью следующего уравнения:

https://pandia.ru/text/80/295/images/image038_1.png" width="51 height=29" height="29"> - это количество фактически отчитавшихся.

Расчет окончательного скорректированного веса в случае неполучения ответов для i -ой единицы выборки рассчитывается с помощью следующего уравнения:

https://pandia.ru/text/80/295/images/image040_1.png" width="34" height="23 src="> - это первоначальный базисный вес;

DIV_ADBLOCK117">

Оценка стандартной ошибки выборки. Возможные расхождения между характеристиками выборочной и генеральной совокупности измеряются стандартной ошибкой (средней ошибкой) выборки. Стандартная ошибка выборки определяются по следующей формуле:

m - стандартная ошибка;

Генеральная дисперсия;

Объем выборочной совокупности.

36. Стандартная ошибка выборки показывает абсолютные значения ошибки. Для определения оцениваемого значения в долях используется относительная стандартная ошибка (коэффициент вариации). Этот коэффициент выражается в процентах и рассчитывается по формуле:

https://pandia.ru/text/80/295/images/image048_0.png" width="25" height="30">.png" width="25" height="30 src=">- | £ D, из которых следует, что х - D £ https://pandia.ru/text/80/295/images/image050.png" width="113" height="32 src=">

Сумма показателя выборочной совокупности i -страте;

Среднее значение показателя выборочной совокупности i -страте.

Переписи населœения - трудоемкие и дорогостоящие операции. По этой причине они проводятся относительно редко и их программы ограничены лишь самыми необходимыми сведениями. Выборочные обследования (исследо­вания) позволяют с меньшими затратами времени, сил и средств провести изучение интересующей исследователя проблемы на небольшой, по специ­альным правилам отобранной группе населœения с тем, чтобы полученные результаты затем распространить на всœе населœение (или на ту часть обще­ства, которая является объектом изучения).

Применение выборочного метода в демографии ничем не отличается от аналогичного применения его в других науках. Он нашел широкое применение в переписях населœения. На его базе проведены две микропереписи населœения в 1985 и 1994 гᴦ.

В нашей демографии выборочные исследования получили наибольшее применение при изучении факторов рождаемости. В 1966, 1967, 1969, 1972, 1975, 1978, 1981 и 1984 гᴦ. Отделом демографии Научно-исследова­тельского института ЦСУ СССР были проведены углубленные исследова­ния факторов рождаемости в семьях рабочих и служащих, ведущих бюджетные записи. В США ежегодно проводятся представительные для страны в целом выборочные обследования факторов рождаемости, в кото­рых опрашиваются немногим более 50 тысяч женщин (в том числе около 30 тыс. из них - замужних), а выводы распространяются на всœе населœение страны (260 млн. человек). В 1974-1982 гᴦ. Международным статистиче­ским институтом совместно с Международным союзом по изучению проб­лем народонаселœения было проведено Всемирное обследование рождаемо­сти (факторов рождаемости). Оно состояло из серии выборочных обследований факторов рождаемости, проведенных в 21 экономически развитой стране и 41 развивающейся. Был собран большой объём важной в научном отношении информации, впервые сопоставимой и представитель­ной для 62 стран мира, в которых проживало в конце 1970-х гᴦ. около 1,8 миллиарда человек, или 42% мирового населœения. Наша страна, к сожале­нию, в данном обследовании не участвовала.

При этом выборочные обследования тоже требуют многочисленного персонала и средств. По этой причине не всœегда и не всœем под силу бывает их организовать. Тогда приходится отступать от теории и проводить обследование, не претендующее на представительность, организованное без соблю­дения правил выборочного метода. Такое обследование, в отличие от выборочного, принято называть специальным (ᴛ.ᴇ. посвященное специально углубленному изучению какой-то узкой задачи).

В отличие от выборочного специальное обследование не обладает такой же доказательной силой. Но, как говорится, лучше хоть что-то, чем ни­чего (иногда, правда, бывает и наоборот, в случае если на базе непредставительного специального обследования делаются обобщающие выводы. А такое бывает нередко). Пожалуй, большинство отечественных социологических исследований - непредставительны (иначе говоря - нерепрезентатив­ны), хотя бывает и так, что их авторы без большого смущения именуют свои исследования выборочными. Увы, провести настоящее выборочное исследование в нашей стране всœегда было трудно, поскольку они всœегда проводились в основном на энтузиазме исследователœей и не пользовались поддержкой властей. По этой причине полностью от таких исследований отказы­ваться нельзя. Нужно только проявлять научную добросовестность в их проведении и осторожность - в интерпретации результатов.

4. МЕТОДОЛОГИЯ СТАТИСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
4.1. ОБСЛЕДОВАНИЯ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ
4.1.1. МЕТОДОЛОГИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ БЮДЖЕТОВ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ
Цели и задачи статистического наблюдения

Обследование бюджетов домашних хозяйств по своему характеру является многоцелевым. Его основные задачи определены как получение весовых показателей для расчета индекса потребительских цен и данных для составления счетов сектора домашних хозяйств в системе национальных счетов . Традиционно бюджетное обследование также является источником статистических данных о распределении населения по уровню материального благосостояния, об уровне бедности и потреблении продуктов питания.

Обследование бюджетов домашних хозяйств проводится во всех республиках в составе Российской Федерации, краях и областях по выборочному методу и охватывает 49175 домашних хозяйств.

Обследование строится на принципах добровольного участия в нем отобранных домашних хозяйств.

Определение исследуемой совокупности (рамки обследования)

Генеральную совокупность при отборе составляют все типы домашних хозяйств, за исключением коллективных домашних хозяйств (части населения, состоящей из лиц, долговременно находящихся в больницах, домах-интернатах для престарелых, школах-интернатах и других институциональных заведениях, монастырях, религиозных общинах и прочих коллективных жилых помещениях).

Определение и порядок формирования статистической основы наблюдения,
определение единицы отбора, единицы наблюдения

Базой для построения выборочной совокупности домашних хозяйств послужил информационный массив микропереписи населения 1994 г.

наличие (отсутствие) приусадебного, садового, дачного участка, огорода

Распределение обследованных лиц:

по проживанию в домашнем хозяйстве определенного размера

из 1 человека, 2 человек, 3 человек, 4 человек,
5 человек, 6 человек, 7 и более человек

по возрасту

0-6 лет, 7-12 лет, 13-16 лет, 17-29 лет, 30-39 лет, 40-49 лет, 50-54 лет, 55-59 лет, 60-64 лет,

65 лет и старше

мужчины; женщины

по источникам средств существования

Форма № 1 (раздел 1, вопрос 2, графа 2)

Сумма значений показателей R1V212 - R1V252

Расходы на покупку ювелирных изделий

Форма (раздел 5в,
графа 4);
форма (раздел 1в,
графа 4)

Сумма по коду 941

Расходы на покупку стройматериалов для строительства и капитального ремонта

Форма (раздел 5б,
графа 5);форма (раздел 1б, графа 5)

Сумма по кодам

Оплата услуг по строительству и капитальному ремонту

Форма (раздел 6,
графа 4); форма (раздел 2, графа 4)

Сумма по коду 502

Расходы на промежуточное потребление и валовое накопление основного капитала

Сводный показатель

е + ж + з + и + к

Налоги, сборы и другие обязательные платежи

Форма № 1 (раздел 1, вопрос 1, графа 2)

Сумма значений показателя R1V112

Другие расходы

Форма № 1 (раздел 1, вопрос 1, графа 2; вопрос 3, графа 2; вопрос 5);форма
(раздел 6,
графа 4); форма (раздел 2,
графа 4)

Сумма значений показателей R1V122- R1V152 (погашение кредита, возврат ссуд, уплата алиментов , страховых и членских взносов , отдано безвозмездно родственникам и знакомым), R1V362 (покупка прочей недвижимости), R1V511 (другие расходы) по форме № 1 минус сумма по кодам 961-965 (услуги страхования) по формам №, 1-б

Денежные расходы

Сводный показатель

1 + 2 + 3 + 4

Сумма сделанных сбережений

Форма № 1 (раздел 1, вопрос 9)

Сумма значений показателя R1V911

Сумма займа и израсходованных сбережений

Форма № 1 (раздел 1, вопрос 7)

Сумма значений показателя R1V711

Прирост финансовых активов

Сводный показатель

л - м

Денежные доходы

Сводный показатель

I + II

Стоимость натуральных поступлений продуктов питания

Форма (раздел 2,
графа 4)

Сумма оценок по средним ценам покупки натуральных поступлений продуктов питания [(коды 101-108, 121-134,141-145, 151-163, 171,172, 181-189, 201-210, 221-227, 241, 242, 244, 261-263, 271, 272) х Kz ]

Стоимость предоставленных в натуральном выра-жении дотаций и льгот

Форма № 1 (раздел 3, вопрос 17)

Сумма значений показателя R3V172

Стоимость натуральных поступлений

Сводный
показатель

Валовые доходы

Сводный
показатель

III + IY

Стоимость отданных домашним хозяйством продуктов питания

Форма № 1-а (раздел 3,
графа 3)

Сумма оценок по средним ценам покупки натуральных передач продуктов питания [(коды 101-108,121-134, 141-145,151-163, 171,172,181-189, 201-210,221-227,241,242,244,
261-263, 271,272) х Kz ]

Расходы на конечное потребление

Сводный показатель

1 + IY - р

Располагаемые
ресурсы

Сводный показатель

I + л + IY или Y + м

Разрезы разработки и порядок формирования группировочных признаков
по итогам обследования

Итоги обследования разрабатываются в целом по Российской Федерации и по регионам, включенным в план обследования, в следующих разрезах:

I. По географическому признаку, определяемому на основании адресной части форм обследования:

домашние хозяйства в городской местности;

домашние хозяйства в сельской местности;

II. По форме количественного выражения разрабатываемых показателей:

абсолютные данные представляют собой сводные итоги обследования, полученные суммированием взвешенных данных индивидуальных бюджетов домашних хозяйств с охватом всей совокупности респондентов или ее части, относящейся к той или иной группе;

данные в среднем на 100 членов домашних хозяйств рассчитываются делением абсолютных данных на взвешенное число наличных членов домашнего хозяйства, определяемое на основе данных помесячной регистрации числа лиц, проживающих в домашнем хозяйстве. К наличным лицам относятся все члены домашнего хозяйства, кроме длительно отсутствующих (находящихся в командировке, призванных в ряды Российской Армии, учащихся в школах-интернатах и т. п.);

относительные данные приводятся в процентах и рассчитываются из абсолютных данных;

III. В группировках по ряду социально-экономических признаков. Группировочными признаками при разработке итогов обследования являются:

1) состав домашних хозяйств:

2) социально-демографическая типология домашних хозяйств:

А. Семейные домашние хозяйства (семьи) - типы 1 - 9.

Тип 1 - "Супружеская пара без детей" (полная простая семья без детей). Это либо молодые супруги, у которых еще нет детей, либо супруги, от которых дети уже отделились (уехали на работу, учебу, в армию и т. д., выделились своей семьей, умерли).

Тип 2 - "Супружеская пара без детей с родственниками" (полная сложная семья без детей).

К этому типу относятся семьи, в которых помимо супругов живут родители (или один из них), а также другие родственники без детей.

Тип 3 - "Супружеская пара с детьми до 18 лет" (полная семья с несовершеннолетними детьми).

К этому типу относятся семьи, имеющие в своем составе детей до 18 лет. Семья остается в этом типе даже в том случае, если имеет двух детей и только один из них не достиг еще 18 лет.

Тип 4 - "Супружеская пара с детьми до 18 лет с родственниками" (полная сложная семья с несовершеннолетними детьми).

В состав семей этого типа помимо супружеской пары и их детей могут входить родители (или один из них) кого-либо из супругов, другие родственники (брат, сестра, бабушка, дедушка, тетя, племянник и т. д.).

Тип 5 - "Супружеская пара со взрослыми детьми и родственниками" (полная простая/сложная семья со взрослыми детьми).

В эту группу семей входят те семьи, в составе которых супруги и их взрослые дети. Кроме того, сюда же относятся и сложные семьи, где кроме них живут и родители одного из супругов, а также другие родственники без детей. Объединение их в одну группу объясняется их относительно низкой долей среди семейных домашних хозяйств, а также главным признаком - отсутствием несовершеннолетних детей, что является определяющим фактором семейного благосостояния.

Тип 6 - "Мать (отец) с детьми до 18 лет" (неполная простая семья с несовершеннолетними детьми).

Также как в случае полных семей, мать или отец, имеющие несколько детей разного возраста, в том числе, наряду с несовершеннолетними, детей старше 18 лет, остаются в том же типе.

Тип 7 - "Мать (отец) с детьми до 18 лет с родственниками" (неполная сложная семья с несовершеннолетними детьми).

В состав семей этого типа помимо одного из супругов и детей могут входить родители (или один из них), другие родственники.

Тип 8 - "Мать (отец) со взрослыми детьми и родственниками" (неполная простая/сложная семья со взрослыми детьми).

В этом случае (также как и в типе 5) объединены простые и сложные неполные семьи, главный объединяющий их признак - отсутствие детей в возрасте до 18 лет.

Тип 9 - "Прочие семейные домашние хозяйства".

Это семьи, состоящие из родственников, но не включающие в себя супругов или одного из родителей с детьми. Чаще всего к ним относятся семьи, в которых живут бабушки и(или) дедушки с внуками, тетя и племянники, брат и сестра или две сестры (без родителей) и т. д.;

Б. Несемейные домашние хозяйства - типы 10, 11.

Тип 10 - "Одиночки".

Лица, не имеющие семьи, а также имеющие семью, но живущие постоянно отдельно от нее и не имеющие с ней общего бюджета.

Тип 11 - "Прочие несемейные домашние хозяйства".

Это домашние хозяйства, включающие лиц, не состоящих в родстве (свойстве), но объединяющие свои бюджеты. Например, двое студентов, совместно снимающих квартиру и ведущих общее хозяйство.

Источником информации для формирования указанных типов домашних хозяйств является Реестр домашнего хозяйства, в который заносится информация о всех наличных членах домашнего хозяйства по состоянию на конец квартала (раздел 3 "Опросного листа обследования бюджетов домашних хозяйств", строки 1, 4);

3) показатели, характеризующие уровень благосостояния домашних хозяйств.

В систему показателей, характеризующих благосостояние домашних хозяйств по итогам обследования, включены:

денежные доходы;

денежные расходы;

валовые доходы;

располагаемые ресурсы.

Для построения группировок используется метод ранжирования индивидуальных бюджетов домашних хозяйств по возрастанию среднедушевого значения признака, положенного в основу оценки благосостояния. С использованием этого метода обследуемые домашние хозяйства и население в них группируются:

по децильным (10-процентным) группам обследуемого населения;

по интервальному ряду распределения домашних хозяйств (населения) в зависимости от размера показателя благосостояния;

При построении группировок по децильным группам применяется порядок, в соответствии с которым взвешенные данные по числу лиц в домашних хозяйствах ранжируются по мере возрастания среднедушевых показателей благосостояния и суммируются нарастающим итогом с получением общего числа обследуемого населения. Эта численность принимается за 100%. Сумма всех домашних хозяйств, где сосредоточено по 10% от общего числа обследуемого населения, относится к соответствующей децильной группе населения, распределенного по мере роста показателей благосостояния.

Ключевой характеристикой для оценки неравномерности распределения показателей благосостояния домашних хозяйств является коэффициент, указывающий на соотношение между суммарными значениями по наиболее и наименее обеспеченным группам населения. В разработке данных обследования бюджетов домашних хозяйств

в качестве такой характеристики применяется коэффициент фондов, расчет ко-торого осуществляется по следующей формуле:

При построении группировок по интервальному ряду применяется порядок, в соответствии с которым взвешенные данные по числу лиц ранжируются по мере возрастания показателей уровня благосостояния и суммируются в границах интервального ряда. Границы интервального ряда пересматриваются ежегодно.

При построении группировки по категории имеющих уровень благосостояния ниже величины прожиточного минимума (бедных домашних хозяйств) применяется порядок, в соответствии, с которым взвешенные данные по числу лиц ранжируются по мере возрастания показателей уровня благосостояния и суммируются в границах до величины прожиточного минимума.

Из числа характеристик, объясняющих положение категории домашних хозяйств с уровнем благосостояния ниже величины прожиточного минимума, в разработке итогов обследования бюджетов домашних хозяйств используются показатели:

процентного соотношения этой категории домашних хозяйств (населения в них) к общей численности домашних хозяйств (населения);

дефицита средств этой категории домашних хозяйств, необходимого для доведения уровня их благосостояния до величины прожиточного минимума.

К первой группе показателей относятся коэффициенты бедности и крайней бедности.

Коэффициент бедности:

,

численность всех обследуемых домашних хозяйств в j -м разрезе;

число домашних хозяйств в j -м разрезе со среднедушевыми показателями благосостояния ниже величины прожиточного минимума;

число наличных членов в

величина прожиточного минимума в среднем на душу населения t -го региона Российской Федерации;

число наличных членов в i -м домашнем хозяйстве;

индивидуальный нормативный коэффициент, назначаемый в зависимости от возраста члена семьи: для наличных членов трудоспособного возраста - 1,125; пенсионного возраста - 0,705; детей до 16 лет - 1,018.

Ко второй группе показателей относятся индексы глубины и остроты бедности. Оба индекса характеризуют отношение дефицита в уровне благосостояния домашних хозяйств (т. е. разницы между одним из показателей благосостояния и величиной прожиточного минимума) к величине прожиточного минимума в расчете на одного человека. Отличие между двумя показателями заключается в том, что при расчете индекса глубины бедности берется простое отношение дефицита к величине прожиточного минимума, а при расчете остроты бедности оно возводится во вторую степень, что в итоге придает этой характеристике большую чувствительность к уровню благосостояния наиболее бедных.

f1 , f2

доля отбора соответственно на I и II ступени построения выборки;

n

число счетных участков, включенных в выборку на I ступени;

среднее количество домашних хозяйств в счетном участке по генеральной совокупности;

Mi

число домашних хозяйств в i -м счетном участке (генеральная совокупность);

среднее значение признака на i -ю первичную единицу (счетный участок);

среднее значение признака для всей выборочной совокупности;

дисперсия значений признака вторичных единиц (домашнее хозяйство) внутри i -й первичной единицы (счетный участок), оцененная по выборке;

mi

число домашних домохозяйств, отбираемых из i -го счетного участка;

доля признака в выборке для i -го счетного участка;

доля признака для всей выборочной совокупности;

среднее количество домашних хозяйств в счетном участке по выборке;

N

число счетных участков в генеральной совокупности;

значение признака, полученное для j -го домашнего хозяйства в i -м счетном участке;

число лиц, обладающих данным признаком в i -м счетном участке.

Границы доверительного интервала для среднего значения признака.