Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Запоминание словарных слов методом ассоциаций Учитель: Деркач С. В.

Цель исследования: выяснить, как лучше и быстрее запомнить написание слов, не подчиняющихся правилам орфографии.

Проблема Многолетний опыт работы показал, что не смотря на кропотливую работу по запоминанию словарных слов, учащиеся продолжают делать ошибки. Многократно возникал вопрос, как за короткий промежуток времени достичь хорошего результата, то есть при наименьших усилиях научить запоминать словарные слова надолго, прочно, основательно?

Проблемные вопросы Учёные о памяти человека Что такое «эйдетика»? Методика ассоциативного запоминания Экспериментальное исследование Практические рекомендации и выводы

Ученые о памяти Память – способность нервной системы (головного мозга) воспринимать окружающую действительность, запечатлевать её в нервных клетках, хранить воспринятые сведения, а затем, по мере необходимости, воспроизводить её.

Что такое эйдетика? Эйдос (греч.) – «образ» Эйдетизм- разновидность образной памяти.

Школа эйдетики занимается по оригинальной научной методике, разработанной учёными- психологами и апробированной на практике. Эта школа предлагает простые и оригинальные приёмы, основанные на фантазии, воображении, которые превращают запоминание словарных слов в увлекательное занятие.

Метод графических ассоциаций При запоминании написания словарного слова надо сделать рисунок, обозначающий само слово, и обыграть в нём запоминаемую букву. Она может быть большая или маленькая, печатная или письменная, любого шрифта.

Звуковые (фонетические) ассоциации Предпочтителен в тех случаях, когда фраза из созвучия и словарного слова особенно удачна. завт рак На завтрак рак и

Комбинированный метод Это использование при запоминании словарного слова и графических, и фонетических ассоциаций одновременно, в том случае, если в этом слове содержится несколько непроверяемых букв

Методика ассоциативного запоминания словарных слов Проблема: дети школьного возраста делают ошибки при написании словарных слов. Цель: научить правильно писать словарные слова. Средство: использование метода ярких ассоциаций. Суть метода: трудная орфограмма связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму.

Методика- не догма, а источник творчества

Требования к ассоциативному образу Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком. Ассоциативная связь может быть по: Цвету ин е й- сн е г, б е лый Форме к о рзина- овальная Месту з а вод- труб а Звучанию э стафета- « Э й!» Действию ст а кан- ст а влю Назначению к а пуста- з а яц Материалу г а зета- бум а га Ассоциативный образ должен иметь в своём написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.

Экспериментальные исследования

Практические рекомендации и выводы Применение ассоциативного метода способствует успешному запоминанию словарных слов. Повышается интерес к обучению, учащиеся находятся в постоянном поиске, творческий процесс приносит радостные эмоции и удовольствие от работы. Самое главное, дети стали хорошо учиться.

Ассоциативный метод имеет ряд ограничений: Нельзя навязывать взрослые ассоциации ребёнку Нельзя перегружать ассоциациями память

Используемая литература Рождественский Н.С. Обучение орфографии в школе.- М.: Владос, 1992.- 218 с. Соболева О.Л. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык- 1 класс» Матюгин И.Ю. Как запоминать слова- Д.: Сталкер, 1997.- 448 с. Матюгин И.Ю. Как развивать хорошую память-Д.: Сталкер, 2003. Шульгина В.П. Методическая копилка для учителя начальных классов- Р-на-Д.: Феникс, 2002.


Запоминание словарных слов методом ассоциаций Проблема

  • Многолетний опыт работы показал, что не смотря на кропотливую работу по запоминанию словарных слов, учащиеся продолжают делать ошибки.
  • Многократно возникал вопрос, как за короткий промежуток времени достичь хорошего результата, то есть при наименьших усилиях научить запоминать словарные слова надолго, прочно, основательно?
Проблемные вопросы
  • Учёные о памяти человека
  • Методика ассоциативного запоминания
  • Экспериментальное исследование
  • Практические рекомендации и выводы
Ученые о памяти
  • Память – способность нервной системы (головного мозга) воспринимать окружающую действительность, запечатлевать её в нервных клетках, хранить воспринятые сведения, а затем, по мере необходимости, воспроизводить её.
Метод графических ассоциаций
  • При запоминании написания словарного слова надо сделать рисунок, обозначающий само слово, и обыграть в нём запоминаемую букву. Она может быть большая или маленькая, печатная или письменная, любого шрифта.
Звуковые (фонетические) ассоциации
  • Предпочтителен в тех случаях, когда фраза из созвучия и словарного слова особенно удачна.
  • завтрак
  • На завтрак раки
Комбинированный метод
  • Это использование при запоминании словарного слова и графических, и фонетических ассоциаций одновременно, в том случае, если в этом слове содержится несколько непроверяемых букв
Методика ассоциативного запоминания словарных слов
  • Проблема : дети школьного возраста делают ошибки при написании словарных слов.
  • Цель : научить правильно писать словарные слова.
  • Средство : использование метода ярких ассоциаций.
  • Суть метода : трудная орфограмма связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму.
Методика- не догма, а источник творчества Требования к ассоциативному образу
  • Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком.
  • Ассоциативная связь может быть по:
  • Цвету иней- снег, белый
  • Форме корзина- овальная
  • Месту завод- труба
  • Звучанию эстафета- «Эй!»
  • Действию стакан- ставлю
  • Назначению капуста- заяц
  • Материалу газета- бумага
  • Ассоциативный образ должен иметь в своём написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.
Практические рекомендации и выводы
  • Применение ассоциативного метода способствует успешному запоминанию словарных слов.
  • Повышается интерес к обучению, учащиеся находятся в постоянном поиске, творческий процесс приносит радостные эмоции и удовольствие от работы.
  • Самое главное, дети стали хорошо учиться.
Ассоциативный метод имеет ряд ограничений:
  • Нельзя навязывать взрослые ассоциации ребёнку
  • Нельзя перегружать ассоциациями память
Используемая литература
  • Рождественский Н.С. Обучение орфографии в школе.- М.: Владос, 1992.- 218 с.
  • Соболева О.Л. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык- 1 класс»
  • Матюгин И.Ю. Как запоминать слова- Д.: Сталкер, 1997.- 448 с.
  • Матюгин И.Ю. Как развивать хорошую память-Д.: Сталкер, 2003.
  • Шульгина В.П. Методическая копилка для учителя начальных классов- Р-на-Д.: Феникс, 2002.

Появление метода звуковых ассоциаций связано с тем, что во всех языках мира встречаются слова, которые звучат одинаково, но при это имеют различное значение.

Метод запоминания правильного написания слов с помощью звуковых ассоциаций чаще всего востребован у учеников старших классов и взрослых. Этот способ помогает запомнить правописание слов любой сложности. Он напоминает на метод запоминания иностранных слов с помощью фонетических ассоциаций.

Что такое метод запоминания правописания слов с использованием звуковых ассоциаций?

Как показывает практика, даже взрослые люди с высшим образованием иногда затрудняются при написании грамматически трудных слов.

В этом нет ничего удивительного, в русском языке много словарных слов, а школьные годы довольно быстро стираются из памяти. Для наиболее длительного запоминания правильного написания применяется метод фонетических ассоциаций.

Что представляет собой этот способ, разберем на конкретном примере. Возьмем слово ВИНЕГРЕТ. Его грамотное написание часто вызывает вопросы. Для простоты запоминания разобьем одно слово на два созвучных: «вино» и «негр».

Потом составим из них короткий сюжет: «ВИНом НЕГР запивал винегрет». Желательно, чтобы сюжет был выразительным, запоминающимся.

Возьмем другое слово СТАДИОН. Для его запоминания можно использовать слова «стадо» и «дикий». Примерный сюжет: «СТАДо ДИких животных паслось на стадионе».

Такой подход оставляет в памяти четкую картинку, а вместе с ней запоминается и правописание.

Пошаговое применение методики звуковых ассоциаций

Разберем пошагово алгоритм запоминания правописания слова с помощью методики фонетических ассоциаций:

  1. Удостоверьтесь в том, что хотите запомнить именно правильный вариант написания слова и в том, что к нему абсолютно точно нельзя подобрать проверочные слова.
  2. Подберите созвучные слова таким образом, чтобы в них содержалась та часть, которая вызывает трудности при написании. В правильности написания таких слов не должно быть сомнений.
  3. Составьте простой и запоминающийся сюжет из созвучных слов. Он может быть любым: забавным, ярким, неординарным. Необычный сюжет всегда запоминается быстрее. Включите чувство юмора.
  4. Попробуйте применить методы оживления и соощущения. Постарайтесь «прочувствовать» сюжет. Представить его себе как можно более реальным. Это повысит эффективность запоминания, так как в процесс вовлекаются сразу несколько видов памяти: тактильная, слуховая, кинестетическая.
  5. Произнесите несколько раз вслух по буквам трудное слово и сюжет, который вы придумали для запоминания. При написании выделяйте проблемные части созвучных слов. Взаимодействие зрительной и слуховой памяти помогут быстрее запомнить проблемное слово.

Ассоциативная методика запоминания словарных слов
Мышление учащихся младших классов носит наглядно-образный характер, то есть опирается на конкретные представления и образы. В связи с этим у большинства из них соответственно преобладает и образный тип памяти. А значит нужно использовать любую возможность, чтобы около слова «зажечь звездочку»: связать со словом какие-то яркие образы, что-то необычное, удивительное, найти неожиданный поворот в толковании слова или какую-то ассоциацию, не связанную с лингвистикой.
Для того чтобы запомнить непроверяемую букву интересно, с учетом психологической особенности мышления младшего школьника, надо " оживить " букву, создать ее " образ " в конкретном слове. Трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму.
В статье М. Гафитулина и Т. Поповой "Слово о словарном слове" предлагается обучить детей пользоваться различными видами ассоциаций для запоминания написания слов, не проверяемых в современном языке. Авторы выдвигают требования к ассоциативному образу:
а) «Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком. Ассоциативная связь может быть по цвету, форме, действию, материалу, количеству» и т.д.
б) Ассоциативный образ должен иметь в своём написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове".
Например: Словарное слово - берёза. Ассоциативный образ - берёза по цвету белая, или берёза кудрявая (чтобы расчесать кудрявую берёзу, нужен гребень, по форме, напоминающий букву Е). Результат: бЕрёза – бЕлая – грЕбЕнь (Е)
Дети могут путать слова-подсказки с проверочными словами, например, думая, что белая и берёза – это родственные слова. В таких случаях необходимо объяснять детям, что это просто подходящее к данному слову слово-образ.
Есть также еще важное правило, которого следует придерживаться: Нельзя навязывать ученику свои ассоциации. У каждого должны быть свои ассоциации, в этом и есть вся ценность этого приема. Учитель же должен сначала показать классу аналогичный разбор 3 – 5 словарных слов. Затем произвести совместный разбор 3 – 5 новых словарных слов.
Вот несколько примеров словарных слов и ассоциативных образов:
гАзета – бумАга
дИректОр – крИк, рОт
инЕй – бЕлый, снЕг
сОбака – хвОст
кАрман – дырА
кАпуста – зАяц
лАдонь - лАпа
Придумать можно много ассоциаций, и детям это очень нравится. Также есть большой плюс подобного урока – даже если дети забудут ассоциации – на уроке идет работа со словом, что уже помогает запомнить орфограммы.
Этим приемом нужно предложить детям пользоваться не только на данном уроке, но всегда при изучении дома новых словарных слов. Способ ассоциаций может помочь и при заучивании иностранных слов.
Этот прием хорош и тем, что слова запоминаются детьми в ходе игры. Дети играют со словом, что немаловажно в начальных классах.
Ассоциативная методика имеет также и другие виды:
Метод графических ассоциаций (запоминание на основе ярких рисунков, которые опираются на смысл и орфограмму слова).
Метод фонетических ассоциаций (метод Агафонаова).
Метод графических ассоциаций
Этот метод просто не может не понравиться детям. Для того, чтобы запомнить словарное слово, ребенок выполняет рисунки на буквах, которые вызывают трудности в написании, либо надо сделать рисунок, обозначающий само слово и обыграть в нем запоминаемую букву.
Рисунки надо делать только на тех буквах, которые вызывают затруднения при написании, иначе происходит «нагромождение» образов. Рисунок должен обязательно соответствовать смыслу слова.
Процесс этот сколь увлекательный, столь и полезный. Дети с удовольствием рисуют, что не только позволяет им запомнить словарные слова, но и развивает воображение.
Рассмотрим первый прием, где делаем рисунки на буквах.
Например:
На букву «о» легко рисовать помидор, а буква «и» - это ножи, которыми можно нарезать пОмИдор
Когда ужалит крАпива, трудно удержаться от крика "А-а-а".
Из бАнАнов очень легко можно выложить букву "А," но невозможно сделать букву о и т.д.
Второй прием. Словарные слова запоминаются при помощи мнемосистемных «связей», которые заключается в следующем:
1. запоминание происходит легче, если человек мысленно представляет себе предметы, явления или действия, которые обозначают слова;
2. объединенные в группы слова должны «оживать», «двигаться».
Например:
КЛАСС
СУББОТА
РУССКИЙ
У нашего класса в субботу был русский язык.
ТРАМВАЙ
МАГАЗИН
ЗАВТРАК
МАЛИНА
Мы приехали на трамвае в магазин и купили на завтрак малину.
Метод фонетических ассоциаций
Этот метод предпочтителен в тех случаях, когда фраза из созвучия и словарного слова особенно удачна. Например, слово завтрАк. Созвучное ему слово рАк. Если эти два слова соединить в одной фразе, то получится – на завтрак раки. Придуманная фраза хорошо звучит и хорошо представляется, также может сопровождаться рисунком. Или, например, инженер – Женя – инженер, тарелка – тарелка-это тара.
Теперь рассмотрим занимательные приемы, которые предложил В.Агафонов в своей книге «Неправильные правила».
Он предлагает воспользоваться чудесной образной памятью детей и придумать для словарных слов свои правила – «неправильные». А сделать это он предлагает с помощью ассоциаций, чтобы активно заработала эмоционально-образная память.
Принцип работы заключается в следующем: запоминаемое слово связываем с другим, в котором «проблемная» буква сомнений не вызывает. И чтобы по звучанию это слово было похоже на словарное. Ассоциативная связь обыгрывается в стихотворении, сказке, загадке или шараде, и у словарного слова появится «приемный родственник», который поможет выделить и прочно запомнить нужную орфограмму. Чем такая связь между словами неожиданней, смешней и абсурдней, тем выше эффективность запоминания.
Возьмем, например, слово газета. Как запомнить, что оно пишется через «а», а не «о»? Подберем для него «приемного родственника» - слово газ. В этом слове звук «а» - ударный и написать здесь «о» просто невозможно. А само слово совпадает с первой частью слова газета. Осталось только связать их между собой.
Агафонов делает это так:
«Газированная газета»
Что случилось тут у нас?
Из газеты вышел газ!
Словно снег газета тает
И по ветру не летает!
Меньше марки стала эта
Очень странная газета!
Все решим проблемы разом:
Мы её наполним газом!
Газированной газете
Газ нужней всего на свете?
Нет, сказать я должен, ей
Буква «А» всего нужней!
Также Агафонов предлагает нагнетать нужную букву в тексте стихотворения, «насытить» его этой буквой. Пусть соответствующий ей звук ахает, охает, громыхает, перекатывается в стихах – и опять-таки напоминает ребенку, какую букву надо писать в словарном слове. Например, в той же «Газированной газете» буква «а» встречается 27 раз, что существенно превышает среднее количество букв «а»в двенадцати коротких строчках.
Как мы видим игровых элементов в нетрадиционных приемах значительно больше, чем в традиционных, значит, для учащихся это метод будет более интересен, да и по эффективности он ни сколько не отстает, а даже, на наш взгляд, превосходит.
Ассоциативная методика – интересна и увлекательна, она развивает ассоциативное мышление детей, она эффективна, но она не предусматривает работы со словом и не объясняет значение слов.

Школьникам с «врождённой грамотностью» намного проще даётся общеобразовательное обучение. Такие люди могут писать без единой ошибки, не зазубривая правила - они пишут слова интуитивно, не задумываясь. Некоторым же очень трудно запомнить правописание, и практически каждое предложение вызывает затруднение.

Правописание при помощи рисунков

Чтобы запомнить простое слово, можно применить способ графической ассоциации. Этот метод превращает обучение в своеобразную игру, поэтому дети занимаются с удовольствием, и результаты практически всегда положительны.

Нужно нарисовать предмет, отражающий «проблемное слово», и выразить акцент на конкретной букве, вызывающей затруднение. Однако, этот метод не подходит для изображений с абстрактными понятиями. Лучше пользоваться таким приёмом только для запоминания слов, которые можно изобразить.

Чтобы воспользоваться графическим методом, нужно обыграть проблематичную букву. Например, для запоминания слова «яблоко» требуется нарисовать этот фрукт с буквой «О». Ребёнок быстрее научится правильно писать, если применять такие хитрости для написания без орфографических ошибок.

Огромным преимуществом в таком методе является то, что для него не требуется никаких определённых художественных навыков для рисования. Рисунки выполняются схематично, не нужно точно и красиво изображать предметы, главное - запомнить правильное написание.

Например, для успешного запоминания слова «поросёнок» нужно нарисовать само животное и выделить на рисунке его нос. Форма пятачка напоминает букву «О», с которой часто встречаются ошибки. Сконцентрируйте внимание на том, что рисунок изображает слово с двумя «О», нарисовав на пятаке два отверстия.

Преимущества графического метода

Впоследствии, чтобы вспомнить, как пишется слово, достаточно представить нарисованную картинку. Психологи одобряют такой метод запоминания, ведь при самостоятельном изображении предметов намного легче воспроизвести в памяти правильное написание.

Все дети в младшем школьном возрасте обожают учиться правописанию, изображая предметы на бумаге. Ребёнок одновременно развивает свои художественные навыки и запоминает правильное написание без утомительного зазубривания правил. На первых порах нужно контролировать обучение, а впоследствии ребёнок сможет справиться и без помощи взрослых.

Недостаток приёма использования рисунков для грамотного письма

Но всё же у этого способа есть один недостаток - формируется установка на запоминание всех слов без исключения только графическим методом, привычка поиска изображения в памяти для правильного написания.

С помощью исследований было выяснено, что к «поиску рисунка глазами» очень быстро привыкают, ученики запоминают правописание таким методом даже при наличии чётких правил.