) - мысленное отвлечение, обособление от тех или иных сторон, свойств или связей предметов или явлений для выделения существенных признаков.

Слово «Абстракция» используется в двух смыслах:

  • Абстракция - процесс, то же что и «абстрагирование »
  • Абстракция - «абстрактное понятие », «абстракт », результат абстрагирования.

Абстрактное понятие - мысленная конструкция, представляющая собой некий концепт, или идею, способную олицетворять некие предметы или явления реального мира, но при этом отвлеченная от конкретных их воплощений. Абстрактные конструкции могут и не иметь прямых аналогов в физическом мире, что характерно, например, для математики (вообще, вероятно, являющейся наиболее абстрактной наукой).

Потребность в абстракции определяется ситуацией, когда становятся явными отличия между характером интеллектуальной проблемы и бытием объекта в его конкретности. В такой ситуации человек пользуется, например, возможностью восприятия и описания горы как геометрической формы , а движущегося человека - в качестве некой совокупности механических рычагов .

Некоторые типы абстракции, по видам несущественного:

  • обобщающая абстракция - даёт обобщённую картину явления , отвлечённую от частных отклонений. В результате такой абстракции выделяется общее свойство исследуемых объектов или явлений. Данный вид абстракции считается основным в математике и математической логике .
  • идеализация - замещение реального эмпирического явления идеализированной схемой , отвлечённой от реальных недостатков. В результате образуются понятия идеализированных (идеальных) объектов («идеальный газ », «абсолютно чёрное тело », «прямая », «сферический конь в вакууме» (из анекдота про идеализацию) и др.)
  • изолирующая абстракция - вычленение исследуемого явления из некоторой целостности, отвлечение от не интересующих вариантов.
  • абстракция актуальной бесконечности - отвлечение от принципиальной невозможности зафиксировать каждый элемент бесконечного множества , то есть бесконечные множества рассматриваются как конечные.
  • конструктивизация - отвлечение от неопределённости границ реальных объектов, их «огрубление».

По целям:

  • формальная абстракция - вычленение свойств, важных для теоретического анализа ;
  • содержательная абстракция - вычленение свойств, имеющих практическое значение.

Понятие «абстрактное» противопоставляется конкретному (конкретное мышление - абстрактное мышление).

См. гносеологический закон «Восхождение от абстрактного к конкретному ».

Абстрактное мышление подразумевает оперирование абстракциями («человек вообще», «число три», «дерево», и т. д.), что можно считать более развитым уровнем мыслительной деятельности по сравнению с конкретным мышлением, всегда имеющим дело с конкретными объектами и процессами («брат Вася», «три банана», «дуб во дворе», и т. д.). Способность к абстрактному мышлению является одной из отличительных черт человека, которая, судя по всему, сформировалась одновременно с языковыми навыками и во многом благодаря языку (так, нельзя было бы даже мысленно оперировать числом «три вообще», не имея для него определенного языкового знака - «три», поскольку в окружающем нас мире такого абстрактного, ни к чему не привязанного понятия попросту не существует: это всегда «три человека», «три дерева», «три банана» и т. п.).

  • В области математического обеспечения, абстракцией называют алгоритм и метод упрощения и отделения деталей для сосредоточения на некоторых понятиях одновременно.

См. также

  • Слой абстрагирования (уровень абстракции) в программировании

Смотреть что такое "Абстрактное мышление" в других словарях:

    абстрактное мышление - 3.2 абстрактное мышление: Мышление, представляющее собой способность оператора образовывать общие понятия, отрываясь в восприятиях от реальности, рефлексировать (быть в состоянии рефлексии). Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Абстрактное мышление Словарь-справочник по педагогической психологии

    Абстрактное мышление - мышление, оперирующее сложными отвлеченными понятиями и умозаключениями, позволяющее мысленно вычленить и превратить в самостоятельный объект рассмотрения отдельные стороны, свойства или состояния предмета, явления. Такое вычлененное и… … Словарь по педагогической психологии

    Абстрактное мышление - то же, что и понятийное мышление, т. е. способность человека к формированию отвлеченных, опосредованных, не наглядных, чисто мысленных представлений о предметах, в которых обобщены основные свойства конкретных вещей … Начала современного естествознания

    АБСТРАКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ - См. абстракция; мышление … Толковый словарь по психологии

    абстрактное мышление - Опирающийся на язык, высший, собственно человеческий тип мышления, осуществляемый в форме понятий, суждений, умозаключений … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    Абстрактное мышление оператора - Абстрактное мышление: мышление, представляющее собой способность оператора образовывать общие понятия, отрываясь в восприятиях от реальности, рефлексировать (быть в состоянии рефлексии)... Источник: ГОСТ Р 43.0.3 2009. Национальный стандарт… … Официальная терминология

    Направленный процесс переработки информации в когнитивной системе живых существ. М. реализуется в актах манипулирования (оперирования) внутренними ментальными репрезентациями, подчиняющимися определенной стратегии и приводящими к возникновению… … Философская энциклопедия

    Абстракция, или абстракт, (от лат. abstractio «отвлечение», введённого Боэцием как перевод греческого термина, употреблявшегося Аристотелем) мысленное отвлечение, обособление от тех или иных сторон, свойств или связей предметов или явлений для… … Википедия

    мышление - I мышле/ние = мы/шление; см. мыслить 1) Способность человека мыслить, рассуждать, делать умозаключения; особая ступень в процессе отражения сознанием объективной действительности. Научное мышление. Мозг орган мышления. Развивать мышление.… … Словарь многих выражений

Книги

  • Как эмоции влияют на абстрактное мышление и почему математика невероятно точна. Как устроена кора головного мозга, почему ее возможности ограничены и как эмоции, дополняя работу коры, позволяют человеку совершать научные открытия , А. Г. Свердлик. Математика, в отличие от прочих дисциплин, универсальна и предельно точна. Она создает логическую структуру всех естественных наук. «Непостижимая эффективность математики», как в свое время…
  • Как эмоции влияют на абстрактное мышление и почему математика невероятно точна Как устроена кора головного мозга почему ее возможноти ограничены и как эмоции дополняя работу коры позволяют человеку совершать научные открытия , Свердлик А.. Математика, в отличие от прочих дисциплин, универсальна и предельно точна. Она создает логическую структуру всех естественных наук. «Непостижимая эффективность математики», как в свое время…

Разнообразная информация о внешнем мире поступает в наш мозг через органы чувств в виде звуков, запахов, тактильных ощущений, зрительных образов, нюансов вкуса. Но это сырая информация, которую еще нужно переработать. Для этого требуется мыслительная деятельность и высшая ее форма – абстрактное мышление. Именно оно позволяет не только сделать детальный анализ поступающих в мозг сигналов, но и произвести их обобщение, систематизацию, категоризацию и выработать оптимальную стратегию поведения.

– результат длительной эволюции, в своем развитии оно прошло несколько этапов. Абстрактное мышление на сегодняшний день считается высшей его формой. Возможно, это и не последняя ступень в развитии познавательных процессов человека, но пока другие, более совершенные формы мыслительной деятельности неизвестны.

Три этапа развития мышления

Формирование абстрактного мышления – это процесс развития и усложнения познавательной деятельности. Основные его закономерности характерны как для антропогенеза (развития человечества), так и для онтогенеза (развития ребенка). В том и в другом случае мышление проходит три этапа, все более увеличивая степень абстрактности или отвлеченности.

  1. Свой путь эта форма познавательных процессов начинает с наглядно-действенного мышления. Оно носит конкретный характер и связано с предметной деятельностью. По сути, и осуществляется оно только в процессе манипуляций с предметами, а отвлеченные размышления для него невозможны.
  2. Второй этап развития – это образное мышление, для которого характерны операции с чувственными образами. Оно уже может быть отвлеченным и является основой процесса создания новых образов, то есть воображения. На этом этапе появляется и обобщение, и систематизация, но все же образное мышление ограничено непосредственным, конкретным опытом.
  3. Возможность преодоления рамок конкретности появляется только на этапе абстрактного мышления. Именно этот тип мыслительной деятельности позволяет достигать высокого уровня обобщения и оперировать не образами, а абстрактными знаками – понятиями. Поэтому абстрактное мышление называют еще понятийным.

Образное мышление носит , то есть напоминает расходящиеся в разные стороны круги от брошенного в озеро камня – центрального образа. Оно довольно хаотично, образы переплетаются, взаимодействуют, вызывают . В отличие от него, абстрактное мышление линейно, мысли в нем выстраиваются в определенной последовательности, подчиняющейся строгим законом. Законы абстрактного мышления были открыты еще в эпоху Античности и объединены в особую область знаний, которая называется логикой. Поэтому абстрактное мышление еще называют логическим.

Инструменты абстрактного мышления

Если образное мышление оперирует образами, то абстрактное – понятиями. Слова – это основной его инструмент, и существует данный тип мышления в речевой форме. Именно речевые формулировки мыслей позволяют выстраивать их логически и последовательно.

Слова упорядочивают и облегчают мышление. Если вам что-то непонятно, попробуйте эту проблему проговорить, а еще лучше кому-нибудь объяснить. И поверьте, в процессе этого объяснения вы и сами разберетесь даже в очень сложном вопросе. А если нет желающих слушать ваши рассуждения, то объясните своему отражению в зеркале. Это даже лучше и эффективнее, так как отражение не перебивает, и в выражениях вам тоже можно не стесняться.

Четкость и ясность речи напрямую влияет на мыслительную деятельность и наоборот – хорошо сформулированное высказывание предполагает его осмысление и внутреннюю проработку. Поэтому абстрактное мышление иногда называют внутренней речью, которая хоть тоже использует слова, но от обычной, звуковой все же отличается:

  • она состоит не только из слов, но и включает в себя образы и эмоции;
  • внутренняя речь более хаотична и разорвана, особенно, если человек не старается специально организовывать свое мышление;
  • она носит свернутый характер, когда часть слов пропускается и акцентируется внимание на ключевых, значимых понятиях.

Внутренняя речь напоминает высказывания маленького ребенка 2-3 лет. Дети в этом возрасте также обозначают лишь ключевые понятия, все остальное в их голове занимают образы, которые они пока называть словами не научились. Например, только проснувшийся малыш радостно восклицает: «Бай-бай – баба!» В переводе на «взрослый» язык это значит: «Как здорово, что пока я спал, к нам пришла бабушка».

Фрагментарность и сжатость внутренней речи – одно из препятствий четкости абстрактно-логического мышления. Поэтому нужно тренировать не только внешнюю, но и внутреннюю речь, добиваясь максимально точных умственных формулировок в процессе решения сложных задач. Такую упорядоченную внутреннюю речь называют еще внутренним проговариванием.

Использование слов в мышлении – это проявление знаковой функции сознания – того, что отличает его от примитивного мышления животных. Каждое слово – знак, то есть абстракция, связанная с реальным объектом или явлением значением. У Маршака есть стихотворение «Кошкин дом», и там есть такая фраза: «Вот это стул – на нем сидят, вот это стол – за ним едят». Это очень хорошая иллюстрация значений – связи слова с объектом. Связь эта существует только в голове человека, в реальности сочетание звуков «стол» не имеет никакого отношение к реальному объекту. В другом языке таким значением наделено совсем иное сочетание звуков.

Установление таких связей, а тем более оперирование в сознании не конкретными образами, а абстрактными знаками-словами, цифрами, формулами – это очень сложный психический процесс. Поэтому овладевают им люди постепенно вплоть до подросткового возраста, да и то не все и не в полной мере.

Логика – наука о понятийном мышлении

Логика, как наука о мышлении, родилась более 2 тыс. лет назад в Древней Греции. Тогда же были описаны основные виды логического мышления и сформулированы законы логики, которые остаются незыблемыми и до настоящего времени.

Два вида мышления: дедукция и индукция

Элементарная единица абстрактно-логического мышления – понятие. Несколько понятий, объединенных в связную мысль – это суждение. Они бывают утвердительные и отрицательные. Например:

  • «Осенью с деревьев облетают листья» – утвердительное.
  • «Зимой на деревьях не бывает листьев» – отрицательное.

Суждения также бывают истинные или ложные. Так, суждение «Зимой на деревьях вырастают молодые листья» – ложное.

Из двух или нескольких суждений можно сделать вывод или умозаключение, а вся эта конструкция называется силлогизмом. Например:

  • 1-я посылка (суждение): «Осенью с деревьев облетают листья».
  • 2-я посылка (суждение): «Сейчас с деревьев начали облетать листья».
  • Умозаключение (силлогизм): «Наступила осень».

В зависимости от метода, на основе которого делается умозаключение, выделяют два вида мышления: дедуктивное и индуктивное.

Метод индукции. Из нескольких частных суждений делается общий вывод. Например: «школьник Вася летом не учится», «школьник Петя летом не учится» «школьницы Маша и Оля тоже летом не учатся». Следовательно, «школьники летом не учатся». Индукция не слишком надежный метод, так как абсолютно верный вывод можно сделать, только если учитывать все-все частные случае, а это сложно, а иногда и невозможно.

Метод дедукции. В этом случае рассуждения строятся на основе общих посылок и информации, данной в суждениях. То есть идеальный вариант: одно общее суждение, одно – частное и вывод тоже частное суждение. Пример:

  • «У всех школьников летом каникулы».
  • «Вася – школьник».
  • «У Васи летом каникулы».

Так выглядят самые элементарные умозаключения в логическом мышлении. Правда, чтобы сделать правильные выводы, должны соблюдаться определенные условия или законы.

Законы логики

Основных законов четыре, и три из них сформулировал еще Аристотель:

  • Закон тождества. Согласно ему любая мысль, высказанная в рамках логического рассуждения, должна быть тождественна сама себе, то есть оставаться неизменной на протяжении всего рассуждения или спора.
  • Закон противоречия. Если два высказывания (суждения) противоречат друг другу, то одно из них обязательно ложное.
  • Закон исключенного третьего. Любое высказывание может быть либо ложным, либо истинным, что-то третье невозможно.

В XVII веке философ Лейбниц дополнил эти три четвертым законом «достаточного основания». Доказательство истинности любой идеи или суждения возможно только на основании использования достоверных аргументов.

Считается, что достаточно следовать этим законам, уметь правильно строить суждения и делать выводы, и можно решить любую самую сложную задачу. Но сейчас доказано, что логическое мышление ограничено и часто дает сбои, особенно когда возникает серьезная проблема, у которой нет одного единственно правильного решения. Абстрактно-логическое мышление слишком прямолинейно и негибко.

Ограниченность логики была доказана уже в эпоху Античности с помощью так называемых парадоксов – логических задач, не имеющих решения. И самый простой из них – «парадокс лжеца», опровергающий незыблемость третьего закона логики. В IV веке до н. э. древнегреческий философ Эвбулид шокировал сторонников логики одной фразой: «Я лгу». Это истинное или ложное суждение? Оно не может быть истинным, так как сам автор утверждает, что он лжет. Но если фраза «Я лгу» ложная, то таким образом суждение становится истинным. И этот замкнутый круг логика преодолеть не может.

Но абстрактно-логическое мышление, несмотря на свою ограниченность и негибкость, лучше всего поддается управлению и само очень хорошо «организует мозги», заставляет нас придерживаться строгих правил в мыслительном процессе. К тому же абстрактная форма мышления продолжает оставаться высшей формой познавательной деятельности. Поэтому развитие абстрактного мышления актуально не только в детском возрасте, но и у взрослых.

Упражнения для развития абстрактного мышления


Подумайте, какие фигуры можно составить из этих деталей

Развитие этого вида мышления тесно связано с речевой деятельностью, в том числе богатством словарного запаса, правильностью построения предложений и способностью к анализу информации.

Упражнение «Докажи обратное»

Это упражнение лучше делать письменно. Кроме удобства, у письменной речи есть еще важное преимущество перед устной – она более строго организована, упорядочена и носит линейный характер. Вот само задание.

Выберите одно из сравнительно несложных, и главное, непротиворечивых утверждений. Например: «Отдых на море очень привлекателен».

А теперь найдите аргументы, доказывающие обратное – чем больше опровержений, тем лучше. Выпишите их в столбик, полюбуйтесь и найдите опровержение к каждому из этих аргументов. То есть вновь докажите истинность первого суждения.

Упражнение «Аббревиатуры»

Это упражнение хорошо проводить в компании, оно не только полезно для мышления, но и может развлечь вас, например, во время долгого пути, или скрасить ожидание.

Нужно взять несколько произвольных сочетаний 3-4 букв. Например: СКП, УОСК, НАЛИ и т. д.

Далее представьте, что это не просто сочетания букв, а аббревиатуры, и попробуйте их расшифровать. Возможно, получится что-то юмористическое – это не хуже. способствует развитию мышления. Могу предложить следующие варианты: СКП – «Совет креативных писателей» или «Союз криворуких производителей». УОСК – «Управление отдельными социальными конфликтами» и т. д.

Если выполняете задание в команде, посоревнуйтесь, у кого название оригинальнее и чем может заниматься такая организация.

Упражнение «Работа с понятиями»

Упражнения с понятиями, точнее с абстрактными категориями, аналогов которых нет в материальном мире, хорошо развивают абстрактное мышление и устанавливают связь между мыслительными процессами разного уровня. Как правило, такие категории отражают качества, свойства предметов, их взаимозависимость или противоречия. Таких категорий много, но для упражнения можно брать даже самые простые, такие как «красота», «слава», «ненависть».

  1. Выбрав одно из понятий, постарайтесь максимально просто (своими словами) объяснить, что это такое. Только избегайте объяснений через примеры («это, когда…), за такое даже в школе ругают.
  2. Подберите синонимы к этому понятию и постарайтесь определить, есть ли какие-то отличия, нюансы между основным словом и синонимом.
  3. Придумайте символ этого понятия, он может быть как абстрактный, так и конкретный, выражаться в словах или в графическом образе.

После того как поработали с простыми понятиями, можно перейти и к сложным. Например, таким: «конгруэнтность», «виктимность», «резистентность» и т. д. Если вы не знаете, что это такое, то допустимо посмотреть определения этих слов, но все равно объяснять вы их будете своими словами.

Польза развития абстрактного мышления не только в том, чтобы научиться решать логические задачи. Без него невозможны успехи в точных науках, сложно понять многие экономические и социальные законы. К тому же, что немаловажно, это мышление сделает более правильной и четкой речь, научит доказывать свою точку зрения на основании строгих законов логики, а не потому что «мне так кажется».

В процессе познания мира человек столкнулся с точными значениями, величинами, определениями .

Однако для того, чтобы составить полную картину того или иного явления, этого часто оказывается недостаточно.

Более того – часто приходится оперировать неизвестными или неточными данными, обобщать и систематизировать информацию по каким-либо отдельным свойствам, строить различные гипотезы и догадки.

Именно в таких случаях человек пользуется абстрактным мышлением.

Абстракция – что это в психологии?

Абстракция – это такой процесс познания, при котором происходит отвлечение от несущественных свойств, параметров, связей явлений или предметов с целью выявить их более важные обобщающие закономерности.

Иными словами, это обобщение, которое можно сделать над предметами или явлениями, процессами, отвлекаясь от некоторых их свойств.

С абстракцией связаны следующие понятия:

  1. Абстрактная логика. Она отражает способность человека рассуждать, мыслить, строить высказывания, оперируя не конкретными данными, а понятиями.
  2. Абстрактные образы – это образы, не соответствующие какому-либо реальному предмету.
  3. Абстрактные умозаключения – мысль, которая была сформирована на основе нескольких суждений о чем-либо.

Понятие абстрактного мышления

Что такое абстрактное мышление простыми словами? Что значит абстрактно мыслить?

Прежде, чем подробно рассмотреть абстрактное мышление, следует учесть, что существуют следующие типы мышления:


При этом всю мыслительную деятельность человека можно представить в виде следующих умственных операций:

  1. Анализ . Разобщение целого на части. При этом познание целого достигается путем более тщательного изучения отдельных его частей.
  2. Синтез . Соединение разобщенных частей в одно целое.
  3. Обобщение . Выделение общих признаков, которые присущи явлениям или предметам, с последующим объединением их на этой основе.
  4. Классификация . Разобщение и группировка явлений или предметов на классы (группы) на основе как общих признаков, так и их отличий.
  5. Абстрагирование . Определение свойств явлений или предметов, основываясь на их общих признаках при единовременном отвлечении от иных определенных их качеств, которые несущественны в данной ситуации.

Говоря обычными словами, абстрактное мышление задействуется, когда человек не располагает какой-либо точной информацией, наглядными примерами, не контактирует с реальными предметами, но вынужден строить догадки и делать определенные выводы.

Такое мышление присуще ученым-теоретикам, математикам, экономистам, программистам.

Они усваивают информацию в виде числовых значений, кодов и преобразовывают ее при помощи формул и математических операций – то есть, работают с тем, что невозможно увидеть, осязать, услышать, воспринять с помощью органов чувств.

Формы

Существуют такие формы абстрактного мышления:

  1. Понятие . При этой форме мышления определяется общее свойство, присущее предметам, имеющим также и некоторые отличия. Например – телефон. Телефоны могут быть сенсорными, кнопочными или даже дисковыми, быть изготовлены из различных материалов, иметь совершенно различные дополнительные функции – фонарик, камеру или ИК-порт, но, абстрагируясь от этих отличий, можно выделить их общую функцию – совершать звонки.
  2. Суждение . Цель суждения – получить чему-либо подтверждение или опровержение. При этом суждение может быть как простым, так и сложным. В чашке нет воды – данное суждение простое. Оно однозначное и краткое, в нем нет никаких дополнительных действий или явлений. Пример сложного суждения – чашку опрокинули, из нее вылилась вода.
  3. Умозаключение . Эта форма представляет собой мысль, основывающуюся на двух и более суждениях.

    Умозаключение включает в себя три этапа – предпосылку (исходные суждения), вывод (логический мыслительный процесс над исходными суждениями) и заключение (сформированное окончательное суждение).

Примеры

Наглядный пример абстрактного мышления – математика .

При решении примеров мы оперируем только лишь цифрами, не имея представления, о каких предметах идет речь – имея ввиду только какую-то цифровую величину.

Тем не менее, совершая с этой величиной определенные действия и приходя к какому-то выводу.

Также абстрактное мышление проявляется при планировании. Человек ставит перед собой какие-либо цели, просчитывает собственные возможные шаги и ситуации, к которым они приведут.

В этом случае предполагаемая ситуация не существует в реальности, однако на основе умозаключений жизнь человека становится более предсказуемой, целенаправленной и организованной.

И все же абстрактное мышление не всегда приводит к верной оценке ситуации.

Например , женщина, которая получила негативный опыт общения с несколькими партнерами-мужчинами, может сделать суждение о том, что все представители мужского пола обладают определенными – , грубостью, безразличием.

Как развить?

Применение ребенком абстрактного мышления начинается еще в дошкольном возрасте .

Как правило, это совпадает с тем временем, когда он начинает говорить.

Он сравнивает свои игрушки, находит отличия одного вида животных от других, учится писать и считать.

В школьный период уверенно мыслить абстрактно уже является необходимостью, так как появляются такие предметы, как математика, физика.

При этом, чем больше внимания было уделено развитию абстракции в детстве, тем более легко человек использует данный тип мышления и во взрослом возрасте.

Развитое абстрактное мышление дает человеку следующие преимущества :

  1. Отражение мира без потребности контакта с реальными предметами . Человек может оперировать с какими-либо данными без необходимости использовать органы чувств.
  2. Обобщение явлений. Это дает возможность более эффективно получать и использовать собственные знания в различных ситуациях. Человек получает какую-либо информацию, обобщает ее с уже имеющимися знаниями и впоследствии лучше ее запоминает и извлекает из .
  3. Четкое изложение мыслей. Мыслительные процессы могут протекать даже без внутреннего диалога, однако конечное суждение легко преобразовывается в речь.

Хотя большое значение имеет развитие абстрактного мышления в детстве, даже взрослому человеку возможно натренировать его, выполняя определенные упражнения .

Важно, чтобы они имели систематический характер – только постоянные занятия могут привести к ощутимым результатам.

Задачи

Задачи на абстрактное мышление:

  1. Придумывание оксюморонов . Следует придумать несколько фраз, в которых слова будут противоположными по смыслу – например, черный снег, холодный огонь, яркая тьма.
  2. Обратное чтение. Для этого упражнения требуется прочесть художественную книгу по главам в обратной последовательности, пытаясь определить, чем именно началось повествование в книге, что предшествовало тому или иному событию.

    Это достаточно тяжелое упражнение, поэтому лучше всего брать произведения с простым сюжетом.

  3. Функции предметов. Следует придумать максимально возможное количество способов применения той или иной вещи – например, на листе бумаги можно написать письмо, сделать из него конверт, разжечь с его помощью костер и т. п.
  4. Анализ общения. Вечером нужно представить людей, с которыми вы общались в дневное время, при этом вспоминая не только содержание разговора, но и тон, позу собеседника и его жесты, выражение лица, окружающую обстановку – и воспроизвести диалог в памяти максимально детально.
  5. Начальная буква. Следует написать любую букву на листе бумаги и за определенный временной промежуток попытаться вспомнить максимальное количество слов, начинающихся на эту букву.

Абстрагирование

Абстрагирование в психологии – это такой фокус внимания человека на ту или иную ситуацию, при котором он воспринимает ее из третьей позиции, то есть, не участвуя в ней, находясь над ней.

Абстрагирование задает общее направление, помогает правильнее сформулировать цель , отбросить несущественные факторы в ситуации, сконцентрировав внимание на более важных нюансах.

Недостаточное умение абстрагироваться от ситуации может привести к , чувству морального неудовлетворения, низкой и проблемам с коммуникацией.

Как научиться абстрагироваться?

Применяя не очень сложные психологические приемы, можно научиться абстрагироваться от того, что может мешать вам поставить собственные цели и достигнуть их:

От общества

Длительное пребывание в одном и том же обществе может негативно сказываться на человеке как на личности – постепенно в его жизнь входят этого общества, шаблоны мышления и восприятие тех или иных ситуаций. Это уменьшает гибкость поведения и реагирования в различных ситуациях.

Для того, чтобы абстрагироваться от общества, попробуйте дольше оставаться в одиночестве. При этом постарайтесь не вспоминать ваше окружение. Сконцентрируйте внимание на ваших собственных желаниях.

Выберите то занятие, которое вам больше по душе – прогулка по лесу, собирание грибов, рыбалка, медитация, чтение книги – такое, которое не требует присутствия рядом другого человека.

Смените род деятельности – новые впечатления заставят вас отвлечься от привычных шаблонов и переключиться на ваше собственное восприятие.

От человека

Некоторые люди, несмотря на то, что не воспринимаются нами как неприятные, могут значительно влиять на наше .

При этом на наши собственные идеи и желания могут накладываться желания этого человека.

Для того, чтобы абстрагироваться от какого-то определенного человека, можно на время поменять круг общения .

Желательно, чтобы новые знакомые симпатизировали вам, а общение доставляло .

Проанализируйте, чем данный человек отличается от ваших новых знакомых и определите отличия. Также можно побыть в одиночестве , занимаясь своим любимым делом.

От неприятных людей

Бывает, что приходится находиться в обществе неприятных вам людей, избежать которого не удастся – например, . При этом действия или поведение данных людей могут мешать сконцентрироваться на выполняемой задаче.

Для того, чтобы абстрагироваться от них, не пытайтесь исключить их из своего внимания, не воспринимайте их речь как то, что можно прекратить, а представьте, что это фоновый шум, который может исчезнуть сам собой.

Как, например, вы можете часто не слышать тиканья часов или не вдумываться в то, что происходит на экране постоянно включенного телевизора.

От ситуации

В затруднительных ситуациях ваши мысли могут путаться, а эмоции мешать принятию рассудительного хладнокровного решения .

В таких случаях нужно сосредоточиться на дыхании и сосчитать, например, до десяти.

Верная оценка может прийти только со временем.

Также попытайтесь представить себе, что вы находитесь вдали от данного места, или что ситуация происходит с другим человеком . Попробуйте откинуть незначительные отвлекающие детали, сконцентрировав внимание на самых важных вопросах.

Помочь научиться абстрагироваться может привычка планировать свои дела заранее, четкая постановка цели и следование ей.

В любой ситуации пытайтесь выделить важные и второстепенные моменты – возможно, для этого сначала придется проанализировать несколько случаев и выписать выводы в блокнот. Учитесь последовательности – не стремитесь выполнить несколько дел одновременно.

Абстрактное мышление используется нами во многих жизненных ситуациях, поэтому нельзя игнорировать умение быстро и правильно мыслить абстрактно.

Примите за должное, что мыслительные процессы сходны со спортивными физическими упражнениями – регулярные занятия помогут вам значительно развить ваши способности .

Об абстрактном мышлении человека в этом видео:

Когда человек чего-то не знает, у него включается абстрактное мышление, которое помогает ему делать догадки, выносить суждения, рассуждать. Чтобы понимать, что это такое, необходимо ознакомиться с примерами, формами и методами его развития.

Что такое Абстрактное мышление?

Что это такое и почему сайт психотерапевтической помощи psymedcare.ru затрагивает тему абстрактного мышления? Именно способность мыслить в общем помогает в нахождении решения тупиковой ситуации, появлении иного взгляда на мир.

Есть точное и обобщенное мышление. Точное мышление включается тогда, когда человек располагает знаниями, информацией и четким пониманием происходящего. Обобщенное мышление включается тогда, когда человек не знает точных данных, не располагает конкретной информацией. Он может догадываться, предполагать, делать общие выводы. Обобщенное мышление – абстрактное мышление простыми словами.

Научным языком абстрактным мышлением является вид познавательной деятельности, когда человек отходит от конкретных деталей и начинает рассуждать в общем. Картина рассматривается в целом, не затрагивая деталей, конкретики, точности. Это способствует отхождению от правил и догм и рассмотрению ситуации с разных сторон. Когда некое событие рассматривается в общем, тогда находятся различные способы ее решения.

Обычно человек исходит из конкретных знаний. К примеру, мужчина лежит на диване и смотрит телевизор. Возникает мысль: «Он бездельник». В данной ситуации смотрящий исходит из собственных представлений о том, что происходит. А что могло происходить на самом деле? Мужчина прилег на 5 минут, чтобы отдохнуть. Он уже все сделал по дому, поэтому позволил себе посмотреть телевизор. Он заболел, поэтому и лежит на диване. Здесь может быть много вариантов того, что происходит. Если абстрагироваться от конкретики и посмотреть на ситуацию с разных сторон, тогда можно выяснить много нового и интересного.

При абстрактном мышлении человек думает приблизительно. Здесь нет ни конкретики, ни деталей. Используются обобщенные слова: «жизнь», «мир», «в общем», «по большому счету».

Абстрактное мышление полезно в тех ситуациях, когда человек не может найти выход (интеллектуальный тупик). В силу отсутствия информации или знаний он вынужден рассуждать, догадываться. Если абстрагироваться от ситуации с ее конкретными деталями, тогда можно рассмотреть в ней то, что не замечалось до этого.

Абстрактно-логическое мышление

В абстрактно-логическом мышлении используются абстракции – единицы определенных закономерностей, которые были вычленены из «отвлеченных», «воображаемых» качеств предмета, явления. Другими словами, человек оперирует явлениями, которые не может «потрогать руками», «увидеть глазами», «понюхать».

Очень ярким примером такого мышления является математика, в которой объясняются явления, которых нет в физической природе. Например, не существует такого понятия, как цифра «2». Человек понимает, что речь идет о двух одинаковых единицах. Однако эта цифра придумана людьми с целью упрощения некоторых явлений.

Прогресс и развитие человечества заставило людей пользоваться понятиями, которых по сути не существует. Другим ярким примером может оказаться язык, которым человек пользуется. В природе не существует букв, слов, предложений. Человек придумал алфавит, слова и выражения для упрощения выражения своей мысли, которую он желает передать другим людям. Это позволило людям находить общий язык, поскольку все понимают значение одного и того же слова, распознают буквы, строят предложения.

Абстрактно-логическое мышление становится необходимым в ситуации наличия некой определенности, которая пока еще не понятна и не известна человеку, и возникновения интеллектуального тупика. Возникает необходимость в выявлении того, что есть в реальности, в нахождении ему определения.

Абстракцию разделяют на виды и цели. Виды абстракции:

  • Примитивно-чувственная – выделение одних свойств предмета, игнорируя прочие его качества. Например, рассмотрение структуры, но игнорирование формы предмета.
  • Обобщающая – выделение общей характеристики в одном явлении, игнорируя наличие индивидуальных особенностей.
  • Идеализирующая – замещение реальных свойств идеальной схемой, которая исключает имеющиеся недостатки.
  • Изолирующая – выделяет тот компонент, на котором сосредоточено внимание.
  • Актуальной бесконечности – бесконечные множества определяются как конечные.
  • Конструктивизация – «огрубление», придание формы явлениям, которые имеют расплывчатые границы.

По целям абстракции бывают:

  1. Формальными (теоретическое мышление), когда человек рассматривает объекты по внешним их проявлениям. Сами эти качества не существуют сами по себе без этих предметов и явлений.
  2. Содержательная, когда человек может выделить из предмета или явления свойство, которое способно существовать само по себе, быть автономным.

Развитие абстрактно-логического мышления является важным, поскольку именно оно позволило вычленить из окружающего мира то, то невозможно распознать естественными органами чувств. Здесь образовались понятия (языковые выражения), которые передают общую закономерность того или иного явления. Теперь каждому человеку не приходится выявлять то или иное понятие, поскольку он узнает о нем в процессе обучения в школе, университете, дома и т. д. Это подводит нас к следующей теме о формах абстрактного мышления.

Формы абстрактного мышления

Поскольку человек не может каждый раз «создавать колесо», он должен систематизировать полученные знания. Многие явления не видны человеческому глазу, чего-то вообще не существует, однако все это есть в человеческой жизни, поэтому должно иметь ту или иную форму. В абстрактном мышлении выделяют 3 формы:

Это мысль, которая передает общее свойство, которое прослеживается в разных предметах. Они могут быть разными. Однако их однородность и схожесть позволяет человеку объединить их в одну группу. Так, например, стул. Он может быть с круглыми ручками или квадратными сидениями. Разные стулья имеют разный окрас, форму, состав. Однако их общей особенностью является то, что они имеют 4 ножки и на них принято сидеть. Одинаковое предназначение предметов и их конструкция позволяет человеку объединить в одну группу.

Данным понятиям люди обучают детей с самого детства. Говоря о «собаке», мы понимаем животное, которое бегает на 4 лапах, гавкает, лает и т. д. Сами собаки бывают разных пород. Однако все они имеют одинаковые признаки, по которым их объединяют в одно общее понятие – «собака».

Данной формой абстракции люди пользуются, когда желают что-то подтвердить или опровергнуть. Причем данная словесная форма является однозначной. Оно бывает двух форм: простое и сложное. Простое – например, кот мяукает. Оно короткое и однозначное. Второе – «мусор выкинули, ведро опустело». Зачастую выражается целыми предложениями повествовательной формы.

Суждение может быть истинным или ложным. Истинное суждение отображает реальное положение дел и часто базируется на том, что человек не проявляет к нему никакого отношения, то есть судит объективно. Ложным становится суждение, когда человек заинтересован в нем и базируется на собственных выводах, а не на реальной картине происходящего.

Это мысль, которая формируется на основе двух и более суждений, из которых образуется новое суждение. В каждом умозаключении есть 3 составляющих: предпосылка (посылка), вывод и заключение. Посылка (предпосылка) – это начальные суждения. Вывод – это процесс логического размышления, которое приводит к заключению – новое суждение.

Примеры абстрактного мышления

Рассмотрев теоретическую часть абстрактного мышления, следует ознакомиться с различными примерами. Самым ярким примером того, что такое абстрактное суждение, являются точные науки. Математика, физика, астрономия и прочие науки часто базируются на абстрактном мышлении. Мы не видим цифр, как таковых, однако мы умеем считать. Предметы собираем в группу и называем их количество.

Человек рассуждает о жизни. Но что это такое? Это существование тела, при котором человек двигается, дышит, функционирует. Невозможно дать четкого определения, что такое жизнь. Однако человек может однозначно определять, когда кто-то живет, а когда умирает.

Четко абстрактное мышление проявляется, когда человек думает о будущем. Неизвестно, что там будет, однако каждый имеет цели, желания, планы. Без возможности мечтать и воображать, человек не смог бы построить планов на будущее. Теперь он стремится реализовать эти цели. Его движение по жизни становится более целенаправленным. Появляются стратегии и тактика, которые должны привести к желаемому будущему. Этой реальности еще не существует, однако человек стремится ее сформировать такой, какой желает видеть.

Еще одной распространенной формой абстракции является идеализация. Люди любят идеализировать окружающих и мир в целом. Женщины мечтают о принцах из сказок, не замечая, какими мужчины являются в реальном мире. Мужчины мечтают о послушных женах, игнорируя тот факт, что только немыслящее существо может находиться в подчинении у другого.

Многие люди пользуются суждениями. Нередко они являются ложными. Так, женщина может сделать вывод о том, что «все мужчины плохие» после того, как ее предал один-единственный партнер. Поскольку она выделяет мужчину как единый класс, которому свойственно одно и то же качество, она приписывает всем то качество, которое проявилось в одном человеке.

Нередко на основе ложных суждений делаются неверные умозаключения. К примеру, «соседи неприветливые», «отопление не подается», «нужно менять проводку» - значит, «квартира неблагополучная». На основе эмоционального дискомфорта, который возникает при имеющихся обстоятельствах, делаются однозначные суждения и выводы, которые искажают реальность.

Развитие абстрактного мышления

Самым оптимальным возрастом для развития абстрактного мышления является дошкольный период. Как только ребенок начинает познавать мир, ему можно помогать в развитии всех видов мышления.

Самым эффективным способом развития являются игрушки. Через формы, объемы, цвета и прочее ребенок начинает сначала распознавать детали, после чего объединять их в группы. Можно дать ребенка несколько игрушек квадратной или круглой формы, чтобы он их разложил на две кучки по одинаковым признакам.

Как только ребенок научается рисовать, лепить, мастерить своими руками, следует ему позволять заниматься подобными увлечениями. Это развивает не только мелкую моторику, но и способствует проявлению творческого потенциала. Можно сказать, что абстрактное мышление – это творчество, которое не ограничено рамками, формами, цветами.

Когда ребенок научается читать, считать, писать и воспринимать слова на звук, можно вместе с ним заниматься развитием абстрактно-логического мышления. Здесь хорошо подойдут загадки, которые следует разгадывать, задачки, где необходимо решить какой-то вопрос, упражнения на смекалку, где необходимо заметить ошибку, неточность.

Поскольку абстрактное мышление не рождается вместе с человеком, а развивается по мере его роста, здесь помогут различные ребусы, кроссворды, головоломки. Существует много литературы на тему того, как развить разные виды мышления. Следует понимать, что одни задачки не могут развивать только один вид мышления. Все они частично или полностью занимаются развитием различных видов познавательной деятельности.

Особенно эффективными становятся различные жизненные ситуации, в которых ребенок должен найти выход из ситуации. Простое задание вынести мусор заставит ребенка сначала подумать над тем, как одеться и во что обуться, чтобы выйти из дома и отнести мусорный пакет до бака. Если мусорный бак находится вдали от дома, тогда он будет вынужден заранее спрогнозировать свой маршрут. Прогноз на будущее является еще одним способом развития абстрактного мышления. У детей хорошо работает фантазия, которую не следует угнетать.

Итогом абстрактного мышления является то, что человек способен находить выходы в любой ситуации. Он думает творчески, гибко, нестандартно. Не всегда точные знания являются объективными и способными помочь в любой ситуации. Обстоятельства случаются разные, что заставляет человека думать, рассуждать, прогнозировать.

Психологи отмечают негативные последствия, если родители не будут заниматься развитием данного мышления у своего ребенка. Во-первых, малыш не научится выделять общее из деталей и, наоборот, из общего переходить к деталям. Во-вторых, он не сможет проявлять гибкость мышления в ситуациях, в которых он не знает выхода. В-третьих, он будет лишен способности прогнозировать будущее своих поступков.

Абстрактное мышление отличается от линейного тем, что человек не думает причинно-следственными связами. Он абстрагируется от деталей и начинает рассуждать в общем. Самое примечательное здесь заключается в том, что только после общего видения дел человек может перейти к деталям, которые важны в ситуации. А когда детали не помогают в решении проблемы, тогда возникает необходимость абстрагироваться, выйти за пределы происходящего.

Абстрактное мышление позволяет находить новое, творить, создавать. Если бы человек был лишен подобного мышления, тогда не смог бы создать колесо, автомобиль, самолет и прочие технологии, которыми теперь многие пользуются. Не существовало бы никакого прогресса, который зарождается сначала из способности человека воображать, мечтать, выходить за пределы принятого и разумного. Данные навыки оказываются полезными и в обыденной жизни, когда человек сталкивается с разными характерами и поведениями людей, с которыми ранее никогда не встречался. Умение быстро перестраиваться и адаптироваться в неизменных обстоятельствах происходит благодаря абстрактному мышлению.

    Адаптация детей к ДОУ Каждый человек рано или поздно меняет среду своего привычного обитания. Каждый.
  • Как пережить развод с мужем? 27 Психология
  • Как справиться с депрессией самостоятельно? 59 Психология
  • Алкогольный психоз 237 Наркология

Вся информация, размещенная на страницах сайта является собственностью ее авторов и владельцев проекта. Копирование информации без активной обратной ссылки на сайт Psymedcare.ru строго ЗАПРЕЩЕНО и преследуется по 146 статье Уголовного Кодекса Российской Федерации и Международным законом об авторских правах.

Внимание! Убедительная просьба не воспринимать справочную информацию сайта как указания к действию в лечении того или иного заболевания. Для постановки точного диагноза и лечения необходимо обращаться к специалистам.

Абстрактное мышление

Абстрактное мышление – это такой тип мышления, который позволяет абстрагироваться от мелких деталей и смотреть на ситуацию в целом. Такой тип мышления позволяет шагнуть за границу норм и правил и совершить новые открытия. Развитие абстрактного мышления у человека с детских лет должно занимать важное место, ведь такой подход помогает проще находить неожиданные решения и новые выходы из ситуации.

Основные формы абстрактного мышления

Особенностью абстрактного мышления является то, что оно имеет три разные формы - понятия, суждения и умозаключения. Без понимания их специфики сложно сникнуть и в понятие «абстрактное мышление».

Понятие являет собой такую форму мышления, при которой предмет или группа предметов отражается в качестве одного или нескольких признаков. Каждый из этих признаков должен быть существенным! Понятие может выражаться как одним словом, так и словосочетанием – например, понятия «кошка», «листья», «студент гуманитарного вуза», «зеленоглазая девушка».

Суждение являет собой такую форму мышления, при которой отрицается или утверждается какая-либо фраза, описывающая окружающий мир, предметы, взаимосвязи и закономерности. В свою очередь, суждения подразделяются на два типа – сложное и простое. Простое суждение может звучать как, например «кот ест сметану». Сложное суждение выражает смысл несколько в иной форме: «Автобус тронулся, остановка опустела». Сложное суждение, как правило, имеет форму повествовательного предложения.

Умозаключение являет собой такую форму мышления, при которой из одного или группы связанных суждений, делают вывод, который представляет собой новое суждение. Это – основа абстрактно-логического мышления. Суждения, которые предшествую формированию конечного варианта, именуют предпосылками, а конечное суждение носит название «заключение». Например: «Все птицы летают. Воробей летает. Воробей – птица».

Абстрактный тип мышления предполагает свободное оперирование понятиями, суждениями и умозаключениями – такими категориями, которые не имеют смысла без соотнесения с нашей повседневной жизнью.

Как развить абстрактное мышление?

Стоит ли говорить о том, что способность к абстрактному мышлению у всех отличается? Одним людям дано красиво рисовать, другим – писать стихи, третьим – абстрактно мыслить. Однако формирование абстрактного мышления возможно, и для этого нужно с раннего детства давать мозгу повод для размышлений.

В настоящее время существует масса печатных изданий, которые дают пищу для ума – всевозможные сборники задачек на логику, головоломок и тому подобного. Если вы хотите заниматься развитием абстрактного мышления у себя или своего ребенка, достаточно находить всегоминут дважды в неделю, чтобы погружаться в решение подобных заданий. Эффект не заставит себя ждать. Замечено, что в раннем возрасте мозг проще решает подобного рода задачки, но чем больше тренировок он получает, тем лучше и результаты.

Полное отсутствие абстрактного мышления может породить не только множество проблем с творческими видами деятельности, но и с изучением тех дисциплин, в которых большинство ключевых понятий – абстрактные. Именно поэтому важно уделять этой теме много внимания.

Правильно развитое абстрактное мышление позволяет познать то, что еще не было познано никем ранее, открыть различные тайны природы, отличить истину от лжи. К тому же, этот метод познания отличается от прочих еще и тем, что не требует непосредственного контакта с изучаемым объектом и позволяет удаленно делать важные умозаключения и выводы.

Копирование информации разрешено только с прямой и индексируемой ссылкой на первоисточник

Что такое абстрактное мышление и как оно проявляется?

1. Определение 2. Формы 3. Типы мышления 4. Особенности 5. Одинаково ли у людей развита абстракция? 6. Методики по развитию абстрактного мышления 7. Абстрактное мышление и дети

Каждый человек в своей повседневной жизни пользуется рядом мыслительных процессов, одним из таких является абстрактное мышление.

Абстрактное мышление присуще только человеку. Ни одно животное не обладает подобной способностью.

Определение

Абстрактное мышление – это тип мышления, при котором человек абстрагируется от деталей и мыслит широкими понятиями, видит картину в целом. Такая особенность мозга позволяет выходить за рамки обыденного, идти к своей цели не зависимо от мнения других людей, совершать новые открытия. В современном мире многие работодатели очень ценят подобные способности у своих сотрудников, это обеспечивает нестандартное решение проблем, новые оригинальные проекты. Развить абстрактное мышление у ребенка – это важная задача для его родителей, так как во многом это залог его успеха в будущем.

Формы

Для того что бы понять суть мышления, стоит разобраться в том, какие формы оно имеет. Формы мыслительных процессов:

Понятие – это способность одним или несколькими словами охарактеризовать предмет или явление по его наиболее важным признакам. Пример: серая кошка, ветвистое дерево, темноволосая девушка, маленький ребенок.

Суждение является особой формой мышления, которая описывает предметы и процессы в окружающем мире, их взаимосвязь и взаимодействие. Оно может утверждать или отрицать какую-либо информацию. Суждение в свою очередь подразделяют на простое и сложное.

Пример простого суждения: «трава растет». Сложное суждение: «За окном светит солнце, следовательно, погода хорошая», оно имеет повествовательный характер.

Умозаключение является формой мышления, благодаря которой на основании нескольких суждений человек делает вывод, который, по сути, будет обобщенным суждением. Умозаключение состоит из предпосылок и заключения. Пример: наступила весна, на улице потеплело, трава начала расти.

Абстрактное мышление позволяет не только свободно оперировать этими тремя понятиями, но и применять их в жизни. Часто в повседневной деятельности мы применяем все три формы абстрактного мышления сами того не замечая.

Типы мышления

В психологии выделяют несколько видов мышления. Это разделение является отражением возможности человека сочетать слово, действие и мысль или образ. Психологи подразделяют их таким образом:

  1. Конкретно-действенное или практическое.
  2. Конкретно-образное или художественное
  3. Словесно-логическое или абстрактное.

Особо стоит сказать о словесно-логическом типе, так как именно он сопровождает все значительные достижения человечества.

Особенности

Как уже неоднократно говорилось, именно такой тип мышления лежит в основе эмпирической познавательной функции. Психологи все время пытаются усовершенствовать и конкретизировать процессы, которые происходят у нас в сознании. Принято разделять несколько направлений в абстрактном мышлении, основываясь на задачи, которые пытается решить человек:

  1. Идеализирующие.
  2. Обобщающие.
  3. Примитивно-чувственные.
  4. Изолирующие.
  5. Актуальной бесконечности.
  6. Конструктивизации.

Идеализирующая форма предполагает замещение реальных понятий идеалами. Это значительно затрудняет анализ окружающего мира, так как очень сложно найти идеал или применить идеальное решение к реальным обстоятельствам. Представления человека являются абсолютно идеальными. Пример: «совершенно белый снег».

Обобщающий тип – основное оружие математиков. Он характеризуется восприятием объекта мысли в общем, лишая его деталей и конкретики, а значит, делая его немного оторванным от реальности.

Примитивно – чувственный тип заключается в абстрагировании от некоторых свойств явлений и предметов, в то время как другие их свойства выходят на первый план. Этот тип является основным в любой деятельности человека, поскольку отвечает за восприятие окружающего мира.

Изолирующий тип заключается в концентрации внимания на одной, наиболее значимой для человека детали, в то время как на остальной предмет он не обращает должного внимания.

Конструктивизация заключается в отвлечении от общих характеристик предмета или обстоятельства.

Также абстрактное мышление разделяют на:

Одинаково ли у людей развита абстракция?

Ответ однозначен – нет. Каждый из нас наделен способностями, и у всех они разные, именно поэтому человечество так разнообразно в своих взглядах, интересах, стремлениях. К примеру, кто-то пишет стихи, а другой сочиняет прозу, одни не мыслят себя без музыки, а иные предпочитают рисовать в тишине. Такое разнообразие и позволяет социуму развиваться, совершать открытия во всех сферах жизни. Жить в мире, где все мыслят одинаково, разве это было бы интересно? Однако абстрактное мышление можно и нужно развивать.

У пациентов с олигофренией, умственной отсталостью и еще некоторыми поведенческими девиациями психиатры отмечают слабо развитое абстрактное мышление или его полное отсутствие.

Методики развития

Развитие абстрактного мышления – это длительный и трудоемкий процесс. Но все не так страшно, как может показаться на первый взгляд. Для того чтобы развить этот тип мышления, человеку достаточно всего два-три раза в неделю уделять час или полтора на решение логических задачек, головоломок. Это очень увлекательный процесс, и вы не успеете оглянуться, как это станет вашим любимым хобби! В современном мире достаточно печатных изданий для развития логики, так же упражнения и задания можно найти в интернете. Это значит, что найти подобную информацию не составит труда. К примеру, существует популярный сайт, на котором представлены задачки разной сложности.

Этот вид мышления берет свое начало на Востоке еще со времен древнего мира. Оно возникло как раздел логики. Логика сама по себе - это способность мыслить и рассуждать, делать выводы о вещах и их сущности. Абстрактное мышление позволяет строить теоретические схемы.

При регулярных занятиях результаты не заставят себя долго ждать. Уже через несколько недель можно будет заметить, что стало проще мыслить, строить перспективные планы, решать вопросы, которые раньше вызывали затруднение.

Маленький человек является открытой книгой, в которую можно написать все что угодно! Дети более восприимчивы к обучению и развитию любых способностей. Способности малыша, нужно развивать играя. Современная индустрия игрушек предлагает богатый выбор игр для раннего развития. К примеру, это могут быть небольшие пазлы, мозаики, банальная пирамидка. В более взрослом возрасте, чтобы научить ребенка мыслить, предложите ему рассмотреть картинки в книгах, объяснить свое понимание происходящего на них.

Учить ребенка абстрактно мыслить очень важно. Абстрактное мышление является не только залогом его творческого развития, но так же это способность ставить все под сомнение, добиваться всего опытным путем. Развитое мышление помогает собирать, анализировать информацию и делать самостоятельные выводы, а затем подкреплять их доказанными фактами.

Написать комментарий

Психология

Желаете перейти к следующей статье «Основные виды мышления человека в психологии»?

Копирование материалов возможно только с указанием активной ссылки на первоисточник.

Абстрактное мышление – способность познавать сущность

Мир, окружающий человека, полон конкретных вещей, которые можно увидеть, услышать, потрогать. Тем не менее, есть в нашей жизни немало того, что ни глаза, ни уши, ни другие органы чувств определить не в состоянии. К примеру, как представить бесконечность, или чем измерить силу любви, или что будет, если современного человека вдруг переместить в далекое прошлое? Ответы на эти вопрос есть, но они неоднозначны, потому как у каждого человека свое представление о том, что глазами не увидишь, ушами не услышишь и руками не потрогаешь. Эта особенность ему дается благодаря абстрактному мышлению, которое еще называют абстрактно-логическим.

Абстрактно-логическое мышление – это привилегия исключительно людей. Животные не обладают способностью делать выводы, анализировать, сопоставлять и размышлять. Они действуют на основе инстинктов. В отличие от них, человек не только может изучать окружающий мир, но и на основе своего опыта представлять его составляющие в образах и символах и даже прогнозировать будущее, рассматривая альтернативный ход событий. Кстати, для понимания, что такое абстрактное мышление, как раз таки необходимы его навыки.

Какие существуют формы абстрактного мышления

В зависимости от того, на какие вопросы человек способен дать ответы по поводу окружающего мира, выделяются три формы абстрактного мышления:

  • понятие – позволяет человеку ответить на вопрос: «Что это?», причем одним-двумя словами. Вот, к примеру, на автобусной остановке стоит женщина, а рядом с ней – высокая женщина, а чуть поодаль – тоже женщина, тоже высокая, но чрезвычайно красивая;
  • суждение – способность человека понять, «что происходит или будет происходить?». К примеру, когда подъедет автобус, женщины на остановке наверняка сядут в общественный транспорт;
  • умозаключение – позволит сделать вывод на тему: «Почему это произошло именно так?». Допустим, подъехал к стоящим на остановке женщинам автобус, но лишь одна в него вошла. Почему две другие остались? Видимо, этот маршрут им не подходит.

Таким образом, абстрактно-логическое мышление дает возможность человеку выйти за зримые и осязаемые границы окружающего мира и погрузиться в мир, который он создает в своем сознании.

Следует понимать, что абстрактное мышление в психологии – это взаимодействие связей между причинами явлений и их следствиями на основе личных умозаключений. К нему не имеет отношения то, что составляет область обособленных эмоций и чувств. Интуиция тоже относится к понятию, что не является формой абстрактного мышления.

Возможности абстрактного мышления

Благодаря умению человека видеть больше, чем предлагает окружающая действительность, он получает в дар уникальные возможности:

  • оценивать предметы или явления, сравнивая их между собой;
  • анализировать происходящее, раскладывая событие на составляющие или соединяя в целое его разрозненные части;
  • абстрагироваться от конкретных обстоятельств, отделяя признаки от предмета;
  • обобщать или конкретизировать предметы или явления, находя соответствия между частным и общим;
  • систематизировать и классифицировать знания, извлекая нужное и отодвигая лишнее для данного момента времени.

Все эти способности присущи каждому человеку, но в разной степени. Впрочем, в силах человека эти способности совершенствовать. Вот почему вопрос: «Как развивать абстрактное мышление?» актуален в любом возрасте, хотя, чем раньше на него будет найден ответ, тем лучше.

Как развивать абстрактное мышление?

Развитие абстрактного мышления нужно начинать с раннего детства. Чем меньше человеку лет, тем, по мнению ученых, ему проще будет усваивать новую для себя науку. Главное, делать это постепенно и сообразно возрасту. Родители могут взять на вооружение множество нехитрых приемов:

  • играть в ассоциации – к примеру, фантазируйте, на что похожи окружающие вас предметы;
  • сочинять вместе с ребенком сказки, героями которых может выступать все, что найдется у вас под рукой – расческа, холодильник, выращенный на грядке кабачок;
  • дорисовывать рисунки друг друга или попросите ваше чадо продолжить один заданный эскиз в разных вариантах – что скрывается за зигзагом через всю страницу или что могут означать спиральные круги;
  • придумывать жизненные истории случайно увиденным людям – будь то просто прохожие на улице или незнакомцы из глянцевых журналов;
  • создавать цепочки ассоциаций – к примеру, какие слова могут соответствовать слову «отдых» или что подразумевает слово «вкусно»;
  • решать вместе логические задачки – помните, все мы в детстве пытались переправить на берег волка, козу и капусту в одной лодке?

Способов, как развивать абстрактное мышление, существует множество. Достаточно заниматься с ребенком всего лишь по полчаса в день, и спустя некоторые время он будет поражать вас логичность суждений и способностью делать выводы.

Что такое абстракция, абстрактное мышление

Мышление – это один из наиболее интересных и в то же время сложных познавательных процессов нашей психики. Именно мышление позволяет нам познавать, исследовать окружающий мир, сравнивать, делать выводы, выстраивать суждения и приходить к умозаключениям, ну и, конечно, творить, создавать что-то принципиально новое на основе прошлого опыта.

Каждый из нас наделен этой способностью, что позволяет нам с успехом взаимодействовать друг с другом. Нужно понимать, что наше мышление имеет определенную классификацию и своеобразные стадии развития. Наивысшей формой развития мышления является абстрактно-логическое.

В основе данного вида мышления лежат понятия «абстракция», «абстрактный»; и именно значение слова «абстракция» или «абстрактный» позволяет лучше понять природу данного типа мышления. Итак, абстракция – это концентрация внимания на важных, существенных аспектах предмета или явления. В результате абстракции возникает абстрагирование, т.е. некое обобщение, которое становится результатом данного отвлечения.

Формы

Необходимо рассмотреть не только общие положения, но и абстрактное мышление и его формы. Ведь проявляется оно достаточно разнообразно.

Итак, ученые-психологи выделяют следующие формы абстрактного мышления:

1. Понятия – это самая простая и основная форма мыслительной деятельности, так как на ней основываются другие, более сложные. Данная форма объединяет множество явлений или предметов со сходными признаками в одно понятие. Например, понятие «стул» - это мебель, которую используют для сидения, она имеет поверхность для сидения, спинку, часто ножки (одну или четыре), рассчитана на одного человека.

2. Суждение – это более сложная форма, которая состоит не из одного понятия, а из нескольких, и с помощью суждения мы способны констатировать факт чего-то, а также можем описывать предметы и явления или их взаимосвязь. Выделяют суждения простые и сложные:

  • Простое – это короткая фраза, например «Дождь идет» или «Самолет летит».
  • Сложное – это цепочка коротких фраз, дающая более развернутое понимание происходящего, например «На улице холодно, идет снег и дует ветер».

3. Умозаключение – самая сложная форма, которая является объединением нескольких суждений, на основе которых мы можем сделать вывод, а следовательно, создать новое суждение. Например: «На улице холодно и дует ветер, значит, нужно тепло одеваться». Это мысленный процесс, который позволяет развиваться теоретическому знанию.

Наша жизнь состоит из постоянного оперирования как понятиями, так и суждениями, которые приводят нас к новым умозаключениям. Каждый из нас проходит путь от наглядно-образного мышления к абстрактному и логическому виду мышления.

Выделяют также основные признаки абстрактного вида мышления:

  • Способность оперировать абстрактными понятиями (счастье, закон, жизнь, правда).
  • Способность обобщать и анализировать информацию.
  • Способность создавать на основе полученной информации систему.
  • Выявление закономерностей окружающего мира без реального контакта с ним (например, понять, что на улице холодно, посмотрев прогноз погоды в Интернете).
  • Умение устанавливать причинно-следственные связи.

Развитие

Основной вопрос, который интересует практически всех, - это развитие абстрактного мышления, как оно происходит и можно ли на это повлиять. Итак, как утверждают специалисты, этот вид мыслительной деятельности развивается в младшем школьном возрасте, начиная с 7 лет, поэтому его можно развивать уже в первых классах.

Способствует его развитию, конечно же, игра, именно через игру ребенок способен усвоить основные понятия, научиться ими оперировать, а также строить умозаключения на основе суждений. Также важно привлекать ребенка к решению различных задач, в особенности логических или таких, где присутствуют абстрактные понятия, например «периметр» или «площадь».

Творческая деятельность также помогает развить способность абстрактно мыслить. Это могут быть занятия рисованием, лепкой, чтение стихов или прозы, конструирование и так далее – выбор вида творчества должен напрямую зависеть от способностей ребенка.

Если говорить о развитии абстрактного и логического вида мышления у взрослых, то им рекомендуют также заняться творчеством, углубиться в понимание того, что такое искусство, обратиться к философским понятиям и категориям. Хорошо давать себе возможность время от времени решать головоломки, пробовать нестандартно подходить к решению обыденных задач.

Все это позволяет по-новому взглянуть на мир вокруг, а следовательно, расширить функции и возможности своего мышления. Нужно помнить и понимать, что способность абстрактно мыслить у разных людей развита не одинаково, поэтому не стоит сравнивать свои результаты с чьими-либо – лучше проследите, как вы смогли развить абстрактное мышление у себя и как оно видоизменяется.

И самый главный совет

Как начался спор о разных способностях, к математике, логике, анализу и другим сложным вещам, встретился один из самых сложных терминов в нашей беседе - абстрактное мышление. Его с чем только не сравнивают, чем только не объясняют, к чему не прикладывают. И с чем только не путают.

А вы знаете и понимаете, что такое абстрактное мышление? Почему его так многие путают с логикой, памятью и другими интересными вещами? Я как-то умом понимаю, что это, но с формулировками у меня тоже бывают сложности. Вики говорит нам: "Абстрактное мышление - один из видов человеческого мышления, который заключается в образовании абстрактных понятий и оперировании ими." Ну и как? Легче стало от этой формулировки? :-)

И дальше: "Абстрактные понятия («число», «материя», «стоимость» и т. д.) возникают в процессе мышления как обобщение данных чувственного познания конкретных предметов и явлений объективной действительности."
Ну да, уже лучше.

Мне подруга как-то ответила на этот вопрос простым примером: "Ребенок, у которого нет абстрактного мышления, "десять" понимает, а "десять яблок" - не понимает".
Это само по себе понятно, но у меня не очень стыкуется с тем, что написано выше (списано из викисловаря).

Я как раз по дороге в школу зрения читала дискуссию в жж о том, кому о чем думается хорошо. И решила спросить у невролога. Он там сидит, в этой школе, и любит отвечать на каверзные вопросы. Я решила, что он - отличный кандидат для этого вопроса, потому что он сам часто этот термин использует. Невролог сказал, что абстрактное мышление нужно нам для того, чтобы обращаться с явлениями, о которых мы не получаем достаточно информации, чтобы "разобрать" их умом. Все, что зыбко, туманно и непонятно, для нас упаковывает в какие-то приемлемые образы абстрактное мышление. И оно же вступает в силу, когда мы пытаемся выразить свои чувства и эмоции. Это - тоже очень хлипкая и туманная часть реальности, которую трудно понять, систематизировать, описать, обсудить. А хочется. Вот тут наша способность абстрактно мыслить подбирает образы и описания, тому, что выразить и сказать словами нельзя.

Пожалуй, это описание мне понравилось больше всех, до сих пор услышанных и прочитанных. Но остался вопрос с математикой, логикой и анализом. Правда ли, что абстрактное мышление помогает понимать математику? И если да, то почему?

Мой невролог сказал, что - нет, понимать - не помогает. Понимать помогает подача информации (понятная, простая, прямолинейная), и нужное количество информации. Если человек чего-то не понимает в примере, значит ему не хватает информации, знаний, помогающих этот пример решить. Если он все знает, нужное для решения задачи, он приходит свои знания, и решит.

А вот в чем абстрактное мышление помогает, так это - справиться с эмоциональными тупиками. Потому что у каждого человека есть такая фаза, когда знания у него уже есть, но он еще не сообразил, как их приложить. Это - отсутствие опыта, отсутствие решимости, отсутствие навыков по комбинированию и прикладывания всего ко всему. И чтобы не впасть в ступор при первой же неудаче, расслабиться, вздохнуть, и подумать, что тут не так, что с этим можно сделать - помогает способность разобраться в своих чувствах. Понять и осознать свое эмоциональное состояние, повлиять на него, расслабиться, принять ситуацию. Начать размышлять о ней - отчасти оторвавшись от точного примера и желания немедленно получить правильную цифру.

Кстати, привычка дорисовывать в уме то, что на самом деле не видишь и не слышишь - оказывается тоже считается плодом абстрактного мышления. И это - очень полезно.
Сейчас врачи придают большое значение этой способности. Я уже писала о том, как я прохожу в последнее время тесты на зрение. Сначала зрение замеряют объективными методами. Диоптрии и прочее можно замерить аппаратом, и все, что я вижу криво, косо и неровно - это результат физических искривлений и изменений. Сделав скан сетчатки можно спроецировать через нее все, что преломляется в глазу, и врач увидит мир моими глазами, во всей его кривизне. При этом, когда я должна зачитывать буквы, сидя в нужном количестве метров от таблицы, я угадываю намного больше, чем должна бы. И что-то в моей голове заставило меня видеть со временем кривые линии более прямыми. И - что главное - это считается! Все выкрученное любыми невесть какими методами, включая увиденное ушами, носом, интуицией и каким-нибудь шестым чувством - считается! Опознал увиденное - значит опознал!
У них даже есть любимая фраза там, которую они все время повторыют: "Bestanden ist bestanden"- ("Кто сдал экзамен, тот сдал"). Типа - "неважно как".
:-)

А может быть и в науках как-то так можно? Что-то не понять умом, но дочувствовать другим каким-то местом? :-)


Смотрите так же: