Напомним, что в начале текущего года, власти объявили конкурс на разработку концепции проекта развития Московской агломерации. По итогам отбора было отобрано 10 коллективов, которые к осени текущего года предоставили свое видение данного проекта. Победителями конкурса стали французский коллектив архитектурного бюро «Antoine Grumbach et Associes», а также группа из Америки - Urban Design Associates. По предварительным подсчетам экспертов, примерная стоимость развития Большой Москвы составляет 7,5 трлн. рублей.

По замыслу французского коллектива, проект развития транспортной сети должен полностью реализоваться к 2047 году. Согласно проекту, необходимо создать железнодорожное кольцо, которое будет опоясывать Москву, и по которой будут курсировать поезда, со скоростью 160 км. в час. По мнению специалистов, предполагается, что подобные поезда будут разрабатываться зарубежными компаниями, наподобие поезда «Сапсан». По предварительным подсчетам, прокладка 1 километра пути обойдется в 15 млн. евро. Согласно идее архитекторов, первое полукольцо (протяженностью 90 км.) должно проходить через аэропорты -Шереметьево, Внуково, Домодедово и Остафьево. Далее, планируется, что дорога пройдет через центр Коммунарки, где в свое время власти планировали создание парламентского центра.

После полного завершения прокладки кольца, специалисты планируют протянуть еще одну трассу в направлении запада от трех вокзалов, и по периметру кольца создать еще один вокзал азиатского направления. Предположительно, что пути внутри кольца могут быть проложены частично под землей. На реализацию данной идеи, специалисты отводят 5-10 лет.

Также, планируется немного сдвинуть пять вокзалов из 9, поближе к периметру большого кольца. На прежнем месте предполагается оставить Ярославский, Казанский, Ленинградский и Киевский вокзалы. Однако, и он претерпят значительные изменения. Согласно проекту, железнодорожные пути будут проходить под землей, а свободную территорию предполагается облагородить.

Центровой линией на территории «новой» Москвы станет новая ветка высокоскоростного метро (Новая московская линия (НМЛ)). Предполагается, что она будет проложена от трех вокзалов практически до Калужской области, при этом, она будет пересекать новый административный центр в Коммунарке, Троицк, городок Рыжов. Основной целью создания новой ветки является соединение Москвы с новыми территориями. Примерное количество станций на данном пути составит 12 остановок, а среднее время в пути от начальной и до конечной станции – 40 минут. Как подсчитали эксперты, на это потребуется не менее 5,4 млрд. евро.

Также, в проекте говорится, что пространство вокруг НМЛ будет облагорожено, будет сформирован жилой фонд с большей частью озеленения. По идее авторов, баланс жилой застройки и озеленения территории должен составить один к одному. Жилой фонд предполагается возводить среднего уровня.

Согласно проекту, внутри большого кольца будут проходить многочисленные линии скоростного подземного и наземного метро, тип которого будет зависеть от особенностей местности. Общая протяженность новых линий составит 550 км. Для сравнения, в течение 77 лет было построено 308 км. линий метро. Общая стоимость предположительно составит 50 млрд. евро.

В соответствии с технологией строительства новой линии метро, предполагается осуществить ее в три этапа. На первом этапе вагоны будут находиться на поверхности, хоть и немного ниже уровня земли. Предполагается лет через 5-10 пустить параллельно линиям метро скоростные трамваи, которые будут курсировать со скоростью 50-60 км. в час. Количество остановок трамвая будет гораздо меньше, чем станций метро. И на третьем этапе, линии метро спрячут под землю.

Также, планируется разрушить изолированность кольца МКАД, по аналогу Садового кольца, оно будет включено в сеть уличных дорог, и пустить по данному кольцу скоростные трамваи, количество остановок которых будет определяться по числу городов-ворот, которые связывают центр города с окраинами.

Кроме того, в следующие 5-10 лет предполагается создать 2 административных центра, один из которых будет расположен в Коммунарке. В исторической части города планируется создать пешеходные зоны, а автодороги спрятать в туннели под землю.

По траектории Новой Московской Ветки будут организованы четыре перехватывающие парковки, на которых можно будет оставить машину и добраться в центр. Билет будет единым.

DOI 10.21661/Г-461617

А.А. Колгин

УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА МОСКВЫ)

Аннотация: в данной статье рассмотрена проблема организации транспортной системы и меры правительства, которые могут служить для построения рациональной системы транспорта в городе.

Ключевые слова: транспорт, транспортная политика, системный подход, управление развитием.

MANAGEMENT OF TRANSPORT SYSTEM DEVELOPMENT (ON гаЕ ЕХАMРLЕ OF MOSCOW CITY)

Abstract: this article describes the problem of the organization of transport system and measures taken by the government. These measures can help to create a rational system of transport in the city.

Keywords: transport, transport policy, systemic approach, development management.

Бурный рост городов и численности их населения, так или иначе, связан с проблемами и ограничениями. Любой житель или гость российской столицы отмечает проблемы в транспортной системе Москвы. Не нужно быть великим ученым в области урбанистики или большим градостроителем, дабы понять, что транспортные коллапсы, случающиеся в городе ежедневно, - результат неправильной политики московских властей.

Можно, конечно, заявлять о нерациональной планировке, стихийно складывающейся на протяжении исторического развития города, говорить, что причина заторов зимой в большом количестве осадков или в ажиотаже перед праздни-

ками. Можно разводить руками, говорить, что ничего нельзя поделать с пробками в Москве. Но невозможно отрицать опыта мегаполисов в области транспортной политики, которым удалось преодолеть проблемы планировки, не учитывающей большое количество автомобильного транспорта. Токио и Пекин, Мюнхен и Берлин, Париж и Лондон, Нью-Йорк, Вена - это не полный список городов, успешно преодолевших свои транспортные проблемы не смотря ни на что.

Многие города могут справиться с транспортными проблемами (Москва в их числе), если подойти к ним с умом. Стоит только обратиться к трудам великих урбанистов, занимающихся проблемой транспорта, обратить внимание на разумный системный подход в управлении транспортной системой города.

Системный подход к решению транспортных проблем это осуществление на государственном (местном) уровне сложной интегрированной политики на основе синтеза систем управления транспорта, градостроительства, землепользования и организации дорожного движения, реализуемой через соответствующие отраслевые и правовые базы. Только такой синтез управления становится необходимым условием ликвидации транспортного коллапса в крупных городах.

Одной из причин автомобильных заторов является непродуманная градостроительная политика как публичных пространств и жилых кварталов. так и транспортной сети и инфраструктуры. Поэтому правительству городов следует более внимательно относиться к возведению новых районов, которые бы изначально обеспечивали большой спрос на парковочные места среди населения и пропускную способность дорог с учетом растущих потребностей общества; контролю над точечной застройкой, которая тоже должна удовлетворить потребности населения.

Исследователи городских транспортных систем выделяют два кардинально разных направления в реализации транспортной политики города. В рамках первого - автомобильно-ориентированное направление - ставить вопрос «о коренной реконструкции городов, позволяющей адаптировать городское пространство

2 www.interactive-plus.ru

Scientific Cooperation Center "Interactive plus"

к неограниченному использованию частных автомобилей посредством сооружения разветвленных сетей скоростных автомобильных магистралей (фривэей, ав-тобанов) и надлежащих парковочных мощностей. Альтернативой этому направлению является идея «городов, удобных для жизни», располагающих интермодальной транспортной системой, которая формируется из сбалансированного и координированного использования разных видов общественного транспорта.

Заметим, что при использовании автомобильно-ориентированного направления потребуется фундаментальная перестройка городской среды, которая создаст значительную нагрузку на городской бюджет и приведёт к «автомобильной зависимости» и недовольствам со стороны пешеходов. Как произошло это в Детройте, Фениксе и Лос-Анджелесе (США), где в свое время была построена весьма разветвленная система фривэев. Второй подход ставит общественный транспорт и удобство пешеходов во главу угла, воплощая в жизнь рациональную транспортную политику. При использовании идеи «удобного города» предотвращаются хронические заторы и минимизируется ущерб, наносимый городской среде.

На пути формирования сбалансированной транспортной политики в рамках направления «удобный город» следует использовать два набора политических мер: содействие и противодействие.

Суть содействия, или поощрения, использования общественного транспорта за счет обеспечения независимости работы маршрутов и линий публичного транспорта от уровня загрузки улично-дорожной сети, а также улучшения качества предоставляемых услуг. Примером поощрения использования общественного транспорта является строительство метрополитена и организация выделенных полос для автобусов, городских маршрутных такси, прокладка путей систем LRT (лёгкое метро в Германии) и BRT (скоростные автобусы).

Меры противодействия, или антистимулирования автомобильных поездок, реализуются посредством ограничения и оплаты парковки в центре города, ввода оплаты за проезд по тем или иным участкам дорог, предоставления преимуществ

Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»

в движении общественному транспорту, использования квотирования на покупку автомобиля (Сингапур) и другие антиавтомобильные меры являются непопулярными среди достаточно больших масс населения, поэтому их реализация сопряжена с неизбежным противодействием общественных институтов и требует от правительства жёсткого управления, нацеленного на долгосрочные перспективы.

Еще одной проблемой транспортной системы является дезинтегрирован-ность различных видов транспорта в черте одного города или агломерации. Она выражается в непродуманности политики правительства в использовании пригородных железнодорожных линий и внутригородских систем общественного транспорта, отсутствии удобных транспортных пересадочных узлов (ТПУ), единых тарифов и транспортных карт.

Что касается политики московских властей в области транспорта, то в последние годы город встал на путь исправления, он становится более пешеходно-ориентированным. Например, в центре города устраиваются исключительно пешеходные зоны, вводятся парковочные режимы в центральных районах Москвы, ввели единую транспортную карту «Тройка»), с помощью которой можно оплатить почти все виды транспорта.

Нельзя сказать, что процесс улучшения транспортной ситуации в городе идет гладко и без заминок. Ошибки допускаются, к примеру, не до конца отлажен процесс получения резидентского парковочного места или не везде еще построены перехватывающие парковки возле ТПУ или крайних станций метро. Но и Москва не сразу строилась, поэтому всё-таки надежда на улучшение транспортной ситуации в городе существует. Пусть это случится не в ближайшие несколько лет, но лучше поздно, чем никогда.

Список литературы

1. Вукан Р. Вучик. Транспорт в городах, удобных для жизни. - М., 2011.

2. Игорь Пугачев. Проблема транспортных систем городов и возможные пути их решения. Координационный совет по организации дорожного движения [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

4 www.interactive-plus.ru

Содержимое доступно по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0)

Scientific Cooperation Center "Interactive plus"

http://www/ksodd/ru/bdd/publication/the_problem_of_transport_systems_of_cities_a nd_possible_solutions.php (дата обращения: 07.04.2017).

Колгин Александр Андреевич - магистрант кафедры «Государственное и муниципальное управление» ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», Россия, Москва.

Kolgin Aleksandr Andreevich - graduate student of the "State and Municipal Management" Department FSBEI of HE "State University of Management", Russia, Moscow.

Развитие транспортной инфраструктуры Москвы является важным направлением модернизации не только для столичного региона, но и для всей России. Исторически сложилось, что именно через Москву проходят пассажирские и грузовые потоки всей страны. Например, МКАД является не столько городской трассой, сколько единственно возможным транзитным маршрутом через Москву. Мэр Москвы Сергей Собянин отметил, что основной задачей является эффективная интеграция различных видов транспорта: дальнейшее развитие сети автодорог и повышение их пропускной способности, в том числе строительство новых путепроводов, причём на самых сложных участках.

Государственным органом, отвечающим за развитие транспортной инфраструктуры, является Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы.

Основная проблема, по мнению Департамента транспорта, это существенное превышение провозной способности при поездке в центр города в утренний час-пик.

На 2011 год, по данным Департамента транспорта, превышение провозной способности с 8 до 9 утра составляло :

· Личный автотранспорт: 42%

· Метро: 21%

· Пригородный ж/д транспорт: 40%

· Наземный транспорт: нет превышения провозной способности

Итого превышение провозной способности личного и общественного транспорта составляло 23 %. Такое превышение провозной способности транспортной инфраструктуры в утренний час пик ведет к значительному снижению комфорта жителей. При этом загрузка наземного общественного транспорта была ниже провозной способности на 33%, что открывало возможности ее более активного использования для решения транспортных проблем города.

Три основных направления улучшения транспортной ситуации:

1. Сокращение использования личного автотранспорта при поездках в утренний час-пик к 2025 году на 33%. Это означало, что примерно 50 тыс. автомобилистов в час должны будут воспользоваться общественным транспортом.

2. Расширение провозной способности общественного транспорта (к 2025 году) на 41%.

3. Повышение уровня сервиса общественного транспорта. Сокращение среднего времени в пути на общественном транспорте к 2025 году на 25% (с 67 до 50 минут)

Для улучшения транспортной ситуации была разработана Развитие программа развития транспорта на 2012 – 2016 год.

Основные задачи программы:

· Сокращение времени поездки на городском пассажирском транспорте в часы «пик»

· Увеличение провозной способности городского пассажирского транспорта

· Повышение уровня сервиса и комфортности городского пассажирского транспорта, в том числе для маломобильных групп населения

· Увеличение плотности улично-дорожной сети и обеспечение своевременного ремонта и нормативного содержания


· Создание современных систем управления и регулирования движения транспорта

· Строительство и размещение пешеходных переходов, приведение их в соответствие с установленными нормами

В рамках программы развития транспорта действуют 11 подпрограмм:

1. Метрополитен. Цели на 2016 год: всего 406 км линий; 38 новых станций; 85% населения обеспечено метрополитеном; более 1000 вагонов метро нового поколения; полностью обновленная система навигации.

2. Грузовой транспорт. Цель - снижение нагрузки на улично-дорожную сеть со стороны грузового транспорта. Численность работающего в городе грузового автопарка снизится на 20%.

3. Наземный городской пассажирский транспорт. Цели на 2016 год: средние интервалы в утренний час-пик 5-7 мин; высокая точность расписания; повышение качества обслуживания; более 70% подвижного состава новые низкопольные троллейбусы, автобусы, трамваи; 240 км выделенных полос.

4. Автовокзалы и Транспортно-пересадочные узлы. К 2016 году планируется завершение работ на всех плоскостных ТПУ и на большинстве капитальных. Время на пересадку между видами транспорта на всех Московских пересадочных узлах не будет превышать 10 минут.

5. Интеллектуальная транспортная система. Цель - повышение эффективности управления транспортными потоками, увеличение пропускной способности улично-дорожной сети, предотвращение автомобильных заторов, снижение аварийности на дорогах. Основной эффект - к 2016 году вся территория города будет охвачена интеллектуальной транспортной системой.

6. Развитие новых видов транспорта. Цели: Сокращение времени прибытия специальных команд воздушным транспортом к местам чрезвычайных происшествий, обеспечение возможности полетов в хозяйственных и коммерческих целях; развитие велосипедного транспорта как средства для деловых поездок. Основной эффект: Ввод около 80 км велосипедных дорожек; сокращение времени прибытия спасательных команд на 50%.

7. Создание единого парковочного пространства. Цель - организация регулируемого парковочного пространства для увеличения пропускной способности улично-дорожной сети и ограничения числа поездок на личном автомобильном транспорте в центральную часть города. Основной эффект - К 2016 году ожидается полное отсутствие неправильно припаркованных автомобилей в центре города.

8. Автомобильные дороги и улично-дорожная сеть. Цели: повышение пропускной способности и связности улично-дорожной сети; увеличение плотности улично-дорожной сети; улучшение качества ремонта и содержания дорог. Основной эффект - протяженность улично-дорожной сети города вырастет на 8,5%.

9. Внутренний водный транспорт. Цель - повышение эффективности функционирования и роста конкурентоспособности предприятий внутреннего водного транспорта, расположенных на территории города Москвы. Основной эффект - годовой объем перевозки грузов водным транспортом вырастет на 85%.

10. Железнодорожный транспорт. Цели на 2016 год: ввод дополнительных главных путей на 6 направлениях; увеличение провозной способности в час пик на 50%; средний интервал 3-4 мин (в час-пик на 5 основных направлениях); 300 новых вагонов.

11. Пешеходная доступность объектов инфраструктуры. Цель - Создание удобных, коротких пешеходных связей между объектами городской инфраструктуры (социально-культурного, бытового, торгового назначения). Основной эффект - Строительство 38 км пешеходных дорожек, облагораживание центральной части города.

В своем ежегодном послании Федеральному собранию Президент России Владимир Путин подчеркнул, что федеральные автомобильные трассы серьезно обновили. Теперь нужно привести в порядок региональные и местные дороги. «Федеральные трассы действительно в значительной степени приведены в порядок, - ​сказал Путин. - ​Чуть хуже дело обстоит с региональными. А местные - ​вообще никуда не годятся. Обращаюсь к руководителям регионов и городов: состояние дорог должно быть постоянно в центре вашего внимания. Нужно наращивать качество и объемы дорожного строительства, использовать для этого новые технологии и решения, инфраструктурную ипотеку, контракты жизненного цикла».
Также среди важнейших задач Президент выделил повышение безопасности на дорогах и снижение до минимума смертности в результате ДТП.
«В общей сложности в предстоящие шесть лет необходимо практически удвоить расходы на строительство и обустройство автомобильных дорог России, направить на эти цели более 11 триллионов рублей из всех источников. Это много. В 2012-2017 годах мы на эти цели направили 6,4 триллиона рублей - ​тоже большая цифра, но нужно 11», - ​сказал Президент.
По словам Путина, получат развитие мощные евразийские транспортные артерии. Уже идет строительство автомобильной дороги, которая станет важной частью коридора «Европа - ​АТР». «Кстати, наши партнеры из Китая и Казахстана - ​мы делаем это вместе с ними - ​свою часть работы уже выполнили. Их участки уже эксплуатируются. И нам нужно серьезно ускориться», - ​отметил Путин. За шесть лет в полтора раза, до 180 миллионов тонн, вырастет пропускная способность БАМа и Транссиба. Контейнеры будут доставляться от Владивостока до западной гра-
ницы России за семь дней. Это один из инфраструктурных проектов, который будет давать быструю экономическую отдачу. Там есть грузы, и все вложения будут окупаться очень быстро и будут способствовать развитию этих территорий. Объем транзитных контейнерных перевозок по нашим железным дорогам должен увеличиться почти в четыре раза. Это значит, что наша страна будет одним из мировых лидеров по транзиту контейнеров между Европой и Азией.
В рамках Послания было поручено Правительству подготовить комплексный план модернизации и расширения всей магистральной инфраструктуры.
С участием Президента также состоялось пленарное заседание Съезда транспортников России. «Сбалансированное, уверенное развитие транспорта, улучшение условий труда и обеспечение конкурентоспособности российских перевозчиков - ​это безусловный приоритет нашей политики, приоритет государства, это задел, основа для роста всей экономики страны, - ​отметил Путин. - ​Российский транспорт сегодня - ​одна из наиболее динамичных отраслей. По итогам прошлого года объем грузооборота увеличился на 5,4 процента, пассажирских перевозок - ​на 8,9 процента».
Одним из самых массовых и востребованных видов сообщения является автомобильный транспорт. В пересчете на тоннаж почти 70 процентов грузов в России перевозится по автодорогам. Как было отмечено в Послании Президента, в значительной степени приведены в порядок федеральные трассы, но по объему региональных и местных трасс на порядок больше. Для решения этой задачи потребуется привлечь большой объем частных средств. «И мы системно поддержим инвесторов, которые вкладывают средства в инфраструктуру, запустим новые инструменты финансирования дорожного строительства, такие как инфраструктурная ипотека, повысим привлекательность проектов развития автодорог за счет освоения придорожных территорий», - ​подчеркнул Путин.
Также нужно задействовать новые технологии и материалы, которые повысят качество дорожного полотна, его долговечность, а значит, и безопасность дорожного движения. Необходимо шире использовать контракты жизненного цикла, когда подрядчик несет прямую финансовую ответственность за состояние дороги в течение всего срока службы.
Вместе с обновлением дорожной сети страны необходимо создать более современный и экологичный транспортный парк. «При этом хочу особо подчеркнуть: важно не создать чрезмерную, необоснованную нагрузку на наши компании. Предложить такую систему стимулов, которая сделает обновление парка транспортных средств максимально эффективным. Процесс обновления должен быть естественным, гибким и выгодным. Я прошу Правительство совместно с деловыми кругами проработать эти вопросы. Это абсолютно необходимо, если мы хотим энергично развиваться, повышать нашу конкурентоспособность», - ​сказал Президент.
Есть еще одна очень важная тема, которая обсуждалась на заседание Съезда транспортников, - ​отечественные автоперевозчики часто говорят о том, что работают в России в неравных условиях по сравнению с иностранными компаниями. «Прошу Правительство совместно с  Союзом транспортников и другими объединениями автоперевозчиков проанализировать эту ситуацию еще раз. Мы постоянно, кстати говоря, этим занимаемся, но, видимо, до конца все вопросы так и не решены. Нужно подготовить изменения и в этой части», - ​отметил Владимир Путин.

Современные условия жизни диктуют необходимость стремительного развития глобальной транспортной системы. Экономика и социальная сфера любого государства напрямую зависят от рациональной организации транспортных систем, включающих в себя как пассажирские, так и грузоперевозки.

Необходимо отметить также личную зависимость каждого человека от транспорта. Транспортная система, так или иначе, участвует в нашей ежедневной деятельности. От степени ее налаженности (хорошие дороги, отсутствие пробок, безаварийное движение) зависит не только настроение населения и эффективность трудовой деятельности, но порой и здоровье, и даже жизнь человека.

Терминология

Транспортная система - это взаимосвязанное объединение транспортных средств, оборудования, составляющих инфраструктуры транспорта и субъектов перевозки (в том числе и элементов управления), а также занятых в этой отрасли работников. Цель любой транспортной системы заключается в организации и осуществлении эффективной перевозки как грузов, так и пассажиров.

Компонентами транспортной системы являются транспортная сеть, комплекс, продукция, инфраструктура, подвижный состав и другие технические сооружения, связанные с производством, ремонтом и эксплуатацией транспортных средств, а также различные методы и системы организации процесса перевозок. Кроме того, в систему входят организации и предприятия, которые занимаются деятельностью, направленной на совершенствование и развитие транспортной системы: отраслевое машиностроение, строительство, топливоэнергетические системы, научные и образовательные центры.

Инфраструктура - это комплекс материальных составляющих транспортной системы, неподвижно зафиксированных в пространстве, которые образуют транспортную сеть.

Такой сетью называют совокупность связей (отрезки автомобильных и железнодорожных магистралей, трубопроводов, водных путей и другое) и узлов (дорожные развязки, терминалы), которые используются при осуществлении Передвижение транспортных средств по сетям обуславливает образование транспортных потоков.

При проектировании сетей необходимо учитывать характеристики транспортных средств, для которых создается инфраструктура, так как от габаритов, массы, мощности и некоторых других параметров транспортного средства, для которого предназначается разрабатываемая сеть, зависят ее геометрические и технические параметры.

Обеспечение пропускной способности транспортной инфраструктуры, соответствующей требованиям проходящих через них пассажирских и грузопотоков, является важной задачей в деятельности специалистов транспортного комплекса.

Особенности управления

Рассмотрим эти системы как объект управления. Контроль работы транспортных систем - это комплекс, включающий в себя две подсистемы: управление транспортными потоками и управление транспортными средствами.

Система управления транспортными потоками осуществляет деятельность по регулированию движения транспорта посредством световых сигналов (светофоры), дорожной разметки и знаков в соответствии с принятой на государственном или международном уровне системой правил.

Система управления транспортом зависит от технологии конкретного транспортного средства и обычно является компонентом инфраструктуры. Водитель, непосредственно выполняющий целевые задачи, считается субъектом данной системы. К субъектам системы контроля функционирования транспортных средств также можно отнести диспетчеров (например, при пассажирских авиа- или железнодорожных перевозках).

Участие человека в процессе управления транспортной системой позволяет определять ее как организационную, или человеко-машинную, систему, а кроме того, обуславливает необходимость в учете человеческого фактора. Активный компонент транспортной системы - это множество людей, которые обладают способностью к адаптации в быстро изменяющихся условиях, поведение которых нацелено на достижение собственных целей. Присутствие человеческого фактора как активного элемента системы является причиной формирования устойчивых (стационарных) режимов функционирования транспортных систем, так как любое внешнее воздействие на индивидуальный объект компенсируется решением активного субъекта (в частности, водителя).

Задачи транспортной системы

К основным задачам относится обеспечение мобильности населения, а также удовлетворение экономических требований к перевозочным процессам, заключающихся в максимально эффективном перемещении грузов. Поэтому определение эффективности транспортной системы - это установление равновесия между диаметрально противоположными точками: потребностями общества и получением экономической выгоды. В качестве очевидного примера противоречий между требованиями общества и экономики можно привести систему общественного транспорта: пассажир желает сэкономить время и доехать до места назначения с комфортом, поэтому с его точки зрения транспортных средств на маршруте должно быть как можно больше, а ездить они должны как можно чаще.

Однако для перевозчика выгоднее полностью заполнять как можно меньшее число транспортных средств с целью получения максимального дохода, а удобство и время ожидания пассажира отходят на второй план. В данном случае необходим компромисс - установление не слишком длинного интервала движения, а также обеспечение хотя бы минимального комфорта для пассажиров. Отсюда следует, что для эффективной организации и развития транспортной системы следует изучать не только теорию транспортных систем и технические науки, но и экономику, географию, социологию, психологию и градостроительные науки.

Глобальная транспортная система

Транспортные инфраструктуры всех государств мира объединяются на более высоком уровне в глобальную систему. Мировая транспортная сеть распределена по континентам и государствам довольно неравномерно. Так, транспортная система Европы (в частности, Западной), а также Северной Америки отличается наибольшей густотой. транспортной сетью отличаются наиболее и Азии. В структуре глобальной транспортной системы преобладает автомобильный транспорт (86 %).

Общая длина мировой транспортной сети, включающей в себя все виды транспорта (кроме морского), превышает 31 млн км, из них на наземные магистрали (не считая воздушные линии) приходится приблизительно 25 млн км.

Железнодорожный транспорт

Протяженность мировой сети железных дорог приблизительно равна 1,2 млн км. Длина российских железнодорожных линий составляет всего около 7 % от этого числа, однако на их долю приходится 35 % мирового грузооборота и примерно 18 % пассажирооборота.

Очевидно, что для многих стран (в том числе и европейских), отличающихся развитой транспортной системой, железнодорожный транспорт является ведущим с точки зрения перевозки грузов. На первом месте по использованию железнодорожного транспорта находится Украина, где посредством железнодорожных перевозок осуществляется 75 % грузооборота.

Автомобильный

Автотранспорт используется для осуществления 85 % общего объема грузоперевозок России, а также более 50 % внутренних пассажирских перевозок. Автомобильный транспорт представляется основным компонентом транспортной системы многих европейских государств.

Развитие автомобильных перевозок зависит от трех ключевых факторов: увеличение численности населения, интенсивная урбанизация и увеличение числа индивидуальных легковых автомобилей. Исследователи отмечают наиболее вероятное возникновение проблем с обеспечением пропускной способности транспортной инфраструктуры в тех странах и регионах, где наблюдаются интенсивные темпы роста всех трех перечисленных критериев.

Трубопроводный

Зависимость современной экономики от нефте- и газодобычи обуславливает стремительное развитие системы трубопроводов по всему миру. Так, протяженность российской системы трубопроводов составляет 65 тысяч км, а в США - более 340 тыс. км.

Воздушный

Обширная территория России, а также низкий уровень развития транспортных сетей в некоторых районах на востоке и севере страны способствуют развитию системы Протяженность воздушных линий РФ составляет около 800 тысяч километров, из которых 200 тыс. км приходится на международные пути сообщения. Крупнейшим российским авиаузлом считается московский. Ежегодно он отправляет более пятнадцати миллионов пассажиров.

Транспортная система России

Перечисленные выше коммуникации связывают воедино все регионы страны, формируя единую транспортную систему, которая является важным условием обеспечения территориальной целостности государства и единства его экономического пространства. Кроме того, государственная инфраструктура является частью глобальной транспортной системы, являясь средством интеграции России в мировое экономическое пространство.

Благодаря своему благоприятному географическому расположению, Россия получает существенные доходы от оказания транспортных услуг, в частности реализации транзитных грузоперевозок по своим коммуникациям. Удельный вес различных элементов и характеристик транспортного комплекса в таких совокупных экономических показателях, как основные государственные производственные фонды (примерно одна третья), валовый внутренний продукт (приблизительно 8 %), полученные инвестиции на развитие отраслей (более 20 %) и другие, отражает значимость и актуальность развития транспортной системы в России.

Какой вид транспорта наиболее популярен? В транспортной системе РФ таковым являются автомобили. Автомобильный парк нашей страны составляют более 32 млн легковых и 5 млн грузовых единиц, а также примерно 900 тысяч автобусов.

Предпосылки формирования транспортной системы

Развитие транспортных сетей (водных, наземных или воздушных) зависит от следующих факторов:

  • особенности климата;
  • географическое положение;
  • численность и уровень жизни населения в регионе;
  • интенсивность товарооборота;
  • мобильность населения;
  • существование естественных путей сообщения (например, речная сеть) и другие.

В основе формирования единой транспортной системы России лежит несколько предпосылок, основными из которых являются:

  • обширная площадь;
  • высокая популяция (большая численность населения);
  • неравномерный демографический уровень в Федеральных округах;
  • интенсивность развития промышленности по отраслям;
  • неравномерное размещение месторождений сырьевых и энергоресурсов;
  • географическое положение производственных центров;
  • количество валовой продукции в государстве;
  • исторически устоявшаяся система путей сообщения.

Транспортные компании России

Как было сказано выше, организации, деятельность которых связана с производством транспорта или оказанием транспортных услуг, также являются частью транспортной системы. Рассмотрим, чем же именно могут заниматься подобные компании на примере двух организаций.

ООО "Транспортные системы" - это общество с ограниченной ответственностью, зарегистрированное в Москве, занимается организацией грузоперевозок практически на любом виде транспорта: наземном, включая железнодорожный, морском, воздушном и даже космическом. Кроме того, ООО " Транспортные системы" дополнительно занимается арендой легковых автомобилей и другого транспорта, оборудования, почтовыми и курьерскими услугами, обработкой и хранением грузов. Как видно, спектр деятельности компании весьма широк.

Организация "РТ Транспортные системы" осуществляет с 2015 года создание, внедрение в эксплуатацию и обслуживание системы сбора платы за ущерб, наносимый дорогам федерального назначения грузовыми транспортными средствами весом более 12 тонн. Создание системы сбора платы заключается в формировании комплекса организационных мероприятий, программных и технических средств, в частности средств видеорегистрации и видеонаблюдения, а также устройств спутникового позиционирования, принцип действия которых основан на использовании датчиков ГЛОНАСС или GPS. Система «Платон» позволит выполнять взимание платы посредством идентификации автомобиля и обработки информации о нем, а также вычисления пройденного расстояния с помощью систем GPS/ГЛОНАСС, списания финансовых средств с указанного владельцем транспорта счета.