Римская церковь. Римская церковь и единство христовой церкви. Внутреннее управленческое устройство церкви
Ри́мско-католи́ческая Це́рковь (лат. Ecclesia Catholica) — принятый с начала XVII века неофициальный термин для обозначения той части Западной Церкви, которая осталась в общении с Римским епископом после Реформации XVI века. В русском языке термин обычно используется как синоним понятия «Католическая церковь», хотя во многих странах соответствующие термины на иных языках различаются. Во внутренних документах РКЦ использует для самообозначения либо термин «Церковь» (с определённым артиклем в языках, имеющих его), либо «Католическая церковь» (Ecclesia Catholica). РКЦ полагает лишь себя Церковью в подлинном смысле слова. Сама РКЦ использует данное самообозначение в своих совместных документах с иными христианскими институтами, многие из которых рассматривают себя также как часть «католической» церкви.
Восточные католические церкви используют термин в более узком смысле, подразумевая институт католической Церкви латинского обряда (включая, наряду с Римским, амвросианский, брагский, лионский и мосарабский).
С 1929 года центр — государство-город во главе с Папой Римским. Состоит из Латинской Церкви (Латинского обряда) и 22 восточно-католических автономных Церквей (лат. Ecclesia ritualis sui iuris или Ecclesia sui iuris), признающих верховную власть Римского епископа.
Крупнейшая ветвь христианства, отличающаяся организационной централизованностью и наибольшим числом приверженцев (около четверти населения мира в 2004 г.).
Определяет себя четырьмя существенным свойствами (notae ecclesiae): единством, кафоличностью, определённую святым Павлом (Еф 4.4-5), святостью и апостоличностью.
Главные положения вероучения изложены в Апостольском, Никейскoм и Афанасьевском символах веры, а также в декретах и канонах Ферраро-Флорентийского, Тридентского и I Ватиканского соборов. Популярная обобщённая доктрина изложена в «Катехизисe».
История
Современная Римско-католическая Церковь рассматривает всю историю Церкви до Великого Раскола 1054 года как свою историю.
Согласно доктрине католической Церкви, Католическая (Вселенская Церковь) была «прообразно возвещена уже от начала мира, дивно предуготовленная в истории народа Изральского и Ветхом Завет, наконец, в эти времена последние основана, явилась через излияние Духа Святого и будет завершена во славе в конце времён». Так же, как Ева была сотворена из ребра уснувшего Адама, Церковь родилась из пронзённого сердца Христа, умершего на Кресте.
Вероучение Церкви, по убеждению её приверженцев, восходит к апостольским временам (I век). Вероучение формировалось определениями Вселенских и поместных соборов. В III—VI веках Церковь противостояла распространению ересей (гностицизм, несторианство, арианство, монофизитство и др.).
В VI веке был создан старейший Запада — бенедиктинцы, деятельность которого связана с именем св. Бенедикта Нурсийского. Устав бенедиктинского ордена послужил основой для уставов более поздних монашеских орденов и конгрегаций, например, камальдулов или цистерцианцев.
В середине VIII века было создано Папское государство (одним из оснований был подложный документ — Константинов дар). Перед лицом угрозы нападения лангобардов Папа Стефан II, не надеясь на помощь Византии, обратился за помощью к франкскому королю, который в 756 году передал захваченный им Равеннский экзархат Папе. Последовавшие позже нападения норманнов, сарацинов и венгров породили хаос в Западной Европе, мешавший упрочению светской власти папства: короли и сеньоры провели секуляризацию церковного имущества и стали претендовать на собственное назначение епископов. Короновав императором Священной Римской империи Оттона I в 962 году, Папа Иоанн XII стремился обрести надёжного покровителя; однако, его расчёты не оправдались.
Первым французским папой стал учёный монах Герберт из Орийака, принявший имя Сильвестра II. Народное восстание 1001 года заставило его бежать из Рима в Равенну.
В XI веке папство вело борьбу за обладанием правом инвеституры; успех борьбы был во многом обусловлен тем, что она велась под популярным среди церковных низов (См. Патария) лозунгом искоренения симонии. Реформы были начаты в 1049 году Львом IX и продолжены были его преемниками, среди которых выделился Григорий VII, при котором светское могущество папства достигло зенита. В 1059 году Николай II, воспользовавшись малолетством Генриха IV, учредил Священную Коллегию кардиналов, которой отныне принадлежит право избрания нового Папы. В 1074—1075 император был лишён права епископской инвеституры, что в условиях, когда многие епископства были крупными феодальными владениями, подрывало целостность Империи и власть императора. Противоборство папства и Генриха IV вступило в решающую фазу в январе 1076 года, когда организованное императором в Вормсе собрание епископов объявило Григория VII низложенным. 22 февраля 1076 года Григорий VII отлучил Генриха IV от Церкви, что принудило его к акту, известному как хождение в Каноссу.
В 1054 году произошёл раскол с восточной Церковью. В 1123 году состоялся первый после раскола собор без участия восточных патриархатов — Первый Латеранский собор (IX Вселенский) и с тех пор соборы стали проводиться регулярно. После нападения турок-сельджуков за помощью в Рим обратился византийский император и Церковь была вынуждена силой расширить своё влияние, создав форпост в виде Иерусалимского королевства с центром в священном городе. Во время первых крестовых походов стали возникать духовно-рыцарские ордена, призванные помогать паломникам и защищать святые места.
В начале XIII века папа Иннокентием III выступил организатором 4-го крестового похода. Инспирируемые венецианцами крестоносцы захватили и разграбили в 1202 году западнохристианский город Зара (совр. Задар), а в 1204 году — Константинополь, где папством была учреждена Латинская империя (1204—1261). Насильственное насаждение латинства на Востоке сделало раскол 1054 года окончательным и необратимым.
В XIII веке в Римско-католической церкви было основано большое количество новых монашеских орденов, получивших название нищенствующих — францисканцы, доминиканцы, августинцы и др. Доминиканский орден сыграл большую роль в борьбе Католической церкви с катарами и альбигойцами.
Серьёзный конфликт возник между Бонифацием VIII и Филиппом IV Красивым из-за стремления расширить налогооблагаемую базу за счёт духовенства. Бонифаций VIII издал ряд булл (первая в феврале 1296 года —Clericis laicos) в противодействие таким узаконениям короля, в частности одну из из знаменитейших булл в истории папства — Unam Sanctam (18 ноября 1302 года), утверждавшую, что вся полнота как духовной, так и светской власти на земле пребывает в юрисдикции Пап. В ответ Гийом де Ногарэ объявил Бонифация «преступным еретиком» и взял его в плен в сентябре 1303 года. С Климента V начался период, известный как авиньонское пленение пап, продолжавшийся до 1377.
В 1311—1312 проходил Вьеннский собор, на котором присутствовали Филипп IV и светские сеньоры. Главной задачей Собора было завладение имуществом ордена Тамплиеров, который был ликвидирован буллой Климента V Vox in excelso; последовавшая булла Ad providam передавала активы тамлиеров Мальтийскому ордену.
По смерти Григория XI в 1378 году последовал так называемый Великий западный раскол, когда сразу три претендента объявили себя истинными Папами. Созванный императором Священной Римской империи Сигизмундом I в 1414 Собор в Констанце (XVI Вселенский Собор) разрешил кризис, избрав Мартина V как преемника Григория XII . Собор также в июле 1415 года приговорил к сожжению заживо чешского проповедника Яна Гуса, а 30 мая 1416 года — Иеронима Пражского по обвинению в ереси.
В 1438 состоялся созванный Евгением IV Собор в Ферраре и в Флоренции, итогом которого была так называемая Флорентийская уния, объявлявшая о воссоединении Западной и Восточной Церквей, — вскоре отвергнутая на Востоке.
В 1517 году проповедью Лютера началось мощное антиклерикальное движение, известное под именем Реформации. В ходе последовавшей Контрреформации в 1540 году был учреждён орден иезуитов; 13 декабря 1545 года был созван Тридентский собор (XIX Вселенский), продлившийся с перерывами 18 лет. Собор уточнил и изложил основы вероучения о спасении, таинствах и библейском каноне; была стандартизирована латинская .
После экспедиций Колумба, Магеллана и Васко да Гамы Григорий XV в 1622 году основал в Римской Курии Конгрегацию для пропаганды веры.
В ходе Великой французской революции Католическая церковь в стране подверглась репрессиям. В 1790 была принята «Гражданская конституция духовенства», закрепившая за государством абсолютный контроль над Церковью. Некоторые священники и епископы дали клятву верности, другие отказались. В Париже в сентябре 1792 года было казнено более 300 представителей духовенства и многим священникам пришлось эмигрировать. Годом позже началась кровавая секуляризация, были закрыты и разорены практически все монастыри. В Соборе Парижской Богоматери стал насаждаться культ богини Разума, в конце государственной религией Максимилиан Робеспьер провозгласил культ некоего Верховного Существа. В 1795 году свобода вероисповедования во Франции была восстановлена, но тремя годами позже Рим заняли французские революционные войска генерала Бертье и с 1801 года епископов стало назначать правительство Наполеона.
Социальная доктрина
Социальная доктрина Католической Церкви наиболее развита по сравнению с другими христианскими конфессиями и течениями, что обусловлено наличием обширного опыта выполнения светских функций в Средневековье, а позднее и взаимодействиями с обществом и государством в условиях демократии. В XVI в. немецкий теолог Руперт Мельдений выдвинул знаменитую максиму: «in necessariis unitas, in dubiis libertas, in omnibus caritas» — «в необходимом — единство, в сомнениях — свобода, во всём — добродушие». Известный теолог, Йозеф Хеффнер определил социальное учение Католической Церкви как «совокупность социально-философских (взятых, в сущности, из социальной природы человека) и социально-теологических (взятых из христианского учения о Спасении) знаний о сущности и устройстве человеческого общества и о вытекающих отсюда и применимых к конкретным общественным отношениям нормам и задачам строя».
Социальное учение Католической Церкви опиралось сначала на августинизм, а позже — на томизм и основывается на ряде принципов, среди которых выделяются персонализм и солидаризм. Католическая церковь предложила свою трактовку теории естественного права, сочетающую религиозные и гуманистические идеи. Первичный источник достоинства и прав личности — Бог, однако, сотворив человека как существо телесное и духовное, личностное и социальное, Он наделил его неотъемлемыми достоинством и правами. Это стало результатом того, что все люди стали равны, уникальны и причастны Богу, но имеют свободную волю и свободу выбора. грехопадение повлияло на природу человека, но не лишило его естественных прав, а поскольку его природа до окончательного Спасения человечества неизменна, то даже Бог не властен отнять или ограничить свободу человека. По мнению Иоанна Павла II, «человеческая личность есть и должна оставаться принципом, субъектом и целью всех социальных обществ». Опыт СССР наглядно продемонстрировал, что настойчивое вмешательство государства может угрожать личной свободе и инициативе, поэтому католические теологи подчеркнули дуализм государства и общества. В решениях Второго Ватиканского Собора и энцикликах Иоанна Павла II отстаивалась необходимость разделения властей и правового характера государства, при котором первичны законы, а не воля уполномоченных должностных лиц. В то же время, признавая различие и самостоятельность природы и цели Церкви и государства, католические теологи подчёркивают необходимость их сотрудничества, поскольку общей целью государства и общества является «служение одним и тем же». Одновременно Католическая Церковь противостоит тенденциям закрытости государств, то есть противопоставляет «национальные традиции» общечеловеческим ценностям.
Организация и управление
В иерархическом плане клир, чётко отделяемый от мирян, различается по трём степеням священства:
* епископ;
* священник.
* диакон.
Иерархия клира подразумевает наличие многочисленных церковных степеней и должностей (см. Церковные степени и должности в Римско-католической церкви), как пример:
* кардинал;
* архиепископ;
* примас;
* митрополит;
* прелат;
* ;
Существуют также должности ординария, викария и коадъютора — последние две должности включают функцию заместителя или помощника, например епископа. Члены монашеских орденов иногда называются регулярным (от лат. «regula» — правило) клиром, но большинство, назначаемое епископом, является диоцезиальным или секулярным. Территориальными единицами могут являться:
* диоцез (епархия);
* архидиоцез (архиепархия);
* апостольская администратура;
* апостольская префектура;
* апостольский экзархат;
* апостольский викариат;
* территориальная прелатура;
* территориальное ;
Каждая территориальная единица состоит из приходов, которые иногда могут быть сгруппированы в деканаты. Объединение епархий и архиепархий называется митрополией, центр которой всегдасовпадает с центром архиепархии.
Существуют также военные ординариаты, обслуживающие воинские части. Партикулярные Церкви в мире, а также различные миссии, носят статус «sui iuris». В 2004 г. такой статус имели миссии в Киргизстане, Таджикистане, Азербайджане, Узбекистане, Туркменистане, Афганистане, на Каймановых островах и на островах Тёркс и Кайкос, святой Елены, Вознесения и Тристан-да-Кунья, а также в Токелау и Фунафути в Тувалу. В отличие от автокефальных православных церквей, все зарубежные католические церкви, в том числе sui iuris, находятся в ведомстве Ватикана.
Коллегиальность в управлении Церковью (extra Ecclesiam nulla salus) коренится ещё в апостольских временах. Административную власть Папа проводит в соответствии с «Кодексом канонического права» и может советоваться со Всемирным синодом епископов. Диоцезиальные клерики (архиепископы, епископы и др.) действуют в рамках ординарной юрисдикции, то есть связанной по закону с должностью. Этим правом обладает также ряд прелатов и аббатов, а священники — в пределах своего прихода и по отношению к своим прихожанам.
Пожалуй, одной из самых больших христианских церквей является католическая церковь Римская. Ответвилась она от общего направления христианства еще в далекие первые века его возникновения. Само слово “католичество” образовано от греческого “всеобщий”, или “вселенский”. Более подробно о происхождении церкви, а также о ее особенностях мы и поговорим в этой статье.
Происхождение
Католической церкви начинается с 1054 года, когда произошло событие, которое в летописях осталось под названием “Великий раскол”. Хотя католики не отрицают, что все события до раскола, - и их история. Просто с этого момента они пошли своим путем. В указанный год Патриарх и Папа обменялись грозными посланиями и предали друг друга анафеме. После этого христианство окончательно раскололось и образовалось два течения - православие и католицизм.
В результате раскола христианской церкви выделилось западное (католическое) направление, центром которого стал Рим, и восточное (православное), с центром в Константинополе. Конечно, видимой причиной для этого события стали разногласия в догматических и канонических вопросах, а также в литургических и дисциплинарных, которые начались задолго до указанной даты. А в этот год несогласие и непонимание достигло пика.
Однако на самом деле все было гораздо глубже, и дело тут касалось не только различий догм и канонов, но и обычного противостояния между властителями (пусть даже и церковными) по поводу недавно крещеных земель. Также на противостояние очень сильно влияло неодинаковое положение римского Папы и константинопольского Патриарха, ведь вследствие разделения Римской империи она была расколота на две части - Восточную и Западную.
Восточная часть гораздо дольше сохраняла свою независимость, поэтому Патриарх, хоть и был подконтролен императору, но имел защиту в лице государства. Западная же прекратила свое существование уже в V веке, и Папа получил относительную независимость, но и возможность нападения варварских государств, которые появились на территории бывшей Западной Римской империи. Лишь в середине VIII века Папе дарят земли, что автоматически делает его светским государем.
Современное распространение католицизма
На сегодняшний день католицизм - это наиболее многочисленная ветвь христианства, которая распространена по всему миру. На 2007 год на нашей планете насчитывалось около 1,147 миллиарда католиков. Наибольшее их количество находится в Европе, где во многих странах эта религия является государственной или преобладает над другими (Франция, Испания, Италия, Бельгия, Австрия, Португалия, Словакия, Словения, Чехия, Польша и др.).
На американском континенте католики распространены повсюду. Также последователей этой религии можно встретить на Азиатском континенте - на Филиппинах, в Восточном Тиморе, Китае, Южной Корее, во Вьетнаме. В мусульманских странах тоже немало католиков, но больше всего их проживает в Ливане. На Африканском континенте они также распространены (от 110 до 175 млн).
Внутреннее управленческое устройство церкви
Теперь следует рассмотреть, каково же управленческое устройство этого направления христианства. католической церкви - это высшая власть в иерархии, а также юрисдикция над мирянами и духовенством. Избирается глава Римской католической церкви на конклаве коллегией кардиналов. Обычно он сохраняет свои полномочия до конца жизни, кроме случаев законного самоотречения. Следует заметить, что в католическом учении Папа считается приемником апостола Петра (а ему, по приданию, Иисус наказал опекать всю церковь), поэтому его власть и решения непогрешимы и истинны.
- Епископ, священник, диакон - степени священства.
- Кардинал, архиепископ, примас, митрополит и т.д. - церковные степени и должности (их гораздо больше).
Территориальные единицы в католицизме следующие:
- Отдельные церкви, которые называются епархиями, или диоцезами. Главенствует тут епископ.
- Особые епархии, имеющие важное значение, называются архидиоцезами. Возглавляет их архиепископ.
- Те церкви, которые не имеют статус диоцеза (по тем или иным причинам), называют апостольскими администратурами.
- Несколько епархий, соединенных вместе, называются митрополиями. Их центром является тот диоцез, епископ которого имеет сан митрополита.
- Приходы - это основа каждой церкви. Они формируются в пределах отдельно взятой местности (например, небольшого городка) или же благодаря общей национальности, языковым отличиям.
Существующие обряды церкви
Следует отметить, что католическая церковь Римская имеет различия в обрядах во время совершения богослужения (однако сохраняется единство в вере и морали). Существуют следующие популярные обряды:
- латинский;
- лионский;
- амвросианский;
- мосарабский и т.д.
Их отличие может быть в некоторых дисциплинарных вопросах, в языке, на котором читается богослужение, и т.д.
Монашеские ордена в составе церкви
Из-за широкого толкования церковных канонов и божественных догматов католическая церковь Римская насчитывает порядка ста сорока монашеских орденов в своем составе. Свою историю они ведут еще с далекой древности. Перечислим самые известные ордена:
- Августинцы . Его история начинается приблизительно с V века с написания устава Непосредственное формирование ордена произошло гораздо позже.
- Бенедиктинцы . Считается первым официально основанным монашеским орденом. Это событие произошло в начале VI века.
- Госпитальеры . начало которому положено в 1080 году монахом-бенедиктинцем Жераром. Религиозный устав у ордена появился лишь в 1099 году.
- Доминиканцы . Нищенствующий орден, который основал Доминик де Гузман в 1215 году. Цель его создания - борьба с еретическими учениями.
- Иезуиты . Это направление было создано в 1540 году папой Павлом III. Его цель стала прозаической: борьба с нарастающим движением протестантизма.
- Капуцины . Этот орден был основан в Италии в 1529 году. Его изначальная цель все та же - борьба с Реформацией.
- Картезианцы . Первый был построен в 1084 году, но сам он официально утвержден лишь в 1176-м.
- Тамплиеры . Военно-монашеский орден, пожалуй, самый известный и окутанный мистикой. Через некоторое время после создания стал больше военным, нежели монашеским. Изначальная цель была в защите пилигримов и христиан от мусульман в Иерусалиме.
- Тевтонцы . Еще один военно-монашеский орден, которые основали немецкие крестоносцы в 1128 году.
- Францисканцы . Орден был создан в 1207-1209 годах, но утвержден лишь в 1223-м.
Помимо орденов в католической церкви находятся так называемые униаты - те верующие, которые сохранили свое традиционное богослужение, но при этом приняли вероучение католиков, а также власть Папы Римского. Сюда можно отнести:
- армяно-католиков;
- редемптористов;
- белорусскую греко-католическую церковь;
- румынскую греко-католическую церковь;
- российскую православную католическую церковь;
- украинскую греко-католическую церковь.
Святые церкви
Ниже мы рассмотрим, какие существуют наиболее известные святые римско-католической церкви:
- Св. Стефан Первомученик.
- Св. Карл Борромео.
- Св. Фаустина Ковальска.
- Св. Иероним.
- Св. Григорий Великий.
- Св. Бернард.
- Св. Августин.
Отличие католической церкви от православной
Теперь о том, чем русская православная церковь и римско-католическая церковь отличаются друг от друга в современном варианте:
- Для православных единство церкви - это вера и таинства, а для католиков сюда добавляются непогрешимость и нерушимость власти Папы.
- Для православных Вселенская церковь - это каждая которая возглавляется епископом. Для католиков обязательно ее общение с римско-католической церковью.
- У православных Дух Святой исходит только от отца. У католиков - и от Отца, и от Сына.
- В православии разводы возможны. У католиков они недопустимы.
- В православии нет такого понятия, как чистилище. Этот догмат провозгласили католики.
- Православные признают святость Девы Марии, но отрицают ее непорочное зачатие. У католиков есть догмат о том, что Деву Марию так же родили, как и Иисуса.
- Православные имеют один обряд, который возник в Византии. В католицизме их существует множество.
Заключение
Несмотря на некоторые отличия, католическая церковь Римская все же является братской по вере для православных. Недоразумения в прошлом разделили христиан, превратив их в непримиримых врагов, но это не должно продолжаться сейчас.
Как следует из выше изложенного, христианство никогда не представляло собой единого течения. С самого начала формирования, в нем существовали различные направления и ответвления. Наиболее крупной, самой массовой разновидностью христианства является католицизм. Согласно данным ООН приверженцами католицизма в 90-х годах XX века было около 900 млн. человек, что составляет более 18 % всех жителей нашей планеты. Католицизм преимущественно распространен в Западной, юго-восточной и Центральной Европе (Испания, Италия, Португалия, Франция, Бельгия, Австрия, Германия, Польша, Литва, Чехия, Словакия, Венгрия, часть Украины и Белоруссии). Он охватывает своим влиянием около 90 % населения Латинской Америки, около трети населения Африки. Довольно сильны позиции католицизма в США
Католицизм разделяет с православием основные положения вероучения и культа. В основе вероучения католицизма лежит общехристианский символ веры, «Кредо», включающий в себя 12 догматов и семь таинств, о которых речь шла в лекции о православии. Однако этот символ веры в католицизме имеет свои отличия.
Каково же историческое происхождение особенностей католического вероучения и культа и в чем конкретно оно заключается?
Как мы уже отмечали в предыдущей теме, православие принимает решения только первых семи Вселенских соборов. Католицизм же продолжал развивать свою догматику на последующих соборах. Поэтому основу вероучения католицизма составляет не только Священное Писание, но и Священное Предание, которое образуют постановления 21 собора, а также официальные документы главы католической церкви – Римского папы. Уже в 589 г. на Толедском соборе католическая церковь вносит дополнение к символу веры в видедогмата о филиокве (буквально, и от сына). В этом догмате дается своя оригинальная трактовка взаимоотношения лиц Божественной троицы. Согласно Никео-Царьградскому символу веры, Святой Дух исходит от Бога-Отца. Католический догмат о филиокве утверждает, что Святой Дух исходит и от Бога-сына.
Православное учение считает, что в загробной жизни души людей в зависимости от того, как прожил человек земную жизнь, попадают в рай или ад. Католическая церковь сформулироваладогмат о чистилище – промежуточном между адом и раем месте. Согласно католическому вероучению, в чистилище пребывают души грешников, не получившие прощения в земной жизни, но не отягощенные смертными грехами. Они горят там в очищающем огне. Католические теологи этот огонь понимают по-разному. Одни трактует его как символ, и видят в нем муки совести и раскаяния, другие признают реальность этого огня. Догмат о чистилище был принят Флорентийским собором в 1439 г. и подтвержден Тридентским собором в 1562 г.
С точки зрения католицизма, судьба души в чистилище может быть облегчена и срок пребывания ее там сокращен «добрыми делами». Эти «добрые дела» в память умершего могут совершать оставшиеся на Земле родные и близкие. Под «добрыми делами» в данном случае понимаются молитвы, богослужения в память об умершем человеке, а также пожертвования в пользу церкви. С этим догматом тесно связаноучение о запасе добрых дел . Согласно этому учению, провозглашенному папой Климентом I (1349) и подтвержденному Тридентским и I Ватиканским соборами (1870), церковь располагает запасом «сверхдолжных дел». Этот запас накопился у церкви за счет деятельности Иисуса Христа, Богоматери и святых Римской католической церкви. Церковь как мистическое Тело Иисуса Христа, его наместник на Земле распоряжается этим запасом по своему усмотрению и распределяет их среди тех, кто в них нуждается.
На основе этого учения в Средние века, вплоть до XIX века, широкое распространение в католицизме получила практика продажи индульгенций.Индульгенция (в переводе с лат. милость) – это папская грамота, свидетельствующая об отпущении грехов. Индульгенцию можно было купить за деньги. С этой целью руководство церкви разработало таблицы, в которых каждая форма греха имела свой денежный эквивалент. Совершив грех, состоятельный человек приобретал индульгенцию и тем самым получал отпущение грехов. Все грехи, за исключением так называемых «смертных грехов», можно было легко искупить за деньги. Правом распределения «сверхдолжных» дел, распределения благодати, отпущения грехов пользуются все священники. И это обусловливает их привилегированное положение среди верующих.
Для католицизма характерно возвышенное почитание Богородицы – Матери Иисуса Христа – Девы Марии. Чтобы отметить ее особую и исключительную роль среди людей в 1854 году папа Пий I провозгласилдогмат о непорочном зачатии Девы Марии . «Все верующие, писал Папа, должны глубоко и постоянно верить и исповедовать, что Пресвятая Дева с первой минуты ее зачатия была ограждена от первородного греха благодаря особой милости всемогущего Бога, проявленной ради заслуги Иисуса – Спасителя рода человеческого» В продолжении этой традиции в 1950 году папа Пий XII утвердил догмато телесном вознесении Богоматери , в соответствии с которым Пресвятая Богородица Приснодева после окончания ее земного пути была взята на небо «с душой и телом для Славы Небесной». В соответствии с этим догматом в католицизме в 1954 г. был установлен специальный праздник, посвященный «королеве небес».
Одной из специфических особенностей католицизма являетсяучение оглавенстве папы Римского над всеми христианами . Это учение связано с претензией католицизма быть единственным, истинным и полным воплощением христианства. Термин «католический» – производное от греческого katholikos – всеобщий, вселенский. Глава католической церкви Папа Римский – провозглашается наместником Христа на земле, преемником апостола Петра, который по христианскому преданию был первым римским епископом. В развитие этих претензий на I Ватиканском соборе (1870 г.) был принятдогмат о непогрешимости Папы Римского. Согласно этому догмату, Папа Римский выступая официально (ex kathedra) по вопросам веры и морали, непогрешим. Иначе говоря, во всех официальных документах, публичных выступлениях устами Папы говорит сам Бог.
Важное отличие католицизма от православия состоит в социальном положении священников. Е(православии духовенство делится на две категории: черное и белое. Черное духовенство – это монахи. Белое – священнослужители, которые не принимали обета безбрачия. Высшими должностными лицами в православии, начиная с епископов, могут быть только монахи. Приходские священники, как правило, относятся к белому духовенству. В католицизме же, начиная с XI века, действует целибат –обязательное безбрачие духовенства . В католической церкви все священники принадлежат одному из монашеских орденов. В настоящее время наиболее крупными являются монашеские ордена иезуитов, францисканцев, салезианцев, доминиканцев, капуцинов, христианских братьев, бенедиктинцев. Члены каждого ордена носят специальную одежду, которая позволяет их отличать их друг от друга.
Своеобразие католицизма проявляется не только в вероучении, но и культовой деятельности, в том числе и в совершении семи таинств. Так, например, таинство крещения производится путем обливания водой или погружения в воду. Таинство миропомазания в католицизме называетсяконфирмацией . Если у православных это таинство совершается вскоре после рождения, то в католицизме конфирмация совершается над детьми и подростками в возрасте 7– 12 лет. Таинство причащения (евхаристии у православных) совершается на квасном тесте. Православная просфора представляет собой маленькую булочку. В католицизме же просфора печется из пресного теста в виде маленького блинчика.
Различается и процесс богослужения. В православном храме богослужение совершается стоя или верующие могут стоять на коленях. В католическом храме верующие сидят во время богослужения и стают только при пении определенных молитв. В православном храме в процессе богослужения в виде музыкального оформления звучит только человеческий голос: поет священник, дьякон, хор и верующие. В католическом храме присутствует инструментальное сопровождение: звучит орган или фисгармония. Отсюда можно сделать вывод, что католическая месса носит более пышный, праздничный характер, в которой используются все виды искусства для воздействия на сознание и чувства верующих.
Канонических правил, строго различающих внешний вид и убранство храмов, в православии и католицизме не существует. Однако в православном храме преобладают живописные произведения – иконы. Святое место – алтарь отгорожено от основного зала специальным сооружением – иконостасом. В католическом храме алтарь открыт для всех взоров и совершающееся там таинство причащения священников видят все люди. Преобладающим же культовым элементом в католическом храме являются скульптурные изображения Иисуса Христа, Богородицы, святых. Однако во всех католических храмах на стенах развешаны четырнадцать икон, изображающих различные этапы «Крестного пути Господня».
С особенностями вероучения и культа тесно связана организация управления Римской католической церковью. В отличие от православия, католицизм объединен в единую централизованную организацию. Он имеет международный центр управления – Ватикан и главу Католической церкви – Папу Римского.
Ватикан – это своеобразное, уникальное теократическое государство, располагающееся в центре столицы Италии – городе Рим. Занимает площадь 44 га. Как и всякое суверенное государство, Ватикан имеет свой герб, флаг, гимн, почту, радио, телеграф, прессу и другие атрибуты. В качестве суверенного государства, Ватикан признан абсолютным большинством государств мира и имеет с ними дипломатические отношения. Широко представлен Ватикан и в различных международных организациях. Он имеет постоянного наблюдателя в Организации Объединенных наций. На различных уровнях представлен в ЮНЕСКО – организации ООН по вопросам просвещения, науки и культуры, организациях ООН по вопросам промышленного развития, продовольствия, сельского хозяйства, в МАГАТЭ – международном агентстве по атомной энергии, в Европейском совете и т. д.
Глава Ватикана – Папа Римский. Он является светским и духовным руководителем этого государства. Светская власть Папы в ее настоящей форме была установлена Латеранским договором в 1929 г. между правительством Муссолини и папой Пием XI. Официальный полный титул папы звучит так: епископ Рима, наместник Иисуса Христа, помощник князя апостолов, верховный понтифик вселенской церкви, патриарх Запада, Италии, архиепископ и митрополит Римской провинции, монарх государства-города Ватикан.За всю историю Римской католической церкви было 262 папы. Папа избирается конклавом (коллегией кардиналов) пожизненно из среды высшего духовенства. С 1523 года по 1978 год папский престол занимали только итальянцы (Два случая, когда во главе Римской католической церкви были французы, не признаются законными). В 1978 году на папский престол был избран поляк – Кароль Войтыла – архиепископ Краковский, который принял имя Иоанна Павла II (род. 1920 г.)
Согласно конституции Ватикана, Римскому Папе принадлежит высшая законодательная, исполнительная и судебная власть. Правящий орган Ватикана носит названиеСвятой престол . Центральный административный аппарат Римской католической церкви называетсяРимская курия . Римская курия руководит церковными и мирскими организациями, действующими в большинстве стран мира. В соответствии с реформой, которая была проведена папой Иоанном Павлом II в 1988 году, римская курия включает государственный секретариат, 9 конгрегации, 12 советов. 3 трибунала и 3 канцелярии, курирующие различные направления и формы деятельности церкви.
Государственный секретариат организует и регулирует деятельность Ватикана с точки зрения внутренней и внешней политики. Священные конгрегации, трибуналы и секретариаты занимаются церковными делами. Важнейшая роль принадлежит Священной конгрегации по делам вероучения. Эта конгрегация является наследницей средневековой инквизиции, в том смысле, что в ее задачу входит контроль за деятельностью теологов, духовенства с точки зрения соответствия их взглядов, высказываний, поведения ортодоксальному католическому вероучению.
Инквизиция, как известно, по отношению к вероотступникам действовала очень жестоко. В качестве наказания она применяла порки, тюремное заключение, публичное раскаяние – аутодафе, смертную казнь. Времена изменились и нынешняя Священная конгрегация по вопросам вероучения может действовать только путем предупреждений и отлучения от церкви через церковное проклятие. О том, что подобная практика имеет место свидетельствуют вызвавшие широкий резонанс у мировой общественности «дело Кюнга», «дело Боффа» – крупнейших католических теологов, опубликовавших ряд сочинений, в которых они подвергли ревизии некоторые положения традиционной католической догматики.
Новые веяния коснулись и системы управления церковью. Происходит некоторая демократизация управления, решение многих конкретных вопросов отдается в ведение национальных церквей. По решению II Ватиканского собора при Папе действует с совещательным голосом церковный синод, созываемый один раз в три года. В его состав входят патриархи и митрополиты восточных католических церквей, руководители национальных епископских конференций, монашеских орденов, лиц, персонально назначенных Папой. На синодах рассматриваются узловые проблемы религиозной жизни католиков, принимаются обязательные для исполнения решения.
На региональном уровне действуют епископские конференции, которые также периодически собираются на свои заседания. А в промежутке между заседаниями на постоянной основе действует избранный конференцией руководящий орган. Так существуют епископские конференции стран Европы, стран Латинской Америки, стран Азии и Африки. Несмотря на систему централизованного управления, национальные церкви пользуются значительной свободой. Эта свобода прежде всего распространяется на экономическую деятельность национальной церкви. Национальные церкви делают некоторые отчисления в бюджет Ватикана (так называемый» грош Петра»), в соответствии со своими доходами. Остальные средства остаются в полном распоряжении национальных церквей.
Наиболее богатой считается католическая церковь Соединенных Штатов Америки. В настоящее время имущество католических организаций США оценивается почти в 100 млрд. долларов, а их ежегодный доход составляет около 15 млрд. долларов, недвижимое имущество католической церкви США оценивается приблизительно в 50 млрд. долларов. Капиталы различных организаций церкви вложены в крупнейшие корпорации и банки страны.
Каждая национальная церковь управляется назначаемым Папой высшим иерархом – кардиналом, патриархом, митрополитом, архиепископом или епископом. Вся территория национальных церквей разбита на епархии, во главе которых стоит иерарх, в зависимости от значимости этой епархии он может иметь звание от епископа до кардинала. Первичной структурной единицей католической церкви, так же как и православной, является приход, во главе которого стоит священнослужитель.
Важной структурной единицей Римской католической церкви являются монашеские ордены, которые организованы в конгрегации и братства. В настоящее время насчитывается около 140 монашеских орденов, деятельностью которых руководит Ватиканская конгрегация по делам освященной жизни и обществ апостольской жизни. Монашеские объединения занимаются по преимуществу пропагандой католицизма и обращения в свою веру населения, в форме миссионерской деятельности, а также благотворительностью. Под эгидой этих объединений действует целая сеть благотворительных организаций типа «Харита».
Преимущественно новыми объектами миссионерской деятельности католического монашества в настоящее время являются страны Африки и Азии. Исследователи отмечают в последние годы довольно значительный рост влияния католицизма в этих регионах.
В 80-х годах XX в. после начала перестройки, демократизации общественной жизни России в нашей стране резко возросла миссионерская деятельность католических организаций. В 1991 году были восстановлены руководящие структуры католической церкви в России: апостольская администрация для католиков латинского обряда Европейской части России (Москва) и Азиатской части России. Наибольшую активность в миссионерской деятельности проявляет легализировавший свою деятельность в нашей стране орден Иезуитов.
Активная миссионерская деятельность католических организаций на территориях, находящихся под юрисдикцией Московской патриархии, привела к серьезным осложнениям в отношениях между Русской православной и Римской католической церковью. Особенно ярко столкновение интересов этих двух христианских церквей проявляется на Украине и Западной Белоруссии. По причине этих столкновений до сих пор так и не состоялся многократно планируемый визит в нашу страну папы Иоанна Павла II.
Широкая активность Римской католической церкви проявляется не только в форме миссионерской деятельности. Ватикан активно участвует в международной деятельности, принимает участие в работе Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, в переговорном процессе по разоружению, деятельности международных организаций по правам человека и т. д. И было бы серьезным заблуждением, исходя из незначительных размеров этого города-государства, преуменьшать его вес в международных делах. У Ватикана довольно высокий авторитет и этот авторитет зиждется не только на больших финансовых возможностях Ватикана и национальных католических церквей, но и на той силе духовного влияния, которым он располагает благодаря 900 миллионам своих приверженцев, проживающих практически на всей территории Земного шара.
Однако главная форма влияния католической церкви состоит в формировании мирового общественного мнения по важнейшим социально-экономическим, общественно-политическим и нравственным вопросам. С этой целью в течение длительного времени разрабатывается и пропагандируетсясоциальная доктрина церкви. Положение этой доктрины формулируется в решениях Вселенских соборов, церковных синодов и папских энцикликах (посланиях Пап по вопросам веры и морали, обращенных к католикам и «всем людям доброй воли»). Социальная доктрина церкви содержит определенные социально-экономические и политические установки, следование которым является религиозным долгом верующих католиков.
Теологическое обоснование статуса социальной доктрины церкви строится на следующих двух предпосылках: первая состоит в утверждении, что христиане – это граждане небесного и земного градов. Главная цель церкви обеспечить их спасение, привести к «граду небесному». Но дело «спасения» осуществляется в «земном граде». Поэтому церковь, руководствуясь духом Священного Писания и Священного Предания, должна решать и земные проблемы человека. Вторая – социальный вопрос – это прежде всего нравственный вопрос. И, следовательно, социальная доктрина церкви есть ни что иное, как применение истины веры и морали к сфере социальных отношений.
Существенное место в социальной доктрине церкви занимает оценка состояния современной цивилизации. В документах церкви эта оценка носит пессимистический характер. Современная цивилизация, с точки зрения католической церкви, находится в состоянии глубокого кризиса. В документах церкви довольно обстоятельно рассматриваются проявления этого кризиса в материальной и духовной сферах жизни человечества. В материальной сфере акцент делается на неразрешенности так называемых глобальных проблем современности, прежде всего экологической проблемы. В духовной сфере наиболее заметным проявлением кризиса, с точки зрения церкви, является широкое распространениеидеологии потребительства. Как утверждается в этих документах, современное производство в развитых странах создало материальные предпосылки для удовлетворения потребностей населения и, в определенной степени, освободило его от тирании плотского начала. Однако, по мере того, как постепенно исчезает рабская зависимость от необходимости основное время посвящать добыванию «хлеба насущного», современный человек во все возрастающей степени попадает в зависимость от многообразных вещей. Каждое удовлетворение определенной потребности рождает у человека новую потребность. Таким образом, человек попадает в бесконечный, неисчерпаемый круг.
Опасность этого явления для человека, с точки зрения католической церкви, состоит в том, что в сознании человека возникает опасное заблуждение, что целью и смыслом жизни являются вещи и обладание ими. Распространение идеологии потребительства наносит ущерб духовному миру личности, ограничивает возможности ее всестороннего развития. Эта идеология противоречит «трансцендентному» началу в человеке, разрушает его связь с Богом, отвлекает его от религиозных задач «спасения». Выход из этой ситуации предлагается на путях самоограничения производства и потребления, принятие идеологии «нового аскетизма».В социальной доктрине церкви подчеркивается, что «если мы будем обладать всеми вещами и потеряли Бога, то мы потеряем все, но если мы потеряем все, кроме Бога, то мы ничего не теряем». На основе этих установок делается также вывод о невозможности построения «нового мира» без Бога или против Бога, поскольку этот мир в конце концов обратится против человека.
Самое серьезное внимание уделяется в социальной доктрине церквипроблеме труда . В традиционном христианском учении труд предстает как одно из последствий первородного греха – наказание Бога за своеволие человека. «В поте лица твоего будешь ты есть хлеб. (Быт. 3, 192), – говорится в Библии при изложении последствий для человека его «преступного греха». В современной социальной доктрине церкви, прежде всего в энцикликах и выступлениях папы Иоанна Павла II, ярко выражено стремление придать гуманистическую окраску христианским представлениям о труде.
Иоанн Павел II делает упор не на греховную природу человека, а на то, что существенно сближает Бога и человека. Он постоянно подчеркивает, что человек как «образ и подобие Бога» – единственное существо наделенное сходными с Богом способностями. В энциклике «Лаборэм экзерценс» труд трактуется не как второстепенная сторона человеческого существования, а сама его сущность, метафизическое условие его бытия. «Церковь убеждена в том, говорится в этом документе, что труд составляет основную сторону жизни человека на Земле». Первородный же грех не привел к возникновению труда, а обусловил лишь то, что труд стал тяжким, – что ему сопутствуют страдания. Совершив грех, человек выступил против господства Бога над собой. В результате то, что было естественным образом подчинено человеку, восстало против него. Он лишился естественного господства над природой и вновь приобретает его благодаря труду.
Современная научно-техническая революция существенным образом меняет положение человека в общественно-исторической практике, в том числе и в производственном процессе. Нормальный ход производственного процесса зависит от уровня образования и профессиональной подготовки работника, от его инициативы и способностей, от его отношения к труду – в общем от всех тех элементов, которые мы называем «человеческим фактором», и которые характеризуют творческое отношение к труду. Возрастание роли творческого элемента в современном производстве нашло свое отражение в католической концепции труда как способа сотрудничества человека и Бога по преобразованию мира. В этой концепции человек рассматривается как «творец», как продолжатель дела Бога. «В словах божественного откровения глубоко укоренилась та основная истина, что человек, созданный по образу Божьему, своим трудом участвует в деле творца и, до некоторой степени, по мере своих возможностей продолжает развивать и дополнять его, все более преуспевая в раскрытии ресурсов и ценностей всей совокупности сотворенного мира», – говорится в энциклике «Лаборэм жзерценс». В этой энциклике Иоанн Павел II, также указывает, что «человек должен обладать землей, владычествовать над ней, поскольку, как образ Божий, он является личностью, субъектом, способным целесообразно и рационально действовать, способным к самоопределению и самоосуществлению».
Отмечая важное значение труда в создании материальных благ, социальная доктрина церкви делает акцент на духовной созидательной функции труда. Духовная созидательная функция труда рассматривается в католическом социальном учении преимущественно под углом зрения восхождения человека к абсолюту Бога. «Церковь усматривает свой особый долг в формировании духовности труда, способного помочь людям благодаря ему (труду – авт.) приблизиться к Богу – творцу и искупителю, участвовать в плане спасения человека и мира...» Поэтому, признавая определенное позитивное значение деятельности человека по преобразованию мира в лучшее бытие, в лучшую жизнь, социальная доктрина церкви подчеркивает, что основное значение для религиозной жизни труд имеет не благодаря своей созидательной стороне, а прежде всего благодаря «тяготам труда».
Одним из главных измерений человеческого труда в «Лаборэм жзерценс» объявляется то, что всякий труд, физический или умственный, неизбежно связан со скорбью. «Крест есть необходимое условие духовности труда». В католическом учении подчеркивается, что сами по себе результаты труда не имеют значения для «спасения». Ценность труда, с точки зрения этого учения, состоит в том, что «люди своей деятельностью могут доказать верность Богу, подчинение божественной воле». «Обретая все большую власть над землею, благодаря труду и раздвигая, благодаря же труду, свою власть над видимым миром, в любом случае человек на каждом отрезке этого процесса не переступает первоначального плана творца» – говорится в «Лаборэм жзерценс». А это значит, что отметая представления о самодостаточности человека как субъекта, Иоанн Павел II подчеркивает субстанциональную ценность божественной воли, которая должна выступать для человека сутью, сердцевиной всех его помыслов и дел, Таким образом центральной идеей социальной доктрины церкви в отношении труда является не столько признание его объективного значения, столько эсхатологической ценности. «В человеческом труде, – провозглашает Иоанн Павел II – христианин обретает толику Креста Христова и принимает его в духе искупления, с которым Иисус Христос принял смерть ради нас. В труде благодаря свету, проникающему в нас воскресеньем Христовым, мы постоянно находим отблески новой жизни, нового блага, мы находим как бы провозвестие «нового неба и новой земли», в которых человек участвует именно благодаря тяготам труда».
Наряду с официальной социальной доктриной католицизма в рамках церкви существует ряд течений религиозной мысли, которые в рамках «теологии политики», «теологии освобождения» и т. д. предлагают альтернативные решения наиболее актуальных социально-экономических и общественно-политических проблем. «Теология политики» объединяет разнородные и даже противоположные с точки зрения социально-классовых позиций идейно-теоретические течения. Этим термином называют и теоретиков левых христианских движений и сторонников умеренного реформизма. В «теологии политики» эта единственное место локализации божественного присутствия, а непосредственное участие в общественно-преобразовательной деятельности объявляется способом существования христианской веры.
«Теология политики» выступает против нейтралитета религии в отношении политики, она стремится к разработке такой идеологии, которая приобщила бы религию к борьбе за социальный прогресс. «Церковь, – утверждает один из основоположников этого течения Ж.–Б. Метц, – больше не может закрывать глаза на факт социальной обусловленности религии. Противники христианства, ссылаясь именно на эту обусловленность, критикуют религию как идеологию господствующих классов. По этой причине теология, которая пытается противостоять этой критике, с необходимостью должна заняться социально-политическими следствиями своих образов и идей». Метц и другие сторонники «теологии политики» признают, что в прошлом существовала связь христианской церкви с эксплуататорскими классами. Но сегодня, по их мнению, ситуация в корне изменилась. Если раньше церковь выступала как институт подавления, то теперь она должна проявлять себя как институт освобождения людей. Метц определяет назначение церкви в ее отношении к миру как институт социальной критики. Он апеллирует к «эсхатологическому резерву церкви». «Любая эсхатология, – пишет он – должна стать политической теологией социального критицизма».
Католицизм, считает немецкий теолог, обладает для этого всеми необходимыми предпосылками, так как церковь в своих основополагающих документах подчеркивает свою независимость от любой конкретной формы социального устройства. Поскольку церковь устремляется в вечное, ее не устраивает ни одна из существующих земных политических систем, и поступая последовательно, она находится в постоянной оппозиции к любому обществу.
Другим крупнейшим оппозиционным социальным учением официальной церкви является«теология освобождения» , получившая широкое распространение в 70–80-х годах XX века в развивающихся странах, прежде всего в странах Латинской Америки и Африки. Основные идеи были сформулированы в работах перуанского католического священника Г. Гутьерреса, в настоящее время их развивают в Латинской Америке – У. Ассман, Ф. Бетту, Л. Бофф, Э. Дюссель, П. Причард, X.–М. Сомбрино и др.; в Африке – К. Аппиа-Куби, А. Бэсак, Б. Науде, Ж. В. Шипенде, Д. Туту и др.
«Теология освобождения» сложилась в результате разочарования в христианском социал-реформизме, отражает революционные устремления народных масс в этих регионах и ориентирована на практику политической борьбы. По своей социальной направленности неоднородна: в ней присутствуют как умеренно-либеральная, так и революционно-демократическая тенденция. Спасение в ней осмысливается как освобождение, при этом вычленяется три уровня единого, всеохватывающего освободительного процесса: социально-политический, исторический и религиозно мифологический.
Интерпретация освободительного процесса находится в определенной зависимости от социально-политической ситуации в тех или иных странах, личной позиции теологов. Умеренно-либеральная – в большей мере культивирует религиозно-мифологический аспект, развивает националистические, культурологические идеи. В революционно-демократической тенденции акцент делается на социально-политический аспект: ликвидация колониального гнета, эксплуатации и угнетения. Классовая борьба и ее высшая форма – революция признаются в качестве наиболее эффективного инструмента. При этом все направления «теологии освобождения» ставят освобождение в зависимость от действия сверхъестественных сил. Таким образом официальные социальные доктрины католицизма и неофициальные, в какой-то мере альтернативные политические теологии, отражают весь многообразный спектр социальных устремлений, надежд и чаяний приверженцев католического вероисповедания и позволяют церкви вести активный диалог с миром.
· Грех · Благодать
Искупительная жертва
Спасение · Второе пришествие
Богослужение
Добродетели · Таинства
Ри́мско-католи́ческая це́рковь (лат. Ecclesia Catholica Romana ) - принятый с начала XVII века неофициальный термин для обозначения той части Западной Церкви , которая осталась в общении с Римским епископом после Реформации XVI века . В русском языке термин обычно используется как синоним понятия «Католическая церковь », хотя во многих странах соответствующие термины на иных языках различаются. Во внутренних документах РКЦ использует для самообозначения либо термин «Церковь» (с определённым артиклем в языках, имеющих его), либо «Католическая церковь» (Ecclesia Catholica ). РКЦ полагает лишь себя Церковью в подлинном смысле слова. Сама РКЦ использует данное самообозначение в своих совместных документах с иными христианскими институтами, многие из которых рассматривают себя также как часть «католической» церкви.
Крупнейшая ветвь христианства, отличающаяся организационной централизованностью и наибольшим числом приверженцев (около четверти населения мира в г.).
Определяет себя четырьмя существенным свойствами (notae ecclesiae ): единством, кафоличностью, определённую святым Павлом (Еф 4.4-5), святостью и апостоличностью.
Главные положения вероучения изложены в Апостольском , Никейском и Афанасьевском символах веры, а также в декретах и канонах Ферраро-Флорентийского , Тридентского и I Ватиканского соборов. Популярная обобщённая доктрина изложена в «Катехизисе ».
История
Современная Римско-католическая церковь рассматривает всю историю Церкви до Великого Раскола 1054 года как свою историю.
Согласно доктрине католической Церкви, Католическая (Вселенская Церковь) была «возвещена в прообразах уже от начала мира, дивно предуготована в истории Израильского народа и в Ветхом Завете и основана в последние времена, явилась через излияние Святого Духа и обретёт славное завершение в конце веков». Так же, как Ева была сотворена из ребра уснувшего Адама, Церковь родилась из пронзённого сердца Христа, умершего на Кресте .
Вероучение Церкви, по убеждению её приверженцев, восходит к апостольским временам (I век).
Социальная доктрина
Социальная доктрина Католической Церкви наиболее развита по сравнению с другими христианскими конфессиями и течениями, что обусловлено наличием обширного опыта выполнения светских функций в Средневековье , а позднее и взаимодействиями с обществом и государством в условиях демократии. В XVI в. немецкий теолог Руперт Мельдений выдвинул знаменитую максиму: «in necessariis unitas, in dubiis libertas, in omnibus caritas» - «в необходимом - единство, в сомнениях - свобода, во всём - добродушие». Известный теолог, кардинал Йозеф Хеффнер определил социальное учение Католической Церкви как «совокупность социально-философских (взятых, в сущности, из социальной природы человека) и социально-теологических (взятых из христианского учения о Спасении) знаний о сущности и устройстве человеческого общества и о вытекающих отсюда и применимых к конкретным общественным отношениям нормам и задачам строя».
Социальное учение Католической Церкви опиралось сначала на августинизм , а позже - на томизм и основывается на ряде принципов, среди которых выделяются персонализм и солидаризм . Католическая церковь предложила свою трактовку теории естественного права, сочетающую религиозные и гуманистические идеи. Первичный источник достоинства и прав личности - Бог , однако, сотворив человека как существо телесное и духовное, личностное и социальное, Он наделил его неотъемлемыми достоинством и правами. Это стало результатом того, что все люди стали равны, уникальны и причастны Богу, но имеют свободную волю и свободу выбора. грехопадение повлияло на природу человека, но не лишило его естественных прав, а поскольку его природа до окончательного Спасения человечества неизменна, то даже Бог не властен отнять или ограничить свободу человека. По мнению Иоанна Павла II, «человеческая личность есть и должна оставаться принципом, субъектом и целью всех социальных обществ». Опыт СССР наглядно продемонстрировал, что настойчивое вмешательство государства может угрожать личной свободе и инициативе, поэтому католические теологи подчеркнули дуализм государства и общества. В решениях Второго Ватиканского Собора и энцикликах Иоанна Павла II отстаивалась необходимость разделения властей и правового характера государства, при котором первичны законы, а не воля уполномоченных должностных лиц. В то же время, признавая различие и самостоятельность природы и цели Церкви и государства, католические теологи подчёркивают необходимость их сотрудничества, поскольку общей целью государства и общества является «служение одним и тем же». Одновременно Католическая Церковь противостоит тенденциям закрытости государств, то есть противопоставляет «национальные традиции» общечеловеческим ценностям.
Организация и управление
В иерархическом плане клир, чётко отделяемый от мирян, различается по трём степеням священства:
Иерархия клира подразумевает наличие многочисленных церковных степеней и должностей (см. Церковные степени и должности в Римско-католической церкви), как пример:
Примечания
См. также
- Церковные степени и должности в Римско-католической Церкви
Ссылки
- Катехизис Католической Церкви (рус.)
- структура Католической Церкви (англ.)
- католическая энциклопедия (рус.)
- католическая энциклопедия (англ.)
- русская католическая информационная служба «Agnuz». Сайт ранее находился на www.agnuz.info
Литература
- Р. Конрад Вера Католической Церкви
- Иоанн Павел II. Верую в Церковь Единую, Святую, Вселенскую и Апостольскую
- J. L. McKenzie. The Roman Catholic Church
- John O’Grady. Roman Catholic Church: Its Origin & Nature
- Marcellino D’Ambrosio. Exploring the Catholic Church: An Introduction to Catholic Teaching and Practice
- H. W. Crocker. Triumph - The Power and the Glory of the Catholic Church
- Thomas E. Woods Jr. How the Catholic Church Built Western Civilization
- Hans Kung. The Catholic Church: A Short History (Modern Library Chronicles)
- P. Hughes. A Popular History of the Catholic Church
- G Daly, Transcendence and Immanence: A Study in Catholic Modernism and Integralism
Wikimedia Foundation . 2010 .
- Римская армия
- Римская история
Смотреть что такое "Римская Церковь" в других словарях:
РИМСКАЯ ЦЕРКОВЬ - см. КАТОЛИЦИЗМ. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907 … Словарь иностранных слов русского языка
Римская церковь - Основание и первоначальная история. Христианство проникло в Рим очень рано. Христианские апокрифы и легенды II и III веков утверждают, что уже император Тиберий († в 37 г.) слышал о Христе и даже, будто бы, хотел сопричислить его к римским богам… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Римская церковь - Христианство Портал:Христианство · Библия Ветхий Завет · Новый Завет Апокрифы Евангелие Десять заповедей Нагорная проповедь Троица Бог Отец … Википедия
ЦЕРКОВЬ - муж. церква, южн., зап., новг. место, здание для христианского богослужения, храм, Божий храм. У нас церковь отличается от молитвенного дома освященьем престола, заменяемого в походной, переносной церкви антиминсом. Церковь не в бревнах, а в… … Толковый словарь Даля
Итал. La Basilica di San Francesco d Assisi … Википедия
Церковь Святого Франциска в Ассизи - Церковь Сан Франческо в Ассизи итал. La Basilica di San Francesco d Assisi Вид с восточного фасада … Википедия
Римская католическая церковь - (Roman Catholic Church), часть христ. церкви (христианство), возглавляемая рим. епископом (папство). В раннехрист. церкви епископ Рима как преемник св. Петра имел ограниченную власть над умами всех верующих христиан. Однако после разделения христ … Всемирная история
Церковь Сан-Франческо в Ассизи - Церковь Сан Франческо в Ассизи, базилика Святого Франциска в монастыре Сакро Конвенто (итал. La Basilica di San Francesco d Assisi) главный храм ордена францисканцев, расположенный в городе Ассизи (Италия, административный регион Умбрия). Храм… … Католическая энциклопедия
Римская империя германской нации - Территория Священной Римской империи в 962 1806 гг. Священная Римская империя германской нации (лат. Sacrum Imperium Romanum Nationis Teutonicae, нем. Heiliges Römisches Reich Deutscher Nation) государственное образование, существовавшее с 962 г … Википедия
церковь - ц’ерковь (Мат.18:17 ; Деян.12:5 ; Рим.16:4 ,5; 1Кор.7:17 ; 1Кор.14:34 ; 1Кор.16:19) под этим словом в настоящее время понимается: а) всемирно распространенная религиозная организация или отдельно каждая из более чем 200 различных современных… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
Содержание статьи
РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ, религиозное сообщество, объединенное исповеданием единой христианской веры и участием в единых таинствах, руководимое священниками и церковной иерархией, во главе которой стоит папа Римский . Слово «католический» («вселенский») указывает, во-первых, на обращенную ко всему роду человеческому миссию этой церкви и, во-вторых, на тот факт, что членами церкви являются представители всего мира. Слово «римский» говорит о единстве церкви с епископом Римским и его главенстве над церковью, а также служит для отличия от других религиозных групп, использующих в своем названии понятие «католический».
История возникновения.
Католики верят, что церковь и папство были учреждены непосредственно Иисусом Христом и пребудут до конца времен и что папа есть законный преемник св. Петра (а значит, наследует его примат, первенство среди апостолов) и викарий (заместитель, наместник) Христа на земле. Они верят также, что Христос дал своим апостолам власть: 1) проповедовать его Евангелие всем людям; 2) освящать людей посредством таинств; 3) руководить и управлять всеми теми, кто принял Евангелие и крестился. И наконец, они верят, что этой властью наделены католические епископы (как преемники апостолов), возглавляемые папой, который обладает верховной властью. Папа, будучи учителем и защитником богооткровенной истины церкви, непогрешим, т.е. безошибочен в своих суждениях по вопросам веры и морали; Христос гарантировал эту непогрешимость, когда обещал, что истина всегда будет с церковью.
Признаки церкви.
В соответствии с традиционным учением, эту церковь отличают четыре характеристики, или четыре существенных признака (notae ecclesiae): 1) единство, о котором св. Павел говорит: «одно тело и один Дух», «один Господь, одна вера, одно крещение» (Еф 4:4-5); 2) святость, которую усматривают в церковном учении, богослужении и святой жизни верующих; 3) католичность (определенная выше); 4) апостоличность, или происхождение установлений и юрисдикции от апостолов.
Учение.
Главные моменты учения Римско-католической церкви изложены в Апостольском , Никейско-Константинопольском и Афанасьевском символах веры, в более полном виде они содержатся в исповедании веры, используемом при посвящении епископов и священников, а также при крещении взрослых. В своем учении Католическая церковь опирается также на постановления вселенских соборов, и прежде всего Тридентского и Ватиканских, особенно в отношении первенства и непогрешимой учительной власти папы Римского.
К главным моментам вероучения Римско-католической церкви относятся следующие. Вера в единого Бога в трех божественных Лицах, различных между собой и равных друг другу (Отец, Сын и Святой Дух). Учение о воплощении, страданиях, смерти и воскресении Иисуса Христа, и соединение в его личности двух природ, божественной и человеческой; божественное материнство Пресвятой Марии, девственной до рождения Иисуса, при рождении и после него. Вера в подлинное, реальное и субстанциальное присутствие Тела и Крови с душой и божественностью Иисуса Христа в таинстве евхаристии. Семь таинств, установленных Иисусом Христом для спасения человечества: крещение, миропомазание (конфирмация), евхаристия, покаяние, елеосвящение, священство, брак. Вера чистилище, воскресении мертвых и вечной жизнь. Учение о первенстве, не только чести, но и юрисдикции, епископа Римского. Почитание святых и их образов. Авторитет апостольского и церковного Предания и Священного Писания, которые могут быть истолкованы и поняты только в том смысле, которого придерживалась и придерживается католическая церковь.
Организационная структура.
В Римско-католической церкви высшая власть и юрисдикция над духовенством и мирянами принадлежит папе, который (начиная со Средних веков) избирается коллегией кардиналов на конклаве и сохраняет свои полномочия до конца жизни или законного отречения. Согласно католическому учению (зафиксированному в римско-католическом каноническом праве), вселенский собор не может состояться без участия папы, за которым закреплено право созывать собор, председательствовать на нем, определять повестку дня, переносить, временно приостанавливать работу вселенского собора и утверждать его решения. Кардиналы образуют коллегию при папе и являются его главным советниками и помощниками в управлении церковью. Папа не зависит от принятых законов и назначенных им или его предшественниками должностных лиц и обычно свою административную власть осуществляет в соответствии с Кодексом канонического права через посредство конгрегаций, судов и канцелярий Римской курии. На своих канонических территориях (называемых обычно диоцезами, или епархиями) и в отношении своих подчиненных патриархи, митрополиты, или архиепископы, и епископы действуют в рамках ординарной юрисдикции (т.е. связанной по закону с должностью, в отличие от делегированной юрисдикции, связанной с конкретным лицом). Своей юрисдикцией обладают также некоторые аббаты и прелаты, а также главные иерархи привилегированных церковных орденов, но последние только по отношению к собственным подчиненным. И наконец, священники обладают ординарной юрисдикцией в пределах своего прихода и по отношению к своим прихожанам.
Членом церкви верующий становится, исповедав христианскую веру (в случае младенцев за них это делают крестные родители), приняв крещение и подчинившись авторитету церкви. Членство дает право участия в остальных церковных таинствах и литургии (мессе). После достижения разумного возраста каждый католик обязан подчиняться предписаниям церкви: участвовать в мессе по воскресным и праздничным дням; поститься и воздерживаться от мясной пищи по определенным дням; исповедоваться по крайней мере один раз в год; причащаться во время празднования Пасхи; вносить пожертвования на содержание своего приходского священника; соблюдать церковные законы касательно брака.
Различные обряды.
Если Римско-католическая церковь едина в вопросах веры и морали, в послушании папе, то в области литургических форм богослужения и просто дисциплинарных вопросов допускается и все больше поощряется разнообразие. На Западе доминирует Латинский обряд, хотя сохраняются еще Лионский, Амвросианский и Мосарабский обряды; среди восточных членов Римско-католической церкви встречаются представители всех существующих ныне восточных обрядов.
Религиозные ордена.
Историки отмечают важный вклад в развитие культуры и христианской культуры, сделанный орденами, конгрегациями и другими религиозными институтами. И сегодня они играют заметную роль, как в собственно религиозной сфере, так и в области образования и социальной деятельности. .
Образование.
Католики считают, что право на образование детей принадлежит их родителям, которые могут пользоваться помощью других организаций, и что подлинное образование включает образование религиозное. Для этой цели католическая церковь содержит школы всех уровней, прежде всего в тех странах, где в программы государственных школ не включены религиозные дисциплины. Католические школы бывают понтификальными (папскими), епархиальными, приходскими или частными; часто преподавание поручается членам религиозных орденов.
Церковь и государство.
Папа Лев XIII подтвердил традиционное католическое учение, заявив о церкви и государстве, что каждая из этих властей «имеет определенные границы, в которых она и пребывает; эти границы определяются природой и непосредственным источником каждой. Вот почему их можно рассматривать как определенные, четко очерченные сферы деятельности, причем каждая власть в рамках своей сферы действует в соответствии с собственным правом» (энциклика Immortale Dei, 1 ноября 1885). Естественное право возлагает на государство ответственность только за вещи, имеющие отношение к земному благу людей; позитивное божественное право возлагает на церковь ответственность только за вещи, относящиеся к вечному уделу человека. Поскольку человек является одновременно и гражданином государства и членом церкви, возникает необходимость регулирования правовых отношений между обоими властями.
Статистические данные.
По оценкам статистиков в 1993 в мире насчитывалось 1040 млн. католиков (ок. 19% населения земного шара); в Латинской Америке – 412 млн.; в Европе – 260 млн.; в Азии – 130 млн.; в Африке – 128 млн.; в Океании – 8 млн.; в странах бывшего Советского Союза – 6 млн.
К 2005 количество католиков составило 1086 млн. (ок. 17% населения земного шара)
За время понтификата Иоанна Павла II (1978–2005) количество католиков в мире выросло на 250 млн. чел. (44%).
Половина всех католиков проживает в странах Северной и Южной Америки (49,8%) проживает в Южной или Северной Америке. В Европе католики составляют одну четвертую (25,8%) от общего количества. Наибольшее увеличение количества католиков произошло в Африке: в 2003 их количество выросло на 4,5 % по сравнению с предыдущим годом. Самой большой католической страной мира является Бразилия (149 млн. чел.), второй – Филиппины (65 млн. чел.). В Европе наибольшее количество католиков живет в Италии (56 млн.).