Сейчас в России 643 самостоятельных издательств. Большинство из них сконцентрировано в Москве. Однако ключевых игроков всего десять, двое из которых контролируют около 35% всего издательского книжного рынка России.

Топ – 10 книжных издательств России*:

2. “ОЛМА Медиа Групп/ИД Просвещение” – российское издательство, занимающее 14% российского книжного рынка. В 2011 году основатели “ОЛМА Медиа Групп” Владимир Узун и Олег Ткач выкупили у Правительства Р.Ф. ИД “Просвещение” . С 2014 года Аркадий Ротенберг является одним из миноритариев “Просвещение” и входит в совет директоров.

3. “Азбука – Аттикус” – одна из крупнейших книгоиздательских групп в России , основанная в 2008 году. В ее состав входят: “Азбука”, “Иностранка”, “КоЛибри” и “Махаон”. Совладельцем является Александр Мамут , имеющий 75% минус одна акция.

4. “Эгмонт Россия” – дочерняя фирма старейшего в Европе датского издательского концерна «Эгмонт Интернэшнл Холдинг», специализирующаяся на выпуске книг и журналов для детей. Издательство занимает около 70% рынка детской периодической печати.

5. “Росмэн” – детское издательство №1 в России , занимающее 2% российского книжного рынка. Самый известный проект издательства – серия книг Джоан Роулинг о Гарри Поттере. Владелец – Михаил Маркоткин.

6. “Экзамен” – книжное издательство, приоритетным направлением которого являются материалы для подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ.

7. “РИПОЛ классик” – многопрофильное издательство , генеральным директором которого является Сергей Макаренков. Сотрудничает с иллюстратором Эриком Булатовом . Самая популярная серия книг – “30 секунд”.

8. “Феникс” – крупнейшее региональное издательство России, расположенное в Ростове-на-Дону и выпускающее учебные пособия для ВУЗов и школ.

9. “Фламинго” – издательство, специализирующееся на издании книг для дошкольников и учеников начальных классов (азбуки, буквари, сказки, обучающие книги).

10. “Ювента” – издательство, специализирующееся на учебной и методической литературе для дошкольников, а также для начальной и основной школы.

С каждым годом конкуренция ослабевает: либо происходит слияние – “Эксмо” и “АСТ” и “Азбука” и “”Атттикус -Паблишинг”, либо поглощение – “Эксмо – АСТ” “Дрофы” и “Вентаны-Граф” , либо издательства сами уходят с рынка в результате банкротства. Таким образом, в российском издательском бизнесе наблюдается тенденция к монополизации.

*Информация взята из отраслевого доклада Роспечати от 2016 года.